Проект федерального закона № 996800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц»

Идентификатор 32414
Номер 996800-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц
Комментарий
Дата внесения 2020-07-28

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Дата последнего события 2020-10-27
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 996800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц".

    0 23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных
    2 экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых
    3 операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного
    4 имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в
    5 интересах и (или) в пользу блокируемых лиц". Докладывает официальный
    6 представитель правительства заместитель министра финансов Владимир
    7 Владимирович Колычев.
    8
    9 КОЛЫЧЕВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,
    10 заместитель министра финансов Российской Федерации.
    11
    12 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
    13 Предложенный вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в отдельные
    14 законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных
    15 экономических мер..." направлен на совершенствование правоприменительной
    16 практики и создание единого подхода к реализации специальных экономических
    17 мер.
    18
    19 Напомню, что в 2018 году в качестве ответных мер на недружественные действия
    20 Украины Президентом Российской Федерации было принято решение о введении
    21 специальных экономических мер в отношении отдельных юридических и физических
    22 лиц Украины. С тех пор была наработана правоприменительная практика, и в
    23 соответствии с этой правоприменительной практикой в целях улучшения
    24 эффективности реализации специальных экономических мер подготовлен данный
    25 законопроект. Напомню, что эти специальные экономические меры направлены на
    26 запрет финансовых операций, замораживание денежных средств или иного
    27 имущества и блокирование финансовых операций, совершаемых в интересах или в
    28 пользу блокируемых лиц.
    29
    30 В этих целях законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных
    31 законов, в том числе устанавливающие перечень финансовых организаций,
    32 осуществляющих операции с денежными средствами, полномочия органов
    33 исполнительной власти по формированию порядка и условий применения
    34 специальных экономических мер и Банка России по разъяснению вопросов,
    35 связанных с их применением, для поднадзорных организаций, а также
    36 ответственность финансовых организаций за нарушение положений
    37 соответствующего федерального закона.
    38
    39 С Банком России законопроект согласован. С учётом его значимости для
    40 повышения эффективности применения специальных экономических мер просим
    41 поддержать.
    42
    43 Спасибо за внимание.
    44
    45 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь.
    46
    47 С содокладом выступает Алексей Вадимович Лященко.
    48
    49 ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    50
    51 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся изменения
    52 в 14 федеральных законов. Основные изменения вносятся в федеральный закон "О
    53 специальных экономических мерах и принудительных мерах". Суть изменений
    54 следующая: расширение перечня субъектов, в отношении которых применяются
    55 специальные экономические меры; введение понятия "блокируемые лица";
    56 раскрытие понятия "юридические лица, подконтрольные иностранным организациям,
    57 иностранным гражданам и лицам без гражданства"; уточнение и дополнение
    58 перечня направлений применения специальных экономических мер. Закон также
    59 дополняется новой статьёй, раскрывающей содержание специальных экономических
    60 мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций,
    61 замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества, а также
    62 финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц.
    63 Данной статьёй устанавливается: какие организации являются организациями,
    64 реализующими специальные экономические меры; что понимается под
    65 замораживанием (блокированием) денежных средств и иного имущества блокируемых
    66 лиц; перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые
    67 вправе осуществлять блокируемое лицо; перечень организаций, осуществляющих
    68 операции с денежными средствами или иным имуществом блокируемых лиц;
    69 полномочия Центрального банка и уполномоченных ФОИВов.
    70
    71 Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его к принятию в
    72 первом чтении. Имеется ряд замечаний, которые не являются концептуальными и
    73 будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
    74
    75 Прошу поддержать.
    76
    77 Спасибо за внимание.
    78
    79 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Вадимович.
    80
    81 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    82
    83 Включите режим записи на вопросы.
    84
    85 Покажите список.
    86
    87 Шперов Павел Валентинович, пожалуйста.
    88
    89 ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР.
    90
    91 У меня вопрос к докладчику.
    92
    93 Уважаемый Владимир Владимирович, как известно, многие иностранные государства
    94 применяют специальные экономические меры в отношении граждан Российской
    95 Федерации, причём на территории Российской Федерации. Я думаю, вы знаете, что
    96 многие крымчане не могут воспользоваться различными финансовыми услугами,
    97 допустим осуществлять платежи в системах "PayPal", "QIWI", которые тоже
    98 блокируют. У меня был заблокирован платёж в системе "QIWI" пару лет назад
    99 из-за того, что я нахожусь в санкционных списках. Вот каким образом данный
    100 закон будет влиять на противодействие мерам, которые вводят наши противники?
    101 То есть мы сможем, скажем так, влиять на те же банки, которые находятся под
    102 зарубежным влиянием, но работают в Российской Федерации и проводят меры
    103 против граждан Российской Федерации, в том числе крымчан? Мы сможем этим
    104 законом улучшить ситуацию либо это будет относиться только к тем, против кого
    105 мы сейчас вводим санкции?.. (Микрофон отключён.)
    106
    107 КОЛЫЧЕВ В. В. Павел Валентинович, спасибо за вопрос. Отвечаю прямо: нет, этот
    108 законопроект не направлен на противодействие ограничительным мерам, которые
    109 были введены против физических и юридических лиц в Российской Федерации, -
    110 это, наоборот, улучшает эффективность мер, которые Российская Федерация
    111 вводит против юридических, физических лиц других стран, но тем не менее...
    112 Это не относится, естественно, к этому законопроекту, но, как вы знаете, на
    113 территории Крыма и Севастополя действуют специальные кредитные организации,
    114 которые предоставляют полный перечень финансовых услуг и таким образом
    115 нивелируют недружественные действия, которые другие страны пытаются
    116 осуществлять в отношении граждан нашей страны.
    117
    118 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    119
    120 Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.
    121
    122 ИОНИН Д. А. Владимир Владимирович, движение средств, конечно, надо
    123 контролировать, но есть тонкая грань между умыслом и технической ошибкой.
    124
    125 Вот у вас тут прописано, что реализация специальных экономических мер не
    126 является основанием нарушения условий договоров. Но ведь тут может быть и
    127 техническая ошибка банка, который срывает контракт, замораживает деньги, банк
    128 может умышленно, чтобы поддерживать ликвидность, сделать так, чтобы деньги
    129 куда-то не шли, третьи лица могут вмешаться, там, киберпреступники, ну,
    130 всякое может быть, то есть может не быть вины за совершение правонарушения,
    131 которое бы было основанием... В этой ситуации мы точно не создаём почву для
    132 злоупотреблений со стороны кредитных организаций в отношении клиентов? Может,
    133 есть всё-таки какие-то страховочные механизмы, которые ко второму чтению
    134 стоит добавить в этот законопроект?
    135
    136 КОЛЫЧЕВ В. В. Страховочный механизм на самом деле предусмотрен в действующей
    137 нормативно-правовой базе, указом президента были введены соответствующие
    138 меры, специальным экономическим постановлением правительства предусмотрена
    139 возможность для юридических и физических лиц обращаться за временными
    140 разрешениями на проведение определённых операций. Такие обращения оперативно
    141 рассматриваются в Правительстве Российской Федерации, и временные разрешения
    142 в случае их обоснованности, естественно, даются. На практике за последние два
    143 года было несколько десятков обращений, большинство из них было признано
    144 правительством не совсем обоснованными, но несколько временных разрешений
    145 было выдано.
    146
    147 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    148
    149 Алексей Вадимович, спасибо. Присаживайтесь.
    150
    151 Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
    152
    153 Тогда ставлю законопроект на голосование.
    154
    155 Включите режим голосования.
    156
    157 Покажите результаты.
    158
    159 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 37 сек.)
    160 Проголосовало за 366 чел.81,3 %
    161 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    162 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    163 Голосовало 366 чел.
    164 Не голосовало 84 чел.18,7 %
    165 Результат: принято
    166
    167 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.