Проект федерального закона № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации»

Идентификатор 32403
Номер 993419-7
Тип документа Федеральный закон
Название О молодежной политике в Российской Федерации
Комментарий
Дата внесения 2020-07-22

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-01-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Аршинова Алёна Игоревна
  • Афонин Юрий Вячеславович
  • Бариев Марат Мансурович
  • Баталова Рима Акбердиновна
  • Варфоломеев Александр Геогиевич
  • Вяткин Дмитрий Федорович
  • Гаврилов Сергей Анатольевич
  • Газзаев Валерий Георгиевич
  • Ионин Дмитрий Александрович
  • Карелова Галина Николаевна
  • Кувшинова Наталья Сергеевна
  • Пайкин Борис Романович
  • Пирог Дмитрий Юрьевич
  • Свищев Дмитрий Александрович
  • Тараканов Павел Владимирович
  • Фетисов Вячеслав Александрович
  • Шипулин Антон Владимирович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 993419-7 "О молодёжной политике в Российской Федерации".

    0 Переходим к рассмотрению 26-го вопроса. О проекте федерального закона "О
    1 молодёжной политике в Российской Федерации". Доклад Натальи Сергеевны
    2 Кувшиновой.
    3
    4 Пожалуйста.
    5
    6 КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера законопроект был
    9 принят во втором чтении. Он прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет.
    10 Хотела бы поблагодарить всех за активную работу по подготовке законопроекта,
    11 большое количество поправок было учтено, вчера поддержано. Законопроект
    12 полностью готов для принятия в третьем чтении. Комитет предлагает поддержать
    13 его в третьем чтении.
    14
    15 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    16
    17 Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет.
    18
    19 Ставится на голосование законопроект под пунктом 26 нашей повестки, третье
    20 чтение.
    21
    22 Пожалуйста, включите режим голосования.
    23
    24 Покажите результаты.
    25
    26 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 41 сек.)
    27 Проголосовало за 384 чел.85,3 %
    28 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    29 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    30 Голосовало 384 чел.
    31 Не голосовало 66 чел.14,7 %
    32 Результат: принято
    33
    34 Федеральный закон принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 993419-7 "О молодёжной политике в Российской Федерации".

    0 Пункт 50, проект федерального закона "О молодёжной политике в Российской
    1 Федерации". Доклад Натальи Сергеевны Кувшиновой.
    2
    3 Пожалуйста.
    4
    5 КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был поддержан
    8 в первом чтении 11 ноября. Ко второму чтению проведена большая работа.
    9 Благодарю всех коллег, кто подключился. Практически во всех субъектах прошли
    10 обсуждения на площадках молодёжных парламентов, в вузах, в общественных
    11 молодёжных организациях. Поступили десятки предложений, в том числе от
    12 Молодёжного парламента при Государственной Думе, парламентов Республики Саха
    13 (Якутия), Алтайского края, Тюменской области, Республики Башкортостан,
    14 Ростовской области и многих других субъектов.
    15
    16 Поступило 89 поправок. Комитет самым внимательным образом изучил все поправки
    17 и подготовил две таблицы: таблица поправок, рекомендованных к принятию,
    18 содержит 39 поправок, таблица поправок, рекомендованных к отклонению,
    19 содержит 50 поправок. Сразу хочу отметить, что ряд поправок, включённых в
    20 таблицу рекомендованных к отклонению, частично учтён, потому что по
    21 содержанию они дублируют те поправки, которые находятся в таблице
    22 рекомендованных к принятию.
    23
    24 Предлагаем перейти к рассмотрению таблиц.
    25
    26 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    27
    28 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    29
    30 Покажите результаты.
    31
    32 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 28 сек.)
    33 Проголосовало за 367 чел.81,6 %
    34 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    35 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    36 Голосовало 367 чел.
    37 Не голосовало 83 чел.18,4 %
    38 Результат: принято
    39
    40 Принимается.
    41
    42 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.
    43
    44 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    45
    46 Включите режим голосования.
    47
    48 Покажите результаты.
    49
    50 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 59 сек.)
    51 Проголосовало за 367 чел.81,6 %
    52 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    53 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    54 Голосовало 367 чел.
    55 Не голосовало 83 чел.18,4 %
    56 Результат: принято
    57
    58 Принимается.
    59
    60 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.
    61
    62 Включите режим голосования.
    63
    64 Покажите результаты.
    65
    66 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 25 сек.)
    67 Проголосовало за 388 чел.86,2 %
    68 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    69 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    70 Голосовало 388 чел.
    71 Не голосовало 62 чел.13,8 %
    72 Результат: принято
    73
    74 Принимается единогласно.
    75
    76 На трибуне включите микрофон.
    77
    78 КУВШИНОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просим
    79 поставить законопроект в проект порядка работы на завтра, на 23-е число, для
    80 рассмотрения в третьем чтении.
    81
    82 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    83
    84 Не будет возражений, коллеги? Нет. Включаем.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 993419-7 "О молодёжной политике в Российской Федерации".

    0 16-й вопрос, проект федерального закона "О молодёжной политике в Российской
    1 Федерации". Докладывает Наталья Сергеевна Кувшинова.
    2
    3 КУВШИНОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    4
    5 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается
    6 проект федерального закона "О молодёжной политике в Российской Федерации".
    7 Долгожданный законопроект, он разработан в целях реализации положений
    8 Конституции Российской Федерации и внесён в Государственную Думу депутатами -
    9 представителями всех фракций Государственной Думы и сенаторами Российской
    10 Федерации.
    11
    12 Скажу честно, законопроекту предшествовала большая подготовительная работа.
    13 На площадке Государственной Думы, на площадке Совета Федерации проходили
    14 обсуждения с участием представителей регионов, молодёжных парламентов,
    15 Молодёжного парламента при Государственной Думе, молодёжных общественных
    16 объединений студенческого сообщества.
    17
    18 Законопроект формирует единую правовую базу, которая в дальнейшем получит
    19 своё развитие как в отраслевом законодательстве, так и в законодательстве
    20 субъектов Российской Федерации. К слову, нужно отметить, что в настоящее
    21 время региональные законы уже приняты в 78 субъектах из 85 субъектов
    22 Российской Федерации.
    23
    24 Законопроект предусматривает понятия, цели, принципы, основные направления
    25 реализации молодёжной политики. Так, закрепляются такие понятия, как
    26 "молодёжь", "молодёжная политика", "молодая семья", "молодёжные общественные
    27 объединения", и ряд иных. К молодёжи предлагаем отнести граждан Российской
    28 Федерации в возрасте от 14 до 35 лет. Кроме того, предусматриваются
    29 полномочия органов государственной власти и местного самоуправления и ряд
    30 иных предложений, с которыми, коллеги, я думаю, вы могли ознакомиться.
    31
    32 Так как сегодня я выступаю не только от авторов, но и как представитель
    33 комитета Государственной Думы, отмечу несколько моментов. При подготовке
    34 законопроекта к рассмотрению в первом чтении в рамках предварительного
    35 рассмотрения мы уже получили предложения и от общественности, и от органов
    36 государственной власти. Так, в случае вашей поддержки в первом чтении ко
    37 второму чтению предлагается изменить верхнюю границу возраста: не до 35 лет,
    38 а до 35 лет включительно, чтобы данные нормы корреспондировались с уже
    39 существующими программами, проектами, в том числе по обеспечению жильём
    40 молодых семей и рядом иных. Кроме того, речь шла о включении определения
    41 понятия "молодой специалист", а также о более детальном распределении
    42 полномочий, компетенций, предметов ведения между федеральными, региональными
    43 и муниципальными органами власти.
    44
    45 На данный законопроект получены отзывы, причём приятно отметить уникальное
    46 единодушие субъектов Российской Федерации: из 85 регионов органы
    47 исполнительной власти, из 77 регионов органы законодательной власти
    48 поддержали данный законопроект. Отрицательных отзывов от субъектов не
    49 получено, что, наверное, свидетельствует о понимании регионами необходимости
    50 принятия единого федерального закона в сфере молодёжной политики. Комитет
    51 Совета Федерации по социальной политике, комитеты-соисполнители
    52 Государственной Думы - по федеративному устройству, по делам национальностей
    53 - также поддержали законопроект. Правительство законопроект поддерживает с
    54 учётом доработки ко второму чтению.
    55
    56 Коллеги, если данная законодательная инициатива будет вами поддержана, мы
    57 предлагаем до второго чтения в регионах в рамках региональных недель провести
    58 широкое обсуждение с участием молодёжных парламентских структур, с участием
    59 молодёжных общественных объединений, с участием муниципальных образований,
    60 студенческого, научного сообщества, для того чтобы ко второму чтению
    61 подготовить максимально выверенный документ, с учётом мнения молодёжи нашей
    62 страны.
    63
    64 В целом Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи
    65 поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять
    66 его в первом чтении.
    67
    68 Спасибо, коллеги.
    69
    70 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Сергеевна.
    71
    72 Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить?.. Вопросы есть,
    73 извините.
    74
    75 Включите режим записи на вопросы.
    76
    77 Коллеги, активней так руку поднимайте, чтобы я видел.
    78
    79 Покажите список.
    80
    81 Осадчий Николай Иванович.
    82
    83 ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Наталья Сергеевна, в связи с тем что во многих
    84 субъектах Российской Федерации (это у вас в докладе прозвучало)
    85 соответствующие законы о государственной молодёжной политике существуют (ну,
    86 как в Краснодарском крае, например, с конца 90-х годов), а также в связи с
    87 тем, что многие регионы сегодня находятся в сложном финансовом положении, а
    88 наша задача, приняв этот схематичный, векторный закон, добиться, чтобы
    89 конкретные программы были наполнены конкретными мероприятиями и деньгами,
    90 может быть, в части 6 статьи 6, об участии Российской Федерации в
    91 софинансировании расходов регионов, записать вместо "вправе осуществлять"
    92 слово "осуществляет"? Иначе создаётся впечатление, что кто-то здесь решит и
    93 не будет поддерживать по какой-то причине региональные программы.
    94
    95 КУВШИНОВА Н. С. Спасибо, Николай Иванович, за важный вопрос. Вы правильно
    96 отметили, что в отличие, например, от субъектового уровня на федеральном
    97 уровне ещё действует постановление Верховного Совета от 1993 года, то есть,
    98 по сути, это единственный нормативный акт, всё остальное только подзаконные
    99 акты. Более того, совместно с комитетом по федеративному устройству
    100 обсуждался не только этот вопрос, но и вопросы, связанные с существующим, к
    101 сожалению, ну, в той редакции, которая есть, где-то дублированием
    102 федеральных, региональных, муниципальных полномочий. И конечно, наша задача -
    103 сделать так, чтобы по итогам принятия закона дополнительная бюджетная
    104 нагрузка не легла на муниципальные образования, ведь мы предусматриваем
    105 значительное количество новых полномочий, и не пошла по остаточному принципу.
    106 И следующий вопрос, который мы тоже будем отрабатывать совместно с коллегами,
    107 связан с внесением изменений в 131-й, 184-й законы: там только одной строкой
    108 предусмотрена работа с детьми и молодёжью, а нам нужно очень чётко свести эти
    109 отраслевые акты с профильным законом.
    110
    111 Мы с удовольствием с вами поработаем. И, коллеги, почему я попросила в
    112 регионах провести такие обсуждения? Потому что, к сожалению, не все
    113 молодёжные организации могут напрямую выйти с поправками, а через депутатов
    114 Государственной Думы поправки мы на площадке нашего комитета обязательно
    115 рассмотрим.
    116
    117 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    118
    119 Шеремет Михаил Сергеевич.
    120
    121 ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Наталья Сергеевна, хороший законопроект. Скажите,
    122 пожалуйста, почему вы выделяете социально-демографическую группу в возрасте
    123 именно от 14 до 35 лет, а не младше? Не считаете ли вы, что, может быть,
    124 нужен отдельный какой-то законопроект для подросткового возраста?
    125
    126 КУВШИНОВА Н. С. Спасибо за вопрос. Ну, нам бы этот законопроект принять - ещё
    127 законопроект для подросткового возраста...
    128
    129 Ну, коллеги, на самом деле в настоящее время в Основах государственной
    130 молодёжной политики предусматривается действительно, вы правильно отметили,
    131 возраст до 30 лет, от 14 до 30 лет. Была проведена большая работа, причём не
    132 только, даже, наверное, не столько в части международного законодательства. В
    133 разных странах этот возраст - до 30 лет, где-то до 32 лет, где-то до 35 лет.
    134 Но практика, которая сложилась на сегодня, а это уже существующие программы -
    135 программы обеспечения жильём молодых семей, поддержки молодых кандидатов
    136 наук, докторантов и ряд иных программ, которые, по сути, в правовом поле уже
    137 есть, - и запрос с мест, который в прикладном плане уже сложился, приводят
    138 нас к тому, что верхнюю границу, и это поддержано всеми субъектами,
    139 предлагается поднять до 35 лет. Это позволит большему количеству молодых
    140 граждан, по нашим подсчётам, на 12,7 миллиона граждан нашей страны, попадать
    141 в эту категорию, соответственно, пользоваться, участвовать в программах,
    142 проектах, грантах разных уровней. Наверное, в активности нашей молодёжи
    143 сомневаться нет никаких оснований, поэтому была выбрана эта верхняя граница
    144 возраста - до 35 лет. И наверное, мы с коллегами всё-таки будем предлагать
    145 формулировку "включительно", чтобы не было нестыковок с уже действующими
    146 нормативными актами.
    147
    148 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Сергеевна, присаживайтесь.
    149
    150 Желающие выступить есть, поэтому давайте включим режим записи на выступления.
    151
    152 Покажите список.
    153
    154 Коллеги, мы договариваемся: по одному выступлению. Я прошу фракцию "ЕДИНАЯ
    155 РОССИЯ" определиться, кто будет выступать... А, у меня, собственно, помечено,
    156 кто будет выступать с мнением фракции. И от фракции ЛДПР должно быть только
    157 одно выступление - определяйтесь.
    158
    159 Тогда я предоставляю слово сначала Афонину Юрию Вячеславовичу.
    160
    161 Коллеги, депутат Афонин просит дать ему возможность выступить одновременно по
    162 16-му и 17-му вопросам - это взаимосвязанные законопроекты, - имея в виду,
    163 что шесть минут он израсходует, но по второму вопросу представитель фракции
    164 выступать уже не будет. Нет возражений? Нет.
    165
    166 Пожалуйста, шесть минут поставьте.
    167
    168 АФОНИН Ю. В., фракция КПРФ.
    169
    170 Уважаемые коллеги, действительно, мы сегодня обсуждаем многострадальный
    171 закон. Наталья Сергеевна говорила, что у нас фактически единственный
    172 нормативный акт, который регулирует молодёжную политику, - это постановление
    173 Верховного Совета от 1993 года. Почему это происходило? Потому что после
    174 развала Советского Союза ельцинской власти не нужна была никакая молодёжная
    175 политика - был уничтожен советский комсомол, была уничтожена пионерия,
    176 сворачивалась система работы с детьми, шла коммерциализация образования, шла
    177 коммерциализация детско-юношеского спорта. Ну и на самом деле мы сейчас
    178 пожинаем плоды в том числе того времени, когда вот эта большая советская
    179 система подготовки и молодёжи, и детей, и кадров разрушалась.
    180
    181 Понимая всю эту ситуацию, в 1998 году фракция КПРФ в Государственной Думе
    182 внесла законопроект о государственной молодёжной политике в Российской
    183 Федерации - мы благодарны всем тем депутатам, которые тогда поддержали этот
    184 законопроект, - и он был принят в трёх чтениях. К сожалению, господин Ельцин,
    185 уже в последний месяц нахождения на посту президента, в конце ноября 1999
    186 года, наложил вето на этот закон, и он не вступил в силу окончательно. В 1999
    187 году избралась новая Государственная Дума, там уже появилась фракция... тогда
    188 "Единство", и госпожа Буратаева, выступая в зале заседаний Государственной
    189 Думы, сказала, что нужно отклонить законопроект, который предложила фракция
    190 КПРФ, и обязательно принять законопроект, который будет разработан фракцией
    191 "Единство".
    192
    193 К сожалению, прошло 20 лет, никто никакой законопроект не внёс, но был
    194 отклонён тот наш законопроект. Для справедливости хотел бы сказать, что в
    195 2011 году группа депутатов, представляющая три партии - КПРФ, "ЕДИНАЯ
    196 РОССИЯ", ЛДПР, - внесла проект закона о поддержке молодёжных и детских
    197 общественных организаций, но он тоже, к сожалению, не был поддержан
    198 правительством, долгое время не рассматривался. Почему не принимали ни тот ни
    199 другой законопроект? Потому что и тот и другой законопроект требовал
    200 серьёзного государственного финансирования. Решили сэкономить на молодёжи,
    201 решили сэкономить на детях - ну и мы видим, к чему это приводит.
    202
    203 Мы поддерживаем представленный законопроект, ряд депутатов нашей фракции, в
    204 том числе и я, выступили соавторами этого законопроекта, потому что мы
    205 считаем принципиальным принятие рамочного закона. Но нам очень важно, чтобы в
    206 случае принятия закон всё-таки действовал, чтобы закон реально работал и в
    207 том числе наполнялся финансированием. Если мы посмотрим текст законопроекта,
    208 то увидим, что там прописывается достаточно много полномочий федеральных
    209 органов власти, региональных органов власти, муниципальных органов власти, но
    210 если на федеральном уровне мы ещё видим финансирование, есть Федеральное
    211 агентство по делам молодёжи, реализуются программы, то на уровне регионов, а
    212 часто и на уровне муниципалитетов вообще нет финансовых ресурсов,
    213 муниципалитеты еле-еле сводят концы с концами и никакой серьёзной молодёжной
    214 политики, финансирования в нынешних межбюджетных отношениях, которые мы
    215 установили, быть не может.
    216
    217 Мы должны чётко понимать при проработке этого законопроекта во втором чтении,
    218 ну и в дальнейшей работе вообще, что беспокоит молодёжь в первую очередь, что
    219 мы должны делать для воспитания молодого поколения. Мы посмотрели
    220 социологические данные, данные одного из последних опросов: 61 процент
    221 опрошенных представителей молодого поколения испытывают трудности в поиске
    222 работы, более половины опрошенных, 54 процента, боятся не найти своего места
    223 в жизни. Что ещё беспокоит молодёжь? 71 процент молодых считают, что
    224 государство должно уделять внимание трудоустройству, 60 процентов - повышению
    225 доступности и качества высшего образования, 43 процента - доступности жилья,
    226 38 процентов - поддержке молодых семей. Доступность здравоохранения в
    227 нынешних условиях особенно важна. При этом 53 процента наших молодых
    228 представителей не видят будущего в стране, многие из них хотят уехать - нам
    229 необходимо менять вот это настроение молодёжи! Но как такие настроения
    230 молодёжи меняет наш бюджет, который принимался здесь, в Государственной Думе,
    231 и против которого голосовала наша фракция? Отвечает ли этот бюджет вызовам и
    232 ожиданиям молодёжи? Не отвечает!
    233
    234 Одна из главных проблем, которые волнуют молодёжь, - это поиск работы, а
    235 программа "Содействие занятости населения" сокращается на 9 миллиардов на
    236 фоне пятикратного роста безработицы. Мы считаем, фракция КПРФ считает, что
    237 необходимо квотировать первое рабочее место для молодёжи, и мы должны это
    238 прописать в законопроекте.
    239
    240 Молодёжь мечтает о повышении доступности и качества образования. К сожалению,
    241 если посмотреть трёхлетку, можно увидеть, что, несмотря на запланированное в
    242 2021 году семипроцентное увеличение расходов на образование, в следующем году
    243 они на 3 процента сокращаются, а с учётом инфляции прибавки никакой не будет.
    244 Образование в нашей стране должно быть бесплатным и доступным, а сейчас
    245 молодёжь, которая учится дистанционно, фактически переведена на дистанционное
    246 обучение, платит за обучение, и мы никак не можем принять решение о том,
    247 чтобы уменьшить ей эту плату.
    248
    249 Мы считаем, что молодёжь также должна быть обеспечена бесплатным жильём. При
    250 рождении третьего ребенка ипотечный кредит должны полностью списывать.
    251
    252 Если мы не предусмотрим необходимых норм во втором чтении, то, к сожалению,
    253 закон не сможет действовать напрямую.
    254
    255 Спасибо за внимание.
    256
    257 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    258
    259 От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Бариев Марат Мансурович, пожалуйста.
    260
    261 Приготовиться Ионину Дмитрию Александровичу.
    262
    263 БАРИЕВ М. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    264
    265 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект "О молодёжной
    266 политике в Российской Федерации" разработан в целях закрепления правовых
    267 гарантий, создания равных условий для самореализации молодёжи на всей
    268 территории Российской Федерации. Основанием для его разработки явилось
    269 включение понятия "молодёжная политика" в статью 72 Конституции Российской
    270 Федерации в редакции от 1 июля текущего года в процессе её обновления. Вот
    271 сейчас говорили об опасениях и проблемах в плане бюджетного наполнения на
    272 региональном и муниципальном уровнях, но, я думаю, внесение изменений в
    273 Конституцию позволит этот вопрос сдвинуть с места.
    274
    275 В своих выступлениях, на встречах с молодёжью страны Президент России
    276 неоднократно затрагивал тему молодёжной политики, делая акцент на том, что
    277 именно с молодым поколением связано развитие нашей страны, а талантливая
    278 молодёжь - одно из самых сильных конкурентных преимуществ России.
    279
    280 Актуальность данного законопроекта очевидна. Напомню, что в мае 2017 года
    281 впервые в современной России здесь, в зале Государственной Думы, состоялись
    282 парламентские слушания "О молодёжной политике в Российской Федерации",
    283 собравшие более 600 участников со всей страны, а также руководителей всех
    284 фракций в Госдуме. И тогда спикер палаты Вячеслав Викторович отметил
    285 отсутствие единого системного подхода в области правового регулирования
    286 государственной молодёжной политики, призвав выстроить её более эффективную
    287 модель, направленную на решение конкретных проблем молодёжи.
    288
    289 На сегодняшний день почти 80 субъектов Российской Федерации имеют свои законы
    290 о молодёжи или молодёжной политике. Вместе с тем в федеральном
    291 законодательстве нет определений понятий "молодёжь", "молодёжная политика",
    292 что приводит к различному их толкованию в плане как уровня возможностей для
    293 молодёжи, так и чисто возрастных критериев, мер её поддержки в разных
    294 субъектах Российской Федерации, и сегодня эти вопросы уже возникали. Поэтому
    295 необходимо в рамках единого правового поля утвердить единый понятийный
    296 аппарат, на что направлен представленный законопроект. Кроме того, в
    297 законопроекте в развитие норм Конституции утверждаются полномочия в сфере
    298 государственной молодёжной политики на федеральном, региональном и
    299 муниципальном уровнях.
    300
    301 Однако в законопроекте есть и ряд замечаний по нему и предложений, о
    302 некоторых здесь уже говорили. Из законопроекта выпадают молодые люди -
    303 граждане других стран: временно проживающие в России студенты, приехавшие на
    304 заработки и так далее. Требует уточнения и предлагаемое понятие
    305 "инфраструктура молодёжной политики", отсутствует понятие "специалист по
    306 работе с молодёжью"... (Микрофон отключён.)
    307
    308 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте.
    309
    310 БАРИЕВ М. М. После внесения законопроекта в Государственную Думу в июле в
    311 органах власти в регионах России, в молодёжных организациях прошло и идёт
    312 активное его обсуждение. Мы получаем сотни предложений по совершенствованию
    313 законопроекта, которые необходимо будет внимательно рассмотреть при
    314 подготовке его ко второму чтению. В то же время практически абсолютная
    315 поддержка законопроекта со стороны регионов, о чём докладчик сказала,
    316 подтверждает актуальность данного закона и необходимость его принятия.
    317
    318 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект с учётом высказанных
    319 замечаний и предлагает принять его.
    320
    321 Спасибо за внимание.
    322
    323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марат Мансурович.
    324
    325 Ионин Дмитрий Александрович - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    326
    327 Подготовиться депутату Власову.
    328
    329 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    330
    331 Выступавший передо мной коллега из КПРФ сказал страшную вещь: всё больше и
    332 больше молодёжи думает о том, чтобы уехать из страны. К сожалению, цифры
    333 статистики действительно говорят об этом. В своё время лидер фракции
    334 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Сергей Михайлович Миронов, выступая с этой трибуны,
    335 назвал это по-другому: молодёжь утрачивает чувство великой Родины. Да,
    336 действительно, это так сегодня, это выражается не только в желании уехать, но
    337 и во многом другом. Это связано и с внутренними факторами: с цинизмом, с
    338 которым приходится сталкиваться молодёжи, взрослея и пытаясь как-то
    339 социализироваться, с тем, что они годами слышат, что молодёжь - это важно,
    340 молодёжная политика - это важно, но на самом деле никто практических шагов до
    341 сегодняшнего дня в этом направлении не сделал. Это связано с внешними
    342 факторами и с теми ценностями, которые навязываются извне вот этими
    343 коллективными избирателями Байдена нам сюда, такими как, не знаю, целование
    344 ног афроамериканцам, ЛГБТ, облизывание мигрантов и так далее. Это всё
    345 навязывается, и эта система ценностей им прививается, а нашему государству
    346 пока нечего противопоставить, кроме тех споров, которые у нас идут.
    347
    348 Споры идут давно. Действительно, последний законодательный акт на эту тему
    349 был принят в июне 1993 года Верховным Советом, он называется "Об Основных
    350 направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации". С
    351 тех пор шесть раз вносились законопроекты о молодёжной политике, и шесть раз
    352 они у нас здесь отклонялись, то есть практических шагов по реальной
    353 реализации молодёжной политики в стране, её направлений за это время не
    354 предпринималось. Были какие-то красивые вещи... Знаете, есть такой
    355 замечательный сериал, мне он очень нравится, "Последний министр" называется,
    356 так вот он там выступает и прямо даёт формулировку: "Молодые активисты с
    357 энтузиазмом поросячьим до мордочки". Да, ходили какие-то ребята с флагами, на
    358 какие-то форумы в регионах ездили, какие-то деньги на это осваивали, гранты
    359 кто-то там получал, приближённые, и так далее - и говорили, что у нас есть
    360 молодёжная политика. У нас нет молодёжной политики, пока у нас нет
    361 соответствующего законодательного регулирования.
    362
    363 Я слышал, звучало с этой трибуны, да в принципе и в соцсетях можно прочитать,
    364 что кто-то считает этот законопроект рамочным. Мне, как одному из авторов,
    365 это не очень приятно слышать. В пояснительной записке формулировка более
    366 чёткая и правильная: векторный акт, создающий единое правовое поле в сфере
    367 молодёжной политики. Сегодня единой системы нет, а если нет единой системы,
    368 то нет и оценки эффективности той работы, которая проводится одним органом
    369 исполнительной власти, другим, третьим. У нас несколько органов
    370 исполнительной власти, каждый из которых своей молодёжной политикой
    371 занимается. Что в регионах, я вообще молчу: кто в лес, кто по дрова и так
    372 далее. И наша задача сегодня - не только продлить молодость некоторым, как,
    373 например, мне (я на три месяца продлю себе молодость благодаря этому
    374 законопроекту), а действительно заняться серьёзным вопросом: не решать за
    375 молодёжь проблемы, а вовлекать молодёжь в решение насущных проблем, которые
    376 уже с этой трибуны обозначались, - это жилищные проблемы, проблемы молодых
    377 семей, проблемы получения образования и так далее. Кстати, замечу, что по
    378 всем этим вопросам есть инициативы партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которые нам
    379 неплохо было бы теперь, в условиях новых векторов молодёжной политики,
    380 поднять и рассмотреть вместе с вами.
    381
    382 Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать данный законопроект.
    383
    384 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    385
    386 От фракции ЛДПР выступает депутат Власов Василий Максимович.
    387
    388 Коллеги, если не возражаете, он выступит сразу по двум вопросам - 16-му и
    389 17-му.
    390
    391 Шесть минут поставьте, пожалуйста.
    392
    393 ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.
    394
    395 Уважаемые коллеги, внимательно слушал всех выступавших. Наталья Сергеевна
    396 Кувшинова сказала, что была проведена большая подготовительная работа, но
    397 забыла упомянуть, что эта работа велась, наверное, порядка 15 лет, потому что
    398 сколько раз в Государственную Думу на протяжении разных созывов вносились
    399 законопроекты, касающиеся закона о молодёжи, о молодёжной политике, столько
    400 же раз они отклонялись. Но вот наконец-то в этом созыве Государственной Думы
    401 появился шанс у молодёжи, что хотя бы будет написано, кто они такие, какого
    402 возраста. Хотя, оценивая закон, многие говорят, что закон рамочный, закон
    403 векторный.
    404
    405 Конечно, любой закон после его принятия должен наполняться деньгами. Вот если
    406 мы посмотрим на финансирование Федерального агентства по делам молодёжи
    407 (Росмолодёжи), то увидим, что в позапрошлом году было порядка 300 миллионов
    408 рублей, - с учётом того, что в России проживает около 30 миллионов молодых
    409 ребят и девушек, это примерно 10 рублей в год на одного молодого парня либо
    410 девушку. Да, его финансирование было увеличено до 3 миллиардов рублей, в
    411 бюджете на всю молодёжную политику выделяется порядка 30 миллиардов рублей,
    412 но даже если так считать, то получается всего лишь тысяча рублей в год на
    413 одного молодого человека. Я полагаю, что это неправильно и финансирование в
    414 этом направлении, конечно же, должно быть увеличено.
    415
    416 Мы в ЛДПР много раз выступали за то, чтобы полномочия Федерального агентства
    417 по делам молодёжи (Росмолодёжи) были расширены и вообще в перспективе - я с
    418 такой инициативой обращался к Мишустину - было создано министерство по делам
    419 молодёжи или по молодёжной политике, потому что в рамках федерального
    420 агентства работать с таким важнейшим направлением, как молодёжная политика,
    421 фактически невозможно. Какие полномочия сегодня у Федерального агентства по
    422 делам молодёжи? Проводить форумы? Как оно может влиять на тех, кто работает в
    423 регионах, ведь это вотчина губернатора, это вотчина органов исполнительной
    424 власти региона? И к сожалению, чаще всего молодёжная политика в регионах
    425 финансируется по остаточному принципу.
    426
    427 Мы рассматриваем огромное количество законопроектов, но я лично, как молодой
    428 человек, считаю, что это один из важнейших законопроектов. Я надеюсь, что
    429 средства массовой информации об этом сегодня обязательно сообщат. Мы можем
    430 делать надбавки для пенсионеров, для инвалидов, повышать что-то, понижать
    431 что-то, но когда дело касается молодёжи, когда дело касается тех, кто сегодня
    432 по всему миру так или иначе может вершить судьбы целых стран, выходя на
    433 улицы, совершая революции... Именно молодёжь это делает, не пенсионеры, не
    434 люди среднего возраста это делают, а именно молодёжь! Поэтому если мы говорим
    435 о том, что необходимо вкладывать деньги и усиливать роль федерального
    436 агентства, то это действительно важно, и это надо делать.
    437
    438 Мы предлагали много инициатив в сфере молодёжной политики, но, к сожалению, в
    439 Государственной Думе все они были отклонены, в их числе и моя инициатива дать
    440 школьникам и студентам возможность бесплатно ходить в музеи. Хорошая
    441 инициатива? Хорошая. Все соглашаются, все говорят, что это необходимо, что за
    442 этим наше будущее, что за этим стоит знание истории, но вот сколько раз я
    443 законопроекты об этом вносил - всё время следуют отрицательные заключения
    444 профильного комитета.
    445
    446 Дальше идём. Сколько раз мы предлагали использовать такую же систему и
    447 продавать определённые льготные билеты молодёжи - такая же абсолютно реакция,
    448 что "РЖД", что "Аэрофлот" (я не знаю, кто теперь его будет возглавлять) не
    449 предоставляют никаких дополнительных льгот студентам и школьникам. Мы
    450 говорим: продайте недорого или отдайте бесплатно билеты, которые не
    451 востребованы, которые никто не покупает. Есть, понятное дело, дни, когда весь
    452 самолёт или поезд загружен, огромное количество людей едет по маршруту,
    453 допустим, Москва - Санкт-Петербург, а есть дни, когда он полупустой, так
    454 давайте молодёжи дадим возможность с каким-то дисконтом эти билеты покупать!
    455 То есть у нас огромное количество предложений, это всего лишь некоторые из
    456 них, но, к сожалению, всё упирается в финансы. Смотрим бюджет - там 30
    457 миллиардов рублей, а 30 миллиардов, ещё раз подчёркиваю, - это тысяча рублей
    458 на молодого человека в год. Как вы собираетесь работать с тысячей рублей в
    459 год на молодого человека? Слушайте, я считаю, что в этом направлении бюджет
    460 необходимо увеличивать.
    461
    462 И ещё раз подчёркиваю, роль молодёжи с каждым годом возрастает, это наша
    463 кузница кадров. В ЛДПР в этом плане... Вы, наверное, знаете, что в
    464 Государственной Думе всех созывов фракция ЛДПР по среднему возрасту депутатов
    465 самая молодая: мы не на словах, а на деле даём дорогу молодёжи! Да, конечно,
    466 есть ячейки в "Молодой гвардии...", есть ячейки и в других политических
    467 партиях, которые активно работают, свои проекты создают, но я думаю, что...
    468 Если вы посмотрите на состав депутатов фракции ЛДПР, вы увидите, что только
    469 два депутата моложе 30 лет. Конечно, с принятием во втором чтении поправок
    470 уже, наверное, будет до 35 лет возраст молодёжи, и, конечно, молодых
    471 депутатов Госдумы в связи с этим прибавится, но не по возрасту, а потому, что
    472 мы просто скорректируем эту планку.
    473
    474 К чему я это всё говорю? В завершение выступления, высказывая свою позицию по
    475 этому законопроекту, скажу: законопроект важный. Здесь, конечно же, велика
    476 роль председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам
    477 молодёжи Бориса Романовича Пайкина, и до него многое было сделано Михаилом
    478 Владимировичем Дегтярёвым на этом поприще. И мы надеемся, что вот сегодня
    479 (как и вчера) мы присутствуем при историческом событии: наконец-то в первом
    480 чтении, я надеюсь, проходной законопроект будет принят и в законе будет
    481 сказано, кто такая молодёжь, какой это возраст и какие дополнительные
    482 гарантии и полномочия молодёжи предоставляются.
    483
    484 Конечно же, фракция ЛДПР такой законопроект поддержит.
    485
    486 Спасибо за внимание.
    487
    488 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Максимович.
    489
    490 Наталье Сергеевне Кувшиновой, докладчику, включите микрофон.
    491
    492 Заключительное слово, пожалуйста.
    493
    494 КУВШИНОВА Н. С. Коллеги, спасибо большое за поддержку, за предложения.
    495 Конечно, в случае принятия законопроекта в первом чтении нам всем предстоит
    496 большая работа.
    497
    498 Соглашусь с коллегами, безусловно, каждое решение должно подкрепляться в том
    499 числе финансами, вместе с тем, дабы развеять некоторые мнения, что вопросы
    500 молодёжной политики решаются только средствами бюджета Росмолодёжи, сообщу.
    501 При подготовке законопроекта к первому чтению мы совместно с Федеральным
    502 агентством по делам молодёжи провели большую аналитическую работу, выяснили,
    503 сколько денег у нас выделяется по разным программам, по разным бюджетным
    504 распорядителям на сферу молодёжной политики, - по 2020 году, естественно,
    505 информации ещё нет, по 2019 году в общей сложности более 105 миллиардов
    506 рублей, из них 62 миллиарда из федерального бюджета, 18 миллиардов из
    507 региональных и порядка 26 миллиардов из местных бюджетов. Конечно, мы здесь
    508 говорим и о бюджете федерального агентства, и о программах, которые есть, и о
    509 деньгах, которые заложены в минпросе, в министерстве образования, в
    510 министерстве строительства и так далее.
    511
    512 Спасибо большое. Если поддержите, с удовольствием будем работать над
    513 подготовкой законопроекта ко второму чтению. Благодарю.
    514
    515 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Сергеевна.
    516
    517 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О молодёжной
    518 политике в Российской Федерации".
    519
    520 Включите режим голосования.
    521
    522 Покажите результаты.
    523
    524 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 09 сек.)
    525 Проголосовало за 364 чел.80,9 %
    526 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    527 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    528 Голосовало 364 чел.
    529 Не голосовало 86 чел.19,1 %
    530 Результат: принято
    531
    532 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.