Проект федерального закона № 929579-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"»

Идентификатор 32069
Номер 929579-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Комментарий в части поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов
Дата внесения 2020-03-25

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-08-07
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в целях поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов).

    0 Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "О науке и государственной научно-технической политике".
    2
    3 Владимир Михайлович Кононов, пожалуйста.
    4
    5 КОНОНОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый
    8 законопроект - ещё один блок в фундамент развития инновационной экономики
    9 России - готов к принятию в третьем чтении. Комитет рекомендует принять.
    10
    11 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    12
    13 Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    14
    15 Ставится на голосование проект федерального закона.
    16
    17 Включите режим голосования.
    18
    19 Покажите результаты.
    20
    21 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 48 сек.)
    22 Проголосовало за 357 чел.79,3 %
    23 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    24 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    25 Голосовало 357 чел.
    26 Не голосовало 93 чел.20,7 %
    27 Результат: принято
    28
    29 Принимается единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 929579-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в целях поддержки высокорисковых инновационных и технологических проектов).

    0 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "О науке и государственной научно-технической политике". Докладывает
    2 официальный представитель правительства заместитель министра экономического
    3 развития Оксана Валерьевна Тарасенко.
    4
    5 ТАРАСЕНКО О. В., официальный представитель Правительства Российской
    6 Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
    7
    8 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
    9 Минэкономразвития представляет законопроект, разработанный в соответствии с
    10 поручением президента. Целью законопроекта является формирование единой
    11 системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной
    12 деятельности.
    13
    14 В законопроекте впервые предлагается закрепить такие понятия, как
    15 технологический проект, венчурное и прямое финансирование, а также
    16 определение института инновационного развития. По аналогии с мировой
    17 практикой устанавливается принцип проведения оценки эффективности
    18 использования бюджетных средств при реализации инновационных и
    19 технологических проектов по портфелю. Также закрепляется принцип аудита
    20 процесса предоставления государственного венчурного финансирования. Его
    21 особенности планируется установить подзаконным актом правительства, они будут
    22 включать формы и условия применения бюджетных средств, критерии принятия
    23 решения о финансировании стартапов, методы управления рисками, правила оценки
    24 эффективности и другое. Таким образом, произойдёт взаимоувязка бюджетного
    25 законодательства в части предоставления бюджетных средств и особенностей
    26 высокорисковой инновационной деятельности.
    27
    28 Мы остаёмся в диалоге с профильным комитетом, провели ряд консультаций и в
    29 настоящее время проводим работу по дальнейшему усовершенствованию
    30 законопроекта.
    31
    32 Прошу поддержать.
    33
    34 Благодарю за внимание.
    35
    36 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Валерьевна, присаживайтесь.
    37
    38 С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов, председатель Комитета по
    39 образованию и науке.
    40
    41 НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и
    42 науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    43
    44 Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Пётр
    45 Леонидович Капица, известный академик, нобелевский лауреат, организатор
    46 науки, говорил: руководить - это значит дать хорошим людям работать. Вот
    47 законопроект как раз об этом.
    48
    49 Современная экономика - это инновационная экономика, и чем дальше, тем больше
    50 так и будет. Коронавирусный кризис вывел сейчас высокотехнологичные отрасли
    51 на самый пик. К сожалению, наши венчурные инновационные разработки идут не
    52 самым лучшим образом, и во многом потому, что государственная помощь
    53 обставлена большим количеством условий и те, кто рискует вести венчурные
    54 разработки, которые не всегда дают результат, могут столкнуться с
    55 прокуратурой, со Счётной палатой и с уголовным преследованием. Вот
    56 законопроект ровно об этом - чтобы при проведении венчурных исследований
    57 всё-таки люди избавлялись от уголовной ответственности, если вдруг у них
    58 что-то не получится.
    59
    60 Хороший законопроект, но он решает далеко не все вопросы, которые возникают.
    61 Очевидно, что эти проблемы не решить только поправками в законодательство о
    62 науке, - нужны, безусловно, поправки в Уголовный кодекс, что мы и
    63 предусмотрим, я думаю, во втором чтении. Есть довольно много замечаний по
    64 представленному правительством законопроекту, но мы готовы с ним работать, и
    65 я уверен, что ко второму чтению законопроект станет лучше. И если мы его
    66 примем уже в том виде, в каком мы его видим, мы действительно дадим
    67 возможность хорошим людям работать.
    68
    69 Комитет просит поддержать.
    70
    71 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
    72
    73 Вопросы есть?
    74
    75 Включите режим записи на вопросы.
    76
    77 Покажите список.
    78
    79 Коломейцев Николай Васильевич.
    80
    81 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    82
    83 Уважаемая Оксана Валерьевна, ну, готовя этот законопроект, вы в министерстве,
    84 вероятно, проанализировали все институты развития - их у вас более тридцати.
    85 Скажите, пожалуйста, почему столь низкая эффективность и почему колоссальные
    86 деньги, выделенные "РОСНАНО" - это первая группа институтов развития, -
    87 "Сколково", фактически зачастую оказывались в офшорных юрисдикциях или в
    88 американских? И про ответственность: мы помним, Меламеду объявили - а он уже
    89 в Америке и так далее. Вот ваш закон уберегает от утечки финансов, выделенных
    90 на нужное дело?
    91
    92 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. Ну, прежде всего, хочу сказать,
    93 что в ведении министерства находятся РВК, "РОСНАНО" и другие институты
    94 развития, но не 30 штук. При этом в настоящий момент мы действительно
    95 проводим работу по проверке и мониторингу эффективности деятельности
    96 институтов развития совместно с другими федеральными органами исполнительной
    97 власти.
    98
    99 Наш законопроект направлен прежде всего на то, чтобы добросовестный инвестор
    100 имел возможность инвестировать и не бояться необоснованного уголовного
    101 преследования. Таким образом, мы как раз и устанавливаем такие правила игры,
    102 которым добросовестный инвестор сможет следовать, и соответствующие критерии
    103 к нему будут применяться.
    104
    105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    106
    107 Осадчий Николай Иванович.
    108
    109 ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.
    110
    111 Вопросы представителю правительства.
    112
    113 Уважаемая Оксана Валерьевна, первый вопрос касается понятийной части
    114 законопроекта. Вот есть определение, которое вы предлагаете: "Технологический
    115 проект - комплекс мероприятий, ориентированный на осуществление
    116 научно-исследовательских работ... характеризующийся высокой степенью риска и
    117 неопределённостью результатов реализации такого комплекса мероприятий". Не
    118 слишком ли сужается понятие "технологический проект" в данном случае?
    119
    120 И второе, что касается институтов инновационного развития. Почему вы
    121 предлагаете записать, что перечень этих институтов утверждается
    122 Правительством Российской Федерации, ведь они уже существуют и перечень
    123 определённый есть. Вы ещё какие-то планируете? Если есть такое предложение,
    124 то, пожалуйста, проинформируйте.
    125
    126 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопросы. Что касается определения понятия
    127 "технологический проект", у нас были соответствующие замечания профильного
    128 комитета. Мы это понятие доработаем, учтём и ко второму чтению представим
    129 иное определение, более широкое.
    130
    131 Что касается наделения правительства правом утверждения перечня институтов
    132 развития - перечня в настоящий момент нет.
    133
    134 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    135
    136 Гартунг Валерий Карлович.
    137
    138 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    139
    140 Уважаемая Оксана Валерьевна, скажите, пожалуйста, каким образом в
    141 законопроекте решается проблема снижения рисков уголовного преследования за
    142 вложение в высокорисковые активы? Я несколько раз внимательно прочитал вдоль
    143 и поперёк законопроект, прочитал пояснительную записку - ну, цель благая, всё
    144 понятно, но каким образом она решается? Расскажите, пожалуйста.
    145
    146 ТАРАСЕНКО О. В. Речь идёт прежде всего о государственном финансировании. Мы
    147 же все понимаем, что инвестирование в высокотехнологичные проекты, в стартапы
    148 - это всегда огромный риск, поэтому мы устанавливаем определённые особенности
    149 для определения того, насколько проект успешен или неуспешен. Для этого
    150 вводится так называемый портфельный подход, то есть будет оцениваться в
    151 целом, насколько... то есть оценка венчурного фонда будет учитывать всю
    152 совокупность вложений во все проекты, а не в каждый в отдельности, и
    153 венчурный фонд будет признаваться успешным при росте стоимости портфеля, при
    154 этом отдельные проекты могут быть убыточными.
    155
    156 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    157
    158 Коллеги, будут ли желающие выступить от фракции? Есть.
    159
    160 Включите режим записи на выступления.
    161
    162 Покажите список.
    163
    164 Гартунг Валерий Карлович.
    165
    166 Я напоминаю, что у нас выступления - по три минуты.
    167
    168 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция
    169 поддержит этот законопроект, но не потому, что он хороший, а потому, что если
    170 мы его не поддержим, то лучше законопроекта правительство всё равно не
    171 внесёт, как я уже с этой трибуны говорил. И одна надежда на наших
    172 специалистов в комитете - надеюсь, что (Вячеслав Алексеевич уже высказал
    173 позицию) вы готовы дорабатывать этот законопроект. На самом деле тут не
    174 дорабатывать, тут нужно будет просто переписать, потому что это не закон, он
    175 не решает тех задач, которые поставил президент.
    176
    177 Представитель правительства мне не ответила на вопрос. Я задал вопрос: где в
    178 законе написано, где, какое положение - вот он, я показываю, закон, я
    179 прочитал его весь - решает проблему, поставленную президентом? Вы не
    180 ответили, но не потому, что не смогли ответить, а просто нет здесь этого
    181 положения. Законопроект не о том, о чём просит президент, - это формальное
    182 выполнение указания президента. Я об этом неоднократно говорил с трибуны Думы
    183 - ну нельзя так относиться к поручениям президента!
    184
    185 Дальше, очень важная вещь здесь записана: в пояснительной записке вы
    186 написали, что надо снижать риски уголовного преследования. Действительно, у
    187 нас инвестиции в высокорисковые активы, венчурные инвестиции, крайне малы, и
    188 они крайне малы не только потому, что государство не вкладывает, - частный
    189 бизнес тоже не вкладывает. Почему? Да потому, что если вы вкладываете деньги
    190 на первоначальном этапе в какие-то прорывные технологии, которые
    191 технологически применить на территории Российской Федерации не можете, то
    192 есть коммерциализовать результаты этой деятельности здесь вы не можете, то вы
    193 вкладываете деньги в развитие других экономик, потому что там эти технологии
    194 коммерциализуются. Так что нужно всю цепочку просмотреть! И вот такими
    195 законопроектами эта проблема не решится.
    196
    197 А знаете, какие задачи решит этот закон? Постановлением правительства
    198 утвердят список специальных институтов развития, которые получат
    199 государственные деньги и освоят их, но теперь без риска уголовного
    200 преследования. Вот я боюсь, что по этому пути как раз всё и пойдет. Чтобы
    201 убедить меня в обратном, напишите закон, где будет чётко записано, что эти
    202 риски будут минимизированы. Пока что в законопроекте этого нет, но я надеюсь,
    203 что ко второму чтению он серьёзно изменится.
    204
    205 Ещё раз хочу сказать, что мы готовы поддержать этот законопроект, потому что
    206 проблема, поставленная президентом, правильная, её нужно решать, но решать
    207 её, видимо, придется нам.
    208
    209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    210
    211 Коломейцев Николай Васильевич.
    212
    213 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Маловато времени для серьёзного вопроса, но я постараюсь.
    214
    215 Вот я думал, выйдет замминистра и скажет: у нас в 2020 году заканчивается
    216 первый этап реализации стратегии инновационного развития на долгосрочную
    217 перспективу, которая была принята в 2011 году. К сожалению, правительство
    218 есть, деньги тратит...
    219
    220 Я вот вам рекомендую ознакомиться: есть доклад НИФИ при Минфине, руководитель
    221 - известный Назаров, на 208 страницах, где есть анализ всех институтов
    222 развития, их 30. У меня есть перечень, но нет времени их перечислять, они на
    223 пять групп разбиты, я вам могу потом рассказать. Я остановлюсь только на
    224 первой.
    225
    226 Есть материалы Счётной палаты. Мы с группой депутатов (117 депутатов) в
    227 прошлом созыве, возмущённые непонятностью расходования больших средств на
    228 "РОСНАНО", дали поручение Счётной палате на предмет изучения эффективности -
    229 и что выявили? Все отъезды Меламеда с этим связаны... Выявили, что 302
    230 миллиарда с учётом госгарантий были выделены "РОСНАНО", 167 миллиардов -
    231 "Сколково", но когда Счётная палата начала проверять, то оказалось, что
    232 деньги списывались двумя ведомствами по одним проектам и зачастую - вот
    233 вдумайтесь - только "РОСНАНО" 47 миллиардов вывело в офшорные юрисдикции,
    234 понимаете?!
    235
    236 Поэтому, с моей точки зрения, начинать надо не с этого.
    237
    238 Министерству экономического развития, его новому составу, первое, что надо
    239 сделать, - это проинвентаризировать, а там до 10 триллионов за это время
    240 выделено в эти 30 институтов развития! Ну что это за институты развития?
    241 "Внешэкономбанк", который вы взяли, изменения внесли, переголосовали и
    242 забыли, - почти 4 триллиона как израсходованы? В Ростовской области через
    243 "ВЭБ" профинансировано создание эффективного предприятия "Евродон", которое
    244 дало в депрессивной шахтёрской зоне 12 тысяч рабочих мест и 500 тонн мяса
    245 индейки в год. 47 миллиардов потратили, отдавали кредиты уже по миллиарду в
    246 год, платили заработную плату, налоги. Что сделали? Взяли и не
    247 перекредитовали его, обанкротились, а сегодня ничего нет - 47 миллиардов
    248 похоронено!
    249
    250 И можно найти кучу других примеров. Я уже называл "РОСНАНО" и "Сколково" -
    251 назовите мне хоть один позитивный момент, ради чего они были созданы. Не
    252 найдёте! Но надо спросить, где деньги-то, а вы предлагаете освободить от
    253 уголовной ответственности жуликов, которые раскассировали триллионы,
    254 выделенные на полезное дело!
    255
    256 Поэтому, с нашей точки зрения, вначале должна быть экспертиза, после этого...
    257 (Микрофон отключён.)
    258
    259 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.
    260
    261 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...после этого объединить, и только потом решать все
    262 остальные вопросы. А так вы предлагаете освободить тех, кто уже разворовал, -
    263 это неправильно!
    264
    265 Спасибо.
    266
    267 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    268
    269 Загребин Алексей Егорович, пожалуйста.
    270
    271 ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    272
    273 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный проект
    274 федерального закона нацелен на создание адекватных правовых условий и
    275 гарантий как для институтов инновационного развития, так и для компаний,
    276 осуществляющих инновационную деятельность, в целях выполнения поручения
    277 Президента Российской Федерации.
    278
    279 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает обсуждаемый законопроект актуальным,
    280 соответствующим приоритетам научно-технологического развития Российской
    281 Федерации и будет голосовать за его принятие в первом чтении.
    282
    283 Спасибо.
    284
    285 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    286
    287 Оксана Валерьевна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить.
    288
    289 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за обсуждение. Будем работать над
    290 законопроектом при подготовке ко второму чтению совместно со всеми комитетами
    291 под руководством нашего профильного комитета.
    292
    293 Хотела бы ещё раз сказать, что в посткризисную экономику высокотехнологичная
    294 сфера будет одним из драйверов экономик, поэтому этот законопроект крайне
    295 важен. Законопроектом действительно описываются единые принципы
    296 финансирования и возможности для добросовестных, ещё раз говорю, участников
    297 процесса спокойно инвестировать в стартапы и поддерживать технологичные
    298 российские компании.
    299
    300 Спасибо.
    301
    302 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    303
    304 Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет.
    305
    306 Коллеги, обсуждение завершено.
    307
    308 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    309 Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в
    310 первом чтении.
    311
    312 Включите режим голосования.
    313
    314 Покажите результаты.
    315
    316 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 46 сек.)
    317 Проголосовало за 307 чел.68,2 %
    318 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    319 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    320 Голосовало 308 чел.
    321 Не голосовало 142 чел.31,6 %
    322 Результат: принято
    323
    324 Принимается в первом чтении. Спасибо.