Проект федерального закона № 911641-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Идентификатор 31975
Номер 911641-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Комментарий в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников
Дата внесения 2020-03-02

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) отклонить законопроект
Дата последнего события 2021-04-07
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Агаев Ваха Абуевич
  • Алимова Ольга Николаевна
  • Арефьев Николай Васильевич
  • Афонин Юрий Вячеславович
  • Берулава Михаил Николаевич
  • Бифов Анатолий Жамалович
  • Блоцкий Владимир Николаевич
  • Бортко Владимир Владимирович
  • Гаврилов Сергей Анатольевич
  • Ганзя Вера Анатольевна
  • Дорохин Павел Сергеевич
  • Езерский Николай Николаевич
  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Иванов Николай Николаевич
  • Иванюженков Борис Викторович
  • Казанков Сергей Иванович
  • Калашников Леонид Иванович
  • Кашин Владимир Иванович
  • Коломейцев Николай Васильевич
  • Корниенко Алексей Викторович
  • Кравец Александр Алексеевич
  • Курбанов Ризван Даниялович
  • Куринный Алексей Владимирович
  • Лебедев Олег Александрович
  • Мельников Иван Иванович
  • Некрасов Александр Николаевич
  • Новиков Дмитрий Георгиевич
  • Осадчий Николай Иванович
  • Пантелеев Сергей Михайлович
  • Парфенов Денис Андреевич
  • Плетнева Тамара Васильевна
  • Поздняков Владимир Георгиевич
  • Пономарёв Алексей Алексеевич
  • Рашкин Валерий Федорович
  • Савицкая Светлана Евгеньевна
  • Синельщиков Юрий Петрович
  • Смолин Олег Николаевич
  • Тайсаев Казбек Куцукович
  • Харитонов Николай Михайлович
  • Шаргунов Сергей Александрович
  • Шурчанов Валентин Сергеевич
  • Щапов Михаил Викторович
  • Ющенко Александр Андреевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 911641-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников).

    0 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой
    1 кодекс Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин.
    2
    3 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! С тридцать третьего
    4 раза... Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, название
    5 которого здесь уже прозвучало. Собственно, суть этого законопроекта выражена
    6 в его названии. Мы предлагаем для педагогических и медицинских работников
    7 установить базовую ставку в размере не менее двух минимальных размеров оплаты
    8 труда в регионе Российской Федерации. Напомню, что это не первая попытка. Мы
    9 много раз пытались поднимать заработные платы педагогических и медицинских
    10 работников, и каждый раз нам говорили примерно следующее: проблема важная, но
    11 где деньги, Зин? Сейчас мы пытаемся отчасти решить проблему путём
    12 перераспределения денег внутри того фонда, который существует, для
    13 педагогических и медицинских работников, повышая, повторяю, базовые оклады.
    14
    15 Вот аргументы в пользу нашего законопроекта.
    16
    17 Аргумент первый (увы, он всем известен, как и все остальные) - дефицит
    18 кадров. Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, что, по данным
    19 Общероссийского народного фронта, который опросил 1,3 тысячи педагогов, 44
    20 процента заявили, что в их школах не хватает учителей математики, 39
    21 процентов - что учителей иностранного языка, 30 процентов - что учителей
    22 русского языка и литературы и 26 процентов - что учителей начальных классов.
    23 Вы меня спросите: как может в такой ситуации школа работать? Мы ответим, что
    24 работает она очень просто: большинство педагогов работает за себя и за того
    25 парня, причём, по данным того же Народного фронта, средняя нагрузка далеко
    26 превысила полторы ставки, по данным Российской академии народного хозяйства и
    27 государственной службы при Президенте Российской Федерации, каждый седьмой
    28 учитель работает на две ставки. Если здесь есть учителя, я думаю, вы
    29 понимаете, о чём я говорю, а я работал учителем в вечерней школе после
    30 университета. Ну и при этом, как мы понимаем, получают они гораздо меньше,
    31 чем положено по указу президента, но до этого мы сейчас дойдём.
    32
    33 Что касается медицинских кадров. Думаю, что Алексей Владимирович Куринный
    34 здесь рассказал бы вам более содержательно, чем я, тем не менее хочу
    35 сослаться на данные Росстата. По данным Росстата, ещё в 2016 году дефицит
    36 терапевтов в первичном звене составил 27 процентов, педиатров - 18 процентов,
    37 врачей общей практики - 23 процента, и этот дефицит продолжает увеличиваться.
    38 Об этом говорили все, включая Валентину Матвиенко, Президента Российской
    39 Федерации и так далее, и так далее. По данным профсоюза работников
    40 здравоохранения "Действие", в службе скорой помощи практически свободна
    41 каждая вторая ставка, а реальное количество бригад скорой помощи заполняется
    42 за счёт того, что врачи, медицинские работники в целом работают, как и в
    43 других сферах, на две, в лучшем случае - на полторы ставки.
    44
    45 Аргумент второй - это низкие социальный статус и оплата труда, увы, и
    46 педагогических, и медицинских работников. Я напомню ещё раз (я очень люблю
    47 ссылаться на данные Общероссийского народного фронта, никто не заподозрит
    48 меня в сгущении красок, коллеги): по данным Общероссийского народного фронта,
    49 в 75 субъектах Российской Федерации из 85 указ президента от 7 мая 2012 года
    50 в части оплаты труда учителей не исполнен, ситуация не улучшилась. Росстат
    51 говорил нам о том, что в вузах преподаватель в среднем получает примерно 90
    52 тысяч рублей, по данным Общероссийского народного фронта, правда за 2017 год
    53 - с тех пор ситуация улучшилась, но ненамного, - в среднем преподаватель вуза
    54 зарабатывает 26,5 тысячи рублей, а вовсе не 90 тысяч. Причём, когда здесь, в
    55 Государственной Думе, собрались ректоры аграрных вузов, я их честно спросил:
    56 "Коллеги, скажите, пожалуйста, кому вы больше верите - Росстату или Народному
    57 фронту?". Ректоры дружно ответили, что они больше верят Народному фронту.
    58
    59 Ситуация по медицинским работникам, уважаемые коллеги. Опять же приведу
    60 данные Общероссийского народного фронта: получали зарплату меньше, чем
    61 предусмотрена указом Президента Российской Федерации, 86 процентов всех
    62 врачей и специалистов, меньше 25 тысяч рублей получали 58 процентов всех,
    63 кого опросил Общероссийский народный фронт. Ну, для справедливости скажу, что
    64 больше 100 тысяч рублей в месяц получали 2 процента врачей, - я предполагаю,
    65 это в основном Москва или наши "северные эмираты". При этом на полторы ставки
    66 и больше работали 40 процентов врачей, а 10 процентов врачей работали на две
    67 ставки и более. Что касается среднего медицинского персонала, по тем же
    68 данным, 64 процента работников среднего медицинского персонала получали
    69 зарплату меньше 25 тысяч рублей. И так далее, и так далее, уважаемые коллеги.
    70
    71 Я вам хочу сказать, что при такой ситуации кадровый кризис как минимум в
    72 образовании - в медицине, я понимаю, несколько меньше - неизбежен, но, думаю,
    73 и в медицине тоже.
    74
    75 Аргумент третий, коллеги. Вы наблюдали в этом зале дискуссию между
    76 Председателем Государственной Думы и Председателем Правительства Российской
    77 Федерации. Когда я спросил у уважаемого Михаила Владимировича Мишустина,
    78 почему так плохо исполняются указы президента, помните, что мне ответил
    79 Михаил Владимирович? Он сказал: "Я посмотрел, зарплата учителя 41 тысяча
    80 рублей". На что Вячеслав Викторович Володин ответил ему, что, если он придёт
    81 в школу и расскажет, что средняя зарплата в школе - не в московской, а в
    82 школе обычного региона - 41 тысяча рублей, учителя будут крайне удивлены и
    83 попросят сказать, кто столько получает. И Председатель Государственной Думы,
    84 который регулярно бывает в школах, напомнил председателю правительства, что,
    85 вообще-то, обычные учителя получают 18-20 тысяч рублей в реальности.
    86
    87 Аргумент четвёртый, уважаемые коллеги. Я напоминаю вам всем, что мы дружно,
    88 единогласно 23 июля 2019 года голосовали за специальное постановление
    89 Государственной Думы по итогам больших парламентских слушаний - впервые
    90 принималось такое постановление в части оплаты учительского труда, - и там мы
    91 проголосовали за то, что базовая ставка для учителя за 18 часов должна быть
    92 не менее 70 процентов от средней заработной платы по региону. Так вот этим
    93 законом мы просим у вас, уважаемые коллеги, гораздо меньше.
    94
    95 Я прошу вас поддержать этот законопроект, и я надеюсь, дискуссия будет
    96 продолжена в ходе вопросов и ответов.
    97
    98 Спасибо за внимание.
    99
    100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.
    101
    102 С содокладом выступает Сергей Алексеевич Вострецов.
    103
    104 ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    105
    106 Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В какой-то степени
    107 правительство и мы с вами данную проблему уже урегулировали, приняв
    108 федеральный закон № 362-ФЗ о внесении изменений в 144-ю статью Трудового
    109 кодекса, дав правительству право принимать нормативные правовые акты,
    110 направленные на установление структуры зарплаты работников бюджетной сферы.
    111 Предложенный коллегами законопроект комитет не поддержал по следующим
    112 основаниям.
    113
    114 МРОТ сегодня устанавливается федеральным законом на всей территории
    115 Российской Федерации. Регионы действительно имеют право в рамках региональных
    116 соглашений устанавливать свой минимальный размер оплаты, но это право, а не
    117 обязанность региона, и оно не распространяется на работников организаций,
    118 финансируемых из федерального бюджета. В некоторых субъектах этот минимум
    119 действительно выше - в Москве, Санкт-Петербурге например, а в 38 субъектах из
    120 85 таких соглашений вообще нет - это Адыгея, Калмыкия, Приморский край,
    121 Мордовия и другие. Каким образом там будут решаться эти вопросы, авторы не
    122 говорят. Кроме того, возникает ситуация, когда Правительство России будет
    123 поставлено в подчинённое положение региональным органам власти.
    124
    125 Между тем не могу не согласиться с авторами, что в оплате труда нужно
    126 наводить порядок. Я, как председатель Объединения профсоюзов России
    127 "Соцпроф", уже четвёртый год прошу коллег в комитете создать рабочую группу и
    128 переработать 21-ю главу Трудового кодекса, там как раз речь идёт о заработных
    129 платах, так как действительно большинство работников бюджетной или
    130 небюджетной, не важно, сферы сегодня не понимают, как формируется их
    131 зарплата, из чего она состоит. Об этом, кстати, на заседании комитета
    132 неоднократно говорили и представители Счётной палаты.
    133
    134 Основные проблемы. Сегодня оклад в системе заработной платы в основном
    135 составляет 20-30 процентов. О какой охране труда может идти речь? Конечно,
    136 матрос сядет на кривую "Булгарию", шахтёр полезет в шахту с неисправным
    137 датчиком, в "Кольскую", если он рискует потерять 70-80 процентов своего
    138 заработка. Это, конечно же, не премия, это удавка. Также от оклада зависит и
    139 множество социальных выплат - больничные, по беременности и родам, - поэтому
    140 они сегодня такие низкие, я сказал бы даже, позорные. Кто болел, даже в
    141 Госдуме знает, сколько человек теряет. Президент уже неоднократно давал
    142 распоряжения правительству навести порядок с зарплатами бюджетников.
    143 Объединение "Соцпроф" также направило свои предложения Мишустину, ждём от них
    144 конкретных предложений.
    145
    146 Вторая не менее важная проблема касается бюджетников, а их в стране больше 11
    147 миллионов: сегодня почти 80 процентов действительно вынуждены работать больше
    148 чем на одну ставку, для того чтобы был выполнен указ президента. Большая
    149 часть на полторы ставки работает. Пример: хирург, одна ставка - 7,5 часа,
    150 плюс 0,5 ставки - 12 часов. Кто захочет лечь под нож к такому хирургу в конце
    151 смены? Думаю, желающих будет мало. А получает он за свою переработку - только
    152 подумайте! - не в двойном размере, как сегодня это положено по Трудовому
    153 кодексу, а даже меньше чем по основной ставке. А почему? Потому что всё это у
    154 них хитро называется внутренним совместительством.
    155
    156 Я призываю коллег из всех фракций: давайте действительно создадим рабочую
    157 группу, переработаем 21-ю главу Трудового кодекса, чтобы никто не мог
    158 мухлевать с премиями и даже только что устроившийся на работу выпускник
    159 техникума, вуза, да и просто после школы мог понимать, сколько и за что он
    160 будет получать. Надо наконец-то навести в этом направлении порядок. Помните,
    161 в начале созыва мы с вами во главе с Александром Дмитриевичем сделали это с
    162 минимальным размером оплаты труда, и президент нас, кстати, в этом поддержал?
    163 Давайте сделаем это и с заработной платой, потому что иначе само
    164 правительство будет опять 20 лет, как с МРОТ, решать эту проблему.
    165
    166 А предложенный авторами законопроект, к сожалению, мы предлагаем отклонить,
    167 так как он входит в противоречие с действующим законодательством и нарушает
    168 межбюджетные отношения.
    169
    170 Спасибо, коллеги.
    171
    172 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.
    173
    174 Вопросы есть?
    175
    176 Включите режим записи на вопросы.
    177
    178 Покажите список.
    179
    180 Осадчий Николай Иванович.
    181
    182 ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.
    183
    184 Уважаемый Сергей Алексеевич, вы правильно заметили, что тема обсуждалась
    185 давно, в том числе и в этом зале, и рекомендации на больших парламентских
    186 слушаниях, по крайней мере в отношении педагогических работников,
    187 принимались, но правительство по какой-то причине не использует свои
    188 полномочия, для того чтобы пересмотреть базовые оклады. Как вы считаете,
    189 какие ещё нужны действия, если уже были решения парламентских слушаний,
    190 рекомендации, чтобы правительство побудить к решению вопроса? Будем и дальше
    191 сидеть, ожидать, когда правительство решит?
    192
    193 ВОСТРЕЦОВ С. А. Да, полностью с вами согласен. Я сказал, что мы совсем
    194 недавно наделили правительство правом, внеся поправки в 144-ю статью
    195 Трудового кодекса. Я знаю, что по окладам медицинских работников - сегодня
    196 уже до 80 процентов - они свои предложения внесли, но думаю, что, конечно же,
    197 нам с вами нужно более активную позицию занимать. Поэтому я и предложил:
    198 давайте создадим рабочую группу, не будем оставаться в ожидающих, а давайте
    199 пинать правительство. В этом и состоит наша задача, как депутатов, - не
    200 ждать, пока правительство само что-то там высосет из пальца, как оно 20 лет
    201 это делало с МРОТ, а сделать так, как в отношении МРОТ: мы создали рабочую
    202 группу, почти полгода мы там проработали, но решение было принято и президент
    203 его поддержал. Думаю, что такая рабочая группа - межфракционная, с участием
    204 всех фракций - поможет нам с вами решить данную проблему и ускорить процесс.
    205
    206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    207
    208 Куринный Алексей Владимирович.
    209
    210 КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. Вопрос Сергею Алексеевичу.
    211
    212 Пинать правительство, конечно, здорово, но пока слабо получается у нас.
    213
    214 Вопрос. Сергей Алексеевич, вот выпускник соответствующего высшего учебного
    215 заведения силовых структур получает сразу базовую заработную плату 50 тысяч
    216 рублей, в то время как врач - 20 тысяч рублей максимум, даже самой хорошей
    217 специальности, учитель - 15 тысяч, на которые реально даже ему одному прожить
    218 нельзя, я уж не говорю про членов его семейства, которые с ним переселяются.
    219 Вот мы предложили соответствующее решение, почему вы против него, если других
    220 в течение последних пяти лет не предлагалось, правительство бездействует,
    221 несмотря, там, на пинание или непинание его? Почему такой вариант,
    222 нормальный, ясный, понятный, который позволит человеку, окончившему вуз,
    223 реально хотя бы, скажем так, не думать о хлебе насущном, тем более о каких-то
    224 там соплатежах, взятках и тому подобном, потому что это тоже провоцирует
    225 определённые, скажем так, процессы... почему нельзя принять этот нормальный
    226 вариант?
    227
    228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, прежде чем будете отвечать, скажу:
    229 давайте не будем использовать термин "пинать правительство". И не надо его
    230 повторять.
    231
    232 Пожалуйста, Сергей Алексеевич.
    233
    234 ВОСТРЕЦОВ С. А. Ну, надо тренироваться его стимулировать...
    235
    236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это другое дело.
    237
    238 ВОСТРЕЦОВ С. А. ...назовём это тренировкой, да.
    239
    240 Что касается вашего вопроса. Я абсолютно вас поддерживаю, я даже дальше шёл.
    241 Вы знаете, что сегодня выпускники вузов, очень малое их количество может
    242 трудоустроиться как раз из-за этого пресловутого внутреннего
    243 совместительства: люди не от хорошей жизни работают на полторы ставки, на 1,8
    244 ставки, на две ставки иногда, а для того, чтобы вытянуть вот эту среднюю
    245 заработную плату по указам президента. Я вообще говорил, что нужно
    246 распределять выпускников бюджетных вузов, потому что... Меня многие обвиняли,
    247 говорили: как распределять бюджетников, ведь мы же нарушим Конституцию? А
    248 разве мы с вами не нарушаем права людей, которые оплатили обучение этих
    249 бюджетников? Я считаю, мы больше нарушаем права налогоплательщиков, не давая
    250 им этих специалистов и не освобождая места. Вопрос нужно решать двусторонне.
    251 Прежде всего освобождать ставки, чтобы было куда этим бюджетникам приходить,
    252 потому что в отличие от военных вузов, МЧС и других силовых, где чёткое
    253 распределение: сколько заказали, столько туда и пришло... Надо добиваться
    254 этого от правительства. Или вот регионы: всё они там что-то считают, какие-то
    255 свои вопросы высчитывают, никак высчитать не могут. Ложь это всё! Это
    256 отсутствие воли. Надо чётко понять, сколько врачей, учителей нужно в тот или
    257 иной субъект, и действовать не только по системе ЕГЭ - поступил тот, у кого
    258 больше баллов, - но и, наоборот: на бюджетные места брать тех, кто захочет
    259 потом поехать и отработать. Тогда мы решим вопрос кадровой составляющей.
    260
    261 Что касается заработной платы. Вы абсолютно правы: из-за того что сегодня
    262 оклады 20-30 процентов, а всё остальное - вот эти премии стимулирующие, как
    263 раз и идёт дисбаланс по регионам. Если мы с вами сделаем оклад 80 процентов и
    264 он будет составлять там 20-30 тысяч, тогда какой бы субъект ни был, сколько
    265 бы человек ни отработал... Да, конечно, всегда существовали доплаты за
    266 выслугу лет, за вредные условия, северные какие-то, но они никогда не
    267 превышали в разы зарплату. И поэтому сегодня, когда зарплата, оклад 20-30
    268 процентов, конечно, идти, получать голую ставку... Ну о чём мы с вами вообще
    269 говорим, кто на неё пойдет?! Выпускники не идут туда, потому что мест нет,
    270 они заняты теми, кто уже отработал много, много лет и получает различные
    271 стимулирующие и кого это устраивает. Хотя, я ещё раз говорю, это ложь, потому
    272 что переработку, которая должна оплачиваться в двойном размере, мы с вами
    273 прячем, маскируем под внутреннее совместительство. Давайте уберём это и там,
    274 где не хватает кадров, будем платить как положено. Поверьте мне, и места
    275 освободятся, и ставки найдутся, и качество улучшится, когда человек будет
    276 работать по своей ставке. Если правительство считает, что ставка низкая,
    277 пусть повышает часы, обосновывает это, но вот этот мухлёж никому не нужен,
    278 люди от этого устали.
    279
    280 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    281
    282 Смолин Олег Николаевич.
    283
    284 СМОЛИН О. Н. Я прошу прощения за нарушение традиций.
    285
    286 Уважаемый Сергей Алексеевич, вы агитируете за наш законопроект, пожалуй, ещё
    287 более эмоционально, чем я, но я, как член профсоюзной группы "Солидарность",
    288 рекомендовал бы вам, как профсоюзному лидеру, не употреблять термин
    289 "бюджетники", обидный для интеллигенции, потому что они не нахлебники, а
    290 "бюджетники" звучит вроде так.
    291
    292 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    293
    294 СМОЛИН О. Н. Вот. А лучше говорить "интеллигенция и другие работники
    295 бюджетной сферы".
    296
    297 Но вопрос у меня вот какой. Я убеждён, что мы не хулиганы, чтобы кого-то
    298 пинать, мы - депутаты Государственной Думы и должны принимать на себя
    299 ответственность. Не кажется ли вам, что надо принять законопроект в первом
    300 чтении, а потом создавать межфракционную рабочую группу и убеждать
    301 правительство с нами соглашаться?
    302
    303 ВОСТРЕЦОВ С. А. Мы не можем принимать законопроект в нарушение других
    304 законов. Давайте тогда сначала поменяем, установим, что это право субъектов,
    305 вернее, обязанность субъектов, а не право - принимать МРОТ выше, и
    306 правительство тоже обяжем принимать эти региональные обязательства. Но у нас
    307 с вами пойдут нарушения межбюджетных обязательств. Почему федеральное
    308 правительство должно брать на себя ответственность за региональных
    309 чиновников? Они же сейчас любые хотелки нам с вами выставят. Другой вопрос,
    310 что мы с вами должны поднимать МРОТ, минимальный размер оплаты труда, до
    311 приличного уровня, потому что все же понимают, что этот минимальный размер
    312 оплаты труда очень низкий.
    313
    314 И что касается работников бюджетной сферы, хотя я с огромным уважением
    315 отношусь к учителям и врачам, потому что это основные люди в нашей жизни,
    316 потому что без них... Знаете, как в песне поётся: "Да разве сердце позабудет
    317 / Того, кто хочет нам добра, / Того, кто нас выводит в люди, / Кто нас
    318 выводит в мастера". Конечно, наши учителя - это основа нашей жизни, то, что
    319 они в нас заложат, и будет будущим государства. Сегодня эту систему надо
    320 менять, и мы, объединение профсоюзов "Соцпроф", конкретные предложения
    321 направили в правительство. Сегодня у них есть полномочия по 362-му закону,
    322 который мы приняли, - изменения в 144-ю статью ТК. Давайте посмотрим, как они
    323 эти полномочия будут выполнять, хотя бы год пусть пройдёт. Я знаю, что они
    324 внесли изменения в отношении медицинских работников, давайте подождём от них,
    325 ну, ещё какое-то время и предложений в отношении работников сферы
    326 образования.
    327
    328 Но я, вообще, предложил не ждать, я же к вам, коллеги, сейчас с этой трибуны
    329 обратился как представитель профсоюза, как представитель комитета по труду:
    330 давайте создадим рабочую группу, как мы создали рабочую группу во главе с
    331 Александром Дмитриевичем и решили вопрос по МРОТ. Сколько профсоюзы ни бились
    332 - 20 лет мы бились, - ничего не добились, а рабочую группу создали - решение
    333 нашли, президент поддержал, вопрос разрубили. Давайте создадим рабочую группу
    334 и наведём порядок. И не будем тянуть одеяло на себя: кто лучше, кто хуже -
    335 здесь же никто не делит, у нас одна страна! Давайте вместе, я ещё раз говорю,
    336 создадим эту рабочую группу, найдём не противоречащий законодательству
    337 консенсус какой-то, какое-то решение и ускорим деятельность правительства,
    338 потому что правительство - один из самых больших работодателей. Оно, конечно,
    339 скакать не будет, оно будет ждать, пока не начнём его стимулировать, оно не
    340 будет чесаться, как это было с МРОТ.
    341
    342 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.
    343
    344 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Сергей Алексеевич, вы эмоционально излагаете хотелки
    345 "Соцпрофа", а мы предлагаем конкретный проект закона, который решает эту
    346 проблему. Уже коллега Смолин сказал вам, что во втором чтении создаётся
    347 рабочая группа, приглашаются все желающие поучаствовать в улучшении текста и
    348 своими поправками это улучшают.
    349
    350 Но я вам напомню, что вот при рассмотрении второго вопроса был Кудрин,
    351 который, будучи первым вице-премьером, министром финансов, провёл 184-й
    352 закон. Вот вы сейчас хаете руководителей субъектов неправомерно, ведь 184-й
    353 закон передал на их плечи 190 полномочий, а мандатов финансовых отдал 30
    354 процентов - отсюда и нехватка ресурсов. Наш с вами комитет - и вы там были, я
    355 помню, - уже создавал такую рабочую группу, где были представители трёх
    356 министерств, и Минздрава, и Минпросвещения, и Минобрнауки, предлагалось
    357 изменить 279-е, если не ошибаюсь, постановление правительства и как раз
    358 пропорцию Олега Николаевича утвердить. Но вопрос умер в заседаниях рабочей
    359 группы... (Микрофон отключён.)
    360
    361 ВОСТРЕЦОВ С. А. Дорогой мой коллега-коммунист, во-первых, я не комитет и моя
    362 позиция в комитете - это один голос. И во-вторых, это позиция Объединения
    363 профсоюзов России "Соцпроф", я всегда её высказывал, в отличие от вас,
    364 который здесь сидит четыре или пять созывов, я не знаю сколько, не считал.
    365 Второй раз, когда я сюда зашёл и вошёл в профильный комитет, тут же я
    366 предложил создать рабочую группу по МРОТ: 20 лет решить не могли - решили
    367 этот вопрос! Я сегодня ещё раз настаиваю: давайте создадим межфракционную
    368 группу и будем решать проблему.
    369
    370 А профсоюзы трогать не надо. Я ещё раз говорю, мы пока с вами, к сожалению, в
    371 рамках правового поля можем только... Почему этот законопроект не поддержал
    372 комитет, я вам обозначил, по-моему, очень чётко, я даже не ссылался на то,
    373 что нет источника расходов, на Бюджетный кодекс я не ссылался, я чётко
    374 сказал, что будет разграничение полномочий. Сегодня у нас по Трудовому
    375 кодексу, статья 133, правительство устанавливает минимальный размер оплаты
    376 труда на всей территории Российской Федерации, регионы имеют такое право, а
    377 вы предлагаете... У них есть право, тогда надо прописать, что они обязаны
    378 устанавливать МРОТ выше, а правительство обязано это учитывать.
    379
    380 Ну о чём вы говорите?! Я же чётко сказал вам позицию комитета, это не моя
    381 позиция. Я в большей степени согласен со многими предложениями, и эти
    382 конкретные предложения, ещё раз говорю, направили в правительство. Но я не
    383 вижу другого выхода в части наведения порядка и с бюджетниками, и с
    384 небюджетниками, потому что, пока мы бюджетникам не сделаем оклад 70-80
    385 процентов, бизнес ничего не будет делать, а если мы сделаем для бюджетников
    386 оклад 70-80 процентов, и бизнес подтянется. Давайте создадим эту рабочую
    387 группу и давайте вместе решать проблему, и не будем передёргивать.
    388 Коммунисты, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", профсоюзы и ФНПР
    389 тоже поддерживают, но где решение? Давайте создадим группу и разрубим этот
    390 гордиев узел. Никого это не устраивает, никто не понимает, как формируется
    391 заработная плата, поэтому порядок надо наводить, но я ещё раз говорю: давайте
    392 от лозунгов перейдём к делу. Вот Александр Дмитриевич здесь сидит -
    393 поддержите создание рабочей группы по пересмотру главы 21 Трудового кодекса
    394 "Заработная плата", там есть и порядок индексации, и так далее. Ссылка идёт
    395 на коллективные договоры, а что делать там, где их нет? Сегодня коллективный
    396 договор - необязательный документ, поэтому и индексаций своевременных нет.
    397 Ну, это целый клубок, это же не только та проблема, которую мы сегодня
    398 поднимаем!
    399
    400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Присаживайтесь.
    401
    402 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    403
    404 Включите режим записи на выступления.
    405
    406 Покажите список.
    407
    408 Шеин Олег Васильевич. У нас опять ситуация со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" - два
    409 записавшихся. Только Олег Васильевич сумеет выступить.
    410
    411 ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект,
    412 устанавливающий гарантии стартовой заработной платы в образовании,
    413 здравоохранении и, очевидно, в отрасли культуры тоже, мы считаем необходимым
    414 принять его в первом чтении.
    415
    416 За последние полтора десятилетия система оплаты труда в бюджетном секторе
    417 деградировала. Если раньше была твёрдая единая тарифная сетка, то теперь
    418 получается, что доля оклада в заработной плате небольшая, а всё остальное -
    419 это портфолио, стимулирующие выплаты и прочие вещи, которые понять совершенно
    420 нельзя. Вот, к примеру, у нас в Астраханской области есть такая изумительная
    421 вещь, как надбавка за интенсивность - до двух окладов. Что такое
    422 интенсивность? В каких джоулях она измеряется? Кому 2 процента, кому 182?
    423 Ответов на эти вопросы не знают даже министры. А в результате получается, что
    424 если человек как-то приглянулся начальнику, то ему могут выписать
    425 полноценную, высокую заработную плату, а в противном случае его держат на
    426 голодном пайке. Понятно, что специалисты в таких издевательских условиях
    427 работать не собираются и, естественно, мы специалистов теряем, они уходят в
    428 частную сферу, в репетиторство, в частные медицинские клиники и так далее.
    429 Поэтому должны быть твёрдые правила. Это первое.
    430
    431 Второе. Когда они должны появиться? Полтора года назад президент, выступая в
    432 Гостином дворе, сказал, что это поручение Правительству Российской Федерации
    433 - до конца 2020 года отработать новые правила по заработной плате в
    434 здравоохранении, понятно, с последующим переходом на другие бюджетные
    435 сегменты. На дворе весна 2021-го, скоро новое послание президента, и не
    436 сделано ровным счётом ничего. Более того, я встречался с правительством,
    437 предлагал наше участие в этих рабочих группах на их площадке, и такого рода
    438 решение, к сожалению, принято не было.
    439
    440 Что касается рабочих групп самой Государственной Думы. Без принятия
    441 законопроекта в первом чтении работать такая система не будет. Я напомню
    442 известную всем людям в этом зале, кто работал в прошлом тысячелетии и в
    443 начале текущего, историю, когда обсуждалась задача, связанная с возвратом
    444 советских вкладов в Сбербанке. В 2010 году нам было сказано с этой трибуны
    445 коллегами из "ЕДИНОЙ РОССИИ", правительства следующее: слишком много
    446 накопилось законопроектов, давайте мы все их уберём, соберём отдельно рабочую
    447 группу, она будет разбираться. Вот та рабочая группа до сих пор не села ни
    448 разу разбираться за последние десять лет и явно не сядет. Поэтому процедура
    449 совершенно понятная: надо принимать в первом чтении законопроект,
    450 соответственно, ко второму чтению уже будет мотивация и для кабинета
    451 министров, и для всех фракций, чтобы работать по более техничной доводке по
    452 цифрам, по бюджетной росписи, по правилам определения дифференциации оплаты
    453 труда, и мы выйдем на нормальные условия, которые позволят нам в том числе
    454 ликвидировать совершенно неправильный дефицит рабочих кадров в образовании,
    455 здравоохранении и выйти на нормальные заработные платы работников этих
    456 важнейших отраслей в стране.
    457
    458 Спасибо за внимание.
    459
    460 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    461
    462 Бессараб Светлана Викторовна.
    463
    464 БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    465
    466 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Система, как и сказали
    467 выступавшие, действительно достаточно долго деградировала, я имею в виду
    468 систему оплаты труда медицинских, педагогических работников. Всё это привело
    469 к дифференциации заработной платы одной категории работников по регионам
    470 Российской Федерации. И в пандемию мы, конечно, ощутили в том числе
    471 миграционный поток временных работников, потому что в каком-то регионе
    472 платили выше, в каком-то ниже.
    473
    474 Безусловно, этот вопрос очень остро стоит сегодня, именно поэтому 9 ноября
    475 2020 года был принят закон № 362-ФЗ, которым были внесены изменения в статью
    476 144 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющие Правительству
    477 Российской Федерации устанавливать базовые ставки, базовые оклады (базовые
    478 должностные оклады), устанавливать их дифференциацию, в том числе соотношение
    479 окладной части и стимулирующих, компенсационных выплат в составе заработной
    480 платы соответствующих категорий работников.
    481
    482 Более того, считаю, что стимулирование правительства в этом направлении не
    483 требуется, потому что в период, когда мы обсуждали законопроект ко второму
    484 чтению, уже готовилась методика расчёта заработных плат работников
    485 здравоохранения. Насколько я знаю, сегодня во всех регионах Российской
    486 Федерации проходят консультации по выравниванию окладной части и
    487 стимулирующих выплат в составе заработных плат работников с целью
    488 безусловного выполнения указа президента о соотношении заработных плат,
    489 средней заработной платы, например, работников здравоохранения,
    490 педагогических работников по отношению к средней заработной плате в
    491 соответствующем субъекте Российской Федерации.
    492
    493 Почему данный законопроект не может быть принят даже концептуально? В
    494 соответствии со статьёй 132 Трудового кодекса Российской Федерации
    495 минимальная заработная плата устанавливается единовременно на всей территории
    496 Российской Федерации с учётом региональных, так называемых климатических
    497 коэффициентов. Мы помним, что в соответствии со статьёй 133-1 Трудового
    498 кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата в субъекте
    499 Российской Федерации может быть установлена региональным соглашением.
    500 Невозможно установить базовые, минимальные тарифные ставки только для
    501 отдельных категорий работников госучреждений, тем более невозможно по решению
    502 регионального органа исполнительной власти выделять средства из бюджета для
    503 регулирования оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
    504
    505 С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект
    506 отклонить, всем желающим войти в составы рабочих групп, которые в
    507 Правительстве Российской Федерации при соответствующих отраслевых
    508 министерствах занимаются разработкой тарифных систем и сеток по оплате труда,
    509 и, если есть желание, приходить к нам на заседания комитета по
    510 соответствующей тематике.
    511
    512 Спасибо за внимание.
    513
    514 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    515
    516 Осадчий Николай Иванович.
    517
    518 ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, коллеги! Из
    519 предыдущего выступления видно, что указ президента, майский указ ещё 2012
    520 года, и не выполнен, и не будет выполнен, судя по всему, если такую
    521 аргументацию использовать. Законопроект, который мы обсуждаем, при внесении
    522 подписан всеми без исключения депутатами фракции КПРФ. Мы считаем его
    523 приоритетным, именно потому приоритетным, что без квалифицированного
    524 педагогического и квалифицированного медицинского труда не может быть
    525 развития человеческого потенциала - того, что исключительно важно для
    526 прорывного развития России.
    527
    528 Что мы предлагаем? Я зачитаю, потому что, наверное, надо всё-таки иметь
    529 точное представление. Предлагается дополнить статью 144 Трудового кодекса
    530 Российской Федерации частью четвёртой, или следующим положением, цитирую:
    531 "Установить, что базовая ставка заработной платы работников государственных и
    532 муниципальных учреждений не может быть ниже двукратного минимального размера
    533 оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации". Это должно
    534 создать гарантии и поможет решить кадровую проблему, особенно в малых городах
    535 и в сельской местности, от Кубани до Байкала, на всей территории страны.
    536
    537 Какие замечания высказали оппоненты?
    538
    539 Первое. Финансово-экономическое обоснование требует уточнения, поскольку
    540 оценка дополнительных расходов произведена исходя из численности врачей и
    541 медперсонала за 2018 год, а педагогических работников - за 2017 год. Ну,
    542 разумеется, законопроект был официально внесён в Думу в начале марта прошлого
    543 года и поставлен в очередь для рассмотрения в первом чтении на пленарном
    544 заседании в октябре прошлого года - других обобщённых данных на тот момент
    545 просто не было. Теперь мы можем уточнить и получаем, что численность
    546 педагогических и медицинских работников в Российской Федерации всего
    547 составляет примерно 3,6 миллиона человек. Понятно, что изменился и МРОТ за
    548 это время, всё-таки увеличение прошло, и мы знаем, каковы цифры на
    549 сегодняшний день.
    550
    551 Коллеги, второе замечание - базовые оклады, базовые ставки по
    552 профессиональным квалификационным группам может устанавливать Правительство
    553 Российской Федерации. Но я уже, задавая вопрос, подчеркнул: ну, мы что, так и
    554 дальше будем неизвестно какое время ждать от правительства, пока это
    555 правительство решит вопросы? Ведь речь-то идёт на самом деле примерно о 15
    556 процентах трудоспособного населения страны. Наверное, слишком долго ждём.
    557
    558 Коллеги, базовую ставку медикам и учителям повышать надо, по-моему, никто в
    559 этом не сомневается. Если будет межфракционная группа... Я напомню: у нас уже
    560 была тема оптимизации и был межфракционный законопроект - два года тянули
    561 здесь, в Государственной Думе, пока оптимизировали всё, что можно было
    562 оптимизировать, наконец он был принят. Поэтому предлагаем немедленно
    563 принимать законопроект в первом чтении и работать дальше.
    564
    565 Спасибо за внимание.
    566
    567 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    568
    569 Заключительное слово - Олег Николаевич Смолин.
    570
    571 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу привести пять дополнительных
    572 аргументов.
    573
    574 Первое. Я очень уважаю наш комитет по труду и социальной политике, но его
    575 заключение напоминает мне, извините, фразу Лермонтова: жалкий лепет
    576 оправданья. Коллеги, любой законопроект нарушает действующий закон в том
    577 смысле, что он его меняет. Мы предлагаем вносить изменения в Трудовой кодекс
    578 - кто нам мешает поменять и некоторые другие его статьи? Ссылка, мягко
    579 говоря, не выдерживает никакой критики.
    580
    581 Второе. Вот правительство написало нам честно, что закон потребует денег, -
    582 это правда, коллеги. Правительство не верит данным собственного Росстата, оно
    583 понимает, что на самом деле зарплата совершенно другая, - это делает честь
    584 правительству.
    585
    586 Далее, уважаемые коллеги, что касается ставок в регионах. Я вам напомню: в
    587 Республике Алтай ставка учителя первой категории - 3460 рублей, в Брянской
    588 области - 5 тысяч (я округляю), в Саратовской - 8 тысяч, в Омской, моей
    589 родной, - 9,5 тысячи, в Амурской - 10 тысяч, даже в Москве 20 тысяч базовый
    590 оклад, в Московской области - 21,5 тысячи, кстати сказать. Так вот самое
    591 интересное, что все ваши хвалёные новые методики, они что делают? Они
    592 пытаются перераспределять деньги внутри учреждений и регионов, при этом
    593 разница в оплате труда в регионах, по данным коллегии Минпросвещения, в 7 раз
    594 по учителям. И никакие ваши методики ничего не сделают, потому что без денег
    595 это сделать просто невозможно.
    596
    597 Далее. Уважаемые коллеги, деньги-то в стране, вообще-то, есть! Сегодня
    598 Алексей Леонидович в очередной раз нам сказал, что 13 с половиной триллионов
    599 рублей стабилизационный фонд.
    600
    601 Кстати, уважаемые коллеги, я имею обыкновение читать политические программы
    602 партий. Я прочитал политическую программу "ЕДИНОЙ РОССИИ" - "Россия 2020".
    603 Читали, коллеги? Я уверен, большинство - нет. Там написано: расходы на
    604 образование в 2020 году должны быть 6,5-7 процентов валового внутреннего
    605 продукта, по данным Кудрина - 3,9; расходы на медицину в 2020-м должны быть
    606 5,2-5,5 процента, по данным Кудрина - 3,1 процента. Коллеги, это мы стараемся
    607 исполнить программу вашей партии - вообще-то, с вас причитается!
    608
    609 По поводу слов и дел. Вот призывы создать рабочую группу - это слова, а
    610 закон, законопроект - это дело. Нас избирают не для того, чтобы мы призывали,
    611 а для того, чтобы мы готовили законопроекты.
    612
    613 И последнее, коллеги. Вообще, политику положено придерживаться формулы:
    614 обещать - значит жениться. Вы все голосовали за постановление Государственной
    615 Думы, которое предусматривает для учителей оклад - не просто оклад, а базовый
    616 оклад - 70 процентов от средней заработной платы по региону. Мы просим
    617 меньше, но вы голосуете против. Коллеги, призываю быть последовательными.
    618
    619 Спасибо за внимание.
    620
    621 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    622
    623 Заключительное слово содокладчика.
    624
    625 Сергей Алексеевич Вострецов, пожалуйста.
    626
    627 ВОСТРЕЦОВ С. А. Прежде всего, что касается того, что предложение о создании
    628 рабочей группы - это слова, не соглашусь с этим. Помимо слов мы от
    629 объединения профсоюзов России "Соцпроф" направили конкретные предложения
    630 правительству, а сегодня именно правительство в соответствии с принятым нами
    631 362-м законом, изменением в 144-ю статью ТК, имеет право принимать решения.
    632 Мы направили свои предложения не просто куда-то в воздух, потеоретизировать,
    633 а в тот орган, который принимает решения. И эти предложения, поверьте мне,
    634 конкретные.
    635
    636 Теперь что касается вопроса, какие аргументы нам мешают. Ну нельзя ставить
    637 телегу впереди лошади! Тогда надо сначала отменить статью 133 Трудового
    638 кодекса, которая определяет МРОТ для всей территории Российской Федерации, и
    639 прописать, что МРОТ устанавливают субъекты Российской Федерации у себя,
    640 понимаете? Вы же сами нормотворцы, вы понимаете, что нельзя принимать закон,
    641 который входит в противоречие с другим законом. Ну это крайне неверно,
    642 коллеги!
    643
    644 И что касается того, что если МРОТ будет устанавливаться в регионах, то всё
    645 решится с кадрами. Да не решится, коллеги! Самый главный кадровый вопрос -
    646 как его можно решить? Я ещё раз говорю, на мой взгляд, это в первую очередь
    647 распределение выпускников. Надо отменять систему ЕГЭ для бюджетников, для
    648 врачей и учителей, и те, кто хочет... Ну не поедет человек даже за миллион в
    649 Тынду или в село в Дагестан, потому что у него там нет ни дома, ни
    650 родственников, никого! А если ребёнок оттуда поступит, поверьте мне, за пять
    651 лет он научится. И это гораздо лучше: выпускник, который отработает в
    652 бюджетной сфере три-четыре года, куда бы он ни ушёл, в платную медицину и так
    653 далее, мы хотя бы будем знать, что он не отравит, не выпишет непонятно чего.
    654 Так что, коллеги, кадровый вопрос можно решить только распределением. И
    655 кстати, в медицинской отрасли этот вопрос уже решается, надо решать его и с
    656 педагогами.
    657
    658 Что касается оплаты труда. Да давайте мы для начала хотя бы начнём платить
    659 людям по указу президента за одну ставку. Поверьте мне, это, во-первых,
    660 освободит бюджетные места, куда смогут прийти выпускники вузов, а во-вторых,
    661 когда базовая ставка станет высокой, тогда и выпускники изначально будут
    662 получать приличную зарплату и придут работать.
    663
    664 Давайте не будем мериться: мы создавали тысячу раз, не создавали - на моём
    665 веку я видел здесь одну рабочую группу конкретно по МРОТ, и эта рабочая
    666 группа отработала, президент услышал, и решение было принято. Ещё раз
    667 предлагаю: давайте создавать рабочую группу конкретно по реформе 21-й главы
    668 Трудового кодекса, по заработной плате. Там 30 статей - чёрт ногу сломит! Там
    669 куча положений, которые необязательны к исполнению. Я уже говорил, отсылки
    670 идут к коллективному договору, который не является обязательным документом.
    671 Коллеги, давайте будем искать компромиссы! Этот созыв кончится - придёт
    672 другой созыв, даже не имеет значения, кто из нас изберётся. Давайте создадим
    673 эту рабочую группу, установим сроки, до конца нашего созыва дадим конкретные
    674 предложения правительству и будем требовать от них, чтобы они нас слышали.
    675
    676 Спасибо за внимание.
    677
    678 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    679
    680 Обсуждение завершено, ставится на голосование приоритетный законопроект
    681 фракции КПРФ - проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой
    682 кодекс Российской Федерации".
    683
    684 Включите режим голосования.
    685
    686 Покажите результаты.
    687
    688 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 26 сек.)
    689 Проголосовало за 101 чел.22,4 %
    690 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    691 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    692 Голосовало 102 чел.
    693 Не голосовало 348 чел.77,3 %
    694 Результат: не принято
    695
    696 Отклоняется законопроект.