Законопроект № 849806-7
«О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"»

Идентификатор 31709
Номер 849806-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Комментарий в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий
Дата внесения 2019-12-02

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Событие рассмотрения Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы
Принятое решение (формулировка) утвердить таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению
Дата последнего события 2020-04-01
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Азимов Рахим Азизбоевич
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Бариев Марат Мансурович
  • Белеков Иван Итулович
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бондаренко Елена Вениаминовна
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Вторыгина Елена Андреевна
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Геккиев Заур Далхатович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гладких Борис Михайлович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гоголева Татьяна Степановна
  • Даллакян Арамаис Джаганович
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Дерябкин Виктор Ефимович
  • Елыкомов Валерий Анатольевич
  • Зиннуров Ирек Хайдарович
  • Зубарев Виктор Владиславович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Коткин Сергей Николаевич
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Кузьмин Андрей Альбертович
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Максимов Александр Александрович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Медведев Иван Владимирович
  • Назарова Наталья Васильевна
  • Николаева Виктория Викторовна
  • Новиков Владимир Михайлович
  • Пахомов Сергей Александрович
  • Пивненко Валентина Николаевна
  • Пилюс Наталия Николаевна
  • Пимашков Петр Иванович
  • Пушкарев Владимир Александрович
  • Рудченко Валентина Васильевна
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Скриванов Дмитрий Станиславович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Сопчук Сергей Андреевич
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Фирюлин Иван Иванович
  • Харитонов Николай Михайлович
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Хохлов Алексей Алексеевич
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Чижов Сергей Викторович
  • Шайхутдинов Рифат Габдулхакович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 849806-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий).

    0 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6
    1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
    2 закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к
    3 ним местностях". Докладывает депутат Государственной Думы Оксана Андреевна
    4 Бондарь.
    5
    6 Пожалуйста, Оксана Андреевна.
    7
    8 БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект
    11 синхронизирует нормы действующего 211-го федерального закона, о жилищных
    12 субсидиях северянам, выезжающим из закрывающихся посёлков, с нормами 125-го
    13 федерального закона, который также касается жилищных субсидий гражданам,
    14 выезжающим из районов Крайнего Севера. В законе № 125-ФЗ уже есть норма о
    15 пятилетнем сроке: размер государственного жилищного сертификата подлежит
    16 уменьшению в случае продажи жилья или перевода жилого помещения в нежилое в
    17 течение пяти лет до даты выдачи сертификата. В таком случае размер субсидии
    18 будет уменьшаться на размер кадастровой стоимости, а раньше предусматривался
    19 учёт стоимости, устанавливаемой при инвентаризации помещения. В предложенном
    20 законопроекте эта норма вводится в 211-й федеральный закон.
    21
    22 На данный законопроект поступило 45 отзывов от заксобраний и высших
    23 исполнительных органов государственной власти субъектов, где высказано мнение
    24 о поддержке данного законопроекта.
    25
    26 Прошу поддержать.
    27
    28 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Оксана Андреевна.
    29
    30 С содокладом выступает Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета по
    31 региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.
    32
    33 ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной
    34 политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
    35
    36 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается
    37 проект федерального закона, где устанавливается пятилетний срок для учёта
    38 отчуждения жилых помещений или перевода их в нежилые при выдаче жилищных
    39 сертификатов, а также предлагается перейти к учёту кадастровой стоимости при
    40 расчёте размера жилищной субсидии - Оксана Андреевна сейчас об этом сказала.
    41 Данное положение вводится по аналогии с нормой Федерального закона "О
    42 жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
    43 приравненных к ним местностей".
    44
    45 Принятие закона позволит установить единую правоприменительную практику в
    46 смежных сферах правового регулирования отношений, возникающих при
    47 предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего
    48 Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выезжающим из
    49 закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к
    50 ним местностях. Дополнительных финансовых затрат для реализации закона не
    51 потребуется.
    52
    53 Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному
    54 хозяйству и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству,
    55 региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концепцию
    56 законопроекта поддерживают. Также законопроект поддерживается Правительством
    57 Российской Федерации.
    58
    59 На данный законопроект поступило уже 53 отзыва от законодательных и высших
    60 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
    61 выразивших свою поддержку и своё мнение по данному законопроекту.
    62
    63 Данный законопроект прошу принять в первом чтении.
    64
    65 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович.
    66
    67 Коллеги, будут ли вопросы? Не вижу. А, есть вопросы.
    68
    69 Включите режим записи на вопросы.
    70
    71 Депутат Тумусов, но возможно, что ещё есть желающие.
    72
    73 Покажите список.
    74
    75 Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.
    76
    77 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    78
    79 У меня вопрос к авторам.
    80
    81 Уважаемая Оксана Андреевна, понятно, что данный законопроект направлен на
    82 уменьшение общей суммы, которая выделяется из бюджета Российской Федерации на
    83 финансирование жилищных сертификатов, повторяю, на уменьшение. И вот у меня в
    84 связи с этим вопрос: на какую сумму уменьшится объём выделяемых средств в
    85 связи с принятием этого закона? Хотя бы в процентах расчёты есть, чтобы
    86 понять, насколько будет уменьшена сумма средств, выделяемых на финансирование
    87 жилищных сертификатов для людей, выезжающих из районов Крайнего Севера, в
    88 связи с принятием данного закона?
    89
    90 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бондарь включите микрофон.
    91
    92 БОНДАРЬ О. А. Уважаемый Федот Семёнович, ни в коем случае наш законопроект не
    93 нацелен на то, чтобы уменьшать размер федеральных средств на жилищные
    94 субсидии, он просто регулирует процесс получения жилищного сертификата.
    95 Раньше нормы при получении государственного жилищного сертификата для тех,
    96 кто выезжал из закрывающихся посёлков, не были установлены, не был установлен
    97 срок отчуждения. А в данном законопроекте предлагается следующее: если ты
    98 продал своё жилое помещение в посёлке, который признан закрывающимся, и до
    99 получения сертификата прошло менее пяти лет, тогда у тебя эта сумма
    100 вычитается, а если более пяти лет, то размер жилищного сертификата не
    101 уменьшается, ровно так же это установлено для выезжающих из районов Крайнего
    102 Севера.
    103
    104 Наоборот, наш комитет ведёт работу, направленную на то, чтобы увеличивалось
    105 выделение федеральных средств на получение жилищных сертификатов, потому что
    106 в настоящее время это финансируется в размере 1 процента от необходимого. Ваш
    107 вопрос не совсем правильно сформулирован: не уменьшать, а регулировать выдачу
    108 государственных жилищных сертификатов.
    109
    110 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    111
    112 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    113
    114 Включите режим записи на выступления.
    115
    116 Покажите список.
    117
    118 Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста.
    119
    120 ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    121
    122 Я хотела бы, уважаемые коллеги, обратить внимание на то, что кому-то этот
    123 законопроект действительно может показаться чувствительным, но никоим образом
    124 принятие этого закона не ухудшит ситуацию с выделением жилищных сертификатов
    125 в отношении закрывающихся посёлков. Наоборот, принятие этого закона позволит
    126 установить единую правоприменительную практику в смежных сферах правового
    127 регулирования, то есть чтобы были равнозначные правила для 125-го закона и
    128 закона о закрывающихся посёлках.
    129
    130 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает, поскольку он наведёт
    131 порядок, по сути дела, решит те проблемные вопросы, которые иногда возникают
    132 при подготовке к получению жилищного сертификата. Если гражданин провёл
    133 отчуждение своего имущества или перевёл его из жилого в нежилое, то на
    134 полученную сумму может быть изменена стоимость жилищного сертификата, на
    135 который он имеет право. Срок в обоих законах будет пять лет. Для того чтобы
    136 получать жилищный сертификат, нужно, ну, как-то более честно относиться к
    137 государственным средствам, которых явно недостаточно. Но никоим образом это
    138 не уменьшит ни общую сумму бюджетного финансирования по этим направлениям, ни
    139 конкретную для каждого гражданина, который имеет право на получение жилищного
    140 сертификата.
    141
    142 А проблема, о которой говорил Федот Семёнович, есть, она очень большая, на
    143 протяжении уже 20 лет наш комитет (и прежний комитет) постоянно поднимает
    144 вопросы - и это включается в постановление Государственной Думы при принятии
    145 федерального бюджета - о необходимости наконец-таки решить проблему с
    146 переселением граждан из закрывающихся посёлков, тех, кто имеет право на
    147 переселение из районов Крайнего Севера в благоприятные местности.
    148
    149 Спасибо за внимание.
    150
    151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.
    152
    153 Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.
    154
    155 ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной
    156 Думы! На самом деле рассматриваемый нами законопроект очень важный, он имеет
    157 ключевое, может быть, даже символическое значение. Больше скажу, можем ли мы
    158 сегодня говорить о том, что у нашего Российского государства есть
    159 полноценная, комплексная северная государственная политика? К сожалению, хотя
    160 мы сегодня много об этом говорим и принимаем много законов, которые
    161 направлены на развитие Дальнего Востока, на развитие Арктики, на развитие
    162 северных территорий, но при этом мы с вами действуем однобоко: мы
    163 рассматриваем только экономическую составляющую развития, то есть мы даём
    164 зелёный свет, даём дорогу бизнесу, чтобы туда приходили, занимались бизнесом,
    165 развивались, извлекали прибыль и так далее, а если взять другую сторону
    166 медали - социальное обеспечение тех людей, которые живут и работают на
    167 северах, - мы их только ущемляем.
    168
    169 Вот конкретно этот законопроект ущемляет. О чём идёт речь? Человек честно
    170 отработал 15-20 лет на Севере, и ему положен жилищный сертификат.
    171 Естественно, 70-80 процентов людей, которым положен сертификат, это
    172 пенсионеры, и они хотят на старости лет выехать в другие, более благоприятные
    173 районы. У такого человека спрашивают, есть ли у него жильё. Естественно,
    174 есть, оно было приватизировано или куплено, и если человек его продаст, то на
    175 соответствующую сумму уменьшается размер субсидии. А что он потом может
    176 приобрести на эту уменьшенную сумму? Так что это на самом деле очень
    177 серьёзный законопроект.
    178
    179 Я хочу сказать, что у нас в Российской Федерации полноценной, комплексной
    180 северной государственной политики на сегодня, к сожалению, не выработано. Мы
    181 рассматриваем, повторю, однобоко, только экономическую часть, а вот о
    182 социальной части всё время забываем. А что такое социальная часть? Прежде
    183 всего это заработная плата. Слава богу, ещё есть, не исключены районный
    184 коэффициент, северные надбавки, но реально они не работают так, как было
    185 изначально задумано, они не финансируются из государственного бюджета,
    186 поэтому превратились просто в расчётные показатели, они не работают, эти
    187 коэффициент и надбавка.
    188
    189 Я от фракции.
    190
    191 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    192
    193 ТУМУСОВ Ф. С. Проезд к месту отдыха каждые два года должен оплачиваться, но
    194 этим может воспользоваться едва ли половина, то есть это тоже полностью не
    195 работает.
    196
    197 Я уж не говорю про цены на продукты питания и товары народного потребления -
    198 они просто астрономические! Раньше Советское государство в этой части
    199 дотировало и цены были одинаковые, сегодня этого нет, а зарплата-то остаётся
    200 нищенской.
    201
    202 Цены на авиабилеты тоже фантастические. Каждый раз, когда мы принимаем
    203 бюджет, мы, северяне, поднимаем этот вопрос.
    204
    205 Сегодня ко мне поступила информация о том, что принято решение о
    206 двухпроцентной ставке по ипотеке для молодёжи благодаря указанию президента
    207 страны Путина Владимира Владимировича, но это не распространяется на
    208 приобретение вторичного жилья, только на приобретение нового. Тоже некое
    209 ущемление.
    210
    211 Я просто хочу привести несколько цифр, чтобы не быть голословным. Для того
    212 чтобы полностью решить проблемы людей, которые выезжают из Республики Саха
    213 (Якутия), нужно 19,6 миллиарда рублей, на очереди стоит 9968 семей, из них
    214 6638 - это пенсионеры. Каждый год выделяются средства в размере примерно 300
    215 миллионов рублей, это решает проблемы всего-навсего 120 семей. Если мы такими
    216 темпами будем решать эту проблему, то нужно будет 83 года. А доживут ли люди,
    217 проживут ли ещё 83 года? Если только пенсионерам выделять эти суммы, то нужно
    218 будет 55 лет. Здесь уже прозвучало, что выделяется только 1 процент от
    219 необходимого в целом по стране.
    220
    221 Нам и Правительству Российской Федерации надо уделить серьёзное внимание в
    222 своей дальнейшей работе решению социальных проблем северян, чтобы у нас
    223 действительно была полноценная, комплексная северная государственная политика
    224 в нашем Российском государстве.
    225
    226 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.
    227
    228 Оксана Андреевна, будете выступать?
    229
    230 Заключительное слово докладчика.
    231
    232 Оксана Андреевна Бондарь, пожалуйста.
    233
    234 БОНДАРЬ О. А. Всё-таки ещё раз хочу вернуться к законопроекту. Он ни в коем
    235 случае не нацелен на ухудшение жизни в районах Крайнего Севера, а регулирует
    236 процесс выдачи государственного жилищного сертификата. И если получатель
    237 государственного жилищного сертификата продал своё жильё в течение пяти лет
    238 до даты получения жилищного сертификата, то на ту сумму, которую он получил в
    239 результате продажи, уменьшится размер государственного жилищного сертификата.
    240
    241 Ко всем глобальным проблемам, которые, безусловно, актуальны для жителей
    242 районов Крайнего Севера, добавляются и многие другие. Проезд в центральные
    243 районы страны, субсидирование авиабилетов - все эти вопросы мы рассматриваем
    244 на заседаниях нашего комитета. Приглашаю также Федота Семёновича к активному
    245 участию в разработке предложений для работы с правительством.
    246
    247 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    248
    249 Заключительное слово Николая Михайловича Харитонова, председателя комитета.
    250
    251 ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! До меня Валентина
    252 Николаевна возглавляла два созыва комитет, я второй созыв возглавляю, но мало
    253 мы сегодня говорим о той территории, развитие которой Владимир Владимирович
    254 Путин пять лет назад провозгласил приоритетом XXI века, - о Дальнем Востоке.
    255
    256 Ну, к примеру. Бросив всё на северах, 250 семей переехали на Кубань. На
    257 Кубань в 2019 году выделено для приобретения жилья - на 250 семей! - 11
    258 миллионов рублей. Сколько можно купить квартир? 214 тысяч семей на сегодня
    259 заработали в разное время, и в советское, и в российское, жилищные
    260 сертификаты, но выехать не могут. Мы с вами здесь ежегодно выделяем, несмотря
    261 на крики депутатов из нашего комитета, в лучшем случае 5 миллиардов, иногда -
    262 редко - 7 миллиардов рублей. Умрут все, никто никуда не переедет и не получит
    263 жилищный сертификат.
    264
    265 Поезжайте посмотрите: Сочи, Анапа, Геленджик, Новороссийск... Я разговаривал
    266 с людьми, спрашивал откуда - с северов, с северов, с северов. Хотя в
    267 Краснодарском крае на Черноморском побережье надо не жильё строить, а
    268 санаторно-курортные учреждения, чтобы люди ездили туда отдыхать. И сейчас,
    269 когда президент провозгласил приоритетом XXI века развитие Дальнего Востока,
    270 подумайте минутку вот о чём: когда вахтовым методом работают, не удержать ни
    271 на северах, ни в Арктике, ни на Дальнем Востоке. Коллега Тумусов, как
    272 настоящий патриот своего края, всё время выступает и правильно говорит о том,
    273 что нам надо удержать людей, чтобы те, кто поселился много лет назад и сейчас
    274 живёт, оставались и дальше, и что нам надо сделать политику такой, чтобы люди
    275 ехали туда работать, и не только на вахту. Да, сейчас за заработком едут на
    276 вахту, так работают.
    277
    278 Правильно Федот Семёнович сказал: чуть-чуть китайцы прикрыли и мы прикрыли
    279 границы - в результате там сегодня ни овощей, ни фруктов нет. Полторы недели
    280 назад министр сельского хозяйства Патрушев президенту докладывал: всё
    281 перевыполнили! Тогда давайте яблоки, фрукты, овощи, ягоды на Дальний Восток
    282 повезём - почему этого нет? Ведь во время войны, в боевых условиях, на
    283 Дальний Восток предприятия перебрасывали, оттуда технику перебрасывали. Ну
    284 давайте сейчас яблоки, помидоры, овощи, ягоды перебросим на Дальний Восток! В
    285 чём дело? Где железная дорога, где самолёты? При этом в Санкт-Петербурге, в
    286 Москве браконьерской икры оттуда - посмотрите! - навалом. Ну почему так?!
    287
    288 Оксана Андреевна, этот законопроект - маленькая ступенька, а по большому
    289 счёту нам не надо стесняться говорить о северах, о Дальнем Востоке. Только
    290 вдумайтесь: от Урала до Дальнего Востока живёт всего 27 миллионов человек, но
    291 вся таблица Менделеева за Уралом, весь газ. Кто будет кормить-поить, если мы
    292 все переедем на Кубань, в центральную часть России и так далее? Давайте
    293 почаще... Депутатов, избранных от Дальневосточного федерального округа,
    294 достаточно много, в больших фракциях присутствуют, во фракции парламентского
    295 большинства, так что мы сами себя уговариваем? Давайте сами определим: 20-30
    296 миллиардов рублей в год отдавать северянам.
    297
    298 Кто иначе поедет туда? В советское время ехали заработать на "Жигули", на
    299 "Волгу", на квартиру, потом - назад. А сегодня молодёжь зачем поедет, если
    300 даже пенсия, вы сами знаете, в 65 и 60 лет? Кто поедет туда постоянно жить и
    301 работать? От нужды на вахту едут. Приходилось мне разговаривать - говорят, от
    302 нужды едем, но, как только заработаем, отработаем, скорей опять назад, в
    303 центральную часть.
    304
    305 Коллеги, принимайте в первом чтении этот законопроект, но на самом деле
    306 необходима государственная программа обустройства Дальнего Востока и северов,
    307 надо серьёзно нам здесь вести разговор, в противном случае всё это останется
    308 только разговорами.
    309
    310 Спасибо за внимание.
    311
    312 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович.
    313
    314 Коллеги, обсуждение завершено.
    315
    316 Ставлю на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 8 порядка
    317 работы.
    318
    319 Включите режим голосования.
    320
    321 Покажите результаты.
    322
    323 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 29 сек.)
    324 Проголосовало за 402 чел.89,3 %
    325 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    326 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    327 Голосовало 402 чел.
    328 Не голосовало 48 чел.10,7 %
    329 Результат: принято
    330
    331 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
    332
    333 По ведению - Пивненко Валентина Николаевна.
    334
    335 ПИВНЕНКО В. Н. Извините, я просто хотела внести коррективу, пояснить:
    336 гражданин, получающий жилищный сертификат, обязан безвозмездно сдать
    337 государству принадлежащее ему жильё, поэтому такая норма и предусматривается.
    338
    339 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.