Законопроект № 841216-7
«О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Идентификатор 31669
Номер 841216-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Комментарий в части усиления защиты прав участников строительства
Дата внесения 2019-11-20

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Событие рассмотрения Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы
Принятое решение (формулировка) предложить принять законопроект в третьем чтении
Дата последнего события 2020-07-02
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Бариев Марат Мансурович
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бессараб Светлана Викторовна
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Бондаренко Елена Вениаминовна
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Вострецов Сергей Алексеевич
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Геккиев Заур Далхатович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гладких Борис Михайлович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Голушко Андрей Иванович
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Ильтяков Александр Владимирович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Канаев Алексей Валерианович
  • Карлов Георгий Александрович
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Карпов Анатолий Евгеньевич
  • Касаева Татьяна Викторовна
  • Катенев Владимир Иванович
  • Кобзев Юрий Викторович
  • Козенко Андрей Дмитриевич
  • Кононов Владимир Михайлович
  • Коткин Сергей Николаевич
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Литовченко Анатолий Григорьевич
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Марков Андрей Павлович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Митина Елена Анатольевна
  • Николаев Николай Петрович
  • Носов Александр Алексеевич
  • Панков Николай Васильевич
  • Пахомов Сергей Александрович
  • Петров Анатолий Ильич
  • Пивненко Валентина Николаевна
  • Пирог Дмитрий Юрьевич
  • Саблин Дмитрий Вадимович
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Синяговский Владимир Ильич
  • Скриванов Дмитрий Станиславович
  • Смирнов Юрий Валентинович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Туров Артём Викторович
  • Федяев Павел Михайлович
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Чижов Сергей Викторович
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шишкоедов Василий Михайлович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Юрков Дмитрий Васильевич
  • Якубовский Александр Владимирович
  • Ярошук Александр Георгиевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 841216-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях усиления защиты прав участников долевого строительства).

    0 10-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений
    1 в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
    2 и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые
    3 законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты
    4 Российской Федерации". Доклад Николая Петровича Николаева.
    5
    6 Пожалуйста, Николай Петрович.
    7
    8 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным
    9 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В последние три года
    12 активно ведётся работа по исправлению ситуации на рынке долевого
    13 строительства, в этом году у нас активно заработал Фонд защиты прав граждан -
    14 участников долевого строительства, достраиваются дома, восстанавливаются
    15 права граждан. Всё это даёт возможность для проведения уже сейчас серьёзного
    16 анализа правоприменительной практики и основания для уточнения некоторых
    17 положений законодательства. Сегодня позвольте представить вам как раз такой
    18 законопроект, которым вносятся корректирующие изменения, направленные на
    19 повышение эффективности работы по восстановлению прав обманутых дольщиков.
    20 Что предлагается в законопроекте?
    21
    22 Прежде всего, предлагается дать возможность использовать средства
    23 компенсационного фонда, которые накапливаются из взносов застройщиков, на
    24 достройку всех объектов вне зависимости от уплаты взносов застройщиком по
    25 конкретному объекту. Дело в том, что сейчас работа компенсационного фонда
    26 ведётся по нескольким направлениям, фонд формируется за счет следующих
    27 средств: средств, которые отчисляют застройщики, это 1,2 процента; средств,
    28 которые поступают из бюджета Российской Федерации; также средств, которые
    29 являются по факту инвестиционным доходом от размещения средств
    30 компенсационного фонда. Так вот, мы предлагаем сейчас снять ограничение с
    31 этого компенсационного фонда, это коснётся более 30 миллиардов рублей, и в
    32 результате вся сумма, более 70 миллиардов рублей, может быть направлена на
    33 достройку проблемных объектов. Это значительно ускорит саму процедуру
    34 выделения таких средств для региональных фондов.
    35
    36 За этот период мы сделали существенно более эффективной процедуру банкротства
    37 застройщиков, и я считаю, что на сегодняшний день банкротство застройщиков
    38 является наиболее эффективной моделью банкротства из вообще существующих на
    39 нашем рынке. Мы в связи с этим предлагаем распространить эти нормы
    40 законодательства о банкротстве застройщиков на те дела, которые начаты до 1
    41 января 2018 года, в том числе мы предлагаем по заявлению фонда прекращать
    42 процедуры наблюдения - многие из них длятся годами - в старых делах и
    43 переходить на конкурсное производство.
    44
    45 Мы также предлагаем ввести более жёсткие требования к работе арбитражных
    46 управляющих. В частности, предлагается установить срок три дня для
    47 представления всех документов для принятия решения о финансировании фондом
    48 мероприятий по завершении строительства проблемных объектов.
    49
    50 Мы понимаем, что в следующем году у фонда защиты прав участников долевого
    51 строительства на порядок увеличится объём работы по достройке проблемных
    52 объектов. Планируется, что в следующем году будут восстановлены права
    53 дольщиков по 400 проблемным объектам, а это более 30 тысяч человек. В связи с
    54 этим, конечно же, очень важно оптимизировать работу самого фонда и сокращать
    55 расходы на всяческие аппаратные вопросы, и именно поэтому мы предлагаем
    56 сконцентрировать работу технического заказчика и застройщика непосредственно
    57 в фонде и упразднить его дочерние предприятия, чтобы вся работа была
    58 абсолютно подотчётна и находилась в фонде защиты прав участников долевого
    59 строительства.
    60
    61 Мы также предлагаем ряд мер, направленных на дальнейшее повышение
    62 прозрачности и оптимизацию работы самих застройщиков. В частности,
    63 предлагается дать застройщикам возможность направлять средства с расчётного
    64 счёта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий,
    65 при этом мы предлагаем ограничить возможность выплат с этого расчётного счёта
    66 по исполнительным листам до выполнения всех обязательств перед дольщиками.
    67
    68 Как вы знаете, сейчас активно работает и развивается единая информационная
    69 система жилищного строительства, я считаю, во многом благодаря тому, что мы
    70 прямыми нормами в законе прописали все вопросы, связанные с функционированием
    71 этой системы. И мы также предлагаем ряд уточняющих норм, а именно: вводим в
    72 состав субъектов единой информационной системы жилищного строительства органы
    73 местного самоуправления и устанавливаем единые сроки внесения изменений в
    74 проектную документацию застройщика - один раз в месяц.
    75
    76 В комитете мы рассмотрели данный законопроект. Поступили некоторые замечания
    77 уточняющего порядка, которые можно учесть ко второму чтению.
    78
    79 Комитет рекомендует данный законопроект принять в первом чтении, ну и от лица
    80 авторов я также прошу поддержать данный законопроект.
    81
    82 Спасибо за внимание.
    83
    84 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    85
    86 Коллеги, вопросы? Есть.
    87
    88 Включите режим записи на вопросы.
    89
    90 Покажите список.
    91
    92 Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
    93
    94 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Николай Петрович, закону № 127-ФЗ придаётся обратная
    95 сила: он действовал в отношении дел, возбуждённых с 1 января 2018 года,
    96 теперь его действие будет распространяться и на более ранние правоотношения.
    97 Насколько изменится количество тех, кто сможет получить помощь от
    98 соответствующего фонда, есть ли на это средства и в какую сумму
    99 приблизительно это оценивается?
    100
    101 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопрос. Количество людей, которые получат помощь,
    102 никак не изменится, потому что мы посчитали полностью всех обманутых
    103 дольщиков, всё количество. Речь идёт сейчас не о том, что изменится
    104 количество, - помощь получат абсолютно все, - речь о сроках. Мы
    105 распространяем действие этих изменений в законодательство о банкротстве на
    106 дела, которые были возбуждены до 1 января 2018 года, потому что это самые
    107 проблемные вопросы, самые проблемные объекты, истории с которыми тянутся
    108 годами, вот те, старые, - мы значительно сократим сроки завершения этих дел о
    109 банкротстве и дадим возможность вмешиваться Фонду защиты прав граждан -
    110 участников долевого строительства, прекратив период наблюдения.
    111
    112 Я не готов указать точные цифры, но в каждом регионе по два-три таких
    113 проблемных объекта, долгоиграющих, есть, это факт.
    114
    115 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    116
    117 НИКОЛАЕВ Н. П. Нет, сейчас уже нет, это именно те, которые тянутся, которые
    118 остались ещё с начала 2000-х годов.
    119
    120 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.
    121
    122 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    123
    124 Николай Петрович, денег, понятное дело, на всё и на всех не хватит, это как
    125 всегда, как обычно. Вопрос вот какой: какова процедура, каков механизм, как
    126 будут отбираться дома, особенно те, которые просто стоят в запустении уже
    127 10-15 лет, в связи с принятием нового закона будут какие-то изменения в
    128 отборе этих домов?
    129
    130 НИКОЛАЕВ Н. П. Процедура отбора сейчас прописана, и очень многое зависит от
    131 создания региональных фондов защиты прав участников долевого строительства.
    132 На сегодняшний день, коллеги, создано 33 региональных фонда. Многие из них
    133 уже подали заявки (но не все), с 20 региональными фондами уже подписаны
    134 соглашения и направлено порядка 8 миллиардов рублей на достройку и на выплату
    135 компенсаций, 22 региона уже зарезервировали в своих региональных бюджетах
    136 средства на дофинансирование всех этих мероприятий. Так что сейчас очень
    137 многое зависит именно от инициативы самих регионов.
    138
    139 Что касается проблемных объектов, их реестр есть теперь в единой
    140 информационной системе жилищного строительства, есть очень чёткий,
    141 прописанный в законе признак попадания в этот реестр - просрочка в шесть
    142 месяцев. Больше не нужно никаких дополнительных доказательств, что это именно
    143 проблемный объект.
    144
    145 Наблюдательным советом фонда постоянно ведётся работа, где-то два раза в
    146 месяц приходят документы из регионов, и они утверждаются. На сегодняшний день
    147 пока денег хватает - мы понимаем, что единовременно это всё не сделать, - на
    148 следующий год мы также запланировали средства в бюджете, поэтому ситуация не
    149 такая, что денег не хватает, речь идёт о плановой работе.
    150
    151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
    152
    153 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Петрович, вы предметно занимаетесь этим
    154 вопросом, поэтому вы наверняка поднимали закон о саморегулировании в
    155 строительстве. Я этот вопрос уже поднимал, и у меня имеется информация, что
    156 сейчас массово разворовываются компенсационные средства в саморегулируемых
    157 организаций в строительстве, хотя без членства в саморегулируемой организации
    158 вы на рынок строительства не попадёте. Как вы смотрите на то, чтобы ко
    159 второму чтению всё-таки прописать ответственность саморегулируемых
    160 организаций, особенно в части использования средств компенсационных фондов
    161 СРО как раз на решение этих проблем, потому что они напрямую связаны с этой
    162 волокитой, с этим бардаком?
    163
    164 НИКОЛАЕВ Н. П. Абсолютно правильно вы говорите, Николай Васильевич,
    165 относительно средств, которые сейчас сконцентрированы в саморегулируемых
    166 организациях строителей, это точно более 80 миллиардов рублей. Другое дело,
    167 что это несколько другое законодательство, но это не значит, что мы не ведём
    168 работу, - была проведена большая работа рабочей группой, которая была создана
    169 здесь всеми нами, под руководством Ирины Анатольевны Яровой. Сейчас идут
    170 согласования законодательных предложений, я не буду их анонсировать,
    171 наверное, более правильно, чтобы Ирина Анатольевна сама доложила об этом. И
    172 кстати, вы слышали её доклад на заседании Совета...
    173
    174 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    175
    176 НИКОЛАЕВ Н. П. Да, там есть именно о СРО.
    177
    178 Да, это решение нужно принимать, другое дело, что мы юридически просто не
    179 можем в этот законопроект внести такие поправки, но в том, что в скором
    180 времени они будут анонсированы и представлены на суд Государственной Думы, я
    181 не сомневаюсь.
    182
    183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить? Есть.
    184
    185 Включите режим записи.
    186
    187 Покажите список записавшихся на выступление.
    188
    189 Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
    190
    191 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, законопроект действительно содержит очень
    192 много норм, которыми регулируются, вносятся необходимые изменения в
    193 законодательство в сфере долевого строительства, которое мы видоизменяем уже
    194 на протяжении, наверное, последних двух лет, - речь идёт и о контроле за
    195 арбитражным процессом, и о придании обратной силы некоторым положениям закона
    196 о банкротстве, и о возможности получения компенсаций для участников
    197 жилищно-строительных кооперативов, которые не уплачивали компенсационные
    198 взносы. Но мне всё-таки хотелось бы поговорить в целом о жилищном рынке и о
    199 влиянии на него в том числе законов, которые мы принимаем.
    200
    201 Дело в том, что строители в Российской Федерации бьют тревогу, потому что
    202 считают, что ряд законов способен обвалить рынок жилья в 2020-2021 годах,
    203 причём они предрекают и обвальное сокращение объёмов строительства, и
    204 массовое банкротство застройщиков и подрядчиков. Иными словами, если сейчас
    205 проанализировать ипотеку как главный элемент, как драйвер жилищного
    206 строительства в последние годы, то по итогам 2019 года из 1,5 миллиона
    207 запланированных ипотечных кредитов, которые должны были быть выданы, выдано
    208 всего 800 тысяч. Более того, пока это падение остановить никак не удаётся,
    209 поскольку, как считают эксперты, выбран платёжеспособный ресурс - ресурс тех
    210 12 процентов населения, которые в принципе могут воспользоваться ипотекой для
    211 улучшения своих жилищных условий. Для того чтобы взять ипотеку, в среднем по
    212 России надо зарабатывать порядка 50 тысяч рублей в месяц, не менее, только с
    213 таким доходом можно её взять.
    214
    215 Если говорить о спаде, реальные цифры по итогам за прошедшее время таковы: в
    216 Республике Алтай спад строительства составил 50 процентов, в Томской области
    217 - 37 процентов. Естественно, растёт количество банкротств - официально
    218 признаны банкротами, находятся в состоянии банкротства 489 строительных
    219 компаний, по данным "ОПОРЫ РОССИИ", их 800. И на сегодня 11 миллионов
    220 квадратных метров жилья находится на балансе вот этих банкротов, это опять же
    221 то, что признано официально, а если анализировать данные "ОПОРЫ РОССИИ", то
    222 цифра будет гораздо больше.
    223
    224 По всей стране в связи с задержкой идёт перенос сроков, и я наблюдаю это и в
    225 родной Ульяновской области, даже крупные, когда-то системообразующие
    226 строительные компании сегодня испытывают огромные сложности. В среднем
    227 задержка с 2,2 месяца в 2016 году увеличилась до 8 месяцев в этом году, это
    228 средняя задержка, повторяю, вовремя сдаётся только 30 процентов объектов в
    229 рамках долевого строительства, при этом срок строительства тоже вырос - с 29
    230 до 36 месяцев. Это официальные данные.
    231
    232 Обманутых дольщиков наш механизм действительно защищает, но дело в том, что
    233 если будет так сокращаться объём денежных средств, поступающих на этот рынок,
    234 то, естественно, мы не сможем выполнить те задачи, которые поставлены в указе
    235 президента. Многие из строителей и экспертов и сегодня считают их выполнение,
    236 скажем так, волшебным.
    237
    238 Итак, если говорить о проектном финансировании, то, опять же по данным
    239 экспертов, воспользоваться этим механизмом сегодня может очень небольшое
    240 количество крупных организаций, все... (Микрофон отключён.)
    241
    242 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции, Алексей Владимирович?
    243
    244 Добавьте время: от фракции.
    245
    246 КУРИННЫЙ А. В. ...все остальные просто не могут получить кредиты. По
    247 состоянию на 1 ноября этого года, 50 процентов всех счетов эскроу отрыто в
    248 Москве. Для понимания, данные по всей России: в 24 регионах не взято ни
    249 одного кредита в рамках проектного финансирования, а в 17 регионах есть
    250 только единичные договора участия в долевом строительстве в рамках проектного
    251 финансирования, иными словами, в 41 регионе новый механизм на сегодня
    252 практически не заработал. На мой взгляд, это весьма тревожная ситуация,
    253 которая требует анализа, причём в максимально сжатые сроки, чтобы понять, что
    254 необходимо делать.
    255
    256 В чём смысл всех этих преобразований? Дело в том, что большинство строителей
    257 - мне приходилось с ними разговаривать, - особенно небольших застройщиков,
    258 говорят, что реформа направлена сегодня исключительно на поддержку интересов
    259 банковского сообщества, потому что теперь они навязывают свои условия всем в
    260 сфере строительства жилья, потому что сегодня им дано право определять, какие
    261 документы предоставлять или не предоставлять, соответственно, процесс
    262 затягивается. Банк может затребовать у застройщика 131 документ, чтобы
    263 принять решение о выдаче того или иного кредита, соответственно, сроки выдачи
    264 кредита затягиваются, причём достаточно прилично. Всё это приводит к тому,
    265 что застройщики затягивают с закладкой новых домов, всё это приводит к
    266 банкротству.
    267
    268 Для понимания скажу: в малых городах строительство по долевому механизму
    269 практически полностью остановлено, в малых городах 42 регионов строительство
    270 по долевому механизму не выявлено вообще. Это информация для понимания того,
    271 что происходит в строительной сфере. Из двух третей застройщиков, которые
    272 обратились за проектным финансированием, 75 процентов получили от банков
    273 отказ (понятно, это самые мелкие, это средние застройщики, но задумайтесь над
    274 самим фактом: 75 процентам было отказано!), ещё 8 процентов отказались из-за
    275 высокой процентной ставки, которую вздули, к сожалению, наши банки. Срок
    276 предоставления кредита колеблется от 45 дней до 6 месяцев, то есть может
    277 выпасть целый строительный сезон, если этот механизм не будет изменён.
    278
    279 Если говорить о процентных ставках, которые были обещаны, я напомню, ставка
    280 5-6 процентов была обещана застройщикам, которые будут получать средства со
    281 счетов эскроу. Реально заявляется ставка в 12 процентов, то, что заявляется,
    282 ну а после того, как банк вводит отдельные комиссии, после их выплаты,
    283 стоимость проектного финансирования возрастает в отдельных случаях до 40
    284 процентов, особенно для малых компаний.
    285
    286 Это к вопросу о том, что под угрозой срыва сегодня в принципе реализация
    287 национального проекта. Что делать? С этим надо срочно разбираться, есть ряд
    288 предложений, я думаю, Николай Петрович, возможно, уже работает над ними. Это
    289 и отказ от банковских гарантий для небольших застройщиков - это большая беда,
    290 им сегодня отказывают направо и налево. Это и внесение изменений в Налоговый
    291 кодекс по поводу исчисления НДС со средств, которые поступают застройщикам со
    292 счетов эскроу, потому что сейчас эти средства не считаются целевыми и в
    293 полном объёме облагаются НДС, и, как вы сами понимаете, это влияет на
    294 финансовую ситуацию. Это необходимость убирать избыточные требования в части
    295 банковского обеспечения и вводить ограниченный список документов, которые
    296 должны предоставляться банкам, потому что в противном случае на рынке
    297 останутся только крупные компании, а объём сдаваемого жилья будет падать
    298 прогрессивными темпами.
    299
    300 Предложение от фракции. Мы, безусловно, поддержим те меры, которые сегодня
    301 предлагаются, но это, скажем так, ретуширующие меры. Мы просим провести в
    302 максимально короткие сроки анализ того, что сегодня творится на рынке
    303 строительства жилья, чтобы не пропустить тот срок, когда можно будет, что
    304 называется, вернуться. Многие говорят о том, что на ближайшую трёхлетку в
    305 принципе реализация национального проекта уже сорвана ввиду тех сложностей,
    306 которые возникли.
    307
    308 Спасибо за внимание.
    309
    310 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.
    311
    312 Уважаемые коллеги, мы всё правильно говорим, опасения высказываем, но вот
    313 только забываем, с чего начинался этот разговор. Здесь Николай Петрович и ряд
    314 других депутатов около семи часов - семи часов! - общались с обманутыми
    315 дольщиками. Где деньги, которые собрали со всех строители, где более 80
    316 миллиардов? Их нет! Об этом речь. А чьи это деньги? Наших граждан, дольщиков!
    317 Поэтому когда мы говорим о счетах эскроу - да, это контроль, да, это
    318 совершенно новые подходы, которые многих не устраивают, да, многих они не
    319 устраивают, и, возможно, коллеги, мы будем возвращаться к этому вопросу не
    320 раз и не два. Конечно, в этих новых условиях никто не работал, потому что не
    321 было прозрачности, не было открытости, не было ответственности. Ну
    322 представьте себе, раньше деньги собирали и тратили, куда хотели, а сейчас
    323 государство берёт и рассчитывается за то, что деньги разворовали!
    324
    325 Посмотрите, мы с вами два ключевых решения реализовали на протяжении нашего
    326 созыва, с момента избрания: с одной стороны, полностью завершили
    327 законодательное обеспечение решения вопроса защиты обманутых дольщиков,
    328 оказания помощи тем, кто пострадал, с другой стороны, вот сегодня приняли
    329 последнее решение - об освобождении выплат от подоходного налога. Это ставит
    330 точку в этом вопросе, потому что создан фонд помощи обманутым дольщикам, мы с
    331 вами разрешили оказывать помощь членам ЖСК, несмотря на то что это другая
    332 организационно-правовая форма, сегодня приняли решение о том, чтобы
    333 освободить от налогов получателей средств, компенсации. Это всё касается тех,
    334 кто обманут, тех, кто пострадал. Но для того, чтобы у нас это больше не
    335 повторилось - а речь об этом идёт, - мы должны защитить участников долевого
    336 строительства.
    337
    338 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    339
    340 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, те решения, которые предлагаются, Алексей
    341 Владимирович, они в большей степени направлены на защиту. Конечно,
    342 застройщикам нужно будет перестроиться, это серьёзный процесс - требования по
    343 отношению к застройщикам выросли, многие из них не привыкли к этому. Давайте
    344 обсуждать, давайте попросим профильный комитет, по строительству - вот у нас
    345 там сразу оживился Евгений Сергеевич Москвичёв, - пускай собирают
    346 застройщиков, обсуждают все эти вопросы.
    347
    348 Вы правильно говорите в отношении требований, которые могут выполнить
    349 федеральные компании, их немного, вы совершенно верно отмечаете, что
    350 региональные компании выйти на выполнение таких требований, скорее всего, не
    351 смогут, потому что им тяжело, - приглашайте и обсуждайте. В каждом регионе
    352 есть две-три компании, которые твёрдо стоят на ногах, - давайте сделаем всё
    353 возможное, чтобы для них создать условия и запустить этот процесс, а дальше
    354 необходимо, чтобы рынок укреплялся добросовестными застройщиками.
    355
    356 А иначе у нас получается, что, с одной стороны, создавались страховые
    357 компании, которые все обанкротились на день раньше, чем застройщики, с другой
    358 стороны, СРО деньги собрали, разместили их в проблемных банках - тоже
    359 средства пропали. Коллеги, огромные средства пропали, мы с вами это знаем, и
    360 сегодня, когда пытаемся их найти и вернуть в фонд поддержки обманутых
    361 дольщиков, этих средств уже нет! Поэтому контроль должен быть, прозрачность
    362 должна быть. Николай Петрович Николаев у нас настрадался - он на протяжении
    363 нескольких лет занимался расшивкой этих вопросов, возглавлял рабочую группу.
    364 Поэтому, коллеги, да, требования жёсткие, но, если нужно будет поправить
    365 какие-то нормы, давайте мы соберёмся с застройщиками, обсудим, пригласим
    366 экспертов, пригласим наших коллег из правительства и выйдем на
    367 сбалансированное решение. Такое поручение можно дать нашему коллеге
    368 Москвичёву - думаю, что он справится с этим, учитывая его профессионализм.
    369
    370 Но законопроект надо поддерживать, потому что он всё-таки открывает нам
    371 реальные перспективы именно в плане программного финансирования. Ну да, это
    372 новая форма, об этом речь идёт.
    373
    374 Николаю Петровичу надо спасибо сказать.
    375
    376 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    377
    378 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всем? Да, и всем тоже.
    379
    380 А сейчас - Якубовский Александр Владимирович.
    381
    382 ЯКУБОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    383
    384 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Николай Петрович уже
    385 подробно и по существу рассказал обо всех изменениях, которые предполагаются
    386 данным законопроектом. Хотелось бы отметить, что по факту мы смотрим
    387 правоприменительную практику, собственно, мы регулируем те вопросы, которые
    388 перед нами возникают. И это действительно большая, кропотливая работа -
    389 анализ того, как законы, которые мы принимаем, дальше работают.
    390
    391 В прошлую пятницу в Новосибирске в течение практически шести часов я вёл
    392 приём обманутых дольщиков, порядка пятидесяти человек принял, такую же работу
    393 вёл в этот понедельник в Якутске. И у многих действительно возникал вопрос
    394 относительно того, что, к большому сожалению, арбитражные управляющие не
    395 заинтересованы в скорейшем решении вопроса по банкротству застройщиков, и
    396 из-за этого мы сталкиваемся с тем, что они затягивают этот процесс. Данным
    397 законопроектом мы, собственно говоря, помогаем в первую очередь дольщикам в
    398 конечном итоге восстановить свои права через банкротство застройщиков и через
    399 соответствующую процедуру работы с фондом в дальнейшем.
    400
    401 Также важный вопрос, который беспокоит граждан, - это вопрос выплаты
    402 компенсаций: каким образом будет рассчитываться эта сумма, исходя из каких
    403 параметров? Здесь мы тоже регулируем данный вопрос - она будет рассчитываться
    404 исходя из произведённой не ранее трёх месяцев оценки. И конечно, важнейшая
    405 норма, о которой уже было сказано, - это распространение механизмов помощи на
    406 членов ЖСК, которые были созданы не в процедуре банкротства, и право на
    407 получение выплат независимо от того, уплачивали ли застройщики взносы в
    408 компенсационный фонд.
    409
    410 Тысячи людей ждут принятия этого закона, и, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ
    411 РОССИЯ" будет его поддерживать.
    412
    413 Спасибо за внимание.
    414
    415 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    416
    417 Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что активно приступил к работе по
    418 решению этого вопроса "ДОМ.РФ", фонд поддержки обманутых дольщиков, который
    419 осуществляет выплаты, соответственно, есть и методика выплат, и подходы на
    420 системной основе. Вы знаете, что правление фонда возглавляет вице-премьер
    421 Мутко Виталий Леонтьевич, поэтому, если речь идёт о консультациях, в том
    422 числе об изучении конкретных ситуаций, мы всегда можем обратиться и к
    423 руководству фонда. Фонд возглавил Олег Маркович Говорун, человек, который
    424 длительное время работал с регионами, хорошо знает наши регионы, субъекты
    425 Российской Федерации, ситуацию в них, он работал и полпредом президента в
    426 Центральном федеральном округе, и министром Российской Федерации, поэтому
    427 используйте возможность, если вы видите, что ситуация в регионах требует
    428 оказания помощи. То есть здесь у нас, думаю, есть всё для того, чтобы
    429 построить работу эффективно, но нам этот вопрос придётся держать на контроле
    430 ещё длительное время, потому что объём тех средств, которые мы направляем в
    431 фонд поддержки обманутых дольщиков, недостаточен для того, чтобы решить этот
    432 вопрос быстро, тем более одномоментно.
    433
    434 И в связи с этим большая роль отводится регионам: есть регионы, которые
    435 активно участвуют в решении проблем обманутых дольщиков, а есть регионы,
    436 которые сидят и ждут, когда деньги выделят за счёт фонда поддержки обманутых
    437 дольщиков, и это недопустимо. Здесь улица, если хотите, с многосторонним
    438 движением - регион должен заниматься, мы должны участвовать в решении этих
    439 вопросов, ну и, конечно, должен быть диалог с обманутыми дольщиками, потому
    440 что без принятия с их стороны решений невозможно вхождение в процедуру, где
    441 итог - это оказание помощи или достройка. Николай Петрович, правильно было бы
    442 нам, может быть, на будущий год вернуться к теме слушаний, изучения этого
    443 вопроса и подведения итогов.
    444
    445 Коллеги, информирую вас: 17 регионов России не имеют обманутых дольщиков, и
    446 не потому, что там нет застройщиков и дольщиков, а потому, что в первую
    447 очередь на местном уровне занимались этими вопросами. Вот эти так называемые
    448 строительные "МММ" в первую очередь были построены в тех территориях, где не
    449 было контроля со стороны местных органов власти и граждан не информировали о
    450 том, что фактически на рынке появились мошенники. По этой причине мы с вами
    451 сделали всё для того, чтобы ввести счета эскроу, контроль за средствами
    452 дольщиков, ну и, конечно, приняли решения по защите обманутых дольщиков.
    453
    454 Пожалуйста, Николай Петрович.
    455
    456 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо за добрые слова. Но вы
    457 забыли сказать, что те большие парламентские слушания вели вы и, в отличие от
    458 многих других, у вас не было возможности даже выйти из зала. Так что здесь
    459 действительно без вашей поддержки это невозможно.
    460
    461 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, это не самая большая проблема.
    462
    463 НИКОЛАЕВ Н. П. Да, это не самая большая проблема. Ещё, конечно, важно
    464 сказать, что вся эта реформа была бы абсолютно невозможна, если бы не
    465 принципиальное решение президента и его поручение об уходе...
    466
    467 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот, это правильно.
    468
    469 НИКОЛАЕВ Н. П. ...об уходе от этой модели долевого строительства, которая
    470 действительно наделала столько бед.
    471
    472 Что касается тех замечаний, которые прозвучали, я хочу буквально несколько
    473 слов сказать. Ну, что касается тех компаний, которые разоряются, и вот таких
    474 огромных ставок, дело в том, что банки часто выставляют именно для защиты от
    475 таких ненадёжных компаний заградительные ставки, и абсолютно ничего
    476 удивительного в этом нет. Но мы собирали статистику, она сейчас абсолютно
    477 открыта: в основном застройщики получают в среднем 4-5 процентов, это
    478 действительно так. И сейчас уже, например, Сбербанк пошёл на то, что
    479 значительно уменьшает не только ставку проектного финансирования, но и ставку
    480 по ипотеке по тем проектам, которые одновременно обслуживаются в банке и с
    481 точки зрения проектного финансирования, и с точки зрения ипотеки. Это очень
    482 хороший сигнал для рынка, и я думаю, что это должно очень неплохо повлиять на
    483 ситуацию.
    484
    485 Какая ещё проблема у нас сейчас будет возникать, над чем нам нужно подумать
    486 и, может быть, при доработке даже этого законопроекта тоже учесть. Дело в
    487 том, что после выплат компенсаций у нас остаются дома, строительство которых
    488 не завершено, то есть те самые незавершённые объекты, и, конечно, это тоже
    489 колоссальный ресурс, который нельзя вот так выкидывать на ветер. Мы должны
    490 будем подумать, каким образом управлять вот таким портфелем незавершённого
    491 строительства, потому что, конечно, эти объекты также должны учитываться,
    492 принимать участие в решении жилищных проблем.
    493
    494 Спасибо всем большое за участие и за обсуждение, и просим поддержать
    495 законопроект.
    496
    497 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, а какое отсечение по объёму вводимого
    498 жилья вы предлагаете ввести, чтобы застройщики получили льготу, которую имеют
    499 наши федеральные строительные организации, как правило московские?
    500
    501 НИКОЛАЕВ Н. П. Здесь дело в том, что сейчас уже достаточно много компаний в
    502 регионах, у которых есть даже один объект и у которых нормальная процентная
    503 ставка.
    504
    505 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там же у вас идёт отсечение, или, если хотите, входной
    506 билет, под льготное... отдельный подход по реализации проектов исходя из
    507 ранее построенного, из того, сколько квадратных метров было построено. Там
    508 какая шкала?
    509
    510 НИКОЛАЕВ Н. П. Речь идёт о постановлении правительства, которым даётся таким
    511 крупным застройщикам возможность достроить эти объекты по старой методике.
    512
    513 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Об этом, да. Я просто обратил внимание на некоторые
    514 вопросы, которые затронул Алексей Владимирович. Речь-то идёт о том, что вот
    515 этим постановлением правительства отсекается большое количество региональных
    516 компаний, соответственно, эту планку могут взять порядка пяти, может быть,
    517 шести московских компаний, а так как московские компании не пойдут в регионы,
    518 где невысокий уровень рентабельности и стоимость квадратного метра ниже, чем
    519 в Москве, возникла большая проблема.
    520
    521 НИКОЛАЕВ Н. П. Что касается вот этой планки, на сегодняшний день она
    522 применима именно в отношении достройки уже начатых объектов, а что...
    523
    524 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Совершенно правильно, да.
    525
    526 НИКОЛАЕВ Н. П. ...а что касается новых объектов, они все в одинаковой
    527 ситуации, и здесь скорее надо обращать внимание на те возможности, которые
    528 есть у региона.
    529
    530 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович, может быть, нам как раз с этой точки
    531 зрения посмотреть и обсудить эту планку, потому что в регионах всегда есть
    532 две-три компании, которые могут достроить по критериям, которые на них не
    533 распространяются, но распространяются только на федеральные структуры. Вот
    534 здесь большая проблема, ну, это касается практически всей нашей страны. Мы
    535 недавно эту тему обсуждали в Пензенской области, где есть достаточно крупные
    536 застройщики, но они вынуждены будут полностью выполнять требования уже нового
    537 законодательства, и лишь потому выполнять, что они не имеют того задела и не
    538 подпадают, собственно, под критерии, под которые подпадают федеральные
    539 строительные организации в Москве. В любом случае необходимо, чтобы мы учли,
    540 что Россия - это не только Москва и московские фирмы, что во всех регионах
    541 есть организации, которые могут совершенно спокойно реализовывать проекты,
    542 начатые по старым требованиям, с учётом их опыта, возможностей и так далее.
    543 Вот это сегодня не учтено в постановлении, которое касается практически
    544 только крупных московских организаций, может быть, организаций в Московской
    545 области, в Санкт-Петербурге, а как только мы с вами выедем за пределы
    546 Садового кольца, за МКАД, - там регионы, где и без того экономически слабые
    547 организации обязаны будут выполнять новые требования, но на них не
    548 распространяются подходы, которые распространяются на московские организации.
    549
    550 Вот этот вопрос было бы хорошо изучить, но это, правильно вы сказали,
    551 подзаконный акт правительства.
    552
    553 НИКОЛАЕВ Н. П. Мы обязательно проработаем этот вопрос совместно с
    554 министерством, и я думаю, что, конечно, пригласим к обсуждению всех
    555 заинтересованных депутатов с учётом проблем в регионах.
    556
    557 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, надо представителей регионов, которые испытывают
    558 такие проблемы, где, собственно, есть конкретные предложения и видение
    559 решения этого вопроса, собрать и, обсудив, может быть, внести предложения о
    560 корректировке подзаконного акта. Тогда строители в регионах начнут двигаться
    561 более активно в плане завершения строительства вот тех недостроенных
    562 объектов, потому что под новые критерии не все из них попадают, и может
    563 просто остановиться стройиндустрия, строительный комплекс в регионах, если мы
    564 не обеспечим там плавный переход, в том числе с учётом специфики и с учётом
    565 возможностей регионов.
    566
    567 НИКОЛАЕВ Н. П. Хорошо, проработаем.
    568
    569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А что касается рентабельности, она составляет от 7 до
    570 14 процентов в регионах в сфере строительства жилья, поэтому здесь много
    571 вопросов, не все из которых на виду. Ну, всё по-разному, и всё зависит от
    572 того, где землю приобрели - на аукционе или она выделенная, какая выделенная
    573 земля - перепрофилированная или нет. Вот об этом тоже речь идёт.
    574
    575 Полномочный представитель президента? Нет замечаний. Полномочный
    576 представитель правительства? Нет замечаний. Заключительное слово Николай
    577 Петрович огласил.
    578
    579 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    580 Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и
    581 иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные
    582 акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
    583 Федерации" (в части усиления защиты прав участников строительства), первое
    584 чтение, 10-й вопрос нашей повестки.
    585
    586 Пожалуйста, включите режим голосования.
    587
    588 Покажите результаты.
    589
    590 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 13 сек.)
    591 Проголосовало за 397 чел.88,2 %
    592 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    593 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    594 Голосовало 397 чел.
    595 Не голосовало 53 чел.11,8 %
    596 Результат: принято
    597
    598 Законопроект в первом чтении принят единогласно: за - 397, против нет,
    599 воздержавшихся нет. Спасибо.