Проект федерального закона № 837124-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"»

Идентификатор 31648
Номер 837124-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"
Комментарий о расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
Дата внесения 2019-11-15

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-12-19
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Бузилов Валерий Викторович
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Епишин Андрей Николаевич
  • Журавлев Николай Андреевич
  • Катасонов Сергей Михайлович
  • Ковпак Лев Игоревич
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Макаров Андрей Михайлович
  • Максимова Надежда Сергеевна
  • Малов Николай Владимирович
  • Муцоев Зелимхан Аликоевич
  • Перминова Елена Алексеевна
  • Резник Владислав Матусович
  • Симановский Леонид Яковлевич
  • Ситников Алексей Владимирович
  • Скриванов Дмитрий Станиславович
  • Скруг Валерий Степанович
  • Ульбашев Мухарбий Магомедович
  • Фаррахов Айрат Закиевич
  • Хор Глеб Яковлевич
  • Чижов Сергей Викторович
  • Шайхутдинов Рифат Габдулхакович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (в части расширения территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").

    0 Итак, блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 2-й вопрос,
    1 проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О
    2 проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог
    3 на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в
    4 Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан...".
    5
    6 Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.
    7
    8 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Есть только
    9 три минуты на выступление при рассмотрении в третьем чтении, поэтому начну,
    10 наверное, с того, что законопроект подготовлен к этой процедуре и прошёл все
    11 необходимые экспертизы.
    12
    13 Ну а теперь с учётом дискуссии, которая разгорелась в зале, напомню, о чём
    14 законопроект, - о расширении эксперимента, итоги которого ещё не подведены,
    15 на регионы-доноры и регионы, имеющие в своём составе города-миллионники.
    16 Таким образом, указание Председателя Государственной Думы о том, что мы
    17 должны посмотреть картину и по регионам - не донорам (в них же не только
    18 город входит), в данном законопроекте отражено.
    19
    20 Теперь хотел бы напомнить, почему и для чего создавался этот законопроект, о
    21 чём он. Это не закон для регионов, это не закон о деньгах - это закон для
    22 людей, которые хотели бы выйти из тени. Именно благодаря уникальной
    23 технологии, которая была изобретена и отработана в нашей налоговой службе, и
    24 родилась идея создания бесконтактного общения для этих людей, потому что во
    25 всех опросах они говорили о главном, что им мешает: мы не хотим ходить по
    26 инстанциям, говорили они, мы не хотим иметь бухгалтерию, мы не готовы платить
    27 даже 13 процентов. Была уникальная фокус-группа, более 10 тысяч человек, и
    28 вот этот закон, эта технология сделана под то, что хотели люди, и дана
    29 десятилетняя гарантия, что условия не будут изменяться, - это как раз то, во
    30 что люди начинают верить.
    31
    32 Нам сейчас говорят, мол, давайте включим другие регионы, - можно, наверное,
    33 включать другие регионы, но от этого ничего не изменится. Вот нам говорят
    34 сейчас: давайте посмотрим, какие деньги куда должны пойти, - да не деньги
    35 идут! На сегодняшний день, чтобы вы понимали, речь идёт даже по этим четырём
    36 регионам о 300 тысячах человек примерно, о 290 тысячах (мы мониторим каждый
    37 день, как это осуществляется). Простите, сейчас цена вопроса (то, что только
    38 начислено, ещё даже не пришло в бюджеты) - 1,4 миллиарда рублей. Вы о чём,
    39 коллеги?! Это 290 тысяч человек, которые поверили, что государство их не
    40 обманет, и вот смысл этого закона, смысл того, что мы предлагаем, в том,
    41 чтобы это доверие укреплять, поэтому расширение идёт, с одной стороны, именно
    42 на регионы-доноры, которые выдержат даже если будут потери (а потери - это
    43 цена легализации), и на регионы с городами-миллионниками - это основной
    44 массив, где этот режим востребован. Можно ввести в регионе, где нет
    45 устойчивого Интернета, но как там это будет работать? Ну не будет! Ещё раз
    46 говорю, все эти вопросы надо прорабатывать, во время первого и второго
    47 чтений, простите, я очень подробно о них говорил.
    48
    49 Кстати, очень интересно, что больше всего предлагают расширить на другие
    50 регионы как раз те депутаты, которые... (Микрофон отключён.)
    51
    52 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время.
    53
    54 Андрей Михайлович, повторите ваше последнее предложение.
    55
    56 МАКАРОВ А. М. Спасибо.
    57
    58 Последнее предложение: в основном предлагают расширить на другие регионы как
    59 раз те депутаты, которые выступали категорически против этого законопроекта
    60 как в прошлом году, так и сейчас. Вы говорите, что выходят из индивидуальных
    61 предпринимателей и переходят сюда, - нет перетока из индивидуальных
    62 предпринимателей! А сказал я совершенно другое: некоторые недобросовестные
    63 работодатели, чтобы не платить за людей в Пенсионный фонд 30 процентов,
    64 говорят, мол, мы тебя переведём, будешь теперь самозанятый, и мы с тобой
    65 деньги, которые должны были пойти в Пенсионный фонд, поделим. Вот нам нужно
    66 создать механизм, нам с налоговой нужно реально полгода, чтобы создать
    67 механизм против недобросовестных работодателей, чтобы защитить людей, которых
    68 на самом деле лишают пенсии! А всё остальное - это демагогия!
    69
    70 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?
    71 Есть.
    72
    73 Включите режим записи, пожалуйста.
    74
    75 Покажите список.
    76
    77 Коллеги, в соответствии с Регламентом - по одному от фракции. Просьба
    78 скорректировать решения.
    79
    80 От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" кто будет выступать? От фракции выступает
    81 Нилов, Шеин Олег Васильевич снимает выступление. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" -
    82 Фаррахов Айрат Закиевич, от фракции ЛДПР - Нилов Ярослав Евгеньевич. От КПРФ
    83 кто - Арефьев или Харитонов?
    84
    85 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    86
    87 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, реплика - это совсем другое. Реплика уже была у вас
    88 неоднократно, причём такая...
    89
    90 Просьба исключить Харитонова из записавшихся, оставьте Арефьева от фракции.
    91
    92 Итак, Фаррахов Айрат Закиевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Нилов Ярослав
    93 Евгеньевич от фракции ЛДПР, Арефьев Николай Васильевич от фракции КПРФ и
    94 Нилов Олег Анатольевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    95
    96 Шеина исключите, пожалуйста.
    97
    98 Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич, от фракции.
    99
    100 ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    101
    102 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",
    103 безусловно, поддерживает принятие данного проекта федерального закона в
    104 третьем чтении.
    105
    106 С интересной дискуссии началось сегодняшнее пленарное заседание, эта
    107 дискуссия говорит о трансформации, и, наверное, моё выступление будет как раз
    108 о трансформации. Мне хотелось бы, чтобы сегодня на моём месте оказались,
    109 выступили те, кто в Республике Татарстан реализовывал данный федеральный
    110 закон, непосредственно участники. Мне хотелось бы сказать о восьмикласснице
    111 Николь, которая через "Инстаграм" продаёт слаймы - это такая жвачка для рук -
    112 и зарабатывает больше, чем оба родителя, вместе взятые. Хотелось бы, чтобы
    113 здесь выступила Алия Хурматова: она создаёт цветы, фотозоны для детских
    114 садов, которые реализуются по национальному проекту, и тянет
    115 огромную-огромную работу. Мне хотелось бы рассказать о пожилой женщине,
    116 которая пришла ко мне на приём: она занимает активную гражданскую позицию,
    117 сдаёт трехкомнатную квартиру и платит 13 процентов налога - прямо на приёме
    118 мы зарегистрировали её в качестве самозанятой и оптимизировали её платёж до 4
    119 процентов. И наконец, хотелось бы сказать об огромном количестве
    120 татарстанцев, которые готовят традиционный чак-чак, пекут балиш и так далее:
    121 у них появилась возможность реализовать свои услуги абсолютно законно.
    122
    123 В своём выступлении мне хотелось бы сказать огромное спасибо коллегам,
    124 которые помогали реализовывать данный проект в течение этого года: Геннадий
    125 Григорьевич Онищенко лично встречался и решал вопросы компетенции
    126 Роспотребнадзора, надзорных структур, например, как можно печь дома, чтобы
    127 реализовывать возможности, которые предусматривает данный проект федерального
    128 закона.
    129
    130 Законопроект не несёт фискального эффекта. Алексей Николаевич Диденко, вы
    131 говорили о том, что надо расширять, - ещё раз подчёркиваю, это главная
    132 ошибка: он не несёт фискального эффекта, он является стимулирующим фактором.
    133 Он даёт возможность субъектам создать конкурентную среду, улучшить деловую
    134 активность; он даёт возможность бизнесу получить хорошего, прозрачного
    135 партнёра; он даёт возможность людям выйти из тени; наконец, он даёт
    136 возможность людям получить хорошую, прозрачную услугу, по которой в
    137 последующем можно будет получить налоговый вычет.
    138
    139 Этот проект федерального закона, расширяющий действие эксперимента на другие
    140 субъекты, отвечает основным принципам, о соблюдении которых просил бизнес:
    141 удалённое взаимодействие с государством, никакой бюрократии, максимальная
    142 простота в регистрации и фиксированная ставка - ставка фиксирована, как вы
    143 знаете, на десять лет.
    144
    145 Уважаемые коллеги, я разместил в своих аккаунтах в социальных сетях все
    146 пожелания, которые высказали мне наши... (Микрофон отключён.)
    147
    148 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    149
    150 Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.
    151
    152 НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной
    153 политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
    154
    155 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Владимир Вольфович
    156 Жириновский просил ещё раз всех пригласить 10 декабря, в 10.00, на нашу
    157 юбилейную выставку здесь, в здании Государственной Думы.
    158
    159 Что касается законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, фракция ЛДПР
    160 воздержится от голосования.
    161
    162 В защиту слов Андрея Михайловича Макарова относительно числа субъектов. Я
    163 хотел бы напомнить, что законопроект рассылался по регионам, - почему регионы
    164 сейчас проснулись вдруг? У каждого губернатора и у каждого заксобрания есть
    165 представитель в Совете Федерации - почему они не вмешались вовремя, когда шла
    166 работа над законопроектом? Сейчас третье чтение - вдруг регионы раскачались.
    167 Кроме того, обращаю внимание: на протяжении всего этого года действует
    168 эксперимент в четырёх регионах, но до этого у нас действовала другая норма,
    169 которая позволяла гражданам во всех субъектах зарегистрироваться, если они
    170 занимаются определённой деятельностью, не платя никаких налогов. Тот
    171 эксперимент был неудачный: всего порядка 2 тысяч граждан зарегистрировалось,
    172 хотя никаких налогов платить в принципе не нужно было. Почему тогда регионы
    173 не вели соответствующую работу?
    174
    175 Что касается предлагаемого расширения эксперимента. Да, регионам это выгодно:
    176 это дополнительные доходы в бюджет, это влияет на статистику - граждане
    177 получают доход, они уже не числятся безработными, людей за чертой бедности,
    178 не имеющих официального дохода, становится меньше. Кроме того, занимаясь
    179 определённой деятельностью, граждане действительно находятся в правовом поле,
    180 а если мы правовое государство, то нужно находиться в правовом поле, и вот
    181 лично мне, например, если бы я сдавал квартиру, проще было бы стать
    182 самозанятым, платить 4 процента и быть защищённым от любых правоохранительных
    183 органов, от любых проверок, понимая, что я всё делаю законно и легально.
    184
    185 Но одновременно с этим мы в ЛДПР разделяем опасения тех граждан, которые
    186 высказываются негативно, говорят, мол, мы не от хорошей жизни работаем,
    187 например, уборщиками, приходим на предприятия или в частную квартиру,
    188 получаем копейки, а вы хотите, чтобы с этих копеек ещё уходил налог, - мы
    189 разделяем их позицию и обеспокоенность. Это должно быть только добровольно.
    190 Мы разделяем опасения, то, о чём Андрей Михайлович говорил, - мы видим, как
    191 деградирует рынок труда, когда работодатели понуждают граждан, которые
    192 являются их работниками, менять статус на самозанятых: у них прекращаются
    193 трудовые отношения, у них не формируются пенсионные права, у них нет
    194 полноценной социальной защиты; сюиминутно, может быть, им это выгодно, но в
    195 последующем это ляжет на плечи государства, когда нужно будет выплачивать
    196 социальную пенсию этим гражданам. Кроме того, абсолютно прав депутат Ефимов,
    197 у нас уже на рынке такси стали работать самозанятые, и вот всплеск
    198 аварийности в Москве - это в том числе последствия того, что у нас
    199 самозанятые граждане в нарушение режима труда и отдыха работают в этой сфере.
    200 Агрегаторы по федеральным каналам рекламируют: "Стань самозанятым и приходи
    201 работать в такси!" - а такси вообще должно быть выведено из этой сферы!
    202
    203 Так что есть свои плюсы, есть свои минусы. Мы воздержимся.
    204
    205 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич, фракция КПРФ.
    206
    207 АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    208
    209 Уважаемые коллеги, это закон не о налоге - это закон о дебилизации общества.
    210 Вот с этой самой трибуны звучала цифра: 30 миллионов человек не работают и не
    211 платят никаких налогов. 30 миллионов плюс 4 миллиона безработных - 34
    212 миллиона, это половина всего населения трудоспособного возраста, половина!
    213 Сегодня смертность предприятий опережает в три раза их рождаемость, такая
    214 статистика уже тоже есть. Идёт массовое увольнение учителей и врачей, это вы
    215 тоже знаете, это звучало с трибуны. Мы выгоняем людей из сферы производства в
    216 сферу вот этих самых самозанятых. Это половина трудоспособного населения,
    217 половина!
    218
    219 Чем занимаются эти самозанятые? Это таксисты, продавцы, няни. Даже если
    220 человек владеет компьютером и работает в социальных сетях - это тот же самый
    221 землекоп, только с компьютером, потому что он ничего не изобретёт. И вот эти
    222 люди, которые раньше работали учёными, учителями, врачами, работали на
    223 токарных станках с числовым программным управлением, скоро потеряют свои
    224 навыки и перестанут быть квалифицированными специалистами, эти люди уже не
    225 изобретут космический корабль, они не изобретут космическую энергетику, они
    226 не изобретут пороха. Это будут люди, которые живут на случайные заработки и
    227 не могут работать в сфере высоких технологий.
    228
    229 Закрываются предприятия. Мы, вместо того чтобы бить здесь тревогу, почему они
    230 закрываются, направить все усилия и Думы, и правительства на то, чтобы
    231 импортозамещение пошло на самом деле, чтобы открывались заводы, фабрики,
    232 чтобы наращивались высокие технологии, говорим: не надо, давайте всех загоним
    233 в один мешок, вот в эти самозанятые, и пусть они там барахтаются в случайных
    234 заработках. А как же тогда указы президента, как же национальные проекты, кто
    235 их будет выполнять? Вот эти самозанятые, эти таксисты и охранники? Не смогут
    236 они это сделать. Поэтому нам надо от этого отказываться, нам надо развивать
    237 страну в соответствии с указами президента и национальными проектами, а этот
    238 закон не помощник нам, к сожалению.
    239
    240 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.
    241
    242 Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    243
    244 НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    245
    246 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ
    247 РОССИЯ", образно говоря, будет голосовать ногами. Мы не будем голосовать за
    248 этот эксперимент, который предложено распространить на половину населения
    249 России, - это что за эксперименты такие?! Вам недостаточно четырёх субъектов?
    250 Продлите эксперимент, организуйте нормальную рабочую группу, в том числе из
    251 депутатов, - вот Олег Шеин говорит: почему там нет наших представителей? -
    252 подведите итоги. Не экспериментируйте на всей стране! Как мы можем верить
    253 таким экспериментам, особенно после того эксперимента с пенсионной реформой?
    254 Вы тут нас агитировали пенсионную реформу принять - рабочих мест не хватает,
    255 - а потом, на следующий год, начали всерьёз обсуждать четырёхдневную рабочую
    256 неделю: вы понимаете, какие это шараханья, какие это эксперименты? Это
    257 несовместимые вещи! Так же как несовместимые вещи нам здесь провозглашают:
    258 это якобы выгодно будет и региону, и стране, и налогоплательщикам - в
    259 налоговой сфере не может быть выгодно всем, не может быть выгодно и овцам, и
    260 волкам!
    261
    262 Конечно же, крайними здесь будут те самые люди, которые оказались без работы
    263 не по своей воле: нет работы, особенно на селе, сегодня. Они нашли какие-то
    264 деньги, инвестировали, создали себе сами рабочие места - так за это им надо
    265 заплатить, их надо мотивировать. Хотите их поддерживать, хотите их
    266 администрировать, посчитать - посчитайте, но денег с них не берите, дайте им
    267 мотивацию, нулевую ставку по кредиту, а лучше отрицательную ставку, дайте им
    268 такую помощь и поддержку. Нет, надо их сосчитать, а дальше - посмотрим, что
    269 будет дальше.
    270
    271 И параллельно с этим мы 10-15 раз выходили на эту трибуну и говорили: давайте
    272 проведём эксперимент с введением прогрессивной шкалы налога, там всего 20
    273 тысяч человек будет. Вот сегодня в повестке дня очередной наш законопроект о
    274 повышении ставки для тех, у кого доход за год больше 24 миллионов рублей.
    275 Предлагаем: давайте на 5 процентов увеличим для них ставку НДФЛ - нет!
    276 Почему? Администрировать сложно, сложно за ними бегать, они уйдут в тень, они
    277 всё уберут и так далее. Как это понять? Вот тут задействованы миллионы людей,
    278 и администрировать, находить, работать с ними, тратить время, деньги можно, а
    279 ввести прогрессивную шкалу НДФЛ нельзя, налог на роскошь - нельзя. Почему
    280 эксперименты только в одной плоскости, в одну сторону?
    281
    282 Уважаемые коллеги, такие законопроекты лучше даже не предлагать, особенно в
    283 период, в который мы все входим, уже вошли, подготовки к следующим, очередным
    284 выборам. Вот такие эксперименты точно не приведут вас к победе, уважаемые
    285 коллеги из партии власти.
    286
    287 Спасибо за внимание.
    288
    289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    290
    291 Уважаемые коллеги, дискуссия завершена, выступления от фракций состоялись.
    292
    293 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    294 Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального
    295 налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального
    296 значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике
    297 Татарстан (Татарстан)", третье чтение, 2-й вопрос нашей повестки. Кто за?
    298
    299 Включите режим голосования.
    300
    301 Покажите результаты.
    302
    303 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 44 сек.)
    304 Проголосовало за 296 чел.65,8 %
    305 Проголосовало против 15 чел.3,3 %
    306 Воздержалось 4 чел.0,9 %
    307 Голосовало 315 чел.
    308 Не голосовало 135 чел.30,0 %
    309 Результат: принято
    310
    311 Федеральный закон принят.
    312
    313 Однако обращаю внимание, Андрей Михайлович, в его поддержку проголосовало
    314 всего лишь 296 депутатов. Это должно нас с вами мотивировать к тому, чтобы
    315 всё-таки стараться при рассмотрении законопроектов, при внесении норм,
    316 которые потом становятся предметом дискуссии, выходить с предложениями,
    317 которые будут понятны и будут поддерживаться большим количеством депутатов.
    318 Не вся "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержала даже.
    319

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (в части расширения территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").

    0 32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в
    1 Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального
    2 налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального
    3 значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике
    4 Татарстан (Татарстан)". Андрей Михайлович Макаров докладывает.
    5
    6 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошёл год с
    7 тех пор, как в этом зале кипели страсти по поводу эксперимента, в рамках
    8 которого предлагалось ввести налог на профессиональный доход для самозанятых.
    9 Мы говорили, что этот закон направлен на то, чтобы дать возможность выйти из
    10 тени, легализоваться тем, кто работает и получает доход. И сегодня можно
    11 подвести... Да, сразу хочу сказать, что мониторинг исполнения этого закона
    12 идёт в ежедневном режиме, поэтому уже можно подвести какие-то итоги. Возьмём
    13 более или менее официальные данные на 31 октября: три недели тому назад
    14 количество зарегистрированных в качестве плательщиков НПД было 260 тысяч
    15 человек, а сегодня их число превышает 280 тысяч - каждый день в этот режим
    16 входят люди. Почему это стало возможно? В первую очередь потому, что этим
    17 законом предоставлены гарантии: предусмотрено, что эти условия, вот эти
    18 ставки налога не будут меняться в течение десяти лет, то есть обеспечено то,
    19 что является главным для людей, - предсказуемость, на десять лет
    20 устанавливаются неизменные условия. А второе - это то, что ФНС России
    21 разработала технологию, без которой этот закон не смог бы работать. И
    22 пожалуй, впервые тестирование технологии проходило с привлечением такого
    23 количества людей: фокус-группа была - таких вообще не бывает! - более 10
    24 тысяч человек. Причём, устанавливая технологические процессы и прописывая
    25 нормы закона, исходили из того, что беспокоит людей. Вот люди говорили: нас
    26 беспокоит это - и это убиралось и в технологии, и в законе. Скажем, больше
    27 всего беспокоила необходимость общения с налоговыми органами - и сейчас
    28 программа предусматривает, что путём нажатия нескольких кнопок в течение двух
    29 минут можно зарегистрироваться. Людей беспокоило, что придётся вести какую-то
    30 отчётность - никакой отчётности нет: регистрация любой сделки, получение
    31 данных из налоговой в автоматическом режиме, через месяц ты получаешь
    32 уведомление - 4 или 6 процентов в зависимости от того, какие услуги
    33 оказываешь. И вот так проходили каждый шаг по каждой проблеме, которая
    34 беспокоила налогоплательщиков.
    35
    36 Я говорю сейчас об этом только потому, что сегодня мы видим, что люди в этот
    37 режим поверили. Понятно, для того, чтобы подвести итоги эксперимента,
    38 необходимо время. Почему я об этом говорю? Скажем, у нас из этих 4 процентов
    39 идёт в ФОМС 1,5 процента. Почему это важно? Это важно ведь не только потому,
    40 что люди платят за своё обслуживание в системе здравоохранения и начинают
    41 предъявлять к здравоохранению уже совершенно другие требования: я заплатил,
    42 значит, могу требовать. Это важно ещё и для регионов, которые перестают
    43 платить в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее
    44 население. И в связи с этим мы должны посмотреть по итогам года, как вот этот
    45 механизм сработает.
    46
    47 Сразу скажу, что есть и вопросы. Здесь же, в этом зале, звучал вопрос: а не
    48 будет ли перетока? Естественно, мы это видим, и, более того, если будут
    49 вопросы, я могу рассказать, где и как, могу рассказать, какие предприятия
    50 злоупотребляют. Не буду называть предприятия, но могу вам сказать, что на
    51 сегодняшний день 13 предприятий в стране злоупотребили этим режимом и
    52 перевели сотрудников на режим для самозанятых. Вот 13 предприятий - налоговая
    53 знает их поимённо! Понимаете, в чём всё дело... Сейчас ещё идёт доработка
    54 этого закона. Какая доработка? Мы сейчас не предлагаем ничего менять, мы
    55 говорим о том, что должны иметь инструмент воздействия на людей, которые
    56 хотят злоупотребить этим правом, на предприятия, которые хотят платить в
    57 Пенсионный фонд за счёт своих работников. Вот это надо дорабатывать, надо
    58 посмотреть все эти механизмы. Или, скажем, вопрос: в регионах, где нет
    59 Интернета, устойчивого Интернета, как это будет работать? Вот это то, что нам
    60 ещё предстоит сделать.
    61
    62 В проекте закона, с учётом того что, как уже очевидно, эксперимент показал
    63 свою состоятельность, люди действительно поверили в него, мы предлагаем
    64 расширить этот эксперимент, чтобы уже в течение примерно следующего полугодия
    65 посмотреть, как это будет работать не только в четырёх регионах, которые в
    66 эксперименте уже участвуют, но и в регионах-донорах и в регионах, где есть
    67 города-миллионники. Сразу объясню почему. На самом деле у регионов разные
    68 позиции: кто-то говорит, что не хочет пока внедрять, хочет посмотреть, как
    69 это будет, а кто-то говорит, что хочет, потому что нужны дополнительные
    70 доходы. Так вот почему регионы-доноры? Для нас этот закон - механизм
    71 выведения налогоплательщиков из тени: как показал эксперимент, почти 60
    72 процентов тех, кто зарегистрировался в качестве плательщика по этому режиму,
    73 никогда никаких налогов не платили. Вот это и есть главный результат
    74 эксперимента. И очень опасно, если этот режим начнут использовать регионы, у
    75 которых совершенно объективно не хватает средств, станут загонять людей в
    76 этот режим. Поэтому мы предлагаем осторожно: первое, регионы-доноры, которые
    77 не будут рассматривать это в качестве источника дополнительного дохода, и,
    78 второе, регионы с городами-миллионниками, потому что там на самом деле
    79 основная масса тех, кто хотел бы этим механизмом воспользоваться. В конечном
    80 счёте этот режим даётся не регионам, не государству - он даётся людям, чтобы
    81 они выходили из тени, поэтому предлагаются именно такие изменения.
    82
    83 Изменения будут вноситься и в Налоговый кодекс - тот законопроект является
    84 сопутствующим по отношению к этому и будет рассматриваться в общем порядке.
    85 Это предмет совместного ведения - месячная рассылка, и спокойно будем
    86 рассматривать законопроект: уже в конце декабря - в первом чтении, в январе -
    87 во втором и, надеюсь, в третьем, потому что поправки носят больше технический
    88 характер. Сейчас же, на этом этапе предлагаем принять решение о расширении
    89 эксперимента. Результаты, которые мы получили, дают нам основания говорить о
    90 возможности это сделать. Комитет просит поддержать данный законопроект.
    91
    92 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    93
    94 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    95
    96 Подождите, Андрей Михайлович.
    97
    98 Включите режим записи.
    99
    100 Покажите список.
    101
    102 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    103
    104 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, у меня к вам вопрос. Вы сказали,
    105 что есть данные, полученные в ходе проведения эксперимента: есть компании,
    106 которые злоупотребили. Но к материалам эти данные не приложены. Можно как-то
    107 увидеть этот анализ, узнать, кто проводил оценку, какие результаты? Вы
    108 правильно говорите, что надо оценить все плюсы и минусы и только потом
    109 принимать решение о расширении эксперимента, и доводы, которые вы привели,
    110 убедительные, но хотелось бы увидеть подтверждающие материалы.
    111
    112 МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, уважаемый Валерий Карлович.
    113
    114 Я надеюсь, никто не собирается просить у меня предъявить названия компаний, о
    115 которых я сказал. Во-первых, это налоговая тайна, во-вторых, сам факт
    116 правонарушения не может быть установлен Государственной Думой или кем-то
    117 другим, для этого существует соответствующий порядок. Сказал я об этом
    118 исключительно для того, чтобы те, кто это делает, знали, что налоговая это
    119 видит. Я указал даже количество компаний. Каким образом мы это видим? Мы же
    120 видим все платежи, они отслеживаются в электронном режиме, и мы видим, что
    121 человек, который работал на предприятии, вдруг оказывается самозанятым. На
    122 самом деле законом запрещено в течение двух лет переводить того, кто работал
    123 на этом предприятии, в режим самозанятости, это вообще запрещено законом!
    124 Есть ведь и другой момент: мы прекрасно понимаем, что есть разница между тем,
    125 чтобы платить подоходный налог 13 процентов и страховые взносы 30 процентов,
    126 это 43 процента, и платить 6 процентов, - разница огромная, и ради этого
    127 можно пойти на что угодно.
    128
    129 Ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что налоговая не пойдёт к
    130 самозанятому, это не его вина. Здесь речь идёт совершенно о другом - о
    131 злоупотреблении правом. Хочу напомнить, что, когда год тому назад здесь
    132 кипели страсти, мы включили в закон требование: налоговая в течение года не
    133 осуществляет налоговых проверок. То, о чём я говорю сейчас, мы видим из
    134 результатов постоянного мониторинга, поэтому мы знаем конкретные фирмы, мы
    135 знаем конкретные фамилии. Никаких вопросов здесь нет, злоупотребление правом
    136 может рассматриваться налоговой в общем порядке. Но я думаю, что вы
    137 понимаете: налоговая тайна на экран не выводится.
    138
    139 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.
    140
    141 ИВАНОВ С. В. Спасибо.
    142
    143 Если это налоговая тайна, то как она стала вам известна?
    144
    145 Вы говорили о том, что людей беспокоит и как вы реагируете на это. Мне
    146 интересно, а людей не беспокоит, какая пенсия у них будет, если они
    147 воспользуются этим предложением? Ведь человек, который не платил налоги, мог
    148 рассчитывать по нашему законодательству на минимальную социальную пенсию, так
    149 с какой радости ему выходить из тени и платить налоги, если он будет получать
    150 ту же самую минимальную социальную пенсию?
    151
    152 МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос.
    153
    154 Хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. На самом деле в вопросе
    155 как бы дан и ответ, но надеюсь, что это не претензия к председателю комитета
    156 по бюджету и, кстати, автору идеи данного налога, а во второй части
    157 авторство, сразу хочу сказать, принадлежит Федеральной налоговой службе,
    158 предложившей гениальную технологию, по которой мы осуществляем постоянный
    159 мониторинг реализации этого закона. И наверное, именно потому, что всё-таки
    160 все точно знают, что сегодня не будут выведены имена компаний, я могу в этом
    161 мониторинге участвовать. Кстати, для сведения, я ещё и член коллегии
    162 Федеральной налоговой службы. Это просто для сведения. По должности
    163 исключительно.
    164
    165 Теперь по поводу пенсии. Коллеги, человек не платил никаких налогов и имел
    166 право на социальную пенсию. Он вступает в режим для самозанятых и будет
    167 получать ту же самую социальную пенсию. Следовательно, в этом плане для него
    168 ничего не меняется, его положение не ухудшается и не улучшается. А дальше
    169 возникает вопрос: этот режим нужен для того, чтобы повысить людям пенсию, или
    170 для того, чтобы люди могли выйти из тени? Если к тому, кто, скажем, в своём
    171 гараже наладил ремонт машин, придут то ли бандиты, то ли, простите, ребята,
    172 которые хуже бандитов, и скажут, дескать, мы знаем, что ты этим занимаешься,
    173 а ну-ка давай отстёгивай, то этот человек не сможет даже к государству
    174 обратиться за защитой. Легализация нужна человеку для того, чтобы государство
    175 могло его защитить и от тех бандитов, и от других бандитов.
    176
    177 А теперь очень важный момент, связанный с пенсией. Не случайно в законе
    178 прописана норма, что, если человек вступает в этот режим, он может сам
    179 определить, хочет ли он решить какие-то дополнительные вопросы, связанные с
    180 пенсией, и он сам определяет, надо ли ему отчислять на это средства или не
    181 надо. Кстати, знаете, почему ещё мы предлагаем продлить, расширить действие
    182 этого режима? Может быть, я забегаю немножко вперёд, но я на самом деле
    183 надеюсь на развитие технологий, оно не стоит на месте. И наша налоговая,
    184 которая действительно сегодня является образцом для всего мира, предложила
    185 дополнить технологию, которая есть, ещё одним механизмом. Человек точно так
    186 же в своём телефоне, решая эти вопросы, сможет получить информацию, какую он
    187 хотел бы получать пенсию и сколько в связи с этим надо заплатить, то есть
    188 будет получать сведения о том, как всё это связано и, если он хочет
    189 участвовать в системе пенсионных накоплений, какую сумму ему надо заплатить.
    190 Это плюс для человека или минус? Я думаю, что это произойдёт - а эта
    191 технология сейчас уже готова и тестируется - в течение двух, максимум трёх
    192 месяцев.
    193
    194 Я повторяю: мы дали человеку право. В любом случае это закон не о пенсионных
    195 накоплениях, это закон о том, как защитить людей и позволить им с
    196 минимальными потерями выйти из тени. Люди, которые вышли, наверное, уже
    197 ответили на этот вопрос.
    198
    199 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.
    200
    201 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    202
    203 Андрей Михайлович, вы сами говорите, что идёт доработка закона, прямо в
    204 настоящее время идёт доработка. Вы сами признаёте минусы, с которыми мы
    205 сталкиваемся при реализации закона, например перевод работающих граждан в
    206 категорию самозанятых, чтобы работодатель мог сэкономить. В связи с этим
    207 простой вопрос: в чём необходимость именно сейчас расширять ещё на 19
    208 регионов сферу действия данной системы? У меня вопрос, как у представителя
    209 Свердловской области, потому что, когда я приезжаю, мне избиратели говорят:
    210 "Мы слышали, что у нас в Свердловской области собираются вводить режим для
    211 самозанятых, и мы опасаемся, что и у нас начнутся такие перегибы", - имеется
    212 в виду то, что вы сказали по поводу 13 предприятий. Может быть, имеет смысл
    213 не расширять действие режима, раз эксперимент идёт и идёт доработка закона?
    214
    215 МАКАРОВ А. М. Я не помню, по-моему, это Екклезиаст сказал... Имеющий уши, да
    216 не услышит - уважаемые коллеги, я не сказал и не говорю о том... Вы говорите
    217 "доработка закона" - простите, мы сказали, что мы не будем менять условия в
    218 течение десяти лет, и если говорить о какой-то доработке, то давайте
    219 поговорим об этом через десять лет. Сейчас речь идёт о другом. У нас с вами
    220 был закон о том, что могут участвовать четыре региона, а сейчас почти все
    221 регионы страны заявляют о желании участвовать. Мы очень аккуратно, очень
    222 аккуратно говорим: давайте посмотрим, как это будет. И когда я говорю о том,
    223 что у нас кто-то злоупотребил... Кстати, просто посмотрите соотношение: 280
    224 тысяч граждан, которые зарегистрировались, и 13 предприятий, которые этим
    225 злоупотребили. Вот давайте просто о соотношении поговорим и не будем пугать
    226 людей, как мы это обычно делаем! Так вот речь идёт о том, что все механизмы,
    227 необходимые для того, чтобы выявить вот этих нарушителей среди предприятий и
    228 так далее, в Налоговом кодексе есть. Я ещё раз акцентирую внимание, речь идёт
    229 о нарушениях недобросовестных работодателей, которые хотят решать проблемы за
    230 счёт своих работников, и к самозанятым это никакого отношения не имеет. Мы
    231 занимаемся этим, и это вопрос на самом деле не закона, это вопрос технологий,
    232 - технологий! - эти технологии разрабатываются, и их разработка будет
    233 продолжаться. Я только что привёл пример с получением дополнительной
    234 информации по пенсиям - ведь это тоже вопрос технологий. То есть процесс идёт
    235 в постоянном режиме.
    236
    237 А вот по законодательству есть вопросы, которые надо решать, и их надо
    238 обязательно решать, и в том числе это вопрос о связи этого закона с другими
    239 отраслевыми законами. Дмитрий Анатольевич Медведев не просто так предложил
    240 гильотину, чтобы убрать законы, которые действуют, хотя они даром никому не
    241 нужны. Вот давайте я вам приведу пример. Больше всех по этому закону
    242 зарегистрировалось таксистов, они на первом месте (на втором - те, кто сдаёт
    243 имущество, сдаёт квартиры в аренду), они защитили себя этим законом, но
    244 согласно отраслевому закону таксистом может быть только тот, кто
    245 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а не самозанятый,
    246 - так что же, в таком случае любой гаишник может остановить таксиста и
    247 сказать: "Да мне плевать, что ты самозанятый, у тебя лицензии не должно
    248 быть"?
    249
    250 Когда мы говорим о доработке законодательства, мы говорим о том, что должны
    251 быть на законодательном уровне устранены все препятствия для участия людей в
    252 этом режиме. Вот о чём идёт речь, я ещё раз говорю, а не о том, что, мол, не
    253 надо пугать. Вы скажите об этом 280 тысячам человек, которые поверили
    254 государству и уже на этот режим перешли.
    255
    256 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.
    257
    258 ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
    259 устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
    260
    261 Уважаемый Андрей Михайлович, вопрос такой. Сразу оговорку сделаю: в прессе
    262 прочитал утверждение, что лица, зарегистрированные в качестве самозанятых,
    263 при достижении пенсионного возраста получают статус работающего пенсионера.
    264 Разница между работающими и неработающими пенсионерами, с точки зрения наших
    265 людей, ощутимая: работающие пенсионеры не получают полноценную индексацию
    266 пенсий, а неработающие пенсионеры получают ежегодно полноценную индексацию.
    267
    268 В связи с этим вопрос, чтобы развеять эти сомнения и всё-таки раз и навсегда
    269 ответить людям: если граждане сохранили силы и после выхода на заслуженную
    270 пенсию ещё оказывают какие-то услуги и фактически являются самозанятыми -
    271 если они поверили, как вы говорите, государству и вступили в этот режим, -
    272 они приобретают статус работающих пенсионеров и одновременно, кроме того что
    273 они ещё 4 процента с этих услуг (или 6 процентов - для юридических лиц)
    274 оплачивают, ещё и теряют право на полноценную индексацию?
    275
    276 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы сказать, что этот закон к
    277 пенсиям и к пенсионным правам вообще никакого отношения не имеет. Я прекрасно
    278 понимаю, что далеко не все глубоко изучали и хорошо знают Булгакова, но зато
    279 все знают Владимира Владимировича Бортко, и я хотел бы повторить фразу,
    280 которая стала бессмертной, - не потому, что её когда-то написал Булгаков, а
    281 потому, что её показал Бортко: "Никогда не читайте перед обедом советских
    282 газет". - "Но ведь других-то нет". - "Вот никаких и не читайте".
    283
    284 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.
    285
    286 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    287
    288 Уважаемый Андрей Михайлович, вот когда мы принимали основной, базовый закон,
    289 в который мы сейчас будем вносить изменения, здесь, в этом зале, звучали
    290 слова о том, что мы проводим эксперимент в течение десяти лет и в течение
    291 десяти лет всё будет незыблемо, ничего не будет меняться, - я не помню, вы
    292 это говорили или кто-то другой. Не прошло, можно сказать, и года, мы уже
    293 вносим изменения: первое - по составу, второе - по правилам игры. Вы уже
    294 несколько раз сказали, что будем менять, отслеживаем и так далее. Нет ли тут
    295 обмана государства: людей мы завлечём, а потом будем все правила менять?
    296
    297 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, ну, давайте я ещё раз просто повторю. В
    298 принципе, конечно, можно даже не слушать мои слова, можно просто прочитать
    299 текст законопроекта: ни одной буквы, ни одного правила не предлагается
    300 менять. Мы дали гарантии, эти гарантии на десять лет. Можно взять стенограмму
    301 моего выступления с этой трибуны, когда этот закон принимался: я тогда
    302 сказал, что по итогам мониторинга, который мы будем осуществлять практически
    303 в ежедневном режиме, мы до конца года примем решение, потому что уже тогда
    304 очень многие регионы обращались, просили, чтобы это распространили не только
    305 на четыре региона, но и на многие другие. Здесь, в этом зале, звучал вопрос:
    306 "Почему этот эксперимент не разрешают проводить нам?" И мы договорились, что
    307 до конца года решим вопрос о возможности расширения этого эксперимента. Если
    308 взять просто стенограмму моего выступления, можно увидеть, что было сказано
    309 именно это, теми же словами. Коллеги, мне кажется, то, что мы сейчас
    310 рассматриваем, - это выполнение обещаний, которые давал парламент, и ничего
    311 больше.
    312
    313 И ещё раз хотел бы сказать: мы не меняем правила, но в законе есть такое
    314 понятие - "злоупотребление правом". Мы дали право, но это мы людям дали право
    315 зарегистрироваться, а вот кто-то из работодателей решил правом, данным людям,
    316 злоупотребить. Ведь известно, как это делается: "Слушай, неизвестно, что у
    317 тебя там будет с пенсией, что вообще будет, давай я тебе немножко доплачу и
    318 переведу в самозанятые - и у тебя будет зарплата побольше, и мне не надо
    319 платить" - вот это будет пресекаться! Но, я повторяю, это не имеет отношения
    320 к этому закону, это не имеет отношения к самозанятым, это нормы, которые есть
    321 в Налоговом кодексе, и мы никому не позволим злоупотреблять правом, чтобы
    322 нарушать права людей, которые перешли на этот режим. Вот смысл этого
    323 законопроекта.
    324
    325 Я ещё раз говорю, коллеги, вот нам поверили сегодня... Вы знаете, как говорил
    326 Карл Маркс, критерием истинности знаний является практика, потом Владимир
    327 Ильич тоже говорил об этом. Так вот практика говорит о том, что 280 тысяч
    328 человек с лишним нам поверили, а всё остальное...
    329
    330 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    331
    332 По ведению - Хохлов Алексей Алексеевич. Ошибочно?
    333
    334 ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    335
    336 Это Ефимов Виталий Борисович.
    337
    338 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефимов, пожалуйста.
    339
    340 ЕФИМОВ В. Б. Коллеги, я прошу меня извинить - я не записывался.
    341
    342 Никогда не выступаю, когда не затрагивают профессиональных вопросов, но...
    343 Вот сейчас мы говорим, чтобы таксисты были самозанятыми. В соответствии со
    344 статьёй 55 Конституции мы должны отвечать за защиту пассажиров, водитель
    345 должен быть профессиональным, машина исправной, нужно, чтобы водитель не был
    346 бандитом, - кто у самозанятых будет это контролировать? Ведь кто-то после
    347 третьей смены пойдёт пару часов поработать! Вы спросите нас, профессионалов,
    348 что делать. В этом году на 2,3 процента снизилось количество происшествий, а
    349 в такси на 20 процентов идёт рост. Уважаемые коллеги, давайте посмотрим,
    350 можно ли допускать к особо опасным профессиям самозанятых. И с нами,
    351 профессионалами, как-то немного тоже контактируйте!
    352
    353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.
    354
    355 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, именно об этом я и попытался сказать.
    356 Действие данного закона сопрягается с действием огромного количества
    357 отраслевых законов, и перед тем, как... Когда нас просили, чтобы мы расширили
    358 его действие на всю страну, мы сказали, что надо посмотреть все отраслевые
    359 законы на предмет пересечения.
    360
    361 А вот дальше я говорю только об одном: можно говорить о любом количестве, но
    362 по этому закону таксисты уже зарегистрированы. И давайте посмотрим тогда
    363 конкретно, какая база, кто и где нарушал, самозанятые таксисты нарушали или
    364 не самозанятые, а то ведь, знаете, говоря, что таксисты нарушают, мы говорим
    365 вообще, ведь мы обычно всех как бы объединяем, когда нам это выгодно, а когда
    366 невыгодно, разъединяем.
    367
    368 Так вот, коллеги, ровно это и предлагается: мы предлагаем расширить массив
    369 для эксперимента, который оказался успешным, рассмотреть результаты и после
    370 этого и делать выводы - вот ровно то, что предлагается.
    371
    372 Ну и ещё хотел бы сказать: поверьте, все вопросы прорабатывались в течение
    373 всего года со всеми отраслевыми ведомствами, в том числе с Минтрансом, и,
    374 когда мы решали вопрос о том, кто может участвовать (правда, решали уже год
    375 тому назад), мнение профессионалов по этому поводу было услышано. Если есть
    376 желание просто добавить список профессионалов, мнение которых обязательно
    377 должно быть услышано, - мы не против этого, но это не имеет отношения к
    378 представленному законопроекту.
    379
    380 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    381
    382 Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.
    383
    384 Включите режим записи.
    385
    386 Покажите результаты.
    387
    388 Нилов Ярослав Евгеньевич.
    389
    390 Коллеги, выступления до трёх минут.
    391
    392 НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сразу могу
    393 согласиться с Андреем Михайловичем в том, что, если в государстве, а
    394 государство - это система общества, человек получает доход, с этого дохода
    395 должен взиматься налог. Это закон жизни, закон существования государства. Но
    396 на фоне прошедшей пенсионной реформы абсолютно не вовремя, на наш взгляд,
    397 появилось предложение о таком льготном налоговом режиме. Мы помним, какой
    398 была реакция наших граждан, когда предложили провести этот эксперимент в
    399 четырёх регионах: кричали, что пытаются забрать последнее, мол, мы не от
    400 хорошей жизни зарабатываем, зачем же вы лезете к нам в карман и так далее.
    401 Надо учитывать морально-эмоциональное состояние граждан и время, когда
    402 эксперимент был предложен.
    403
    404 Дальше. Здесь задавали вопрос относительно формирования пенсионных прав,
    405 абсолютно правильно ставили вопрос. Часть налога перечисляется в фонд
    406 медицинского страхования - самозанятый гражданин демотивирован: за него, как
    407 за безработного, платит регион и так, и так, ему без разницы. Если бы эта
    408 часть уходила в Пенсионный фонд, тогда хоть какой-то мотив был бы,
    409 какое-нибудь объяснение с точки зрения побуждения гражданина
    410 зарегистрироваться присутствовало бы. Да, у нас и сегодня есть право
    411 добровольно направлять взносы в Пенсионный фонд для формирования будущей
    412 пенсии, но делает это очень небольшое количество людей. Очевидно, что на
    413 рынке труда происходит деградация.
    414
    415 Абсолютно правильно поставил вопрос депутат Ефимов. К нам приходили из
    416 профсоюза таксистов: они считают, что агрегаторы - их работодатели. Режим
    417 самозанятых вообще не для таксистов изначально был предназначен - нельзя,
    418 чтобы таксисты были самозанятыми. А мы видим рекламу одной из компаний,
    419 которая является агрегатором: предлагается зарегистрироваться в качестве
    420 самозанятого и получать заказы такси - а потом из-за нарушения режима труда и
    421 отдыха мы видим всплеск аварий. И ещё таксисты говорят, что неправильно
    422 работает этот налоговый режим: взимается налог с оборота, а не с прибыли, а
    423 они часть денег тратят на бензин, на расходные материалы и часть отдают
    424 агрегатору. Ну, это не для такси было сделано.
    425
    426 Мы считаем, что данный вопрос необходимо решать исключительно на добровольной
    427 основе и с использованием патентной системы. Вот приобрёл человек патент,
    428 который стоит, условно, 5 тысяч рублей в год, и спокойно занимается своей
    429 деятельностью. Надо было делать всё постепенно, аккуратно, медленно, не
    430 пугая, разъясняя, что всё добровольно, и показывая конкретные плюсы для
    431 конкретного гражданина, в том числе с учётом возможности получения пенсии. У
    432 нас это получилось не вовремя, получилось так, что это привело к деградации
    433 рынка труда, и теперь регионы якобы хотят получать доходы, но при этом
    434 расходы у федерального бюджета и всей бюджетной системы тоже есть, когда
    435 работодатель не платит взносы и подоходный налог.
    436
    437 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.
    438
    439 НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    440
    441 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ
    442 РОССИЯ" не будет поддерживать развитие этого эксперимента и его
    443 распространение на половину населения страны. Посчитайте, какое количество
    444 граждан затрагивается экспериментом.
    445
    446 Для того чтобы продолжать любой эксперимент, нужно подвести итоги того, что
    447 сделано с его начала. Сегодня мы этих итогов не увидели, не услышали, кроме
    448 одной цифры: 280 тысяч вышли из тени - и им стало хорошо. Вот слова, слова,
    449 слова - никаких доказательств этого "хорошо" мы не получаем, уважаемые
    450 коллеги.
    451
    452 Мы не за то, чтобы миллионы граждан не платили налоги, это, конечно,
    453 несправедливо и в большинстве нормальных стран является преступлением, что
    454 правильно, но в большинстве стран, уважаемые коллеги, есть доходы, не
    455 облагаемые налогом. Доходы в сумме до 30-50 тысяч рублей во многих странах,
    456 даже, например, в Китае, налогом не облагаются, нулевая ставка налога на эти
    457 доходы. Мы этот вопрос много раз предлагали рассмотреть, определить планку
    458 необлагаемого дохода - вы уходите в сторону. В абсолютном большинстве стран
    459 действует прогрессивная шкала налогообложения, когда сверхбогатые люди платят
    460 сверхналоги, - вы тоже не хотите эту несправедливость устранить, хотя бы в
    461 экспериментальном порядке это отрегулировать. Давайте Москву и Петербург в
    462 этот эксперимент окунём и посмотрим - может быть, тогда не надо будет
    463 пенсионеров, предпенсионеров, о которых мы беспокоимся, подводить под уплату
    464 каких-то, пусть и небольших, налогов? Ну и конечно, регрессивная шкала
    465 взносов в Пенсионный фонд - почему мы это не замечаем, вот здесь почему мы не
    466 получаем доходы?!
    467
    468 Очень сложно разобраться в предлагаемых экспериментах, но, как правило, эти
    469 эксперименты направлены в одну сторону - в сторону изъятия из карманов
    470 абсолютного большинства простых граждан, даже бедных, а иногда и нищих: мы и
    471 туда всё равно хотим залезть и копеечки какие-то потрясти. В другую сторону
    472 почему эта рука не направляется - в карманы богатых и сверхбогатых? Ни разу,
    473 ни одна такая попытка здесь не была вами поддержана!
    474
    475 Не будем голосовать.
    476
    477 Спасибо за внимание.
    478
    479 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    480
    481 Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.
    482
    483 ФАРРАХОВ А. З. Спасибо.
    484
    485 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",
    486 безусловно, поддерживает принятие данного проекта федерального закона в
    487 первом чтении.
    488
    489 Оценивая результаты эксперимента, работая в субъекте, который принимал и
    490 продолжает принимать активное участие в этом эксперименте, хочу сказать
    491 следующее. Что мы обещали нашим избирателям, когда начинали этот эксперимент?
    492 Что будут нулевая бюрократия, максимальная цифровизация всех процессов,
    493 максимально удалённое общение с государством, контроль, надзор и
    494 государственная поддержка. Что мы сегодня имеем? По нулевой бюрократии -
    495 бюрократии просто нет, там нет места для неё. По цифровизации всех процессов
    496 - посмотрите, в "App Store" и в "Google Play" приложение "Мой налог" имеет
    497 пять звёзд. По максимально удалённому общению с государством - общение между
    498 федеральной налоговой инспекцией и конкретным самозанятым гражданином именно
    499 такое. По государственной поддержке - правительство внесло в Государственную
    500 Думу проект федерального закона о приравнивании самозанятых к малому и
    501 среднему предпринимательству при процедуре закупок, и он уже поддержан
    502 профильным комитетом.
    503
    504 Так о чём этот законопроект? О праве, о возможностях и о доверии. Даётся
    505 право - право ликвидировать неопределённость тем гражданам, которые сегодня в
    506 этом нуждаются. Даются возможности. Для субъекта это возможность улучшить
    507 деловую среду, это возможность увеличить конкурентность; для государства, для
    508 федеральных органов власти это возможность решить ситуацию, которая и сегодня
    509 в том числе обсуждалась. Какая возможность для самозанятых? Возможность выйти
    510 из тени. Что это даёт потребителям, нам с вами? Возможность получить
    511 качественную, конкурентную услугу и налоговый вычет по этой услуге. Что этот
    512 закон даёт бизнесу? Возможность получить конкурентного стабильного
    513 прозрачного партнёра.
    514
    515 Предлагаемый эксперимент получит окончательную оценку в 2028 году, оценивать
    516 его результаты будет Государственная Дума девятого созыва. Но уже сегодня
    517 абсолютно ясно, что этот закон отвечает на главный вопрос: для чего нужны
    518 законы? Для того, чтобы каждый член общества знал, как ему поступить в той
    519 или иной ситуации. И, отвергая сегодня право, уважаемый Олег Анатольевич, мы
    520 отвергаем возможность выбора для наших граждан.
    521
    522 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие сегодняшнего законопроекта и
    523 рекомендует всем проголосовать за его принятие.
    524
    525 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.
    526
    527 ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да,
    528 безусловно, регионы заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был
    529 введён. А чего им не быть заинтересованными? Они сами платили за тех людей,
    530 которые не работали и обращались в поликлиники, это первое; второе, часть
    531 этих денег будет поступать в бюджет региона - естественно, они будут
    532 заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был введён. А вот людей-то
    533 мы спросили? Мы же их не спросили - давайте в регионах людей спросим,
    534 заинтересованы ли они сами в том, чтобы платить. Я сомневаюсь, что они
    535 заинтересованы.
    536
    537 Теперь что касается условий. Мои дорогие коллеги, я в Комитете по бюджету и
    538 налогам работаю, и нет такой недели, чтобы не проходили изменения в Налоговый
    539 кодекс, ну нет, наверное, такой недели! Что мы видим в данной ситуации? Что
    540 гарантии даны на десять лет. А кто эти гарантии будет выполнять,
    541 правительство? Так оно уже сколько раз гарантии давало и постоянно их
    542 нарушает!
    543
    544 Мы всегда говорим, и в комитете звучало не очень традиционное слово
    545 "переобуваемся" - на ходу переобуваемся с налогами, так оно и есть. Не
    546 получится ли так, что встанут они, эти бедолаги, на учёт, из тени, конечно,
    547 выйдут, а впоследствии по полной программе будут платить все налоги? Вот для
    548 этого, скорее всего, это и вводится!
    549
    550 Теперь что касается, например, единого налога на вменённый доход. Вот
    551 говорят, что предприятия не будут менять свой статус и что будут идти люди,
    552 которые раньше нигде официально не работали, - я сильно сомневаюсь. Вот
    553 сейчас вменёнку будем отменять - вменёнку уберём, и что получится, куда они
    554 все пойдут? Кто-то пойдёт в самозанятые. То есть статус с одного поменяется
    555 на другой - что мы, собственно, получим-то?
    556
    557 Теперь что касается предприятий, которые закрываются. Вот я посмотрела цифры:
    558 за 2018 год закрылось предприятий (в основном в сфере малого и среднего
    559 бизнеса) в 2,14 раза больше, чем открылось. Давайте посмотрим цифры за 2019
    560 год - они вообще устрашающие: закрылось 700 тысяч малых предприятий, самых
    561 маленьких, это малый бизнес. Ну и что мы в итоге получаем? Мы получаем то,
    562 что бизнес прекращает своё существование. И что, все люди перейдут в
    563 самозанятые? Я думаю, вряд ли.
    564
    565 Что спасёт в ситуации, когда у нас нет нормальных законов для малого и
    566 среднего бизнеса? Изобретать тут ничего не надо, давайте прогрессивный
    567 подоходный налог введём. Сегодня 3 процента населения владеют 87 процентами
    568 национального благосостояния - давайте мы их обложим налогом, тогда нам не
    569 придётся решать вот такие проблемы, как с самозанятыми.
    570
    571 Фракция КПРФ не станет поддерживать этот законопроект.
    572
    573 Спасибо за внимание.
    574
    575 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    576
    577 Представитель президента? Правительства? Нет.
    578
    579 Докладчик? Андрей Михайлович, с заключительным словом будете выступать?
    580 Давайте. Не очень длинно.
    581
    582 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    583
    584 МАКАРОВ А. М. Бортко ушёл специально: ему было стыдно слушать некоторые
    585 выступления.
    586
    587 Уважаемые коллеги, вы знаете, на самом деле ведь вопрос в чём? На самом деле
    588 ключевой вопрос подняла Вера Анатольевна - я с ней абсолютно согласен, - она
    589 сказала главное: а вы спросили людей-то? Вот мы этим законом спросили людей.
    590 Почему мы говорим, что мы спросили? Да потому, что этот закон предоставляет
    591 право: хочешь - да, не хочешь - нет! И 280 тысяч человек на сегодня ответили:
    592 да, нас это устраивает. Может быть, кому-то и не нравится, что в стране люди
    593 в этой болезненнейшей сфере (а проблем с налогами столько, что...) вдруг
    594 поверили государству. Вы можете назвать ещё какой-то налоговый вопрос, по
    595 которому можно было бы отметить такие же результаты? Боюсь, что сейчас не
    596 найдём. Вот, может быть, беспокоит это - что люди почему-то поверили? Люди
    597 поверили, и сейчас главная задача - не обмануть их. Вот то, что мы делаем, мы
    598 делаем для людей.
    599
    600 И напомню: опять же, ведь, строго говоря, обязанность платить 13 процентов со
    601 всех доходов есть у всех независимо от того, есть этот закон или нет. Вот мы
    602 сказали: регистрируйся и плати не 13 процентов, а 4 процента, если ты
    603 оказываешь помощь физическим лицам, или 6 процентов, если ты работаешь с
    604 юридическими лицами. Почему 6 процентов, если с юридическими лицами? Чтобы
    605 перехода, перетока не было, потому что у нас есть другие режимы, где 6
    606 процентов. И мы увидели, что решение-то было правильное!
    607
    608 Говорят, что нет никаких данных, но дело не в этом, если не убеждает, скажем,
    609 цифра 280 тысяч зарегистрировавшихся, я могу сказать на самом деле о том,
    610 что... Деньги-то небольшие, суммарный доход, который показал эксперимент, -
    611 28,7 миллиарда рублей. Перевозками занимается 18,7 процента тех, кто
    612 зарегистрировался, и это не только такси, но и другое. Могу, конечно, сказать
    613 и по аварийности, если есть необходимость в этом, но, поверьте мне на слово,
    614 выяснилось, что применение режима абсолютно никак не влияет на аварийность. А
    615 вот то, что это занятость людям обеспечивает, и то, что агрегаторы должны в
    616 результате учитывать, что они делают с людьми, то есть мы защитили людей этих
    617 профессий, - правда. Сдача квартир - 10,5 процента, а ведь к любому человеку,
    618 который сдаёт квартиру, мог прийти... да даже не участковый, а кто угодно:
    619 сдаёшь - где 13 процентов? Люди ходили под уголовкой постоянно! Вот почему
    620 10,5 процента, пожалуйста. Консультирование - люди консультируют, такие
    621 услуги оказывают - 8,6 процента. Строительство - сколько у нас строителей
    622 работает просто так! - здесь 6,7 процента. Репетиторство... Помните,
    623 предыдущий закон о репетиторах, нянечках и так далее? Тогда у нас за всё
    624 время, за три года, было 2800 человек, а здесь за девять месяцев - 280 тысяч.
    625 Вот это и есть результат того, что мы спросили людей, и это наш ответ людям.
    626 И оказалось, что этот режим у людей востребован.
    627
    628 Вот Фаррахов Айрат Закиевич сейчас рассказывал - почему? Потому, что он
    629 прожил все эти девять месяцев вместе с самозанятыми в Татарстане, обсуждая
    630 каждую проблему, которая возникла: он с ними прожил, он это знает! Ко мне вот
    631 подходят депутаты и из Калуги, и из Московской области: они это прошли; как
    632 только возникала какая-либо проблема у человека по вине не важно кого, тут же
    633 вмешивались и снимали её. Вот мы хотели бы, чтобы этот режим продолжал
    634 действовать, чтобы была возможность снимать проблемы людей, если они
    635 возникают. И всё это есть не в том законе, который мы сейчас принимаем, а в
    636 том, который мы приняли почти год тому назад. А здесь мы просто говорим: да,
    637 эксперимент идёт успешно, и мы имеем возможность расширить территорию его
    638 проведения. Этот закон, я повторяю, не для регионов, на которые мы расширяем.
    639 Тут нам снова говорят: а почему бы регионам не быть за, ведь им выгодно? Да
    640 этот закон-то даёт право людям, а не регионам! Более того, я, например,
    641 считаю, что, когда мы пойдём на расширение уже по всей стране - а я надеюсь,
    642 что мы придём к этому, - мы, наоборот, установим право для региона вводить
    643 этот режим, потому что регионы могут быть в разной степени готовы к
    644 применению этого закона, и в регионах должны посоветоваться с
    645 налогоплательщиками, справятся они с этим или не справятся. А пока мы говорим
    646 о тех регионах, которые могут обеспечить права людей - те самые права,
    647 которые мы гарантировали этим законом.
    648
    649 Коллеги, на самом деле, строго говоря, всё сказано, и, я думаю, мы прекрасно
    650 понимаем, что обсуждение в тональности "а вы людей спросили?" не имеет к
    651 этому закону никакого отношения. Люди своё слово уже сказали.
    652
    653 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    654
    655 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    656 изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению
    657 специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе
    658 федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в
    659 Республике Татарстан (Татарстан)".
    660
    661 Включите режим голосования.
    662
    663 Покажите результаты.
    664
    665 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 51 сек.)
    666 Проголосовало за 298 чел.66,2 %
    667 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    668 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    669 Голосовало 302 чел.
    670 Не голосовало 148 чел.32,9 %
    671 Результат: принято
    672
    673 Принимается в первом чтении.
    674