Законопроект № 809009-7
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»


Идентификатор 31523
Номер 809009-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда
Комментарий
Дата внесения 2019-10-09

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-01-05
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 809009-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".

    0 Пункт 4, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Жилищный
    1 кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия
    2 реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан
    3 из аварийного жилищного фонда", третье чтение. Доклад Павла Рюриковича
    4 Качкаева.
    5
    6 Пожалуйста, Павел Рюрикович.
    7
    8 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект прошёл
    11 все необходимые согласования, замечаний нет. Комитет рекомендует принять
    12 данный законопроект в третьем чтении.
    13
    14 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть
    15 желающие.
    16
    17 Включите режим записи.
    18
    19 Покажите список.
    20
    21 Куринный Алексей Владимирович - фракция КПРФ, Пахомов Сергей Александрович -
    22 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Хованская Галина Петровна - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ
    23 РОССИЯ".
    24
    25 Пожалуйста, Алексей Владимирович.
    26
    27 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    28
    29 Уважаемые коллеги, очень ожидаемый и перспективный должен был быть
    30 законопроект, но, к большому сожалению, на последнем этапе, когда были
    31 внесены все поправки, разруливающие, расшивающие противоречия, существующие в
    32 нынешнем механизме обеспечения жильём граждан, которые проживают в аварийных
    33 домах, позиция правительства изменилась, ну а следовательно, и позиция
    34 большинства в комитете, и все эти хорошие начинания обрубили.
    35
    36 Я напомню, какие это начинания. Ну, прежде всего предоставление собственникам
    37 аварийных жилых помещений, в случае если это жильё является единственным
    38 (была и такая оговорка, кстати, в одной из поправок), права самим выбирать,
    39 что же получать - деньги либо жилое помещение. Для многих - для пожилых
    40 граждан, для граждан, имеющих инвалидность, другие ограничения, - сам процесс
    41 покупки весьма сложен, и понятно, что им проще получить в собственность точно
    42 такое же жильё, но чтобы в нём можно было нормально жить, чем какую-то
    43 компенсацию. Это первое.
    44
    45 Ну и второе, более важный, кардинальный вопрос - вопрос компенсации, в
    46 частности справедливой компенсации. Нам привели данные, что вроде бы везде
    47 более или менее справедливо, но в трёх регионах несправедливо, причём это
    48 такие регионы, как Татарстан, Мурманская область и ещё одна из областей. Там
    49 цена выкупа оказалась в 2 раза, в 3 раза, а иногда и в 4 раза ниже, чем
    50 средняя рыночная цена в этом же городе. И соответственно, людям, у которых
    51 жильё признано аварийным, у которых предлагается изъять их единственное жилое
    52 помещение, выдаётся компенсация, как, например, в Татарстане, по 12-13 тысяч
    53 рублей за квадратный метр при рыночной стоимости около 40 тысяч рублей за
    54 квадратный метр. Что можно приобрести на эту сумму? Понятно, что либо
    55 приобретается жильё меньшей площади, либо навязывается ипотека под
    56 соответствующий процент. Вы сами понимаете, кто живёт в аварийных домах, это
    57 далеко не богатые люди, часто пенсионеры, часто люди, имеющие инвалидность.
    58 Их доходы не позволяют взять ипотеку, а если ипотека была навязана (к
    59 сожалению, так происходит), потом рассчитываться, расплачиваться. В
    60 результате и это предложение было отметено на том основании, что, мол,
    61 существующий механизм работает, хоть и плохо, а в отдельных регионах, таких
    62 как Татарстан, мы в ручном порядке поправим. Но поправляют уже второй год и
    63 поправить не могут.
    64
    65 И кстати, сам Госсовет Татарстана внёс поправку именно такого характера - в
    66 ней предлагалось давать право получать либо жильё, либо соответствующую
    67 выплату - но и она была отклонена, так же как и наши поправки, так же как и
    68 поправки наших коллег из оппозиционных фракций. В этих условиях, естественно,
    69 практически ничего не меняется в лучшую сторону для граждан в этом механизме.
    70 В связи с этим фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект.
    71
    72 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    73
    74 Пожалуйста, Пахомов Сергей Александрович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    75
    76 Подготовиться Хованской.
    77
    78 ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    79
    80 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
    81 поддержит законопроект в третьем чтении. В том вопросе, который мы сейчас
    82 рассматриваем, должен быть минимум политиканства, есть интересы жителей - и
    83 мы на их стороне. Сомнений в этом нет, и текст законопроекта лишний раз это
    84 подтверждает. Новый закон сохраняет все эффективные механизмы, наработанные
    85 за десять лет, и даёт регионам ещё больше инструментов для достижения цели -
    86 ликвидации аварийного жилья. Эту задачу нам всем поставил президент, и она
    87 выполняется. Кстати, напомню, что это законопроект по предметам совместного
    88 ведения, и 30 дней было на представление поправок регионами. От двух регионов
    89 - всего лишь от двух регионов! - мы получили поправки, часть из них учтена, и
    90 это говорит о том, что регионы текст законопроекта поддерживают.
    91
    92 В любом случае законодательная работа в части совершенствования процедур
    93 переселения из аварийного фонда в нашей стране будет продолжена, и нашей
    94 фракцией она будет продолжена в первую очередь. Мы готовы в следующем году
    95 после совместного с Минстроем анализа ситуации выйти с предложениями по
    96 оздоровлению ветхого фонда, об этом вчера здесь также говорил министр. Перед
    97 нами стояла задача дать субъектам Российской Федерации понятный набор
    98 законодательных инструментов, позволяющих им ускорить темпы расселения, при
    99 этом ни в коем случае не в ущерб гарантиям жилищных прав граждан, и мы с вами
    100 эту задачу выполняем.
    101
    102 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект.
    103
    104 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    105
    106 Пожалуйста, Хованская Галина Петровна, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    107
    108 ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной
    109 политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    110
    111 Уважаемые коллеги, я вам всё-таки улыбнусь, несмотря на последующие слова,
    112 ведь всё-таки наступает Новый год, и мы должны друг друга поздравлять, желать
    113 здоровья, счастья, благополучия нашим семьям.
    114
    115 К великому сожалению, тот проект, который мы сегодня рассматриваем в третьем
    116 чтении, подарком нашим избирателям не станет, скорее наоборот. В этом
    117 документе, который подготовлен к третьему чтению, выхолощено даже то, что
    118 было принято в первом чтении. В этом документе не учитываются результаты
    119 парламентских слушаний, на которых присутствовали представители 41 субъекта
    120 Федерации. В этом документе не учитывается наше постановление, две его
    121 позиции, - выполнение этих постановлений у нас прекрасно контролирует комитет
    122 по Регламенту, но что сейчас контролировать, если эти позиции исключены из
    123 текста, принятого в первом чтении? В этом документе не учитывается поручение
    124 президента ввести определение ветхого жилищного фонда. В этом документе не
    125 учитывается решение Президиума Верховного Суда.
    126
    127 Короче говоря, я вам хочу сказать, что те новые механизмы, о которых
    128 говорится в паспорте федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения
    129 непригодного для проживания жилищного фонда" и которые считаются уже
    130 выполненными, заключаются в следующем: дать ипотеку малоимущим, живущим в
    131 аварийном жилье, и переселить собственников в манёвренный фонд с нарушением
    132 конституционной нормы о предварительности возмещения. Это подарок к Новому
    133 году? Это издевательство над людьми! Это не политиканство, а интриганство. Я
    134 против и того и другого в своей практике.
    135
    136 Компенсация. Решение Верховного Суда о том, что в неё нужно включать не
    137 только стоимость земельного участка, и не просто по периметру, как это делают
    138 в Татарстане, но и стоимость непроизведённого капитального ремонта... Вот
    139 тогда это будет нормальная компенсация, не такая, как в Татарстане, о чём
    140 сейчас было сказано моим коллегой Куринным.
    141
    142 Срок проживания в манёвренном фонде - два года. Это значит, что семью
    143 собственников - не только нанимателей, обращаю на это ваше внимание -
    144 переселяют в манёвренный фонд по норме 6 квадратных метров на человека из
    145 двухкомнатной, трёхкомнатной квартиры - живите и ни в чём себе не
    146 отказывайте!
    147
    148 Вы понимаете, просто кончается время, мне много есть что сказать, но главное
    149 - такой закон мы поддержать категорически не можем. Мы будем вносить
    150 изменения, как только закон вступит в силу, если его подпишет президент. Наша
    151 фракция будет голосовать против.
    152
    153 Спасибо за внимание.
    154
    155 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.
    156
    157 Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О
    158 внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон
    159 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части
    160 переселения граждан из аварийного жилищного фонда", 4-й вопрос повестки дня.
    161
    162 Пожалуйста, включите режим голосования.
    163
    164 Покажите результаты.
    165
    166 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 13 сек.)
    167 Проголосовало за 320 чел.71,1 %
    168 Проголосовало против 63 чел.14,0 %
    169 Воздержалось 6 чел.1,3 %
    170 Голосовало 389 чел.
    171 Не голосовало 61 чел.13,6 %
    172 Результат: принято
    173
    174 Федеральный закон принят.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 809009-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда".

    0 Итак, рассматривается 33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении
    1 изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде
    2 содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части
    3 переселения граждан из аварийного жилищного фонда", второе чтение. Доклад
    4 Павла Рюриковича Качкаева.
    5
    6 КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет
    7 рассмотрел данный законопроект во втором чтении. В комитет поступило 45
    8 поправок, были сформированы две таблицы: таблица № 1, где 13 поправок,
    9 рекомендованных комитетом к принятию, и таблица № 2, где 32 поправки,
    10 рекомендованные к отклонению.
    11
    12 Получено положительное заключение Государственно-правового управления
    13 Президента Российской Федерации - было одно замечание юридико-технического
    14 характера, которое учтено в таблице поправок, рекомендованных к принятию, в
    15 поправке 10. Также было одно замечание Правового управления Аппарата
    16 Государственной Думы по наделению Фонда содействия реформированию
    17 жилищно-коммунального хозяйства дополнительной функцией агента по
    18 распределению субсидий. По нашему мнению, по мнению комитета, данная
    19 поправка, которая включена в таблицу № 1, не противоречит концепции
    20 законопроекта, так как предоставление отдельным категориям граждан субсидий
    21 на приобретение жилья направлено на синхронизацию мероприятий по
    22 предоставлению отдельным категориям граждан жилищных субсидий для
    23 приобретения или строительства жилых помещений при переселении из аварийного
    24 жилого фонда. Данная поправка была принята всеми членами комитета,
    25 единогласно. Ведение данного реестра переселяемых граждан позволит
    26 синхронизировать, объединить предусмотренные законодательством меры поддержки
    27 граждан при переселении и избежать дублирования господдержки. Также данная
    28 поправка неоднократно предлагалась Комитетом Государственной Думы по
    29 региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.
    30
    31 На ваше рассмотрение выносятся две таблицы - таблица поправок № 1,
    32 рекомендованных к принятию, и таблица поправок № 2, рекомендованных к
    33 отклонению. Прошу рассмотреть.
    34
    35 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице
    36 поправок № 1? В этой таблице 13 поправок. Есть.
    37
    38 Включите, пожалуйста, режим записи.
    39
    40 Покажите список.
    41
    42 Костенко Наталья Васильевна, пожалуйста.
    43
    44 КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    45
    46 Уважаемые коллеги, мы видим по законопроекту, что остался один существенный
    47 пункт, который...
    48
    49 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Васильевна, вы назовите номера поправок,
    50 которые просите вынести на отдельное голосование.
    51
    52 КОСТЕНКО Н. В. Извините, я ошиблась.
    53
    54 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
    55
    56 Пожалуйста, Будуев Николай Робертович.
    57
    58 БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    59
    60 Также ошибся, извините.
    61
    62 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё бывает, не переживайте. Вот когда вы
    63 изберётесь в пятый или шестой раз, как Николай Михайлович Харитонов,
    64 тридцатый год будете здесь, тогда уже таких ошибок не будет.
    65
    66 Пожалуйста, Хованская Галина Петровна.
    67
    68 ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной
    69 политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    70
    71 Я выношу на отдельное голосование поправки 4, 7 и 8.
    72
    73 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.
    74
    75 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    76
    77 А я прошу вынести поправку 8.
    78
    79 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она вынесена Хованской. Вы соавтор этой поправки, Федот
    80 Семёнович?
    81
    82 Чья поправка, Галина Петровна?
    83
    84 ТУМУСОВ Ф. С. Ну, мы соавторы.
    85
    86 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, что значит "мы соавторы"?
    87
    88 Галина Петровна, кто автор поправки 8?
    89
    90 Включите микрофон Хованской.
    91
    92 ХОВАНСКАЯ Г. П. Сейчас посмотрим. Ой, тут авторов очень много.
    93
    94 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
    95
    96 Итак, вынесены на отдельное голосование поправки 4, 7 и 8.
    97
    98 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    99
    100 КАЧКАЕВ П. Р. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Поправка 4 - Галины
    101 Петровны в авторах нет, поправка 7 - Галины Петровны в авторах тоже нет, и
    102 поправка 8 - тоже нет, это поправка "ЕДИНОЙ РОССИИ". Это таблица № 1,
    103 совершенно правильно.
    104
    105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но если рекомендовано к принятию, можно выносить на
    106 отдельное голосование, просто для зала это аргументом может быть.
    107
    108 Итак, уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за
    109 исключением поправок 4, 7 и 8. Правильно? Правильно.
    110
    111 Покажите, пожалуйста, результаты.
    112
    113 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 51 сек.)
    114 Проголосовало за 328 чел.72,9 %
    115 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    116 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    117 Голосовало 331 чел.
    118 Не голосовало 119 чел.26,4 %
    119 Результат: принято
    120
    121 Принимается.
    122
    123 По поправке 4, пожалуйста, Галина Петровна Хованская.
    124
    125 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, норма, которую предлагается исключить,
    126 была в первом чтении. Более того, эта норма есть в постановлении
    127 Государственной Думы, за которое голосовали все, в том числе и те, кто
    128 предлагает сейчас эту норму исключить. Речь идёт о том, что до 1 декабря
    129 правительство должно было внести постановление о размере возмещения за
    130 изымаемое жилое помещение. 1 декабря прошло, правительство ничего не сделало,
    131 но тем не менее вот эту норму предлагают исключить. Мы категорически против.
    132
    133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    134
    135 Коллеги, мы, договорились, что в рассмотрении законопроекта во втором чтении
    136 будут принимать участие представители правительства, присутствует министр
    137 Российской Федерации.
    138
    139 Пожалуйста, Владимир Владимирович Якушев, прокомментируйте вопрос, который
    140 был задан: почему до 1 декабря правительство не сформировало нормативную
    141 базу?
    142
    143 ЯКУШЕВ В. В., министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
    144 Российской Федерации.
    145
    146 Добрый день, Вячеслав Викторович! Добрый день, уважаемые коллеги! Что
    147 касается указанного постановления правительства, после того как мы посмотрели
    148 всё-таки, какой подход к определению цены будет наиболее правильным, - при
    149 обсуждении законопроекта в первом чтении речь шла о кадастровой стоимости, -
    150 после того как мы поняли, что не во всех субъектах Российской Федерации, не
    151 во всех муниципальных образованиях у нас действительно кадастровая цена на
    152 сегодняшний день соответствует рыночной цене, мы поняли, что в данном
    153 постановлении на сегодняшний день мы не сможем отразить действительно
    154 справедливую цену, те средства, которые должны получить граждане. После
    155 долгих обсуждений мы сошлись на том, что механизм, действующий сегодня
    156 согласно закону, когда мы производим оценку по рыночной стоимости, наиболее
    157 справедлив для граждан. Поэтому отказ связан не с тем, что правительство не
    158 смогло разработать соответствующее постановление, а только с защитой прав
    159 граждан, ну, как мне кажется, на наиболее высоком уровне.
    160
    161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно ли я понимаю, что достаточно будет
    162 федерального закона и его нормы, которая сегодня в рамках второго чтения
    163 будет принята?
    164
    165 ЯКУШЕВ В. В. Это норма прямого действия.
    166
    167 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    168
    169 Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.
    170
    171 Павел Рюрикович, пожалуйста.
    172
    173 КАЧКАЕВ П. Р. Вячеслав Викторович, коллеги! Мы тоже эту поправку очень
    174 внимательно рассмотрели. В середине этого года на заседании наблюдательного
    175 совета речь в основном шла о вопросах, которые возникли в связи с выкупом
    176 помещений в Республике Татарстан. Наблюдательный совет давал фонду задание по
    177 анализу выкупной стоимости помещений, которые выкупаются у граждан. В
    178 2013-2018 годах по выкупной стоимости было выкуплено 608 тысяч квадратных
    179 метров жилых помещений из почти 11 миллионов квадратных метров снесённого
    180 жилья, то есть порядка 6 процентов. Средняя выкупная цена по стране составила
    181 более 29 тысяч рублей за квадратный метр при средней стоимости 1 квадратного
    182 метра при строительстве, которая утверждена приказом Минстроя, от 30 тысяч до
    183 36 тысяч рублей. Так вот, кроме как в Республике Татарстан, больше нигде по
    184 цене от 10 тысяч до 15 тысяч рублей за квадратный метр помещения не
    185 выкупались. То есть 182 тысячи квадратных метров - это площадь помещений,
    186 которые выкупались в Республике Татарстан по цене от 11 тысяч до 15 тысяч
    187 рублей за квадратный метр. Поэтому мы в комитете приняли решение норму,
    188 которая есть в 32-й статье кодекса, в части 7, сохранить и, как Владимир
    189 Владимирович Якушев сказал, не вносить каких-то новых решений, новых методик,
    190 чтобы, ну, не нарушать то, как мы работаем уже на протяжении более десяти
    191 лет. Здесь просто надо заниматься конкретно Республикой Татарстан, и у нас
    192 есть ещё две такие области - это Магаданская область и Мурманская область, -
    193 где выкупная стоимость была ниже 20 тысяч рублей.
    194
    195 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    196
    197 Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок № 1, комитет
    198 предлагает поддержать данную поправку.
    199
    200 Включите режим голосования.
    201
    202 Покажите результаты.
    203
    204 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 20 сек.)
    205 Проголосовало за 327 чел.72,7 %
    206 Проголосовало против 93 чел.20,7 %
    207 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    208 Голосовало 421 чел.
    209 Не голосовало 29 чел.6,4 %
    210 Результат: принято
    211
    212 Принимается поправка 4.
    213
    214 Пожалуйста, по поправке 7, Галина Петровна.
    215
    216 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, речь идёт о внесении изменений в статьи,
    217 которые посвящены маневренному жилищному фонду. Я хочу вам напомнить, что в
    218 маневренном фонде рекомендуемая норма предоставления - 6 метров на человека.
    219 И я хочу вам напомнить, что мы боролись за то, чтобы был установлен срок не
    220 три года, а хотя бы - в случае угрозы безопасности жизни и здоровью - не
    221 более года, чтобы люди не страдали в этой ситуации и не жили в жутких
    222 условиях. Да, если жильё действительно аварийное, надо спасать людей, но если
    223 жильё считается аварийным, а при этом в нём живут по пять лет, то оставьте
    224 людей в покое и не заставляйте их со всеми чадами и домочадцами переезжать в
    225 эти клетушки. Тем более речь о том, чтобы тратить деньги Фонда содействия
    226 реформированию ЖКХ на строительство маневренного фонда. Если есть деньги на
    227 маневренный фонд - переселяйте граждан сразу. Переселение - это очень
    228 чувствительная и неприятная ситуация. Так что я прошу всё-таки эту поправку
    229 отклонить, потому что у нас предложена норма о сроке не более года в таблице
    230 поправок, предлагаемых к отклонению.
    231
    232 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    233
    234 Качкаев Павел Рюрикович, пожалуйста.
    235
    236 КАЧКАЕВ П. Р. Предоставление жилых помещений маневренного фонда регулируется
    237 двумя статьями Жилищного кодекса - статьёй 95 и статьёй 106. В статью 95 мы
    238 включаем норму об использовании маневренного фонда для временного проживания
    239 граждан, которые переселяются из аварийного жилого фонда, а в статью 106...
    240 Трёх лет не было даже в первоначальном тексте законопроекта, а поправка 7
    241 носит чисто уточняющий характер. Я вам зачитаю, мы к словам из первоначальной
    242 редакции законопроекта добавляем слова "либо до предоставления жилых
    243 помещений", то есть текст этой статьи будет звучать так: "...до завершения
    244 расчётов с гражданами, указанными в пункте 3-1 статьи 95 настоящего Кодекса,
    245 либо предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года". Почему
    246 на два года? Сметный срок строительства многоквартирного дома - не менее
    247 13-14 месяцев, за год можно не уложиться, и, если указать год, эта норма
    248 просто не будет исполняться, не окажет никакого действия. То есть мы
    249 указываем реальный срок строительства многоквартирного дома, жилых помещений.
    250
    251 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.
    252
    253 Владимир Владимирович Якушев, есть что добавить по данному вопросу к
    254 аргументам заместителя председателя комитета?
    255
    256 ЯКУШЕВ В. В. Мы согласились именно из этих соображений. Те муниципальные
    257 образования, которые не будут способны, у которых не будет свободных
    258 площадей, куда переселить людей из маневренного фонда, мы поставим в очень
    259 тяжёлую ситуацию, потому что через год они должны будут выполнить это
    260 обязательство, но построить новый дом, новое жильё они не смогут,
    261 соответственно, последуют прокурорские проверки и непростые взаимоотношения в
    262 муниципалитетах. Это как раз была просьба муниципальных образований.
    263
    264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    265
    266 Ставится на голосование поправка 7 из таблицы № 1, комитет просит её
    267 поддержать.
    268
    269 Включите, пожалуйста, режим голосования.
    270
    271 Покажите результаты.
    272
    273 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 21 сек.)
    274 Проголосовало за 325 чел.72,2 %
    275 Проголосовало против 91 чел.20,2 %
    276 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    277 Голосовало 417 чел.
    278 Не голосовало 33 чел.7,3 %
    279 Результат: принято
    280
    281 Принимается поправка 7 из таблицы № 1.
    282
    283 Поправка 8 из таблицы № 1.
    284
    285 Пожалуйста, Галина Петровна.
    286
    287 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, второй раз говорю о том, что постановление
    288 нашей Думы ничего, видимо, не значит для авторов, потому что они исключают из
    289 законопроекта пункт, который содержался в перечне поручений по вопросу
    290 переселения граждан из аварийного жилья Президента Российской Федерации от 23
    291 октября 2018 года № Пр-1927: здесь сказано о том, что необходимо ввести
    292 понятие ветхого жилья и обратить внимание, контролировать процесс состояния
    293 этих домов и капитальный ремонт. Ну как так можно работать, исключать?.. В
    294 первом чтении приняли - во втором давайте всё выкидывать! А как же с
    295 поручением президента быть? Я что-то не понимаю. Ситуация с ветхим фондом
    296 очень сложная, и подпрограмма по ветхому жилищному фонду должна быть принята.
    297
    298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    299
    300 Представитель комитета, пожалуйста.
    301
    302 КАЧКАЕВ П. Р. Предварительно по данному законопроекту прошли очень большие
    303 парламентские слушания, и было очень много вопросов именно по созданию
    304 параллельно второй программы, региональной программы по капитальному ремонту
    305 жилья со степенью износа более 70 процентов, причём при обсуждении
    306 большинством выступавших было сказано, что данная региональная программа
    307 только внесёт путаницу и что её нужно более тщательно подготовить. Непонятно,
    308 до какого состояния нужно доводить ремонт этих домов: то ли до нормативного,
    309 то ли проводить отдельные виды капитального ремонта, поэтому на сегодня -
    310 именно вот на сегодня - по согласованию с Министерством строительства и
    311 жилищно-коммунального хозяйства было принято решение исключить из данного
    312 законопроекта положение о формировании параллельной программы регионального
    313 капитального ремонта, в которую будут включены многоквартирные дома со
    314 степенью износа больше 70 процентов, и вернуться к нему после Нового года, в
    315 весеннюю сессию. Но к программе расселения аварийного жилого фонда данный
    316 пункт не имеет отношения.
    317
    318 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, пожалуйста, дополните.
    319
    320 ЯКУШЕВ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно,
    321 вопросы капитального ремонта - наиболее сложные вопросы, и, я думаю, коллеги
    322 в этом зале прекрасно об этом знают, так как бывают на своих территориях и
    323 общаются с гражданами. Мы вообще планируем, что в весеннюю сессию
    324 министерство подготовит ряд серьёзных предложений в целом по реформе
    325 капитального ремонта; мы эти предложения, естественно, предварительно будем
    326 обсуждать, прежде чем представить это в конкретных нормах права. Но вот здесь
    327 наша позиция полностью совпадает с позицией комитета, мы вырабатывали её
    328 вместе: в данном законопроекте нам это точно не нужно отражать, чтобы не
    329 вносить путаницу. Положения о капитальном ремонте мы должны отразить в других
    330 нормативных документах, которые нами будут представлены, мы этот вопрос с
    331 повестки дня не снимаем.
    332
    333 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.
    334
    335 Выносится на голосование поправка 8 из таблицы № 1, комитет предлагает её
    336 принять.
    337
    338 Включите режим голосования.
    339
    340 Покажите результаты.
    341
    342 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 45 сек.)
    343 Проголосовало за 327 чел.72,7 %
    344 Проголосовало против 21 чел.4,7 %
    345 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    346 Голосовало 349 чел.
    347 Не голосовало 101 чел.22,4 %
    348 Результат: принято
    349
    350 Принимается поправка 8.
    351
    352 Уважаемые коллеги, по таблице № 2, в которой у нас 32 поправки, предложенные
    353 профильным комитетом к отклонению, есть ли замечания? Есть.
    354
    355 Включите режим записи.
    356
    357 Покажите, пожалуйста.
    358
    359 Хованская Галина Петровна.
    360
    361 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, я считаю, что мы не вправе корректировать
    362 поручения президента, которые посвящены переселению именно из аварийного
    363 жилищного фонда, тем более искажать названия этих поручений.
    364
    365 А теперь по поправке 3...
    366
    367 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, минуточку, коллеги, по процедуре.
    368
    369 ХОВАНСКАЯ Г. П. А, запись.
    370
    371 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы обсуждаем таблицу поправок № 2. Назовите номера
    372 поправок, авторами которых вы являетесь и которые выносите на отдельное
    373 голосование.
    374
    375 ХОВАНСКАЯ Г. П. Поправки 3, 6 и 21.
    376
    377 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.
    378
    379 ТУМУСОВ Ф. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 8.
    380
    381 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.
    382
    383 ШЕИН О. В. Поправки 4, 7, 18, 19, 22.
    384
    385 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович.
    386
    387 РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    388
    389 Уважаемый Вячеслав Викторович, предлагаю вынести на отдельное голосование
    390 поправку 13.
    391
    392 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица
    393 поправок № 2, предложенных комитетом к отклонению, за исключением поправок 3,
    394 6, 21, 8, 4, 7, 18, 19, 22, 13.
    395
    396 Просьба включить режим голосования.
    397
    398 Покажите результаты.
    399
    400 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 58 сек.)
    401 Проголосовало за 324 чел.72,0 %
    402 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    403 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    404 Голосовало 325 чел.
    405 Не голосовало 125 чел.27,8 %
    406 Результат: принято
    407
    408 Принимается.
    409
    410 Уважаемые коллеги, в начале заседания я уже говорил, что у меня состоится
    411 встреча с председателем ПАСЕ, в ней примут участие Пётр Олегович Толстой,
    412 наши коллеги - депутаты Пушкина, Роднина, Журова, Когогина. В связи с этим,
    413 если не возражаете, председательство разрешите передать Ивану Ивановичу
    414 Мельникову.
    415
    416 Николай Васильевич, ваше напутствие мною обязательно будет реализовано, так
    417 же как напутствие Владимира Вольфовича Жириновского.
    418
    419 Пойдём встречаться.
    420
    421 Пожалуйста, Иван Иванович.
    422
    423 Председательствует Первый заместитель
    424 Председателя Государственной Думы
    425 И. И. Мельников
    426
    427 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к рассмотрению вынесенных на отдельное
    428 голосование поправок.
    429
    430 Поправка 3. Галина Петровна Хованская, пожалуйста.
    431
    432 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, речь идёт о размере возмещения, это
    433 изменение в статью 32. Ну, я начну не с поправки собственно, а с решения
    434 Президиума Верховного Суда от 29 апреля 2014 года: говорится чётко, что
    435 невыполнение наймодателем обязанностей по производству капремонта, в
    436 результате которого произошло снижение уровня надёжности здания, может
    437 служить основанием для предъявления собственником, приобретшим право
    438 собственности в порядке приватизации, требования о включении компенсации за
    439 непроизведённый капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену. Это
    440 как раз то, о чём мы хотим сказать вот в этой поправке, то есть цена не может
    441 быть ниже среднерыночной стоимости и должна быть учтена компенсация за
    442 непроизведённый капитальный ремонт. Прошу поддержать.
    443
    444 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    445
    446 КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я уже частично в
    447 самом начале, когда обсуждали поправку 4, рекомендованную к принятию,
    448 комментировал, могу только одно добавить: у нас согласно части 7 статьи 32
    449 при определении стоимости выкупной цены учитывается рыночная стоимость
    450 изымаемого помещения. Другой вопрос, что рыночная стоимость изымаемого
    451 помещения может или не может быть дороже, чем новое жильё, - это, повторяю,
    452 другой вопрос. Если бы эта поправка была о том, что, если не был произведён
    453 собственником капитальный ремонт, надо учесть в рыночной стоимости именно
    454 компенсацию за капитальный ремонт, комитет, может быть, её и включил бы в
    455 таблицу № 1. А данная формулировка - не может быть ниже рыночной стоимости
    456 нового жилого помещения - комитетом не поддерживается.
    457
    458 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    459
    460 Владимир Владимирович, есть необходимость что-то добавить?
    461
    462 ЯКУШЕВ В. В. Наша позиция полностью совпадает с позицией комитета, мы
    463 подробно это обсуждали, поэтому мнение согласованное.
    464
    465 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    466
    467 Коллеги, ставится на голосование поправка 3. Комитет предлагает её отклонить.
    468
    469 Включите режим голосования.
    470
    471 Покажите результаты.
    472
    473 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 40 сек.)
    474 Проголосовало за 95 чел.21,1 %
    475 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    476 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    477 Голосовало 95 чел.
    478 Не голосовало 355 чел.78,9 %
    479 Результат: не принято
    480
    481 Отклоняется поправка.
    482
    483 Поправка 6 - Галина Петровна Хованская.
    484
    485 ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, предлагается норма, которая также содержалась в
    486 постановлении Государственной Думы, за него голосовали все авторы, в том
    487 числе и те, которые сейчас предлагают эту поправку исключить. К сожалению, я
    488 не имела возможности защищать её на заседании комитета, потому что у меня в
    489 этот день шёл приём граждан на Моховой.
    490
    491 Теперь по сути. Право выбора за собственником остаётся: квартира или денежное
    492 возмещение? Я вам хочу сказать, что собственником может быть инвалид,
    493 престарелый человек, пенсионер, и я обращаю ваше внимание, что в федеральном
    494 законе о реновации в Москве специально это предусмотрено и говорится, что
    495 таким категориям граждан не деньги даются, а квартиры, чтобы они не остались
    496 в итоге на улице и чтобы мы не породили бомжей вот в такой ситуации. Так что
    497 я прошу поддержать эту поправку, она была, ещё раз напоминаю, в постановлении
    498 Государственной Думы, за которое голосование было единогласным.
    499
    500 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.
    501
    502 Мнение комитета.
    503
    504 КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемые коллеги, в части 8 статьи 32 Жилищного кодекса
    505 предусматривается по соглашению сторон собственнику предоставлять не выкупную
    506 цену, а жилое помещение. Я уже цифры приводил: выкупная цена предлагается
    507 всего 60 процентам собственников. Так что данная норма рабочая, а внесение
    508 вот этих изменений, о приоритетном предоставлении жилых помещений, может
    509 привести к тому, что депрессивные регионы, где на сегодня жильё для
    510 аварийного жилого фонда не строится, могут просто не выполнить эту программу.
    511 Поэтому мы в комитете решили сохранить действующую редакцию, которая, ещё раз
    512 подчёркиваю, работает с 2008 года.
    513
    514 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    515
    516 Владимир Владимирович, есть что добавить?
    517
    518 Пожалуйста.
    519
    520 ЯКУШЕВ В. В. Единственно, хочу только добавить, что неоднократно, в том числе
    521 и на площадке Государственной Думы, мы рассматривали эффективность работы
    522 данной программы, по сносу аварийного жилья: как раз те регионы, где есть
    523 проблемы с качественным, компетентным строительным комплексом, оказываются
    524 вот в такой ситуации. Мы долго и бурно обсуждали данную проблему, и вместе с
    525 комитетом было принято как раз такое решение, которое сегодня предлагается:
    526 всё-таки оставить правила игры, которые были ранее, потому что практика
    527 предыдущей программы показала, что преимущественно муниципалитеты всё-таки
    528 идут на то, чтобы предоставлять жильё. Я думаю, что здесь вряд ли что-то
    529 изменится.
    530
    531 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    532
    533 Коллеги, ставится на голосование поправка 6. Комитет рекомендует её
    534 отклонить.
    535
    536 Включите режим голосования.
    537
    538 Покажите результаты.
    539
    540 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 26 сек.)
    541 Проголосовало за 88 чел.19,6 %
    542 Проголосовало против 3 чел.0,7 %
    543 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    544 Голосовало 91 чел.
    545 Не голосовало 359 чел.79,8 %
    546 Результат: не принято
    547
    548 Отклоняется поправка.
    549
    550 Поправка 21 - Галина Петровна Хованская.
    551
    552 ХОВАНСКАЯ Г. П. Коллеги, я хочу сказать, что эта поправка посвящена
    553 принудительному переселению в маневренный жилищный фонд, что вообще нарушает,
    554 строго говоря, принцип предварительности возмещения собственнику жилого
    555 помещения, то есть эта норма в случае, когда будет проведена норма о двух
    556 годах, о трёх годах, о десяти годах в маневренном фонде, оспорима в суде. Мы
    557 предлагаем не более года и только в случае, если это действительно аварийное
    558 жильё, а у нас, к великому сожалению, аварийными иногда признают дома,
    559 которые таковыми не являются. И потом, само по себе то, что ещё до пяти лет
    560 продлена программа, означает, что люди будут жить, если это действительно
    561 аварийное жильё, подвергаясь риску, вот и всё. И тратить деньги Фонда
    562 содействия реформированию ЖКХ на строительство маневренного жилья, а не на
    563 строительство нормального жилья для переселения граждан, не на приобретение
    564 такого жилья - что не требует, между прочим, ни трёх, ни двух лет: жильё
    565 приобретается в течение нескольких месяцев на рынке жилья... Я прошу эту нашу
    566 поправку поддержать, по крайней мере мы немножко сократим масштабы бедствия
    567 для граждан.
    568
    569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    570
    571 Мнение комитета.
    572
    573 КАЧКАЕВ П. Р. Я своё мнение уже выразил, когда рассматривали поправки к
    574 принятию. Учитывая средний нормативный срок строительства многоквартирных
    575 домов, комитет предлагает оставить норму два года.
    576
    577 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    578
    579 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    580
    581 ЯКУШЕВ В. В. Да, мы тоже высказывались. Единственно, коллеги, я про
    582 маневренный фонд скажу, несколько раз звучала эта позиция: всё-таки давайте
    583 не забывать, что аварийный дом - это дом, где человек находиться по факту уже
    584 не должен, это угрожает его жизни и здоровью. При отсутствии маневренного
    585 фонда муниципалитеты просто не имеют возможности переселить людей вот в такой
    586 тяжёлой ситуации. Ну перекрытия завтра поплывут - и люди могут погибнуть.
    587 Куда-то же их должны переселять? Это просто для пояснения.
    588
    589 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    590
    591 Ставится на голосование поправка 21. Комитет рекомендует её отклонить.
    592
    593 Включите режим голосования.
    594
    595 Покажите результаты.
    596
    597 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 11 сек.)
    598 Проголосовало за 87 чел.19,3 %
    599 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    600 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    601 Голосовало 87 чел.
    602 Не голосовало 363 чел.80,7 %
    603 Результат: не принято
    604
    605 Отклоняется поправка.
    606
    607 Поправка 8. Федот Семёнович Тумусов.
    608
    609 ТУМУСОВ Ф. С. Суть поправки заключается в том, чтобы при определении размера
    610 возмещения собственнику за изымаемое жилое помещение учитывать не только
    611 рыночную стоимость квадратного метра жилья, но и кадастровую стоимость
    612 земельного участка, на котором находится жилой дом. Абсолютно понятно, что в
    613 доме, который полностью изношен, находится в аварийном состоянии, квадратный
    614 метр может стоить не очень дорого, но дом может стоять на таком интересном с
    615 точки зрения рынка месте, что после того, как там что-то построят, стоимость
    616 будет вдвое, втрое, может быть, даже на порядок выше рыночной стоимости.
    617 Предлагается этот фактор учесть.
    618
    619 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    620
    621 Пожалуйста, мнение комитета.
    622
    623 КАЧКАЕВ П. Р. Данная позиция уже записана в законопроекте, который мы сегодня
    624 рассматриваем во втором чтении. Другой вопрос, что всё-таки в части 7 статьи
    625 32 Жилищного кодекса прописано, что учитывается рыночная стоимость жилого
    626 помещения плюс доля стоимости общедомового имущества, а что касается
    627 стоимости земельного участка, это достаточно полно отрегулировано Земельным
    628 кодексом Российской Федерации, глава VII-1, статья 56-8 "Особенности
    629 определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для
    630 государственных или муниципальных нужд", и тащить эти нормы в Жилищный кодекс
    631 комитет считает нецелесообразным.
    632
    633 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.
    634
    635 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    636
    637 ЯКУШЕВ В. В. Позиция совпадает с позицией комитета, добавить нечего.
    638
    639 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.
    640
    641 Ставится на голосование поправка 8, комитет рекомендует её отклонить.
    642
    643 Включите режим голосования.
    644
    645 Покажите результаты.
    646
    647 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 31 сек.)
    648 Проголосовало за 79 чел.17,6 %
    649 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    650 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    651 Голосовало 80 чел.
    652 Не голосовало 370 чел.82,2 %
    653 Результат: не принято
    654
    655 Отклоняется поправка.
    656
    657 Поправка 4. Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.
    658
    659 ШЕИН О. В. Речь идёт о размере выкупной цены при сносе аварийного фонда. В
    660 докладе представителя комитета прозвучало, что уже сегодня при
    661 средневзвешенной рыночной цене 36 тысяч рублей за квадратный метр
    662 собственники при сносе получают 29 тысяч рублей. Я хочу обратить ваше
    663 внимание на то, что среди прочих у нас данная норма регулирует также права
    664 тех, кто официально стоит в очереди как нуждающийся в улучшении жилусловий,
    665 то есть понятно, что доходы этих людей ниже, чем прожиточный минимум,
    666 соответственно, даже если им необходимо купить однокомнатную квартиру
    667 стандартной площадью 35 квадратных метров, разница в деньгах составляет 250
    668 тысяч рублей. И сегодняшнее предложение руководствоваться рыночной ценой
    669 аварийного фонда, не привязывать размер выкупной цены к средневзвешенной
    670 рыночной стоимости по соответствующему муниципальному образованию, такая
    671 норма фактически при расселении собственников аварийного фонда существенную
    672 долю из них превратит в бомжей и откроет дорогу к так называемой ипотеке.
    673 Данная поправка предполагает сохранение конституционного права человека на
    674 крышу над головой, с тем чтобы при сносе аварийного жилья у семьи была
    675 возможность получить от государства, принявшего решение снести,
    676 соответствующие деньги, дающие возможность купить в этом городе, в этом
    677 посёлке жильё по обычной рыночной цене.
    678
    679 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    680
    681 КАЧКАЕВ П. Р. Я уже отвечал по этой поправке - 15 из 32 поправок касаются
    682 данной темы, по статье 32, - но, чтобы ни у кого не было вопросов по поводу
    683 29 тысяч рублей за квадратный метр, я приведу несколько цифр из справки о
    684 выкупной стоимости выкупаемой площади жилых помещений, которую делал фонд по
    685 поручению наблюдательного совета. Город Севастополь - 72 тысячи 92 рубля за
    686 квадратный метр, Тюменская область - 65 тысяч рублей, Камчатский край - 65
    687 тысяч, Астраханская область - 46 тысяч, Ярославская область - 34 тысячи,
    688 Пермский край - 32 тысячи рублей, ну и так далее. Я уже говорил, что в
    689 Мурманской области, Магаданской области и в Республике Татарстан выкупная
    690 цена менее 20 тысяч рублей за квадратный метр. И говорить, что 29 тысяч
    691 рублей за квадратный метр везде... Не везде, регионы подходят к этому вопросу
    692 дифференцированно, всё зависит от средней стоимости строительства и от
    693 рыночной стоимости жилых помещений в регионе. Поэтому комитет всё-таки
    694 считает, что поправка, которая вносится, касающаяся статьи 32, проектируемой
    695 части 7-1, правомерна. Не нужно ничего здесь изобретать: не нужно ни вводить
    696 новые методики, ни сравнивать при оценке рыночную стоимость той или иной
    697 квартиры с рыночной стоимостью жилья в данном населённом пункте.
    698
    699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    700
    701 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    702
    703 ЯКУШЕВ В. В. Наше мнение совпадает с мнением комитета, нам дополнить нечего.
    704
    705 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    706
    707 Коллеги, ставится на голосование поправка 4, комитет рекомендует её
    708 отклонить.
    709
    710 Включите режим голосования.
    711
    712 Покажите результаты.
    713
    714 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 31 сек.)
    715 Проголосовало за 84 чел.18,7 %
    716 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    717 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    718 Голосовало 85 чел.
    719 Не голосовало 365 чел.81,1 %
    720 Результат: не принято
    721
    722 Отклоняется поправка.
    723
    724 Поправка 7.
    725
    726 Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.
    727
    728 ШЕИН О. В. Сведения, по крайней мере по Астраханской области, которые привёл
    729 представитель комитета, не соответствуют действительности, являются ложными и
    730 вводят в заблуждение Государственную Думу. У меня на приёме две недели назад
    731 была женщина 82 лет, которая мне принесла бумагу от вашего товарища по партии
    732 "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - главы администрации города Астрахани господина Харисова,
    733 который оценил квадратный метр её жилья в 8 тысяч рублей и квадратный метр
    734 земли под соответствующим домом в 7 тысяч рублей. Поэтому не надо нам здесь
    735 рассказывать, что в Астрахани дают всем по 40-45 тысяч рублей за квадратный
    736 метр. Более того, я веду время от времени судебные процессы против вашей
    737 мэрии, ваших товарищей по политической организации, и последний процесс у нас
    738 был связан с защитой нескольких десятков собственников жилья в доме № 25 по
    739 Бакинской улице. Норма, которую вы сейчас защищаете, даёт возможность
    740 увиливать от предоставления людям компенсации, соответствующей рыночной
    741 стоимости жилья, и даёт возможность органам местного самоуправства выселять
    742 людей на улицу. В Зеленодольске в Татарстане людям - я был около этих домов и
    743 общался с этими людьми - при рыночной стоимости квадратного метра 40 тысяч
    744 рублей взамен давали компенсацию из расчёта 11 тысяч рублей за квадратный
    745 метр, и вы сейчас, по сути, предлагаете это узаконить. А смысл моей поправки
    746 очень простой: чтобы люди, если речь идет о сносе, имели право по
    747 собственному усмотрению получить не только выкупную цену, но и иное
    748 благоустроенное, применительно к данной местности, жильё такой же площади.
    749 Чтобы человек был застрахован и при сносе аварийного фонда не оказался
    750 бомжом, не пошёл на улицу.
    751
    752 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.
    753
    754 КАЧКАЕВ П. Р. Я уже комментировал данную поправку, когда Галина Петровна
    755 выносила на отдельное голосование поправку 6, мне добавить нечего. Мы
    756 сохраняем существующий порядок по согласованию сторон.
    757
    758 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    759
    760 Владимир Владимирович, будете что-то добавлять?
    761
    762 Пожалуйста.
    763
    764 ЯКУШЕВ В. В. Наша позиция полностью совпадает с мнением комитета. Я просто
    765 хотел бы попросить депутата Шеина вопросы, которые он здесь ставит,
    766 информацию, которую он получил от граждан во время приёма, передать в
    767 министерство: мы изучим эту ситуацию и дадим полноценный ответ.
    768
    769 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    770
    771 Коллеги, ставится на голосование поправка 7, комитет рекомендует её
    772 отклонить.
    773
    774 Включите режим голосования.
    775
    776 Покажите результаты.
    777
    778 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 14 сек.)
    779 Проголосовало за 87 чел.19,3 %
    780 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    781 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    782 Голосовало 87 чел.
    783 Не голосовало 363 чел.80,7 %
    784 Результат: не принято
    785
    786 Отклоняется поправка.
    787
    788 Поправка 18. Олег Васильевич Шеин.
    789
    790 ШЕИН О. В. Поправка 18 относится к общей конструкции действующего Жилищного
    791 кодекса, а именно к нормам о том, кого признавать малоимущими гражданами,
    792 имеющими право встать на учёт как собственники жилья в аварийном фонде.
    793 Поясню, что в рамках действующей конструкции Жилищного кодекса регулирующие
    794 соответствующую ситуацию нормы содержатся в двух статьях - 32-й и 57-й:
    795 регулирование в 32-й статье относится к общему подходу и предполагает
    796 возмещение по выкупной цене при сносе аварийного фонда; 57-й статьёй
    797 предполагается предоставление человеку при сносе аварийного жилья другого
    798 жилья взамен, но только в случае, когда его семья признана малообеспеченной,
    799 малоимущей. Критерий малообеспеченности - доход ниже прожиточного минимума,
    800 но в прожиточный минимум у нас расходы на аренду жилья не входят,
    801 соответственно, при прожиточном минимуме, условно, 10 тысяч рублей семья с
    802 доходом 10 тысяч 2 рубля на человека не может встать на учёт как нуждающаяся
    803 в улучшении жилищных условий и потребовать предоставления нового жилья взамен
    804 аварийного в соответствии с нормами 57-й статьи, поскольку их уровень доходов
    805 на 2, 3, 4 или 10 рублей выше, чем прожиточный минимум. Предлагается очень
    806 простая норма: малообеспеченными при предоставлении жилья считать людей, чьи
    807 доходы не позволяют арендовать жильё минимальной площади в соответствующем
    808 муниципальном образовании.
    809
    810 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета, пожалуйста.
    811
    812 КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка не имеет отношения к концепции законопроекта,
    813 поэтому комитет предлагает отклонить.
    814
    815 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    816
    817 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    818
    819 ЯКУШЕВ В. В. Позиция совпадает с позицией комитета.
    820
    821 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    822
    823 Ставится на голосование поправка 18, комитет рекомендует её отклонить.
    824
    825 Включите режим голосования.
    826
    827 Покажите результаты.
    828
    829 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 31 сек.)
    830 Проголосовало за 91 чел.20,2 %
    831 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    832 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    833 Голосовало 91 чел.
    834 Не голосовало 359 чел.79,8 %
    835 Результат: не принято
    836
    837 Отклоняется поправка.
    838
    839 Поправка 19.
    840
    841 Олег Васильевич Шеин, пожалуйста.
    842
    843 ШЕИН О. В. Поправка 19 касается ещё одной категории людей, имеющих право на
    844 внеочередное получение жилья. Таких категорий, строго говоря, сегодня в
    845 российском законодательстве три: сироты, собственники или наниматели жилья в
    846 аварийном фонде и те, кто имеет заболевания, опасные для окружающих, -
    847 туберкулёз, эпилепсию в определённой форме, заболевания, при которых в
    848 соответствии с инструкциями Минздрава предполагается необходимость расселения
    849 совместно проживающих людей. В рамках действующей редакции статьи 51
    850 Жилищного кодекса такое право на расселение распространяется лишь на случаи,
    851 когда в квартире проживает несколько разных семей. Между тем совершенно
    852 очевидно, что если туберкулёзный больной пользуется общими кухней, санитарным
    853 узлом, душевой, то его состояние здоровья представляет угрозу не только для
    854 соседей по коммунальной квартире, но и для членов его собственной семьи, для
    855 тех же самых маленьких детей. Данной поправкой предлагается распространить
    856 норму, предоставляющую право на внеочередное получение жилья, на людей, член
    857 семьи которых страдает, к сожалению, особо опасным для окружающих
    858 заболеванием.
    859
    860 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    861
    862 КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка не имеет отношения к концепции законопроекта,
    863 комитет предлагает её отклонить.
    864
    865 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    866
    867 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    868
    869 ЯКУШЕВ В. В. Мнение совпадает с мнением комитета.
    870
    871 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    872
    873 Ставится на голосование поправка 19. Комитет рекомендует её отклонить.
    874
    875 Включите режим голосования.
    876
    877 Покажите результаты.
    878
    879 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 37 сек.)
    880 Проголосовало за 82 чел.18,2 %
    881 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    882 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    883 Голосовало 82 чел.
    884 Не голосовало 368 чел.81,8 %
    885 Результат: не принято
    886
    887 Отклоняется поправка.
    888
    889 Поправка 22. Олег Васильевич Шеин.
    890
    891 ШЕИН О. В. Поправка 22 касается срока, в течение которого человек,
    892 проживающий в доме, официально признанном аварийным, обладает правом в
    893 судебном порядке потребовать предоставления иного жилья. На сегодняшний день
    894 таким правом он обладает, строго говоря, с момента проведения
    895 соответствующего акта и принятия решения межведомственной комиссией. Комиссия
    896 приняла решение о том, что дом является аварийным, соответственно, дом
    897 небезопасен, и, если администрация не предоставляет иного жилья, по
    898 российскому законодательству гражданин обладает правом хоть завтра утром
    899 подать в суд иск к администрации. В рамках конструкции, которую предоставило
    900 правительство, предлагается на два года отложить введение права на такого
    901 рода судебную практику, чтобы гражданин получил это право лишь спустя пару
    902 лет после подписания соответствующего акта. Предложение очевидным образом
    903 нарушает права и свободы граждан, ухудшает правовое положение человека,
    904 соответственно, вступает в противоречие с 55-й статьёй Конституции Российской
    905 Федерации.
    906
    907 Что касается ссылок на то, что муниципалитеты не обладают соответствующими
    908 фондами, я хочу обратить внимание: они ими не обладают только в силу
    909 уродливой конструкции межбюджетных отношений в Российской Федерации, в
    910 соответствии с которой, к примеру, поселения имеют лишь 2 процента
    911 собираемого на их территории подоходного налога. Когда в этом зале в 2004
    912 году принимался Жилищный кодекс, лично я, выступая от имени фракции "Родина",
    913 предлагал, чтобы соответствующие мандат и нагрузка были на государстве, а не
    914 на муниципальном образовании.
    915
    916 Эта поправка направлена на сохранение конституционного права человека на
    917 судебную защиту его интересов, с тем чтобы гражданин, проживающий в доме,
    918 официально признанном аварийным, имел возможность не в отлагательном формате,
    919 а сразу потребовать предоставления ему взамен иного жилья.
    920
    921 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    922
    923 КАЧКАЕВ П. Р. По мнению комитета, такое конституционное право людей никто не
    924 отменяет. Переезд в маневренный фонд с чётким сроком два года - это абсолютно
    925 добровольно, кроме того, будут внесены именно критерии невозможности
    926 проживания, а данная конструкция, в которой говорится в том числе "до
    927 переезда в завершённый реконструкцией многоквартирный дом", то есть даже не
    928 тот, который подлежит сносу, а в том числе реконструированный... Данная норма
    929 уже была в 95-й и 106-й статьях. Комитет считает, что всё-таки поправка 7,
    930 которая уже принята, имеет более чёткие сроки и более чёткую формулировку,
    931 поэтому обсуждаемая поправка предлагается к отклонению.
    932
    933 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    934
    935 Владимир Владимирович, пожалуйста.
    936
    937 ЯКУШЕВ В. В. Мнение совпадает с мнением комитета, мы поддерживаем решение
    938 комитета.
    939
    940 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    941
    942 Коллеги, ставится на голосование поправка 22. Комитет рекомендует её
    943 отклонить.
    944
    945 Включите режим голосования.
    946
    947 Покажите результаты.
    948
    949 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 04 сек.)
    950 Проголосовало за 86 чел.19,1 %
    951 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    952 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    953 Голосовало 86 чел.
    954 Не голосовало 364 чел.80,9 %
    955 Результат: не принято
    956
    957 Отклоняется поправка.
    958
    959 Поправка 13. Николай Иванович Рыжак, пожалуйста.
    960
    961 РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время
    962 имеется неопределённость в вопросе об использовании земельных участков в
    963 случае сноса аварийных домов, расположенных на обособленных территориях в
    964 закрытых военных городках. В частности, по действующему закону эти земли
    965 изымаются органами местного самоуправления для муниципальных нужд. Вместе с
    966 тем эти же земли имеют особое значение для федеральных органов власти, в
    967 которых предусмотрена военная служба, в частности для ФСБ, Министерства
    968 обороны. На наш взгляд, именно они должны на этих территориях с учётом их
    969 особого правового режима осуществлять дальнейшее перспективное использование
    970 земель в соответствующих целях. Поправкой предусматривается устранение
    971 заявленной коллизии. Внесение предлагаемых изменений позволит органам
    972 военного управления самостоятельно осуществлять расселение аварийных домов,
    973 расположенных в пределах указанных земельных участков, причём за счёт средств
    974 федерального бюджета, которые будут выделяться на их содержание, с
    975 сохранением на земельных участках федеральной собственности. Это наша
    976 принципиальная позиция, она поддерживается соответствующими службами, в том
    977 числе Государственно-правовым управлением президента.
    978
    979 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    980
    981 КАЧКАЕВ П. Р. Данная поправка также вчера рассматривалась на заседании
    982 комитета, и комитетом было принято решение: при условии согласования данной
    983 поправки дополнительно с Государственно-правовым управлением президента эту
    984 поправку принять, потому что на самом деле проблема существует, она есть.
    985 Поэтому комитет предлагает Государственной Думе данную поправку перенести из
    986 таблицы № 2 в таблицу № 1 и принять её.
    987
    988 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переносить не будем, а будем учитывать при голосовании.
    989
    990 КАЧКАЕВ П. Р. Ну да, принять, да, учесть в таблице № 1.
    991
    992 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Владимирович, ваше мнение.
    993
    994 ЯКУШЕВ В. В. Мы также рассматривали данную поправку и поддерживаем мнение
    995 комитета.
    996
    997 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 13. Комитет
    998 рекомендует её принять.
    999
    1000 Включите режим голосования.
    1001
    1002 Покажите результаты.
    1003
    1004 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 17 сек.)
    1005 Проголосовало за 328 чел.72,9 %
    1006 Проголосовало против 21 чел.4,7 %
    1007 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    1008 Голосовало 352 чел.
    1009 Не голосовало 98 чел.21,8 %
    1010 Результат: принято
    1011
    1012 Поправка принимается.
    1013
    1014 Коллеги, все поправки рассмотрены, ставится на голосование проект
    1015 федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской
    1016 Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию
    1017 жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного
    1018 жилищного фонда".
    1019
    1020 Включите режим голосования.
    1021
    1022 Покажите результаты.
    1023
    1024 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 17 сек.)
    1025 Проголосовало за 328 чел.72,9 %
    1026 Проголосовало против 21 чел.4,7 %
    1027 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    1028 Голосовало 352 чел.
    1029 Не голосовало 98 чел.21,8 %
    1030 Результат: принято
    1031
    1032 Принимается во втором чтении. Спасибо.
    1033
    1034 Владимир Владимирович, спасибо вам за участие в рассмотрении законопроекта.
    1035
    1036 Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    1037
    1038 КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемые коллеги, данный законопроект получил заключения, как
    1039 я уже сказал, и ГПУ президента, и нашего Правового управления,
    1040 юридико-технические правки будут учтены. Предлагается вынести на рассмотрение
    1041 в третьем чтении завтра.
    1042
    1043 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    1044
    1045 Прошу учесть.