Законопроект № 792949-7
«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина»

Идентификатор 31424
Номер 792949-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина
Комментарий в части внесудебного банкротства гражданина
Дата внесения 2019-09-12

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом
Принятое решение (формулировка) внести законопроект на рассмотрение Государственной Думы
Дата последнего события 2020-06-22
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бессараб Светлана Викторовна
  • Бузилов Валерий Викторович
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Иванов Валерий Викторович
  • Иванов Максим Анатольевич
  • Карлов Георгий Александрович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Кувычко Анна Александровна
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Малов Николай Владимирович
  • Марков Андрей Павлович
  • Николаев Николай Петрович
  • Панков Николай Васильевич
  • Пилюс Наталия Николаевна
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Серова Елена Олеговна
  • Синяговский Владимир Ильич
  • Скруг Валерий Степанович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Сопчук Сергей Андреевич
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Сухарев Игорь Николаевич
  • Туров Артём Викторович
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Хохлов Алексей Алексеевич
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Чижов Сергей Викторович
  • Швыткин Юрий Николаевич
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шишкоедов Василий Михайлович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Якубовский Александр Владимирович
  • Ярошук Александр Георгиевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина".

    0 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства
    2 гражданина". Докладывает Николай Петрович Николаев.
    3
    4 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным
    5 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы к теме банкротства
    8 граждан периодически возвращаемся, проводили и соответствующие мероприятия, и
    9 слушания, и "круглые столы". Мы с вами понимаем, что это не заработало в
    10 полной мере, невзирая на то что уже четыре года есть возможность проводить
    11 такую процедуру. И за вот эти четыре года, если говорить о статистике на
    12 сегодняшний день, банкротами стали 163 235 человек, но это всего 16 процентов
    13 от потенциального количества банкротов, о которых говорят нам эксперты и
    14 говорит статистика.
    15
    16 Причин несколько. Во-первых, сама процедура исключительно дорогая, просто
    17 недоступная. Вообще, парадокс, что процедура для банкрота, у которого, по
    18 идее, нет ни денег, ни имущества, вообще ничего, стоит порядка 100 тысяч
    19 рублей. Во-вторых, сам порог вхождения в эту процедуру - это на сегодняшний
    20 день долг в сумме 500 тысяч рублей. Мы с вами тоже понимаем, что ситуации
    21 бывают сложные, и именно в существующий механизм, в существующую модель
    22 абсолютно не вписываются те люди, которые, наверное, находятся в наиболее
    23 сложной ситуации, у которых долги, может быть, менее 500 тысяч рублей, но у
    24 них нет ни дохода, ни возможности каким-то образом его организовать.
    25
    26 Именно поэтому данным законопроектом предлагается упрощённая процедура
    27 банкротства граждан. Это внесудебная процедура, в соответствии с которой мы
    28 предлагаем установить: если у человека долги в сумме составляют от 50 тысяч
    29 до 500 тысяч рублей, если у него нет работы, если он официально признан
    30 безработным, если он не имеет имущества, которое принадлежит ему на праве
    31 собственности, если он не имеет денежных средств на банковских счетах, если
    32 он не имеет неснятой или непогашенной судимости и не признавался ранее
    33 банкротом, то он имеет право подать на такую внесудебную процедуру
    34 банкротства гражданина. В этом случае арбитражный управляющий абсолютно
    35 бесплатно должен сопровождать дело о банкротстве, проверять достоверность тех
    36 сведений, которые представляет гражданин, и размещать в открытом доступе, в
    37 Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, информацию о таком
    38 гражданине. Если кто-то из кредиторов этого человека считает, что с него тем
    39 не менее можно взыскать какие-то долги, что он представил, допустим,
    40 недостоверные данные, то в любой момент любой кредитор может подать заявление
    41 о восстановлении судебной процедуры банкротства, но при этом последствия
    42 возбуждения во внесудебном порядке - это прежде всего, что очень важно,
    43 прекращение, приостановление начисления всех неустоек, штрафов, пеней по тем
    44 обязательствам, которые он несёт.
    45
    46 Что касается бесплатного сопровождения, понятно, что арбитражные управляющие
    47 должны получать какое-то возмещение за свою работу. Мы предлагаем это сделать
    48 через создание специального компенсационного фонда в национальном объединении
    49 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и свой гонорар - 3
    50 тысячи рублей плюс возмещение расходов - такие арбитражные управляющие будут
    51 получать из этого компенсационного фонда.
    52
    53 Как будет формироваться этот компенсационный фонд? Мы предлагаем, чтобы
    54 ежегодно каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих в
    55 обязательном порядке вносила в него минимум 15 тысяч рублей, и таким образом
    56 будет сформирован первичный фонд, который даст возможность компенсировать
    57 работу арбитражных управляющих по сопровождению вот этой внесудебной
    58 процедуры банкротства.
    59
    60 Я хочу обратить ваше внимание на то, что на самом деле эта процедура очень
    61 простая для арбитражного управляющего. Он получает эти документы, проверяет
    62 их соответствие и размещает информацию в федеральном реестре, то есть это не
    63 требует больших трудозатрат. Если всё в порядке, если все документы в
    64 порядке, через год (если нет каких-либо претензий других кредиторов) такой
    65 человек признаётся банкротом и освобождается от таких платежей и непосильных
    66 долгов.
    67
    68 Мы считаем, что если вы поддержите данный законопроект и мы сможем принять
    69 закон и довести его до вступления в силу, то это будет, конечно, очень
    70 существенное подспорье для тех людей, которые действительно нуждаются в такой
    71 помощи. При этом, как я уже говорил, мы отсекаем всевозможных мошенников,
    72 потому что любой кредитор имеет право в течение года вмешаться в эту
    73 процедуру и потребовать восстановления именно судебной процедуры банкротства.
    74
    75 Мы внимательно обсудили этот законопроект на заседании комитета и получили
    76 целый ряд замечаний, которые можно учесть ко второму чтению. Также я хочу
    77 обратить внимание на то, что Министерство экономического развития предлагает
    78 не останавливаться только на этих нормах и в рамках доработки законопроекта
    79 ко второму чтению прописать ещё одну альтернативную процедуру - упрощённое
    80 судебное рассмотрение.
    81
    82 Законопроект поддержан нашим комитетом. И от имени авторов, и от имени
    83 комитета я прошу поддержать данный законопроект.
    84
    85 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть.
    86
    87 Включите режим записи на вопросы.
    88
    89 Покажите список.
    90
    91 Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста.
    92
    93 КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.
    94
    95 Добрый день! У меня такой вопрос: Николай Петрович, скажите, вот наличие 60
    96 тысяч рублей долгов в общем у нас сейчас влечёт за собой ограничение на выезд
    97 за границу, здесь говорим о долгах от 50 тысяч - вот можно тут совместить или
    98 нет? Это первый вопрос.
    99
    100 И второй. Лидер ЛДПР, фракции и партии, Владимир Вольфович Жириновский
    101 предлагал вообще списывать эти долги. Зачем разрабатывать вот такие ненужные
    102 и долгие механизмы для реализации процедуры банкротства в этой ситуации,
    103 когда можно просто лёгким решением или росчерком пера прийти к одному
    104 знаменателю?
    105
    106 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопросы, Андрей Альбертович. Если вы уточните,
    107 внесёте поправки, каким образом и кто непосредственно должен осуществлять это
    108 лёгкое движение или росчерк пера, это будет, наверное, здорово, и мы их
    109 рассмотрим. Тем не менее списание любого долга - это... ну, должна быть
    110 определённая процедура. Мы как раз такую процедуру и предлагаем, причём
    111 внесудебную и бесплатную для гражданина. И ещё раз хочу сказать, что в этом
    112 случае мы даём возможность... Как только человек подаёт заявление о такой
    113 внесудебной процедуре, для него останавливается начисление всех пеней и
    114 штрафов, то есть долг не растёт.
    115
    116 Мы считаем, что это как раз наиболее простая процедура, какую только можно
    117 придумать. И это не велосипед, который мы сами изобрели, мы провели очень
    118 серьёзное исследование, обсуждали возможные сценарии вот такой внесудебной
    119 процедуры на Международном форуме по банкротству в Санкт-Петербурге в прошлом
    120 году. Мы считаем, что именно такая процедура будет наиболее лёгкой и
    121 действительно будет нести реабилитационную функцию.
    122
    123 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.
    124
    125 АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.
    126
    127 Николай Петрович, у меня вопрос не новый, он сейчас и в СМИ муссируется, и
    128 поднимался на проходивших в Государственной Думе общественных слушаниях, на
    129 которых присутствовали члены фракции ЛДПР. Это вопрос про арбитражных
    130 управляющих, вот про сумму в 3 тысячи рублей. В СМИ часто говорят о том, что
    131 3 тысячи - это всё-таки недостаточная сумма. Если процедура упрощённая, тогда
    132 ещё понятно, там, может быть, арбитражный управляющий даже и не нужен, но
    133 если всё-таки говорить про трудозатраты и про то, как они оплачиваются, то 3
    134 тысячи рублей арбитражные управляющие считают маленькой суммой. Вопрос: есть
    135 ли гарантия, что этот закон будет именно так работать и люди будут браться за
    136 дела, которые... Если посмотрите по оплате, то увидите, что здесь всё-таки
    137 оплата меньше, чем за какие-то другие процедуры, которые они проводят, даже
    138 если просто по часам раскидать.
    139
    140 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за ваш вопрос. Но, прежде чем ответить на него, хочу
    141 извиниться перед Андреем Альбертовичем за то, что не ответил по поводу 50 и
    142 60 тысяч. Просто я считаю, что это разные вопросы, не связанные друг с
    143 другом.
    144
    145 Что касается вопроса, связанного с вознаграждением. Ну, в принципе мы
    146 указываем эту позицию в законе, но это минимальная сумма. Никто не мешает
    147 сообществу арбитражных управляющих каким-то образом её повышать на уровне
    148 договорённостей. При этом, конечно же, я считаю, что не все будут заниматься
    149 этим видом деятельности. Скорее всего - это мой прогноз, - у нас появятся
    150 арбитражные управляющие в саморегулируемых организациях, которые поставят эту
    151 процедуру, что называется, на поток, будут на ней специализироваться. В этом
    152 случае будет концентрация вот такого вознаграждения, ну и, наверное, тогда
    153 это будет в том числе и экономически выгодно арбитражным управляющим.
    154
    155 И наконец, что касается трудозатрат. Ну сколько можно вести приём? Ну, 15 или
    156 20 минут, пусть полчаса будет занимать приём человека и проверка его
    157 документов. И после этого документы нужно разместить в базе. Какие здесь
    158 трудозатраты? Может быть, они оценивают свою работу значительно выше, это их
    159 право, и опять же они могут договариваться в своём сообществе, в том числе
    160 устанавливать суммы дополнительных взносов для компенсации вот этих затрат от
    161 имени национального объединения саморегулируемых организаций.
    162
    163 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    164
    165 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Николай Петрович, три вопроса.
    166
    167 Первое. В законопроекте написано, что арбитражный управляющий будет исполнять
    168 свои функции в случае его согласия, - это вот кардинально важно: не назначили
    169 его, а именно он должен согласиться. Не породит ли это чёрный рынок, когда
    170 официально вознаграждение - 3 тысячи, но будет ещё неофициально требоваться
    171 какая-то дополнительная плата?
    172
    173 Второй момент. Обязательное условие - должник должен быть безработным либо
    174 зарабатывать менее прожиточного минимума. Вот насколько оно обоснованно? Чуть
    175 выше, на 100 рублей выше доход, чем прожиточный минимум, - и всё, в эту
    176 процедуру не попадают люди, которые в принципе, никогда не смогут отдать
    177 долги, о которых мы здесь говорим.
    178
    179 Ну и третий момент - это отказ. В случае отказа арбитражного управляющего
    180 только через полгода можно будет подать подобное заявление, причём
    181 обжалование этой процедуры почему-то не прописано в законопроекте. Хотелось
    182 бы получить разъяснение.
    183
    184 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопросы.
    185
    186 Я согласен, у нас есть такое замечание и в заключении, мы должны будем
    187 доработать вопрос возможного опротестования отказа арбитражного управляющего
    188 от проведения процедуры. Здесь вы абсолютно правы, это нам нужно доработать.
    189
    190 Что касается безработных и заработка менее прожиточного минимума, ну, вы
    191 знаете, мы никогда... Когда мы устанавливаем любую планку, по самым разным
    192 вопросам, мы часто спорим относительно минимального несоответствия этой
    193 планке. Мы предлагаем именно таким образом её установить, потому что
    194 прожиточный минимум - это понятная, официально фиксируемая сумма. В этом
    195 случае просто будет меньше споров, но да, действительно, в этом случае
    196 некоторые не будут подпадать под действие этой нормы.
    197
    198 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.
    199
    200 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Петрович, вероятно, готовя законопроект,
    201 вы проанализировали, как всё-таки в судебном порядке это происходит и сколько
    202 же человек стали банкротами, и особенно сколько человек из очень
    203 состоятельных людей, которые серьёзно нажились за счёт государства, кредитных
    204 учреждений? И какого количества граждан, по вашему мнению, может коснуться
    205 ваш закон в случае принятия?
    206
    207 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. За четыре года, как я уже говорил,
    208 163 235 человек прошли процедуру банкротства и были признаны банкротами (это
    209 физические лица), при этом всего подавали документы на банкротство 205 тысяч
    210 человек. Касательно их имущественного состояния статистика показывает, что
    211 порядка 70 процентов всех граждан с просроченными долгами не имеют ни
    212 имущества, ни стабильного дохода для их погашения.
    213
    214 Что касается откровенно мошенников, которые пытаются воспользоваться этой
    215 процедурой, - да, действительно, у нас сейчас зафиксирован так называемый
    216 банкротный туризм, когда пытаются в разные регионы переводить дела о
    217 банкротстве, но всё это касается именно судебной процедуры. Определённая доля
    218 тех, кто будет стараться воспользоваться предложенной процедурой для
    219 получения незаконного заработка, наверное, будет, с этим нужно будет
    220 бороться, но нельзя забывать, что львиная доля потенциальных банкротов,
    221 которые соответствуют требованиям, я повторю, это порядка 1 миллиона человек,
    222 - это не мошенники, это люди, которые действительно оказались в сложной
    223 ситуации.
    224
    225 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казанков Сергей Иванович.
    226
    227 КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ.
    228
    229 Николай Петрович, первый мой вопрос - о диапазоне применения закона: штрафы
    230 автомобилистов, неоплаченные долги по ЖКХ, присуждённые судом и невыплаченные
    231 суммы тоже будут аннулированы? И второй вопрос: а как скажется на размере
    232 процентов банковских кредитов то, что долги будут так аннулироваться? Вот два
    233 вопроса у меня к вам.
    234
    235 НИКОЛАЕВ Н. П. Сергей Иванович, если говорить о банках, следует отметить, что
    236 мы оставляем кредиторам, любым кредиторам возможность приостановки и перевода
    237 процедуры в судебное русло. Я думаю, что появление предложенной процедуры
    238 будет выгодно в том числе и кредиторам. Почему? Потому что им не нужно будет
    239 судиться по долгам, которые возникли достаточно давно и по которым судиться,
    240 как они понимают, наверное, бесполезно. Это касается как раз тех людей, у
    241 которых небольшие, может быть, долги, но нет возможности их покрыть.
    242
    243 И по вашему первому вопросу. Мы не обозначали каких-либо специальных
    244 ограничений по долгам, здесь говорится просто о наличии долгов, потому что,
    245 вне зависимости от того, долги это по ЖКХ или банку, это суммы, которые нужно
    246 платить, а человек просто не может их платить.
    247
    248 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.
    249
    250 ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    251
    252 Уважаемый Николай Петрович, наверное, данный законопроект нужно было ещё
    253 вчера принять, но, как говорят, лучше поздно, чем никогда. Это действительно
    254 очень важная инициатива, потому что она касается самых неимущих наших
    255 граждан, ведь речь идёт о суммах от 50 до 500 тысяч рублей, и эти люди смогут
    256 снять с себя долговое бремя, минуя судебное решение. Вы сказали о фактически
    257 1 миллионе человек - эти люди попали в зоны микрокредитов, попали в рабство к
    258 коллекторам, которые через пени, штрафы вогнали их в безвыходную ситуацию.
    259 Мой вопрос, Николай Петрович: а сегодня в практике банкротства частных лиц
    260 кредиторам хоть что-то возвращается?
    261
    262 НИКОЛАЕВ Н. П. Статистика показывает, что удовлетворение требований
    263 кредиторов даже сейчас, при достаточно высокой планке для вхождения в
    264 процедуру, менее 10 процентов. Как мы видим, в основном речь о людях, у
    265 которых действительно нет имущества и нет возможности погасить долги.
    266
    267 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.
    268
    269 МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    270
    271 Николай Петрович, в законопроекте есть изъятие, которое касается людей,
    272 имеющих неснятую или непогашенную судимость, но, как правило, как раз такие
    273 люди и являются банкротами, потому что, когда они выходят из мест не столь
    274 отдалённых, из-за судимости их на работу не берут, платить им нечем. Как вы
    275 считаете, можем мы сделать послабление для людей, которые были осуждены не по
    276 экономическим статьям, к примеру "Мошенничество", и не за тяжкие, особо
    277 тяжкие преступления, а, к примеру, за преступления небольшой тяжести?
    278
    279 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Это достаточно опасный путь. Если
    280 говорить только об экономических преступлениях - ну хорошо, а как же кража
    281 или ещё какие-то... Мы считаем, что упрощённую бесплатную процедуру должны
    282 проходить и изначально должны иметь возможность проходить люди, которые
    283 никак, что называется, себя не запятнали нарушением законодательства,
    284 уголовного законодательства. В том числе, кстати, это вопрос борьбы с
    285 мошенничеством, и именно поэтому мы включили в число исключений в том числе и
    286 тех людей, которые уже были объявлены банкротами, и определили, что для
    287 получения возможности пройти эту процедуру люди не должны были быть объявлены
    288 банкротами в течение последних пяти лет. Иные нормы, на наш взгляд, будут
    289 содействовать как раз мошенничеству.
    290
    291 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.
    292
    293 БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    294
    295 Николай Петрович, скажите мне, пожалуйста, а не приучим ли мы людей брать и
    296 не отдавать? Какая ответственность наступает при банкротстве? Может быть, это
    297 тоже надо включить в законодательство?
    298
    299 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо, Наталья Дмитриевна, за вопрос. Что касается того, не
    300 приучим ли брать и не отдавать. Ну, вы понимаете, что сам по себе статус
    301 банкрота - это уже, в общем-то, достаточно сложный статус, потому что и при
    302 поступлении на работу, и при попытке взять дополнительный кредит эти люди
    303 встречают сопротивление, они не могут так же, как люди-небанкроты,
    304 воспользоваться такими возможностями.
    305
    306 И что касается вот того, чтобы приучить... Вот действительно, я повторю, мы
    307 поставили фильтр - чтобы человек уже пять лет не был банкротом. И даже если
    308 такой человек по прошествии пяти, шести, семи, десяти лет, неважно,
    309 постарается пройти такую процедуру вновь, то, опять же я повторю, любой
    310 кредитор, увидев вот эту его историю, может требовать перевести эту процедуру
    311 в судебное русло. Поэтому я думаю, что вот как раз с помощью этих механизмов
    312 мы избежим такой ситуации.
    313
    314 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    315
    316 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    317
    318 Включите режим записи.
    319
    320 Покажите список.
    321
    322 Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста.
    323
    324 АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, сначала хочу заострить внимание на двух
    325 общих тезисах.
    326
    327 Первый тезис, конечно, о том, что мы здесь боремся с последствиями обеднения,
    328 и лучше вообще до этого обеднения не доводить. Уже спрашивали про
    329 коллекторов, про микрофинансовые организации, то есть лучше - и такие
    330 законопроекты от оппозиции в Думу постоянно поступают - всё-таки деятельность
    331 коллекторов, деятельность микрофинансовых организаций ограничивать ещё
    332 больше, отменять это, потому что многие люди действительно (соглашусь с
    333 коллегой) доходят вот до такой точки именно из-за этой деятельности. Ну, пока
    334 мы здесь не можем это продавить, но будем дальше на этом настаивать - и по
    335 коллекторам, и по микрофинансовым организациям, потому что те проценты,
    336 которые там закладываются, конечно, за гранью добра и зла.
    337
    338 Второй тезис о том, что фракция ЛДПР всегда настаивала, и Владимир Вольфович
    339 с этой трибуны не раз этот тезис озвучивал, на общем списании, в принципе,
    340 долгов для определённых категорий людей, которые не могут с этими долгами
    341 рассчитаться. Опять же, не могут во многом из-за чего? Потому что многие
    342 законы, в частности касающиеся деятельности в сфере ЖКХ, грабительской
    343 деятельности управляющих компаний, здесь не принимаются, и, соответственно,
    344 люди платят за ЖКХ больше, эта сфера остаётся непрозрачной.
    345
    346 Если говорить конкретно о данном законопроекте, то, конечно, нужно признать,
    347 что это некоторый шаг вперёд по сравнению с тем законодательством о
    348 банкротстве, которое у нас на территории Российской Федерации действует
    349 сейчас. Почему я в этом абсолютно уверен? Когда был принят первый закон о
    350 банкротстве, для физлиц, мы столкнулись с чем? Началось-то всё с известного
    351 дела в Новосибирской области, когда судья заявила в своём решении, что
    352 человек и признаётся банкротом, и в то же время остаётся должен. И вот такие
    353 решения потом были поставлены на поток, то есть человек получает все
    354 ограничения, но долги с него не снимаются. Причём под какими-то в данном
    355 случае, например в данном судебном разбирательстве, надуманными, по сути,
    356 предлогами: либо человек указал, к примеру, зарплату не до рубля, не до
    357 копейки, то есть как-то неправильно об этом заявил, либо находилось какое-то
    358 имущество, какие-то нулевые счета уже в течение деятельности арбитражного
    359 управляющего, и снова - дескать, человек недостоверно указал, поэтому он и
    360 банкрот, и остался всем должен. Конечно, внесудебный порядок в любом случае
    361 лучше, чем тот порядок, который существует сейчас, потому что к судам, я
    362 думаю, у многих здесь доверия нет. То есть в этом плане, конечно же,
    363 улучшение.
    364
    365 Далее. Конечно, нельзя не отметить улучшение как раз в отношении деятельности
    366 арбитражных управляющих. Сейчас арбитражные управляющие, бывает, берут
    367 огромные деньги за свою деятельность. И действительно: у человека этих денег
    368 и так нет, а арбитражный управляющий ещё больше заинтересован найти где-то
    369 имущество, найти какие-то ещё закавыки с человеком, чтобы продолжить свою
    370 деятельность. Конечно, ограничивать это нужно, и здесь большой плюс, что
    371 всё-таки какие-то нормы вводятся. Это защищает граждан Российской Федерации.
    372
    373 Также в правоприменительной практике мы столкнулись, когда приняли этот
    374 закон, в принципе не только с деятельностью судов, но и с деятельностью
    375 просто откровенных мошенников, которые, обещая юридические услуги, говорили,
    376 что статус банкрота не такой уж страшный, говорили про какие-то блага, и
    377 человек соглашался, шёл на это, а после этого оказывался банкротом с
    378 непрощёнными долгами и потом ни к какой экономической деятельности как
    379 субъект в принципе вернуться не мог. Поэтому прогресс, очевидно, есть в
    380 данном случае. Конечно, повторю, лучше бороться с причинами, которые к этому
    381 приводят, лучше всё-таки даже без этих бюрократических процедур списывать,
    382 бороться с обеднением, но прогресс здесь очевиден.
    383
    384 Фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект и предлагать поправки во втором
    385 чтении, работать над законопроектом, потому что здесь мы видим плюсы для
    386 граждан Российской Федерации.
    387
    388 Спасибо за внимание.
    389
    390 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
    391
    392 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект возник не просто так, я
    393 думаю, Николай Петрович тонко чувствует ту ситуацию, которая в стране
    394 формируется. Ну, начнём мы с 17 триллионов долгов, которые сегодня имеются у
    395 наших граждан, физических лиц. Из них 4 триллиона - это по данным экспертов -
    396 никогда не будут отданы. Речь идёт о людях, изначально уже взявших кредиты,
    397 которые не смогут отдать. И то количество людей, которые могут попасть в это
    398 число, 1 миллион, мне кажется, занижено, гораздо больше таких людей, которые
    399 находятся именно в критическом состоянии, вы их встречали, по большому счёту,
    400 на приёмах. Виновником этого является в том числе и государство, в том числе
    401 и мы с вами, те, кто не ограничил вот эти хищнические проценты, огромные -
    402 300 или 175, как сейчас с нового года началось. Драли годами наших граждан,
    403 когда выдавали 5 тысяч рублей, а потом, буквально через год, они уже должны
    404 были 100-200 тысяч. И из этого постоянного ряда кредитов, перекредитований
    405 выйти человеку невозможно, даже если он это хочет сделать. Причём никто не
    406 разбирался: сможет - не сможет отдать долг, давали, и сами эти
    407 микрофинансовые организации прекрасно знали, что отдать реально долг сможет
    408 только один из пяти, и фактически этот один из пяти потом и нёс нагрузку за
    409 всех остальных, тех, кто эти долги не отдавал и никогда не отдаст. Но в любом
    410 случае они оставались должниками, в любом случае они сегодня, так или иначе,
    411 должны: кто-то - по ЖКХ, но чаще всего вот этим микрофинансовым организациям.
    412
    413 205 тысяч подали на банкротство, 163 тысячи - это вот по четырём годам
    414 статистика - смогли воспользоваться этой процедурой. Прямо скажем, те, кто
    415 смог воспользоваться, - это люди опытные. У меня есть несколько знакомых,
    416 далеко не бедных людей, которые сумели всё своё имущество спрятать и пройти
    417 процедуру банкротства физического лица: сейчас они чисты перед законом, они
    418 никому не должны, хотя, так или иначе, на подставных лиц у них оформлено
    419 соответствующее имущество. Дело в том, что сама судебная процедура очень
    420 громоздкая, очень дорогостоящая: если человеку не на что купить еды, а ему
    421 надо найти 100 тысяч, чтобы пройти эту процедуру, - вы сами понимаете, что он
    422 её никогда не пройдёт.
    423
    424 То, что предлагается, безусловно, шаг вперёд, может быть несмелый, скажем
    425 так, но нужный. Масса людей, которым нечего терять, - это как раз те
    426 должники, о которых мы говорим, - куда дальше обратят свой гнев и своё
    427 недовольство? Это большой вопрос. А им действительно нечего терять: они не
    428 могут устроиться на работу, потому что у них тут же начинают отчислять
    429 соответствующие суммы; они не могут найти себя в жизни; они готовы на всё,
    430 чтобы только избавиться от этого постоянного давления, от этих звонков
    431 коллекторов, от этих постоянных напоминаний, от этой постоянной нищеты и,
    432 скажем так, необходимости жить в таких полусекретных обстоятельствах.
    433
    434 Я прошу добавить время - я от фракции.
    435
    436 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции - добавьте время.
    437
    438 КУРИННЫЙ А. В. Теперь что касается деталей самого законопроекта. Ну, первое,
    439 согласие арбитражного управляющего. Мне кажется, кардинально неправильно
    440 ставить в зависимость от этого согласия саму процедуру. Вот пришёл человек,
    441 подал в соответствующую арбитражную коллегию заявление - никто не согласился,
    442 говорят: мало 3 тысяч; либо найдётся кто-то, который скажет: вот давай-ка
    443 доплати мне ещё немножечко, тогда я в эту процедуру включусь. Есть
    444 соответствующие фонды саморегулирующих организаций - пусть между собой
    445 распределяют нагрузку и действительно помогают людям исходя из своих
    446 резервов.
    447
    448 Второй момент. Необходимое условие - чтобы человек в течение не менее трёх
    449 месяцев до обращения за проведением вот такой процедуры либо был безработным,
    450 либо получал, зарабатывал менее прожиточного минимума. Тоже, понимаете,
    451 немножечко такое хоть и условно корректное условие, но часто невыполнимое, то
    452 есть, если ты получаешь чуть больше, чем можешь себе позволить на покупку,
    453 грубо говоря, еды и каких-то самых элементарных вещей из верхней одежды,
    454 значит, всё, ты под эту процедуру не попадаешь. Мне кажется, здесь надо
    455 подходить более гибко, может быть, сказать о полутора прожиточных минимумах
    456 хотя бы, чтобы небольшой лаг остался, потому что в противном случае опять же
    457 любой человек либо будет стремиться стать формально безработным, работать
    458 где-то на стороне и опять скрывать свои доходы, либо вот опять же в таких
    459 условиях находиться как минимум три месяца. Ещё неизвестно, что будет, если
    460 он начнёт работать в период этой годовой процедуры: я так понимаю, он будет
    461 вычеркнут из числа тех, кто может претендовать на проведение процедуры, а это
    462 тоже, наверное, неправильно.
    463
    464 И мы говорили об обжаловании. Конечно, запускать судебную процедуру
    465 обжалования будет очень сложно - может быть, это зациклить как-нибудь через
    466 финансового уполномоченного, чтобы он принимал решение и, скажем так, была
    467 независимая оценка, то есть не только желание или нежелание арбитражных
    468 управляющих участвовать в этом процессе, невыгодном для них, но и
    469 соответствующая внешняя оценка: отказал - проверили, неправильно - значит...
    470 Силой, что называется, заставить арбитражных управляющих заниматься делом и
    471 избавлять людей от этих долгов.
    472
    473 А делать это крайне необходимо, делать это крайне важно: я повторяю, эта
    474 масса растёт, и не потому, что у нас люди такие безответственные, берут
    475 кредиты и не могут их отдать, а потому, что социально-экономическая
    476 обстановка в стране именно такова, потому, что падают реальные доходы,
    477 потому, что государство не создаёт условий для того, чтобы нормально
    478 зарабатывать, потому, что банковские проценты и эти микрофинансовые
    479 организации дерут три шкуры с людей! И во многом ответственность за то, что
    480 такие люди появляются, за то, что сегодня они вынуждены в таком положении
    481 находиться, лежит на государстве, и государство должно исправлять эту
    482 ситуацию - точно так же, как это сделано, кстати, во многих странах, на
    483 которые мы пытаемся ориентироваться.
    484
    485 В первом чтении фракция поддержит законопроект, свои поправки предложим, ну и
    486 в зависимости от голосования за них будем решать вопрос о поддержке
    487 законопроекта во втором и в третьем чтениях.
    488
    489 Спасибо за внимание.
    490
    491 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бугера Михаил Евгеньевич.
    492
    493 БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    494
    495 Уважаемые коллеги, действительно, данный законопроект - это очень хороший
    496 пример того, как мы на основе практики, которая наработана за несколько лет,
    497 достаточно оперативно вносим изменения в действующее законодательство по
    498 такому чувствительному для многих наших граждан вопросу.
    499
    500 Действительно, по законопроекту есть замечания. Многие моменты - технические
    501 моменты, какие-то критериальные моменты - нуждаются в доработке. С точки
    502 зрения отношений лиц, которые вовлекаются в этот процесс, конечно же,
    503 наиболее такое сложное место - и это отмечали предыдущие выступающие -
    504 арбитражные управляющие. Получается, что вот эту упрощённую процедуру
    505 банкротства физических лиц они должны оплатить. Вознаграждение, которое будет
    506 получать арбитражный управляющий, вовлечённый в процесс, по сути дела, он сам
    507 себе и будет платить, правда, через опосредованную схему взносов в
    508 компенсационный фонд саморегулируемой организации. Может быть, ещё нужно
    509 подумать, что можно тут предпринять.
    510
    511 Но в целом законопроект очень своевременный, опирается на очень хорошую базу,
    512 наработанную за несколько лет действия того закона, который мы имеем сейчас.
    513 И конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за него в первом
    514 чтении и активно дорабатывать ко второму.
    515
    516 Спасибо за внимание.
    517
    518 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.
    519
    520 ВОСТРЕЦОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С одним не
    521 соглашусь: в любом случае долги надо отдавать.
    522
    523 Другой вопрос - и тут сложно не согласиться с коллегой Куринным - а откуда,
    524 как эти долги образовались? Кто попал вот в эту категорию, с долгом от 50
    525 тысяч до 500 тысяч? В основном как раз клиенты микрофинансовых организаций -
    526 либо студенты, либо пенсионеры. Люди по неопытности взяли небольшой долг, и
    527 вот эти вот микрофинансовые организации вкупе с этими коллекторами
    528 действительно вогнали фактически миллионы наших граждан в такие непосильные
    529 долги, что сегодня они вынуждены себя объявить банкротами. Для того чтобы не
    530 было вот этих вот процедур...
    531
    532 Да, законопроект очень важный, и, конечно, его нужно принимать, но нужно идти
    533 дальше, нужно думать вообще о запрете этой микрофинансовой деятельности.
    534 Откуда, как она у нас появилась? Она появилась у нас в начале нулевых, и
    535 первая микрофинансовая организация, по-моему, появилась в России в 2001 году
    536 при поддержке американского экономического центра развития. Ничего же
    537 хорошего нам коллеги из-за рубежа подкинуть не могут. Так что нам надо
    538 думать, и хотя мы сегодня ограничили микрофинансовые организации, установили
    539 350 процентов годовых, - это тоже очень много. Почему наши банки у наших
    540 граждан берут под 6 процентов, а микрофинансовые дают под 350 процентов?!
    541
    542 Конечно, какие-то микрокредиты нужны, но условия не должны быть такими
    543 драконовскими, и самое главное - долги не должны отдаваться потом в руки
    544 фактически бывшим нелегалам, вот этим коллекторам. Мы с вами приняли закон о
    545 финансовой поддержке наших приставов, погоны им дали. Я думаю, что этими
    546 вопросами, особенно возвращением долгов, должно заниматься государство, мы не
    547 должны наших граждан отдавать на растерзание вот этим непонятным структурам.
    548
    549 Коллеги, прошу законопроект поддержать. Но я думаю, что это только первый шаг
    550 в наведении порядка в этом направлении, ведь и в советское время давали
    551 кредиты, но думали, кому давать и как давать, потому что у наших граждан
    552 финансовая грамотность и финансовая ответственность ещё очень низкие, а долги
    553 нужно возвращать. Но ноль на ноль будет ноль, а законопроект, который сегодня
    554 предложил Николай Петрович, очень важный и нужный.
    555
    556 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    557
    558 Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Тоже
    559 нет.
    560
    561 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    562 изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части
    563 внесудебного банкротства гражданина", пункт 13.
    564
    565 Включите режим голосования.
    566
    567 Покажите результаты.
    568
    569 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 28 мин. 21 сек.)
    570 Проголосовало за 410 чел.91,1 %
    571 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    572 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    573 Голосовало 410 чел.
    574 Не голосовало 40 чел.8,9 %
    575 Результат: принято
    576
    577 Принимается единогласно.