Поделиться страницей в соцсетях


Пдписаться, чтобы получать актуальную информацию о законопроектах в соцсетях

Законопроект № 771509-7
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний»

Идентификатор 31380
Номер 771509-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний
Комментарий
Дата внесения 2019-08-08

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Дата последнего события 2019-11-13
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний".

    0 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части наделения Правительства
    2 Российской Федерации полномочием на утверждение требований к форме и
    3 содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности государственных
    4 корпораций (компаний), публично-правовых компаний". Докладывает официальный
    5 представитель правительства заместитель министра экономического развития
    6 Оксана Валерьевна Тарасенко.
    7
    8 Пожалуйста.
    9
    10 ТАРАСЕНКО О. В., официальный представитель Правительства Российской
    11 Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
    12
    13 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен на
    14 основании поручения правительства по повышению эффективности использования
    15 бюджетных средств, предоставляемых госкорпорациям, госкомпании "Автодор" и
    16 публично-правовым компаниям. В настоящее время в федеральном бюджете на
    17 период до 2021 года на финансирование мероприятий госкорпораций (госкомпаний)
    18 заложено около 1 триллиона рублей. В декабре 2018 года в Бюджетный кодекс
    19 внесены изменения, устанавливающие требования о необходимости наличия в
    20 стратегиях мероприятий, для реализации которых госкорпорациям и госкомпаниям
    21 предоставляются субсидии из федерального бюджета, в качестве условия
    22 предоставления этих субсидий.
    23
    24 Вместе с тем остаётся актуальной тема контроля за достижением целей и задач,
    25 предусмотренных стратегиями, и эффективностью использования средств как
    26 федерального бюджета, так и иных источников финансирования при их реализации.
    27 В связи с этим законопроектом вносятся изменения в соответствующие
    28 федеральные законы, регулирующие деятельность госкомпаний, госкорпораций и
    29 публичных правовых компаний, в целях установления полномочий правительства по
    30 утверждению требований к форме и содержанию годовых отчётов о выполнении
    31 программ деятельности указанных компаний. Это позволит унифицировать
    32 информацию о реализации стратегий, видеть структуру финансирования, в том
    33 числе за счёт бюджетных средств, направляемых на необходимые мероприятия, а
    34 также проводить анализ и оценку.
    35
    36 В отдельном разделе годового отчёта предлагается раскрывать следующую
    37 информацию: получаемые доходы и направления их расходования, структура
    38 финансирования мероприятий, на которые направляются субсидии, установленные
    39 показатели результативности мероприятий и сроки, на которые они
    40 запланированы, а также степень достижения показателей результативности и
    41 причины их отклонения, недостижения по каждому мероприятию.
    42
    43 Профильным комитетом законопроект был рассмотрен, и мы готовы доработать его
    44 совместно с комитетом ко второму чтению. Законопроект поддержан на заседании
    45 правительства 31 июля 2019 года - прошу принять.
    46
    47 Спасибо за внимание.
    48
    49 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Валерьевна, присаживайтесь.
    50
    51 С содокладом выступает Николай Петрович Николаев.
    52
    53 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень простой
    54 законопроект. Мы его рассмотрели на заседании комитета и, конечно, признали,
    55 что это очень серьёзный и важный шаг в том числе с точки зрения контроля за
    56 действиями, за деятельностью госкорпораций, институтов развития.
    57
    58 Что касается замечаний, мы считаем, что основные параметры вот этого годового
    59 отчёта нужно всё-таки прописать как прямые нормы законодательства, чтобы
    60 основные, наиболее важные параметры были непосредственно в законе. Дело в
    61 том, что государственные корпорации и все субъекты, к которым относится
    62 данный законопроект, - это исключительно важные для экономики, для социальной
    63 составляющей организации, это организации и компании, которые в том числе
    64 имеют возможность влиять на ситуацию в регионах. Нам нужно доработать этот
    65 законопроект именно в части указания основных критериев годового отчёта,
    66 может быть, не только финансовых, кстати, потому что сейчас речь идёт и о
    67 том, чтобы такие большие компании, большие корпорации публиковали в том числе
    68 и нефинансовую отчётность, то есть результаты своей деятельности в социальной
    69 сфере, в экологической сфере.
    70
    71 Мы считаем, что, конечно, нужно поддержать данный законопроект, а затем его
    72 доработать. Мы обсуждали это на заседании комитета и готовы достаточно
    73 оперативно предложить соответствующие поправки. Просим поддержать при
    74 рассмотрении в первом чтении.
    75
    76 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.
    77
    78 Вопросы есть.
    79
    80 Включите режим записи на вопросы.
    81
    82 Альшевских Андрей Геннадьевич.
    83
    84 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    85
    86 Оксана Валерьевна, 1 триллион рублей, о котором вы сказали, - это
    87 внушительная сумма. В обществе есть достаточно высокий запрос на понимание
    88 эффективности работы государственных компаний, госкорпораций. Согласно
    89 правительственному законопроекту установлены требования по форме и содержанию
    90 годовых отчётов госкорпораций. В связи с этим подскажите, пожалуйста, а нет
    91 ли у правительства намерения усилить так называемую персональную
    92 ответственность первых лиц госкорпораций, если по стратегическим направлениям
    93 работа будет провалена?
    94
    95 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. У нас соответствующая работа
    96 ведётся с акционерными обществами, акционером которых является Росимущество.
    97 В части ответственности госкорпораций - и это следующий этап нашей работы -
    98 мы готовы рассмотреть соответствующие возможности. Тем не менее хочу сказать,
    99 что сейчас и заработная плата, и KPI устанавливаются наблюдательными советами
    100 той или иной госкорпорации, в связи с чем в настоящий момент мы, Министерство
    101 экономического развития, на это не влияем.
    102
    103 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    104
    105 Куринный Алексей Владимирович.
    106
    107 КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопроса, Оксана Валерьевна. Ну как же вы не
    108 влияете, когда сегодня вот эти наблюдательные советы выписывают своим
    109 топ-менеджерам колоссальные, я не говорю раздражающие, уже откровенно бесящие
    110 наших граждан премии и зарплаты, там, по 3 миллиона в день, причём непонятно
    111 за что, при низкой эффективности?! И вы опять находитесь в стороне: вот мы
    112 наблюдаем, как и что там происходит, пусть они там сами как-нибудь
    113 регулируются.
    114
    115 Давайте мы в этот законопроект включим не только раздел о персональной
    116 ответственности, но и раздел о форме оплаты и стимулирования
    117 соответствующего, чтобы это сегодня не выглядело таким абсолютно ненормальным
    118 элементом на теле Российской Федерации. Государственная компания выплачивает
    119 своим руководителям, включая и совет директоров, огромные премии,
    120 несопоставимые, не ограниченные вообще какими-то разумными пределами.
    121
    122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Валерьевна.
    123
    124 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос. В государственных корпорациях
    125 вознаграждение, как я сказала, отнесено к компетенции наблюдательных советов.
    126 Тем не менее распоряжением правительства от 27.06.2019 года № 1388-р
    127 утверждены методические рекомендации, которые распространяются на акционерные
    128 общества, в том числе рекомендованы к применению в госкорпорациях и
    129 госкомпаниях. Там заложена увязка годового вознаграждения с достижением KPI,
    130 а также предусмотрено депремирование. Правительство сделало уже большой шаг
    131 не только по отношению к своим акционерным обществам, но и в том числе
    132 рекомендует это для распространения на менеджмент госкорпораций.
    133
    134 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста.
    135
    136 НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что
    137 законопроект касается прежде всего годового отчёта. Конечно, у нас может быть
    138 масса вопросов, связанных с деятельностью госкомпаний, госкорпораций, но мы
    139 же рассматриваем данный конкретный проект.
    140
    141 Что касается позиции комитета. Да, мы обсуждаем и на парламентских слушаниях,
    142 и на наших заседаниях вопросы эффективности управления госкомпаниями,
    143 эффективности и целеполагания, целей вложения государственных средств в такие
    144 организации, это в повестке. Но, если уж мы сегодня говорим о годовых
    145 отчётах, мне кажется, здесь важно прежде всего обсуждать то, какую информацию
    146 мы получаем, какие есть критерии, какие есть подходы к формированию этих
    147 годовых отчётов. Если есть идея, чтобы в этих годовых отчётах были указаны
    148 зарплаты, - почему нет? Давайте обсуждать. Но это вопрос не самой зарплаты, а
    149 именно публикации этих сведений в годовом отчёте.
    150
    151 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    152
    153 Скруг Валерий Степанович.
    154
    155 СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    156
    157 Уважаемые Оксана Валерьевна, Николай Петрович! Вопросы в части деятельности
    158 госкорпораций, их эффективности есть у всех: и у каждой партии, и практически
    159 у каждого человека, который занимается экономикой. Сейчас вы совершенно
    160 правильно вводите требования к годовому отчёту, и Николай Петрович правильно
    161 сказал, что это надо поддержать и надо обязательно принимать нормы прямого
    162 действия, потому что, судя по всему, министерство сейчас никак не влияет на
    163 госкорпорации.
    164
    165 Вопрос к Оксане Валерьевне. Вот вы говорите: мы на это не влияем, это не
    166 делаем... А госкорпорации как-то отчитываются перед вами? В какой форме они
    167 представляют вам отчёты сейчас? Какая есть система контроля их работы со
    168 стороны государства? Я даже не представляю себе такого, чтобы собственник,
    169 акционер, владелец какого-то предприятия не контролировал работу этого
    170 предприятия. Поясните, пожалуйста.
    171
    172 ТАРАСЕНКО О. В. В настоящий момент они ежегодно публикуют в открытом доступе
    173 свои отчёты. При этом сейчас отчётная информация направляется президенту, в
    174 Государственную Думу, в Счётную палату, в Правительство Российской Федерации
    175 по-разному, то есть в каждом законе написаны различные отчётные направления.
    176 Нашим законопроектом - это на самом деле очень важный законопроект - мы
    177 впервые планируем отрегулировать форму отчётности, как раз закладываем туда
    178 возможности для анализа, для понимания, почему достигнуты или не достигнуты
    179 показатели результативности тех или иных мероприятий, каким образом
    180 происходило финансирование, где было бюджетное, а где, напротив, привлекаемое
    181 финансирование. То есть на самом деле наш законопроект направлен как раз на
    182 регулирование деятельности госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых
    183 компаний.
    184
    185 И мы очень благодарны за ваше предложение, Николай Петрович, доработать
    186 законопроект. Мы обязательно всё это включим, и ко второму чтению наш
    187 законопроект будет более полным.
    188
    189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    190
    191 Коломейцев Николай Васильевич.
    192
    193 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    194
    195 Уважаемые докладчики, вы, вероятно, знаете, что за прошлый год 98 ПАО
    196 начислили себе 3,2 триллиона рублей дивидендов, но, к сожалению, по
    197 сегодняшним законам даже депутат Государственной Думы не имеет права написать
    198 запрос - вы сделали законы такими, - чтобы уточнить конкретные вопросы по
    199 госкорпорациям. Вот я вам докладываю: вы, Министерство экономического
    200 развития, предложили господина Сердюкова утвердить на соответствующую
    201 должность в авиастроительную корпорацию. Как только вы его утвердили, на
    202 вертолётных заводах в Ростове-на-Дону и в Арсеньеве резко сократили
    203 численность сотрудников и предполагается объединение вертолётов двух марок,
    204 "Ми" и "Ка", что в принципе убивает вертолётостроение. Одновременно с этим в
    205 известном авиационном комплексе имени Бериева, в то время как пожары бушуют,
    206 сокращают 1,5 тысячи человек. Как вы считаете, может, вернуть всё-таки в
    207 закон возможность депутатских запросов, как бы для... (Микрофон отключён.)
    208
    209 Председательствует Первый заместитель
    210 Председателя Государственной Думы
    211 А. Д. Жуков
    212
    213 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Оксана Валерьевна.
    214
    215 ТАРАСЕНКО О. В. Спасибо большое за вопрос и предложение. Я только могу
    216 сказать, что мы готовы проработать этот вопрос. Пока точного ответа нет, но
    217 мы обязательно проработаем.
    218
    219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.
    220
    221 НИКОЛАЕВ Н. П. Я готов добавить. На самом деле право направлять депутатский
    222 запрос никто не упразднял...
    223
    224 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    225
    226 НИКОЛАЕВ Н. П. Право направлять никто не упразднял, другое дело, что как раз
    227 сейчас у нас с вами, Николай Васильевич, есть уникальная возможность: если мы
    228 внесём поправки ко второму чтению, которые определяют в том числе типовые
    229 критерии вот этого годового отчёта, если напишем в том числе какие-то
    230 социальные, экологические вопросы, вопросы, связанные с социальной сферой, с
    231 теми же самыми работниками (вот вы говорите, что кого-то уволили), если мы
    232 обозначим, что в годовом отчёте должна быть динамика (Николай Васильевич, я
    233 вам отвечаю!) по количеству работающих, - отлично, значит, это будет
    234 обязательно сразу для всех корпораций. Более того, очень важно, если будут
    235 единые требования ко всем госкомпаниям и госкорпорациям, у нас будет
    236 возможность в том числе сравнивать. Например, сейчас мы вносим в закон об
    237 институте развития в жилищной сфере "ДОМ.РФ" отдельно требования к годовому
    238 отчёту, вообще к отчётности, потому что раньше они должны были в бумажном
    239 виде это направлять только председателю правительства и в профильное
    240 министерство, а вот сейчас мы вынуждены отдельно по "ДОМ.РФ" вносить
    241 соответствующие поправки.
    242
    243 И сейчас у нас есть возможность в данном законопроекте прописать это для всех
    244 государственных компаний и госкорпораций. Поэтому я в своём содокладе как раз
    245 и отметил, что нам очень важно добиться того, чтобы в законе были прямые
    246 нормы, чтобы там были не только финансовые, но и социальные, экологические и
    247 другие нефинансовые виды отчётности.
    248
    249 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
    250
    251 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Оксана Валерьевна! Право направлять
    252 запрос у нас, конечно, есть, только ответа никто не обещал.
    253
    254 А мой вопрос в продолжение вопроса депутата Скруга. Я так и не понял -
    255 скажите, госкорпорации и другие организации вообще не отчитывались перед
    256 правительством или отчитывались в свободной форме? И вы сказали, что в
    257 постановлении правительства предусмотрена возможность депремирования.
    258 Депремирование - это когда отнимают уже выданную премию или когда премия
    259 выдаётся автоматически, по умолчанию, но в каких-то особых случаях её можно
    260 лишить?
    261
    262 ТАРАСЕНКО О. В. Конечно же, госкорпорации и госкомпании отчитывались, просто
    263 в каждом годовом отчёте содержатся определённые разделы, и информация,
    264 финансовая в том числе, была разбита по разным разделам. Сейчас мы предлагаем
    265 сделать отдельный раздел, как я сказала, установив единообразную форму
    266 отчётности для каждого субъекта, подпадающего под действие данного закона.
    267
    268 Касательно депремирования. Мы распространили на наши компании установление
    269 обязательных KPI для менеджмента, разрабатывается система вознаграждений,
    270 соответственно, в случае неисполнения по коэффициентам снижается выплата.
    271
    272 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить?
    273
    274 Включите режим записи.
    275
    276 Покажите список.
    277
    278 Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. От фракции.
    279
    280 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле тема поднята очень важная, и
    281 то, что сегодня наше правительство наконец делает робкие попытки хоть
    282 как-нибудь проконтролировать государственные корпорации, взять под контроль
    283 огромные государственные компании - повторяю, государственные, - это,
    284 конечно, здорово и приветствуется. Но что мы имеем на сегодня, кроме этой
    285 робкой попытки? Ну, отчёт, причём только по средствам, которые поступят из
    286 федерального бюджета, то есть не по основной деятельности, не по каким-то там
    287 инвестиционным проектам, не по каким-то другим, а только вот по тем деньгам,
    288 которые они получили. Там, конечно, тоже много нарушений - с чего-то надо
    289 начинать, но давайте всё-таки проанализируем. Вот даже сегодня Счётная палата
    290 нам сообщает, что государственные корпорации и ПАО продержали на своих счетах
    291 186 миллиардов рублей, никуда их не вкладывали, продержали в течение года,
    292 при этом получили низкий процент - ниже, чем получили бы, если бы просто в
    293 банк их положили. Кто за это отвечает? Никто не отвечает, получается. Это
    294 первое.
    295
    296 Второй момент. 50 процентов дивидендов - и это уже непосредственно связано с
    297 бюджетом, - которые должны уплачиваться в наш федеральный бюджет, это деньги,
    298 которые должны пойти и на развитие образования, и на здравоохранение, и на
    299 другие важные цели. Регулярно, из года в год 50 процентов не уплачивается под
    300 разными предлогами, под разным видом: то какие-то инвестиционные программы
    301 якобы, то какие-то финансовые сложности, то санкции вводят - ну всё время
    302 какие-то объяснения находятся! Так это или не так, мы даже проконтролировать
    303 не можем.
    304
    305 Третий момент. При наличии санкций, при наличии сложностей наблюдаются
    306 регулярные огромные траты на всякие абсолютно непрофильные активы. Мы говорим
    307 про футбольные клубы, мы говорим про разного рода спортивные и прочие
    308 мероприятия, которые проводятся и финансируются за счёт государственных
    309 корпораций. И когда мы оцениваем ситуацию так, что "Газпром", наше
    310 национальное достояние, вкладывает в эти активы приблизительно столько же,
    311 сколько в газификацию всей страны, мы можем сделать вывод, как он работает,
    312 зачем работает и на кого работает, - опять же без нашего соответствующего
    313 контроля.
    314
    315 Нам представители министерства говорят, что у них некие KPI будут вводиться и
    316 что они выпустили рекомендации, не обязательные к исполнению инструкции, а
    317 рекомендации: захочет совет директоров или наблюдательный совет -
    318 прислушается, не захочет - не прислушается. А на мой взгляд и на взгляд нашей
    319 фракции, немотивированно огромные зарплаты руководителей и членов советов
    320 директоров - это не просто раздражающий фактор. Когда нам говорят, что
    321 человек зарабатывает 2 миллиона рублей в день, 3 миллиона рублей в день, а
    322 все, я имею в виду правительство, разводят руками (мы ничего сделать не
    323 можем, мы написали KPI, мы послали рекомендации...), - это уже совсем никуда
    324 не годится! Я понимаю, что во главе этих корпораций стоят важные и, может
    325 быть, уважаемые люди (только что несколько фамилий называли), но ведь так
    326 дальше продолжаться не может: они дискредитируют саму идею государственного
    327 управления, эффективного государственного управления, работая внутри себя,
    328 получается, государственные корпорации и ПАО становятся государствами в
    329 государстве.
    330
    331 При этом, когда мы начинаем анализировать, видим: "Роснефть" - 7 из 11 членов
    332 совета директоров являются иностранными гражданами. Иностранные граждане в
    333 совете директоров стратегического предприятия - с какой стати они туда
    334 попали?! Представьте такую же ситуацию в американской компании, в
    335 какой-нибудь европейской компании, где наших, российских представителей там
    336 окажется половина или больше половины и они фактически будут определять
    337 политику компании, - можете? Почему же у нас так произошло? Почему
    338 правительство на это никак не влияет и даже боится, я так понимаю, пока
    339 влиять? Требует только маленькие ежегодные отчётики, которые оно будет
    340 анализировать и, возможно, опять что-нибудь рекомендовать. Надо структурно
    341 перестраивать весь подход к государственным корпорациям! Председатель совета
    342 директоров Сбербанка вообще американец. Возьмём другие компании, наши крупные
    343 компании с государственным участием, которые являются локомотивом нашей
    344 страны, на которые ориентируются, - там точно такая же история: отсутствие
    345 какого-либо контроля, иностранцы в совете директоров, в управлении этими
    346 корпорациями, огромное количество нарушений и невозможность как-либо
    347 повлиять.
    348
    349 Я напомню, что мы, я имею в виду нашу фракцию, вносили здесь соответствующее
    350 обращение на имя премьер-министра и требовали всё-таки ввести не то что KPI,
    351 а понятную, нормальную систему определения заработных плат, определения
    352 доходов топ-менеджеров. И какой ответ мы получили? Не надо, пускай сами
    353 разбираются! Третий год разбираются сами, третий год злят людей, третий год
    354 демонстрируют баснословные, необъяснимые заработные платы при в принципе
    355 провальной иногда работе самих компаний.
    356
    357 Кадровый состав, штат управленческих кадров, на мой взгляд, нуждается в
    358 изменениях и в таком широком, публичном рассмотрении. Если у нас компаниями
    359 управляют филологи, журналисты, мебельщики, никакого отношения не имеющие к
    360 их профильным направлениям, естественно, ждать каких-либо результатов, уповая
    361 на то, что они эффективные, только эффективные менеджеры, не приходится. На
    362 самом деле в их эффективности есть большие, большие сомнения.
    363
    364 Наша фракция настаивает на том, чтобы информация от госкорпораций была
    365 открытой, чтобы эту информацию и результаты деятельности анализировали в том
    366 числе депутаты Государственной Думы вместе с правительством, поскольку от
    367 эффективности госкорпораций, от возможности контроля за их деятельностью
    368 зависит эффективность всего государства в целом. Это наш государственный
    369 институт, это наш инструмент работы, это наше стратегическое направление.
    370
    371 Фракция КПРФ, конечно, поддержит, ещё раз повторяю, этот маленький шаг, даже
    372 не шаг, а полшага вперёд с аккуратной оглядкой на то, как бы кого не обидеть,
    373 и настаивает на том, чтобы механизмы контроля, механизмы информирования,
    374 механизмы отчётности о деятельности государственных компаний и о публичных
    375 акционерных обществах были абсолютно прозрачны, понятны, - только тогда
    376 возникнет эффективность и пропадут злоупотребления.
    377
    378 Спасибо за внимание.
    379
    380 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    381
    382 По ведению - Бугера Михаил Евгеньевич.
    383
    384 Пожалуйста.
    385
    386 БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    387
    388 Спасибо большое, Александр Дмитриевич.
    389
    390 Получилось так, что, когда шла запись на выступления, я нажал кнопку другого
    391 депутата, прошу прощения, поэтому пришлось нажать кнопку "По порядку
    392 ведения".
    393
    394 Моё выступление от фракции будет довольно коротким. Поскольку в зале не
    395 выявилось никого, кто был бы против того, чтобы совершенствовать систему
    396 управления государственными компаниями, наверное, спорить тут особо нечего.
    397 Законопроект в первом чтении надо принимать, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
    398 призывает всех к этому.
    399
    400 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    401
    402 По ведению - Шаманов Владимир Анатольевич.
    403
    404 Пожалуйста.
    405
    406 ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция
    407 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    408
    409 Александр Дмитриевич, вот 18-й вопрос очень важный, а мы уже пятый раз его
    410 переносим. Клинцевич пришёл - может быть, мы рассмотрим 18-й вопрос после
    411 этого законопроекта?
    412
    413 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующим, да? Коллеги, не будет возражений 18-й вопрос
    414 следующим рассмотреть? Нет. Согласились. Спасибо.
    415
    416 Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции. Коротко, но от фракции.
    417
    418 ШЕРИН А. Н. Да, коротко от фракции.
    419
    420 Уважаемые коллеги, годами мы с вами рассматриваем деятельность госкорпораций,
    421 публичных и акционерных обществ, и это привело меня к одному простому выводу:
    422 наименование этих корпораций даёт им право получать поддержку государства из
    423 федерального бюджета - больше абсолютно никакого смысла в таком наименовании
    424 этих корпораций нет. Мы с вами, как и наши избиратели, наивно рассчитываем,
    425 включая здравый смысл, что государственные корпорации именно так и
    426 называются, чтобы оказывать максимально эффективную финансовую помощь
    427 государству. На самом деле всё не так.
    428
    429 Мы с вами недавно рассматривали в этом зале законопроект о том, что все
    430 госкорпорации, акционерные общества, в которых доля государства более 50
    431 процентов, в обязательном порядке должны платить в бюджет страны не менее
    432 половины своей чистой прибыли, и приводили в пример европейские страны, где
    433 компании, в которых доля государства более 50 процентов, платят в бюджет
    434 своих стран не менее 70 процентов. И здесь при рассмотрении этого вопроса
    435 зачитывался документ под названием "постановление Правительства Российской
    436 Федерации", в котором чёрным по белому было написано, что представитель
    437 государства при голосовании по распределению прибыли этих замечательных
    438 акционерных обществ и корпораций должен придерживаться позиции, что всему
    439 честному народу Российской Федерации идёт 25 процентов, а остальные 75
    440 процентов идут уважаемым акционерам всех этих замечательных организаций.
    441
    442 О чём сегодня нам с вами докладывает представитель правительства? Он говорит:
    443 уважаемые депутаты, никаких обязательных норм и требований в этом законе не
    444 будет расписано, просто-напросто проголосуйте за то, что мы, Правительство
    445 Российской Федерации, без вас, народных представителей, будем определяться, в
    446 какой форме и по каким параметрам нам эти замечательные и без того закрытые
    447 организации будут докладывать, как они использовали денежки, которые получили
    448 из бюджета Российской Федерации. И всё!
    449
    450 Вот принципиально, коллеги, вы говорите, мол, давайте мы концептуально
    451 проголосуем в первом чтении, а потом во втором, в третьем... Что там во
    452 втором чтении можно поменять? Если бы мы с вами сегодня чётко прописали,
    453 какой процент от чистой прибыли компаний идёт в бюджет Российской Федерации,
    454 какой процент идёт на оплату руководителей совета директоров, если бы мы
    455 прописали, что ни одного иностранца не может быть в управлении госкорпораций
    456 и публичных акционерных обществ, что, допустим, "Газпром" должен выделять не
    457 1 процент в год, а минимум 20 процентов на газификацию Российской Федерации,
    458 вот тогда... Назовите хоть одно государство в мире, где профессиональные
    459 футбольные или хоккейные команды финансируются за счёт налогоплательщиков. Вы
    460 можете себе представить, чтобы в Испании за счёт бюджета финансировались
    461 испанские футбольные клубы? Вот если бы в проекте федерального закона было
    462 записано, что они не имеют права финансировать вообще никакой
    463 профессиональный спорт, кроме детского и массового спорта, - это понятно, мы
    464 могли бы с вами во втором чтении какие-то поправки вносить, а здесь
    465 просто-напросто очередная имитация кипучей деятельности. Да, вроде
    466 правительство обратило внимание на деятельность госкорпораций - а дальше что?
    467 Каким образом мы будем влиять на этот процесс? Никаким! Мы сейчас с вами
    468 проголосуем, отдадим это полностью на откуп Правительству Российской
    469 Федерации, и сегодня будет одно постановление, завтра - второе, послезавтра -
    470 третье, и мы с вами никак не сможем контролировать этот процесс.
    471
    472 Коллеги, конечно, можно будет проголосовать за этот законопроект и, наверное,
    473 надо будет проголосовать, потому что он так красиво преподнесён, - но никто
    474 нам с вами после принятия этого закона не даст никаких прав, чтобы мы хоть
    475 как-то регулировали деятельность этих компаний или каким-то образом с них
    476 что-то потребовали в интересах наших граждан. Вот и всё!
    477
    478 Все позиции, которых фракция ЛДПР придерживается, я представил - давайте мы
    479 всё-таки дождёмся законопроекта, в котором мы чётко пропишем, какие
    480 требования к отчёту, к деятельности этих компаний мы предъявляем. А на
    481 сегодня давайте мы их просто не будем называть государственными корпорациями
    482 - что мы себя обманываем? Это корпорации под названием "отдельные
    483 коммерческие Ватиканы" внутри Российской Федерации, в которых собрались
    484 счастливцы наших дней и прекрасно себе зарабатывают дивиденды, зарплаты, а
    485 весь остальной народ будет внимательно слушать, как чёрные вороны кружат у
    486 наших границ, как Запад и Америка мешают нам развиваться. При этом все наши
    487 крупнейшие олигархи и нефтяные компании за последние годы стали богаче на 10
    488 процентов. А так да, в принципе экономическая ситуация в мире очень сложная,
    489 ну, граждане должны будут понять.
    490
    491 Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
    492
    493 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    494
    495 Представители президента и правительства? Нет.
    496
    497 Докладчик - заключительное слово.
    498
    499 ТАРАСЕНКО О. В. Хотела поблагодарить за рассмотрение вопроса и ещё раз
    500 обратить внимание, что это касается формы отчётности по всей стратегии
    501 деятельности, то есть мы говорим не только про бюджетное финансирование.
    502 Просто важно, чтобы было такое понимание.
    503
    504 Спасибо.
    505
    506 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?
    507
    508 Николаеву включите микрофон.
    509
    510 НИКОЛАЕВ Н. П. Коллеги, соглашусь со всеми: эффективность управления во
    511 многом будет зависеть от того, насколько открыты будут госкорпорации. Мы
    512 готовы дорабатывать законопроект перед вторым чтением. Просим поддержать этот
    513 законопроект сейчас, и давайте работать над тем, чтобы было как можно больше
    514 норм прямого действия в этом законе.
    515
    516 Спасибо за внимание.
    517
    518 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    519
    520 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    521 отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения
    522 Правительства Российской Федерации полномочием на утверждение требований к
    523 форме и содержанию годовых отчётов о выполнении программ деятельности
    524 государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний", пункт 11.
    525
    526 Включите режим голосования.
    527
    528 Покажите результаты.
    529
    530 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 45 мин. 23 сек.)
    531 Проголосовало за 396 чел.88,0 %
    532 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    533 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    534 Голосовало 397 чел.
    535 Не голосовало 53 чел.11,8 %
    536 Результат: принято
    537
    538 Принимается в первом чтении.