Проект федерального закона № 759960-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"»

Идентификатор 31333
Номер 759960-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет"
Комментарий
Дата внесения 2019-07-23

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) представить поправки к законопроекту ; принять законопроект в первом чтении
Дата последнего события 2019-11-12
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Белеков Иван Итулович
  • Березуцкий Юрий Николаевич
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Боженов Сергей Андреевич
  • Бондаренко Елена Вениаминовна
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Боярский Сергей Михайлович
  • Валуев Николай Сергеевич
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Гетта Антон Александрович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Догаев Ахмед Шамханович
  • Зобнев Виктор Викторович
  • Козловский Александр Николаевич
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Левин Леонид Леонидович
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Малов Николай Владимирович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Петров Анатолий Ильич
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Ревенко Евгений Васильевич
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Скруг Валерий Степанович
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Тимофеева Ольга Викторовна
  • Туров Артём Викторович
  • Федяев Павел Михайлович
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Чижов Сергей Викторович
  • Чиндяскин Сергей Викторович
  • Ющенко Александр Андреевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 759960-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".

    0 Переходим к законопроектам первого чтения. 13-й вопрос, о проекте
    1 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    2 Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских
    3 обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право
    4 на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием
    5 позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в
    6 информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети "Интернет".
    7 Докладывает Леонид Леонидович Левин.
    8
    9 ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной
    10 политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    11
    12 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта - предлагается
    13 внести изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой
    14 информации", в федеральные законы "О связи", "Об информации...".
    15
    16 Рассматриваемые изменения устанавливают обязанность вещателей телеканалов
    17 первого и второго мультиплексов распространять телеканалы в сети Интернет на
    18 основании договора с уполномоченной Роскомнадзором организацией, на сайте в
    19 сети Интернет, принадлежащем такой уполномоченной организации. Кроме того, на
    20 владельцев информационных ресурсов, которые планируют распространять
    21 телеканалы первого и второго мультиплексов в сети Интернет, возлагается
    22 обязанность заключить договор с вещателем соответствующего телеканала и
    23 договор с уполномоченной организацией, предусматривающий использование
    24 программного обеспечения уполномоченной организации, а также обязанность
    25 распространять данные телеканалы в неизменном виде, определённом вещателями.
    26 Законопроектом устанавливаются следующие требования к уполномоченной
    27 организации: она должна иметь договоры с вещателями (не менее двух третей
    28 телеканалов первого и второго мультиплексов), ей должно принадлежать право
    29 использования программного обеспечения в объёме, необходимом для реализации
    30 её полномочий, и она должна соблюдать ограничения по участию и контролю со
    31 стороны иностранного капитала. Также законопроект предусматривает ограничение
    32 доступа к информационному ресурсу на основании решения суда в случае
    33 нарушения владельцем информационного ресурса условий распространения
    34 телеканалов первого и второго мультиплексов.
    35
    36 Теперь, собственно, почему такое регулирование стало необходимым. Государство
    37 обеспечивает каждому гражданину право на доступ к 20 каналам федеральных
    38 мультиплексов в виде цифрового эфира, кабельного или спутникового вещания
    39 там, где эфир по каким-либо причинам недоступен, - это тот минимум
    40 качественного современного медийного содержания, который мы обязались
    41 предоставлять на основе президентских решений и целого ряда принятых законов.
    42 В то же время нельзя забывать о том, что точно такой же средой
    43 распространения является сеть Интернет, в которой качественный телевизионный
    44 контент тоже востребован. По экспертным оценкам, рынок легального сетевого
    45 телевидения вырос в этом году на 30 процентов, и это самый большой рост во
    46 всём сегменте телекоммуникаций. После ряда громких случаев обнаружения в
    47 Интернете в содержании мультиплексов незаконной рекламы - а доходило,
    48 коллеги, и до того, что в детские передачи врезалась незаконная реклама
    49 противозачаточных средств, - произвольного изменения контента и прямого
    50 нарушения авторских прав федеральных каналов перед государством встал вопрос
    51 о необходимости обеспечить соблюдение действующего законодательства и в то же
    52 время право каждого гражданина на свободный и качественный доступ к 20
    53 каналам в Интернете точно так же, как и во всех других средах
    54 распространения. Большинство каналов, входящих в федеральные мультиплексы,
    55 поддержали представленное вам решение и, собственно, были его инициаторами.
    56
    57 Однако со стороны отрасли в целом, а также от ряда федеральных органов
    58 исполнительной власти поступили важные замечания, которые мы планируем учесть
    59 в случае принятия законопроекта сегодня в первом чтении и внесём их как
    60 корректировки ко второму чтению. В первую очередь это высказанное Федеральной
    61 антимонопольной службой мнение о том, что надо исключить любой намёк на
    62 монополизацию рынка, соответственно, надо будет чётко прописать, что
    63 уполномоченных организаций должно быть более одной. Исходя из этого также
    64 целесообразно изменить требования к количеству выразивших согласие на участие
    65 в такой организации с двух третей общего числа каналов мультиплекса на одну
    66 треть. Также крайне важно оговорить право каждого мультиплекса, каждого
    67 канала мультиплекса на самостоятельное вещание в Интернете. Мы находимся в
    68 постоянном диалоге с индустрией, уже провели ряд совещаний по этому вопросу и
    69 рассчитываем создать регулирование, которое будет обеспечивать интересы
    70 российского общества в целом.
    71
    72 Коллеги, законопроект направлен на обеспечение прав граждан, на доступ к
    73 качественному вещанию в сети Интернет. Просим поддержать.
    74
    75 Спасибо за внимание.
    76
    77 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.
    78
    79 С содокладом выступает Сергей Михайлович Боярский.
    80
    81 БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    82
    83 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Леонид Леонидович очень подробно
    84 изложил суть предлагаемых изменений, мне остаётся добавить лишь следующее.
    85 Комитет, естественно, внимательно рассмотрел эту инициативу, и в целом,
    86 концептуально мы предлагаем принять её в первом чтении, за исключением ровно
    87 тех моментов, о которых только что сказал Леонид Леонидович и которые мы ко
    88 второму чтению обязуемся, в случае если вы нас поддержите, изменить.
    89
    90 В изначальной конструкции предполагалось наделить одну уполномоченную
    91 организацию правом аккумулировать сигнал двух мультиплексов в сети Интернет.
    92 Мы соглашаемся с критикой, что это может повредить конкуренции, поэтому ко
    93 второму чтению планируем создать конструкцию, в которой будет более одной
    94 уполномоченной организации. Набор телеканалов может быть разный: кто-то
    95 захочет, может быть, остановиться только на развлекательных, кто-то - только
    96 на музыкальных, кто-то предложит своему зрителю весь пакет из 20 телеканалов,
    97 что мы, конечно же, приветствуем. Ну и соответственно, будет снижен порог:
    98 сейчас прописано, что должны быть заключены договоры с двумя третями
    99 вещателей, а будет - с одной третью, а также, конечно, нужно гарантировать
    100 вещателям возможность продолжения свободного вещания на своих площадках. Это
    101 очень, на мой взгляд, понятная для людей конструкция, очень многие смотрят не
    102 только телеканалы двух мультиплексов, но и другие телеканалы именно через
    103 сеть Интернет.
    104
    105 На наш взгляд, принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить
    106 информационное равенство на территории Российской Федерации: оно уже
    107 обеспечивается путём перехода на цифровое вещание 20 наших обязательных
    108 общедоступных телеканалов, и вот теперь мы по аналогии с принятыми нами
    109 изменениями хотим перевести это на сеть Интернет.
    110
    111 Комитет предлагает всем вам, уважаемые коллеги, поддержать этот законопроект
    112 в первом чтении с учётом ряда корректировок, которые можно произвести при
    113 подготовке ко второму чтению.
    114
    115 Спасибо за внимание.
    116
    117 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.
    118
    119 Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
    120
    121 Включите режим записи на вопросы.
    122
    123 Покажите список.
    124
    125 Пиляев Иван Сергеевич.
    126
    127 ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.
    128
    129 У меня вопрос к Леониду Леонидовичу.
    130
    131 В пояснительной записке сказано, что за вещателями сохранится право
    132 определять условия распространения телеканалов, включая размер лицензионных
    133 платежей, на основании договора. Если следовать логике рынка, то плата за
    134 использование данных ресурсов может лечь на наших граждан. Скажите,
    135 пожалуйста, так ли это? Не будут ли наши граждане лишены возможности
    136 бесплатно смотреть данные телеканалы в сети Интернет?
    137
    138 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    139
    140 ЛЕВИН Л. Л. Спасибо, Иван Сергеевич, за важный вопрос. Действительно, эта
    141 тема обсуждалась. Мы считаем крайне важным, чтобы доступ к 20 телеканалам
    142 мультиплексов был бесплатным для граждан, и это будет ещё в одной поправке,
    143 которая будет подготовлена ко второму чтению, для того чтобы исключить
    144 возможность искусственной монетизации доступа граждан к 20 телеканалам
    145 мультиплексов. Обязательным условием станет предоставление гражданам именно
    146 бесплатно эфира телеканалов мультиплексов.
    147
    148 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    149
    150 Боева Наталья Дмитриевна.
    151
    152 БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    153
    154 У меня также вопрос к Леониду Леонидовичу.
    155
    156 Хороший законопроект, но Интернет есть не во всех сельских населённых
    157 пунктах. Получается, что люди знают обо всём, что происходит в стране, но не
    158 знают, что делается в районе, в городе, где они проживают. До 2018 года
    159 насчитывалось 1200 местных телеканалов, а с приходом цифровых технологий они
    160 оказались на задворках. Только в моём избирательном округе, включающем в себя
    161 десять районов Краснодарского края, пять телекомпаний. Как вы считаете, можно
    162 ли в рамках этого законопроекта дать возможность районным и городским
    163 операторам связи организовать локальные мультиплексы наземного цифрового
    164 телевидения, а также принять региональные программы развития цифрового
    165 наземного телевизионного... (Микрофон отключён.)
    166
    167 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    168
    169 БОЕВА Н. Д. Спасибо.
    170
    171 ...предусматривающие поддержку региональных электронных СМИ?
    172
    173 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    174
    175 ЛЕВИН Л. Л. Большое спасибо, Наталья Дмитриевна, за ваш вопрос. Я хотел бы
    176 напомнить, что программа перехода на цифровое вещание готовилась несколько
    177 лет и за последний год она успешно реализована, о чём, собственно, и сказал
    178 председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, подводя итоги
    179 перехода на цифровое вещание двух мультиплексов.
    180
    181 Что касается шагов, которые делаются для поддержки региональных каналов,
    182 хотел бы напомнить, что Государственная Дума приняла закон о 21-й кнопке,
    183 который позволил всем телеканалам войти в кабель на 21-й кнопке в
    184 обязательном порядке. Совсем недавно, в рамках весенней сессии, мы приняли
    185 ещё один закон для поддержки муниципальных телеканалов - так называемый закон
    186 о 22-й кнопке. Кроме того, правительством было принято решение о возможности
    187 вещания телеканалов на площадке "Общественного телевидения России", где
    188 теперь также ежедневно выделяется пять часов для региональных телеканалов.
    189
    190 Конечно, остаются телеканалы, которые, может быть, полностью не удовлетворены
    191 такими решениями и хотели бы иметь возможность самостоятельного вещания,
    192 поэтому сейчас прорабатывается вопрос о третьем мультиплексе, но для этого
    193 нужно провести полный аудит всех частот, чтобы эти частоты могли эффективно
    194 использоваться равномерно по всей территории России. В некоторых местах ими
    195 до сих пор пользуются, например, правоохранительные органы, военные
    196 организации. Такой аудит сегодня правительством проводится.
    197
    198 Что касается вещания в Интернете, это право любой телекомпании - вещать
    199 самостоятельно в Интернете. Будет ли возможность взаимодействовать с
    200 уполномоченной организацией у региональных телеканалов? Я думаю, будет
    201 безусловно.
    202
    203 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    204
    205 Куринный Алексей Владимирович.
    206
    207 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    208
    209 Леонид Леонидович, всё-таки для чего нужен вот этот уполномоченный посредник,
    210 для чего это вводить? Есть каналы, каждый из которых транслирует свой
    211 контент, может заключать договоры в сети Интернет на трансляцию его контента,
    212 наказывать, если там будут какие-то рекламные вставки неправильные - не в то
    213 время, не в то место, - если что-то будет использоваться без разрешения. Для
    214 чего вот этот посредник, для чего ещё одно звено, которое фактически,
    215 пропишем ли мы договоры с одной третью вещателей или с двумя, так или иначе
    216 будет монополизировать эту сферу, что будет приводить к дополнительным
    217 затратам?
    218
    219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    220
    221 ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Речи о монополизации
    222 сферы, ещё раз скажу, нет, и, собственно, для того, чтобы исключить дискуссию
    223 на эту тему, мы вносим поправку, о которой говорил я, о которой говорил
    224 Сергей Михайлович, о возможности создания не одной организации, а нескольких.
    225 Мы всего лишь говорим о дополнительной защите тех информационных ресурсов,
    226 которые государство сегодня активно поддерживает и развивает, это как раз
    227 первый и второй мультиплексы. Люди получают оттуда достаточно серьёзную и
    228 важную информацию. Мы должны защитить эту информацию от незаконных врезок. К
    229 сожалению, речь идёт не только о рекламе. Как показывает практика, речь идёт
    230 ещё и о появлении в Интернете отдельных передач, которые пытаются вставлять,
    231 через трансляции в Интернете пытаются размещать на площадках центральных
    232 телеканалов собственные телепрограммы, что, безусловно, тоже незаконно.
    233 Уполномоченная организация будет более качественно мониторить события,
    234 происходящие вокруг этих 20 каналов мультиплекса, делать это максимально
    235 эффективно. И мы надеемся, что в том числе законы-спутники помогут защитить
    236 ещё и со стороны Роскомнадзора от подобного рода врезок. Стрим - а это,
    237 собственно, прямые эфиры - такая вещь, где есть необходимость максимально
    238 оперативного реагирования на подобного рода противоправные действия в
    239 Интернете.
    240
    241 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    242
    243 Свинцов Андрей Николаевич.
    244
    245 СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.
    246
    247 Уважаемый Леонид Леонидович, одним из тезисов, который вы привели, одной из
    248 целей, для чего принимается этот закон, является как раз обеспечение
    249 неизменности сигнала, который передаётся, предположим, "Первым каналом" или
    250 "Россией" и уже появляется в телевизоре пользователя. Скажите, пожалуйста,
    251 каким образом всё-таки будет регулироваться неизменность содержания этого
    252 контента? Сейчас, например, "Первый канал" вещает в разных средах - через
    253 спутник, через кабель, в Интернете, операторы кабельные, IP-ТV берут этот
    254 сигнал, трансформируют его как угодно и передают нашим пользователям уже по
    255 телевизору. Этого, кроме конкретного пользователя, никто не увидит, и
    256 совершенно никакой разницы нет в том, где взят этот сигнал: напрямую у
    257 "Первого канала" или у этого будущего единого оператора. Вот этот мотив, на
    258 наш взгляд, слегка странно выглядит.
    259
    260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    261
    262 ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Андрей Николаевич. Ключевые слова в вашем
    263 выступлении - "как угодно". Вот как раз для того, чтобы организации, которые
    264 берут телесигнал из Интернета и используют его как угодно, не злоупотребляли
    265 этим и действовали в рамках гражданско-правовых отношений, которые у них есть
    266 с уполномоченной организацией, для того, чтобы исключить это "как угодно",
    267 как раз и создан законопроект, который мы сегодня рассматриваем.
    268
    269 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    270
    271 Альшевских Андрей Геннадьевич.
    272
    273 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    274
    275 Леонид Леонидович, как сказано в законопроекте, по отношению к деятельности
    276 организации не применяются ограничения антимонопольного законодательства. По
    277 факту благодаря этой ситуации другим участникам рынка могут быть навязаны
    278 невыгодные договорные или экономические условия. Насколько корректны, на ваш
    279 взгляд, подобные приоритеты и будет ли данный вопрос рассмотрен при
    280 подготовке ко второму чтению?
    281
    282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    283
    284 ЛЕВИН Л. Л. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Мы, собственно, этому
    285 посвятили часть своих выступлений: именно для того, чтобы таких
    286 злоупотреблений не было, будет создана не одна, а несколько организаций.
    287
    288 А что касается прав пользователей, мы пропишем отдельно ко второму чтению,
    289 как я уже говорил, бесплатность предоставляемых услуг для граждан в рамках
    290 обеспечения доступа к эфиру первого и второго мультиплексов.
    291
    292 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    293
    294 Тумусов Федот Семёнович.
    295
    296 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    297
    298 Уважаемый Леонид Леонидович, вы прекрасно знаете проблему региональных теле-
    299 и радиокомпаний. Сохранение региональных теле- и радиокомпаний - это
    300 сохранение культурного многообразия нашей Российской Федерации, сохранение
    301 языков народов, населяющих Российскую Федерацию, но тем не менее они не вошли
    302 в федеральные мультиплексы, и, конечно, они ищут возможность вещания через
    303 Интернет. Не будет ли данный законопроект ещё одним препятствием для
    304 распространения, для работы региональных теле- и радиокомпаний, как и
    305 лицензирование? Не будет ли так, что вот, мол, вы должны через этот канал и
    306 никак больше или вообще не будете вещать? Не будет ли такого?
    307
    308 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леониду Леонидовичу Левину включите микрофон.
    309
    310 ЛЕВИН Л. Л. Спасибо за вопрос, Федот Семёнович. Важный вопрос, потому что,
    311 если этот вопрос возникает, значит, риск такой трактовки существует, и мы
    312 должны его исключить. Ни в коем случае, Федот Семёнович, законопроект,
    313 который мы сегодня рассматриваем, не направлен на ограничение деятельности
    314 региональных или муниципальных телеканалов. Он направлен только на защиту
    315 онлайн-вещания, прямого вещания, или, как профессионалы говорят,
    316 стрим-вещания, телеканалов первого и второго мультиплексов. Что касается
    317 региональных и муниципальных телеканалов, они могут вещать абсолютно
    318 самостоятельно, независимо в онлайн-среде, как считают нужным. Но будет ли
    319 возможность в дальнейшем наладить сотрудничество уполномоченных организаций с
    320 региональными и муниципальными каналами, если последние захотят сотрудничать
    321 с этими организациями? Я думаю, безусловно да.
    322
    323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    324
    325 Деньгин Вадим Евгеньевич, пожалуйста.
    326
    327 ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.
    328
    329 Спасибо, Иван Иванович.
    330
    331 Леонид Леонидович, как раз по будущей поправке, о том, что будет не одна, а
    332 несколько уполномоченных организаций: будут ли среди них хотя бы одна-две
    333 государственные?
    334
    335 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Левину включите микрофон.
    336
    337 ЛЕВИН Л. Л. Не очень понимаю, Вадим Евгеньевич, что вы имеете в виду под
    338 государственными. Если вы имеете в виду, будут ли поправки правительства, то
    339 хотел бы обратить ваше внимание, что наш законопроект поддержан
    340 Правительством Российской Федерации. Мы, готовя поправки, - и вы, как член
    341 нашего комитета, это знаете - всегда активно работаем и с министерством
    342 цифрового развития, и со всеми профильными ведомствами, и с Федеральной
    343 антимонопольной службой, которая тоже имеет непосредственное отношение к
    344 данному законопроекту, и планируем продолжить эту работу при подготовке
    345 поправок ко второму чтению, чтобы учесть и интересы государства, и интересы
    346 отрасли, и, самое главное, конечно же, интересы наших граждан.
    347
    348 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.
    349
    350 Коллеги, будут ли желающие выступить? Будут.
    351
    352 Включите режим записи на выступления.
    353
    354 Покажите список.
    355
    356 Ревенко Евгений Васильевич, пожалуйста.
    357
    358 Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    359
    360 РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    361
    362 Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ключевой вопрос при
    363 рассмотрении данного законопроекта заключается вот в чём. Сегодня нам важно
    364 осознать и зафиксировать, что структура потребления информации в современном
    365 обществе резко изменилась. Главными средствами получения информации сегодня
    366 стали гаджеты и компьютеры, а телевизоры как приборы на самом деле уходят на
    367 второй план. Интернет - это теперь основной способ получения информации и
    368 доставки до потребителя почти любого (внимание, подчёркиваю: почти любого)
    369 интеллектуального продукта. В нашей стране Интернетом на постоянной основе в
    370 настоящее время пользуются 95 миллионов человек, это две трети населения, и
    371 дальше эта цифра будет расти. И до сих пор, уважаемые коллеги, этот самый
    372 Интернет, вот это всё большое пространство, по части соблюдения авторских
    373 прав представляет собой гуляйполе. Повсеместно и крупные корпорации, и малые
    374 производители сталкиваются с прямым банальным воровством интеллектуальной
    375 собственности. При этом все мы понимаем, что интернет-пространство - это
    376 сфера, которая довольно трудно поддаётся регулированию, но, поскольку
    377 Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, наводить порядок в этой сфере,
    378 конечно же, необходимо, просто нужно.
    379
    380 Представленный законопроект - это крайне важная, нужная, может быть, даже
    381 где-то чуть-чуть запоздалая мера, которая призвана защитить производителей
    382 интеллектуальной продукции, нашей отечественной продукции, уважаемые
    383 товарищи, от пиратства: очевидно, что имеющихся механизмов ныне явно
    384 недостаточно. Недопустимо, когда в федеральный общедоступный контент
    385 вторгаются третьи лица, допускают изъятие, меняют сетку, без согласования с
    386 правообладателями транслируют их продукцию и размещают стороннюю рекламу, как
    387 уже было об этом сказано, по сути, паразитируют на продукции, созданной
    388 телевизионной отраслью. Леонид Левин уже довольно подробно рассказал о сути
    389 законопроекта, который призван сформировать у нас единую, надёжную и понятную
    390 всем систему трансляции федеральных телеканалов в Интернете через
    391 уполномоченную организацию, по сути единую платформу, через которую
    392 интернет-площадки смогут на законных основаниях дальше распространять в Сети
    393 телеконтент. Речь идёт, напомню, о пакете из 20 общедоступных федеральных
    394 телеканалов, и речь идёт (здесь вопросы задавались) об эффективности
    395 контроля.
    396
    397 Поскольку Интернет - это, повторю, труднорегулируемая сфера, нет ничего
    398 удивительного в том, что по законопроекту появилось достаточно много
    399 замечаний и возражений. Например, о них ещё на прошлой неделе (мы обсуждали
    400 это на заседании комитета) сообщал в своём письме на имя председателя
    401 правительства Дмитрия Анатольевича Медведева президент РСПП Александр Шохин -
    402 перечислю тезисы, касающиеся опасений. Первый: никто никогда не жаловался и
    403 не поднимал вопрос о нарушении авторских прав в Сети. Но это, мягко говоря,
    404 не так, мы знаем о позиции крупнейших телевещателей, которые уже давно бьют
    405 тревогу и поддерживают данный законопроект. Ещё один тезис: система и так
    406 саморегулируется, и это один из ключевых тезисов тех, кто оппонирует по
    407 данному законопроекту. Но - я прошу прощения - саморегулируется кем и для
    408 кого? Для тех, кто годами паразитирует в этом самом Интернете на чужом
    409 интеллектуальном продукте? Так быть не должно. Есть сомнения,
    410 обеспокоенность, что кто-то монополизирует распространение программ
    411 общедоступных телеканалов, об этом мы с вами только что говорили. И здесь,
    412 конечно же, необходимо будет внести ко второму чтению необходимые поправки,
    413 на заседании комитета мы также об этом говорили. Но самое главное, уважаемые
    414 коллеги, что все замечания, которые звучали при обсуждении данной инициативы,
    415 не ставят под сомнение саму суть законопроекта: с воровством интеллектуальной
    416 собственности в Интернете необходимо бороться. И наша с вами задача -
    417 сформировать общие правила для вот этой серьёзной работы, при этом важно
    418 учесть и позиции всех крупных игроков этого рынка, и, конечно же, интересы
    419 пользователей и наши интересы.
    420
    421 Уважаемые коллеги, с учётом положительного отзыва Правительства Российской
    422 Федерации, позиции профильного комитета, прозвучавших здесь аргументов, в том
    423 числе и во время обсуждения, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас поддержать
    424 данный законопроект в первом чтении и проголосовать за.
    425
    426 Благодарю за внимание.
    427
    428 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Васильевич.
    429
    430 Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. Андрей Николаевич, от фракции?
    431
    432 Три минуты поставьте, пожалуйста.
    433
    434 СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, ЛДПР всегда выступает за свободный рынок, за
    435 демократию, и любая монополия, на наш взгляд, приводит к деградации. Авторы
    436 законопроекта уже сказали, что они в перспективе, ко второму чтению, дополнят
    437 законопроект и вместо одной уполномоченную компании будет несколько. Нам
    438 хотелось бы, чтобы (и это в том числе то, о чём Вадим Евгеньевич вопрос
    439 задал, а Леонид Леонидович, видимо, его неправильно понял) обязательно была
    440 государственная компания в числе этих компаний, "РТРС" или какая-то иная
    441 компания, которая будет обеспечивать свободный доступ, желательно бесплатный
    442 доступ, ну, с этим у нас всегда проблемы - с бесплатным... Нам хотелось бы,
    443 чтобы была целая плеяда коммерческих компаний, которые на рыночных условиях
    444 могли бы предоставлять этот сигнал, и, чтобы среди них обязательно была
    445 государственная компания ("Ростелеком" или "РТРС" - кто угодно), которая
    446 также должна иметь возможность этот сигнал предоставлять.
    447
    448 У нас в стране десятки, сотни небольших компаний, в основном региональных,
    449 которые имеют в своём, так сказать, пакете 1 тысячу, 2 тысячи, 5 тысяч
    450 абонентов, и они предоставляют телевидение, так называемое IP-TV, то есть
    451 телевидение через Интернет. Они не имеют возможности для таких, как
    452 говорится, серьёзных затрат, и если для них вот этот доступ к бесплатным и
    453 обязательным телеканалам будет стоить дорого, то они вынуждены будут эту
    454 услугу свернуть, а это означает, что на их место придут крупные игроки -
    455 "МТС", "Ростелеком", ряд других компаний, то есть это снова приведёт к
    456 сужению рынка предоставления услуг IP-TV и снова к монополизации где-то в
    457 отдельных уголках нашей страны этой услуги. Главное, о чём беспокоится
    458 фракция ЛДПР, - нужно, чтобы была нормальная рыночная среда, чтобы это не
    459 превращалось опять в какие-то подковёрные, кулуарные интриги, мол, вам я дам
    460 сигнал, а вам я не дам. Мы помним, такие случаи были, и очень часто.
    461 Например, кабельная сеть находится внутри канализационных коллекторов, и
    462 некоторые компании кому-то дают разрешение на прокладку оптико-волоконных
    463 сетей как раз для вещания и телевидения, в том числе двух обязательных
    464 мультиплексов, а кому-то не дают. Такая же история и с внутридомовым
    465 имуществом: там есть шахты, в которых проходят коммуникации, в том числе
    466 проводят Интернет внутри домов, там тоже управляющие компании определённым
    467 образом мешают развитию этих абсолютно рыночных инструментов.
    468
    469 Фракция ЛДПР в первом чтении воздержится от голосования, мы надеемся, что ко
    470 второму чтению в комитете мы детально всё проработаем и вместе выработаем
    471 такой законопроект, который действительно обеспечит безопасность и
    472 неизменность сигнала, но никоим образом не затронет интересы наших малых
    473 компаний в небольших населённых пунктах.
    474
    475 Спасибо за внимание.
    476
    477 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.
    478
    479 Леонид Леонидович, будете выступать с заключительным словом?
    480
    481 Депутату Левину включите микрофон, пожалуйста.
    482
    483 ЛЕВИН Л. Л. Спасибо большое, коллеги, за конструктивную дискуссию. Очень
    484 важно, что все, даже те, кто критикует законопроект, понимают необходимость
    485 его принятия. Два комментария по выступлениям.
    486
    487 Первое. Хотел бы обратить внимание, что "РТРС" - собственно, та организация,
    488 которая у нас отвечала за создание и проведение первого и второго
    489 мультиплексов по всей стране, и мы сегодня говорили о завершённом переходе на
    490 цифру - уже заявила, комментируя свою позицию по данному законопроекту, что
    491 готова участвовать, в том числе рассматривает возможность быть одной из
    492 организаций по обеспечению такого вещания.
    493
    494 И второе. Обеспокоенность тем, что возможности этих организаций приведут к
    495 тому, что они будут злоупотреблять своим правом и ограничивать возможности
    496 доступа для небольших региональных интернет-операторов в части предоставления
    497 сигнала первого и второго мультиплексов, на мой взгляд, беспочвенна, но мы
    498 слышим наших коллег и, конечно же, будем учитывать это при доработке
    499 законопроекта. Интересы государства заключаются в предоставлении
    500 максимального вещания в Интернете для всех наших граждан, однако не только в
    501 предоставлении, но и в обеспечении неизменности этого вещания - вот как раз
    502 на это данный законопроект и направлен.
    503
    504 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович.
    505
    506 Заключительное слово содокладчика, Сергея Михайловича Боярского.
    507
    508 Пожалуйста.
    509
    510 БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемые коллеги, спасибо большое за обсуждение. Я хотел бы
    511 напомнить, что абсолютное большинство вещателей, которые представляют первый
    512 и второй мультиплексы, поддерживают принятие этого законопроекта, равно как и
    513 Правительство Российской Федерации, поэтому я очень прошу вас проголосовать
    514 за него в первом чтении. Мы обязательно учтём ваши замечания при работе над
    515 вторым чтением (в случае принятия).
    516
    517 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.
    518
    519 Коллеги, обсуждение завершено - ставлю законопроект на голосование.
    520
    521 Включите режим голосования.
    522
    523 Покажите результаты.
    524
    525 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 29 сек.)
    526 Проголосовало за 332 чел.73,8 %
    527 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    528 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    529 Голосовало 335 чел.
    530 Не голосовало 115 чел.25,6 %
    531 Результат: принято
    532
    533 Принимается в первом чтении.