0 |
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 |
1 |
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Алексея |
2 |
Геннадьевича Кобилева. |
3 |
|
4 |
Пожалуйста. |
5 |
|
6 |
КОБИЛЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
7 |
|
8 |
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию |
9 |
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и |
10 |
165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в |
11 |
целях распространения действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки |
12 |
порожних контейнеров и вагонов. |
13 |
|
14 |
Международные транзитные перевозки - это не только доставка товаров, но это и |
15 |
перевозка порожних контейнеров и вагонов. Действующая норма Налогового |
16 |
кодекса Российской Федерации предусматривает нулевую ставку НДС только для |
17 |
международных транзитных перевозок товаров и сопутствующих |
18 |
транспортно-экспедиционных услуг, перевозки порожних контейнеров и грузовых |
19 |
вагонов, несмотря на трансграничный характер таких операций, облагаются НДС |
20 |
по ставке 20 процентов, а, поскольку конечный потребитель услуги находится за |
21 |
пределами Российской Федерации, он не может претендовать на вычет по НДС. В |
22 |
этом и заключается суть проблемы: бизнес платит больше, значит, заметно |
23 |
снижается конкурентоспособность "Российских железных дорог", падает |
24 |
привлекательность российских транспортных коридоров для иностранцев. А вот в |
25 |
Белоруссии и в Казахстане - они тоже, как и Россия, члены Евразийского |
26 |
экономического союза - нулевая ставка НДС применяется при любых транзитных |
27 |
перевозках, независимо от того, гружёные вагоны или порожние. Российский |
28 |
бизнес давно беспокоят неравные условия конкуренции, предприниматели считают |
29 |
необходимым и справедливым, чтобы по перевозкам порожних контейнеров была |
30 |
нулевая ставка НДС, особенно на фоне постоянного увеличения фискальной |
31 |
нагрузки. |
32 |
|
33 |
За восемь месяцев текущего года объём перевозки порожних контейнеров |
34 |
транзитом по территории Российской Федерации составил 60 тысяч (речь идёт о |
35 |
двадцатифутовом эквиваленте, ДФЭ). Основной объём таких перевозок |
36 |
осуществляется из Европы в Китай (около 50 процентов), из стран Центральной |
37 |
Азии в Южную Корею (около 20 процентов), а доля железнодорожного транзита |
38 |
порожних контейнеров и вагонов в общем объёме перевозок в сообщении Китай - |
39 |
Европа - Китай в 2018 году составила 23 процента. В целом именно транзитный |
40 |
поток по территории Российской Федерации согласно долгосрочной программе ОАО |
41 |
"РЖД" является перспективным для наращивания объёма перевозок. Основными |
42 |
операторами предлагаемая мера по установлению нулевой ставки НДС будет |
43 |
транслироваться на сквозную ставку, что позволит зарубежным грузоотправителям |
44 |
сократить общую стоимость транспортировки железнодорожным транспортом по |
45 |
территории Российской Федерации. Снижение стоимости перевозки и привлечение |
46 |
дополнительного объёма перевозок в российскую транспортную систему, а также |
47 |
решение ряда компаний - владельцев подвижного состава более активно |
48 |
использовать транзитные железнодорожные маршруты с участием "Российских |
49 |
железных дорог" могут сгенерировать дополнительный доход и для экспедиционных |
50 |
компаний. К примеру, за счёт снижения ставки на транспортно-экспедиционные |
51 |
услуги, оказываемые при организации услуг по транзитной перевозке порожних |
52 |
контейнеров сообщением Китай - Европа, вследствие установления нулевой ставки |
53 |
НДС объём перевозок контейнеров из Европы в Китай может вырасти почти вдвое, |
54 |
что будет способствовать увеличению выручки ОАО "РЖД" на полмиллиарда рублей, |
55 |
российских экспедиционных компаний - на 3,4 миллиарда рублей в год и, |
56 |
соответственно, увеличению налоговых поступлений в части налога на прибыль. |
57 |
|
58 |
Нулевая ставка полностью соответствовала бы экономическому смыслу подобных |
59 |
транзитных перевозок, их стало бы больше и в целом повысился бы транзитный |
60 |
потенциал России. |
61 |
|
62 |
Правительство Российской Федерации поддержало внесённый законопроект, комитет |
63 |
одобрил. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать. |
64 |
|
65 |
Спасибо за внимание. |
66 |
|
67 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
68 |
|
69 |
Содоклад Леонида Яковлевича Симановского. |
70 |
|
71 |
Пожалуйста. |
72 |
|
73 |
СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
74 |
|
75 |
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мой коллега доложил суть |
76 |
законопроекта достаточно подробно. Законопроектом предлагается установить |
77 |
налоговую ставку НДС 0 процентов в отношении услуг по перевозке порожних |
78 |
железнодорожных вагонов или контейнеров, перемещаемых через территорию |
79 |
Российской Федерации с территории иностранного государства, и работ, |
80 |
непосредственно связанных с указанной перевозкой; одновременно |
81 |
устанавливаются документы, необходимые для подтверждения права на применение |
82 |
нулевой ставки НДС по указанным операциям. По мнению авторов законопроекта, |
83 |
установление нулевой ставки НДС в отношении международных транзитных |
84 |
перевозок порожних контейнеров, грузовых вагонов будет соответствовать |
85 |
экономическому смыслу данных операций, способствовать увеличению объёма |
86 |
перевозок и повышению транзитного потенциала Российской Федерации. Кроме |
87 |
того, предлагаемая мера направлена на гармонизацию налогового |
88 |
законодательства государств - членов Евразийского экономического союза: уже |
89 |
говорили, что в Казахстане и Белоруссии действует нулевая ставка. |
90 |
|
91 |
С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной |
92 |
Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений |
93 |
в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". |
94 |
|
95 |
Спасибо за внимание. |
96 |
|
97 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
98 |
|
99 |
Есть ли вопросы? Да. |
100 |
|
101 |
Включите режим записи на вопросы. |
102 |
|
103 |
Покажите список. |
104 |
|
105 |
Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. |
106 |
|
107 |
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
108 |
|
109 |
У меня вопрос к авторам законопроекта. |
110 |
|
111 |
Вот мы обнуляем ставку НДС для порожнего пробега, но при этом тут же "РЖД" |
112 |
говорит о повышении ставки порожнего пробега полувагонов на расстояние более |
113 |
2,4 тысячи километров на 15 процентов, то есть, по сути, получается, мы |
114 |
деньги, которые раньше шли в бюджет, просто перекладываем в карман "РЖД"? Или |
115 |
авторы законопроекта всё-таки согласовывали с "РЖД" снижение нагрузки на |
116 |
перевозчиков и грузоотправителей в связи со снижением этой ставки? |
117 |
|
118 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кобилеву на |
119 |
карточку Изотова. |
120 |
|
121 |
КОБИЛЕВ А. Г. С "РЖД" этот вопрос, безусловно, согласовывался. Мы говорим вот |
122 |
о чём: обнуляя ставку НДС, мы убираем нагрузку на услуги, которые "РЖД" |
123 |
оказывает иностранным грузоотправителям, в связи с этим более |
124 |
конкурентоспособным становится проезд по российским железным дорогам. |
125 |
|
126 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. |
127 |
|
128 |
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
129 |
|
130 |
Ну, это предложение настолько очевидно, что у меня возникает вопрос: почему |
131 |
раньше порожний пробег облагался НДС? Это первое. |
132 |
|
133 |
И второе. Какой процент грузоперевозок составляет порожний пробег? Мы |
134 |
понимаем, что грузопоток, например, из Китая в Европу гораздо больше, чем |
135 |
обратно, - вот мне интересно, каково соотношение порожняка и загруженных |
136 |
вагонов в потоке, о каких цифрах идёт речь? |
137 |
|
138 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. |
139 |
|
140 |
КОБИЛЕВ А. Г. Почему раньше этого не сделали, сложно сказать, я не готов |
141 |
ответить, это, наверное, вопрос к правительству, вопрос к "РЖД". Почему |
142 |
сейчас это делается? Потому что ряд предпринимателей обратились ко мне и я |
143 |
поддержал этот проект, выступил его автором. |
144 |
|
145 |
Что касается второго вопроса, тут я точно понимаю, что... Повторите ещё раз |
146 |
второй вопрос. |
147 |
|
148 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой процент порожняка? |
149 |
|
150 |
КОБИЛЕВ А. Г. Ну, я привёл данные в своём докладе: это составляет 23 процента |
151 |
от объёма сообщений Китай - Европа - Китай. То есть пока так. |
152 |
|
153 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
154 |
|
155 |
Шурчанов Валентин Сергеевич. |
156 |
|
157 |
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. |
158 |
|
159 |
У меня вопрос тоже к Алексею Геннадьевичу. |
160 |
|
161 |
Конечно, фракция КПРФ всегда за то, чтобы налоги были маленькие, |
162 |
производительность труда была высокая, ну и объёмы перевозок росли бы, и мы |
163 |
действительно - вы правильно сказали - получили бы дополнительные доходы. Но |
164 |
ведь вопрос заключается в чём? Почему мы только на порожняк вводим нулевую |
165 |
ставку НДС, может быть, нам нужно рассчитать вариант, чтобы и на грузы? То |
166 |
есть в конечном итоге, перевозя грузы по российским железным дорогам, любые |
167 |
перевозчики не будут платить НДС, и это, в общем-то, и с одной стороны |
168 |
хорошо, и с другой, тогда и порожняка будет, в общем-то, меньше. Мне кажется, |
169 |
вот эти вопросы правительству надо рассмотреть. |
170 |
|
171 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кобилеву включите микрофон. |
172 |
|
173 |
КОБИЛЕВ А. Г. Я в своём докладе сказал, что действующая норма Налогового |
174 |
кодекса предусматривает нулевую ставку НДС для международных транзитных |
175 |
перевозок товаров и сопутствующих транспортно-экспедиционных услуг, то есть |
176 |
это есть, я об этом сказал. Мы, наоборот, дополняем эту норму. |
177 |
|
178 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
179 |
|
180 |
Есть ли желающие выступить? Гартунг, пожалуйста. |
181 |
|
182 |
На рабочем месте включите микрофон. |
183 |
|
184 |
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) |
185 |
|
186 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ещё есть желающие... Тогда включите режим записи на |
187 |
выступления. |
188 |
|
189 |
Покажите список. |
190 |
|
191 |
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. |
192 |
|
193 |
ГАРТУНГ В. К. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Поскольку |
194 |
очевидно, что оказание услуг международным компаниям, ну, фактически экспорт, |
195 |
то, соответственно, налогообложение должно быть таким же, как при экспорте |
196 |
товаров и услуг. За исключением, конечно, экспорта сырья, потому что мы |
197 |
считаем, что при экспорте сырья НДС возвращать не нужно и нулевую ставку |
198 |
применять нельзя. Поэтому логично, что если международные перевозки |
199 |
облагаются по ставке 0 процентов, а возврат порожняка - это составная часть |
200 |
услуги, соответственно, и услуги по возврату должны облагаться по ставке 0. |
201 |
|
202 |
Спасибо за внимание. |
203 |
|
204 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. |
205 |
|
206 |
ШУРЧАНОВ В. С. Я уже говорил, что фракция КПРФ поддерживает законопроект. И |
207 |
мы, вообще, считаем, что налоги... особенно налог на добавленную стоимость, |
208 |
НДС, вполне может быть и отменён в рамках всей нашей налоговой системы, |
209 |
потому что это абсолютно, в общем-то, чуждый для российской действительности |
210 |
налог. Более того, он сдерживает развитие производства - именно в связи с НДС |
211 |
у нас темпы развития страны, роста ВВП действительно близки к единице, а |
212 |
может быть, даже к нулю. |
213 |
|
214 |
Но одновременно встаёт вопрос: мы повысили ставку налога на добавленную |
215 |
стоимость с 18 до 20 процентов - вот это тогда что дало? С одной стороны, мы |
216 |
опять выбираем какой-то сектор, освобождаем его от НДС, даём какие-то льготы |
217 |
- возможно, это и правильно. Но, с другой стороны, почему же, когда повышение |
218 |
ставки НДС на 2 процентных пункта прибавляет в текущем году российскому |
219 |
бюджету порядка 630 миллиардов рублей, мы имеем огромный профицит - порядка 2 |
220 |
триллионов рублей - и повышаем налог? Зачем это нужно делать, если мы могли |
221 |
бы сегодня, не имея профицита, во многом снизить налоги, в том числе НДС? И |
222 |
действительно, промышленность и другие отрасли хозяйства Российской Федерации |
223 |
могли бы развиваться. Ведь сегодня у предприятий вроде бы и деньги есть, и |
224 |
возможности есть, но они не хотят вкладывать, потому что знают, что налоги |
225 |
настолько огромные, что они останутся в убытке, и в конечном итоге |
226 |
предприятия совершенно немотивированны, не заинтересованы, в общем-то, в |
227 |
обеспечении роста производства. |
228 |
|
229 |
Я хотел бы - фракция будет голосовать за - одновременно поставить вопрос |
230 |
перед правительством: нам нужно сегодня серьёзным образом изменить отношение |
231 |
к ФНБ, к тому, как он формируется, к бюджетному правилу, налоговому манёвру и |
232 |
многим другим вещам, в том числе страховым пенсионным взносам, для того чтобы |
233 |
оптимизировать всё производство в нашей стране. |
234 |
|
235 |
Спасибо за внимание. |
236 |
|
237 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста, с места. |
238 |
|
239 |
АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
240 |
|
241 |
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" |
242 |
считает, что принятие закона улучшит конкурентоспособность наших железных |
243 |
дорог, создаст дополнительные возможности для увеличения объёма |
244 |
грузоперевозок и, несомненно, принесёт пользу как для участников рынка, так и |
245 |
для развития всей транспортной системы России. Искренне рад, что коллеги из |
246 |
фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и, надеюсь, ЛДПР поддерживают принятие |
247 |
этого законопроекта в первом чтении. Будем, несомненно, над ним работать. |
248 |
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за принятие законопроекта. |
249 |
|
250 |
Благодарю за внимание. |
251 |
|
252 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
253 |
|
254 |
Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Нет. |
255 |
Содокладчик? |
256 |
|
257 |
Симановскому включите микрофон. |
258 |
|
259 |
СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Просто для информации: за прошлый год суммарный объём |
260 |
перевозок составил 6,3 миллиарда рублей, уплаченный налог - 1,2 миллиарда. |
261 |
Спасибо. |
262 |
|
263 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
264 |
|
265 |
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении |
266 |
изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской |
267 |
Федерации", пункт 9. |
268 |
|
269 |
Включите режим голосования. |
270 |
|
271 |
Покажите результаты. |
272 |
|
273 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 56 сек.) |
274 |
Проголосовало за 417 чел.92,7 % |
275 |
Проголосовало против 0 чел.0,0 % |
276 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
277 |
Голосовало 417 чел. |
278 |
Не голосовало 33 чел.7,3 % |
279 |
Результат: принято |
280 |
|
281 |
Принимается единогласно. |