Законопроект № 753237-7
«О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Идентификатор 31294
Номер 753237-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарий в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость
Дата внесения 2019-07-15

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-10-08
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Алексеева Татьяна Олеговна
  • Антошкин Николай Тимофеевич
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Балыбердин Алексей Владимирович
  • Бахметьев Виталий Викторович
  • Белеков Иван Итулович
  • Белик Дмитрий Анатольевич
  • Березуцкий Юрий Николаевич
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бессарабов Даниил Владимирович
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Бокк Владимир Владимирович
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Бузилов Валерий Викторович
  • Букачаков Родион Борисович
  • Валуев Николай Сергеевич
  • Василенко Александр Борисович
  • Ветлужских Андрей Леонидович
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Геккиев Заур Далхатович
  • Германова Ольга Михайловна
  • Гетта Антон Александрович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Голушко Андрей Иванович
  • Дамдинов Алдар Валерьевич
  • Дерябкин Виктор Ефимович
  • Догаев Ахмед Шамханович
  • Евланов Владимир Лазаревич
  • Езубов Алексей Петрович
  • Елыкомов Валерий Анатольевич
  • Жарков Антон Викторович
  • Журавлев Алексей Александрович
  • Загребин Алексей Егорович
  • Зиннуров Ирек Хайдарович
  • Зобнев Виктор Викторович
  • Зубарев Виктор Владиславович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Кавинов Артем Александрович
  • Каминский Александр Викторович
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Карпов Анатолий Евгеньевич
  • Касаева Татьяна Викторовна
  • Катенев Владимир Иванович
  • Клыканов Александр Борисович
  • Кобзев Юрий Викторович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Ковпак Лев Игоревич
  • Когогина Альфия Гумаровна
  • Козловский Александр Николаевич
  • Кононов Владимир Михайлович
  • Костенко Наталья Васильевна
  • Кравченко Денис Борисович
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Максимова Надежда Сергеевна
  • Малов Николай Владимирович
  • Минкин Иршат Султанович
  • Митина Елена Анатольевна
  • Москвин Денис Павлович
  • Назарова Наталья Васильевна
  • Новиков Владимир Михайлович
  • Носов Александр Алексеевич
  • Павлова Ольга Ивановна
  • Панков Николай Васильевич
  • Петров Анатолий Ильич
  • Пимашков Петр Иванович
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Пятикоп Александр Иванович
  • Роднина Ирина Константиновна
  • Романов Михаил Валентинович
  • Савченко Светлана Борисовна
  • Сазонов Дмитрий Валерьевич
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Санина Наталья Петровна
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Сватковский Дмитрий Валерьевич
  • Селиверстов Виктор Валентинович
  • Серпер Евгений Александрович
  • Сибагатуллин Фатих Саубанович
  • Синяговский Владимир Ильич
  • Скруг Валерий Степанович
  • Слыщенко Константин Григорьевич
  • Смирнов Юрий Валентинович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Сопчук Сергей Андреевич
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Туров Артём Викторович
  • Тутова Лариса Николаевна
  • Фаррахов Айрат Закиевич
  • Федяев Павел Михайлович
  • Хайров Ринат Шамильевич
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Хохлов Алексей Алексеевич
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Чернышев Михаил Анатольевич
  • Чижов Сергей Викторович
  • Чиндяскин Сергей Викторович
  • Швыткин Юрий Николаевич
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Щаблыкин Максим Иванович
  • Юрков Дмитрий Васильевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 753237-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость).

    0 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и
    1 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид
    2 Яковлевич Симановский.
    3
    4 СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Мы также рассматривали вчера этот законопроект - об
    5 освобождении от уплаты НДС и об установлении нулевой ставки при
    6 транспортировке транзитных вагонов и контейнеров по территории Российской
    7 Федерации. Также законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы,
    8 готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать.
    9
    10 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич.
    11
    12 Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    13
    14 Ставлю законопроект на голосование.
    15
    16 Включите режим голосования.
    17
    18 Покажите результаты.
    19
    20 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 10 сек.)
    21 Проголосовало за 376 чел.83,6 %
    22 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    23 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    24 Голосовало 376 чел.
    25 Не голосовало 74 чел.16,4 %
    26 Результат: принято
    27
    28 Закон принят единогласно. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 753237-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня услуг, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость).

    0 Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165
    1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Алексея
    2 Геннадьевича Кобилева.
    3
    4 Пожалуйста.
    5
    6 КОБИЛЕВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию
    9 предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и
    10 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в
    11 целях распространения действия ставки НДС 0 процентов на транзитные перевозки
    12 порожних контейнеров и вагонов.
    13
    14 Международные транзитные перевозки - это не только доставка товаров, но это и
    15 перевозка порожних контейнеров и вагонов. Действующая норма Налогового
    16 кодекса Российской Федерации предусматривает нулевую ставку НДС только для
    17 международных транзитных перевозок товаров и сопутствующих
    18 транспортно-экспедиционных услуг, перевозки порожних контейнеров и грузовых
    19 вагонов, несмотря на трансграничный характер таких операций, облагаются НДС
    20 по ставке 20 процентов, а, поскольку конечный потребитель услуги находится за
    21 пределами Российской Федерации, он не может претендовать на вычет по НДС. В
    22 этом и заключается суть проблемы: бизнес платит больше, значит, заметно
    23 снижается конкурентоспособность "Российских железных дорог", падает
    24 привлекательность российских транспортных коридоров для иностранцев. А вот в
    25 Белоруссии и в Казахстане - они тоже, как и Россия, члены Евразийского
    26 экономического союза - нулевая ставка НДС применяется при любых транзитных
    27 перевозках, независимо от того, гружёные вагоны или порожние. Российский
    28 бизнес давно беспокоят неравные условия конкуренции, предприниматели считают
    29 необходимым и справедливым, чтобы по перевозкам порожних контейнеров была
    30 нулевая ставка НДС, особенно на фоне постоянного увеличения фискальной
    31 нагрузки.
    32
    33 За восемь месяцев текущего года объём перевозки порожних контейнеров
    34 транзитом по территории Российской Федерации составил 60 тысяч (речь идёт о
    35 двадцатифутовом эквиваленте, ДФЭ). Основной объём таких перевозок
    36 осуществляется из Европы в Китай (около 50 процентов), из стран Центральной
    37 Азии в Южную Корею (около 20 процентов), а доля железнодорожного транзита
    38 порожних контейнеров и вагонов в общем объёме перевозок в сообщении Китай -
    39 Европа - Китай в 2018 году составила 23 процента. В целом именно транзитный
    40 поток по территории Российской Федерации согласно долгосрочной программе ОАО
    41 "РЖД" является перспективным для наращивания объёма перевозок. Основными
    42 операторами предлагаемая мера по установлению нулевой ставки НДС будет
    43 транслироваться на сквозную ставку, что позволит зарубежным грузоотправителям
    44 сократить общую стоимость транспортировки железнодорожным транспортом по
    45 территории Российской Федерации. Снижение стоимости перевозки и привлечение
    46 дополнительного объёма перевозок в российскую транспортную систему, а также
    47 решение ряда компаний - владельцев подвижного состава более активно
    48 использовать транзитные железнодорожные маршруты с участием "Российских
    49 железных дорог" могут сгенерировать дополнительный доход и для экспедиционных
    50 компаний. К примеру, за счёт снижения ставки на транспортно-экспедиционные
    51 услуги, оказываемые при организации услуг по транзитной перевозке порожних
    52 контейнеров сообщением Китай - Европа, вследствие установления нулевой ставки
    53 НДС объём перевозок контейнеров из Европы в Китай может вырасти почти вдвое,
    54 что будет способствовать увеличению выручки ОАО "РЖД" на полмиллиарда рублей,
    55 российских экспедиционных компаний - на 3,4 миллиарда рублей в год и,
    56 соответственно, увеличению налоговых поступлений в части налога на прибыль.
    57
    58 Нулевая ставка полностью соответствовала бы экономическому смыслу подобных
    59 транзитных перевозок, их стало бы больше и в целом повысился бы транзитный
    60 потенциал России.
    61
    62 Правительство Российской Федерации поддержало внесённый законопроект, комитет
    63 одобрил. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать.
    64
    65 Спасибо за внимание.
    66
    67 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    68
    69 Содоклад Леонида Яковлевича Симановского.
    70
    71 Пожалуйста.
    72
    73 СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    74
    75 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мой коллега доложил суть
    76 законопроекта достаточно подробно. Законопроектом предлагается установить
    77 налоговую ставку НДС 0 процентов в отношении услуг по перевозке порожних
    78 железнодорожных вагонов или контейнеров, перемещаемых через территорию
    79 Российской Федерации с территории иностранного государства, и работ,
    80 непосредственно связанных с указанной перевозкой; одновременно
    81 устанавливаются документы, необходимые для подтверждения права на применение
    82 нулевой ставки НДС по указанным операциям. По мнению авторов законопроекта,
    83 установление нулевой ставки НДС в отношении международных транзитных
    84 перевозок порожних контейнеров, грузовых вагонов будет соответствовать
    85 экономическому смыслу данных операций, способствовать увеличению объёма
    86 перевозок и повышению транзитного потенциала Российской Федерации. Кроме
    87 того, предлагаемая мера направлена на гармонизацию налогового
    88 законодательства государств - членов Евразийского экономического союза: уже
    89 говорили, что в Казахстане и Белоруссии действует нулевая ставка.
    90
    91 С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной
    92 Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений
    93 в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
    94
    95 Спасибо за внимание.
    96
    97 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    98
    99 Есть ли вопросы? Да.
    100
    101 Включите режим записи на вопросы.
    102
    103 Покажите список.
    104
    105 Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.
    106
    107 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    108
    109 У меня вопрос к авторам законопроекта.
    110
    111 Вот мы обнуляем ставку НДС для порожнего пробега, но при этом тут же "РЖД"
    112 говорит о повышении ставки порожнего пробега полувагонов на расстояние более
    113 2,4 тысячи километров на 15 процентов, то есть, по сути, получается, мы
    114 деньги, которые раньше шли в бюджет, просто перекладываем в карман "РЖД"? Или
    115 авторы законопроекта всё-таки согласовывали с "РЖД" снижение нагрузки на
    116 перевозчиков и грузоотправителей в связи со снижением этой ставки?
    117
    118 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кобилеву на
    119 карточку Изотова.
    120
    121 КОБИЛЕВ А. Г. С "РЖД" этот вопрос, безусловно, согласовывался. Мы говорим вот
    122 о чём: обнуляя ставку НДС, мы убираем нагрузку на услуги, которые "РЖД"
    123 оказывает иностранным грузоотправителям, в связи с этим более
    124 конкурентоспособным становится проезд по российским железным дорогам.
    125
    126 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    127
    128 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    129
    130 Ну, это предложение настолько очевидно, что у меня возникает вопрос: почему
    131 раньше порожний пробег облагался НДС? Это первое.
    132
    133 И второе. Какой процент грузоперевозок составляет порожний пробег? Мы
    134 понимаем, что грузопоток, например, из Китая в Европу гораздо больше, чем
    135 обратно, - вот мне интересно, каково соотношение порожняка и загруженных
    136 вагонов в потоке, о каких цифрах идёт речь?
    137
    138 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста.
    139
    140 КОБИЛЕВ А. Г. Почему раньше этого не сделали, сложно сказать, я не готов
    141 ответить, это, наверное, вопрос к правительству, вопрос к "РЖД". Почему
    142 сейчас это делается? Потому что ряд предпринимателей обратились ко мне и я
    143 поддержал этот проект, выступил его автором.
    144
    145 Что касается второго вопроса, тут я точно понимаю, что... Повторите ещё раз
    146 второй вопрос.
    147
    148 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой процент порожняка?
    149
    150 КОБИЛЕВ А. Г. Ну, я привёл данные в своём докладе: это составляет 23 процента
    151 от объёма сообщений Китай - Европа - Китай. То есть пока так.
    152
    153 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    154
    155 Шурчанов Валентин Сергеевич.
    156
    157 ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.
    158
    159 У меня вопрос тоже к Алексею Геннадьевичу.
    160
    161 Конечно, фракция КПРФ всегда за то, чтобы налоги были маленькие,
    162 производительность труда была высокая, ну и объёмы перевозок росли бы, и мы
    163 действительно - вы правильно сказали - получили бы дополнительные доходы. Но
    164 ведь вопрос заключается в чём? Почему мы только на порожняк вводим нулевую
    165 ставку НДС, может быть, нам нужно рассчитать вариант, чтобы и на грузы? То
    166 есть в конечном итоге, перевозя грузы по российским железным дорогам, любые
    167 перевозчики не будут платить НДС, и это, в общем-то, и с одной стороны
    168 хорошо, и с другой, тогда и порожняка будет, в общем-то, меньше. Мне кажется,
    169 вот эти вопросы правительству надо рассмотреть.
    170
    171 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кобилеву включите микрофон.
    172
    173 КОБИЛЕВ А. Г. Я в своём докладе сказал, что действующая норма Налогового
    174 кодекса предусматривает нулевую ставку НДС для международных транзитных
    175 перевозок товаров и сопутствующих транспортно-экспедиционных услуг, то есть
    176 это есть, я об этом сказал. Мы, наоборот, дополняем эту норму.
    177
    178 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    179
    180 Есть ли желающие выступить? Гартунг, пожалуйста.
    181
    182 На рабочем месте включите микрофон.
    183
    184 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    185
    186 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ещё есть желающие... Тогда включите режим записи на
    187 выступления.
    188
    189 Покажите список.
    190
    191 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    192
    193 ГАРТУНГ В. К. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Поскольку
    194 очевидно, что оказание услуг международным компаниям, ну, фактически экспорт,
    195 то, соответственно, налогообложение должно быть таким же, как при экспорте
    196 товаров и услуг. За исключением, конечно, экспорта сырья, потому что мы
    197 считаем, что при экспорте сырья НДС возвращать не нужно и нулевую ставку
    198 применять нельзя. Поэтому логично, что если международные перевозки
    199 облагаются по ставке 0 процентов, а возврат порожняка - это составная часть
    200 услуги, соответственно, и услуги по возврату должны облагаться по ставке 0.
    201
    202 Спасибо за внимание.
    203
    204 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.
    205
    206 ШУРЧАНОВ В. С. Я уже говорил, что фракция КПРФ поддерживает законопроект. И
    207 мы, вообще, считаем, что налоги... особенно налог на добавленную стоимость,
    208 НДС, вполне может быть и отменён в рамках всей нашей налоговой системы,
    209 потому что это абсолютно, в общем-то, чуждый для российской действительности
    210 налог. Более того, он сдерживает развитие производства - именно в связи с НДС
    211 у нас темпы развития страны, роста ВВП действительно близки к единице, а
    212 может быть, даже к нулю.
    213
    214 Но одновременно встаёт вопрос: мы повысили ставку налога на добавленную
    215 стоимость с 18 до 20 процентов - вот это тогда что дало? С одной стороны, мы
    216 опять выбираем какой-то сектор, освобождаем его от НДС, даём какие-то льготы
    217 - возможно, это и правильно. Но, с другой стороны, почему же, когда повышение
    218 ставки НДС на 2 процентных пункта прибавляет в текущем году российскому
    219 бюджету порядка 630 миллиардов рублей, мы имеем огромный профицит - порядка 2
    220 триллионов рублей - и повышаем налог? Зачем это нужно делать, если мы могли
    221 бы сегодня, не имея профицита, во многом снизить налоги, в том числе НДС? И
    222 действительно, промышленность и другие отрасли хозяйства Российской Федерации
    223 могли бы развиваться. Ведь сегодня у предприятий вроде бы и деньги есть, и
    224 возможности есть, но они не хотят вкладывать, потому что знают, что налоги
    225 настолько огромные, что они останутся в убытке, и в конечном итоге
    226 предприятия совершенно немотивированны, не заинтересованы, в общем-то, в
    227 обеспечении роста производства.
    228
    229 Я хотел бы - фракция будет голосовать за - одновременно поставить вопрос
    230 перед правительством: нам нужно сегодня серьёзным образом изменить отношение
    231 к ФНБ, к тому, как он формируется, к бюджетному правилу, налоговому манёвру и
    232 многим другим вещам, в том числе страховым пенсионным взносам, для того чтобы
    233 оптимизировать всё производство в нашей стране.
    234
    235 Спасибо за внимание.
    236
    237 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Афонский Владимир Игорьевич, пожалуйста, с места.
    238
    239 АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    240
    241 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
    242 считает, что принятие закона улучшит конкурентоспособность наших железных
    243 дорог, создаст дополнительные возможности для увеличения объёма
    244 грузоперевозок и, несомненно, принесёт пользу как для участников рынка, так и
    245 для развития всей транспортной системы России. Искренне рад, что коллеги из
    246 фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и, надеюсь, ЛДПР поддерживают принятие
    247 этого законопроекта в первом чтении. Будем, несомненно, над ним работать.
    248 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосует за принятие законопроекта.
    249
    250 Благодарю за внимание.
    251
    252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    253
    254 Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Нет.
    255 Содокладчик?
    256
    257 Симановскому включите микрофон.
    258
    259 СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Просто для информации: за прошлый год суммарный объём
    260 перевозок составил 6,3 миллиарда рублей, уплаченный налог - 1,2 миллиарда.
    261 Спасибо.
    262
    263 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    264
    265 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    266 изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской
    267 Федерации", пункт 9.
    268
    269 Включите режим голосования.
    270
    271 Покажите результаты.
    272
    273 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 56 сек.)
    274 Проголосовало за 417 чел.92,7 %
    275 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    276 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    277 Голосовало 417 чел.
    278 Не голосовало 33 чел.7,3 %
    279 Результат: принято
    280
    281 Принимается единогласно.