Законопроект № 752627-7
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Идентификатор 31292
Номер 752627-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарий в части корректировки параметров «демпфирующего механизма»
Дата внесения 2019-07-12

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-08-09
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Бузилов Валерий Викторович
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Ковпак Лев Игоревич
  • Макаров Андрей Михайлович
  • Максимова Надежда Сергеевна
  • Хор Глеб Яковлевич
  • Чижов Сергей Викторович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).

    0 Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте
    1 федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
    2 Российской Федерации".
    3
    4 Пожалуйста, Леонид Яковлевич Симановский.
    5
    6 СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект также очень
    9 важный, во втором чтении он был принят вчера. Законопроект прошёл правовую и
    10 лингвистическую экспертизы и готов для принятия в третьем чтении. Кроме того,
    11 в постановлении о принятии федерального закона предлагается дать поручение
    12 Счётной палате проводить мониторинг влияния мер федерального закона на
    13 сдерживание роста и (или) снижение цен на моторное топливо на нашем
    14 внутреннем рынке и рекомендовано Правительству Российской Федерации дать
    15 аналогичное поручение Федеральной антимонопольной службе.
    16
    17 С учётом изложенного комитет просит принять законопроект в третьем чтении.
    18
    19 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич.
    20
    21 По мотивам есть желающие выступить? Есть.
    22
    23 Включите режим записи.
    24
    25 Покажите список.
    26
    27 Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста.
    28
    29 Подготовиться Коломейцеву.
    30
    31 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, проект закона очень подробно обсуждался
    32 здесь, в зале пленарных заседаний, поэтому, наверное, нет смысла сегодня
    33 повторять его основные положения. Главное - предлагается механизм, который,
    34 безусловно, обеспечивает неповышение цен на нефтепродукты выше уровня
    35 инфляции.
    36
    37 Хотел бы сказать, что, после того как этот законопроект был внесён депутатами
    38 Государственной Думы, мы сделали перерасчёт в части финансово-экономического
    39 обоснования и увидели, что этот закон позволит не только удержать цены в
    40 пределах инфляции, но и снизить их. Именно поэтому Государственной Думе
    41 предлагается принять решение о контроле за тем, насколько эффективно будут
    42 использоваться бюджетные средства, которые нефтяные компании получат для
    43 решения этой задачи, и каждые полгода Государственная Дума должна будет
    44 получать отчёт об эффективности использования этих средств и оценивать
    45 эффективность предложенного механизма. Одновременно мы предлагаем
    46 правительству дать поручение ФАС предоставлять нам информацию по всем
    47 индикаторам ценообразования, с тем чтобы мы могли видеть цену на
    48 нефтепродукты на всех этапах и реально понимать, где же всё-таки возникают
    49 проблемы, из-за которых наши граждане ощущают изменения в плане цен на
    50 заправках. Наконец, пожалуй, впервые прописаны в этом законе в отдельном
    51 пункте специальные дополнительные преференции для Дальнего Востока, для
    52 Сибири, с тем чтобы цены в этих регионах наконец-то были приравнены всё-таки
    53 к тем ценам, которые существуют на остальной части Российской Федерации.
    54
    55 Вот всё это, безусловно, говорит о том, что этот закон абсолютно необходим,
    56 особенно в условиях, когда с 1 июля прекратилось действие соглашения между
    57 правительством и нефтяными компаниями. Очень важно, что теперь эти отношения
    58 урегулированы законом и закон предоставляет очень серьёзные механизмы,
    59 которые можно использовать в качестве не только пряника, но и кнута.
    60
    61 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект, потому
    62 что он направлен на защиту интересов граждан.
    63
    64 Спасибо за внимание.
    65
    66 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.
    67
    68 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
    69
    70 Подготовиться Гартунгу.
    71
    72 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    73
    74 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вас вернуть к
    75 посланию президента 2008 года, в котором он давал прямое поручение в течение
    76 года разработать правила и организовать торговлю через Санкт-Петербургскую
    77 международную товарно-сырьевую биржу всеми нефтепродуктами, моторным топливом
    78 и энергоносителями, - подчёркиваю, это было в 2008 году.
    79
    80 Следующее, на что хотел бы обратить внимание, - это то, чем завершил Андрей
    81 Михайлович. Вы понимаете, у нас сейчас идёт жёсткий диктат, прогрессирующий,
    82 через концентрацию власти на рынке в руках крупных нефтяных компаний, которые
    83 первыми кричат караул и получают бесплатные финансовые ресурсы в условиях
    84 любых, даже мизерных действий на международном рынке нефти. Россия сейчас
    85 единственная нефтедобывающая страна, которая не имеет закона об обороте
    86 нефти. Мы уже более полугода назад внесли такой законопроект, подготовленный
    87 на основе законов Норвегии и Азербайджана, но правительство третий раз
    88 продлевает срок представления заключения на него. Ну дайте отрицательное
    89 заключение, но обратите внимание! Правительство на коленях уговаривает устами
    90 вице-премьера крупные нефтяные компании, которые в принципе уже должны стране
    91 по гроб жизни, понимаете? А мы опять хотим подзаконным актом...
    92
    93 Вот смотрите, у нас 20 лет назад был принят закон "О газоснабжении..." - и я
    94 что-то не слышал, чтобы с этой трибуны (тьфу-тьфу, постучу по дереву) просили
    95 что-то сделать для "Газпрома"! Но у нас, обратите внимание, 117 вертикально
    96 интегрированных крупных нефтяных компаний и 247 так называемых независимых
    97 организаций - вот эти люди как раз и диктуют стране, мол, мы им должны, а они
    98 нам ничего не должны. У этих товарищей возникают справедливые вопросы к
    99 "Транснефти", потому что "Транснефть" - монополист: что хочу, то и ворочу, в
    100 результате то загрязнённая нефть поступает нашим поставщикам, то ещё
    101 какая-то, а ответственность опять лежит на государстве.
    102
    103 Мы не будем голосовать за этот закон - настаиваем на рассмотрении нашего
    104 законопроекта "О государственном регулировании деятельности в нефтяной
    105 отрасли Российской Федерации". Он позволит синхронизировать деятельность и
    106 "Транснефти", и всех нефтяных компаний, а самое главное - даст полномочия
    107 правительству не уговаривать нефтяные компании, а регулировать их поведение
    108 на рынке и сделать прозрачное ценообразование... (Микрофон отключён.)
    109
    110 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    111
    112 Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
    113
    114 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция
    115 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этого законопроекта. Напомню, о
    116 чём здесь идёт речь. Нам преподносится это как защита интересов граждан...
    117 ну, кто не знает, каких граждан, посмотрите список "Форбс", вы фамилии этих
    118 граждан там найдёте - вы все, кто будет за этот закон голосовать, сможете
    119 точно узнать его бенефициаров.
    120
    121 Теперь по сути. Нам преподносят это как механизм, который остановит рост цен
    122 на топливо, даже снизит их. Да, наверное, на некоторые виды топлива на
    123 некоторый период может произойти снижение цен. Для чего? Для того, чтобы все
    124 остальные компании, которые не получат указанных в законе денег,
    125 обанкротились и освободили рынок для крупных компаний. Собственно говоря, на
    126 это и нацелен этот закон.
    127
    128 Нам говорят, мол, мы таким образом поддерживаем производителей топлива
    129 высокого экологического класса. Ну так напомню, что мы им уже давали
    130 поддержку минимум два раза - и где это топливо? Мало того, ещё хочу сказать,
    131 что нефтяной сектор, далеко не самый бедный в стране, всегда пользуется
    132 поддержкой государства. Когда цены на нефть падают, они прибегают: помогите
    133 нам! Когда цены на нефть высокие, они говорят: если вы хотите, чтобы мы
    134 сдержали рост цен на внутреннем рынке, дайте нам отрицательные акцизы. И речь
    135 идёт о сотнях миллиардов рублей!
    136
    137 Сразу скажу, что этот закон, конечно же, не приведёт к остановке роста цен, а
    138 в недалёкой перспективе он приведёт к ещё большему росту цен, потому что
    139 потери от применения демпфирующего механизма - это фактически копейки по
    140 сравнению с тем, что получат компании, резко повысив цены на топливо на
    141 внутреннем рынке. И они фактически будут этим пренебрегать, сначала они
    142 зачистят рынок, а потом вздуют цены - собственно говоря, так механизм
    143 монополизации рынка и действует. И все наши обращения к ФАС, дескать,
    144 давайте-ка вы там посмотрите, промониторьте... У нас здесь скоро будет
    145 руководитель ФАС выступать, и мы услышим информацию, что монополизация
    146 топливного рынка усилилась, как и финансового, кстати.
    147
    148 Единственным способом остановить рост цен на внутреннем рынке является отмена
    149 налогового манёвра, который осуществляется Правительством Российской
    150 Федерации. Напоминаю, что нужно прежде всего снизить доходность продажи нефти
    151 за рубеж и повысить доходность переработки нефти на внутреннем рынке страны.
    152 А для этого нужно принять законодательные инициативы, которые внесла фракция
    153 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - там предлагается повысить экспортные пошлины на
    154 нефть и снизить налог на добычу полезных ископаемых. Другого пути нет!
    155
    156 Спасибо за внимание.
    157
    158 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.
    159
    160 Уважаемые коллеги, и Николай Васильевич, и Валерий Карлович правы в том, что
    161 этот вопрос требует дополнительного обсуждения. Но всё-таки закон о том, как
    162 остановить рост цен, и если мы этот закон сегодня не примем, то цены на
    163 горюче-смазочные материалы будут расти, мы должны отдавать себе в этом отчёт.
    164 Сложно, конечно. Кому-то придётся не голосовать за этот законопроект, но вот
    165 мы начнём разрабатывать концептуальные вещи в этой части - а завтра цены
    166 вырастут... Поэтому мы сейчас запускаем реальный механизм, позволяющий
    167 остановить рост цен и выйти на решения, которые, возможно, облегчат многим
    168 жизнь. Коллеги, законопроект об этом.
    169
    170 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    171 часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос повестки.
    172
    173 Пожалуйста, включите режим голосования.
    174
    175 Покажите результаты.
    176
    177 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 04 сек.)
    178 Проголосовало за 324 чел.72,0 %
    179 Проголосовало против 55 чел.12,2 %
    180 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    181 Голосовало 379 чел.
    182 Не голосовало 71 чел.15,8 %
    183 Результат: принято
    184
    185 Федеральный закон принят.
    186

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).

    0 Переходим к законопроектам второго чтения. 27-й вопрос, о проекте
    1 федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
    2 Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров.
    3
    4 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект
    5 уже так часто обсуждался в Государственной Думе, что я не буду повторяться, я
    6 уверен, что все уже поняли его содержание, поэтому ограничусь тем, что скажу,
    7 что к законопроекту подано четыре поправки, все они рекомендованы комитетом к
    8 отклонению, включены в таблицу поправок № 2. Предложил бы перейти к таблице
    9 поправок.
    10
    11 Спасибо за внимание.
    12
    13 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.
    14
    15 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.
    16
    17 Ставлю таблицу на голосование.
    18
    19 Включите режим голосования.
    20
    21 Покажите результаты.
    22
    23 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 53 сек.)
    24 Проголосовало за 322 чел.71,6 %
    25 Проголосовало против 41 чел.9,1 %
    26 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    27 Голосовало 363 чел.
    28 Не голосовало 87 чел.19,3 %
    29 Результат: принято
    30
    31 Принимается таблица поправок.
    32
    33 Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.
    34
    35 Включите режим голосования.
    36
    37 Покажите результаты.
    38
    39 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 16 сек.)
    40 Проголосовало за 319 чел.70,9 %
    41 Проголосовало против 60 чел.13,3 %
    42 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    43 Голосовало 379 чел.
    44 Не голосовало 71 чел.15,8 %
    45 Результат: принято
    46
    47 Законопроект во втором чтении принимается.
    48
    49 Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.
    50
    51 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект
    52 подготовлен к процедуре третьего чтения, комитет просит поставить его на
    53 завтра для рассмотрения на заседании палаты.
    54
    55 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    56
    57 Прошу учесть.
    58

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части корректировки параметров демпфирующего механизма).

    0 47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую
    1 Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович
    2 Макаров.
    3
    4 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле это
    5 продолжение законопроекта, который мы сегодня рассматривали во втором чтении
    6 и из которого поправки, связанные с тем, что названо таким сложным и
    7 непонятным словом "демпфер", были исключены. Правительство предложило свои
    8 поправки отдельным законом, и сейчас у нас есть возможность рассмотреть
    9 данный вопрос по полной процедуре. Законопроект внесён депутатами
    10 Государственной Думы, и мне хотелось бы остановиться на том, почему вообще
    11 правительство предложило такой законопроект, поскольку, я повторяю, в
    12 законопроекте в основном практически дословно воспроизводятся предложения
    13 правительства. Хотя есть некоторые изменения, о которых я скажу дальше.
    14
    15 Итак, до 1 июля действовало соглашение правительства с нефтяными компаниями.
    16 Это соглашение предусматривало, ну, давало возможность ограничить рост цены.
    17 Вы помните, какой был взрывной рост цены к маю прошлого года, - именно в
    18 связи с этим и возникло то соглашение. Сейчас правительство предлагает, чтобы
    19 ограничение цены на нефтепродукты осуществлялось не соглашениями
    20 правительства с отдельными компаниями (тем более что у нас есть и
    21 независимые, и заправки, и всё остальное), а было прописано на
    22 законодательном уровне. Именно поэтому и возникло вот это предложение -
    23 ввести тот механизм, который разработало правительство, в закон. Строго
    24 говоря, вот тот законопроект, который мы с вами рассматриваем, этому и
    25 посвящён.
    26
    27 В чём основная идея этого законопроекта? Цена на нефть может быть любой - вы
    28 знаете, она может падать, она может расти, - вопрос в том, какая цена на
    29 бензин будет для граждан, какая цена на дизель будет для селян, для армии,
    30 если завтра цена на нефть будет, допустим, 80-100 долларов. Так вот механизм,
    31 который предложило правительство, позволяет при любой цене на нефть
    32 обеспечить, как считает правительство, что цена на бензин не будет расти выше
    33 уровня инфляции. Вот не важно, будет цена на нефть 100 долларов или будет 50
    34 долларов - цена на нефтепродукты выше уровня инфляции вырасти не может. Для
    35 этого, строго говоря, правительство и предложило этот механизм. То есть в
    36 случае, если цена экспортной альтернативы - та цена, по которой могли бы
    37 компании продать нефть на экспорт, - будет выше (и, соответственно, прибыль
    38 могла бы быть больше) в сравнении с теми ценами, которые ограничены в
    39 Российской Федерации, правительство говорит, что будет компенсировать
    40 нефтяным компаниям вот эту разницу - 65, 70, 75 процентов.
    41
    42 Вопрос первый: откуда возьмёт эти деньги правительство? Эти средства, по
    43 существу, заплатят сами компании - это к вопросу о том, откуда они берутся и
    44 куда они возвращаются. То есть это всё идёт как бы из бюджета, но ровно на
    45 эту же сумму произойдёт рост нагрузки на компании по НДПИ, иными словами, они
    46 взаимно уравновесят друг друга. Возникает вопрос: зачем тогда такой сложный
    47 механизм? Дело в том, что если мы не предусмотрим этот сложный механизм, то
    48 при изменении цены на нефть у нас посыпятся региональные дорожные фонды.
    49 Напомню, что у нас это прямой источник региональных дорожных фондов, и вот в
    50 данном случае не побочный, а, может быть, один из важнейших элементов данного
    51 механизма регулирования - это сохранение региональных дорожных фондов.
    52
    53 Ну и наконец, хотел бы просто обратить внимание, что очень важная тема здесь
    54 затрагивается, - тема регулирования цен на Дальнем Востоке, поскольку мы
    55 знаем, что цены на Дальнем Востоке значительно выше. Вот для того, чтобы
    56 всё-таки выравнивать цены на Дальнем Востоке с ценами на всей территории
    57 страны, здесь предлагается дополнительная поддержка в размере 2 тысяч рублей
    58 на тонну непосредственно для Дальнего Востока, Якутии и так далее - весь этот
    59 регион будет получать дополнительную поддержку в рамках действия данного
    60 механизма.
    61
    62 Теперь о разнице в подходах между тем, что внесено депутатами в данном
    63 законопроекте, и тем законопроектом... я сейчас не буду говорить о
    64 технических деталях, связанных с самим законопроектом, скажу всего лишь о
    65 пояснительной записке. Мы просчитали эффект от поддержки, которая
    66 предоставляется по этому механизму нефтяным компаниям, и видим, что эта
    67 поддержка позволяет не просто ограничить рост - в размере, не превышающем
    68 уровень инфляции, - она позволяет реально снижать цену. Демпфер - вот то, что
    69 даёт государство, - существует для того, чтобы он транслировался в цену, и
    70 очень важно проконтролировать, чтобы все эти средства пошли именно на
    71 регулирование цены продукта.
    72
    73 Какие здесь есть механизмы? Первое - это механизм, который мы приняли в
    74 законе значительно раньше, когда мы дали правительству право, в случае если
    75 кто-то будет хулиганить на этом рынке, вводить запретительные, по существу,
    76 экспортные пошлины. И напомню заявление Дмитрия Анатольевича Медведева,
    77 председателя правительства, которое он сделал совсем недавно: в случае если
    78 это произойдёт, правительство готово прибегнуть к этому механизму.
    79
    80 Второе - это то, о чём я уже говорил здесь во время отчёта Счётной палаты.
    81 Мне кажется, что мы могли бы... и комитет по бюджету предлагает именно это
    82 решение, в заключении комитета оно есть: мы предлагаем дать поручение Счётной
    83 палате проконтролировать, с одной стороны, эффективность механизма, который
    84 предложен правительством, с другой стороны, расходование бюджетных средств,
    85 то есть того демпфера, который получают нефтяные компании. Правда, надо
    86 сказать, что на следующий день после того, как с этим мы выступили на
    87 пленарном заседании Государственной Думы, последовало заявление Счётной
    88 палаты, что они отказываются это делать, потому что они считают, что в этом
    89 случае они будут подменять собой ФАС и Министерство финансов. Но хотел бы
    90 обратить внимание, что нам нужна в данном случае не фотография цены на
    91 заправке (этим действительно ФАС занимается по всей стране, и мы получаем эту
    92 информацию регулярно), и уж тем более нам нужен не отчёт Минфина, сколько
    93 денег ушло в нефтяные компании, - нам нужна оценка эффективности того, как
    94 работают бюджетные средства на ценообразование, а это прямая функция Счётной
    95 палаты. Поэтому комитет будет предлагать, в случае если этот законопроект
    96 будет поддержан, постановлением Государственной Думы поручить Счётной палате
    97 провести эту работу и проводить её регулярно, раз в полгода.
    98
    99 Спасибо за внимание.
    100
    101 Председательствует Первый заместитель
    102 Председателя Государственной Думы
    103 А. Д. Жуков
    104
    105 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    106
    107 Есть ли вопросы? Есть.
    108
    109 Включите режим записи.
    110
    111 Покажите список.
    112
    113 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    114
    115 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    116
    117 Уважаемый Андрей Михайлович, ну, насколько я понимаю, вы хотите
    118 усовершенствовать механизм, который, скажем так, скрасил бы, или снизил бы,
    119 отрицательные последствия налогового манёвра. Так не проще было бы его вообще
    120 отменить и не создавать вот этой разницы в доходности при продаже нефти за
    121 рубеж и переработке внутри страны?
    122
    123 МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос, с одной стороны, очень
    124 философский, с другой - абсолютно практический. Вот не проще ли отменить? Мы
    125 не ставили перед собой эту задачу, когда готовили данный законопроект. Это
    126 первое.
    127
    128 Второе. Не проще ли? Да, наверное, всё проще, вопрос только один: а мы готовы
    129 установить полностью рыночные цены внутри страны, отпустить цены? Вот готовы
    130 ли мы отпустить цены на дизель или бензин? Вы помните, что происходило с
    131 курсом рубля в 2014 году, когда всё рушилось, когда шли санкции? Тогда
    132 государство приняло ответственное решение, оно сказало: мы не будем на бирже
    133 поддерживать курс рубля, мы не дадим спекулянтам забирать эти деньги - строго
    134 говоря, ничего не случилось, мир не обрушился, наоборот, сейчас рубль
    135 стабилен. В данном случае рубль отвязывается от цены на нефть.
    136
    137 На самом деле существуют абсолютно рыночные механизмы, и как вариант -
    138 отпустить цены. Но вопрос не в том, хотим мы осуществлять налоговый манёвр
    139 или не хотим, вопрос в том, как мы хотим, чтобы регулировались цены. А людей
    140 волнуют цены, для нас важны именно цены на продукт, и не случайно, выступая
    141 здесь по этому же самому поводу, я говорил, что заслуживает гораздо более
    142 глубокого обсуждения тема ценообразования в нефтяной отрасли, со всеми
    143 последствиями, со всеми нюансами этой проблемы. Это гораздо более сложная
    144 тема.
    145
    146 А этот законопроект направлен на решение главной задачи: чтобы в отсутствие
    147 соглашения правительства с нефтяными компаниями (а оно отсутствует с 1 июля)
    148 не возникло желания, не возникло ситуации, когда цены просто рванут вверх, -
    149 и мы решаем вот эту конкретную задачу. Правительство предложило этот
    150 механизм, мы, повторяю, просчитали этот механизм и считаем, что он не только
    151 позволяет предотвратить рост цены выше уровня инфляции, он позволяет снижать
    152 эти цены. И я могу сейчас сказать, насколько должна снижаться цена при любой
    153 цене на нефть, вот если мне назовут цену на нефть, я могу сказать, какой, по
    154 идее, должна быть расчётная цена на бензин, на дизель при этой цене на нефть.
    155 И если окажется, что это не так, станет ясно, что те, кто реализует
    156 нефтепродукты, получают двойную выгоду: с одной стороны - от бюджета получают
    157 средства, а с другой стороны - от граждан. Вот для этого мы и предлагаем дать
    158 поручение Счётной палате проверить эффективность этого механизма.
    159
    160 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
    161
    162 НИЛОВ О. А. Андрей Михайлович, несколько справок, если у вас есть такая
    163 возможность, предоставьте, пожалуйста. Вот каков размер прибыли, ну, за
    164 последние пару лет, которую получили и получают нефтяные компании? Я думаю,
    165 что эта цифра не сильно меняется и, на мой взгляд, только растёт, и теперь в
    166 этом механизме... Мы готовы были бы поддержать именно посыл президента -
    167 стабилизировать цены, а механизм, который правительство предлагает, - за счёт
    168 кого, за счёт чего? - не очень понятен. За счёт бюджета, за счёт Фонда
    169 национального благосостояния? И самое главное, на какую сумму? Вот озвучьте,
    170 пожалуйста, сумму компенсации, которую получат нефтяники, ну, в виде платы за
    171 упущенную ими выгоду... (Микрофон отключён.)
    172
    173 МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос. На самом деле вопрос очень важный.
    174
    175 Кстати, что касается прибыли нефтяных компаний, я уже озвучивал на пленарном
    176 заседании объём этой прибыли, равно как и объём федеральных льгот, который
    177 эти нефтяные компании получают, и именно это и убеждает меня в том, что нам
    178 надо посмотреть механизм не только налогообложения, но и механизм
    179 ценообразования, но я об этом уже говорил.
    180
    181 Теперь по поводу сумм. Я ясно сказал, что здесь речь идёт о компенсации. Вот
    182 если мы возьмём, скажем, текущие условия, то есть если не изменится цена на
    183 нефть, если она останется такой же, какая она сейчас, то в данном случае
    184 расчётная цена... вот можно рассчитать и сказать, что нефтяные компании по
    185 демпфирующему механизму до конца этого года получат 19 миллиардов рублей.
    186 Откуда они получат эти 19 миллиардов? Они получат, так скажем, текущие
    187 деньги, все эти 19 миллиардов возвращаются от тех же нефтяных компаний за
    188 счёт механизма повышения НДПИ - НДПИ повышается автоматически ровно на ту
    189 сумму, которую компании получают в виде компенсации. Иными словами,
    190 компенсация происходит за счёт увеличения НДПИ, налога на доход с полезных
    191 ископаемых на нефтяные компании: вот если завтра эта компенсация будет 10
    192 миллиардов - НДПИ увеличится на эту сумму, на 10 миллиардов, и это произойдёт
    193 автоматически; компенсация будет 100 миллиардов - всё равно НДПИ вырастет на
    194 те же 100 миллиардов. Этот механизм необходим, как я уже сказал, для того
    195 чтобы ни в коем случае не ударить по региональным дорожным фондам. Вот такой
    196 механизм здесь предлагается.
    197
    198 А цифры... Ну, я ещё раз говорю, я озвучил эти цифры, и прибыли компаний, и
    199 так далее. Кстати, я хочу вам сказать, что в принципе они сопоставимы с теми
    200 прибылями, которые получают аналогичные компании за рубежом.
    201
    202 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
    203
    204 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    205
    206 Уважаемый Андрей Михайлович, ну, вы говорите: депутаты, Минфин... Вот
    207 руководитель департамента Минфина Сазанов в газете "Ведомости" вчера сказал,
    208 что бюджету это обойдётся в 25-30 миллиардов в этом году, в следующем - в
    209 85-90, это для справки.
    210
    211 Но у меня другой вопрос. В 2009 году средняя цена на нефть - 63,5, цена на
    212 заправке - 19 рублей; в этом году средняя цена на нефть - 65, цена на
    213 заправке - 49 рублей. Вы мне поясните, что же это за эффективность нефтяных
    214 компаний и куда же тогда девается сверхприбыль? А если верить ещё одной
    215 информации, которая в сетях распространяется, то в Оренбурге, в приграничных
    216 территориях бензин "Роснефти" покупают в Казахстане по 26 рублей. Ну, может,
    217 здесь просто лукавство? Ведь, смотрите, в Норвегии и Азербайджане, в соседних
    218 странах, есть закон об обороте нефти. Мы, кстати, внесли такой... (Микрофон
    219 отключён.)
    220
    221 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    222
    223 Задавайте вопрос уже.
    224
    225 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да я вопрос и задаю.
    226
    227 Может, мы прекратим заигрывать с нефтяниками и всё же Счётную палату, которая
    228 вроде как наш инструмент, заставим, как вы правильно предлагали, работать
    229 всё-таки на парламент и на страну, а не быть научно-исследовательским
    230 институтом?
    231
    232 МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос.
    233
    234 Николай Васильевич, я ещё раз хотел бы просто обратить внимание, что тот
    235 вопрос, который вы задаёте, гораздо шире, чем тот законопроект, который
    236 сегодня рассматривается. Законопроект направлен на решение конкретного
    237 вопроса: в отсутствие соглашения мы должны обеспечить - это наша с вами
    238 ответственность, - чтобы цена в любом случае не росла выше уровня инфляции,
    239 вот это задача данного законопроекта. Вы предлагаете обсуждать более
    240 глобальные вопросы, а для того чтобы глобальные вопросы обсуждать - я,
    241 по-моему, и начал с этого, - нам необходимо рассмотреть абсолютно
    242 фундаментально вопрос о ценообразовании в нефтянке, в том числе о
    243 налогообложении нефтяной отрасли и так далее. По-моему, не первый раз уже об
    244 этом говорю с этой трибуны, но повторю: этот законопроект направлен на
    245 абсолютно конкретные цели и, с нашей точки зрения, позволяет решать не только
    246 те задачи, которые поставило правительство, когда вносило это в качестве
    247 поправки, но и более серьёзные задачи.
    248
    249 Ну, давайте я вам просто приведу пример, чтобы было понятно, о чём мы
    250 говорим. Вот мы говорим о тоннах чего-либо, а я предлагаю посмотреть на цену
    251 за литр. Вот, скажем, если мы с вами при цене 65 долларов за баррель - такая
    252 сейчас цена нефти - посмотрим, какой будет демпфер в этих условиях, то на
    253 литр 92-го бензина у нас получается 5 рублей 54 копейки. Какая цена у нас на
    254 сегодняшний день без демпфера? Цена без демпфера - 47 рублей 27 копеек, это
    255 цена без демпфера, повторяю! Демпфер даёт 5 рублей 54 копейки в прямом
    256 исчислении, значит, предполагаемая цена должна быть 41 рубль 73 копейки.
    257 Сейчас она выше, хотя механизм работает, поэтому, ещё раз говорю, я полностью
    258 согласен с тем, что надо обсуждать, чтобы не получилось так, чтобы, пользуясь
    259 поддержкой из бюджета, компании получали одновременно поддержку второй раз -
    260 за счёт ценообразования на нефтепродукты.
    261
    262 Это реально очень сложный механизм: у нас с вами есть и так называемые
    263 независимые компании, и крупные компании могут регулировать это оптовыми
    264 ценами. То есть это вот тот случай, когда, мне кажется, лучше
    265 руководствоваться принципами наших врачей. Вот сидит председатель Комитета по
    266 охране здоровья, он вам скажет, что главный принцип - это всё-таки не
    267 навредить. Вот мне кажется, этот законопроект точно не навредит, а в каких-то
    268 вариантах он поможет.
    269
    270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
    271
    272 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    273
    274 Андрей Михайлович, у меня вопрос следующий. Понятно, что сейчас потери
    275 компенсируются повышением НДПИ, а вот как будет в перспективе? Получается
    276 так, что чем выше цена на нефть, тем больше компенсация, и поэтому повышение
    277 НДПИ, скорее всего, на перспективу не закроет всех потерь бюджета, которые
    278 будут, а, наверное, только наполовину может закрыть, исходя из того что
    279 говорят эксперты. Так вот чем всё-таки мы будем компенсировать потери
    280 бюджета, неужели опять акцизы повышать?
    281
    282 МАКАРОВ А. М. Я попробую ещё раз объяснить: весь смысл того, что предложило
    283 правительство, - на законодательном уровне урегулировать этот механизм, а это
    284 как раз и есть попытка уйти от обсуждения в каких-то ситуациях вопросов и
    285 принятия решений через внесение каких-то изменений в соглашение и так далее.
    286 Законодательный механизм, который здесь предусмотрен, абсолютно гарантирует
    287 компенсацию за счёт НДПИ всего того, что компания получает здесь. И мы
    288 просчитывали эти последствия: этот механизм, безусловно, достаточен, никаких
    289 других механизмов здесь не требуется, в этом плюс данного механизма.
    290
    291 Я повторяю, можно долго обсуждать, много проблем, но я ещё раз говорю, что
    292 когда мы видим размер демпфера - то, что получали компании в течение срока
    293 действия соглашения, - то понимаем, что далеко не всегда это полностью
    294 транслировалось в цену. Вот этим законом мы должны исключить возможность
    295 использования этих средств на какие-то иные цели, кроме как на компенсацию
    296 цены. В данном случае, я ещё раз говорю, предложенный механизм в этом плане -
    297 это сообщающиеся сосуды, абсолютно сообщающиеся сосуды: то, что платят
    298 государству, и то, что возвращают компании, - это абсолютно одинаково.
    299
    300 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    301
    302 Будут ли желающие выступить? Да.
    303
    304 Включите режим записи.
    305
    306 Андрей Михайлович, спасибо.
    307
    308 Покажите список.
    309
    310 Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.
    311
    312 КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.
    313
    314 Конечно, какое-то регулирование всегда лучше отсутствия неопределённости и
    315 непонятности на рынке, но надо признать - и это мы говорим каждый год при
    316 принятии бюджета, это мы с вами говорили в этом году, пару недель назад, при
    317 корректировке бюджета, - что все наши сегодняшние потуги как-то это
    318 отрегулировать являются следствием того налогового манёвра, в который мы
    319 вступили несколько лет назад.
    320
    321 Напомню, идея этого налогового манёвра - обнуление экспортных пошлин и
    322 переложение нагрузки на нефтяные добывающие компании через НДПИ. То есть
    323 вроде для бюджета ничего не поменялось: мы пошлины отменяем, вместо этого
    324 поднимаем НДПИ - но даже вот то количество выступлений, законопроектов, то
    325 количество времени, которое мы с вами тратим (а кроме нас, - мы по телевизору
    326 видим - на это тратят время ещё и руководители в правительстве, наши
    327 вице-премьеры), говорит о том, что механизм, который заложен, не работает. И
    328 более того, по сути, - мы говорили об этом при принятии налогового манёвра -
    329 вот, скажем так, переложение всей нагрузки от экспортных пошлин на НДПИ
    330 приводит к тому, что у нас идёт рост внутренней цены на бензин. Вот мы с вами
    331 всегда говорим: как же так происходит - у нас цена на нефть идёт вверх, цена
    332 на бензин на заправках идёт вверх, неожиданно цена на нефть падает вниз, цена
    333 на заправках опять идёт вверх?
    334
    335 Я хочу сказать, что наша страна входит в тройку стран, в которых доля
    336 налоговой нагрузки приближается к 65-67 процентам. Таких стран не много, мы
    337 одна из них. То есть за счёт того, что в цене огромная налоговая
    338 составляющая, получается, что сегодня цена на бензоколонке практически не
    339 зависит от цены на нефть, мы так или иначе вынуждены компенсировать и
    340 перекладывать это на наших граждан.
    341
    342 Помните, какая была история в начале года? Вице-премьер Козак пытался
    343 договориться в ручном режиме с нашими нефтяными компаниями, чтобы они не
    344 поднимали цены. Были формулы, демпфирующие коэффициенты, о которых мы знаем,
    345 но в результате того, что у нас в Налоговом кодексе заложена абсолютная
    346 цифра, - абсолютная! - рынок складывается так, как он складывается, а от
    347 этого рынка, скажем так, пляшет экспортная альтернатива, идея выравнивания
    348 сводилась к следующему: если разница между экспортной альтернативой и
    349 внутренним рынком будет такая, что продажа здесь будет невыгодна для наших
    350 производителей нефтепродуктов, то будет идти компенсация. В ручном режиме
    351 пытались урегулировать этот вопрос, результатом мучений стал законопроект,
    352 который мы сейчас рассматриваем: здесь уменьшена средняя цена, изменены
    353 демпфирующие коэффициенты, поставлена задача стимулировать наших экспортёров
    354 оставлять часть продукции здесь.
    355
    356 Вот основной вопрос, который у всех нас возникает: будет ли данный закон
    357 прямо воздействовать на наши нефтяные компании и стимулировать снижать цену
    358 на бензин? Ответ - нет, с помощью этого закона мы не сможем диктовать цену на
    359 бензин, на дизтопливо. В этом законопроекте предлагается обратный акциз,
    360 компенсация, но вы же понимаете, что это совершенно несвязанные вещи: одно
    361 дело - цена, по которой производитель или независимая компания продаёт
    362 бензин, а другое дело - возвращение акциза. Смотрите, какую хитрую схему мы
    363 сейчас придумываем: поручить ФАС, поручить Счётной палате проверить, сколько
    364 компании получили возвратных акцизов и сколько они получили прибыли от цены
    365 на заправке. Вы понимаете, как это всё сложно? И всё это, конечно, ни к чему,
    366 потому что на самом деле цифры - вот сегодня по этому поводу задавали вопрос
    367 - есть в бюджете, который мы с вами рассматривали. Сумму компенсации по
    368 акцизу, я вам напомню, мы две недели назад уменьшили с 300 миллиардов до 292
    369 миллиардов рублей, то есть это та сумма, которую мы должны вернуть нашим
    370 компаниям в качестве компенсации в надежде - прямой связи нет, - что они
    371 имеют совесть и будут понимать, что раз здесь они получили, то вот там, во
    372 внутренней цене на нефть, они должны проиграть. Но, я считаю, что, конечно, у
    373 правительства есть намного больше рычагов, и необходимость ставить сегодня на
    374 уши все наши контролирующие инстанции, включая ФАС, Счётную палату, поручать
    375 им просчитывать по каждому производителю, сколько он получил средств и
    376 сколько он получил ещё и от внутреннего... Я считаю, здесь возникает, вообще,
    377 такая интересная, достаточно коррупционноёмкая составляющая - компании начнут
    378 сравнивать и так далее.
    379
    380 Конечно, всё заложено в нашем мучительном налоговом манёвре. Раньше было
    381 очень просто: были экспортные пошлины, и, когда компании хотели вывозить, мы
    382 получали от них средства в бюджет. А сейчас мы доработались до того, что из
    383 бюджета сами будем отдавать. Вообще, это достаточно сложно для понимания
    384 нормального человека, и слава богу, что не все понимают, о чём я сейчас
    385 говорю, отчасти это успокаивает.
    386
    387 Я считаю, наличие формулы - это лучше, чем ничего, но всё-таки ещё лучше,
    388 если мы говорим о рыночной системе, привязываться не к конкретным цифрам,
    389 потому что все они меняются. Вот полгода назад были одни цифры: мы поработали
    390 - не получилось. Сейчас в Налоговом кодексе опять будут абсолютные цифры:
    391 поработаем - опять может не получиться. Уж если мы привязываемся к рынку, то,
    392 конечно, в Налоговом кодексе должны быть биржевые индикаторы - это всё
    393 упростит, отрегулирует, всё будет более или менее понятно, и мы хотя бы не
    394 будем возвращаться к этому вопросу.
    395
    396 Спасибо за внимание.
    397
    398 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    399
    400 Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
    401
    402 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
    403 Удивительная ситуация: мы сегодня являемся мировыми лидерами по поставкам
    404 нефти и нефтепродуктов на международный рынок, цена на нефть (ну, можно
    405 молиться) составляет 65 долларов за баррель - и у нас проблема! А может,
    406 проблема не у нас, проблема в аффилированности определённых чиновников с
    407 нефтяным сектором и в отсутствии нормальных механизмов регулирования этого
    408 вопроса?
    409
    410 Вот я не успел в вопросе изложить следующее: мы с экспертами специально
    411 изучили вопрос и выяснили, что мы единственная нефтедобывающая страна,
    412 которая в принципе не хочет иметь механизмы регулирования деятельности
    413 нефтедобычи, как и разведки. В результате говорят, мол, ой, правительство не
    414 успело - да оно не хотело! Ну а как иначе? Вот если вы ответственный чиновник
    415 и знаете, что у вас договор есть только на полгода, так вы же как минимум за
    416 месяц должны уже всех своих подчинённых напрячь и заставить подготовить
    417 документы, спросить, почему и что делать. Но, видно, это никому не надо, ведь
    418 в условиях, так сказать, пожара можно и Думу нагнуть, и всех остальных
    419 нагнуть, и дальше продлевать шоколадную жизнь для определённой, узкой группы
    420 лиц, понимаете? Для этого налоговый манёвр и придуман.
    421
    422 Мы внесли законопроект ещё полгода назад. И на встрече с председателем
    423 правительства мы акцентировали внимание на том, что мы, посмотрев пример
    424 Норвегии и Азербайджана, ничего не придумывая, посоветовавшись с экспертами и
    425 учитывая российскую действительность, внесли законопроект, в котором
    426 предлагаем дать правительству все козыри: оно регулирует оборот, добычу и все
    427 вопросы с нефтью. И что бы вы думали? В течение полугода нам уже четвёртый
    428 раз продлевают срок дачи заключения, причём по одним и тем же мотивам. Я
    429 провёл разведку боем, выяснил, что в Минэнерго уже давно подобный проект
    430 закона есть, но определённые лоббистские группы просто не дают возможности
    431 даже разговаривать о нём!
    432
    433 Таким образом, с моей точки зрения, все вот эти так называемые пожары
    434 создаются искусственно. Создаются искусственно почему? Посмотрите список
    435 "Forbes": кто там основной по России, в первой десятке - владельцы
    436 предприятий обрабатывающих отраслей или всё-таки "НОВАТЭК", "ЛУКОЙЛ" и ряд
    437 других компаний, которые, в общем-то, с моей точки зрения, паразитируют на
    438 природных ресурсах, надувают щёки, но не платят, не вносят необходимого
    439 количества средств в бюджет страны, обогащая другие страны и себя? Это первый
    440 вопрос.
    441
    442 Второй вопрос. Вот здесь рассказывали, что у нас есть независимые какие-то
    443 заправки. Да нет независимых заправок! Рынок монополизирован и поделён между
    444 десятком самых крупных нефтяных компаний, ни одного независимого заправщика в
    445 линейной сети нет - их давно удушили, и удушили опять же не рыночно: у нас
    446 нельзя приехать на НПЗ и заключить договор, чтобы вам давали энное количество
    447 бензина или солярки, вы туда просто не попадёте, понимаете? Или вам будут
    448 предложены такие условия, что вы в принципе никогда в жизни на этом бизнесе
    449 денег не заработаете, хотя, казалось бы, чего проще - на том, что касается
    450 дороги, и гаишники, и все всегда зарабатывали.
    451
    452 Уважаемые коллеги, ну давайте не будем себя обманывать: да, не получилось
    453 провести через законопроект о редких металлах, но спасибо Андрею Михайловичу
    454 - он оперативно в принципе вместо правительства проработал эту поправку, и,
    455 наверное, она будет принята. Я просто хочу принципиально поставить вопрос.
    456 Поймите, можно, внося поправки, продолжать кормить за счёт бюджета узкую,
    457 ограниченную группу людей. Я не думаю, что Сазанов оговорился, назвав
    458 "Ведомостям" сумму компенсации нефтяникам - 25-30 миллиардов рублей за
    459 полгода, а в следующем году - 85-90 миллиардов рублей, хотя я думаю, что и
    460 эти цифры тоже... но директор департамента не может оговариваться на порядки.
    461
    462 Давайте всё-таки попробуем подумать о стране! Давайте более принципиально
    463 ставить вопрос: почему у нас "Роснефть" - государственная компания, но в её
    464 совете директоров из одиннадцати членов - восемь иностранцы? Российская ли
    465 это компания и "Роснефть" ли её название сегодня, понимаете? Давайте
    466 посмотрим, где, в каких областях основные дивиденды получают другие крупные
    467 компании, из первой десятки. Почему мы, вообще-то, должны своими ресурсами
    468 обогащать других? Может, нам пора задуматься и над ФНБ, и над налоговым
    469 манёвром, которые навязаны нам МВФ? У нас правительство... Понимаете, против
    470 нас санкции, а мы с вожделением слушаем МВФ и реализуем повышение НДС - и что
    471 в результате? Что дало повышение НДС, повышение пенсионного возраста для
    472 бюджета и граждан страны? Кроме негатива, ничего! Высвобождены дополнительные
    473 люди, более миллиона появится на рынке труда, дополнительные проблемы для
    474 нас. Может, будем всё-таки думать о стране, а не о тех, кто уже и так
    475 незаслуженно обогатился?
    476
    477 Мы не будем поддерживать этот законопроект.
    478
    479 Спасибо за внимание.
    480
    481 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.
    482
    483 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я
    484 внимательно читаю, перечитываю этот законопроект и всё думаю: для чего такие
    485 сложные схемы придумывать, когда всё гораздо проще можно сделать? Понизьте
    486 рентабельность реализации нефти за рубеж, то есть сырья за рубеж, и по
    487 принципу равной доходности, скажем так, выгоднее будет перерабатывать нефть
    488 внутри страны, а соответственно, снизятся цены на топливо - всё, это рыночный
    489 механизм. Ничего придумывать не нужно! Вот всё голову ломаю: для чего такие
    490 сложные вещи придумываются? Вчитываюсь внимательно - и у меня возникают
    491 подозрения.
    492
    493 Дело в том, что механизм демпфера работает в части реализации
    494 высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса
    495 5 соответственно. Если мы посмотрим на рынок... Ну, Николай Васильевич тут
    496 говорил, что уже практически нет независимых заправок, - на самом деле ещё
    497 немного их где-то осталось, но этим законом мы их добиваем. Я думаю: а для
    498 чего всё это делается? У меня такое подозрение, что этот механизм вводится,
    499 причём законодательно, причём правительство пытается на нас переложить
    500 ответственность, чтобы нашими руками убить всю конкуренцию на этом рынке
    501 напрочь, вообще всю... Если принять этот закон, что будет? Компании, которые
    502 производят бензин только класса 5, под него подпадут, а если класс ниже -
    503 4-й, 3-й или другой, на них это не будет распространяться, причём речь идёт
    504 не об октановом числе, чтобы вы понимали, а об экологическом классе, который
    505 достигается определёнными присадками. Это первое замечание, первое
    506 подозрение, и боюсь, что оно оправданно.
    507
    508 Второе замечание. Зачем, ещё раз хочу сказать, городить огород, зачем
    509 настаивать на реализации, скажем так, тупикового пути? Это тупиковый путь,
    510 ведь всем же очевидно - и это уже прозвучало из уст представителей других
    511 фракций, - что основной причиной роста цен на топливо внутри страны является
    512 налоговый манёвр. Ну так устраните причину, и не надо больше ничего
    513 придумывать! Нет, причина не устраняется, потому что тогда наши нефтяные
    514 компании, которые суперприбыли получают, экспортируя сырьё за рубеж, потеряют
    515 эти прибыли. Мы просто понятным механизмом предлагаем эти сверхприбыли в
    516 бюджет изымать, этот механизм абсолютно понятен, прозрачен - тут ничего не
    517 выкроишь, но правительство не хочет этого делать, не хочет взять те
    518 дополнительные триллионы рублей, которые мы недобираем (а это недобранная
    519 природная рента - триллионы рублей!), и, чтобы как-то компенсировать это,
    520 условно говоря, чтобы не давать вот этих всплесков на рынке, пытается
    521 договориться с нефтяными компаниями, отстёгивая им, там, 200, 300, 400
    522 миллиардов рублей. Ну не хватает - давайте мы ещё в закон так называемый
    523 механизм демпфера введём и ещё им будем дополнительно давать деньги, хотя
    524 Андрей Михайлович справедливо сказал, что потом они эти деньги будут
    525 возвращать за счёт повышения, пересчёта НДПИ. Я думаю, а в чём тут прибыль-то
    526 тогда? И я понял: за то, что правительство, скажем так, договорилось с
    527 крупными нефтяными компаниями, что оно у них не будет изымать сверхприбыли и,
    528 скажем так, они не будут требовать отрицательного акциза, оно им отдаёт
    529 полностью весь российский рынок в монопольное владение.
    530
    531 Самое интересное, что здесь я не увидел ситуации, при которой... Вот вы же
    532 приводили пример. Цена на нефть резко падает - цена на бензин падает? Нет,
    533 растёт. Цена на нефть резко растёт - цена на бензин в России падает? Нет,
    534 тоже растёт! То есть у нас движение всегда вверх. А этим законом мы как бы
    535 несколько ограничиваем, условно говоря. Если скачки на топливо на рынке будут
    536 более высокие, больше чем на 10 или на 20 процентов, в зависимости от вида
    537 топлива, то тогда демпфер, этот механизм компенсации... он либо есть, либо
    538 нет. Но дело в том, что если скачок будет более высокий, то компаниям будет
    539 выгодно просто, скажем так, отказаться от этого демпфирующего механизма и
    540 повышать цены. То есть я не увидел, что здесь есть какие-то ограничения.
    541 Каким образом мы их остановим? Я этого не вижу и поэтому хочу сказать, что
    542 вот эти заявления с трибуны Думы о том, что мы сейчас примем вот этот закон и
    543 у нас не будет роста цен на топливо, - они безосновательны. Мало того,
    544 заявление о том, что цены не будут расти выше уровня инфляции... Ну,
    545 напоминаю, что здесь, в законе, указан рост на 5 процентов каждый год, и это
    546 касается только вот этого работающего механизма - демпфера. Но это не значит,
    547 что цены на топливо - на дизельное топливо, на бензин - не будут расти более
    548 высокими темпами. Могут расти и более высокими темпами.
    549
    550 В связи с этим наша фракция будет голосовать против этого механизма. Мы
    551 считаем, что этот механизм не приведёт к остановке роста цен. Мало того, я
    552 ещё вам опишу ситуацию: если упали цены на нефть, должна снизиться цена на
    553 внутреннем рынке на топливо? Должна. Снизится она? Нет, этот законом
    554 установленный механизм к этому никак не стимулирует. Мы за это голосовать не
    555 будем.
    556
    557 Мы считаем, что единственно правильным решением является отказ от налогового
    558 манёвра в нефтяной отрасли и, соответственно, снижение доходности продажи
    559 нефти за рубеж, а при использовании механизма равной доходности, скажем так,
    560 повышение интереса нефтяных компаний к увеличению доли перерабатываемой нефти
    561 внутри страны. Ведь что сейчас происходит в этой ситуации? Посмотрите:
    562 крупнейшие компании тянут нефтепровод до Китая, по ту сторону границы ставят
    563 нефтеперерабатывающий завод, а обратно идёт уже топливопровод - нам продают
    564 уже топливо. Зачем нам это? Объясните мне, пожалуйста, зачем мы всё это
    565 делаем? Зачем мы китайскую экономику развиваем?! Зачем мы поддерживаем
    566 экономики западных стран, куда мы наше дешёвое сырьё гоним?! Почему мы свою
    567 экономику не развиваем, объясните мне, пожалуйста?! Когда это делало
    568 правительство, понятно было, но зачем парламент-то под этим подписывается?
    569
    570 Наша фракция будет голосовать против.
    571
    572 Спасибо за внимание.
    573
    574 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимова Надежда Сергеевна.
    575
    576 МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
    577 Действительно, тема очень сложная, всегда по ней возникают большие дебаты, но
    578 сегодня мы не видим механизма, который был бы предложен хоть одной стороной,
    579 для того чтобы перейти на чисто рыночные отношения в этой сфере. На
    580 протяжении достаточно длительного периода правительство вело переговоры с
    581 бизнесом, с законодателями, с обществом, пытаясь найти механизм, который
    582 сдерживал бы рост цен на топливо, и вот такой механизм, на наш взгляд,
    583 сегодня найден. Мы в комитете два раза рассматривали этот законопроект, и
    584 надо сказать, что, скрупулёзно изучив его, в основном все члены нашего
    585 комитета всё-таки согласились с тем, что надо принимать этот законопроект,
    586 при одном воздержавшемся - подчёркиваю это.
    587
    588 Коллеги, почему мы пришли к этому выводу? Ну вот смотрите, с 1 июля
    589 прекратило существование соглашение между правительством и бизнесом по
    590 регулированию, ограничению цен на топливо, и у нас уже с 1 июля на дизельное
    591 топливо на 1,2 рубля цены возросли. Значит, нужен какой-то механизм, нужно
    592 что-то предпринимать? Нужно. Вот об этом мы сейчас и говорим. Мы сегодня
    593 предлагаем механизм, который будет работать уже на законодательной основе, а
    594 не на основе соглашений правительства и бизнеса, то есть это долговременная
    595 основа. Посмотрим, как он будет работать. Каковы аргументы в пользу этого
    596 закона?
    597
    598 Первое. Он защищает интересы, естественно, нефтеперерабатывающих заводов,
    599 потому что вводится вот этот демпфер, компенсационный механизм, и
    600 оплачиваться он будет за счёт средств, которые федеральный бюджет будет
    601 получать дополнительно в виде роста поступлений от налога на добычу полезных
    602 ископаемых от нефтяных компаний.
    603
    604 Второе. Механизм вводится с целью защитить интересы, поддержать потребителей
    605 в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно в регионах с генерацией на
    606 топочном мазуте для выработки тепловой и электрической энергии. То есть это
    607 механизм, который ограничивает рост тарифов на услуги в жилищно-коммунальной
    608 сфере.
    609
    610 Третье. Учтены интересы регионов, потому что - мы уже об этом говорили - этот
    611 механизм не даёт возможности снижать источники финансирования дорожных фондов
    612 регионов.
    613
    614 И четвёртое и основное - это то, что размеры демпфера позволяют не только
    615 удерживать рост цен, регулировать ценообразование в этой сфере, но и могут
    616 привести к снижению цен на топливо. То есть защищаются интересы всех
    617 потребителей топлива на нашем рынке и, кроме того, будет обеспечиваться
    618 наполняемость внутреннего рынка, удовлетворяться потребность рынка в
    619 нефтепродуктах.
    620
    621 Нам кажется, что достаточно уже вот этих моментов, не вдаваясь в технологии
    622 абсолютно, потому что, конечно, законопроект сложный в этом отношении. Мы
    623 считаем, что этот законопроект надо принимать. Мы, конечно, хотели бы, чтобы
    624 все фракции тоже поддержали его. Наша позиция твёрдая: этот законопроект надо
    625 принимать, он должен начать работать, и как можно скорее, потому что, я уже
    626 говорила, цены в рост пошли.
    627
    628 Фракция будет голосовать за.
    629
    630 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    631
    632 Представитель президента? Правительства? Не выступают.
    633
    634 Докладчик, пожалуйста.
    635
    636 МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, когда тебе через три дня 65, ты понимаешь,
    637 что на всё ответить уже просто не успеешь. На самом деле легко сказать: нам
    638 не нравится, сколько получают прибыли нефтяные компании, нам не нравится
    639 вообще, как всё это регулируется, поэтому мы не будем голосовать за этот
    640 законопроект, - понимая, что в парламенте есть ответственная сила, которая не
    641 допустит, чтобы в стране не было механизма, не позволяющего ценам расти,
    642 повышаться. Обращу внимание только на одно. Здесь было сказано, что говорят
    643 неправду те, кто говорит, что цены не повысятся, - нет, с этой трибуны было
    644 сказано главное: этот механизм позволит не только не повышать цены, но и
    645 снижать их. И проверки Счётной палаты, и всех органов, и ФАС и так далее
    646 нужны именно для того, чтобы посмотреть, насколько эффективно эти средства
    647 работают, то есть это та конкретная работа, которой и должен заниматься
    648 парламент, - принимать механизм и контролировать его выполнение. Вот почему
    649 этот закон просто необходим.
    650
    651 Ну а теперь... Я прекрасно понимал, что у нас ведь будет разговор только о
    652 прибыли нефтяных компаний, поэтому, вы знаете, я хотел бы просто коротко
    653 сказать о том, что здесь не обсуждалось. Здесь не обсуждалось, например,
    654 исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходов и расходов
    655 агента Российской Федерации - "ДОМ.РФ", возникающих при осуществлении
    656 функций в соответствии с законом "О содействии развитию жилищного
    657 строительства", что позволит выделить дополнительные средства для того, чтобы
    658 можно было делать вот то, что делает "ДОМ.РФ". Здесь не обсуждалось то, что
    659 мы создаём в законе механизм, который не даст уходить от налогообложения всем
    660 тем, кто, подводя то, что они продавали, под дистилляты, ну, то есть
    661 практически просто оформляя это как суррогат, в результате не платили налогов
    662 вообще. Вот тот механизм, который здесь предлагается, эта формула в отношении
    663 средних дистиллятов даст государству - на самом деле дорожным фондам
    664 регионов, потому что это их доходы, - дополнительно 60 миллиардов рублей
    665 просто потому, что мы поставим реальную преграду на пути тех, кто уходил от
    666 уплаты акциза. Ну и наконец (наверное, очень важно), это решение - реализация
    667 поручения Президента Российской Федерации, которое он дал и правительству, и
    668 нам в рамках "Прямой линии", в отношении авиационного керосина. Здесь
    669 предложен механизм, который позволит не допустить роста цен на авиационный
    670 керосин. Кто будет от этого получать выгоду? Не нефтяные компании, выгоду
    671 будут получать авиационные компании, безусловно при подтверждении, что они
    672 приобрели этот авиационный керосин и что они его не перепродали, а
    673 использовали именно на те цели, для которых он и приобретается.
    674
    675 На самом деле я называю только важнейшие и абсолютно конкретные моменты, как
    676 будет работать предлагаемый механизм. Я напомню, что, наверное, не было
    677 большего критика вот того механизма и налогообложения, и ценообразования в
    678 нефтяной отрасли, чем бюджетный комитет в Государственной Думе. Сегодня вся
    679 оппозиция, вместе взятая, не сказала больше, чем говорили по этому поводу мы.
    680 Но сегодня задача в отсутствие соглашения нефтяных компаний с правительством
    681 сделать так, чтобы ни граждане, ни, простите, село, у которого начинается
    682 уборочная, ни армия не попали под удар за счёт непредсказуемой ситуации на
    683 этом рынке. Это ответственное решение, на этом решении, на мой взгляд,
    684 неуместно играть... даже не в политику, а в политиканство.
    685
    686 Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект в первом чтении, он
    687 нужен срочно, установлены короткие сроки подачи поправок - обратите на это
    688 внимание, - нужно, чтобы до конца сессии этот закон вступил в силу.
    689
    690 Спасибо за внимание.
    691
    692 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    693
    694 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    695 часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 47.
    696
    697 Включите режим голосования.
    698
    699 Покажите результаты.
    700
    701 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 08 сек.)
    702 Проголосовало за 301 чел.66,9 %
    703 Проголосовало против 63 чел.14,0 %
    704 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    705 Голосовало 365 чел.
    706 Не голосовало 85 чел.18,9 %
    707 Результат: принято
    708
    709 Принимается в первом чтении.
    710