Проект федерального закона № 735241-7 «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации»

Идентификатор 31167
Номер 735241-7
Тип документа Федеральный закон
Название Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации
Комментарий
Дата внесения 2019-06-19

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) отклонить законопроект
Дата последнего события 2019-11-12
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Авдеев Михаил Юрьевич
  • Агаев Ваха Абуевич
  • Алимова Ольга Николаевна
  • Арефьев Николай Васильевич
  • Афонин Юрий Вячеславович
  • Бифов Анатолий Жамалович
  • Блоцкий Владимир Николаевич
  • Бортко Владимир Владимирович
  • Гаврилов Сергей Анатольевич
  • Ганзя Вера Анатольевна
  • Дорохин Павел Сергеевич
  • Езерский Николай Николаевич
  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Иванов Николай Николаевич
  • Казанков Сергей Иванович
  • Калашников Леонид Иванович
  • Кашин Владимир Иванович
  • Коломейцев Николай Васильевич
  • Корниенко Алексей Викторович
  • Кравец Александр Алексеевич
  • Курбанов Ризван Даниялович
  • Куринный Алексей Владимирович
  • Лебедев Олег Александрович
  • Мельников Иван Иванович
  • Некрасов Александр Николаевич
  • Новиков Дмитрий Георгиевич
  • Осадчий Николай Иванович
  • Пантелеев Сергей Михайлович
  • Парфенов Денис Андреевич
  • Плетнева Тамара Васильевна
  • Поздняков Владимир Георгиевич
  • Пономарёв Алексей Алексеевич
  • Рашкин Валерий Федорович
  • Савицкая Светлана Евгеньевна
  • Синельщиков Юрий Петрович
  • Смолин Олег Николаевич
  • Тайсаев Казбек Куцукович
  • Харитонов Николай Михайлович
  • Шаргунов Сергей Александрович
  • Шурчанов Валентин Сергеевич
  • Щапов Михаил Викторович
  • Ющенко Александр Андреевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 735241-7 "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации".

    0 Пункт 34, приоритетный законопроект фракции КПРФ - проект федерального закона
    1 "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества
    2 юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или
    3 муниципальной собственности в процессе приватизации". Доклад Николая
    4 Васильевича Арефьева.
    5
    6 Пожалуйста.
    7
    8 АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    9
    10 Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона об
    11 обращении в государственную и муниципальную собственность имущества
    12 юридических и физических лиц, приватизированного в процессе приватизации.
    13 Настоящий законопроект разработан фракцией КПРФ, внесён уже довольно давно и
    14 предусматривает обращение в государственную собственность имущества, которое
    15 было когда-то приватизировано в процессе приватизации.
    16
    17 Надо сказать, что законопроект о национализации совершенно законен, он никого
    18 не должен пугать, он разработан в соответствии со статьёй 8 Конституции
    19 Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации равным
    20 образом защищаются все формы собственности, и если государственная
    21 собственность может быть обращена в частную, то в соответствии с этим
    22 положением должна быть возможность обращения и частной собственности в
    23 государственную тоже. Итак, как гласит Конституция, обращение в
    24 государственную собственность возможно, но при предварительном и полном
    25 возмещении стоимости национализируемого имущества - вот это положение
    26 Конституции мы учли в обоих законопроектах, национализацию предлагается
    27 проводить с предварительным полным возмещением.
    28
    29 Кроме того (чтобы никто не сомневался и чтобы никто не пугался),
    30 национализация должна производиться в соответствии с 235-й статьёй
    31 Гражданского кодекса исключительно по закону, а поскольку такого закона нет,
    32 то в развитие этой статьи Гражданского кодекса мы и разработали законопроект
    33 о национализации.
    34
    35 Есть ли необходимость в таком законопроекте? Я вам должен сказать, что
    36 необходимость такая есть. Дело в том, что национализация у нас проводится
    37 ежедневно, ежечасно в нашем государстве, и никто этого не боится. Вы
    38 прекрасно понимаете, что национализация, или обращение в государственную
    39 собственность, происходит и путём скупки долей, и путём скупки акций, и путём
    40 приобретения имущества по различным основаниям, и путём увеличения уставного
    41 капитала, и всё это в принципе называется национализацией. Это не
    42 обязательно... иногда путают этот вопрос с экспроприацией, но вот такая
    43 частичная национализация проводится.
    44
    45 Кроме того, когда в состав Российской Федерации вошёл Крым, в Крыму - и мы
    46 получили достаточно много писем - национализация шла полным ходом, но без
    47 закона. А когда без закона, тогда произвола достаточно много, и тогда
    48 получается достаточно много писем, которые приходят в Государственную Думу,
    49 приходят депутатам, независимо от фракционной принадлежности. Поэтому закон
    50 необходим.
    51
    52 Кроме того, вот недавно в средствах массовой информации прошла информация,
    53 что Украина рассматривает вопрос о национализации российского имущества на
    54 своей территории, а поскольку мы принимаем зеркальные меры в отношении всех
    55 зарубежных санкций - как экономических, так и финансовых, - нам тоже надо
    56 будет принимать такие зеркальные санкции. А как мы это будем делать, если у
    57 нас не будет закона?
    58
    59 Кроме того, закон о национализации необходим хотя бы даже для того, чтобы
    60 исключить какой-то произвол, потому что на территории Российской Федерации
    61 больше 90 процентов зарубежной собственности в сфере торговли, у нас 65
    62 процентов крупной собственности находится в руках зарубежных инвесторов. Эти
    63 вопросы рано или поздно возникнут, и они через национализацию пройдут
    64 частично, но всё равно пройдут, ведь вы посмотрите, что делается: "РУСАЛ"
    65 безо всякого закона, можно сказать, путём самых незначительных махинаций
    66 Соединённые Штаты забрали себе; криогенную промышленность оставили себе;
    67 крупные пакеты акций, контрольные пакеты у них и в судостроении, и в
    68 авиастроении, а в результате вся наша крупная промышленность на сегодняшний
    69 день стоит. Вопрос о национализации назрел, его необходимо решить, и только
    70 поэтому мы и вынесли этот законопроект на обсуждение палаты.
    71
    72 Вопрос частный сегодня касается как раз проекта закона "Об обращении в
    73 государственную и муниципальную собственность имущества...", он касается
    74 приватизационного имущества. Нами были соблюдены все конституционные
    75 положения, положения Гражданского кодекса. Оплата национализированного
    76 имущества будет осуществляться в размере оценки независимых оценщиков, к этой
    77 сумме будет выплачена сумма, которая была затрачена владельцем для улучшения
    78 этого имущества, и будет вычитаться сумма, на которую он, допустим, продал,
    79 испортил или привёл в ненадлежащее состояние.
    80
    81 Законопроект в принципе ни у кого, по крайней мере в предпринимательской
    82 среде, не вызвал никаких возражений. Этот законопроект не принуждает к
    83 приватизации, а просто даёт инструмент, чтобы национализировать имущество,
    84 если наступят такие моменты, которые указаны в статье 1 этого законопроекта.
    85
    86 Спасибо за внимание.
    87
    88 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    89
    90 Содоклад сделает Михаил Евгеньевич Бугера.
    91
    92 Пожалуйста.
    93
    94 БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    95
    96 Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
    97
    98 Для чистоты: докладчик делал доклад не по 34-му пункту повестки, а по 35-му.
    99 Мне содоклад делать по 34-му или по 35-му пункту?
    100
    101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы слышите, что содокладчик сказал?
    102 Вы можете прокомментировать?
    103
    104 Арефьеву включите микрофон.
    105
    106 АРЕФЬЕВ Н. В. Почему? Я сказал о первом законопроекте - "Об обращении в
    107 государственную и муниципальную собственность имущества... в процессе
    108 приватизации".
    109
    110 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я правильно понимаю, что по 35-му вопросу вы ещё
    111 отдельно будете делать доклад, или было одновременно?..
    112
    113 АРЕФЬЕВ Н. В. Да, буду.
    114
    115 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по 34-му вопросу.
    116
    117 Пожалуйста.
    118
    119 БУГЕРА М. Е. Хорошо, тем не менее Николай Васильевич сделал доклад по 35-му
    120 пункту повестки - о законопроекте о национализации. Если он сейчас мне даёт
    121 возможность высказаться по 34-му пункту, так и будем, хотя уже и этот момент
    122 показывает нам, уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и
    123 правительства, серьёзность отношения к теме разговора.
    124
    125 Мы знаем, что парламент выполняет ряд функций, ряд важных политических,
    126 общественных функций, парламент прежде всего, конечно, является единственным
    127 главным законодательным органом в стране, в то же время, и это очень важно,
    128 парламент является площадкой для политических дискуссий. Вы помните, как мы
    129 сегодня утром горячо обсуждали возможности, которые нам предоставляет
    130 Регламент, чтобы поднимать политические темы и высказываться по ним. Но есть
    131 ещё один способ инициации политической дискуссии - это внесение в повестку
    132 дня какого-либо законопроекта, ну, или, может быть, даже не законопроекта, а
    133 под видом законопроекта какого-то броского политического лозунга, который
    134 облекается в форму законопроекта, какие-то чисто формальные моменты,
    135 связанные с Регламентом, с внесением законопроекта, притягиваются, и
    136 инициируется политическая дискуссия. Вот здесь именно это и имеет место.
    137
    138 Итак, речь идёт о законопроекте об обращении в государственную и
    139 муниципальную собственность имущества, приватизированного в том процессе,
    140 который имел место в начале - в середине 90-х годов. В пояснительной записке
    141 к законопроекту об этом очень ярко говорится, и это чисто публицистическая
    142 тема. Прежде всего, вы прекрасно понимаете, что те имущественные комплексы,
    143 которые подверглись приватизации 25 лет назад и более, уже практически
    144 перестали существовать, то есть говорить об обращении в государственную и
    145 муниципальную собственность тех имущественных комплексов бессмысленно. И
    146 авторы в пояснительной записке этого и не скрывают, они говорят, что более 75
    147 тысяч приватизированных тогда предприятий в сфере промышленности, транспорта
    148 и так далее и 29 тысяч организаций в сельском хозяйстве уже прекратили своё
    149 существование, - так что же обращать в государственную собственность?
    150
    151 Далее, за эти 25 лет и, может быть, даже более неоднократно сменились
    152 собственники приватизированного имущества - так у кого же сейчас мы будем
    153 отчуждать в государственную собственность то, что было приватизировано 25 лет
    154 назад? Опять-таки непонятно, тем более что многие из новых собственников -
    155 это лица, вполне добросовестно приобретшие это имущество.
    156
    157 И хотелось бы, конечно, сказать о том, что написано в заключении нашего
    158 комитета: законопроект противоречит Конституции Российской Федерации,
    159 гражданскому законодательству. Но законопроект и не писался с той целью,
    160 чтобы на базе Конституции, на базе гражданского законодательства ввести
    161 какие-то новые законодательные нормы, законопроект был подготовлен чисто как
    162 повод для политической дискуссии, для того, чтобы опять поговорить о том, что
    163 в начале 90-х кто-то с ваучерной приватизацией был не прав, чтобы опять
    164 поднять темы, которые звучали в 1999 году при попытке объявить импичмент
    165 тогдашнему президенту Борису Николаевичу Ельцину и тому подобное, то есть
    166 вновь поговорить на эти действительно важные, действительно интересные, но
    167 уже в какой-то степени ушедшие в историю темы.
    168
    169 И самое главное, что ещё хотелось бы добавить. Сказать, что данный
    170 законопроект заполняет какие-то правовые лакуны, конечно, можно, но на самом
    171 деле этот законопроект, если, не дай бог, он будет принят, в нашей реальной
    172 хозяйственной жизни, в нашей экономической жизни пробьёт такую брешь, что
    173 негативные последствия могут быть сравнимы с тем, о чём говорят авторы
    174 законопроекта, что произошло в начале 90-х. Если любой депутат, обладающий
    175 правом законодательной инициативы, сможет внести инициативу о том, чтобы у
    176 кого-то отобрать с помощью внесудебной процедуры имущество, понятно, что это
    177 парализует хозяйственную жизнь в стране, как это и бывало, когда проводились
    178 масштабные попытки национализации. Поэтому комитет предлагает данный
    179 законопроект отклонить и... ну, подискутировать, может быть, на эту тему.
    180
    181 Спасибо за внимание.
    182
    183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    184
    185 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    186
    187 Включите режим записи на вопросы.
    188
    189 Покажите список.
    190
    191 Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
    192
    193 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    194
    195 У меня вопрос к Михаилу Евгеньевичу.
    196
    197 В содокладе вы сказали, что многие сегодняшние владельцы компаний
    198 добросовестно приобрели все эти компании и промышленные предприятия. Тогда
    199 откуда такой децельный коэффициент - такой чудовищный разрыв в доходах между
    200 10 процентами самого необеспеченного населения и 10 процентами самого
    201 обеспеченного населения в нашей стране? Ведь сегодня по этому показателю мы
    202 подошли вплотную к показателям 1905 года. Куда мы скатились?! Я считаю, что
    203 это абсолютно взаимосвязанно, это связано с приватизацией, которая была
    204 поистине грабительской. Так вот почему вы защищаете именно позицию
    205 грабительской приватизации, а не национализации, которая эту ситуацию может
    206 исправить?
    207
    208 БУГЕРА М. Е. Большое спасибо за вопрос. Ответ здесь достаточно простой. После
    209 того как были осуществлены процессы приватизации, наша экономика начала жить
    210 по законам рынка, а на рынке существует внутриотраслевая и межотраслевая
    211 конкуренция - Карл Маркс, "Капитал", том, если не ошибаюсь, третий, - и
    212 результатом внутриотраслевой, межотраслевой конкуренции всегда является
    213 дифференциация доходов между разными предприятиями одной отрасли и между
    214 предприятиями разных отраслей. Правда, в процессе этих видов конкуренции в
    215 результате межотраслевого и внутриотраслевого перетока капитала происходит
    216 постепенное выравнивание нормы прибыли, но для этого, наверное, нужно больше,
    217 чем 20-25 лет.
    218
    219 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Николай Петрович.
    220
    221 НИКОЛАЕВ Н. П. У меня вопрос к Николаю Васильевичу.
    222
    223 Николай Васильевич, наверняка у вас были цифры, когда вы готовились,
    224 разрабатывали этот законопроект. Скажите, пожалуйста, какое количество
    225 предприятий остались неизменными с 1999 года, с момента приватизации и
    226 сколько хотя бы приблизительно денег потребуется для реализации этих норм?
    227
    228 АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Николай Петрович, за вопрос. Я вам скажу так.
    229 Приватизация в своё время имела своей целью наполнение бюджета. Так вот
    230 бюджет наполнился всего на 10 миллиардов долларов. Соответственно, если будет
    231 принят наш законопроект, то - как говорится, за что купил, за то и продаю -
    232 национализируем имущество точно за такую же сумму, как я уже сказал. С учётом
    233 того что были вложены средства в улучшение этого имущества или был возврат
    234 денег от проданного имущества, будем считать, что где-то около 10 миллиардов
    235 долларов понадобится на выкуп того имущества, которое было приватизировано.
    236 Но, как здесь уже правильно сказали, большей части этого имущества уже не
    237 существует, поэтому средств потребуется, ну, наверное, вдвое меньше, чем
    238 предполагалось.
    239
    240 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.
    241
    242 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    243
    244 Николай Васильевич, внимательно прочитал пояснительную записку, и меня
    245 смутила следующая фраза (зачитываю): "По данным ЦРУ, за 20 лет из России
    246 вывезен капитал на сумму более 2 триллионов долларов". Во-первых, откуда у
    247 вас данные ЦРУ (там просто ссылки нет)? И во-вторых, насколько корректно в
    248 материалах к законопроекту использовать данные спецслужбы, причём спецслужбы
    249 страны, которая сегодня ведёт экономическую борьбу с нами путём введения
    250 санкций? Может быть, стоило сослаться на Глазьева? Он триллион называл - тоже
    251 красивая цифра. Как можно упоминать данные ЦРУ в пояснительной записке к
    252 такому важному законопроекту? Уж извините.
    253
    254 АРЕФЬЕВ Н. В. Ну, собственно, это было упомянуто в газетах, которыми мы тогда
    255 пользовались, чтобы хотя бы по крупицам собрать материал, который раскрывал
    256 всю историю приватизации имущества. Мы брали данные отовсюду, изо всех
    257 источников, все, какие могли раздобыть, в том числе использовали открытые
    258 данные Центрального разведывательного управления - иногда бывает, что они
    259 публикуются в печати.
    260
    261 А что касается вывоза капитала, сейчас на сайте Центрального банка легче
    262 просчитать, сколько легально, сколько нелегально вывезли, и на сегодняшний
    263 день это оценивается в 210 триллионов рублей.
    264
    265 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.
    266
    267 ГАРТУНГ В. К. У меня к Арефьеву Николаю Васильевичу вопрос.
    268
    269 Уважаемый Николай Васильевич, я внимательно прочитал законопроект, у меня
    270 очень много вопросов появилось. Написано, что инициаторами могут быть и
    271 правительство, и субъекты, и органы местного самоуправления. А в чью
    272 собственность они будут инициировать возврат, вот кто и в чью собственность
    273 будет инициировать? Например, орган местного самоуправления может
    274 инициировать возврат в свою собственность, или в собственность субъекта
    275 Российской Федерации, или в федеральную собственность. А может, в зависимости
    276 от того, в чьей собственности до этого было это имущество, например в
    277 федеральной, муниципальной либо в региональной собственности. Это первое.
    278 Второе, здесь я не увидел такого, например, условия, как нарушения в процессе
    279 приватизации. А как быть с людьми, с физическими лицами, которые на свои
    280 ваучеры или на свои деньги выкупали имущество? Вы у них деньги, которые они
    281 получили за продажу этого имущества, тоже будете изымать? Каким образом?
    282 Объясните. Каковы масштабы этого процесса?.. (Микрофон отключён.)
    283
    284 АРЕФЬЕВ Н. В. Хорошо, спасибо.
    285
    286 Здесь инициатива такая. Я, например, на самом первом этапе участвовал в
    287 приватизации государственного, муниципального имущества. Архивы сохранились,
    288 если они, конечно, не уничтожены, то они сохранились - и для того имущества,
    289 которое приватизировалось из муниципальной собственности, и для того, которое
    290 из государственной, то есть из федеральной собственности и собственности
    291 субъекта Российской Федерации. Всё это в архивах есть, обозначено. И каждый
    292 национализировать будет только свою собственность, то, что было в его
    293 собственности. Архивные данные есть.
    294
    295 Что касается второго вопроса. Национализация не является наказанием, как
    296 реквизиция или конфискация. Национализация проводится в целях, определённых
    297 как раз статьёй 1 этого закона, ради безопасности государства, ради спасения
    298 какого-то конкретного предприятия социально значимого. Это не вопрос, правы
    299 или виноваты, это не вопрос наказания за приватизацию какого-то имущества -
    300 это вопрос необходимости его национализации ради каких-то политических,
    301 экономических или социальных целей. В равной степени пострадают, допустим, и
    302 тот, кто вкладывал средства, и тот, кто не вкладывал, - ну, на то она и
    303 национализация. Но самое главное, она же возмездная, с предварительным и
    304 полным возмещением затрат. Это не наказание, это просто обращение в
    305 государственную собственность имущества, и всё.
    306
    307 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.
    308
    309 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю.
    310
    311 Уважаемый Николай Васильевич, что касается принудительного отчуждения,
    312 которое предлагается данным проектом федерального закона. Скажите,
    313 пожалуйста, как вы считаете, насколько предлагаемые вами новеллы согласуются
    314 с положениями основного закона государства, а также гражданского
    315 законодательства, по которым профильный комитет, как мы видим, предлагает
    316 данный проект федерального закона под пунктом 34 повестки дня отклонить. А
    317 главное, каковы критерии оценки, по которым будет приниматься решение о
    318 принудительном отчуждении?
    319
    320 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    321
    322 Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?
    323
    324 Включите режим записи.
    325
    326 Покажите список.
    327
    328 Гартунг Валерий Карлович. От фракции.
    329
    330 Пожалуйста.
    331
    332 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, нам
    333 представляются два законопроекта, под пунктами 34 и 35 повестки дня, речь
    334 идёт о 34-м пункте, как я понимаю, 35-й пункт мы позже будем рассматривать.
    335
    336 Мы внимательно на заседании нашей фракции рассмотрели этот законопроект. Чем
    337 внимательнее мы его читали, тем больше вопросов у нас возникало. К сожалению,
    338 процедура вопросов и ответов не позволяет в одну минуту уложить все вопросы,
    339 на которые нужны ответы, поэтому я использую это выступление с трибуны для
    340 того, чтобы обозначить вопросы, которые возникли по этому законопроекту. И
    341 хотелось бы, чтобы авторы или, например, фракция КПРФ, когда будут свою
    342 позицию отстаивать, дали какие-то пояснения.
    343
    344 Мы очень серьёзно относимся к инициативам фракции КПРФ и вообще считаем, что
    345 закон о национализации должен быть, он нужен, потому что на самом деле
    346 практически все страны в мире этот процесс у себя каким-то образом
    347 реализовывали и там на основании закона всё это делалось. Мы не берём
    348 Октябрьскую революцию, когда совсем по-другому всё происходило, и считаем,
    349 что ничего страшного в национализации нет, поэтому надеемся, что при
    350 обсуждении 35-го пункта обсудим принципы национализации.
    351
    352 Вернёмся к этому законопроекту. Здесь написано, что национализации подлежат
    353 предприятия, которые прошли процесс приватизации. Частично мне Николай
    354 Васильевич ответил на этот вопрос, он сказал, что если до приватизации это
    355 было в муниципальной собственности, то, стало быть, и возвращаться будет в
    356 муниципальную (правильно, Николай Васильевич, я вас понял?), если это было в
    357 федеральной собственности, то возвращаться будет в федеральную, если это было
    358 в региональной собственности - в региональную. Но у вас не расписано именно
    359 так. У вас написано, что инициаторами могут быть органы местного
    360 самоуправления, как исполнительные, так и законодательные. Ну, например,
    361 какой-нибудь сельсовет в Челябинской области примет решение инициировать
    362 процедуру национализации "Норникеля". Соответствует это духу и букве данного
    363 законопроекта? Соответствует. Будет это, смогут они это реализовать? Ну,
    364 наверное, нет. Вы, наверное, не это имели в виду, правильно? Вы, наверное,
    365 имели в виду, что они могут инициировать национализацию только того, что
    366 относилось к этому сельсовету? Но у вас в законопроекте этого нет. Это
    367 первое.
    368
    369 Второе. Я задал вопрос: а какие объекты вы будете выбирать, вы что, всё
    370 подряд будете национализировать? Вы сказали: нет, только то, что указано в
    371 статье 1 этого законопроекта. Читаю статью 1: "...по основаниям,
    372 предусмотренным законодательством Российской Федерации о приватизации" -
    373 точка. Извините, но, наверное, это требует пояснения, потому что по норме в
    374 таком виде можно понять, что практически всё можно национализировать. Я
    375 сейчас читаю законопроект, то есть речь не о том, что вы говорили, а о том,
    376 что в нём написано.
    377
    378 Дальше. У меня возникает вопрос: как вы будете оценивать имущество? Вы,
    379 отвечая на вопросы, сказали и здесь, в законопроекте, написано, что сначала
    380 будет определено, сколько имущество стоило на момент приватизации, потом
    381 будет сравниваться с тем, сколько оно сейчас стоит, будут учтены понесённые
    382 собственниками затраты, - правильно я понимаю? Но как вы переводный рубль
    383 установите? Приватизация началась в ценах 1991 года, а сейчас у нас 2019 год
    384 на дворе, 28 лет прошло - как вы будете переводить?
    385
    386 Кроме того, как вы помните, а я очень хорошо осведомлён о процессах
    387 приватизации в то время, было два способа приватизации предприятий, я говорю
    388 о промышленных предприятиях. Были первый и второй варианты: при первом
    389 варианте приватизации подлежал контрольный пакет, при втором варианте
    390 трудовой коллектив получал львиную долю акций. Вы не разделяете эти два
    391 процесса? Тогда 49 процентов акций трудовой коллектив получал - вы как эти 49
    392 процентов у него будете изымать? Не понимаю... Или, например, государство
    393 продало с аукциона 51 процент, тогда были чековые аукционы, акции за ваучеры,
    394 за деньги теми же гражданами покупались - вы у них тоже их будете изымать?
    395 Или как? Или то, что они уже продали... Например, в процессе приватизации
    396 какие-то акции получили сотрудники "Газпрома", они получили акции по закону,
    397 как трудовой коллектив, они получили ваучеры, а теперь вы... Как это будет
    398 происходить? Здесь вообще ничего про это не сказано! Ну я надеюсь, что во
    399 втором чтении вы предполагали это описать, но, коллеги, в таком виде
    400 законопроект до второго чтения точно не дойдёт, это очевидно.
    401
    402 Мне хотелось бы, чтобы вы дали ответы на эти вопросы, потому что, ещё раз
    403 говорю, у меня не праздное любопытство, я достаточно серьёзно отношусь к
    404 вашей инициативе.
    405
    406 Дальше. В соответствии со статьёй 13 законопроекта "при определении размера
    407 возмещения собственнику стоимости имущества учитываются обременения,
    408 наложенные на указанное имущество по гражданско-правовым обязательствам его
    409 собственника". И ещё, кстати, был процесс трансформации! Для примера
    410 представим промышленное предприятие, давайте абстрагируемся, возьмём
    411 "АвтоВАЗ": "АвтоВАЗ" на тот момент (вспомним, что он выпускал и какое это
    412 было предприятие) и "АвтоВАЗ" сейчас. Надеюсь, все понимают, что сравнивать
    413 не нужно, это два совершенно разных предприятия, вообще небо и земля. Там
    414 сейчас совсем другие технологии, там многих... "АвтоВАЗ" в то время был
    415 предприятием полного цикла, там всё было, а сейчас у "АвтоВАЗа" многое
    416 выведено на аутсорсинг, то есть технологические процессы изменились. Многих
    417 компаний уже не существует! Как вы нынешний "АвтоВАЗ" соотнесёте с прежним
    418 "АвтоВАЗом", честно сказать, не понимаю. Может быть, вы мне ответите на эти
    419 вопросы?
    420
    421 Ещё раз хочу сказать, что мы принципиально не против и считаем, что закон о
    422 национализации должен быть. Но мы-то надеялись, что вы дадите ответы на
    423 вопросы, что речь пойдёт о случаях, когда приватизация была действительно
    424 грабительской, о залоговых аукционах, вот тогда мы вас поняли бы, а тут ни
    425 слова о залоговых аукционах нет!
    426
    427 Когда следующий законопроект будем обсуждать, я в продолжение своего
    428 выступления ещё выскажусь.
    429
    430 Спасибо за внимание.
    431
    432 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    433
    434 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле законопроекты под пунктами 34
    435 и 35 связаны друг с другом. То, о чём говорил Валерий Карлович, - это,
    436 безусловно, технические детали, которые требуют корректировки во втором
    437 чтении.
    438
    439 Конечно, самый главный вопрос, на который есть ответ в законопроекте под
    440 пунктом 34, - допустим ли пересмотр итогов приватизации или недопустим?
    441 Вопрос обычно так задаётся, и апологеты рыночной экономики, современные
    442 олигархи, их представители и защитники говорят, что ни в коем случае итоги
    443 приватизации в Российской Федерации, несмотря на всю несправедливость во
    444 многих частях этой процедуры, пересматривать нельзя. Мы же придерживаемся
    445 другой точки зрения.
    446
    447 Абсолютно верно Валерий Карлович сказал, что часть предприятий, причём
    448 значительная часть крупнейших стратегических предприятий Российской
    449 Федерации, попала в руки недобросовестных хозяев за копейки, и никто этого
    450 отрицать не будет. Практически вся наша сырьевая сфера, весь наш алюминиевый
    451 комплекс, наш "Норникель", остальные крупные производственные предприятия из
    452 тех, что успели приватизировать, попали в руки своих владельцев в лучшем
    453 случае за одну десятую стоимости, а некоторые говорят, всего за 5 процентов
    454 своей реальной рыночной стоимости на тот момент, когда они приватизировались.
    455
    456 И нет ничего особенного в том, что сегодня предлагает Николай Васильевич: он
    457 предлагает эти предприятия, опять же в строго установленных случаях (мы об
    458 этом поговорим при обсуждении следующего законопроекта), вернуть обратно в
    459 собственность соответственно либо муниципального образования, либо субъекта
    460 Российской Федерации, либо Российской Федерации в целом. Эти случаи чётко
    461 оговариваются, эти случаи чётко регламентируются. Речь идёт о возвращении
    462 стратегических предприятий, без которых государство не может осуществлять
    463 свою политику и которые нужны для того, чтобы защищать в том числе и принципы
    464 национальной безопасности. Речь идёт о преодолении кризиса, ведь ни для кого
    465 не секрет, что, к большому сожалению, многие из этих предприятий были
    466 уничтожены так называемыми эффективными собственниками, более 70 тысяч
    467 предприятий на территории Российской Федерации сегодня просто нет. Речь идёт
    468 о снижении социальной напряжённости и ускоренном развитии экономики, о
    469 котором мы говорим, призывая частный бизнес вкладывать деньги в развитие
    470 российской экономики. И правительство призывает, и мы призываем, но частный
    471 бизнес, к сожалению, держит сейчас на своих счетах, если я не ошибаюсь, 36
    472 триллионов рублей и никуда не собирается их вкладывать, выкачивает последние
    473 соки из ещё советского производства и советского, скажем так, строительства
    474 предприятий, забирает и кладёт деньги на соответствующие счета либо
    475 направляет на Запад. Это абсолютно ненормальная ситуация в условиях, когда на
    476 таких предприятиях работают наши граждане! Я могу сказать про родной...
    477
    478 Я прошу добавить время: выступление от фракции.
    479
    480 Так вот я приведу классический пример. Ульяновский автозавод, крупнейшее в
    481 своё время градообразующее предприятие, на котором работало почти 30 тысяч
    482 работников, производил стратегическую продукцию - вездеходы для армии,
    483 спецслужб, для разных целей. Нужно это направление сегодня государству?
    484 Конечно нужно. Но сегодня на этом предприятии работает 8 тысяч человек, и
    485 собственник в лице в прошлом господина Мордашова, а теперь... (Микрофон
    486 отключён.)
    487
    488 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не от фракции. А, от фракции?
    489
    490 Добавьте время.
    491
    492 КУРИННЫЙ А. В. Я же попросил, у нас больше никого нет.
    493
    494 И теперь собственник, новый собственник фактически добивает предприятие. Если
    495 раньше там в год выпускалось 120 тысяч машин, то теперь в лучшем случае
    496 выпускается 50 тысяч. И вопрос в эффективности, вопрос в градообразующем
    497 характере этого предприятия, вопрос в том, что эта продукция нужна нашему
    498 государству, и не потому, что это какой-то отдельный лейбл, а потому, что
    499 такую продукцию, такие автомобили действительно никто больше не производит и
    500 не будет производить. А надеяться на Запад, надеяться, что какие-то другие
    501 дяди нам что-то привезут и продадут, передадут, в тяжёлых экономических
    502 условиях, а иногда в условиях геополитического противостояния очень сложно.
    503
    504 Тот механизм, который сегодня предлагается... Давайте вернём тот же УАЗ!
    505 Посмотрим, за какую цену он в своё время был приватизирован, за какую цену он
    506 был продан, вычислим это и, естественно, в установленном законом порядке -
    507 это самое главное: не революционные матросы, не восстание рабочих и не
    508 какие-то иные незаконные процессы, а законный порядок - рассчитаем стоимость,
    509 вернём деньги владельцу и возвратим предприятие в государственную
    510 собственность. А там уже, если у эффективного менеджера это не получилось,
    511 сделаем так, чтобы предприятие стало прибыльным, чтобы предприятие стало
    512 успешным, как это было в советские годы. Возможно это? Возможно! И это не
    513 какая-то там фантазия, это опыт того же "Форда", который правительство США в
    514 своё время забрало фактически, предоставив помощь в виде акций, поставило на
    515 ноги, а потом опять провело дополнительную, вторичную приватизацию; это опыт
    516 многих стран, где точно такие же процессы: сначала национализация как
    517 таковая, приведение в порядок, восстановление финансовой активности,
    518 экономической активности, промышленной активности, а потом возвращение. Можно
    519 и не возвращать - некоторые отрасли не требуют возвращения категорически. Вот
    520 как был "Росатом" в руках государства, так он и должен находиться в руках
    521 государства, и, я думаю, с этим никто в зале не поспорит: нельзя сейчас
    522 отдавать атомную энергию в руки частника. Нельзя сейчас и оборонные
    523 предприятия отдавать в руки частника, а те, что отданы, надо срочно вернуть,
    524 потому что в противном случае мы можем утратить возможность производства
    525 некоторых деталей - частично уже утратили и сейчас с трудом пытаемся
    526 возродить.
    527
    528 Так что закон нужен, поэтому законопроект нужно принимать в первом чтении и
    529 те детали, о которых говорил Валерий Карлович, ко второму чтению в
    530 обязательном порядке дорабатывать. Ничего неожиданного здесь нет, это просто
    531 вопрос восстановления справедливости, этого ждут от нас наши люди, которые
    532 видели, как за копейки ушли предприятия, созданные трудом их отцов и дедов, -
    533 и теперь нет никакой возможности их вернуть. Нам говорят: "Нет, итоги
    534 приватизации мы пересматривать не будем" - а "жирные коты", значит, как жили,
    535 так пусть и дальше живут в своё удовольствие.
    536
    537 Спасибо за внимание.
    538
    539 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Николай Петрович.
    540
    541 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, по поводу справедливости. Достаточно
    542 вспомнить - и, я считаю, нужно вспомнить, - какая политическая сила, кто
    543 принимал закон о приватизации, но это вопрос скорее к людям более опытным,
    544 чем я, которые давно занимаются политикой.
    545
    546 Я же хочу отметить несколько моментов. Честно говоря, я не знаю, насколько
    547 этично обсуждать в российском парламенте законопроект, который создан на
    548 основе открытых данных Центрального разведывательного управления Соединённых
    549 Штатов Америки, но у нас есть Регламент, и мы вынуждены это делать. Раз у нас
    550 нет таких ограничений, давайте обсудим несколько вопросов.
    551
    552 Первый. Мы все здесь слышим, постоянно слышим про "жирных котов", про
    553 грабительскую приватизацию, про то, что всё это было так несправедливо и так
    554 далее. Коллеги, я родился в 1970 году, я и многие мои одноклассники,
    555 сокурсники получили ваучеры - мы не были ни "жирными котами", ни какими-то
    556 дельцами, мы только что окончили школу и начали взрослую жизнь. Вот мы
    557 получили ваучеры: кто-то вложил ваучер в предприятие, на котором работали его
    558 родители, кто-то пошёл и просто его продал - но все мы были законопослушными
    559 гражданами. Кто-то действительно очень разумно им распорядился, и
    560 действительно, Валерий Карлович правильно вспомнил о случаях, когда целые
    561 трудовые коллективы не только получали акции, но и вкладывали дополнительно
    562 ваучеры в свои предприятия. Что мы теперь скажем всем нашим гражданам, всем
    563 людям - что мы передумали? Какое вообще в принципе может быть доверие к
    564 государству, которое вот так... Сначала мы всё национализировали в 1917 году,
    565 потом мы отдали. Да, может быть, были какие-то перекосы, были, понятно,
    566 злоупотребления, много чего было, но большинство людей, которые получили
    567 ваучеры и возможность приватизации, были абсолютно законопослушными
    568 гражданами. Как мы теперь можем им сказать: "Граждане, мы пересмотрели все
    569 эти вопросы"?
    570
    571 Я от фракции.
    572
    573 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    574
    575 НИКОЛАЕВ Н. П. Хочу вот ещё на что обратить внимание. Конечно, этот
    576 законопроект - это не законопроект, это символ, а чем символ абстрактнее, тем
    577 легче в него верить и тем меньше он требует доказательств. Я просто хочу
    578 обратить ваше внимание на то, что в нашей истории очень много вопросов.
    579 Например, мы не поднимаем вопроса, связанного с национализацией 1917 года,
    580 хотя и в этом зале, я уверен, есть люди, чьи семьи лишились тогда имущества,
    581 абсолютно честно заработанного. Нам нужно идти вперёд, не нужно цепляться за
    582 какие-то непонятные символы, которые увлекают людей и сбивают их с толку. Нам
    583 нужно развивать страну, нам нужно действовать в рамках законодательства,
    584 показывать всем нашим гражданам, всему мировому сообществу, что наша страна -
    585 это правовое государство, полностью приверженное тем законам, которые оно
    586 принимало, что наша страна, да, готова признавать какие-то свои ошибки и
    587 исправлять их, но так, чтобы не страдали люди.
    588
    589 Коллеги, конечно, невозможно в принципе даже рассматривать данный
    590 законопроект, потому что это, опять же повторю, просто абстракция, которая
    591 может при серьёзном рассмотрении ввергнуть страну в том числе в очень
    592 серьёзный раскол. Мы, конечно, не должны допустить это, поэтому фракция
    593 "ЕДИНАЯ РОССИЯ", стремясь и развивать страну, и делать её правовым
    594 государством, будет голосовать против данного абсолютно не проработанного
    595 законопроекта, созданного, я повторяю, на основе данных ЦРУ Соединённых
    596 Штатов Америки.
    597
    598 Спасибо за внимание.
    599
    600 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    601
    602 По ведению - Выборный Анатолий Борисович.
    603
    604 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, я по поводу Регламента. Мною
    605 был задан вопрос Николаю Васильевичу, на который он не смог ответить,
    606 поскольку мы сразу же перешли к выступлениям от фракций, поэтому я хотел
    607 попросить Николая Васильевича ответить в заключительном слове или
    608 предоставить ему две минуты для ответа на поставленный вопрос.
    609
    610 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    611
    612 По ведению - Гончар Николай Николаевич.
    613
    614 ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    615
    616 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас практически уже
    617 третий раз из повестки уходит законопроект, которым предусматривается
    618 внесения изменений в 43-й федеральный закон в соответствии с уже принятым
    619 решением Конституционного Суда, а нам это нужно сделать обязательно, потому
    620 что действие норм этого закона, который нужно привести в соответствие,
    621 заканчивается 1 января 2020 года. Убедительная просьба после данного
    622 законопроекта вернуться к 20-му вопросу, очень короткий закон. Представители
    623 правительства, которое внесло этот законопроект, здесь.
    624
    625 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    626
    627 Коллеги, давайте посоветуемся. Действительно, мы с вами приняли сегодня
    628 решение, по вторникам в фиксированное время, с 16 до 17 часов, рассматривать
    629 в первую очередь законопроекты, приоритетные для фракций, поэтому,
    630 собственно, мы сейчас рассматриваем 34-й пункт. В дальнейшем, если
    631 законопроект не приоритетный для фракции, мы будем его рассматривать по
    632 несколько сокращённой процедуре: пять минут - доклад, три минуты - содоклад,
    633 по три минуты по одному выступлению от фракции. Это на будущее. А как быть
    634 сегодня, давайте посоветуемся. Сейчас мы завершим рассмотрение вот этого
    635 приоритетного законопроекта фракции КПРФ, и дальше, в связи с тем что мы
    636 действительно в цейтноте, предлагается рассмотреть пункт 20, это в связи с
    637 решением Конституционного Суда, и на этом сегодня ограничиться. Нет
    638 возражений? Согласились.
    639
    640 Тогда завершаем рассмотрение пункта 34.
    641
    642 Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.
    643
    644 Заключительное слово докладчика.
    645
    646 Пожалуйста, Николай Васильевич Арефьев.
    647
    648 АРЕФЬЕВ Н. В. Вот любую хорошую идею можно довести до абсурда, если
    649 преподносить её совершенно не с той стороны. Вот зачем мы здесь задаём
    650 вопросы: а сколько денег понадобится, чтобы национализировать все 140 тысяч
    651 предприятий, которые были приватизированы, а как их оценить? Да никак и
    652 нисколько! Вот я вам сказал, что этот закон - это инструмент национализации в
    653 соответствии с Гражданским кодексом. Вот приняли его и положили на полку, а
    654 когда понадобилось председателю сельского совета национализировать что-то, он
    655 его достаёт и говорит, мол, я вот хочу котельную национализировать или
    656 очистные сооружения. Не понадобилось, значит, лежит закон и никого не кусает,
    657 не действует.
    658
    659 Главы администраций все принадлежат к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - наверное, они
    660 этим законом воспользуются очень не скоро. И никто не будет покушаться на
    661 "Норильский никель", на "РУСАЛ" - никто, но закон-то согласно Гражданскому
    662 кодексу должен быть, потому что иначе идёт произвол и каждый национализирует
    663 имущество так, как ему хочется. Вот здесь выступления были, но никого этот
    664 закон пугать не должен, это просто инструмент для национализации: захотите
    665 воспользоваться - воспользуетесь, не захотите - не воспользуетесь. Всё в
    666 ваших руках.
    667
    668 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    669
    670 Содокладчик будет выступать?
    671
    672 Михаил Евгеньевич Бугера, пожалуйста.
    673
    674 БУГЕРА М. Е. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    675
    676 Ну, вообще, по Чехову, ружья, которые висят на стене, когда-нибудь выстрелят,
    677 и это достаточно опасно. В 1922 году в союзный договор была включена статья о
    678 праве союзных республик на выход из Союза ССР, и в какой-то момент эта статья
    679 сработала. Глядишь, если бы её не было, то, может быть, и судьба Советского
    680 Союза была бы немножко другой. Поэтому лучше такие опасные инструменты на
    681 стенку в квартире не вешать.
    682
    683 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    684
    685 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об обращении в
    686 государственную и муниципальную собственность имущества юридических и
    687 физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной
    688 собственности в процессе приватизации", пункт 34.
    689
    690 Включите режим голосования.
    691
    692 Покажите результаты.
    693
    694 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 37 сек.)
    695 Проголосовало за 67 чел.14,9 %
    696 Проголосовало против 5 чел.1,1 %
    697 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    698 Голосовало 72 чел.
    699 Не голосовало 378 чел.84,0 %
    700 Результат: не принято
    701
    702 Не принимается.