0 |
Пункт 34, приоритетный законопроект фракции КПРФ - проект федерального закона |
1 |
"Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества |
2 |
юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или |
3 |
муниципальной собственности в процессе приватизации". Доклад Николая |
4 |
Васильевича Арефьева. |
5 |
|
6 |
Пожалуйста. |
7 |
|
8 |
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. |
9 |
|
10 |
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона об |
11 |
обращении в государственную и муниципальную собственность имущества |
12 |
юридических и физических лиц, приватизированного в процессе приватизации. |
13 |
Настоящий законопроект разработан фракцией КПРФ, внесён уже довольно давно и |
14 |
предусматривает обращение в государственную собственность имущества, которое |
15 |
было когда-то приватизировано в процессе приватизации. |
16 |
|
17 |
Надо сказать, что законопроект о национализации совершенно законен, он никого |
18 |
не должен пугать, он разработан в соответствии со статьёй 8 Конституции |
19 |
Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации равным |
20 |
образом защищаются все формы собственности, и если государственная |
21 |
собственность может быть обращена в частную, то в соответствии с этим |
22 |
положением должна быть возможность обращения и частной собственности в |
23 |
государственную тоже. Итак, как гласит Конституция, обращение в |
24 |
государственную собственность возможно, но при предварительном и полном |
25 |
возмещении стоимости национализируемого имущества - вот это положение |
26 |
Конституции мы учли в обоих законопроектах, национализацию предлагается |
27 |
проводить с предварительным полным возмещением. |
28 |
|
29 |
Кроме того (чтобы никто не сомневался и чтобы никто не пугался), |
30 |
национализация должна производиться в соответствии с 235-й статьёй |
31 |
Гражданского кодекса исключительно по закону, а поскольку такого закона нет, |
32 |
то в развитие этой статьи Гражданского кодекса мы и разработали законопроект |
33 |
о национализации. |
34 |
|
35 |
Есть ли необходимость в таком законопроекте? Я вам должен сказать, что |
36 |
необходимость такая есть. Дело в том, что национализация у нас проводится |
37 |
ежедневно, ежечасно в нашем государстве, и никто этого не боится. Вы |
38 |
прекрасно понимаете, что национализация, или обращение в государственную |
39 |
собственность, происходит и путём скупки долей, и путём скупки акций, и путём |
40 |
приобретения имущества по различным основаниям, и путём увеличения уставного |
41 |
капитала, и всё это в принципе называется национализацией. Это не |
42 |
обязательно... иногда путают этот вопрос с экспроприацией, но вот такая |
43 |
частичная национализация проводится. |
44 |
|
45 |
Кроме того, когда в состав Российской Федерации вошёл Крым, в Крыму - и мы |
46 |
получили достаточно много писем - национализация шла полным ходом, но без |
47 |
закона. А когда без закона, тогда произвола достаточно много, и тогда |
48 |
получается достаточно много писем, которые приходят в Государственную Думу, |
49 |
приходят депутатам, независимо от фракционной принадлежности. Поэтому закон |
50 |
необходим. |
51 |
|
52 |
Кроме того, вот недавно в средствах массовой информации прошла информация, |
53 |
что Украина рассматривает вопрос о национализации российского имущества на |
54 |
своей территории, а поскольку мы принимаем зеркальные меры в отношении всех |
55 |
зарубежных санкций - как экономических, так и финансовых, - нам тоже надо |
56 |
будет принимать такие зеркальные санкции. А как мы это будем делать, если у |
57 |
нас не будет закона? |
58 |
|
59 |
Кроме того, закон о национализации необходим хотя бы даже для того, чтобы |
60 |
исключить какой-то произвол, потому что на территории Российской Федерации |
61 |
больше 90 процентов зарубежной собственности в сфере торговли, у нас 65 |
62 |
процентов крупной собственности находится в руках зарубежных инвесторов. Эти |
63 |
вопросы рано или поздно возникнут, и они через национализацию пройдут |
64 |
частично, но всё равно пройдут, ведь вы посмотрите, что делается: "РУСАЛ" |
65 |
безо всякого закона, можно сказать, путём самых незначительных махинаций |
66 |
Соединённые Штаты забрали себе; криогенную промышленность оставили себе; |
67 |
крупные пакеты акций, контрольные пакеты у них и в судостроении, и в |
68 |
авиастроении, а в результате вся наша крупная промышленность на сегодняшний |
69 |
день стоит. Вопрос о национализации назрел, его необходимо решить, и только |
70 |
поэтому мы и вынесли этот законопроект на обсуждение палаты. |
71 |
|
72 |
Вопрос частный сегодня касается как раз проекта закона "Об обращении в |
73 |
государственную и муниципальную собственность имущества...", он касается |
74 |
приватизационного имущества. Нами были соблюдены все конституционные |
75 |
положения, положения Гражданского кодекса. Оплата национализированного |
76 |
имущества будет осуществляться в размере оценки независимых оценщиков, к этой |
77 |
сумме будет выплачена сумма, которая была затрачена владельцем для улучшения |
78 |
этого имущества, и будет вычитаться сумма, на которую он, допустим, продал, |
79 |
испортил или привёл в ненадлежащее состояние. |
80 |
|
81 |
Законопроект в принципе ни у кого, по крайней мере в предпринимательской |
82 |
среде, не вызвал никаких возражений. Этот законопроект не принуждает к |
83 |
приватизации, а просто даёт инструмент, чтобы национализировать имущество, |
84 |
если наступят такие моменты, которые указаны в статье 1 этого законопроекта. |
85 |
|
86 |
Спасибо за внимание. |
87 |
|
88 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
89 |
|
90 |
Содоклад сделает Михаил Евгеньевич Бугера. |
91 |
|
92 |
Пожалуйста. |
93 |
|
94 |
БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
95 |
|
96 |
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. |
97 |
|
98 |
Для чистоты: докладчик делал доклад не по 34-му пункту повестки, а по 35-му. |
99 |
Мне содоклад делать по 34-му или по 35-му пункту? |
100 |
|
101 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы слышите, что содокладчик сказал? |
102 |
Вы можете прокомментировать? |
103 |
|
104 |
Арефьеву включите микрофон. |
105 |
|
106 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Почему? Я сказал о первом законопроекте - "Об обращении в |
107 |
государственную и муниципальную собственность имущества... в процессе |
108 |
приватизации". |
109 |
|
110 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я правильно понимаю, что по 35-му вопросу вы ещё |
111 |
отдельно будете делать доклад, или было одновременно?.. |
112 |
|
113 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Да, буду. |
114 |
|
115 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по 34-му вопросу. |
116 |
|
117 |
Пожалуйста. |
118 |
|
119 |
БУГЕРА М. Е. Хорошо, тем не менее Николай Васильевич сделал доклад по 35-му |
120 |
пункту повестки - о законопроекте о национализации. Если он сейчас мне даёт |
121 |
возможность высказаться по 34-му пункту, так и будем, хотя уже и этот момент |
122 |
показывает нам, уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и |
123 |
правительства, серьёзность отношения к теме разговора. |
124 |
|
125 |
Мы знаем, что парламент выполняет ряд функций, ряд важных политических, |
126 |
общественных функций, парламент прежде всего, конечно, является единственным |
127 |
главным законодательным органом в стране, в то же время, и это очень важно, |
128 |
парламент является площадкой для политических дискуссий. Вы помните, как мы |
129 |
сегодня утром горячо обсуждали возможности, которые нам предоставляет |
130 |
Регламент, чтобы поднимать политические темы и высказываться по ним. Но есть |
131 |
ещё один способ инициации политической дискуссии - это внесение в повестку |
132 |
дня какого-либо законопроекта, ну, или, может быть, даже не законопроекта, а |
133 |
под видом законопроекта какого-то броского политического лозунга, который |
134 |
облекается в форму законопроекта, какие-то чисто формальные моменты, |
135 |
связанные с Регламентом, с внесением законопроекта, притягиваются, и |
136 |
инициируется политическая дискуссия. Вот здесь именно это и имеет место. |
137 |
|
138 |
Итак, речь идёт о законопроекте об обращении в государственную и |
139 |
муниципальную собственность имущества, приватизированного в том процессе, |
140 |
который имел место в начале - в середине 90-х годов. В пояснительной записке |
141 |
к законопроекту об этом очень ярко говорится, и это чисто публицистическая |
142 |
тема. Прежде всего, вы прекрасно понимаете, что те имущественные комплексы, |
143 |
которые подверглись приватизации 25 лет назад и более, уже практически |
144 |
перестали существовать, то есть говорить об обращении в государственную и |
145 |
муниципальную собственность тех имущественных комплексов бессмысленно. И |
146 |
авторы в пояснительной записке этого и не скрывают, они говорят, что более 75 |
147 |
тысяч приватизированных тогда предприятий в сфере промышленности, транспорта |
148 |
и так далее и 29 тысяч организаций в сельском хозяйстве уже прекратили своё |
149 |
существование, - так что же обращать в государственную собственность? |
150 |
|
151 |
Далее, за эти 25 лет и, может быть, даже более неоднократно сменились |
152 |
собственники приватизированного имущества - так у кого же сейчас мы будем |
153 |
отчуждать в государственную собственность то, что было приватизировано 25 лет |
154 |
назад? Опять-таки непонятно, тем более что многие из новых собственников - |
155 |
это лица, вполне добросовестно приобретшие это имущество. |
156 |
|
157 |
И хотелось бы, конечно, сказать о том, что написано в заключении нашего |
158 |
комитета: законопроект противоречит Конституции Российской Федерации, |
159 |
гражданскому законодательству. Но законопроект и не писался с той целью, |
160 |
чтобы на базе Конституции, на базе гражданского законодательства ввести |
161 |
какие-то новые законодательные нормы, законопроект был подготовлен чисто как |
162 |
повод для политической дискуссии, для того, чтобы опять поговорить о том, что |
163 |
в начале 90-х кто-то с ваучерной приватизацией был не прав, чтобы опять |
164 |
поднять темы, которые звучали в 1999 году при попытке объявить импичмент |
165 |
тогдашнему президенту Борису Николаевичу Ельцину и тому подобное, то есть |
166 |
вновь поговорить на эти действительно важные, действительно интересные, но |
167 |
уже в какой-то степени ушедшие в историю темы. |
168 |
|
169 |
И самое главное, что ещё хотелось бы добавить. Сказать, что данный |
170 |
законопроект заполняет какие-то правовые лакуны, конечно, можно, но на самом |
171 |
деле этот законопроект, если, не дай бог, он будет принят, в нашей реальной |
172 |
хозяйственной жизни, в нашей экономической жизни пробьёт такую брешь, что |
173 |
негативные последствия могут быть сравнимы с тем, о чём говорят авторы |
174 |
законопроекта, что произошло в начале 90-х. Если любой депутат, обладающий |
175 |
правом законодательной инициативы, сможет внести инициативу о том, чтобы у |
176 |
кого-то отобрать с помощью внесудебной процедуры имущество, понятно, что это |
177 |
парализует хозяйственную жизнь в стране, как это и бывало, когда проводились |
178 |
масштабные попытки национализации. Поэтому комитет предлагает данный |
179 |
законопроект отклонить и... ну, подискутировать, может быть, на эту тему. |
180 |
|
181 |
Спасибо за внимание. |
182 |
|
183 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
184 |
|
185 |
Коллеги, есть ли вопросы? Есть. |
186 |
|
187 |
Включите режим записи на вопросы. |
188 |
|
189 |
Покажите список. |
190 |
|
191 |
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. |
192 |
|
193 |
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. |
194 |
|
195 |
У меня вопрос к Михаилу Евгеньевичу. |
196 |
|
197 |
В содокладе вы сказали, что многие сегодняшние владельцы компаний |
198 |
добросовестно приобрели все эти компании и промышленные предприятия. Тогда |
199 |
откуда такой децельный коэффициент - такой чудовищный разрыв в доходах между |
200 |
10 процентами самого необеспеченного населения и 10 процентами самого |
201 |
обеспеченного населения в нашей стране? Ведь сегодня по этому показателю мы |
202 |
подошли вплотную к показателям 1905 года. Куда мы скатились?! Я считаю, что |
203 |
это абсолютно взаимосвязанно, это связано с приватизацией, которая была |
204 |
поистине грабительской. Так вот почему вы защищаете именно позицию |
205 |
грабительской приватизации, а не национализации, которая эту ситуацию может |
206 |
исправить? |
207 |
|
208 |
БУГЕРА М. Е. Большое спасибо за вопрос. Ответ здесь достаточно простой. После |
209 |
того как были осуществлены процессы приватизации, наша экономика начала жить |
210 |
по законам рынка, а на рынке существует внутриотраслевая и межотраслевая |
211 |
конкуренция - Карл Маркс, "Капитал", том, если не ошибаюсь, третий, - и |
212 |
результатом внутриотраслевой, межотраслевой конкуренции всегда является |
213 |
дифференциация доходов между разными предприятиями одной отрасли и между |
214 |
предприятиями разных отраслей. Правда, в процессе этих видов конкуренции в |
215 |
результате межотраслевого и внутриотраслевого перетока капитала происходит |
216 |
постепенное выравнивание нормы прибыли, но для этого, наверное, нужно больше, |
217 |
чем 20-25 лет. |
218 |
|
219 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Николай Петрович. |
220 |
|
221 |
НИКОЛАЕВ Н. П. У меня вопрос к Николаю Васильевичу. |
222 |
|
223 |
Николай Васильевич, наверняка у вас были цифры, когда вы готовились, |
224 |
разрабатывали этот законопроект. Скажите, пожалуйста, какое количество |
225 |
предприятий остались неизменными с 1999 года, с момента приватизации и |
226 |
сколько хотя бы приблизительно денег потребуется для реализации этих норм? |
227 |
|
228 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Николай Петрович, за вопрос. Я вам скажу так. |
229 |
Приватизация в своё время имела своей целью наполнение бюджета. Так вот |
230 |
бюджет наполнился всего на 10 миллиардов долларов. Соответственно, если будет |
231 |
принят наш законопроект, то - как говорится, за что купил, за то и продаю - |
232 |
национализируем имущество точно за такую же сумму, как я уже сказал. С учётом |
233 |
того что были вложены средства в улучшение этого имущества или был возврат |
234 |
денег от проданного имущества, будем считать, что где-то около 10 миллиардов |
235 |
долларов понадобится на выкуп того имущества, которое было приватизировано. |
236 |
Но, как здесь уже правильно сказали, большей части этого имущества уже не |
237 |
существует, поэтому средств потребуется, ну, наверное, вдвое меньше, чем |
238 |
предполагалось. |
239 |
|
240 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. |
241 |
|
242 |
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
243 |
|
244 |
Николай Васильевич, внимательно прочитал пояснительную записку, и меня |
245 |
смутила следующая фраза (зачитываю): "По данным ЦРУ, за 20 лет из России |
246 |
вывезен капитал на сумму более 2 триллионов долларов". Во-первых, откуда у |
247 |
вас данные ЦРУ (там просто ссылки нет)? И во-вторых, насколько корректно в |
248 |
материалах к законопроекту использовать данные спецслужбы, причём спецслужбы |
249 |
страны, которая сегодня ведёт экономическую борьбу с нами путём введения |
250 |
санкций? Может быть, стоило сослаться на Глазьева? Он триллион называл - тоже |
251 |
красивая цифра. Как можно упоминать данные ЦРУ в пояснительной записке к |
252 |
такому важному законопроекту? Уж извините. |
253 |
|
254 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Ну, собственно, это было упомянуто в газетах, которыми мы тогда |
255 |
пользовались, чтобы хотя бы по крупицам собрать материал, который раскрывал |
256 |
всю историю приватизации имущества. Мы брали данные отовсюду, изо всех |
257 |
источников, все, какие могли раздобыть, в том числе использовали открытые |
258 |
данные Центрального разведывательного управления - иногда бывает, что они |
259 |
публикуются в печати. |
260 |
|
261 |
А что касается вывоза капитала, сейчас на сайте Центрального банка легче |
262 |
просчитать, сколько легально, сколько нелегально вывезли, и на сегодняшний |
263 |
день это оценивается в 210 триллионов рублей. |
264 |
|
265 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. |
266 |
|
267 |
ГАРТУНГ В. К. У меня к Арефьеву Николаю Васильевичу вопрос. |
268 |
|
269 |
Уважаемый Николай Васильевич, я внимательно прочитал законопроект, у меня |
270 |
очень много вопросов появилось. Написано, что инициаторами могут быть и |
271 |
правительство, и субъекты, и органы местного самоуправления. А в чью |
272 |
собственность они будут инициировать возврат, вот кто и в чью собственность |
273 |
будет инициировать? Например, орган местного самоуправления может |
274 |
инициировать возврат в свою собственность, или в собственность субъекта |
275 |
Российской Федерации, или в федеральную собственность. А может, в зависимости |
276 |
от того, в чьей собственности до этого было это имущество, например в |
277 |
федеральной, муниципальной либо в региональной собственности. Это первое. |
278 |
Второе, здесь я не увидел такого, например, условия, как нарушения в процессе |
279 |
приватизации. А как быть с людьми, с физическими лицами, которые на свои |
280 |
ваучеры или на свои деньги выкупали имущество? Вы у них деньги, которые они |
281 |
получили за продажу этого имущества, тоже будете изымать? Каким образом? |
282 |
Объясните. Каковы масштабы этого процесса?.. (Микрофон отключён.) |
283 |
|
284 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Хорошо, спасибо. |
285 |
|
286 |
Здесь инициатива такая. Я, например, на самом первом этапе участвовал в |
287 |
приватизации государственного, муниципального имущества. Архивы сохранились, |
288 |
если они, конечно, не уничтожены, то они сохранились - и для того имущества, |
289 |
которое приватизировалось из муниципальной собственности, и для того, которое |
290 |
из государственной, то есть из федеральной собственности и собственности |
291 |
субъекта Российской Федерации. Всё это в архивах есть, обозначено. И каждый |
292 |
национализировать будет только свою собственность, то, что было в его |
293 |
собственности. Архивные данные есть. |
294 |
|
295 |
Что касается второго вопроса. Национализация не является наказанием, как |
296 |
реквизиция или конфискация. Национализация проводится в целях, определённых |
297 |
как раз статьёй 1 этого закона, ради безопасности государства, ради спасения |
298 |
какого-то конкретного предприятия социально значимого. Это не вопрос, правы |
299 |
или виноваты, это не вопрос наказания за приватизацию какого-то имущества - |
300 |
это вопрос необходимости его национализации ради каких-то политических, |
301 |
экономических или социальных целей. В равной степени пострадают, допустим, и |
302 |
тот, кто вкладывал средства, и тот, кто не вкладывал, - ну, на то она и |
303 |
национализация. Но самое главное, она же возмездная, с предварительным и |
304 |
полным возмещением затрат. Это не наказание, это просто обращение в |
305 |
государственную собственность имущества, и всё. |
306 |
|
307 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. |
308 |
|
309 |
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. |
310 |
|
311 |
Уважаемый Николай Васильевич, что касается принудительного отчуждения, |
312 |
которое предлагается данным проектом федерального закона. Скажите, |
313 |
пожалуйста, как вы считаете, насколько предлагаемые вами новеллы согласуются |
314 |
с положениями основного закона государства, а также гражданского |
315 |
законодательства, по которым профильный комитет, как мы видим, предлагает |
316 |
данный проект федерального закона под пунктом 34 повестки дня отклонить. А |
317 |
главное, каковы критерии оценки, по которым будет приниматься решение о |
318 |
принудительном отчуждении? |
319 |
|
320 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
321 |
|
322 |
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? |
323 |
|
324 |
Включите режим записи. |
325 |
|
326 |
Покажите список. |
327 |
|
328 |
Гартунг Валерий Карлович. От фракции. |
329 |
|
330 |
Пожалуйста. |
331 |
|
332 |
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, нам |
333 |
представляются два законопроекта, под пунктами 34 и 35 повестки дня, речь |
334 |
идёт о 34-м пункте, как я понимаю, 35-й пункт мы позже будем рассматривать. |
335 |
|
336 |
Мы внимательно на заседании нашей фракции рассмотрели этот законопроект. Чем |
337 |
внимательнее мы его читали, тем больше вопросов у нас возникало. К сожалению, |
338 |
процедура вопросов и ответов не позволяет в одну минуту уложить все вопросы, |
339 |
на которые нужны ответы, поэтому я использую это выступление с трибуны для |
340 |
того, чтобы обозначить вопросы, которые возникли по этому законопроекту. И |
341 |
хотелось бы, чтобы авторы или, например, фракция КПРФ, когда будут свою |
342 |
позицию отстаивать, дали какие-то пояснения. |
343 |
|
344 |
Мы очень серьёзно относимся к инициативам фракции КПРФ и вообще считаем, что |
345 |
закон о национализации должен быть, он нужен, потому что на самом деле |
346 |
практически все страны в мире этот процесс у себя каким-то образом |
347 |
реализовывали и там на основании закона всё это делалось. Мы не берём |
348 |
Октябрьскую революцию, когда совсем по-другому всё происходило, и считаем, |
349 |
что ничего страшного в национализации нет, поэтому надеемся, что при |
350 |
обсуждении 35-го пункта обсудим принципы национализации. |
351 |
|
352 |
Вернёмся к этому законопроекту. Здесь написано, что национализации подлежат |
353 |
предприятия, которые прошли процесс приватизации. Частично мне Николай |
354 |
Васильевич ответил на этот вопрос, он сказал, что если до приватизации это |
355 |
было в муниципальной собственности, то, стало быть, и возвращаться будет в |
356 |
муниципальную (правильно, Николай Васильевич, я вас понял?), если это было в |
357 |
федеральной собственности, то возвращаться будет в федеральную, если это было |
358 |
в региональной собственности - в региональную. Но у вас не расписано именно |
359 |
так. У вас написано, что инициаторами могут быть органы местного |
360 |
самоуправления, как исполнительные, так и законодательные. Ну, например, |
361 |
какой-нибудь сельсовет в Челябинской области примет решение инициировать |
362 |
процедуру национализации "Норникеля". Соответствует это духу и букве данного |
363 |
законопроекта? Соответствует. Будет это, смогут они это реализовать? Ну, |
364 |
наверное, нет. Вы, наверное, не это имели в виду, правильно? Вы, наверное, |
365 |
имели в виду, что они могут инициировать национализацию только того, что |
366 |
относилось к этому сельсовету? Но у вас в законопроекте этого нет. Это |
367 |
первое. |
368 |
|
369 |
Второе. Я задал вопрос: а какие объекты вы будете выбирать, вы что, всё |
370 |
подряд будете национализировать? Вы сказали: нет, только то, что указано в |
371 |
статье 1 этого законопроекта. Читаю статью 1: "...по основаниям, |
372 |
предусмотренным законодательством Российской Федерации о приватизации" - |
373 |
точка. Извините, но, наверное, это требует пояснения, потому что по норме в |
374 |
таком виде можно понять, что практически всё можно национализировать. Я |
375 |
сейчас читаю законопроект, то есть речь не о том, что вы говорили, а о том, |
376 |
что в нём написано. |
377 |
|
378 |
Дальше. У меня возникает вопрос: как вы будете оценивать имущество? Вы, |
379 |
отвечая на вопросы, сказали и здесь, в законопроекте, написано, что сначала |
380 |
будет определено, сколько имущество стоило на момент приватизации, потом |
381 |
будет сравниваться с тем, сколько оно сейчас стоит, будут учтены понесённые |
382 |
собственниками затраты, - правильно я понимаю? Но как вы переводный рубль |
383 |
установите? Приватизация началась в ценах 1991 года, а сейчас у нас 2019 год |
384 |
на дворе, 28 лет прошло - как вы будете переводить? |
385 |
|
386 |
Кроме того, как вы помните, а я очень хорошо осведомлён о процессах |
387 |
приватизации в то время, было два способа приватизации предприятий, я говорю |
388 |
о промышленных предприятиях. Были первый и второй варианты: при первом |
389 |
варианте приватизации подлежал контрольный пакет, при втором варианте |
390 |
трудовой коллектив получал львиную долю акций. Вы не разделяете эти два |
391 |
процесса? Тогда 49 процентов акций трудовой коллектив получал - вы как эти 49 |
392 |
процентов у него будете изымать? Не понимаю... Или, например, государство |
393 |
продало с аукциона 51 процент, тогда были чековые аукционы, акции за ваучеры, |
394 |
за деньги теми же гражданами покупались - вы у них тоже их будете изымать? |
395 |
Или как? Или то, что они уже продали... Например, в процессе приватизации |
396 |
какие-то акции получили сотрудники "Газпрома", они получили акции по закону, |
397 |
как трудовой коллектив, они получили ваучеры, а теперь вы... Как это будет |
398 |
происходить? Здесь вообще ничего про это не сказано! Ну я надеюсь, что во |
399 |
втором чтении вы предполагали это описать, но, коллеги, в таком виде |
400 |
законопроект до второго чтения точно не дойдёт, это очевидно. |
401 |
|
402 |
Мне хотелось бы, чтобы вы дали ответы на эти вопросы, потому что, ещё раз |
403 |
говорю, у меня не праздное любопытство, я достаточно серьёзно отношусь к |
404 |
вашей инициативе. |
405 |
|
406 |
Дальше. В соответствии со статьёй 13 законопроекта "при определении размера |
407 |
возмещения собственнику стоимости имущества учитываются обременения, |
408 |
наложенные на указанное имущество по гражданско-правовым обязательствам его |
409 |
собственника". И ещё, кстати, был процесс трансформации! Для примера |
410 |
представим промышленное предприятие, давайте абстрагируемся, возьмём |
411 |
"АвтоВАЗ": "АвтоВАЗ" на тот момент (вспомним, что он выпускал и какое это |
412 |
было предприятие) и "АвтоВАЗ" сейчас. Надеюсь, все понимают, что сравнивать |
413 |
не нужно, это два совершенно разных предприятия, вообще небо и земля. Там |
414 |
сейчас совсем другие технологии, там многих... "АвтоВАЗ" в то время был |
415 |
предприятием полного цикла, там всё было, а сейчас у "АвтоВАЗа" многое |
416 |
выведено на аутсорсинг, то есть технологические процессы изменились. Многих |
417 |
компаний уже не существует! Как вы нынешний "АвтоВАЗ" соотнесёте с прежним |
418 |
"АвтоВАЗом", честно сказать, не понимаю. Может быть, вы мне ответите на эти |
419 |
вопросы? |
420 |
|
421 |
Ещё раз хочу сказать, что мы принципиально не против и считаем, что закон о |
422 |
национализации должен быть. Но мы-то надеялись, что вы дадите ответы на |
423 |
вопросы, что речь пойдёт о случаях, когда приватизация была действительно |
424 |
грабительской, о залоговых аукционах, вот тогда мы вас поняли бы, а тут ни |
425 |
слова о залоговых аукционах нет! |
426 |
|
427 |
Когда следующий законопроект будем обсуждать, я в продолжение своего |
428 |
выступления ещё выскажусь. |
429 |
|
430 |
Спасибо за внимание. |
431 |
|
432 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. |
433 |
|
434 |
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле законопроекты под пунктами 34 |
435 |
и 35 связаны друг с другом. То, о чём говорил Валерий Карлович, - это, |
436 |
безусловно, технические детали, которые требуют корректировки во втором |
437 |
чтении. |
438 |
|
439 |
Конечно, самый главный вопрос, на который есть ответ в законопроекте под |
440 |
пунктом 34, - допустим ли пересмотр итогов приватизации или недопустим? |
441 |
Вопрос обычно так задаётся, и апологеты рыночной экономики, современные |
442 |
олигархи, их представители и защитники говорят, что ни в коем случае итоги |
443 |
приватизации в Российской Федерации, несмотря на всю несправедливость во |
444 |
многих частях этой процедуры, пересматривать нельзя. Мы же придерживаемся |
445 |
другой точки зрения. |
446 |
|
447 |
Абсолютно верно Валерий Карлович сказал, что часть предприятий, причём |
448 |
значительная часть крупнейших стратегических предприятий Российской |
449 |
Федерации, попала в руки недобросовестных хозяев за копейки, и никто этого |
450 |
отрицать не будет. Практически вся наша сырьевая сфера, весь наш алюминиевый |
451 |
комплекс, наш "Норникель", остальные крупные производственные предприятия из |
452 |
тех, что успели приватизировать, попали в руки своих владельцев в лучшем |
453 |
случае за одну десятую стоимости, а некоторые говорят, всего за 5 процентов |
454 |
своей реальной рыночной стоимости на тот момент, когда они приватизировались. |
455 |
|
456 |
И нет ничего особенного в том, что сегодня предлагает Николай Васильевич: он |
457 |
предлагает эти предприятия, опять же в строго установленных случаях (мы об |
458 |
этом поговорим при обсуждении следующего законопроекта), вернуть обратно в |
459 |
собственность соответственно либо муниципального образования, либо субъекта |
460 |
Российской Федерации, либо Российской Федерации в целом. Эти случаи чётко |
461 |
оговариваются, эти случаи чётко регламентируются. Речь идёт о возвращении |
462 |
стратегических предприятий, без которых государство не может осуществлять |
463 |
свою политику и которые нужны для того, чтобы защищать в том числе и принципы |
464 |
национальной безопасности. Речь идёт о преодолении кризиса, ведь ни для кого |
465 |
не секрет, что, к большому сожалению, многие из этих предприятий были |
466 |
уничтожены так называемыми эффективными собственниками, более 70 тысяч |
467 |
предприятий на территории Российской Федерации сегодня просто нет. Речь идёт |
468 |
о снижении социальной напряжённости и ускоренном развитии экономики, о |
469 |
котором мы говорим, призывая частный бизнес вкладывать деньги в развитие |
470 |
российской экономики. И правительство призывает, и мы призываем, но частный |
471 |
бизнес, к сожалению, держит сейчас на своих счетах, если я не ошибаюсь, 36 |
472 |
триллионов рублей и никуда не собирается их вкладывать, выкачивает последние |
473 |
соки из ещё советского производства и советского, скажем так, строительства |
474 |
предприятий, забирает и кладёт деньги на соответствующие счета либо |
475 |
направляет на Запад. Это абсолютно ненормальная ситуация в условиях, когда на |
476 |
таких предприятиях работают наши граждане! Я могу сказать про родной... |
477 |
|
478 |
Я прошу добавить время: выступление от фракции. |
479 |
|
480 |
Так вот я приведу классический пример. Ульяновский автозавод, крупнейшее в |
481 |
своё время градообразующее предприятие, на котором работало почти 30 тысяч |
482 |
работников, производил стратегическую продукцию - вездеходы для армии, |
483 |
спецслужб, для разных целей. Нужно это направление сегодня государству? |
484 |
Конечно нужно. Но сегодня на этом предприятии работает 8 тысяч человек, и |
485 |
собственник в лице в прошлом господина Мордашова, а теперь... (Микрофон |
486 |
отключён.) |
487 |
|
488 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не от фракции. А, от фракции? |
489 |
|
490 |
Добавьте время. |
491 |
|
492 |
КУРИННЫЙ А. В. Я же попросил, у нас больше никого нет. |
493 |
|
494 |
И теперь собственник, новый собственник фактически добивает предприятие. Если |
495 |
раньше там в год выпускалось 120 тысяч машин, то теперь в лучшем случае |
496 |
выпускается 50 тысяч. И вопрос в эффективности, вопрос в градообразующем |
497 |
характере этого предприятия, вопрос в том, что эта продукция нужна нашему |
498 |
государству, и не потому, что это какой-то отдельный лейбл, а потому, что |
499 |
такую продукцию, такие автомобили действительно никто больше не производит и |
500 |
не будет производить. А надеяться на Запад, надеяться, что какие-то другие |
501 |
дяди нам что-то привезут и продадут, передадут, в тяжёлых экономических |
502 |
условиях, а иногда в условиях геополитического противостояния очень сложно. |
503 |
|
504 |
Тот механизм, который сегодня предлагается... Давайте вернём тот же УАЗ! |
505 |
Посмотрим, за какую цену он в своё время был приватизирован, за какую цену он |
506 |
был продан, вычислим это и, естественно, в установленном законом порядке - |
507 |
это самое главное: не революционные матросы, не восстание рабочих и не |
508 |
какие-то иные незаконные процессы, а законный порядок - рассчитаем стоимость, |
509 |
вернём деньги владельцу и возвратим предприятие в государственную |
510 |
собственность. А там уже, если у эффективного менеджера это не получилось, |
511 |
сделаем так, чтобы предприятие стало прибыльным, чтобы предприятие стало |
512 |
успешным, как это было в советские годы. Возможно это? Возможно! И это не |
513 |
какая-то там фантазия, это опыт того же "Форда", который правительство США в |
514 |
своё время забрало фактически, предоставив помощь в виде акций, поставило на |
515 |
ноги, а потом опять провело дополнительную, вторичную приватизацию; это опыт |
516 |
многих стран, где точно такие же процессы: сначала национализация как |
517 |
таковая, приведение в порядок, восстановление финансовой активности, |
518 |
экономической активности, промышленной активности, а потом возвращение. Можно |
519 |
и не возвращать - некоторые отрасли не требуют возвращения категорически. Вот |
520 |
как был "Росатом" в руках государства, так он и должен находиться в руках |
521 |
государства, и, я думаю, с этим никто в зале не поспорит: нельзя сейчас |
522 |
отдавать атомную энергию в руки частника. Нельзя сейчас и оборонные |
523 |
предприятия отдавать в руки частника, а те, что отданы, надо срочно вернуть, |
524 |
потому что в противном случае мы можем утратить возможность производства |
525 |
некоторых деталей - частично уже утратили и сейчас с трудом пытаемся |
526 |
возродить. |
527 |
|
528 |
Так что закон нужен, поэтому законопроект нужно принимать в первом чтении и |
529 |
те детали, о которых говорил Валерий Карлович, ко второму чтению в |
530 |
обязательном порядке дорабатывать. Ничего неожиданного здесь нет, это просто |
531 |
вопрос восстановления справедливости, этого ждут от нас наши люди, которые |
532 |
видели, как за копейки ушли предприятия, созданные трудом их отцов и дедов, - |
533 |
и теперь нет никакой возможности их вернуть. Нам говорят: "Нет, итоги |
534 |
приватизации мы пересматривать не будем" - а "жирные коты", значит, как жили, |
535 |
так пусть и дальше живут в своё удовольствие. |
536 |
|
537 |
Спасибо за внимание. |
538 |
|
539 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Николай Петрович. |
540 |
|
541 |
НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, по поводу справедливости. Достаточно |
542 |
вспомнить - и, я считаю, нужно вспомнить, - какая политическая сила, кто |
543 |
принимал закон о приватизации, но это вопрос скорее к людям более опытным, |
544 |
чем я, которые давно занимаются политикой. |
545 |
|
546 |
Я же хочу отметить несколько моментов. Честно говоря, я не знаю, насколько |
547 |
этично обсуждать в российском парламенте законопроект, который создан на |
548 |
основе открытых данных Центрального разведывательного управления Соединённых |
549 |
Штатов Америки, но у нас есть Регламент, и мы вынуждены это делать. Раз у нас |
550 |
нет таких ограничений, давайте обсудим несколько вопросов. |
551 |
|
552 |
Первый. Мы все здесь слышим, постоянно слышим про "жирных котов", про |
553 |
грабительскую приватизацию, про то, что всё это было так несправедливо и так |
554 |
далее. Коллеги, я родился в 1970 году, я и многие мои одноклассники, |
555 |
сокурсники получили ваучеры - мы не были ни "жирными котами", ни какими-то |
556 |
дельцами, мы только что окончили школу и начали взрослую жизнь. Вот мы |
557 |
получили ваучеры: кто-то вложил ваучер в предприятие, на котором работали его |
558 |
родители, кто-то пошёл и просто его продал - но все мы были законопослушными |
559 |
гражданами. Кто-то действительно очень разумно им распорядился, и |
560 |
действительно, Валерий Карлович правильно вспомнил о случаях, когда целые |
561 |
трудовые коллективы не только получали акции, но и вкладывали дополнительно |
562 |
ваучеры в свои предприятия. Что мы теперь скажем всем нашим гражданам, всем |
563 |
людям - что мы передумали? Какое вообще в принципе может быть доверие к |
564 |
государству, которое вот так... Сначала мы всё национализировали в 1917 году, |
565 |
потом мы отдали. Да, может быть, были какие-то перекосы, были, понятно, |
566 |
злоупотребления, много чего было, но большинство людей, которые получили |
567 |
ваучеры и возможность приватизации, были абсолютно законопослушными |
568 |
гражданами. Как мы теперь можем им сказать: "Граждане, мы пересмотрели все |
569 |
эти вопросы"? |
570 |
|
571 |
Я от фракции. |
572 |
|
573 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. |
574 |
|
575 |
НИКОЛАЕВ Н. П. Хочу вот ещё на что обратить внимание. Конечно, этот |
576 |
законопроект - это не законопроект, это символ, а чем символ абстрактнее, тем |
577 |
легче в него верить и тем меньше он требует доказательств. Я просто хочу |
578 |
обратить ваше внимание на то, что в нашей истории очень много вопросов. |
579 |
Например, мы не поднимаем вопроса, связанного с национализацией 1917 года, |
580 |
хотя и в этом зале, я уверен, есть люди, чьи семьи лишились тогда имущества, |
581 |
абсолютно честно заработанного. Нам нужно идти вперёд, не нужно цепляться за |
582 |
какие-то непонятные символы, которые увлекают людей и сбивают их с толку. Нам |
583 |
нужно развивать страну, нам нужно действовать в рамках законодательства, |
584 |
показывать всем нашим гражданам, всему мировому сообществу, что наша страна - |
585 |
это правовое государство, полностью приверженное тем законам, которые оно |
586 |
принимало, что наша страна, да, готова признавать какие-то свои ошибки и |
587 |
исправлять их, но так, чтобы не страдали люди. |
588 |
|
589 |
Коллеги, конечно, невозможно в принципе даже рассматривать данный |
590 |
законопроект, потому что это, опять же повторю, просто абстракция, которая |
591 |
может при серьёзном рассмотрении ввергнуть страну в том числе в очень |
592 |
серьёзный раскол. Мы, конечно, не должны допустить это, поэтому фракция |
593 |
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", стремясь и развивать страну, и делать её правовым |
594 |
государством, будет голосовать против данного абсолютно не проработанного |
595 |
законопроекта, созданного, я повторяю, на основе данных ЦРУ Соединённых |
596 |
Штатов Америки. |
597 |
|
598 |
Спасибо за внимание. |
599 |
|
600 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
601 |
|
602 |
По ведению - Выборный Анатолий Борисович. |
603 |
|
604 |
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, я по поводу Регламента. Мною |
605 |
был задан вопрос Николаю Васильевичу, на который он не смог ответить, |
606 |
поскольку мы сразу же перешли к выступлениям от фракций, поэтому я хотел |
607 |
попросить Николая Васильевича ответить в заключительном слове или |
608 |
предоставить ему две минуты для ответа на поставленный вопрос. |
609 |
|
610 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
611 |
|
612 |
По ведению - Гончар Николай Николаевич. |
613 |
|
614 |
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
615 |
|
616 |
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас практически уже |
617 |
третий раз из повестки уходит законопроект, которым предусматривается |
618 |
внесения изменений в 43-й федеральный закон в соответствии с уже принятым |
619 |
решением Конституционного Суда, а нам это нужно сделать обязательно, потому |
620 |
что действие норм этого закона, который нужно привести в соответствие, |
621 |
заканчивается 1 января 2020 года. Убедительная просьба после данного |
622 |
законопроекта вернуться к 20-му вопросу, очень короткий закон. Представители |
623 |
правительства, которое внесло этот законопроект, здесь. |
624 |
|
625 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
626 |
|
627 |
Коллеги, давайте посоветуемся. Действительно, мы с вами приняли сегодня |
628 |
решение, по вторникам в фиксированное время, с 16 до 17 часов, рассматривать |
629 |
в первую очередь законопроекты, приоритетные для фракций, поэтому, |
630 |
собственно, мы сейчас рассматриваем 34-й пункт. В дальнейшем, если |
631 |
законопроект не приоритетный для фракции, мы будем его рассматривать по |
632 |
несколько сокращённой процедуре: пять минут - доклад, три минуты - содоклад, |
633 |
по три минуты по одному выступлению от фракции. Это на будущее. А как быть |
634 |
сегодня, давайте посоветуемся. Сейчас мы завершим рассмотрение вот этого |
635 |
приоритетного законопроекта фракции КПРФ, и дальше, в связи с тем что мы |
636 |
действительно в цейтноте, предлагается рассмотреть пункт 20, это в связи с |
637 |
решением Конституционного Суда, и на этом сегодня ограничиться. Нет |
638 |
возражений? Согласились. |
639 |
|
640 |
Тогда завершаем рассмотрение пункта 34. |
641 |
|
642 |
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. |
643 |
|
644 |
Заключительное слово докладчика. |
645 |
|
646 |
Пожалуйста, Николай Васильевич Арефьев. |
647 |
|
648 |
АРЕФЬЕВ Н. В. Вот любую хорошую идею можно довести до абсурда, если |
649 |
преподносить её совершенно не с той стороны. Вот зачем мы здесь задаём |
650 |
вопросы: а сколько денег понадобится, чтобы национализировать все 140 тысяч |
651 |
предприятий, которые были приватизированы, а как их оценить? Да никак и |
652 |
нисколько! Вот я вам сказал, что этот закон - это инструмент национализации в |
653 |
соответствии с Гражданским кодексом. Вот приняли его и положили на полку, а |
654 |
когда понадобилось председателю сельского совета национализировать что-то, он |
655 |
его достаёт и говорит, мол, я вот хочу котельную национализировать или |
656 |
очистные сооружения. Не понадобилось, значит, лежит закон и никого не кусает, |
657 |
не действует. |
658 |
|
659 |
Главы администраций все принадлежат к партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - наверное, они |
660 |
этим законом воспользуются очень не скоро. И никто не будет покушаться на |
661 |
"Норильский никель", на "РУСАЛ" - никто, но закон-то согласно Гражданскому |
662 |
кодексу должен быть, потому что иначе идёт произвол и каждый национализирует |
663 |
имущество так, как ему хочется. Вот здесь выступления были, но никого этот |
664 |
закон пугать не должен, это просто инструмент для национализации: захотите |
665 |
воспользоваться - воспользуетесь, не захотите - не воспользуетесь. Всё в |
666 |
ваших руках. |
667 |
|
668 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
669 |
|
670 |
Содокладчик будет выступать? |
671 |
|
672 |
Михаил Евгеньевич Бугера, пожалуйста. |
673 |
|
674 |
БУГЕРА М. Е. Спасибо, Александр Дмитриевич. |
675 |
|
676 |
Ну, вообще, по Чехову, ружья, которые висят на стене, когда-нибудь выстрелят, |
677 |
и это достаточно опасно. В 1922 году в союзный договор была включена статья о |
678 |
праве союзных республик на выход из Союза ССР, и в какой-то момент эта статья |
679 |
сработала. Глядишь, если бы её не было, то, может быть, и судьба Советского |
680 |
Союза была бы немножко другой. Поэтому лучше такие опасные инструменты на |
681 |
стенку в квартире не вешать. |
682 |
|
683 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
684 |
|
685 |
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об обращении в |
686 |
государственную и муниципальную собственность имущества юридических и |
687 |
физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной |
688 |
собственности в процессе приватизации", пункт 34. |
689 |
|
690 |
Включите режим голосования. |
691 |
|
692 |
Покажите результаты. |
693 |
|
694 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 37 сек.) |
695 |
Проголосовало за 67 чел.14,9 % |
696 |
Проголосовало против 5 чел.1,1 % |
697 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
698 |
Голосовало 72 чел. |
699 |
Не голосовало 378 чел.84,0 % |
700 |
Результат: не принято |
701 |
|
702 |
Не принимается. |