Проект федерального закона № 722163-7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий»

Идентификатор 31120
Номер 722163-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статью 10 Федерального закона " О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий
Комментарий
Дата внесения 2019-05-31

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Российской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-03-20
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Агаев Ваха Абуевич
  • Аксаков Анатолий Геннадьевич
  • Баталина Ольга Юрьевна
  • Дивинский Игорь Борисович
  • Николаев Олег Алексеевич
  • Огуль Леонид Анатольевич
  • Скриванов Дмитрий Станиславович
  • Толстой Петр Олегович
  • Фаррахов Айрат Закиевич
  • Шилков Данил Евгеньевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 722163-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".

    0 7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10
    1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам
    2 назначения негосударственных пенсий".
    3
    4 Пожалуйста, Дмитрий Станиславович Скриванов.
    5
    6 СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами на протяжении
    9 нескольких лет решаем проблему, касающуюся того, что негосударственное
    10 пенсионное обеспечение так или иначе должно заменить, так скажем,
    11 обязательное пенсионное обеспечение - то, что мы называем ОПС.
    12 Негосударственное пенсионное обеспечение сегодня охватывает порядка 7
    13 миллионов человек, которые были застрахованы либо самостоятельно, либо
    14 работодателем. В связи с принятием 350-го закона на людей, застрахованных в
    15 негосударственных пенсионных фондах, распространяются те же самые условия
    16 получения средств, которые человек скопил за время своей жизни: для мужчин -
    17 с 65 лет, для женщин - с 60 лет. Для того чтобы сделать эту отрасль более
    18 привлекательной и для работников, и для работодателей, предлагается сегодня
    19 принять во втором чтении проект закона, который позволит людям начать
    20 получать негосударственное пенсионное обеспечение в 60 и 55 лет
    21 соответственно.
    22
    23 Поступило девять поправок, все поправки рекомендованы к принятию, замечаний
    24 нет. Прошу принять законопроект во втором чтении и поставить его для
    25 рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на 5 марта.
    26
    27 Спасибо за внимание.
    28
    29 Председательствует Первый заместитель
    30 Председателя Государственной Думы
    31 И. И. Мельников
    32
    33 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович.
    34
    35 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов.
    36
    37 Ставлю таблицу на голосование.
    38
    39 Включите режим голосования.
    40
    41 Покажите результаты.
    42
    43 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 14 сек.)
    44 Проголосовало за 329 чел.73,1 %
    45 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    46 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    47 Голосовало 330 чел.
    48 Не голосовало 120 чел.26,7 %
    49 Результат: принято
    50
    51 Принимается таблица поправок.
    52
    53 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О
    54 внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных
    55 пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".
    56
    57 Включите режим голосования.
    58
    59 Покажите результаты.
    60
    61 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 47 сек.)
    62 Проголосовало за 368 чел.81,8 %
    63 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    64 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    65 Голосовало 368 чел.
    66 Не голосовало 82 чел.18,2 %
    67 Результат: принято
    68
    69 Принимается во втором чтении. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 722163-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий".

    0 Сейчас, коллеги, у нас с вами 10-й вопрос нашей повестки из блока
    1 законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. О проекте федерального
    2 закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О
    3 негосударственных пенсионных фондах" по вопросам назначения негосударственных
    4 пенсий". Доклад Дмитрия Станиславовича Скриванова.
    5
    6 Пожалуйста, Дмитрий Станиславович.
    7
    8 СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемым законопроектом
    11 вносятся изменения в формулировку статьи 10 Федерального закона № 75-ФЗ "О
    12 негосударственных пенсионных фондах", которые направлены на улучшение
    13 финансового положения граждан.
    14
    15 С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий
    16 поэтапное увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая
    17 пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Эти
    18 изменения влекут также одновременное увеличение возраста выхода на
    19 негосударственную пенсию. Таким образом, в связи с принятием федерального
    20 закона № 350-ФЗ у лиц, выходящих на негосударственную пенсию по договорам,
    21 заключённым после 1 января 2019 года, право на получение негосударственных
    22 пенсий возникает после 60 и 65 лет. Инициаторы законопроекта предлагают иной
    23 формат законодательного регулирования.
    24
    25 Название законопроекта сразу задаёт тон рассмотрению этого вопроса: ведь речь
    26 о пенсионном обеспечении. При подготовке этого доклада был проанализирован
    27 опыт других стран, и мы видим, что пенсионная система в других странах
    28 формировалась либо при сильных профсоюзах, либо с участием людей других
    29 поколений, которые представляли примерный возраст своего дожития - 55 и 60
    30 лет, возраст 60 и 65 лет для них был уже глубокой старостью. Состояние
    31 медицины, социальная среда, войны и многое другое заставляли смотреть на
    32 окончание трудовой деятельности как на пенсию и только. Это было в другом
    33 веке, в другой социальной среде.
    34
    35 Сегодня об НПФ (негосударственных пенсионных фондах) мотивированно знают,
    36 умеют распоряжаться соответствующим правом 2-3 процента всего населения. Но
    37 негосударственные пенсионные фонды и государство накопили большой опыт,
    38 который последние несколько лет мы активно воплощаем в законы, и мы можем
    39 рассматривать негосударственное пенсионное обеспечение как инвестиции
    40 человека и работодателя в дальнейшую жизнь. Возрастные ограничения, которые
    41 существуют в государственном пенсионном обеспечении, не могут быть критерием
    42 для инвестиций человека в свою жизнь.
    43
    44 Предлагается для привлечения к накоплению будущих пенсий в негосударственных
    45 пенсионных фондах самозанятых граждан, иностранных граждан, лиц, имеющих
    46 иждивенцев и наёмных работников, уточнить пенсионные основания, исключив из
    47 них условие о наличии страхового стажа. Гарантируется также сохранение права
    48 на назначение негосударственной пенсии в более раннем возрасте для женщин и
    49 мужчин в случае, когда у них возникает такое право при получении страховой
    50 пенсии. Вне зависимости от наступления дополнительных оснований мы даём
    51 возможность использовать средства в течение трудовой деятельности и быть
    52 выгодоприобретателями всех 4,3 триллиона рублей, которые сегодня накоплены в
    53 системе негосударственных пенсионных фондов, мотивируем человека инициативно
    54 включаться в то, что имеет отношение к его накоплениям, мотивируем
    55 работодателя, который заинтересован в том, чтобы работник был обеспечен в
    56 будущем. Мы способствуем тем самым росту заинтересованности и населения, и
    57 работодателей - а это прежде всего молодые люди, люди, которые занимаются
    58 частным бизнесом, представители среднего класса - в том, чтобы накапливать и
    59 инвестировать средства, иметь сбережения к 55 и 60 годам (женщины и мужчины
    60 соответственно). Законодательно мы даём сегодня такую возможность.
    61
    62 Принятие закона будет стимулировать интерес к инициативной включённости,
    63 вовлечённости физических лиц в управление собственными средствами, будет
    64 способствовать наращиванию финансовой грамотности. Такой интерес, на мой
    65 взгляд, возникает у человека только тогда, когда есть выгода, в данном случае
    66 человек получает эту выгоду.
    67
    68 Позиция правительства: поддерживается законопроект. Позиция Центрального
    69 банка: замечаний и предложений нет. Позиция Счётной палаты: замечаний и
    70 предложений нет. Мнение Государственно-правового управления: есть замечания,
    71 которые мы учтём ко второму чтению. Комитет рассмотрел данный законопроект и
    72 тоже предлагает поддержать его в первом чтении. Готов ответить на вопросы.
    73
    74 Большое спасибо.
    75
    76 Председательствует Первый заместитель
    77 Председателя Государственной Думы
    78 А. Д. Жуков
    79
    80 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    81
    82 Есть ли вопросы? Есть.
    83
    84 Включите режим записи на вопросы.
    85
    86 Покажите список.
    87
    88 Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
    89
    90 ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    91
    92 История с пенсионными накоплениями у нас началась 20 лет назад с реформы 2000
    93 года господина Зурабова, соответственно, сегодня мы можем уже подвести некие
    94 финансовые итоги. Помимо того что мы знаем цифру 4 триллиона, наверное, важно
    95 понимать, а сколько люди, которые участвовали в этих процессах, сегодня в
    96 среднем получают пенсионных выплат в качестве накопительной части? Я буду
    97 признателен, если вы скажете.
    98
    99 СКРИВАНОВ Д. С. Во-первых, её не получают, потому что речь всё-таки идёт о
    100 людях молодого возраста, как я говорил, 1969-1970 годов рождения. Во-вторых,
    101 мы пока не можем спрогнозировать тот объём средств, которые люди реально
    102 будут получать, потому что нужно подсчитать весь тот инвестиционный доход,
    103 который накоплен у гражданина, учесть, сколько раз гражданин переходил из
    104 одного негосударственного пенсионного фонда в другой, терял ли он
    105 инвестиционный доход или не терял, и с этой проблемой мы тоже сейчас
    106 работаем. Я просто хочу сказать, что сейчас назвать среднюю цифру невозможно,
    107 назвать какие-то значения - от и до - тоже достаточно сложно. Поэтому я
    108 думаю, что та законодательная работа, которую мы проделали на протяжении
    109 последних двух лет, однозначно будет способствовать увеличению средних
    110 значений пенсий лицам, которые заключили договоры с негосударственными
    111 пенсионными фондами.
    112
    113 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.
    114
    115 ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    116
    117 Депутат Шеин уже задал мой вопрос, тем не менее спрошу: хотелось бы понимать,
    118 какая всё-таки сумма будет выплачиваться при достижении человеком возраста 60
    119 лет, когда наш гражданин выйдет на пенсию?
    120
    121 И хотел бы ещё задать такой вопрос: предусмотрен ли механизм корреляции
    122 размера пенсии человека с возрастом окончания его трудовой деятельности?
    123
    124 СКРИВАНОВ Д. С. Ну, про механизм корреляции с возрастом я только что
    125 объяснил. Человек имеет право заключить договор, и до этого времени право на
    126 получение пенсии на основании 350-го закона у него возникало только с 60 лет
    127 для женщин и с 65 лет для мужчин, значит, по тем договорам, которые были
    128 заключены с 1 января 2019 года, сейчас мы даём это право с 55 и с 60 лет -
    129 для женщин и мужчин соответственно.
    130
    131 А по поводу первого вопроса я вам могу сказать, что очень многое зависит от
    132 того, какую заработную плату человек получал и как он себя вёл по отношению к
    133 своим накоплениям. Вы помните все программы, которые предусматривало
    134 государство: это были и программы софинансирования в отношении средств,
    135 которые человек откладывал в негосударственные пенсионные фонды, и
    136 инвестиционный доход, и то, переходил или не переходил человек, - я уже
    137 повторяюсь, но именно это всё формирует капитал, которым человек будет
    138 распоряжаться после того, как получит право распоряжаться этими деньгами. Я
    139 могу сказать больше: вообще, у группы по негосударственным пенсионным фондам
    140 и по этим средствам есть планы развития этой темы - человек, возможно,
    141 получит доступ к своим средствам при каких-то крайних обстоятельствах, даже,
    142 может быть, раньше указанного возраста. Но это предложение только будет
    143 представлено на рассмотрение Государственной Думы и на рассмотрение
    144 правительства: доступ к средствам раньше того возраста, о котором я только
    145 что говорил. Надеюсь, это будет нами рассмотрено тоже в рамках работы
    146 Государственной Думы этого созыва.
    147
    148 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич, пожалуйста.
    149
    150 ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.
    151
    152 Спасибо.
    153
    154 Уважаемый Дмитрий Станиславович, вы совершенно справедливо сказали, что
    155 только 2-3 процента населения имеет возможность грамотно обращаться с
    156 негосударственными пенсионными фондами. Этим, кстати, пользуются
    157 недобросовестные сотрудники, которые путём обмана переводят людей из
    158 государственных в негосударственные пенсионные фонды.
    159
    160 Скажите, не считаете ли вы возможным предусмотреть в вашей инициативе
    161 инструмент, который позволит защищать средства граждан от недобросовестных
    162 участников рынка и не допускать новых случаев мошенничества? Может быть,
    163 стоит посмотреть и предоставить право гражданам самим распоряжаться
    164 заработанными деньгами без участия сторонних частных компаний?
    165
    166 СКРИВАНОВ Д. С. Что касается того, чтобы предусмотреть возможность для
    167 граждан самим распоряжаться собственными средствами, - они и так имеют право
    168 сами распоряжаться собственными средствами, но никто не отменял такие
    169 гражданские институты, как доверенности или доверенные лица, которые могли бы
    170 совершать определённые действия.
    171
    172 Но вы совершенно правы в том, что на рынке существует агрессивный маркетинг
    173 со стороны негосударственных пенсионных фондов, и в рамках этого агрессивного
    174 маркетинга мы вскрываем... Об этом недавно говорил президент, было дано
    175 соответствующее поручение Генеральной прокуратуре, Центральный банк над этим
    176 много работает, Министерство финансов. Рассматривается несколько вариантов, и
    177 первый вариант - это мораторий на переходы на период, пока мы не подготовим
    178 поправки. Поправки, к сожалению, получаются достаточно сложными с точки
    179 зрения структуры, они не в один закон, требуется внесение изменений в том
    180 числе в подведомственные и ведомственные нормативные акты, но благодаря этому
    181 человек при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой
    182 будет уносить с собой и тот инвестиционный доход, который он заработал.
    183
    184 К сожалению, в прошлом, мы знаем, были случаи мошенничества, когда одна
    185 управляющая компания работала на несколько негосударственных пенсионных
    186 фондов, поэтому при переводе человека из одного негосударственного
    187 пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд инвестиционный
    188 доход оставался в первом, и эти суммы исчисляются, к сожалению, миллиардами.
    189 Я могу сказать совершенно точно, что благодаря вводу фидуциарной
    190 ответственности в прошлом году, вводу ещё ряда новелл с помощью
    191 правительства, с помощью комитета, с вашей помощью, уважаемые коллеги, с
    192 вашим участием мы движемся к решению этой проблемы в том числе. Проблема
    193 есть, мы о ней знаем, и я думаю, что в ближайшее время мы подготовим блок
    194 поправок в законодательные акты, с помощью которых будет решаться эта
    195 проблема.
    196
    197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич.
    198
    199 ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    200
    201 Дмитрий Станиславович, скажите, пожалуйста, являются ли сегодня надёжными
    202 государственные механизмы контроля за деятельностью негосударственных
    203 пенсионных фондов и не надо ли менять в этом смысле законодательство, а также
    204 будет ли возможно страхование рисков?
    205
    206 СКРИВАНОВ Д. С. Очень хороший вопрос, большое вам спасибо за этот вопрос. Я
    207 считаю, что да. За последние несколько лет работы всех тех, о ком я сказал, и
    208 вами, уважаемые коллеги, и Центробанком, и Министерством финансов, и
    209 министерством труда - всеми была действительно создана достаточно серьёзная
    210 законодательная база, которая уже регулирует деятельность негосударственных
    211 пенсионных фондов. Во-первых, негосударственные пенсионные фонды перешли на
    212 стресс-тестирование. Во-вторых, они теперь имеют право вкладывать свои
    213 средства только исходя из условия достаточного объёма капитала и примерного
    214 процентного соотношения к этому объёму капитала в определённые отрасли или
    215 сегменты, скажем так, то есть рисковать там деньгами. В-третьих, мы завтра на
    216 заседании рабочей группы будем рассматривать поправку о добровольном, так
    217 скажем, страховании уже в части негосударственного пенсионного обеспечения, в
    218 том числе будут вводиться такие же права, как, например, по вкладам в банках,
    219 АСВ будет в том числе страхователем этих вкладов.
    220
    221 Сегодня же средства, которые есть у гражданина в негосударственных пенсионных
    222 фондах, полностью защищены государством, на 100 процентов. И существует даже
    223 коллизия в законодательстве по поводу того, чьи это средства, - всё-таки
    224 государственные или негосударственного пенсионного фонда. Мы понимаем, что
    225 управленчески это принадлежит человеку, а юридически это принадлежит
    226 государству либо негосударственному пенсионному фонду, но все средства
    227 сегодня полностью защищены государством.
    228
    229 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    230
    231 Есть ли желающие выступить?
    232
    233 Включите режим записи.
    234
    235 Покажите список.
    236
    237 Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
    238
    239 ШЕИН О. В. Наша фракция поддержит данный законопроект, но хотелось бы
    240 затронуть несколько вещей в рамках общей дискуссии.
    241
    242 Первое. Представляется правильным, чтобы истории, связанные с НПФ,
    243 рассматривались также и с участием представителя комитета по труду и
    244 социальной политике, чтобы комитет у нас был профильным, потому что всё-таки
    245 большой вопрос, чего здесь больше - пенсионной части или финансовой. Это
    246 первая вещь, о которой хотел сказать, с точки зрения того, какой комитет,
    247 наверное, должен быть профильным.
    248
    249 Вещь вторая. Очевидно, что цифра 4 триллиона рублей может казаться
    250 привлекательной, если только мы не проводим международное сравнение. На самом
    251 деле 4 процента ВВП предполагает, что соответствующая сторона не применяет
    252 пенсионную накопительную систему. Это уровень континентальной Западной
    253 Европы, где пенсионная накопительная модель практически не применяется; как
    254 справедливо сказал докладчик, там работают модели трёхсторонних соглашений
    255 между правительствами, профессиональными союзами и корпорациями, там
    256 совершенно другая система. Пенсионные накопления как фундамент и основа для
    257 получения выплат - это англосаксонская модель, где эта доля составляет 80-120
    258 процентов к ВВП, то есть для России это было бы 80-120 триллионов рублей. Это
    259 не наши параметры, и не надо здесь воспринимать пенсионные накопления как
    260 основу.
    261
    262 Следующая вещь. Хочу обратить внимание на то, что по прошлому году, насколько
    263 я помню, у нас НПФ показали отрицательную доходность, наиболее крупным
    264 провалом, конечно, оказалась работа НПФ "Открытие" с его, так сказать,
    265 замечательным менеджментом. И истории, когда пенсионные фонды аккумулируют
    266 чуть ли не до трети, по крайней мере, точно четверть всех полученных доходов
    267 на выплаты менеджменту и на некие резервные структуры в рамках этих фондов,
    268 на самом деле достаточно чреваты для тех людей, которые работают по линии
    269 НПФ.
    270
    271 Очевидно, нам необходимо провести серьёзную (я повторю ещё раз: локомотивом
    272 здесь должен быть комитет по труду и социальной политике) и содержательную
    273 дискуссию по теме НПФ. Это вторичный инструмент, второстепенный, но тоже
    274 существующий в нашей стране, которым пользуется небольшая часть
    275 высокооплачиваемых работников в Российской Федерации, и это не только
    276 чиновники и силовики, это и авиадиспетчеры, и моряки на балтийском
    277 направлении, и лётчики. Они могут воспользоваться, и мы должны сформировать
    278 для них соответствующие гарантии.
    279
    280 Спасибо за внимание.
    281
    282 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич.
    283
    284 АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому
    285 рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    286
    287 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопросы, связанные с
    288 регулированием негосударственных пенсионных фондов, в том числе
    289 законодательным, мы обычно очень активно обсуждаем вместе с другим профильным
    290 комитетом - комитетом по социальной политике, и их мнение, как правило,
    291 учитываем при доработке законопроектов, связанных с этой темой.
    292
    293 Это небольшой законопроект, он просто восстанавливает социальную
    294 справедливость и позволяет людям, ещё не уйдя на пенсию по старой схеме - по
    295 достижении пенсионного возраста, получать пенсионные накопления, и в этом
    296 плане мы считаем, что все депутаты, конечно, должны поддержать этот
    297 законопроект.
    298
    299 Что касается проблем, связанных с негосударственными пенсионными фондами, в
    300 том числе с доходностью, хотел бы вас проинформировать. Прежде всего, там
    301 наведён очень серьёзный порядок: их количество значительно сократилось -
    302 более чем в два раза; сейчас благодаря в том числе нашим решениям введено
    303 регулирование этого рынка Центральным банком, ну, в том числе контролируется
    304 доходность фондов. Могу сказать, что по прошлому году доходность была около
    305 4,5 процента в целом по рынку, это на уровне инфляции. Конечно, лучше бы было
    306 повыше, но по многим фондам доходность превышает 10 процентов, то есть люди,
    307 в общем-то, неплохо зарабатывают, некоторые даже 15 процентов обеспечивают.
    308 Надо сказать, что у нас 35 миллионов граждан, даже больше, работают с
    309 негосударственными пенсионными фондами, - очевидно, что это направление будет
    310 развиваться, и слава богу. Оно будет развиваться более быстрыми темпами
    311 благодаря тому, что, во-первых, наведём порядок, а, во-вторых, ну, я надеюсь,
    312 в ближайшее время будут вноситься изменения в законодательство, которые
    313 переведут эту систему на добровольную основу, но при этом будут включены
    314 стимулирующие меры, которые будут заинтересовывать людей формировать такие
    315 накопления. То есть от обязательности мы перейдём к добровольности, и это, на
    316 мой взгляд, абсолютно правильная и справедливая мера.
    317
    318 Прошу поддержать.
    319
    320 Спасибо за внимание.
    321
    322 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    323
    324 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, только очень долго наводится порядок в этой
    325 сфере - очень важной, жизненно важной сфере. И опять-таки репутационный
    326 ущерб, связанный с различного рода вот этими негосударственными пенсионными
    327 фондами, огромный.
    328
    329 Задавался вопрос: на какую доплату к пенсии будут рассчитывать вот те люди,
    330 которые, вы помните, в обязательном порядке формировали свою накопительную
    331 часть? Пенсионный фонд рассчитал, и, кстати, при формировании бюджета ещё на
    332 2019 год пенсионный фонд нам эту цифру представил: 800 с хвостиком, в среднем
    333 получается то ли 840, то ли 850 рублей. Понятно, что подобные суммы доплат
    334 дискредитируют саму идею накопления в ноль!
    335
    336 Я уже не говорю про то, что сама вот эта система с негосударственными
    337 пенсионными фондами, с управляющими компаниями осталась абсолютно без всякого
    338 внимания государства. Кто организовывал эти пенсионные фонды? Крупные
    339 финансово-промышленные группы, которые в лучшем случае, скажем так,
    340 использовали эти дармовые средства на инвестирование в собственные мощности,
    341 ну а в худшем случае элементарно воровали. И поэтому те десятки миллиардов
    342 рублей, так, по скромным оценкам, которые пропали, - это выведенные и
    343 украденные у пенсионеров деньги, по большому счёту. И никаких препятствий,
    344 никаких нормальных соответствующих контрольных мероприятий Правительство
    345 Российской Федерации, да и государство в целом, Российская Федерация, на
    346 протяжении многих лет не проводило. Ладно, с 2014 года теперь это всё уже
    347 изымается, скажем так, и не попадает в руки этих организаций, но сумма,
    348 которая там крутится сегодня, приличная - 4 триллиона рублей. Плюс к этому -
    349 новый механизм, о котором только что коллега Аксаков говорил, вот те 6
    350 процентов, то, что ранее называлось индивидуальным пенсионным капиталом. Это
    351 новая попытка заставить, убедить людей формировать собственную пенсию за счёт
    352 дополнительных отчислений при вот этой картине (я напомню):
    353 отчисляли-отчисляли, многие практически по десять лет, а в итоге получили
    354 меньше тысячи рублей в среднем.
    355
    356 Как это отразится на добровольности или на всём, что с этим связано? Да
    357 никак! Что нужно делать в таких условиях, спасёт ли страхование, о котором
    358 говорили? Ну вот по дольщикам была система страхования, я вам напомню: 35
    359 миллиардов рублей собрали страховые организации, положили себе в карман - и
    360 всё! Ни один дольщик, ну практически ни один дольщик не получил никакой
    361 компенсации, получили единицы, по-моему.
    362
    363 Попытка переложить ответственность государства на какие-то страховые
    364 компании, на вновь формируемые новые структуры, опять же частные, на мой
    365 взгляд, абсолютно никакого результата не даст. Пенсия граждан Российской
    366 Федерации - это прежде всего ответственность государства, будущая
    367 ответственность, и если человека заставляют, убеждают на предложенную систему
    368 переходить, государство обязано обеспечить: во-первых, сохранение накоплений,
    369 которые он делает, это сейчас делается по минимуму, то есть рубль вложил -
    370 рубль получил, причём пенсионные фонды могут мудрить, как хотят, даже если
    371 порядок навели; во-вторых, рост пенсионных накоплений не менее чем на уровень
    372 инфляции, чтобы у человека была хотя бы чёткая, жёсткая уверенность в том,
    373 что... (Микрофон отключён.)
    374
    375 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции.
    376
    377 КУРИННЫЙ А. В. ...уверенность в том, что он сохранит свою часть, которую
    378 откладывает, и минимум на уровень инфляции государство гарантирует ему рост.
    379 У нас сегодня парадоксальная ситуация: ОФЗ, государственные ценные бумаги
    380 (это внутренний долг) под 6,5 процента покупают инвесторы, а своим гражданам
    381 мы не можем обеспечить 4,5 или 4,2 процента!
    382
    383 Этот механизм, если уж мы его выстраиваем или будем выстраивать как
    384 перспективный, необходимо закрепить в части государственных гарантий
    385 сохранения полной суммы и обязательной индексации на уровне инфляции при
    386 любом раскладе, как бы ни работал негосударственный пенсионный фонд. Сможет
    387 негосударственный пенсионный фонд дать больше, то есть 10, 15 процентов -
    388 пусть даёт, не вопрос, это уже выбор самого гражданина. Ну а если фонд
    389 обанкротился, пропал, исчез, то гарантировать надо сохранение не только
    390 суммы, непосредственно внесённой, но и, повторяю, рост минимально на уровень
    391 инфляции. Только такой механизм позволит человеку заработать что-то более или
    392 менее адекватное пенсии.
    393
    394 Спасибо за внимание.
    395
    396 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.
    397
    398 НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной
    399 политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
    400
    401 Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.
    402
    403 Комментируя предложение депутата Шеина относительно контроля и более
    404 внимательного отношения к деятельности негосударственных пенсионных фондов,
    405 хотел бы обратить внимание на то, что данный законопроект касается
    406 негосударственных пенсий. И с тем, что сказал депутат Аксаков относительно
    407 постоянного взаимодействия наших комитетов, я согласен. Хотел бы напомнить,
    408 что именно при жёсткой конструктивной критике членов комитета по труду нам
    409 удалось, когда рассматривался проект закона об установлении нового формата
    410 премирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, снизить с 1
    411 процента до 0,75 процента ту ставку, которая позволяет рассчитывать ежегодный
    412 объём премий для негосударственных пенсионных фондов.
    413
    414 Что касается данного законопроекта, ещё раз обращаю внимание на то, что речь
    415 идёт о негосударственных пенсиях. Это добровольное дело гражданина или той
    416 компании, где гражданин работал, и это не входит в систему обязательного
    417 пенсионного страхования. Это можно сравнить со вкладом, по которому
    418 предусмотрены особые условия и особые установленные временные параметры того,
    419 когда соответствующие средства гражданину будут выплачиваться.
    420
    421 Что касается системы обязательного пенсионного страхования, мы неоднократно
    422 обращали внимание на то, что необходимо накопительную пенсию вообще вывести
    423 из системы обязательного пенсионного страхования и навести порядок в вопросах
    424 перехода граждан из одного НПФ в другой. Кстати, есть так называемые молчуны,
    425 которые не выбрали негосударственный пенсионный фонд, и средства этих граждан
    426 находятся во Внешэкономбанке, Пенсионный фонд России там размещает средства
    427 так называемых молчунов. Очень многие граждане поддаются влиянию агрессивной
    428 рекламы, порой обычных коррупционных схем, жёсткому давлению, когда их
    429 заставляют подписывать соответствующие бумаги, и они, переходя из одного НПФ
    430 в другой, теряют весь свой инвестдоход из-за того, что за пять лет до
    431 перехода не уведомили об этом Пенсионный фонд России.
    432
    433 Что касается недавних предложений относительно новой накопительной
    434 компоненты, конечно, должно быть исключительно добровольное решение
    435 гражданина. Это не должно быть элементом системы обязательного пенсионного
    436 страхования - пусть каждый гражданин самостоятельно принимает решение.
    437
    438 Дискуссия, которая сегодня развернулась в зале, показывает, что у нас к НПФ,
    439 к сожалению, недоверие. И если два года назад на совещании в Государственной
    440 Думе, когда пересматривался формат премирования негосударственных пенсионных
    441 фондов, некоторые руководители отдельных крупных НПФ били себя в грудь и
    442 кричали, что им нужны гарантии, чтобы они могли играть вдолгую, вкладывать
    443 средства в долгие инвестпроекты, то сегодня они находятся за рубежом, в
    444 бегах, в отношении их возбуждены уголовные дела. А негосударственные
    445 пенсионные фонды вне зависимости от того, как они работают (в минус, в плюс,
    446 в ноль), всё равно получают премию 0,75 процента от объёма средств, которыми
    447 распоряжаются. На наш взгляд, это несправедливо, но большинство... (Микрофон
    448 отключён.)
    449
    450 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Толстой Пётр Олегович, пожалуйста.
    451
    452 ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ
    453 РОССИЯ".
    454
    455 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Когда в этом зале
    456 обсуждались параметры пенсионной реформы, я задал вопрос одному из её
    457 идеологов: почему, собственно говоря, нельзя предоставить гражданам право
    458 самим выбирать возраст выхода на пенсию, ведь у всех разные обстоятельства -
    459 кто-то хочет сидеть с внуками, у кого-то, наоборот, есть желание поработать
    460 подольше? И уже в зависимости от того, когда человек выходит на пенсию,
    461 можно, соответственно, менять размер пенсии: вышел на пенсию раньше - он
    462 меньше, вышел позже - он кратно больше. Знаете, что мне ответили? У нас
    463 правительство, оказывается, не может посчитать и предсказать, как будут себя
    464 вести граждане России. И поскольку правительство не может этого сделать, мне
    465 кажется, идея сегодняшнего законопроекта, который мы здесь обсуждаем, очень и
    466 очень в этом смысле полезна, она полезна и для граждан, и для работодателей,
    467 потому что гражданин сам имеет возможность решить, когда ему получать
    468 выплаты. И если этот законопроект будет вами поддержан, такая возможность
    469 после его подписания президентом, вступления в силу появится у каждого
    470 клиента негосударственного пенсионного фонда.
    471
    472 Я согласен с коллегами, которые говорили о проблеме доверия, но, знаете,
    473 проблема доверия существует не только в отношении пенсионных фондов, она
    474 существует и в отношении любых политиков, в том числе и тех, которые сидят в
    475 этом зале. Доверие, репутация - это то, за чем и политик, и любой человек, и
    476 даже, страшно сказать, негосударственный пенсионный фонд должен следить очень
    477 тщательно, негосударственный пенсионный фонд - чтобы не обмануть доверие тех,
    478 кто в него вложился.
    479
    480 Мне кажется, что подход, который мы сегодня обсуждали, является справедливым,
    481 расширяет возможности для граждан России обеспечить себя в преклонном
    482 возрасте и, хочу подчеркнуть, расширяет возможности для работодателей. Потому
    483 что, уважаемые коллеги, не так много осталось стимулов у тех, кто хочет взять
    484 людей на работу, особенно на тех территориях, где тяжёлые условия жизни, на
    485 территориях Крайнего Севера и так далее, а отчисления в негосударственные
    486 пенсионные фонды - это не только те 4,6 процента, о которых тут говорили, но
    487 и те отчисления, которые делает работодатель, и для него это возможность
    488 стимулировать работника продолжать трудиться даже в сложных условиях.
    489
    490 Мне кажется, что в этом законопроекте учтены интересы и граждан, и
    491 работодателей, и поэтому я обращаюсь ко всем вам с просьбой его поддержать.
    492 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.
    493
    494 Спасибо за внимание.
    495
    496 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    497
    498 Представители президента и правительства будут выступать? Нет.
    499
    500 Докладчик? Завершающее слово. Пожалуйста.
    501
    502 СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемые коллеги, я хочу сказать большое спасибо за такое
    503 яркое обсуждение этого вопроса, потому что вопрос действительно стоит того.
    504
    505 Куринный Алексей Владимирович говорил об ОФЗ, о том, что доплата составит 800
    506 рублей, о недоверии к этому институту и о перекладывании ответственности на
    507 человека посредством этого законопроекта. Мне кажется, в данном случае мы
    508 собираем всё в кучу.
    509
    510 Негосударственным пенсионным фондам, как было правильно сказано, 20 лет. За
    511 20 лет мы планировали создать институт, а создали - если провести аналогию -
    512 кафедру в лучшем случае, и за последние два года, о чём говорил Ярослав
    513 Евгеньевич... Кстати, мы с Ярославом Евгеньевичем вместе были на том
    514 эпохальном совещании, о котором он говорил. Мы, собственно говоря, созданной
    515 нормативной базой, той работой, которую проводим в Государственной Думе и с
    516 правительством, и с Центробанком, во многом улучшили ту систему, которая была
    517 создана, её администрирование, и сегодня система является более прозрачной,
    518 чем это было, скажем, четыре года назад.
    519
    520 Теперь 0,75 процента составляет management fee - это те средства, которые
    521 негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании получают вне
    522 зависимости от результатов управления. Это неправильно, и мы об этом сейчас
    523 говорим, но с момента, когда мы ввели это изменение, и до сегодняшнего дня
    524 прошло слишком мало времени, чтобы проанализировать практику и сделать
    525 определённые выводы.
    526
    527 Теперь, Ярослав Евгеньевич, отвечу на ваш, наверное, риторический вопрос по
    528 поводу того, что вот мы встречались с собственниками негосударственных
    529 пенсионных фондов и где они сегодня. Но сегодня мы с вами ввели фидуциарную
    530 ответственность, этот законопроект несколько лет лежал в Государственной
    531 Думе, не мог пройти через Государственную Думу, я не знаю, по каким причинам,
    532 но мы с вами это сделали, сделали вместе с правительством, вместе с
    533 Центробанком.
    534
    535 Я хотел бы сказать, что законопроект, который мы сегодня принимаем,
    536 однозначно правильный: мы даём стимулы человеку, мы делаем более
    537 привлекательным этот инструмент, негосударственные пенсионные фонды, для
    538 работника, для работодателя, для человека. Этот законопроект в первую очередь
    539 про человека.
    540
    541 Я хотел бы сказать отдельное спасибо Толстому Петру Олеговичу в связи с тем,
    542 что это было в первую очередь его предложение установить такие сроки, когда
    543 появляется возможность получать эти средства из негосударственных пенсионных
    544 фондов. И хотел бы сказать огромное спасибо всем вам, коллеги.
    545
    546 Что будет, если не заниматься, если не развивать негосударственные пенсионные
    547 фонды? Я хочу напомнить, что это не только средства на достойную жизнь
    548 человека после того, как он решил не работать, но это, как во всём мире, ещё
    549 и фундамент для экономики, это длинные деньги. Да, пока мы видим, что, к
    550 сожалению, эти длинные деньги не заработали, но мы делаем всё, чтобы эти
    551 длинные деньги заработали. Я думаю, что мы будем вводить ряд дополнительных
    552 мер, которые будут стимулировать негосударственные пенсионные фонды
    553 вкладываться в инфраструктурные проекты, в том числе будем предлагать
    554 какие-то инвестиционные налоговые льготы. Если мы с вами это сделаем, если
    555 это заработает, тогда мы сможем говорить, что негосударственные пенсионные
    556 фонды и для человека, и для государства.
    557
    558 Спасибо.
    559
    560 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    561
    562 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    563 изменений в статью 10 Федерального закона "О негосударственных пенсионных
    564 фондах" по вопросам назначения негосударственных пенсий", пункт 10.
    565
    566 Включите режим голосования.
    567
    568 Покажите результаты.
    569
    570 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 18 сек.)
    571 Проголосовало за 376 чел.83,6 %
    572 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    573 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    574 Голосовало 376 чел.
    575 Не голосовало 74 чел.16,4 %
    576 Результат: принято
    577
    578 Принимается законопроект.