Проект федерального закона № 692092-7 «Об основах национализации в Российской Федерации»

Идентификатор 31003
Номер 692092-7
Тип документа Федеральный закон
Название Об основах национализации в Российской Федерации
Комментарий
Дата внесения 2019-04-18

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) отклонить законопроект
Дата последнего события 2020-02-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Авдеев Михаил Юрьевич
  • Алимова Ольга Николаевна
  • Арефьев Николай Васильевич
  • Афонин Юрий Вячеславович
  • Берулава Михаил Николаевич
  • Бифов Анатолий Жамалович
  • Блоцкий Владимир Николаевич
  • Бортко Владимир Владимирович
  • Гаврилов Сергей Анатольевич
  • Ганзя Вера Анатольевна
  • Дорохин Павел Сергеевич
  • Езерский Николай Николаевич
  • Зюганов Геннадий Андреевич
  • Иванов Николай Николаевич
  • Казанков Сергей Иванович
  • Калашников Леонид Иванович
  • Кашин Владимир Иванович
  • Коломейцев Николай Васильевич
  • Корниенко Алексей Викторович
  • Кравец Александр Алексеевич
  • Куринный Алексей Владимирович
  • Лебедев Олег Александрович
  • Мельников Иван Иванович
  • Новиков Дмитрий Георгиевич
  • Осадчий Николай Иванович
  • Пантелеев Сергей Михайлович
  • Парфенов Денис Андреевич
  • Плетнева Тамара Васильевна
  • Поздняков Владимир Георгиевич
  • Пономарёв Алексей Алексеевич
  • Рашкин Валерий Федорович
  • Савицкая Светлана Евгеньевна
  • Синельщиков Юрий Петрович
  • Смолин Олег Николаевич
  • Тайсаев Казбек Куцукович
  • Харитонов Николай Михайлович
  • Шаргунов Сергей Александрович
  • Шурчанов Валентин Сергеевич
  • Щапов Михаил Викторович
  • Ющенко Александр Андреевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 692092-7 "Об основах национализации в Российской Федерации".

    0 9-й вопрос, приоритетный законопроект фракции КПРФ - проект федерального
    1 закона "Об основах национализации в Российской Федерации". Докладывает
    2 Николай Васильевич Коломейцев.
    3
    4 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Перед докладом
    5 хотелось бы отметить несколько позитивных моментов, которые были в
    6 деятельности Думы в этом созыве. Прежде всего это введение выполнения
    7 экспертно-аналитических работ и привлечение наших учёных к конкретной работе
    8 по анализу ситуации и разработке законов. Хочу вам сказать, что вот здесь, в
    9 Думе, этой работой успешно руководит Александр Дмитриевич и идёт по
    10 нарастающей эта работа. Но мне кажется, Александр Дмитриевич, надо бы сделать
    11 второй шаг: чтобы труды наших учёных, экспертно-аналитические работы не
    12 остались просто под сукном для кормёжки тараканов, ещё надо, чтобы
    13 коллеги-депутаты начали читать эти экспертно-аналитические работы и мы,
    14 комитеты прежде всего, при планировании своей работы учитывали бы их труд.
    15
    16 Я для чего это предисловие сделал? Это шестой вариант закона о
    17 национализации, который разработан нашим известным экономическим
    18 университетом имени Плеханова (его возглавляет бывший ваш товарищ Гришин
    19 Виктор Иванович) - это высококвалифицированный коллектив, государственно
    20 ориентированный и очень глубоко изучающий проблемы.
    21
    22 Я хотел бы ещё несколько общих слов вам сказать. Поймите, национализация как
    23 экономический фактор используется во многих странах и в разных ситуациях. В
    24 мире 46 стран имеют закон о национализации, и положение о национализации
    25 прописано не только в законах о национализации, но и в конституционных
    26 положениях, в том числе так в Соединённых Штатах Америки, в Великобритании...
    27 нет, в Великобритании нет Конституции... во Франции, в Германии, Италии и в
    28 целом ряде других стран. Для чего это делается? Существуют даже циклы
    29 приватизации и национализации как факторы изменения экономической ситуации,
    30 структуры экономики и сохранения жизненно важных для государства предприятий
    31 и целых отраслей.
    32
    33 Что происходит у нас? У нас, к сожалению, несмотря на очевидное банкротство,
    34 продолжается политика Чубайса и всех его последователей. У нас многие люди, в
    35 том числе и в этом зале, боятся произносить слово "национализация", хотя оно
    36 у нас прописано в двух статьях Гражданского кодекса - в 235-й и 306-й - и в
    37 принципе государство, не афишируя, использует этот инструмент. 8-я статья
    38 Конституции предполагает, что у нас все формы собственности равны, но, по
    39 нашему глубокому убеждению и по убеждению учёных-правоведов, на самом деле в
    40 большом ущемлении в нашей стране находится государственная собственность в
    41 силу неэффективности умышленно, наверное, поставленных таких топ-менеджеров и
    42 руководителей целого ряда ведомств. Поэтому мы, обобщив труд учёных,
    43 подготовили вместе с ними очень понятный, очень конкретный и очень рамочный
    44 законопроект. И каково же было моё удивление, когда я прочитал отзыв
    45 правительства!
    46
    47 Во-первых, в чём суть законопроекта? Суть законопроекта заключается в том,
    48 чтобы выполнить положение - им 27 лет пренебрегают - о необходимости принятия
    49 рамочного закона о национализации, по которому должны иметь право делать это
    50 органы власти, прежде всего правительство. Заметьте, мы в этом варианте
    51 предлагаем, чтобы инициаторами разработки представления о национализации
    52 могли быть президент, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы,
    53 Правительство Российской Федерации и законодательные (представительные)
    54 органы власти регионов.
    55
    56 Во-вторых, закон предусматривает очень узкий формат для обращения предприятий
    57 в государственную собственность, что и предполагает 235-я статья Гражданского
    58 кодекса. Что прежде всего будет подпадать под наш закон? Будут подпадать
    59 стратегические предприятия, градообразующие предприятия, попавшие в силу
    60 экономической ситуации в тяжёлое экономическое положение, которое может
    61 привести к их ликвидации, потере технологий и выбросу на рынок труда большого
    62 количества людей, которым негде будет трудоустроиться. Именно для спасения
    63 вот таких предприятий и подготовлен в первую очередь закон.
    64
    65 Инструментарий тот же, что прописан в 235-й статье Гражданского кодекса,
    66 причём, заметьте, предусматривается возмездный выкуп имущества. Оценка
    67 имущества должна делаться на основании закона "Об оценочной деятельности...".
    68 В законопроекте, в 21 статье, в 3 главах, предусмотрены все положения, как
    69 это сделать квалифицированно, цивилизованно и, главное, на пользу государству
    70 и обществу.
    71
    72 И в данной ситуации хотелось бы, чтобы вы услышали нас и учёных Плехановки:
    73 это жизненно необходимо! У нас за прошлый год обанкротилось более 700 тысяч
    74 физических и юридических лиц, это почти 10 процентов всего состава
    75 налогоплательщиков. Причём если вы посмотрите структуру банкротств, то
    76 увидите, что, к сожалению, продолжает уничтожаться в результате банкротства
    77 значительная часть как раз обрабатывающих, перерабатывающих предприятий,
    78 которых у нас и так уже недостаточно для того, чтобы выполнять задачи
    79 импортозамещения и другие важные для государства задачи.
    80
    81 Ну и конечно же, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что нам по всем
    82 канонам необходимо принять закон о национализации. У нас ренту в принципе
    83 получает узкая группа лиц, у нас сверхприбыли необоснованно выводятся за
    84 границу в огромных количествах при попустительстве контролирующих и всех
    85 других органов - об этом сегодня в десятиминутном выступлении докладывал
    86 Геннадий Андреевич.
    87
    88 Я прошу поддержать наш законопроект.
    89
    90 Спасибо за внимание.
    91
    92 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.
    93
    94 С содокладом от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным
    95 отношениям выступает Михаил Евгеньевич Бугера.
    96
    97 БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    98
    99 Спасибо, уважаемый Иван Иванович.
    100
    101 Уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и правительства!
    102 Рассматривая данный законопроект - "Об основах национализации в Российской
    103 Федерации", что по его тексту можно было бы отнести к этим основам?
    104 Действительно, Конституция Российской Федерации, в частности часть 3 статьи
    105 35, допускает возможность принудительного изъятия, отчуждения имущества для
    106 государственных нужд, другими словами, это и есть национализация. В то же
    107 время, как правильно указывал Николай Васильевич, и в Гражданском кодексе
    108 есть статьи 235 и 306, где говорится о том, что на основании федерального
    109 закона возможно проведение такого отчуждения для государственных нужд при
    110 условии равноценного возмещения. Таким образом, основные положения в нашем
    111 законодательстве, в Конституции и в Гражданском кодексе, сформулированы.
    112
    113 Что нам даёт данный законопроект - "Об основах национализации..."? В нём, по
    114 сути, даны какие-то начала процедур, которые должны проводиться, если
    115 отчуждение для государственных нужд становится необходимым, но достаточно ли
    116 этих процедурных механизмов для того, чтобы считать, что они позволят решать
    117 проблемы, которые могут возникнуть при необходимости национализации тех или
    118 иных предприятий, тех или иных отраслей? Нам представляется, что нет, потому
    119 что, по сути, ключевой момент данного законопроекта уводит как раз в сторону
    120 от тех основ, которые даны в Гражданском кодексе. В Гражданском кодексе
    121 говорится о национализации на основании федерального закона, в предлагаемом
    122 же законопроекте принятие решения передаётся правительству, то есть
    123 национализация запускается постановлением правительства - не федеральным
    124 законом, как сказано в Гражданском кодексе, а постановлением правительства,
    125 что уже, конечно же, противоречит основополагающим документам в данной части.
    126
    127 Николай Васильевич правильно сказал, что так или иначе государство уже в
    128 различных формах национализацию проводило. Может быть, наш созыв с этим не
    129 сталкивался, но в предыдущих созывах принимался не один, а ряд подобных
    130 законов, о государственных корпорациях например. Что такое создание
    131 государственной корпорации? По сути, это одна из форм национализации, ведь
    132 никто не говорит, что национализация может существовать только в одной
    133 какой-то форме, есть много различных форм. По оценкам специалистов, тех же
    134 экономистов, огосударствление в нашей экономике имеет достаточно сильную
    135 степень, потому что государственная собственность существует не только в виде
    136 каких-то активов, но и в виде различных регуляторных механизмов, которые
    137 государство в тех или иных формах применяет в различных отраслях.
    138
    139 Я не буду сейчас перечислять все юридические нестыковки, которые содержатся в
    140 данном законопроекте, на них очень чётко указывается и в заключении Правового
    141 управления Аппарата Государственной Думы, и в официальном отзыве
    142 правительства, и в заключении профильного комитета. Скажу только, что ссылку
    143 на авторитет такого действительно уважаемого института, как университет имени
    144 Плеханова, к сожалению, текст законопроекта, если его взять в руки и начать
    145 читать, как раз ставит под сомнение. В уважаемом нами университете имени
    146 Плеханова достаточно экономистов, но, возможно, разработчики законопроекта
    147 воспользовались услугами не самых лучших из них, потому что в тексте есть
    148 просто орфографические ошибки, стилистические ошибки. Например, говорится о
    149 законодательной инициативе собственников предприятий. Какая может быть
    150 законодательная инициатива у собственников предприятий, вы сами понимаете. И
    151 какая может быть законодательная инициатива для принятия постановления
    152 правительства? Я не знаю, при чём здесь университет имени Плеханова. Просто
    153 юридическая малограмотность проявляется в некоторых положениях этого
    154 законопроекта.
    155
    156 Комитет считает, что принимать в таком виде законопроект нельзя.
    157
    158 Спасибо за внимание.
    159
    160 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич.
    161
    162 Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.
    163
    164 Включите режим записи.
    165
    166 Покажите список.
    167
    168 Выборный Анатолий Борисович.
    169
    170 ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю. У меня вопрос к докладчику.
    171
    172 Уважаемый Николай Васильевич, говоря о национализации имущества физических и
    173 юридических лиц, вы предлагаете установить основанием для принятия такого
    174 решения в том числе объявление имущества общенациональным достоянием.
    175 Уточните, как на практике можно будет определить критерии, признаки того, что
    176 является общенациональным достоянием, тогда как сам термин "общенациональное
    177 достояние", употреблённый в проектируемой новелле, относительно данного
    178 проекта федерального закона не раскрывается.
    179
    180 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Васильевичу Коломейцеву включите микрофон.
    181
    182 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый товарищ Выборный, уважаемый докладчик от комитета!
    183 Мы знаем, что над юридической и лингвистической техникой мы работаем после
    184 второго чтения. Второе чтение позволяет нам корректно, с учётом мнений всех
    185 субъектов права законодательной инициативы рассмотреть все пожелания и
    186 исправить все ошибки. Я свидетель того, как важнейший документ, Уголовный
    187 кодекс, попал в Государственную Думу в объёме 346 страниц, а в третьем чтении
    188 оказалось уже 1343 страницы, понимаете? Поэтому в данной ситуации придирка к
    189 каким-то незначительным вопросам несущественна.
    190
    191 По поводу заявления о том, что якобы великое заключение правительства что-то
    192 опровергает. Вы его не читали? В заключении правительства на полутора
    193 страницах нет ни одного существенного замечания по законопроекту.
    194
    195 И у меня встречный вопрос к комитету: скажите, пожалуйста, почему вы 27 лет
    196 игнорируете требование Конституции Российской Федерации о необходимости
    197 проведения национализации только по закону?
    198
    199 БУГЕРА М. Е. Депутат Выборный задавал вопрос нам обоим. Николай Васильевич
    200 ответил на него достаточно объёмно.
    201
    202 Анатолий Борисович, можно вообще довести до абсурда внесение и рассмотрение
    203 законопроекта: в первом чтении может быть заголовок, некое литературное эссе
    204 - то, что сейчас мы как раз и обсуждаем, - а потом, ко второму, к третьему
    205 чтениям это литературное эссе будем превращать уже в правильный законопроект,
    206 но, наверное, всё-таки уже в первом чтении мы должны иметь юридически
    207 техничный и лингвистически выверенный продукт.
    208
    209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич.
    210
    211 АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    212
    213 Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Михаилу Евгеньевичу.
    214
    215 Михаил Евгеньевич, я не услышал никаких доводов против этого проекта закона,
    216 за исключением того, что вы сейчас сказали: маленькие помарки, которые можно
    217 ко второму и к третьему чтениям убрать.
    218
    219 Хотел бы вот на что обратить внимание. А с чего вы взяли, что 235-я статья
    220 Гражданского кодекса обязывает нас каждое предприятие национализировать по
    221 отдельному закону? Ведь приватизация проходит по общему закону, все
    222 предприятия чохом приватизируются, одним законом, с чего вы взяли, что
    223 национализировать надо поштучно, по одному предприятию? Ведь было
    224 приватизировано более 120 тысяч предприятий, теперь что, прикажете 120 тысяч
    225 законов, что ли, изобретать и вот на этой трибуне докладывать?
    226
    227 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    228
    229 БУГЕРА М. Е. Опять же, любую идею можно довести до абсурда. Вы что, ставите
    230 сейчас вопрос о том, чтобы национализировать 120 тысяч предприятий?
    231
    232 Кстати, никто вам, как депутату, и сейчас не мешает обратиться в
    233 правительство с запросом, обосновав его финансово, экономически, содержащим
    234 предложение национализировать то или иное предприятие, и правительство будет
    235 обязано по вашему запросу провести установленную законом о статусе депутата и
    236 Регламентом правительства работу. Почему вы 27 лет добиваетесь принятия
    237 закона об основах национализации, при этом не пытаетесь национализировать
    238 хотя бы одно предприятие, пользуясь теми полномочиями, которые у вас уже
    239 есть?
    240
    241 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.
    242
    243 ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.
    244
    245 Уважаемый Михаил Евгеньевич, самое главное, что мне не нравится в вашем
    246 выступлении, - со всем уважением говорю - вы никак не можете признать, что,
    247 раз закон о приватизации есть, должен быть и обратный процесс -
    248 национализация. Тепло и холод, мягкость и твёрдость, плюс и минус и так
    249 далее. Все технологические процессы у нас обеспечиваются за счёт вот этих
    250 факторов, и всё управление строится на этом. Стало быть, раз у нас есть
    251 субъекты, с точки зрения управления экономикой есть частная собственность и
    252 государственная собственность, они должны переходить друг в друга в
    253 зависимости функции от времени и от обстановки - вполне возможно, что все
    254 тракторные заводы придётся национализировать, когда стране будет очень-очень
    255 тяжело, когда ни одного трактора у нас с вами не останется.
    256
    257 БУГЕРА М. Е. Валентин Сергеевич, вряд ли можно руководствоваться только одним
    258 видом логики в законотворчестве и вообще в государственной политике, в том
    259 числе в экономической политике. Вот вы исходите из чисто формальной логики:
    260 есть закон о приватизации - должен быть закон о национализации. Давайте
    261 поговорим на основе диалектической логики: закон о приватизации есть, а о
    262 национализации закона не надо, потому что он не нужен, - и тоже будем правы.
    263 Есть формальная логика, есть диалектическая логика. Я всё-таки кандидат наук
    264 по марксистско-ленинской ещё политической экономии.
    265
    266 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    267
    268 БУГЕРА М. Е. Посильней вас, Николай Васильевич.
    269
    270 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.
    271
    272 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    273
    274 Уважаемый Михаил Евгеньевич, ведь ни для кого не секрет, что сегодня
    275 существует огромный разрыв в доходах нашего населения. Те, кто оказался, так
    276 скажем, в своё время в нужном месте, и стали, по сути дела, владельцами
    277 национального достояния нашей страны - мы сегодня можем посмотреть, сколько
    278 добывается газа, нефти, золота и так далее, - а огромная часть населения,
    279 большая часть осталась за бортом. Так вот скажите, пожалуйста, почему
    280 львиную часть прибыли от реализации всех программ по освоению национальных
    281 природных ресурсов получает всё-таки эта небольшая кучка? Наша-то задача - с
    282 помощью национализации исправить эту ситуацию, почему вы против?
    283
    284 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    285
    286 БУГЕРА М. Е. Я против конкретного законопроекта, а не против того, чтобы в
    287 нашем обществе соблюдались нормы справедливости. Данный законопроект
    288 откровенно слаб, его принимать нельзя. Ну а тот вопрос, который вы задали, не
    289 с этим законопроектом связан: вы о неких мировоззренческих вопросах сейчас
    290 говорите, а платформа обсуждения данного законопроекта, с моей точки зрения,
    291 не совсем подходит для такой глобальной дискуссии.
    292
    293 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    294
    295 Пиляев Иван Сергеевич.
    296
    297 ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.
    298
    299 У меня уточняющий вопрос к Николаю Васильевичу.
    300
    301 В законопроекте национализация трактуется как изъятие собственности у её
    302 законных владельцев, хоть и предусматривающее определённую компенсацию, объём
    303 которой будут устанавливать опять же государственные органы. Не приведёт ли
    304 это к масштабным злоупотреблениям и коррупции? Не получится ли так, что у
    305 одних отобрали, за бюджетный счёт оздоровили, убытки покрыли и по прогнозному
    306 плану приватизации продали? Ведь если национализировать, то нужно сделать
    307 так, чтобы эти градообразующие предприятия оставались в руках государства.
    308 Скажите, прорабатывался ли этот вопрос?
    309
    310 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Васильевичу Коломейцеву включите микрофон.
    311
    312 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, во-первых, оценка стоимости актива
    313 осуществляется в соответствии с федеральным законом и обязательно должно быть
    314 заключение Правительства Российской Федерации. Во-вторых, вспомните
    315 (Александр Дмитриевич лучше других это знает): "Фанни Мей" и "Фредди Мак", в
    316 акции которых были вложены ценные бумаги Российской Федерации, российские
    317 золотовалютные резервы на 97 миллиардов долларов, в 2008 году обанкротились,
    318 и для того, чтобы эти частные инвестиционные фонды оздоровить, правительство
    319 Соединённых Штатов вложило в них колоссальные деньги, национализировало - и
    320 до сих пор не хочет их денационализировать, потому что они приносят прибыль и
    321 наведён порядок в управлении инвестиционными деньгами. Кроме того, по
    322 результатам кризиса 2008 года ведущие страны мира (23 страны) потратили 20
    323 триллионов долларов на так называемое количественное смягчение, фактически на
    324 национализацию и оздоровление экономики, - Российская Федерация потратила 256
    325 миллиардов долларов, однако, как вы видите, к сожалению, оздоровления не
    326 произошло. Произошла национализация банков Европы, Англии, Германии, Франции,
    327 Италии и США, если вы помните, крупнейших банков, "Lehman Brothers" был также
    328 национализирован, вложены колоссальные деньги. Так что в мире приватизация и
    329 национализация используются как факторы, подчёркиваю, оздоровления
    330 экономической ситуации в конкретных отраслях и на конкретных предприятиях.
    331
    332 Если ситуация оздоровится и орган, который будет управлять этим активом,
    333 посчитает необходимым привлечение за счёт приватизации части акций других
    334 инвесторов - пожалуйста, закон этому не противоречит.
    335
    336 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    337
    338 Боева Наталья Дмитриевна.
    339
    340 БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    341
    342 Спасибо, Иван Иванович.
    343
    344 Николай Васильевич, если государство будет забирать, отдавать бесконечно,
    345 будет вера такому государству, как вы считаете? Вы всё время выступаете за
    346 постоянство - какое же здесь постоянство? Не просто отдали, а продали, а
    347 потом просто национализировали, забрали.
    348
    349 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцеву включите микрофон.
    350
    351 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Наталья Дмитриевна, я к вам с безмерным уважением отношусь,
    352 но вы, вероятно, как и представитель комитета, не читали законопроект. Здесь
    353 предлагается возмездная национализация, то есть согласно закону "Об оценочной
    354 деятельности..." оценят ваши активы, вы составите акт и постановлением
    355 правительства примут решение вам возместить. Никто у вас ничего не отнимает.
    356 Это первое.
    357
    358 Второе. Мы предлагаем национализировать в первую очередь попавшие в тяжёлую
    359 экономическую ситуацию, под банкротство, государствообразующие стратегические
    360 предприятия, выполняющие функции, которые, кроме них, никто не выполняет.
    361 Причём это не просто по чьему-то желанию: если орган региональной власти или
    362 региональное законодательное собрание видит или вы, как депутат, который
    363 часто ездит и знает ситуацию, видите, что муниципалитет вообще останется без
    364 доходов и люди останутся без работы, вы можете инициировать - и в
    365 законопроекте чётко прописана процедура, как, на кого и куда подать эту
    366 инициативу, понимаете?
    367
    368 Но подчёркиваю, вы не должны быть введены в заблуждение содокладчиком от
    369 комитета, который извратил содержание законопроекта. В законопроекте чётко
    370 прописано по статьям, кто что делает. Более того, он оскорбил учёных
    371 университета, которые фактически, делая этот законопроект, ну, в полном
    372 объёме взяли 235-ю, 306-ю статьи Гражданского, ещё ряд статей Земельного
    373 кодекса и просто разработали недостающие, связующие звенья.
    374
    375 С нашей точки зрения, этот законопроект очень либеральный, но это первый
    376 шажок к упорядочению взаимоотношений приватизации, национализации, чтобы не
    377 было того, на чём вы акцентировали внимание, чтобы нельзя было произвольно
    378 отнимать и передавать своим друзьям и знакомым, как это у нас, к сожалению,
    379 происходит в рентном капитале.
    380
    381 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Николай Петрович, пожалуйста.
    382
    383 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Николай Васильевич, очень часто мы слышим от вас и
    384 от фракции КПРФ в целом критику, очень серьёзную критику в отношении целого
    385 ряда явлений нашей жизни. Ну, во-первых, не раз, в том числе когда мы
    386 рассматривали и законопроект об оценке, вы говорили о том, что очень часто
    387 она проводится некорректно. Во-вторых, вы постоянно говорите, что была
    388 ошибкой санация банков, которая на самом деле по факту и является
    389 национализацией. В-третьих, вы постоянно говорите о том, что правительство у
    390 нас принимает ошибочные решения. И все вот эти три явления вы хотите положить
    391 в основу вашего законопроекта. Как вы считаете, будет ли он в этом случае
    392 работать корректно и как это в целом повлияет на инвестиционную
    393 привлекательность нашей страны?
    394
    395 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Васильевичу Коломейцеву включите микрофон.
    396
    397 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Петрович, заметьте: если я кого-то
    398 критикую, я привожу аргументы, цифры, факты и постановления, а не просто так
    399 критикую. Это первое, для точности взаимоотношений.
    400
    401 Второе. Я и сегодня считаю, что проведённый отъём лицензий банков является
    402 преступлением. Сегодня 93 процента активов 3800 банков, которые были в
    403 Российской Федерации, аккумулировано в Москве, 2,7 процента - в
    404 Санкт-Петербурге, а на всю матушку Россию - 6 процентов! Объясняю, почему я
    405 выступил против процедуры санации. Вот я - к несчастью или к счастью,
    406 всё-таки к счастью, наверное, - живу на Дону, родился там и там, наверное,
    407 останусь навсегда. Ну скажите, пожалуйста, почему Восточный Донбасс,
    408 угробленный известным санируемым вами банком, не получил ни одной копейки от
    409 380 миллиардов рублей, выделенных на санацию? Песня продолжает писаться и
    410 петься, концерты - проводиться, но регион не получил ни копейки из 380
    411 миллиардов, хотя в Восточном Донбассе из 135 шахт осталось 35. Вот поэтому я
    412 против этой процедуры, я считаю, что она должна быть в рамках закона.
    413
    414 Если вы внимательно читали, то видели, что мы предлагаем, не критикуя ваш
    415 закон, даже в рамках вашего закона "Об оценочной деятельности..." на самом
    416 деле, в рамках правительственной комиссии оценить и только после этого,
    417 заключив соглашение, подчёркиваю, с собственниками, - а это, по сути,
    418 согласие с оценочной деятельностью, - только после этого начинать процедуру,
    419 а не так, как производилась санация банка "Открытие", "Бинбанка", ещё ряда
    420 других. Я вам могу назвать все банки, которые по три раза санировались,
    421 государственные деньги раскассировали - и ни копейки назад не вернули и не
    422 оздоровились, вот в чём проблема!
    423
    424 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.
    425
    426 ШЕИН О. В. Михаил Евгеньевич, скажите мне, как марксист марксисту: вы в
    427 принципе полагаете неправильным принимать закон, который регулировал бы
    428 данную систему отношений? И если это не так, то что является препятствием к
    429 тому, чтобы всё-таки обозначить приоритеты, порядок, процедуру? Если
    430 законопроект коллег является неудачным в вашем понимании с точки зрения
    431 технического исполнения, но сама по себе логика того, что здесь необходимо
    432 определить, параметры и какие-то главные, основополагающие вещи являются
    433 разумными, то что является препятствием к разработке альтернативного текста?
    434
    435 БУГЕРА М. Е. Большое спасибо, Олег Васильевич, за вопрос. Как
    436 марксист-ленинец марксисту-ленинцу: ничего не препятствует, и Государственная
    437 Дума, об этом я уже говорил, принимала законы, которые так или иначе
    438 усиливали государственное влияние (можем назвать это и национализацией, одной
    439 из форм национализации) в тех или иных сферах. Вот здесь уже говорили о
    440 банковской сфере - то же самое можно сказать, предположим, о сфере жилищного
    441 строительства, которую вы прекрасно знаете, это касается и тех же самых
    442 госкорпораций "Ростех", "Роскосмос", "Росатом". То есть был принят ряд
    443 законов Государственной Думой.
    444
    445 Я вовсе не против того, чтобы проводить национализацию. Да, её нужно
    446 проводить, чтобы действительно повысить эффективность тех или иных отраслей,
    447 чтобы изменить структуру нашей экономики, адаптировать её к современным
    448 вызовам мировой экономической конъюнктуры, внутренней конъюнктуры, но это
    449 должен быть закон, который действительно учитывает отраслевые особенности,
    450 закон, который учитывает особенности той фазы экономического цикла, для
    451 которой он принимается, а не такие вот рассуждения вообще - о чём-то и ни о
    452 чём.
    453
    454 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич, присаживайтесь.
    455
    456 Математиком легче быть и в социалистическом, и в капиталистическом обществе.
    457 (Оживление в зале.)
    458
    459 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    460
    461 Включите режим записи на выступления.
    462
    463 Покажите список.
    464
    465 Николаев Николай Петрович, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    466
    467 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это уже второй
    468 законопроект о национализации, который мы рассматриваем за последние месяц
    469 или два, по-моему, и на самом деле дискуссия просто повторяется. Я думаю,
    470 Михаил Евгеньевич привёл очень детальные юридические аргументы и рассказал,
    471 что сейчас действительно все инструменты для фактической национализации, если
    472 это необходимо, у нас есть. Более того, я здесь вспоминал санацию банков -
    473 здесь тот же самый механизм, потому что по факту забрали эти банки и
    474 государственные средства вложили в восстановление вот этих банков. Вспомните,
    475 сегодня мы вспомнили, Вячеслав Викторович вспоминал тот же самый "Газпром",
    476 который в своё время стал абсолютно частным, сейчас "Газпром" вернулся, можно
    477 сказать, и большая его доля является собственностью государства. Есть масса
    478 других примеров, которые показывают, что такие механизмы у нас имеются. Так
    479 чего же хотят добиться авторы этого законопроекта?
    480
    481 На мой взгляд, я говорил уже, национализация является неким символом, это
    482 абсолютно понятно: именно с национализацией ассоциируется деятельность
    483 Коммунистической партии и в своё время большевиков, и это абсолютно
    484 нормально, это символ, который с учётом партийной принадлежности пытаются
    485 установить наши коллеги в законодательстве. Но я хотел бы обратиться к
    486 здравому смыслу. Вот мы с вами в первом чтении уже приняли законопроект, так
    487 называемый инвестиционный кодекс, где предложена целая группа мер, которые
    488 направлены на поддержку предпринимательской деятельности, но при этом есть
    489 абсолютно небольшой такой нюанс (для кого-то большой, для кого-то - нет),
    490 касающийся того, будут ли под действие этого закона подпадать вопросы
    491 государственно-частного партнёрства и концессии или нет, и, как только
    492 начался этот разговор, всё встало, весь рынок встал, ни одно соглашение о
    493 государственно-частном партнёрстве попросту не заключается - почему? Потому
    494 что люди не знают, как им быть, на что они могут рассчитывать в своих
    495 отношениях с государством. Вот сейчас, дай бог, мы с вами примем
    496 соответствующие положения, и всё восстановится. И вот что мы хотим сделать
    497 этим законопроектом? По сути, авторы хотят дать сигнал всему рынку, дескать,
    498 ребята, в любой момент по инициативе депутата Государственной Думы,
    499 правительства, президента - не важно - вас могут выкупить. По какой цене? Не
    500 знаем, оценщики скажут. При этом к оценщикам у нас тоже есть огромные
    501 претензии, именно поэтому мы совершенствуем законодательство, именно поэтому
    502 есть масса судебных историй, связанных с оценкой того или иного имущества.
    503
    504 Сейчас, в данной ситуации, когда нам нужно развивать предпринимательскую
    505 деятельность, развивать экономику, сказать всем, всему предпринимательскому
    506 сообществу: вы, конечно, работайте, но мы в любой момент можем у вас забрать,
    507 пусть даже за деньги, - это остановить всю предпринимательскую деятельность в
    508 стране, это остановить все инвестиции, это застопорить всю экономику
    509 Российской Федерации. Конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ни в коем случае не
    510 может пойти на такие решения, и мы будем выступать против таких решений,
    511 которые дадут возможность кому бы то ни было просто волюнтаристски стопорить
    512 экономику, стопорить предпринимательство, стопорить развитие нашей страны.
    513 Конечно, мы будем выступать за повышение эффективности, и мы считаем, что у
    514 нас большинство инструментов, которые нам необходимы для этого, есть.
    515
    516 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта.
    517
    518 Спасибо за внимание.
    519
    520 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.
    521
    522 Парфёнов Денис Андреевич. Три минуты.
    523
    524 ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ.
    525
    526 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Довольно интересно наблюдать за
    527 сегодняшней дискуссией: звучат интересные, любопытные аргументы - часть из
    528 них уже приводили в этом зале, когда заслушивались похожие законопроекты,
    529 часть из них представлена в такой превращённой форме.
    530
    531 Довольно распространённая вещь, когда нам говорят, что якобы у нас
    532 государства и так довольно много в экономике, - и сегодня это было сказано,
    533 особенно либеральная публика очень любит упрекать нашу страну в этом, - но
    534 давайте посмотрим, насколько его много. У нас, например, есть такая
    535 замечательная структура, как Сберегательный банк Российской Федерации, 50
    536 процентов плюс одна акция которого находится в собственности Центрального
    537 банка, и многие до сих пор считают, что это государственная структура, хотя
    538 она таковой, конечно, не является. Она управляется с учётом рыночных
    539 критериев, критериев максимизации прибыли, увеличения доли на рынке, с учётом
    540 интересов акционеров и так далее, то есть государством здесь, строго говоря,
    541 и не пахнет, это, как и все остальные госкорпорации, большая, но частная
    542 лавочка. И в этом смысле они не обязаны соблюдать государственные интересы,
    543 исходить из этих интересов и защищать эти интересы, поэтому вопрос о
    544 национализации более чем актуален.
    545
    546 Здесь было сказано о том, что инструменты для национализации у государства
    547 уже есть и что этот процесс даже иногда происходит, некоторые предприятия
    548 переходят в собственность государства. Но, уважаемые коллеги, в нашей стране
    549 специфика этого процесса такова, что национализация - это, как правило,
    550 всегда национализация убытков, а приватизация - это, как правило, всегда
    551 приватизация доходов, то есть хорошие, эффективные, прибыльные предприятия
    552 отдаются в частные руки, чтобы люди могли наживаться на этом, а убыточные
    553 предприятия, которые частники загнали в не бог весть какое состояние,
    554 возвращаются государству, чтобы государство что-то сделало, чтобы не
    555 увольняли людей, чтобы не терялись рабочие места и так далее. Что, это тот
    556 самый эффективный менеджмент, ради которого в своё время демократы развалили
    557 Советский Союз и провозгласили новую экономическую политику? По-моему, это не
    558 то, что нам с вами нужно!
    559
    560 Ну и, если уж на то пошло, понятно, что вопросы собственности самые важные:
    561 кто владеет собственностью, тот и определяет стратегию развития страны. Но
    562 что получается? Собственность граждан можно отобрать в любой момент (вон,
    563 пожалуйста, в Москве гаражи тысячами отнимают, и никто не может добиться
    564 справедливости), а вот олигархическая собственность, крупная собственность -
    565 это священная корова, её трогать ни в коем случае нельзя, мол, не смейте
    566 замахиваться на неё! У нас все, от государственных органов до прокуратуры, до
    567 судов и даже законодатели, стоят насмерть, не готовы её отдавать - это, на
    568 мой взгляд, тоже тот ещё подход.
    569
    570 Ну и в конце концов, я рад, что сегодня не прозвучало аргумента, что
    571 коммунисты хотят всё отобрать и поделить (хотя уверен, что, когда СМИ будут
    572 освещать этот вопрос, наверняка до этого дойдёт), - нужно бояться не тех, кто
    573 хочет отобрать и поделить, а тех, кто уже всё отобрал у народа, а вот
    574 делиться совсем не хочет!
    575
    576 Предлагаю всё-таки поддержать наш законопроект.
    577
    578 Спасибо за внимание.
    579
    580 Председательствует Первый заместитель
    581 Председателя Государственной Думы
    582 А. Д. Жуков
    583
    584 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
    585
    586 ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект о
    587 национализации в Российской Федерации. Он соответствует мировой практике,
    588 когда естественные монополии, крупнейшие предприятия, где частный бизнес
    589 оказался либо неэффективен, либо избыточно жаден, переходят под общественный
    590 контроль.
    591
    592 Мы прекрасно понимаем, что не всякое государственное предприятие является
    593 национальным. Примеров тому хватает: это и "Роснефть", и "Газпром", которые,
    594 безусловно, государственные, но никак не национальные, по сути, они
    595 представляют собой государственные капиталистические корпорации. Однако
    596 формальное огосударствление - это, безусловно, основа для того, чтобы та или
    597 иная структура работала в целом на общество, и мы это прекрасно понимаем.
    598 Кстати, пополнение российского бюджета в нулевые годы, безусловно,
    599 сопровождалось в том числе ростом государственного сегмента в национальной
    600 экономике.
    601
    602 Мы считаем, что такой закон необходимо принимать. Больше того, он определяет
    603 круг предприятий, которые являются для него объектами, - это градообразующие
    604 предприятия, монополии, в том числе в сфере ЖКХ. В своё время "СПРАВЕДЛИВАЯ
    605 РОССИЯ" приложила много усилий, чтобы как минимум водопроводные сети
    606 перестали уходить в частные руки, теперь эта система работает и вот то
    607 ползучее концессионирование, которое шло в 2010-е годы, наконец-то в стране
    608 остановлено: в последнее время у нас нет уже такого, что лет на пятьдесят
    609 водопроводы уходят частным компаниям. Но возвращать-то обратно надо, и это
    610 совершенно очевидно! А как возвращать? Очевидно также, что необходимы и некие
    611 системные, структурные правила. Это не должны быть разовые решения
    612 Правительства России, поскольку модель разовых, индивидуальных решений как
    613 раз и создаёт для бизнеса некоторую неопределённость: нет ни критериев, ни
    614 правил, ни ясности. Должен быть федеральный закон, поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ
    615 РОССИЯ" приветствует данный проект федерального закона, мы его будем
    616 поддерживать, он соответствует и нашей политической программе, и той линии,
    617 которую мы все эти годы проводим.
    618
    619 Спасибо за внимание.
    620
    621 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич от фракции.
    622
    623 АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я вот прежде всего хотел бы обратиться к
    624 Михаилу Евгеньевичу.
    625
    626 Михаил Евгеньевич, мы с вами во втором созыве как раз принимали закон о
    627 приватизации, и тогда и вы, и ваши сподвижники, все говорили, что
    628 национализация и приватизация - это механизм оздоровления экономики: если
    629 частник не справляется, то нужно национализировать и брать под
    630 государственное управление его предприятие, а если государство не справляется
    631 с экономикой, то надо приватизировать, и всё, никаких вопросов! Почему же вы
    632 теперь не вспоминаете об этих двух инструментах для повышения эффективности
    633 экономики? Тот инструмент приватизации привёл к оглушительному "успеху": если
    634 Советский Союз в мировой экономике занимал 22 процента, то сегодняшняя Россия
    635 - 1,9 процента. Здорово? Здорово! Но мы не собираемся брать реванш и всё
    636 срочно национализировать. Вот статья 235 Гражданского кодекса говорит о том,
    637 что национализация должна проводиться исключительно по федеральному закону,
    638 то есть федеральный закон должен определять порядок обращения частной
    639 собственности в государственную, только и всего.
    640
    641 Мало того, вы, видимо, не читали этот законопроект, потому что в выступлениях
    642 двух депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" было сказано: это трагедия для всего
    643 государства, это тормоз... Да никаких тормозов, принимайте этот закон
    644 сегодня, и, если не будет воли правительства, он будет лежать спокойно и
    645 никто ничего не национализирует, ничего ни у кого не отберут! Опасаться
    646 абсолютно нечего: эта инициатива, этот закон описывает исключительно порядок
    647 обращения в государственную собственность, и всё, он никого не принуждает,
    648 никого не приневоливает, ни у кого ничего не отбирает, так что никакой
    649 трагедии с вами не произойдёт. Ну читайте законопроект-то, для того мы их и
    650 пишем, чтобы здесь обсуждать то, что написано, а не фантазии какие-то
    651 выдумывать!
    652
    653 На сегодняшний день национализация как шла, так и идёт, но только как она
    654 идёт? Не по закону. Вот здесь сказали, что у нас есть множество инструментов
    655 для национализации. Да, хорошие инструменты: государство покупает у нужных
    656 людей за баснословные деньги частное имущество, а потом это же имущество
    657 продаёт за копейки опять же своим людям! Ну, Чубайс ещё десять лет назад
    658 сказал: "А не заняться ли нам национализацией?" - вот такой как раз. И
    659 сегодня это и осуществляется. Многие из вас даже участвовали в национализации
    660 имущества в Крыму - как? Там до сих пор анекдоты ходят про эту
    661 национализацию. Давайте принимать закон, чтобы не было произвола! Мы же
    662 всё-таки говорим, что мы серьёзное государство, так давайте поступать
    663 по-серьёзному и по закону, а не так, как кому-то хочется: разграбить,
    664 растащить, как это было в 90-х годах.
    665
    666 Нам сегодня говорят, что государственная собственность довлеет над частной,
    667 надо освобождаться, об этом говорил и председатель правительства Медведев,
    668 это всё время носится во всех финансовых кругах - мысли о том, что
    669 государственная собственность давит частную, бизнес. И вот даже приняли закон
    670 о ликвидации ГУПов, МУПов. Но давайте посмотрим статистику. В государственной
    671 собственности в 2000 году было 150 тысяч предприятий - стало 110 тысяч.
    672 Меньше? Меньше. А в частной было 2 миллиона 500... Стало 4,5 миллиона. Это
    673 данные статистики. Так кто доминирует сегодня? Частный сектор. Если смотреть
    674 по численности предприятий, то предприятий государственного сектора всего 2,2
    675 процента, частных - 86 процентов. Хорошо, не нравится вам по численности
    676 предприятий, давайте по стоимости основных производственных фондов, это 18
    677 процентов в общем объёме экономики, а 82 процента - частный сектор. Так кто
    678 над кем довлеет? 17 тысяч ГУПов якобы помешали 4,5 миллиона частных
    679 предприятий. Могут они помешать на конкурентных рынках? Да никогда не поверю,
    680 ни за что не поверю!
    681
    682 Мало того, говорят, что идёт рост предприятий государственного сектора. Не
    683 идёт. В процентном соотношении в некоторые годы рост был, но за счёт чего? За
    684 счёт ликвидации предприятий частного сектора, потому что они банкротятся, они
    685 спекулируют, они снимаются с регистрации - и их становится всё меньше. И я
    686 вам хочу сказать, что в этом зале мы к тому же напринимали таких законов, что
    687 вместо помощи малому бизнесу мы его угробили совсем. Посмотрите, какая у нас
    688 экономическая демография: в позапрошлом году смертность предприятий в 3 раза
    689 опережала рождаемость, а в прошедшем году - в 2 раза. Пройдите по улицам
    690 Москвы и посмотрите: кругом висят объявления о сдаче в аренду. Загнали цену
    691 на аренду площади до такой степени, что малый бизнес разоряется и уходит. Так
    692 о чём тогда говорить? Мы даём механизм решения этого вопроса, а вы говорите,
    693 дескать, трагедия, коммунисты хотят у всех всё отобрать. Да в этом
    694 законопроекте даже и не говорится о том, у кого чего мы собираемся отбирать.
    695
    696 Вот сейчас на Украине уже рассматривают вопрос - там шумят все средства
    697 массовой информации - о том, чтобы национализировать имущество Российской
    698 Федерации на территории Украины. Ну а мы ответные условия как будем
    699 создавать? Вот теми мелкими инструментами, которые у нас до сих пор
    700 существуют? У нас американцы отобрали "РУСАЛ", отобрали криогенную
    701 промышленность, у нас чего только не отобрали! Вы посмотрите: у нас 42
    702 процента иностранного капитала. Во время правления Николая II был 41 процент,
    703 и царь вынужден был начинать национализацию, довёл до 12 процентов, и уже
    704 через два года произошёл рост в экономике на 16 процентов. А мы всё топчемся
    705 на отметке 1,5 процента, и то показатели фальсифицированы Росстатом.
    706
    707 Нет оправдания тому, что у нас нет такого закона. Во всех порядочных странах
    708 мира есть закон о национализации, который ни к чему никого не принуждает, но
    709 это действительно инструмент оздоровления экономики, он должен быть. И мы
    710 должны принять такой закон и должны воспользоваться этим.
    711
    712 Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
    713
    714 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.
    715
    716 От фракции.
    717
    718 ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, несомненно, поддержит данную
    719 законодательную инициативу, потому что во многих развитых и преуспевающих в
    720 экономике странах мира большинство предприятий периодически национализируется
    721 и денационализируется в зависимости от того, насколько это отвечает
    722 национальным, государственным интересам. И данный законопроект нам предлагает
    723 как раз таки вариант не революционного, а эволюционного пути под контролем
    724 государства с чёткими, понятными правилами, с соблюдением интересов нынешних
    725 собственников и всех международных норм и правил, чтобы то или иное
    726 предприятие сохранилось на территории Российской Федерации, а может быть, и
    727 вновь возникло после того, как в 90-е его умышленно уничтожили.
    728
    729 В 2008 году, когда наша армия понуждала Грузию к миру, мы столкнулись с
    730 ситуацией, при которой поняли одно: срочно необходимо перевооружать наши
    731 Вооружённые Силы, поставлять новейшие виды вооружения. И что, надо было тогда
    732 выйти на свободный рынок, объявить торги, попросить инвесторов? Ну вы
    733 понимаете, что это бред и утопия, потому что никто не заинтересован в том,
    734 чтобы у нашей страны были отечественные современные виды вооружения (которыми
    735 мы сегодня по праву гордимся). Тогда руководством страны было принято
    736 грамотное решение, и сегодня на этом поле работают исключительно
    737 государственные компании, госкорпорации. Мы понимаем, какие объекты можно
    738 отдавать на откуп коммерсантам, а какие нельзя. Ох, не было бы у нас ВКС,
    739 наших ракет, Воздушно-десантных войск и прочих родов и видов войск, вы
    740 думаете, всё ограничилось бы только экономическими санкциями? Ни в коем
    741 случае! Если мы хотим быть мощной в экономическом плане, независимой
    742 державой, то, естественно, многие вопросы необходимо брать под контроль
    743 государства.
    744
    745 Я хочу вам напомнить, что буквально 4 февраля корпорация "Бритиш Петролеум"
    746 опубликовала информацию о своих доходах за 2019 год, и, кстати, эта
    747 корпорация владеет 20 процентами акций "Роснефти". На территории Рязани есть
    748 некрупный нефтезавод, который принадлежит "Роснефти", он, правда, был
    749 построен в советское время на народные деньги, но в начале 90-х у нас многие
    750 предприятия и в Липецкой области - не буду называть предприятия и фамилии, -
    751 и в Рязанской области, да и во многих других регионах были приобретены, по
    752 сути дела, за копейки, и сегодня они принадлежат не только российским
    753 олигархам, но и американским, и европейским. Так вот корпорация "Бритиш
    754 Петролеум" только по этим 20 процентам акций - это ещё не было распределения
    755 чистой прибыли - получила 2 миллиарда долларов прибыли, только по акциям! Но
    756 я не слышал, чтобы какая-то компания планировала вложить 2 миллиарда долларов
    757 в инфраструктурные проекты на территории Российской Федерации.
    758
    759 Здесь коллеги говорили, что нельзя принимать такой закон, потому что он будет
    760 отпугивать инвесторов. А ну-ка расскажите, за последние годы после объявления
    761 санкций какие такие инвесторы у границы на коленях стоят с чемоданами денег,
    762 ломятся в Российскую Федерацию с нашей "прозрачной" банковской системой,
    763 "полным отсутствием" коррупции и бюрократии?! (Ну очень "хотят" они к нам
    764 везти инвестиции!) Я не знаю таких - может быть, экономисты, которые
    765 действительно имеют опыт работы и соответствующие знания, нам об этом
    766 расскажут.
    767
    768 Я хочу привести примеры. Завод "Химволокно" в Рязанской области закрыли, было
    769 единственное предприятие в своём роде в Российской Федерации, 5 тысяч человек
    770 уволили. Причина - экономически нецелесообразно. Зато подобная продукция,
    771 выпускаемая в Китае, сегодня успешно заняла российский рынок. Если бы
    772 государству было выгодно быть экономически развитой промышленной державой, а
    773 не сырьевым придатком, то, конечно, не надо было бы ждать никаких инвесторов,
    774 из Китая они точно не пришли бы, потому что им это было бы невыгодно, и мы
    775 сохранили бы это предприятие.
    776
    777 Рязанский станкостроительный завод - мы же с вами говорим о промышленности,
    778 мы хотим развивать промышленность, но это невозможно сделать без собственных
    779 станков - единственный завод на весь Советский Союз, который выпускал станки,
    780 которые выпускают орудийные стволы (если я сейчас военную тайну какую-то
    781 открыл... надеюсь, нет), я не знаю, на каком заводе сейчас подобные станки
    782 выпускают; работало там 12 тысяч человек. Куда только депутатские запросы не
    783 направлял!.. Ну не видит пока государство экономической целесообразности. Я
    784 думаю, что государство её увидит - через спутники, через чипованные станки, -
    785 когда на многих предприятиях просто-напросто остановятся те станки, которые
    786 сегодня закупаются в США, в Японии. Вот сегодня они союзники нашего
    787 государства, а завтра американцы дадут команду, и это государство перестанет
    788 быть нашим союзником, они не будут эти станки и оборудование обслуживать, а
    789 может быть, вообще дистанционно их отключат.
    790
    791 Я был на одном предприятии в Тамбове, на котором установлена собственная
    792 газопоршневая электростанция. Говорят: мы вырабатываем электроэнергии больше,
    793 чем нашему предприятию нужно, но нас обязали, чтобы мы электроэнергию у
    794 города брали в общих сетях. Я спрашиваю: а что за производство, чьё?
    795 Американское. А почему не наше? А у нас такое не выпускают. Я говорю: а что
    796 же американцы? Американцы полностью через компьютер отслеживают работу нашей
    797 подстанции. Я говорю: они её могут отключить? Говорят: легко!
    798
    799 Так что давайте подождём инвесторов, когда они к нам придут в страну!..
    800
    801 Вы говорите про свободные рыночные отношения. Блокировка работы по
    802 строительству "Северного потока-2" - это что, свободные рыночные отношения?
    803 То, что американцы просто-напросто навязывают свои виды вооружения...
    804 Саудовская Аравия, которой оно и не нужно, на 17 миллиардов долларов
    805 покупает, только Саудовская Аравия, а наша страна за рубеж продаёт вооружения
    806 на 14,5 миллиарда долларов за год, понимаете? Ну это не рыночные отношения,
    807 это просто навязывание своей продукции!
    808
    809 Я абсолютно уверен, фракция ЛДПР в этом также уверена, мы считаем, что
    810 Российская Федерация, страна, которая сегодня является сырьевым придатком,
    811 может, экономически развиваясь, достигнуть тех темпов роста, которые
    812 обозначил Президент Российской Федерации, если мы ключевые отрасли возьмём
    813 под контроль государства. Но при этом мы не говорим о том, что их надо
    814 отобрать, мы говорим, чтобы их выкупили на понятных и прозрачных условиях.
    815
    816 Если бы мы хотели привлечь инвесторов, уважаемые коллеги, мы бы приняли
    817 законопроект, о котором говорила ЛДПР, о запрете вывоза леса-кругляка за
    818 пределы Российской Федерации. Пожалуйста, инвесторы, вкладывайте средства в
    819 инфраструктуру Российской Федерации, перерабатывайте древесину на территории
    820 нашей страны! Но нет, из нашей страны не без помощи внутренних сил
    821 последовательно делают сырьевой придаток, вывозятся все ресурсы, все наши
    822 недра. Для того чтобы сегодня в стране начали развиваться промышленность,
    823 наука, сельское хозяйство и многие другие отрасли, нужна поддержка
    824 государства - без поддержки государства это не произойдёт. Вместо того чтобы
    825 просто отдавать коммерческим структурам, государству нужно самостоятельно
    826 создать эти предприятия и вести их по всему циклу.
    827
    828 Фракция ЛДПР за данный законопроект!
    829
    830 Спасибо. (Аплодисменты.)
    831
    832 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. С места.
    833
    834 ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо большое.
    835
    836 Уважаемые коллеги, тут обвиняли фракцию, что законопроект носит классовый
    837 характер. Это далеко не так: законопроект подготовлен экономистами именно в
    838 интересах государства, в интересах нашей страны и всего нашего народа. Если
    839 бы это носило классовый характер, текст и содержание законопроекта были бы
    840 совершенно другими, вы это все прекрасно понимаете. А вот законы о
    841 приватизации, которые были приняты ранее, действительно носят классовый
    842 характер: они взрастили крупную буржуазию, которая сегодня всё устанавливает,
    843 всё регулирует, самое главное, командует, а остальная Россия, экономика
    844 России, бедствует, и мы это прекрасно понимаем. Россия никаким социальным
    845 государством не может быть, если у нас экономика несоциальная.
    846
    847 С одной стороны, национализация - это не просто актуальная задача, это
    848 необходимость, потому что нынешние темпы экономического развития таковы (я
    849 занимаюсь как раз этими темпами), что за прошедшие 30 лет мы так и не вышли
    850 на уровень 1990 года по постоянным ценам. Вот 30 лет впустую шли, шли и шли,
    851 всё говорили о демократизации, об улучшении нашей жизни, тем не менее
    852 экономика составляет 78 процентов к уровню 1990 года, а если промышленность
    853 сравнивать, то вот недавно была опубликована большая, очень квалифицированная
    854 статья в журнале "Эксперт" (Фадеев - главный редактор, Общественная палата
    855 теперь руководит), и там было сказано, что 90 процентов. Таким образом, мы
    856 понимаем, что сегодня нужно менять правила игры, то есть принимать совершенно
    857 другой экономический курс. И вот этот законопроект - один из таких маленьких
    858 шагов, которые позволяют это сделать.
    859
    860 С другой стороны, вот здесь насчёт диалектики говорили - если действительно
    861 глубоко понимать диалектику мирового развития, то надо чётко уяснить, что
    862 частная собственность по мере роста общественного производства и глобальной
    863 экономики становится всё менее и менее эффективной. Во-первых, растут
    864 сырьевые затраты, во-вторых, растёт исчерпаемость ресурсов, в-третьих,
    865 проблемы экологической безопасности - всё это будет повышать себестоимость
    866 самой продукции. Академик Голанский (был такой, правда, сейчас его уже нет в
    867 живых, к сожалению) писал, что в конечном счёте скоро - по мере развития
    868 мировой экономики - частная собственность станет неэффективной, а никакой
    869 частник неэффективную собственность держать не будет.
    870
    871 У нас единственная мера - быстрее национализировать, с тем чтобы в конечном
    872 счёте идти вперёд, регулируя, управляя, притом сознательно, а не стихийно, в
    873 этом выгода государственной собственности.
    874
    875 Поэтому очень вас прошу поддержать законопроект, подготовленный фракцией
    876 КПРФ, в котором выступил... (Микрофон отключён.)
    877
    878 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    879
    880 Коломейцев Николай Васильевич, докладчик, пожалуйста.
    881
    882 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я
    883 благодарю за столь интенсивное обсуждение. Надеюсь, что все поинтересуются
    884 хотя бы по завершении обсуждения важностью и необходимостью принятия пусть не
    885 этого, но подобного закона.
    886
    887 Хотел бы призвать, особенно представителей, докладывающих от комитета, более
    888 внимательно читать. Я ни от вас, ни от председателя комитета не услышал ни
    889 одного содержательного возражения - и не мог услышать, ведь тогда,
    890 получается, вы не читали 235-ю статью, 306-ю и другие, а их как раз те же
    891 самые учёные, экономисты и юристы, писали, что писали наш законопроект. Я
    892 подчёркиваю: это плод работы учёных, выполнивших за деньги Государственной
    893 Думы экспертно-аналитическую работу с выходом на практику, поэтому я просил
    894 бы вас отойти от политизации и быть более точными. К сожалению, и
    895 председателя сегодня кто-то ввёл в заблуждение, как и Николая Петровича.
    896
    897 Если вы не знаете структуры капитала "Газпрома", зайдите на его сайт:
    898 Российская Федерация в лице Росимущества владеет 38 процентами, 25 процентов
    899 акций "Газпрома" составляют американские депозитарные расписки известного
    900 банка, 24 процентами акций владеют неизвестные частные собственники, 10
    901 процентами - акционерное общество "Роснефтегаз". Поэтому рассказывать о том,
    902 что это предприятие какое-то государственное, - это преувеличение, скажем
    903 так. Если хотите, посмотрите на "Роснефть", там ещё печальнее: там Её
    904 Величество королева Великобритании, "Бритиш Петролеум" - 20 процентов,
    905 арабские фонды и так далее. А долговая нагрузка только этих двух крупнейших
    906 якобы государственных структур превышает доходную часть бюджета Российской
    907 Федерации, понимаете? Ну мы же тоже немножко более глубоко изучаем,
    908 знакомимся с ситуацией. Не надо наводить тень на плетень.
    909
    910 Ну и конечно же, о содержании. Законопроект очень простой: в нём предлагается
    911 рамочный механизм, подчёркиваю, для сохранения жизненно необходимых
    912 предприятий прежде всего на периферии, где сегодня зачастую происходят
    913 катастрофы из-за банкротства. Я вам конкретный пример приведу. Город Донецк
    914 Ростовской области находится на границе с Луганской областью, был под
    915 перекрёстным обстрелом, и не один раз, и там на 17 тысяч человек экономически
    916 активного населения осталось 2,5 тысячи официальных рабочих мест. Водоканал:
    917 вода качается за несколько десятков километров, в результате водоканал трижды
    918 был обанкрочен, и сегодня под разговоры об эффективных инвесторах ни один
    919 человек не хочет браться за него. Тарифы - одни из самых высоких в Ростовской
    920 области, и у руководства Ростовской области болит голова, можете спросить у
    921 Михаила Анатольевича Чернышёва, бывшего замгубернатора по ЖКХ, высочайшего
    922 профессионала, который прекрасно знает и городскую, и областную систему. В
    923 чём проблема? Ошибочно была сделана ставка на концессионные соглашения, не
    924 понимали того, что там, где есть отложенный спрос, это будет работать, и
    925 прибыль приносить, и эффект давать, а если вы бедному населению, у которого
    926 нет отложенного спроса, подняли до небес тарифы, то это неминуемо приведёт к
    927 банкротству. Поэтому именно для таких предприятий...
    928
    929 Подчёркиваю, в отзыве правительства, так же как и у представителей комитета,
    930 нет ни одного содержательного возражения, есть общие фразы. Причём, заметьте,
    931 в законопроекте даются дополнительные полномочия Правительству Российской
    932 Федерации, конечно, с ответственностью - ну какое же нормальное
    933 правительство, которое хочет делом заниматься, а не только деньги чужие
    934 делить, будет отказываться?
    935
    936 Я прошу вас: внимательно прочитайте законопроект те, кто его не прочитал. Мы
    937 рано или поздно... Можете сами взять и подписаться под ним, подкорректировав
    938 где-то что-то, если увидели, но, подчёркиваю, такой закон жизненно необходим
    939 для отдалённых территорий и моногородов, у которых в принципе осталось одно
    940 или полтора предприятия, где ещё есть какие-то рабочие места. А пока мы
    941 что-то произвольно делаем зачастую, Николай Петрович, к сожалению, при всём
    942 пафосе вашего выступления.
    943
    944 И меня возмущает, что комитет, который принял эстафету 27-летнего
    945 игнорирования положений Конституции о необходимости закона, с пафосом
    946 опровергает чужую работу, не представляя ничего взамен. Ну вы для начала
    947 что-то предложили бы, а потом критиковали бы.
    948
    949 Прошу поддержать законопроект. Спасибо. (Аплодисменты.)
    950
    951 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    952
    953 Содокладчик?
    954
    955 Бугере включите микрофон, пожалуйста.
    956
    957 БУГЕРА М. Е. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
    958
    959 Хочу ответить только на одно обвинение - в том, что мы не читали законопроект
    960 в комитете. В комитете мы читали не только законопроект, но и
    961 финансово-экономическое обоснование к нему. В финансово-экономическом
    962 обосновании сказано, что объём расходов будет зависеть от плана
    963 национализации на очередной год, то есть в финансово-экономическом
    964 обосновании говорится о каком-то плане национализации на год, но в тексте
    965 законопроекта о плане национализации ничего не говорится. Наверное, должна
    966 была быть процедура подготовки такого плана национализации и так далее. Мы
    967 очень внимательно прочитали - очень!
    968
    969 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    970
    971 Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об
    972 основах национализации в Российской Федерации", пункт 9.
    973
    974 Включите режим голосования.
    975
    976 Покажите результаты.
    977
    978 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 37 сек.)
    979 Проголосовало за 96 чел.21,3 %
    980 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    981 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    982 Голосовало 97 чел.
    983 Не голосовало 353 чел.78,4 %
    984 Результат: не принято
    985
    986 Не принимается.