Законопроект № 681472-7
«О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Идентификатор 30931
Номер 681472-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Комментарий в части решения приоритетных задач в сфере долевого строительства
Дата внесения 2019-04-04

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-07-04
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Аксаков Анатолий Геннадьевич
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Беспалова Марина Павловна
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гладких Борис Михайлович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Жарков Антон Викторович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Канаев Алексей Валерианович
  • Карлов Георгий Александрович
  • Кузьмин Михаил Владимирович
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Малов Николай Владимирович
  • Мельниченко Олег Владимирович
  • Николаев Николай Петрович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Федяев Павел Михайлович
  • Чижов Сергей Викторович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Якубовский Александр Владимирович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях решения приоритетных задач в сфере долевого строительства).

    0 Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
    1 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
    2 недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
    3 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    4
    5 Николай Петрович Николаев, пожалуйста.
    6
    7 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным
    8 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это важнейший
    11 законопроект, который даёт возможность достраивать проблемные объекты
    12 долевого строительства. Коротко напомню, что в этом законопроекте.
    13
    14 Во-первых, мы даём возможность регионам создавать специализированные
    15 организации для достройки проблемных объектов за счёт средств
    16 государственного бюджета и бюджетов регионов и других инструментов.
    17 Во-вторых, мы даём возможность направлять госпомощь для достройки тех
    18 объектов, которые уже переданы жилищно-строительным кооперативам. В-третьих,
    19 мы даём права Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства
    20 вмешиваться в дела о банкротстве, которые часто длятся годами, и заменять
    21 арбитражных управляющих. Мы решаем проблемы людей, попавших в ситуацию
    22 двойных продаж. Мы теперь защищаем граждан, которые покупают апартаменты: с 1
    23 июля все новые проекты, которые будут направлены на продажу апартаментов,
    24 также будут реализовываться через эскроу-счета. И наконец, мы запрещаем
    25 использовать любые опосредованные схемы привлечения средств граждан, кроме
    26 договоров долевого участия.
    27
    28 Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Просим поддержать его.
    29
    30 Спасибо за внимание.
    31
    32 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    33
    34 Ставится на голосование проект закона.
    35
    36 Включите режим голосования.
    37
    38 Покажите результаты.
    39
    40 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 20 сек.)
    41 Проголосовало за 402 чел.89,3 %
    42 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    43 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    44 Голосовало 403 чел.
    45 Не голосовало 47 чел.10,4 %
    46 Результат: принято
    47
    48 Принимается в третьем чтении.
    49

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях решения приоритетных задач в сфере долевого строительства).

    0 Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
    1 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
    2 недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
    3 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    4
    5 Николай Петрович Николаев, пожалуйста.
    6
    7 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным
    8 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я напомню, что
    11 законопроект внесён группой депутатов и направлен на реализацию реформы
    12 долевого строительства, прежде всего он предусматривает меры по достройке
    13 проблемных объектов. Ко второму чтению мы доработали этот законопроект, и
    14 предлагается три блока поправок. Во-первых, это поправки, направленные на
    15 усиление защиты интересов граждан: мы распространили на застройщиков
    16 апартаментов требования, аналогичные требованиям к застройщикам
    17 многоквартирных домов, дали возможность предоставлять государственное
    18 финансирование на достройку проблемных объектов, переданных
    19 жилищно-строительным кооперативам. Во-вторых, мы ввели целый ряд поправок,
    20 которые регулируют деятельность региональных фондов (то, о чём говорили при
    21 рассмотрении в первом чтении). В-третьих, мы ввели целый ряд норм, которые
    22 помогут сделать сам процесс строительства наиболее оптимальным и снимут целый
    23 ряд барьеров. Всего поступило 67 поправок, из них 57 поправок рекомендовано
    24 комитетом к принятию, 10 поправок - к отклонению.
    25
    26 Прошу рассмотреть таблицы поправок.
    27
    28 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    29
    30 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    31
    32 Включите режим голосования.
    33
    34 Покажите результаты.
    35
    36 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 52 сек.)
    37 Проголосовало за 348 чел.77,3 %
    38 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    39 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    40 Голосовало 348 чел.
    41 Не голосовало 102 чел.22,7 %
    42 Результат: принято
    43
    44 Принимается.
    45
    46 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.
    47
    48 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    49
    50 Включите режим голосования.
    51
    52 Покажите результаты.
    53
    54 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 21 сек.)
    55 Проголосовало за 320 чел.71,1 %
    56 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    57 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    58 Голосовало 320 чел.
    59 Не голосовало 130 чел.28,9 %
    60 Результат: принято
    61
    62 Принимается.
    63
    64 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.
    65
    66 Включите режим голосования.
    67
    68 Покажите результаты.
    69
    70 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 44 сек.)
    71 Проголосовало за 405 чел.90,0 %
    72 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    73 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    74 Голосовало 405 чел.
    75 Не голосовало 45 чел.10,0 %
    76 Результат: принято
    77
    78 Принимается во втором чтении.
    79
    80 Включите микрофон, пожалуйста.
    81
    82 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект прошёл все
    83 необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просим
    84 поставить его в проект порядка работы на завтра, 19 июня.
    85
    86 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Нет. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях решения приоритетных задач в сфере долевого строительства).

    0 12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных
    2 объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
    3 Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
    4 первое чтение.
    5
    6 Николай Петрович Николаев, пожалуйста.
    7
    8 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Когда мы
    9 начинали реформу долевого строительства, у нас была главная задача -
    10 поставить точку в решении вопроса о самой возможности появления обманутых
    11 дольщиков. Для этого мы очень много сделали, и с 1 июля у нас в полной мере
    12 заработает новая модель финансирования долевого строительства, а именно
    13 модель покупки гражданами квартир в будущих домах.
    14
    15 Перед нами стоит ещё одна исключительно важная задача - это, если так можно
    16 выразиться, устранение последствий того периода, когда появлялось порядка 50
    17 тысяч обманутых дольщиков ежегодно. Задача, которую поставил президент нашей
    18 страны, состоит в том, чтобы полностью достроить все проблемные объекты и
    19 решить вопросы с восстановлением прав всех обманутых дольщиков. В связи с
    20 этим вашему вниманию предлагается законопроект, который мы с
    21 коллегами-депутатами внесли, в том числе проведя очень серьёзные консультации
    22 с правительством и Министерством строительства и ЖКХ. В законопроекте
    23 предлагаются меры по обеспечению достройки проблемных объектов и получения
    24 компенсаций обманутыми дольщиками.
    25
    26 Что мы предлагаем? Было очень много проблем и претензий в отношении "дорожных
    27 карт", которые разрабатывали регионы при планировании решения проблемы
    28 обманутых дольщиков. Мы предлагаем официально ввести в единую информационную
    29 систему жилищного строительства реестр проблемных объектов, который должен
    30 быть утверждён губернатором региона, также мы вводим обязанность
    31 контролирующих органов вносить сведения о соответствующих проектах в этот
    32 реестр. Мы даём возможность регионам создавать специализированные
    33 организации, некоммерческие организации, фонды, которые должны будут
    34 заниматься только одним вопросом - достройкой проблемных объектов. Мы даём им
    35 также возможность не только использовать финансирование из бюджета Федерации
    36 и из бюджетов регионов, но и привлекать средства граждан и различных
    37 образований. При этом, я хочу обратить внимание, в законопроекте прописаны
    38 очень жёсткие нормы по контролю за деятельностью таких фондов, и это не
    39 только банковское сопровождение - внесены также предложения по ограничению
    40 операций таких фондов: все рисковые операции запрещены для реализации такими
    41 фондами.
    42
    43 Есть несколько вопросов, связанных с выплатой возмещения обманутым гражданам.
    44 Мы прекрасно понимаем, что целый ряд объектов мы, к сожалению, объективно не
    45 сможем достроить, поэтому речь идёт о выплате возмещения. Так вот мы не
    46 только даём возможность это реализовывать и определять правительству факт
    47 возможности достройки или необходимости денежной выплаты, мы также даём
    48 возможность выплаты, возмещения гражданам, которые являются покупателями
    49 машино-мест и кладовок, возмещения именно в денежном выражении. Помимо этого
    50 - соответственно, это зеркальная мера - мы говорим о том, что необходимо,
    51 чтобы застройщики, которые продают по договорам долевого участия машино-места
    52 и вот эти кладовки, нежилые помещения, делали взносы 1,2 процента в
    53 компенсационный фонд, в Фонд защиты прав граждан - участников долевого
    54 строительства. Мы предлагаем в конце концов решить проблему с двойными
    55 продажами, а именно признать, что оба человека, которым одновременно продали
    56 одну и ту же квартиру, имеют право на возмещение, и, чтобы не было споров, мы
    57 предлагаем очень чёткий механизм определения, кто получает квартиру, а кто
    58 получает денежное возмещение.
    59
    60 Есть блок предложений, которые связаны с корректировкой законодательства о
    61 банкротстве. Дело в том, что большинство печальных многолетних историй с
    62 обманутыми дольщиками так или иначе связано с тем, что появляются
    63 аффилированные арбитражные управляющие, дела о банкротстве затягиваются на
    64 многие годы. Мы предлагаем решить эту проблему - каким образом? Мы предлагаем
    65 дать Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства
    66 возможность назначать арбитражного управляющего и право осуществлять контроль
    67 за деятельностью таких арбитражных управляющих. Более того, мы предлагаем
    68 дать возможность фонду становиться участником дел о банкротстве, и это
    69 касается всех старых дел о банкротстве. Мы понимаем, что эти дела идут
    70 годами, и мы даём возможность фонду вмешаться в эту ситуацию: прекратить,
    71 назначить грамотного арбитражного управляющего с одной целью - достроить дом.
    72
    73 Следующий блок наших предложений связан с переходом рубежа 1 июля. Мы
    74 прекрасно понимаем, что целому ряду застройщиков потребуется определённая
    75 поддержка, именно поэтому мы предлагаем наделить "Банк ДОМ.РФ" статусом
    76 уполномоченного банка, а также предусмотреть возможность предоставления
    77 фондом поручительств по кредитным договорам, предоставляемым застройщикам,
    78 которые с 1 июля этого года будут работать по так называемой смешанной схеме.
    79 Есть целый ряд важных моментов, которые направлены на то, чтобы сделать более
    80 комфортным переход для граждан, прежде всего мы предлагаем дать возможность
    81 зачислять на эскроу-счета средства материнского капитала, чтобы люди могли
    82 покупать квартиры.
    83
    84 Также есть целый ряд предложений, связанных с усовершенствованием самой
    85 процедуры. Прежде всего мы предлагаем ввести электронную форму договора
    86 долевого участия. Мы вносим целый ряд предложений по работе с земельными
    87 участками, чтобы их можно было делить, а также использовать как ресурс для
    88 получения проектного финансирования.
    89
    90 Кроме того, мы уточняем целый ряд вопросов, связанных с единой информационной
    91 системой жилищного строительства.
    92
    93 В целом наш законопроект поддержан и формировался с участием министерства.
    94 Просим поддержать.
    95
    96 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    97
    98 Коллеги, есть ли вопросы? Да.
    99
    100 Включите режим записи на вопросы.
    101
    102 Покажите список.
    103
    104 Скриванов Дмитрий Станиславович.
    105
    106 СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    107
    108 Николай Петрович, скажите, пожалуйста, предполагается наполнение этого фонда
    109 только из региональных бюджетов либо есть ещё какие-то другие финансовые
    110 механизмы наполнения?
    111
    112 НИКОЛАЕВ Н. П. Мы уже дали возможность осуществлять достройку из средств
    113 федерального бюджета, а сейчас речь идёт о том, чтобы регионы также могли
    114 вносить свою лепту. Я хочу обратить ваше внимание на то, что в федеральном
    115 бюджете на этот период мы уже заложили 6 миллиардов рублей на докапитализацию
    116 Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства, это как раз те
    117 самые средства, которые будут либо напрямую, либо через региональные фонды
    118 направляться на достройку проблемных объектов, так что мы данными
    119 предложениями расширяем возможности этих фондов. Более того, мы
    120 предусмотрели, что может быть такая ситуация, когда должны будут привлекаться
    121 средства граждан и можно будет продавать квартиры в этих домах гражданам, -
    122 почему бы и нет? Все эти возможности мы предусмотрели в законопроекте.
    123
    124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.
    125
    126 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    127
    128 Николай Петрович, в продолжение предыдущего вопроса, по финансовым затратам,
    129 что касается субъектов: как вы считаете, может, есть смысл нам как-то
    130 конкретизировать, более конкретно прописать всё по поводу этого фонда, ведь
    131 каждый субъект начнёт плясать по-своему - кто-то, предположим, будет
    132 арендовать дорогие помещения для размещения фонда, кто-то дешёвые, кто-то
    133 будет приобретать машины, кто-то набирать сотрудников, у кого-то зарплата
    134 будет 20 тысяч, у кого-то 200 тысяч и так далее, так вот, может быть, есть
    135 смысл нам это как-то более-менее прописать и конкретизировать? Это первое.
    136
    137 И второе. Всё-таки хотелось бы услышать от вас, как от автора законопроекта и
    138 эксперта: во что примерно, по вашим оценкам, выльется бюджетам субъектов
    139 Российской Федерации создание вот таких фондов, их финансирование, содержание
    140 и так далее?
    141
    142 НИКОЛАЕВ Н. П. Что касается последнего, во что выльется. Будут регионы, для
    143 которых это вообще ни во что не выльется, потому что либо у них этой проблемы
    144 нет, либо, соответственно, они могут принять решение, что они этого делать не
    145 будут, а будут использовать те возможности, которые есть сейчас, допустим
    146 связанные с землёй, ещё с чем-то. Здесь такого однозначного ответа не дашь,
    147 во что выльется, это вопрос управления.
    148
    149 А что касается вашего первого вопроса, я абсолютно с вами согласен: давайте
    150 посмотрим. Дело в том, что мы в законопроекте прописали достаточно большое
    151 количество ограничений, мы посмотрели и составили перечень операций, которые
    152 этот фонд ни в коем случае не должен делать, например, он не должен работать
    153 с какими-то акциями или давать ссуды либо кредиты, то есть он не должен
    154 делать того, что будет способствовать уводу денег из этого фонда. Давайте
    155 поработаем! Если вы увидите какие-то риски, какие-то моменты, которые нужно
    156 учесть, я абсолютно согласен, давайте это делать, ведь мы все здесь
    157 заинтересованы в том, чтобы в любом случае средства, которые направляются и
    158 со стороны федерального бюджета, и со стороны регионального бюджета, были до
    159 копейки сохранены.
    160
    161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.
    162
    163 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    164
    165 Уважаемый Николай Петрович, очень большой, объёмный законопроект, много
    166 работы проделано. Перевод на эскроу-счета фактически поставил крест на
    167 долевом строительстве. Я простой вопрос хочу задать вам, как эксперту.
    168 Скажите, вот этот объёмный документ, который мы сегодня примем, развернёт
    169 ситуацию, вернёт её хотя бы на прежний уровень, на уровень прошлого года
    170 например, останется у нас использование долевого участия в строительстве с
    171 началом применения этого закона в тех же объёмах, как было раньше, или
    172 всё-таки нам чего-то ещё не хватает, что-то ещё нужно внести в
    173 законодательство, чтобы, скажем так, восстановить объёмы строительства этим
    174 способом?
    175
    176 НИКОЛАЕВ Н. П. Валерий Карлович, я не совсем с вами согласен в отношении
    177 корреляции этой реформы и снижения уровня строительства. Обратите внимание на
    178 то, что сокращение объёмов строительства, основное сокращение, произошло в
    179 тот период, когда нормы закона, нормы этой реформы, даже первые, которые мы
    180 два года назад принимали, ещё не работали, здесь в большей степени ситуация
    181 была связана с общей экономической обстановкой, со спросом, с уровнем доходов
    182 населения и так далее.
    183
    184 Что касается того, что на долевом строительстве будет стоять крест, вот на
    185 такой модели, которая была, - слава богу, что мы действительно от неё
    186 полностью уходим, потому что модель, которая предлагается сейчас, полностью
    187 снимает риски с граждан и оставляет их только для профессиональных
    188 участников.
    189
    190 По поводу того, что нужно что-то доделать. Я не сомневаюсь, что такая
    191 огромная реформа, которую мы проводим, будет требовать определённой
    192 донастройки, доработки и так далее. Посмотрите, мы в течение двух лет
    193 планомерно меняем эту систему, и это действительно непросто - всю огромную
    194 отрасль, которая является одной из системообразующих в стране, перевести на
    195 новую модель, это исключительно сложно, потребуется ещё донастройка, но это
    196 будет донастройка уже новой модели.
    197
    198 И о том, в чём я вижу сейчас основную задачу. Дело в том, что у нас
    199 действительно сейчас есть новые участники - банки, я выступал не раз уже по
    200 этому поводу. Вот та модель, которую мы заложили, - это на самом деле и путь
    201 к снижению ипотечных ставок, и путь к снижению ставок по проектному
    202 финансированию, но очень многое будет зависеть от банковского регулирования.
    203 Именно в связи с этим данное направление, на мой взгляд, сейчас станет для
    204 нас основным.
    205
    206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.
    207
    208 ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    209
    210 Уважаемый Николай Петрович, у меня по законопроекту два вопроса. Первый
    211 касается механизма, согласно которому при наличии у участников строительства
    212 требований о передаче одних и тех же помещений объекта строительства,
    213 помещения получают те граждане, чьи требования возникли раньше других, а
    214 остальные получают возмещение. Что подразумевается под этим возмещением: это
    215 может быть возмещение части процентов по ипотеке, помощь в её закрытии или,
    216 возможно, предоставление альтернативных помещений?
    217
    218 Второй вопрос касается финансирования деятельности фонда. Что вы имеете в
    219 виду под финансированием за счёт "иных публично-правовых образований"? Не
    220 могли бы вы их перечислить?
    221
    222 НИКОЛАЕВ Н. П. Что касается двойных продаж, то у нас есть два вида
    223 восстановления прав граждан, которые были обмануты и которые являются
    224 держателями договоров долевого участия: либо это предоставление им квартиры,
    225 либо денежное возмещение - не часть, не что-то ещё, а именно денежное
    226 возмещение тех средств, которые они уплатили.
    227
    228 Более того, мы предлагаем, чтобы сумма возмещения определялась на основании
    229 не той рыночной оценки, которая производилась в момент, когда платили эти
    230 деньги, много лет назад, а именно сегодняшней, потому что мы прекрасно
    231 понимаем, что люди, которые пять лет назад покупали квартиру, пусть они даже
    232 и получат эти деньги, сейчас не смогут на них купить такую же квартиру. Речь
    233 идёт именно о том, что один получает квартиру, а второй получает
    234 соответствующее денежное возмещение. Речь идёт об этом.
    235
    236 Второе, что касается финансирования за счёт иных публично-правовых
    237 образований. Если это непонятно, давайте мы доработаем, уточним формулировки,
    238 но речь идёт вот о чём. Например, регион достраивает какой-то объект, в
    239 котором продано, допустим, 30 процентов квартир. У него есть средства,
    240 бюджетные средства, и он начинает достройку. Но излишне нагружать регион тоже
    241 неправильно, в этом случае надо дать ему возможность продать оставшиеся 70
    242 процентов квартир в этом доме. Вот о чём идёт речь.
    243
    244 Что касается муниципалитетов. Мы прекрасно знаем, что, конечно, не везде
    245 хорошая ситуация в муниципалитетах, но всё-таки у нас есть муниципалитеты,
    246 которые способны помочь своим жителям и достроить те или иные дома. Нам нужно
    247 дать возможность таким муниципалитетам также помогать в достройке проблемных
    248 объектов.
    249
    250 Если вот эти формулировки вы считаете недостаточно точными, мы готовы их
    251 доработать. То же самое можно сказать и о других пунктах, мы открыты для
    252 диалога, и я думаю, что мы все вместе находимся на одной стороне - на стороне
    253 наших граждан.
    254
    255 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
    256
    257 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    258
    259 Николай Петрович, всё-таки для полноты, так сказать, и для чистоты картины: о
    260 каких суммах идёт речь? Мы, конечно, понимаем, что там могут финансировать
    261 якобы индивидуальные предприниматели, якобы кто-то что-то будет продавать, но
    262 в принципе за все ошибки долевого строительства, за всех дольщиков, за все
    263 проблемы законодательные будет отвечать бюджет, региональный и федеральный, -
    264 мы это прекрасно понимаем. Хотелось бы узнать: в каком соотношении, если эти
    265 цифры есть, и о каких цифрах речь идёт? Вот в одной Ульяновской области 2
    266 тысячи обманутых дольщиков, хотя официально признано пока то ли 500, то ли
    267 600, и сумма, необходимая для достройки, примерно 5 миллиардов - это, мягко
    268 говоря, неподъёмно для региона. Какие вы предполагаете сроки
    269 софинансирования, цифры в целом и источники финансирования, в процентах?
    270
    271 НИКОЛАЕВ Н. П. Я уже говорил, что мы не можем дать какие-то общие цифры, и с
    272 Ульяновской областью надо разбираться отдельно - там может быть своя
    273 пропорция. Что касается, например, истории, которую мы сейчас, к сожалению,
    274 проходим с "Urban Group" (это в основном Московская область), там было вообще
    275 50 на 50: 50 процентов - федеральный бюджет, 50 процентов - региональный.
    276 Наверное, не для всех регионов это подъёмно. Понимаете, сказать точно - это
    277 будет ни о чём, потому что это будет как средняя температура по больнице.
    278
    279 Что касается сумм. Сейчас на год у нас запланировано 6 миллиардов рублей в
    280 бюджете. Что касается регионов, здесь очень по-разному. Я не могу вам
    281 сказать, скорее всего, надо будет говорить о цифрах более предметно осенью,
    282 когда мы будем обсуждать бюджет. Я знаю, например, что публично-правовая
    283 компания уже сейчас говорит о необходимости включения нескольких десятков
    284 миллиардов рублей в бюджет на следующий год, но предметно мы сможем говорить
    285 об этом только при рассмотрении бюджета. Сейчас мы создаём механизмы,
    286 инструменты, а наполнение будет зависеть от региона и тех решений, которые мы
    287 примем относительно бюджета на будущий и последующие годы.
    288
    289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович, пожалуйста.
    290
    291 ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.
    292
    293 Уважаемый Николай Петрович, мы, конечно, поддерживаем данную законодательную
    294 инициативу, но возникает вопрос. Вот в моём регионе, в Челябинской области,
    295 большое количество обманутых дольщиков в различных жилых комплексах - как
    296 именно будет приниматься решение, чей дом достраивать в первую очередь, чей
    297 во вторую, а чей в последнюю? Не получится ли так, что один дом достроят за
    298 пару лет, а дольщики в остальных домах так и будут ждать помощи? Думаю, что
    299 данный вопрос дополнительно нужно проработать, чтобы все дольщики на равных
    300 правах получили оперативную помощь.
    301
    302 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Вы абсолютно правы. Что касается
    303 именно планирования, я уже говорил, что мы в конце концов предлагаем
    304 закрепить это законом в единой информационной системе жилищного
    305 строительства, чтобы все проблемные объекты уже были не в каком-то файле на
    306 сайте министерства строительства какого-то региона, а чтобы уже была собрана
    307 информация, в которую обязаны будут вносить поправки и дополнения надзорные
    308 органы. Это у нас есть.
    309
    310 Что касается порядка достройки. Здесь вы абсолютно правы, нам нужно будет,
    311 наверное, это доработать ко второму чтению, нам нужен такой документ - может
    312 быть, на уровне постановления правительства, - в котором были бы чётко
    313 определены критерии, каким домам помогать, в какой очерёдности и так далее. Я
    314 считаю, что вы правы, нужно добавлять.
    315
    316 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.
    317
    318 АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.
    319
    320 Николай Петрович, здесь часть вопросов уже задали, тем не менее их остаётся
    321 огромное количество, есть что обсудить между первым и вторым чтениями. У меня
    322 такой вопрос. В пояснительной записке сказано, что субъекты Российской
    323 Федерации могут создать унитарную некоммерческую организацию в форме фонда,
    324 но при этом правительство в прошлом году вышло с инициативой о том, что
    325 унитарных предприятий в принципе быть не должно. Так вот каково мнение
    326 комитета: мы создадим 85 коммерческих кормушек или это всё-таки будет
    327 какая-то форма, позволяющая решить проблему граждан, которые давно ждут
    328 разрешения ситуации?
    329
    330 НИКОЛАЕВ Н. П. Ольга Николаевна, что касается кормушек. Я уже отвечал на
    331 вопрос: мы должны прописать в законопроекте самые жёсткие меры по контролю за
    332 деятельностью этих организаций. И если вы видите какие-то риски, которые
    333 нужно учесть, давайте мы будем обсуждать это в нашей рабочей группе и вносить
    334 поправки.
    335
    336 Что касается вообще самого появления таких организаций. Я думаю, вы тоже с
    337 таким сталкивались: когда мы только-только начинали эту работу два года
    338 назад, встречались с представителями регионов и спрашивали, почему же богатый
    339 регион не достраивает, нам говорили, мол, у нас нет механизмов, мы и рады
    340 были бы, а вот никак... Держите механизмы, вот теперь держите механизмы и
    341 достраивайте! Мы создаём все возможности для достройки проблемных объектов.
    342
    343 Так что давайте работать, обсуждать - мы открыты абсолютно!
    344
    345 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.
    346
    347 НИЛОВ О. А. Николай Петрович, ну совершенно понятно, что обманутые дольщики
    348 делятся на две или даже три категории. Первая, самая важная категория - те,
    349 кто хотел улучшить свои жилищные условия, получить единственную квартиру,
    350 единственное жильё и столкнулся вот с этой бедой. Вторая категория - те, кто
    351 просто хотел вложить деньги во вторую, третью, десятую квартиру, сделать на
    352 этом бизнес. И есть ещё одна категория - те, кто хотел вложиться в нежилые
    353 помещения на первом этаже, это тоже бизнес.
    354
    355 Вот суть вопроса: при выделении денег из этого фонда будет как-то учитываться
    356 вот эта категорийность и будут ли вообще получать, ну, не знаю, компенсацию
    357 денежную или ещё какую-то те граждане, которые хотели сделать на этом бизнес,
    358 но... (Микрофон отключён.)
    359
    360 НИКОЛАЕВ Н. П. Во-первых, я не считаю, что сделать бизнес - это плохо, вы
    361 меня простите, если человек вкладывает собственные деньги. Собственно говоря,
    362 мы и экономику наполняем за счёт бизнеса. Так что если человек заработал
    363 деньги... Ну, например, у меня трое детей, я захочу, допустим, купить
    364 квартиры всем трём на будущее, но это можно расценить так, что Николаев купил
    365 четыре-пять квартир, делая бизнес, или можно сказать, что Николаев - молодец,
    366 он заботливый отец и думает о будущем детей. Слушайте, ну мы здесь не
    367 определимся! Поэтому если человек честно заработал деньги и вложил их - это
    368 его право.
    369
    370 Более того, вот вы затронули вопрос нежилых помещений, здесь действительно
    371 очень много вопросов. Каких? Вот, например, тот же самый предприниматель
    372 купил себе не 7 квадратных метров, а 30 квадратных метров под какую-то
    373 мастерскую - это его будущее, это его жизнь, - что, мы должны его лишать
    374 этого? В этом плане вопрос, связанный с апартаментами, у нас тоже возникает.
    375 Мы предлагаем дорабатывать, мы в комитете обсуждали, что нам необходимо
    376 сейчас вот этот механизм эскроу-счетов, механизм гарантий распространить
    377 шире, но для этого нужны соответствующие инструменты, и мы будем их обсуждать
    378 при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Если у предпринимателя 30-50
    379 метров, почему он должен страдать? Если мы придумаем механизм и через фонд
    380 или через эксроу-счета он будет защищён, будет только лучше: люди будут
    381 смелее вкладывать в строительство, будут смелее развивать свой бизнес, это
    382 только на пользу всей стране.
    383
    384 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.
    385
    386 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    387
    388 Уважаемый Николай Петрович, мой вопрос касается двойных, даже, бывает,
    389 тройных продаж квартир. Вот скажите, почему мы из фонда должны компенсировать
    390 средства, которые были похищены мошенниками? Ведь все же знают, кто продал
    391 эти квартиры, как они были проданы, какие законы были нарушены. Ведь не в
    392 Конго же живут люди, которые продают эти квартиры! Это же всё видно, всё
    393 понятно и всё ясно. Понимаете, никакого бюджета может просто не хватить, если
    394 мы будем платить за всех мошенников! Я считаю, что эту позицию нужно
    395 пересматривать. Вот, как вы считаете, может быть, всё-таки с точки зрения
    396 усиления работы правоохранительных органов в этом плане принять какие-то
    397 законы?
    398
    399 НИКОЛАЕВ Н. П. Вера Анатольевна, мы много раз обсуждали этот вопрос, и мне
    400 кажется, что сейчас сказать людям, которым одновременно продали одну и ту же
    401 квартиру, мол, ребята, вы подождите, мы сейчас злоумышленников догоним,
    402 отнимем у них и то, что отнимем, вам отдадим (если будет что), - это тоже
    403 неправильно. У нас есть стратегическая задача, которую поставил президент:
    404 закончить всю эту историю с обманутыми дольщиками, в конце концов навести
    405 порядок, в конце концов восстановить права граждан - и, мне кажется, это
    406 нужно делать. Это абсолютно не исключает работы по усилению ответственности,
    407 эффективности работы правоохранительных органов, но всё-таки это вот такая, к
    408 сожалению, типичная история. Ну, если вы против, давайте обсуждать.
    409
    410 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейн Александр Евсеевич.
    411
    412 ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    413
    414 Уважаемый Николай Петрович, хороший законопроект, большая работа проделана, и
    415 нет сомнений, что он должен быть поддержан. Тем не менее обращаю внимание на
    416 системный вопрос, который есть в законопроекте, а именно: предлагаемый вами
    417 механизм компенсации и помощи через фонд защиты прав дольщиков
    418 распространится не на все обязательства, а только на те, где не наступил
    419 страховой случай. Кому такой подход выгоден? Ну, понятно, страховщикам;
    420 понятно, самому фонду, потому что это не приведёт к дополнительным расходам.
    421 Кому это невыгодно и кто потенциальные потерпевшие, пострадавшие? Это,
    422 конечно же, те дольщики, по объектам которых уже началась процедура
    423 банкротства. В связи с этим вопрос: размышляли ли вы над тем, чтобы передать
    424 в фонд все обязательства, а не только по так называемым хорошим объектам и
    425 тем самым гарантированно обеспечить безопасность всех дольщиков? И аргумент о
    426 том, что это приведёт к дополнительным тратам из федерального бюджета, на мой
    427 взгляд, в данном случае несостоятелен, потому что фонд и так за счёт своих
    428 средств и за счёт страховых отчислений не в состоянии выполнять... (Микрофон
    429 отключён.)
    430
    431 НИКОЛАЕВ Н. П. Александр Евсеевич, это вопрос уже по следующему
    432 законопроекту, когда мы его будем рассматривать, я отвечу на ваш вопрос.
    433 Честно говоря, я согласен с вашей позицией, здесь есть что обсуждать. И самое
    434 главное: какие бы вопросы мы ни решали в отношении обманутых дольщиков, нам
    435 очень важно, чтобы у всех них были равные условия и равные права. В этом я
    436 согласен с вами и готов буду это обсудить при рассмотрении следующего
    437 вопроса.
    438
    439 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.
    440
    441 БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    442
    443 Николай Петрович, ну простите, пожалуйста, тема очень интересная, поэтому
    444 очень много вопросов, мы вас забросали вопросами.
    445
    446 У меня такой вопрос: вы наделяете фонд правом привлекать средства граждан и
    447 юрлиц по договорам участия в долевом строительстве - а если этот фонд
    448 обанкротится? Вот вы говорите, что вернутся какие-то деньги, а под какой
    449 процент? Или это опять беспроцентная ссуда и опять люди будут страдать?
    450
    451 НИКОЛАЕВ Н. П. Наталья Дмитриевна, вот это как раз относится к вопросу
    452 контроля и регулирования деятельности фонда. Я уже говорил - и вас тоже
    453 приглашаю к этой работе, - что мы должны максимально предусмотреть вот эти
    454 риски, возможность растраты, злоупотреблений, чего бы то ни было ещё. Сейчас
    455 там есть прямо перечень того, что запрещено делать фонду, какие операции, -
    456 давайте туда что-нибудь добавим. Было уже предложение отрегулировать с точки
    457 зрения доли, которую можно пускать на расходы какие-то, на ведение, - давайте
    458 это обсудим. Вы абсолютно правы, я согласен с вами.
    459
    460 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.
    461
    462 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    463
    464 Уважаемый Николай Петрович, хорошо, что предлагается конкретная модель
    465 решения проблем обманутых дольщиков и предлагается усилить права субъектов
    466 Федерации, разрешить им создавать фонды, хорошо, что решено составлять единый
    467 реестр обманутых дольщиков. Это всё очень хорошо, но вот у нас в Якутии уже
    468 сами обманутые дольщики создали некоммерческую организацию, которая
    469 называется "Квадрат", и во время региональной недели целая делегация ко мне
    470 подошла, мы обсуждали все проблемы. Так вот они говорят, что, по их данным,
    471 2,5 тысячи обманутых дольщиков, а в реестре оказалось только 157 дольщиков. В
    472 связи с этим вопросы: как быть с теми, кто не включён в список, и можно ли
    473 упростить процедуру оформления, внесения в реестр обманутых дольщиков? Как
    474 вообще эту проблему решить, предусматривает ли ваш законопроект решение
    475 данной проблемы?
    476
    477 НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопросы. Федот Семёнович, мы предлагаем пойти даже
    478 дальше. Дело в том, что на протяжении многих лет этот реестр был
    479 заявительным, а мы предлагаем вообще иной механизм. Во-первых, мы предлагаем
    480 вести учёт по проблемным объектам, это что касается единой информационной
    481 системы. А во-вторых, что касается поправок в закон о банкротстве, то для
    482 сокращения сроков рассмотрения дел мы предлагаем формировать эти перечни
    483 исходя из данных прежде всего Росреестра, то есть автоматически, и не ждать,
    484 когда люди придут и подадут заявление. Если человек зарегистрирован, если он
    485 купил квартиру (может, она у него на сегодняшний день не востребована, но он
    486 её уже купил), значит, он уже должен быть в этом реестре - особенно это
    487 касается дел о банкротстве.
    488
    489 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    490
    491 Коллеги, все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть.
    492
    493 Включите режим записи на выступления.
    494
    495 Покажите список.
    496
    497 Нилов Олег Анатольевич.
    498
    499 НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, это
    500 очень важная, долгожданная инициатива. Сколько лет проблеме обманутых
    501 дольщиков, столько лет многие коллеги, депутаты нашей фракции не уставая
    502 твердили: без привлечения серьёзных средств, в том числе и в первую очередь
    503 из федерального бюджета, проблему обманутых дольщиков решить не удастся так,
    504 как нам этого хотелось бы. И вот наконец сейчас такое решение предлагается
    505 принять, поэтому, конечно, его нужно поддержать, мы проголосуем за этот
    506 законопроект.
    507
    508 Но хотелось бы поспорить с Николаем Петровичем, в основном для этого я и
    509 вышел. Он сказал (цитирую): все обманутые дольщики должны быть равны, и права
    510 должны быть одинаковы. Нет, уважаемый Николай Петрович! Тогда давайте
    511 поддерживать весь бизнес, любому прогоревшему бизнесмену будем оказывать
    512 поддержку из федерального бюджета - вы это предлагаете? Тогда сначала верните
    513 вклады обманутым вкладчикам многочисленных банков, начиная со Сбербанка СССР
    514 (не забыли про должок, Николай Петрович?), давайте возвращать из бюджета
    515 деньги тем, кто уже десятки лет их ждёт!
    516
    517 Вот здесь прозвучало предложение - ну как же!.. Какой-то бизнесмен захотел
    518 прикупить 10-20 квартир, тысячи метров нежилых помещений, его затея
    519 прогорела, и вы собираетесь ему так же - ведь он на равных правах! -
    520 возвращать деньги из федерального бюджета или квадратные метры, как и тем,
    521 кто единственную квартиру ждал эти годы? Ничего подобного не должно быть! Эта
    522 уравниловка интересна только горе-бизнесменам. Раз прогорели, значит ждите,
    523 во всяком случае - в конце очереди. Вот такую поправку, Николай Петрович,
    524 прошу внести ко второму чтению и поддержать. Всем, кто строил единственное
    525 жильё, нужно в первую очередь вернуть либо деньги, либо метры квадратные, а
    526 те, кто занимался бизнесом, пусть подождут, пока до них дойдёт очередь (а
    527 может, она и не дойдёт - ну что ж делать, на всех денег в федеральном бюджете
    528 у нас точно не хватит).
    529
    530 Председательствует Первый заместитель
    531 Председателя Государственной Думы
    532 И. И. Мельников
    533
    534 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.
    535
    536 Скриванов Дмитрий Станиславович.
    537
    538 СКРИВАНОВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, можно с места?
    539
    540 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.
    541
    542 СКРИВАНОВ Д. С. Я хотел бы сказать, что законопроект на самом деле очень
    543 важный. До сих пор в регионах, к сожалению, не было механизмов, благодаря
    544 которым мы могли бы достраивать объекты, и всегда губернаторы и правительства
    545 шли по краю. Механизмы, конечно, были, но они не соответствовали бюджетному
    546 законодательству. На мой взгляд, сейчас сделан довольно большой шаг вперёд к
    547 решению проблемы.
    548
    549 Что хотелось бы отметить? Прежде всего то, о чём говорил Александр Евсеевич.
    550 У нас не заработала схема страхования, тем не менее мы собрали порядка 50
    551 миллиардов рублей. Я услышал, что фонду предоставлена возможность ускорения
    552 процедуры банкротства, соответственно средства, собранные страховыми
    553 организациями, пойдут на достройку объектов - может быть, фонду передать
    554 права на эти средства?
    555
    556 Вопросы дофинансирования и строительства инфраструктуры к объектам - это не
    557 всегда одно и то же. На мой взгляд, этот вопрос тоже надо решать. На
    558 сегодняшний день это связано и с предпроектным финансированием, и с
    559 достройкой уже существующих объектов.
    560
    561 По поводу средств, которые фонд может тратить на собственное обеспечение. Я
    562 считаю, что на операционную деятельность он должен тратить определённый
    563 процент от средств, которые он не получает, но по крайней мере доводит, решая
    564 проблемы обманутых дольщиков на определённую сумму, то есть связать, условно
    565 говоря, проценты, которые фонд может тратить на себя, с объёмом решённых
    566 проблем.
    567
    568 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    569
    570 Андрейченко Андрей Валерьевич.
    571
    572 АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, конечно же, поддержит
    573 данный законопроект, потому что в нём, по сути, реализуются идеи Владимира
    574 Вольфовича Жириновского, который, говоря об обманутых дольщиках, постоянно
    575 отмечает, что именно государство должно эту проблему решать, взять решение
    576 этой проблемы на себя. Именно государство должно вырабатывать стратегию в
    577 этом секторе, именно государство должно контролировать строительство,
    578 государство должно строить - это имеет массу плюсов. Например, у нас всё ещё,
    579 несмотря на поручение президента, высокий процент по ипотеке, а если будет
    580 строить государство, можно будет выдавать рассрочку тем, кто в этом
    581 действительно нуждается, и, соответственно, решать какие-то вопросы
    582 государству при строительстве будет проще. Поэтому любое увеличение роли
    583 государства, которая ему отводится в подобных ситуациях, фракция ЛДПР всегда
    584 будет поддерживать.
    585
    586 Также мы уверены, что государство должно больше заниматься формированием
    587 стратегического подхода к долевому строительству, которое уходит, и вообще к
    588 строительству, потому что есть масса идей, которые, на наш взгляд, нужно
    589 реализовывать, поддерживать. В своё время было достаточно развито
    590 кооперативное строительство, сейчас оно развито гораздо хуже, несмотря на то
    591 что члены кооператива участвуют в строительстве и, скорее всего, отслеживают
    592 каждый рубль, смотрят, куда тратятся деньги.
    593
    594 У нас и с фондом эта ситуация может повториться. Часто бывает, что
    595 компания-застройщик напоминает финансовую пирамиду: собирает деньги с будущих
    596 собственников, с тех, кто будет эти квартиры приобретать, а оплачивает на
    597 самом деле какие-то работы, которые уже сделаны. И в случае, если эта
    598 компания сталкивается с какими-то проблемами, появляются обманутые дольщики.
    599 У нас в Российской Федерации есть компании, которые, вместо того чтобы
    600 заниматься конкретно стройкой, вообще покупают непрофильные активы. Так что
    601 государство должно больше вмешиваться.
    602
    603 И ещё один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Владимир
    604 Вольфович говорил на общественных слушаниях, которые проходили в стенах
    605 Государственной Думы, что нужно всё-таки предусмотреть, чтобы при ипотеке
    606 банк не сразу все деньги переводил, чтобы не сразу они использовались
    607 застройщиком, а поэтапно, то есть, например, вырыли котлован - оплатили эти
    608 работы, построили каркас здания - оплатили эти работы, началась внутренняя
    609 отделка - оплатили именно эти работы. Надо, чтобы у застройщиков не
    610 появлялось желание тратить эти деньги на какие-то непрофильные активы:
    611 покупать заводы или строить дороги, как некоторые московские и подмосковные
    612 компании сделали, а теперь масса людей у нас из-за этого в категории
    613 обманутых дольщиков.
    614
    615 Повторяю, в целом мы поддерживаем этот законопроект, а также и следующий,
    616 который также связан с долевым строительством и ипотекой, потому что роль
    617 государства в данном вопросе нужно увеличивать.
    618
    619 Спасибо за внимание.
    620
    621 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    622
    623 Тумусов Федот Семёнович.
    624
    625 ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной
    626 Думы! У нас в стране, конечно, очень много проблем, и нет, наверное, ни
    627 одного депутата Государственной Думы, который не сталкивался бы с проблемой
    628 обманутых дольщиков. Я этой проблемой начал заниматься более десяти лет
    629 назад. Тогда президент страны дал прямое указание решить эту проблему, и мы
    630 вроде как её решили. Но за эти годы количество обманутых дольщиков не только
    631 не уменьшилось, но и, наоборот, увеличилось в несколько раз. В чём дело? Вот
    632 я пытаюсь поддерживать связь с избирателями через социальные сети, и есть там
    633 один молодой энергичный блогер, Сергей Егоров, он из поколения
    634 тридцатилетних. Сегодня он мне написал: "Я люблю Россию, очень люблю, но что
    635 вы делаете со страной, вы, депутаты Государственной Думы? Мне очень жалко и
    636 обидно!" Я не могу его понять! Вот мы пытаемся решить проблемы, проблему
    637 обманутых дольщиков, и действительно предложен нормальный проект, хороший
    638 проект. Ко второму чтению нам надо будет, конечно, уточнить вот эти формы
    639 компенсации - квартиру получить или денежную компенсацию - и другие формы
    640 решения этой проблемы надо будет более чётко расписать.
    641
    642 Что касается того вопроса, который я задавал, - о внесении в реестр. У нас в
    643 Якутии 2,5 тысячи обманутых дольщиков, а в реестре 157 - и так, наверное,
    644 везде, не только у нас. Естественно, чиновники ставят разные барьеры, чтобы
    645 не увеличивать это количество, но расчёт такой. На самом деле мы юридически в
    646 корне решили проблему появления обманутых дольщиков, когда приняли закон о
    647 том, чтобы финансировать долевое строительство через эскроу-счета. В будущем
    648 количество обманутых дольщиков мы по крайней мере минимизируем или вообще их
    649 не будет, но проблемы тех, кто уже обманут, нам надо решать, поэтому нам надо
    650 упростить процедуру внесения в реестр. Надо всех включить в этот реестр и в
    651 корне решить эту проблему, чтобы нам не говорили, мол, в России есть разные
    652 проблемы: проблемы дорог, проблемы людей с разным мышлением, проблемы
    653 обманутых дольщиков... Надо в корне это решить!
    654
    655 Мы поддерживаем этот законопроект.
    656
    657 Спасибо за внимание.
    658
    659 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.
    660
    661 Пахомов Сергей Александрович от фракции.
    662
    663 ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    664
    665 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Объёмный, важный и нужный
    666 законопроект, тем более что он направлен на выполнение двух поручений
    667 президента, по итогам двух совещаний, декабрьского и, по-моему, мартовского,
    668 - обращаю на это внимание. И сразу скажу, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет
    669 голосовать за данный законопроект. Мы поддерживаем предусмотренное создание
    670 единого перечня проблемных объектов в информационной системе жилищного
    671 строительства, это всё-таки позволит снять споры о реальном масштабе
    672 проблемы, которая уже перед нами стоит. Мы поддерживаем предоставление
    673 возможности направлять средства материнского (семейного) капитала на
    674 эскроу-счета для приобретения с их помощью строящегося жилья. Также мы,
    675 конечно, за наделение фонда защиты прав дольщиков дополнительными
    676 полномочиями - я не буду их перечислять, тут подробно говорили, - их перечень
    677 весьма внушителен и по объёму, и по важности, и по сути, но это
    678 необходимость.
    679
    680 Вместе с тем ко второму чтению, раз уж мы предоставляем такие существенные
    681 полномочия, нам, наверное, надо будет поговорить и об ответственности самого
    682 фонда за те результаты, которые будут достигнуты.
    683
    684 В результате принятых в этом зале год назад решений о реформе долевого
    685 строительства обманутых дольщиков не будет, но сами обманщики могут остаться.
    686 Мы принципиально против того, чтобы оставлять лазейку в законодательстве в
    687 виде возможности обходить требования эскроу-счетов и продавать гражданам
    688 жильё под видом так называемых апартаментов по старой схеме долевого
    689 строительства. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет предлагать распространить
    690 требования 214-го закона на все помещения - и жилые, и нежилые, тем самым мы
    691 убираем риск появления так называемых обманутых апартаментщиков. Мы с
    692 Николаем Петровичем Николаевым этот вопрос уже обсуждали на площадке фракции
    693 и ко второму чтению такое предложение будем вносить.
    694
    695 Да, коллеги, в целом проблему существования апартаментов как таковых это не
    696 решит, вопросы у нас тоже есть, но принципиальная позиция - я её, может быть
    697 чуть забегая вперёд, изложу - заключается в следующем: никакой легализации
    698 апартаментов и приравнивания их к жилым помещениям не будет. Вместе с тем
    699 совершенно очевидно, что эта часть работы отрасли требует ясности. Мы, два
    700 комитета - по собственности и по жилищной политике и жилищно-коммунальному
    701 хозяйству, - с участием Минстроя начали совместную работу над пакетом решений
    702 об апартаментах, которые в ближайшее время должны будут расставить всё по
    703 своим местам и исключить саму возможность понятийных махинаций с жильём.
    704
    705 Коллеги, возвращаясь к обсуждаемому сейчас законопроекту, хочу ещё раз
    706 сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.
    707
    708 Спасибо за внимание.
    709
    710 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.
    711
    712 Куринный Алексей Владимирович.
    713
    714 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на цифры,
    715 которые Николай Петрович сегодня старательно обошёл - то ли их нет, то ли не
    716 посчитали. 200 тысяч обманутых дольщиков - это данные неофициального реестра,
    717 который существует, в официальном их в разы меньше. 200 тысяч - даже если
    718 представить, что каждому из них потребуется, там, полмиллиона на достройку,
    719 условно, на реализацию всего этого механизма нужно около 100 миллиардов
    720 рублей. Федеральный бюджет выделил 6 миллиардов в этом году, ну, может быть,
    721 ещё 10 миллиардов выделит в следующем, в результате на трёхлетку, если будем
    722 планировать, всё равно получится 20 миллиардов из федерального бюджета,
    723 значит, 80 миллиардов из региональных бюджетов. Где регионы эти средства
    724 будут искать, как будут искать - это тоже большой вопрос, и, мне кажется, на
    725 этапе, когда мы будем рассматривать бюджет, к этому вопросу необходимо будет
    726 вернуться, потому что сегодняшний законопроект - это, скажем так, намерение,
    727 механизм, который предполагается создать, а уж как он будет работать
    728 по-настоящему и откуда возьмутся эти деньги, будет решаться как раз при
    729 принятии бюджета.
    730
    731 Фракция КПРФ, безусловно, поддержит законопроект, но между тем вся история с
    732 дольщиками - это демонстрация такой своеобразной государственной импотенции.
    733 Я вам напомню, что десять лет назад, даже раньше, когда впервые были приняты
    734 механизмы долевого строительства, появилась первая проблема, появились первые
    735 обманутые дольщики, было предложение начать регистрацию в Минюсте всех
    736 договоров долевого участия, создать специальные отделы во всех областных
    737 администрациях, они были созданы героически, были набраны чиновники,
    738 чиновники с умным видом... делали вид, что контролируют что-то. Прошло
    739 несколько лет - оказалось, что ничего не контролируют, что количество
    740 обманутых дольщиков выросло. После этого возник второй (или третий уже)
    741 механизм, предложили: давайте введём страхование, чтобы риски недостройки,
    742 которые возникают, брали на себя страховые компании, - ввели. Прошло три года
    743 - оказалось, что страховые компании, никому ничего не выплачивая, спокойно
    744 заработали на этом 35 миллиардов (кстати, до сих пор непонятно, где эти
    745 деньги), 35 миллиардов ушли в карманы страховых компаний. Пришли к третьему
    746 механизму, к тому, о котором мы сейчас говорим, это использование
    747 эскроу-счетов, фактически уже полный банковский и государственный контроль.
    748 По поводу того, что накопилось, или, точнее, тех, что накопились, - обманутых
    749 дольщиков - тоже много было разговоров. "Давайте попробуем привлечь
    750 дополнительных инвесторов" - и во всех регионах началась вот эта чехарда:
    751 один инвестор приходит, другой уходит, но ничего не меняется. "Давайте
    752 попробуем выделить земельные участки тем инвесторам, которые хотят
    753 достроить"...
    754
    755 Я прошу добавить время - выступление от фракции.
    756
    757 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.
    758
    759 КУРИННЫЙ А. В. ...давайте выделим, хотя в принципе выделение земельных
    760 участков бесплатно - это фактически та же помощь из бюджета: их можно было
    761 продать, а так их отдают застройщикам.
    762
    763 Теперь ещё вариант возник - прямое участие бюджета. Я думаю, ни для кого из
    764 вас не секрет и не новость, что фактически все проблемы дольщиков придётся
    765 решать за счёт государства, и не только по требованию, по указанию или
    766 поручению, президента, но и по требованию наших избирателей, потому что в
    767 каждом субъекте есть несколько тысяч таких граждан.
    768
    769 Я поддержу представителей "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", всё-таки у всех разная
    770 ситуация, действительно, кто-то строит единственное жильё и надеется в него
    771 заселиться, а кто-то рассматривает это как своеобразный бизнес, покупает
    772 десятую, двенадцатую, пятнадцатую квартиру, и здесь должна быть разница, кому
    773 государство компенсирует или хотя бы кому в какую очередь компенсирует.
    774
    775 Далее, в части работы самого фонда. Я абсолютно убеждён, что ни о каких
    776 процентах от тех денег, которые выделяются, речь идти не должна. Это должна
    777 быть бюджетная организация с абсолютно чётко прослеживаемой деятельностью,
    778 так же как фонд капитального ремонта: вот она создана, вот в неё набраны
    779 специалисты, вот она получает средства из бюджета, а не из тех денег, которые
    780 выделяются непосредственно на достройку или на реализацию, на решение
    781 проблем, которые возникли. Это уже будет понятно - схема по большому счёту
    782 выстроена: худо-бедно фонды капитального ремонта работают и свою задачу
    783 выполняют при наличии соответствующих проблем.
    784
    785 Ну и самое главное (я всё-таки возвращусь к началу своего выступления),
    786 уважаемые коллеги, давайте при подготовке проекта бюджета на следующий год
    787 внимательно рассмотрим вопрос о финансировании из федерального бюджета -
    788 повторяю: из федерального бюджета, - прежде всего вопрос о софинансировании
    789 этой строки. Ниоткуда денег больше не появится, несмотря на некие
    790 дополнительные якобы источники в виде каких-то продаж, которые должен
    791 осуществлять этот фонд, в виде каких-то индивидуальных предпринимателей, в
    792 виде каких-то целевых взносов, которые могут появиться, - будет именно
    793 бюджет. И именно бюджет будет компенсировать. Задача в том, чтобы эти
    794 средства были выделены и наиболее эффективно потрачены на дело.
    795
    796 Фракция КПРФ поддержит этот законопроект.
    797
    798 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    799
    800 Власов Василий Максимович.
    801
    802 ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.
    803
    804 Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, мы об этом уже сказали, но я
    805 хотел бы акцентировать внимание на некоторых моментах в этом законопроекте и
    806 вообще сказать о наших предложениях по поводу того, как решать проблему
    807 обманутых дольщиков.
    808
    809 Наверное, первое и основное - и Владимир Вольфович Жириновский говорил об
    810 этом, и сейчас такую программу реализует губернатор Хабаровского края Сергей
    811 Фургал - это вещи, связанные со строительными кооперативами. Это хорошо
    812 забытое старое. Я считаю, что если бы мы развивали это направление и
    813 государство уделяло бы больше внимания развитию строительных кооперативов, то
    814 меньше было бы проблем с обманутыми дольщиками.
    815
    816 Не так давно у нас в этом зале проходили парламентские слушания - я прекрасно
    817 помню замечательные плакаты, с которыми к нам приходили обманутые дольщики:
    818 на плакатах были написаны названия ЖК, допустим "Академ-Палас", который на
    819 юго-западе всё строят-строят, уже лет пятнадцать строят, всё никак построить
    820 не могут. Ещё один достаточно яркий пример - небольшой посёлок Марьино в
    821 Новой Москве. Там всего четыре жилых комплекса, при этом три из них -
    822 долгострой, то есть люди там приобрели жильё, это, можно сказать, центр Новой
    823 Москвы, но до сих пор, к сожалению, не получили свои квартиры, хотя
    824 правительство Москвы, Сергей Семёнович Собянин сказал, что в ближайший год
    825 эта проблема будет решена. Мы тоже надеемся, что правительство Москвы сможет
    826 урегулировать эти вопросы и люди получат свои квартиры.
    827
    828 Что касается контроля. Также много говорят о контроле. Наше предложение, и
    829 моё предложение, которое, пользуясь этой высокой трибуной, я высказываю в
    830 адрес министерства строительства, конечно, касается гражданского контроля.
    831 Никто не мешает на каждом объекте элементарно поставить камеру
    832 видеонаблюдения, вести онлайн-трансляцию, и на сайте, через который вы
    833 приобретали квартиру, можно будет отслеживать, как ваш замечательный дом и
    834 ваша квартира строятся. Это стоит копейки: тысячу рублей камера стоит, может
    835 быть, 500-600 рублей Интернет. Соответственно, люди, которые приобрели этот
    836 объект и планируют, что через полтора, через два, может быть, через три года
    837 они получат своё жильё, просто элементарно смогут смотреть на строительную
    838 площадку: ходят там люди, делают они что-то, строится ли их этаж, 7-й,
    839 допустим, или 8-й, ездят самосвалы по территории стройки или нет. То есть вот
    840 такая инициатива - чтобы каждый объект, если мы говорим про жилой комплекс и
    841 там, соответственно, много домов, была возможность отслеживать онлайн,
    842 следить, как там дела, что всё-таки на стройке происходит.
    843
    844 Ну и конечно, что касается апартаментов. Я понимаю, если невозможность
    845 перевода апартаментов связана...
    846
    847 Добавьте, пожалуйста, время - выступление от фракции.
    848
    849 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты, выступление от фракции.
    850
    851 ВЛАСОВ В. М. Я уложусь в меньшее время.
    852
    853 Я понимаю, если проблемы при переводе апартаментов в жилые помещения касаются
    854 самих помещений - допустим, там потолки невысокие или есть особенности,
    855 связанные с канализацией, коммуникациями, ещё с чем-то. Но я достаточно
    856 часто, даже в Москве, сталкиваюсь с тем, что проблема перевода апартаментов в
    857 жилые помещения связана просто с назначением земель: допустим, была земля под
    858 торговый центр, а рядом оставался кусок - построили якобы офисное здание,
    859 люди якобы покупали офисы, хотя все прекрасно понимали, что будут в них жить.
    860 Проблема заключается даже не в отсутствии коммуникаций, не в том, что там
    861 потолки полтора метра и мы просто не можем сделать это жилой площадью,
    862 проблема в назначении земель. Я думаю, может быть, надо создать либо какую-то
    863 специальную комиссию, либо рабочую группу именно по тем объектам, где для
    864 того, чтобы перевести апартаменты в жилые помещения, соблюдено всё, кроме
    865 назначения земель. То есть ускорить, рассмотреть возможность, чтобы такие
    866 апартаменты всё-таки были переведены в жилые помещения и люди уже не платили
    867 больший налог за апартаменты, как за офисы, а платили нормально и
    868 соответственно владели жилыми помещениями.
    869
    870 Ну и последнее, малоэтажное строительство - об этом тоже фракция ЛДПР,
    871 Владимир Вольфович Жириновский часто говорят. Есть хорошие примеры застройки,
    872 допустим, в Новой Москве, по новорижскому направлению, по другим направлениям
    873 Московской области, но этому тоже мало внимания уделяется. Нам нужно создать
    874 такую инфраструктуру в той же самой Московской области и в других регионах,
    875 чтобы люди, естественно, сравнивая цены на строительство, допустим, в центре
    876 Москвы и на окраинах Москвы, понимали, что за те же самые деньги, которые они
    877 заплатят за квартиру площадью 45 квадратных метров, они могут построить себе
    878 замечательный дом площадью 200 квадратных метров, где вся семья сможет жить.
    879 Вот такие плюсы тоже надо показывать, и надо создать доступность,
    880 инфраструктуру в этих небольших посёлках: хорошую дорогу, чистую воду и
    881 хорошее электричество, для того чтобы люди всё-таки выбирали именно
    882 малоэтажное строительство, а не тридцатиэтажные небоскрёбы.
    883
    884 Фракция ЛДПР поддержит и эту инициативу, и следующую.
    885
    886 Спасибо за внимание.
    887
    888 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    889
    890 Шерин Александр Николаевич.
    891
    892 Три минуты поставьте.
    893
    894 ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.
    895
    896 Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект.
    897 Несмотря на то что он сырой, в случае принятия и вступления в силу закон не
    898 позволит губернаторау разводить руками и говорить, что он никак не может
    899 решать проблемы обманутых дольщиков в связи с тем, что отсутствуют правовые
    900 механизмы и этот вопрос через призму нарушения закона может рассматривать
    901 прокуратура. В частности, фразу: "В целях завершения строительства проблемных
    902 объектов законопроектом предусматривается возможность создания субъектом
    903 Российской Федерации унитарной некоммерческой организации в форме фонда
    904 (далее - Фонд субъекта Российской Федерации)..." - я зачитал обманутым
    905 дольщикам города Липецка, которые ждут завершения строительства своего дома
    906 уже 14 лет. Это дома по улице 50 лет НЛМК, улице Богдана Хмельницкого (дом 3)
    907 и улице Ударников (дом 24). Это те самые обманутые дольщики, которых для
    908 липецкого телевидения, подконтрольного областному правительству, как бы не
    909 существует, потому что, по мнению всех липецких телеканалов и
    910 интернет-изданий, проблема обманутых дольщиков решена. Но исполняющий
    911 обязанности главы администрации Липецкой области всё-таки периодически с
    912 какими-то обманутыми дольщиками встречается и говорит им о том, что проблему
    913 можно решить, только если дать какой-то строительной компании земельный
    914 участок бесплатно, она там построит дома, вот тогда будет решена проблема
    915 обманутых дольщиков. Вот в этом законопроекте говорится о том, что можно за
    916 счёт средств федерального бюджета и иных законных источников завершать
    917 строительство домов обманутых дольщиков.
    918
    919 И есть такая проблема, когда под прикрытием этого ведётся точечная застройка.
    920 В городе Липецке, непосредственно у переулка Балакирева, строительная
    921 компания "Строймастер" возводит жилищный комплекс "Авангард", две
    922 двадцатипятиэтажки, в 50 метрах от школы, подкапывая фундаменты строений
    923 частного сектора рядом. И самое главное, на канале "Россия 24" в программе
    924 "Парламентский час" это было показано в это воскресенье, но, видимо, липецкая
    925 строительная компания вместе с чиновниками решила всем продемонстрировать,
    926 что им никто не указ, и в понедельник, несмотря на то что сегодня, в среду,
    927 исполняющий обязанности главы администрации Липецка встречается с
    928 недовольными жителями близлежащего частного сектора, продолжила строительство
    929 двух двадцатипятиэтажек. И самое главное, людей сталкивают лбами, им
    930 объясняют, что если эта компания, которая, не выкопав котлованы, уже дала
    931 рекламу о том, что в жилищном комплексе "Авангард" можно купить квартиры, не
    932 будет достраивать две двадцатипятиэтажки, то, соответственно, она не достроит
    933 жильё для обманутых дольщиков. В связи с этим, пользуясь случаем, я хочу
    934 сказать, что это неправда, есть правовые механизмы, и незачем будет ложиться
    935 под машины, если какие-то строительные компании, скажем, 17 апреля проводят
    936 публичные слушания, 19 апреля получают разрешение на строительство, а 8 мая
    937 уже начинают рыть котлованы. Люди ложатся под "КамАЗы", приезжает полиция - и
    938 что делает полиция? Она растаскивает людей, чтобы они не мешали строительной
    939 компании возводить две двадцатипятиэтажки!
    940
    941 Мы полностью поддерживаем этот законопроект, мы хотим, чтобы люди были
    942 уверены в том, что у региона есть механизмы для достраивания домов обманутых
    943 дольщиков.
    944
    945 Спасибо за внимание.
    946
    947 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    948
    949 Гартунг Валерий Карлович.
    950
    951 Валерий Карлович, от фракции?
    952
    953 Выступление от фракции.
    954
    955 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я выступаю от
    956 фракции, но буду очень краток.
    957
    958 Как известно, лучшим средством от головной боли является гильотина. Вот когда
    959 мы обсуждаем эту реформу, механизмы долевого строительства, мне всегда
    960 приходит в голову это изречение. То есть, чтобы не было обманутых дольщиков,
    961 давайте прекратим такое строительство, и тогда их точно не будет. Но мы
    962 забываем, что люди-то всё равно нуждаются в жилье, строить-то нужно!
    963
    964 Я хочу вернуть вас к тому моменту, когда появился механизм долевого
    965 строительства. Если бы банки давали деньги на строительство строителям и у
    966 строителей были бы оборотные средства, применять этот механизм не
    967 потребовалось бы - это же очевидная вещь. Когда нужно было строить жильё, мы
    968 дали такую возможность, напрямую свели, так сказать, покупателя квартиры со
    969 строителем, то есть тут два субъекта - заказчик и исполнитель. Теперь, когда
    970 появились обманутые дольщики в силу разных причин, в том числе не зависящих
    971 ни от того, ни от другого субъекта, то есть из-за того, что возникали
    972 объективные ситуации, и, кстати, очень часто система, выдающая разрешения,
    973 прикладывала руку к тому, чтобы эти дома не были достроены, таких ситуаций
    974 очень много... Так вот, теперь мы, чтобы эту проблему решить, определили:
    975 давайте мы перейдём на эскроу-счета и все деньги передадим банкам. Что в
    976 итоге получается? Мы возвращаемся назад - мы всё отдаём банкам, но у банков и
    977 так есть деньги, они и так могли бы кредитовать, только дело в том, что с
    978 такими процентными ставками, которые банки устанавливают, никто не купит
    979 квартиры.
    980
    981 Сегодня мы, наша фракция, конечно, поддержим этот законопроект, потому что
    982 он, по большому счёту, улучшает ту ситуацию, в которую мы сейчас ввели
    983 строительную отрасль. Но не надо питать иллюзий: как только в полном объёме
    984 заработает новая схема, объёмы строительства будут падать, что соответственно
    985 приведёт к росту стоимости жилья. Насколько? Ну, мы это ещё увидим, но исходя
    986 из экспертных оценок я думаю, что минимум на 20 процентов вырастет стоимость
    987 жилья, и тогда избиратели с нас спросят за то, что мы, решив одну проблему,
    988 создали другую. Жильё станет недоступным, даже по существующим расценкам оно
    989 недоступно, а если расценки будут выше ещё на 20 процентов, притом что у нас
    990 много лет подряд падают доходы населения, жильё окажется вообще недоступным.
    991
    992 В связи с этим, коллеги, я предлагаю всё-таки очень хорошо подумать. Если уж
    993 мы выбрали такой путь - открытие эскроу-счетов, - то надо очень плотно
    994 поработать с банковским сообществом и нужно обязательно привлечь ЦБ, и нам
    995 надо снижать ставки по ипотечным кредитам. Без снижения ставки по ипотечным
    996 кредитам мы проблему обеспечения граждан жильём не решим. Да, у нас не будет
    997 обманутых дольщиков - у нас будут просто бездомные граждане, вот,
    998 собственно, и всё.
    999
    1000 И хотел бы ещё одну вещь сказать. Вот сейчас очень много было выступлений...
    1001 Как известно, все считают себя специалистами в воспитании детей, а теперь,
    1002 наверное, практически каждый считает себя ещё и строителем. Но я предлагаю
    1003 всё-таки спросить профессионалов, специалистов, которые, собственно, и будут
    1004 строить это жильё: что им мешает и что нужно поменять в законодательстве,
    1005 чтобы темпы строительства жилья увеличились и поставленная президентом задача
    1006 по увеличению объёмов жилищного строительства была выполнена? Вот этот
    1007 законопроект точно не работает на решение задачи, поставленной президентом.
    1008 Поэтому, коллеги, я хочу обратиться к профильному комитету: ко второму чтению
    1009 проведите, допустим, "круглый стол", опросите экспертное сообщество,
    1010 профессиональное сообщество, спросите, что ещё нужно внести в этот
    1011 законопроект, какие поправки, чтобы мы не останавливали жилищное
    1012 строительство.
    1013
    1014 Большое спасибо за внимание.
    1015
    1016 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    1017
    1018 Николай Петрович, вы можете выступить. Нет необходимости.
    1019
    1020 Коллеги, обсуждение завершено.
    1021
    1022 Ставлю законопроект на голосование.
    1023
    1024 Включите режим голосования.
    1025
    1026 Покажите результаты.
    1027
    1028 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 57 сек.)
    1029 Проголосовало за 408 чел.90,7 %
    1030 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    1031 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    1032 Голосовало 408 чел.
    1033 Не голосовало 42 чел.9,3 %
    1034 Результат: принято
    1035
    1036 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.