0 |
Коллеги, переходим к обсуждению 2-го вопроса нашей повестки дня. О проекте |
1 |
федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об |
2 |
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и |
3 |
статью 13-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части |
4 |
установления мер ответственности для депутатов представительных органов |
5 |
муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения). |
6 |
Доклад Алексея Николаевича Диденко. |
7 |
|
8 |
Пожалуйста, Алексей Николаевич. |
9 |
|
10 |
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному |
11 |
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. |
12 |
|
13 |
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию |
14 |
предлагается проект закона, подготовленный к третьему чтению, вчера мы его |
15 |
приняли во втором чтении. |
16 |
|
17 |
В ходе работы над проектом закона мы выработали очень важный и нужный |
18 |
механизм, несколько, правда, запоздалые меры, которые позволяют в отношении |
19 |
самого массового звена местного самоуправления - депутатов представительных |
20 |
органов сельских поселений предусмотреть иные, кроме досрочного прекращения |
21 |
полномочий, виды юридической ответственности. Ранее часто получалось так, что |
22 |
по результатам декларационных кампаний депутата, допустившего небольшие |
23 |
ошибки, описки и представившего в своей декларации сведения, которые |
24 |
незначительно расходились с реальностью, то есть эти искажения не носили |
25 |
существенного характера, могли только лишить полномочий, был установлен |
26 |
только один вид ответственности. Данным проектом закона предлагается |
27 |
дополнить меры ответственности: за незначительные правонарушения |
28 |
предусматриваются предупреждение, возможность снимать депутата с должности в |
29 |
представительном органе, например с должности заместителя председателя, |
30 |
председателя комитета или временной комиссии, а также устанавливать запрет на |
31 |
занятие депутатом оплачиваемой должности в представительном органе местного |
32 |
самоуправления. На наш взгляд, подобный подход является справедливым и |
33 |
позволяет обеспечить соразмерность общественной опасности деяния и налагаемой |
34 |
за него ответственности. Считаем, что подобные механизмы будут применены в |
35 |
рамках единой политики по борьбе с коррупцией, в том числе в муниципальных |
36 |
образованиях. |
37 |
|
38 |
Проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к |
39 |
рассмотрению в третьем чтении. У нашего Правового управления замечаний не |
40 |
имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Прошу |
41 |
поддержать. |
42 |
|
43 |
Спасибо за внимание. |
44 |
|
45 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? |
46 |
Есть. |
47 |
|
48 |
Включите режим записи на выступления, пожалуйста. |
49 |
|
50 |
Покажите список. |
51 |
|
52 |
Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. |
53 |
|
54 |
Пожалуйста, Владимир Вольфович. |
55 |
|
56 |
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. |
57 |
|
58 |
Мы уже поднимали этот вопрос пять раз в Государственной Думе: первый раз в |
59 |
1997 году, это уже прошлый век, потом в 2002-м, в 2007-м, в 2012-м, в 2013-м |
60 |
и сейчас шестой раз. Мы будем голосовать за, но я предложил бы всё-таки более |
61 |
кардинальное решение: отменить вообще все декларации, восстановить полную |
62 |
неприкосновенность депутата по всем позициям, в том числе в отношении |
63 |
информации о его имуществе, счетах и так далее, и установить в полном объёме |
64 |
банковскую тайну. Иначе нашими законами мы отпугиваем всех, абсолютно всех |
65 |
граждан, все выводят деньги, имущество за рубеж или здесь прячут, так |
66 |
сказать, под чужими именами и так далее. Мы провоцируем ссоры в семьях: а |
67 |
если муж не хочет, чтобы жена знала, сколько у него имущества? А если он |
68 |
получил или она получила наследство и тоже не хочет его декларировать, |
69 |
заявлять на весь мир, что у него или у неё новая квартира, ещё одна машина? |
70 |
То есть мы создаём проблемы. |
71 |
|
72 |
Этот инструмент - возможность лишать полномочий - используется в основном в |
73 |
политических целях. Вот у нас в 2017 году 21 депутата лишили полномочий, в |
74 |
2018-м - 21 депутата, в 2019-м - 12. Это политическая расправа - вот, мол, |
75 |
человек что-то не так указал. Я помню, один депутат подарил двухкомнатную |
76 |
квартиру, и я её отдал кому-то из активистов. Прошло несколько лет, я вообще |
77 |
уже не помнил, где эта квартира, - так меня чуть не сняли с выборов |
78 |
президента! Да что это такое вообще?! Я что, украл что-то? Нам подарил |
79 |
человек квартиру, но я её в глаза не видел, я тут же отдал её какому-то |
80 |
активисту, бесквартирному, бездомному, а нас лишают права участвовать в |
81 |
выборах. Это недопустимо! Участие в выборах, сохранение полномочий - эти |
82 |
права нам дают граждане Российской Федерации, они дают нам полномочия, ни |
83 |
один чиновник не вправе сокращать полномочия, прекращать досрочно. Что это |
84 |
такое - досрочное прекращение полномочий? С какой стати?! Мы должны убрать из |
85 |
законов всё подобное. Выбрали депутата на пять лет - и на весь срок он |
86 |
неприкосновенен. Должна быть полная - вот русское слово - |
87 |
не-при-кос-но-вен-ность! Не должны касаться ничего: ни кровати, на которой он |
88 |
спит, ни кошелька его и так далее. У нас сколько преступников сажают за |
89 |
коррупцию? Постоянно. Вот введение декларации уменьшило количество |
90 |
подозреваемых и задержанных? Нет, их количество только увеличивается, никакие |
91 |
декларации не помогают, но мы мешаем нормальным гражданам, нормальному |
92 |
процессу депутатской деятельности, мы используем это как пугало. Поэтому я |
93 |
предлагаю, чтобы комитет... и мы сами внесём поправку: восстановить в полном |
94 |
объёме неприкосновенность, убрать все декларации! Они ни к чему не приводят. |
95 |
Мы даём сведения об имуществе, адреса квартир, дач, даём номера счетов в |
96 |
банках - мы только криминал наводим на то, чтобы кто-то занимался |
97 |
вымогательством, рэкетом и так далее. Не надо нам идти по такому пути - вот в |
98 |
западных странах что-то такое делают, - мы сохраним больше денег в нашей |
99 |
стране... (Микрофон отключён.) |
100 |
|
101 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
102 |
|
103 |
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. |
104 |
|
105 |
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. |
106 |
|
107 |
Уважаемые коллеги, принятие сегодняшнего законопроекта - шаг, безусловно, |
108 |
правильный, и фракция поддержит его, но крайне недостаточный. Если ранее, я |
109 |
напомню, любого муниципального депутата можно было лишить полномочий за |
110 |
абсолютно минимальные нарушения - неправильно он указал свои доходы, ошибся |
111 |
на тысячу рублей, забыл о каком-то своём имуществе незначительном, - то |
112 |
сегодня вроде как мы предполагаем, что, если искажение является |
113 |
несущественным (я прошу вас обратить особое внимание на формулировку), тогда |
114 |
могут применяться другие меры, кроме лишения полномочий: предупреждение, |
115 |
лишение права занимать должность соответствующую, лишение права работать на |
116 |
постоянной основе. Но я ещё раз обращаю ваше внимание на формулировку: |
117 |
искажение должно быть несущественным - кто будет определять, несущественное |
118 |
или существенное искажение? Согласно законопроекту это будет определяться |
119 |
областным законом и муниципальным правовым актом, соответственно, мы получаем |
120 |
сегодня совершенно разных депутатов. |
121 |
|
122 |
Первое. Областные законы будут по-разному трактовать, я так понимаю: 85 |
123 |
субъектов - 85 законов, 85 разных подходов к тому, когда лишать, а когда |
124 |
выносить предупреждение, - и у нас депутаты одного уровня в разных субъектах |
125 |
окажутся в разных условиях. |
126 |
|
127 |
Второе. Для депутатов законодательного собрания, например, или для депутатов |
128 |
Государственной Думы нет такой меры ответственности, как лишение полномочий. |
129 |
Но если у нас депутаты все одинаковые, если депутатская вертикаль |
130 |
выстраивается сверху донизу, если представительство - это единый социальный |
131 |
институт, то, соответственно, и полномочия, и права, и обязанности, и санкции |
132 |
должны быть для всех депутатов одинаковые, мы об этом говорили. Однако |
133 |
сегодня муниципального депутата можно лишить полномочий - кто наделён правом |
134 |
инициировать проверку, чтобы в последующем лишить полномочий? Губернатор. |
135 |
Соответственно, губернатор будет определять, кто будет лишён полномочий, а |
136 |
кому в соответствии с законом будет объявлено предупреждение. Естественно, |
137 |
возможны варианты политической расправы. |
138 |
|
139 |
Классическая ситуация - город Димитровград в Ульяновской области, где "ЕДИНАЯ |
140 |
РОССИЯ" с треском проиграла выборы: из 30 депутатов 26 представляют КПРФ - |
141 |
как вы думаете, кого в первую очередь стал проверять губернатор? Естественно, |
142 |
представителей городской Думы города Димитровграда. Из шести выставленных |
143 |
сегодня предупреждений пять получили депутаты от КПРФ, причём в связи с |
144 |
абсолютно незначительными нарушениями: кто-то забыл компенсацию указать, |
145 |
кто-то ещё что-то. И я абсолютно убеждён, что если бы этого закона не было... |
146 |
да даже и при его наличии губернатор выберет меру ответственности в виде |
147 |
лишения полномочий и выйдет в суд с этим требованием, то есть применяться |
148 |
данная мера будет исключительно избирательно. |
149 |
|
150 |
Я уже не говорю о том, что из-за этой позиции сегодня в городе Димитровграде |
151 |
девять месяцев депутаты городской Думы не могут избрать главу и |
152 |
стодвадцатитысячный город с атомными реакторами, с семью атомными реакторами, |
153 |
с развитой промышленностью находится в полуразрушенном состоянии, потому что |
154 |
представители губернатора просто не являются на конкурс, бойкотируют его, |
155 |
пользуясь, кстати, прорехами в нашем 131-м законе. |
156 |
|
157 |
Мы поддержим этот законопроект, но рассчитываем на то, что он будет |
158 |
откорректирован и права всех депутатов единой депутатской вертикали будут |
159 |
одинаковы, так же как и меры ответственности, и подход к ним. |
160 |
|
161 |
Спасибо за внимание. |
162 |
|
163 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
164 |
|
165 |
Пожалуйста, Сухарев Игорь Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
166 |
|
167 |
СУХАРЕВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
168 |
|
169 |
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", |
170 |
безусловно, поддерживает данный проект федерального закона, так как он |
171 |
разработан с целью содействия развитию местного самоуправления путём введения |
172 |
альтернативных мер ответственности муниципальных депутатов за представление |
173 |
недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и |
174 |
обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и |
175 |
несовершеннолетних детей. Практика применения действующего закона показала, |
176 |
что большинство депутатов сталкиваются с серьёзными затруднениями при подаче |
177 |
декларационных документов и нередко допускают ошибки и неточности. |
178 |
Подтверждение тому - большое количество примеров, когда по итогам проверки |
179 |
деклараций органы прокуратуры инициируют массовое сложение полномочий |
180 |
муниципальными депутатами, по сути парализуя работу органов местного |
181 |
самоуправления. С этой проблемой сталкиваются все регионы Российской |
182 |
Федерации. |
183 |
|
184 |
Рассматриваемый в третьем чтении законопроект включает в себя альтернативные |
185 |
меры ответственности - предупреждение, освобождение от должности в |
186 |
представительном органе муниципального образования, освобождение от |
187 |
осуществления полномочий на постоянной основе без прекращения полномочий |
188 |
депутата представительного органа муниципального образования. Предлагаемые |
189 |
альтернативные меры позволят применять к нарушителям дифференцированный |
190 |
подход, а при отсутствии умысла позволят гражданам, имеющим значительный |
191 |
опыт, высокую квалификацию, продолжить осуществлять депутатские полномочия в |
192 |
муниципальном образовании. Прописанная в законопроекте необходимость |
193 |
обнародования информации о лицах, допустивших нарушения, и о принятых к таким |
194 |
лицам мерах позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных |
195 |
мер ответственности. Принятие закона позволит не применять к муниципальным |
196 |
депутатам чрезмерных санкций и сохранить в составе депутатского корпуса |
197 |
опытные, квалифицированные кадры, что будет содействовать развитию местного |
198 |
самоуправления, позитивно отразится на качестве муниципальной власти, а |
199 |
значит, и на качестве жизни граждан. |
200 |
|
201 |
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает проголосовать за принятие законопроекта в |
202 |
третьем чтении. |
203 |
|
204 |
Спасибо за внимание. |
205 |
|
206 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
207 |
|
208 |
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в |
209 |
статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного |
210 |
самоуправления в Российской Федерации" и статью 13-1 Федерального закона "О |
211 |
противодействии коррупции", третье чтение, 2-й вопрос повестки дня. |
212 |
|
213 |
Пожалуйста, включите режим голосования. |
214 |
|
215 |
Покажите результаты. |
216 |
|
217 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 56 сек.) |
218 |
Проголосовало за 409 чел.90,9 % |
219 |
Проголосовало против 0 чел.0,0 % |
220 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
221 |
Голосовало 409 чел. |
222 |
Не голосовало 41 чел.9,1 % |
223 |
Результат: принято |
224 |
|
225 |
Федеральный закон принят единогласно - поздравляю, коллеги! |
0 |
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40 |
1 |
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в |
2 |
Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Олег Владимирович |
3 |
Мельниченко. |
4 |
|
5 |
МЕЛЬНИЧЕНКО О. В., член Совета Федерации. |
6 |
|
7 |
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона направлен на |
8 |
введение альтернативных мер ответственности депутатов представительных |
9 |
органов муниципальных образований за предоставление заведомо недостоверных |
10 |
или неполных сведений о доходах. На сегодняшний день при выявлении такого |
11 |
нарушения высшее должностное лицо субъекта Федерации обращается с заявлением |
12 |
о досрочном прекращении полномочий депутата. Законопроектом предлагается |
13 |
применять к муниципальным депутатам такие меры ответственности, как |
14 |
предупреждение, освобождение от должности в представительном органе |
15 |
муниципального образования, в том числе от осуществления полномочий на |
16 |
постоянной основе без прекращения полномочий депутата с лишением права |
17 |
занимать должность в представленном органе муниципального образования. Как мы |
18 |
знаем, схожий дифференцированный подход в настоящее время уже применяется в |
19 |
отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новеллой |
20 |
законопроекта также является необходимость опубликования информации о |
21 |
вынесении муниципальному депутату предупреждения на официальном сайте |
22 |
соответствующего органа местного самоуправления в сети Интернет. |
23 |
|
24 |
Уточнение мер ответственности позволит, на наш взгляд, не применять к |
25 |
муниципальным депутатам чрезмерных санкций, и предлагаемые изменения будут |
26 |
способствовать повышению статуса муниципального депутата и развитию местного |
27 |
самоуправления в стране. Убедительная просьба к вам, уважаемые депутаты, |
28 |
поддержать. |
29 |
|
30 |
Спасибо за внимание. |
31 |
|
32 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович, присаживайтесь. |
33 |
|
34 |
С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по |
35 |
федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. |
36 |
|
37 |
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному |
38 |
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. |
39 |
|
40 |
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик, один из соавторов, |
41 |
доложил суть данного законопроекта. Данный проект был рассмотрен Комитетом по |
42 |
федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. |
43 |
|
44 |
Нужно сказать, что подобная инициатива имеет некоторую историю, поскольку |
45 |
неоднократно обсуждалась в рамках рассмотрения законодательных инициатив, |
46 |
приходящих из субъектов Российской Федерации, а также в ходе обсуждения |
47 |
большого правительственного проекта закона, который находится в портфеле |
48 |
Государственной Думы, в части, касающейся ответственности депутатов |
49 |
представительных органов местного самоуправления, дифференциации |
50 |
ответственности за несерьёзные, несущественные нарушения в случае с подачей |
51 |
ими сведений о доходах и расходах и обязательствах имущественного характера |
52 |
своих, своих детей несовершеннолетних и супругов. Мы неоднократно обращали |
53 |
внимание на то, что состав данного конституционного, на наш взгляд, |
54 |
правонарушения является формальным и ответственность наступает вне |
55 |
зависимости от последствий, которые наступают в случае, если депутат допустил |
56 |
несущественную ошибку при заполнении так называемых деклараций. Императивно |
57 |
наступала только одна санкция - досрочное прекращение полномочий депутата, и |
58 |
очевидно, что больше всего подобных депутатов было среди депутатов сельских |
59 |
поселений, самых распространённых типов муниципалитетов. Таких депутатов у |
60 |
нас около 160 тысяч в стране, и, естественно, работают они в основном, 99 |
61 |
процентов, на непостоянной основе, их труд никак не оплачивается. Мы знаем, |
62 |
что процедура, связанная с подачей сведений, для сельских депутатов была |
63 |
несопоставима с затратами, которые они осуществляли, особенно в больших |
64 |
субъектах Федерации, часто испытывали трудности с получением справок из |
65 |
кредитных организаций, из банков. Как правило, они не совершают крупных |
66 |
сделок, но и депутаты этого же уровня, в сельском поселении, не отличаются |
67 |
высокими познаниями в области права и часто допускают несущественные, |
68 |
незначительные ошибки в декларациях. Так вот даже в случае несущественных |
69 |
разночтений для них императивно наступал только один вид ответственности - |
70 |
это досрочное прекращение полномочий. |
71 |
|
72 |
Я убеждён, что к каждому из вас в ваших избирательных округах или в |
73 |
закреплённых субъектах обращались муниципальные депутаты, которые пострадали, |
74 |
были лишены полномочий за коррупционное нарушение, а это довольно серьёзный |
75 |
состав, то есть в их биографии останется строка - лишение полномочий в связи |
76 |
с утратой доверия за коррупционное нарушение, даже в случае, если они |
77 |
допускают округление: были случаи, когда округляли копейки до рубля, и за эту |
78 |
неточность прокуратура вносила представление в соответствующий орган, он |
79 |
принимал решение о наличии состава и направлял предложение о досрочном |
80 |
лишении полномочий в представительный орган. Сельские депутаты в небольших |
81 |
поселениях, где не так много людей проживает, - это, как правило, небольшое |
82 |
число, небольшой процент активных граждан, которые ещё дают согласие на |
83 |
выдвижение, и получается, что активные граждане, которые не обладают большим |
84 |
имуществом, не совершая существенного, серьёзного коррупционного |
85 |
правонарушения, лишаются полномочий, а это, конечно, ярлык на всю жизнь. |
86 |
|
87 |
Данная ситуация, на наш взгляд, не является справедливой. И вот авторы внесли |
88 |
инициативу, которая, на наш взгляд, эту несправедливость устраняет. Теперь в |
89 |
случае допущения несущественных, небольших ошибок при подаче сведений, то |
90 |
есть при соблюдении депутатом обязанностей по подаче соответствующих |
91 |
сведений, у правоприменителя будет возможность налагать несколько видов |
92 |
санкций. Самая простая и мягкая из них - это предупреждение, которое не |
93 |
является предупреждением в классическом смысле трудового законодательства, |
94 |
поскольку депутат не заключает трудового договора. И второй вид |
95 |
ответственности - это лишение права занимать выборные должности в |
96 |
представительном органе местного муниципального образования или права |
97 |
осуществлять свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе до конца срока |
98 |
полномочий без лишения депутата его статуса. Ну и крайняя мера |
99 |
ответственности, в случае допущения серьёзных ошибок при подаче сведений или |
100 |
нарушений запретов, установленных антикоррупционным законодательством, - |
101 |
депутат также может быть досрочно лишён полномочий депутата в установленной |
102 |
законом процедуре. |
103 |
|
104 |
Уважаемые коллеги, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного |
105 |
самоуправления просит поддержать данную законодательную инициативу. |
106 |
|
107 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. |
108 |
|
109 |
Коллеги, будут ли вопросы? Да. |
110 |
|
111 |
Включите режим записи на вопросы. |
112 |
|
113 |
Покажите список. |
114 |
|
115 |
Скруг Валерий Степанович. |
116 |
|
117 |
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
118 |
|
119 |
Алексей Николаевич, вопрос вам: безусловно, эту инициативу надо поддержать, и |
120 |
мы поддержим решение комитета, но нельзя ли посмотреть комитету шире, чтобы |
121 |
депутатов сельских поселений, районных освободить от декларирования, от того, |
122 |
чтобы они заполняли декларации? |
123 |
|
124 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич. |
125 |
|
126 |
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос. Разумеется, к этой проблеме нужно комплексно |
127 |
подходить. |
128 |
|
129 |
Уважаемые коллеги, довожу до вашего сведения, что в конце прошлого года |
130 |
совместно с Комитетом по безопасности и противодействию коррупции мы этот |
131 |
вопрос рассматривали в рамках проведения "круглого стола" и пришли к выводу, |
132 |
что подходы в государственной политике в области противодействия коррупции |
133 |
должны быть едины к депутатам вне зависимости от уровня, поскольку у них с |
134 |
точки зрения концепции, доктрины всё-таки единый политико-правовой статус: |
135 |
это граждане России, которые избирателями, народом Российской Федерации либо |
136 |
жителями муниципалитета, региона или всей Российской Федерации наделены |
137 |
существенными властными полномочиями. Вопрос о полном освобождении от |
138 |
обязанности подавать сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах |
139 |
имущественного характера - так называемой декларации - также рассматривался. |
140 |
Мы пришли к выводу, что действительно необходимо всё-таки регламентировать, |
141 |
детализировать сам набор документов. Нами было тогда предложено - нашим |
142 |
комитетом, по федеративному устройству, - депутатов сельских поселений, |
143 |
работающих на непостоянной основе, освободить от подобной обязанности, однако |
144 |
в ходе дальнейших консультаций с коллегами из Совета Федерации и с депутатами |
145 |
Государственной Думы был разработан и внесён проект закона, он в портфеле |
146 |
Государственной Думы находится, правда в другом комитете, по противодействию |
147 |
коррупции, который предполагает, что в случае если за отчётный период депутат |
148 |
сельского поселения, работающий на непостоянной основе, не совершал крупных |
149 |
сделок (понятие крупной сделки законом определено - это та сделка, которая |
150 |
превышает совокупный доход депутата, его супруги за предшествующие три года), |
151 |
то вместо подачи сведений депутат сельского поселения подаёт в уполномоченный |
152 |
орган, главе субъекта Федерации заявление о том, что подобных сделок не |
153 |
совершалось, и он, таким образом, освобождается от обязанности подавать |
154 |
соответствующие сведения о доходах, расходах и так далее - так называемую |
155 |
декларацию. |
156 |
|
157 |
То есть ваш вопрос справедлив и уместен, он идёт в комплексе с |
158 |
рассматриваемой инициативой и будет в ближайшее время, я уверен, рассмотрен. |
159 |
В рамках соисполнения мы эту инициативу также в комитете во вторник |
160 |
рассмотрели и дали положительное заключение. |
161 |
|
162 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
163 |
|
164 |
Осадчий Николай Иванович. |
165 |
|
166 |
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. |
167 |
|
168 |
У меня вопрос к докладчику. |
169 |
|
170 |
Уважаемый Олег Владимирович, хорошо, что появился такой законопроект, сам |
171 |
факт заслуживает положительной оценки, наверное. Не располагаете ли вы |
172 |
информацией, сколько у нас всего депутатов вот таким образом потеряло свои |
173 |
полномочия? Там приводятся примеры по ряду областей - а сколько всего по всей |
174 |
стране? Это первая часть вопроса. |
175 |
|
176 |
И вторая. В случае принятия законопроекта - не совсем из текста ясно - какой |
177 |
орган будет принимать решение о мере ответственности муниципального депутата? |
178 |
|
179 |
Если можно, товарищ Диденко, тоже ответьте, пожалуйста. |
180 |
|
181 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович. |
182 |
|
183 |
МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Единой статистики по |
184 |
этому поводу по стране, достоверной, на сегодняшний день нет, мы запрашивали |
185 |
информацию в Генеральной прокуратуре. Но могу сказать, что это достаточно |
186 |
значительное число каждый год, в некоторых регионах по сто и более человек |
187 |
теряют депутатские мандаты. Эта инициатива не просто так появилась, она |
188 |
появилась в результате многочисленных встреч, которые мы проводим. И Виктор |
189 |
Борисович Кидяев (он присутствует в зале), и я, как председатель |
190 |
Всероссийского совета местного самоуправления, - мы ездим, встречаемся с |
191 |
депутатами муниципальных образований: и муниципальные депутаты, и главы |
192 |
повсеместно высказывают просьбу о том, чтобы к ним применяли такие же нормы, |
193 |
какие применяются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. |
194 |
|
195 |
И вторая часть вопроса... |
196 |
|
197 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой орган будет принимать? |
198 |
|
199 |
МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. В законе же написано: высшее должностное лицо наделяется |
200 |
правом соответствующее обращение вносить, то есть мы только расширяем |
201 |
возможность. |
202 |
|
203 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
204 |
|
205 |
Ганзя Вера Анатольевна... Извините, пожалуйста, Вера Анатольевна, Алексей |
206 |
Николаевич добавить хотел. |
207 |
|
208 |
Пожалуйста. |
209 |
|
210 |
ДИДЕНКО А. Н. Да, поскольку вопрос прозвучал и в адрес содокладчика. |
211 |
|
212 |
Действительно, цифра нестабильная, поскольку это зависит от того, сколько |
213 |
депутатов избрано, но у нас электоральные циклы повторяются, и каждый новый |
214 |
цикл мы наступаем на одни и те же грабли: вновь избранные депутаты, все |
215 |
депутаты сельских поселений вынуждены столкнуться с этой проблемой впервые и |
216 |
испытывают серьёзные трудности с подачей декларации. То есть примерно раз в |
217 |
пять лет возникает такая большая волна - это может даже тысячи коснуться, - |
218 |
она с 2015 года раз в два года повторяется. В регионах, как правило, на |
219 |
уровне поселений депутаты избираются раз в пять лет, и вот в период с 2015 по |
220 |
2018 год первый был, самый тяжёлый, 2016 год, когда декларировали доходы за |
221 |
2015 год, потом был небольшой спад, а в 2018 году - вторая волна, и порядка |
222 |
400 депутатов были лишены своих полномочий. В некоторых регионах около сотни |
223 |
депутатов разного уровня потеряли свои полномочия, не только депутаты |
224 |
сельских поселений, в том числе и депутаты уровня муниципального района, |
225 |
городских округов. То есть эта проблема носит массовый характер, ежегодно |
226 |
депутаты, избранные в новый состав органа, с этой проблемой сталкиваются. |
227 |
|
228 |
Что касается внесения представления, соответствующего обращения, то |
229 |
окончательное решение о мере ответственности принимает представительный орган |
230 |
муниципального образования по обращению, которое вносится губернатором - |
231 |
лицом, уполномоченным на проведение мероприятий по оценке этих сведений, по |
232 |
проверке этих сведений в соответствии с федеральным законом, который мы с |
233 |
вами приняли в 2017 году. |
234 |
|
235 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
236 |
|
237 |
Ганзя Вера Анатольевна. |
238 |
|
239 |
ГАНЗЯ В. А. Вопрос Алексею Николаевичу. |
240 |
|
241 |
Скажите, пожалуйста, а не приведёт ли этот закон к дифференцированному |
242 |
отношению к депутатам? Мы прекрасно понимаем, что сегодня большинство - это |
243 |
правящая партия и решения будут приниматься именно с таких позиций. Не |
244 |
повлечёт ли это такой вот несправедливый подход? |
245 |
|
246 |
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вера Анатольевна. Опасение такое есть, и оно было, |
247 |
когда мы передавали комплекс полномочий, связанных с проведением проверочных |
248 |
мероприятий, от органа представительного, то есть того, кто проверяет, органу |
249 |
следующего уровня, субъектовому органу. Теперь этой деятельностью |
250 |
непосредственно занимается соответствующий орган администрации, а юридически |
251 |
значимые действия осуществляет губернатор - на его имя подаётся декларация, и |
252 |
он же является органом, который обращается с соответствующим представлением о |
253 |
конкретной мере ответственности. Тогда были опасения, именно поэтому мы |
254 |
защитили депутатов последней инстанции правом на судебную защиту. Но в |
255 |
случае, когда в тексте закона отсутствует иная мера ответственности, кроме |
256 |
лишения полномочий, даже в суде тяжело доказывать несущественный характер |
257 |
своего правонарушения, своего проступка. Сейчас подобная дифференциация |
258 |
появляется, и если допустить, что политическое большинство органа всё-таки |
259 |
несправедливо применило более высокую меру ответственности, тяжкую меру |
260 |
ответственности, суровую, то у депутата представительного органа остаётся |
261 |
право это решение обжаловать, пойти в суд с просьбой применить более мягкую |
262 |
меру ответственности. |
263 |
|
264 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
265 |
|
266 |
Боженов Сергей Андреевич. |
267 |
|
268 |
БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
269 |
|
270 |
Уважаемый Алексей Николаевич, наверное, вы ответьте, пожалуйста. Вот в |
271 |
проекте закона предусмотрено, что информация о применении к депутату |
272 |
представительного органа муниципального образования меры ответственности в |
273 |
виде предупреждения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и |
274 |
размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети |
275 |
Интернет. А почему информация о применении иных видов ответственности не |
276 |
подлежит официальной публикации? |
277 |
|
278 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич. |
279 |
|
280 |
ДИДЕНКО А. Н. Просто потому, что предупреждение без опубликования вообще не |
281 |
имеет никакого карательного эффекта: ну предупредили и предупредили, в любом |
282 |
случае издаётся соответствующий акт - обращение губернатора, решение |
283 |
представительного органа, - он в установленном порядке будет опубликован |
284 |
также на сайте муниципального образования. Я в этом не вижу какого-то |
285 |
упущения, потому что, допустим, лишение должности в представительном органе |
286 |
само по себе является мерой ответственности, санкцией, поскольку влияет на |
287 |
конкретный правовой статус депутата в этом представительном органе, причём не |
288 |
просто снятие с должности, а снятие с должности до конца срока полномочий |
289 |
этого органа, то есть впредь депутат не сможет занимать какую-то должность в |
290 |
представительном органе или, если речь идёт об исполнении полномочий на |
291 |
постоянной основе, не сможет претендовать на оплачиваемую ставку в |
292 |
представительном органе. Здесь мы не видим какого-то риска или упущения. |
293 |
Вполне можно пообсуждать этот вопрос ко второму чтению: если мы все придём к |
294 |
мнению, что следует публиковать дополнительно к тому порядку, который уже |
295 |
сегодня установлен для муниципальных правовых актов, то... В любом случае |
296 |
решение представительного органа будет опубликовано, если вы считаете, что |
297 |
дополнительно следует опубликовать решение о лишении должности в |
298 |
представительном органе, давайте это обсудим: если сойдёмся в этом мнении, не |
299 |
видим препятствий погрузить это в текст ко второму чтению. |
300 |
|
301 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
302 |
|
303 |
Куринный Алексей Владимирович. |
304 |
|
305 |
КУРИННЫЙ А. В. Алексей Николаевич, в продолжение вопроса о серьёзности или |
306 |
несерьёзности и, соответственно, выбора санкций. Вот сегодня, к сожалению, |
307 |
непонятно, кто принимает решение и какими критериями будет руководствоваться, |
308 |
поэтому не исключается возможность партийного давления - условно говоря, для |
309 |
депутата от "ЕДИНОЙ РОССИИ" это будет таким небольшим прегрешением, а для |
310 |
депутата от КПРФ это повлечёт лишение полномочий. Нельзя ли в законе |
311 |
прописать хотя бы вот эту градацию: что является серьёзным, что - |
312 |
несерьёзным, хотя бы в общих чертах? |
313 |
|
314 |
И второй момент, что касается порядка установления этой процедуры, это тоже |
315 |
размазанно написано. Этот порядок должен быть установлен законом субъекта, |
316 |
или регламентом, или актом представительного органа местного самоуправления. |
317 |
Единообразный порядок, на мой взгляд, будет здесь более логичен для всех, |
318 |
чтобы не было, например, так: городской совет принял один порядок в законе |
319 |
субъекта - другой, кто-то в регламенте принял, и начинается коллизия норм, |
320 |
какая выше, какая ниже. |
321 |
|
322 |
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Алексей Владимирович, с конца начну. |
323 |
|
324 |
На самом деле порядок будет установлен представительным органом в отношении |
325 |
своих депутатов на основе субъектового закона, который принимается в |
326 |
соответствии с законом федеральным, просто он эти процедуры будет |
327 |
детализировать. Я не думаю, что здесь будет какой-то конфликт норм. Иерархия |
328 |
здесь довольно понятна: федеральный и субъектовый законы, на их основе |
329 |
представительным органом принимается соответствующий порядок. Ну, давайте я |
330 |
помечу ваш вопрос: мы посмотрим ещё с правовиками, к каким последствиям может |
331 |
привести. В любом случае здесь какая-либо дискреция будет иметь негативный |
332 |
эффект. |
333 |
|
334 |
Что касается степени вины и тяжести правонарушения, боюсь, здесь с точки |
335 |
зрения правовой науки критерий только практика, которая покажет, что есть |
336 |
существенное нарушение, что несущественное. Правда, она уже в достаточной |
337 |
степени сформировалась, и можно точно сказать, что описки, например, или |
338 |
округления, или неуказание имущества, которое имеет ничтожную рыночную |
339 |
стоимость, например телеги или прицепа 1967 года, который в силу ветхого |
340 |
состояния никакой ценности представлять не может, неуказание объекта, который |
341 |
не имеет стоимости, не имеет рыночной ценности, очевидно не может быть |
342 |
достаточным основанием для того, чтобы депутата досрочно лишать полномочий. |
343 |
Когда люди "забывают" указать объект недвижимости площадью тысяча квадратных |
344 |
метров в ближайшем пригороде, очевидно, что здесь есть вина и есть |
345 |
существенное нарушение - рыночная стоимость этого объекта высока. То есть |
346 |
есть методические рекомендации. |
347 |
|
348 |
В чём несправедливость? В том, что сегодня в отношении муниципальных служащих |
349 |
дифференцированная ответственность применяется, что касается депутатов |
350 |
Государственной Думы и членов Совета Федерации, мы недавно эту |
351 |
несправедливость устранили, предусмотрели дифференцированную ответственность, |
352 |
а что касается, коллеги, депутатов законодательных (представительных) органов |
353 |
субъектов Федерации, далеко не во всех субъектах на них даже запреты и |
354 |
ограничения распространяются, потому что распространяются они только на лиц, |
355 |
замещающих государственные должности, перечень государственных должностей |
356 |
определяется уставом субъекта Федерации и субъектовым законодательством, и не |
357 |
везде депутаты законодательных (представительных) органов являются лицами, |
358 |
замещающими государственную должность, поэтому несколько тысяч депутатов |
359 |
законодательных (представительных) органов сегодня вообще выведены из-под |
360 |
действия антикоррупционного законодательства, вот здесь, в этой плоскости |
361 |
лежит очень серьёзная проблема. То есть сельских депутатов сотнями ежегодно |
362 |
лишают полномочий, а в некоторых субъектах... их немного, но они пошли по |
363 |
правовому пути закрепления через устав и специальный закон перечня |
364 |
должностей, которые являются государственными должностями субъекта, и вот |
365 |
здесь несправедливость следует, конечно, устранить. А методические |
366 |
рекомендации Минтруда существуют, действуют, и форма вины по ним тоже чётко |
367 |
прописана. |
368 |
|
369 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь. |
370 |
|
371 |
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Нилов Олег Анатольевич. Ещё есть? |
372 |
|
373 |
Олег Анатольевич, пожалуйста, вам слово. |
374 |
|
375 |
Мне кажется, подробно очень Алексей Николаевич ответил на все вопросы и Олег |
376 |
Владимирович тоже. |
377 |
|
378 |
НИЛОВ О. А. Ну, Иван Иванович, всё-таки вопросы остаются. Важнейшая тема, |
379 |
хотя, на мой взгляд, неправильно назван закон: какие здесь коррупционные |
380 |
правонарушения? Вот то, о чём я услышал от докладчиков, - это арифметические |
381 |
какие-то ошибки, какие-то описки, к коррупции это не имеет отношения, если |
382 |
верить в то, что это действительно какая-то мелочь, какие-то, как вы сказали, |
383 |
несущественные, а коррупция всё равно остаётся главной нашей бедой, главной |
384 |
проблемой. Говорить о том, что мы незаконное обогащение людей во власти |
385 |
практически победили, думаю, невозможно, иначе совсем по-другому бы на нас |
386 |
реагировали, на руках бы носили нас граждане. А вот то, что мы наблюдаем, - |
387 |
это как в той песне: два шага налево, два шага направо, шаг вперёд и два |
388 |
назад. И вот танцы такие всё продолжаются, а в заголовке - антикоррупционный |
389 |
закон приняла Дума; один, второй, третий... Это не антикоррупционный |
390 |
законопроект, это вообще какая-то ерунда! |
391 |
|
392 |
Какие вопросы остаются, уважаемые коллеги?.. |
393 |
|
394 |
От фракции выступаю - добавьте, пожалуйста, время. |
395 |
|
396 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. |
397 |
|
398 |
НИЛОВ О. А. Декларирование только что провели. Каждый год я сталкиваюсь с |
399 |
этим и говорю: а почему не весь список указывают депутаты всех уровней? Земля |
400 |
есть, дом есть, недвижимое, движимое имущество, счёт в банке - замечательно, |
401 |
но почему не учитываются, например, те ценности, которые изымают, там, |
402 |
тоннами, килограммами: деньги в сейфе, часы многомиллионной стоимости, |
403 |
антиквариат, шубы? Много чего ещё есть ценного, что обнаруживается, но это не |
404 |
декларируется - вот над чем я советовал бы подумать коллегам из Совета |
405 |
Федерации. Давайте сначала задекларируем полный объём имущества, затем... |
406 |
|
407 |
Да, ещё здесь есть какие нюансы. Недавно я приходил вот вместе с вами, |
408 |
говорю: "У меня, допустим, есть миллион голов пчёл". - "Не годится. Вы же |
409 |
никакой коммерческой деятельностью не занимаетесь?" - "Не занимаюсь". - |
410 |
"Корова, коза?" - "Нет". - "Не надо ничего". - "А если бы было их было |
411 |
десятки, сотни?" - "Тоже ничего не надо". Вот где пробелы, уважаемые коллеги! |
412 |
Давайте определим, что такое "несущественное". Ведь суть этого законопроекта |
413 |
- "несущественное". Вы употребили хороший термин - давайте во втором чтении |
414 |
его поправкой внесём. Я бы предложил: несущественным признаётся не |
415 |
превышающий годовой доход депутата объём денег, там, эквивалент площади земли |
416 |
или жилой площади - вот это несущественное. А если это будет решать непонятно |
417 |
кто, на свой взгляд!.. Ну, у кого-то щи без мяса, у кого-то жемчуг мелкий - |
418 |
несущественными могут признать и гектары земли и сотни квадратных метров |
419 |
жилья или других каких-то построек. Вот в этом кроется дьявол, уважаемые |
420 |
коллеги! |
421 |
|
422 |
Давайте поддержим эту инициативу, но, для того чтобы во втором чтении и тем |
423 |
более в третьем чтении, ну, не смешить, что называется, народ - мол, боремся |
424 |
с коррупцией, а на самом деле боремся с орфографией какой-то, - давайте |
425 |
установим чёткие критерии. |
426 |
|
427 |
Ну и я согласен с коллегами, которые говорят о процедуре, о том, кто будет |
428 |
судьёй, кто будет принимать эти решения, - давайте это тоже регламентируем |
429 |
или хотя бы... Ну, тут невозможен подзаконный акт правительства, давайте |
430 |
пропишем в этом же законе, и тогда действительно не будет претензий ни у |
431 |
депутатов от партии власти, которые когда-нибудь, совершенно не исключено, |
432 |
станут депутатами от оппозиции, ни наоборот. |
433 |
|
434 |
Спасибо за внимание. |
435 |
|
436 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. |
437 |
|
438 |
Олег Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. |
439 |
|
440 |
МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо за обсуждение. Безусловно, будет второе чтение, |
441 |
многие нюансы можно будет предусмотреть, снять, если есть, какие-то |
442 |
шероховатости, уладить. Главное - концепция: в стране будет существовать |
443 |
единая система ответственности депутатов - начиная с Совета Федерации и |
444 |
Госдумы и заканчивая поселенческим собранием представителей и муниципальными |
445 |
депутатами. Я думаю, что это правильный подход, и, наверное, собственно, в |
446 |
рамках его и предлагается данный проект федерального закона. |
447 |
|
448 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. |
449 |
|
450 |
Алексей Николаевич? Пожалуйста. |
451 |
|
452 |
Депутату Диденко включите микрофон. |
453 |
|
454 |
ДИДЕНКО А. Н. Я тоже очень коротко, Иван Иванович. |
455 |
|
456 |
Спасибо за обсуждение, вопрос действительно важный, у нас 160 тысяч |
457 |
муниципальных депутатов первичного звена. Поверьте, это не просто арифметика: |
458 |
например, в посёлке, где 1,5 тысячи жителей, где три деревни, человека, из-за |
459 |
того что он округлил сумму, там, на 10 копеек, лишают полномочий по |
460 |
коррупционному составу в связи с утратой доверия и так далее. Там депутатами |
461 |
по определению не становятся люди, которые из себя ничего не представляют, в |
462 |
посёлках все очень хорошо друг друга знают и абы кого депутатом не изберут. |
463 |
Так ещё этого авторитетного человека лишают полномочий по нереабилитирующим |
464 |
обстоятельствам, и он ничего сделать не может - ни доказать свою |
465 |
невиновность, ни объяснить, что неточность возникла в результате какой-то |
466 |
оплошности, ошибки, описки (вот об этих случаях идёт речь), и это приводит к |
467 |
очень серьёзным последствиям. |
468 |
|
469 |
Уважаемые коллеги! Оппозиционные партии в первую очередь, да и партия власти, |
470 |
наверняка ощутили, что, когда осуществляется подбор депутатов сельских |
471 |
поселений, особо желающих идти в сельские депутаты не наблюдается. После |
472 |
первых декларационных кампаний активные граждане увидели, что авторитетных |
473 |
людей, невзирая на их заслуги, лишают полномочий по коррупционному составу за |
474 |
телегу 1950 года выпуска, и в результате появилось такое явление, как |
475 |
отрицательный отбор представительного депутатского корпуса на селе, то есть |
476 |
люди, которые имеют какой-то стабильный доход, какое-то имущество... |
477 |
предприниматели сразу же отвалились, люди со стабильным заработком, |
478 |
представители бюджетной сферы - здравоохранения, образования, каких-то |
479 |
предприятий дорожных, ну, всех этих отраслей сельских - тоже все ушли. А из |
480 |
кого выбирать-то? Из кого-то же нужно формировать представительный орган, |
481 |
нужны лучшие люди, которые будут на местах парламентский контроль |
482 |
осуществлять, бюджет принимать. |
483 |
|
484 |
Это явление получило очень серьёзное распространение и привело к негативным |
485 |
государственно-правовым последствиям, поэтому нашу первичную территориальную |
486 |
основу - местное самоуправление и депутатский корпус - нужно укреплять. И вот |
487 |
устранение этой несправедливости как раз и приведёт к укреплению депутатского |
488 |
корпуса на местах и к формированию действительно работающих, действующих, |
489 |
эффективных представительных органов в муниципальных образованиях. |
490 |
|
491 |
Ко второму чтению все обсуждённые моменты, тезисы мы ещё раз проанализируем и |
492 |
постараемся их учесть. |
493 |
|
494 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. |
495 |
|
496 |
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. |
497 |
|
498 |
Включите режим голосования. |
499 |
|
500 |
Покажите результаты. |
501 |
|
502 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 07 сек.) |
503 |
Проголосовало за 397 чел.88,2 % |
504 |
Проголосовало против 0 чел.0,0 % |
505 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
506 |
Голосовало 397 чел. |
507 |
Не голосовало 53 чел.11,8 % |
508 |
Результат: принято |
509 |
|
510 |
Принимается в первом чтении единогласно. |