Проект федерального закона № 680572-7 «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» »

Идентификатор 30920
Номер 680572-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»
Комментарий в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения
Дата внесения 2019-04-03

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-08-02
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Авдеев Александр Александрович
  • Баталина Ольга Юрьевна
  • Бахметьев Виталий Викторович
  • Брыкин Николай Гаврилович
  • Будуев Николай Робертович
  • Воевода Алексей Иванович
  • Воробьев Александр Васильевич
  • Гетта Антон Александрович
  • Гильмутдинов Ильдар Ирекович
  • Грибов Александр Сергеевич
  • Дамдинов Алдар Валерьевич
  • Емельянов Михаил Васильевич
  • Загребин Алексей Егорович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Катенев Владимир Иванович
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Клишас Андрей Александрович
  • Ковалев Николай Дмитриевич
  • Кувшинова Наталья Сергеевна
  • Литовченко Анатолий Григорьевич
  • Максимов Александр Александрович
  • Марков Андрей Павлович
  • Мельниченко Олег Владимирович
  • Носов Александр Алексеевич
  • Осипов Илья Владимирович
  • Пятикоп Александр Иванович
  • Ревенко Евгений Васильевич
  • Романенко Роман Юрьевич
  • Рязанский Валерий Владимирович
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Селиверстов Виктор Валентинович
  • Сидоров Александр Леонидович
  • Скруг Валерий Степанович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Сухарев Игорь Николаевич
  • Тарасенко Михаил Васильевич
  • Тимченко Вячеслав Степанович
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Турчак Андрей Анатольевич
  • Фирюлин Иван Иванович
  • Хуснулин Равиль Камильевич
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Шевченко Андрей Анатольевич
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шолохов Александр Михайлович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680572-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований за совершение коррупционных правонарушений).

    0 Коллеги, переходим к обсуждению 2-го вопроса нашей повестки дня. О проекте
    1 федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об
    2 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
    3 статью 13-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части
    4 установления мер ответственности для депутатов представительных органов
    5 муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения).
    6 Доклад Алексея Николаевича Диденко.
    7
    8 Пожалуйста, Алексей Николаевич.
    9
    10 ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
    11 устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
    12
    13 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию
    14 предлагается проект закона, подготовленный к третьему чтению, вчера мы его
    15 приняли во втором чтении.
    16
    17 В ходе работы над проектом закона мы выработали очень важный и нужный
    18 механизм, несколько, правда, запоздалые меры, которые позволяют в отношении
    19 самого массового звена местного самоуправления - депутатов представительных
    20 органов сельских поселений предусмотреть иные, кроме досрочного прекращения
    21 полномочий, виды юридической ответственности. Ранее часто получалось так, что
    22 по результатам декларационных кампаний депутата, допустившего небольшие
    23 ошибки, описки и представившего в своей декларации сведения, которые
    24 незначительно расходились с реальностью, то есть эти искажения не носили
    25 существенного характера, могли только лишить полномочий, был установлен
    26 только один вид ответственности. Данным проектом закона предлагается
    27 дополнить меры ответственности: за незначительные правонарушения
    28 предусматриваются предупреждение, возможность снимать депутата с должности в
    29 представительном органе, например с должности заместителя председателя,
    30 председателя комитета или временной комиссии, а также устанавливать запрет на
    31 занятие депутатом оплачиваемой должности в представительном органе местного
    32 самоуправления. На наш взгляд, подобный подход является справедливым и
    33 позволяет обеспечить соразмерность общественной опасности деяния и налагаемой
    34 за него ответственности. Считаем, что подобные механизмы будут применены в
    35 рамках единой политики по борьбе с коррупцией, в том числе в муниципальных
    36 образованиях.
    37
    38 Проект закона прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к
    39 рассмотрению в третьем чтении. У нашего Правового управления замечаний не
    40 имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Прошу
    41 поддержать.
    42
    43 Спасибо за внимание.
    44
    45 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?
    46 Есть.
    47
    48 Включите режим записи на выступления, пожалуйста.
    49
    50 Покажите список.
    51
    52 Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.
    53
    54 Пожалуйста, Владимир Вольфович.
    55
    56 ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.
    57
    58 Мы уже поднимали этот вопрос пять раз в Государственной Думе: первый раз в
    59 1997 году, это уже прошлый век, потом в 2002-м, в 2007-м, в 2012-м, в 2013-м
    60 и сейчас шестой раз. Мы будем голосовать за, но я предложил бы всё-таки более
    61 кардинальное решение: отменить вообще все декларации, восстановить полную
    62 неприкосновенность депутата по всем позициям, в том числе в отношении
    63 информации о его имуществе, счетах и так далее, и установить в полном объёме
    64 банковскую тайну. Иначе нашими законами мы отпугиваем всех, абсолютно всех
    65 граждан, все выводят деньги, имущество за рубеж или здесь прячут, так
    66 сказать, под чужими именами и так далее. Мы провоцируем ссоры в семьях: а
    67 если муж не хочет, чтобы жена знала, сколько у него имущества? А если он
    68 получил или она получила наследство и тоже не хочет его декларировать,
    69 заявлять на весь мир, что у него или у неё новая квартира, ещё одна машина?
    70 То есть мы создаём проблемы.
    71
    72 Этот инструмент - возможность лишать полномочий - используется в основном в
    73 политических целях. Вот у нас в 2017 году 21 депутата лишили полномочий, в
    74 2018-м - 21 депутата, в 2019-м - 12. Это политическая расправа - вот, мол,
    75 человек что-то не так указал. Я помню, один депутат подарил двухкомнатную
    76 квартиру, и я её отдал кому-то из активистов. Прошло несколько лет, я вообще
    77 уже не помнил, где эта квартира, - так меня чуть не сняли с выборов
    78 президента! Да что это такое вообще?! Я что, украл что-то? Нам подарил
    79 человек квартиру, но я её в глаза не видел, я тут же отдал её какому-то
    80 активисту, бесквартирному, бездомному, а нас лишают права участвовать в
    81 выборах. Это недопустимо! Участие в выборах, сохранение полномочий - эти
    82 права нам дают граждане Российской Федерации, они дают нам полномочия, ни
    83 один чиновник не вправе сокращать полномочия, прекращать досрочно. Что это
    84 такое - досрочное прекращение полномочий? С какой стати?! Мы должны убрать из
    85 законов всё подобное. Выбрали депутата на пять лет - и на весь срок он
    86 неприкосновенен. Должна быть полная - вот русское слово -
    87 не-при-кос-но-вен-ность! Не должны касаться ничего: ни кровати, на которой он
    88 спит, ни кошелька его и так далее. У нас сколько преступников сажают за
    89 коррупцию? Постоянно. Вот введение декларации уменьшило количество
    90 подозреваемых и задержанных? Нет, их количество только увеличивается, никакие
    91 декларации не помогают, но мы мешаем нормальным гражданам, нормальному
    92 процессу депутатской деятельности, мы используем это как пугало. Поэтому я
    93 предлагаю, чтобы комитет... и мы сами внесём поправку: восстановить в полном
    94 объёме неприкосновенность, убрать все декларации! Они ни к чему не приводят.
    95 Мы даём сведения об имуществе, адреса квартир, дач, даём номера счетов в
    96 банках - мы только криминал наводим на то, чтобы кто-то занимался
    97 вымогательством, рэкетом и так далее. Не надо нам идти по такому пути - вот в
    98 западных странах что-то такое делают, - мы сохраним больше денег в нашей
    99 стране... (Микрофон отключён.)
    100
    101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    102
    103 Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ.
    104
    105 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    106
    107 Уважаемые коллеги, принятие сегодняшнего законопроекта - шаг, безусловно,
    108 правильный, и фракция поддержит его, но крайне недостаточный. Если ранее, я
    109 напомню, любого муниципального депутата можно было лишить полномочий за
    110 абсолютно минимальные нарушения - неправильно он указал свои доходы, ошибся
    111 на тысячу рублей, забыл о каком-то своём имуществе незначительном, - то
    112 сегодня вроде как мы предполагаем, что, если искажение является
    113 несущественным (я прошу вас обратить особое внимание на формулировку), тогда
    114 могут применяться другие меры, кроме лишения полномочий: предупреждение,
    115 лишение права занимать должность соответствующую, лишение права работать на
    116 постоянной основе. Но я ещё раз обращаю ваше внимание на формулировку:
    117 искажение должно быть несущественным - кто будет определять, несущественное
    118 или существенное искажение? Согласно законопроекту это будет определяться
    119 областным законом и муниципальным правовым актом, соответственно, мы получаем
    120 сегодня совершенно разных депутатов.
    121
    122 Первое. Областные законы будут по-разному трактовать, я так понимаю: 85
    123 субъектов - 85 законов, 85 разных подходов к тому, когда лишать, а когда
    124 выносить предупреждение, - и у нас депутаты одного уровня в разных субъектах
    125 окажутся в разных условиях.
    126
    127 Второе. Для депутатов законодательного собрания, например, или для депутатов
    128 Государственной Думы нет такой меры ответственности, как лишение полномочий.
    129 Но если у нас депутаты все одинаковые, если депутатская вертикаль
    130 выстраивается сверху донизу, если представительство - это единый социальный
    131 институт, то, соответственно, и полномочия, и права, и обязанности, и санкции
    132 должны быть для всех депутатов одинаковые, мы об этом говорили. Однако
    133 сегодня муниципального депутата можно лишить полномочий - кто наделён правом
    134 инициировать проверку, чтобы в последующем лишить полномочий? Губернатор.
    135 Соответственно, губернатор будет определять, кто будет лишён полномочий, а
    136 кому в соответствии с законом будет объявлено предупреждение. Естественно,
    137 возможны варианты политической расправы.
    138
    139 Классическая ситуация - город Димитровград в Ульяновской области, где "ЕДИНАЯ
    140 РОССИЯ" с треском проиграла выборы: из 30 депутатов 26 представляют КПРФ -
    141 как вы думаете, кого в первую очередь стал проверять губернатор? Естественно,
    142 представителей городской Думы города Димитровграда. Из шести выставленных
    143 сегодня предупреждений пять получили депутаты от КПРФ, причём в связи с
    144 абсолютно незначительными нарушениями: кто-то забыл компенсацию указать,
    145 кто-то ещё что-то. И я абсолютно убеждён, что если бы этого закона не было...
    146 да даже и при его наличии губернатор выберет меру ответственности в виде
    147 лишения полномочий и выйдет в суд с этим требованием, то есть применяться
    148 данная мера будет исключительно избирательно.
    149
    150 Я уже не говорю о том, что из-за этой позиции сегодня в городе Димитровграде
    151 девять месяцев депутаты городской Думы не могут избрать главу и
    152 стодвадцатитысячный город с атомными реакторами, с семью атомными реакторами,
    153 с развитой промышленностью находится в полуразрушенном состоянии, потому что
    154 представители губернатора просто не являются на конкурс, бойкотируют его,
    155 пользуясь, кстати, прорехами в нашем 131-м законе.
    156
    157 Мы поддержим этот законопроект, но рассчитываем на то, что он будет
    158 откорректирован и права всех депутатов единой депутатской вертикали будут
    159 одинаковы, так же как и меры ответственности, и подход к ним.
    160
    161 Спасибо за внимание.
    162
    163 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    164
    165 Пожалуйста, Сухарев Игорь Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    166
    167 СУХАРЕВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    168
    169 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",
    170 безусловно, поддерживает данный проект федерального закона, так как он
    171 разработан с целью содействия развитию местного самоуправления путём введения
    172 альтернативных мер ответственности муниципальных депутатов за представление
    173 недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и
    174 обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и
    175 несовершеннолетних детей. Практика применения действующего закона показала,
    176 что большинство депутатов сталкиваются с серьёзными затруднениями при подаче
    177 декларационных документов и нередко допускают ошибки и неточности.
    178 Подтверждение тому - большое количество примеров, когда по итогам проверки
    179 деклараций органы прокуратуры инициируют массовое сложение полномочий
    180 муниципальными депутатами, по сути парализуя работу органов местного
    181 самоуправления. С этой проблемой сталкиваются все регионы Российской
    182 Федерации.
    183
    184 Рассматриваемый в третьем чтении законопроект включает в себя альтернативные
    185 меры ответственности - предупреждение, освобождение от должности в
    186 представительном органе муниципального образования, освобождение от
    187 осуществления полномочий на постоянной основе без прекращения полномочий
    188 депутата представительного органа муниципального образования. Предлагаемые
    189 альтернативные меры позволят применять к нарушителям дифференцированный
    190 подход, а при отсутствии умысла позволят гражданам, имеющим значительный
    191 опыт, высокую квалификацию, продолжить осуществлять депутатские полномочия в
    192 муниципальном образовании. Прописанная в законопроекте необходимость
    193 обнародования информации о лицах, допустивших нарушения, и о принятых к таким
    194 лицам мерах позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных
    195 мер ответственности. Принятие закона позволит не применять к муниципальным
    196 депутатам чрезмерных санкций и сохранить в составе депутатского корпуса
    197 опытные, квалифицированные кадры, что будет содействовать развитию местного
    198 самоуправления, позитивно отразится на качестве муниципальной власти, а
    199 значит, и на качестве жизни граждан.
    200
    201 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает проголосовать за принятие законопроекта в
    202 третьем чтении.
    203
    204 Спасибо за внимание.
    205
    206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    207
    208 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    209 статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
    210 самоуправления в Российской Федерации" и статью 13-1 Федерального закона "О
    211 противодействии коррупции", третье чтение, 2-й вопрос повестки дня.
    212
    213 Пожалуйста, включите режим голосования.
    214
    215 Покажите результаты.
    216
    217 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 56 сек.)
    218 Проголосовало за 409 чел.90,9 %
    219 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    220 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    221 Голосовало 409 чел.
    222 Не голосовало 41 чел.9,1 %
    223 Результат: принято
    224
    225 Федеральный закон принят единогласно - поздравляю, коллеги!

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680572-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований за совершение коррупционных правонарушений; принят в первом чтении 16 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

    0 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40
    1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
    2 Российской Федерации" и статью 13-1 Федерального закона "О противодействии
    3 коррупции". Докладывает Алексей Николаевич Диденко.
    4
    5 ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
    6 устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
    7
    8 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается
    9 проект закона с уже изменённым названием, которое пришлось скорректировать в
    10 силу внесения изменений не только в 131-й закон, но и в закон "О
    11 противодействии коррупции".
    12
    13 Напомню, что в данном законопроекте предлагается предусмотреть новые виды
    14 ответственности для выборных должностных лиц местного самоуправления,
    15 депутатов, должностных лиц местного самоуправления, глав администраций, глав
    16 муниципальных образований, в отдельных случаях - для председателей
    17 контрольно-счётных органов. Это так называемый дифференцированный подход к
    18 ответственности, когда мы предлагаем за незначительные проступки не лишать
    19 полномочий депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а
    20 применять к ним в том числе и иные виды юридической ответственности, в
    21 частности предупреждение, запрет на занятие должности до конца срока или
    22 освобождение от занятия должности в выборном органе до конца срока, они в
    23 проекте закона предусмотрены.
    24
    25 В ходе подготовки проекта закона ко второму чтению поступило восемь поправок:
    26 четыре поправки рекомендованы к принятию, они содержательные, концептуальные;
    27 четыре поправки рекомендованы к отклонению, но можно сказать, что они
    28 частично учтены в тех поправках, которые мы с коллегами решили предложить к
    29 принятию.
    30
    31 Перед тем как предложить поддержать таблицы поправок и принять законопроект
    32 во втором чтении, хочу сказать, что данный законопроект решает старую
    33 проблему: ранее депутатов или иных должностных лиц органов местного
    34 самоуправления лишали полномочий, поскольку это был единственный вид
    35 юридической ответственности, в том числе и за незначительные проступки (за
    36 описки, ошибки), и если депутат или иной представитель муниципалитета забывал
    37 указать давно утраченное имущество (автомобиль или незаконченную,
    38 незавершённую или ветхую постройку), то по коррупционным основаниям его могли
    39 только лишить полномочий. Таким образом, на наш взгляд, большое количество
    40 депутатов и глав были лишены полномочий за несущественные нарушения, были
    41 внесены в соответствующие реестры лиц, которые прекратили полномочия по
    42 коррупционным основаниям. Данный законопроект эту проблему решает. Теперь,
    43 если депутатом представлены неполные или недостоверные сведения, но искажение
    44 этих сведений носит несущественный характер, к нему применяются иные виды
    45 ответственности: предупреждение, освобождение от выборной должности
    46 (например, председателя комитета, заместителя председателя), запрет на
    47 занятие оплачиваемой должности или освобождение от оплачиваемой должности, то
    48 есть более мягкие виды ответственности, не связанные с досрочным лишением
    49 полномочий.
    50
    51 На наш взгляд, такой подход представляется справедливым. Мы устраняем уже
    52 старую коллизию и некоторую несправедливость в отношении в первую очередь
    53 депутатов самого низшего уровня - сельских поселений, которых у нас в стране
    54 почти 160 тысяч, и, конечно, наводим здесь порядок: теперь декларационная
    55 кампания станет гораздо более мягкой, справедливой и либеральной.
    56
    57 В связи с этим просьба поддержать таблицы поправок № 1 и № 2 и принять проект
    58 закона во втором чтении. В случае принятия во втором чтении комитет просил бы
    59 поставить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на
    60 10 июля, на завтра.
    61
    62 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    63
    64 Коллеги, переходим к рассмотрению таблиц поправок. По таблице № 1, в которой
    65 четыре поправки, есть вопросы? Нет.
    66
    67 Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование.
    68
    69 Включите режим голосования.
    70
    71 Покажите результаты.
    72
    73 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 48 сек.)
    74 Проголосовало за 343 чел.76,2 %
    75 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    76 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    77 Голосовало 343 чел.
    78 Не голосовало 107 чел.23,8 %
    79 Результат: принято
    80
    81 Принимается таблица поправок.
    82
    83 По таблице № 2, в которой тоже четыре поправки, есть вопросы? Нет.
    84
    85 Ставлю таблицу № 2 на голосование.
    86
    87 Включите режим голосования.
    88
    89 Покажите результаты.
    90
    91 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 14 сек.)
    92 Проголосовало за 303 чел.67,3 %
    93 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    94 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    95 Голосовало 303 чел.
    96 Не голосовало 147 чел.32,7 %
    97 Результат: принято
    98
    99 Принимается.
    100
    101 Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.
    102
    103 Включите режим голосования.
    104
    105 Покажите результаты.
    106
    107 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 37 сек.)
    108 Проголосовало за 391 чел.86,9 %
    109 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    110 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    111 Голосовало 391 чел.
    112 Не голосовало 59 чел.13,1 %
    113 Результат: принято
    114
    115 Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680572-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований за совершение коррупционных правонарушений).

    0 18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40
    1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в
    2 Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Олег Владимирович
    3 Мельниченко.
    4
    5 МЕЛЬНИЧЕНКО О. В., член Совета Федерации.
    6
    7 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект закона направлен на
    8 введение альтернативных мер ответственности депутатов представительных
    9 органов муниципальных образований за предоставление заведомо недостоверных
    10 или неполных сведений о доходах. На сегодняшний день при выявлении такого
    11 нарушения высшее должностное лицо субъекта Федерации обращается с заявлением
    12 о досрочном прекращении полномочий депутата. Законопроектом предлагается
    13 применять к муниципальным депутатам такие меры ответственности, как
    14 предупреждение, освобождение от должности в представительном органе
    15 муниципального образования, в том числе от осуществления полномочий на
    16 постоянной основе без прекращения полномочий депутата с лишением права
    17 занимать должность в представленном органе муниципального образования. Как мы
    18 знаем, схожий дифференцированный подход в настоящее время уже применяется в
    19 отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Новеллой
    20 законопроекта также является необходимость опубликования информации о
    21 вынесении муниципальному депутату предупреждения на официальном сайте
    22 соответствующего органа местного самоуправления в сети Интернет.
    23
    24 Уточнение мер ответственности позволит, на наш взгляд, не применять к
    25 муниципальным депутатам чрезмерных санкций, и предлагаемые изменения будут
    26 способствовать повышению статуса муниципального депутата и развитию местного
    27 самоуправления в стране. Убедительная просьба к вам, уважаемые депутаты,
    28 поддержать.
    29
    30 Спасибо за внимание.
    31
    32 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович, присаживайтесь.
    33
    34 С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по
    35 федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
    36
    37 ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
    38 устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
    39
    40 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик, один из соавторов,
    41 доложил суть данного законопроекта. Данный проект был рассмотрен Комитетом по
    42 федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
    43
    44 Нужно сказать, что подобная инициатива имеет некоторую историю, поскольку
    45 неоднократно обсуждалась в рамках рассмотрения законодательных инициатив,
    46 приходящих из субъектов Российской Федерации, а также в ходе обсуждения
    47 большого правительственного проекта закона, который находится в портфеле
    48 Государственной Думы, в части, касающейся ответственности депутатов
    49 представительных органов местного самоуправления, дифференциации
    50 ответственности за несерьёзные, несущественные нарушения в случае с подачей
    51 ими сведений о доходах и расходах и обязательствах имущественного характера
    52 своих, своих детей несовершеннолетних и супругов. Мы неоднократно обращали
    53 внимание на то, что состав данного конституционного, на наш взгляд,
    54 правонарушения является формальным и ответственность наступает вне
    55 зависимости от последствий, которые наступают в случае, если депутат допустил
    56 несущественную ошибку при заполнении так называемых деклараций. Императивно
    57 наступала только одна санкция - досрочное прекращение полномочий депутата, и
    58 очевидно, что больше всего подобных депутатов было среди депутатов сельских
    59 поселений, самых распространённых типов муниципалитетов. Таких депутатов у
    60 нас около 160 тысяч в стране, и, естественно, работают они в основном, 99
    61 процентов, на непостоянной основе, их труд никак не оплачивается. Мы знаем,
    62 что процедура, связанная с подачей сведений, для сельских депутатов была
    63 несопоставима с затратами, которые они осуществляли, особенно в больших
    64 субъектах Федерации, часто испытывали трудности с получением справок из
    65 кредитных организаций, из банков. Как правило, они не совершают крупных
    66 сделок, но и депутаты этого же уровня, в сельском поселении, не отличаются
    67 высокими познаниями в области права и часто допускают несущественные,
    68 незначительные ошибки в декларациях. Так вот даже в случае несущественных
    69 разночтений для них императивно наступал только один вид ответственности -
    70 это досрочное прекращение полномочий.
    71
    72 Я убеждён, что к каждому из вас в ваших избирательных округах или в
    73 закреплённых субъектах обращались муниципальные депутаты, которые пострадали,
    74 были лишены полномочий за коррупционное нарушение, а это довольно серьёзный
    75 состав, то есть в их биографии останется строка - лишение полномочий в связи
    76 с утратой доверия за коррупционное нарушение, даже в случае, если они
    77 допускают округление: были случаи, когда округляли копейки до рубля, и за эту
    78 неточность прокуратура вносила представление в соответствующий орган, он
    79 принимал решение о наличии состава и направлял предложение о досрочном
    80 лишении полномочий в представительный орган. Сельские депутаты в небольших
    81 поселениях, где не так много людей проживает, - это, как правило, небольшое
    82 число, небольшой процент активных граждан, которые ещё дают согласие на
    83 выдвижение, и получается, что активные граждане, которые не обладают большим
    84 имуществом, не совершая существенного, серьёзного коррупционного
    85 правонарушения, лишаются полномочий, а это, конечно, ярлык на всю жизнь.
    86
    87 Данная ситуация, на наш взгляд, не является справедливой. И вот авторы внесли
    88 инициативу, которая, на наш взгляд, эту несправедливость устраняет. Теперь в
    89 случае допущения несущественных, небольших ошибок при подаче сведений, то
    90 есть при соблюдении депутатом обязанностей по подаче соответствующих
    91 сведений, у правоприменителя будет возможность налагать несколько видов
    92 санкций. Самая простая и мягкая из них - это предупреждение, которое не
    93 является предупреждением в классическом смысле трудового законодательства,
    94 поскольку депутат не заключает трудового договора. И второй вид
    95 ответственности - это лишение права занимать выборные должности в
    96 представительном органе местного муниципального образования или права
    97 осуществлять свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе до конца срока
    98 полномочий без лишения депутата его статуса. Ну и крайняя мера
    99 ответственности, в случае допущения серьёзных ошибок при подаче сведений или
    100 нарушений запретов, установленных антикоррупционным законодательством, -
    101 депутат также может быть досрочно лишён полномочий депутата в установленной
    102 законом процедуре.
    103
    104 Уважаемые коллеги, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного
    105 самоуправления просит поддержать данную законодательную инициативу.
    106
    107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    108
    109 Коллеги, будут ли вопросы? Да.
    110
    111 Включите режим записи на вопросы.
    112
    113 Покажите список.
    114
    115 Скруг Валерий Степанович.
    116
    117 СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    118
    119 Алексей Николаевич, вопрос вам: безусловно, эту инициативу надо поддержать, и
    120 мы поддержим решение комитета, но нельзя ли посмотреть комитету шире, чтобы
    121 депутатов сельских поселений, районных освободить от декларирования, от того,
    122 чтобы они заполняли декларации?
    123
    124 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.
    125
    126 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо за вопрос. Разумеется, к этой проблеме нужно комплексно
    127 подходить.
    128
    129 Уважаемые коллеги, довожу до вашего сведения, что в конце прошлого года
    130 совместно с Комитетом по безопасности и противодействию коррупции мы этот
    131 вопрос рассматривали в рамках проведения "круглого стола" и пришли к выводу,
    132 что подходы в государственной политике в области противодействия коррупции
    133 должны быть едины к депутатам вне зависимости от уровня, поскольку у них с
    134 точки зрения концепции, доктрины всё-таки единый политико-правовой статус:
    135 это граждане России, которые избирателями, народом Российской Федерации либо
    136 жителями муниципалитета, региона или всей Российской Федерации наделены
    137 существенными властными полномочиями. Вопрос о полном освобождении от
    138 обязанности подавать сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах
    139 имущественного характера - так называемой декларации - также рассматривался.
    140 Мы пришли к выводу, что действительно необходимо всё-таки регламентировать,
    141 детализировать сам набор документов. Нами было тогда предложено - нашим
    142 комитетом, по федеративному устройству, - депутатов сельских поселений,
    143 работающих на непостоянной основе, освободить от подобной обязанности, однако
    144 в ходе дальнейших консультаций с коллегами из Совета Федерации и с депутатами
    145 Государственной Думы был разработан и внесён проект закона, он в портфеле
    146 Государственной Думы находится, правда в другом комитете, по противодействию
    147 коррупции, который предполагает, что в случае если за отчётный период депутат
    148 сельского поселения, работающий на непостоянной основе, не совершал крупных
    149 сделок (понятие крупной сделки законом определено - это та сделка, которая
    150 превышает совокупный доход депутата, его супруги за предшествующие три года),
    151 то вместо подачи сведений депутат сельского поселения подаёт в уполномоченный
    152 орган, главе субъекта Федерации заявление о том, что подобных сделок не
    153 совершалось, и он, таким образом, освобождается от обязанности подавать
    154 соответствующие сведения о доходах, расходах и так далее - так называемую
    155 декларацию.
    156
    157 То есть ваш вопрос справедлив и уместен, он идёт в комплексе с
    158 рассматриваемой инициативой и будет в ближайшее время, я уверен, рассмотрен.
    159 В рамках соисполнения мы эту инициативу также в комитете во вторник
    160 рассмотрели и дали положительное заключение.
    161
    162 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    163
    164 Осадчий Николай Иванович.
    165
    166 ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.
    167
    168 У меня вопрос к докладчику.
    169
    170 Уважаемый Олег Владимирович, хорошо, что появился такой законопроект, сам
    171 факт заслуживает положительной оценки, наверное. Не располагаете ли вы
    172 информацией, сколько у нас всего депутатов вот таким образом потеряло свои
    173 полномочия? Там приводятся примеры по ряду областей - а сколько всего по всей
    174 стране? Это первая часть вопроса.
    175
    176 И вторая. В случае принятия законопроекта - не совсем из текста ясно - какой
    177 орган будет принимать решение о мере ответственности муниципального депутата?
    178
    179 Если можно, товарищ Диденко, тоже ответьте, пожалуйста.
    180
    181 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Владимирович.
    182
    183 МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Единой статистики по
    184 этому поводу по стране, достоверной, на сегодняшний день нет, мы запрашивали
    185 информацию в Генеральной прокуратуре. Но могу сказать, что это достаточно
    186 значительное число каждый год, в некоторых регионах по сто и более человек
    187 теряют депутатские мандаты. Эта инициатива не просто так появилась, она
    188 появилась в результате многочисленных встреч, которые мы проводим. И Виктор
    189 Борисович Кидяев (он присутствует в зале), и я, как председатель
    190 Всероссийского совета местного самоуправления, - мы ездим, встречаемся с
    191 депутатами муниципальных образований: и муниципальные депутаты, и главы
    192 повсеместно высказывают просьбу о том, чтобы к ним применяли такие же нормы,
    193 какие применяются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.
    194
    195 И вторая часть вопроса...
    196
    197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой орган будет принимать?
    198
    199 МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. В законе же написано: высшее должностное лицо наделяется
    200 правом соответствующее обращение вносить, то есть мы только расширяем
    201 возможность.
    202
    203 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    204
    205 Ганзя Вера Анатольевна... Извините, пожалуйста, Вера Анатольевна, Алексей
    206 Николаевич добавить хотел.
    207
    208 Пожалуйста.
    209
    210 ДИДЕНКО А. Н. Да, поскольку вопрос прозвучал и в адрес содокладчика.
    211
    212 Действительно, цифра нестабильная, поскольку это зависит от того, сколько
    213 депутатов избрано, но у нас электоральные циклы повторяются, и каждый новый
    214 цикл мы наступаем на одни и те же грабли: вновь избранные депутаты, все
    215 депутаты сельских поселений вынуждены столкнуться с этой проблемой впервые и
    216 испытывают серьёзные трудности с подачей декларации. То есть примерно раз в
    217 пять лет возникает такая большая волна - это может даже тысячи коснуться, -
    218 она с 2015 года раз в два года повторяется. В регионах, как правило, на
    219 уровне поселений депутаты избираются раз в пять лет, и вот в период с 2015 по
    220 2018 год первый был, самый тяжёлый, 2016 год, когда декларировали доходы за
    221 2015 год, потом был небольшой спад, а в 2018 году - вторая волна, и порядка
    222 400 депутатов были лишены своих полномочий. В некоторых регионах около сотни
    223 депутатов разного уровня потеряли свои полномочия, не только депутаты
    224 сельских поселений, в том числе и депутаты уровня муниципального района,
    225 городских округов. То есть эта проблема носит массовый характер, ежегодно
    226 депутаты, избранные в новый состав органа, с этой проблемой сталкиваются.
    227
    228 Что касается внесения представления, соответствующего обращения, то
    229 окончательное решение о мере ответственности принимает представительный орган
    230 муниципального образования по обращению, которое вносится губернатором -
    231 лицом, уполномоченным на проведение мероприятий по оценке этих сведений, по
    232 проверке этих сведений в соответствии с федеральным законом, который мы с
    233 вами приняли в 2017 году.
    234
    235 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    236
    237 Ганзя Вера Анатольевна.
    238
    239 ГАНЗЯ В. А. Вопрос Алексею Николаевичу.
    240
    241 Скажите, пожалуйста, а не приведёт ли этот закон к дифференцированному
    242 отношению к депутатам? Мы прекрасно понимаем, что сегодня большинство - это
    243 правящая партия и решения будут приниматься именно с таких позиций. Не
    244 повлечёт ли это такой вот несправедливый подход?
    245
    246 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вера Анатольевна. Опасение такое есть, и оно было,
    247 когда мы передавали комплекс полномочий, связанных с проведением проверочных
    248 мероприятий, от органа представительного, то есть того, кто проверяет, органу
    249 следующего уровня, субъектовому органу. Теперь этой деятельностью
    250 непосредственно занимается соответствующий орган администрации, а юридически
    251 значимые действия осуществляет губернатор - на его имя подаётся декларация, и
    252 он же является органом, который обращается с соответствующим представлением о
    253 конкретной мере ответственности. Тогда были опасения, именно поэтому мы
    254 защитили депутатов последней инстанции правом на судебную защиту. Но в
    255 случае, когда в тексте закона отсутствует иная мера ответственности, кроме
    256 лишения полномочий, даже в суде тяжело доказывать несущественный характер
    257 своего правонарушения, своего проступка. Сейчас подобная дифференциация
    258 появляется, и если допустить, что политическое большинство органа всё-таки
    259 несправедливо применило более высокую меру ответственности, тяжкую меру
    260 ответственности, суровую, то у депутата представительного органа остаётся
    261 право это решение обжаловать, пойти в суд с просьбой применить более мягкую
    262 меру ответственности.
    263
    264 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    265
    266 Боженов Сергей Андреевич.
    267
    268 БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    269
    270 Уважаемый Алексей Николаевич, наверное, вы ответьте, пожалуйста. Вот в
    271 проекте закона предусмотрено, что информация о применении к депутату
    272 представительного органа муниципального образования меры ответственности в
    273 виде предупреждения подлежит официальному опубликованию (обнародованию) и
    274 размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети
    275 Интернет. А почему информация о применении иных видов ответственности не
    276 подлежит официальной публикации?
    277
    278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Николаевич.
    279
    280 ДИДЕНКО А. Н. Просто потому, что предупреждение без опубликования вообще не
    281 имеет никакого карательного эффекта: ну предупредили и предупредили, в любом
    282 случае издаётся соответствующий акт - обращение губернатора, решение
    283 представительного органа, - он в установленном порядке будет опубликован
    284 также на сайте муниципального образования. Я в этом не вижу какого-то
    285 упущения, потому что, допустим, лишение должности в представительном органе
    286 само по себе является мерой ответственности, санкцией, поскольку влияет на
    287 конкретный правовой статус депутата в этом представительном органе, причём не
    288 просто снятие с должности, а снятие с должности до конца срока полномочий
    289 этого органа, то есть впредь депутат не сможет занимать какую-то должность в
    290 представительном органе или, если речь идёт об исполнении полномочий на
    291 постоянной основе, не сможет претендовать на оплачиваемую ставку в
    292 представительном органе. Здесь мы не видим какого-то риска или упущения.
    293 Вполне можно пообсуждать этот вопрос ко второму чтению: если мы все придём к
    294 мнению, что следует публиковать дополнительно к тому порядку, который уже
    295 сегодня установлен для муниципальных правовых актов, то... В любом случае
    296 решение представительного органа будет опубликовано, если вы считаете, что
    297 дополнительно следует опубликовать решение о лишении должности в
    298 представительном органе, давайте это обсудим: если сойдёмся в этом мнении, не
    299 видим препятствий погрузить это в текст ко второму чтению.
    300
    301 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    302
    303 Куринный Алексей Владимирович.
    304
    305 КУРИННЫЙ А. В. Алексей Николаевич, в продолжение вопроса о серьёзности или
    306 несерьёзности и, соответственно, выбора санкций. Вот сегодня, к сожалению,
    307 непонятно, кто принимает решение и какими критериями будет руководствоваться,
    308 поэтому не исключается возможность партийного давления - условно говоря, для
    309 депутата от "ЕДИНОЙ РОССИИ" это будет таким небольшим прегрешением, а для
    310 депутата от КПРФ это повлечёт лишение полномочий. Нельзя ли в законе
    311 прописать хотя бы вот эту градацию: что является серьёзным, что -
    312 несерьёзным, хотя бы в общих чертах?
    313
    314 И второй момент, что касается порядка установления этой процедуры, это тоже
    315 размазанно написано. Этот порядок должен быть установлен законом субъекта,
    316 или регламентом, или актом представительного органа местного самоуправления.
    317 Единообразный порядок, на мой взгляд, будет здесь более логичен для всех,
    318 чтобы не было, например, так: городской совет принял один порядок в законе
    319 субъекта - другой, кто-то в регламенте принял, и начинается коллизия норм,
    320 какая выше, какая ниже.
    321
    322 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Алексей Владимирович, с конца начну.
    323
    324 На самом деле порядок будет установлен представительным органом в отношении
    325 своих депутатов на основе субъектового закона, который принимается в
    326 соответствии с законом федеральным, просто он эти процедуры будет
    327 детализировать. Я не думаю, что здесь будет какой-то конфликт норм. Иерархия
    328 здесь довольно понятна: федеральный и субъектовый законы, на их основе
    329 представительным органом принимается соответствующий порядок. Ну, давайте я
    330 помечу ваш вопрос: мы посмотрим ещё с правовиками, к каким последствиям может
    331 привести. В любом случае здесь какая-либо дискреция будет иметь негативный
    332 эффект.
    333
    334 Что касается степени вины и тяжести правонарушения, боюсь, здесь с точки
    335 зрения правовой науки критерий только практика, которая покажет, что есть
    336 существенное нарушение, что несущественное. Правда, она уже в достаточной
    337 степени сформировалась, и можно точно сказать, что описки, например, или
    338 округления, или неуказание имущества, которое имеет ничтожную рыночную
    339 стоимость, например телеги или прицепа 1967 года, который в силу ветхого
    340 состояния никакой ценности представлять не может, неуказание объекта, который
    341 не имеет стоимости, не имеет рыночной ценности, очевидно не может быть
    342 достаточным основанием для того, чтобы депутата досрочно лишать полномочий.
    343 Когда люди "забывают" указать объект недвижимости площадью тысяча квадратных
    344 метров в ближайшем пригороде, очевидно, что здесь есть вина и есть
    345 существенное нарушение - рыночная стоимость этого объекта высока. То есть
    346 есть методические рекомендации.
    347
    348 В чём несправедливость? В том, что сегодня в отношении муниципальных служащих
    349 дифференцированная ответственность применяется, что касается депутатов
    350 Государственной Думы и членов Совета Федерации, мы недавно эту
    351 несправедливость устранили, предусмотрели дифференцированную ответственность,
    352 а что касается, коллеги, депутатов законодательных (представительных) органов
    353 субъектов Федерации, далеко не во всех субъектах на них даже запреты и
    354 ограничения распространяются, потому что распространяются они только на лиц,
    355 замещающих государственные должности, перечень государственных должностей
    356 определяется уставом субъекта Федерации и субъектовым законодательством, и не
    357 везде депутаты законодательных (представительных) органов являются лицами,
    358 замещающими государственную должность, поэтому несколько тысяч депутатов
    359 законодательных (представительных) органов сегодня вообще выведены из-под
    360 действия антикоррупционного законодательства, вот здесь, в этой плоскости
    361 лежит очень серьёзная проблема. То есть сельских депутатов сотнями ежегодно
    362 лишают полномочий, а в некоторых субъектах... их немного, но они пошли по
    363 правовому пути закрепления через устав и специальный закон перечня
    364 должностей, которые являются государственными должностями субъекта, и вот
    365 здесь несправедливость следует, конечно, устранить. А методические
    366 рекомендации Минтруда существуют, действуют, и форма вины по ним тоже чётко
    367 прописана.
    368
    369 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.
    370
    371 Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Нилов Олег Анатольевич. Ещё есть?
    372
    373 Олег Анатольевич, пожалуйста, вам слово.
    374
    375 Мне кажется, подробно очень Алексей Николаевич ответил на все вопросы и Олег
    376 Владимирович тоже.
    377
    378 НИЛОВ О. А. Ну, Иван Иванович, всё-таки вопросы остаются. Важнейшая тема,
    379 хотя, на мой взгляд, неправильно назван закон: какие здесь коррупционные
    380 правонарушения? Вот то, о чём я услышал от докладчиков, - это арифметические
    381 какие-то ошибки, какие-то описки, к коррупции это не имеет отношения, если
    382 верить в то, что это действительно какая-то мелочь, какие-то, как вы сказали,
    383 несущественные, а коррупция всё равно остаётся главной нашей бедой, главной
    384 проблемой. Говорить о том, что мы незаконное обогащение людей во власти
    385 практически победили, думаю, невозможно, иначе совсем по-другому бы на нас
    386 реагировали, на руках бы носили нас граждане. А вот то, что мы наблюдаем, -
    387 это как в той песне: два шага налево, два шага направо, шаг вперёд и два
    388 назад. И вот танцы такие всё продолжаются, а в заголовке - антикоррупционный
    389 закон приняла Дума; один, второй, третий... Это не антикоррупционный
    390 законопроект, это вообще какая-то ерунда!
    391
    392 Какие вопросы остаются, уважаемые коллеги?..
    393
    394 От фракции выступаю - добавьте, пожалуйста, время.
    395
    396 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.
    397
    398 НИЛОВ О. А. Декларирование только что провели. Каждый год я сталкиваюсь с
    399 этим и говорю: а почему не весь список указывают депутаты всех уровней? Земля
    400 есть, дом есть, недвижимое, движимое имущество, счёт в банке - замечательно,
    401 но почему не учитываются, например, те ценности, которые изымают, там,
    402 тоннами, килограммами: деньги в сейфе, часы многомиллионной стоимости,
    403 антиквариат, шубы? Много чего ещё есть ценного, что обнаруживается, но это не
    404 декларируется - вот над чем я советовал бы подумать коллегам из Совета
    405 Федерации. Давайте сначала задекларируем полный объём имущества, затем...
    406
    407 Да, ещё здесь есть какие нюансы. Недавно я приходил вот вместе с вами,
    408 говорю: "У меня, допустим, есть миллион голов пчёл". - "Не годится. Вы же
    409 никакой коммерческой деятельностью не занимаетесь?" - "Не занимаюсь". -
    410 "Корова, коза?" - "Нет". - "Не надо ничего". - "А если бы было их было
    411 десятки, сотни?" - "Тоже ничего не надо". Вот где пробелы, уважаемые коллеги!
    412 Давайте определим, что такое "несущественное". Ведь суть этого законопроекта
    413 - "несущественное". Вы употребили хороший термин - давайте во втором чтении
    414 его поправкой внесём. Я бы предложил: несущественным признаётся не
    415 превышающий годовой доход депутата объём денег, там, эквивалент площади земли
    416 или жилой площади - вот это несущественное. А если это будет решать непонятно
    417 кто, на свой взгляд!.. Ну, у кого-то щи без мяса, у кого-то жемчуг мелкий -
    418 несущественными могут признать и гектары земли и сотни квадратных метров
    419 жилья или других каких-то построек. Вот в этом кроется дьявол, уважаемые
    420 коллеги!
    421
    422 Давайте поддержим эту инициативу, но, для того чтобы во втором чтении и тем
    423 более в третьем чтении, ну, не смешить, что называется, народ - мол, боремся
    424 с коррупцией, а на самом деле боремся с орфографией какой-то, - давайте
    425 установим чёткие критерии.
    426
    427 Ну и я согласен с коллегами, которые говорят о процедуре, о том, кто будет
    428 судьёй, кто будет принимать эти решения, - давайте это тоже регламентируем
    429 или хотя бы... Ну, тут невозможен подзаконный акт правительства, давайте
    430 пропишем в этом же законе, и тогда действительно не будет претензий ни у
    431 депутатов от партии власти, которые когда-нибудь, совершенно не исключено,
    432 станут депутатами от оппозиции, ни наоборот.
    433
    434 Спасибо за внимание.
    435
    436 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.
    437
    438 Олег Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.
    439
    440 МЕЛЬНИЧЕНКО О. В. Спасибо за обсуждение. Безусловно, будет второе чтение,
    441 многие нюансы можно будет предусмотреть, снять, если есть, какие-то
    442 шероховатости, уладить. Главное - концепция: в стране будет существовать
    443 единая система ответственности депутатов - начиная с Совета Федерации и
    444 Госдумы и заканчивая поселенческим собранием представителей и муниципальными
    445 депутатами. Я думаю, что это правильный подход, и, наверное, собственно, в
    446 рамках его и предлагается данный проект федерального закона.
    447
    448 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.
    449
    450 Алексей Николаевич? Пожалуйста.
    451
    452 Депутату Диденко включите микрофон.
    453
    454 ДИДЕНКО А. Н. Я тоже очень коротко, Иван Иванович.
    455
    456 Спасибо за обсуждение, вопрос действительно важный, у нас 160 тысяч
    457 муниципальных депутатов первичного звена. Поверьте, это не просто арифметика:
    458 например, в посёлке, где 1,5 тысячи жителей, где три деревни, человека, из-за
    459 того что он округлил сумму, там, на 10 копеек, лишают полномочий по
    460 коррупционному составу в связи с утратой доверия и так далее. Там депутатами
    461 по определению не становятся люди, которые из себя ничего не представляют, в
    462 посёлках все очень хорошо друг друга знают и абы кого депутатом не изберут.
    463 Так ещё этого авторитетного человека лишают полномочий по нереабилитирующим
    464 обстоятельствам, и он ничего сделать не может - ни доказать свою
    465 невиновность, ни объяснить, что неточность возникла в результате какой-то
    466 оплошности, ошибки, описки (вот об этих случаях идёт речь), и это приводит к
    467 очень серьёзным последствиям.
    468
    469 Уважаемые коллеги! Оппозиционные партии в первую очередь, да и партия власти,
    470 наверняка ощутили, что, когда осуществляется подбор депутатов сельских
    471 поселений, особо желающих идти в сельские депутаты не наблюдается. После
    472 первых декларационных кампаний активные граждане увидели, что авторитетных
    473 людей, невзирая на их заслуги, лишают полномочий по коррупционному составу за
    474 телегу 1950 года выпуска, и в результате появилось такое явление, как
    475 отрицательный отбор представительного депутатского корпуса на селе, то есть
    476 люди, которые имеют какой-то стабильный доход, какое-то имущество...
    477 предприниматели сразу же отвалились, люди со стабильным заработком,
    478 представители бюджетной сферы - здравоохранения, образования, каких-то
    479 предприятий дорожных, ну, всех этих отраслей сельских - тоже все ушли. А из
    480 кого выбирать-то? Из кого-то же нужно формировать представительный орган,
    481 нужны лучшие люди, которые будут на местах парламентский контроль
    482 осуществлять, бюджет принимать.
    483
    484 Это явление получило очень серьёзное распространение и привело к негативным
    485 государственно-правовым последствиям, поэтому нашу первичную территориальную
    486 основу - местное самоуправление и депутатский корпус - нужно укреплять. И вот
    487 устранение этой несправедливости как раз и приведёт к укреплению депутатского
    488 корпуса на местах и к формированию действительно работающих, действующих,
    489 эффективных представительных органов в муниципальных образованиях.
    490
    491 Ко второму чтению все обсуждённые моменты, тезисы мы ещё раз проанализируем и
    492 постараемся их учесть.
    493
    494 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    495
    496 Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.
    497
    498 Включите режим голосования.
    499
    500 Покажите результаты.
    501
    502 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 07 сек.)
    503 Проголосовало за 397 чел.88,2 %
    504 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    505 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    506 Голосовало 397 чел.
    507 Не голосовало 53 чел.11,8 %
    508 Результат: принято
    509
    510 Принимается в первом чтении единогласно.