Проект федерального закона № 680571-7 «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции"»

Идентификатор 30919
Номер 680571-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Комментарий в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе
Дата внесения 2019-04-03

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-08-02
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Авдеев Александр Александрович
  • Баталина Ольга Юрьевна
  • Бахметьев Виталий Викторович
  • Брыкин Николай Гаврилович
  • Будуев Николай Робертович
  • Воевода Алексей Иванович
  • Воробьев Александр Васильевич
  • Гетта Антон Александрович
  • Гильмутдинов Ильдар Ирекович
  • Грибов Александр Сергеевич
  • Дамдинов Алдар Валерьевич
  • Емельянов Михаил Васильевич
  • Загребин Алексей Егорович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Катенев Владимир Иванович
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Клишас Андрей Александрович
  • Ковалев Николай Дмитриевич
  • Кувшинова Наталья Сергеевна
  • Литовченко Анатолий Григорьевич
  • Максимов Александр Александрович
  • Марков Андрей Павлович
  • Мельниченко Олег Владимирович
  • Носов Александр Алексеевич
  • Осипов Илья Владимирович
  • Пятикоп Александр Иванович
  • Ревенко Евгений Васильевич
  • Романенко Роман Юрьевич
  • Рязанский Валерий Владимирович
  • Сайтиев Бувайсар Хамидович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Селиверстов Виктор Валентинович
  • Сидоров Александр Леонидович
  • Скруг Валерий Степанович
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Сухарев Игорь Николаевич
  • Тарасенко Михаил Васильевич
  • Тимченко Вячеслав Степанович
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Турчак Андрей Анатольевич
  • Фирюлин Иван Иванович
  • Хуснулин Равиль Камильевич
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Шевченко Андрей Анатольевич
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шолохов Александр Михайлович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680571-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе).

    0 Переходим к рассмотрению 3-го вопроса из блока законопроектов третьего
    1 чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1
    2 Федерального закона "О противодействии коррупции".
    3
    4 Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.
    5
    6 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный
    7 вашему вниманию законопроект был принят нами во втором чтении 11 июля сего
    8 года. Напомню, что в законопроекте речь идёт об упрощении процедуры
    9 декларирования доходов, имущества, обязательств имущественного характера
    10 депутатами сельских поселений, которые осуществляют полномочия на
    11 непостоянной основе. Законопроект направлен на поддержку таких депутатов и,
    12 соответственно, на повышение эффективности их деятельности - а на сегодня это
    13 самая многочисленная часть всего нашего депутатского корпуса: более 150 тысяч
    14 депутатов сельских поселений работают на непостоянной основе. Законопроект
    15 полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, замечаний правового
    16 характера не имеется.
    17
    18 Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета и принять
    19 законопроект в третьем, окончательном чтении.
    20
    21 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, выступления по мотивам, пожалуйста. Есть
    22 желающие.
    23
    24 Включите, пожалуйста, режим записи.
    25
    26 Покажите список.
    27
    28 Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
    29
    30 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    31
    32 Уважаемые коллеги, задумка законопроекта была самая что ни на есть хорошая:
    33 не надо нашим сельским депутатам, депутатам, которые представляют
    34 муниципальные образования третьего уровня, лишний раз собирать кучу вот этих
    35 справок, тем более что основным видом ответственности для них было лишение
    36 полномочий. Когда сотни таких депутатов были лишены полномочий, первое, не
    37 стало желающих идти в сельские депутаты, а второе, приходилось проводить
    38 многочисленные перевыборы и, соответственно, тратить дополнительно деньги и
    39 без того небогатых муниципальных бюджетов.
    40
    41 Относительно первоначальной редакции мы обращали внимание на то, что только
    42 сельские поселения - это недостаточный вариант. Например, в Краснодарском
    43 крае есть сельское поселение, станица Каневская, где 50 тысяч населения, а в
    44 Ульяновской области есть городское поселение, где 2,5 тысячи населения, - вот
    45 такой подход, когда депутату сельского поселения, где 50 тысяч населения, не
    46 надо будет декларировать, а депутату городского поселения, где 2,5 тысячи
    47 населения, надо будет декларировать, ну совершенно неправильный! Жаль, что не
    48 прошла поправка, которая ввела бы численное ограничение. Наверное, логично,
    49 что при населении до 5 тысяч человек декларировать не надо при определённых
    50 условиях, когда нет расходов, а в остальных случаях - надо.
    51
    52 Но поправка, внесённая ещё во втором чтении, - собственно, о чём мы и говорим
    53 сегодня, обращаем внимание, - фактически перечёркивает плюсы этого
    54 законопроекта. Я напомню, что теперь депутат сельского поселения, избранный в
    55 состав муниципального органа, обязан в течение четырёх месяцев представить
    56 декларацию и все необходимые документы в полном объёме. К чему это приведёт?
    57 Это может привести к тому, что только что избранные депутаты будут слагать
    58 свои полномочия, потому что не смогут эти документы собрать или не захотят их
    59 собирать - там куча самых разных вариантов. Поправка вредная, поправка, я ещё
    60 раз повторяю, процентов, наверное, на пятьдесят перечёркивает положительные
    61 моменты этого законопроекта. Это первое. И второе, повторяю, абсолютно
    62 недифференцированный подход: депутатам, представляющим маленькие городские
    63 поселения, надо будет декларировать, а представляющим большие сельские
    64 поселения не надо будет декларировать - без учёта размеров поселения.
    65
    66 В связи с этим фракция КПРФ не будет поддерживать законопроект и
    67 соответствующие поправки в виде уже отдельного законопроекта будет вносить
    68 дополнительно.
    69
    70 Спасибо за внимание.
    71
    72 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    73
    74 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    75 статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции", 3-й вопрос.
    76
    77 Включите режим голосования.
    78
    79 Покажите, пожалуйста, результаты.
    80
    81 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 21 сек.)
    82 Проголосовало за 370 чел.82,2 %
    83 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    84 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    85 Голосовало 370 чел.
    86 Не голосовало 80 чел.17,8 %
    87 Результат: принято
    88
    89 Федеральный закон принят.
    90

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680571-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе).

    0 Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1
    1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
    2
    3 Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.
    4
    5 ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом
    8 предлагается установить упрощённый порядок декларирования доходов, расходов,
    9 имущества и обязательств имущественного характера для депутатов сельских
    10 поселений, работающих на непостоянной основе. При подготовке ко второму
    11 чтению поступило восемь поправок. Одну поправку комитет рекомендует принять,
    12 семь поправок отклонить. Комитет предлагает утвердить таблицы поправок и
    13 принять законопроект во втором чтении.
    14
    15 Спасибо за внимание.
    16
    17 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    18
    19 Есть ли вопросы по таблице № 1? Есть.
    20
    21 Включите режим записи на вопросы.
    22
    23 Покажите список.
    24
    25 Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
    26
    27 ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемые Александр Дмитриевич, Эрнест Абдулович, уважаемые
    28 коллеги! Когда мы принимали в первом чтении данный законопроект,
    29 декларируемой целью было содействие развитию местного самоуправления путём
    30 упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений,
    31 осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. Однако поправка,
    32 которая рекомендуется комитетом к принятию, добавляет условия в отношении
    33 того, когда депутат сельского поселения должен будет ещё сдавать декларацию о
    34 своих доходах, это помимо тех позиций, которые были в первом чтении, я
    35 зачитываю: "...в течение четырёх месяцев со дня избрания депутатом, передачи
    36 ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им
    37 полномочий на постоянной основе...". Зачем мы усложняем то, что мы поставили
    38 своей целью упростить?
    39
    40 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поскольку это единственная поправка, сразу же её и
    41 мотивируем. Мнение комитета.
    42
    43 Пожалуйста, Эрнест Абдулович.
    44
    45 ВАЛЕЕВ Э. А. Вы неверно толкуете поправку. Законопроектом предлагалось
    46 установить следующий порядок: вначале депутат декларирует имущество, которое
    47 у него есть в наличии, а в последующем декларирует только в тех случаях,
    48 когда у него появляется что-то новое. Мы здесь просто устанавливаем срок, в
    49 течение которого первая декларация должна быть подана: в течение четырёх
    50 месяцев с момента избрания. Это было сделано исходя из положений закона "Об
    51 общих принципах организации местного самоуправления...", в соответствии с
    52 которым первое собрание депутатов должно состояться в течение 30 дней. Если в
    53 течение четырёх месяцев этого не происходит, то распускается представительный
    54 орган. Исходя из этих четырёх месяцев мы установили срок, в течение которого
    55 должна подаваться первая декларация, то есть речь идёт о сроке подачи, а не
    56 об установлении новой обязанности декларировать.
    57
    58 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. "За" и "против" прозвучали.
    59
    60 Ставится на голосование таблица поправок № 1, состоящая из одной поправки.
    61 Комитет рекомендует принять.
    62
    63 Включите режим голосования.
    64
    65 Покажите результаты.
    66
    67 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 58 мин. 57 сек.)
    68 Проголосовало за 364 чел.80,9 %
    69 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    70 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    71 Голосовало 364 чел.
    72 Не голосовало 86 чел.19,1 %
    73 Результат: принято
    74
    75 Принимается.
    76
    77 Есть ли вопросы по таблице № 2? Есть.
    78
    79 Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2.
    80
    81 Покажите список.
    82
    83 Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
    84
    85 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.
    86
    87 Прошу вынести на отдельное голосование поправку 4 из таблицы поправок,
    88 рекомендованных к отклонению.
    89
    90 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за
    91 исключением поправки 4.
    92
    93 Включите режим голосования.
    94
    95 Покажите результаты.
    96
    97 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 50 сек.)
    98 Проголосовало за 310 чел.68,9 %
    99 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    100 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    101 Голосовало 310 чел.
    102 Не голосовало 140 чел.31,1 %
    103 Результат: принято
    104
    105 Принимается.
    106
    107 По поправке 4 - Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста.
    108
    109 СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, депутаты, которые избраны по
    110 одномандатным округам, многократно слышали от своих избирателей на уровне
    111 сельских муниципальных районов, что декларирование доходов депутатов там тоже
    112 явно излишне, как минимум тех, которые работают на непостоянной основе. Дело
    113 в том, что богатых людей на селе крайне мало, это во-первых. Во-вторых,
    114 желающих взять на себя труд по управлению муниципальным районом тоже явно
    115 недостаточно. Короче говоря, нам говорят о том, что это декларирование мешает
    116 формированию представительных органов власти в сельских муниципальных
    117 районах, поэтому мы просили бы распространить концепцию законопроекта не
    118 только на сельские поселения, но и на сельские муниципальные районы.
    119
    120 Спасибо большое.
    121
    122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.
    123
    124 ВАЛЕЕВ Э. А. Я хотел бы напомнить, что, принимая в первом чтении
    125 законопроект, мы мотивировали это тем, что для сельских депутатов есть
    126 определённые сложности в сборе данных для декларирования, именно в связи с
    127 этим предлагалось упростить порядок декларирования, это первое. И второе:
    128 всего вот за прошлый год не подали декларации 738 депутатов муниципальных
    129 образований и основная масса из них - это депутаты именно сельских поселений,
    130 работающих на непостоянной основе, почти 90 процентов. Что же касается
    131 депутатов муниципальных районов, то всего за прошлый год есть такие факты,
    132 единичные факты, в 29 областях, именно единичные факты. По Омской области,
    133 например, которую представляет уважаемый депутат, два таких факта. То есть мы
    134 отклоняем эту поправку по двум причинам: во-первых, это противоречит
    135 концепции законопроекта, во-вторых, нет фактических данных, которые
    136 свидетельствовали бы в пользу изменения обязанности декларировать для
    137 депутатов муниципальных районов.
    138
    139 Комитет предлагает отклонить.
    140
    141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    142
    143 Ставится на голосование поправка 4 из таблицы поправок, рекомендуемых
    144 комитетом к отклонению.
    145
    146 Включите режим голосования.
    147
    148 Покажите результаты.
    149
    150 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 30 сек.)
    151 Проголосовало за 103 чел.22,9 %
    152 Проголосовало против 2 чел.0,4 %
    153 Воздержалось 5 чел.1,1 %
    154 Голосовало 110 чел.
    155 Не голосовало 340 чел.75,6 %
    156 Результат: не принято
    157
    158 Поправка не принимается.
    159
    160 Ставится на голосование законопроект во втором чтении.
    161
    162 Включите режим голосования.
    163
    164 Покажите результаты.
    165
    166 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 54 сек.)
    167 Проголосовало за 398 чел.88,4 %
    168 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    169 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    170 Голосовало 398 чел.
    171 Не голосовало 52 чел.11,6 %
    172 Результат: принято
    173
    174 Принят во втором чтении.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 680571-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе).

    0 Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1
    1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад члена Совета
    2 Федерации Андрея Анатольевича Шевченко.
    3
    4 Пожалуйста.
    5
    6 ШЕВЧЕНКО А. А., член Совета Федерации.
    7
    8 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проект направлен на
    9 упрощение процедуры представления депутатами сельских поселений,
    10 осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах.
    11 Проектом предусматривается представление депутатами, осуществляющими свои
    12 полномочия на непостоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и
    13 обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах своих
    14 супруг (супругов) и несовершеннолетних детей только в случае совершения в
    15 течение отчётного года сделок на сумму, превышающую общий доход депутата и
    16 его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному
    17 периоду. В случае же, если за отчётный период таких сделок не совершалось,
    18 указанные лица просто должны будут сообщить об этом высшему должностному лицу
    19 субъекта Российской Федерации в порядке, который будет установлен принятым в
    20 регионе законом.
    21
    22 Хочу отметить, что эта тема не раз поднималась как на различных мероприятиях,
    23 проводимых нашим комитетом, так и на заседаниях Комиссии Совета законодателей
    24 по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, а также
    25 на заседаниях Совета Федерации. Практика осуществления депутатской
    26 деятельности сельскими депутатами показала, что заполнение необходимых
    27 документов становится для таких депутатов проблемой. В частности, трудности
    28 вызывает получение выписок с банковского счёта из-за значительной удалённости
    29 от крупных населённых пунктов, особенно остро данная проблема стоит в
    30 сельских поселениях, расположенных в районах Крайнего Севера и Дальнего
    31 Востока. Это приводит к тому, что число граждан, желающих взять на себя
    32 депутатскую ответственность, снижается. Предлагаемые проектом изменения
    33 упростят порядок декларирования доходов, будут способствовать повышению
    34 статуса сельского депутата и развитию местного самоуправления в стране. Прошу
    35 поддержать.
    36
    37 Спасибо за внимание.
    38
    39 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    40
    41 Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева.
    42
    43 Пожалуйста.
    44
    45 ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    46
    47 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот те положения, в
    48 которые предлагается внести изменения, действуют в нашей стране с 2015 года,
    49 то есть четыре года. При этом в 2016 году, когда депутаты муниципальных
    50 образований на непостоянной основе впервые заполняли декларации, не
    51 представили декларации в установленные сроки около 4 тысяч депутатов органов
    52 местного самоуправления, и это в основном было вызвано тем, что в субъектах
    53 не успели своевременно принять нормативные документы, которые
    54 регламентировали бы порядок представления декларации; уже на следующий год, в
    55 2017 году, количество лиц, которые не представили декларации, сократилось
    56 наполовину; в 2018 году не представили декларации всего 1,3 тысячи депутатов,
    57 или 0,7 процента от общего количества всех депутатов; что касается этого
    58 года, не представили декларации всего 684 депутата, из них большая часть,
    59 560 человек, - это депутаты именно сельских поселений.
    60
    61 Мы пытались разобраться в причинах, почему это происходит, и выяснили, что
    62 основная масса лиц, которые не представили декларации, - это работники
    63 бюджетной сферы (врачи, учителя, лица, работающие в других бюджетных
    64 организациях), и всего 34 депутата, которые занимались коммерческой
    65 деятельностью. То есть непредставление декларации никак не связано с попыткой
    66 скрыть доходы или скрыть какие-то коррупционные правонарушения. С учётом того
    67 что авторы не предлагают отменить в целом декларирование доходов и расходов,
    68 а просто упрощают порядок именно для сельского поселения, комитет, рассмотрев
    69 законопроект, решил его поддержать. Комитет предлагает принять законопроект в
    70 первом чтении.
    71
    72 Спасибо за внимание.
    73
    74 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    75
    76 Есть ли вопросы? Есть.
    77
    78 Включите режим записи на вопросы.
    79
    80 Покажите список.
    81
    82 Коллеги, для сведения: неплохо было бы ещё рассмотреть 13-й вопрос, потому
    83 что уже третий день мы до него не доходим, и ещё два проекта с учётом статьи
    84 118 Регламента.
    85
    86 Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
    87
    88 БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    89
    90 Совсем недавно проходили в сельских советах встречи, обсуждали эту проблему,
    91 и я хотела бы задать такой вопрос: а нельзя ли это вообще отменить? Вы
    92 понимаете, они не получают заработную плату там, на местах, и в селе немножко
    93 по-другому к этому относятся, если переписать, указать всё имущество, то в
    94 селе все начинают обсуждать, что у тебя есть и зачем это тебе. Поэтому я
    95 думаю, что мы здесь перегибаем палку.
    96
    97 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Эрнесту Абдуловичу.
    98
    99 Включите микрофон на трибуне.
    100
    101 ВАЛЕЕВ Э. А. Прежде всего я уже говорил про динамику. На сегодняшний день по
    102 городским округам не представили декларации всего 17 депутатов, это по стране
    103 в целом, а по муниципальным районам - 56 депутатов, то есть проблемы как
    104 таковой для всех территорий не существует. На сегодня наибольшее количество
    105 лиц, не представивших декларации, наблюдается по Алтаю, Красноярскому краю,
    106 Забайкалью, то есть там, где большие расстояния и есть сложности разного
    107 порядка, как раз об этом говорили авторы.
    108
    109 Что касается того, чтобы вообще упразднить представление деклараций о
    110 доходах, расходах для всех муниципальных депутатов, мы с вами такие
    111 законопроекты по инициативе разных областей уже неоднократно рассматривали, в
    112 том числе на пленарных заседаниях. Мы их отклоняли по одной простой причине:
    113 полномочия депутата определяются законом о статусе депутата независимо от
    114 того, на постоянной или на непостоянной основе работает депутат. Данный же
    115 законопроект мы предлагаем поддержать по совершенно иным мотивам, которые
    116 были изложены в докладе и в моём выступлении. Мы не видим необходимости
    117 вообще упразднять декларирование доходов, расходов в отношении депутатов,
    118 здесь речь идёт только об упрощении порядка. А что касается всех остальных
    119 территорий, как я уже доложил, сегодня этой проблемы в принципе не
    120 существует.
    121
    122 Надо иметь в виду, что в своё время, когда депутатов Государственной Думы
    123 обязали декларировать доходы, в первый год 30 депутатов Государственной Думы
    124 не представили декларации, на следующий год это количество уменьшилось вдвое,
    125 а сегодня такой проблемы вообще не существует. Если мы дальше будем требовать
    126 исполнения закона, то в будущем эта проблема исчезнет для всех остальных
    127 депутатов.
    128
    129 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смирнов Юрий Валентинович.
    130
    131 СМИРНОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    132
    133 Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Шевченко Андрею Анатольевичу.
    134
    135 Считаете ли вы возможным распространить нормы данного проекта закона на
    136 депутатов небольших городских поселений с численностью населения до 30 тысяч
    137 человек?
    138
    139 ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос. Юрий Валентинович, я здесь присоединюсь к
    140 ответу, который только что дал мой коллега. Не стоял вопрос о том, чтобы
    141 совсем упразднить декларации, стоял вопрос об упрощении порядка именно в
    142 отношении депутатов сельских поселений. Дело в том, что в городских округах
    143 сегодня не существует той проблемы, которая лежит в основе этого предложения,
    144 я имею в виду удалённость, проблему связи, допустим, с банками и так далее,
    145 поэтому данный вопрос мы пока не рассматривали.
    146
    147 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Андрей Альбертович.
    148
    149 КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.
    150
    151 Добрый день, у меня вопрос к обоим докладчикам.
    152
    153 Изучая материалы по данному вопросу, я сделал вывод, что мы пришли не к
    154 упрощению, а к усложнению ситуации: кроме декларации, которая остаётся, они
    155 ещё обязаны сообщать о совершаемых ими покупках, сумма которых превосходит
    156 трёхгодовой совместный доход. Это первый момент.
    157
    158 И второй момент. Я не увидел решения вопроса о декларировании именно этой
    159 покупки, то есть механизм авторами вообще не определён.
    160
    161 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.
    162
    163 ВАЛЕЕВ Э. А. Вы невнимательно прочитали законопроект. Ведь речь идёт о чём?
    164 При избрании депутат заполняет декларацию о своих доходах, расходах,
    165 имущественных обязательствах, о своём имущественном положении, в последующем
    166 у него обязанность представлять декларацию появляется только тогда, когда у
    167 него прибавляется имущество или какие-то другие доходы по конкретным сделкам,
    168 поэтому упрощение здесь весьма значительное. Если же он такие приобретения не
    169 производит, то просто докладывает, что за это время, за отчётный год, у него
    170 такого имущества не появилось, - это значительное упрощение. А что касается
    171 вопросов порядка декларирования, то они регламентируются законами субъектов
    172 Федерации и актами местного самоуправления.
    173
    174 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич.
    175
    176 ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.
    177
    178 У меня вопрос к Андрею Анатольевичу.
    179
    180 Ваша инициатива заметно упростит работу сельских депутатов и, надеюсь,
    181 повысит эффективность их работы. А вот в связи с активным развитием в
    182 регионах телекоммуникационной сферы, Интернета не лучше ли предусмотреть в
    183 законопроекте инструмент электронной подачи отчётности, а также сбора
    184 информации об удовлетворённости населения работой представителей власти на
    185 местах? Подобные инструменты успешно реализованы в бизнес-сообществе при
    186 подаче отчётности в налоговую службу, например.
    187
    188 ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос, Николай Николаевич. Я надеюсь, что у нас
    189 цифровизация дойдёт до любого уголка любого населённого пункта, но в любом
    190 случае, даже если это случится - и это должно случиться на самом деле, - мы
    191 всё равно предлагаем упростить декларирование именно для депутатов сельских
    192 поселений. Я думаю, что одно с другим необязательно будет связано, но если
    193 такая возможность будет, то задекларировать то, что необходимо будет
    194 декларировать, о чём говорим мы с коллегой, конечно, в новой форме будет уже
    195 проще.
    196
    197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.
    198
    199 ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Эрнест Абдулович, я вынужден повторить вопрос,
    200 который задавался вашему коллеге, автору законопроекта, насчёт городских
    201 поселений. Всё-таки нельзя ли посмотреть на эту ситуацию вот с какой стороны:
    202 у нас многие городские поселения - это, по сути, такие же сёла, о которых мы
    203 говорим, это посёлки городского типа, которые назвали городскими поселениями,
    204 но они небольшие, там те же самые проблемы с трудоустройством, те же самые
    205 вопросы состава депутатского корпуса и так далее. Может быть, действительно
    206 вернуться, посмотреть на эти городские поселения и каким-то образом
    207 определить это по численности?
    208
    209 ВАЛЕЕВ Э. А. Развитие антикоррупционного законодательства шло по такому пути:
    210 во-первых, мы расширяем круг лиц, которые должны подчиняться
    211 антикоррупционным стандартам, во-вторых, эти принципы должны быть едиными для
    212 всех. Почему сегодня принимается такое решение по сельским поселениям, было
    213 объяснено достаточно подробно. О том, что в отношении городских поселений нет
    214 такой необходимости, свидетельствует хотя бы статистика, сегодня этих
    215 нарушений по городским округам, по районным структурам уже нет, поэтому в
    216 этой части делать шаг назад и уходить от прозрачности власти вряд ли есть
    217 необходимость.
    218
    219 А что касается передачи в электронном виде, то с развитием цифровизации эта
    220 проблема сама собой будет решена.
    221
    222 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    223
    224 КУРИННЫЙ А. В. Эрнест Абдулович, я, может быть, третью попытку предприму
    225 пояснить, о чём идёт речь. Мы не говорим о городских округах, о городах в
    226 классическом варианте, мы говорим о городских поселениях, которые часто
    227 состоят из пяти-шести сёл таких же самых, но их в силу разных причин взяли и
    228 назвали городским поселением. Там такие же проблемы со связью, такие же
    229 проблемы с отсутствием банковских учреждений - они точно такие же! И было бы
    230 логично, наверное, весь третий уровень вывести сегодня из-под жёсткого
    231 регулирования, то есть и городские, и сельские поселения как таковые, может
    232 быть, даже, как предлагал Николай Иванович, ограничив их число. Они
    233 совершенно ничем не отличаются - ни по уровню жизни, ни по инфраструктуре,
    234 просто их так назвали.
    235
    236 ВАЛЕЕВ Э. А. Так уж получилось по службе, что я в своё время десять лет
    237 прослужил в сельских районах, поэтому в чём разница между городским
    238 поселением и селом, прекрасно знаю. Различия есть, и они существенные. Я не
    239 случайно перечислил субъекты, в которых сейчас эти нарушения распространены,
    240 - это Алтайский край, это в основном сибирские территории, где сложности
    241 именно с коммуникацией, с получением информации, только поэтому мы пошли на
    242 упрощение порядка декларирования расходов в этом случае.
    243
    244 Что же касается городских поселений, мы совсем недавно, буквально несколько
    245 недель назад, приняли закон, по которому городские округа непременно центром
    246 должны иметь город. А что касается вот тех попыток в ряде областей, когда
    247 посёлки признавали городскими округами с центром - посёлком, всё, эта
    248 практика будет изжита.
    249
    250 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич.
    251
    252 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    253
    254 Уважаемый Андрей Анатольевич, закон своевременный, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ
    255 РОССИЯ", конечно, его поддержит. А вопрос следующий: надо ли эти декларации и
    256 сообщения об отсутствии сделок подавать главе субъекта Федерации, ведь
    257 всё-таки это исполнительная власть? Может быть, стоит усилить в этом процессе
    258 роль избирательных комиссий в субъектах Федерации, подавать это в
    259 облизбиркомы? Это будет более логично.
    260
    261 ШЕВЧЕНКО А. А. Спасибо за вопрос, Михаил Васильевич.
    262
    263 Ну, на самом деле для усиления роли возможно, но мы всё-таки думаем, что
    264 именно глава субъекта Российской Федерации должен определять правила и
    265 порядок подачи этих заявлений. Мы считаем, что на данном этапе необходимо
    266 делать заявления именно на имя губернатора субъекта.
    267
    268 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне микрофон включите.
    269
    270 ВАЛЕЕВ Э. А. Мы внесли изменения в закон "О противодействии коррупции",
    271 возложив полномочия по контролю на глав субъектов Федерации именно исходя из
    272 того, что в муниципалитетах, особенно в сельских поселениях, просто нет
    273 возможности создавать комиссии, чтобы они эту работу проводили. У главы
    274 субъекта Федерации есть возможность создать соответствующий аппарат, который
    275 будет заниматься такой работой, именно в связи с этим в 2017 году были
    276 внесены соответствующие изменения.
    277
    278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Тумусов Федот Семёнович.
    279
    280 ТУМУСОВ Ф. С. Александр Дмитриевич, если я правильно понял, вы сказали, что
    281 мы будем рассматривать ещё 13-й вопрос. Я понимаю, что это такой непопулярный
    282 законопроект, поэтому как-то так скомканно мы хотим его рассмотреть. Я
    283 предлагаю на завтра поставить его первым среди законопроектов первого чтения
    284 и рассмотреть завтра. Это очень важный закон для северян.
    285
    286 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обсудим на заседании Совета Думы. Хорошо.
    287
    288 Так, коллеги, есть желающие выступить?
    289
    290 Включите режим записи на выступления.
    291
    292 Покажите список.
    293
    294 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    295
    296 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я выражу
    297 позицию фракции: мы, естественно, поддержим этот законопроект. Но я вышел на
    298 эту трибуну, чтобы сказать вот что. Насколько я понимаю, мы заставляем
    299 депутатов всех уровней декларировать свои доходы и расходы только для того,
    300 чтобы преодолеть такое явление, как коррупция. Скажите мне, пожалуйста, а где
    301 коррупционных возможностей больше: в госкомпании, например в департаменте,
    302 который ежегодно распределяет закупки на 400-500 миллиардов рублей, или в
    303 сельском поселении, где весь годовой бюджет от 1 до 10 миллионов рублей? Вот
    304 скажите мне, пожалуйста! Самое интересное, что в первом случае мы не
    305 заставляем никого декларировать доходы и расходы, а во втором - заставляем,
    306 причём таких людей, которые декларируют свои расходы и доходы, уже миллионы
    307 по стране. Просто затраты на проверку этих деклараций гораздо больше, чем
    308 бюджеты, которые они утверждают, понимаете? Ну это же... я даже не знаю, как
    309 это назвать, какая же это борьба с коррупцией?!
    310
    311 Когда мы вам предлагаем убрать дыру в законе, из-за которой выводятся из-под
    312 госконтроля сделки на десятки триллионов рублей, вы говорите: нет, не надо,
    313 взаимозависимые лица - это внутреннее дело компании. Подождите, это
    314 государственные, в общем-то, средства, десятки триллионов рублей! И в то же
    315 время мы заставляем декларировать свои доходы сельских депутатов, когда весь
    316 бюджет 10 миллионов рублей на всех депутатов, понимаете? Там два или три
    317 должностных лица всего. Зачем мы это делаем? Надо вообще убирать
    318 декларирование! Мы считаем, что нужно оставить это только для тех, кто на
    319 постоянной основе работает, - вот те должны декларировать, с этим мы
    320 согласны, а если депутаты работают на непостоянной основе, у них есть право
    321 зарабатывать деньги, так зачем декларировать?
    322
    323 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    324
    325 Выборный Анатолий Борисович.
    326
    327 ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    328
    329 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект
    330 федерального закона - это яркий пример тонкой настройки антикоррупционного
    331 законодательства. Как известно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" стоит у истоков развития
    332 антикоррупционного законодательства и принятия базового закона - "О
    333 противодействии коррупции" и всех последующих законодательных инициатив на
    334 этот счёт, в том числе становления и развития института декларирования
    335 доходов и расходов. Предлагаемые сегодня новеллы не отменяют базовых
    336 принципов антикоррупционного законодательства и не разрушают института
    337 декларирования доходов и расходов, а лишь упрощают, развивают его - с одной
    338 стороны, они упрощают его, но с другой - делают более ответственным.
    339
    340 По сути, предлагаемые новеллы предлагают упростить порядок декларирования
    341 доходов и расходов депутатами из сельских поселений, которые осуществляют
    342 свои полномочия на непостоянной основе. Эта инициатива назрела давно. Как вы
    343 знаете, за последние годы мы рассмотрели ряд законодательных инициатив на
    344 этот счёт, но все они были ориентированы на снятие антикоррупционных
    345 ограничений, которые мы принимали ранее, по этой причине они отклонялись.
    346 Сегодня же мы рассматриваем вопрос не об отмене антикоррупционных
    347 обязанностей в части, касающейся данной категории парламентариев, а лишь об
    348 упрощении процедуры на этот счёт, развивая таким образом базовые принципы
    349 антикоррупционного законодательства и прежде всего принцип единства
    350 ограничений запретов и обязанностей: они будут обязаны отчитываться обо всех
    351 сделках по приобретению недвижимости, транспортных средств и другого
    352 имущества на общую сумму, превышающую общий доход за последние три года.
    353
    354 Таким образом, как вы сами видите, предлагаемые новеллы являются логическим
    355 развитием государственной антикоррупционной политики, согласуются с базовыми
    356 принципами антикоррупционного законодательства, а их реализация позволит, с
    357 одной стороны, упростить саму процедуру, а с другой стороны, усилить контроль
    358 на ответственных участках правоприменительной практики по реализации
    359 антикоррупционного законодательства.
    360
    361 По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона
    362 поддерживает.
    363
    364 Благодарю за внимание.
    365
    366 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    367
    368 Представители президента, правительства будут выступать? Докладчик,
    369 содокладчик?
    370
    371 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    372 статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
    373
    374 Включите режим голосования.
    375
    376 Покажите результаты.
    377
    378 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 11 сек.)
    379 Проголосовало за 391 чел.86,9 %
    380 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    381 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    382 Голосовало 391 чел.
    383 Не голосовало 59 чел.13,1 %
    384 Результат: принято
    385
    386 Принимается.