Проект федерального закона № 662059-7 «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»»

Идентификатор 30834
Номер 662059-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Комментарий в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам
Дата внесения 2019-03-11

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-08-02
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Аксаков Анатолий Геннадьевич
  • Балыбердин Алексей Владимирович
  • Бессараб Светлана Викторовна
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Будуев Николай Робертович
  • Германова Ольга Михайловна
  • Гетта Антон Александрович
  • Гулевский Михаил Владимирович
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Елыкомов Валерий Анатольевич
  • Жарков Антон Викторович
  • Зиннуров Ирек Хайдарович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Касаева Татьяна Викторовна
  • Кобзев Юрий Викторович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Козловский Александр Николаевич
  • Кононов Владимир Михайлович
  • Коткин Сергей Николаевич
  • Красов Андрей Леонидович
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Менделевич Борис Давыдович
  • Митина Елена Анатольевна
  • Новиков Владимир Михайлович
  • Огуль Леонид Анатольевич
  • Панков Николай Васильевич
  • Пахомов Сергей Александрович
  • Петров Анатолий Ильич
  • Пилюс Наталия Николаевна
  • Плотников Владимир Николаевич
  • Прокопьев Александр Сергеевич
  • Романов Михаил Валентинович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Ситников Алексей Владимирович
  • Смирнов Юрий Валентинович
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Тутова Лариса Николаевна
  • Фролова Тамара Ивановна
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Черняева Нина Алексеевна
  • Чижов Сергей Викторович
  • Яровая Ирина Анатольевна
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 662059-7 "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части установления запрета на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам).

    0 19-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении
    1 изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью
    2 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при
    3 осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о
    4 внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и
    5 микрофинансовых организациях". Доклад Павла Рюриковича Качкаева.
    6
    7 Пожалуйста, Павел Рюрикович.
    8
    9 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен
    12 комитетом к третьему чтению, замечаний нет. Комитет рекомендует принять
    13 законопроект в третьем чтении.
    14
    15 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, выступления по мотивам? Есть желающие.
    16
    17 Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.
    18
    19 Покажите список.
    20
    21 Хованская Галина Петровна - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.
    22
    23 ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной
    24 политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    25
    26 Уважаемые коллеги, безусловно, этот законопроект надо поддержать, принять -
    27 то, что творят коллекторы, совершенно недопустимо! Вместе с тем обращаю ваше
    28 внимание, что с 1 октября меняется процедура, вступает в силу та самая
    29 цивилизованная процедура обращения в суд, и необходимо будет представлять
    30 некие идентификаторы, которыми не обладают ни управляющие организации, ни
    31 ТСЖ, ни ЖСК, ни региональные операторы, в особо тяжёлом положении окажутся
    32 региональные операторы по организации проведения капитального ремонта,
    33 поэтому я ещё раз обращаюсь ко всем: учитывая объём задолженностей и
    34 учитывая, что мы переходим к цивилизованной форме их взыскания, чтобы
    35 добросовестные граждане не платили за неплательщиков, нужно эти два процесса
    36 синхронизировать. Отвечает у нас за долги не кто иной, как Министерство
    37 строительства и ЖКХ, и никакие другие структуры не имеют права вмешиваться в
    38 этот процесс.
    39
    40 А законопроект надо поддержать.
    41
    42 Спасибо за внимание.
    43
    44 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.
    45
    46 Уважаемые коллеги, мы принимаем очень важное решение. Действительно, речь
    47 идёт о запрете коллекторам взыскивать коммунальные долги, этот вопрос
    48 длительное время обсуждался в комитете, и необходимо поблагодарить Галину
    49 Петровну за её позицию: ею, как руководителем комитета, многое было сделано
    50 для того, чтобы мы сегодня рассматривали этот законопроект уже в третьем
    51 чтении.
    52
    53 Спасибо, Галина Петровна.
    54
    55 Каждое чтение было диалогом, и здесь надо отдать должное и правительству -
    56 спасибо, Александр Юрьевич, - правительство услышало депутатов, этот вопрос
    57 мы обсуждали совместно. И сегодня мы вышли на решение о запрете на уступку
    58 права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за
    59 жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам - понимаем, о чём идёт
    60 речь.
    61
    62 Включите режим голосования.
    63
    64 Покажите результаты.
    65
    66 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 29 сек.)
    67 Проголосовало за 404 чел.89,8 %
    68 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    69 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    70 Голосовало 404 чел.
    71 Не голосовало 46 чел.10,2 %
    72 Результат: принято
    73
    74 Федеральный закон принят единогласно.
    75

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 662059-7 "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части установления запрета на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам; принят в первом чтении 29 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    0 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 155 и
    1 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О
    2 защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении
    3 деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в
    4 Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
    5 организациях".
    6
    7 Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста.
    8
    9 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по жилищной политике и
    12 жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел данный законопроект и материалы к
    13 нему. К данному законопроекту поступило три поправки, которые рекомендованы
    14 комитетом к принятию и включены в таблицу № 1. По законопроекту поступили все
    15 необходимые согласования и заключения, законопроект готов для принятия во
    16 втором чтении. Прошу рассмотреть данный законопроект во втором чтении и в
    17 случае его принятия поставить на рассмотрение в третьем чтении на 16 июля.
    18
    19 Спасибо за внимание.
    20
    21 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.
    22
    23 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    24
    25 Ставлю таблицу на голосование.
    26
    27 Включите режим голосования.
    28
    29 Покажите результаты.
    30
    31 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 07 сек.)
    32 Проголосовало за 384 чел.85,3 %
    33 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    34 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    35 Голосовало 384 чел.
    36 Не голосовало 66 чел.14,7 %
    37 Результат: принято
    38
    39 Принимается таблица поправок.
    40
    41 Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.
    42
    43 Включите режим голосования.
    44
    45 Покажите результаты.
    46
    47 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 31 сек.)
    48 Проголосовало за 387 чел.86,0 %
    49 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    50 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    51 Голосовало 387 чел.
    52 Не голосовало 63 чел.14,0 %
    53 Результат: принято
    54
    55 Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления запрета на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам).

    0 ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной
    1 политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    2
    3 Убедительная просьба перенести и раньше рассмотреть 18-й вопрос, законопроект
    4 в первом чтении, учитывая его очень большую актуальность - напомню, это по
    5 теме о коллекторах.
    0 Галина Петровна, вы как считаете? Передвижка будет с 18-го пункта до 14-го.
    1 Но есть и другой вариант: поставить его первым среди законопроектов первого
    2 чтения.
    3
    4 Пожалуйста, включите микрофон Хованской Галине Петровне.
    5
    6 Александр Дмитриевич предлагает 9-м поставить.
    7
    8 Пожалуйста, Галина Петровна.
    9
    10 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, очень актуальный законопроект. И я
    11 напоминаю, что это предмет совместного ведения, поэтому он ещё месяц будет
    12 ждать второго чтения, поправок ко второму чтению. Вчера мы не сумели дойти до
    13 этого вопроса, и с учётом очень плотной повестки, я думаю, нам нужно
    14 гарантировать, чтобы он сегодня по крайней мере прошёл.
    15
    16 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, речь идёт о проекте федерального закона "О
    17 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в
    18 части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной
    19 задолженности по внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги
    20 третьим лицам). Введение запрета уступать это право коллекторским агентствам,
    21 коллекторам - это вопрос действительно очень серьёзный. Мы ведём диалог с
    22 правительством, пока нет ответа на этот вопрос, но принятие законопроекта в
    23 первом чтении, надеюсь, в любом случае приблизит нас к его решению. А какое
    24 оно будет, посмотрим, в том числе после того, как правительство выступит со
    25 своими аргументами.
    26
    27 Каким ставим?
    28
    29 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    30
    31 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 9-м. Итак, поступило предложение, с которым все
    32 согласны: поставить данный законопроект первым среди законопроектов первого
    33 чтения, речь идёт о законопроекте под пунктом 18. Нет возражений? Нет.
    34 Принимается.
    0 Коллеги, переходим к законопроектам первого чтения и, как мы договорились,
    1 рассматриваем законопроект, который у нас стоит под пунктом 18. Проект
    2 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    3 Российской Федерации". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.
    4
    5 ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ
    6 РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем очень важный
    9 законопроект, который напрямую затрагивает важнейшие законные права и
    10 интересы граждан. Данным законопроектом мы устанавливаем прямой запрет на
    11 взаимодействие коллекторов с гражданами Российской Федерации по взысканию
    12 долговых обязательств в сфере жилищно-коммунальных услуг.
    13
    14 У этой проблемы есть правовой и этический аспекты. Очень хорошо, что сегодня
    15 так совпало и мы заслушали доклад генерального прокурора, - я вам приведу
    16 некоторые данные, которые есть в аналитических материалах Генеральной
    17 прокуратуры, по поводу нарушений законных прав и интересов граждан в сфере
    18 жилищно-коммунального хозяйства и прошу вас обратить на это внимание, потому
    19 что речь идёт о гражданах всей страны, от Камчатки до Калининграда: 300 тысяч
    20 нарушений было установлено в прошлом году, 1 тысяча уголовных дел было
    21 возбуждено, 24 тысячи исков органами прокуратуры заявлено в суды в целях
    22 защиты законных прав и интересов граждан.
    23
    24 Что такое договор в системе ЖКХ? Это длящиеся правоотношения, которые не
    25 носят пресекательного характера даже в том случае, если возникает
    26 задолженность по той или иной причине. Следовательно, сам факт передачи
    27 долговых обязательств третьим лицам означает невозможность выполнения
    28 основного договора и получения целевых денежных средств ресурсоснабжающими
    29 организациями, а значит, это в конечном счёте не влечёт исполнения основного
    30 договора и ущемляет права и интересы собственников по общим стоимостным
    31 долговым обязательствам, которые связаны с поставкой ресурсов в системе ЖКХ.
    32
    33 Но эта проблема ещё имеет сущностный и этический аспекты, потому что сегодня,
    34 к сожалению... Пояснительная записка к этому законопроекту, можно сказать,
    35 написана гражданами нашей страны, написана правоохранительными органами,
    36 написана средствами массовой информации, в которых неоднократно сообщаются
    37 совершенно ужасающие факты - то, как неправомерно себя ведут коллекторы по
    38 отношению к гражданам нашей страны. Конечно, возбуждаются в ряде случаев
    39 уголовные дела, но это только верхушка айсберга. И я напомню основные составы
    40 уголовных преступлений, которые совершаются в отношении граждан: это не
    41 только распространение информации, порочащей честь и достоинство, это не
    42 только незаконное проникновение в жилище, это не только незаконное изъятие
    43 имущества, но, к сожалению, имеют место и факты прямых насильственных
    44 действий.
    45
    46 С того момента, как данная законодательная инициатива была подготовлена и
    47 внесена в Государственную Думу... я приведу примеры только последних событий,
    48 которые произошли уже после того, как законопроект был разработан. И хочу
    49 подчеркнуть: почему, образно говоря, граждане нашей страны написали
    50 пояснительную записку к этому законопроекту? Потому что мы все работаем с
    51 обращениями граждан и мы слышим уже давно этот сигнал - не просто тревоги, а
    52 стихийного бедствия, сигнал "SOS", требование спасения.
    53
    54 Последние события. Когда мы готовили законопроект, имели место вопиющие
    55 факты: к девяностодвухлетнему старику, ветерану войны, пришли коллекторы и,
    56 угрожая паяльником, намеревались причинить ущерб его здоровью - всё, что
    57 высказывалось и делалось по этому поводу, я думаю, не требует красочного
    58 описания с этой трибуны. Уже после того, как был внесён законопроект, уже
    59 когда это сообщество коллекторское знало о намерении депутатов поставить
    60 надёжную защиту жизни и здоровья граждан и пресечь, императивно исключить
    61 любую возможность доступа к гражданам в формате взаимодействия в части
    62 долговых обязательств по ЖКХ... Даже зная это, в одном из городов они
    63 привозят гроб, ставят у подъезда и размещают на нём номер квартиры, в
    64 присутствии маленьких детей в общественном месте они останавливают родителей
    65 и угрожают жизни и здоровью. Должен ли быть предел у этого беспредела? Вопрос
    66 риторический.
    67
    68 И вы знаете, что, наверное, сегодня отличает парламент России? То, что целым
    69 рядом законодательных инициатив мы не просто создаём какие-то новые подходы в
    70 расширении гражданских прав и свобод, но мы и обеспечиваем надёжную защиту
    71 жизни и безопасности граждан, мы пресекаем правонарушения и упреждаем, делаем
    72 невозможным дальнейшее злоупотребление и причинение вреда нашим гражданам.
    73
    74 Кроме того, у граждан должно быть право, в том числе и через судебные
    75 процедуры, оспаривания обоснованности тех платежей, которые им выставляются.
    76 Я думаю, наш профильный комитет, как никто другой, это знает, да и мы,
    77 работая с обращениями граждан, знаем, и не случайно такое количество
    78 обращений по долгам в сфере ЖКХ и решений прокуратуры в пользу граждан -
    79 очень часто это совершенно неверные исчисления. Даже в моём родном Камчатском
    80 крае - я сейчас готовила обращение в прокуратуру - через решение казённого
    81 предприятия были избыточно массово взысканы средства с граждан и граждане в
    82 инициативном порядке не смогли их вернуть. Более того, представление
    83 прокуратуры было проигнорировано!
    84
    85 Так что, коллеги, речь идёт о том, что мы должны принимать уже более
    86 серьёзные, решительные меры, для того чтобы сделать в принципе невозможным
    87 обман граждан и невозможным насилие по отношению к гражданам.
    88
    89 Очень важно, что данная законодательная инициатива поддержана профильным
    90 министерством - министерством жилищно-коммунального хозяйства. Очень хочется
    91 верить и надеяться на то, что и позиция других ведомств, которая не была
    92 сформулирована, но о ней нам говорил представитель правительства, будет в
    93 пользу справедливости, закона и граждан нашей страны. Инициатива сегодня
    94 поддержана разными фракциями - я думаю, это тоже очень важно, потому что это
    95 наша консолидированная позиция, она связана с жизнью и безопасностью людей,
    96 она вне политических разногласий.
    97
    98 Уважаемые коллеги, прошу поддержать этот законопроект.
    99
    100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.
    101
    102 С содокладом от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному
    103 хозяйству выступает Павел Рюрикович Качкаев.
    104
    105 КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    106
    107 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна достаточно
    108 подробно доложила данный законопроект, это избавляет меня от повторения всего
    109 того, что сегодня творится в сфере взыскивания долгов по платежам за услуги в
    110 жилищно-коммунальном хозяйстве.
    111
    112 Ну, просто несколько примеров. Очень много случаев, когда наших граждан
    113 коллекторы пытаются угрозами выселить из квартиры или взять квартиру в
    114 собственность для покрытия долгов, но я хотел бы остановиться на одном
    115 моменте. Вот, кроме того, о чём Ирина Анатольевна говорила, есть решения
    116 Верховного Суда Российской Федерации, где чётко установлено, что взыскание
    117 этих долгов должно производиться теми предприятиями или теми организациями,
    118 которые предоставляют данные жилищно-коммунальные услуги.
    119
    120 И ведь коллекторы - это не бесплатная услуга. И без того у нас сегодня
    121 недосбор по платежам: платежи граждан составляют где-то 95-97 процентов, а
    122 если мы передаём эти долги коллекторам, то ещё порядка 10-15 процентов,
    123 вместо того чтобы идти на погашение долгов за коммунальные услуги, на
    124 содержание жилых помещений, на содержание общего имущества МКД, уходит просто
    125 в карманы этих коллекторов.
    126
    127 Комитет однозначно поддерживает данный законопроект. Есть, правда, несколько
    128 замечаний неконцептуального характера от нашего комитета и от Комитета по
    129 финансовому рынку, которые могут быть учтены ко второму чтению.
    130
    131 Что касается региональной поддержки: мы получили 55 заключений от регионов -
    132 39 регионов поддерживают данный законопроект, 19 регионов не имеют замечаний
    133 к данному законопроекту.
    134
    135 Ну, Ирина Анатольевна сказала, что и Минстрой, и Федеральная служба судебных
    136 приставов также поддерживают данный законопроект, и я думаю, что всё-таки и
    137 правительство в целом тоже данный законопроект поддержит.
    138
    139 Спасибо за внимание.
    140
    141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович.
    142
    143 Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.
    144
    145 Включите режим записи на вопросы.
    146
    147 Покажите список.
    148
    149 Смолин Олег Николаевич.
    150
    151 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.
    152
    153 Уважаемая Ирина Анатольевна, ваше красочное выступление и та информация,
    154 которая поступает, я думаю, однозначно подвигнут всех депутатов поддержать
    155 законопроект, но скажите, пожалуйста, как будут наказываться те, кто будет
    156 его нарушать?
    157
    158 ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо и за поддержку, и за вопрос.
    159 Дело в том, что установление запрета на передачу долга априори означает, что
    160 ни управляющая компания, ни ТСЖ, ни кто бы то ни было ещё не смогут
    161 передавать третьим лицам долговые обязательства, и, следовательно, сами
    162 правоотношения, которые сегодня формируются, потому что закон это не
    163 запрещает, будут пресечены. В случае если вдруг кем-то будут совершаться
    164 действия, связанные с вымогательством, с нарушением жилищных прав, любые
    165 другие действия, которые предусмотрены уголовным законодательством, субъекты
    166 будут нести установленную законом ответственность по общим правилам.
    167
    168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    169
    170 Тумусов Федот Семёнович.
    171
    172 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    173
    174 У меня вопрос к авторам.
    175
    176 Уважаемая Ирина Анатольевна, безусловно, очень нужный законопроект в защиту
    177 наших граждан - граждан Российской Федерации - о запрете передачи долгов
    178 третьим лицам, то бишь коллекторам, но как быть, если действия уже были
    179 совершены, если уже произошла передача долгов до вступления в силу данного
    180 закона, коллекторы уже работают? Безусловно, мы этот закон примем, но как
    181 быть с этим, то есть закон будет иметь обратную силу или нет?
    182
    183 ЯРОВАЯ И. А. Спасибо большое, очень хороший вопрос. Я думаю, что нам здесь
    184 нужно ко второму чтению в этой части предусмотреть нормы прямого действия,
    185 которые касались бы вот тех обязательств, которые были ранее сформированы.
    186 При этом я хотела бы обратить внимание ваше, коллеги, ещё и на тот факт, что
    187 - мы об этом не говорили, ни я, ни комитет - здесь ещё идёт нарушение и
    188 закона "О персональных данных", поэтому всё, что здесь сформировалось как
    189 квазиправоотношения, как легитимизация на самом деле противоправных действий,
    190 конечно, должно быть пресечено. И нам нужно, наверное, подумать над тем,
    191 чтобы предусмотреть норму в законе, чтобы даже те обязательства, которые были
    192 переданы, были возвращены, чтобы они не оставались на исполнении у
    193 коллекторов, иначе мы с вами можем получить шлейф мнимых продолжаемых
    194 обязательств, которые были переданы, и это позволит злоупотреблять. Поэтому
    195 спасибо вам за вопрос, мы обязательно это учтём ко второму чтению.
    196
    197 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    198
    199 Павел Рюрикович, спасибо.
    200
    201 Будут ли желающие выступить? Будут.
    202
    203 Включите режим записи на выступления.
    204
    205 Покажите список.
    206
    207 Хованская Галина Петровна, пожалуйста. Выступление от фракции.
    208
    209 ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проблема есть,
    210 проблема перезрела, надо прекратить издевательства над нашими гражданами -
    211 вот что получается в сухом остатке. Об этом уже было сказано много правильных
    212 слов, было сказано также, что суды в принципе встают на сторону граждан, а не
    213 коллекторов в таких ситуациях. И совершенно правильно говорила Ирина
    214 Анатольевна, что отношения в этой сфере и договорные отношения
    215 продолжительные и вот такие коллекторские усилия практически не дают
    216 возможности дальше нормально в судебном порядке рассмотреть вот эти долги или
    217 мнимые долги, о чём тоже сегодня говорилось, обращаю ещё раз ваше внимание на
    218 это.
    219
    220 Хочу сказать ещё о нюансах, мы их, я думаю, ко второму чтению учтём. Нужно
    221 чётко понимать, что вот в переуступке права требования товариществу речь идёт
    222 только о том товариществе, которое вновь избрано или образовано в том же
    223 самом доме, или о том же самом ЖСК, или... Короче говоря, нельзя передавать
    224 каким-то другим внешним силам эти полномочия.
    225
    226 Теперь ещё один нюанс, о котором тоже говорилось, - это ситуация, которая
    227 сейчас сложилась в связи с обращением тех же управляющих организаций, ТСЖ,
    228 ЖСК, ресурсников в суды для взыскания долгов. Понимаете, тут у них тоже есть
    229 проблема, об этом мы сегодня не говорили, и мы уже предлагаем её решить,
    230 соответствующий проект внесли, проблема есть: они ограничены в возможности
    231 обращения в судебные органы, поскольку в большинстве случаев - вот в связи с
    232 изменением законодательства - не обладают такими персональными данными, как
    233 ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение и так далее. Мы соответствующую
    234 инициативу внесли 4 апреля - прошу обратить на неё внимание, прошу её
    235 поддержать, чтобы всё это шло у нас в комплексе, в совокупности.
    236
    237 Ещё хочется сказать о том, что всё-таки это деньги граждан и не имеют права
    238 ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющие организации без волеизъявления всех
    239 собственников, которое должно быть подтверждено решением общего собрания,
    240 такие действия производить, понимаете? Вот второй нюанс, который, безусловно,
    241 нужно нам учесть при подготовке документа ко второму чтению.
    242
    243 А так, конечно, безусловно, надо поддержать законопроект. Спасибо, что вы
    244 согласились перенести рассмотрение этого очень важного документа, что мы его
    245 рассмотрели и через 30 дней у нас будет возможность приступить к обсуждению
    246 во втором чтении. Чем скорее, тем лучше, потому что каждый день нарушаются
    247 права наших избирателей.
    248
    249 Спасибо за внимание.
    250
    251 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.
    252
    253 Пахомов Сергей Александрович. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    254
    255 ПАХОМОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    256
    257 Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно,
    258 поддерживает концепцию законопроекта, который представлен большой группой
    259 депутатов, в том числе я вхожу в число авторов. Это наша принципиальная
    260 позиция.
    261
    262 Если говорить о долгах за услуги ЖКХ, то пока это проблема номер один в
    263 отрасли наряду с существенным, с гигантским износом сетей, об этом нам всем
    264 прекрасно известно. Хотел бы напомнить, что, по данным Минстроя России, на
    265 начало 2019 года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями
    266 составил абсолютно гигантскую цифру - 1,2 триллиона рублей, из которых 750
    267 миллионов рублей - это задолженность жителей, а остальное накопили
    268 управляющие компании. С этой проблемой в ближайшие годы нам ещё предстоит
    269 разбираться, и разбираться серьёзно, и мы должны это делать системно и
    270 планомерно, но вот чего мы точно делать не будем, так это оставлять людей
    271 один на один с коллекторами. Долги долгам рознь, и сегодня об этом
    272 говорилось, и причины их возникновения разные. Плата за услуги ЖКХ, даже если
    273 она становится долгом, является платежом, от которого человек, по сути, не
    274 имеет возможности отказаться, это не кредит, не заём, у таких долгов иная
    275 суть возникновения, это не деньги, которые берут для покупок.
    276
    277 Три года назад, когда мы приняли федеральный закон № 230-ФЗ о коллекторской
    278 деятельности, был установлен запрет на продажу долгов в сфере ЖКХ
    279 коллекторам, но при этом лазейка осталась, и ресурсоснабжающие организации в
    280 настоящее время имеют возможность совершать уступку прав требования за
    281 конкретное вознаграждение, то есть, по сути, передавать долги коллекторам.
    282 Какие сегодня рычаги по сбору долгов - деньги всё равно собирать надо, об
    283 этом тоже необходимо говорить - есть у ресурсников и управляющих компаний? У
    284 каждой организации, работающей в этой системе, есть свой отдел по работе с
    285 дебиторской задолженностью, который должен работать с неплательщиками и идти
    286 в суды в крайнем случае, как бы это ни было сложно, далее действуют судебные
    287 приставы - в любом случае цивилизованные механизмы есть, они существуют.
    288
    289 Мы видим, что претензионная работа ведётся: я хотел бы вам сказать, что, по
    290 статистике Верховного Суда, за прошлый год судами было рассмотрено почти 7
    291 миллионов дел по коммунальным платежам и плате за капитальный ремонт - речь
    292 идёт о задолженности. Да, есть проблема в том, что судебные приставы зачастую
    293 не способны истребовать задолженность, но это рабочий механизм, и, если он не
    294 очень хорошо работает, это дело сугубо ответственных за его функционирование.
    295 Мы уже принимали решения, которые должны были сдвинуть проблему неплатежей с
    296 мёртвой точки, - о прямых договорах, о единых расчётно-кассовых центрах.
    297 Отрасль выходила к нам с предложениями, просила нас, предлагала механизмы, мы
    298 шли отрасли навстречу - ну так вот пусть работают, оттачивают уже
    299 существующие у них механизмы, эффект от которых, прямо скажем, пока не так
    300 сильно заметен, если судить по динамике роста задолженности.
    301
    302 Вместе с тем мы видим, как управляющие компании и ресурсники, вместо того
    303 чтобы работать с задолженностью в правовом поле, начинают активно передавать
    304 долги населения коллекторам. Естественно, те приходят в первую очередь куда?
    305 Судя по количеству публикаций в средствах массовой информации, они идут в
    306 первую очередь к самым незащищённым слоям наших граждан - и, так или иначе,
    307 всё чаще накачанные ручонки коллекторов тянутся к звонкам на дверях квартир
    308 наших пенсионеров. Так, конечно же, быть не должно, это неправильно, мы
    309 должны поставить законодательный заслон подобным действиям и решать проблему
    310 задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, используя другие
    311 рычаги воздействия, а они, как я уже говорил, сегодня есть и пока их
    312 достаточно. А если их недостаточно, то мы готовы продолжить работать над
    313 этим, но в рамках всё-таки иных законодательных инициатив.
    314
    315 А сейчас фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект.
    316
    317 Спасибо за внимание.
    318
    319 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович.
    320
    321 Ирина Анатольевна, с заключительным словом будете выступать?
    322
    323 Пожалуйста, Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон.
    324
    325 ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, поскольку мы очень детально анализировали
    326 ситуацию, я хотела бы всё-таки привести объективные данные, подтверждающие,
    327 что сегодня как раз эффективное функционирование судебной системы и взыскание
    328 долговых обязательств через службу судебных приставов - это самая правильная,
    329 прозрачная и эффективная правовая процедура: в 2017 году на исполнение было
    330 4,5 миллиона исполнительных производств, и абсолютно большая часть, 2,9
    331 миллиона, была взыскана. Почему сегодня не всегда обращаются в суд, а проще
    332 передавать коллекторам? Потому что в суде надо доказывать обоснованность
    333 взысканий и у гражданина появляется право доказательно, убедительно в том
    334 числе менять сумму взыскания.
    335
    336 Ну и конечно, самое главное - то, что вот этот договор, по которому
    337 фактически выкупаются долги, означает следующее: зарабатывает коллектор, а с
    338 точки зрения решения проблемы долга ничего не решается, то есть у гражданина
    339 что-то отбирается, остаётся у коллектора, но общая проблема, которая связана
    340 с работой ресурсоснабжающих компаний, с общей собственностью, абсолютно не
    341 решается.
    342
    343 Коллеги, спасибо большое за обсуждение и спасибо за предложения ко второму
    344 чтению. Я думаю, мы вместе с вами поработаем. Огромное спасибо!
    345
    346 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    347
    348 Павел Рюрикович? Не будете выступать.
    349
    350 Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.
    351
    352 Включите режим голосования.
    353
    354 Покажите результаты.
    355
    356 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 08 сек.)
    357 Проголосовало за 399 чел.88,7 %
    358 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    359 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    360 Голосовало 399 чел.
    361 Не голосовало 51 чел.11,3 %
    362 Результат: принято
    363
    364 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.