0 |
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный |
1 |
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской |
2 |
Федерации". Докладывает член Совета Федерации Вячеслав Степанович Тимченко. |
3 |
|
4 |
ТИМЧЕНКО В. С., член Совета Федерации. |
5 |
|
6 |
Добрый день, уважаемые коллеги! |
7 |
|
8 |
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые друзья! Данный законопроект направлен на |
9 |
совершенствование территориальной организации местного самоуправления и |
10 |
предусматривает введение нового вида муниципального образования - |
11 |
муниципального округа. |
12 |
|
13 |
Как вы помните, в 2014 году законом № 136-ФЗ было введено два новых типа |
14 |
муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением, а |
15 |
также внутригородской район с внутригородским делением - данные изменения |
16 |
были направлены на совершенствование законодательства в сфере городских |
17 |
агломераций. Эта же новация предполагает возможность создания альтернативного |
18 |
эффективного способа организации местного самоуправления в том числе с целью |
19 |
развития прежде всего сельских территорий. |
20 |
|
21 |
Под муниципальным округом предлагается понимать три и более объединённых |
22 |
общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными |
23 |
образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением |
24 |
непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, |
25 |
которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые |
26 |
им федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Вопросы |
27 |
местного значения муниципального округа в целом будут аналогичны вопросам |
28 |
местного значения городского округа. |
29 |
|
30 |
Также проектом закона уточняются критерии, которым должны соответствовать |
31 |
городские округа. В частности, не менее двух третей населения городского |
32 |
округа должны проживать в городах или иных городских населённых пунктах; |
33 |
предусматривается, что в составе территории городского округа могут |
34 |
находиться и территории сельских населённых пунктов, не являющихся |
35 |
муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития |
36 |
социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, причём |
37 |
размер этих территорий не должен превышать размера территории входящих в |
38 |
состав городского округа городов или иных городских населённых пунктов. Таким |
39 |
образом, законопроект предполагает чёткие различия между городским и |
40 |
муниципальным округом. Предусматривается также введение новых форм |
41 |
преобразования, объединения и разделения муниципальных образований, что даст |
42 |
возможность уже созданным городским округам, где есть значительные |
43 |
неурбанизированные территории, преобразоваться в муниципальные округа. |
44 |
|
45 |
Эксперты и авторы данного законопроекта считают, что его принятие позволит |
46 |
решить целый ряд проблем населённых пунктов. Прежде всего консолидация |
47 |
ресурсов даст возможность повысить эффективность решения отраслевых вопросов |
48 |
местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся |
49 |
наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного |
50 |
и социально-экономического развития территории. |
51 |
|
52 |
Важно обратить внимание на то, что положения законопроекта не понуждают |
53 |
муниципалитеты к обязательному объединению, осуществление преобразования - |
54 |
это исключительное право населения и органов местного самоуправления. Там, |
55 |
где устоялась система муниципальных районов с поселениями, местное сообщество |
56 |
может продолжить работу в рамках привычной двухуровневой системы местного |
57 |
самоуправления. |
58 |
|
59 |
Новая форма позволит избежать практики, когда в городские округа объединялись |
60 |
преимущественно сельские населённые пункты и огромная площадь с лесами и |
61 |
полями становилась одним большим городским округом. На муниципальный округ |
62 |
как на новую форму есть запрос в муниципальном сообществе. Кроме того, |
63 |
принятие данного законопроекта будет способствовать сохранению сельского |
64 |
уклада, поскольку в рамках муниципальных округов сельские населённые пункты |
65 |
останутся сельскими, не будет их искусственной урбанизации и никакие льготы, |
66 |
преференции и особые условия, связанные с этим, не исчезнут. |
67 |
|
68 |
Особо подчеркну, что законопроектом предусматривается достаточно длительный |
69 |
переходный период - до 1 января 2025 года, для того чтобы территории имели |
70 |
возможность плавно перестроиться на новую схему организации местного |
71 |
самоуправления. |
72 |
|
73 |
Данная законодательная инициатива была рассмотрена профильными комитетами и |
74 |
Совета Федерации, и Государственной Думы. Мы благодарны экспертам, мы |
75 |
благодарны всем участникам процесса обсуждения перед первым чтением, |
76 |
высказавшим свои замечания и предложения, которые, к слову, не носят |
77 |
концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко |
78 |
второму чтению. |
79 |
|
80 |
Уважаемые коллеги, прошу поддержать данную законодательную инициативу. |
81 |
|
82 |
Спасибо за внимание. |
83 |
|
84 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович, присаживайтесь. |
85 |
|
86 |
С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по |
87 |
федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. |
88 |
|
89 |
Пожалуйста. |
90 |
|
91 |
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному |
92 |
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. |
93 |
|
94 |
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик коротко изложил суть |
95 |
проекта закона, который, конечно, является фундаментальным и направлен на |
96 |
существенное изменение территориальных основ местного самоуправления, |
97 |
поскольку вводит новый тип муниципального образования - муниципальный округ, |
98 |
автор об этом сказал. Законопроект внесён нашими коллегами - и депутатами, |
99 |
большим составом, и членами Совета Федерации, - что свидетельствует о его |
100 |
актуальности. |
101 |
|
102 |
Если следовать логике авторов (согласно пояснительной записке), данная мера |
103 |
позволит сконцентрировать представительские и административные ресурсы в |
104 |
одном центре принятия решений - в основном это касается сельской местности, - |
105 |
с тем чтобы обеспечить экономию бюджетных средств на содержание органов |
106 |
местного самоуправления в сельских поселениях, в первую очередь там, где это |
107 |
целесообразно, то есть в труднодоступных малонаселённых территориях, в |
108 |
Арктике и малонаселённых территориях Сибири и Дальнего Востока. В частности, |
109 |
уважаемые коллеги, данный вид муниципального образования позволит нам |
110 |
систематизировать практику преобразования муниципальных районов в так |
111 |
называемые городские округа, поскольку муниципальный округ является округом |
112 |
сельским, а городской округ является округом городским. То есть главный |
113 |
критерий, который этим законом вводится, - это критерий заселённости, или |
114 |
урбанизированности, автор об этом сказал. Если муниципальный округ - это в |
115 |
основном сельская территория, то городской округ (и здесь мы существенно |
116 |
продвигаемся по сравнению с законом от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ) - это |
117 |
муниципальное образование, две трети населения которого проживает в городе |
118 |
либо в городских населённых пунктах, однако где также есть территория, |
119 |
которая предназначена для развития его социальной, транспортной и иной |
120 |
инфраструктуры и которую можно охарактеризовать как сельскую, при этом она не |
121 |
должна превышать урбанизированную, заселённую территорию. |
122 |
|
123 |
Не буду останавливаться на плюсах законопроекта - всё-таки он позволяет нам |
124 |
преобразовать ошибочно образованные городские округа в муниципальные округа, |
125 |
такая процедура законом предусмотрена, и установлен довольно большой срок для |
126 |
проведения таких преобразований, - скажу лишь о некоторых рисках, которые на |
127 |
заседании комитета были отмечены и членами комитета, и экспертами, уважаемыми |
128 |
коллегами. |
129 |
|
130 |
В первую очередь необходимо ко второму чтению погрузить в текст законопроекта |
131 |
защитные механизмы, которые избавят нас от риска произвольного упразднения в |
132 |
муниципальных районах поселений, которые самодостаточны, имеют |
133 |
социально-экономический потенциал, имеют право на существование, на |
134 |
дальнейшее развитие, - такие муниципальные районы, вне всякого сомнения, |
135 |
необходимо сохранить. И такой защитный механизм, по нашему мнению, ко второму |
136 |
чтению в проекте закона должен появиться. |
137 |
|
138 |
Второе. В случае преобразования муниципальных районов в муниципальные округа |
139 |
у нас высвободится большой штат местного депутатского корпуса - это люди |
140 |
активные, неравнодушные, которые, формируя институты гражданского общества, |
141 |
занимались вопросами своих сёл, своих поселений, поэтому, конечно, необходимо |
142 |
предусмотреть в законодательстве такие институты, в рамках которых они могли |
143 |
бы быть задействованы. На наш взгляд, можно развивать институты сельских |
144 |
старост, ТОСов, а также общественных советов или палат во вновь образованных |
145 |
муниципальных округах, куда они могли бы войти, представляя свою территорию. |
146 |
|
147 |
Третий очень важный момент - не утратить статус сельской территории и статус |
148 |
сельского жителя в сельских населённых пунктах, поскольку сейчас у нас очень |
149 |
много государственных программ, программ субъектов, направленных на |
150 |
дополнительную поддержку этой категории граждан и этой территории. В связи с |
151 |
этим есть предложение во втором чтении внести изменения в текст проекта |
152 |
закона, дать понятийный аппарат, которого, кстати, до сих пор нет в новом |
153 |
отечественном законодательстве. Последний акт - это указ Президиума |
154 |
Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года об общих принципах |
155 |
административно-территориального устройства. Нам нужно сформулировать |
156 |
определения понятий "населённый пункт", "городской населённый пункт", |
157 |
"сельский населённый пункт", поскольку этими терминами оперирует |
158 |
законодатель. |
159 |
|
160 |
С учётом данных замечаний комитет считает возможным поддержать проект закона |
161 |
в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению. |
162 |
|
163 |
Фракция ЛДПР также поддержит, считает возможным поддержать проект закона, но |
164 |
только при условии его существенной доработки во втором чтении и минимизации |
165 |
всех тех рисков, о которых было сказано. |
166 |
|
167 |
Из Совета Федерации пришёл положительный отзыв, автор об этом сказал. Кроме |
168 |
того, мы получили отзывы из субъектов: 11 субъектов консолидированно за, |
169 |
также за 29 законодательных и 19 исполнительных органов государственной |
170 |
власти, в одном субъекте законодательный орган против, это Республика |
171 |
Дагестан. |
172 |
|
173 |
Спасибо за внимание. |
174 |
|
175 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. |
176 |
|
177 |
Включите режим записи на вопросы. |
178 |
|
179 |
Покажите список. |
180 |
|
181 |
Черкасов Кирилл Игоревич. |
182 |
|
183 |
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. |
184 |
|
185 |
Вопрос Вячеславу Степановичу. |
186 |
|
187 |
Вячеслав Степанович, мы с вами вместе представляем Кировскую область и знаем, |
188 |
как непросто у нас реализовывался 131-й федеральный закон. Вот сейчас, когда |
189 |
мы обсуждаем данный законопроект, как вы предполагаете, в связи с этой |
190 |
градацией - сельские жители и городские жители - при объединении в округ во |
191 |
сколько законов и подзаконных актов необходимо будет внести изменения? И как |
192 |
это будут делать территории, с учётом того что сегодня фактически ни |
193 |
вице-губернаторы, ни внутренняя политика никак не регулируют то, что |
194 |
происходит: сверху спускается команда, а дальше районные власти вынуждены всё |
195 |
это делать фактически сами, оставаясь один на один с этими вопросами? |
196 |
|
197 |
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос, Кирилл Игоревич. К сожалению, процесс |
198 |
укрупнения муниципальных образований, преобразования их в городские округа |
199 |
происходит не только в Кировской области - а если говорить о Кировской |
200 |
области, то здесь этот процесс не столь большие масштабы приобрёл, - эта |
201 |
проблема касается многих субъектов Российской Федерации. Именно поэтому было |
202 |
принято предложение муниципального сообщества, экспертного сообщества о |
203 |
разработке данной законодательной инициативы, она даёт возможность наряду с |
204 |
городскими округами создавать муниципальные округа, которые полностью |
205 |
сохраняют все те преференции, все те возможности для сельских жителей, |
206 |
которые ранее проживали в муниципальных районах - в сельских поселениях, |
207 |
городских поселениях, входящих в состав муниципальных районов. |
208 |
|
209 |
Переходный период до 1 января 2025 года позволит безболезненно перейти на |
210 |
новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Причём, я об этом |
211 |
уже говорил в своём выступлении, будет не только новый вид муниципального |
212 |
образования, но и новый способ преобразования - разделение. То есть там, где |
213 |
есть целесообразность оставить городской округ, который до сих пор имел |
214 |
большую сельскую территорию, эта часть территории вычленяется, может быть, |
215 |
уйдёт из городского округа, объединится (объединение - это ещё один способ |
216 |
преобразования) и получится муниципальный округ, отвечающий определённым |
217 |
требованиям. И чётко будет различаться, что такое городской округ и что такое |
218 |
муниципальный округ. В существующей сейчас трактовке ограничений по |
219 |
формированию городского округа нет, поэтому иногда на местах происходили |
220 |
перегибы и в городские округа объединялись поселения, которые по своей |
221 |
территории... ну, там проживает, скажем, 5 тысяч человек - это не только в |
222 |
Кировской области, наоборот, это, может быть, даже характерно не столько для |
223 |
Кировской области, сколько, например, для Подмосковья. У нас в Подмосковье |
224 |
есть городской округ Серебряные Пруды, на территории которого проживает |
225 |
несколько тысяч человек, а площадь его - почти пол-Москвы. Это |
226 |
нецелесообразно, именно поэтому такие новации были предложены в данной |
227 |
законодательной инициативе. |
228 |
|
229 |
Безусловно, необходимо будет принять нормативные акты, но это будут |
230 |
нормативные акты субъектов Российской Федерации. Я хочу напомнить, что в 2014 |
231 |
году 136-м и 165-м законами мы передали много полномочий на уровень субъектов |
232 |
Российской Федерации, что позволит оперативно реагировать на изменение |
233 |
законодательства о местном самоуправлении, в том числе на те изменения, |
234 |
которые предлагаются в данном законопроекте. |
235 |
|
236 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне микрофон включите. |
237 |
|
238 |
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. |
239 |
|
240 |
Отвечая на первый вопрос Кирилла Игоревича - о том, как идут преобразования, |
241 |
- нужно сказать, что действующая редакция 131-го закона вообще не содержит |
242 |
никаких критериев для преобразования муниципального района в городской округ, |
243 |
с учётом того что 7 апреля мы приняли 62-й федеральный закон. |
244 |
|
245 |
Можно ещё 30 секунд? |
246 |
|
247 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для ответа на вопрос. |
248 |
|
249 |
ДИДЕНКО А. Н. 7 апреля в этом зале данный закон был принят голосами одной |
250 |
фракции: выступая по мотивам, все три оппозиционные фракции высказались |
251 |
против. И с того момента началась так называемая четвёртая волна |
252 |
комбинированного преобразования, когда при преобразовании муниципального |
253 |
района все поселения района не присоединялись к городскому округу с |
254 |
последующей ликвидацией района, а просто объединялись, как правило, вокруг |
255 |
городского поселения в таком муниципальном районе, в котором вообще нет |
256 |
городского округа, таким образом, муниципальный район утрачивал свой статус. |
257 |
|
258 |
Предложенная редакция проекта закона существенно ограничивает такой |
259 |
произвольный характер преобразования муниципального района в городской округ, |
260 |
поскольку вводит критерий урбанизированности. Теперь для преобразования в |
261 |
городской округ нужно иметь две трети населения в городах, в городских |
262 |
населённых пунктах, 50 процентов застроенной территории, 50 процентов |
263 |
незастроенной территории - это очень важный критерий. |
264 |
|
265 |
Кроме того, при наличии муниципального округа есть возможность создавать |
266 |
одноуровневый муниципалитет в незаселённой территории, то есть, таким |
267 |
образом, возможно обратное преобразование. Сегодня три субъекта без |
268 |
муниципальных районов - это Магаданская область, Сахалинская область, где не |
269 |
самые заселённые территории, откровенно говоря, и Калининградская область, |
270 |
где есть геостратегическая специфика. Они с самого начала после введения |
271 |
131-го закона создали несколько городских округов в пределах района, то есть |
272 |
для них эта практика типичная. |
273 |
|
274 |
Благодаря установлению критериев мы можем сегодня упорядочить эту |
275 |
деятельность, хотя, повторю, против произвольного преобразования |
276 |
муниципального района в муниципальный округ в тексте законопроекта защитных |
277 |
механизмов нет, и мы в своём заключении на десяти листах предлагаем ввести |
278 |
эти механизмы. |
279 |
|
280 |
Второй вопрос, конечно же, также заслуживает внимания. Придётся переработать |
281 |
огромное количество нормативных правовых актов, в первую очередь 131-й закон, |
282 |
Градостроительный кодекс, всё смежное законодательство в сфере энергетики и |
283 |
снабжения. По предложению авторов признать равнозначными понятия |
284 |
"муниципальный округ", "городской округ", "городской округ с внутригородским |
285 |
делением" не представляется возможным, потому что городской округ таковой |
286 |
благодаря заселению своей территории, а муниципальный округ, одноуровневый - |
287 |
вопреки заселению. Смысл ответа в том, что предстоит существенная работа. |
288 |
|
289 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
290 |
|
291 |
Осадчий Николай Иванович. |
292 |
|
293 |
ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос докладчику. |
294 |
|
295 |
Уважаемый Вячеслав Степанович, в связи с перспективой образования |
296 |
муниципальных округов в случае принятия данного закона какой будет роль |
297 |
самого населения, как граждане смогут влиять на все эти процессы, что |
298 |
произойдёт с депутатами представительных органов местного самоуправления? Ну, |
299 |
если обобщить, каким будет поэтапный механизм преобразований, ведущих к |
300 |
созданию муниципального округа, хотя бы схематично? |
301 |
|
302 |
ТИМЧЕНКО В. С. Ну, роль населения и органов местного самоуправления уже |
303 |
прописана в 131-м законе, она никак не меняется в этом законопроекте. |
304 |
Необходимость преобразований определяется либо представительными органами - |
305 |
там, где есть представительные органы, либо населением - там, где нет органов |
306 |
местного самоуправления, путём проведения референдума. Если делится на части |
307 |
территория, выделяется часть территории, соответственно также будет |
308 |
обсуждение и проведение референдума. |
309 |
|
310 |
Что касается практической процедуры преобразования, она сегодня прописана в |
311 |
законах субъектов Российской Федерации, порядок, сроки утверждения, |
312 |
необходимость преобразования определяются представительными и |
313 |
законодательными органами субъекта Российской Федерации, то есть новаций в |
314 |
этой части я, честно говоря, не вижу. Практика, которая сегодня существует |
315 |
при образовании городских округов, точно так же будет использоваться при |
316 |
образовании муниципальных округов, это совершенно идентичная норма. |
317 |
|
318 |
Что касается, Алексей Николаевич, опасений и защитных мер по поводу |
319 |
ликвидации муниципальных районов, каких-то защитных форм деятельности, я |
320 |
считаю, в данном случае эта норма носит не императивный характер, а |
321 |
диспозитивный характер, и население и представительные органы... Вы сами об |
322 |
этом говорили: если есть целесообразность сохранить муниципальные районы, я |
323 |
думаю, против здравого смысла вряд ли кто-то будет возражать и муниципальные |
324 |
районы сохранят. |
325 |
|
326 |
Чем в первую очередь востребована вот эта законодательная инициатива? Она |
327 |
востребована тем, что, как вы правильно сказали, на огромной территории |
328 |
возникают непонятные образования под названием "городской округ", ничего |
329 |
невозможно решить, потому что не происходит никаких особых изменений ни |
330 |
финансовых ресурсов, ни административного управления. Здесь нам действительно |
331 |
нужно будет определить, надо ли вводить ограничительные нормы. |
332 |
|
333 |
Как говорят, есть мнения, которые требуют обсуждения, и при подготовке |
334 |
законопроекта ко второму чтению, я думаю, мы сможем обменяться этими |
335 |
мнениями. |
336 |
|
337 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. |
338 |
|
339 |
ДИДЕНКО А. Н. Я тоже добавлю к ответу на вопрос. |
340 |
|
341 |
Законопроект предусматривает переходный период, установлен срок: необходимо |
342 |
принять соответствующие законы субъектов, привести в соответствие уставы |
343 |
муниципалитетов и принять необходимые изменения в отраслевое законодательство |
344 |
до 2025 года, то есть дан довольно продолжительный, большой срок для |
345 |
преобразований. |
346 |
|
347 |
Встаёт вопрос применимости нововведений для действующего депутатского корпуса |
348 |
и для действующих глав. Подобный вопрос вставал, когда мы вводили городские |
349 |
округа с внутригородским делением. Наверное, было бы логично применить общую |
350 |
норму и указать, что преобразования вступают в силу после окончания срока |
351 |
полномочий соответствующего главы или соответствующих депутатов |
352 |
представительного органа. |
353 |
|
354 |
У нас вызывает некоторые опасения процедура преобразования муниципального |
355 |
округа в муниципальный район там, где возникнет такая необходимость. Здесь |
356 |
следует поэтапно установить, с какого момента определяются границы вновь |
357 |
образованных поселений, как они разграничивают их между собой, а также сроки |
358 |
полномочий представительных органов поселений и вновь образованного |
359 |
муниципального района. Пока вот в этой части текст законопроекта, наверное, |
360 |
всё-таки содержит потенциал для корректировки. Это первое. |
361 |
|
362 |
Второй момент, который мы в своём заключении отразили. В законопроекте |
363 |
предлагается муниципальный округ создавать там, где есть три и более |
364 |
населённых пункта, объединённых общей территорией - и далее по тексту, однако |
365 |
существует очень много малонаселённых муниципальных районов, в которых два |
366 |
населённых пункта или один населённый пункт. Например, Алеутский район |
367 |
Камчатского края, это Командорские острова: там два крупных острова - остров |
368 |
Беринга и остров Медный, несколько маленьких островов и скал, но одно |
369 |
поселение Никольское и один населённый пункт - село Никольское. Получается, |
370 |
территории, для которых мы примем этот закон, не смогут им воспользоваться, |
371 |
потому что имеют меньше трёх населённых пунктов. В этой части, конечно, ко |
372 |
второму чтению законопроект нужно будет скорректировать. |
373 |
|
374 |
И третье замечание на этот счёт. У нас преобразования происходят путём |
375 |
объединения всех поселений между собой, поскольку муниципальный район - |
376 |
двухуровневое образование: если на его территории не остаётся поселений, |
377 |
соответственно, и муниципального района не может быть, то есть второго уровня |
378 |
муниципальных образований. В этой части очень спорной представляется норма, |
379 |
согласно которой муниципальный район не может состоять из одного поселения, |
380 |
потому что на каком-то этапе объединения в районе может остаться одно |
381 |
поселение, которое против объединения, таким образом, оно подлежит |
382 |
ликвидации, а ликвидация поселения сегодня законом не предусмотрена. В связи |
383 |
с этим нам тоже к этой норме следует вернуться, и в этой части ваш вопрос |
384 |
совершенно справедлив. |
385 |
|
386 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
387 |
|
388 |
Гулевский Михаил Владимирович. |
389 |
|
390 |
ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
391 |
|
392 |
У меня вопрос к Вячеславу Степановичу. |
393 |
|
394 |
Честно надо признаться - и Алексей Николаевич тоже об этом говорил, - что |
395 |
произвольно этот процесс уже потихонечку идёт в субъектах Российской |
396 |
Федерации. Да, по этому закону работы предстоит очень много, но первый |
397 |
вопрос: почему всё-таки даётся шесть лет? Уж очень длительный срок. |
398 |
|
399 |
И второе, по льготам: кто-то теряет, кто-то приобретает - здесь тоже надо, |
400 |
наверное, Вячеслав Степанович, определиться, по какому пути идти. |
401 |
|
402 |
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Михаил Владимирович, за вопрос. Что касается первой |
403 |
части вашего вопроса, срока в шесть лет. Дело в том, что есть определённые |
404 |
ограничения, связанные с возможностью преобразования, связанные с |
405 |
избирательными процессами в различного типа муниципальных образованиях, то |
406 |
есть за столько-то времени до выборов нельзя производить преобразование и |
407 |
после в течение такого-то периода. Проанализировав сроки принятия закона и |
408 |
сроки ближайших избирательных кампаний во всех муниципальных образованиях, мы |
409 |
специально расширили переходный период до 1 января 2025 года - получается, |
410 |
практически пять лет составит переходный период, не шесть лет. Вот это как |
411 |
раз стало причиной того, чтобы такой переходный период устанавливать. |
412 |
|
413 |
Что касается сохранения льгот, я также подчеркнул в своём выступлении, что |
414 |
сохранение статуса сельских населённых пунктов, входящих в муниципальный |
415 |
округ, позволяет сохранить многие льготы, более того, льготы и преференции |
416 |
устанавливаются не только федеральными законами, а и законами субъектов |
417 |
Российской Федерации, и это никоим образом не повредит. При этом мы давали |
418 |
право субъектам Российской Федерации вводить как дополнительные полномочия, |
419 |
так и отдельные преференции для различных типов муниципальных образований. |
420 |
|
421 |
И я вернусь немножко назад, Алексей Николаевич, по поводу возражения насчёт |
422 |
трёх населённых пунктов или меньше. Вы знаете, очень интересная может |
423 |
произойти развилка, потому что, например, в 131-м законе мы давали понятие |
424 |
сельского поселения, где было написано, что в состав сельского поселения |
425 |
входит один или несколько населённых пунктов, и сегодняшняя практика |
426 |
показывает, что сельские поселения начинают укрупняться за счёт того, что |
427 |
имеется вот эта лазейка, вот эти слова "или несколько населённых пунктов", и |
428 |
это приводит к тому, что в состав сельского поселения, бывает, входит до 20 |
429 |
населённых пунктов, - ну, здравый смысл говорит, что такое сельское поселение |
430 |
с 20 населёнными пунктами вряд ли может существовать, - причём это происходит |
431 |
не изначально, а за счёт укрупнения сельских поселений. Поэтому в данном |
432 |
случае нужно очень аккуратно подходить, и я боюсь вот чего: если мы только |
433 |
дадим возможность входить, как правило, трём населённым пунктам, то, как |
434 |
известно, из каждого правила каждый будет находить своё исключение. Так что, |
435 |
согласен, можно пообсуждать, но нужно очень аккуратно подходить, не расширяя |
436 |
возможности с точки зрения возможной дискредитации нового типа муниципального |
437 |
образования. |
438 |
|
439 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. |
440 |
|
441 |
ДИДЕНКО А. Н. Михаил Владимирович, я просто не смог развернуть этот тезис. |
442 |
Проблема сегодня заключается в чём? У нас 131-м законом закреплены общие |
443 |
принципы территориальной организации местного самоуправления, то есть |
444 |
территориальные пределы осуществления гражданами местного самоуправления. |
445 |
Однако это территориальное деление не согласуется с |
446 |
административно-территориальным делением, которое на территории нашей страны |
447 |
функционирует фактически 35 лет. Последний по хронологии принятый нормативный |
448 |
правовой акт, касающийся административно-территориального устройства |
449 |
Российской Федерации, - это указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 |
450 |
августа 1982 года, отсюда и рассинхронизация сетки муниципалитетов с |
451 |
административно-территориальными единицами. У нас имеется Общероссийский |
452 |
классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и |
453 |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), то |
454 |
есть эти сетки друг на друга не накладываются. В связи с этим, очевидно, |
455 |
необходимо закрепить в тексте закона понятия: населённого пункта - потому что |
456 |
понятие сельского поселения через понятие населённого пункта определяется; |
457 |
городского поселения - поскольку этот термин используется в 131-м законе; |
458 |
города - у нас есть Градостроительный кодекс, но нет определения понятия |
459 |
"город", что это такое, у нас есть городские округа, например в Магаданской |
460 |
области, которые по площади равны Португалии, но мы не можем понять, что |
461 |
такое город, определения нет. Если мы закрепим в федеральном законе |
462 |
определение, характеристики сельской территории (а мы предлагаем это сделать) |
463 |
и сельских населённых пунктов, тогда, очевидно, удастся сохранить все льготы |
464 |
для сельского населения, в том числе новые льготы, которые, как вы знаете, |
465 |
будут введены со следующего года, в том числе по программе "Сельский |
466 |
учитель", где 1 миллион рублей даётся гражданину, переезжающему в сельскую |
467 |
местность, на территорию сельского населённого пункта, посёлка городского |
468 |
типа, рабочего посёлка или города с численностью населения от 50 тысяч |
469 |
человек. |
470 |
|
471 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
472 |
|
473 |
Коллеги, я напомню норму Регламента: на вопросы и ответы отводится 35 минут - |
474 |
может так случиться, что не все успеют задать вопросы. |
475 |
|
476 |
Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. |
477 |
|
478 |
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Вячеслав Степанович, вы уже неоднократно говорили, |
479 |
что все жители сельских поселений сохраняют те преимущества, которые они |
480 |
сейчас имеют, но напрямую из законопроекта это не следует. Продумывали ли вы |
481 |
какие-то дополнительные юридические гарантии, которые можно было бы включить |
482 |
ко второму чтению? Как вы отнесётесь, если мы их подготовим и предложим вам |
483 |
на рассмотрение? |
484 |
|
485 |
ТИМЧЕНКО В. С. Михаил Васильевич, вы, как один из авторов законопроекта, |
486 |
имеете полное право передать свои предложения, и я думаю, что теперь уже не |
487 |
коллектив авторов, а комитет, безусловно, сможет их учесть при доработке, при |
488 |
подготовке законопроекта ко второму чтению. Будем только благодарны. |
489 |
|
490 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
491 |
|
492 |
Носов Александр Алексеевич. |
493 |
|
494 |
НОСОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
495 |
|
496 |
У меня вопрос к Вячеславу Степановичу. |
497 |
|
498 |
В пояснительной записке сказано, что новый вид муниципального образования |
499 |
обеспечивает возможность консолидации представительных и административных |
500 |
ресурсов, в том числе на сельских территориях, там, где это целесообразно, а |
501 |
в законопроекте, и вы об этом уже сказали в своём докладе, предлагается |
502 |
установить переходный период до 1 января 2025 года. Получается, если |
503 |
целесообразность создания муниципального округа возникнет после 1 января 2025 |
504 |
года, то это будет невозможно? Может быть, эту норму убрать или пересмотреть? |
505 |
|
506 |
ТИМЧЕНКО В. С. После 1 января 2025-го тоже можно. Переходный период больше |
507 |
направлен на то, чтобы преобразовать городские округа по критериям, которые |
508 |
предлагаются сейчас в законопроекте, как сказал Алексей Николаевич, - по |
509 |
территории, по численности проживающих прежде всего, для разделения |
510 |
городского округа на части при необходимости. Вот на это как раз и направлен |
511 |
переходный период. |
512 |
|
513 |
Ну а остальные ограничения, как я уже сказал, отвечая на вопрос коллеги |
514 |
Гулевского, связаны с избирательными процессами, которые налагают мораторий |
515 |
на определённый промежуток времени, не дают возможности преобразовать |
516 |
территории в соответствии с предлагаемым к принятию законопроектом. |
517 |
|
518 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
519 |
|
520 |
Ганзя Вера Анатольевна. |
521 |
|
522 |
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Вячеслав Степанович, статья 131 главы 8 Конституции |
523 |
Российской Федерации говорит следующее: "Местное самоуправление |
524 |
осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с |
525 |
учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного |
526 |
самоуправления определяется населением самостоятельно". Так вот скажите, |
527 |
пожалуйста, не слишком ли часто мы подменяем собой население в решении вот |
528 |
таких вопросов - вопросов, решение которых напрямую влияет на судьбу этого |
529 |
самого населения? Это первый вопрос. |
530 |
|
531 |
И второй вопрос: не считаете ли вы, что мы можем вообще похоронить местное |
532 |
самоуправление вот этим законом? |
533 |
|
534 |
ТИМЧЕНКО В. С. Вера Анатольевна, я считаю, что в данном случае мы никоим |
535 |
образом не ущемляем права наших граждан на осуществление местного |
536 |
самоуправления. Принятие законов, в том числе федеральных законов, в сфере |
537 |
местного самоуправления даёт возможность, даёт механизм реализации этих |
538 |
полномочий. Мы живём в правовом государстве, и законодательная база для |
539 |
осуществления самоуправления, для осуществления населением управления в |
540 |
соответствии со своими потребностями в полной мере формируется через принятие |
541 |
федеральных законов. |
542 |
|
543 |
Что касается второй части вашего вопроса, я не считаю, что в данном случае мы |
544 |
принятием подобных законов (принятием законопроектов, которые становятся |
545 |
законами) каким-то образом подрываем основы и устои государства. Мы живём, я |
546 |
ещё раз подчеркиваю, в правовом государстве, верховенство закона определяет |
547 |
будущее нашей страны, поэтому в любом случае законодательные акты |
548 |
федерального уровня, регионального уровня, нормативные акты муниципальных |
549 |
образований - это залог успешного развития нашего государства в целом. |
550 |
|
551 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
552 |
|
553 |
Тихомиров Анатолий Фёдорович. |
554 |
|
555 |
ТИХОМИРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
556 |
|
557 |
Уважаемый Вячеслав Степанович, в Дальневосточном федеральном округе очень |
558 |
много сельских поселений, в состав которых входят пять, семь, десять, |
559 |
пятнадцать населённых пунктов. Вы сейчас говорили, что это произошло за счёт |
560 |
укрупнения поселений. На самом деле эти поселения создавались в начале |
561 |
реализации 131-го федерального закона с учётом малочисленности населения, |
562 |
низкой плотности населения, и, конечно, с учётом тогда ещё пешей доступности. |
563 |
|
564 |
Вот сегодня в своём выступлении вы сказали (и в документе, в пояснительной |
565 |
записке, указано), что три населённых пункта (не менее), объединённых общей |
566 |
территорией, могут объединиться в муниципальный район. Не получится ли так в |
567 |
соответствии с такой трактовкой закона, что три населённых пункта из |
568 |
действующих поселений завтра решат объединиться и это подпадёт под действие |
569 |
закона, который предлагается принять? |
570 |
|
571 |
ТИМЧЕНКО В. С. Во-первых, хочу вас поправить, не муниципальный район, а |
572 |
муниципальный округ - я так понимаю, вы имели в виду именно муниципальный |
573 |
округ, а не муниципальный район, потому что муниципальные районы сегодня |
574 |
существуют. А во-вторых, если представительные органы этих трёх и более |
575 |
населённых пунктов (если это муниципальные образования) примут решение об |
576 |
объединении в качестве муниципального округа, никаких проблем я в этом не |
577 |
вижу. |
578 |
|
579 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
580 |
|
581 |
Куринный Алексей Владимирович. |
582 |
|
583 |
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Алексею Николаевичу: вы сказали, что наиболее |
584 |
благополучные муниципальные образования могут воздержаться или каким-то |
585 |
образом избежать подобного объединения, - тогда какой смысл объединять, если |
586 |
мы будем объединять бедные муниципальные образования, скажем так, поселения в |
587 |
этот самый муниципальный округ? Смысл как раз, я так понимаю, авторы |
588 |
законопроекта видят в том, чтобы объединить бедные и богатые поселения, |
589 |
ровным слоем размазать, разделить имеющийся бюджетный пирог, с одной стороны; |
590 |
с другой стороны, естественно, фактически ликвидировать местное |
591 |
самоуправление и оставить в каждой области пятнадцать - двадцать |
592 |
муниципальных образований в виде муниципальных округов и два городских |
593 |
округа. То есть фактически население, о котором говорится в Конституции, |
594 |
будет оторвано от принятия решений. Будет 20-30 депутатов, которые будут |
595 |
решать за них - или пытаться решать за них - вопросы, требующие порой, |
596 |
безусловно, такого мелкого ежедневного вмешательства или влияния тех, кто |
597 |
живёт на земле непосредственно. |
598 |
|
599 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. |
600 |
|
601 |
ДИДЕНКО А. Н. Алексей Владимирович, на самом деле это ключевой вопрос. |
602 |
|
603 |
Авторы в своей пояснительной записке говорят, что закон коснётся образования |
604 |
муниципальных округов на территориях, в основном сельских, там, где это |
605 |
целесообразно. Использование слова "целесообразно" - это то, от чего нас |
606 |
Конституционный Суд очень сильно отговаривает, заставляет нас принимать |
607 |
законы с конкретными мерами и конкретными критериями отнесения той или иной |
608 |
нормы к тому или иному виду правомерного или неправомерного поведения. А в |
609 |
данном случае определение целесообразности остаётся на усмотрение субъектовой |
610 |
власти, которая будет принимать закон субъекта о территориальном устройстве, |
611 |
и, конечно, тех кураторов, которые будут эти муниципальные районы в |
612 |
последующем объединять. |
613 |
|
614 |
Вы сказали, что не нужно поддерживать территории там, где нецелесообразно, - |
615 |
как раз наоборот, в первую очередь... В течение последних 12 лет мы провели |
616 |
три заседания по северным территориям, мои предшественники, в том числе |
617 |
Вячеслав Степанович, Виктор Борисович Кидяев, - в 2010 году на Чукотке, в |
618 |
2014-м на Камчатке, в 2018 году в Дудинке, это всё северные территории, |
619 |
труднодоступные территории, и идея одноуровневого муниципального округа |
620 |
именно там родилась. Но нужно понимать условия, в которых там муниципалитеты |
621 |
существуют, - это труднодоступные малонаселённые территории с суровыми |
622 |
арктическими условиями. Зарубежный опыт тоже разный: есть Франция, где 36 |
623 |
тысяч муниципальных общин типа наших поселений, которые с наполеоновских |
624 |
времён никто не трогает - не дай бог сказать, что их с кем-то объединят, - а |
625 |
есть Канада, где большая часть территорий является территорией |
626 |
государственной, объявлена геополитической, геостратегической территорией, |
627 |
напрямую финансируется государством и там никакого местного самоуправления |
628 |
нет, оно есть вдоль границ с США, где промышленные центры, - то есть |
629 |
зарубежная практика тоже разнообразная. |
630 |
|
631 |
И вот мы предлагаем вариативность, то есть там, где невозможно существование |
632 |
сельского поселения и муниципального района как двухуровневого муниципального |
633 |
образования... Вот Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район - почти |
634 |
миллион квадратных километров площадь, ну какое там решение задач |
635 |
межпоселенческого характера, если там между поселениями на самолёте лететь |
636 |
два часа? Для таких муниципалитетов эти полномочия в принципе неподъёмны. А |
637 |
целесообразность сохранения поселения возникает там, где административные |
638 |
расходы на содержание аппарата больше, чем собирается налогов в этом |
639 |
поселении, - вот и всё, простой критерий. В законе этого пока нет. К |
640 |
сожалению, есть поселения, чей бюджет балансирует на уровне административных |
641 |
расходов на содержание аппарата, их, конечно, не много. Вот задача сделать |
642 |
так, чтобы не превратилось в кампанейщину преобразование двухуровневых |
643 |
муниципалитетов в одноуровневые, - это, конечно, задача второго чтения. |
644 |
|
645 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
646 |
|
647 |
Ионин Дмитрий Александрович. |
648 |
|
649 |
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
650 |
|
651 |
Вопрос к автору, ибо вскользь его уже поднимали и Алексей Николаевич в своём |
652 |
докладе, и Михаил Васильевич. |
653 |
|
654 |
Вот у нас сегодня в сельских поселениях есть соответствующие льготы, |
655 |
социальные льготы для тех, кто проживает в этих сельских поселениях. Закон в |
656 |
принципе направлен на то, чтобы в том числе и сельские поселения укрупнить, |
657 |
перевести в статус муниципального округа. Какие всё-таки механизмы есть? Вот |
658 |
говорят, что что-то ко второму чтению, что-то ещё как-то... Какие вы видите |
659 |
механизмы сохранения льгот для жителей сельских поселений в условиях того, |
660 |
что сами сельские поселения, по сути, будут ликвидированы? |
661 |
|
662 |
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Нужно различать сельские поселения и |
663 |
сельские населённые пункты, это разные термины; кстати, Алексей Николаевич |
664 |
говорил о том, что есть неопределённость с формулировкой. Безусловно, у нас |
665 |
нет определения, что такое сельский населённый пункт, что такое город и так |
666 |
далее, - я имею в виду определения, закреплённого в законодательстве, за |
667 |
исключением тех постановлений, которые Алексей Николаевич приводил. Вхождение |
668 |
сельских населённых пунктов в состав муниципального округа - это и есть |
669 |
гарантия того, что льготы для жителей сельских населённых пунктов не будут |
670 |
ликвидированы. При этом, ещё раз подчёркиваю, мы в 2014 году дали широкий |
671 |
спектр полномочий субъектам Российской Федерации конкретизировать, если |
672 |
понадобится, те или иные формулировки и нормативы, а также устанавливать |
673 |
дополнительные меры социальной поддержки жителям сельских населённых пунктов |
674 |
- не сельских поселений, а сельских населённых пунктов. |
675 |
|
676 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
677 |
|
678 |
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. |
679 |
|
680 |
ДИДЕНКО А. Н. Я считаю очень важным пояснить, что сами программы поддержки, |
681 |
как правило, привязываются не к сельским поселениям, а к сельским территориям |
682 |
и сельским населённым пунктам, типам населённых пунктов. Я просто приведу |
683 |
положение госпрограммы "Развитие здравоохранения": условием предоставления |
684 |
медицинским работникам единовременной компенсации является трудоустройство |
685 |
или переезд на работу в сельский населённый пункт - не в сельское поселение. |
686 |
Что касается земских учителей - предлагается переезд на работу в сельский |
687 |
населённый пункт либо рабочий посёлок, посёлки городского типа, города с |
688 |
населением до 50 тысяч человек, то есть в малые города. Эти программы и |
689 |
подзаконные акты и так оперируют понятиями населённых пунктов, проблема в |
690 |
том, что они у нас в законодательстве, кроме постановления 1982 года, нигде |
691 |
не отражены, и мы на это указываем в своём заключении: когда мы изменения в |
692 |
текст закона погрузим, то стопроцентно сельские жители никаких льгот не |
693 |
потеряют. |
694 |
|
695 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
696 |
|
697 |
Коломейцев Николай Васильевич. |
698 |
|
699 |
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Степанович, безусловно, вы в местном |
700 |
самоуправлении разбираетесь, поэтому скажите, пожалуйста, вот у нас, к |
701 |
сожалению, с 2003 года после принятия 131-го закона идёт бесконечная реформа, |
702 |
но финансовый вопрос, или вопрос бюджетной обеспеченности сельских поселений |
703 |
и вообще села, так и не решается. Почему здесь у вас нет никаких статей по |
704 |
поводу решения проблемы фундаментальной задолженности? У нас более 80 |
705 |
процентов сельских поселений являются, ну, работающими на смете. Разве этот |
706 |
закон решит эту проблему? |
707 |
|
708 |
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Ну, вы опытный |
709 |
парламентарий, вы знаете, что есть законы и законопроекты, которые |
710 |
корректируют базовый закон, 131-й, но такие законы не могут корректировать |
711 |
вопросы финансового обеспечения муниципальных образований, для этого |
712 |
необходимо внесение изменений в Бюджетный кодекс или в Налоговый кодекс |
713 |
Российской Федерации, о чём экспертное сообщество говорит уже не первый год. |
714 |
Отрадно, что сегодня Министерство финансов - нам об этом заявили - занимается |
715 |
разработкой новой законодательной инициативы, касающейся инициативного |
716 |
бюджетирования муниципальных образований. Надеюсь, когда данная |
717 |
законодательная инициатива будет разработана и представлена на обсуждение |
718 |
экспертному сообществу, а тем более профильным комитетам, те проблемы, о |
719 |
которых вы говорите, - они, безусловно, есть, их решение имеет огромное |
720 |
значение для развития местного самоуправления - будут там существенно |
721 |
откорректированы. В данном случае, в данной законодательной инициативе мы |
722 |
касаемся только территориальных основ местного самоуправления. |
723 |
|
724 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
725 |
|
726 |
Гладких Борис Михайлович. |
727 |
|
728 |
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
729 |
|
730 |
Кнопка не сработала, разрешите задать вопрос? |
731 |
|
732 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос. |
733 |
|
734 |
ГЛАДКИХ Б. М. Вопрос автору, представителю авторов, и Алексею Николаевичу. |
735 |
|
736 |
Как вы считаете, может быть, целесообразно всё-таки отложенную норму передать |
737 |
на уровень субъектов, но определить федеральным законодательством, что не |
738 |
позднее 2025 года... Чтобы в случае, если такие реформы предполагаются, вот |
739 |
как раз таки региональное законодательство привели в соответствие с |
740 |
федеральным, ну, к примеру, до 2021 года, тогда мы будем знать, кто в |
741 |
краткосрочной перспективе, до 2025 года, собирается у себя проводить |
742 |
соответствующие изменения. |
743 |
|
744 |
ТИМЧЕНКО В. С. Вы знаете, мы - федеративное государство, и каждый уровень |
745 |
публичной власти имеет свои права, свои полномочия и свои особенности. |
746 |
Предлагая норму, которая устанавливает переходный период до 1 января 2025 |
747 |
года, мы делаем посыл законодателям субъектового уровня о необходимости |
748 |
доработки своих нормативных и законодательных актов, для того чтобы эта норма |
749 |
в полном объёме заработала в интересах населения и в интересах дальнейшего |
750 |
совершенствования местного самоуправления. |
751 |
|
752 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
753 |
|
754 |
Добавить хотите, Алексей Николаевич? Пожалуйста. |
755 |
|
756 |
ДИДЕНКО А. Н. Вопрос был адресован и мне, поэтому я отвечу. |
757 |
|
758 |
Сложно здесь без отложенной нормы обойтись, потому что в 24 регионах этот |
759 |
процесс уже идёт, и идёт не совсем так, как это было предусмотрено до 2017 |
760 |
года федеральным законодательством, в этой связи есть необходимость |
761 |
легализации территориальных основ этих субъектов. Их, конечно, не |
762 |
большинство, эта проблема актуальна всего для 24 субъектов Российской |
763 |
Федерации, почти шестьдесят оставшихся с этой проблемой вообще не |
764 |
сталкивались и никаких вопросов, касающихся сферы территориальной |
765 |
организации, не задают, у них функционирует двухуровневая система, они ничего |
766 |
не собираются делать. У них почему-то, в отличие от других двадцати |
767 |
субъектов, всё в порядке, и они находят силы и средства на содержание и |
768 |
аппарата, и двухуровневой системы, и всех депутатов, и при этом поселение ещё |
769 |
более или менее демонстрирует тенденцию к развитию. Но вот в этих 24 |
770 |
субъектах придётся уже образованные городские округа привести в соответствие |
771 |
с критериями, которые теперь для них установлены, - критерии |
772 |
урбанизированности. То есть городских округов должно, по логике законодателя, |
773 |
стать меньше, потому что из городских округов они должны стать муниципальными |
774 |
округами. А вот сколько муниципальных округов появится на территории |
775 |
муниципальных районов - это уже от нас с вами зависит: во втором чтении надо |
776 |
поставить заградительные пределы, чтобы вся кампания по оптимизации |
777 |
территориальной организации страны не превратилась в кампанейщину. |
778 |
|
779 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь. |
780 |
|
781 |
Коллеги, помимо этого законопроекта мы должны рассмотреть два проекта |
782 |
постановлений - они небольшие, но мы должны их рассмотреть - и один |
783 |
законопроект по сокращённой процедуре. Я прошу всех учитывать это и учитывать |
784 |
то, что, мне кажется, в ответах на вопросы фактически было очень подробное |
785 |
обсуждение этого законопроекта. |
786 |
|
787 |
Тем не менее спрошу: будут ли желающие выступить? Да. |
788 |
|
789 |
Включите режим записи на выступления. |
790 |
|
791 |
Покажите список. |
792 |
|
793 |
Ионин Дмитрий Александрович. |
794 |
|
795 |
ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, как бы это ни звучало, но тема 131-го |
796 |
федерального закона и местного самоуправления у нас всё больше напоминает |
797 |
тришкин кафтан: мы где-то заштопываем, где-то пытаемся наладить, но к решению |
798 |
глобальной проблемы подойти как-то то ли стесняемся, то ли кто-то не хочет |
799 |
это делать и так далее. Конечно, необходим механизм для укрупнения, это |
800 |
правильно, это логично. Я сам был депутатом в небольшом сельском поселении, и |
801 |
над нами была надстройка в виде района, бюджет района был раз в пятнадцать |
802 |
больше, чем у нас, у нас были копейки в бюджете, но все полномочия были у |
803 |
нас, и зачем вот эта громоздкая система взаимодействия, было совершенно |
804 |
непонятно ни жителям, ни нам, депутатам, ни администрациям, которые, по сути, |
805 |
дублировались: две администрации, две думы и так далее. Это всё правильно, |
806 |
но, если мы говорим, что нужен механизм для укрупнения, давайте тогда в этом |
807 |
направлении и двигаться, этот вектор и соблюдать. Давайте тогда проведём |
808 |
ревизию и скажем, что решения, которые принимались раньше, наоборот, о |
809 |
нарезании на более мелкие муниципальные образования крупных городов, были |
810 |
неправильные, и остановим эксперимент, который сегодня продолжается в |
811 |
Челябинске, в Самаре и, если я не ошибаюсь, ещё в Дагестане в одном городе: |
812 |
там какое-то сумасшедшее количество местных депутатов, в каждом районе есть |
813 |
депутаты, полномочий у них нет, но их надо избирать, их за 200 человек в той |
814 |
же Самаре, вон скоро опять будут перевыборы. То есть, если мы двигаемся в |
815 |
направлении укрупнения, что, наверное, логично в нынешних условиях и это |
816 |
направление было указано и авторами, и профильным комитетом, давайте тогда |
817 |
будем последовательны, давайте тогда вернёмся к тому, что по Самаре и по |
818 |
Челябинску надо останавливать этот эксперимент и обратно всё укрупнять, и |
819 |
будем двигаться совместно в этом направлении. |
820 |
|
821 |
Спасибо за внимание. |
822 |
|
823 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
824 |
|
825 |
Сапко Игорь Вячеславович, от фракции. |
826 |
|
827 |
Но просьба: не очень длинно, Игорь Вячеславович. |
828 |
|
829 |
САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
830 |
|
831 |
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем крайне |
832 |
важный законопроект, который вносит в 131-й Федеральный закон "Об общих |
833 |
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
834 |
изменения, связанные с введением нового вида муниципального образования - |
835 |
муниципального округа. Всё достаточно понятно. Я постараюсь оценить этот |
836 |
законопроект через призму двадцатилетней работы в органах местного |
837 |
самоуправления и постараюсь остановиться как раз на дискуссионных вопросах. |
838 |
|
839 |
В развитии любого муниципального образования территориальная составляющая |
840 |
играет одну из ключевых ролей. По данным мониторинга Министерства юстиции |
841 |
Российской Федерации, сегодня территориальная организация не является |
842 |
статичной, есть несколько основных трендов: во-первых, устойчиво |
843 |
востребованной является практика объединения всех поселений и, во-вторых, |
844 |
активное распространение за последние годы получил процесс образования на |
845 |
базе муниципального района городского округа. Само по себе формирование |
846 |
больших по площади муниципалитетов не ново, оно практикуется не только в |
847 |
России, но и во многих других странах, начиная от Дании и заканчивая |
848 |
Австралией. Новый тип муниципального образования - муниципальный округ - ни в |
849 |
коем случае не противопоставляется, я подчёркиваю, городским округам, он лишь |
850 |
позволяет в процессе укрупнения муниципальных образований учесть сельский и |
851 |
городской характер преобразуемой территории. На мой взгляд, это очень важно, |
852 |
очень актуально и, сегодня об этом уже было сказано, реально востребовано. |
853 |
|
854 |
К сожалению, сегодня имеются случаи создания на базе муниципального района |
855 |
городского округа, состоящего в лучшем случае из разнородных городских и |
856 |
сельских поселений, а в худшем - только из сельских населённых пунктов. |
857 |
Сельские жители, уклад сельской жизни - всё это искусственно стирается самим |
858 |
названием "городской округ". Кроме того, требования к муниципалитетам |
859 |
городского и сельского типа совершенно разные (и эта тема тоже сегодня |
860 |
поднималась): разные условия жизни, государственной поддержки, привлечения |
861 |
инвестиций, разные тарифы, нормативы, правила оказания государственных и |
862 |
муниципальных услуг населению. Имеют место случаи, когда объединение сельских |
863 |
территорий в городской округ приводит к утрате сельских надбавок в |
864 |
сельхозотрасли, льгот пенсионерам за многолетний труд: формально вроде бы они |
865 |
становятся горожанами, а условия их жизни ничуть не изменяются. То же, |
866 |
например, относится и к утрате маленьким поселением возможности участвовать в |
867 |
целевых программах - об этом сегодня неоднократно говорили, - в том числе в |
868 |
программе "Земский доктор". Есть ещё целый ряд проблем, вплоть до |
869 |
особенностей нотариального обслуживания отдалённых территорий. |
870 |
|
871 |
Одновременно с введением муниципальных округов законопроектом предлагается и |
872 |
уточнить понятие городского округа. В частности, не менее двух третей |
873 |
населения в нём должно проживать как раз в городских населённых пунктах и |
874 |
городах. Если городской округ не соответствует этим требованиям, он должен |
875 |
сменить статус на муниципальный округ. |
876 |
|
877 |
Как вы слышали, дан достаточно большой срок - до 1 января 2025 года. Коллеги, |
878 |
стоит обратить внимание, что законопроект не предусматривает оперативного |
879 |
преобразования всех муниципальных образований. Важный, ключевой посыл нашей |
880 |
законодательной инициативы именно целесообразность и возможность |
881 |
преобразования только с учётом мнения соответствующей территории по решению |
882 |
представительного органа местного самоуправления при наличии объективных |
883 |
экономических, демографических, социальных и других предпосылок. |
884 |
|
885 |
Плотность населения на такой масштабной территории нашей страны действительно |
886 |
сильно разнится, есть территории с низкой плотностью сельского населения и |
887 |
муниципальные районы, в состав которых входит один или два населённых пункта. |
888 |
Возможно, при доработке законопроекта нам необходимо будет оценить |
889 |
возможность изменения критериев формирования муниципального округа, но, |
890 |
подчеркну, именно там, где это будет действительно нужно и необходимо. |
891 |
|
892 |
Коллеги, так или иначе возвращаюсь к теме укрупнения муниципальных |
893 |
образований: ключевым обязательным условием должна быть доступность органов |
894 |
местного самоуправления. Надо сказать, что для этого мы много сделали: |
895 |
создана полноценная сеть многофункциональных центров, расширен перечень их |
896 |
услуг, системно решается вопрос по обеспечению доступа сельских поселений к |
897 |
сети Интернет. Мы с вами в прошлом году законодательно закрепили институт |
898 |
старост, который сегодня востребован именно у старшего поколения. Помню, |
899 |
когда мы обсуждали этот законопроект, у нас была развилка: жители поселений |
900 |
жаловались на неразбериху с местными администрациями - за одной справкой |
901 |
нужно было бежать в администрацию поселения, за другой ехать в муниципальный |
902 |
район. Подчеркну, что любая из существующих моделей муниципального управления |
903 |
- это, как говорится, дорога с двусторонним движением. Некоторые говорят, что |
904 |
ничего не нужно менять, пусть останется так, как есть, - но это точно дорога |
905 |
в тупик. |
906 |
|
907 |
Ну и последнее, дорогие друзья. Одноуровневые системы органов местного |
908 |
самоуправления среди прочего экономят бюджетные деньги. Одни говорят, что это |
909 |
очень небольшая экономия, другие просто не владеют реальными цифрами. Я вам |
910 |
скажу, что по Пермскому краю, который я представляю в Государственной Думе, |
911 |
где процесс объединения идёт достаточно активно: 7 городских округов уже |
912 |
появилось, 11 территорий в стадии объединения, - в среднем экономия |
913 |
составляет 5-7 процентов налоговых и неналоговых доходов муниципальных |
914 |
районов. Особо хочу подчеркнуть, что на каждый рубль сэкономленных |
915 |
собственных средств краевой бюджет даёт рубль из региона. Такая практика, я |
916 |
знаю, есть и на других территориях. |
917 |
|
918 |
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает нашу законодательную |
919 |
инициативу и предлагает сегодня принять законопроект при рассмотрении в |
920 |
первом чтении. Доработку вместе с авторами мы готовы провести совместно с |
921 |
заинтересованными коллегами. |
922 |
|
923 |
Благодарю за внимание. |
924 |
|
925 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
926 |
|
927 |
Коломейцев Николай Васильевич. |
928 |
|
929 |
Три минуты поставьте. |
930 |
|
931 |
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ничего просто |
932 |
так не происходит. И мне кажется, по Фрейду мой коллега сейчас проговорился, |
933 |
для чего это делается. К сожалению, Вячеслав Степанович давно на родине не |
934 |
был и не знает, что в Ростовской области на самом деле многие сельские |
935 |
поселения - в Азовском, Неклиновском, Октябрьском, рядом с Новочеркасском, |
936 |
районах - имеют от 7 до 19 населённых пунктов. |
937 |
|
938 |
Вы напрасно отмахнулись от моего вопроса. Главный вопрос, который вот здесь |
939 |
Козаку задавали в 2003 году, вот там, в Малом зале, - это вопрос о финансовом |
940 |
обеспечении. Вы хоть котелком назовите, но, если вы денег не даёте, а только |
941 |
хотите сокращать, это ни к чему, кроме уничтожения населённых пунктов на |
942 |
территории Российской Федерации, не приведёт. За последние 25 лет с карты |
943 |
Российской Федерации исчезло 30 тысяч населённых пунктов - это самое опасное, |
944 |
что происходит! Это первое. |
945 |
|
946 |
Второе. Я вам напомню, что все преобразования в финансовой сфере закончились |
947 |
передачей более 180 полномочий в регионы, а регионы передали в сельские и |
948 |
муниципальные районы и поселения, при этом всего 30 обеспечены финансовыми |
949 |
мандатами. Это технология демонтажа Российской Федерации: всё, что вы делаете |
950 |
с судами в связи с объединением районов, ухудшает обеспечение населения как |
951 |
раз услугами судебной защитой, то же происходит в налоговой службе, то же |
952 |
происходит в полиции, то же происходит в прокуратуре, и в конечном счёте вы |
953 |
укрупнитесь донельзя, всё сократите - страну вы сократите! С нашей точки |
954 |
зрения, эти вопросы нельзя решать самостийно, без возврата к стратегическому |
955 |
планированию, к упорядочению бюджетного процесса. Ведь долги муниципалитетов |
956 |
никуда не деваются: долги регионов ещё как-то меняются, а бюджетная |
957 |
обеспеченность сельских поселений, консолидированных бюджетов... они остаются |
958 |
стабильно нищими. Отсюда надо начинать! |
959 |
|
960 |
Мы считаем, что этот закон ничего, кроме решения каких-то конъюнктурных задач |
961 |
по реорганизации, не даст. У нас в 15 субъектах идёт реформа, в рамках |
962 |
которой ввели институт сити-менеджеров, - это вообще зловредная, |
963 |
разрушительная система! У нас 20 субъектов избирают совсем по-своему, |
964 |
понимаете?! Нам надо стабилизироваться, а стабильность государства зависит от |
965 |
стабильности власти и налоговой системы. Вот к этому надо подходить! |
966 |
|
967 |
Мы не поддержим такие изменения. |
968 |
|
969 |
Спасибо за внимание. |
970 |
|
971 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
972 |
|
973 |
Заключительное слово, Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста. |
974 |
|
975 |
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Иван Иванович. |
976 |
|
977 |
Спасибо, уважаемые коллеги, за столь активное обсуждение, я считаю, очень |
978 |
важной законодательной инициативы. Я уверен, что при доработке, при |
979 |
подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении будет учтено |
980 |
большинство ваших предложений, большинство заявлений, ну, исключая, может |
981 |
быть, политически ангажированные и не совсем достоверные факты, которые в том |
982 |
числе привёл Николай Васильевич и которые, конечно, не играют на развитие |
983 |
местного самоуправления. А в целом, я думаю, мы продолжим работу совместно с |
984 |
любыми заинтересованными лицами. |
985 |
|
986 |
Спасибо. |
987 |
|
988 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
989 |
|
990 |
Содокладчик, Алексей Николаевич Диденко. |
991 |
|
992 |
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович. |
993 |
|
994 |
Я также хочу всех поблагодарить за живую, открытую дискуссию и всех призываю |
995 |
уже на площадке комитета по местному самоуправлению подключиться к доработке |
996 |
законопроекта во втором чтении, это очень важно. |
997 |
|
998 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. |
999 |
|
1000 |
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. |
1001 |
|
1002 |
Включите режим голосования. |
1003 |
|
1004 |
Покажите результаты. |
1005 |
|
1006 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 33 сек.) |
1007 |
Проголосовало за 376 чел.83,6 % |
1008 |
Проголосовало против 3 чел.0,7 % |
1009 |
Воздержалось 1 чел.0,2 % |
1010 |
Голосовало 380 чел. |
1011 |
Не голосовало 70 чел.15,6 % |
1012 |
Результат: принято |
1013 |
|
1014 |
Принимается в первом чтении. |