Проект федерального закона № 631751-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»

Идентификатор 30703
Номер 631751-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Комментарий в части совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления
Дата внесения 2019-01-23

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-05-08
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Балыбердин Алексей Владимирович
  • Бахметьев Виталий Викторович
  • Бузилов Валерий Викторович
  • Волков Юрий Геннадьевич
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Евланов Владимир Лазаревич
  • Емельянов Михаил Васильевич
  • Загребин Алексей Егорович
  • Зиннуров Ирек Хайдарович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Марков Андрей Павлович
  • Медведев Иван Владимирович
  • Мельниченко Олег Владимирович
  • Менделевич Борис Давыдович
  • Мищеряков Юрий Николаевич
  • Прокопьев Александр Сергеевич
  • Романов Михаил Валентинович
  • Салпагаров Ахмат Анзорович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сидоров Александр Леонидович
  • Тимченко Вячеслав Степанович
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Шевченко Андрей Анатольевич
  • Эмиргамзаев Абдулгамид Гасанович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 631751-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в целях совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления).

    0 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
    2 Федерации".
    3
    4 Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.
    5
    6 ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему
    7 вниманию предлагается проект федерального закона, который мы рассмотрели в
    8 первом чтении 19 марта 2019 года. Хочу сказать, что работа над его
    9 подготовкой к рассмотрению во втором чтении шла в течение всего периода,
    10 предусмотренного Регламентом и законом для внесения поправок в федеральный
    11 закон.
    12
    13 В комитет поступила 71 поправка к законопроекту. Часть из них носят
    14 юридико-технический характер, но есть также и содержательные, концептуальные
    15 поправки, которые комитетом предлагаются к принятию. Из 71 поправки 48
    16 поправок были внесены депутатами Государственной Думы, 18 - членами Совета
    17 Федерации, 22 поправки были внесены Правительством Российской Федерации и 1
    18 поправка - Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). К
    19 принятию комитетом рекомендуется таблица поправок № 1, состоящая из 40
    20 поправок уважаемых депутатов, членов Совета Федерации и правительства.
    21 Таблица поправок № 2 составлена из 8 поправок депутатов Государственной Думы,
    22 сюда же попала и поправка Государственного Собрания Республики Саха (Якутия),
    23 всего их 8, и они рекомендуются к отклонению.
    24
    25 Уважаемые коллеги, предлагается одобрить таблицы поправок, рекомендованных к
    26 принятию и к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. Прошу
    27 поддержать позицию комитета.
    28
    29 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по первой таблице? Нет.
    30
    31 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    32
    33 Включите режим голосования.
    34
    35 Покажите результаты.
    36
    37 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 11 сек.)
    38 Проголосовало за 340 чел.75,6 %
    39 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    40 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    41 Голосовало 340 чел.
    42 Не голосовало 110 чел.24,4 %
    43 Результат: принято
    44
    45 Принимается.
    46
    47 Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.
    48
    49 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    50
    51 Включите режим голосования.
    52
    53 Покажите результаты.
    54
    55 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 37 сек.)
    56 Проголосовало за 303 чел.67,3 %
    57 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    58 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    59 Голосовало 303 чел.
    60 Не голосовало 147 чел.32,7 %
    61 Результат: принято
    62
    63 Принимается.
    64
    65 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.
    66
    67 Включите режим голосования.
    68
    69 Покажите результаты.
    70
    71 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 00 сек.)
    72 Проголосовало за 353 чел.78,4 %
    73 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    74 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    75 Голосовало 353 чел.
    76 Не голосовало 97 чел.21,6 %
    77 Результат: принято
    78
    79 Принят во втором чтении.
    80
    81 Микрофон на трибуне включите.
    82
    83 ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По итогам
    84 голосования по проекту закона во втором чтении комитет просит уважаемых
    85 депутатов поддержать проект закона в третьей, окончательной редакции. Все
    86 экспертизы проведены, соответствующие заключения имеются, проект доработан с
    87 учётом принятых поправок, готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу
    88 поддержать позицию комитета.
    89
    90 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагаете сейчас рассмотреть в третьем чтении?
    91
    92 ДИДЕНКО А. Н. Да.
    93
    94 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    95
    96 Ставится на голосование законопроект в третьем чтении.
    97
    98 Включите режим голосования.
    99
    100 Покажите результаты.
    101
    102 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 00 сек.)
    103 Проголосовало за 359 чел.79,8 %
    104 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    105 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    106 Голосовало 359 чел.
    107 Не голосовало 91 чел.20,2 %
    108 Результат: принято
    109
    110 Принимается в третьем чтении.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 631751-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в целях совершенствования вопросов территориальной организации местного самоуправления).

    0 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
    2 Федерации". Докладывает член Совета Федерации Вячеслав Степанович Тимченко.
    3
    4 ТИМЧЕНКО В. С., член Совета Федерации.
    5
    6 Добрый день, уважаемые коллеги!
    7
    8 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые друзья! Данный законопроект направлен на
    9 совершенствование территориальной организации местного самоуправления и
    10 предусматривает введение нового вида муниципального образования -
    11 муниципального округа.
    12
    13 Как вы помните, в 2014 году законом № 136-ФЗ было введено два новых типа
    14 муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением, а
    15 также внутригородской район с внутригородским делением - данные изменения
    16 были направлены на совершенствование законодательства в сфере городских
    17 агломераций. Эта же новация предполагает возможность создания альтернативного
    18 эффективного способа организации местного самоуправления в том числе с целью
    19 развития прежде всего сельских территорий.
    20
    21 Под муниципальным округом предлагается понимать три и более объединённых
    22 общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными
    23 образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением
    24 непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления,
    25 которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые
    26 им федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Вопросы
    27 местного значения муниципального округа в целом будут аналогичны вопросам
    28 местного значения городского округа.
    29
    30 Также проектом закона уточняются критерии, которым должны соответствовать
    31 городские округа. В частности, не менее двух третей населения городского
    32 округа должны проживать в городах или иных городских населённых пунктах;
    33 предусматривается, что в составе территории городского округа могут
    34 находиться и территории сельских населённых пунктов, не являющихся
    35 муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития
    36 социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, причём
    37 размер этих территорий не должен превышать размера территории входящих в
    38 состав городского округа городов или иных городских населённых пунктов. Таким
    39 образом, законопроект предполагает чёткие различия между городским и
    40 муниципальным округом. Предусматривается также введение новых форм
    41 преобразования, объединения и разделения муниципальных образований, что даст
    42 возможность уже созданным городским округам, где есть значительные
    43 неурбанизированные территории, преобразоваться в муниципальные округа.
    44
    45 Эксперты и авторы данного законопроекта считают, что его принятие позволит
    46 решить целый ряд проблем населённых пунктов. Прежде всего консолидация
    47 ресурсов даст возможность повысить эффективность решения отраслевых вопросов
    48 местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся
    49 наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного
    50 и социально-экономического развития территории.
    51
    52 Важно обратить внимание на то, что положения законопроекта не понуждают
    53 муниципалитеты к обязательному объединению, осуществление преобразования -
    54 это исключительное право населения и органов местного самоуправления. Там,
    55 где устоялась система муниципальных районов с поселениями, местное сообщество
    56 может продолжить работу в рамках привычной двухуровневой системы местного
    57 самоуправления.
    58
    59 Новая форма позволит избежать практики, когда в городские округа объединялись
    60 преимущественно сельские населённые пункты и огромная площадь с лесами и
    61 полями становилась одним большим городским округом. На муниципальный округ
    62 как на новую форму есть запрос в муниципальном сообществе. Кроме того,
    63 принятие данного законопроекта будет способствовать сохранению сельского
    64 уклада, поскольку в рамках муниципальных округов сельские населённые пункты
    65 останутся сельскими, не будет их искусственной урбанизации и никакие льготы,
    66 преференции и особые условия, связанные с этим, не исчезнут.
    67
    68 Особо подчеркну, что законопроектом предусматривается достаточно длительный
    69 переходный период - до 1 января 2025 года, для того чтобы территории имели
    70 возможность плавно перестроиться на новую схему организации местного
    71 самоуправления.
    72
    73 Данная законодательная инициатива была рассмотрена профильными комитетами и
    74 Совета Федерации, и Государственной Думы. Мы благодарны экспертам, мы
    75 благодарны всем участникам процесса обсуждения перед первым чтением,
    76 высказавшим свои замечания и предложения, которые, к слову, не носят
    77 концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко
    78 второму чтению.
    79
    80 Уважаемые коллеги, прошу поддержать данную законодательную инициативу.
    81
    82 Спасибо за внимание.
    83
    84 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович, присаживайтесь.
    85
    86 С содокладом выступает Алексей Николаевич Диденко, председатель Комитета по
    87 федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
    88
    89 Пожалуйста.
    90
    91 ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
    92 устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
    93
    94 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик коротко изложил суть
    95 проекта закона, который, конечно, является фундаментальным и направлен на
    96 существенное изменение территориальных основ местного самоуправления,
    97 поскольку вводит новый тип муниципального образования - муниципальный округ,
    98 автор об этом сказал. Законопроект внесён нашими коллегами - и депутатами,
    99 большим составом, и членами Совета Федерации, - что свидетельствует о его
    100 актуальности.
    101
    102 Если следовать логике авторов (согласно пояснительной записке), данная мера
    103 позволит сконцентрировать представительские и административные ресурсы в
    104 одном центре принятия решений - в основном это касается сельской местности, -
    105 с тем чтобы обеспечить экономию бюджетных средств на содержание органов
    106 местного самоуправления в сельских поселениях, в первую очередь там, где это
    107 целесообразно, то есть в труднодоступных малонаселённых территориях, в
    108 Арктике и малонаселённых территориях Сибири и Дальнего Востока. В частности,
    109 уважаемые коллеги, данный вид муниципального образования позволит нам
    110 систематизировать практику преобразования муниципальных районов в так
    111 называемые городские округа, поскольку муниципальный округ является округом
    112 сельским, а городской округ является округом городским. То есть главный
    113 критерий, который этим законом вводится, - это критерий заселённости, или
    114 урбанизированности, автор об этом сказал. Если муниципальный округ - это в
    115 основном сельская территория, то городской округ (и здесь мы существенно
    116 продвигаемся по сравнению с законом от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ) - это
    117 муниципальное образование, две трети населения которого проживает в городе
    118 либо в городских населённых пунктах, однако где также есть территория,
    119 которая предназначена для развития его социальной, транспортной и иной
    120 инфраструктуры и которую можно охарактеризовать как сельскую, при этом она не
    121 должна превышать урбанизированную, заселённую территорию.
    122
    123 Не буду останавливаться на плюсах законопроекта - всё-таки он позволяет нам
    124 преобразовать ошибочно образованные городские округа в муниципальные округа,
    125 такая процедура законом предусмотрена, и установлен довольно большой срок для
    126 проведения таких преобразований, - скажу лишь о некоторых рисках, которые на
    127 заседании комитета были отмечены и членами комитета, и экспертами, уважаемыми
    128 коллегами.
    129
    130 В первую очередь необходимо ко второму чтению погрузить в текст законопроекта
    131 защитные механизмы, которые избавят нас от риска произвольного упразднения в
    132 муниципальных районах поселений, которые самодостаточны, имеют
    133 социально-экономический потенциал, имеют право на существование, на
    134 дальнейшее развитие, - такие муниципальные районы, вне всякого сомнения,
    135 необходимо сохранить. И такой защитный механизм, по нашему мнению, ко второму
    136 чтению в проекте закона должен появиться.
    137
    138 Второе. В случае преобразования муниципальных районов в муниципальные округа
    139 у нас высвободится большой штат местного депутатского корпуса - это люди
    140 активные, неравнодушные, которые, формируя институты гражданского общества,
    141 занимались вопросами своих сёл, своих поселений, поэтому, конечно, необходимо
    142 предусмотреть в законодательстве такие институты, в рамках которых они могли
    143 бы быть задействованы. На наш взгляд, можно развивать институты сельских
    144 старост, ТОСов, а также общественных советов или палат во вновь образованных
    145 муниципальных округах, куда они могли бы войти, представляя свою территорию.
    146
    147 Третий очень важный момент - не утратить статус сельской территории и статус
    148 сельского жителя в сельских населённых пунктах, поскольку сейчас у нас очень
    149 много государственных программ, программ субъектов, направленных на
    150 дополнительную поддержку этой категории граждан и этой территории. В связи с
    151 этим есть предложение во втором чтении внести изменения в текст проекта
    152 закона, дать понятийный аппарат, которого, кстати, до сих пор нет в новом
    153 отечественном законодательстве. Последний акт - это указ Президиума
    154 Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года об общих принципах
    155 административно-территориального устройства. Нам нужно сформулировать
    156 определения понятий "населённый пункт", "городской населённый пункт",
    157 "сельский населённый пункт", поскольку этими терминами оперирует
    158 законодатель.
    159
    160 С учётом данных замечаний комитет считает возможным поддержать проект закона
    161 в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
    162
    163 Фракция ЛДПР также поддержит, считает возможным поддержать проект закона, но
    164 только при условии его существенной доработки во втором чтении и минимизации
    165 всех тех рисков, о которых было сказано.
    166
    167 Из Совета Федерации пришёл положительный отзыв, автор об этом сказал. Кроме
    168 того, мы получили отзывы из субъектов: 11 субъектов консолидированно за,
    169 также за 29 законодательных и 19 исполнительных органов государственной
    170 власти, в одном субъекте законодательный орган против, это Республика
    171 Дагестан.
    172
    173 Спасибо за внимание.
    174
    175 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    176
    177 Включите режим записи на вопросы.
    178
    179 Покажите список.
    180
    181 Черкасов Кирилл Игоревич.
    182
    183 ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.
    184
    185 Вопрос Вячеславу Степановичу.
    186
    187 Вячеслав Степанович, мы с вами вместе представляем Кировскую область и знаем,
    188 как непросто у нас реализовывался 131-й федеральный закон. Вот сейчас, когда
    189 мы обсуждаем данный законопроект, как вы предполагаете, в связи с этой
    190 градацией - сельские жители и городские жители - при объединении в округ во
    191 сколько законов и подзаконных актов необходимо будет внести изменения? И как
    192 это будут делать территории, с учётом того что сегодня фактически ни
    193 вице-губернаторы, ни внутренняя политика никак не регулируют то, что
    194 происходит: сверху спускается команда, а дальше районные власти вынуждены всё
    195 это делать фактически сами, оставаясь один на один с этими вопросами?
    196
    197 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос, Кирилл Игоревич. К сожалению, процесс
    198 укрупнения муниципальных образований, преобразования их в городские округа
    199 происходит не только в Кировской области - а если говорить о Кировской
    200 области, то здесь этот процесс не столь большие масштабы приобрёл, - эта
    201 проблема касается многих субъектов Российской Федерации. Именно поэтому было
    202 принято предложение муниципального сообщества, экспертного сообщества о
    203 разработке данной законодательной инициативы, она даёт возможность наряду с
    204 городскими округами создавать муниципальные округа, которые полностью
    205 сохраняют все те преференции, все те возможности для сельских жителей,
    206 которые ранее проживали в муниципальных районах - в сельских поселениях,
    207 городских поселениях, входящих в состав муниципальных районов.
    208
    209 Переходный период до 1 января 2025 года позволит безболезненно перейти на
    210 новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Причём, я об этом
    211 уже говорил в своём выступлении, будет не только новый вид муниципального
    212 образования, но и новый способ преобразования - разделение. То есть там, где
    213 есть целесообразность оставить городской округ, который до сих пор имел
    214 большую сельскую территорию, эта часть территории вычленяется, может быть,
    215 уйдёт из городского округа, объединится (объединение - это ещё один способ
    216 преобразования) и получится муниципальный округ, отвечающий определённым
    217 требованиям. И чётко будет различаться, что такое городской округ и что такое
    218 муниципальный округ. В существующей сейчас трактовке ограничений по
    219 формированию городского округа нет, поэтому иногда на местах происходили
    220 перегибы и в городские округа объединялись поселения, которые по своей
    221 территории... ну, там проживает, скажем, 5 тысяч человек - это не только в
    222 Кировской области, наоборот, это, может быть, даже характерно не столько для
    223 Кировской области, сколько, например, для Подмосковья. У нас в Подмосковье
    224 есть городской округ Серебряные Пруды, на территории которого проживает
    225 несколько тысяч человек, а площадь его - почти пол-Москвы. Это
    226 нецелесообразно, именно поэтому такие новации были предложены в данной
    227 законодательной инициативе.
    228
    229 Безусловно, необходимо будет принять нормативные акты, но это будут
    230 нормативные акты субъектов Российской Федерации. Я хочу напомнить, что в 2014
    231 году 136-м и 165-м законами мы передали много полномочий на уровень субъектов
    232 Российской Федерации, что позволит оперативно реагировать на изменение
    233 законодательства о местном самоуправлении, в том числе на те изменения,
    234 которые предлагаются в данном законопроекте.
    235
    236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне микрофон включите.
    237
    238 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович.
    239
    240 Отвечая на первый вопрос Кирилла Игоревича - о том, как идут преобразования,
    241 - нужно сказать, что действующая редакция 131-го закона вообще не содержит
    242 никаких критериев для преобразования муниципального района в городской округ,
    243 с учётом того что 7 апреля мы приняли 62-й федеральный закон.
    244
    245 Можно ещё 30 секунд?
    246
    247 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для ответа на вопрос.
    248
    249 ДИДЕНКО А. Н. 7 апреля в этом зале данный закон был принят голосами одной
    250 фракции: выступая по мотивам, все три оппозиционные фракции высказались
    251 против. И с того момента началась так называемая четвёртая волна
    252 комбинированного преобразования, когда при преобразовании муниципального
    253 района все поселения района не присоединялись к городскому округу с
    254 последующей ликвидацией района, а просто объединялись, как правило, вокруг
    255 городского поселения в таком муниципальном районе, в котором вообще нет
    256 городского округа, таким образом, муниципальный район утрачивал свой статус.
    257
    258 Предложенная редакция проекта закона существенно ограничивает такой
    259 произвольный характер преобразования муниципального района в городской округ,
    260 поскольку вводит критерий урбанизированности. Теперь для преобразования в
    261 городской округ нужно иметь две трети населения в городах, в городских
    262 населённых пунктах, 50 процентов застроенной территории, 50 процентов
    263 незастроенной территории - это очень важный критерий.
    264
    265 Кроме того, при наличии муниципального округа есть возможность создавать
    266 одноуровневый муниципалитет в незаселённой территории, то есть, таким
    267 образом, возможно обратное преобразование. Сегодня три субъекта без
    268 муниципальных районов - это Магаданская область, Сахалинская область, где не
    269 самые заселённые территории, откровенно говоря, и Калининградская область,
    270 где есть геостратегическая специфика. Они с самого начала после введения
    271 131-го закона создали несколько городских округов в пределах района, то есть
    272 для них эта практика типичная.
    273
    274 Благодаря установлению критериев мы можем сегодня упорядочить эту
    275 деятельность, хотя, повторю, против произвольного преобразования
    276 муниципального района в муниципальный округ в тексте законопроекта защитных
    277 механизмов нет, и мы в своём заключении на десяти листах предлагаем ввести
    278 эти механизмы.
    279
    280 Второй вопрос, конечно же, также заслуживает внимания. Придётся переработать
    281 огромное количество нормативных правовых актов, в первую очередь 131-й закон,
    282 Градостроительный кодекс, всё смежное законодательство в сфере энергетики и
    283 снабжения. По предложению авторов признать равнозначными понятия
    284 "муниципальный округ", "городской округ", "городской округ с внутригородским
    285 делением" не представляется возможным, потому что городской округ таковой
    286 благодаря заселению своей территории, а муниципальный округ, одноуровневый -
    287 вопреки заселению. Смысл ответа в том, что предстоит существенная работа.
    288
    289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    290
    291 Осадчий Николай Иванович.
    292
    293 ОСАДЧИЙ Н. И. Вопрос докладчику.
    294
    295 Уважаемый Вячеслав Степанович, в связи с перспективой образования
    296 муниципальных округов в случае принятия данного закона какой будет роль
    297 самого населения, как граждане смогут влиять на все эти процессы, что
    298 произойдёт с депутатами представительных органов местного самоуправления? Ну,
    299 если обобщить, каким будет поэтапный механизм преобразований, ведущих к
    300 созданию муниципального округа, хотя бы схематично?
    301
    302 ТИМЧЕНКО В. С. Ну, роль населения и органов местного самоуправления уже
    303 прописана в 131-м законе, она никак не меняется в этом законопроекте.
    304 Необходимость преобразований определяется либо представительными органами -
    305 там, где есть представительные органы, либо населением - там, где нет органов
    306 местного самоуправления, путём проведения референдума. Если делится на части
    307 территория, выделяется часть территории, соответственно также будет
    308 обсуждение и проведение референдума.
    309
    310 Что касается практической процедуры преобразования, она сегодня прописана в
    311 законах субъектов Российской Федерации, порядок, сроки утверждения,
    312 необходимость преобразования определяются представительными и
    313 законодательными органами субъекта Российской Федерации, то есть новаций в
    314 этой части я, честно говоря, не вижу. Практика, которая сегодня существует
    315 при образовании городских округов, точно так же будет использоваться при
    316 образовании муниципальных округов, это совершенно идентичная норма.
    317
    318 Что касается, Алексей Николаевич, опасений и защитных мер по поводу
    319 ликвидации муниципальных районов, каких-то защитных форм деятельности, я
    320 считаю, в данном случае эта норма носит не императивный характер, а
    321 диспозитивный характер, и население и представительные органы... Вы сами об
    322 этом говорили: если есть целесообразность сохранить муниципальные районы, я
    323 думаю, против здравого смысла вряд ли кто-то будет возражать и муниципальные
    324 районы сохранят.
    325
    326 Чем в первую очередь востребована вот эта законодательная инициатива? Она
    327 востребована тем, что, как вы правильно сказали, на огромной территории
    328 возникают непонятные образования под названием "городской округ", ничего
    329 невозможно решить, потому что не происходит никаких особых изменений ни
    330 финансовых ресурсов, ни административного управления. Здесь нам действительно
    331 нужно будет определить, надо ли вводить ограничительные нормы.
    332
    333 Как говорят, есть мнения, которые требуют обсуждения, и при подготовке
    334 законопроекта ко второму чтению, я думаю, мы сможем обменяться этими
    335 мнениями.
    336
    337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.
    338
    339 ДИДЕНКО А. Н. Я тоже добавлю к ответу на вопрос.
    340
    341 Законопроект предусматривает переходный период, установлен срок: необходимо
    342 принять соответствующие законы субъектов, привести в соответствие уставы
    343 муниципалитетов и принять необходимые изменения в отраслевое законодательство
    344 до 2025 года, то есть дан довольно продолжительный, большой срок для
    345 преобразований.
    346
    347 Встаёт вопрос применимости нововведений для действующего депутатского корпуса
    348 и для действующих глав. Подобный вопрос вставал, когда мы вводили городские
    349 округа с внутригородским делением. Наверное, было бы логично применить общую
    350 норму и указать, что преобразования вступают в силу после окончания срока
    351 полномочий соответствующего главы или соответствующих депутатов
    352 представительного органа.
    353
    354 У нас вызывает некоторые опасения процедура преобразования муниципального
    355 округа в муниципальный район там, где возникнет такая необходимость. Здесь
    356 следует поэтапно установить, с какого момента определяются границы вновь
    357 образованных поселений, как они разграничивают их между собой, а также сроки
    358 полномочий представительных органов поселений и вновь образованного
    359 муниципального района. Пока вот в этой части текст законопроекта, наверное,
    360 всё-таки содержит потенциал для корректировки. Это первое.
    361
    362 Второй момент, который мы в своём заключении отразили. В законопроекте
    363 предлагается муниципальный округ создавать там, где есть три и более
    364 населённых пункта, объединённых общей территорией - и далее по тексту, однако
    365 существует очень много малонаселённых муниципальных районов, в которых два
    366 населённых пункта или один населённый пункт. Например, Алеутский район
    367 Камчатского края, это Командорские острова: там два крупных острова - остров
    368 Беринга и остров Медный, несколько маленьких островов и скал, но одно
    369 поселение Никольское и один населённый пункт - село Никольское. Получается,
    370 территории, для которых мы примем этот закон, не смогут им воспользоваться,
    371 потому что имеют меньше трёх населённых пунктов. В этой части, конечно, ко
    372 второму чтению законопроект нужно будет скорректировать.
    373
    374 И третье замечание на этот счёт. У нас преобразования происходят путём
    375 объединения всех поселений между собой, поскольку муниципальный район -
    376 двухуровневое образование: если на его территории не остаётся поселений,
    377 соответственно, и муниципального района не может быть, то есть второго уровня
    378 муниципальных образований. В этой части очень спорной представляется норма,
    379 согласно которой муниципальный район не может состоять из одного поселения,
    380 потому что на каком-то этапе объединения в районе может остаться одно
    381 поселение, которое против объединения, таким образом, оно подлежит
    382 ликвидации, а ликвидация поселения сегодня законом не предусмотрена. В связи
    383 с этим нам тоже к этой норме следует вернуться, и в этой части ваш вопрос
    384 совершенно справедлив.
    385
    386 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    387
    388 Гулевский Михаил Владимирович.
    389
    390 ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    391
    392 У меня вопрос к Вячеславу Степановичу.
    393
    394 Честно надо признаться - и Алексей Николаевич тоже об этом говорил, - что
    395 произвольно этот процесс уже потихонечку идёт в субъектах Российской
    396 Федерации. Да, по этому закону работы предстоит очень много, но первый
    397 вопрос: почему всё-таки даётся шесть лет? Уж очень длительный срок.
    398
    399 И второе, по льготам: кто-то теряет, кто-то приобретает - здесь тоже надо,
    400 наверное, Вячеслав Степанович, определиться, по какому пути идти.
    401
    402 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Михаил Владимирович, за вопрос. Что касается первой
    403 части вашего вопроса, срока в шесть лет. Дело в том, что есть определённые
    404 ограничения, связанные с возможностью преобразования, связанные с
    405 избирательными процессами в различного типа муниципальных образованиях, то
    406 есть за столько-то времени до выборов нельзя производить преобразование и
    407 после в течение такого-то периода. Проанализировав сроки принятия закона и
    408 сроки ближайших избирательных кампаний во всех муниципальных образованиях, мы
    409 специально расширили переходный период до 1 января 2025 года - получается,
    410 практически пять лет составит переходный период, не шесть лет. Вот это как
    411 раз стало причиной того, чтобы такой переходный период устанавливать.
    412
    413 Что касается сохранения льгот, я также подчеркнул в своём выступлении, что
    414 сохранение статуса сельских населённых пунктов, входящих в муниципальный
    415 округ, позволяет сохранить многие льготы, более того, льготы и преференции
    416 устанавливаются не только федеральными законами, а и законами субъектов
    417 Российской Федерации, и это никоим образом не повредит. При этом мы давали
    418 право субъектам Российской Федерации вводить как дополнительные полномочия,
    419 так и отдельные преференции для различных типов муниципальных образований.
    420
    421 И я вернусь немножко назад, Алексей Николаевич, по поводу возражения насчёт
    422 трёх населённых пунктов или меньше. Вы знаете, очень интересная может
    423 произойти развилка, потому что, например, в 131-м законе мы давали понятие
    424 сельского поселения, где было написано, что в состав сельского поселения
    425 входит один или несколько населённых пунктов, и сегодняшняя практика
    426 показывает, что сельские поселения начинают укрупняться за счёт того, что
    427 имеется вот эта лазейка, вот эти слова "или несколько населённых пунктов", и
    428 это приводит к тому, что в состав сельского поселения, бывает, входит до 20
    429 населённых пунктов, - ну, здравый смысл говорит, что такое сельское поселение
    430 с 20 населёнными пунктами вряд ли может существовать, - причём это происходит
    431 не изначально, а за счёт укрупнения сельских поселений. Поэтому в данном
    432 случае нужно очень аккуратно подходить, и я боюсь вот чего: если мы только
    433 дадим возможность входить, как правило, трём населённым пунктам, то, как
    434 известно, из каждого правила каждый будет находить своё исключение. Так что,
    435 согласен, можно пообсуждать, но нужно очень аккуратно подходить, не расширяя
    436 возможности с точки зрения возможной дискредитации нового типа муниципального
    437 образования.
    438
    439 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.
    440
    441 ДИДЕНКО А. Н. Михаил Владимирович, я просто не смог развернуть этот тезис.
    442 Проблема сегодня заключается в чём? У нас 131-м законом закреплены общие
    443 принципы территориальной организации местного самоуправления, то есть
    444 территориальные пределы осуществления гражданами местного самоуправления.
    445 Однако это территориальное деление не согласуется с
    446 административно-территориальным делением, которое на территории нашей страны
    447 функционирует фактически 35 лет. Последний по хронологии принятый нормативный
    448 правовой акт, касающийся административно-территориального устройства
    449 Российской Федерации, - это указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17
    450 августа 1982 года, отсюда и рассинхронизация сетки муниципалитетов с
    451 административно-территориальными единицами. У нас имеется Общероссийский
    452 классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и
    453 Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), то
    454 есть эти сетки друг на друга не накладываются. В связи с этим, очевидно,
    455 необходимо закрепить в тексте закона понятия: населённого пункта - потому что
    456 понятие сельского поселения через понятие населённого пункта определяется;
    457 городского поселения - поскольку этот термин используется в 131-м законе;
    458 города - у нас есть Градостроительный кодекс, но нет определения понятия
    459 "город", что это такое, у нас есть городские округа, например в Магаданской
    460 области, которые по площади равны Португалии, но мы не можем понять, что
    461 такое город, определения нет. Если мы закрепим в федеральном законе
    462 определение, характеристики сельской территории (а мы предлагаем это сделать)
    463 и сельских населённых пунктов, тогда, очевидно, удастся сохранить все льготы
    464 для сельского населения, в том числе новые льготы, которые, как вы знаете,
    465 будут введены со следующего года, в том числе по программе "Сельский
    466 учитель", где 1 миллион рублей даётся гражданину, переезжающему в сельскую
    467 местность, на территорию сельского населённого пункта, посёлка городского
    468 типа, рабочего посёлка или города с численностью населения от 50 тысяч
    469 человек.
    470
    471 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    472
    473 Коллеги, я напомню норму Регламента: на вопросы и ответы отводится 35 минут -
    474 может так случиться, что не все успеют задать вопросы.
    475
    476 Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.
    477
    478 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Вячеслав Степанович, вы уже неоднократно говорили,
    479 что все жители сельских поселений сохраняют те преимущества, которые они
    480 сейчас имеют, но напрямую из законопроекта это не следует. Продумывали ли вы
    481 какие-то дополнительные юридические гарантии, которые можно было бы включить
    482 ко второму чтению? Как вы отнесётесь, если мы их подготовим и предложим вам
    483 на рассмотрение?
    484
    485 ТИМЧЕНКО В. С. Михаил Васильевич, вы, как один из авторов законопроекта,
    486 имеете полное право передать свои предложения, и я думаю, что теперь уже не
    487 коллектив авторов, а комитет, безусловно, сможет их учесть при доработке, при
    488 подготовке законопроекта ко второму чтению. Будем только благодарны.
    489
    490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    491
    492 Носов Александр Алексеевич.
    493
    494 НОСОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    495
    496 У меня вопрос к Вячеславу Степановичу.
    497
    498 В пояснительной записке сказано, что новый вид муниципального образования
    499 обеспечивает возможность консолидации представительных и административных
    500 ресурсов, в том числе на сельских территориях, там, где это целесообразно, а
    501 в законопроекте, и вы об этом уже сказали в своём докладе, предлагается
    502 установить переходный период до 1 января 2025 года. Получается, если
    503 целесообразность создания муниципального округа возникнет после 1 января 2025
    504 года, то это будет невозможно? Может быть, эту норму убрать или пересмотреть?
    505
    506 ТИМЧЕНКО В. С. После 1 января 2025-го тоже можно. Переходный период больше
    507 направлен на то, чтобы преобразовать городские округа по критериям, которые
    508 предлагаются сейчас в законопроекте, как сказал Алексей Николаевич, - по
    509 территории, по численности проживающих прежде всего, для разделения
    510 городского округа на части при необходимости. Вот на это как раз и направлен
    511 переходный период.
    512
    513 Ну а остальные ограничения, как я уже сказал, отвечая на вопрос коллеги
    514 Гулевского, связаны с избирательными процессами, которые налагают мораторий
    515 на определённый промежуток времени, не дают возможности преобразовать
    516 территории в соответствии с предлагаемым к принятию законопроектом.
    517
    518 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    519
    520 Ганзя Вера Анатольевна.
    521
    522 ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Вячеслав Степанович, статья 131 главы 8 Конституции
    523 Российской Федерации говорит следующее: "Местное самоуправление
    524 осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с
    525 учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного
    526 самоуправления определяется населением самостоятельно". Так вот скажите,
    527 пожалуйста, не слишком ли часто мы подменяем собой население в решении вот
    528 таких вопросов - вопросов, решение которых напрямую влияет на судьбу этого
    529 самого населения? Это первый вопрос.
    530
    531 И второй вопрос: не считаете ли вы, что мы можем вообще похоронить местное
    532 самоуправление вот этим законом?
    533
    534 ТИМЧЕНКО В. С. Вера Анатольевна, я считаю, что в данном случае мы никоим
    535 образом не ущемляем права наших граждан на осуществление местного
    536 самоуправления. Принятие законов, в том числе федеральных законов, в сфере
    537 местного самоуправления даёт возможность, даёт механизм реализации этих
    538 полномочий. Мы живём в правовом государстве, и законодательная база для
    539 осуществления самоуправления, для осуществления населением управления в
    540 соответствии со своими потребностями в полной мере формируется через принятие
    541 федеральных законов.
    542
    543 Что касается второй части вашего вопроса, я не считаю, что в данном случае мы
    544 принятием подобных законов (принятием законопроектов, которые становятся
    545 законами) каким-то образом подрываем основы и устои государства. Мы живём, я
    546 ещё раз подчеркиваю, в правовом государстве, верховенство закона определяет
    547 будущее нашей страны, поэтому в любом случае законодательные акты
    548 федерального уровня, регионального уровня, нормативные акты муниципальных
    549 образований - это залог успешного развития нашего государства в целом.
    550
    551 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    552
    553 Тихомиров Анатолий Фёдорович.
    554
    555 ТИХОМИРОВ А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    556
    557 Уважаемый Вячеслав Степанович, в Дальневосточном федеральном округе очень
    558 много сельских поселений, в состав которых входят пять, семь, десять,
    559 пятнадцать населённых пунктов. Вы сейчас говорили, что это произошло за счёт
    560 укрупнения поселений. На самом деле эти поселения создавались в начале
    561 реализации 131-го федерального закона с учётом малочисленности населения,
    562 низкой плотности населения, и, конечно, с учётом тогда ещё пешей доступности.
    563
    564 Вот сегодня в своём выступлении вы сказали (и в документе, в пояснительной
    565 записке, указано), что три населённых пункта (не менее), объединённых общей
    566 территорией, могут объединиться в муниципальный район. Не получится ли так в
    567 соответствии с такой трактовкой закона, что три населённых пункта из
    568 действующих поселений завтра решат объединиться и это подпадёт под действие
    569 закона, который предлагается принять?
    570
    571 ТИМЧЕНКО В. С. Во-первых, хочу вас поправить, не муниципальный район, а
    572 муниципальный округ - я так понимаю, вы имели в виду именно муниципальный
    573 округ, а не муниципальный район, потому что муниципальные районы сегодня
    574 существуют. А во-вторых, если представительные органы этих трёх и более
    575 населённых пунктов (если это муниципальные образования) примут решение об
    576 объединении в качестве муниципального округа, никаких проблем я в этом не
    577 вижу.
    578
    579 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    580
    581 Куринный Алексей Владимирович.
    582
    583 КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Алексею Николаевичу: вы сказали, что наиболее
    584 благополучные муниципальные образования могут воздержаться или каким-то
    585 образом избежать подобного объединения, - тогда какой смысл объединять, если
    586 мы будем объединять бедные муниципальные образования, скажем так, поселения в
    587 этот самый муниципальный округ? Смысл как раз, я так понимаю, авторы
    588 законопроекта видят в том, чтобы объединить бедные и богатые поселения,
    589 ровным слоем размазать, разделить имеющийся бюджетный пирог, с одной стороны;
    590 с другой стороны, естественно, фактически ликвидировать местное
    591 самоуправление и оставить в каждой области пятнадцать - двадцать
    592 муниципальных образований в виде муниципальных округов и два городских
    593 округа. То есть фактически население, о котором говорится в Конституции,
    594 будет оторвано от принятия решений. Будет 20-30 депутатов, которые будут
    595 решать за них - или пытаться решать за них - вопросы, требующие порой,
    596 безусловно, такого мелкого ежедневного вмешательства или влияния тех, кто
    597 живёт на земле непосредственно.
    598
    599 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.
    600
    601 ДИДЕНКО А. Н. Алексей Владимирович, на самом деле это ключевой вопрос.
    602
    603 Авторы в своей пояснительной записке говорят, что закон коснётся образования
    604 муниципальных округов на территориях, в основном сельских, там, где это
    605 целесообразно. Использование слова "целесообразно" - это то, от чего нас
    606 Конституционный Суд очень сильно отговаривает, заставляет нас принимать
    607 законы с конкретными мерами и конкретными критериями отнесения той или иной
    608 нормы к тому или иному виду правомерного или неправомерного поведения. А в
    609 данном случае определение целесообразности остаётся на усмотрение субъектовой
    610 власти, которая будет принимать закон субъекта о территориальном устройстве,
    611 и, конечно, тех кураторов, которые будут эти муниципальные районы в
    612 последующем объединять.
    613
    614 Вы сказали, что не нужно поддерживать территории там, где нецелесообразно, -
    615 как раз наоборот, в первую очередь... В течение последних 12 лет мы провели
    616 три заседания по северным территориям, мои предшественники, в том числе
    617 Вячеслав Степанович, Виктор Борисович Кидяев, - в 2010 году на Чукотке, в
    618 2014-м на Камчатке, в 2018 году в Дудинке, это всё северные территории,
    619 труднодоступные территории, и идея одноуровневого муниципального округа
    620 именно там родилась. Но нужно понимать условия, в которых там муниципалитеты
    621 существуют, - это труднодоступные малонаселённые территории с суровыми
    622 арктическими условиями. Зарубежный опыт тоже разный: есть Франция, где 36
    623 тысяч муниципальных общин типа наших поселений, которые с наполеоновских
    624 времён никто не трогает - не дай бог сказать, что их с кем-то объединят, - а
    625 есть Канада, где большая часть территорий является территорией
    626 государственной, объявлена геополитической, геостратегической территорией,
    627 напрямую финансируется государством и там никакого местного самоуправления
    628 нет, оно есть вдоль границ с США, где промышленные центры, - то есть
    629 зарубежная практика тоже разнообразная.
    630
    631 И вот мы предлагаем вариативность, то есть там, где невозможно существование
    632 сельского поселения и муниципального района как двухуровневого муниципального
    633 образования... Вот Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район - почти
    634 миллион квадратных километров площадь, ну какое там решение задач
    635 межпоселенческого характера, если там между поселениями на самолёте лететь
    636 два часа? Для таких муниципалитетов эти полномочия в принципе неподъёмны. А
    637 целесообразность сохранения поселения возникает там, где административные
    638 расходы на содержание аппарата больше, чем собирается налогов в этом
    639 поселении, - вот и всё, простой критерий. В законе этого пока нет. К
    640 сожалению, есть поселения, чей бюджет балансирует на уровне административных
    641 расходов на содержание аппарата, их, конечно, не много. Вот задача сделать
    642 так, чтобы не превратилось в кампанейщину преобразование двухуровневых
    643 муниципалитетов в одноуровневые, - это, конечно, задача второго чтения.
    644
    645 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    646
    647 Ионин Дмитрий Александрович.
    648
    649 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    650
    651 Вопрос к автору, ибо вскользь его уже поднимали и Алексей Николаевич в своём
    652 докладе, и Михаил Васильевич.
    653
    654 Вот у нас сегодня в сельских поселениях есть соответствующие льготы,
    655 социальные льготы для тех, кто проживает в этих сельских поселениях. Закон в
    656 принципе направлен на то, чтобы в том числе и сельские поселения укрупнить,
    657 перевести в статус муниципального округа. Какие всё-таки механизмы есть? Вот
    658 говорят, что что-то ко второму чтению, что-то ещё как-то... Какие вы видите
    659 механизмы сохранения льгот для жителей сельских поселений в условиях того,
    660 что сами сельские поселения, по сути, будут ликвидированы?
    661
    662 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Нужно различать сельские поселения и
    663 сельские населённые пункты, это разные термины; кстати, Алексей Николаевич
    664 говорил о том, что есть неопределённость с формулировкой. Безусловно, у нас
    665 нет определения, что такое сельский населённый пункт, что такое город и так
    666 далее, - я имею в виду определения, закреплённого в законодательстве, за
    667 исключением тех постановлений, которые Алексей Николаевич приводил. Вхождение
    668 сельских населённых пунктов в состав муниципального округа - это и есть
    669 гарантия того, что льготы для жителей сельских населённых пунктов не будут
    670 ликвидированы. При этом, ещё раз подчёркиваю, мы в 2014 году дали широкий
    671 спектр полномочий субъектам Российской Федерации конкретизировать, если
    672 понадобится, те или иные формулировки и нормативы, а также устанавливать
    673 дополнительные меры социальной поддержки жителям сельских населённых пунктов
    674 - не сельских поселений, а сельских населённых пунктов.
    675
    676 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    677
    678 Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    679
    680 ДИДЕНКО А. Н. Я считаю очень важным пояснить, что сами программы поддержки,
    681 как правило, привязываются не к сельским поселениям, а к сельским территориям
    682 и сельским населённым пунктам, типам населённых пунктов. Я просто приведу
    683 положение госпрограммы "Развитие здравоохранения": условием предоставления
    684 медицинским работникам единовременной компенсации является трудоустройство
    685 или переезд на работу в сельский населённый пункт - не в сельское поселение.
    686 Что касается земских учителей - предлагается переезд на работу в сельский
    687 населённый пункт либо рабочий посёлок, посёлки городского типа, города с
    688 населением до 50 тысяч человек, то есть в малые города. Эти программы и
    689 подзаконные акты и так оперируют понятиями населённых пунктов, проблема в
    690 том, что они у нас в законодательстве, кроме постановления 1982 года, нигде
    691 не отражены, и мы на это указываем в своём заключении: когда мы изменения в
    692 текст закона погрузим, то стопроцентно сельские жители никаких льгот не
    693 потеряют.
    694
    695 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    696
    697 Коломейцев Николай Васильевич.
    698
    699 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Степанович, безусловно, вы в местном
    700 самоуправлении разбираетесь, поэтому скажите, пожалуйста, вот у нас, к
    701 сожалению, с 2003 года после принятия 131-го закона идёт бесконечная реформа,
    702 но финансовый вопрос, или вопрос бюджетной обеспеченности сельских поселений
    703 и вообще села, так и не решается. Почему здесь у вас нет никаких статей по
    704 поводу решения проблемы фундаментальной задолженности? У нас более 80
    705 процентов сельских поселений являются, ну, работающими на смете. Разве этот
    706 закон решит эту проблему?
    707
    708 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Ну, вы опытный
    709 парламентарий, вы знаете, что есть законы и законопроекты, которые
    710 корректируют базовый закон, 131-й, но такие законы не могут корректировать
    711 вопросы финансового обеспечения муниципальных образований, для этого
    712 необходимо внесение изменений в Бюджетный кодекс или в Налоговый кодекс
    713 Российской Федерации, о чём экспертное сообщество говорит уже не первый год.
    714 Отрадно, что сегодня Министерство финансов - нам об этом заявили - занимается
    715 разработкой новой законодательной инициативы, касающейся инициативного
    716 бюджетирования муниципальных образований. Надеюсь, когда данная
    717 законодательная инициатива будет разработана и представлена на обсуждение
    718 экспертному сообществу, а тем более профильным комитетам, те проблемы, о
    719 которых вы говорите, - они, безусловно, есть, их решение имеет огромное
    720 значение для развития местного самоуправления - будут там существенно
    721 откорректированы. В данном случае, в данной законодательной инициативе мы
    722 касаемся только территориальных основ местного самоуправления.
    723
    724 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    725
    726 Гладких Борис Михайлович.
    727
    728 ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    729
    730 Кнопка не сработала, разрешите задать вопрос?
    731
    732 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте вопрос.
    733
    734 ГЛАДКИХ Б. М. Вопрос автору, представителю авторов, и Алексею Николаевичу.
    735
    736 Как вы считаете, может быть, целесообразно всё-таки отложенную норму передать
    737 на уровень субъектов, но определить федеральным законодательством, что не
    738 позднее 2025 года... Чтобы в случае, если такие реформы предполагаются, вот
    739 как раз таки региональное законодательство привели в соответствие с
    740 федеральным, ну, к примеру, до 2021 года, тогда мы будем знать, кто в
    741 краткосрочной перспективе, до 2025 года, собирается у себя проводить
    742 соответствующие изменения.
    743
    744 ТИМЧЕНКО В. С. Вы знаете, мы - федеративное государство, и каждый уровень
    745 публичной власти имеет свои права, свои полномочия и свои особенности.
    746 Предлагая норму, которая устанавливает переходный период до 1 января 2025
    747 года, мы делаем посыл законодателям субъектового уровня о необходимости
    748 доработки своих нормативных и законодательных актов, для того чтобы эта норма
    749 в полном объёме заработала в интересах населения и в интересах дальнейшего
    750 совершенствования местного самоуправления.
    751
    752 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    753
    754 Добавить хотите, Алексей Николаевич? Пожалуйста.
    755
    756 ДИДЕНКО А. Н. Вопрос был адресован и мне, поэтому я отвечу.
    757
    758 Сложно здесь без отложенной нормы обойтись, потому что в 24 регионах этот
    759 процесс уже идёт, и идёт не совсем так, как это было предусмотрено до 2017
    760 года федеральным законодательством, в этой связи есть необходимость
    761 легализации территориальных основ этих субъектов. Их, конечно, не
    762 большинство, эта проблема актуальна всего для 24 субъектов Российской
    763 Федерации, почти шестьдесят оставшихся с этой проблемой вообще не
    764 сталкивались и никаких вопросов, касающихся сферы территориальной
    765 организации, не задают, у них функционирует двухуровневая система, они ничего
    766 не собираются делать. У них почему-то, в отличие от других двадцати
    767 субъектов, всё в порядке, и они находят силы и средства на содержание и
    768 аппарата, и двухуровневой системы, и всех депутатов, и при этом поселение ещё
    769 более или менее демонстрирует тенденцию к развитию. Но вот в этих 24
    770 субъектах придётся уже образованные городские округа привести в соответствие
    771 с критериями, которые теперь для них установлены, - критерии
    772 урбанизированности. То есть городских округов должно, по логике законодателя,
    773 стать меньше, потому что из городских округов они должны стать муниципальными
    774 округами. А вот сколько муниципальных округов появится на территории
    775 муниципальных районов - это уже от нас с вами зависит: во втором чтении надо
    776 поставить заградительные пределы, чтобы вся кампания по оптимизации
    777 территориальной организации страны не превратилась в кампанейщину.
    778
    779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.
    780
    781 Коллеги, помимо этого законопроекта мы должны рассмотреть два проекта
    782 постановлений - они небольшие, но мы должны их рассмотреть - и один
    783 законопроект по сокращённой процедуре. Я прошу всех учитывать это и учитывать
    784 то, что, мне кажется, в ответах на вопросы фактически было очень подробное
    785 обсуждение этого законопроекта.
    786
    787 Тем не менее спрошу: будут ли желающие выступить? Да.
    788
    789 Включите режим записи на выступления.
    790
    791 Покажите список.
    792
    793 Ионин Дмитрий Александрович.
    794
    795 ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, как бы это ни звучало, но тема 131-го
    796 федерального закона и местного самоуправления у нас всё больше напоминает
    797 тришкин кафтан: мы где-то заштопываем, где-то пытаемся наладить, но к решению
    798 глобальной проблемы подойти как-то то ли стесняемся, то ли кто-то не хочет
    799 это делать и так далее. Конечно, необходим механизм для укрупнения, это
    800 правильно, это логично. Я сам был депутатом в небольшом сельском поселении, и
    801 над нами была надстройка в виде района, бюджет района был раз в пятнадцать
    802 больше, чем у нас, у нас были копейки в бюджете, но все полномочия были у
    803 нас, и зачем вот эта громоздкая система взаимодействия, было совершенно
    804 непонятно ни жителям, ни нам, депутатам, ни администрациям, которые, по сути,
    805 дублировались: две администрации, две думы и так далее. Это всё правильно,
    806 но, если мы говорим, что нужен механизм для укрупнения, давайте тогда в этом
    807 направлении и двигаться, этот вектор и соблюдать. Давайте тогда проведём
    808 ревизию и скажем, что решения, которые принимались раньше, наоборот, о
    809 нарезании на более мелкие муниципальные образования крупных городов, были
    810 неправильные, и остановим эксперимент, который сегодня продолжается в
    811 Челябинске, в Самаре и, если я не ошибаюсь, ещё в Дагестане в одном городе:
    812 там какое-то сумасшедшее количество местных депутатов, в каждом районе есть
    813 депутаты, полномочий у них нет, но их надо избирать, их за 200 человек в той
    814 же Самаре, вон скоро опять будут перевыборы. То есть, если мы двигаемся в
    815 направлении укрупнения, что, наверное, логично в нынешних условиях и это
    816 направление было указано и авторами, и профильным комитетом, давайте тогда
    817 будем последовательны, давайте тогда вернёмся к тому, что по Самаре и по
    818 Челябинску надо останавливать этот эксперимент и обратно всё укрупнять, и
    819 будем двигаться совместно в этом направлении.
    820
    821 Спасибо за внимание.
    822
    823 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    824
    825 Сапко Игорь Вячеславович, от фракции.
    826
    827 Но просьба: не очень длинно, Игорь Вячеславович.
    828
    829 САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    830
    831 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем крайне
    832 важный законопроект, который вносит в 131-й Федеральный закон "Об общих
    833 принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    834 изменения, связанные с введением нового вида муниципального образования -
    835 муниципального округа. Всё достаточно понятно. Я постараюсь оценить этот
    836 законопроект через призму двадцатилетней работы в органах местного
    837 самоуправления и постараюсь остановиться как раз на дискуссионных вопросах.
    838
    839 В развитии любого муниципального образования территориальная составляющая
    840 играет одну из ключевых ролей. По данным мониторинга Министерства юстиции
    841 Российской Федерации, сегодня территориальная организация не является
    842 статичной, есть несколько основных трендов: во-первых, устойчиво
    843 востребованной является практика объединения всех поселений и, во-вторых,
    844 активное распространение за последние годы получил процесс образования на
    845 базе муниципального района городского округа. Само по себе формирование
    846 больших по площади муниципалитетов не ново, оно практикуется не только в
    847 России, но и во многих других странах, начиная от Дании и заканчивая
    848 Австралией. Новый тип муниципального образования - муниципальный округ - ни в
    849 коем случае не противопоставляется, я подчёркиваю, городским округам, он лишь
    850 позволяет в процессе укрупнения муниципальных образований учесть сельский и
    851 городской характер преобразуемой территории. На мой взгляд, это очень важно,
    852 очень актуально и, сегодня об этом уже было сказано, реально востребовано.
    853
    854 К сожалению, сегодня имеются случаи создания на базе муниципального района
    855 городского округа, состоящего в лучшем случае из разнородных городских и
    856 сельских поселений, а в худшем - только из сельских населённых пунктов.
    857 Сельские жители, уклад сельской жизни - всё это искусственно стирается самим
    858 названием "городской округ". Кроме того, требования к муниципалитетам
    859 городского и сельского типа совершенно разные (и эта тема тоже сегодня
    860 поднималась): разные условия жизни, государственной поддержки, привлечения
    861 инвестиций, разные тарифы, нормативы, правила оказания государственных и
    862 муниципальных услуг населению. Имеют место случаи, когда объединение сельских
    863 территорий в городской округ приводит к утрате сельских надбавок в
    864 сельхозотрасли, льгот пенсионерам за многолетний труд: формально вроде бы они
    865 становятся горожанами, а условия их жизни ничуть не изменяются. То же,
    866 например, относится и к утрате маленьким поселением возможности участвовать в
    867 целевых программах - об этом сегодня неоднократно говорили, - в том числе в
    868 программе "Земский доктор". Есть ещё целый ряд проблем, вплоть до
    869 особенностей нотариального обслуживания отдалённых территорий.
    870
    871 Одновременно с введением муниципальных округов законопроектом предлагается и
    872 уточнить понятие городского округа. В частности, не менее двух третей
    873 населения в нём должно проживать как раз в городских населённых пунктах и
    874 городах. Если городской округ не соответствует этим требованиям, он должен
    875 сменить статус на муниципальный округ.
    876
    877 Как вы слышали, дан достаточно большой срок - до 1 января 2025 года. Коллеги,
    878 стоит обратить внимание, что законопроект не предусматривает оперативного
    879 преобразования всех муниципальных образований. Важный, ключевой посыл нашей
    880 законодательной инициативы именно целесообразность и возможность
    881 преобразования только с учётом мнения соответствующей территории по решению
    882 представительного органа местного самоуправления при наличии объективных
    883 экономических, демографических, социальных и других предпосылок.
    884
    885 Плотность населения на такой масштабной территории нашей страны действительно
    886 сильно разнится, есть территории с низкой плотностью сельского населения и
    887 муниципальные районы, в состав которых входит один или два населённых пункта.
    888 Возможно, при доработке законопроекта нам необходимо будет оценить
    889 возможность изменения критериев формирования муниципального округа, но,
    890 подчеркну, именно там, где это будет действительно нужно и необходимо.
    891
    892 Коллеги, так или иначе возвращаюсь к теме укрупнения муниципальных
    893 образований: ключевым обязательным условием должна быть доступность органов
    894 местного самоуправления. Надо сказать, что для этого мы много сделали:
    895 создана полноценная сеть многофункциональных центров, расширен перечень их
    896 услуг, системно решается вопрос по обеспечению доступа сельских поселений к
    897 сети Интернет. Мы с вами в прошлом году законодательно закрепили институт
    898 старост, который сегодня востребован именно у старшего поколения. Помню,
    899 когда мы обсуждали этот законопроект, у нас была развилка: жители поселений
    900 жаловались на неразбериху с местными администрациями - за одной справкой
    901 нужно было бежать в администрацию поселения, за другой ехать в муниципальный
    902 район. Подчеркну, что любая из существующих моделей муниципального управления
    903 - это, как говорится, дорога с двусторонним движением. Некоторые говорят, что
    904 ничего не нужно менять, пусть останется так, как есть, - но это точно дорога
    905 в тупик.
    906
    907 Ну и последнее, дорогие друзья. Одноуровневые системы органов местного
    908 самоуправления среди прочего экономят бюджетные деньги. Одни говорят, что это
    909 очень небольшая экономия, другие просто не владеют реальными цифрами. Я вам
    910 скажу, что по Пермскому краю, который я представляю в Государственной Думе,
    911 где процесс объединения идёт достаточно активно: 7 городских округов уже
    912 появилось, 11 территорий в стадии объединения, - в среднем экономия
    913 составляет 5-7 процентов налоговых и неналоговых доходов муниципальных
    914 районов. Особо хочу подчеркнуть, что на каждый рубль сэкономленных
    915 собственных средств краевой бюджет даёт рубль из региона. Такая практика, я
    916 знаю, есть и на других территориях.
    917
    918 Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает нашу законодательную
    919 инициативу и предлагает сегодня принять законопроект при рассмотрении в
    920 первом чтении. Доработку вместе с авторами мы готовы провести совместно с
    921 заинтересованными коллегами.
    922
    923 Благодарю за внимание.
    924
    925 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    926
    927 Коломейцев Николай Васильевич.
    928
    929 Три минуты поставьте.
    930
    931 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ничего просто
    932 так не происходит. И мне кажется, по Фрейду мой коллега сейчас проговорился,
    933 для чего это делается. К сожалению, Вячеслав Степанович давно на родине не
    934 был и не знает, что в Ростовской области на самом деле многие сельские
    935 поселения - в Азовском, Неклиновском, Октябрьском, рядом с Новочеркасском,
    936 районах - имеют от 7 до 19 населённых пунктов.
    937
    938 Вы напрасно отмахнулись от моего вопроса. Главный вопрос, который вот здесь
    939 Козаку задавали в 2003 году, вот там, в Малом зале, - это вопрос о финансовом
    940 обеспечении. Вы хоть котелком назовите, но, если вы денег не даёте, а только
    941 хотите сокращать, это ни к чему, кроме уничтожения населённых пунктов на
    942 территории Российской Федерации, не приведёт. За последние 25 лет с карты
    943 Российской Федерации исчезло 30 тысяч населённых пунктов - это самое опасное,
    944 что происходит! Это первое.
    945
    946 Второе. Я вам напомню, что все преобразования в финансовой сфере закончились
    947 передачей более 180 полномочий в регионы, а регионы передали в сельские и
    948 муниципальные районы и поселения, при этом всего 30 обеспечены финансовыми
    949 мандатами. Это технология демонтажа Российской Федерации: всё, что вы делаете
    950 с судами в связи с объединением районов, ухудшает обеспечение населения как
    951 раз услугами судебной защитой, то же происходит в налоговой службе, то же
    952 происходит в полиции, то же происходит в прокуратуре, и в конечном счёте вы
    953 укрупнитесь донельзя, всё сократите - страну вы сократите! С нашей точки
    954 зрения, эти вопросы нельзя решать самостийно, без возврата к стратегическому
    955 планированию, к упорядочению бюджетного процесса. Ведь долги муниципалитетов
    956 никуда не деваются: долги регионов ещё как-то меняются, а бюджетная
    957 обеспеченность сельских поселений, консолидированных бюджетов... они остаются
    958 стабильно нищими. Отсюда надо начинать!
    959
    960 Мы считаем, что этот закон ничего, кроме решения каких-то конъюнктурных задач
    961 по реорганизации, не даст. У нас в 15 субъектах идёт реформа, в рамках
    962 которой ввели институт сити-менеджеров, - это вообще зловредная,
    963 разрушительная система! У нас 20 субъектов избирают совсем по-своему,
    964 понимаете?! Нам надо стабилизироваться, а стабильность государства зависит от
    965 стабильности власти и налоговой системы. Вот к этому надо подходить!
    966
    967 Мы не поддержим такие изменения.
    968
    969 Спасибо за внимание.
    970
    971 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    972
    973 Заключительное слово, Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.
    974
    975 ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо, Иван Иванович.
    976
    977 Спасибо, уважаемые коллеги, за столь активное обсуждение, я считаю, очень
    978 важной законодательной инициативы. Я уверен, что при доработке, при
    979 подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении будет учтено
    980 большинство ваших предложений, большинство заявлений, ну, исключая, может
    981 быть, политически ангажированные и не совсем достоверные факты, которые в том
    982 числе привёл Николай Васильевич и которые, конечно, не играют на развитие
    983 местного самоуправления. А в целом, я думаю, мы продолжим работу совместно с
    984 любыми заинтересованными лицами.
    985
    986 Спасибо.
    987
    988 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    989
    990 Содокладчик, Алексей Николаевич Диденко.
    991
    992 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Иван Иванович.
    993
    994 Я также хочу всех поблагодарить за живую, открытую дискуссию и всех призываю
    995 уже на площадке комитета по местному самоуправлению подключиться к доработке
    996 законопроекта во втором чтении, это очень важно.
    997
    998 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    999
    1000 Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.
    1001
    1002 Включите режим голосования.
    1003
    1004 Покажите результаты.
    1005
    1006 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 33 сек.)
    1007 Проголосовало за 376 чел.83,6 %
    1008 Проголосовало против 3 чел.0,7 %
    1009 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    1010 Голосовало 380 чел.
    1011 Не голосовало 70 чел.15,6 %
    1012 Результат: принято
    1013
    1014 Принимается в первом чтении.