Проект федерального закона № 548919-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"»

Идентификатор 30291
Номер 548919-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"
Комментарий в части совершенствования правового регулирования заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд
Дата внесения 2018-09-17

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом
Принятое решение (формулировка) перенести рассмотрение законопроекта
Дата последнего события 2019-07-22
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта Протокол заседания Совета ГД 207

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Андрейченко Андрей Валерьевич
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Белик Дмитрий Анатольевич
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бикбаев Ильдар Зинурович
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Будуев Николай Робертович
  • Бурматов Владимир Владимирович
  • Валуев Николай Сергеевич
  • Вострецов Сергей Алексеевич
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Гладких Борис Михайлович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Гулевский Михаил Владимирович
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Елыкомов Валерий Анатольевич
  • Зобнев Виктор Викторович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Иванов Максим Анатольевич
  • Канаев Алексей Валерианович
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Лоор Иван Иванович
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Малов Николай Владимирович
  • Минкин Иршат Султанович
  • Николаев Николай Петрович
  • Носов Александр Алексеевич
  • Палкин Андрей Васильевич
  • Панков Николай Васильевич
  • Пивненко Валентина Николаевна
  • Пимашков Петр Иванович
  • Плотников Владимир Николаевич
  • Романов Михаил Валентинович
  • Савастьянова Ольга Викторовна
  • Сазонов Дмитрий Валерьевич
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Серова Елена Олеговна
  • Скруг Валерий Степанович
  • Смирнов Юрий Валентинович
  • Солнцева Светлана Юрьевна
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Сухарев Игорь Николаевич
  • Сысоев Владимир Владимирович
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Тутова Лариса Николаевна
  • Фролова Тамара Ивановна
  • Хайров Ринат Шамильевич
  • Хайруллин Айрат Назипович
  • Харсиев Алихан Анатольевич
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Черняева Нина Алексеевна
  • Швыткин Юрий Николаевич
  • Шишкоедов Василий Михайлович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Юрков Дмитрий Васильевич
  • Яхнюк Сергей Васильевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 548919-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд).

    0 37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс
    1 Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О потребительской
    2 кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
    3 Докладывает Николай Петрович Николаев.
    4
    5 НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вопрос, которому
    6 посвящён этот законопроект, я думаю, близок всем, особенно тем, кто живёт и
    7 работает в регионах, где много лесов. Речь идёт о том, что, к сожалению,
    8 после принятия 11 лет назад Лесного кодекса в той редакции у нас перестала
    9 работать такая отрасль, как сбор и переработка так называемых дикоросов - тех
    10 самых ягод, грибов, папоротника и многих других богатств, которые даёт наш
    11 российский лес. Произошло это по той простой причине, что в редакции Лесного
    12 кодекса записано, что граждане могут собирать грибы, ягоды и другие
    13 дикорастущие растения только для собственных нужд. Я думаю, многие из вас
    14 помнят, что в советские времена было огромное количество заготконтор, в
    15 небольших посёлках и деревнях сбор и сдача в такие заготконторы разных
    16 растений были гарантированным заработком, на который люди рассчитывали,
    17 который позволял повышать благосостояние тех, кто работал в деревнях, в
    18 дальних лесных посёлках. К сожалению, всё это перестало работать.
    19
    20 Когда мы здесь, в этом зале, проводили парламентские слушания по результатам
    21 Национального лесного форума, мы услышали очень много статистических данных:
    22 в рамках потребкооперации раньше работало около 20 тысяч заготконтор - сейчас
    23 их несколько сотен; по оценкам Федерального агентства лесного хозяйства, у
    24 нас только эксплуатационных запасов дикоросов 7,5 миллиона тонн, но
    25 используется по разным видам от 1,5 до 5 процентов. Это колоссальный ресурс,
    26 который всегда пользовался спросом, который всегда давал возможность
    27 заработка, давал дополнительные возможности нашим гражданам, но, к сожалению,
    28 по стечению обстоятельств, поскольку не был предусмотрен этот вопрос в новой
    29 редакции Лесного кодекса, по факту мы загубили целую отрасль. Коллеги из
    30 Хабаровска, когда мы проводили там региональный форум, вспоминали, что
    31 буквально в течение месяца после принятия Лесного кодекса в десять раз
    32 снизился сбор того же самого папоротника, других дикоросов. Это не означает,
    33 что люди перестали нуждаться в дополнительном заработке, это не означает, что
    34 наша продукция, лучшая в мире продукция, перестала пользоваться спросом во
    35 всём мире, - нет, просто была недоработка законодательства. При этом я хочу
    36 обратить внимание, что в Налоговом кодексе до сих пор действует статья, где
    37 чётко прописано, что налог на доход от сбора и реализации дикоросов не
    38 собирается с частных лиц. Таким образом, Налоговый кодекс подразумевает эту
    39 деятельность, а Лесной кодекс - нет.
    40
    41 Здесь, в этом законопроекте, мы как раз исправляем эту серьёзнейшую ошибку.
    42 Мы предлагаем ввести норму, что закупка у граждан дикорастущих растений, так
    43 называемых дикоросов, возможна в соответствии с законом о потребкооперации.
    44 Это как раз закон, который позволяет на сегодняшний день работать с
    45 населением, не заставляя при этом граждан оформляться в качестве
    46 индивидуальных предпринимателей или самозанятых. То есть закупка будет
    47 возможна, люди получат возможность дополнительного заработка. Помимо этого мы
    48 вводим корреспондирующие нормы в закон "О потребительской кооперации...".
    49
    50 Надо сказать, что более 60 депутатов присоединилось к этому законопроекту. Мы
    51 надеемся, что в случае принятия этот закон даст возможность огромному
    52 количеству людей всё-таки получить новые возможности, в том числе для
    53 заработка. К примеру, в Томской области, которая планомерно занимается
    54 развитием этого направления, в сезон дополнительно создаётся более 50 тысяч
    55 рабочих мест. Надо сказать, что это возможно только благодаря тому, что, если
    56 честно, смотрят не на нормы Лесного кодекса, а на нормы Налогового, но мы
    57 должны сделать так, чтобы граждане не становились вольно или невольно
    58 нарушителями закона, а развивали эту отрасль, в том числе не вопреки закону,
    59 а благодаря ему.
    60
    61 Поэтому мы подготовили этот законопроект. Мы рассмотрели его в комитете,
    62 получили ряд замечаний, которые, мы считаем, можно учесть ко второму чтению.
    63 Просим палату поддержать, принять законопроект. От имени Комитета
    64 Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным
    65 отношениям я также заявляю, что мы поддерживаем и просим вас принять данный
    66 законопроект.
    67
    68 Спасибо за внимание.
    69
    70 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович.
    71
    72 Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Есть. Сысоев Владимир
    73 Владимирович и Кармазина Раиса Васильевна.
    74
    75 Давайте запись проведём, порядок я не могу сам определять.
    76
    77 Пожалуйста, включите режим записи.
    78
    79 Покажите список.
    80
    81 Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста.
    82
    83 КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    84
    85 Уважаемые коллеги, я очень признательна Николаю Петровичу за то, что он так
    86 тонко разбирается с Лесным кодексом. Я являюсь депутатом от Таймыра, Эвенкии
    87 - от Красноярского края, там как раз сельская местность, 716 деревень, и в
    88 основном там люди живут за счёт леса, там есть пищевые лесные ресурсы,
    89 которые раньше действительно перерабатывались в потребительской кооперации.
    90 Например, на Таймыре никогда не было государственной торговли, там была
    91 только потребительская кооперация - люди в этом нуждаются. Посмотрите, сейчас
    92 невозможно купить берёзовый сок наш, даже в нашем крае вы не найдёте, где
    93 купить берёзовый сок, из Белоруссии он у нас! Пищевая лесная продукция, и
    94 грибы, и лекарственные растения, - это такое подспорье для народа, и это
    95 дополнительные рабочие места! Правильно сказал Николай Петрович, согласно
    96 Налоговому кодексу такая продукция не подлежит налогообложению, это 217-я
    97 статья. И совсем недавно Андрей Михайлович Макаров спорил, доказывал, что эти
    98 нормы не меняются.
    99
    100 Почему нужно это сделать? Нет понятийного аппарата, не определено, что такое
    101 пищевые лесные ресурсы. Мы отдали леса в аренду, у них есть собственники, и
    102 мы требуем от собственников восстанавливать леса, лесонасаждения. Значит, там
    103 есть хозяин, а человек пришёл и собирает ягоды, грибы, тот же берёзовый сок -
    104 в чём сейчас опасность? Собственники пытаются от этого отбиваться, и это
    105 приведёт к таким последствиям, уже приводит, что собственники никого пускать
    106 не будут. Мы знаем, что уже к рекам не пускают, к озёрам, - мы постоянно всё
    107 это здесь рассматриваем.
    108
    109 Уважаемые коллеги, я убедительно вас прошу проголосовать за принятие данного
    110 законопроекта в первом чтении. Если у вас будут ещё какие-то конкретные
    111 предложения, мы будем только рады. Очень много у нас здесь депутатов из
    112 сельской местности, и они знают, что такое качественная продукция; Татарстан
    113 - конская колбаса, свежайшая, ценная, без химии, на экспорт шла, вот этим
    114 занималась потребительская кооперация. Убедительно прошу! Мы с Надеждой
    115 Сергеевной четыре созыва здесь и постоянно в бюджетном комитете пишем
    116 поправки, чтобы поддержать потребительскую кооперацию. Надеюсь, что с
    117 принятием этого закона в том числе и наше правительство повернётся лицом к
    118 этой отрасли, она очень важная. Прошу вас, проголосуйте, пожалуйста!
    119
    120 Спасибо за внимание.
    121
    122 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.
    123
    124 Сысоев Владимир Владимирович.
    125
    126 Три минуты поставьте, пожалуйста.
    127
    128 СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.
    129
    130 Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, его очень ждут
    131 российские регионы. Полагаем, рассматриваемый законопроект можно в полной
    132 мере считать прорывом в сфере использования лесов. Во-первых, мы делаем
    133 попытку конкретизировать в законе понятия заготовки и переработки лесной
    134 продукции. Во-вторых, впервые, наверное, мы решаем вопрос, регулируем
    135 заготовку пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных
    136 нужд, а также порядок закупки у граждан заготовленных (добытых) лесных
    137 ресурсов. В-третьих, в законопроекте вводятся нормы о переработке
    138 заготовленных (добытых) лесных ресурсов в соответствии с законодательством.
    139
    140 Мы видим плюсы, но есть и нерешённые, непроработанные вопросы, и я буквально
    141 несколько слов об этом скажу.
    142
    143 Прежде всего, мы вводим понятие заготовленного лесного ресурса, которое
    144 определяется через понятие лесной продукции. Между тем сегодня ни Лесной
    145 кодекс, ни иные федеральные законы не содержат понятия лесной продукции, и
    146 этот вопрос нам нужно в ближайшее время, до второго чтения проработать. В
    147 науке лесная продукция определяется как лесные ресурсы, добытые в
    148 установленном порядке при использовании лесных участков.
    149
    150 Другой вопрос - это развитие законодательства о заготовке и реализации
    151 пищевых лесных ресурсов, которые сегодня осваиваются в крайне малом объёме -
    152 от 1,5 до 7 процентов в зависимости от региона. Это очень важный потенциал,
    153 который мы должны использовать, в том числе и выполняя задачи, поставленные
    154 президентом страны.
    155
    156 Отдельный вопрос связан с потребительской кооперацией. Мы понимаем, что
    157 потребкооперация используется как единственно возможный, наверное, способ
    158 закупки у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных
    159 ресурсов, однако мы должны помнить, что основными принципами потребительской
    160 кооперации являются её добровольность и обязательность уплаты вступительного
    161 и паевого взносов. Обязать гражданина вступить в потребительское общество
    162 невозможно, а убедить, учитывая необходимость первоначальных затрат, будет
    163 довольно сложно. Вот и получается, что сегодня сельскому жителю дешевле и
    164 надёжнее продать заготовленные ресурсы в городе или на дороге, чем вступать в
    165 кооператив, поэтому над этим вопросом нужно тоже ещё подумать и устранить ту
    166 правовую неопределённость, которая заложена в Законе "О потребительской
    167 кооперации...".
    168
    169 Фракция ЛДПР в целом поддерживает концепцию законопроекта, мы её одобряем и
    170 будем голосовать за.
    171
    172 Спасибо за внимание.
    173
    174 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.
    175
    176 Николай Петрович, есть необходимость в заключительном слове? Нет.
    177
    178 Коллеги, обсуждение завершено.
    179
    180 Ставлю законопроект на голосование.
    181
    182 Включите режим голосования.
    183
    184 Покажите результаты.
    185
    186 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 58 сек.)
    187 Проголосовало за 417 чел.92,7 %
    188 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    189 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    190 Голосовало 417 чел.
    191 Не голосовало 33 чел.7,3 %
    192 Результат: принято
    193
    194 Принимается в первом чтении единогласно.