0 |
Пункт 3 повестки. В первом чтении рассматриваем проект федерального закона "О |
1 |
внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и |
2 |
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с |
3 |
совершенствованием упрощённого производства". Доклад Председателя Высшего |
4 |
Арбитражного Суда Российской Федерации Антона Александровича Иванова. |
5 |
|
6 |
Антон Александрович, пожалуйста. |
7 |
|
8 |
ИВАНОВ А. А., Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. |
9 |
|
10 |
Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы! Наш законопроект |
11 |
предназначен для того, чтобы разгрузить суды от мелких и несущественных дел, |
12 |
с тем чтобы судьи могли сосредоточиться на более квалифицированном и |
13 |
правильном разрешении сложных дел, в которых есть реальный конфликт между |
14 |
сторонами. |
15 |
|
16 |
Дело в том, что в ряде наших судов нагрузка судей является запредельной. |
17 |
Например, в Арбитражном суде города Москвы в прошлом году было 97 оконченных |
18 |
дел на судью в месяц - это невероятная нагрузка! Суды едва справляются, и из |
19 |
судов уходят лучшие судьи. В некоторых судах первой инстанции сейчас такая |
20 |
ситуация, что до половины судей имеют не больше чем трёхлетний стаж работы |
21 |
судьёй и невозможно найти новых судей, потому что никто не хочет идти в суд |
22 |
работать с такой большой нагрузкой. |
23 |
|
24 |
Данный законопроект посвящён изменению порядка упрощённого судопроизводства. |
25 |
Это есть в наших судах, но характеризуется определёнными недостатками, |
26 |
которые позволяют сторонам избегать упрощённого судопроизводства, и в |
27 |
результате на протяжении последних семи лет доля дел, рассмотренных в порядке |
28 |
упрощённого производства, неуклонно снижалась - с 10 процентов до 1,5 |
29 |
процента. На самом деле это дела, в которых нет спора, как правило, это |
30 |
взыскание незначительных сумм, и дела эти, как правило, бесспорные, стороны |
31 |
просто возражают, потому что не хотят платить по соответствующим |
32 |
обязательствам, хотя реальных возражений предъявить нельзя. Чтобы такие |
33 |
ситуации исключить, чтобы всё-таки в рамках упрощённого судопроизводства |
34 |
рассматривалось большее количество дел, мы разработали проект, который |
35 |
определяет чёткий критерий рассмотрения соответствующих дел - в зависимости |
36 |
от оспариваемой суммы, исключает возможность стороны возражать против |
37 |
рассмотрения дела в порядке упрощённого судопроизводства, притом что судья в |
38 |
любой момент вправе перейти к полноценному производству, если сочтёт это |
39 |
необходимым. Этот законопроект позволяет также сократить сроки рассмотрения |
40 |
дел, сократить срок апелляционного обжалования и ввести правило о том, что |
41 |
решение вступает в силу после вынесения его судом первой инстанции и подлежит |
42 |
немедленному исполнению. |
43 |
|
44 |
Подобные меры в совокупности способны изменить ситуацию таким образом, что у |
45 |
нас до 30-40 процентов дел будет рассматриваться в порядке упрощённого |
46 |
судопроизводства. К тому же мы предполагаем полную компьютеризацию подобного |
47 |
рода дел, это будут электронные судебные дела с размещением в Интернете и с |
48 |
возможностью общаться с судом в электронном виде в полном объёме. |
49 |
|
50 |
На законопроект поступил отзыв правительства, оно возражает против ряда |
51 |
положений нашего законопроекта. Это возражения двух видов. В отношении |
52 |
принципиальных мы считаем правильным настаивать на своей позиции, в |
53 |
частности, на том, что обязательное судопроизводство не должно быть |
54 |
прекращено по заявлению должника и суд может эту процедуру вести независимо |
55 |
от его волеизъявления. Что касается остальных замечаний, то они могут быть |
56 |
учтены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению, и мы готовы |
57 |
соответствующие поправки внести. |
58 |
|
59 |
У меня всё. Я готов ответить на вопросы. |
60 |
|
61 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович. Присаживайтесь, |
62 |
пожалуйста. |
63 |
|
64 |
Содоклад депутата Марданшина. |
65 |
|
66 |
Пожалуйста, Рафаэль Мирхатимович. |
67 |
|
68 |
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
69 |
|
70 |
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О |
71 |
внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и |
72 |
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с |
73 |
совершенствованием упрощённого производства", внесённый Высшим Арбитражным |
74 |
Судом Российской Федерации, направлен на повышение эффективности применения в |
75 |
арбитражных судах упрощённого порядка рассмотрения дел, что в свою очередь |
76 |
позволит существенно повысить доступность правосудия. |
77 |
|
78 |
Совершенствование упрощённого производства, как следует из пояснительной |
79 |
записки, направлено на сокращение сроков рассмотрения отдельных категорий дел |
80 |
и минимизиацию судебных издержек лиц, участвующих в деле, в том числе за счёт |
81 |
отсутствия необходимости лично присутствовать в судебных заседаниях и наличия |
82 |
возможности ознакомления с документами посредством удалённого доступа. |
83 |
|
84 |
Для повышения эффективности применения в арбитражных судах упрощённого |
85 |
порядка рассмотрения дел законопроектом предлагается расширить круг дел, |
86 |
рассматриваемых в упрощённом порядке, изменить процедуру рассмотрения таких |
87 |
дел в целях её ускорения, повышения её доступности и востребованности у лиц, |
88 |
обращающихся в арбитражные суды. Также законопроект предусматривает переход |
89 |
от упрощённого производства к обычному в случае возникновения осложняющих |
90 |
рассмотрение дела фактов, что позволяет всесторонне и полно рассмотреть дело. |
91 |
|
92 |
В соответствии с действующей редакцией статьи 226 Арбитражного |
93 |
процессуального кодекса Российской Федерации инициировать упрощённое |
94 |
производство имеет право как суд, так и истец при отсутствии возражения |
95 |
ответчика. Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предлагается новая редакция |
96 |
статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса, исключающая получение |
97 |
согласия сторон как обязательное условие для рассмотрения судом дела в |
98 |
порядке упрощённого производства без их участия. При этом в новой редакции |
99 |
части 1 статьи 227 расширяется перечень дел, рассматриваемых в порядке |
100 |
упрощённого производства, которые не носят бесспорный характер. |
101 |
|
102 |
Согласно предлагаемой законопроектом редакции части 4 статьи 228 Арбитражного |
103 |
процессуального кодекса Российской Федерации документы, поступившие в |
104 |
арбитражный суд по истечении установленного судом срока или без приложения |
105 |
документа об уплате государственной пошлины за осуществление перевода этих |
106 |
документов в электронный вид, не рассматриваются арбитражным судом и |
107 |
возвращаются лицам, которыми они были поданы. По мнению комитета, данное |
108 |
положение нуждается в дополнительном обсуждении, так как оно может повлечь |
109 |
неправильное разрешение дела вследствие неполного исследования фактических |
110 |
обстоятельств дела и доказательств, а в качестве первичного и важнейшего |
111 |
условия правосудия выступает необходимость точного установления судом |
112 |
фактических обстоятельств дела. |
113 |
|
114 |
Согласно второму абзацу части 1 новой редакции статьи 228 Арбитражного |
115 |
процессуального кодекса Российской Федерации срок для принятия к производству |
116 |
искового заявления, поданного на бумажном носителе, исчисляется со дня |
117 |
размещения такого заявления на официальном сайте в сети Интернет. Необходимо |
118 |
отметить, что при таком порядке лицо, подавшее в арбитражный суд заявление на |
119 |
бумажном носителе, будет находиться в неравном положении с лицами, |
120 |
обратившимися в суд с заявлениями в электронной форме, а также с лицами, чьи |
121 |
требования рассматриваются в порядке искового производства. |
122 |
|
123 |
Кроме того, статьёй 2 законопроекта предлагается дополнить статью 333-21 |
124 |
Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 1-1, согласно которому в |
125 |
дополнение к государственной пошлине, уплачиваемой на основании пункта 1 |
126 |
данной статьи, при подаче искового заявления и процессуальных документов на |
127 |
бумажном носителе по делам, рассматриваемым арбитражными судами в порядке |
128 |
упрощённого производства, за осуществление перевода документов в электронный |
129 |
вид предусматривается взимание платы в размере 10 рублей за одну страницу |
130 |
документа, но не менее 100 рублей. Данное дополнение вносится в главу |
131 |
"Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с |
132 |
тем в силу статей 8 и 336-16 Налогового кодекса государственная пошлина |
133 |
является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц за совершение в их |
134 |
интересах уполномоченными государственными органами, органами местного |
135 |
самоуправления, иными органами и должностными лицами юридически значимых |
136 |
действий, а перевод документов в электронный вид, по мнению комитета, не |
137 |
относится к юридически значимому действию. |
138 |
|
139 |
Также у комитета есть замечания по ряду других положений законопроекта, |
140 |
однако комитет считает, что они могут быть учтены ко второму чтению, в связи |
141 |
с чем Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному |
142 |
законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении |
143 |
указанный законопроект. |
144 |
|
145 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. |
146 |
|
147 |
Есть ли у депутатов вопросы по докладу и содокладу? Вопросы есть. Прошу |
148 |
записаться на вопросы. |
149 |
|
150 |
Включите режим записи. |
151 |
|
152 |
Покажите список записавшихся. |
153 |
|
154 |
Десять человек. |
155 |
|
156 |
Депутат Синельщиков Юрий Петрович. |
157 |
|
158 |
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. |
159 |
|
160 |
У меня вопрос к Иванову. Антон Александрович, вот вы заявили, что некому |
161 |
работать в судах. Вместе с тем существует практика, когда не берут на работу |
162 |
тех юристов, которые ранее работали адвокатами, а также тех юристов, у кого |
163 |
родственники работают адвокатами. Известны случаи, когда для того, чтобы |
164 |
близкого родственника приняли на работу, московские адвокаты приостанавливали |
165 |
свой статус или даже прекращали статус до того, как будет издан |
166 |
соответствующий документ, который позволит кандидату в судьи стать судьёй. |
167 |
Скажите, пожалуйста, что в связи с этим вы можете нам пояснить? |
168 |
|
169 |
ИВАНОВ А. А. Такая практика существовала в определённый период времени, но |
170 |
абсолютного запрета, конечно, в законодательстве нет. Учитывается при |
171 |
назначении судьи степень вовлечённости его родственников в арбитражные |
172 |
процессы в наших судах, потому что есть адвокаты, которые вообще не ведут |
173 |
дел, а есть адвокаты, которые держат специальные юридические фирмы, которые |
174 |
рассматривают дела в арбитражных судах и только на них специализируются. И в |
175 |
зависимости от степени вовлечённости родственников соответствующего кандидата |
176 |
на должность судьи решался вопрос о том, назначить его судьёй или нет. Хотя |
177 |
формальных запретов для этого не существует, фактически это учитывается при |
178 |
определённых обстоятельствах. И я думаю, что это следует учитывать, потому |
179 |
что, если родственник адвоката очень сильно вовлечён в судебные процессы, |
180 |
возникает вопрос о независимости и беспристрастности данного судьи, особенно |
181 |
когда речь идёт о председателях и заместителях председателей судов, это |
182 |
особенно жёстко должно соблюдаться. |
183 |
|
184 |
Что касается других ситуаций, то в нашей системе таких проблем нет. Если мы |
185 |
выясняем, что родственники, в том числе ближайшие, не ведут дела в наших |
186 |
судах или ведут дела в судах общей юрисдикции, никаких проблем с назначением |
187 |
судей в нашей системе не возникает. |
188 |
|
189 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
190 |
|
191 |
Депутат Коломейцев Николай Васильевич. |
192 |
|
193 |
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. |
194 |
|
195 |
Уважаемый Антон Александрович, вот ваш земляк Кудрин раскритиковал судебную |
196 |
реформу - заявил, что якобы провалилась судебная реформа, одним из авторов |
197 |
которой некоторые вас считают. Не считаете ли вы, что всякое упрощение |
198 |
приводит к усложнению и стимулирует опять рейдерские захваты? Вот у нас |
199 |
сегодня очень много случаев, когда с участием в том числе и ваших судей идёт |
200 |
захват предприятий и целых империй. |
201 |
|
202 |
ИВАНОВ А. А. Ну, прежде всего, в порядке упрощённого судопроизводства такие |
203 |
дела рассматриваться не будут, речь идёт о взыскании задолженности на |
204 |
определённую сумму - до 300 тысяч рублей. Нормальный предприниматель, имеющий |
205 |
соответствующий оборот, любое подобное обращение взыскания может прекратить, |
206 |
внеся соответствующую сумму. И речь не идёт о сложных делах и корпоративных |
207 |
спорах с огромным количеством участников и серьёзными последствиями, речь |
208 |
идёт о самых простых случаях, когда кто-то не вернул долг. В основном сейчас |
209 |
у нас идёт валом поток требований из социальных фондов об уплате штрафов за |
210 |
несвоевременную подачу сведений о персонифицированном учёте, и эти штрафы |
211 |
равняются 50, 60, 70 рублям. Вот именно эти категории дел в основном и будут |
212 |
рассматриваться по упрощённой процедуре. Что касается корпоративных споров, |
213 |
то они вообще не предполагаются к рассмотрению в порядке упрощённой |
214 |
процедуры, на этот счёт нашим законопроектом установлен специальный запрет. |
215 |
|
216 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
217 |
|
218 |
Депутат Зелинский Ян Викторович. |
219 |
|
220 |
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. |
221 |
|
222 |
Скажите, пожалуйста, вот не приведёт ли упрощённое судопроизводство к |
223 |
некачественному судопроизводству, потому что по всем критериям это будет |
224 |
нарушение прав граждан? В пояснительной записке к законопроекту сказано: |
225 |
высокая нагрузка на суды во многом препятствует полному и всестороннему |
226 |
рассмотрению дел в разумный срок. То есть вы, так сказать, улучшаете |
227 |
комфортность работы судей, но нарушаете права граждан. Может быть, всё-таки |
228 |
необходимо увеличить штат судей и тогда всё будет нормально? Может быть, не |
229 |
нужно Арбитражный процессуальный кодекс менять? |
230 |
|
231 |
ИВАНОВ А. А. Мы были бы не против, если бы нам увеличили штат судей, но уже |
232 |
семь лет при повышенной нагрузке никаких дополнительных единиц нам не |
233 |
выделяют. |
234 |
|
235 |
Дело в том, что научно обоснованные нормы для наших судов определены, и для |
236 |
наших, и для судов общей юрисдикции: приблизительно пятнадцать - семнадцать |
237 |
оконченных дел на судью в месяц. Мы имеем в ряде субъектов Федерации |
238 |
девяносто семь дел на судью в месяц. Разумеется, при рассмотрении такого |
239 |
количества дел снижается качество рассмотрения. Я хочу отметить, что |
240 |
предполагается по всем этим девяноста семи делам проведение судебных |
241 |
заседаний с явкой сторон. Но девяносто семь устных судебных разбирательств с |
242 |
явкой сторон - девяносто семь дел в месяц! - это нереально совершенно, тем |
243 |
более что очень много мелких дел, которые в принципе ничего, кроме нежелания |
244 |
стороны платить, не содержат, никакой сложности, но они тоже рассматриваются |
245 |
по стандартной процедуре. Для того чтобы избежать подобного рода последствий, |
246 |
мы и предлагаем упрощённую процедуру. |
247 |
|
248 |
Что касается увеличения численности судей. Конечно, это было бы здорово, но |
249 |
доля расходов на нашу судебную систему в ВВП и так довольно высока, она |
250 |
сопоставима с европейскими странами, просто у них дел в десять раз меньше на |
251 |
единицу населения и сроков нет для рассмотрения дел. Мы вынуждены просить об |
252 |
упрощённой процедуре, потому что государство не может себе позволить |
253 |
увеличить численность судей в пять раз исходя из той нагрузки, которую они |
254 |
имеют. Надо, конечно, заниматься прежде всего снижением конфликтности в |
255 |
обществе, уменьшением количества дел на миллион граждан, это во-первых. А |
256 |
во-вторых, в отношении прав граждан я хотел бы заметить следующее. Дело в |
257 |
том, что в нашей системе довольно редко граждане выступают, и они выступают в |
258 |
основном по таким категориям дел, по которым не будет упрощённого |
259 |
судопроизводства, я имею в виду прежде всего корпоративные споры и споры о |
260 |
банкротстве индивидуальных предпринимателей, которые сейчас рассматриваются. |
261 |
Установление требований по делам о банкротстве - это будет, наверное, |
262 |
единственный случай, когда это возможно, во всех остальных случаях в наших |
263 |
судах судятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых |
264 |
есть юристы, способные нормально защищать свою интересы, в том числе в рамках |
265 |
упрощённой процедуры. |
266 |
|
267 |
Упрощённая процедура, между прочим, приведена нами в соответствие с |
268 |
европейскими рекомендациями об упрощённых процедурах для рассмотрения малых |
269 |
дел 2009 года, мы все принципы, которые в этих европейских актах содержатся, |
270 |
проанализировали и отразили в законопроекте. |
271 |
|
272 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сухарев Иван Константинович. |
273 |
|
274 |
СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. |
275 |
|
276 |
Уважаемый Антон Александрович, вопрос следующий. Хотелось бы узнать, какой |
277 |
процент от общего количества дел составляют так называемые бесспорные дела, |
278 |
то есть дела, в которых отсутствует спор о праве? И имеет ли вообще смысл |
279 |
введение каких-то лимитов по суммам, взыскиваемым в бесспорном порядке, то |
280 |
есть по процедуре упрощённого судопроизводства? |
281 |
|
282 |
ИВАНОВ А. А. Ну, по нашему мнению, где-то до 30-40 процентов дел при введении |
283 |
упрощённой процедуры может быть переведено на эту упрощённую процедуру |
284 |
рассмотрения дел. Но приблизительно такое же количество бесспорных дел |
285 |
проходит через наши суды. Хотя сейчас довольно сильно уменьшилось количество |
286 |
налоговых дел, тем не менее наши социальные фонды их продолжают нам |
287 |
подкидывать, и эти дела составят львиную долю дел, рассматриваемых в порядке |
288 |
упрощённого производства. Ещё одна категория дел, которые будут так |
289 |
рассматриваться, - взыскание задолженностей по арендной плате при аренде |
290 |
государственного и муниципального имущества, взыскание небольших |
291 |
задолженностей по кредитам при условии, что кредиты выданы населению. |
292 |
|
293 |
Что касается дальнейшего увеличения суммы, мы всё-таки хотим для начала |
294 |
посмотреть, как это будет развиваться, и не вводить повышенную сумму, тем |
295 |
более не увеличивать эту сумму, тогда всё-таки цена ошибки в таком процессе |
296 |
будет небольшой для спорящих сторон. Посмотрим, как это пойдёт, может быть, |
297 |
выйдем с дополнительными предложениями, если увидим, что это работает и, |
298 |
главное, что нам удалось наладить полностью подачу исковых заявлений в |
299 |
электронном виде и рассмотрение соответствующих дел. |
300 |
|
301 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов Алексей Валентинович. |
302 |
|
303 |
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Антон Александрович, вопрос к вам. |
304 |
|
305 |
Разделяя опасения своих коллег Коломейцева из фракции КПРФ и Зелинского из |
306 |
фракции ЛДПР, я хочу спросить вас: а вы понимаете, что вступаете на |
307 |
политически деликатное поле? Для вас это разгрузка судов, а для нас это |
308 |
десятки тысяч избирателей, которых начнут шкурить по суммам меньше 300 тысяч |
309 |
рублей. Вы говорите, это индивидуальные предприниматели, но это как раз и |
310 |
есть наши избиратели - зачем же нам им, так сказать, ухудшать ситуацию? У |
311 |
вас, понятно, другой взгляд на эти вещи: вы не избираетесь, а нам это |
312 |
неинтересно на самом деле. Зачем их трогать? Ведь начнутся репрессии: 5 |
313 |
тысяч, 7 тысяч долларов, 150 тысяч рублей, 100 тысяч рублей, понимаете? Ну |
314 |
понятно, что смехотворна история с налоговыми, которые обязаны что-то |
315 |
подавать в арбитраж, - это отдельная тема, но начнётся ускоренная работа с |
316 |
индивидуальными... (Микрофон отключён.) |
317 |
|
318 |
ИВАНОВ А. А. Понятно. Ну, дело в том, что мы не снижаем степень |
319 |
процессуальных гарантий для спорящих сторон. Практически мы сокращаем только |
320 |
сроки рассмотрения дел и снимаем норму о вступлении решения в силу после |
321 |
апелляционного обжалования - они вступают немедленно. Смысл этой нормы |
322 |
состоит в том, чтобы стороны не жаловались только в целях отсрочки взыскания. |
323 |
|
324 |
Что касается жалоб по этим делам, рассматриваемым в рамках обычной процедуры, |
325 |
то никаких проблем с обжалованием нет, и я не вижу здесь серьёзного нарушения |
326 |
прав спорящих сторон. Ну, вопрос политический, конечно, и я согласен с тем, |
327 |
что, может быть, вам не хочется, чтобы это было, но альтернатива этому - |
328 |
полный развал судебной системы, потому что тенденцию к этому я отчётливо |
329 |
наблюдаю. И в условиях такого развала, я боюсь, мы будем вынуждены принять |
330 |
постановление, согласно которому будем слушать дела в пределах научно |
331 |
обоснованной нормы нагрузки судей. Тогда в Арбитражном суде города Москвы |
332 |
через год будет очередь на пять лет. |
333 |
|
334 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Александрович, спасибо. |
335 |
|
336 |
Депутат Ушаков Дмитрий Владимирович. |
337 |
|
338 |
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
339 |
|
340 |
Спасибо, Сергей Евгеньевич, я уже услышал ответ на свой вопрос от Антона |
341 |
Александровича, поэтому я его снимаю. |
342 |
|
343 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нилов Ярослав Евгеньевич. |
344 |
|
345 |
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Антон Александрович, ну, упрощение и оптимизация, от |
346 |
которых стороны будут выигрывать, и хорошее впечатление, которое будет |
347 |
складываться от этих изменений, - это, конечно, хорошо, поэтому свой вопрос я |
348 |
задам в виде пожелания, а вы, если можно, прокомментируйте. Адвокаты |
349 |
жалуются, что очень часто в арбитражных судах надзорной инстанции дела не |
350 |
истребуются и в принципе вообще размыты основания для подачи надзорных жалоб. |
351 |
Вот просьба обратить на это внимание и внимательнее всё-таки рассматривать |
352 |
дела в надзорных инстанциях. |
353 |
|
354 |
Спасибо. |
355 |
|
356 |
ИВАНОВ А. А. Я коротко прокомментирую. К сожалению, надзорная инстанция |
357 |
является, так скажем, экстраординарной, и все дела она не может пропускать |
358 |
через себя в режиме полноценной процедуры слушаний. У нас порядка двадцати |
359 |
тысяч жалоб в год. Если мы будем работать, так скажем, по полноценной |
360 |
процедуре, мы просто вообще не сможем никакие дела рассматривать. И так, |
361 |
например, если сравнить с Верховным Судом США, то наш суд пропускает через |
362 |
себя порядка четырёхсот дел в год с выпуском мотивированных постановлений, а |
363 |
в Верховном Суде США всего лишь порядка пятидесяти - шестидесяти дел в год |
364 |
слушается в полноценном режиме. Так что мы, конечно, будем учитывать это, но, |
365 |
мне кажется, главное - это хорошая программа снижения конфликтности в |
366 |
обществе, с тем чтобы дела разрешались более быстро и в соответствии со |
367 |
сложившейся практикой. На мой взгляд, стабильность в законотворчестве, чёткие |
368 |
и правильные нормы законов снижают нашу нагрузку гораздо сильнее, чем все |
369 |
остальные меры. Вот Налоговый кодекс не меняли уже два года по-серьёзному, и |
370 |
у нас дел нет практически: у нас количество дел по налогам сократилось на 40 |
371 |
процентов, потому что всем всё понятно - не о чем спорить. Как только |
372 |
появляется новый законопроект, он, к сожалению, инициирует новую волну |
373 |
споров, поэтому я призываю к качественному законотворчеству. |
374 |
|
375 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
376 |
|
377 |
Антон Владимирович Беляков. |
378 |
|
379 |
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. |
380 |
|
381 |
Уважаемый Антон Александрович, как вы знаете, в 2004 году Конституционным |
382 |
Судом была откорректирована статья 59 АПК, которая разрешала только адвокатам |
383 |
принимать участие в процессе. Сегодня люди могут и сами себя представлять в |
384 |
арбитражном суде, как и, соответственно, юристы. Когда мы говорим "в |
385 |
упрощённом порядке", это означает, что рассматриваются только письменные |
386 |
доказательства, а следовательно, если человек непрофессионал, он может |
387 |
неправильно подготовить документы. Мы сейчас хотим упростить ситуацию, вот |
388 |
прокомментируйте, пожалуйста, ведь получается следующее: большое количество |
389 |
неправильно подготовленных документов, как следствие - недовольство истца или |
390 |
ответчика вынесенным решением и далее обжалование в вышестоящую инстанцию. |
391 |
Получается, мы сейчас вот при таком подходе можем не разгрузить, а только |
392 |
завалить следующую инстанцию. Прокомментируйте, пожалуйста. |
393 |
|
394 |
ИВАНОВ А. А. Я думаю, что если мы правильно оценили те дела, которые |
395 |
подпадают под систему упрощённого судопроизводства, то количество обжалований |
396 |
по ним резко снизится в условиях, когда будет действовать правило о том, что |
397 |
решение вступает в силу немедленно, потому что очень часто (мы анализировали) |
398 |
обжалование по таким делам производится только с одной целью - чтобы |
399 |
приостановить взыскание соответствующего долга, других причин нет. |
400 |
|
401 |
Что касается некачественной подготовки документов, то, конечно, эта проблема |
402 |
существует, а то, что у нас отсутствует государственная бесплатная |
403 |
юридическая помощь по гражданским делам, - это вообще серьёзная проблема, |
404 |
потому что в ряде стран она существует. Но пока что мы не собираемся вводить |
405 |
обязательное представительство для адвоката во всех инстанциях, планируем это |
406 |
ввести - и соответствующий законопроект у нас готовится - в отношении судов |
407 |
кассационной и надзорной инстанций, причём и у нас, и в судах общей |
408 |
юрисдикции, для того чтобы всё-таки эти жалобы подавались более |
409 |
квалифицированно. Но для первой инстанции, мы считаем, это пока |
410 |
преждевременно, особенно для случаев, когда соответствующее заявление подают |
411 |
граждане, притом что отсутствует система бесплатной юридической помощи по |
412 |
гражданским делам. |
413 |
|
414 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
415 |
|
416 |
Владимир Иванович Бессонов. |
417 |
|
418 |
БЕССОНОВ В. И. Спасибо. |
419 |
|
420 |
Уважаемый Антон Александрович, данный законопроект подготовлен с целью |
421 |
снижения нагрузки судей арбитражного суда. Но это обусловлено целым рядом |
422 |
обстоятельств, в том числе в обществе бытует мнение, и оно было озвучено на |
423 |
телеканале "Эксперт", что любое решение арбитражного суда можно купить. |
424 |
Рассмотрение дел без вызова сторон может усугубить ситуацию. Не считаете ли |
425 |
вы, что для решения поставленного вопроса необходимо принимать в судах первой |
426 |
инстанции исключительно законные, железобетонные решения, исключающие |
427 |
дальнейшие споры и спекуляцию на эту тему? |
428 |
|
429 |
ИВАНОВ А. А. Ну, я думаю, что фактор коррупциогенности и упрощённая процедура |
430 |
никак друг с другом не связаны, напротив, отсутствие необходимости являться в |
431 |
суд снижает фактор коррупциогенности по подобного рода делам. Да и вообще, по |
432 |
таким малозначительным делам этот фактор, я думаю, имеет очень маленькое |
433 |
значение. Речь должна идти о снижении этого фактора по другим, наиболее |
434 |
важным и крупным делам. Но это отдельный вопрос, который не является |
435 |
предметом нашего законопроекта. |
436 |
|
437 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
438 |
|
439 |
Владимир Николаевич Федоткин. |
440 |
|
441 |
ФЕДОТКИН В. Н. Антон Александрович, два вопроса. Я вот зачитываю из |
442 |
документа: законопроект подготовлен с учётом положений директивы Европейского |
443 |
союза от января 2009 года. Если вы в курсе, сколько ещё директив Евросоюза |
444 |
необходимо будет выполнить Думе этого созыва? |
445 |
|
446 |
В шесть раз перегрузка судей в городе Москве, в шесть раз. Я думаю, что если |
447 |
в экономике плохо, то рост числа судей или передача дел от одного судьи к |
448 |
другому ничего не решит, дело в плохом управлении экономикой. В связи с этим |
449 |
вопрос: решит ли данный закон эту проблему или через некоторое время вам |
450 |
снова придётся приходить к нам и вносить очередные коррективы, ибо дело не в |
451 |
законе, я подчёркиваю, а в плохой экономике? |
452 |
|
453 |
ИВАНОВ А. А. Я не считаю себя экспертом в области экономики, но упрощённые |
454 |
процедуры существуют в очень многих странах и работают очень эффективно. В |
455 |
частности, при создании нашей модели мы использовали опыт ряда европейских |
456 |
стран. Ссылка на эту директиву носит чисто умозрительный характер, чтобы |
457 |
показать, что мы учитываем мировой опыт - опыт и Японии, и Австралии, и |
458 |
некоторых других стран, которые имеют схожие с нами условия рассмотрения |
459 |
подобного рода дел. |
460 |
|
461 |
Судебная система не может обойтись без упрощённой формы, вопрос в том, как |
462 |
она построена. Нынешняя не работает, потому что у нас количество дел, |
463 |
рассматриваемых по упрощённой процедуре, снижается на протяжении длительного |
464 |
периода времени. Судьи просто не в состоянии перейти к этой упрощённой форме |
465 |
ввиду той конструкции, которая заложена в законе, когда сторона им говорит: а |
466 |
я не хочу упрощённой формы, а почему - она не мотивирует. На самом деле она |
467 |
не хочет, чтобы с неё взыскали деньги прямо сейчас, она хочет подольше |
468 |
потянуть. |
469 |
|
470 |
Мы должны понимать, что упрощённая форма - это в том числе и защита интересов |
471 |
кредиторов по бесспорным требованиям, что очень важно. Давайте всё-таки |
472 |
взвешивать соответствующие интересы. С одной стороны, кредитор, у которого |
473 |
требования подтверждены бесспорными доказательствами, и он хочет получить |
474 |
свои деньги, с другой стороны, неисправный должник, который не платит и |
475 |
использует процедурные недостатки для того, чтобы вовремя не платить, - чьи |
476 |
интересы мы должны защищать? На мой взгляд, в данном случае кредитора, |
477 |
который выдал соответствующие суммы, предоставил имущество, а взамен не |
478 |
получил того, что ему причитается. Поэтому я прошу вас принять |
479 |
соответствующий законопроект, а недостатки или сомнительные положения можно |
480 |
будет устранить при подготовке ко второму чтению. |
481 |
|
482 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович, за исчерпывающие ответы |
483 |
на все вопросы. |
484 |
|
485 |
Предлагаю депутатам выступить. Для этого прошу записаться на выступления. |
486 |
|
487 |
Включите режим записи. |
488 |
|
489 |
Покажите список. |
490 |
|
491 |
Семь. |
492 |
|
493 |
По ведению - депутат Кармазина. Пожалуйста. |
494 |
|
495 |
Микрофон включите. |
496 |
|
497 |
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
498 |
|
499 |
Я предлагаю выступить по одному от фракции по данной теме. |
500 |
|
501 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
502 |
|
503 |
По ведению - Митрофанов Алексей Валентинович. |
504 |
|
505 |
МИТРОФАНОВ А. В. Всего семь желающих выступить - почему по одному от фракции? |
506 |
Речь идёт об очень важном и политически чувствительном вопросе! Почему всё |
507 |
время, так сказать, за какие-то пять минут боретесь?! Полно времени у нас |
508 |
сегодня - посмотрите распорядок! Ну что за ерунда?! Ну даже... (Микрофон |
509 |
отключён.) |
510 |
|
511 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
512 |
|
513 |
Депутат Беляков Антон Владимирович. |
514 |
|
515 |
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. |
516 |
|
517 |
Я поддерживаю позицию Митрофанова. У нас сегодня неполная повестка дня, мы |
518 |
даже сегодня рассматривали возможность - вы все видели на разминке - |
519 |
рассмотрения дополнительных вопросов, говорили, давайте ещё вот этот |
520 |
законопроект включим, давайте вот тот. В чём смысл сокращения? Мы говорим о |
521 |
том, что у нас 50 процентов арбитражных дел могут начать рассматривать в |
522 |
упрощённом порядке, - вы хоть представляете себе? - а сейчас их |
523 |
рассматривается в десять - пятнадцать раз меньше. Вы хоть представляете себе, |
524 |
какое это изменение судопроизводства? И так мы сегодня говорим, что суд |
525 |
нескорый и несправедливый, и одиозной стала судебная система России, давайте |
526 |
рассмотрим законопроект... (Микрофон отключён.) |
527 |
|
528 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович, ваше предложение понятно. |
529 |
|
530 |
Раиса Васильевна, вы настаиваете на своём предложении? |
531 |
|
532 |
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) |
533 |
|
534 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вынужден поставить вопрос на голосование. Кто за то, |
535 |
чтобы предоставить слово одному представителю от каждой парламентской |
536 |
фракции? Прошу голосовать. |
537 |
|
538 |
Включите режим. |
539 |
|
540 |
Покажите результаты. |
541 |
|
542 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 08 сек.) |
543 |
Проголосовало за 237 чел.74,3 % |
544 |
Проголосовало против 76 чел.23,8 % |
545 |
Воздержалось 6 чел.1,9 % |
546 |
Голосовало 319 чел. |
547 |
Не голосовало 0 чел.0,0 % |
548 |
Результат: принято |
549 |
|
550 |
Принято. |
551 |
|
552 |
От фракции КПРФ - депутат Гаврилов. Пожалуйста. |
553 |
|
554 |
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам |
555 |
собственности, фракция КПРФ. |
556 |
|
557 |
Уважаемые коллеги, уважаемые Сергей Евгеньевич, Антон Александрович! |
558 |
Безусловно, направленность инициаторов законопроекта на рассмотрение |
559 |
отдельных категорий арбитражных дел в режиме упрощённого судопроизводства, |
560 |
преследование целей повышения доступности самого судопроизводства, сокращения |
561 |
сроков, а также защиты прав кредиторов заслуживали бы уважения, однако, на |
562 |
наш взгляд, существует ряд серьёзнейших концептуальных проблем, которые не |
563 |
решены авторами предлагаемого законопроекта. |
564 |
|
565 |
Прежде всего, на наш взгляд, предлагаемый законопроект не учитывает важнейшее |
566 |
условие использования упрощённого судопроизводства, а именно обязательное |
567 |
согласие ответчика с предложением истца или суда о рассмотрении дела в |
568 |
упрощённом порядке. Это, на наш взгляд, серьёзное политическое условие, |
569 |
несоблюдение которого нарушит права ответчиков на свободное распоряжение |
570 |
своими процессуальными правами, лишит их возможности представлять в ходе |
571 |
судебного разбирательства существенные и дополнительные доказательства, что |
572 |
значительно снизит условия равности сторон в процессе судебного |
573 |
разбирательства. В итоге мы можем получить - учитывая несовершенство нашей |
574 |
судебной системы, зачастую недобросовестность судей как судов общей |
575 |
юрисдикции, так и арбитражных судов - ряд серьёзных социальных проблем, |
576 |
связанных с подавлением прав субъектов малого предпринимательства, малого |
577 |
бизнеса, особенно тех, которые не имеют больших юридических служб, и не |
578 |
только индивидуальные, частные предприниматели, но и малые предприятия могут |
579 |
оказаться перед угрозой банкротства и ликвидации. |
580 |
|
581 |
Фракция не может поддержать и ограничение срока представления доказательств |
582 |
сторонами процесса, проводимого в рамках упрощённого судопроизводства, |
583 |
поскольку, на наш взгляд, это может повлечь серьёзнейшие последствия, а |
584 |
именно: суд не получит возможности в полной мере исследовать фактические |
585 |
обстоятельства дела и доказательства сторон. Таким образом, законопроект |
586 |
может привести к нарушению базового принципа правосудия, а именно обязанности |
587 |
суда точно установить фактические обстоятельства дела. |
588 |
|
589 |
Кроме того, есть ряд положений, которые вызывают обоснованное недоумение и |
590 |
непонимание со стороны наших коллег, а именно положение законопроекта о |
591 |
взимании государственной пошлины за перевод документов из бумажной в |
592 |
электронную форму. Мы считаем, что это положение просто принципиально не |
593 |
может быть поддержано. Кроме того, как нам известно, госпошлина в |
594 |
соответствии с Налоговым кодексом взимается за юридически значимые действия. |
595 |
Сложно представить, каким образом можно обосновать сканирование документов, |
596 |
явно техническую процедуру, как юридически значимое действие. |
597 |
|
598 |
Учитывая возможные негативные последствия, а также серьёзные недоработки, мы |
599 |
полагаем, данный законопроект не может быть поддержан в этой редакции. |
600 |
|
601 |
Спасибо за внимание. |
602 |
|
603 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
604 |
|
605 |
От фракции ЛДПР - депутат Сухарев. |
606 |
|
607 |
Микрофон, пожалуйста, включите. |
608 |
|
609 |
СУХАРЕВ И. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Антон |
610 |
Александрович! Хотелось бы сказать, что проект действительно направлен на |
611 |
расширение категории дел, рассматриваемых арбитражными судами в порядке |
612 |
упрощённого судопроизводства. Для этого предлагается в первую очередь |
613 |
повысить суммы исков, по которым допускается такое производство, то есть для |
614 |
юридических лиц - с 20 тысяч до 300 тысяч рублей, для индивидуальных |
615 |
предпринимателей - с 2 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. Однако из доводов, |
616 |
которыми в пояснительной записке обосновывается необходимость принятия |
617 |
данного законопроекта, следует, что упрощённое производство не пользуется |
618 |
популярностью, так как доля дел, рассматриваемых в таком порядке, составляет |
619 |
сегодня лишь 0,7 процента и постоянно уменьшается. Аргументов же в пользу |
620 |
того, что предлагаемое повышение суммы сделает такие иски бесспорными, не |
621 |
приводится. Очевидно, что авторы законопроекта, декларируя в качестве цели |
622 |
законопроекта уменьшение нагрузки на судей, в действительности стремятся |
623 |
всего лишь отчитаться о выполнении поручения Президента Российской Федерации. |
624 |
|
625 |
Также далеко не бесспорен предлагаемый перечень категорий тех дел, которые |
626 |
могут рассматриваться в бесспорном порядке. Напротив, поскольку законы |
627 |
предлагают категории таких дел, необходимость в названном перечне дел вообще, |
628 |
скорее всего, отсутствует. |
629 |
|
630 |
Новеллы законопроекта, касающиеся удалённого доступа для ознакомления сторон |
631 |
с документами дела, также вызывают сомнение, так как применение Интернета |
632 |
может вызвать технические осложнения, нарушающие право на справедливое |
633 |
правосудие. |
634 |
|
635 |
Кроме того, данный порядок, то есть порядок упрощённого судопроизводства, не |
636 |
получил достаточного распространения в нашей стране. |
637 |
|
638 |
Спасибо за внимание. |
639 |
|
640 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
641 |
|
642 |
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает депутат Фабричный Сергей Юрьевич. |
643 |
|
644 |
ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
645 |
|
646 |
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" |
647 |
предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Я напомню, что в |
648 |
силу положений главы 29 АПК целью упрощённого судопроизводства является |
649 |
экономия времени и средств как участников процесса, так и собственно |
650 |
арбитражного суда, и в этой связи предложенный нам текст отвечает цели |
651 |
упрощённого судопроизводства и направлен на его совершенствование. |
652 |
|
653 |
Предложения, которые содержатся в законопроекте, в ряде случаев небесспорны, |
654 |
но в то же время, обсуждая с коллегами их опасения, хочу отметить, во-первых, |
655 |
что предложенный нам вариант законопроекта допускает возможность возвращения |
656 |
к обычной форме судопроизводства, если появляются осложняющие дело факторы, |
657 |
например, вступление в дело третьих лиц, принятие встречного иска и так |
658 |
далее. Кроме того, в заключениях комитетов Государственной Думы и |
659 |
Правительства Российской Федерации есть апелляция к возможному нарушению |
660 |
принципа диспозитивности в связи с исключением получения согласия сторон как |
661 |
обязательного условия для рассмотрения дела в порядке упрощённого |
662 |
судопроизводства. Однако эти и другие вопросы, с нашей точки зрения, могут |
663 |
быть предметом обсуждения после принятия законопроекта в первом чтении при |
664 |
подготовке его ко второму чтению. |
665 |
|
666 |
Прошу поддержать. |
667 |
|
668 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
669 |
|
670 |
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - депутат Крутов. |
671 |
|
672 |
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
673 |
|
674 |
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Хотел бы высказать несколько |
675 |
принципиальных замечаний по представленному законопроекту. |
676 |
|
677 |
Первое. Предложенные поправки в Арбитражный процессуальный кодекс носят |
678 |
неконституционный характер. Часть 1 статьи 46 Конституции предусматривает, |
679 |
что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В части 3 статьи |
680 |
123 Конституции закреплено, что судопроизводство осуществляется на основе |
681 |
состязательности и равноправия сторон. Данные принципы являются основой |
682 |
процессуального законодательства России, их реализация невозможна без |
683 |
предоставления участникам процесса права представлять свои доводы и |
684 |
соображения, возражать против доводов иных лиц, представлять доказательства, |
685 |
задавать вопросы противной стороне, давать объяснения и так далее. При этом |
686 |
гарантом данных прав является принцип гласности судопроизводства, |
687 |
предполагающий возможность отстаивать свою позицию непосредственно в судебном |
688 |
заседании. |
689 |
|
690 |
Упрощённое производство, как особая форма процесса, не предполагает участия |
691 |
сторон в судебном заседании, это процесс сугубо формалистский и бумажный. |
692 |
Согласно действующим нормам статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса |
693 |
упрощённое производство может быть применено исключительно в тех случаях, |
694 |
когда истец на это согласен, а ответчик по крайней мере не возражает. Между |
695 |
тем внесённый законопроект устанавливает случаи, когда упрощённое |
696 |
судопроизводство применяется вне зависимости от позиции ответчика. Следует |
697 |
отметить, что перечень таких случаев очень широк, в него попадает львиная |
698 |
доля административных дел, значительное число налоговых и хозяйственных |
699 |
споров. Цель авторов законопроекта ясна - максимально разгрузить суды, |
700 |
сократить число судебных заседаний и ограничиться только исследованием |
701 |
представленных стороной документов, однако правосудие существует не для |
702 |
судей, а для участников судебного процесса - для граждан и организаций. |
703 |
Попытка решить проблему загруженности судов путём ограничения процессуальных |
704 |
прав сторон приведёт к подрыву престижа судебной власти. |
705 |
|
706 |
Особенно я хотел бы подчеркнуть, что принятие данного законопроекта больно |
707 |
ударит по малому и среднему бизнесу и индивидуальным предпринимателям. |
708 |
Практически сто процентов дел для субъектов малого предпринимательства |
709 |
находится в вилке цены иска от 100 до 300 тысяч рублей. В результате малый |
710 |
бизнес в массовом порядке будет лишён права на полноценное участие в судебном |
711 |
процессе. Их дела будут просто штамповаться арбитражными судами, особенно это |
712 |
касается взыскания налогов и сборов. Малый бизнес и так находится в |
713 |
беззащитном состоянии перед налоговиками и иными государственными |
714 |
структурами, этот законопроект окончательно установит этот перекос, а речь |
715 |
идёт о миллионах людей. |
716 |
|
717 |
Второй момент, который я хотел бы отметить: пункт 1 части 2 статьи 227 |
718 |
Арбитражного процессуального кодекса в редакции законопроекта противоречит |
719 |
части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в |
720 |
действующей редакции, в которую изменения не вносятся. Поясню, о чём идёт |
721 |
речь. Законопроектом предлагается рассматривать в порядке упрощённого |
722 |
производства независимо от цены иска дела, основанные на представленных |
723 |
истцом документах, подтверждающих задолженность по договору. Иными словами, |
724 |
уже на стадии принятия заявления суд может прийти к выводу, что |
725 |
представленные истцом документы подтверждают наличие задолженности. Вместе с |
726 |
тем часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса устанавливает, что |
727 |
арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, |
728 |
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном |
729 |
исследовании имеющихся в деле доказательств. Часть 2 той же статьи |
730 |
предусматривает, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, |
731 |
достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь |
732 |
доказательств в их совокупности. Часть 3 говорит о том, что доказательство |
733 |
признаётся арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и |
734 |
исследования выясняется, что содержащиеся в нём сведения соответствуют |
735 |
действительности. Наконец, часть 4 устанавливает, что каждое доказательство |
736 |
подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, а часть |
737 |
5 - что никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее |
738 |
установленной силы. Таким образом, статья 71 Арбитражного процессуального |
739 |
кодекса требует, чтобы вывод суда о том, что представленные истцом документы |
740 |
доказывают наличие задолженности, был сделан только после рассмотрения и |
741 |
оценки всех доказательств по делу, в том числе представленных ответчиком. |
742 |
Отсюда следует, что данный пункт законопроекта противоречит действующим |
743 |
законодательным нормам, так как позволяет суду считать доказанными |
744 |
обстоятельства, которые сообщает лишь одна сторона по делу, - налицо явное |
745 |
нарушение принципа состязательности и равноправия сторон! |
746 |
|
747 |
Третий момент: порядок исчисления сроков для принятия искового заявления, |
748 |
указанный в законопроекте, нельзя признать обоснованным. Как показывает |
749 |
практика, процессуальные сроки нарушаются судами весьма часто. Между |
750 |
поступлением документа в суд и размещением информации о нём в сети Интернет |
751 |
может пройти несколько дней. Законопроект не устанавливает, в течение какого |
752 |
срока с момента поступления иска он должен быть переведён в электронную форму |
753 |
и размещён в Интернете, поэтому предлагаемые изменения не только не приведут |
754 |
к ускорению судопроизводства, но, наоборот, позволят судам откладывать вопрос |
755 |
о принятии иска к производству сколько угодно долго. |
756 |
|
757 |
Четвёртый: срок подачи отзыва на исковое заявление является слишком кратким. |
758 |
Законопроект предусматривает, что указанный срок суд устанавливает |
759 |
самостоятельно, но он не может быть менее пятнадцати дней. Этого |
760 |
недостаточно, и вот почему. На практике в 99 процентах случаев истец |
761 |
отправляет иск ответчику по почте. С учётом сроков пересылки ответчик узнаёт |
762 |
об иске в среднем через неделю после того, как иск уже подан. К этому моменту |
763 |
определение о принятии искового заявления к производству судом может быть уже |
764 |
принято. Ответчик, имея на руках только иск, зачастую без приложений, |
765 |
вынужден идти знакомиться с материалами дела. В Арбитражном суде города |
766 |
Москвы период между подачей ходатайства об ознакомлении с материалами дела и |
767 |
их выдачей составляет четыре рабочих дня, в Арбитражном суде Московской |
768 |
области - пять рабочих дней и более. Таким образом, ответчик может понять |
769 |
существо предъявленных к нему претензий лишь через десять-двенадцать дней |
770 |
после принятия иска к производству. Следовательно, срок для подготовки отзыва |
771 |
становится настолько незначительным, что не позволяет ответчику полноценно |
772 |
реализовать право на судебную защиту. Что уж говорить об иных субъектах |
773 |
Российской Федерации, где эти сроки могут быть ещё больше! |
774 |
|
775 |
И наконец, пятый: в результате несовершенства законопроекта может возникнуть |
776 |
ситуация, когда любое лицо получит доступ к материалам дела. Согласно пункту |
777 |
2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса в редакции законопроекта |
778 |
предполагается, что определение о принятии искового заявления, в котором суд |
779 |
указывает реквизиты, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к |
780 |
материалам дела, в электронном виде должно размещаться в Интернете, то есть |
781 |
эти реквизиты будут опубликованы в открытом доступе и будут доступны любым |
782 |
заинтересованным лицам. Следовательно, любое лицо сможет ознакомиться с |
783 |
материалами дела. Такая ситуация может привести к раскрытию конфиденциальной |
784 |
информации. |
785 |
|
786 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
787 |
|
788 |
Гарри Владимирович, Андрей Викторович, вы будете выступать? Антон |
789 |
Александрович, вы хотели бы сказать что-либо? |
790 |
|
791 |
ИВАНОВ А. А. Ну, я хотел бы коротко сказать, что есть ряд принципиальных для |
792 |
нас положений, которые мы хотели бы сохранить. В частности, таким |
793 |
принципиальным положением является положение о том, что стороны не могут |
794 |
возражать против рассмотрения дела в порядке упрощённой процедуры, потому что |
795 |
нынешняя ситуация, когда возражения допускаются и имеют правовое значение, |
796 |
как раз приводит к тому, что в порядке упрощённой процедуры дела не |
797 |
рассматриваются. Это одна из причин. |
798 |
|
799 |
Что касается технических вопросов о сроках, о порядке подачи соответствующих |
800 |
заявлений, о механизмах, которые могут быть, то мне кажется, что это предмет |
801 |
для обсуждения, и мы можем определённые недостатки устранить при подготовке |
802 |
ко второму чтению. |
803 |
|
804 |
Некоторые замечания, мы считаем, связаны просто с тем, что мы, может быть, не |
805 |
до конца чётко объяснили свою позицию. Ну, в частности, вот последнее |
806 |
замечание про сроки подготовки отзывов - ведь всё-таки всё привязывается к |
807 |
тому моменту, когда он реально получит первое извещение о заседании и уже |
808 |
будет знать об этом заседании. |
809 |
|
810 |
Что касается раскрытия информации, то мы вообще предполагаем полную |
811 |
открытость и в ближайшее время собираемся размещать исковые заявления и |
812 |
отзывы на них, а также аудиопротоколы судебных заседаний в сети Интернет. У |
813 |
нас судопроизводство является открытым, и мы должны этот принцип реализовать |
814 |
в полном объёме. |
815 |
|
816 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович. |
817 |
|
818 |
Выносим законопроект на "час голосования". |
819 |
|
0 |
В первом чтении голосуются следующие законопроекты. Пункт 3, о проекте |
1 |
федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс |
2 |
Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в |
3 |
связи с совершенствованием упрощённого производства". |
4 |
|
5 |
Включите режим голосования. |
6 |
|
7 |
Покажите результаты. |
8 |
|
9 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 43 сек.) |
10 |
Проголосовало за 248 чел.55,1 % |
11 |
Проголосовало против 6 чел.1,3 % |
12 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
13 |
Голосовало 254 чел. |
14 |
Не голосовало 196 чел.43,6 % |
15 |
Результат: принято |
16 |
|
17 |
Законопроект принят в первом чтении. |
18 |
|