Проект федерального закона № 446381-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»

Идентификатор 16645
Номер 446381-5
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам
Комментарий
Дата внесения 2010-10-27

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Событие рассмотрения Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка) закон подписан
Дата последнего события 2011-12-08
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта Федеральный закон 422-ФЗ

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 446381-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" (второе чтение).

    0 Назаров Андрей Геннадьевич предлагает сегодня поставить в порядок работы два
    1 законопроекта - № 446365-5 и № 446381-5 - во втором чтении, а далее - как
    2 получится. Ставлю на голосование данное предложение. Кто за?
    3
    4 Включите режим голосования.
    5
    6 Покажите результаты голосования.
    7
    8 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 04 сек.)
    9 Проголосовало за 306 чел.68,0 %
    10 Проголосовало против 47 чел.10,4 %
    11 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    12 Голосовало 353 чел.
    13 Не голосовало 97 чел.21,6 %
    14 Результат: принято
    15
    16 Принято.
    17
    0 Вопрос 3 дополнительной повестки дня, "О проекте федерального закона "О
    1 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
    2 связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным
    3 правам". Докладчик тот же.
    4
    5 Пожалуйста, Андрей Геннадьевич.
    6
    7 НАЗАРОВ А. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагается
    8 рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    9 законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе
    10 арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам". Он также был внесён
    11 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 октября 2010 года, и нами,
    12 Государственной Думой, в первом чтении был принят 20 октября 2011 года. При
    13 подготовке ко второму чтению в комитет поступило девятнадцать поправок, из
    14 которых восемнадцать комитет предлагает поддержать. Поправки в основном
    15 носили тоже юридико-технический характер, а также уточняли некоторые
    16 положения законопроекта. Также были учтены замечания Правового управления
    17 Аппарата Государственной Думы. На данный момент проект федерального закона
    18 прошёл необходимые процедуры, экспертизы правового, лингвистического,
    19 юридико-технического характера. Замечаний по проекту нет. Поэтому просьба
    20 поддержать поправки из таблицы 1 и данный законопроект во втором чтении, а
    21 также сегодня его принять в третьем чтении.
    22
    23 Спасибо.
    24
    25 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    26
    27 В таблице 1 восемнадцать поправок. Нужно ли их рассматривать отдельно? Нет.
    28 Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к
    29 принятию.
    30
    31 Включите режим голосования.
    32
    33 Покажите результаты голосования.
    34
    35 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 05 сек.)
    36 Проголосовало за 300 чел.66,7 %
    37 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    38 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    39 Голосовало 300 чел.
    40 Не голосовало 150 чел.33,3 %
    41 Результат: принято
    42
    43 Принято.
    44
    45 В таблице 2 одна поправка. Нужно ли её обсуждать? Нет. Ставится на
    46 голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению.
    47
    48 Включите режим голосования.
    49
    50 Покажите результаты голосования.
    51
    52 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 36 сек.)
    53 Проголосовало за 302 чел.67,1 %
    54 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    55 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    56 Голосовало 302 чел.
    57 Не голосовало 148 чел.32,9 %
    58 Результат: принято
    59
    60 Принято.
    61
    62 Выносим данный вопрос на "час голосования".
    63
    0 Вопрос 3. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона
    1 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
    2 связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным
    3 правам".
    4
    5 Включите режим голосования.
    6
    7 Покажите результаты голосования.
    8
    9 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 23 мин. 33 сек.)
    10 Проголосовало за 332 чел.73,8 %
    11 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    12 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    13 Голосовало 332 чел.
    14 Не голосовало 118 чел.26,2 %
    15 Результат: принято
    16
    17 Принято.
    18
    19 Также докладчик ставил вопрос о принятии данного проекта федерального закона
    20 в третьем чтении. По мотивам нет необходимости выступать? Нет. Ставится на
    21 голосовании в третьем чтении данный проект федерального закона.
    22
    23 Включите режим голосования.
    24
    25 Покажите результаты голосования.
    26
    27 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 24 мин. 07 сек.)
    28 Проголосовало за 326 чел.72,4 %
    29 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    30 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    31 Голосовало 326 чел.
    32 Не голосовало 124 чел.27,6 %
    33 Результат: принято
    34
    35 Принято.
    36

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 446381-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам".

    0 Продолжаем рассматривать законопроекты в первом чтении. Пункт 14 и пункт 15
    1 порядка работы Государственной Думы - это фиксированное время, и Советом
    2 Государственной Думы было принято решение рассматривать два данных
    3 законопроекта с одним докладом и с одним содокладом. Я назову эти
    4 законопроекты: пункт 14 - о проекте федерального конституционного закона "О
    5 внесении изменений в федеральные конституционные законы "О судебной системе
    6 Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи
    7 с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам",
    8 пункт 15 - о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    9 законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе
    10 арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам". Доклад заместителя
    11 Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Татьяны
    12 Константиновны Андреевой.
    13
    14 Одну минуточку, замена докладчика. Сейчас, секунду, решит секретариат...
    15
    16 Уважаемые депутаты, с докладом будет выступать Председатель Высшего
    17 Арбитражного Суда Российской Федерации Антон Александрович Иванов.
    18
    19 Пожалуйста, Антон Александрович, ваш доклад.
    20
    21 Прошу прощения за неправильную подготовку Аппаратом порядка работы
    22 Государственной Думы.
    23
    24 ИВАНОВ А. А., Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
    25
    26 Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий!
    27 Законопроекты, которые сейчас рассматриваются, посвящены той проблеме,
    28 которую мы пытались решить с начала 90-х годов. Хотелось бы напомнить, что,
    29 когда было введено новое регулирование в авторском и патентном праве,
    30 предполагалось создание специального судебного органа, который занимался бы
    31 патентными спорами на профессиональной основе. При разработке этих законов в
    32 начале 90-х годов такой орган был назван, но суда, который полноценно
    33 рассматривал бы такие споры, не было, и законопроект, который мы сейчас
    34 внесли, связан с созданием такого суда в системе наших судов. Это не
    35 изобретение российской правовой системы, суды по интеллектуальным правам
    36 существуют в ряде стран, в частности в Германии существует патентный суд,
    37 такие же суды существуют в Японии и Корее, и даже с более широкой
    38 юрисдикцией, чем патентный суд Германии. Мы разрабатывали проект с опорой на
    39 их опыт и с учётом наших правил судопроизводства и нашей Конституции. В
    40 частности, этим обусловлены некоторые особенности соответствующей процедуры
    41 рассмотрения дел и новая фигура специалиста в соответствующей области
    42 техники, который будет помогать суду рассматривать эти сложные и весьма
    43 специализированные споры. Это реакция на немецкий вариант регулирования,
    44 когда в патентном суде судьями работают инженеры и специалисты в области
    45 техники. Мы не можем себе позволить этого с учётом нашей Конституции, и в
    46 законопроект вводится фигура специалиста, который будет давать суду
    47 консультации по техническим вопросам. Поскольку суд создаётся в Москве и в
    48 Москве же находятся наши патентные ведомства и патентная библиотека, проблемы
    49 доступности этого суда для разрешения споров практически не будет, что тоже
    50 важно. И ещё одна новелла: этот суд будет выступать второй инстанцией по
    51 делам об интеллектуальных правах в нашей системе судов, что позволит
    52 поддерживать единую практику в сфере интеллектуальных прав в масштабах всей
    53 страны.
    54
    55 Просим поддержать наш законопроект.
    56
    57 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Присаживайтесь, пожалуйста.
    58
    59 С содокладом выступает Павел Владимирович Крашенинников, председатель
    60 Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
    61 законодательству.
    62
    63 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.
    64
    65 Уважаемые коллеги, данный законопроект предполагает наличие
    66 специализированного суда в сфере интеллектуальной собственности, связанного
    67 исключительно с компетенцией арбитражных судов. Это так называемый патентный
    68 суд, и хотя в законопроекте он называется по-другому - Суд по
    69 интеллектуальным правам, но во всём мире он называется именно патентным
    70 судом.
    71
    72 Антон Александрович уже достаточно подробно рассказал о сути законопроекта, я
    73 хотел бы лишь на некоторые вещи обратить внимание. Первое, данный суд будет
    74 рассматривать вопросы по первой инстанции и по кассационной инстанции. Статус
    75 его - суд кассационной инстанции, и все вопросы, неважно, по первой либо по
    76 кассационной инстанции, он будет рассматривать коллегиально. В суде
    77 предполагается не менее тридцати судей, и также здесь, как уже Антон
    78 Александрович сказал, предполагается достаточно большая группа советников,
    79 обладающих квалификацией, соответствующей специализации конкретного суда. Но
    80 какие дела будет рассматривать данный суд? Например, дела об оспаривании
    81 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в
    82 частности Министерства образования и науки, Роспатента, которые затрагивают
    83 патентные права, права на селекционные достижения, топологию интегральных
    84 схем, секреты производства, средства индивидуализации юридических лиц,
    85 товаров, работ, услуг и предприятий, права на использование результатов
    86 интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Как вы понимаете,
    87 это всё достаточно специфические права, это требует специфических знаний.
    88 Кроме того, данный суд, который в законе именуется судом по интеллектуальным
    89 правам, рассматривает дела по спорам о предоставлении или прекращении
    90 правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности; об оспаривании
    91 ненормативных актов, например того же Роспатента; об установлении
    92 патентообладателя; о признании недействительным патента на изобретение,
    93 полезную модель или промышленный образец и так далее, и так далее. То есть
    94 речь идёт, конечно же, о том, чтобы и судьи, и вот эта группа специалистов
    95 обладали очень специфическими знаниями не только в юриспруденции, но и в
    96 сфере вот этих направлений, о которых я только что сказал.
    97
    98 Я сразу хочу сказать, что данный закон, несмотря на некоторые опасения,
    99 высказанные в том числе в прессе, не затрагивает компетенцию судов общей
    100 юрисдикции, поэтому мне кажется, что в данном случае эти суды могут спать
    101 спокойно, их этот закон не затрагивает.
    102
    103 И конечно, в заключение хотелось бы сказать, что в наше время так называемая
    104 интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности
    105 иногда составляют большую часть стоимости товара, нежели его имущественная
    106 составляющая, поэтому, конечно, если мы хотим достойно защищать права граждан
    107 и юридических лиц, иностранных граждан и юридических лиц, мы должны
    108 установить прежде всего соответствующее место, то есть суд, где можно эти
    109 права защищать, и соответствующую процедуру.
    110
    111 Уважаемые коллеги, мне представляется, что это очень прогрессивный закон.
    112 Установление данного вида суда - это очень прогрессивная вещь, как сказал
    113 Антон Александрович, это нужно было давно уже сделать. И мы призываем в
    114 первом чтении проголосовать за оба этих законопроекта: первый - основной, а
    115 второй, как говорится, вносит изменения и дополнения в законодательные акты в
    116 связи с принятием первого закона.
    117
    118 Спасибо вам большое за внимание.
    119
    120 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Пожалуйста, задержитесь.
    121
    122 Вопросы есть, уважаемые депутаты? Три я вижу: Коломейцев, Иванов и... а,
    123 четыре вопроса, ещё Емельянов и Шудегов.
    124
    125 Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос.
    126
    127 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.
    128
    129 Уважаемая Татьяна Константиновна, как известно, любой законопроект нужен для
    130 того, чтобы решить какую-то проблему.
    131
    132 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    133
    134 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Не понял.
    135
    136 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    137
    138 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. А, извините, извините, докладчик другой.
    139
    140 Уважаемый докладчик, вот любой законопроект необходим для решения проблемы.
    141 Скажите, пожалуйста, какова необходимость создания ещё одного суда? Вот я
    142 специально посмотрел статистику, у нас за десять лет число судей и
    143 работников, обслуживающих суды, возросло почти в два раза, но правосознание и
    144 правосудие у нас не торжествуют. Вы посмотрите шкалу недоверия, суды там в
    145 первой пятёрке всё время. Вот поясните, пожалуйста.
    146
    147 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Александрович, вопрос к вам.
    148
    149 ИВАНОВ А. А. Ну, это, скорее, вопрос не о том, зачем нужно создавать суд по
    150 интеллектуальным правам, а о том, как работают наши суды в целом и какова
    151 степень доверия к нашим судам в обществе.
    152
    153 Что касается вопроса, связанного непосредственно с судом по интеллектуальным
    154 правам, то для нас очень важно обеспечивать специализацию судей при
    155 рассмотрении соответствующих категорий дел. Интеллектуальные права - это
    156 очень сложная категория дел, и она требует профессиональной подготовки
    157 высокого уровня. Не случайно во многих странах судьи, которые занимаются
    158 интеллектуальными правами, специально готовятся для соответствующего вида
    159 деятельности. Когда эти дела попадают обыкновенным судьям, они
    160 рассматриваются очень долго и это вызывает обоснованные нарекания в адрес
    161 нашей судебной системы. Поэтому мы и предлагаем создать специализированный
    162 суд, в который будет поступать довольно приличное количество дел, потому что
    163 в нашей системе дел, связанных с интеллектуальной собственностью, немало, тем
    164 более что это будет суд единственный и всего тридцать судей. С учётом той
    165 нагрузки, которая сейчас имеется в наших судах, а она превышает научно
    166 обоснованные нормы в три раза, создание такого суда, численность которого
    167 меньше 1 процента численности всех наших судов, не скажется существенно на
    168 вопросах бюджета. Это, наверное, первый момент.
    169
    170 Что касается общих вопросов доверия к судебной системе, то я мог бы
    171 выступать, наверное, часами по этому вопросу. Думаю, что этому вопросу можно
    172 было бы специально посвятить какие-то слушания, но сейчас, если мы начнём
    173 дискуссию на эту тему, то мы очень долго будем выступать.
    174
    175 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.
    176
    177 Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, ваш вопрос.
    178
    179 ИВАНОВ С. В. Спасибо.
    180
    181 Уважаемый Антон Александрович, вот в соответствии со статьёй 43-7
    182 постановления президиума суда по интеллектуальным правам должны приниматься
    183 открытым голосованием большинством голосов и так далее, члены президиума не
    184 вправе воздерживаться от голосования. Представьте себе на секундочку, что вы
    185 член президиума, и в связи с этим к вам вопрос: должен ли гражданин,
    186 правомерно приобретший результаты интеллектуальной деятельности, всю жизнь
    187 платить автору авторский гонорар?
    188
    189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Александрович.
    190
    191 ИВАНОВ А. А. Российская Федерация является участником многих конвенций об
    192 авторском праве, и естественно, поскольку мы эти конвенции подписали и они
    193 имеют более высокую юридическую силу, чем наше законодательство, гражданам
    194 придётся платить авторские отчисления независимо от того, хотят они этого или
    195 нет.
    196
    197 Что касается обязательности голосования, то оно и сейчас существует в нашей
    198 системе, например, у нас члены Президиума Высшего Арбитражного Суда не вправе
    199 воздерживаться при любом варианте голосования, они должны голосовать за тот
    200 или иной вариант решения. По-другому организовать деятельность невозможно,
    201 иначе деятельность суда будет заходить в тупик, потому что будут вопросы, по
    202 которым не будет принято решение. Именно поэтому соответствующие положения
    203 внесены в закон о суде по интеллектуальным правам.
    204
    205 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    206
    207 Депутат Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста, ваш вопрос.
    208
    209 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    210
    211 Уважаемый Антон Александрович, понятно, что тема защиты интеллектуальных прав
    212 очень важная и модная тема, также понятно, что решение подобных споров
    213 требует специальных знаний, но скажите, обязательно ли создавать под это
    214 особую структуру, в общем-то бюрократическую, - это же не только тридцать
    215 новых судей в составе Высшего Арбитражного Суда, нужны будут, наверное,
    216 канцелярия, обслуживающий персонал? Почему нельзя ввести специализацию судей
    217 в рамках Высшего Арбитражного Суда? Я вам честно скажу: у нас есть сомнения.
    218 Сейчас популярно такое дробление судебной системы, популярны идеи создания
    219 ювенальных судов, административных судов и так далее, но депутаты часто в
    220 этом видят просто способ получить дополнительные средства из бюджета. Нельзя
    221 ли как-то решить этот вопрос без дополнительных средств из бюджета и не
    222 создавая новой структуры?
    223
    224 Спасибо.
    225
    226 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Александрович.
    227
    228 ИВАНОВ А. А. Понятно. Мы обдумывали этот вариант, но это практически
    229 невозможно, и сейчас объясню почему. Это связано с двумя обстоятельствами.
    230 Роспатент находится в Москве, значит, суд должен находиться в Москве. В
    231 Арбитражном суде города Москвы нагрузка на судей в пять раз выше научно
    232 обоснованных норм, а то и больше: в последнее время нагрузка на судью в
    233 Арбитражном суде города Москвы - сто девять дел в месяц. При таких условиях
    234 специализация отдельных судей по соответствующим категориям дел либо не даст
    235 результата, либо приведёт к неравенству между судьями. Это первое.
    236
    237 Второе - особенности процедуры, которые мы предполагаем ввести. В частности,
    238 мы видим особую роль специалистов в области техники при рассмотрении
    239 соответствующих вопросов - без этого не обойтись, для существования такого
    240 суда нужно обязательно иметь специалистов в области техники, которые бы
    241 оценивали те или иные технические решения, без которых разрешить спор о
    242 праве, например, на тот или иной патент или на то или иное техническое
    243 решение будет невозможно. Это предполагает создание специальной структуры.
    244
    245 В-третьих, мы хотим обеспечить единство судебной практики в масштабах всей
    246 страны, и для этого этот суд рассматривает в качестве второй инстанции все
    247 споры по интеллектуальным правам по всей системе, которые возникают. Собирать
    248 эти споры в рамках нынешней структуры в одном суде в Москве было бы просто
    249 невозможно.
    250
    251 Вот эти три причины и побудили нас создать специализированный суд в системе
    252 наших судов. Поверьте, мы не собираемся тут держать судей незагруженными,
    253 если там будет низкая нагрузка: я уже на протяжении двух лет сокращаю
    254 численность судей в тех судах, где нагрузка низкая, и перераспределяю
    255 нагрузку в пользу тех судов, где нагрузка высокая, поэтому там бездельничать
    256 никто не будет.
    257
    258 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.
    259
    260 Пожалуйста, депутат Шудегов Виктор Евграфович, ваш вопрос.
    261
    262 ШУДЕГОВ В. Е. Мой вопрос также к Антону Александровичу, в продолжение
    263 вопроса, который был задан депутатом Емельяновым.
    264
    265 Уважаемые коллеги, что касается Германии, там действительно большое
    266 количество патентов, действительно возникает много спорных вопросов. У нас,
    267 как вы помните, как заявляла министр экономики, регистрируется мизерное
    268 количество патентов, тем более что и вопросов-то не возникает между
    269 правообладателями, а если они и возникают, то решаются, в общем-то, учёными
    270 достаточно просто, я сам знаю эту практику. Создавать специальные суды, тем
    271 более за счёт дополнительных средств... Вот у меня вопрос: а во что обойдётся
    272 налогоплательщикам создание вот этого дополнительного суда?
    273
    274 ИВАНОВ А. А. Тридцать судей и, может быть, восемьдесят или девяносто
    275 сотрудников аппарата - посчитайте текущие расходы, связанные с оплатой их
    276 деятельности. Я думаю, что это не очень большие расходы для нашего бюджета.
    277
    278 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    279
    280 ИВАНОВ А. А. Помещение, разумеется. Это заложено в целевую программу развития
    281 судебной системы, Минфин согласовал.
    282
    283 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Александрович.
    284
    285 Вопросы завершены. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Два
    286 выступающих.
    287
    288 Депутат Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста, ваше выступление.
    289
    290 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.
    291
    292 Уважаемый председательствующий, уважаемые докладчики! Я неспроста вам задал
    293 такой вопрос. Мне кажется, что вот профессионализм некоторых председателей
    294 комитетов и их лоббистские возможности... Зачастую вносятся в повестку не те
    295 законы, которые решают сегодняшние проблемы, вносятся неперспективные
    296 вопросы. Да, в рамках словесной полемики по поводу инновационного развития,
    297 модернизации, "Сколково" и других сказочных проектов, наверное, этот вопрос
    298 имеет значение. Но если вы посмотрите статистику открытий в Российской
    299 Федерации, исследуете состояние научно-исследовательской базы, состояние
    300 производственной базы, то поймёте, я вас уверяю, что это вопрос даже не
    301 десятистепенной важности. Сегодня проблема в другом, сегодня необходимо
    302 заняться качеством в целом судебного процесса.
    303
    304 Вот на прошлой неделе я принимал трёх молодых предпринимателей. То, что они
    305 мне рассказывали, - у меня волосы шевелились! Они говорят: да в суде вообще
    306 никакого права нет, там всё зависит от того, сколько принёс, - если больше
    307 принесёшь, в арбитражном суде особенно, в твою пользу решение и примут. Я им,
    308 конечно, не поверил. Но вообще-то, я вам скажу, на самом деле из всех
    309 обращений больше половины - в связи с неудовлетворённостью судебным решением
    310 и в связи с заведомо неправильным решением с точки зрения заявителя.
    311 Посмотрите вопрос о рейдерских захватах - там ведь без судьи ничего нельзя:
    312 больше девяноста процентов рейдерских захватов начинается с неправомерного
    313 принятия решения судом.
    314
    315 Наверное, этот суд мы создадим, но я глубоко убеждён, что это никаким образом
    316 не скажется на развитии интеллектуального потенциала нашей страны, это
    317 никаким образом не скажется на развитии новых, инновационных производств.
    318 Поэтому комитету, конечно, надо было правильней сориентироваться. Может,
    319 давайте выборность судей восстановим, может, это повысит качество работы
    320 самих судей. У вас сегодня есть практика - пожалуйста, экспертов привлекайте.
    321 По любому виду деятельности можно привлечь суперэкспертов, и они работать
    322 будут качественнее, и это обойдётся дешевле, чем обучать судей, потому что
    323 невозможно научить судью разбираться в вопросах по всем видам
    324 интеллектуальной собственности, это практически невозможно. А вот эксперта
    325 привлечь можно по любому виду деятельности. Мне кажется, вот эти расходы надо
    326 было бы направить, может быть, на модернизацию тех же судов арбитражных в
    327 части лучшего материального обеспечения, в том числе, скажем, и младшего
    328 персонала, который обслуживает деятельность суда. А может, деньги потратить
    329 на то, чтобы сделать более публичным суд. Но я убеждён, ещё раз повторяю, что
    330 никакого плюса от этого решения в части специализации для нашего патентного
    331 дела не будет.
    332
    333 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.
    334
    335 Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, ваше выступление.
    336
    337 ИВАНОВ С. В. Спасибо.
    338
    339 Уважаемый Антон Александрович, у фракции ЛДПР немножко другая точка зрения. В
    340 принципе, поверьте, я по поводу невозможности воздержаться от голосования
    341 спрашивал не потому, что не знал, что да как, это здесь у нас, знаете, "за",
    342 "против" и "не понял", так сказать, а в судейском сообществе такого быть не
    343 должно, судья должен своё мнение высказывать. Но проблема-то в другом.
    344
    345 Что касается патентного дела, в этом плане суд этот обязательно нужен,
    346 уважаемые коллеги. Это не Средние века, когда двое учёных работают вместе над
    347 одной проблемой, потом публикуют, ну и, чтобы никого не обижать, называют
    348 закон, к примеру законом Бойля - Мариотта. Сейчас такие вопросы решаются в
    349 судебном порядке. Разумеется, всё это надо и нужны в этой области
    350 специалисты.
    351
    352 Что же касается интеллектуальной собственности, то здесь вновь создаваемый
    353 суд, по-моему, обречён на то, что все его решения будут населением считаться
    354 абсолютно несправедливыми. Ведь у нас же авторское право в результате того,
    355 что мы приняли по чьему-то давлению, не знаю по чьему, четвёртую главу
    356 Гражданского кодекса, квинтэссенция... Знаете, вот есть группа, у них в
    357 песенке слова хорошие: "А не спеть ли мне песню о любви? А не выдумать ли
    358 новый жанр? Попопсовей стихи и мотив - и всю жизнь получать гонорар". Вот на
    359 этом основывается всё наше авторское сообщество: он какую-нибудь песенку
    360 написал, альбомчик выпустил, и потом господин Михалков со своим авторским
    361 обществом заставляет всех честных людей платить всю жизнь авторский гонорар
    362 за то, что человек приобрёл и за что уже уплатил. Ну, вы знаете это ужасное
    363 постановление, по которому, если флешку вы купили, компакт-диск или ещё
    364 что-нибудь, что может служить для воспроизведения, - всё, плати. Это что,
    365 справедливо, что ли? Как ваш суд будет на это реагировать? Будете вы нам
    366 говорить, что это в соответствии с законом? А если сам закон такой, что,
    367 извините, от него за милю несёт коррупционной составляющей?! Вы думаете,
    368 почему эти два общества бодаются между собой? Потому что, по оценкам
    369 экспертов, там только годовой сбор порядка 200-300 миллионов долларов, и это
    370 ещё не предел, ещё не всё посчитано, как говорится. Дошло ведь до чего? Вы,
    371 наверное, помните этот пример, по второму каналу, по-моему, сюжет показывали:
    372 хор ветеранов войны и труда ездит, устраивает концерты, поёт песни военных
    373 лет, и Российское авторское общество на них подаёт в суд: платите, ребята, за
    374 то, что вы эти песни исполняете! Те говорят: да как же так, вроде, пели в
    375 войну, и воевали, и победили? И вот человек, который является секретарём там,
    376 которого, кстати, самого обвиняют в воровстве одной известной мелодии,
    377 говорит: ладно, ребята, если вы за это деньги не собираете, то тогда
    378 исполняйте, не отчисляя нам авторское вознаграждение. Если ваш суд по такому
    379 закону будет судить об авторских правах, то ни один нормальный гражданин, и
    380 фракция ЛДПР в том числе, не посчитает приговор этого суда, решение, извините
    381 за выражение, справедливым. У вас, как у субъекта права законодательной
    382 инициативы, по-моему, есть возможность повлиять на изменения. Правительство
    383 пока, несмотря на очевидно вопиющую коррупциогенность этой нормы и этого
    384 закона, ничего не хочет делать. Я потому вас и спросил, как вы сами-то к
    385 этому отнесётесь.
    386
    387 Вот видите, Фарида Исмагиловна, хорошо, что вы уже к этому пришли, коллеги из
    388 "ЕДИНОЙ РОССИИ" вас поддержат.
    389
    390 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.
    391
    392 Обсуждение законопроектов мы завершили, уважаемые депутаты. Полномочный
    393 представитель президента в Государственной Думе не желает выступить?
    394 Представитель правительства? Нет. Докладчик желает выступить с заключительным
    395 словом? Нет. Содокладчик? Желает.
    396
    397 Включите, пожалуйста, микрофон по карточке Вахаева.
    398
    399 Пожалуйста, Павел Владимирович.
    400
    401 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое.
    402
    403 Я просто хочу сказать, что, может быть, надо было бы более чётко сказать, что
    404 данный закон не вторгается в компетенцию судов общей юрисдикции, а авторское
    405 право - это как раз компетенция судов общей юрисдикции. Этот патентный суд
    406 будет находиться в системе судов арбитражных и, соответственно, авторского
    407 права вообще никак не будет касаться.
    408
    409 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Павел Владимирович.
    410
    411 Уважаемые депутаты, законопроекты под пунктами 14 и 15 порядка работы
    412 Государственной Думы выносятся на "час голосования".
    413
    0 Пункт 14 порядка работы. Ставится на голосование: одобрить проект
    1 федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральные
    2 конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об
    3 арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе
    4 арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам".
    5
    6 Включите, пожалуйста, режим голосования.
    7
    8 Покажите, пожалуйста, результаты.
    9
    10 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 20 сек.)
    11 Проголосовало за 434 чел.96,4 %
    12 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    13 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    14 Голосовало 434 чел.
    15 Не голосовало 16 чел.3,6 %
    16 Результат: принято
    17
    18 Данный проект федерального конституционного закона одобрен в первом чтении.
    19
    20 Пункт 15 порядка работы. Ставится на голосование проект федерального закона
    21 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
    22 связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным
    23 правам".
    24
    25 Голосуйте, пожалуйста.
    26
    27 Покажите, пожалуйста, результаты.
    28
    29 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 01 сек.)
    30 Проголосовало за 437 чел.97,1 %
    31 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    32 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    33 Голосовало 437 чел.
    34 Не голосовало 13 чел.2,9 %
    35 Результат: принято
    36
    37 Законопроект принят.
    38