Проект федерального закона № 438680-7 «О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Идентификатор 29821
Номер 438680-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Комментарий в части предоставления имущественного налогового вычета
Дата внесения 2018-04-10

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) отклонить законопроект
Дата последнего события 2019-02-14
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Абрамов Иван Николаевич
  • Андрейченко Андрей Валерьевич
  • Деньгин Вадим Евгеньевич
  • Диденко Алексей Николаевич
  • Каргинов Сергей Генрихович
  • Курдюмов Александр Борисович
  • Пайкин Борис Романович
  • Пашин Виталий Львович
  • Сысоев Владимир Владимирович
  • Шилков Данил Евгеньевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 438680-7 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления имущественного налогового вычета).

    0 12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 220
    1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей
    2 Валерьевич Андрейченко.
    3
    4 АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.
    5
    6 Уважаемые коллеги, для начала хотелось бы сказать пару слов о причинах
    7 появления данного законопроекта. Мы много говорим, правительство много
    8 говорит о развитии Дальнего Востока, но главным критерием истины является
    9 практика. Люди с Дальнего Востока - вы все это прекрасно знаете, - даже
    10 согласно официальной статистике, десятками тысяч продолжают уезжать, что как
    11 раз является, наверное, главным критерием оценки работы правительства в
    12 направлении развития Дальнего Востока. Этим законопроектом я пытаюсь изменить
    13 стратегию Правительства Российской Федерации в отношении развития Дальнего
    14 Востока.
    15
    16 На мой взгляд, одна из причин, почему люди продолжают уезжать с Дальнего
    17 Востока, в том, что меры поддержки, направленные на развитие Дальнего
    18 Востока, например подъёмные, различные стимулирующие выплаты, касаются тех,
    19 кто на Дальний Восток переезжает из других регионов, - жители Дальнего
    20 Востока вполне обоснованно спрашивают, а где же дополнительные выплаты для
    21 них, ведь они здесь живут и работают, так же думают и бизнесмены, которые уже
    22 работают на этой территории, планируют, инвестируют, платят налоги. Меры,
    23 которые преподносятся правительством как меры поддержки региона, могут
    24 оказывать двоякое влияние. Например, те же самые территории опережающего
    25 развития на самом деле можно оценивать по-разному. Понятно, что должно пройти
    26 какое-то время, но... Вот конкретный пример. Всё население города
    27 Спасска-Дальнего жалуется на расположенный на территории опережающего
    28 развития свинокомплекс, который не перерабатывает, утилизирует экскременты
    29 должным образом, они оказываются в реках, на полях. Жители проводят митинги и
    30 пишут петиции, мы пишем запросы. А законы не позволяют проводить регулярные
    31 проверки свинокомплекса, потому что он в границах ТОРа. Когда в Приморье была
    32 эпидемия ящура, пали десятки свиней, нужен был забой, потому что началась
    33 эпидемия. Жители были озабочены тем, что на территорию опережающего развития
    34 завозились покрышки, что, как мы понимаем, свидетельствует, что трупы не
    35 уничтожались в крематоре, а просто сжигались. Так или иначе, этот процесс
    36 связан с кровью, а кровь уходит в почву. Однако, так как это территория
    37 опережающего развития, регулярный контроль даже в связи с такой актуальной
    38 проблемой осуществляться тоже не может. То есть территория опережающего
    39 развития - это часто то, что влияет на экологию, часто то, чем люди
    40 недовольны. К тому же, как мы понимаем, существует вопрос о выпадающих
    41 доходах бюджетов. Территория свободного порта Владивосток - это выпадающие
    42 доходы для местных бюджетов и рабочие места часто не для жителей Дальнего
    43 Востока, а для тех, кто на Дальний Восток приезжает, а потом уезжает, то
    44 есть, по сути, работает вахтовым методом.
    45
    46 А вот законопроект, который я предлагаю, касается именно жителей Дальнего
    47 Востока, тех, кто имеет прописку на Дальнем Востоке. Этот законопроект идёт
    48 снизу. В своё время десятки тысяч подписей собрала петиция жителей Дальнего
    49 Востока: жители Дальнего Востока просили, даже требовали ввести для них
    50 беспошлинный ввоз автомобилей. Беспошлинный ввоз, как мы понимаем, невозможен
    51 в силу того, что мы являемся членами Евразийского экономического союза, мы
    52 являемся членами ВТО. Беспошлинный ввоз из-за соглашений в рамках этих
    53 международных организаций невозможен, поэтому, работая над этой идеей, я
    54 использовал уже апробированный механизм налогового вычета: налоговый вычет
    55 при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации получает
    56 житель Дальнего Востока, у которого имеется дальневосточная прописка. Он
    57 может ввезти автомобиль и раз в пять лет деньги за таможенную очистку,
    58 транспортировку, пошлины, которые он платит на таможне, налоговым вычетом
    59 получить обратно. Вот эта мера поддержки востребована самими
    60 дальневосточниками.
    61
    62 С автомобилями там сейчас на самом деле очень сложная ситуация. Цена на
    63 ввозные автомобили растёт, причём, на мой взгляд, растёт совершенно
    64 необоснованно. Существует тот же самый утилизационный сбор, хотя заводы по
    65 утилизации автомобилей не строятся, то есть здесь тоже необходим контроль,
    66 ведь, даже если вы захотите автомобиль утилизировать, вы заплатите ещё раз.
    67 Расходы на таможенную очистку, пошлины растут. Ну и вообще с автомобилями
    68 ситуация складывается непонятная, многие воспринимают это как одну из нападок
    69 на машины с правым рулём - я говорю о том, что с 1 июля на территории
    70 Российской Федерации будет действовать новый ГОСТ по получению сертификата
    71 безопасности для ввозимых на территорию Российской Федерации автомобилей: он
    72 появился на сайте Росаккредитации, и пока пояснений нет (запросы я уже
    73 написал, ответов пока не получил, но время ещё не пришло - думаю, ответят,
    74 всё разъяснят), но все уже опасаются возникновения очередной проблемы. По
    75 новому ГОСТу автомобиль после ввоза на территорию Российской Федерации нужно
    76 будет доставить на специальную площадку лаборатории, получить сертификат
    77 безопасности, только после этого, как мы понимаем, можно будет оформить ПТС,
    78 а такая лаборатория, например, на территории Приморского края всего одна,
    79 хотя нужно минимум пять, даже больше, и в ближайшее время новые лаборатории,
    80 скорее всего, не появятся, потому что процесс аккредитации достаточно
    81 затратный, дорогостоящий, - как жители островных территорий того же Сахалина
    82 будут доставлять автомобили в лабораторию, совершенно непонятно, также
    83 непонятно, как это повлияет на цены. И чуть ли не главным вопросом жителей
    84 Приморского края является то, что те же самые японские автомобили не имеют
    85 VIN-номера: у них есть только номер кузова, номер рамы. Как должны
    86 действовать лаборатории? Они должны запрашивать у производителя VIN-номер,
    87 проверять его, определять, были ли изменения в конструкции, и после этого
    88 давать разрешение, а в Японии свои правила безопасности и сертификации и
    89 VIN-номеров нет, поэтому порядок пока непонятен.
    90
    91 Жизнь на Дальнем Востоке не сахар, автомобили продолжают дорожать, а они
    92 являются на Дальнем Востоке, по сути, средством выживания: в том же самом
    93 Владивостоке общественный транспорт в ужасном состоянии, расстояния
    94 достаточно большие, рельеф специфический из-за сопок, поэтому автомобиль на
    95 Дальнем Востоке, в частности в Приморье, не только средство передвижения, это
    96 ещё и средство выживания, так что эта льгота будет востребована, её просят
    97 сами жители Дальнего Востока. Прошу вас всех, уважаемые коллеги, поддержать
    98 Дальний Восток.
    99
    100 Спасибо за внимание.
    101
    102 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич, присаживайтесь.
    103
    104 С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Николай Николаевич
    105 Гончар.
    106
    107 ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    108
    109 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что комитет
    110 по бюджету не поддержал данный законопроект и рекомендует его не принимать в
    111 первом чтении. Полностью разделяя озабоченность авторов в части того, что
    112 меры, которые принимаются, не дают достаточного эффекта с точки зрения
    113 закрепления жителей на Дальнем Востоке (цифры хорошо известны, Андрей
    114 Валерьевич об этом сказал), комитет по бюджету тем не менее анализирует не
    115 побудительные мотивы, а текст законопроекта, который представлен.
    116
    117 Что содержит данный законопроект? Предлагается ввести имущественный вычет в
    118 двойном размере от всех расходов, которые понёс житель Дальневосточного
    119 федерального округа при приобретении и ввозе, при соблюдении таможенных
    120 процедур и при постановке на регистрацию в Российской Федерации транспортного
    121 средства. Это право, как уже сказано, будет предоставляться в случае принятия
    122 закона один раз в пять лет при ввозе (формулировка) "для личных и семейных
    123 нужд". Даже не вдаваясь в то, что процедура определения личных и семейных
    124 нужд в законопроекте не определена, вопрос в следующем: допустим, годовой
    125 доход человека составляет 900 тысяч рублей (реальная цифра по
    126 Дальневосточному федеральному округу), стоимость двух-трёхлетней машины
    127 "Тойота лендкрузер" с учётом всех расходов, которые обозначены в
    128 законопроекте, составляет примерно 500 тысяч рублей (эти цифры проверялись
    129 экспертно, повторяю, вся эта процедура) - что произойдёт, если закон будет
    130 принят? При определении размера НДФЛ государство должно будет выплатить
    131 человеку 100 тысяч рублей или провести взаимозачёт на следующий налоговый
    132 период.
    133
    134 Теперь ещё одно. Этот налог зачисляется в бюджет субъекта Российской
    135 Федерации - 85 процентов, а 15 процентов - в бюджеты других уровней, местного
    136 самоуправления. Нам неизвестна позиция, авторы её не привели, субъектов
    137 Российской Федерации, скажем Хабаровского края, Сахалинской области,
    138 Приморского края, но такого рода выпадающие доходы не могут не вызвать
    139 реакции на соответствующих уровнях получения налогов.
    140
    141 Ещё одно. Да, конечно, совершенно справедливо, Андрей Валерьевич сказал,
    142 жизнь на Дальнем Востоке не сахар, но скажите, пожалуйста, чем отличается
    143 жизнь матроса (обработчика), работающего на рыболовецком траулере во
    144 Владивостоке, от жизни такого же матроса (обработчика) в Мурманске, который
    145 рыбачит в Баренцевом море, у архипелага Шпицберген? Согласитесь, можно
    146 провести параллели: как потом объяснить жителю Кольского полуострова, который
    147 не будет иметь возможности приобрести по такой же схеме списанную машину в
    148 Норвегии или в Финляндии, возможности, которые данным законом будут
    149 предоставлены жителям Дальневосточного федерального округа?
    150
    151 Повторю, данный законопроект принимать категорически нельзя, хотя комитет
    152 разделяет позицию и озабоченность авторов в отношении мер по закреплению
    153 жителей на Дальнем Востоке. Если помните, в 2018 году президент давал
    154 поручение правительству разработать подобные меры, и в Правительстве
    155 Российской Федерации пакет подобных мер готовится, но, повторяю, данный
    156 законопроект комитет предлагает отклонить.
    157
    158 Спасибо за внимание.
    159
    160 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Не уходите пока, Николай
    161 Николаевич, вдруг вопросы будут.
    162
    163 Коллеги, есть ли вопросы? Есть, я вижу. Давайте запись проведём, чтобы никого
    164 не упустить.
    165
    166 Включите режим записи.
    167
    168 Покажите список.
    169
    170 Кудрявцев Максим Георгиевич.
    171
    172 КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    173
    174 Уважаемый Андрей Валерьевич, у меня вопрос к вам, как к докладчику: хотелось
    175 бы услышать, каким образом гражданин, который претендует на получение
    176 имущественного налогового вычета, должен подтвердить, что автомобиль
    177 приобретается исключительно в личных целях, и какими будут правовые
    178 последствия, каким будет алгоритм действий, если гражданин приобретёт
    179 автомобиль, получит имущественный вычет и тут же этот автомобиль продаст?
    180
    181 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Андрейченко включите микрофон.
    182
    183 АНДРЕЙЧЕНКО А. В. На самом деле это скорее вопрос второго чтения, это всё
    184 обсуждаемо, это всё может быть прописано, но мы, как авторы, помимо всего
    185 прочего рассматриваем эти меры ещё и как элемент поддержки. В своё время
    186 таким элементом поддержки было, например, предоставление земли многодетным
    187 семьям, и тогда тоже подобный вопрос задавался: а если многодетные будут
    188 землю продавать? Я тогда, помню, был в законодательном собрании края, и мы,
    189 когда обсуждали именно вопрос продажи земли многодетными, решили, что всё
    190 равно это мера поддержки, так или иначе, и, если нуждающийся человек продаст
    191 землю и получит за это деньги, ничего страшного не произойдёт. Если мы
    192 говорим про возможность использования в коммерческих целях, то нужно
    193 отметить, что в любом случае человек может воспользоваться этим правом раз в
    194 пять лет, использовать чаще это невозможно. Помимо всего законопроект во
    195 многом компромиссен, то есть я, как один из авторов законопроекта, указал,
    196 что нужно представить документы, подтверждающие затраты на автомобиль, и
    197 нужно задекларировать доходы, чтобы получить налоговый вычет, то есть для
    198 государства это ещё и обеление доходов, обеление зарплат, обеление наличных и
    199 безналичных сумм, которые существуют в финансовой системе Дальнего Востока.
    200 Таким образом, поскольку человек будет декларировать доходы, будет получать
    201 вычет раз в пять лет, коммерческие структуры не смогут это использовать в
    202 своих целях. Если же какая-то семья, купив автомобиль, решит его продать,
    203 чтобы получить разово какую-то финансовую поддержку, ну, я думаю, ничего
    204 страшного в этом нет: все меры поддержки хороши.
    205
    206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    207
    208 Черкасов Кирилл Игоревич.
    209
    210 ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.
    211
    212 Вопрос Николаю Николаевичу.
    213
    214 Николай Николаевич, вы сказали, что разделяете глубокую озабоченность
    215 проблемой, которая стоит, - так, может быть, нам сделать по аналогии с тем,
    216 как мы сделали по ТБО с городами федерального значения? Может, в поправках ко
    217 второму чтению следует добавить и мурманских рыбаков, о которых вы говорите,
    218 и магаданских, и всех остальных, кто может попасть в эту категорию, с тем
    219 чтобы эта норма заработала и люди, которые работают и живут в условиях
    220 Крайнего Севера, в сложных климатических условиях, могли воспользоваться этой
    221 льготой?
    222
    223 ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый коллега, в рамках концепции - а рассматриваем мы
    224 именно концепцию - предусматривается сделать акцент именно на гражданах
    225 Российской Федерации, проживающих на территории Дальневосточного федерального
    226 округа. Это первое.
    227
    228 И второе. Упорно этот вопрос не звучит, но речь идёт не просто о налоговом
    229 вычете, а о двойном налоговом вычете - в практике налогового законодательства
    230 в нашей стране ничего похожего раньше не было. То есть предусмотрен двойной
    231 налоговый вычет и не содержится никаких ограничений по количеству членов
    232 семьи приобретателя, а в семье может быть пять человек - и каждый из них,
    233 судя по тексту законопроекта, получит право раз в пять лет покупать машину и
    234 получать налоговый вычет.
    235
    236 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    237
    238 Шерин Александр Николаевич.
    239
    240 ШЕРИН А. Н. Николай Николаевич, при огромном уважении к вашему личному
    241 профессионализму, хотел бы всё-таки в вашем лице задать вопрос комитету.
    242 Позавчера Государственная Дума приняла законопроект (бедствующие компании
    243 обратились - законопроект был принят), согласно которому тем, кто занимается
    244 добычей полезных ископаемых, обязательно надо дать налоговую льготу, а то
    245 они, видите ли, ценные металлы не хотят в России оставлять, за границу их
    246 продают, поэтому Государственная Дума проголосовала, понизила им процент по
    247 налоговой ставке в два раза - а выпадающие доходы составляют около 250
    248 миллионов рублей в год, по скромным подсчётам; здесь же коллега из фракции
    249 ЛДПР предлагает установить льготу для дальневосточников. Какая цифра вас
    250 пугает и каковы вообще критерии, стандарты вашего комитета, когда тем, кто
    251 добывает ценные металлы, даётся льгота, а предоставление налогового вычета
    252 простым гражданам, которые работают и живут на Дальнем Востоке, комитет
    253 почему-то не поддерживает?
    254
    255 ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый коллега, обращаю ваше внимание: речь идёт о конкретном
    256 налоге - налоге на доходы физических лиц; в налоговом законодательстве, в
    257 Налоговом кодексе не предусматривается возможности установки отдельных ставок
    258 или льгот в зависимости от того, в каком регионе Российской Федерации
    259 проживает конкретный гражданин. Параллели с законопроектом, который мы
    260 рассматривали позавчера, с точки зрения налогового законодательства абсолютно
    261 недопустимы. Это первое.
    262
    263 И ещё одно. Андрей Валерьевич совершенно справедливо говорил об интересах
    264 жителей Приморья и Приморского края - скажите мне, пожалуйста, как принятие
    265 данного закона скажется на тех жителях Приморского края, которые работают на
    266 автомобильном заводе "Соллерс", который был там создан, проинвестирован, с
    267 учётом тех последствий, тех возможностей, которые появятся; скажите, кто же
    268 будет покупать автомобили, собранные на территории Приморского края, если
    269 появятся такие возможности, и что будут получать, какую зарплату, прибыль,
    270 те, кто на этом заводе работает? Вопрос риторический.
    271
    272 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь.
    273
    274 Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, я не вижу.
    275
    276 Андрей Валерьевич, будете выступать с заключительным словом?
    277
    278 Депутату Андрейченко включите микрофон.
    279
    280 АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Спасибо, коллеги, за обсуждение.
    281
    282 Несколько контраргументов в связи с тем, что было сказано, и в связи с тем,
    283 что было в своё время написано.
    284
    285 Прежде всего хочу сказать про интересы отечественного автопрома - в
    286 документах это было, Счётная палата на это указывала. Интересы отечественного
    287 автопрома абсолютно не ущемляются, потому что он практически не представлен
    288 на Дальнем Востоке, то есть и исторически, и, так скажем, культурно
    289 сложилось, что люди уделяют внимание именно машинам с правым рулём, теперь
    290 ещё и корейский автопром там представлен, а отечественного автопрома
    291 практически нет. Да и появление его в ближайшее время тяжело себе
    292 представить: во-первых, транспортировка, соответственно, серьёзное
    293 удорожание, во-вторых, инфраструктура, те же самые запчасти. То есть
    294 отечественный автопром не пострадает, поэтому здесь ничьи интересы не
    295 затрагиваются.
    296
    297 Ещё раз повторю, это именно тот закон, который нужен жителям Дальнего
    298 Востока, о принятии которого они сами просили. Это регион, в котором цены, мы
    299 знаем, гораздо выше, чем по стране, это регион, в котором огромные
    300 расстояния, многие города построены таким специфическим образом, что
    301 тротуаров практически нет, так исторически сложилось. То есть пешком
    302 добраться из одной точки дальневосточного города в другую бывает практически
    303 невозможно, поэтому автомобили нужны, а общественный транспорт плохо развит,
    304 автобусы, которые используются коммерческими перевозчиками, на таможне сильно
    305 "омолаживаются", на самом деле они, скорее всего, существует такая гипотеза,
    306 очень старые, то есть очень некачественные. Ну и повторю, там специфический
    307 рельеф: часто, чтобы перейти дорогу в той же краевой столице, во
    308 Владивостоке, приходится подниматься буквально на высоту пятиэтажки. То есть
    309 исторически так сложилось, что это город победившего автомобилиста.
    310
    311 Повторю, автомобиль там не просто средство передвижения, а ещё и очень
    312 необходимая вещь. Соответственно, эта льгота нужна, она будет очень
    313 востребована и никак не будет ущемлять интересы жителей других регионов и
    314 тех, кто работает на предприятиях.
    315
    316 Спасибо за внимание.
    317
    318 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    319
    320 Николай Николаевич, будете выступать с заключительным словом?
    321
    322 Депутату Гончару включите микрофон.
    323
    324 ГОНЧАР Н. Н. Короткая справка в качестве заключительного слова: в 2011 году
    325 начата работа совместного предприятия "Форд Соллерс", которое производит
    326 линейку машин марки "Форд", а также с 2012 года во Владивостоке организовано
    327 производство автомобилей "Мазда CX-5", "Мазда 6", весь оборот составляет 47,9
    328 миллиарда рублей в год.
    329
    330 Спасибо за внимание.
    331
    332 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    333
    334 Коллеги, обсуждение завершено.
    335
    336 Ставлю законопроект на голосование.
    337
    338 Включите режим голосования.
    339
    340 Покажите результаты.
    341
    342 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 36 сек.)
    343 Проголосовало за 37 чел.8,2 %
    344 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    345 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    346 Голосовало 37 чел.
    347 Не голосовало 413 чел.91,8 %
    348 Результат: не принято
    349
    350 Отклоняется законопроект.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 438680-7 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления имущественного налогового вычета).

    0 ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР.
    1
    2 Спасибо, Вячеслав Викторович.
    3
    4 Уважаемые коллеги, прошу рассмотрение законопроекта под пунктом 16 перенести
    5 на 6 февраля по просьбе автора.
    0 Коллега Деньгин предлагает рассмотрение законопроекта под пунктом 16
    1 перенести на 6 февраля. Нет возражений? Принимается, Вадим Евгеньевич.