Проект федерального закона № 435063-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей»

Идентификатор 29807
Номер 435063-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей
Комментарий
Дата внесения 2018-04-06

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-03-22
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Беспалова Марина Павловна
  • Бикбаев Ильдар Зинурович
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Бурнашов Алексей Леонидович
  • Гетта Антон Александрович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Дамдинов Алдар Валерьевич
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Жарков Антон Викторович
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Казакова Ольга Михайловна
  • Касаева Татьяна Викторовна
  • Кобзев Юрий Викторович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Колесникова Надежда Борисовна
  • Коткин Сергей Николаевич
  • Литовченко Анатолий Григорьевич
  • Марданшин Рафаэль Мирхатимович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Митина Елена Анатольевна
  • Окунева Ольга Владимировна
  • Петров Анатолий Ильич
  • Пилюс Наталия Николаевна
  • Пимашков Петр Иванович
  • Савастьянова Ольга Викторовна
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна
  • Соломатина Татьяна Васильевна
  • Сопчук Сергей Андреевич
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Фролова Тамара Ивановна
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Швыткин Юрий Николаевич
  • Яровая Ирина Анатольевна
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".

    0 Переходим к рассмотрению 6-го вопроса, это также блок законопроектов третьего
    1 чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон
    2 Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования
    3 государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Доклад Алексея
    4 Владимировича Балыбердина.
    5
    6 Пожалуйста, Алексей Владимирович.
    7
    8 БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте
    11 предлагается на уровне базового федерального закона определить конкретные
    12 способы подачи жалоб потребителей, в том числе через МФЦ, а также в целях
    13 содействия защите прав потребителей наделить органы исполнительной власти
    14 субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом
    15 разрабатывать соответствующие региональные и муниципальные программы по
    16 защите прав потребителей. Уважаемые коллеги, данный закон позволит
    17 усовершенствовать организацию государственного обеспечения прав граждан на
    18 потребительском рынке. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую
    19 экспертизы. О нём даже вышел сюжет на телевидении.
    20
    21 Рекомендуем принять.
    22
    23 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет.
    24
    25 Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О
    26 внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
    27 в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав
    28 потребителей", 6-й вопрос повестки дня.
    29
    30 Включите режим голосования.
    31
    32 Покажите результаты, пожалуйста.
    33
    34 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 22 сек.)
    35 Проголосовало за 408 чел.90,7 %
    36 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    37 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    38 Голосовало 408 чел.
    39 Не голосовало 42 чел.9,3 %
    40 Результат: принято
    41
    42 Федеральный закон принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".

    0 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон
    1 Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования
    2 государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Докладывает
    3 Алексей Владимирович Балыбердин.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается на
    10 уровне базового федерального закона определить конкретные способы подачи
    11 жалоб потребителей, в том числе предусмотрев в императивном порядке
    12 возможность для граждан подавать жалобы через многофункциональные центры
    13 предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Также
    14 законопроектом предусматривается возможность осуществления консультирования
    15 по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, в целях содействия защите
    16 прав потребителей предлагается наделить органы исполнительной власти
    17 субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом
    18 разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите
    19 прав потребителей. В целом законопроект позволит усовершенствовать
    20 организацию государственного обеспечения прав граждан на потребительском
    21 рынке.
    22
    23 Уважаемые коллеги, предлагаются две таблицы поправок: к принятию
    24 рекомендовано пять поправок, к отклонению - одна поправка. Давайте тогда
    25 проголосуем.
    26
    27 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.
    28
    29 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    30
    31 Ставлю таблицу на голосование.
    32
    33 Включите режим голосования.
    34
    35 Покажите результаты.
    36
    37 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 13 сек.)
    38 Проголосовало за 364 чел.80,9 %
    39 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    40 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    41 Голосовало 364 чел.
    42 Не голосовало 86 чел.19,1 %
    43 Результат: принято
    44
    45 Принимается.
    46
    47 Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.
    48
    49 Ставлю таблицу на голосование.
    50
    51 Включите режим голосования.
    52
    53 Покажите результаты.
    54
    55 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 39 сек.)
    56 Проголосовало за 332 чел.73,8 %
    57 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    58 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    59 Голосовало 332 чел.
    60 Не голосовало 118 чел.26,2 %
    61 Результат: принято
    62
    63 Принимается.
    64
    65 Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.
    66
    67 Включите режим голосования.
    68
    69 Покажите результаты.
    70
    71 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 03 сек.)
    72 Проголосовало за 409 чел.90,9 %
    73 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    74 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    75 Голосовало 409 чел.
    76 Не голосовало 41 чел.9,1 %
    77 Результат: принято
    78
    79 Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
    80
    81 Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    82
    83 БАЛЫБЕРДИН А. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все
    84 юридико-технические экспертизы, комитет предлагает рассмотреть возможность
    85 поставить его в повестку в третьем чтении на 6 марта. Спасибо.
    86
    87 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".

    0 11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон
    1 Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования
    2 государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Докладывает Ирина
    3 Анатольевна Яровая.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вопросы защиты прав потребителей сегодня как
    8 никогда актуальны. Мы рассматриваем много вопросов в защиту бизнеса,
    9 предпринимательства, честной конкуренции, но мы прекрасно понимаем, что
    10 жизнь, здоровье, безопасность и качество услуг, которые оказываются
    11 населению, чрезвычайно важны при решении в том числе и этих стратегических
    12 экономических задач. Законопроект, который предложен вашему вниманию,
    13 направлен на решение системной задачи доступности для граждан обращения в
    14 защиту своих потребительских прав. Вы знаете, что не так давно было большое
    15 заседание Госсовета, к которому мы также готовили свои предложения - и они
    16 были поддержаны президентом - в части того, чтобы сделать максимально
    17 доступными эти услуги для населения.
    18
    19 Прежде всего, в законе мы впервые определяем различные форматы возможной
    20 подачи заявления и обращения гражданина: личное заявление, заявление через
    21 Интернет, а также обращение через МФЦ. Такая форма услуги появляется
    22 фактически впервые, и это направлено на то, чтобы сделать удобным обращение
    23 для гражданина. Здесь важно понимать, что о нарушениях санитарной
    24 безопасности, пожарной безопасности - хочу особо обратить ваше внимание на
    25 это - в торговых, в развлекательных центрах, в местах досуга гражданин имеет
    26 возможность оперативно сообщать, поскольку является потребителем услуг и
    27 общественным контролёром. Мы впервые получаем возможность такой короткой
    28 коммуникации, когда гражданин может реализовать в том числе защиту своих
    29 законных прав и интересов как потребитель этих услуг в больших комплексах. Но
    30 для нас, для общества и государства, это вдвойне ценно и важно, потому что в
    31 этом случае будет оперативное реагирование и упреждение необратимых тяжких
    32 последствий, которые наступают в результате нарушения норм санитарной и
    33 пожарной безопасности.
    34
    35 При этом мы устанавливаем полномочия региональных и муниципальных органов
    36 власти по разработке программ в защиту прав потребителей. Более того, впервые
    37 появляется возможность консультирования граждан по вопросам комплекса прав,
    38 которыми обладают граждане, о которых они не всегда знают, которые не всегда
    39 могут реализовать. Это, кстати говоря, как никогда актуально в отношении
    40 оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере.
    41
    42 Если вести речь о том, как сегодня проявляется активность граждан, то
    43 ежегодно 750 тысяч заявлений наших граждан поступают в Роспотребнадзор. Много
    44 это или мало? На самом деле не так много, потому что количество нарушений, с
    45 которыми сталкивается гражданин на потребительском рынке, значительно больше,
    46 но, конечно, не всегда хочется тратить время, силы и свою энергию на то,
    47 чтобы длительно выяснять и даже просто пытаться проинформировать о том, что
    48 имеет место какое-то нарушение или злоупотребление. Поэтому появление данного
    49 закона упорядочит отношение к гражданину со стороны уполномоченных органов,
    50 упростит форму подачи заявления и, самое главное, установит процедуру, при
    51 которой главным, основным моментом будут законные права и интересы каждого
    52 гражданина. Думаю, что в сфере защиты потребительских прав несовершеннолетних
    53 эта тема тоже приобретёт новое звучание, ведь на рынке представлен очень
    54 большой спектр потребительских услуг для детей, есть нарушения, однако
    55 отсутствие понятной и простой формы обращения сводит к минимуму количество
    56 заявлений по данным нарушениям.
    57
    58 Мы предлагаем поддержать данную законодательную инициативу. Важно то, что
    59 сегодня и Министерство экономического развития, и Роспотребнадзор поддержали
    60 данный законопроект и предлагают его принять.
    61
    62 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна, присаживайтесь.
    63
    64 С содокладом выступает Алексей Владимирович Балыбердин.
    65
    66 БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    67
    68 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленным вашему вниманию
    69 законопроектом расширяются способы защиты прав потребителей и создаются
    70 условия для того, чтобы в любой точке нашей страны граждане имели реальную
    71 возможность обратиться в региональные органы государственной власти или
    72 органы местного самоуправления, а также в многофункциональные центры за
    73 помощью в защите прав потребителей. С этой целью законопроектом вносятся
    74 изменения в отдельные статьи Закона Российской Федерации "О защите прав
    75 потребителей". В частности, статьи 42-1 и 44 данного закона дополняются
    76 положениями, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов
    77 Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать
    78 региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. При этом
    79 методические рекомендации по разработке и реализации таких программ должны
    80 будут утверждаться Роспотребнадзором.
    81
    82 Кроме того, положениями проектируемой статьи 42-3 расширяются возможности и
    83 способы обращения потребителей в уполномоченные органы власти с жалобами на
    84 нарушения прав или для получения консультационных услуг. Формы взаимодействия
    85 предусматривают обращение граждан с жалобами через Интернет,
    86 многофункциональные центры, единый портал государственных и муниципальных
    87 услуг.
    88
    89 Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает его принятие важной,
    90 прогрессивной и своевременной мерой для защиты прав потребителей, однако
    91 обращает внимание на ряд аспектов, по которым требуются уточнения ко второму
    92 чтению. В первую очередь законопроектом не урегулирован вопрос
    93 перераспределения отдельных полномочий в сфере защиты прав потребителей между
    94 федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
    95 субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с
    96 этим представляется целесообразным чётко разграничить полномочия органов
    97 власти в сфере защиты прав потребителей и определить механизмы их
    98 взаимодействия в соответствии с положениями Федерального закона "Об
    99 организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Также, по
    100 мнению комитета, требуется уточнение положений проектируемой статьи 43-2 в
    101 части определения органов государственной власти, на которые может быть
    102 возложена обязанность по консультированию граждан по вопросам защиты прав
    103 потребителей непосредственно в многофункциональных центрах. Вместе с тем
    104 данные замечания могут быть устранены ко второму чтению.
    105
    106 Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности,
    107 инновационному развитию и предпринимательству поддерживает данный
    108 законопроект.
    109
    110 Спасибо за внимание.
    111
    112 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.
    113
    114 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    115
    116 Включите режим записи на вопросы.
    117
    118 Покажите список.
    119
    120 Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.
    121
    122 ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    123
    124 Любая попытка совершенствования законодательства в сфере защиты прав
    125 потребителей может вызвать только восхищение, тем не менее у меня вот такой
    126 вопрос. Пояснительная записка гласит, что граждане не имеют возможности
    127 подать жалобу и попадают в руки негосударственных посреднических организаций,
    128 обещающих оперативное содействие в рассмотрении жалоб, но в конечном итоге
    129 выставляющих приличные счета. Я не собираюсь внедряться в семантику
    130 словосочетания "приличные счета", но что имеется в виду под
    131 негосударственными посредническими организациями? Это первая часть вопроса.
    132
    133 И вторая часть вопроса: кто в МФЦ будет заниматься консультированием?
    134
    135 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон.
    136
    137 ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Геннадий Григорьевич, спасибо, что вы задали эти
    138 вопросы. Что касается первой части вопроса, эта проблема актуальна. Работая
    139 вместе с Роспотребнадзором, мы выяснили, что, к сожалению, действительно
    140 создаются структуры, наименования которых аналогичны Роспотребнадзору, и
    141 граждане в силу отсутствия правовой грамотности, неосведомлённости, а может
    142 быть, в результате широкой рекламы этих структур обращаются туда для защиты
    143 своих прав на платной основе, однако, как вы знаете, эти структуры не
    144 являются органами, уполномоченными решать эти вопросы. И фактически гражданин
    145 пропускает сроки и лишается возможности получить надлежащую защиту своих прав
    146 и законных интересов, а кроме того, может оказаться попросту обманутым. Это
    147 ответ на первую часть вашего вопроса.
    148
    149 Вторая часть, по консультированию. Уже в настоящее время Роспотребнадзор
    150 запускает пилотный проект: будут заключаться соглашения, на основании которых
    151 в МФЦ будут находиться специалисты, уполномоченные Роспотребнадзором
    152 осуществлять эту работу. Более того, очень важно подчеркнуть, что мы сейчас
    153 вводим... Мы будем предлагать даже не императив, а право субъектов Российской
    154 Федерации при надлежащей готовности оказывать через МФЦ такие услуги.
    155
    156 И ещё по поводу консультирования. Непосредственно Президентом Российской
    157 Федерации в рамках заседания президиума Государственного совета, о котором я
    158 уже говорила, это предложение было не только поддержано, было даже дано
    159 соответствующее поручение, чтобы надлежащим образом организовать в Российской
    160 Федерации именно консультирование граждан с учётом того, что защита
    161 потребительских прав граждан напрямую связана с достаточностью их
    162 информированности и знаний о том, на какие, собственно говоря, возможности,
    163 меры и характер защиты они вправе рассчитывать и что является нарушением их
    164 потребительских прав. Все эти вопросы предварительно были детально
    165 проработаны, и в настоящее время Роспотребнадзор готовит к запуску
    166 автоматизированную систему дополнительного консультирования, что тоже будет
    167 являться большим шагом вперёд.
    168
    169 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    170
    171 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    172
    173 Включите режим записи на выступления.
    174
    175 Покажите список.
    176
    177 Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста.
    178
    179 ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, в последние десятилетия
    180 прошлого века, ещё в Советском Союзе, мы активно занялись формированием
    181 правового государства, и Закон "О защите прав потребителей" был одним из
    182 самых системных среди принятых, я считаю, самым главным и, по-моему,
    183 непревзойдённым до сегодняшнего дня законом, в котором вопросы гражданского
    184 общества были прописаны достаточно грамотно, современно, что позволяло
    185 гражданскому обществу в виде негосударственных организаций по защите прав
    186 потребителей наравне с государственными органами участвовать в этой работе.
    187 Когда в 1999 году была принята новая, по существу, редакция Закона "О защите
    188 прав потребителей", там были прописаны меры, направленные на то, чтобы
    189 модернизировать его уже в сложившемся правовом поле с учётом условий
    190 современной российской государственности. Негосударственные общества по
    191 защите прав потребителей - это тот законодательно прописанный инструмент,
    192 который используется во всех странах для защиты прав потребителей, и в
    193 формулировке пояснительной записки о каких-то негосударственных
    194 консультативных органах как раз это, видимо, имеется в виду. Даже
    195 законодательством предполагалось, что и государство будет финансировать эти
    196 организации, и они сами будут зарабатывать.
    197
    198 Действительно, сегодня в МФЦ это надо внедрять, но нужно помнить, что этот
    199 инструмент - негосударственные общества по защите прав потребителей - в силу
    200 нашей неповоротливости очень активно используется в политических целях. И вот
    201 те организации, о которых вы говорили, что их наименования похожи на
    202 Роспотребнадзор, - это как раз финансируемые иностранными государствами
    203 организации, которые целенаправленно занимались дестабилизацией политической
    204 ситуации в нашей стране, особенно в период политического напряжения или в
    205 период выборных кампаний. Безусловно, сегодня технические возможности МФЦ
    206 нужно использовать, но при этом нужно помнить, и я думаю, что концепцию не
    207 нарушит, если мы упомянем при доработке во втором чтении именно участие
    208 негосударственных организаций, их финансирование, их возможности зарабатывать
    209 деньги за счёт тех, кто обманывает потребителей, и помогать выигрывать суды,
    210 - это очень важно. И я думаю, что это будет нормальным дополнением проекта с
    211 учётом той логики, о которой сегодня мы услышали и от комитета, и от авторов
    212 законопроекта.
    213
    214 Закон надо принимать.
    215
    216 Благодарю за внимание.
    217
    218 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич.
    219
    220 Ирина Анатольевна, есть необходимость выступить? Нет.
    221
    222 Алексей Владимирович? Нет.
    223
    224 Коллеги, ставлю законопроект на голосование.
    225
    226 Включите режим голосования.
    227
    228 Покажите результаты.
    229
    230 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 27 сек.)
    231 Проголосовало за 390 чел.86,7 %
    232 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    233 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    234 Голосовало 390 чел.
    235 Не голосовало 60 чел.13,3 %
    236 Результат: принято
    237
    238 Законопроект в первом чтении принимается единогласно.