0 |
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные |
1 |
законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в |
2 |
образовательных организациях". Докладывает Алёна Игоревна Аршинова. |
3 |
|
4 |
Пожалуйста, Алёна Игоревна. |
5 |
|
6 |
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
7 |
|
8 |
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович, Александр Дмитриевич! Я очень |
9 |
рада, что мы с вами подошли к тому моменту, когда можно с этой трибуны уже |
10 |
обсуждать концепцию законопроекта, автором которого является на текущий |
11 |
момент каждый четвёртый депутат Госдумы. Сторонниками решения этой проблемы |
12 |
являются абсолютно все, и точно нет депутата Госдумы, который не слышал бы |
13 |
обращения граждан на тему охраны здоровья детей в образовательных |
14 |
организациях, проще говоря, на тему школьной медицины. Соавторами данного |
15 |
законопроекта являются представители всех представленных в парламенте фракций |
16 |
- никаких политических разногласий. |
17 |
|
18 |
Немножко истории. Вопрос обсуждается многими из тех, кто работал в Госдуме |
19 |
шестого созыва, мы начали разрабатывать эту тему давно, артикулировали мы её |
20 |
в том числе с этой парламентской трибуны много лет назад. И я очень рада, что |
21 |
в начале этого созыва мы внесли данный законопроект и сделали всё возможное, |
22 |
набрались мужества и терпения, я так сказала бы, чтобы дойти до первого |
23 |
чтения. Почему, я сейчас объясню. |
24 |
|
25 |
Отдельно благодарю Дмитрия Анатольевича Морозова, как председателя комитета |
26 |
по здравоохранению, всех коллег, которые сделали всё возможное и в рамках |
27 |
своего комитета, и в рамках своих экспертных советов, чтобы данный |
28 |
законопроект дошёл до обсуждения на пленарном заседании. Дмитрий Анатольевич |
29 |
является, как известно, очень хорошим детским хирургом, и все мы знаем, что |
30 |
он фактически возвращает детей к жизни. Но я, честно говоря, не думала, что |
31 |
та же судьба постигнет и наш законопроект, который Дмитрию Анатольевичу и его |
32 |
коллегам по комитету пришлось дважды фактически реанимировать. Почему? Потому |
33 |
что мы дважды были вынуждены, учитывая замечания, его перевносить. Сейчас я |
34 |
надеюсь, что мы с вами пройдём первое чтение и восполним законодательные |
35 |
пробелы в сфере и образования, и здравоохранения. И, учитывая, что мы провели |
36 |
сотни экспертных обсуждений, огромные парламентские слушания, недосказанности |
37 |
нет. Да, законопроект, к сожалению, консенсусный. О чём это говорит? О том, |
38 |
что он не вмещает всего того, что мы с вами хотели в нём увидеть. Но мы |
39 |
проходим первое чтение, у нас впереди второе чтение, поэтому, конечно, мы |
40 |
будем приветствовать поправки. |
41 |
|
42 |
Отдельная благодарность Александру Юрьевичу Синенко, как представителю |
43 |
правительства. Вы сблизили наши два берега, и я очень рада, что мы вот на |
44 |
этом этапе сейчас находимся, что вы помогаете нам артикулировать те проблемы, |
45 |
которые перед нами ставят наши граждане. |
46 |
|
47 |
Для нас очень важно, что своим указом Владимир Владимирович Путин несколько |
48 |
лет назад объявил Десятилетие детства. Коллеги, более того, буквально |
49 |
недавно, два года назад, Владимир Владимирович поставил задачу, дал поручение |
50 |
правительству решить проблему оказания первой помощи, в том числе и |
51 |
медико-санитарной помощи, прямо в образовательных организациях. Меня очень |
52 |
часто спрашивают: каких образовательных организаций это касается? Коллеги, |
53 |
это касается образовательных организаций всех уровней образования, нет |
54 |
исключений, потому что наши дети проводят большую часть времени именно в |
55 |
детских садах, школах и других образовательных организациях. |
56 |
|
57 |
Конечно, для нас очень важно выполнить в том числе и обновлённые положения |
58 |
Конституции - и я сейчас их процитирую, - потому что мы с вами, коллеги, |
59 |
участвовали в их формировании, потому что спрашивали, какие у нас |
60 |
предложения, и мы, кроме того, за них проголосовали. "Дети являются важнейшим |
61 |
приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, |
62 |
способствующие... физическому развитию детей", - коллеги, не про это ли этот |
63 |
законопроект? |
64 |
|
65 |
Хочу сказать, что данные изменения устраняют пробелы в законодательстве. Я |
66 |
уже говорила, что действующее законодательство и в сфере образования, и в |
67 |
сфере здравоохранения даже не предусматривает, что в организациях, |
68 |
осуществляющих образовательную деятельность, реализуются мероприятия по |
69 |
охране здоровья обучающихся. Понятно, что это явный пробел, но это какое-то |
70 |
недопонимание, ошибка. |
71 |
|
72 |
Кроме того, в профильном законе "Об образовании..." мы предусматриваем, что |
73 |
организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает |
74 |
оказание первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. |
75 |
Коллеги, мы устанавливаем важную связку: родители - образовательная |
76 |
организация - врачи. Это для нас очень важно. |
77 |
|
78 |
Более того, законопроектом предлагается установить особый порядок допуска |
79 |
учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Коллеги, конечно, не хочется |
80 |
перечислять случаи, с которыми сталкиваются наши образовательные организации, |
81 |
наши педагоги, когда вдруг ребёнку становится плохо, когда он получает |
82 |
бытовую травму или травму на уроке физкультуры. Буквально недавно в одной из |
83 |
московских школ ребёнок умолял оказать ему помощь, пока едет скорая помощь. |
84 |
Ну это недопустимо! К сожалению, в Чувашии были случаи... я думаю, в каждом |
85 |
регионе были такие случаи, мы сейчас стараемся справляться с ними |
86 |
самостоятельно, но нужна система. И мы в Чувашии, например, с коллегами |
87 |
Арсентьевым и Зориным предпринимаем попытки сейчас системно возвращать в |
88 |
школы и детские сады не только в принципе медицину, но и стоматологические и |
89 |
офтальмологические кабинеты. Никто не спорит, что это нужно. |
90 |
|
91 |
Это предложение - концепция для первого чтения. Мы понимаем, что наивысшая |
92 |
ценность для родителей - это здоровье детей, поэтому, я думаю, родители с |
93 |
радостью будут сообщать в образовательные организации (с учётом охраны |
94 |
персональных данных) об особых условиях для своих детей, об условиях, которые |
95 |
сопутствуют физическому развитию их детей. Мы предлагаем поддержать данный |
96 |
законопроект, ведь его цель - благополучие наших будущих поколений и спасение |
97 |
жизни детей. |
98 |
|
99 |
Спасибо вам большое. |
100 |
|
101 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алёна Игоревна. Присаживайтесь. |
102 |
|
103 |
С содокладом выступает Дмитрий Анатольевич Морозов. |
104 |
|
105 |
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, |
106 |
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
107 |
|
108 |
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Я прежде всего |
109 |
хотел бы поблагодарить Алёну Игоревну - даже несмотря на тёплые слова в мой |
110 |
адрес, в адрес Комитета по охране здоровья, меня это не останавливает. |
111 |
|
112 |
Действительно, нам кажется, что выходит на финиш очень важная работа. Мы |
113 |
провели десятки согласительных процедур, конференций, форумов, в том числе в |
114 |
рамках Конгресса педиатров России, педиатров Москвы, родительского, |
115 |
педагогического сообщества, Общероссийского народного фронта. В течение |
116 |
четырёх лет планомерно работали в рамках партпроекта "Здоровое будущее" все |
117 |
региональные отделения, объединяя вокруг себя неравнодушных людей. И, Алёна |
118 |
Игоревна сказала об этом, в 2016 году у нас была возможность доложить об этом |
119 |
президенту и получить его поддержку. Мы придумали это не просто так - об этом |
120 |
просили родители и учителя, об этом просили все, с кем мы сталкивались. |
121 |
|
122 |
Я не буду останавливаться на законодательных новеллах - Алёна Игоревна о них |
123 |
очень грамотно и точно рассказала, - скажу только, что мы рассматриваем |
124 |
развитие школьной медицины через призму развития всего детского |
125 |
здравоохранения. Вот если коротко, уважаемые коллеги, вы посмотрите, в эти |
126 |
годы нам удалось сделать последовательные шаги: строительство сети |
127 |
перинатальных центров, после этого модернизация и оснащение детских |
128 |
поликлиник, вслед за этим принято решение по детским больницам - и уже в |
129 |
плане строительство 40 новых детских больниц, - у нас впервые появился |
130 |
федеральный проект по охране здоровья детей, у нас приняты и принимаются |
131 |
отдельные решения по детской онкологии, специализированной, |
132 |
высокотехнологичной помощи. Что у нас остаётся в этом замкнутом цикле? Ну, |
133 |
наверное, школьная медицина и реабилитация, и две эти задачи поставлены. |
134 |
После этого мы с вами сможем сказать сами себе в первую очередь, что мы |
135 |
сделали всё возможное на хорошем, должном уровне для того, чтобы сохранить |
136 |
здоровье ребёнка. |
137 |
|
138 |
Кто-то нас на этапах нашего движения обвинял, говорил: зачем нужны больнички |
139 |
в школах и кого там лечить? Не в этом дело, во главе угла - обеспечить |
140 |
здоровьесберегающий учебный процесс, гармоничное развитие молодой личности, и |
141 |
найти вот этот, опять же позволю себе такое слово... мы вышли на формулу |
142 |
триумвирата: родители - педагоги - медики. Мы не можем, каждый в отдельности, |
143 |
решить проблему сохранения здоровья ребёнка: кто-то надевает ему тёплые |
144 |
штанишки, кто-то смотрит за тем, как он вакцинирует, кто-то смотрит за тем, |
145 |
как он сидит, какое освещение, что он кушает (кому-то это нужно), и именно |
146 |
для этого нужна дополнительная информация - кому-то нужно три раза покушать, |
147 |
кого-то нужно отпустить с пятого урока, кого-то... И таких вот мелочей много. |
148 |
Мы никогда не сможем это сделать, если не выведем кристаллическую решётку |
149 |
нашего взаимодействия. |
150 |
|
151 |
И я хочу сказать, что, работая все эти годы над законопроектом, мы ведь очень |
152 |
многие вещи инициировали. Пять пилотных проектов по всей стране: Тамбов, |
153 |
Ямал, Смоленск, Якутия - потрясающие практики, которые сейчас тиражированы; |
154 |
один из пилотных проектов - на юго-западе Москвы, где была смоделирована |
155 |
ситуация сначала деревушечки, потом Новой Москвы, малого города и мегаполиса, |
156 |
это всё тоже отработано. |
157 |
|
158 |
Введён стандарт бакалавра школьной медицины, он зарегистрирован в Минюсте в |
159 |
2020 году - это же всё результат нашего общего труда. По большому счёту, вся |
160 |
вот эта законодательная база прописана, повышена зарплата школьным медикам, и |
161 |
не только в Москве, но и во многих регионах стало возможным работать на этой |
162 |
работе, не думая о совместительстве. |
163 |
|
164 |
Я буду завершать свой доклад. Уважаемые коллеги, хочу сказать, мы понимаем, |
165 |
что некие фразеологические и юридико-технические моменты у нас сохраняются, |
166 |
мы поработаем над ними ко второму чтению. Благодарим всех за поддержку. И я |
167 |
просто убеждён в том, что... Взять даже первую новеллу этого законопроекта - |
168 |
внесение изменений в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...", это очень |
169 |
созвучно тем изменениям, которые мы внесли в Конституцию, формированию |
170 |
культуры ответственного отношения к своему здоровью, к здоровью своей семьи и |
171 |
в первую очередь или в одну из первых очередей к здоровью маленьких членов |
172 |
своей семьи. |
173 |
|
174 |
Спасибо вам большое. |
175 |
|
176 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. |
177 |
|
178 |
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. |
179 |
|
180 |
Включите режим записи на вопросы. |
181 |
|
182 |
Покажите список. |
183 |
|
184 |
11 депутатов записались на вопросы. |
185 |
|
186 |
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. |
187 |
|
188 |
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Алёна Игоревна, я всегда был и остаюсь сторонником |
189 |
того, чтобы все наши школы превратились в школы здоровья, но законопроект |
190 |
немного не об этом. Как вы помните, на заседании Комитета Государственной |
191 |
Думы по образованию и науке представитель ЦК профсоюза народного образования |
192 |
высказалась против принятия этого законопроекта. Она беспокоится по поводу |
193 |
того, что ответственность за здоровье детей с медицинских работников, как |
194 |
было всегда, перекладывается на работников педагогических. Более того, |
195 |
высказывается мнение о возможности внесения ко второму чтению поправок, чтобы |
196 |
вернуть медиков в российскую школу. Как вы думаете, насколько реальна задача |
197 |
всё-таки вернуть медицинских работников в школу, откуда их совершенно |
198 |
ошибочно убрали в результате внесения предыдущих изменений в |
199 |
законодательство? |
200 |
|
201 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аршиновой включите микрофон. |
202 |
|
203 |
АРШИНОВА А. И. Спасибо большое, Олег Николаевич, за вопрос. Сразу скажу, что |
204 |
изначально концепция нашего законопроекта предполагала более линейное |
205 |
решение, в том числе системный возврат, тотальный возврат медиков в каждую |
206 |
образовательную организацию. На текущий момент мы видоизменили, сделали |
207 |
компромиссным наше решение. Это первый шаг. |
208 |
|
209 |
А ко второму чтению я предлагаю нам с вами совместно доработать данный |
210 |
законопроект, с тем чтобы медики были не просто вспомогательным персоналом, |
211 |
как это в законе "Об образовании...", стали частью педагогического совета, |
212 |
чтобы они входили действительно в административный корпус, вообще в |
213 |
администрацию. Это второе. |
214 |
|
215 |
И третье. Понятно, что задача профсоюза образования - беспокоиться о |
216 |
педагогах, потому что... ну, мы сейчас с вами не будем об этом говорить, мы с |
217 |
вами здесь единомышленники. Наша задача действительно состоит в том, чтобы, с |
218 |
одной стороны, на педагогов это не перекладывать, с другой стороны, педагогов |
219 |
защитить, они должны понимать, что право оказания первой помощи у них есть, |
220 |
более того, они действительно проходят различные курсы, и эти часы по |
221 |
оказанию первой помощи учитываются. К большому сожалению, многие педагоги |
222 |
являются заложниками отсутствия такого права или отсутствия его артикуляции, |
223 |
и им как раз угрожает опасность, если этот закон не принять, это особенно |
224 |
касается начальной школы. Дмитрий Анатольевич это уже подчеркнул: у педагога, |
225 |
у классного руководителя на столе список фамилий, напротив каждой что-то |
226 |
написано, например, "почечная недостаточность", значит, ребёнок должен |
227 |
выходить каждые, там, 20-30 минут в туалет. Другого, например, нужно |
228 |
подкалывать, у него сахарный диабет определённого типа, и прочее. Подкалывать |
229 |
ребёнок сам себя не может - это же тоже оказание первой помощи. Вы понимаете, |
230 |
да? Сейчас педагог в заложниках. Мы предлагаем этот законопроект только |
231 |
потому, что педагоги об этом нас попросили. И мы, депутаты, не |
232 |
перестраховщики. Наша задача - объединить и в компромиссном решении не |
233 |
навредить. |
234 |
|
235 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. |
236 |
|
237 |
МОРОЗОВ Д. А. Глубокоуважаемый Олег Николаевич, с глубоким к вам уважением я |
238 |
выскажу то, что пришло сразу в голову, зачитаю замечательное выражение: |
239 |
"Определяйте правильно смысл слов, и вы избавите мир от половины |
240 |
заблуждений". Вот об этом речь и идёт. |
241 |
|
242 |
Первую помощь может оказать любой гражданин - педагог, военный, водитель |
243 |
троллейбуса, кто угодно: расстегнуть воротник, открыть окошко, чтобы свежий |
244 |
воздух пошёл - вот и вся первая помощь. А врачебная, медицинская помощь может |
245 |
быть первичная медико-санитарная, может быть доврачебная, врачебная, но это |
246 |
медицинская помощь. Ни в коем случае, и уж в этом законопроекте в первую |
247 |
очередь, не идёт речь о том, чтобы каким-то образом поставить под угрозу |
248 |
школьную медицину. Напротив, просто времени нет об этом рассказывать. То, что |
249 |
мы делаем, - это именно возвращаем в каждую школу человека в белом халате. И |
250 |
вот те пилотные проекты, которые провели, показали, что в среднем примерно на |
251 |
1,2 тысячи обучающихся должен быть врач. В каждом здании образовательной |
252 |
организации должен быть человек в белом халате, медицинская сестра. Этот врач |
253 |
будет координатором между медицинскими сёстрами - а теперь я ещё раз позволю |
254 |
себе подчеркнуть, - бакалаврами школьной медицины (это медицинская сестра с |
255 |
высшим образованием, которая обучена именно школьной медицине). Именно этот |
256 |
человек, врач-координатор, вместе с врачом-гигиенистом школы, - я лично |
257 |
первый раз увидел такого в Тамбове и сфотографировался, есть и школы, и |
258 |
практики, - так вот, все вместе они будут обеспечивать взаимодействие |
259 |
поликлиники с лицензированным медицинским кабинетом школы и родителями. Вот о |
260 |
чём идёт речь. |
261 |
|
262 |
В отношении первой помощи. Мы отказались от этого, потому что наткнулись на |
263 |
некое противодействие по типу "слышал звон, да не знает, где он", тем более |
264 |
речь идёт о том, что и так каждый гражданин должен делать, любой из нас: |
265 |
открыть форточку, расстегнуть ворот, повернуть голову набок - вот это первая |
266 |
помощь. |
267 |
|
268 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
269 |
|
270 |
Я прошу докладчика и содокладчика иметь в виду, что вам при ответе на вопрос |
271 |
совместно даётся три минуты. |
272 |
|
273 |
МОРОЗОВ Д. А. Извините. Больше не повторится. |
274 |
|
275 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так что вы их как-то делите между собой. |
276 |
|
277 |
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. |
278 |
|
279 |
КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже к Алёне Игоревне вопрос. |
280 |
|
281 |
Всё-таки, я думаю, в выступлении определимся, что первая помощь немножко |
282 |
пошире, чем просто открыть форточку, это и жгут наложить, и повязку наложить |
283 |
дополнительно. |
284 |
|
285 |
Вопрос права и обязанности. Алёна Игоревна сказала, что это право педагогов |
286 |
сегодня - оказывать или не оказывать первичную помощь, но согласно 31-й |
287 |
статье 323-го закона это уже обязанность. Если законом предусмотрено для этой |
288 |
категории оказание первой медицинской помощи - так же, как для сотрудников |
289 |
ГИБДД, сотрудников правоохранительных органов, - то и для учителя, для |
290 |
педагога будет обязанностью оказание помощи. |
291 |
|
292 |
Вопрос: ко второму чтению право и обязанность не стоит ли всё-таки вывести из |
293 |
столь жёсткой формулировки, чтобы не пугать в том числе и наших профсоюзных |
294 |
лидеров? |
295 |
|
296 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёне Игоревне включите микрофон. |
297 |
|
298 |
АРШИНОВА А. И. Спасибо большое за вопрос. Наоборот, артикулирую, сегодня |
299 |
обязанности оказывать первую помощь у педагогов нет. Это их право, |
300 |
собственно, это общегражданское право - оказывать первую помощь. Более того, |
301 |
я подчеркну, что есть обучение педработников навыкам оказания первой помощи, |
302 |
оно предусмотрено в соответствии с Федеральным законом "Об образовании..." и |
303 |
со статьёй 223 Трудового кодекса. То есть опять же это право педагога - он |
304 |
может оказать первую помощь, если чувствует в себе уверенность, может не |
305 |
оказывать. И в соответствии со статьёй 223 Трудового кодекса в организациях |
306 |
должны быть обеспечены посты для оказания первой помощи, укомплектованные |
307 |
аптечками для оказания первой помощи. На самом деле мы и наводим порядок в |
308 |
системе законодательства, то есть наша задача - расшить, сделать системным |
309 |
подход, чтобы не было везде по-разному: в Трудовом кодексе так написано, в |
310 |
законе "Об образовании..." иначе написано. Знаете, когда мы обсуждали этот |
311 |
вопрос, сначала не было единой позиции. Представители здравоохранения |
312 |
говорили, что вот у нас цельность такова и видение таково, то есть |
313 |
здравоохранение одно говорит, образование - другое, а проигрывает кто? |
314 |
Ребёнок и родитель! Поэтому давайте с вами во втором чтении поработаем. И вот |
315 |
то, о чём вы сказали, - мы опять же за то, чтобы в выигрыше были ребёнок и |
316 |
родитель. |
317 |
|
318 |
Спасибо большое. |
319 |
|
320 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, есть что добавить? |
321 |
|
322 |
Пожалуйста. |
323 |
|
324 |
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Алексей Владимирович! Ну, у нас в |
325 |
этом законопроекте, в его последней редакции, не идёт речь о праве, об |
326 |
обязанности, нет там такого вообще, Алексей Владимирович. Там есть вопрос, |
327 |
есть статья 2, которая касается создания условий для оказания помощи, вот и |
328 |
всё. |
329 |
|
330 |
Я ещё хочу поддержать Алёну Игоревну. Если уж, как говорится, на то пошло, |
331 |
возьмите образовательный стандарт подготовки учителя, и в этом |
332 |
образовательном стандарте есть часы и зачёт по первой помощи, а законом "Об |
333 |
образовании..." предусмотрено формирование навыков педагогов для оказания |
334 |
помощи, 41-я статья. |
335 |
|
336 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
337 |
|
338 |
Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста. |
339 |
|
340 |
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
341 |
|
342 |
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемая Алёна Игоревна! Я полностью |
343 |
поддерживаю, рад этому законопроекту, но у меня есть предложение учесть ко |
344 |
второму чтению в части 4 статьи 44 закона "Об образовании в Российской |
345 |
Федерации" ваши дополнения, которые касаются информации о состоянии здоровья |
346 |
несовершеннолетних обучающихся, то есть после слов "занятий физической |
347 |
культурой и спортом" добавить: "туризмом и участия в поисковых экспедициях". |
348 |
В моей команде более 5 тысяч школьников, и родители ради того, чтобы |
349 |
направить ребёнка в какую-то экспедицию или в туристическую поездку, скрывают |
350 |
хронические заболевания. Поэтому готов вместе с вами проработать это |
351 |
предложение ко второму чтению. |
352 |
|
353 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. |
354 |
|
355 |
МОРОЗОВ Д. А. Мы согласны, принимаем ваше предложение. Спасибо. |
356 |
|
357 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. |
358 |
|
359 |
Моляков Игорь Юрьевич. |
360 |
|
361 |
МОЛЯКОВ И. Ю. Дмитрий Анатольевич, хорошее начинание, конечно, но когда |
362 |
подобный же закон будет принят в отношении учителей? Здоровый бугай в классе |
363 |
может обозвать учителя, может ударить его, может вышвырнуть куда угодно - |
364 |
учителю-то кто будет первую помощь оказывать? |
365 |
|
366 |
Благодарю за внимание. |
367 |
|
368 |
МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое. Ну, я думаю, если говорить об ответственности, |
369 |
то как раз в той главе, которая касается ответственности родителей во время |
370 |
образовательного процесса, перед предлагаемой нами новеллой есть |
371 |
ответственность за неуважительное отношение к учителю. Я думаю, эта |
372 |
ответственность прописана, а помощь окажет медицинский работник. |
373 |
|
374 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
375 |
|
376 |
Гусева Ирина Михайловна. |
377 |
|
378 |
ГУСЕВА И. М. У меня вопрос к Дмитрию Анатольевичу. |
379 |
|
380 |
Дмитрий Анатольевич, вы знаете, как глубоко я вас уважаю, почитаю, и вот я, |
381 |
как педагог по первому образованию, хочу вам сказать: давайте всё-таки |
382 |
разделим - педагог в школе должен учить. И не нужно ничего изобретать - в |
383 |
каждой школе должны быть медицинские работники на всё время учебного |
384 |
процесса, то есть педагог будет выполнять свою задачу, а врач будет лечить. |
385 |
Что бы ни случилось с ребёнком, когда родители отдают его в школу, |
386 |
ответственность несёт образовательное учреждение. Оптимизация образования |
387 |
сегодня привела к тому, что есть школа, есть ещё филиал, и мне непонятно, в |
388 |
каждом образовательном учреждении будет медицинский кабинет или нет? Я просто |
389 |
о том, что у педагогов сегодня и так большая нагрузка, они не только учат, |
390 |
они ещё и мама, и папа, потому что не всем родителям дети нужны, теперь они |
391 |
ещё и врачи будут - не многовато ли для педагогических работников? А когда с |
392 |
ребёнком случается беда, поверьте, любой педагог пойдёт навстречу. |
393 |
|
394 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. |
395 |
|
396 |
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемая Ирина Михайловна, я, честно говоря, не понимаю ваш |
397 |
вопрос. Вот в отношении того, что вы сказали, - я ровно то же самое и сказал. |
398 |
Я просто хочу сказать, что вообще нет никаких противоречий, - именно так, как |
399 |
вы и сказали, и ни о какой ответственности, ни о какой дополнительной |
400 |
нагрузке на педагогов речь не идёт, понимаете? Это всё та ответственность, |
401 |
которая есть в существующем законодательстве, в ранее принятом, до нас, она |
402 |
есть, она касается любого из нас. |
403 |
|
404 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
405 |
|
406 |
Депутату Аршиновой Алёне Игоревне включите микрофон. |
407 |
|
408 |
АРШИНОВА А. И. Ирина Михайловна, вы являетесь автором данного законопроекта. |
409 |
|
410 |
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) |
411 |
|
412 |
АРШИНОВА А. И. Мы бдим. Спасибо. |
413 |
|
414 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
415 |
|
416 |
Осадчий Николай Иванович. |
417 |
|
418 |
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я, как член комитета, знаю, |
419 |
сколько вы сил положили на то, чтобы подготовить этот законопроект, редакции |
420 |
различные были. Один из серьёзных вопросов и самый сложный, наверное, из тех, |
421 |
которые приходилось решать, (конечно, упрощая), - это кто должен получить |
422 |
полномочия для оказания этой самой первой медицинской помощи, если мы сегодня |
423 |
не в каждой школе можем обеспечить присутствие медицинского работника, в тех |
424 |
же сельских школах мы этого не можем обеспечить. Так вот в связи с этим, |
425 |
поскольку маятник качнулся в сторону учителей, в сторону того, что их надо |
426 |
наделить полномочиями, я хотел бы уточнить: насколько проработан вопрос о |
427 |
том, каким образом и в том числе из каких средств будет осуществляться |
428 |
подготовка и переподготовка учителей, для того чтобы они могли эту помощь |
429 |
оказывать? |
430 |
|
431 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. |
432 |
|
433 |
МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое, уважаемый Николай Иванович. Ну, я позволю себе |
434 |
тогда ещё раз подчеркнуть, что речь идёт о том, что налаживается |
435 |
взаимодействие между медициной, педагогами и родителями. В этой |
436 |
кристаллической решётке первая помощь, которую, может быть, придётся оказать, |
437 |
- это одна тысячная или одна десятитысячная всей проблематики. Мы же сейчас в |
438 |
законопроекте практически отказались от этого, вот о чём я уже говорил |
439 |
уважаемому Александру Владимировичу. Изначально почему так было? Потому что в |
440 |
2014-2016 годах прокатилась целая волна таких эпизодов, когда ребёнку |
441 |
становилось плохо, а к нему никто не подходил, потому что боялись некой |
442 |
ответственности. Мы вышли на это, но потом от этого отказались, и никаких |
443 |
дополнительных нагрузок на педагогов нет. Остаётся только то, что касается |
444 |
каждого из нас. Но если брать документы, которые существуют... Ещё раз обращу |
445 |
внимание, первое - образовательный стандарт учителя, в котором не нами |
446 |
прописано всё, что касается первой помощи, учителя сдают зачёт. Следующая |
447 |
ситуация - 41-я статья закона "Об образовании...", где написано, что школа |
448 |
обязуется постоянно поддерживать (это было написано) все навыки своих |
449 |
педагогов по оказанию первой помощи. Ну, наверное, тогда и было предположено, |
450 |
откуда пойдет финансирование. Я из этого исхожу. |
451 |
|
452 |
Но подчеркну: ни в коем случае это не является заменой медика в школе, в |
453 |
школе должен быть медицинский работник на всё время, а не на полчасика. И это |
454 |
будет сделано, когда мы выйдем на нормальный, большой объём подготовки |
455 |
специалистов-бакалавров, потому что врача сажать в каждую школу неправильно, |
456 |
а простой медсестры иногда мало. Бакалавр школьной медицины - вот наш маяк. |
457 |
|
458 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
459 |
|
460 |
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. |
461 |
|
462 |
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
463 |
|
464 |
Дмитрий Анатольевич, по профсоюзной части. Подход правильный, потому что у |
465 |
преподавателя должна быть возможность без рисков оказать первую помощь. Более |
466 |
того, когда я учился в пединституте, нас даже учили вот этим правилам |
467 |
оказания первой медицинской помощи. Но вместе с тем возникает вопрос другого |
468 |
характера. Всё-таки учитель - он учитель, он не доктор, не фельдшер, не |
469 |
медсестра, не станет ли возможной ситуация, при которой погрешность при |
470 |
оказании медицинской помощи впоследствии может быть предметом преследования |
471 |
педагога за то, что он помощь оказал, но не так, как надо? Вот насколько мы |
472 |
можем этого избежать, чтобы не было перекосов в другом направлении? |
473 |
|
474 |
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Васильевич, я бы тогда попросил вас (всё-таки |
475 |
это уже неоднократно звучало): давайте определимся с понятиями. Если речь |
476 |
идёт о первой помощи, то речь идёт о любом гражданине. Вот если мы перейдём к |
477 |
этой формулировке, я продолжу ваш вопрос: а не может ли случиться такая |
478 |
ситуация, что любой гражданин, оказывая первую помощь, сделает это несколько |
479 |
некорректно и будет в чём-то обвинён? Да, такая ситуация теоретически |
480 |
возможна. Некоторые коллеги говорят, что не знают ни одного примера, кто-то |
481 |
говорит, что сталкивался с этим. И у нас есть уважаемый Николай Фёдорович |
482 |
Герасименко, который уже несколько лет разрабатывает и предлагает |
483 |
законопроект, который называется, условно, по-западному, "о добром |
484 |
самаритянине", то есть об избавлении от любой ответственности, если ты |
485 |
оказываешь первую помощь. Сейчас у нас - мы в первом чтении приняли, и я |
486 |
надеюсь на вашу поддержку и поддержку правительства - идёт законопроект о |
487 |
расширенной первой помощи, и в том числе об использовании дефибрилляторов. И |
488 |
вот там в поправках мы планировали в том числе погрузить вот эту новеллу, о |
489 |
которой вы говорите. Но это касается первой помощи, любого гражданина, я |
490 |
педагогов здесь не выделял бы. |
491 |
|
492 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
493 |
|
494 |
Нилов Олег Анатольевич. |
495 |
|
496 |
НИЛОВ О. А. У меня и к Алёне Игоревне, и к Дмитрию Анатольевичу вопрос. |
497 |
|
498 |
Вот кроме оказания медицинской помощи. Смотрите, ведь случаются разные виды |
499 |
чрезвычайных ситуаций в школе: пожары например, другие какие-то ситуации, |
500 |
вплоть до экстремистских и террористических. И что? Тогда по этой логике |
501 |
нужно обучать преподавателей, обязывать их проходить какие-то курсы, чтобы |
502 |
они первыми могли оказывать какую-то профилактическую помощь и в этих |
503 |
чрезвычайных ситуациях, но тогда действительно получается какой-то перебор. |
504 |
Вот всё делать на основе добровольной народной дружины, как раньше?.. Хотя |
505 |
даже тогда за ДНД давали отгулы. Почему вот здесь мы не приходим к |
506 |
поощрительной какой-то схеме? Вот тогда будет какая-то логика: обязан - да, |
507 |
он получает поощрение... (Микрофон отключён.) |
508 |
|
509 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит на вопрос? |
510 |
|
511 |
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. |
512 |
|
513 |
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Олег Анатольевич, ну, вот когда вы говорите о |
514 |
поощрении... Вы знаете, что является поощрением для детского врача? Когда |
515 |
тебя утром встречает малыш и протягивает тебе яблоко, а вчера он был синий. |
516 |
Вот и всё поощрение. Это насчёт поощрений. Какие могут быть поощрения за |
517 |
возможность спасти утопающего или за то, чтобы спасти задыхающегося? Это само |
518 |
по себе поощрение, вы можете рассказывать об этом детям, внукам и гордиться, |
519 |
что живёте не зря. Вот и всё поощрение. |
520 |
|
521 |
В отношении пожара. Ну, мне здесь сложно судить. Если речь идёт опять же о |
522 |
нашем гражданском долге, то, конечно, каждого гражданина нужно учить вести |
523 |
себя при пожаре. Я своих детей впервые научил вести себя при пожаре в три |
524 |
года: брать документы, выключать электрические пробки и выбегать в эту дверь. |
525 |
|
526 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёне Игоревне включите микрофон. |
527 |
|
528 |
АРШИНОВА А. И. Хотела бы добавить, что коллега Куринный и коллега Ирина |
529 |
Михайловна Гусева уже акцентировали внимание на том, что не надо на педагогов |
530 |
всё вешать, в таких чрезвычайных ситуациях уже начинают работать полномочия |
531 |
министерства по чрезвычайным ситуациям. |
532 |
|
533 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
534 |
|
535 |
Кузякин Дмитрий Викторович. |
536 |
|
537 |
КУЗЯКИН Д. В. У меня вопрос в отношении организаций, осуществляющих |
538 |
мероприятия по охране. В связи с этой упомянутой кристаллической решёткой |
539 |
вопрос к содокладчику или докладчику - кто ответит. |
540 |
|
541 |
Не нужно ли предусмотреть в этом законопроекте после оказания первой |
542 |
медицинской помощи дальнейшее участие - сопровождение и контроль медицинского |
543 |
состояния? Что подразумевается? Допустим, ещё уроки идут в классе, а ребёнок |
544 |
дошёл до дома или нет, или приехала скорая помощь, отвезли его в больницу, |
545 |
или ещё что-то в этом роде? Дальнейшее сопровождение и контроль медсостояния |
546 |
будет прописан или нет? |
547 |
|
548 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Анатольевич, пожалуйста. |
549 |
|
550 |
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Дмитрий Викторович, насколько я понял вопрос, вы |
551 |
говорите о контроле со стороны педагога. Я говорил уже о том, сколько сделано |
552 |
во время работы над нашим законопроектом, - спасибо Минздраву, |
553 |
Минпросвещения, ну, всем коллегам, всему правительству! - в том числе было |
554 |
издано несколько приказов Минздрава и минобра в отношении и профилактических |
555 |
осмотров, и оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных |
556 |
организациях, там эта маршрутизация прописана. Если вы считаете, что нужно |
557 |
ещё какое-то законодательное регулирование, ждём ваших поправок. |
558 |
|
559 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёна Игоревна, пожалуйста. |
560 |
|
561 |
АРШИНОВА А. И. Чуть-чуть дополню. Во время уроков, во время учебного процесса |
562 |
за ребёнка несёт ответственность образовательная организация, поэтому педагог |
563 |
никогда (всё это скорее какая-то редкость, исключение и ошибка) не отпустит |
564 |
плохо чувствующего себя ребёнка за порог школы. Он позвонит родителям, |
565 |
предупредит и попросит родителей забрать ребёнка, или сопроводит его после |
566 |
уроков, или вызовет врача или скорую помощь. |
567 |
|
568 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
569 |
|
570 |
Дмитрий Анатольевич, спасибо. Присаживайтесь. |
571 |
|
572 |
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. |
573 |
|
574 |
Включите режим записи на выступления. |
575 |
|
576 |
Покажите список. |
577 |
|
578 |
Шеин Олег Васильевич. |
579 |
|
580 |
Тогда, Игорь Юрьевич, я вам слово не смогу предоставить. |
581 |
|
582 |
Пожалуйста, Олег Васильевич. |
583 |
|
584 |
ШЕИН О. В. Я чуть повторюсь. Безусловно, инициатива правильная, фракция |
585 |
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" её поддерживает, потому что в случае, когда в школе |
586 |
возникают неожиданные ситуации, связанные с угрозой жизни, здоровью ребёнка, |
587 |
безусловно, у преподавателя должно быть право на оказание медицинской помощи. |
588 |
Повторю ещё раз: когда я сам учился в педагогическом институте, нас учили |
589 |
такую помощь оказывать. Но очевидно, что вместе с этим требуется |
590 |
регулирование как минимум двух задач. |
591 |
|
592 |
Первая задача заключается в том, чтобы такого рода курсы регулярно |
593 |
проводились по линии институтов усовершенствования подготовки учителей, в |
594 |
рамках повышения квалификации такие курсы имеют место, потому что я далеко не |
595 |
убеждён, что после того, как молодой преподаватель оканчивает университет. |
596 |
Знания, естественно, если они регулярно не применяются на практике, стираются |
597 |
из подкорки головного мозга, и преподаватель, который окончил учебное |
598 |
заведение много лет назад, конечно, эти вещи просто не помнит. |
599 |
|
600 |
Вторая задача. Повторю, мне кажется принципиально важным норму, которой мы |
601 |
избавили бы людей от угрозы преследования, вшить в этот законопроект, и вот |
602 |
почему. Да, действительно хорошо, если это будут общие рамочные нормы, |
603 |
человек, который оказывает первую помощь на дороге при ДТП, человек, который |
604 |
оказывает первую помощь где-то на улице, если у гражданина случился сердечный |
605 |
приступ или эпилептический припадок, безусловно, должен иметь возможность |
606 |
такую помощь оказать без угрозы последующего уголовного или ещё какого-то |
607 |
преследования. Но есть некоторая разница между прохожим и преподавателем, и |
608 |
мы её хорошо понимаем: внимание к преподавателям, в том числе со стороны |
609 |
родительского сообщества, куда более пристальное, чем к любому случайному |
610 |
прохожему, который просто встретился на улице. И мы, я считаю, не должны |
611 |
здесь ждать общего, рамочного закона и формировать какие-то очередные никому |
612 |
не нужные риски. Такая позиция, с нашей точки зрения как фракции, - мы |
613 |
сегодня с утра это обсуждали - должна быть вшита в законопроект в рамках |
614 |
второго чтения. Потом, когда она станет общей, рамочной, конечно, в данном |
615 |
законе она уже будет избыточной, ненужной и можно будет её отсюда убрать, но |
616 |
на данном этапе, конечно, надо, чтобы она была принята именно здесь. |
617 |
|
618 |
Мы голосуем за данный законопроект, но обращаем внимание на необходимость его |
619 |
доработки ко второму чтению. |
620 |
|
621 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
622 |
|
623 |
Куринный Алексей Владимирович. |
624 |
|
625 |
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, специально процитирую вам часть 1 статьи |
626 |
31, куда вносятся изменения: "Первая помощь до оказания медицинской помощи |
627 |
оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других |
628 |
состояниях... лицами, обязанными оказывать первую медицинскую помощь в |
629 |
соответствии с федеральным законом или со специальным правилом... в том |
630 |
числе..." - и дальше перечисляется, - "...военнослужащими и работниками |
631 |
Государственной противопожарной службы, спасателями...". Предлагается |
632 |
дополнить этот перечень ещё педагогическими работниками, "обязанными |
633 |
оказывать". Вот это, мне кажется, краеугольный элемент, причина, почему |
634 |
представители педагогического профсоюза оказались против законопроекта. Если |
635 |
до этого было право, оно прописано, кстати, в части 4 этой статьи, там |
636 |
написано: "Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать |
637 |
первую помощь при наличии соответствующей подготовки...". Это понятно, и мы |
638 |
предполагаем, как это может выглядеть: когда ребёнку в классе стало плохо, он |
639 |
неожиданно упал, естественно, учителю бежать звать медсестру, когда у ребёнка |
640 |
западает язык или когда, грубо говоря, он захлёбывается рвотными массами, |
641 |
будет неправильно, и в принципе этому учат сегодня, это есть в стандартах, |
642 |
как нам только что сказали, учитель, педагог может оказать эту помощь, пока |
643 |
кто-то бежит за медицинским работником для оказания уже соответствующей |
644 |
помощи дополнительно. Но повторяю, когда это обязанность, то уже возникают |
645 |
дополнительные, скажем так, опасения, которые в том числе Олег Васильевич |
646 |
только что высказал. |
647 |
|
648 |
Что касается подготовки. Безусловно, подготовка должна быть, я думаю, что |
649 |
этот курс - хотя он есть в стандартах, этому как-то обучают - должен |
650 |
постоянно обновляться, это абсолютно точно, на специальных симуляторах это |
651 |
должно отрабатываться до автоматизма в том числе у педагогов, если они эту |
652 |
помощь собираются оказывать. |
653 |
|
654 |
Наконец, самое главное: мы все за то, чтобы медик в виде медсестры, в виде |
655 |
бакалавра присутствовал в образовательной организации. Что не даёт им там |
656 |
присутствовать? Причина очень простая, мы о ней говорили в начале |
657 |
сегодняшнего заседания - это финансирование, механизм финансового обеспечения |
658 |
медицинской помощи, её оплаты, в связи с этим руководитель медицинского |
659 |
учреждения не может выделить человека, который будет сидеть в школе, потому |
660 |
что оплачивается обращение, посещение, потому что деньги идут за пациентом, |
661 |
потому что всё это встроено в специальный процесс. И если мы хотим |
662 |
нормального подхода, если мы хотим сегодня присутствия, постоянного |
663 |
присутствия, как это было в советские времена, медицинского работника в |
664 |
учебных заведениях, хотя бы в крупных, то мы должны предусмотреть на это |
665 |
финансирование, точно так же как на присутствие медицинского работника, |
666 |
например, на крупных промышленных предприятиях. Я напомню, что система |
667 |
профессионального медицинского сопровождения на многих предприятиях сегодня |
668 |
фактически разрушена, это тоже имеет свои негативные последствия, и это тоже |
669 |
вопрос финансирования, это вопрос дальнейшей тактики. |
670 |
|
671 |
Фракция КПРФ поддержит законопроект в представленной редакции, хотя мы не |
672 |
испытываем каких-то особых восторженных чувств, потому что изменения во |
673 |
многом технические. И ко второму чтению всё-таки просим подробно обсудить |
674 |
вопрос обязанности или права для педагогических работников. |
675 |
|
676 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
677 |
|
678 |
Фролова Тамара Ивановна. |
679 |
|
680 |
ФРОЛОВА Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
681 |
|
682 |
Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все выступающие здесь |
683 |
сегодня, безусловно, правы, и все говорят правильные вещи, но всё это до тех |
684 |
пор, пока не столкнутся с этой проблемой, пока в беду не попадёт их ребёнок |
685 |
или их внук. Пока вы ждёте медицинского работника или скорую помощь, нужно |
686 |
оказать именно первую помощь, не медицинскую. И где бы мы с вами ни |
687 |
находились - в самолёте, в поезде, на дороге, на переходе дороги вот здесь, в |
688 |
городе Москве, или в своём регионе, - если окажется, что нужно помочь, |
689 |
оказать первую помощь, мы мимо не пройдём. Что же мы обсуждаем и говорим |
690 |
сейчас о педагогах, о наделении их какими-то полномочиями? Да это гражданский |
691 |
долг каждого человека - помочь! И не дай бог, вашему ребёнку или внуку не |
692 |
окажут помощь и эта минута сыграет свою роль - это будет очень и очень |
693 |
значимо! |
694 |
|
695 |
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект. |
696 |
Фракция совместно с комитетами Думы очень длительное время работала над этим |
697 |
законопроектом и надеется, что качество медицинской помощи в |
698 |
общеобразовательных учреждениях изменится с выходом вот этого закона в жизнь |
699 |
и, конечно же, медицинская помощь в общеобразовательных учреждениях |
700 |
усовершенствуется. |
701 |
|
702 |
И ещё, если позволите. Интересным был вопрос глубокоуважаемого Олега |
703 |
Николаевича Смолина - я попытаюсь ответить на вопрос, который он задавал, о |
704 |
том, чтобы перевести медицинских работников в штат школ. |
705 |
|
706 |
Уважаемые коллеги, я очень много лет работаю в системе здравоохранения - |
707 |
проходили мы всё это. Когда в стране вводилась система медицинского |
708 |
страхования, школьные медицинские работники были в штате школ. И когда в |
709 |
рамках системы ОМС в больницах и в поликлиниках стали получать зарплату за |
710 |
пролеченных больных и эта зарплата стала гораздо выше, чем по смете расходов |
711 |
у медицинских работников в школах, все медицинские работники стали бунтовать. |
712 |
И не просто так их тогда перевели назад в медицинские учреждения - их |
713 |
перевели для того, чтобы средняя заработная плата медицинских работников в |
714 |
каждом субъекте Российской Федерации была хотя бы одинаковой. И сейчас |
715 |
возвращаться к тому, о чём вы говорите, я думаю, будет совершенно неправильно |
716 |
и несправедливо, потому что мы перейдём на сметное финансирование, и зарплата |
717 |
у них будет гораздо ниже. |
718 |
|
719 |
Спасибо вам большое. Прошу, уважаемые коллеги, поддержать данный |
720 |
законопроект. |
721 |
|
722 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Ивановна, присаживайтесь. |
723 |
|
724 |
Алёна Игоревна, у вас есть возможность с заключительным словом выступить. |
725 |
Есть необходимость? Нет. |
726 |
|
727 |
Дмитрий Анатольевич, будете выступать? Нет. |
728 |
|
729 |
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом |
730 |
чтении, пункт 19 порядка работы. |
731 |
|
732 |
Включите режим голосования. |
733 |
|
734 |
Покажите результаты. |
735 |
|
736 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 30 сек.) |
737 |
Проголосовало за 395 чел.87,8 % |
738 |
Проголосовало против 0 чел.0,0 % |
739 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
740 |
Голосовало 395 чел. |
741 |
Не голосовало 55 чел.12,2 % |
742 |
Результат: принято |
743 |
|
744 |
Принимается в первом чтении единогласно. |