Проект федерального закона № 395252-7 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях »

Идентификатор 29654
Номер 395252-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарий в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса
Дата внесения 2018-02-20

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-08-07
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Байгускаров Зариф Закирович
  • Балыбердин Алексей Владимирович
  • Богуславский Ирек Борисович
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Брыкин Николай Гаврилович
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Воевода Алексей Иванович
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Геккиев Заур Далхатович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гусева Ирина Михайловна
  • Демченко Иван Иванович
  • Дзюба Виктор Викторович
  • Жарков Антон Викторович
  • Железняк Сергей Владимирович
  • Журавлев Алексей Александрович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Казакова Ольга Михайловна
  • Каличенко Андрей Владимирович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Карпов Анатолий Евгеньевич
  • Катенев Владимир Иванович
  • Клыканов Александр Борисович
  • Кобзев Юрий Викторович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Когогина Альфия Гумаровна
  • Колесников Олег Алексеевич
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Марданшин Рафаэль Мирхатимович
  • Минкин Иршат Султанович
  • Мищеряков Юрий Николаевич
  • Огуль Леонид Анатольевич
  • Омаров Гаджимурад Заирбекович
  • Петров Анатолий Ильич
  • Пимашков Петр Иванович
  • Плотников Владимир Николаевич
  • Рахматуллина Зугура Ягануровна
  • Романов Михаил Валентинович
  • Саблин Дмитрий Вадимович
  • Сапко Игорь Вячеславович
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Сидоров Александр Леонидович
  • Слыщенко Константин Григорьевич
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Хайров Ринат Шамильевич
  • Хохлов Алексей Алексеевич
  • Черкесов Леонид Ильич
  • Шаманов Владимир Анатольевич
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 395252-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за продажу насвая и снюса; принят в первом чтении 13 февраля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)").

    0 52-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и
    1 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
    2 Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин.
    3
    4 МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный
    5 законопроект был рассмотрен комитетом во втором чтении. Поступило шесть
    6 поправок к данному законопроекту. Комитет все эти поправки поддержал и
    7 рекомендует к принятию, они включены в таблицу поправок № 1. В связи с этим
    8 комитет рекомендует таблицу поправок № 1 принять.
    9
    10 Хотел бы отдельно отметить поправку, которой предлагается увеличить
    11 административные штрафы за продажу снюса и насвая несовершеннолетним: для
    12 граждан - до 40 тысяч рублей, для должностных лиц - до 70 тысяч рублей, для
    13 юридических лиц - до 300 тысяч рублей.
    14
    15 И хотел бы отдельно отметить, сказать слова благодарности
    16 комитету-соисполнителю - Комитету по охране здоровья за работу над данным
    17 законопроектом и поправками.
    18
    19 Рекомендую данную таблицу поправок принять и в случае принятия таблицы
    20 поправок принять законопроект во втором чтении.
    21
    22 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    23
    24 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    25
    26 Ставится таблица на голосование.
    27
    28 Включите режим голосования.
    29
    30 Покажите результаты.
    31
    32 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 22 сек.)
    33 Проголосовало за 322 чел.71,6 %
    34 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    35 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    36 Голосовало 323 чел.
    37 Не голосовало 127 чел.28,2 %
    38 Результат: принято
    39
    40 Принимается.
    41
    42 Законопроект ставится на голосование во втором чтении.
    43
    44 Включите режим голосования.
    45
    46 Покажите результаты.
    47
    48 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 46 сек.)
    49 Проголосовало за 372 чел.82,7 %
    50 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    51 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    52 Голосовало 372 чел.
    53 Не голосовало 78 чел.17,3 %
    54 Результат: принято
    55
    56 Принимается во втором чтении единогласно.
    57
    58 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    59
    60 МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный
    61 законопроект подготовлен к третьему чтению, проведены все необходимые
    62 экспертизы, Комитет по государственному строительству и законодательству
    63 рекомендует Государственной Думе принять его в третьем чтении сегодня.
    64
    65 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    66
    67 Коллеги, нет возражений - сегодня рассмотрим в третьем чтении? Рассмотрим.
    68 Желающие выступить по мотивам от фракций есть? Тоже нет.
    69
    70 Ставится на голосование в третьем чтении законопроект.
    71
    72 Включите режим голосования.
    73
    74 Покажите результаты.
    75
    76 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 22 мин. 35 сек.)
    77 Проголосовало за 384 чел.85,3 %
    78 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    79 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    80 Голосовало 384 чел.
    81 Не голосовало 66 чел.14,7 %
    82 Результат: принято
    83
    84 Закон принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 395252-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)".

    0 Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
    1 Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части повышения
    2 ответственности за продажу насвая и снюса)". Докладчик - Рафаэль Мирхатимович
    3 Марданшин.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом
    10 предлагается повысить административную ответственность за незаконную продажу,
    11 как розничную, так и оптовую, снюса и насвая по причине того, что действующие
    12 штрафы оставляют экономическую целесообразность в торговле указанными
    13 веществами даже при периодической уплате этих штрафов.
    14
    15 Законопроектом предлагается значительно увеличить размеры административных
    16 штрафов за оптовую и розничную продажу снюса и насвая, предусмотрев
    17 соответствующие изменения в статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об
    18 административных правонарушениях, - в статью, предусматривающую
    19 ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере
    20 торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
    21
    22 В соответствии с данным законопроектом предлагается установить размеры
    23 штрафов для граждан от 15 тысяч до 20 тысяч рублей (в настоящий момент
    24 действуют штрафы от 2 тысяч до 4 тысяч рублей), а для должностных лиц
    25 предлагается установить штрафы от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (в настоящий
    26 момент действуют штрафы от 7 тысяч до 12 тысяч рублей). И то же самое
    27 касается юридических лиц: в настоящий момент для них предусмотрены штрафы от
    28 40 тысяч до 60 тысяч рублей, а данным законопроектом предлагается установить
    29 штрафы от 100 тысяч до 150 тысяч рублей. Также данным законопроектом
    30 предлагается внести корреспондирующие изменения в часть 1 статьи 3.5 Кодекса
    31 об административных правонарушениях.
    32
    33 Данный законопроект комитетом был рассмотрен. В целом концепция данного
    34 законопроекта поддержана. И комитет отметил, что на самом деле в настоящее
    35 время вопрос о соразмерности и выполнении предупредительной функции
    36 административного наказания по данной статье является спорным, поскольку при
    37 текущем размере административных штрафов, особенно в отношении граждан,
    38 продажа снюса и насвая остаётся экономически целесообразной.
    39
    40 Комитет поддержал предложенное увеличение штрафов, но в то же время считает
    41 необходимым отметить, что продажа гражданами несовершеннолетним табачной
    42 продукции или табачных изделий характеризуется не меньшей степенью
    43 общественной опасности, чем оптовая и розничная продажа насвая и снюса. Таким
    44 образом, комитет считает целесообразным обсудить вопрос соотношения размеров
    45 предлагаемых штрафов, налагаемых на граждан в частях 2 и 3 статьи 14.53 КоАП.
    46 И данное обстоятельство в том числе подтверждается и заключением
    47 правительства, которое в целом также поддержало данный законопроект, но с
    48 данными замечаниями.
    49
    50 Кроме того, на данный законопроект поступил положительный отзыв Верховного
    51 Суда Российской Федерации, поддержал его и комитет-соисполнитель - Комитет по
    52 охране здоровья, в связи с чем наш комитет считает, что данный вопрос,
    53 замечания, которые были высказаны... и я, как автор данного законопроекта,
    54 также считаю, что данные замечания можно учесть при подготовке данного
    55 законопроекта ко второму чтению.
    56
    57 Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает
    58 Государственной Думе данный законопроект принять в первом чтении.
    59
    60 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    61
    62 Коллеги, есть вопросы? Есть.
    63
    64 Включите режим записи.
    65
    66 Покажите список.
    67
    68 Пашин Виталий Львович.
    69
    70 ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.
    71
    72 Рафаэль Мирхатимович, конечно, поддерживаем данную инициативу, но возникает
    73 такой вопрос: почему бы тогда ко второму чтению не предусмотреть
    74 ответственность за продажу вейпов несовершеннолетним? Минздрав давно уже об
    75 этом говорит, но мы пока этой инициативы не видим. В то же время многие
    76 регионы уже на своём законодательном уровне ввели такие запреты. Например, в
    77 Челябинской области был принят закон, предложенный депутатами от ЛДПР, и он
    78 уже работает. А почему бы по всей России не сделать такой единый закон?
    79
    80 МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы отметить, что мы в данный момент рассматриваем
    81 законопроект о внесении изменений именно в статью 14.53 Кодекса об
    82 административных правонарушениях, как я уже сказал, предусматривающий
    83 ответственность за незаконную продажу табачных изделий, к которым в
    84 соответствии с данным законом, данной статьёй, относятся и снюсы, и насвай. В
    85 данной редакции статьи вейпы и какие-то другие курительные смеси, продукция
    86 не предусмотрены. Вот, скорее всего, только поэтому.
    87
    88 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.
    89
    90 КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, мы однозначно за то, чтобы
    91 избавить и наших детей, несовершеннолетних, и взрослых, которые не хотят,
    92 скажем так, участвовать в потреблении никотина, присутствия какого-то дыма,
    93 мы, конечно, за здоровый образ жизни. Вопрос, который вы поднимаете, связан с
    94 увеличением штрафов, а скажите, пожалуйста, оценивалось ли вами, какого
    95 эффекта вы достигнете в результате? То есть какое сейчас количество
    96 правонарушений вот именно в этой сфере? И в случае, если Дума примет такое
    97 решение - кратно увеличить штрафы, - насколько, вы считаете, уменьшится в
    98 розничной и оптовой торговле количество снюса и насвая? Достигнем ли мы вот
    99 вашими методами того результата, которого изначально мы хотели достигнуть?
    100
    101 МАРДАНШИН Р. М. Ну, я считаю, что в любом случае определённый положительный
    102 результат будет достигнут, так как, я уже в своём докладе это отмечал, те
    103 штрафы, которые в данный момент предусмотрены в первую очередь для граждан -
    104 это от 2 до 4 тысяч рублей, - конечно же, экономически не являются барьером
    105 для этих продавцов, для тех, кто торгует данными веществами, им проще
    106 заплатить этот штраф и продолжать дальше торговать данной продукцией. А вот
    107 увеличением в разы штрафов (как я уже говорил, предусматривается размер
    108 штрафа от 30 до 40 тысяч рублей), конечно же, определённый заслон, барьер на
    109 пути у этих, скажем так, продавцов будет поставлен, и целесообразность
    110 продажи такой продукции значительно снизится. Как мы уже знаем, данную
    111 продукцию зачастую, даже в первую очередь, реализуют нашим несовершеннолетним
    112 гражданам, ученикам школ, студентам. Зачастую это происходит так, что вот
    113 даже бабушки сидят, допустим, предлагают семечки, а школьники подходят к ним,
    114 и они тут же говорят: "Насвай, насвай...", и там же снюс. И конечно же, если
    115 их будут штрафовать не на 2 тысячи рублей, а на 30 или 40 тысяч рублей, я
    116 думаю, это будет существенно сказываться на том, насколько целесообразно им
    117 будет торговать этой продукцией.
    118
    119 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич.
    120
    121 ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    122
    123 Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, ваша законодательная инициатива имеет высокую
    124 общественную значимость и, безусловно, должна быть поддержана, но тема
    125 снижения потребления табака, никотиносодержащей продукции намного шире, и в
    126 этой связи я хотел задать два вопроса.
    127
    128 Первый. Планируют ли принятие зеркальных мер страны - участницы Евразийского
    129 экономического союза? В части табака на сегодня ввиду дискоординации, к
    130 сожалению, у нас увеличился теневой рынок.
    131
    132 И второе. Никотинзаместительная терапия согласно доказательным, кокрейновским
    133 данным реально помогает избавиться от никотиновой зависимости. Ваши меры
    134 запрещают, но есть огромное количество людей, которые привыкли к этому, не
    135 считаете ли вы необходимым дополнить антитабачную концепцию специальной
    136 программой, которая позволяет избавиться от зависимости именно от этих
    137 продуктов?
    138
    139 МАРДАНШИН Р. М. Ну, я хотел бы отметить, что в данный законопроект мы это не
    140 сможем внести, потому что тут идёт речь именно о статье Кодекса об
    141 административных правонарушениях и только об увеличении штрафов. Конечно,
    142 проблема намного шире и решать её надо комплексно. Насколько мне известно, в
    143 Комитете по охране здоровья находится на рассмотрении законопроект, которым
    144 будет также ужесточаться и вводиться запрет на применение, продажу снюса и
    145 насвая.
    146
    147 Что касается общего европейского пространства и Евразийского союза, то в этом
    148 направлении, насколько мне известно, тоже уже определённые решения приняты, и
    149 Россия к этому тоже присоединяется. Будет более эффективно, если борьба в том
    150 числе с такой продукцией, как снюс и насвай, будет вестись не только на
    151 территории Российской Федерации, но и в целом на территории Евразийского
    152 союза.
    153
    154 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
    155
    156 НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    157
    158 У меня вопрос относительно определения этих снюса и насвая: где-то в законе
    159 есть это определение? В пояснительной записке сказано, что в разных местах
    160 это называется по-разному: насыбай, нас, баи, сабж, анасвай, асмай, атмай. Вы
    161 запретили только два названия, а вот эти не запрещаете? Или что тогда -
    162 исчерпывающий перечень представлять? Так придумают другую букву, или как
    163 тогда, когда мы боролись с различными наркотиками, добавят вам туда немножко
    164 больше верблюжьего какого-то там помёта и будет другое вещество. Непонятно,
    165 как вы вот с помощью всего двух определений будете запрещать вот эти
    166 вещества, похожие на опиаты. Это ведь какой-то стимулятор. Может быть, надо
    167 шире дать определение, за что наказывается штрафом... (Микрофон отключён.)
    168
    169 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    170
    171 НИЛОВ О. А. ...и почему нет желания вообще запретить реализацию? Почему не
    172 пойти дальше, почему вот так легко - штрафы?
    173
    174 МАРДАНШИН Р. М. Ну, я хотел бы отметить, что реализация данных веществ,
    175 насвая и снюса, уже запрещена. Хотел бы сказать, что понятие "насвай" уже
    176 приведено в Федеральном законе № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную
    177 продукцию" - в пункте 21 статьи 2 чёткое определение понятия "насвай" уже
    178 есть. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 19 "Ограничения торговли табачной
    179 продукцией и табачными изделиями" Федерального закона "Об охране здоровья
    180 граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления
    181 табака" оптовая и розничная торговля насваем запрещена. Кроме этого,
    182 федеральным законом № 456-ФЗ в часть 8 статьи 19 Федерального закона "Об
    183 охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и
    184 последствий потребления табака" внесены изменения, в соответствии с которыми
    185 на территории Российской Федерации теперь полностью запрещена оптовая и
    186 розничная продажа не только насвая, но и снюса. Вот в соответствии с этими
    187 основными законами и определена ответственность в административном кодексе.
    188
    189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
    190
    191 ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, вы в своём выступлении,
    192 представляя законопроект, коснулись немного темы, о которой я хотел бы вас
    193 спросить. Всё-таки, если можно, скажите более чётко: предполагаете ли вы
    194 дифференцировать размеры штрафов для тех, кто продаёт указанные смеси
    195 взрослым, и для тех, кто продаёт указанные смеси детям?
    196
    197 МАРДАНШИН Р. М. Да, конечно. Я как раз хотел бы отметить, что ко второму
    198 чтению мы планируем внести поправки, в соответствии с которыми будет
    199 предусмотрено увеличение размеров штрафов за продажу снюса и насвая именно
    200 несовершеннолетним, и таким образом в какой-то степени будет устранено
    201 замечание, которое было высказано комитетом и Правительством Российской
    202 Федерации.
    203
    204 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович.
    205
    206 ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, в продолжение вопроса депутата
    207 Нилова по поводу насвая. Я читал техрегламент, там, к сожалению, не так
    208 подробно описан данный продукт. Считается, что этот продукт состоит из
    209 извести и молотого табака, но мы же прекрасно знаем, что это кустарное
    210 производство и в его производстве применяются, допустим, вместо гашёной
    211 извести зола, помёт и тому подобное. Сможем ли мы определить, является ли
    212 данный продукт насваем, и сможем ли привлечь к ответственности лиц, которые
    213 это распространяют?
    214
    215 И ещё один вопрос. А если будут продаваться ингредиенты, допустим, для того
    216 же самого насвая, то есть, грубо говоря, отдельно в пакетике молотый табак и
    217 отдельно в пакетике известь, сможем ли мы привлечь за это к ответственности?
    218 И не приведёт ли вообще всё это к тому, что просто будут продаваться по
    219 отдельности ингредиенты с инструкциями о том, как применять, детям? Не
    220 загоним ли мы это в тень? Понятно, что благое намерение, но сможем ли мы
    221 его... (Микрофон отключён.)
    222
    223 МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы отметить, что это предмет ведения уже другого
    224 закона. В данном случае мы говорим только о Кодексе об административных
    225 правонарушениях и об увеличении штрафов за несоблюдение уже действующих норм,
    226 запрещающих продажу снюса и насвая. Если у вас есть свои предложения по более
    227 чёткому описанию самих понятий "снюс" и "насвай", я думаю, что можно такие
    228 уточнения внести в основной закон - "Об охране здоровья граждан...".
    229
    230 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрейченко Андрей Валерьевич.
    231
    232 АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, у меня вопрос в продолжение
    233 тех вопросов, которые задавали мои соратники по партии. Владимир Вольфович
    234 Жириновский, как вы знаете, в этом зале постоянно призывает всё-таки принять
    235 ту универсальную формулировку, которую он предлагает. Почему раз за разом мы
    236 уходим в сторону никотиносодержащих веществ, а не рассматриваем этот вопрос
    237 широко? Ведь уже перечисляли и другие вещи, которые тоже в принципе надо
    238 запрещать, которые, может быть, даже больший вред здоровью наносят, вызывают
    239 большую зависимость, но с этими веществами мы почему-то законодательно всё
    240 ещё не работаем, а сосредоточились только на данном блоке. Не проще ли сразу
    241 принять общую формулировку и потом в тело этой формулировки погружать
    242 какие-то новые вещи? Это будет проще, понятнее, можно будет делать всё это
    243 оперативнее.
    244
    245 МАРДАНШИН Р. М. Ну, здесь у меня будет примерно такой же ответ, как и на
    246 предыдущий вопрос. Если вы предлагаете что-то отрегулировать именно в
    247 наименовании данных веществ, то нужно эти поправки вносить не в КоАП, а в
    248 закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и
    249 последствий потребления табака", а также, возможно, и в "Технический
    250 регламент на табачную продукцию". И после этого уже можно будет вносить
    251 соответствующие изменения в КоАП.
    252
    253 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич.
    254
    255 ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    256
    257 Уважаемый Рафаэль Мирхатимович, насвай и снюс являются угрозой для нашего
    258 общества. Если судить по вашей законодательной инициативе, мы хотим, по сути,
    259 полностью поставить препоны, избавиться от этой беды для нашей молодёжи, для
    260 наших школьников, о чём вы и говорили. В связи с этим у меня вопрос. При
    261 разработке данного законопроекта рассматривали ли вы возможность включения
    262 насвая и снюса в перечень наркотических средств и психотропных веществ,
    263 подлежащих контролю на территории Российской Федерации, и, соответственно,
    264 введения уголовной ответственности за данное правонарушение? И если вы
    265 рассматривали такую вероятность, то почему не стали действовать в этом
    266 направлении?
    267
    268 МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Сергей Юрьевич, на самом деле при рассмотрении
    269 данного проекта закона на заседании комитета прозвучали и такие предложения,
    270 как ввести уголовную ответственность за продажу насвая и снюса, но это, как
    271 уже говорилось, предмет ведения уже другого кодекса, а именно уголовного.
    272 Здесь мы рассматриваем только увеличение штрафов по действующим нормам, по
    273 действующим статьям.
    274
    275 Конечно, я думаю, что проблема намного шире. Вы сказали о том, что надо
    276 приравнять эту продукцию - снюс и насвай - к психотропным веществам, но в
    277 данный момент по регламентам и по заключению главного нарколога Минздрава
    278 России всё-таки снюс и насвай не являются наркотическими веществами, это
    279 относится именно к табачной продукции и регулируется законом о незаконной
    280 продаже табачной продукции. В данный момент, по крайней мере у нас в
    281 комитете, не обсуждался вопрос о том, чтобы данную продукцию приравнять к
    282 психотропным или наркотическим веществам. Но, со своей стороны, хотел бы
    283 отметить, что употребление снюса и насвая является модным среди молодёжи и
    284 фактически может использоваться для подсаживания на иные, более крепкие
    285 психотропные вещества, в том числе наркотические вещества. Поэтому считается,
    286 что снюс и насвай несут серьёзную опасность именно в случае употребления
    287 нашими молодыми гражданами - студентами и учениками.
    288
    289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.
    290
    291 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    292
    293 Рафаэль Мирхатимович, вопрос вот такой. Дело в том, что жевательный табак
    294 снюс был запрещён ещё в 2015 году, то есть вот пять лет собирались повысить
    295 штраф и так долго не повышали, и это позволяло, так скажем, спокойно
    296 торговать всей этой отравой. Сейчас мы будем принимать законопроект о запрете
    297 никотиносодержащих смесей - сколько времени понадобится, чтобы параллельно
    298 вышел закон об изменениях в административный кодекс именно по
    299 никотиносодержащим смесям, не придётся ли нам ждать следующие пять лет?
    300
    301 МАРДАНШИН Р. М. Ну, я думаю, что это от нас зависит, сколько. Вот данный
    302 законопроект был внесён два года назад, ещё в феврале 2018 года, - тоже
    303 небыстро прошёл. Но хотел бы отметить, что норма, предусматривающая
    304 ответственность за продажу снюса и насвая, была принята ещё в 2013 году, эта
    305 норма действует.
    306
    307 В последнее время, как раз вот года два-три назад, общественность начала бить
    308 тревогу в связи с тем, что насвай и снюс получили широкое распространение на
    309 территории практически всей нашей страны, это проблема всех субъектов
    310 Российской Федерации. Борьба с ними ведётся, каждый регион по-своему
    311 старается бороться с данной проблемой: многие субъекты Российской Федерации
    312 вносят изменения в законодательство, в том числе в своих региональных КоАПах
    313 ужесточают ответственность за продажу данной продукции. А если мы примем,
    314 скажем так, свой, вот этот законопроект, предусматривающий усиление
    315 административной ответственности, уже на федеральном уровне, внесём изменения
    316 в федеральный КоАП, это послужит как раз определённой поддержкой и помощью
    317 региональным властям в борьбе с данным негативным явлением.
    318
    319 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    320
    321 Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.
    322
    323 Включите режим записи.
    324
    325 Покажите список.
    326
    327 Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
    328
    329 ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Закон
    330 действительно нужный. Фракция КПРФ, безусловно, будет поддерживать этот
    331 закон. Но опять хочу отметить, что этот законопроект касается конкретных,
    332 точных названий - это "насвай" и "снюс", - а закон воспринимается буквально.
    333 То есть если мы имеем в виду другие никотиносодержащие смеси - как в
    334 законопроекте о запрете никотиносодержащих смесей, вопрос о скорейшем
    335 принятии которого я поднимала не один раз, - то здесь, понятно, этого нет.
    336
    337 Вот в 2013 году появился закон "Об охране здоровья граждан от воздействия
    338 окружающего табачного дыма...", и тогда появились, были внесены и изменения в
    339 административный кодекс. А в 2015 году вместе с насваем появился ещё один вот
    340 такой, так скажем, ингредиент - снюс, и уже пять лет вот этот снюс можно
    341 спокойно продавать при тех административных нормах, штрафах, которые сегодня
    342 предусматривает административный кодекс. Я считаю, что это не нормальная
    343 ситуация, тем более что два года, с 2018 года, этот законопроект лежал. Ну
    344 кому это нужно было - притормозить действие вот этого закона? Думаю, вопрос
    345 далеко не риторический. Поэтому в данном случае нам с вами тоже нужно
    346 проявить твёрдость. Не зря я, когда обсуждали повестку дня, поднимала вопрос
    347 о том, что нужно быстрее вносить законопроект о запрете никотиносодержащих
    348 смесей. И нужно параллельно, сразу же вносить законопроект об
    349 административной ответственности именно за те деяния, о которых будет идти
    350 речь вот в последующем законе. Естественно, тянуть с этим нельзя, мы сколько
    351 уже говорим... Первый закон я внесла в числе соавторов, мы внесли 28 ноября
    352 прошлого года, и вот смотрите: 28 ноября появился вот этот первый закон - и
    353 до сих пор закона практически нет, разве это нормально? Вся общественность
    354 встала, поднялась против вот этих вот никотиносодержащих смесей, весь народ
    355 требует от нас, чтобы мы это сделали как можно быстрее, а мы по два-три года
    356 и по несколько месяцев тянем с решением такого рода вопросов. Я считаю, что
    357 это никак нас с вами не красит, уважаемые коллеги, нужно принимать такие
    358 решения быстрее.
    359
    360 Мы поддержим данный законопроект, но мы намерены и параллельно требовать
    361 внесения - и сами внесём это, сделаем обязательно - законопроекта об
    362 изменениях в Кодекс об административных правонарушениях в части
    363 ответственности за нарушения, которые связаны с употреблением и продажей,
    364 оптовой и розничной, никотиносодержащих смесей.
    365
    366 Спасибо за внимание.
    367
    368 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышов Борис Александрович.
    369
    370 ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР.
    371
    372 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция ЛДПР
    373 тоже поддержит данный законопроект. Вообще, концепция ЛДПР в этом плане
    374 проста: запретить все дурманящие препараты, особенно для несовершеннолетних.
    375
    376 Мы много раз поднимали вопрос о том, что нужно на постоянной основе проводить
    377 мониторинги, проверки, выездные срезы в магазинах, которые расположены рядом
    378 с образовательными организациями, не раз направляли запросы в профильные
    379 ведомства, обращали внимание местных властей и властей на федеральном уровне,
    380 однако это так и не сделано. По сути, ЛДПР в числе первых, а то и первая
    381 поднимает эти вопросы, и через какое-то время мы только видим воплощение их
    382 либо в законодательные инициативы... Сначала отвергаются законодательные
    383 инициативы ЛДПР, потом вносятся другие.
    384
    385 Вместе с тем я понимаю, что действительно тянуть с принятием данного закона
    386 нельзя, - и долго затягивать моё выступление в связи с этим тоже не стоит,
    387 поэтому ещё раз скажу, что фракция ЛДПР поддерживает данное решение, насваю,
    388 всем этим снюсам - бой, и нужно принимать самые жёсткие решения в этом плане.
    389
    390 Спасибо за внимание.
    391
    392 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.
    393
    394 НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция
    395 поддерживает первый, маленький, такой несмелый, лёгкий шажок вперёд по пути
    396 борьбы и победы над очередной страшной угрозой для миллионов людей, прежде
    397 всего детей и школьников, которые уже оказались подсажены на эту дрянь.
    398
    399 Вызывает недоумение, почему такие добрые следователи написали этот
    400 законопроект, зная о последствиях, в том числе о смертельных последствиях для
    401 детей, а ведь им много не надо этого яда? Психозы, возможно, последующее
    402 пристрастие к наркотикам всяким разным - и посмотрите, какая ответственность
    403 (я акцентирую внимание): штраф для гражданских лиц, для граждан увеличили в 6
    404 раз, штраф для должностных лиц - в 4 раза, штраф для юридических лиц
    405 увеличили всего в 2,5 раза. Почему не в десятки, почему не в сотни раз? Чем
    406 хотите напугать вот этот бизнес? Там колоссальные деньги! Одна баночка стоит
    407 от 500 рублей до 2 тысяч рублей - что им ваши тысячи? Как Бобику буханка!
    408 Поэтому я здесь усматриваю, знаете, опять очередное выполнение воли, но так,
    409 чтобы бизнес не разрушать... Этими штрафами вы бизнес не разрушаете.
    410
    411 Что нужно делать? Конечно, сначала нужно бить по производству. Где закон,
    412 который вводит уголовную ответственность прежде всего за производство вот
    413 этой дряни? Нет его! Что, ещё два года будем ждать? Где закон, который вводит
    414 уголовную ответственность за распространение информации в Интернете? Откройте
    415 сейчас ваши телефоны, гаджеты и наберите - тысячи предложений: открыто,
    416 оптом, в розницу, пожалуйста. И тут тоже никакой разницы, оптом ты торгуешь
    417 или в розницу, детям или взрослым. Так что наименование можно принять,
    418 концепцию в части ужесточения ответственности можно принять, а по сути, как
    419 говорил классик, это издевательство. Это не борьба, это, знаете, даже такое
    420 прикрытие - он заплатит с удовольствием вот эти десятки и сотни тысяч.
    421
    422 Уважаемые коллеги, обращаюсь к авторам, обращаюсь к комитету: давайте не
    423 изображать борьбу, а уничтожать это зло настоящим решительным образом,
    424 применяя уголовную ответственность в том числе!
    425
    426 Спасибо.
    427
    428 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Байгускаров Зариф Закирович.
    429
    430 БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    431
    432 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом
    433 предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об
    434 административных правонарушениях в части усиления ответственности за
    435 незаконную продажу насвая либо снюса. Законопроект необходим, об этом все
    436 говорили. И конечно, должна быть установлена более жёсткая ответственность
    437 для юридических лиц, о чём сегодня уже было сказано, я думаю, надо будет
    438 внести поправку в части в том числе приостановления деятельности предприятий
    439 при продаже насвая и снюса.
    440
    441 Сегодня вносятся изменения только по увеличению штрафов, но в основном
    442 законопроекте (мы его рассмотрели в декабре прошлого года, и скоро, в июне,
    443 он будет рассматриваться во втором чтении), в законопроекте о внесении
    444 изменений в закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего
    445 табачного дыма...", нам, конечно, надо предусмотреть, чтобы были включены все
    446 препараты, которые запрещены к продаже, в том числе несовершеннолетним. Вот
    447 то основной законопроект, а в законопроекте, который мы сегодня принимаем,
    448 только устанавливается ответственность за данные правонарушения. Таких
    449 случаев очень много, сегодня об этом говорили, у нас в Республике
    450 Башкортостан тоже был такой случай, когда одиннадцатилетнего ребёнка еле
    451 спасли, он попал в реанимацию именно из-за употребления снюса.
    452
    453 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект - прошу все
    454 фракции тоже поддержать законопроект.
    455
    456 Спасибо за внимание.
    457
    458 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.
    459
    460 КАТАСОНОВ С. М. Конечно, ко второму чтению у нас достаточно широкое поле для
    461 взаимодействия. Рафаэль Мирхатимович сегодня как мог пытался нам объяснить (и
    462 я, в частности, вполне согласен с коллегой из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", с Олегом
    463 Ниловым), что есть несоответствие штрафов, и это то, что мы часто видим, к
    464 сожалению, и неважно, это штрафы были при продаже билетов в театры или вот
    465 здесь снюса. Есть несоизмеримость наказания для физических лиц, для
    466 должностных и для юридических лиц, она присутствует, и поэтому ко второму
    467 чтению это нужно решать. Вместе с тем мне интересно понять: всё-таки вот
    468 такое давление на физических лиц, на этих бабушек реально может привести к
    469 тому результату, о котором мы говорим?
    470
    471 У нас снюс де-факто уже запрещён, хотя, если мы с вами посмотрим, что это с
    472 точки зрения вредности для человека (если сравнивать с теми случаями, о
    473 которых мы сегодня все знаем, когда делают бестабачную продукцию), то в снюсе
    474 есть табак, и снюс приготовить можно только в объёме табака, который реально
    475 никотин содержит, туда нельзя налить дополнительно, а вот то, что в последнее
    476 время участились случаи, когда продаётся бестабачная продукция, где нет
    477 никотина, то вообще непонятно, что туда люди льют.
    478
    479 Мы пытались бороться, когда у нас осталось 2 процента легального кальянного
    480 табака, вы помните, мы обращались в ФАС, проводили рейды, поднимали размеры
    481 штрафов, вместе с тем количество легальной продукции падало, а количество
    482 нелегальной продукции вообще никак не регулировалось, и в результате его
    483 становилось всё больше и больше. Мы уже прошли этот путь, и снюс, и насвай
    484 запрещены, то есть всё, вопрос закрыт, дальше - то, о чём мы сегодня говорим.
    485 У нас существует закон № 15-ФЗ, в котором мы пытаемся сегодня определить
    486 различные виды продукции. К сожалению, если мы поставим задачу вообще всё
    487 запретить, то, я вас уверяю, мы потеряем контроль над процессом. Не надо всё
    488 запрещать - вы послушайте нашего президента, ему такой вопрос был задан на
    489 встрече, и он не сказал "запретить", он сказал: регулировать надо,
    490 регулировать.
    491
    492 Поэтому я обращаюсь к вам: этот закон примем, а дальше как мы будем поступать
    493 с огромной армией другой никотиносодержащей продукции, как будем двигаться
    494 дальше? Я абсолютно уверен, что запреты не решат этой проблемы, только
    495 регулирование: ограничение оборота, доступа несовершеннолетним, рекламы,
    496 закрытая выкладка, ограничение объёма никотина - вот по этому пути у нас есть
    497 шанс на успех.
    498
    499 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    500
    501 Представитель президента? Правительства? Докладчик?
    502
    503 Марданшину включите микрофон.
    504
    505 МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Здесь вот
    506 коллега Нилов такую фразу произнёс, сказал, что мы вот этим законопроектом,
    507 внесением поправок изображаем борьбу. Но на самом деле мы не изображаем, мы
    508 реально стараемся в рамках своих полномочий поставить определённые заслоны
    509 этому негативному явлению. Те штрафы, которые мы предложили, были предложены
    510 ещё два года назад, и если вы считаете, что они недостаточны, то, я думаю, ко
    511 второму чтению вы можете свои поправки внести. И что касается второго чтения,
    512 мы со своей стороны тоже подготовили поправки, которыми планируем значительно
    513 увеличить штрафы за продажу насвая и снюса несовершеннолетним. И кроме этого,
    514 также планируем ввести административную ответственность, тоже значительно
    515 увеличив штрафы, за продажу снюса и насвая через телекоммуникационную сеть,
    516 Интернет. То есть определённые поправки мы со своей стороны ко второму чтению
    517 готовим, если у вас есть предложения - пожалуйста, тоже вносите.
    518
    519 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    520
    521 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    522 изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    523 (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса)", пункт 14.
    524
    525 Включите режим голосования.
    526
    527 Покажите результаты.
    528
    529 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 17 сек.)
    530 Проголосовало за 409 чел.90,9 %
    531 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    532 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    533 Голосовало 409 чел.
    534 Не голосовало 41 чел.9,1 %
    535 Результат: принято
    536
    537 Принимается единогласно.