Проект федерального закона № 381225-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов»

Идентификатор 7718
Номер 381225-4
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
Комментарий о расширении сферы применения внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования
Дата внесения 2006-12-29

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения
Дата последнего события 2010-02-26
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта Постановление ГД 3296-5 ГД

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Высший Арбитражный Суд РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (об установлении внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования; принят в первом чтении 21 мая 2008 года).

    0 Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые
    1 законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном
    2 страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и
    3 штрафов". Докладывает Фарида Исмагиловна Гайнуллина.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный
    8 законопроект был инициирован Высшим Арбитражным Судом и предполагает
    9 расширение сферы применения внесудебного порядка взыскания недоимки по
    10 страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного
    11 страхования. Принятие, как я уже говорила при докладе по предыдущему
    12 законопроекту, 212-го и 213-го федеральных законов свидетельствует о том, что
    13 данный законопроект так же потерял актуальность, ибо статьи 19 и 21
    14 федерального закона № 212-ФЗ, о переходе на страховые принципы формирования
    15 пенсионного обеспечения, предполагают взыскание недоимки, пеней и штрафов как
    16 в судебном, так и во внесудебном порядке, то есть эти правоотношения уже
    17 урегулированы.
    18
    19 Исходя из изложенного, комитет также предлагает отклонить данный законопроект
    20 как потерявший актуальность или даже, более того, вносящий изменения в уже
    21 несуществующие законы.
    22
    23 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мотивация комитета понятна. Есть ли
    24 возражения? Нет.
    25
    26 Ставится на голосование предложение комитета отклонить указанный законопроект
    27 как утративший актуальность.
    28
    29 Включите режим голосования.
    30
    31 Покажите результаты голосования.
    32
    33 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 14 сек.)
    34 Проголосовало за 317 чел.70,4%
    35 Проголосовало против 0 чел.0,0%
    36 Воздержалось 0 чел.0,0%
    37 Голосовало 317 чел.
    38 Не голосовало 133 чел.29,6%
    39 Результат: принято
    40
    41 Принимается.
    42

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (об установлении внесудебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в системе обязательного пенсионного страхования).

    0 Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные
    1 акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части
    2 взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов". Доклад заместителя
    3 Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Татьяны
    4 Константиновны Андреевой. Пункт 25.
    5
    6 АНДРЕЕВА Т. К., заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
    7 Федерации.
    8
    9 Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые
    10 коллеги! Высший Арбитражный Суд Российской Федерации внёс в Государственную
    11 Думу в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О
    12 внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об
    13 обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым
    14 взносам, пеней и штрафов". По существу, предлагается внести изменения в
    15 статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте
    16 в системе обязательного пенсионного страхования" и в статью 25 Федерального
    17 закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Эти
    18 изменения направлены на последовательную реализацию концепции развития
    19 досудебного урегулирования споров, и, по существу, они реализуют и развивают
    20 те положения, которые были приняты вами в ноябре 2005 года федеральным
    21 законом о внесении изменений в некоторые законодательные акты, связанные с
    22 совершенствованием процедур досудебного урегулирования спора. Надо сказать,
    23 что с момента принятия этого федерального закона № 137-ФЗ существенно
    24 изменилась процедура взыскания обязательных платежей и наложения санкций. За
    25 незначительный период, начиная с 2005 года по настоящий момент, практически в
    26 два раза сократилось число дел этой категории, которые рассматриваются
    27 арбитражными судами. И законопроект, который сегодня представляется вашему
    28 вниманию, не только связан с необходимостью уменьшения, или снижения,
    29 нагрузки на арбитражные суды, хотя это тоже имеет значение, поскольку от
    30 судебной нагрузки непосредственно зависит и качество осуществления
    31 правосудия, но в первую очередь направлен на разграничение компетенции между
    32 судебными органами и органами, которые наделены контрольными
    33 административными полномочиями. Фактически наша страна сегодня является
    34 единственной страной, где для реализации контрольных и административных
    35 полномочий органам, наделённым публичными функциями, необходимо обратиться в
    36 суд, чтобы фактически закрепить судебным актом принятое ими решение в области
    37 в данном случае взыскания обязательных платежей и наложения санкций.
    38
    39 Для последовательной реализации этой концепции в 2006 году были внесены
    40 изменения в налоговое законодательство, в частности в Налоговый кодекс,
    41 которые предусмотрели возможность самим налоговым органам взыскивать недоимку
    42 по налогам и пени, применять штрафные санкции, которые связаны с
    43 неисполнением обязанностей по уплате налогов. Но аналогичные изменения в
    44 законодательство, регулирующие взыскание страховых взносов в пенсионные
    45 фонды, в тот момент внесены не были. Фактически и страховым взносам, и
    46 налоговым платежам с точки зрения бюджетного законодательства придаётся
    47 одинаковое значение, то есть они имеют одинаковый режим, но порядок взыскания
    48 этих платежей различный для органов пенсионного фонда и для органов
    49 налоговых. Вот учитывая эти обстоятельства, Высший Арбитражный Суд внёс
    50 данный законопроект на ваше рассмотрение.
    51
    52 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Татьяна Константиновна.
    53
    54 Содоклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной
    55 политике Ильдара Нурулловича Габдрахманова.
    56
    57 ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет
    58 рассмотрел данный законопроект. Комитет поддерживает концепцию этого
    59 законопроекта, но считает необходимым при рассмотрении во втором чтении его
    60 доработать и решить ряд важных, на наш взгляд, вопросов.
    61
    62 Первое. Мы, соглашаясь с концепцией законопроекта, тем не менее считаем, что
    63 порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов с физических лиц, которые не
    64 являются индивидуальными предпринимателями, всё-таки должен быть сохранён в
    65 прежнем виде, то есть это должно осуществляться только через суд, как это
    66 делается сегодня. Такого же мнения придерживается и Правительство Российской
    67 Федерации. Они эту позицию отразили в своём заключении.
    68
    69 Кроме того, мы считаем необходимым при доработке законопроекта во втором
    70 чтении более детально изучить ещё раз вопрос списания недоимки, пеней и
    71 штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с
    72 бюджетных учреждений, потому что здесь есть определённые особенности, которые
    73 установлены бюджетным законодательством.
    74
    75 И ещё один важный вопрос, третий, - это вопрос соразмерности тех санкций,
    76 которые предусматриваются за несвоевременное представление информации об
    77 уплаченных страховых взносах либо другой информации. Мы считаем, что сегодня
    78 единственно в пенсионном законодательстве сохранились такие сверхвысокие
    79 штрафные санкции за это. По нашему мнению, эти вопросы должны быть
    80 синхронизированы с налоговым законодательством. А так в целом комитет
    81 поддерживает и рекомендует принять этот законопроект в первом чтении.
    82
    83 Спасибо.
    84
    85 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    86
    87 Уважаемые депутаты, будут ли вопросы? Есть вопросы. Депутат Коломейцев и
    88 депутат Рябов, и подводим черту. Пожалуйста, Коломейцев.
    89
    90 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Татьяне Константиновне. Уважаемая Татьяна
    91 Константиновна, не считаете ли вы, что этот закон как раз будет
    92 способствовать не борьбе с коррупцией, а её углублению? Почему? Потому что
    93 любые несудебные договорённости по платежам как раз коррумпируют систему, это
    94 общеизвестно.
    95
    96 АНДРЕЕВА Т. К. Мы так не считаем, потому что здесь речь идёт не о
    97 договорённостях, а о праве органа, в данном случае Пенсионного фонда, как и
    98 налоговых органов, вынести решение, выставить требования об уплате налога при
    99 установлении жёстких правил для обжалования. Законопроект предусматривает,
    100 что при подаче жалобы на такое решение на время обжалования этого решения
    101 приостанавливается его исполнение. И в данном случае судебный контроль будет
    102 осуществляться в полной мере.
    103
    104 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рябов.
    105
    106 РЯБОВ Н. Ф. У меня вопрос к содокладчику. Я правильно понял, что вами
    107 предлагается оставить для организаций и предприятий прежний судебный иск, так
    108 сказать, а предпринимателей вывести под предлагаемый законопроект?
    109
    110 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ильдар Нуруллович.
    111
    112 ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Мы поддерживаем идею синхронизации этих вопросов с
    113 налоговым законодательством, а именно если речь идёт о взыскании недоимки,
    114 пеней и штрафов с юридических лиц и с физических лиц, являющихся
    115 индивидуальными предпринимателями, то это будет происходить во внесудебном
    116 порядке. Что же касается физических лиц, которые являются не индивидуальными
    117 предпринимателями, а простыми гражданами, то с них взыскания будут
    118 осуществляться только в судебном порядке.
    119
    120 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть.
    121 Депутат Беднов.
    122
    123 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    124
    125 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как? Поднимали руку, да? Тогда извините, может быть,
    126 это моя вина. Настаивайте тогда. Я же говорю всегда: такой-то, такой-то, и
    127 подводим черту. Громче кричите. Депутат Беднов, пожалуйста, ваш вопрос.
    128
    129 БЕДНОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    130
    131 Уважаемая Татьяна Константиновна, вопрос такой. Юридические лица сдают два
    132 экземпляра отчёта о платежах: один идёт в налоговую инспекцию, другой - в
    133 Пенсионный фонд. Не будет ли при этом двойного взыскания с юридических лиц
    134 недоимки, если и налоговая посчитает, и Пенсионный фонд посчитает? Потом
    135 вернуть деньги будет очень тяжело.
    136
    137 АНДРЕЕВА Т. К. Александр Викторович, это исключено, потому что и сегодня
    138 такой механизм предусмотрен. Поэтому и вносятся поправки, чтобы вот такого
    139 двойного учёта и двойной бухгалтерии не было.
    140
    141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы заданы - ответы даны. Есть ли желающие
    142 выступить? Есть. Депутат Карелова. Больше нет рук. Никто больше не
    143 настаивает, коллеги? Нет. Подводим черту.
    144
    145 Включите микрофон депутату Кареловой.
    146
    147 КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    148
    149 Уважаемые депутаты, я просила бы, насколько это возможно, поддержать этот
    150 законопроект, потому что в выступлении содокладчика уже прозвучали
    151 предложения, которые надо учесть при доработке законопроекта ко второму
    152 чтению.
    153
    154 На самом деле я хочу вам сказать (на примере Фонда социального страхования,
    155 которым я до недавнего времени руководила), что такая практика действует уже
    156 давно и это приводит к увеличению процента собираемости налогов и очень
    157 положительно сказывается на взаимодействии как раз страховых фондов, в
    158 частности Фонда социального страхования, и работодателей. То есть это
    159 демократичная процедура, она должна быть именно такой, и поэтому необходимо
    160 данный законопроект поддержать с учётом того, что мы ещё и приводим
    161 законодательные акты в соответствие с ранее принятыми законами, регулирующими
    162 данные нормы.
    163
    164 Спасибо.
    165
    166 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Настаивает ли
    167 представитель президента на выступлении? Представитель правительства? Нет.
    168 Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект
    169 федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты
    170 Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания
    171 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов".
    172
    173 Включите режим голосования.
    174
    175 Кто без карточки?
    176
    177 Покажите результаты.
    178
    179 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 12 сек.)
    180 Проголосовало за 373 чел.82,9%
    181 Проголосовало против 0 чел.0,0%
    182 Воздержалось 0 чел.0,0%
    183 Голосовало 373 чел.
    184 Не голосовало 77 чел.17,1%
    185 Результат: принято
    186
    187 Принято.
    188