Проект федерального закона № 359335-7 «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» »

Идентификатор 29519
Номер 359335-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Комментарий в части посещения пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия
Дата внесения 2018-01-10

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2019-06-04
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Азимов Рахим Азизбоевич
  • Аскендеров Заур Асевович
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Бариев Марат Мансурович
  • Баталова Рима Акбердиновна
  • Белик Дмитрий Анатольевич
  • Белых Ирина Викторовна
  • Березуцкий Юрий Николаевич
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Бондаренко Елена Вениаминовна
  • Бондарь Оксана Андреевна
  • Брыксин Александр Юрьевич
  • Ветлужских Андрей Леонидович
  • Водолацкий Виктор Петрович
  • Вострецов Сергей Алексеевич
  • Вторыгина Елена Андреевна
  • Выборный Анатолий Борисович
  • Гаджиев Магомед Тажудинович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Ганиев Фарит Глюсович
  • Герасименко Николай Федорович
  • Гетта Антон Александрович
  • Гильмутдинов Ильдар Ирекович
  • Говорин Николай Васильевич
  • Данчикова Галина Иннокентьевна
  • Евланов Владимир Лазаревич
  • Елыкомов Валерий Анатольевич
  • Журавлев Алексей Александрович
  • Зиннуров Ирек Хайдарович
  • Зубарев Виктор Владиславович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Иванов Максим Анатольевич
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Кабанова Валентина Викторовна
  • Каличенко Андрей Владимирович
  • Каминский Александр Викторович
  • Канаев Алексей Валерианович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Карпов Анатолий Евгеньевич
  • Катенев Владимир Иванович
  • Клыканов Александр Борисович
  • Кобилев Алексей Геннадьевич
  • Ковпак Лев Игоревич
  • Колесникова Надежда Борисовна
  • Косяненко Евгений Викторович
  • Красноштанов Алексей Николаевич
  • Кувшинова Наталья Сергеевна
  • Ламейкин Дмитрий Викторович
  • Лахова Екатерина Филипповна
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Маграмов Абдулмажид Варисович
  • Максимов Александр Александрович
  • Марданшин Рафаэль Мирхатимович
  • Марьяш Ирина Евгеньевна
  • Миронова Валентина Михайловна
  • Митина Елена Анатольевна
  • Мищеряков Юрий Николаевич
  • Назарова Наталья Васильевна
  • Николаева Виктория Викторовна
  • Окунева Ольга Владимировна
  • Панина Елена Владимировна
  • Петров Александр Петрович
  • Петров Анатолий Ильич
  • Петрунин Николай Юрьевич
  • Пилюс Наталия Николаевна
  • Плотников Владимир Николаевич
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Прокопьев Александр Сергеевич
  • Рахматуллина Зугура Ягануровна
  • Роднина Ирина Константиновна
  • Савастьянова Ольга Викторовна
  • Санина Наталья Петровна
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна
  • Сафаралиев Гаджимет Керимович
  • Селиверстов Виктор Валентинович
  • Селимханов Магомед Саламович
  • Серпер Евгений Александрович
  • Сибагатуллин Фатих Саубанович
  • Сидоров Александр Леонидович
  • Синяговский Владимир Ильич
  • Скриванов Дмитрий Станиславович
  • Слыщенко Константин Григорьевич
  • Смирнов Юрий Валентинович
  • Суббот Валентин Владимирович
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Тихомиров Анатолий Федорович
  • Ткачев Алексей Николаевич
  • Тутова Лариса Николаевна
  • Фаррахов Айрат Закиевич
  • Фокин Александр Иванович
  • Фролова Тамара Ивановна
  • Фургал Сергей Иванович
  • Хохлов Алексей Алексеевич
  • Черняева Нина Алексеевна
  • Шаманов Владимир Анатольевич
  • Шеремет Михаил Сергеевич
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Эмиргамзаев Абдулгамид Гасанович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, предназначенном для проведения реанимационных мероприятий).

    0 2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79
    1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
    2 Федерации" (в части посещения пациентов в отделении медицинской организации,
    3 предназначенном для проведения реанимационных мероприятий), третье чтение.
    4
    5 Пожалуйста, Николай Фёдорович Герасименко.
    6
    7 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы принимаем в
    10 третьем чтении очень важный для населения законопроект, который регулирует
    11 отношения в части посещения родственников в отделении реанимации и
    12 интенсивной терапии. Впервые законом даётся право родственникам, их законным
    13 представителям посещать отделения реанимации и интенсивной терапии, и это
    14 право гарантируется изменением статьи 79, введением обязанности лечебного
    15 учреждения допускать родственников, законных представителей в отделение
    16 реанимации и интенсивной терапии.
    17
    18 Законопроект во втором чтении был принят 16 мая. Комитет по охране здоровья
    19 подготовил законопроект к третьему чтению, проведены лингвистическая и
    20 правовая экспертизы, замечаний нет.
    21
    22 Комитет предлагает принять законопроект в третьем чтении.
    23
    24 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.
    25
    26 Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть.
    27
    28 Включите режим записи.
    29
    30 Коллеги, есть возражения по поводу принятия данного законопроекта?
    31
    32 Покажите список.
    33
    34 Морозов Дмитрий Анатольевич.
    35
    36 МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,
    37 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    38
    39 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я посчитал своим долгом
    40 выступить только потому, что другие коллеги, как я понимаю, призвали к
    41 дискуссии, хотя на самом деле я убеждён, что этот вопрос, этот законопроект
    42 по сути является зеркалом нашего общего понимания проблемы, он, по сути,
    43 является продолжением тех законопроектов, которые предлагали разные фракции.
    44 И в этом законопроекте, следуя поручению президента, следуя поручению
    45 Вячеслава Викторовича, мы объединили наши чаяния в решении действительно
    46 серьёзного, важного вопроса.
    47
    48 Этот вопрос, уважаемые коллеги, поставлен самим обществом. В последние
    49 десятилетия здравоохранение вообще переместилось в плоскость общественного
    50 контроля, контроля общественных, пациентских организаций, мы с вами приняли
    51 закон о клинических рекомендациях и протоколах, мы говорим уже о полном
    52 выстраивании здравоохранения в соответствии с чаяниями общества и под
    53 общественным контролем. И вот этот вопрос, касающийся возможности для родных,
    54 близких людей быть вместе со своими родственниками в их самые тяжёлые, порой,
    55 минуты, часы их жизни, по сути, отражает эти чаяния.
    56
    57 Я уже подчёркивал, что есть три самые главные составные части. Первое -
    58 государство признаёт существующую проблему и необходимость её регулирования.
    59 Второе - организации здравоохранения и вообще медицинское сообщество должны
    60 лишний раз вспомнить о том, что эта часть нашей деятельности должна быть
    61 регламентирована в соответствии, конечно же, с особенностями медицинской
    62 организации и чаяниями пациентов и их родных. И третье - граждане тоже должны
    63 понимать, что этот вопрос урегулирован, но существуют определённые правила.
    64 Мы и в прошлый раз подчёркивали, что реанимации есть разные: есть реанимации
    65 детских больниц, есть реанимации инфекционных больниц, в которых посещение
    66 невозможно, есть реанимации родильных домов, в которых тоже посещение
    67 родственниками невозможно. Всё это будет прописано, вот уважаемый Николай
    68 Фёдорович сказал про изменение 79-й статьи, но первое изменение
    69 законопроектом вносится в 14-ю статью, и там как раз прописывается, что общие
    70 требования отдаются в ведение Министерства здравоохранения, которое должно
    71 составить их для всей страны.
    72
    73 Мы считаем это серьёзным, хорошим шагом вперёд. Фракция поддерживает этот
    74 законопроект, и вас, уважаемые коллеги, тоже просим поддержать.
    75
    76 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
    77
    78 Коллеги, это действительно очень хорошее решение, серьёзный шаг вперёд, и нам
    79 важно, чтобы такие шаги делались не раз в несколько десятилетий. Здесь среди
    80 нас много уважаемых людей, представляющих медицинское сообщество, и в первую
    81 очередь это, наверное, касается вас, потому что вы профессионалы, вы знаете,
    82 как найти решения, - общество просит, чтобы мы приняли их как можно быстрее,
    83 чтобы они позволили нашим гражданам общаться со своими родственниками в
    84 реанимации, в палатах интенсивной терапии - там, куда они не могут сегодня
    85 попасть, - и взоры в первую очередь обращаются к вам. А законопроект, я
    86 думаю, объединит нас всех.
    87
    88 Насколько я знаю, необходимо принятие подзаконных актов во исполнение этого
    89 закона - а почему никто не задаст этот вопрос: они готовы, подзаконные акты?
    90 Коллеги, а почему мы умалчиваем?.. Вот мы сейчас примем законопроект, а
    91 дальше что будет, Дмитрий Анатольевич, Николай Фёдорович, коллеги?
    92
    93 Александр Юрьевич, а можно ознакомиться с проектами подзаконных актов,
    94 которые в соответствии с нормой Регламента должны быть в Государственной Думе
    95 до рассмотрения законопроекта в третьем чтении?
    96
    97 СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в
    98 Государственной Думе.
    99
    100 Вячеслав Викторович, очевидно, эта информация должна быть в комитете, но я
    101 точно знаю, что после принятия такие законы поступают заместителю
    102 председателя правительства, курирующему вопрос, и он своим поручением уже
    103 контролирует вопросы, связанные с подготовкой и принятием соответствующих
    104 подзаконных актов.
    105
    106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    107
    108 Пожалуйста, дайте возможность представить информацию председателю комитета.
    109 Морозову включите микрофон.
    110
    111 МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Документ
    112 практически готов - я имею в виду подзаконный акт - к принятию, поскольку
    113 Министерством здравоохранения в соответствии с поручением президента было
    114 подготовлено серьёзное, объёмное информационное письмо, разосланное во все
    115 субъекты Российской Федерации, и оно, по сути, и есть один в один проект
    116 подзаконного акта.
    117
    118 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я правильно понимаю, что после принятия закона граждане
    119 получат возможность навещать своих родственников и не нужно будет дожидаться
    120 месяцами, а иногда годами подзаконных актов, чтобы закон вступил в силу,
    121 Дмитрий Анатольевич?
    122
    123 Включите Морозову микрофон.
    124
    125 МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, да, совершенно верно, в
    126 соответствии с общими требованиями, установленными Минздравом, в последующем
    127 - каждым учреждением.
    128
    129 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы пугаете вот этими "общими установленными" и
    130 решениями главных врачей...
    131
    132 Пожалуйста, Морозову включите микрофон.
    133
    134 МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, и вы говорили об этом, и я
    135 сегодня подчеркнул: реанимации есть разные, и, конечно, особенности
    136 реанимаций должны учитываться.
    137
    138 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласен, но как раз здесь должен быть здравый смысл,
    139 это всё должно быть отражено в подзаконных актах, но при этом это не должно
    140 отдаваться на откуп... Мы понимаем, чем это может закончиться.
    141
    142 МОРОЗОВ Д. А. Конечно.
    143
    144 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Федот Семёнович Тумусов, "СПРАВЕДЛИВАЯ
    145 РОССИЯ".
    146
    147 Подготовиться Куринному Алексею Владимировичу.
    148
    149 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    150
    151 Спасибо.
    152
    153 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вот в
    154 быту бывают такие разговоры, когда про одну вещь можно сказать, что это
    155 сделано для людей, а про другую - что это сделано для человека, и когда вещь
    156 сделана для человека, то это предполагает хорошее качество и удобство. Так
    157 вот я считаю, что закон, который мы сегодня принимаем, сделан для человека.
    158
    159 Вообще говоря, право людей посещать больных в лечебных учреждениях прописано
    160 в пункте 6 части 1 статьи 6 закона "Об основах охраны здоровья...", но это
    161 сделано "для людей", и это зачастую не работает: понятно, право посещения
    162 вроде бы есть, но решение принимает главный врач, и зачастую, в 99 процентах
    163 случаев, естественно, не пускают. И вы представьте, люди понимают, что
    164 человек находится в реанимации и это его последние дни, может быть, даже
    165 часы, но нет возможности с ним проститься. Другой аспект: человек - это
    166 социальное существо, когда он общается, когда чувствует поддержку близких
    167 людей, то это помогает лечебному процессу. И закон, который мы принимаем,
    168 решает наконец эту проблему однозначно: лечебное учреждение обязано...
    169
    170 Естественно, мы должны прислушаться к требованиям врачей, ведь в отделении
    171 реанимации должна быть чистота, никаких инфекций и так далее, - будут
    172 разработаны правила, о которых мы сейчас говорили (соответствующее
    173 министерство, Минздрав России, издаст регламент, правила), но само по себе
    174 принятие этого закона очень важно для человека, для каждого человека.
    175
    176 Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.
    177
    178 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.
    179
    180 Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ.
    181
    182 Подготовиться Натарову Сергею Васильевичу, фракция ЛДПР.
    183
    184 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    185
    186 Спасибо, Вячеслав Викторович.
    187
    188 Вы правильно обратили внимание на отсутствие пока, к третьему чтению
    189 законопроекта, реального подзаконного нормативного акта: его на сегодня нет,
    190 он не подготовлен. Долгое время на уровне рабочей группы - я просто принимал
    191 участие в её работе - шёл спор: были сторонники того, чтобы передать в
    192 ведение Минздрава определение порядка посещения и всё, что с этим связано,
    193 всю техническую сторону, и было желание общественных организаций, желание
    194 родителей пребывать в реанимационных отделениях, а не просто посещать. Долго
    195 шли споры, но победила точка зрения Минздрава. Может быть, на первом этапе
    196 это и правильно - повторяю: на первом этапе, - но сразу предупреждаю, что
    197 завтра мы получим большое количество отрицательных отзывов именно от тех
    198 общественных организаций, от тех родителей или представителей родителей,
    199 которые настаивали на необходимости прописать в законе прямую процедуру
    200 пребывания с ребёнком, а не просто посещения. Как это будет, мы до сих пор
    201 точно не знаем; да, есть письмо рекомендательного характера, но оно где-то
    202 работает, где-то не работает, оно, по большому счёту, не имеет нормативного
    203 характера, и мы не знаем, как оно в итоге преобразуется в соответствующий
    204 приказ Минздрава - а я думаю, именно в этой форме должен появиться
    205 подзаконный нормативный акт. При этом Минздрав должен разработать порядок
    206 посещения всех отделений - не только реанимационных, где особый режим, но и
    207 всех остальных отделений, - то есть это должен быть огромный документ. Когда
    208 он появится, когда он выйдет, будут ли в нём учтены все особенности - это
    209 тоже большой вопрос.
    210
    211 Фракция КПРФ, безусловно, приветствует то, что сделан первый шаг: закреплена
    212 обязанность предоставлять возможность посещения. Форма - это уже детали (в
    213 которых, правда, обычно дьявол и кроется), как Минздрав пропишет, каким
    214 образом урегулирует. То есть мы в некоторой степени переместили, скажем так,
    215 на базу Минздрава процесс дальнейшего обсуждения мелких деталей, того, как
    216 человек туда будет заходить, сколько он будет там пребывать, может или не
    217 может... Ну, вот первый шаг сделан.
    218
    219 Второй шаг, который, на мой взгляд, должен быть логично предпринят
    220 Минздравом, - это пересмотр порядка организации оказания реанимационной
    221 помощи. Если мы говорим, что в некоторых отделениях реанимации, в том числе в
    222 детских, нет условий для пребывания рядом с детьми родителей, для посещения,
    223 поэтому, дескать, посещение или пребывание должно быть ограничено, значит,
    224 для начала в порядках надо прописывать, что в детских реанимациях должны
    225 создаваться условия, соответственно, должны проектироваться новые больницы,
    226 новые лечебные учреждения, где уже будет возможность для родителей и других
    227 близких родственников пребывать, причём достаточно длительное время, в
    228 отделениях реанимации, это хорошая психологическая поддержка. И я, как врач,
    229 с одной стороны, конечно, борюсь с желанием ограничить доступ, чтобы каким-то
    230 образом защитить человека, хотя многие наши опасения напрасны, с другой
    231 стороны, понимаю состояние детей, особенно малышей, которые находятся без
    232 родителей в окружении всей этой аппаратуры, в тяжёлых условиях и с
    233 соответствующими проблемами со здоровьем.
    234
    235 Фракция КПРФ поддерживает, но настаивает на скорейшем внесении подзаконного
    236 акта и на пересмотре порядка.
    237
    238 Спасибо за внимание.
    239
    240 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    241
    242 Пожалуйста, Натаров Сергей Васильевич, фракция ЛДПР.
    243
    244 НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.
    245
    246 Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Ну, как всегда, мы
    247 запаздываем на многие десятилетия: практически во всех странах эта
    248 возможность давным-давно предоставляется, в том числе и в коммунистическом
    249 Китае, а мы как закрыли в советское время двери реанимации для близких, так
    250 до сих пор и не можем открыть.
    251
    252 Я хочу остановиться только на одном моменте. Этот запрос в обществе возник
    253 давно, но решение такого элементарного вопроса, как предоставление
    254 возможности родственникам заходить к больному в реанимацию, сдвинулось с
    255 мёртвой точки только тогда, когда поручение дал президент на очередной прямой
    256 линии, Хабенский поставил этот вопрос. И то в первом чтении эта инициатива не
    257 была принята год назад, и если бы не наш председатель, то и до сегодняшнего
    258 дня этот вопрос оставался бы нерешённым.
    259
    260 Очень долго мы отвечаем на запросы, которые в обществе назрели, в том числе и
    261 в отрасли здравоохранения. Мы шарахаемся из стороны в сторону: в 2003 году
    262 начали оптимизацию здравоохранения - сейчас опять идём к его шаговой
    263 доступности, никак не можем прийти; десятилетиями сокращали - теперь пытаемся
    264 нагнать. Так происходит и по многим другим вопросам, касающимся медицины,
    265 например, относительно роста количества платных услуг в отрасли есть запрос в
    266 обществе, беспокоит это людей, количество таких услуг растёт, а мы пока никак
    267 на это не реагируем. Чем быстрее мы будем реагировать на все вещи, на все те
    268 потребности, которые в обществе есть, тем больше будет доверия к власти и к
    269 нам в том числе.
    270
    271 Фракция ЛДПР поддерживает, в том числе наш коллега Сергей Фургал, который
    272 сейчас является губернатором Хабаровского края, подписался в числе соавторов
    273 под этим законопроектом.
    274
    275 Спасибо за внимание.
    276
    277 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    278
    279 Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект
    280 федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального
    281 закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 2-й
    282 вопрос повестки дня.
    283
    284 Пожалуйста, включите режим голосования.
    285
    286 Покажите результаты.
    287
    288 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 06 мин. 55 сек.)
    289 Проголосовало за 410 чел.91,1 %
    290 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    291 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    292 Голосовало 410 чел.
    293 Не голосовало 40 чел.8,9 %
    294 Результат: принято
    295
    296 Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия; принят в первом чтении 4 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

    0 Коллеги, переходим к следующему блоку вопросов - "Законопроекты,
    1 рассматриваемые во втором чтении". 9-й вопрос, проект федерального закона "О
    2 внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны
    3 здоровья граждан в Российской Федерации" (в части посещения пациентов в
    4 отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия),
    5 второе чтение. Доклад Николая Фёдоровича Герасименко.
    6
    7 Уважаемые коллеги, это законопроект из нашей приоритетной повестки. Он
    8 долгожданный, и здесь необходимо подчеркнуть роль Комитета по охране
    9 здоровья: многое сделано, чтобы законопроект был вынесен на рассмотрение,
    10 потому что в течение очень длительного периода шли процедуры согласования с
    11 профильным ведомством, с сообществом. Мы сегодня с вами рассматриваем
    12 решение, которого ждут от нас наши граждане, я думаю, и вы его позитивно
    13 воспринимаете и также ожидаете, потому что речь идёт о посещении гражданами
    14 своих родственников, если они находятся в реанимационном отделении. Как вы
    15 знаете, сегодняшнее законодательство не позволяло этого сделать, а иногда
    16 речь идёт о часах и в принципе о возможности попрощаться с человеком либо его
    17 поддержать.
    18
    19 Пожалуйста, Николай Фёдорович.
    20
    21 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    22
    23 Спасибо, Вячеслав Викторович, за такое представление.
    24
    25 Данный законопроект, о допуске родственников в реанимацию, очень важен для
    26 людей, для нашего населения. Он был разработан на основе поручения Президента
    27 Российской Федерации Владимира Владимировича Путина после обращения к
    28 президенту, в Государственную Думу общественных организаций, общественных
    29 деятелей, таких как Нюта Федермессер, Константин Хабенский и других.
    30 Законопроект в первом чтении был принят 4 июля 2018 года, была создана
    31 рабочая группа. Довольно тяжёлой была работа, о чём говорил Вячеслав
    32 Викторович, с нашими ведомствами по согласованию поправок. Всего поступило
    33 четыре поправки к данному законопроекту, все они предлагаются к принятию.
    34
    35 Я прошу поставить на голосование таблицу поправок № 1, рекомендованных
    36 комитетом к принятию.
    37
    38 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1, четыре
    39 поправки в этой таблице, профильный комитет предлагает их к принятию? Нет.
    40
    41 Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным
    42 комитетом к принятию.
    43
    44 Просьба включить режим голосования.
    45
    46 Покажите результаты.
    47
    48 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 57 сек.)
    49 Проголосовало за 404 чел.89,8 %
    50 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    51 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    52 Голосовало 405 чел.
    53 Не голосовало 45 чел.10,0 %
    54 Результат: принято
    55
    56 Принимается таблица поправок № 1.
    57
    58 Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О
    59 внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона "Об основах охраны
    60 здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение, 9-й вопрос нашей
    61 повестки. Кто за?
    62
    63 Пожалуйста, включите режим голосования.
    64
    65 Покажите результаты.
    66
    67 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 52 сек.)
    68 Проголосовало за 407 чел.90,4 %
    69 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    70 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    71 Голосовало 407 чел.
    72 Не голосовало 43 чел.9,6 %
    73 Результат: принято
    74
    75 Законопроект во втором чтении принят единогласно.
    76
    77 Пожалуйста, включите микрофон.
    78
    79 Николай Фёдорович, вы что-то хотите предложить?
    80
    81 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да. Комитет по охране здоровья предлагает назначить
    82 рассмотрение законопроекта в третьем чтении на 21 мая, на вторник.
    83
    84 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается
    85 решение.
    86
    87 Готовьте законопроект для рассмотрения 21 мая.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 359335-7 "О внесении изменения в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу о посещении пациентов в отделении медицинской организации, оказывающем реанимационные мероприятия).

    0 По ведению - Герасименко Николай Фёдорович.
    1
    2 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    3
    4 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я прошу 55-й вопрос -
    5 законопроект касается посещения пациентов в отделениях реанимации родителями,
    6 он в приоритетных, он более трёх недель стоит в повестках, его ждут сотни
    7 тысяч людей - поставить первым на рассмотрение.
    8
    9 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете с него начать сейчас заседание?
    10
    11 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Да, с него начать.
    12
    13 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.
    14
    15 Тогда начинаем обсуждение проекта федерального закона "О внесении изменения в
    16 часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в
    17 Российской Федерации". Доклад Николая Фёдоровича Герасименко.
    18
    19 Пожалуйста.
    20
    21 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Спасибо большое, Александр Дмитриевич.
    22
    23 Это действительно очень важный законопроект. По этому вопросу неоднократно
    24 обращались и к президенту многие общественные организации, дважды Константин
    25 Хабенский обращался тоже по этому вопросу.
    26
    27 Суть в чём? В настоящее время посещение медицинских организаций, пребывание
    28 там регулируется Федеральным законом "Об основах охраны здоровья..." (статьёй
    29 6), но речь идёт только о создании условий для пребывания, а обязанности
    30 обеспечить возможность посещения нет. В настоящее время вопрос о посещении
    31 отделений реанимации и интенсивной терапии родственниками пациентов
    32 практически отдаётся на откуп главным врачам и заведующим отделениями. В мире
    33 такая практика широко распространена, отделения реанимации посещают. У нас в
    34 стране, кстати говоря, это тоже очень активно делается, и в Москве во многих
    35 больницах, и в регионах, в Ульяновске, в других городах - более чем в
    36 двадцати пяти регионах есть так называемые открытые реанимации.
    37
    38 Законопроектом как раз предлагается внести изменение, чтобы в законе "Об
    39 основах охраны здоровья..." была норма не просто о создании условий: в законе
    40 есть такая статья, 79-я, в которой перечислены обязанности медицинских
    41 организаций, и вот в неё вносится изменение о том, что медицинские учреждения
    42 обязаны допускать, позволять посещение и пребывание родственников в
    43 отделениях реанимации и интенсивной терапии, а уже сам порядок посещения, то
    44 есть показания, противопоказания и так далее, будет определять федеральный
    45 орган исполнительной власти в сфере здравоохранения.
    46
    47 Законопроект широко обсуждался на разных площадках. Правительство,
    48 Министерство здравоохранения, поддерживает данный законопроект. Есть
    49 заключение правительства о некоторых технических поправках - я думаю, при
    50 подготовке к рассмотрению во втором чтении мы, рабочая группа, эти
    51 технические поправки учтём. Комитет поддерживает законопроект и предлагает
    52 принять его в первом чтении.
    53
    54 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    55
    56 Будут ли вопросы, коллеги? Да.
    57
    58 Включите режим записи на вопросы.
    59
    60 Покажите список.
    61
    62 Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
    63
    64 ГАНЗЯ В. А. Николай Фёдорович, дело, конечно, хорошее, а вот что делать,
    65 если, например, посетители занесут в реанимацию инфекцию?
    66
    67 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Хороший вопрос. Это будет определено в порядке, минздрав
    68 будет определять, кому можно, кому - нет; нельзя будет тем, кто с
    69 температурой, с инфекцией и так далее, нужна будет специальная одежда - всё
    70 это будет определяться порядком. Я думаю, тот, у кого инфекция, просто не
    71 пройдёт, его не допустят.
    72
    73 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харитонов Николай Михайлович.
    74
    75 ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной
    76 политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
    77
    78 Николай Фёдорович, что на самом деле в повседневной практике происходит,
    79 почему отказывают в посещениях? Допустим, родной, близкий человек приехал
    80 издалека попроведывать - в чём основная причина отказа, почему необходим
    81 соответствующий закон?
    82
    83 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Отказывают потому, что, во-первых (сейчас задали вопрос,
    84 кого пропускать, кого не пропускать), нужно всё-таки регулировать порядок
    85 посещений, условия, чтобы не было температуры, каких-то заболеваний, нужно
    86 давать бахилы для пребывания в отделении; во-вторых, у нас реанимации, будем
    87 говорить, довольно в плачевном состоянии: площади маленькие, теснота,
    88 огромный оборот пациентов. Так что это необходимо регулировать постановлением
    89 правительства, вернее, приказом Минздрава. Кстати, замечание, которое
    90 правительство внесло, о том, что необходимо ещё внести изменение в закон об
    91 основах охраны здоровья - дать Минздраву полномочие определять такой порядок.
    92 И ещё, я думаю, очень важно, особенно сейчас, когда идёт речь о Десятилетии
    93 детства, будут строиться новые детские больницы, вообще идут стройки, особое
    94 внимание уделить как раз расширению отделений реанимации, нужно, чтобы
    95 всё-таки было больше простора, чтобы можно было ширмы ставить, и больше было
    96 бы возможностей пускать посетителей.
    97
    98 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.
    99
    100 ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ
    101 РОССИЯ".
    102
    103 Уважаемый Николай Фёдорович, скажите, пожалуйста, а как будут защищены права
    104 пациентов, которые одновременно находятся в палате и которые не хотели бы,
    105 чтобы их видели в таком состоянии? Каким образом будут они защищены от того,
    106 что кто-то может сделать фото- или видеосъёмку, а потом это появится в
    107 социальных сетях? То есть когда человек в тяжёлом состоянии и лица, которые
    108 находятся в палате, не с его стороны, неизвестны ему... Каким образом мы
    109 защитим этих пациентов?
    110
    111 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Правильный вопрос. Кстати говоря, сейчас они вообще никак
    112 не защищены, зачастую они просто даже голые лежат, им устанавливают канюли и
    113 так далее.
    114
    115 Я вот вспоминаю молодость: у меня был учитель, известный в России профессор
    116 Юрий Михайлович Дедерер, автор ряда монографий, и когда он лежал с инфарктом
    117 в больнице, ему было плохо, а никого в реанимации не было, никто не приходил,
    118 он что сделал? У него на груди были электроды - он их снял, и на мониторе
    119 отразилась изолиния, что он умер. Смотрю, говорит он мне, вот клиническая
    120 смерть, вот биологическая смерть - никто не пришёл, утром потом разбирались.
    121 Вот очень важно, чтобы действительно на родственников не как на врагов
    122 смотрели, а именно как на помощников.
    123
    124 Что касается вопроса, чтобы не попадала в Сеть информация, это будет
    125 регулироваться как раз порядком пропуска, приказом Минздрава России.
    126
    127 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
    128
    129 Есть ли желающие выступить по данному вопросу?
    130
    131 Включите режим записи на выступления.
    132
    133 Покажите список.
    134
    135 Морозов Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.
    136
    137 МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,
    138 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    139
    140 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я коротко хотел бы
    141 попросить вас поддержать этот законопроект, инициативу депутатов, по которой
    142 на самом деле обращались к президенту. Отвечая на вопросы уважаемых коллег,
    143 скажу, что, по всей вероятности, складывается неоднородная практика во всей
    144 Российской Федерации. И Николай Фёдорович обозначил действительно большую
    145 проблему: подавляющее большинство отделений реанимации не соответствуют
    146 СанПиН. И Ирина Анатольевна совершенно верно задала вопрос о защите прав
    147 других пациентов, которые находятся в реанимации. Мы неоднократно обращали
    148 внимание на заседании комитета на то, что проведение реанимационных
    149 мероприятий сопряжено с очень серьёзным вмешательством в организм человека:
    150 постановка назогастрального зонда, уретрального катетера, центрального
    151 венозного катетера и многое-многое другое. И вообще, те, кто хоть раз касался
    152 реанимации, а уж тем более работал в ней, как ваш покорный слуга, прекрасно
    153 знают, что есть моменты в деятельности медицинских бригад, которые, без
    154 сомнения, требуют некого уединения, и не каждый даже доктор может посмотреть
    155 и быть сопричастным к оказанию реанимационной помощи, например, своему
    156 родственнику или ребёнку.
    157
    158 Другое дело, что существует иная категория пациентов - тех, кто длительно
    159 находится в реанимации и нуждается в поддержке, это пациенты с
    160 черепно-мозговой травмой, с потерей сознания; в таких случаях простое
    161 прикосновение родственника к руке играет огромную роль в восстановлении всех
    162 функций и в последующем выздоровлении пациента.
    163
    164 Подчёркиваю лишний раз и хочу донести до уважаемой аудитории, что в
    165 подзаконных актах Министерства здравоохранения должно быть прописано всё: и
    166 эпидемиология родственников, и критерии их допуска в реанимацию, и сроки
    167 появления в реанимации. На самом деле требует небольшого уточнения 323-й
    168 закон, "Об основах охраны здоровья...", где общий порядок посещения
    169 гражданами пациентов в медицинских учреждениях уже прописан. Ещё раз
    170 подчеркну: подзаконные акты должны быть на контроле у нашего комитета, на
    171 контроле у парламента, тогда мы с вами будем знать, что сделали благое дело.
    172
    173 Прошу поддержать.
    174
    175 Председательствует Первый заместитель
    176 Председателя Государственной Думы
    177 И. И. Мельников
    178
    179 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    180
    181 Сухарев Иван Константинович.
    182
    183 На рабочем месте включите микрофон.
    184
    185 СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.
    186
    187 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я убеждён, что фракция ЛДПР
    188 поддержит данный законопроект, но хотел бы отметить, что подобного рода
    189 законопроект вносился нами, в том числе мною, в Государственную Думу ещё в
    190 прошлом созыве, однако, к сожалению, комитет не поддержал его. Не так давно
    191 даже подходили брать интервью, думая, что это законопроект ЛДПР сейчас
    192 комитетом поддержан.
    193
    194 Данная проблема возникла не на пустом месте - мы постоянно встречаемся с
    195 гражданами и знаем, что не в каждой больнице пускают, такая возможность есть,
    196 но регулирует этот вопрос каждая больница отдельно. Подзаконными актами,
    197 наверное, эту проблему не решить, надо вносить изменения в закон, поэтому мы
    198 законопроект поддержим.
    199
    200 Проблема есть, и действительно, как здесь говорили, иногда одно прикосновение
    201 родной руки может вернуть к жизни и, собственно говоря, поднять человека на
    202 ноги. Ну и ещё, конечно, это контроль, дополнительный контроль со стороны
    203 родственников за тем, как ухаживают в больнице, уделяют ли должное внимание
    204 пациенту. Конечно, проблема актуальная, именно поэтому мы с коллегами вносили
    205 подобный законопроект, который был бы в принципе альтернативным, если бы это
    206 было в данный момент, но, к сожалению, тогда он был отклонён. Мы поддержим,
    207 конечно.
    208
    209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    210
    211 Онищенко Геннадий Григорьевич.
    212
    213 На рабочем месте включите микрофон.
    214
    215 ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    216
    217 Трогательно, конечно, рассуждать о заботе о пациентах, но, коллеги, это не
    218 предмет законодательного регулирования - в повседневной медицинской практике
    219 это предмет регулирования санитарных требований и норм. Сейчас тоже можно
    220 разрешить посещение реанимационного отделения, особенно если оно с
    221 индивидуальной палатой и в этом есть необходимость. Тут и этические вопросы,
    222 и другие, потому что ухаживать, конечно, непрофессионалам возможность давать
    223 нельзя. Я могу назвать два или три реанимационных отделения в Москве, которые
    224 можно посещать без дестабилизации режима, в остальных городах России я таких
    225 отделений знаю очень мало.
    226
    227 Конечно, раз уже принято решение, дана санкция на законодательное
    228 регулирование... но всё равно понадобятся отсылочные нормы, и вот на этом
    229 уровне данный вопрос надо будет ещё раз урегулировать, потому что, ещё раз
    230 говорю, это не предмет законодательного регулирования, это вопросы режима.
    231 Немножко неправильно, что этот законопроект так был внесён, раз уж решили,
    232 давайте примем закон, но регулировать будем не приказами министра и не
    233 приказами главного врача, а в соответствии с теми требованиями, которые
    234 действуют в отношении режима и прежде всего биологической безопасности
    235 пациента. А то завтра мы можем принять закон о регулировании посещения
    236 пациентов в ожоговых отделениях, где эта проблема ещё более остро стоит, чем
    237 в реанимации, и так слишком далеко зайдём.
    238
    239 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    240
    241 Кобзев Юрий Викторович.
    242
    243 КОБЗЕВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    244
    245 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, фракция "ЕДИНАЯ
    246 РОССИЯ" поддержит данный законопроект, и вот почему. Отдавать право посещения
    247 пациента родственниками на откуп только одного должностного лица тоже нельзя,
    248 не зря пациентские организации действительно выносили этот вопрос даже на
    249 уровень президента, и известные люди, докладчики, выступавшие передо мной,
    250 полностью раскрыли этот вопрос.
    251
    252 Какая сейчас существует проблема? Действительно, совершенно прав Геннадий
    253 Григорьевич, в Москве существует несколько реанимационных отделений, в том
    254 числе и детских, куда обеспечен полный доступ родителей, но они проходят
    255 довольно жёсткий контроль. Все выступавшие упомянули, что этот вопрос
    256 отдаётся на откуп регулятора, то есть нашего уважаемого Министерства
    257 здравоохранения. Так вот, мы считаем, что до третьего чтения, а Вячеслав
    258 Викторович говорил, что если законопроект правительственный, то мы должны
    259 получить проекты всех подзаконных актов, но и для данного проекта закона нам
    260 принципиально необходимо получить проекты подзаконных актов и до третьего
    261 чтения провести широкомасштабное их обсуждение, в том числе на площадке
    262 Комитета по охране здоровья.
    263
    264 Коллеге из фракции ЛДПР хотелось бы сказать, что действительно, по-моему, в
    265 шестом созыве подобный законопроект был отклонён, но тогда в комитете не было
    266 такого количества докторов.
    267
    268 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас поддержать законопроект и продолжить
    269 работу над ним ко второму чтению, рассмотрев полностью проекты всех
    270 подзаконных актов, чтобы не получилось хуже, чем было раньше.
    271
    272 Призываем поддержать.
    273
    274 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    275
    276 Полномочные представители президента, правительства будут выступать? Нет.
    277 Докладчик будет выступать с заключительным словом? Да.
    278
    279 Депутату Герасименко включите микрофон.
    280
    281 ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Данный законопроект является важным именно с точки зрения
    282 регулирования. А относительно того, что говорил Геннадий Григорьевич, скажу,
    283 что нужно не просто создавать условия, но и нести ответственность,
    284 обеспечивая посещение больных, и это является предметом регулирования этого
    285 проекта закона.
    286
    287 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    288
    289 Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.
    290
    291 Включите режим голосования.
    292
    293 Покажите результаты.
    294
    295 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 26 сек.)
    296 Проголосовало за 388 чел.86,2 %
    297 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    298 Воздержалось 2 чел.0,4 %
    299 Голосовало 390 чел.
    300 Не голосовало 60 чел.13,3 %
    301 Результат: принято
    302
    303 Принимается в первом чтении законопроект.
    304