0 |
Пункт 17 на фиксированное время мы поставили. О проекте федерального закона |
1 |
"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской |
2 |
Федерации". Докладывает Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской |
3 |
Федерации Антон Александрович Иванов. |
4 |
|
5 |
ИВАНОВ А. А., Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. |
6 |
|
7 |
Уважаемые депутаты, добрый день! Мы представляем вашему вниманию |
8 |
законопроект, который был предметом довольно длительной подготовки |
9 |
соответствующими рабочими группами Высшего Арбитражного Суда. Он вносит |
10 |
значительные изменения в действующее законодательство. Эти изменения, если |
11 |
вкратце, сводятся к следующим моментам. |
12 |
|
13 |
Первое - это меры, направленные на развитие института арбитражных |
14 |
заседателей. Не секрет, что арбитражные заседатели в нынешней ситуации в |
15 |
судах используются часто для затягивания судебных дел, поэтому мы предлагаем |
16 |
сделать участие заседателей принципиально оспариваемым и зависящим от |
17 |
удовлетворения или неудовлетворения соответствующего ходатайства судьёй в |
18 |
зависимости от обстоятельств дела. |
19 |
|
20 |
Второй момент очень важный - мы вводим правила об ознакомлении лиц, |
21 |
участвующих в деле, с особым мнением судьи, вынесенным по делу, а также о |
22 |
публикации особых мнений судей Высшего Арбитражного Суда, вынесенных по |
23 |
решениям Президиума. Это способствует повышению открытости в деятельности |
24 |
наших судов. |
25 |
|
26 |
Также мы предлагаем изъять из подсудности Высшего Арбитражного Суда как суда |
27 |
первой инстанции имущественные споры между Российской Федерацией и её |
28 |
субъектами, передав их на уровень судов первой инстанции. Мы считаем, что они |
29 |
уже в достаточной мере способны рассматривать эти споры, особенно с учётом |
30 |
того, что у нас существует система апелляционных и кассационных судов, |
31 |
свободных от местных влияний. Эта система позволит разгрузить Высший |
32 |
Арбитражный Суд, и за ним в качестве суда первой инстанции останутся только |
33 |
споры по нормативным актам. |
34 |
|
35 |
Ещё один очень важный момент - мы хотим закрепить норму, так называемую |
36 |
норму-привязку, которая позволит использовать электронное обеспечение |
37 |
правосудия на основании специального закона, проект которого нами подготовлен |
38 |
и в ближайшее время будет внесён в Государственную Думу. Речь идёт о |
39 |
возможности подачи исковых заявлений через официальные сайты судов в сети |
40 |
Интернет и о представлении доказательств в электронной форме. Пока мы вносим |
41 |
изменения в УПК, принципиально допускающие такую возможность, а порядок |
42 |
реализации этой нормы будет определён специальным законом. Пока эта норма |
43 |
будет только общей, отсылочной нормой. |
44 |
|
45 |
Очень важный момент, который также предлагается, - изменение порядка судебных |
46 |
извещений. Не секрет, что сейчас очень многие недобросовестные стороны путём |
47 |
неполучения судебных повесток уклоняются от явки в судебные заседания и суды |
48 |
очень много дел вынуждены откладывать из-за того, что стороны не извещены. |
49 |
Недобросовестные участники процесса и адвокаты часто этим пользуются. Мы |
50 |
хотим избежать подобного рода ситуаций, закрепив новый подход к судебным |
51 |
извещениям. В нашей судебной системе создан так называемый график |
52 |
рассмотрения арбитражных дел в сети Интернет, где размещаются все графики дел |
53 |
во всех арбитражных судах Российской Федерации. Эта функция доступна, |
54 |
информацию можно получить на нашем сайте. Мы хотим сделать следующим образом: |
55 |
суды обязательно должны проверять, извещён ли участник о деле, которое |
56 |
рассматривается в суде первой инстанции, а в дальнейшем они должны только |
57 |
направлять извещение по адресу, а сторона должна сама знакомиться с |
58 |
соответствующими повестками, которые размещаются на сайтах судов. Это |
59 |
позволит в значительной мере сократить сроки рассмотрения судебных дел, что |
60 |
сейчас для нас очень важно, поскольку нагрузка на наши суды в период |
61 |
финансового кризиса увеличилась ровно в два раза. В некоторых судах сейчас на |
62 |
одного судью приходится до ста дел в месяц. Это очень серьёзная нагрузка, и, |
63 |
конечно, хотелось бы всё-таки, чтобы она была меньше. |
64 |
|
65 |
И последнее. Это изменение подведомственности по делам об оспаривании |
66 |
нормативных актов. Дело в том, что у нас сложилась очень любопытная ситуация. |
67 |
Наши суды рассматривают все дела по железнодорожной перевозке грузов, а дела |
68 |
о нормативных актах в сфере железнодорожной перевозки рассматривает Верховный |
69 |
Суд. Конечно, это вызывает определённые вопросы, поскольку желательно было |
70 |
бы, чтобы споры о нормативных актах в сфере предпринимательской или |
71 |
экономической деятельности рассматривал тот суд, у которого есть судебная |
72 |
практика по конкретным гражданским и административным делам в соответствующей |
73 |
сфере. Поэтому мы предлагаем установить правило о том, что и споры по поводу |
74 |
нормативных актов распределяются между нашими судебными системами по |
75 |
предметному критерию, то есть в зависимости от того, касается этот спор |
76 |
предпринимательской или иной экономической деятельности или не касается. |
77 |
Многие наши экономические ведомства поддерживают этот подход и, более того, |
78 |
неоднократно нас просили, чтобы мы взяли эти категории дел к своему |
79 |
рассмотрению. |
80 |
|
81 |
Вот основные изменения, которые предлагается внести в Арбитражный |
82 |
процессуальный кодекс. Я готов ответить на вопросы. |
83 |
|
84 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала мы послушаем содоклад, а потом такая |
85 |
возможность может появиться. |
86 |
|
87 |
Пожалуйста, пока присаживайтесь, Антон Александрович. |
88 |
|
89 |
Содоклад Вяткина Дмитрия Фёдоровича от комитета. Пожалуйста. |
90 |
|
91 |
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость |
92 |
внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс, по большому счёту, |
93 |
назрела уже давно, и практика применения отдельных норм, институтов |
94 |
Арбитражного процессуального кодекса за последние несколько лет |
95 |
продемонстрировала необходимость их совершенствования. Жизнь не стоит на |
96 |
месте, а тем более некоторые положения Арбитражного процессуального кодекса |
97 |
становились поводом для разбирательства в Конституционном Суде Российской |
98 |
Федерации. Достаточно вспомнить постановления от 16 июля 2004 года, 17 ноября |
99 |
2005 года и самое недавнее - от 25 марта 2008 года. Кроме того, вы знаете, |
100 |
что принят и в ближайшее время вступит в силу Федеральный закон "Об |
101 |
обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской |
102 |
Федерации", положения которого могут эффективно применяться лишь в случае их |
103 |
учёта в нормах процессуальных кодексов, и Арбитражный процессуальный кодекс |
104 |
здесь, скажем так, первый, который в том числе и с учётом требования данного |
105 |
федерального закона будет меняться. |
106 |
|
107 |
Основные новеллы Антон Александрович уже обозначил - это изменение |
108 |
подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, изменение |
109 |
подсудности экономических споров между Российской Федерацией и субъектом либо |
110 |
между субъектом и Российской Федерацией, установление нового порядка |
111 |
формирования состава судов и закрепление возможности подачи искового |
112 |
заявления через официальный сайт сети Интернет, а также, что немаловажно, |
113 |
установление обязательной последовательности движения судебных дел через все |
114 |
инстанции в системе арбитражных судов. |
115 |
|
116 |
Данный законопроект обсуждался в различных рабочих группах. Было достаточно |
117 |
много споров. Я думаю, что при продолжении работы над ним возможно |
118 |
подвергнуть критике либо переосмыслению те положения, которые в нём есть |
119 |
сейчас, в первом чтении. В любом случае приглашаю коллег к работе над данным |
120 |
законопроектом. Комитет рекомендует принять его в первом чтении. |
121 |
|
122 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
123 |
|
124 |
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, много вопросов. Депутат |
125 |
Федоткин, депутат... |
126 |
|
127 |
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) |
128 |
|
129 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте запишемся - предлагает депутат Лебедев. |
130 |
|
131 |
Включите режим записи. |
132 |
|
133 |
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) |
134 |
|
135 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да вас-то я вижу всегда, с любого расстояния. |
136 |
|
137 |
Покажите список записавшихся на вопросы. Девять человек. |
138 |
|
139 |
Марков Сергей Александрович. Ковалёв Николай Дмитриевич, как я понимаю, по |
140 |
карточке... |
141 |
|
142 |
КОВАЛЁВ Н. Д. По карточке Маркова. |
143 |
|
144 |
Я хотел спросить вот о чём, хотя впрямую это не имеет отношения к данному |
145 |
законопроекту. Антон Александрович, очень тревожит разная трактовка одних и |
146 |
тех же законов, которые действуют в Российской Федерации, разными составами |
147 |
судов. Что делается, что предпринимается для введения единообразия, чтобы мы |
148 |
могли понимать, что закон во всех регионах и во всех составах судов будет |
149 |
действовать одинаково? Ещё раз повторю: вопрос не имеет прямого отношения к |
150 |
данному законопроекту, но очень важен с точки зрения прогноза и с точки |
151 |
зрения стабилизации ситуации в России. |
152 |
|
153 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антон Александрович. |
154 |
|
155 |
ИВАНОВ А. А. Различие мнений между судьями по поводу толкования тех или иных |
156 |
норм закона - это естественная вещь и это отражение независимости судей, |
157 |
проблема в другом, на мой взгляд. Проблема состоит в том, чтобы не |
158 |
различалась фундаментально практика между различными ветвями судебной власти, |
159 |
а подобного рода различия, к сожалению, иногда имеют место, имеют место |
160 |
различные подходы, в том числе высших судов, к трактовке тех или иных |
161 |
положений закона. |
162 |
|
163 |
Единственный способ решить эту проблему - это гармонизировать судебную |
164 |
практику. Сравнительно недавно мы с Верховным Судом приняли совместное |
165 |
постановление пленума о применении части четвёртой Гражданского кодекса. |
166 |
Сейчас в стадии обсуждения находится уже подготовленный проект постановления |
167 |
пленума о защите права собственности и других вещных прав, огромный по |
168 |
объёму. Мы считаем, что этот путь - совместные постановления - является |
169 |
правильным путём с точки зрения гармонизации нашей общей судебной практики. |
170 |
|
171 |
Что касается того, что разные судьи выражают разные мнения, то это только |
172 |
отражение принципа независимости судьи. Я считаю, что это нормально. А вот |
173 |
когда практика между разными ветвями судебной власти по толкованию одних и |
174 |
тех же норм расходится, с этим надо бороться. Здесь, конечно, и роль |
175 |
законодателей должна быть очень высокой, потому что ведь мы же толкуем закон |
176 |
и всегда можно поменять закон, чтобы различные толкования ушли. |
177 |
|
178 |
Спасибо. |
179 |
|
180 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Апарина Алевтина Викторовна. |
181 |
|
182 |
АПАРИНА А. В. Спасибо. |
183 |
|
184 |
Антон Александрович, к вам вопрос. Сегодня вы внесли законопроект, здесь |
185 |
разумные предложения, на наш взгляд, и, скорее всего, наша фракция поддержит |
186 |
вас. |
187 |
|
188 |
Мой вопрос вот о чём. Чувствуется, скоро вы с новым законопроектом придёте. |
189 |
Вот сейчас в обществе идёт очень горячее обсуждение по поводу ваших |
190 |
предложений, в частности о наделении судей особыми полномочиями. Будьте |
191 |
добры, расскажите кратко, в чём суть, чтобы мы были подготовлены уже к вашей |
192 |
новой законодательной инициативе. И почему так яростно нападает на вас |
193 |
большая часть юристов? |
194 |
|
195 |
Спасибо. |
196 |
|
197 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще, это так, на лекцию... |
198 |
|
199 |
ИВАНОВ А. А. Ну, это общий вопрос. За что они нападают - надо спросить у этих |
200 |
юристов. |
201 |
|
202 |
Мы действительно сейчас готовим два важных законопроекта, которые касаются |
203 |
изменения работы деятельности судов, - это законопроект об электронном |
204 |
обеспечении правосудия и законопроект о так называемом преюдициальном |
205 |
судебном запросе, который позволит гармонизировать судебную практику путём |
206 |
запросов нижестоящих судов в вышестоящие. И также в стадии подготовки |
207 |
находятся поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, которые позволяют |
208 |
сделать нашу практику более прецедентной, с тем чтобы судебная практика |
209 |
высших судов оказывала большее влияние на ситуацию при рассмотрении дел в |
210 |
нижестоящих судах. Вот такие три инициативы мы сейчас прорабатываем. А что |
211 |
касается резкого их неприятия, ну, во-первых, не все, конечно, возражают |
212 |
против них, а во-вторых, новое часто вызывает неприятие, но со временем к |
213 |
нему привыкают, и оно становится старым, это неизбежный процесс. |
214 |
|
215 |
Спасибо. |
216 |
|
217 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Анатолий Семёнович. |
218 |
|
219 |
ИВАНОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
220 |
|
221 |
Уважаемый Антон Александрович, мой вопрос касается изменения порядка |
222 |
извещения сторон арбитражного судебного процесса. Вы сказали, что сейчас в |
223 |
сети Интернет будут размещаться графики рассмотрения судебных дел, и это, |
224 |
наверное, правильно. Ведь в арбитражных судах рассматриваются дела |
225 |
юридических лиц, поэтому у каждого юридического лица должна быть возможность |
226 |
узнать через Интернет, когда его дело рассматривается. Но при этом, как вы |
227 |
сказали, будет ещё дополнительно извещаться каждая из сторон. Я так понял, |
228 |
что судебное извещение будет. Так вот, может быть, можно обойтись без |
229 |
дополнительных судебных извещений? |
230 |
|
231 |
Спасибо. |
232 |
|
233 |
ИВАНОВ А. А. Спасибо за этот вопрос. |
234 |
|
235 |
Я думаю, что мы в этом законопроекте реализуем тот подход, который существует |
236 |
в подавляющем большинстве стран Европы и в Соединённых Штатах. Главное - |
237 |
известить сторону один раз о том, что против неё ведётся судебное |
238 |
разбирательство. Если сторона надлежащим образом извещена об этом и суд |
239 |
проверил, что она извещена, то дальше это уже бремя стороны - проверять, в |
240 |
каком состоянии находится её дело, звонить в суд, спрашивать. |
241 |
|
242 |
Собственно говоря, для чего мы делаем систему открытости информации о |
243 |
деятельности судов? Ведь сейчас что получается у нас? Почта работает плохо, |
244 |
корреспонденция доставляется очень медленно. А на каждой судебной инстанции |
245 |
суд вынужден не просто проверять, отправлено ли ему уведомление, а проверять, |
246 |
доставлено ли это уведомление, а оно может доставляться и неделю, и две, и |
247 |
три, и пять. У нас есть рекорды - два месяца доставляются почтовые |
248 |
уведомления. И в результате дело слушаться не может. Но для чего мы создаём |
249 |
информационные ресурсы, которые существуют в сети Интернет, и тратим на это |
250 |
средства? Для того, чтобы стороны были один раз правильно, квалифицированно |
251 |
извещены. Один раз им почта доставила уведомление, и это суд проверил. После |
252 |
этого им просто отправляется корреспонденция, но доставка её уже не |
253 |
проверяется, не отслеживается дальше судом. Дальше суд слушает дело, соблюдая |
254 |
правило об уведомлении, но не проверяя, доставлено ли это сообщение, и |
255 |
обязательно отражая всё в сети Интернет. |
256 |
|
257 |
Поэтому мне кажется, что очень многие спорящие стороны, недобросовестные, - |
258 |
они злоупотребляют своей возможностью не получить ничего. Приходит |
259 |
уведомление, но его специально никто не берёт, с тем чтобы судебный процесс |
260 |
откладывался и откладывался. Вот сейчас у нас огромное количество жалоб, в |
261 |
основном от кредиторов, банков и других организаций, которые взыскивают |
262 |
средства с юридических лиц, а юридические лица всеми силами прячутся от них, |
263 |
не получая никаких уведомлений. В конце концов, для чего у нас в реестре |
264 |
записан адрес местонахождения юридического лица? Для того, чтобы туда |
265 |
направлялись уведомления. Если вы в реестре записали определённый адрес, то |
266 |
извольте и как юридическое лицо быть обязанным нести все риски, связанные с |
267 |
тем, что вам посылают уведомления. И этого достаточно. Собственно, на этом |
268 |
основана данная процедура. А отправка уведомления тем не менее нужна, чтобы |
269 |
защитить права граждан в рамках этого процесса. При этом первое уведомление |
270 |
надо проверить, получено ли, а второе и последующие надо просто отправлять и |
271 |
обязательно на сайте в Интернете отражать данные о судебных процессах, о том, |
272 |
когда и что назначено. Более того, со следующего года мы приготовили новую |
273 |
систему, которая называется "Электронный страж"... (Микрофон отключён.) |
274 |
|
275 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончились три минуты. |
276 |
|
277 |
Добавьте время. |
278 |
|
279 |
ИВАНОВ А. А. Можно? |
280 |
|
281 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. |
282 |
|
283 |
ИВАНОВ А. А. Мы подготовили новую систему, которая называется "Электронный |
284 |
страж": любой может зарегистрироваться на нашем сайте, и ему будет приходить |
285 |
либо послание по электронной почте, либо sms-сообщение о том, что в отношении |
286 |
его в систему внесены какие-то данные, и о том, что в отношении его назначено |
287 |
какое-то слушание. Вот внедрив подобного рода систему, мы уже сами будем |
288 |
информировать стороны о том, какие изменения происходят в отношении их. |
289 |
|
290 |
Спасибо. |
291 |
|
292 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Груздев Владимир Сергеевич. |
293 |
|
294 |
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо. |
295 |
|
296 |
Антон Александрович, у меня вопрос к вам. Я хотел бы напомнить, что в |
297 |
соответствии с Конституцией у нас судебная власть не является независимой, а |
298 |
является самостоятельной властью, но вопрос мой касается другого, он касается |
299 |
прежде всего возможного будущего перехода на электронное правосудие, в том |
300 |
числе на систему извещения, которую мы сейчас с вами обсуждаем. Мы в комитете |
301 |
долго обсуждали эту тематику, и вашему заместителю я просто привёл пример, |
302 |
когда судебное решение апелляционным судом, девятым апелляционным судом, было |
303 |
отменено только на том основании, что канцелярия первой инстанции потеряла |
304 |
исковое заявление, оригинал искового заявления, и вот на этом основании было |
305 |
отменено судебное решение первой инстанции. Что будет происходить в том |
306 |
случае, если вдруг у нас электронная база повиснет в будущем, - тоже будем |
307 |
производить отмены? |
308 |
|
309 |
ИВАНОВ А. А. Ну, слава Богу, у нас существует система резервного копирования, |
310 |
и за то время, пока функционирует наша система, наша база ещё ни разу не |
311 |
повисала. Может быть, человеческий фактор и играет какую-то роль в ошибках, |
312 |
которые она допускает, но в целом, я думаю, таких ситуаций быть не может, |
313 |
потому что если что-то и повисает, то это всегда резервным образом может быть |
314 |
восстановлено. |
315 |
|
316 |
Что касается существенных процессуальных нарушений, которые были по делу, |
317 |
могут быть по любому делу, то они по нашему АПК являются основанием для |
318 |
отмены соответствующего судебного акта, и ничего тут нельзя поделать, это |
319 |
медицинский факт, к сожалению. |
320 |
|
321 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. |
322 |
|
323 |
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. |
324 |
|
325 |
У меня тоже вопрос к Антону Александровичу. Я внимательно ознакомился с |
326 |
предлагаемым законопроектом. Несомненно, законодательство по деятельности |
327 |
арбитражных судов требует существенной корректировки, вы правы. Вот Владимир |
328 |
Сергеевич Груздев меня опередил с этим вопросом, а Дмитрий Фёдорович, |
329 |
докладывая, сказал, что тут много корректировать надо. Вот конкретный пример, |
330 |
берём статью 1 и первый пункт: справедливое и публичное судебное |
331 |
разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом и |
332 |
так далее. Уважаемый Антон Александрович, таких погрешностей, на мой взгляд, |
333 |
очень много. Что такое разумный срок? Для вас, Председателя Высшего |
334 |
Арбитражного Суда, этот разумный срок один, для тех, чьи дела вы |
335 |
рассматриваете, разумный срок - это другое. Даже здесь, если мы опрос |
336 |
проведём, по-моему, общей точки зрения не найдём, что такое разумный срок... |
337 |
(Микрофон отключён.) |
338 |
|
339 |
ИВАНОВ А. А. Разумный срок - это понятие, которое сформировано в результате |
340 |
сложившейся практики Европейского Суда по правам человека, который присуждает |
341 |
компенсацию за то, что разбирательство прошло в неразумный срок. Это не |
342 |
нормативный срок, нормативные сроки у нас обозначены в законах, но они, если |
343 |
можно так выразиться, слишком однотипны для всех дел. Каждое дело разное, и |
344 |
для каждого дела свой разумный срок, и именно поэтому мы записали обязанность |
345 |
рассмотреть дело в разумный срок, а не в нормативный, поскольку с учётом той |
346 |
огромной нагрузки, которая существует, часто суды не соблюдают нормативные |
347 |
сроки разбирательства. Причём иногда в этом даже и некого упрекнуть, потому |
348 |
что, например, они часто вынуждены по АПК начинать разбирательство сначала, а |
349 |
срок заново тем не менее течь не начинает в данной ситуации. |
350 |
|
351 |
Понятие разумного срока - это понятие оценочное, к сожалению, но всё право |
352 |
состоит из оценочных понятий, никуда нам не уйти. Если мы скажем, что суды |
353 |
должны разбирать дела в сроки, установленные действующим законодательством, |
354 |
то мы придём к тому, что огромное количество судей будет признано |
355 |
нарушителями соответствующих законов либо нам придётся сделать очень длинные |
356 |
сроки, как это существует во многих странах Европы. Но это тоже не самый |
357 |
лучший вариант. Поэтому когда сейчас разрабатывается законопроект об |
358 |
ответственности государства за нарушение разбирательства в разумный срок, то |
359 |
там именно эта концепция разумного срока и закреплена. Речь идёт не о |
360 |
нормативном сроке, который указан в тех или иных актах, а о том сроке, |
361 |
который нужен с учётом всех обстоятельств дела. И конечно, вопрос о том, |
362 |
нарушен разумный срок или не нарушен разумный срок, решает тот, кто будет |
363 |
оценивать соответствующее решение, в том числе присуждать компенсацию по |
364 |
соответствующему закону. Именно поэтому появился термин "разумный срок". |
365 |
|
366 |
К сожалению, это оценочное понятие, но по-другому регулирование, на мой |
367 |
взгляд, произвести невозможно, иначе это будет регулирование, как для роботов |
368 |
или для автоматических машин каких-то. |
369 |
|
370 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. |
371 |
|
372 |
РОХМИСТРОВ М. С. Антон Александрович, у меня вопрос, касаемый концептуальной |
373 |
новеллы об изменении подсудности рассмотрения экономических споров между |
374 |
Российской Федерацией и субъектом. Вы ссылаетесь здесь на то, что основное |
375 |
количество споров у нас идёт в части недвижимого имущества, - с этим, |
376 |
возможно, можно было бы согласиться, потому что разграничение государственной |
377 |
собственности у нас произведено аж в 91-м году постановлением номер 3020. Но |
378 |
ни в коем случае я не могу согласиться с вами в плане земли, так как у нас |
379 |
разграничение земель произведено только законом № 53-ФЗ, и прошло ещё |
380 |
недостаточно времени. И вот, учитывая заинтересованность субъектов и то, что |
381 |
в основном субъекты как раз и производят так называемый захват федеральной |
382 |
собственности путём выпуска собственных нормативных правовых актов, которые |
383 |
действуют на территории субъектов, вот изменение подсудности этих дел, я |
384 |
считаю... (Микрофон отключён.) |
385 |
|
386 |
ИВАНОВ А. А. Я понял вопрос. Несмотря на то что постановление номер 3020 было |
387 |
принято почти двадцать лет назад, у нас до сих пор существует в судах |
388 |
огромное количество споров по применению этого постановления. Например, до |
389 |
сих пор не решены вопросы в отношении огромного количества культурных |
390 |
ценностей города Москвы, и таких примеров можно очень много привести. |
391 |
|
392 |
Мы чем руководствовались, когда оставляли в подсудности Высшего Арбитражного |
393 |
Суда, как суда первой инстанции, только споры о нормативных актах? Тем, что |
394 |
Конституционный Суд наш по ряду дел высказывал правовую позицию, согласно |
395 |
которой у стороны должна быть возможность в обычном порядке обжаловать |
396 |
соответствующее решение. Если дело находится в Высшем Арбитражном Суде, как в |
397 |
суде первой инстанции, то есть возможность обжаловать решение только в |
398 |
порядке надзора, то есть в экстраординарном порядке с узким перечнем |
399 |
оснований, и нет возможности ещё раз обратить внимание на неправильную оценку |
400 |
судом фактических обстоятельств дела. Именно поэтому мы хотим передать эти |
401 |
дела в первую инстанцию наших судов, с тем чтобы они потом прошли полноценную |
402 |
процедуру обжалования, чтобы в них были представлены все необходимые |
403 |
доказательства, касающиеся фактических обстоятельств дела, а потом это дело |
404 |
попало бы, допустим, в Высший Арбитражный Суд для финальной оценки. Вот |
405 |
какова идея этого законопроекта. |
406 |
|
407 |
На самом деле таких дел у нас было не так много, потому что, если в них |
408 |
участвует ещё какое-то частное лицо, это всё равно дела судов первой |
409 |
инстанции. И мы считаем, что во всяком случае в нашей системе существуют |
410 |
апелляционные и кассационные суды, которые не зависят от местных властей и |
411 |
созданы специально в экстерриториальном таком порядке, и у них хватит сил, не |
412 |
поддаваясь местным влияниям, квалифицированно рассматривать соответствующие |
413 |
дела. А если им это не удастся, в конце концов есть Высший Арбитражный Суд, |
414 |
который всегда может их поправить. |
415 |
|
416 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Паутов - нет. Закончились вопросы. Есть ли |
417 |
желающие выступить? Есть: депутат Рохмистров и депутат Вяткин. Пожалуйста, |
418 |
Рохмистров. |
419 |
|
420 |
А Вяткин может выступать и от фракции, и в рамках заключительного слова. |
421 |
|
422 |
Пожалуйста. |
423 |
|
424 |
РОХМИСТРОВ М. С. Наша фракция не может согласиться с рядом посылов, хотя, |
425 |
надо отметить, в законопроекте содержится достаточно много полезных и |
426 |
необходимых вещей. Но вот концептуально прописано... не случайно я задал этот |
427 |
вопрос, потому что, к сожалению, тот порядок, о котором говорил Антон |
428 |
Александрович, действительно и сегодня существует. К сожалению, несмотря на |
429 |
то что у нас наработано, по постановлению номер 3020 до сегодняшнего дня по |
430 |
объектам недвижимости сохраняется огромное количество вопросов, хотя есть и |
431 |
определение Конституционного Суда. До сих пор существуют как бы неподелённые |
432 |
объекты культурного наследия, которые уничтожаются каждый день. И вопрос о |
433 |
земле. Совсем недавно у нас был принят 53-й федеральный закон о разграничении |
434 |
собственности на землю, по нему ещё не наработано вообще никакой, собственно |
435 |
говоря, арбитражной практики, на которую можно было бы ссылаться. |
436 |
|
437 |
И я думаю, что многие вопросы, исходя из того что мы набили много шишек с |
438 |
постановлением номер 3020, можно было бы сегодня уже, не меняя подсудности, |
439 |
рассматривать сразу Высшим Арбитражным Судом как судом первой инстанции, |
440 |
потому что, к сожалению, практика показывает... Если мы возьмём, например, |
441 |
аптеки, вот сейчас только - случилась пандемия, грипп и всё остальное - мы |
442 |
столкнулись с тем, что у нас не осталось ни собственного фармпроизводства, ни |
443 |
государственных аптек, а те аптеки, которые у нас есть, коммерческие, они |
444 |
заняты извлечением прибыли, а не обеспечением граждан лекарственными |
445 |
препаратами. |
446 |
|
447 |
Я могу привести примеры, это как раз вопросы арбитражного суда. В своё время |
448 |
у нас было создано такое предприятие - "Здравэкспорт". Ему постановлением |
449 |
правительства были переданы аптеки, которых теперь нет, так как нормативными |
450 |
правовыми актами субъектов они были признаны собственностью субъектов в |
451 |
нарушение постановления правительства номер 3020 и, мягко говоря, распроданы. |
452 |
|
453 |
Вот пример Курской области, где проводилась проверка. Счётная палата выдаёт |
454 |
заключение, что это федеральное имущество, а суды разных инстанций, |
455 |
естественно, под влиянием субъектов принимают решение, что нет, в принципе |
456 |
всё нормально, всё правильно сделано. В связи с этим в Курской области были в |
457 |
своё время аптечные бунты. Ещё шесть лет назад было установлено завышение |
458 |
стоимости лекарств на 30 процентов, а воз и ныне там: собственного |
459 |
фармпроизводства как не было, так и нет. То есть оно было в своё время и |
460 |
передавалось на баланс этого предприятия, но теперь разрушено, все аптечные |
461 |
пункты, которые не являются коммерчески выгодными, ликвидированы, остались |
462 |
только коммерчески выгодные аптеки, в которых продаются на 90 процентов |
463 |
импортные препараты высокой стоимости, неинтересно этим аптекам заниматься |
464 |
реализацией отечественных препаратов. Какие бы мы тут сейчас, спустя шесть - |
465 |
восемь лет, ни принимали законопроекты, толку не будет. |
466 |
|
467 |
Так что вопрос касается как раз имущественных взаимоотношений. Если такие |
468 |
вопросы решались бы сразу Высшим Арбитражным Судом, не было бы влияния |
469 |
субъектов и принимались бы однозначные решения. Я думаю, что нам бы не |
470 |
пришлось сейчас заниматься различными законопроектами, цель которых - |
471 |
поддержать отечественного производителя лекарственных препаратов, либо |
472 |
задаваться вопросами по обеспечению наших граждан лекарственными препаратами. |
473 |
|
474 |
Вопрос здесь достаточно сложный. Он хоть и относится к компетенции судов и |
475 |
касается разграничения полномочий, но практика показывает, что, если мы |
476 |
меняем такие вещи, как подсудность по этим вопросам, в конечном итоге мы |
477 |
через какое-то время столкнёмся с достаточно серьёзными проблемами. Это |
478 |
касается и памятников. Вот уже восемь лет ходят списки туда-сюда, есть и |
479 |
определение Конституционного Суда, но до сих пор во многих памятниках |
480 |
архитектуры, несмотря на то что подписаны бумаги и так далее, находятся - |
481 |
изначально там находились, с 20-х годов, - федеральные учреждения. И эти |
482 |
федеральные учреждения платят уже десять лет в бюджет субъекта деньги из |
483 |
федерального бюджета за аренду этих, собственно говоря, им и принадлежащих |
484 |
помещений. Это смешно, но тем не менее это так. Поэтому делать отсылку, |
485 |
говорить, что вот такая история, надо бы её спустить, чтобы она набрала |
486 |
какой-то вес, так сказать, и потом уже пришла в Высший Арбитражный Суд, |
487 |
наверное, неправильно. |
488 |
|
489 |
Я говорил о Курской области. Если бы в своё время Высший Арбитражный Суд |
490 |
рассмотрел это дело как суд первой инстанции, наверное, он вынес бы |
491 |
правильное решение, и собственное фармпроизводство и двести пятьдесят аптек |
492 |
уже шесть лет назад начали бы работать в Курской области как государственные |
493 |
предприятия. Может быть, они привлекли бы там каких-то частных партнёров или |
494 |
ещё что-то было бы сделано, но были бы сохранены и собственное |
495 |
фармпроизводство, и государственная аптечная сеть, которая обеспечивала бы |
496 |
население по минимальным ценам лекарственными препаратами. К сожалению, это |
497 |
не было сделано, а был избран традиционный путь чиновниками от минздрава. Они |
498 |
пошли в первую инстанцию, вторую инстанцию, третью, то есть годами судились, |
499 |
в итоге где-то выигрывали, где-то проигрывали. Суды первой инстанции |
500 |
говорили: а мы не можем рассматривать все двести пятьдесят объектов, давайте |
501 |
мы их на кусочки разобьём, а вот соберите техпаспорта на объекты, ещё что-то |
502 |
там. Ну какой может быть техпаспорт в деревне Пупкино, где был аптечный |
503 |
киоск?! Ну вот попробуйте на него найти техпаспорт и представить! Я думаю, |
504 |
что арбитражный суд вынес бы общее определение и вопрос об отмене того |
505 |
нормативного правового акта, который был принят субъектом Российской |
506 |
Федерации, Курской областью, был бы решён. И таких примеров можно приводить |
507 |
бесконечное множество. |
508 |
|
509 |
И поэтому вот этот вопрос... А впереди у нас вопросы разграничения |
510 |
собственности на землю, потому что оно фактически не произведено. Вопросы |
511 |
будут и с обеспечением жильём, и с размещением федеральных структур, вопросы, |
512 |
касающиеся земли, тоже сегодня стоят достаточно остро. К сожалению, пока не |
513 |
наработана арбитражная практика по этим вопросам. Не хотелось бы, чтобы у нас |
514 |
эти вопросы оставались как бы подвешенными либо уходили, так сказать, на |
515 |
большой круг и чтобы в конечном итоге мы с вами потом пожинали такие плоды, |
516 |
как с лекарствами, когда наступило время "Ч". Мы прекрасно понимаем, что тут |
517 |
бьёмся головой о стену и пытаемся повернуть время вспять. Не получится. Не |
518 |
получится сейчас для борьбы с пандемией, с эпидемией какой-то обеспечить |
519 |
население своевременно лекарствами, потому что в своё время всё это было |
520 |
запущено на большой круг. |
521 |
|
522 |
И сейчас мы, изменяя эту процедуру, фактически лишаем возможности в подобных |
523 |
ситуациях напрямую обращаться в Высший Арбитражный Суд как суд первой |
524 |
инстанции. Поэтому вот с этой позицией мы категорически не согласны. Мы |
525 |
считаем, что такую возможность, как обращение в Высший Арбитражный Суд, |
526 |
особенно в спорах, касающихся собственности Российской Федерации, то есть |
527 |
федеральной собственности, и собственности субъектов согласно нормативным |
528 |
правовым актам, принимаемым субъектами Российской Федерации, необходимо |
529 |
оставить, так как у нас, к сожалению, государство ещё слишком молодое, чтобы |
530 |
оставлять это всё на решение судов первой инстанции, даже несмотря на то, что |
531 |
у нас есть институт апелляции и кассации. Потому что, как правило, это тоже |
532 |
происходит в субъектах, а субъекту с субъектом договориться гораздо проще. И |
533 |
мы с этим сталкивались, когда в субъекте, например в Брянской области (там |
534 |
суд первой инстанции, в Брянской области, и апелляция там же, в Брянской |
535 |
области), всё решалось совершенно спокойно в интересах самого субъекта. А вот |
536 |
интересы Российской Федерации придётся отстаивать спустя полтора-два года и |
537 |
ещё тут доказывать... К сожалению, срок рассмотрения этих вопросов может за |
538 |
это время закончиться и бумажки придётся собирать несколько раз, чтобы что-то |
539 |
где-то как-то доказывать. Поэтому в этой части наша фракция категорически |
540 |
против изменения подсудности данных дел. |
541 |
|
542 |
Спасибо. |
543 |
|
544 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович, по карточке... А, |
545 |
подождите секундочку. Представители президента и правительства желают |
546 |
выступить с заключительным словом? Нет. В режиме заключительного слова |
547 |
выступит содокладчик Вяткин, а потом... Нет, сначала докладчик. |
548 |
|
549 |
Пожалуйста, Антон Александрович, у вас есть право выступить с заключительным |
550 |
словом. |
551 |
|
552 |
ИВАНОВ А. А. Я только в своём слове прошу поддержать наш законопроект, |
553 |
какие-то изменения можно будет, разумеется, внести и отразить в ходе |
554 |
обсуждения при подготовке ко второму чтению. |
555 |
|
556 |
Что касается ситуации с курским фармсектором, то я могу сказать, что это дело |
557 |
проходило и через Высший Арбитражный Суд, и там, насколько я помню, всё |
558 |
осталось в силе из-за того, что давность истекла. Поэтому здесь уж никуда не |
559 |
деться, срок давности для того и существует, чтобы обеспечить прочность |
560 |
оборота и закрепить сложившиеся результаты. По этому делу если там и были |
561 |
каким-то образом нарушены интересы государства, то защищать эти интересы |
562 |
нужно было гораздо раньше, чем это дело возникло. |
563 |
|
564 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
565 |
|
566 |
Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович, по карточке депутата Панкова. |
567 |
|
568 |
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Олег Викторович. |
569 |
|
570 |
Уважаемые коллеги, во-первых, надо поблагодарить Антона Александровича за то, |
571 |
что система арбитражных судов и законодательства постоянно совершенствуется, |
572 |
для того чтобы правосудие в системе арбитражных судов происходило более |
573 |
чётко, оперативно, открыто, прозрачно, понятно и справедливо. И данный |
574 |
законопроект - это тоже, так сказать, звено в той работе, которая проводится. |
575 |
Также хочу поблагодарить его за ответы на вопросы, несмотря на то что вопросы |
576 |
в большей части, к сожалению, не касались непосредственно законопроекта, |
577 |
равно как и выступления. Тем не менее я призываю коллег продолжить работу над |
578 |
данным законопроектом и поддержать его. |
579 |
|
580 |
Я думаю, что это не последние изменения, вносимые в процессуальное |
581 |
законодательство в целом, потому что, как я сказал, основная тенденция - |
582 |
внедрение новейших информационных технологий в работу судов, а также большая |
583 |
открытость всех судебных инстанций, - я думаю, заставит нас так или иначе ещё |
584 |
не раз обращаться к вопросу внесения изменений в процессуальное |
585 |
законодательство. |
586 |
|
587 |
Ещё раз прошу вас поддержать данный законопроект. |
588 |
|
589 |
Спасибо. |
590 |
|
591 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в первом чтении проект |
592 |
федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс |
593 |
Российской Федерации". |
594 |
|
595 |
Включите режим голосования. |
596 |
|
597 |
Покажите результаты голосования. |
598 |
|
599 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 48 сек.) |
600 |
Проголосовало за 373 чел. 82,9% |
601 |
Проголосовало против 1 чел. 0,2% |
602 |
Воздержалось 0 чел. 0,0% |
603 |
Голосовало 374 чел. |
604 |
Не голосовало 76 чел. 16,9% |
605 |
Результат: принято |
606 |
|
607 |
Законопроект принимается в первом чтении. |
608 |
|