Проект федерального закона № 20869-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Идентификатор 33785
Номер 20869-8
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Комментарий в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг
Дата внесения 2021-11-19

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) принять (одобрить) закон
Дата последнего события 2021-12-17
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Президент РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг).

    0 9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович
    2 Пискарёв.
    3
    4 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и
    5 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию
    8 законопроект был принят нами во втором чтении 16 декабря этого года. Напомню,
    9 что в нём идёт речь о дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере
    10 борьбы с коррупцией, в частности о деятельности финансовых уполномоченных, а
    11 также руководителей их аппаратов. Законопроект полностью подготовлен к
    12 рассмотрению в третьем чтении. Он прошёл все необходимые процедуры
    13 согласования, замечаний правового, юридико-технического, а также
    14 лингвистического характера не имеется. Просим поддержать решение профильного
    15 комитета и принять законопроект в третьем чтении.
    16
    17 Благодарю за внимание.
    18
    19 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    20
    21 Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    22
    23 Законопроект ставится на голосование.
    24
    25 Включите режим голосования.
    26
    27 Покажите результаты.
    28
    29 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 02 сек.)
    30 Проголосовало за 388 чел.86,2 %
    31 Проголосовало против 4 чел.0,9 %
    32 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    33 Голосовало 392 чел.
    34 Не голосовало 58 чел.12,9 %
    35 Результат: принято
    36
    37 Закон принят.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 20869-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия коррупции в деятельности уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг).

    0 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации". Доклад полномочного представителя
    2 Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича
    3 Минха.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в
    8 Государственной Думе.
    9
    10 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
    11 Президентом Российской Федерации внесён проект закона "О внесении изменений в
    12 отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предметно он направлен
    13 на то, чтобы усовершенствовать нормативную основу деятельности финансовых
    14 уполномоченных в сферах финансовых услуг применительно к антикоррупционной
    15 тематике. Законопроект подготовлен в соответствии с Национальным планом
    16 противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Хочу вам напомнить, что этот
    17 план был утверждён указом Президента Российской Федерации 16 августа 2021
    18 года, и подготовка соответствующей инициативы этим планом и предусмотрена.
    19
    20 С содержательной точки зрения. Прежде всего хочу вам напомнить, что институт
    21 финансовых уполномоченных - так для краткости их буду называть - действует
    22 недолго: сам закон вступил в силу 3 сентября 2018 года, а ряд положений этого
    23 закона вступили в силу соответственно с 1 января 2020 года и с 1 января 2021
    24 года. В настоящее время назначены пять человек на эти должности: есть главный
    25 финансовый уполномоченный, который работает практически с даты начала
    26 действия базового закона, и есть четыре финансовых уполномоченных в разных
    27 сферах финансовых услуг - они работают соответственно с 2019-го, 2020-го и
    28 даже с 2021 года.
    29
    30 Что это за институт? Прежде всего хочу сказать, что основной объём нагрузки,
    31 который на них ложится, - это страхование, в первую очередь это ОСАГО и
    32 каско. И если брать статистику, то порядка 90 тысяч обращений было по этим
    33 направлениям в 2019 году, а в 2020 году количество обращений увеличилось в 2
    34 раза. По сути, решения, которые принимают финансовые уполномоченные,
    35 обеспечиваются государственным принуждением: выдаётся удостоверение, которое
    36 по сути является исполнительным документом, и судебные приставы-исполнители
    37 обеспечивают его реализацию, то есть это, безусловно, публичные функции.
    38
    39 С точки зрения эффективности их работы статистика следующая. Например, по
    40 2019 году Верховный Суд отметил, что на 40 процентов уменьшилась нагрузка на
    41 судебные инстанции по данным вопросам, а по 2020 году - но это не на сайте
    42 суда, это я услышал от председателя Верховного Суда, он эту цифру уже назвал
    43 - на 58 процентов. Банк России по проблематике, которая касается его
    44 деятельности, отметил, что количество обращений в Центробанк уменьшилось на
    45 30 процентов по первому году, а по второму году - на 36 процентов. И поэтому
    46 вот те новеллы, которым сегодня посвящён законопроект, внесённый президентом,
    47 направлены на то, чтобы финансовых уполномоченных по сферам услуг и
    48 руководителя службы, который обеспечивает деятельность финансовых
    49 уполномоченных, поставить в тот же правовой режим, что и главного финансового
    50 уполномоченного. Соответственно, предлагается внести изменения в пять
    51 федеральных законов - в законы "Об оперативно-розыскной деятельности", "О
    52 противодействии коррупции", "О банках и банковской деятельности", "О контроле
    53 за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных
    54 лиц их доходам" и "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых
    55 услуг".
    56
    57 Если кратко, то суть этих новелл состоит в том, что финансовые уполномоченные
    58 и руководитель службы соответствующую информацию о доходах и расходах должны
    59 декларировать, как и многие лица, которые сидят в этом зале, и госслужащие,
    60 здесь они, по сути, приравниваются. Будет возможность проверять эту
    61 информацию по запросам Центробанка, в том числе через механизмы
    62 оперативно-розыскной деятельности. Также предусматривается, что в случае,
    63 если возникает конфликт интересов... ну, например, если финансовый
    64 уполномоченный застрахован в одной страховой компании, то, безусловно, ему
    65 лучше не рассматривать конфликтную ситуацию, где одной из сторон выступает
    66 эта страховая компания. То есть вот такие ситуации Центробанк будет помогать
    67 разрешать. Ну, и они будут обязаны информировать, если кто-то будет им
    68 предлагать совершать какие-то действия коррупционной направленности.
    69
    70 Вот кратко та нормативная информация, которая содержится в инициативе
    71 президента. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу главы
    72 государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.
    73
    74 Спасибо за внимание.
    75
    76 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    77
    78 Содоклад Василия Ивановича Пискарёва.
    79
    80 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и
    81 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    82
    83 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил
    84 концепцию внесённого Президентом Российской Федерации законопроекта. Хочу
    85 сразу отметить, что профильный комитет её поддержал, и, чтобы не повторяться,
    86 коротко остановлюсь на моментах, которые легли в основу такого решения.
    87
    88 Как уже было сказано, служба финансового уполномоченного образовалась на
    89 самом деле не так давно, в 2018 году, она была призвана решать споры между
    90 потребителями услуг и финансовыми учреждениями на сумму не более 500 тысяч
    91 рублей. Почему вообще возникла необходимость распространить на финансового
    92 уполномоченного такие же, как и для всех должностных лиц, предусмотренные
    93 антикоррупционным законодательством ограничения, обязанности и запреты?
    94 Необходимость этого вытекает из собственно правового положения самого
    95 финансового уполномоченного. Как уже было сказано - здесь я просто повторю и
    96 чуть-чуть добавлю, - решения финансового уполномоченного обязательны к
    97 исполнению финансовыми учреждениями, а в случае неисполнения он может
    98 выдавать так называемое удостоверение, которое имеет силу исполнительного
    99 документа. Фактически речь идёт об исполнении ими властных полномочий,
    100 поэтому потребовалось внесение изменений и в закон об ОРД, и в закон "О
    101 банках и банковской деятельности", и соответственно в антикоррупционные
    102 федеральные законы.
    103
    104 Примечательны изменения в статью 7 закона "Об оперативно-розыскной
    105 деятельности", согласно которым орган, уполномоченный осуществлять ОРД,
    106 получает право проверять полноту и достоверность информации о доходах,
    107 расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая
    108 представляется при соискании, при поступлении на должность финансового
    109 уполномоченного, и это касается также руководителя их аппарата. Важно ещё то,
    110 что указанное положение распространяется также на служащих Центрального банка
    111 Российской Федерации, поскольку именно Банк России назначает финансовых
    112 уполномоченных. Ну и одновременно с этим финансовые уполномоченные обязаны
    113 будут не только принимать меры для предотвращения и урегулирования конфликта
    114 интересов, но и сообщать в Банк России о всех случаях, когда к ним обращаются
    115 и склоняют к совершению коррупционного правонарушения.
    116
    117 Принятие указанного закона будет способствовать повышению прозрачности
    118 деятельности финансовых уполномоченных и обеспечению законности и
    119 беспристрастности принимаемых ими решений. Настоящий законопроект показывает,
    120 что вопросам борьбы с коррупцией Президент России по-прежнему уделяет особое
    121 внимание и государство не собирается останавливаться на пути
    122 совершенствования антикоррупционного законодательства.
    123
    124 Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального
    125 характера не имеет. Правительство поддерживает данный законопроект.
    126
    127 С учётом изложенного, уважаемые коллеги, я прошу поддержать решение Комитета
    128 по безопасности и противодействию коррупции и принять законопроект в первом
    129 чтении.
    130
    131 Благодарю за внимание.
    132
    133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    134
    135 Есть вопросы, да?
    136
    137 Включите режим записи на вопросы.
    138
    139 Покажите список.
    140
    141 Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
    142
    143 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Гарри Владимирович, уважаемый Василий Иванович! Вы
    144 помните, что несколько лет назад полковник ФСБ - ну, казалось бы, куда уж
    145 лучше подбирать, - надзирающий за Центральным банком, получил, если верить
    146 СМИ, 13 миллиардов рублей взяток. Что является критерием и кто будет
    147 контролировать? Я так понимаю, что вы подменяете банковские структуры,
    148 банковский надзор, тем более с оперативно-розыскными действиями... Вот я
    149 лично не понимаю сути этого органа. Почему бы не ратифицировать конвенцию,
    150 статью 20 Конвенции ООН против коррупции, и не перестать плодить
    151 дополнительные комиссии, уполномоченных? Они только усложняют работу. И я не
    152 понимаю, по каким критериям вы подберёте человека, который признается, что
    153 ему дали 13 миллиардов, и откажется от них. Ну вот у Карла Маркса: если
    154 прибыль составляет больше 300 процентов, то 99 процентов людей пойдут на
    155 любое преступление.
    156
    157 МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, половина моего выступления и отчасти
    158 выступление Василия Ивановича были направлены на то, чтобы пояснить, что это
    159 за институт и для чего он создан.
    160
    161 Ну а если вспомнить Маркса, то хочу вам напомнить, что он говорил не о
    162 коррупционерах, а о капиталистах, это применительно к вашей цитате. Всё-таки
    163 лучше, как говорит Олег Николаевич Смолин, пуговицы пришивать к пальто, а не
    164 наоборот. Цитата не совсем по делу.
    165
    166 Теперь по сути вопроса. Мы сегодня не рассматриваем в целом тему
    167 уполномоченного по финансовым услугам, задача совсем другая. Соответствующий
    168 закон действует уже с 3 сентября 2018 года, и существует объём публичных
    169 полномочий, о которых я говорил (и Василий Иванович, повторю, тоже немного
    170 дополнял и углублял эту информацию), и сейчас, через два с половиной года
    171 действия этого закона, мы увидели, что есть потребность - люди обращаются,
    172 суды и Центробанк разгружены, то есть механизм эффективный, поэтому мы
    173 посчитали необходимым, наработав определённую практику, предложить данные
    174 новеллы, они абсолютно логичны. Если институт, должностные лица выполняют
    175 публичные функции, то, безусловно, у них должны быть те же самые запреты,
    176 ограничения и требования, которые присущи любым другим лицам с публичными
    177 полномочиями - и депутатам, и госслужащим, и ряду других должностных лиц. Мы
    178 просто делаем эту картину более сбалансированной. Никаких других новелл,
    179 никаких пересмотров мы не предлагаем, мы, наоборот, говорим о том, что
    180 институт работающий, рабочий, эффективный, и просто создаём дополнительные
    181 механизмы по профилактике.
    182
    183 Что касается ваших примеров, то СМИ верить на слово не надо, это часто
    184 ловушка. А что касается коррупционеров - боролись и будем бороться, поэтому
    185 предлагаются меры профилактические, они помогают и вам, и нам двигаться в
    186 правильном направлении. Так что ничего страшного здесь нет, наоборот.
    187
    188 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    189
    190 Коллеги, нет больше вопросов?
    191
    192 Василий Иванович, добавить хотите?
    193
    194 ПИСКАРЁВ В. И. Добавить чуть-чуть.
    195
    196 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.
    197
    198 ПИСКАРЁВ В. И. Николай Васильевич, где находятся и Черкалин, и Захарченко? В
    199 тюрьме. Так что всё нормально, закон работает. И всё, что получено незаконно,
    200 изъято и обращено в доход государства. Законы работают.
    201
    202 Ну а что касается вашего вопроса, уважаемый Николай Васильевич, я не понял,
    203 между нами говоря, его назначение, поскольку мы сегодня рассматриваем
    204 возможность распространить на финансового уполномоченного... (Микрофон
    205 отключён.)
    206
    207 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    208
    209 ПИСКАРЁВ В. И. Наоборот, мы идём по пути ужесточения ответственности и
    210 создания возможности для своевременного выявления и пресечения коррупционных
    211 правонарушений. В этом плане мы с вами всегда были солидарны. Я не понял,
    212 почему вы вдруг решили, что здесь какая-то ловушка заложена? Уважаемые
    213 коллеги, это не так. Просто нужно внимательно прочитать сам законопроект,
    214 прежде чем вопросы задавать.
    215
    216 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    217
    218 Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик?
    219 Содокладчик? Нет.
    220
    221 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    222 отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 20.
    223
    224 Включите режим голосования.
    225
    226 Покажите результаты.
    227
    228 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 54 сек.)
    229 Проголосовало за 411 чел.91,3 %
    230 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    231 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    232 Голосовало 411 чел.
    233 Не голосовало 39 чел.8,7 %
    234 Результат: принято
    235
    236 Принимается единогласно в первом чтении.