Проект федерального закона № 20316-8 «О публично-правовой компании "Роскадастр"»

Идентификатор 33779
Номер 20316-8
Тип документа Федеральный закон
Название О публично-правовой компании "Роскадастр"
Комментарий
Дата внесения 2021-11-18

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) принять (одобрить) закон
Дата последнего события 2021-12-17
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр".

    0 Так, коллеги, 6-й вопрос, о проекте федерального закона "О публично-правовой
    1 компании "Роскадастр", третье чтение.
    2
    3 Даниил Владимирович Бессарабов, пожалуйста.
    4
    5 БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
    6 Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, замечаний по нему
    7 нет, просьба поддержать.
    8
    9 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить?
    10 Есть.
    11
    12 Пожалуйста, включите режим записи на выступления по мотивам.
    13
    14 Что такое, Николай Васильевич, что так тяжело вздыхаете?
    15
    16 Покажите список.
    17
    18 Пожалуйста, Останина Нина Александровна.
    19
    20 Подготовиться Гартунгу, и затем коллега Бессарабов.
    21
    22 ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вот этим
    23 законом мы создаём ещё одного монстра и определяем его на кормление из
    24 федерального бюджета. Мало того что мы пренебрегли нормами Гражданского
    25 кодекса и объединили несколько институтов с разными юридическими формами
    26 собственности - два государственных бюджетных учреждения, два акционерных
    27 общества, - как минимум ещё два аргумента заставляют меня обратить внимание
    28 на то, что всё-таки нужно внести определённость в статью 4 этого
    29 законопроекта. Первый аргумент - финансовый: ежегодно (мы уже определили в
    30 бюджете) 50 миллиардов рублей, парламентского контроля нет. И второе, это
    31 всё-таки социально значимый закон - почему? Потому что каждый когда-то с этим
    32 столкнётся, возьмём даже пресловутые шесть соток, которые нужно межевать. По
    33 сути, это первый шаг на пути создания нового "Газпрома", нового РАО "ЕЭС...".
    34 Газ-то общенациональное достояние, а деньги кладутся в один карман. Вместо
    35 того чтобы приносить деньги в бюджет, эта организация будет кормиться из
    36 федерального бюджета.
    37
    38 Поэтому по типу наблюдательного совета Центробанка, куда входят представители
    39 Государственной Думы, мы просили бы включить в состав наблюдательного совета
    40 этой организации представителей Государственной Думы, тем более что часть 4
    41 статьи 7 законопроекта предполагает возможность включения в состав совета и
    42 иных лиц по предложению правительства.
    43
    44 Спасибо за внимание.
    45
    46 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.
    47
    48 Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".
    49
    50 Нина Александровна, начал очень внимательно вас слушать, но ваш партийный
    51 фюрер отвлёк.
    52
    53 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    54
    55 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласен, но вот, видите, так жизнь сложилась.
    56
    57 Пожалуйста, Валерий Карлович.
    58
    59 ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите
    60 конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
    61
    62 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, прошу минуточку внимания.
    63
    64 В 2016 году в этом зале был принят закон "О публично-правовых компаниях...".
    65 Мы тогда говорили: а что это вы за монстра создаёте? То есть получается
    66 некоммерческая организация с государственными функциями, понимаете? Мы тогда
    67 задавали вопрос: а для чего это всё, для чего? Нам так и не ответили, для
    68 чего, что это за монстр такой. Сейчас мы начинаем понимать, для чего это
    69 создавалось: мы получили закон, по которому создаётся публично-правовая
    70 компания.
    71
    72 Ну, понятно, было только что сказано, что есть у нас компании, которые
    73 добывают, получают природную ренту и, вместо того чтобы направлять её в
    74 бюджет, как-то там рассовывают её по карманам - через механизм, который
    75 создан в сфере закупок для этих компаний, то есть они могут без конкурентных
    76 процедур тратить сколько угодно и куда угодно на 30 триллионов рублей в год,
    77 минуя, повторяю, конкурентные процедуры. Но, видимо, вот этих 6 триллионов
    78 рублей, которые вот таким образом рассовываются по карманам, как было только
    79 что сказано, недостаточно, и теперь решили: вы знаете, у нас же кроме нефти и
    80 газа, оказывается, собственности много, у нас же земли ещё! А как с земель?..
    81 А давайте-ка мы, вместо того чтобы собирать земельный налог в бюджет, с
    82 каждой записи будем собирать деньги!
    83
    84 Ну, земельные отношения... У нас же земля в собственности, и это миллионы
    85 собственников. Каждый раз вызывают кадастровых инженеров, которые там точки
    86 отмечают, если они где-то ошиблись, потом в судах идут скандалы, ну и так
    87 далее. Это высококонкурентный рынок на самом деле, там десятки тысяч людей
    88 работают, вообще-то, это малый бизнес, микробизнес. Видимо, госкомпании стало
    89 недостаточно доходов, которые она получает, - давайте-ка мы создадим
    90 публично-правовую компанию! Новый вид ренты нашли! Если гражданину
    91 оказывается госуслуга, то он уплачивает государственную пошлину, которая
    92 стабильно регулируется государством и направляется в бюджет. А теперь
    93 предложили: давайте-ка мы деньги за эти услуги будем собирать в какую-то
    94 компанию - и создали такую публично-правовую компанию, которая теперь будет
    95 всё это собирать. С конкурентного рынка вытесняется весь этот микробизнес, и
    96 все эти деньги будут собираться в одном кармане. Ну как за это можно
    97 голосовать?
    98
    99 Вместо того чтобы, наоборот, природную ренту распределять между гражданами,
    100 мы с граждан собираем всё больше и больше платежей - ну ладно бы в бюджет
    101 ещё, так это же в карманы частных компаний, определённой группы лиц! Ну как
    102 за это можно голосовать? Мы категорически против выступаем.
    103
    104 Спасибо за внимание.
    105
    106 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.
    107
    108 Пожалуйста, Даниил Владимирович Бессарабов.
    109
    110 БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно,
    111 как всё новое, этот закон вызывает вопросы, опасения.
    112
    113 В то же время я хотел бы напомнить ещё недавнее наше прошлое, когда вот эти
    114 полномочия в отношении недвижимости были полностью размыты между федеральными
    115 органами власти. Что мы имели? Недвижимостью занималось одно учреждение,
    116 кадастровым учётом - второе, картографией - третье, а порядка нигде не было.
    117 Мудрые наши руководители, люди, которые до нас ещё в этом зале принимали
    118 решения, создали единый орган, наделённый полномочиями, - Росреестр. Мы с
    119 вами не только установили здесь нормальные, взаимовыгодные отношения, но и
    120 продвинулись в правовом регулировании этих непростых вопросов, которые
    121 интересуют миллионы наших граждан.
    122
    123 Возьмём вопросы дачной амнистии. Мы с вами только что поддержали в третьем
    124 чтении законопроект. Но ведь это, я напомню, не первый наш подход к этой
    125 теме. Уже более 13 миллионов человек воспользовались правовыми возможностями
    126 в упрощённом порядке зарегистрировать право собственности на какие-то - любые
    127 - объекты, которые им принадлежат.
    128
    129 Мы в прошлом созыве решили вопрос гаражной амнистии - напомню, ни в советской
    130 правовой системе, ни в постсоветский период ничего подобного сделано не было.
    131 Это было сделано в конструктивном диалоге с Росреестром и с теми подходами
    132 передовыми, которые депутаты... Да, по инициативе коллег из фракции "ЕДИНАЯ
    133 РОССИЯ", но мы все вместе, во всех фракциях обсуждали этот вопрос,
    134 дорабатывали его. И есть реальные примеры, когда нам удалось это решить.
    135
    136 И по многим другим направлениям рассматривали вопросы уже в этом, восьмом
    137 созыве. Нашими застройщиками построены новые объекты, а их вот так вот
    138 футболят между ведомствами, и замучаешься ходить регистрировать свои права на
    139 эти объекты. Это крупные застройщики, а что говорить о простых людях, у них
    140 вообще шансов нет. Так вот сейчас этим законопроектом мы даём возможность те
    141 разрозненные учреждения - на самом деле централизованная система на
    142 федеральном уровне в отношении органов власти, но учреждения, работающие
    143 внизу, подведомственные Росреестру, по-прежнему разрознены, - мы даём
    144 возможность их объединить, привести к общей логике и знаменателю.
    145
    146 Нина Александровна, по поводу кормления. Мы же тоже хорошо все помним,
    147 Николай Васильевич Коломейцев задавал вопрос Росреестру: а как быть с точки
    148 зрения экономии? Ну так вот, руководитель Росреестра уже публично заявил о
    149 том, что на четыре компании, которые сегодня вот так вот разрознены и никто
    150 их не контролирует, выделяется на сегодняшний день до 17 миллиардов рублей, и
    151 вот в результате этих действий экономию вывести хотят до 20 процентов от этой
    152 суммы. Поверьте, это немало. И в отношении парламентского контроля - конечно,
    153 это наши с вами полномочия! Когда мы тесно взаимодействуем с Росреестром,
    154 когда мы создаём федеральным законом публично-правовую компанию, это прямые
    155 наши и полномочия, и ответственность, Нина Александровна. Вот этим фракция
    156 "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готова заниматься.
    157
    158 И в отношении как бы опасений Валерия Карловича, коротко. Посмотрите, там в
    159 соответствии с Налоговым кодексом и бюджетом будут собираться эти взносы.
    160
    161 Спасибо.
    162
    163 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.
    164
    165 Ставится на голосование законопроект, третье чтение, 6-й вопрос нашей
    166 повестки.
    167
    168 Пожалуйста, включите режим голосования.
    169
    170 Покажите, пожалуйста, результаты голосования.
    171
    172 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 13 сек.)
    173 Проголосовало за 302 чел.67,1 %
    174 Проголосовало против 77 чел.17,1 %
    175 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    176 Голосовало 379 чел.
    177 Не голосовало 71 чел.15,8 %
    178 Результат: принято
    179
    180 Федеральный закон принят.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр".

    0 Теперь, коллеги, 21-й и 22-й пункты, которые рассматриваются с одним докладом
    1 и одним содокладом. Пункт 21, проект федерального закона "О публично-правовой
    2 компании "Роскадастр", и пункт 22, проект федерального закона "О внесении
    3 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает
    4 официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель
    5 руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
    6 картографии Алексей Игоревич Бутовецкий.
    7
    8 Пожалуйста.
    9
    10 БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской
    11 Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы
    12 государственной регистрации, кадастра и картографии.
    13
    14 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На
    15 ваше рассмотрение предлагаются два законопроекта, посвящённые созданию
    16 публично-правовой компании "Роскадастр".
    17
    18 В 2008 году при создании Росреестра было объединено три службы -
    19 Роснедвижимость, Росрегистрация и Роскартография. Хотя это были разные
    20 службы, их объединили, в связи с тем что они занимались абсолютно
    21 взаимосвязанными вопросами - кадастровым учётом, регистрацией прав и
    22 картографией. Но при этом такая же реформа на уровне подведомственных
    23 Росреестру организаций не была проведена, поэтому наши подведомственные
    24 организации, несмотря на то что они тоже занимаются абсолютно
    25 взаимосвязанными вопросами, по сути представляют собой достаточно
    26 разрозненную и громоздкую структуру. Создание публично-правовой компании
    27 призвано объединить эти организации в одну, для того чтобы все
    28 взаимосвязанные процессы находились в одних руках.
    29
    30 С одной стороны, мы используем успешный опыт создания публично-правовых
    31 компаний в Российской Федерации, с другой стороны, эта публично-правовая
    32 компания будет несколько отличаться от них: во-первых, ни одна из ранее
    33 созданных публично-правовых компаний не имела такой широкой филиальной сети,
    34 какую имеют наши подведомственные организации; во-вторых, ни одна из этих
    35 компаний не занималась государственными услугами, а что касается наших
    36 подведомственных организаций, они неразрывно связаны с Росреестром,
    37 занимаются государственными услугами, прежде всего в области как раз
    38 картографии, кадастрового учёта и регистрации прав. В связи с этим
    39 законопроектом предусматриваются определённые особенности правового положения
    40 создаваемой публично-правовой компании. Они заключаются в том, что напрямую в
    41 законопроекте прописывается жёсткий контроль со стороны государства в лице
    42 Росреестра над этой публично-правовой компанией. Это касается как
    43 непосредственно процессов уставной деятельности, так и назначения
    44 руководителей и формирования других органов управления публично-правовой
    45 компании.
    46
    47 Чтобы процедура реорганизации и создания публично-правовой компании прошла
    48 безболезненно, законопроектом предусматривается переходный период, в течение
    49 которого мы будем последовательно преобразовывать подведомственные нам
    50 организации. Это нужно для того, чтобы, во-первых, население этого не
    51 заметило и это никак не отразилось на качестве государственных услуг,
    52 во-вторых, мы могли спокойно оптимизировать имеющуюся филиальную сеть,
    53 спокойно и безболезненно для трудовых коллективов провести этот процесс.
    54
    55 Просим поддержать.
    56
    57 Спасибо за внимание.
    58
    59 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    60
    61 Содоклад, также по двум вопросам, Даниила Владимировича Бессарабова.
    62
    63 БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не буду
    64 дополнительно останавливаться на тех новеллах законопроектов, которые уже
    65 прозвучали, отмечу лишь то, на что обращает внимание комитет. Мы
    66 концептуально поддерживаем эти законодательные инициативы, считаем, что они
    67 нужные и есть смысл их дорабатывать, в то же время есть замечания Правового
    68 управления.
    69
    70 По первому законопроекту замечания сводятся к тому, что в ряде положений
    71 законопроекта нам надо уточнить и конкретизировать функции и полномочия
    72 компаний и терминологически доработать некоторые статьи законопроекта.
    73 Повторюсь, концептуальных замечаний ни у комитета, ни у коллег нет.
    74
    75 По второму законопроекту, который был доложен, у коллег на заседании комитета
    76 возникло такое замечание: в законопроекте не учтены положения Федерального
    77 закона "О государственной кадастровой оценке", в то время как указанный
    78 федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении
    79 государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, и
    80 невнесение соответствующих изменений не позволит публично-правовой компании
    81 "Роскадастр" в полном объёме реализовать свои полномочия.
    82
    83 В этой части будем дорабатывать, а сегодня концептуально просим поддержать.
    84
    85 Спасибо за внимание.
    86
    87 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    88
    89 Есть ли вопросы? Есть.
    90
    91 Включите режим записи на вопросы.
    92
    93 Покажите список.
    94
    95 Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.
    96
    97 АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.
    98
    99 Уважаемый Алексей Игоревич, вот проектом закона предполагается создание
    100 акционерного общества на основе преобразования одного или нескольких ФГБУ или
    101 АО, при этом в законопроекте указано: что, когда, кого преобразовывать, будет
    102 решать правительство, а в пояснительной записке уже прямо перечисляются
    103 предполагаемые к преобразованию организации. В связи с этим у меня вопрос:
    104 почему в законопроекте всё-таки не указаны предлагаемые к преобразованию
    105 организации?
    106
    107 Кроме того, в пояснительной записке вы указываете, что законопроект направлен
    108 на оптимизацию организационной структуры и принципов функционирования
    109 государственных учреждений и акционерных обществ. Какие конкретно принципы
    110 функционирования государственных учреждений вы намерены оптимизировать и
    111 какое количество рабочих мест в этом случае будет сокращено?
    112
    113 БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы.
    114
    115 Начну с первого. Речь идёт о конкретных акционерных обществах, то есть о
    116 коммерческих организациях, и нам представляется целесообразным не указывать
    117 напрямую в законопроекте эти коммерческие организации, иначе возникнет
    118 необходимость указывать напрямую в законе их ИНН, ОГРН, то есть вещи, которые
    119 не совсем свойственны для такого высокого акта, как федеральный закон. Тем не
    120 менее в пояснительной записке указаны ровно те организации, которые
    121 предполагается преобразовать. Единственно, это преобразование будет
    122 осуществляться последовательно.
    123
    124 Второе, по поводу того, о каких процессах идёт речь. Прежде всего мы хотим
    125 перенять передовой международный опыт по созданию так называемого предприятия
    126 полного цикла, которое будет полностью этим заниматься. Мы хотим, чтобы эта
    127 организация занималась созданием государственных топографических карт, единой
    128 электронной картографической основы, дальше, чтобы она являлась оператором
    129 информационных систем, на которых работает Росреестр, и при этом могла
    130 осуществлять не запрещённую законом, в том числе приносящую доход,
    131 деятельность, то есть мы хотим выстроить полный цикл во всех процессах,
    132 которые связаны с кадастровым учётом, картографией и геодезией.
    133
    134 При этом сегодня у нас в структуре этих организаций числится примерно 23
    135 тысячи человек. Задача - сохранить все трудовые коллективы. Но при этом мы не
    136 исключаем, что кто-то из этих трудовых коллективов не захочет продолжать свою
    137 трудовую деятельность в публично-правовой компании, - будем предлагать
    138 работникам возможные варианты. Но хочу сразу сказать, что на наших
    139 работников, в том числе из подведомственных организаций, очень большой спрос
    140 в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъектов
    141 Российской Федерации, мы сейчас с трудом удерживаем своих работников на
    142 рабочих местах: они, как правило, уходят в коммерческий сектор или в
    143 публичные органы власти, которые работают на территориях. Так что в отношении
    144 трудовых коллективов, учитывая сложившийся опыт, думаем, что люди, которые не
    145 захотят продолжить трудовую деятельность в публично-правовой компании,
    146 перейдут либо в коммерческий сектор, либо в органы публичной власти в
    147 субъектах Российской Федерации.
    148
    149 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    150
    151 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Игоревич, к вопросу о формировании
    152 предприятия полного цикла. Не планируется ли включение в перечень функций
    153 "Роскадастра", вот этой большой организации, формирования градостроительной
    154 документации? После исчезновения ряда центральных институтов эта проблема -
    155 зонирование, генеральные планы, правила землепользования и застройки - стоит
    156 практически перед всеми муниципальными образованиями.
    157
    158 БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Пока таких планов нет, хотя, честно
    159 скажу, преобразуемые организации, например Федеральное БТИ, иногда участвуют
    160 в выполнении таких работ. Но наша цель всё-таки другая, наша цель - выполнить
    161 основные задачи, которые сегодня стоят перед Росреестром. Задачи по
    162 территориальному планированию и документам градостроительного зонирования для
    163 нас совершенно непрофильные. Нам нужно всё-таки закрыть вопросы по
    164 геодезической сети, по созданию единой электронной картографической основы и
    165 по операторству наших информационных систем. Так что пока в градостроительную
    166 деятельность ППК "Роскадастр" не планирует заходить.
    167
    168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович.
    169
    170 ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    171
    172 У меня вопрос к Алексею Игоревичу.
    173
    174 Дело в том, что в отношении Росреестра достаточно много замечаний со стороны
    175 как юридических лиц, так и гражданских. Вот в ходе выборов в этом году мне
    176 достаточно часто задавали этот вопрос. При этом Росреестр достаточно закрыт:
    177 они работают через МФЦ, и получить достоверную информацию или хотя бы
    178 уточняющую информацию о том, что там, какие несоответствия обнаружены,
    179 практически невозможно. Вот в этой новой компании будет ли предусмотрено
    180 всё-таки прямое общение с теми, кто подаёт документы на регистрацию действия,
    181 для того чтобы этот процесс был более открытым и более понятным как
    182 гражданам, так и юридическим лицам?
    183
    184 БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Сергей Фёдорович, очень правильный вопрос. Что хочу
    185 сказать? Прежде всего, и в пояснительной записке это написано, и в указании
    186 президента, на основании которого разрабатывался законопроект, сказано, что
    187 эта компания не наделяется какими-либо государственными функциями, которые
    188 сегодня есть у Росреестра. Функции по кадастровому учёту, по регистрации прав
    189 на недвижимое имущество, то есть те услуги, которые мы оказываем через МФЦ,
    190 не передаются в публично-правовую компанию, они сохранятся за Росреестром.
    191
    192 Что касается непосредственного общения - в рамках реформы, которая длилась с
    193 2012 года, Россреестр полностью отказался от всех окон приёма, и,
    194 действительно, Сергей Фёдорович прав, мы сегодня работаем исключительно либо
    195 в электронном виде, либо через многофункциональные центры. Собственного офиса
    196 приёма документов у нас нет.
    197
    198 Жизнь показывает, что, возможно, нам нужно вернуться к этому вопросу. В
    199 некоторых регионах в рамках пилотных проектов наши люди, работники
    200 Росреестра, присутствуют в МФЦ, и там качество приёма документов для
    201 получения наших услуг гораздо выше. Возможно, нам надо на системной основе
    202 этот вопрос ещё раз обсудить, может быть, вернуться к тому, что у Росреестра
    203 должны быть свои окна приёма, по крайней мере, раньше качество приёма
    204 документов и первичных консультаций, которые оказывал именно наш сотрудник
    205 населению, было выше, нежели сейчас в МФЦ.
    206
    207 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.
    208
    209 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    210
    211 Алексей Игоревич, вот в финансово-экономическом обосновании сказано, что
    212 дополнительных расходов для создания новой публично-правовой компании не
    213 потребуется, но при этом проектируемые изменения направлены на оптимизацию
    214 организационной структуры. Алексей Игоревич, у меня вопрос про деньги:
    215 приведёт ли планируемая оптимизация к экономии бюджетных средств, и если
    216 приведёт, то делали ли вы расчёты, какая сумма экономии это будет?
    217
    218 БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Сегодня в законопроекте предлагается
    219 следующая модель. Всё, что сегодня поступает в бюджет, - а это плата за
    220 предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, за
    221 предоставление сведений из федерального фонда пространственных данных и
    222 сведений единой электронной картографической основы - всё это так и будет
    223 поступать в бюджет. В настоящее время из этих денег доводится государственное
    224 задание нашим подведомственным учреждениям. Мы предполагаем, что в рамках
    225 реформы это государственное задание преобразуется, по сути, в субсидию
    226 публично-правовой компании, но эти денежные средства так и будут поступать в
    227 бюджет, это предусматривается сегодня законом о бюджете, 21-й статьёй.
    228
    229 Что касается двух других подведомственных организаций - это Федеральное БТИ,
    230 где сегодня бюджетных денег нет, то есть эта организация работает на открытом
    231 рынке, там нет задолженности, эта организация является беспроблемной, и
    232 Роскартография, являющаяся сегодня единственным государственным подрядчиком
    233 по подготовке государственных топографических планов и карт, там действующий
    234 контракт, там денежные средства бюджета. Так что здесь на первом этапе в этих
    235 процессах мы не видим дополнительных выпадающих доходов.
    236
    237 Что касается будущей экономии, мы думаем, что, конечно, экономия будет,
    238 исходя из оптимизации структуры и исходя из того, что наши услуги всё больше,
    239 особенно на фоне пандемии, уходят в электронный формат. Чем больше люди
    240 переходят на электронную форму, чем больше услуг оказывается в таком
    241 роботизированном формате тем, по сути, меньше нам нужна сама организационная
    242 структура. Поэтому думаю, что, когда в течение, может быть, года, полутора
    243 или двух лет публично-правовая компания будет создана в том виде, в котором
    244 она предусмотрена законом, определённая экономия на самом содержании этой
    245 компании, конечно, появится. Конкретные расчёты мы сможем дать, ну, после
    246 завершения всей процедуры реорганизации.
    247
    248 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.
    249
    250 ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    251
    252 Уважаемый Алексей Игоревич, вы ответили на вопрос частично, но я всё-таки
    253 хотела бы получить более точное размежевание: какие функции будет выполнять
    254 госорган, Росреестр, а какие функции - публично-правовая компания? Это первый
    255 вопрос.
    256
    257 Второй вопрос всё-таки по БТИ, потому что так или иначе, но БТИ, региональные
    258 либо федеральное, готовят кадастровые планы недвижимости, ну, квартир, а это
    259 то, что больше всего интересует граждан. Опять же, где, у кого будет эта
    260 функция и как она будет выполняться?
    261
    262 И третий вопрос: кто будет отвечать за оценку, за массовую оценку объектов
    263 недвижимости?
    264
    265 БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопросы.
    266
    267 Начну с первого. У Росреестра остаются функции по государственному
    268 кадастровому учёту, государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
    269 надзорные функции - это земельный и геодезический надзор, надзор за
    270 деятельностью саморегулируемых организаций, мониторинг земель и
    271 государственный мониторинг в сфере государственной кадастровой оценки. Кроме
    272 того, остаются функции по нормативно-правовому регулированию и
    273 государственной политике во всех сферах, которые я перечислил, то есть ни
    274 одна из государственных функций, которые сегодня есть у Росреестра, не
    275 переходит публично-правовой компании.
    276
    277 Второе, по поводу технических, межевых планов. Это не функция, а приносящая
    278 доход деятельность, это сегодня свободный рынок, и в законопроекте
    279 предусмотрено, что публично-правовая компания будет заниматься кадастровой
    280 деятельностью, но на общих основаниях, то есть здесь не предусматривается ни
    281 какой-либо монополизации, ни каких-либо привилегий для публично-правовой
    282 компании. И те кадастровые инженеры, которые сегодня есть на рынке и которые
    283 захотят трудоустроиться в публично-правовую компанию, они также будут членами
    284 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. То есть в этой части
    285 публично-правовая компания будет работать на общих основаниях, без каких-либо
    286 привилегий.
    287
    288 Что касается государственной кадастровой оценки, то я напомню о решении 2016
    289 года, Федеральном законе № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", - в
    290 соответствии с этим законом полномочия по проведению массовой государственной
    291 кадастровой оценки переданы регионам, там созданы специализированные
    292 государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации, и это их
    293 ежедневная работа. Публично-правовая компания "Роскадастр" к этим функциям
    294 никакого отношения иметь не будет. Единственное, с чем она будет связана, это
    295 с тем, что мы, как и сейчас, будем предоставлять для регионов перечни
    296 объектов - земельных участков и объектов капитального строительства, которые
    297 подлежат оценке. Всё остальное, как и сейчас, будут выполнять государственные
    298 бюджетные учреждения субъектов, а регион будет утверждать результаты массовой
    299 кадастровой оценки.
    300
    301 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    302
    303 Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет.
    304
    305 Представитель президента?
    306
    307 Лисовскому включите микрофон.
    308
    309 ЛИСОВСКИЙ С. Ф. Спасибо большое.
    310
    311 Коллеги, мы сейчас рассматриваем очень важный законопроект. Вообще, Росреестр
    312 является одним из основных институтов, государственных институтов в экономике
    313 страны, ну и общественной и государственной жизни. К сожалению, мы мало
    314 уделяем внимания этому институту, а на самом деле это то, что влияет на всех
    315 нас, как на гражданских, частных лиц, так и на юридические лица, которые
    316 участвуют в экономическом обороте нашей страны.
    317
    318 Вот возьмём сельское хозяйство. Зачастую при регистрации прав на земельные
    319 участки, на собственность идёт счёт на дни, потому что это обычно связано с
    320 залогами в банках, с передачей тех или иных объектов и так далее. И очень
    321 много случаев, когда Росреестр по тем или иным причинам вовремя не исполняет
    322 функции регистрации права, причём добиться, почему не исполняет, как ускорить
    323 это, в смысле - как исправить те ошибки, которые заметил Росреестр... Вот
    324 человек или организация подаёт 50 страниц текста с достаточно большим
    325 количеством информации, а ему присылают ответ: регистрация приостановлена на
    326 три месяца в связи с обнаруженным несоответствием. Каким несоответствием, кто
    327 его обнаружил, как его исправить? И у нас в МФЦ сидят девочки или мальчики,
    328 которые отвечают: а мы не знаем, мы вот в Росреестр пересылаем, а они нам
    329 ответ присылают. В результате мы с вами тормозим экономическое развитие нашей
    330 страны. Каждый день, потерянный тем или иным предприятием или частным лицом,
    331 - это потери всей нашей нации, всей нашей страны.
    332
    333 Мне кажется, надо вернуться к вопросу о Росреестре - может быть, усилить эту
    334 организацию, не об экономии на сотрудниках говорить, а наоборот, может быть,
    335 увеличить количество сотрудников, создать пункты приёма, где
    336 квалифицированные специалисты будут давать рекомендации и консультировать
    337 тех, кто сдаёт документы на регистрацию своих прав. Иначе в конечном счёте
    338 мы, экономя копейку, теряем сотни миллионов, если не миллиардов, и мы, самое
    339 главное, становимся неконкурентоспособными, если говорить о конкуренции на
    340 мировом рынке.
    341
    342 К сожалению, я не подал заявку, но я её всё-таки буду подавать: в следующем
    343 году надо будет пригласить руководителя Росреестра и рассмотреть, прояснить
    344 те или иные вопросы, которые стоят перед нами.
    345
    346 И ещё. У меня есть опасения, что создание вот этой публично-правовой компании
    347 приведёт к увеличению стоимости услуг, оказываемых Росреестром в том или ином
    348 виде. Мы на сегодняшний день уже имеем вот что: в 2020 году Верховный Суд
    349 определил тарифы, по которым должны оказываться услуги, но Росреестр, к
    350 сожалению, на решение Верховного Суда не отреагировал, и сейчас они оказывают
    351 услуги по максимальным тарифам, ну, или государственным пошлинам, как они
    352 говорят. Так что этот вопрос тоже очень важен, в конечном счёте это
    353 определённая дань за оформление документов, которые необходимы для
    354 общественной, экономической жизни нашей страны, дань, распространяемая на
    355 всех наших граждан и на всю нашу экономику.
    356
    357 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель президента? Правительства? Нет.
    358 Заключительное слово - докладчик, содокладчик? Нет.
    359
    360 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О
    361 публично-правовой компании "Роскадастр", пункт 21.
    362
    363 Включите режим голосования.
    364
    365 Покажите результаты.
    366
    367 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 02 сек.)
    368 Проголосовало за 337 чел.74,9 %
    369 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    370 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    371 Голосовало 338 чел.
    372 Не голосовало 112 чел.24,9 %
    373 Результат: принято
    374
    375 Принимается в первом чтении.
    376
    377 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    378 отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 22.
    379
    380 Включите режим голосования.
    381
    382 Покажите результаты.
    383
    384 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 32 сек.)
    385 Проголосовало за 335 чел.74,4 %
    386 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    387 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    388 Голосовало 336 чел.
    389 Не голосовало 114 чел.25,3 %
    390 Результат: принято
    391
    392 Принимается в первом чтении.