Проект федерального закона № 180670-7 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»»

Идентификатор 28712
Номер 180670-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
Комментарий в части государственной поддержки научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции
Дата внесения 2017-05-19

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2018-01-08
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Адучиев Батор Канурович
  • Белоусов Вадим Владимирович
  • Бифов Анатолий Жамалович
  • Боева Наталья Дмитриевна
  • Букачаков Родион Борисович
  • Воробьев Александр Васильевич
  • Езубов Алексей Петрович
  • Жупиков Александр Владимирович
  • Игнатов Виктор Александрович
  • Казаков Виктор Алексеевич
  • Кашин Владимир Иванович
  • Квитка Иван Иванович
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Лавриненко Алексей Федорович
  • Лебедев Олег Александрович
  • Литовченко Анатолий Григорьевич
  • Лоор Иван Иванович
  • Максимова Светлана Викторовна
  • Неверов Сергей Иванович
  • Плотников Владимир Николаевич
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Пономарев Аркадий Николаевич
  • Ситников Алексей Владимирович
  • Станкевич Игорь Валентинович
  • Ткачев Алексей Николаевич
  • Хайруллин Айрат Назипович
  • Шишкоедов Василий Михайлович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции).

    0 37-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 6
    1 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
    2
    3 Владимир Иванович Кашин, пожалуйста.
    4
    5 КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,
    6 фракция КПРФ.
    7
    8 Уважаемый Александр Дмитриевич, товарищи! Предлагается для рассмотрения в
    9 третьем чтении многострадальный законопроект о поддержке образовательных и
    10 научно-исследовательских организаций в области сельского хозяйства.
    11 Законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования. Прошу поддержать.
    12
    13 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    14
    15 Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.
    16
    17 Ставится на голосование проект закона.
    18
    19 Включите режим голосования.
    20
    21 Покажите результаты.
    22
    23 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 52 сек.)
    24 Проголосовало за 416 чел.92,4 %
    25 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    26 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    27 Голосовало 416 чел.
    28 Не голосовало 34 чел.7,6 %
    29 Результат: принято
    30
    31 Принимается.
    32

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции; принят в первом чтении 15 ноября 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").

    0 40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 6
    1 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
    2
    3 Владимир Иванович Кашин, пожалуйста.
    4
    5 КАШИН В. И. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    6
    7 Товарищи, ко второму чтению данного законопроекта мы сформировали таблицу
    8 поправок № 1, в которой 6 поправок. Просим поддержать и проголосовать за
    9 поправки, включённые в таблицу № 1.
    10
    11 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.
    12
    13 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    14
    15 Включите режим голосования.
    16
    17 Покажите результаты.
    18
    19 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 39 сек.)
    20 Проголосовало за 352 чел.78,2 %
    21 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    22 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    23 Голосовало 352 чел.
    24 Не голосовало 98 чел.21,8 %
    25 Результат: принято
    26
    27 Принимается.
    28
    29 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.
    30
    31 Включите режим голосования.
    32
    33 Покажите результаты.
    34
    35 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 06 сек.)
    36 Проголосовало за 385 чел.85,6 %
    37 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    38 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    39 Голосовало 385 чел.
    40 Не голосовало 65 чел.14,4 %
    41 Результат: принято
    42
    43 Принят во втором чтении.
    44
    45 Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    46
    47 КАШИН В. И. Просьба поставить на 20-е рассмотрение законопроекта в третьем
    48 чтении.
    49
    50 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
    51

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 180670-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о государственной поддержке научных и образовательных организаций, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции).

    0 Переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О
    1 внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и
    2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части
    3 государственной поддержки научных и образовательных организаций,
    4 осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции).
    5 Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Владимира Ивановича Кашина.
    6
    7 Пожалуйста, Владимир Иванович.
    8
    9 КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам,
    10 фракция КПРФ.
    11
    12 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Данный законопроект
    13 направлен на совершенствование правового регулирования, на оказание
    14 государственной поддержки научным, профессиональным и образовательным
    15 организациям. Мы устраняем существовавшую на протяжении последних 20, даже
    16 более 25 лет несправедливость: наши учхозы, наши опытные хозяйства, опытные
    17 станции не получают государственной поддержки, то есть те
    18 научно-образовательные организации, которые имеют производственные мощности,
    19 производят сельскохозяйственную продукцию и перерабатывают её, не получают
    20 даже той элементарной поддержки, которую получают сельхозтоваропроизводители
    21 всех форм хозяйствования, существующие на селе, - в виде несвязанной
    22 поддержки, субсидии на литр молока и других систем и механизмов. Так
    23 сложилось, что те 54 института, которые подчиняются непосредственно
    24 Министерству сельского хозяйства, расположены в 50 областях, и более двадцати
    25 из них имеют от 3 до 19 тысяч гектаров земли, они производят только семян
    26 высших репродукций культур более 300 тысяч тонн. Из 240 организаций,
    27 подведомственных ФАНО, сто также имеют только пашни более миллиона гектаров,
    28 а производят уже гораздо больше - около 550 тысяч тонн семян высших
    29 репродукций зернобобовых и прочих культур, а также молочную продукцию и
    30 выполняют многие другие необходимые системные операции, связанные с созданием
    31 сортов растений, пород племенного скота и так далее. Этим законопроектом мы
    32 вносим поправки в статьи 5 и 6 закона "О развитии сельского хозяйства",
    33 устраняя несправедливость.
    34
    35 Также с учётом того, что образовательный процесс в области сельского
    36 хозяйства имеет свои особенности, вводится ещё статья 85-2, в которой
    37 прописываются особенности реализации образовательных программ при подготовке
    38 кадров в области сельского хозяйства, как это сделано, допустим, для таких
    39 отраслевых структур, как Министерство здравоохранения, Министерство обороны и
    40 другие.
    41
    42 В целом законопроект прошёл хорошую апробацию, он поддерживается, у нас есть
    43 официальные положительные отзывы и ГПУ президента, и правительства. Я
    44 убеждён, что вы также поддержите этот законопроект, нужный, необходимый для
    45 решения таких сложных задач, как обеспечение продовольственной безопасности и
    46 обеспечение нашего населения качественным продовольствием. Решив в комплексе
    47 сразу несколько вопросов, мы можем быть уверены в том, что будут готовиться
    48 более совершенные кадры, что, помогая учхозам, опытным хозяйствам, мы вдохнём
    49 в них жизнь, ведь многие из них сейчас находятся просто в удручающем
    50 состоянии, институты вынуждены заключать договоры аренды с хозяйствами,
    51 которые работают эффективно, чтобы студенты проходили там практику.
    52
    53 Нам также удалось благодаря постановлению, которое приняла Государственная
    54 Дума, добиться направления дополнительных средств в вузы (я говорю только о
    55 нашей отрасли), сумма на одного студента выросла с 40 тысяч до 132 тысяч
    56 рублей, плюс комплекс мер - мы сегодня примем в первом чтении законопроект, а
    57 потом доработаем ко второму чтению, - и получится мощная системная поддержка,
    58 которая, безусловно, будет способствовать ещё более высокой урожайности
    59 полей, ещё более высокой продуктивности ферм. Я убеждён, что мы сделаем всё
    60 возможное, в том числе мощно проведём слушания 7 декабря, для того чтобы
    61 остановить в целом негативные процессы, которые сейчас идут в деревне. Вот
    62 такой комплекс мер будет как раз нашим вкладом в общую систему развития нашей
    63 страны, нашей Родины, её мощи.
    64
    65 Хочу высказать слова особой благодарности двум нашим товарищам, которые нам,
    66 авторам, очень серьёзно помогли, - это Председатель Государственной Думы
    67 Вячеслав Володин и руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Они
    68 связывались с первыми лицами, руководителями страны, благодаря им мы получили
    69 соответствующие визы и президента Владимира Путина, и председателя
    70 правительства Дмитрия Медведева, и сами они глубоко убеждены в правильности
    71 этого законопроекта и того, о чём я говорил в отношении поддержки наших
    72 отраслевых институтов.
    73
    74 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.
    75
    76 Владимир Иванович, ну для чистоты отношений нужно сказать спасибо вам, потому
    77 что именно вы подняли эту тему здесь, в зале пленарных заседаний, а
    78 Государственная Дума отреагировала на ваше обращение. И вы много сделали для
    79 того, чтобы сегодня мы могли рассмотреть этот законопроект уже при поддержке
    80 всех сторон.
    81
    82 Пожалуйста, вопросы, коллеги. Есть вопросы.
    83
    84 Включите режим записи.
    85
    86 Покажите список.
    87
    88 Тетерин Иван Михайлович.
    89
    90 ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    91
    92 Владимир Иванович, у меня вопрос такого плана. Очень приятно слышать, что
    93 усилия Министерства сельского хозяйства и нашего комитета направлены на
    94 обеспечение качественной подготовки специалистов для сельского хозяйства, в
    95 том числе научных кадров. Какая примерно финансовая нагрузка будет и есть ли
    96 этому какое-то подтверждение? Очень приятно слышать то, что вы сказали.
    97
    98 КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Иван Михайлович. По направлению подготовки
    99 студентов я уже сказал; теперь что касается несвязанной поддержки, на гектар
    100 пашни, которая прописывается в этом законопроекте. В опытных хозяйствах
    101 системы ФАНО более 1 миллиона гектаров пашни и более 100 тысяч гектаров в
    102 учхозах. Сейчас несвязанная поддержка - около 200 рублей на гектар, в 2016
    103 году было 300 рублей на гектар - вот исходя из этого можно посчитать эту
    104 составляющую. Теперь что касается субсидии на литр молока: в 2016 году
    105 федеральная поддержка была в размере 1 рубль, в 2017 году её несколько
    106 сократили, но сегодня мы ставим вопрос о необходимости возврата к размеру
    107 2016 года, и у нас есть соответствующий проект постановления. Пока бюджет
    108 предусматривает вот такие цифры. Должен сказать, это достаточно существенная
    109 поддержка тем подразделениям, которые имеют большое количество площадей и
    110 большое поголовье крупного рогатого скота.
    111
    112 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович.
    113
    114 КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.
    115
    116 Владимир Иванович, фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Мы
    117 чётко понимаем то, что вы сказали, тем более что многие в этом зале работали
    118 в аграрных университетах, то есть данная тема близка депутатскому корпусу.
    119
    120 Вы определили, что 54 организации попадают в список тех, кто в результате
    121 принятия этого закона получит поддержку. Сейчас вы называете цифры по
    122 несвязанной поддержке, по субсидии на литр молока. Судя по тому, что закон
    123 ещё не принят, в бюджете на 2018 год эти средства не предусмотрены. Какие
    124 всё-таки цифры должны быть? Может быть, имеет смысл к рассмотрению бюджета во
    125 втором чтении подготовить поправки в рамках данного законопроекта и
    126 предусмотреть эти средства? Если они не будут предусмотрены в бюджете на 2018
    127 год, то может так получиться, что их и не выделят.
    128
    129 КАШИН В. И. Спасибо большое за вопрос, он правильный. Я должен сказать, что
    130 мы согласовали это с правительством, с Министерством сельского хозяйства,
    131 средства начиная с 2018 года заложены в общем бюджете. Сколько мы будем
    132 давать обычному хозяйствующему субъекту на селе на гектар пашни и на литр
    133 молока, столько же мы будем давать и производителям литра молока и
    134 обрабатывающим гектар пашни в образовательных и научных организациях. В этом
    135 ключе вопрос однозначно согласован. Потребуется два приказа министра
    136 сельского хозяйства и постановление, но всё, что касается средств, - такая
    137 логика заложена и в законопроекте, и в тех системных механизмах, которые
    138 будут сопровождать этот закон.
    139
    140 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.
    141
    142 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    143
    144 Уважаемый Владимир Иванович, ни для кого не секрет, что на
    145 сельскохозяйственных предприятиях серьёзный дефицит кадров, что специалистов
    146 именно этого направления найти очень сложно, а уровень подготовки тех кадров,
    147 которые есть, сегодня тоже недостаточен. Например, агрономов трудно найти, ну
    148 а ветеринары вообще на вес золота в сельской местности! Скажите, пожалуйста,
    149 как законопроект, который мы сейчас рассматриваем, повлияет именно на эту
    150 ситуацию, на дефицит кадров? И достаточно ли будет мер, которые вы
    151 предлагаете?
    152
    153 КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Вера Анатольевна. Что касается того, о чём вы
    154 сказали в завершение вопроса, - качества подготовки кадров, ну, я просто
    155 убеждён, что благодаря этому законопроекту, тому постановлению и тому
    156 решению, которое принято в правительстве, о дополнительном выделении средств
    157 на каждого студента сельхозвуза, наши поля и фермы получат второе дыхание, а
    158 всё это вместе позволит оздоровить и материально-техническую базу. Мы в этом
    159 ключе ещё поработаем ко второму чтению, об этом и депутат Катасонов говорил.
    160 В том числе это всё позволит ответить на 120-й указ президента исходя из
    161 новых веяний, связанных с новыми технологическими системами, с цифровой
    162 экономикой, с точечным земледелием, с органическим земледелием, - это всё
    163 требует подготовки кадров, о чём вы и говорите.
    164
    165 Сегодня 54 института готовят 340 тысяч специалистов, в них работает 41 тысяча
    166 человек (я не беру организации ФАНО, это достаточно крупная система, которая
    167 готовит соответствующие кадры в аспирантуре, как и наши институты), и должен
    168 сказать, что в последнее время данные такие: 30 процентов - инженеры, 25
    169 процентов - зооветеринары, 15 процентов - агрономы, и в этом ключе всё должно
    170 и состояться.
    171
    172 Есть огромный пласт других проблем. Когда мы говорим о деревне, то отмечаем,
    173 что там нет дорог, плохая социальная инфраструктура, даже новые дома для
    174 специалистов не газифицированы, не имеют центрального водоснабжения и так
    175 далее, и так далее. Вот мы 7-го числа проводим здесь важные мероприятия под
    176 председательством Вячеслава Викторовича, и я убеждён, что мы вдохнём и в эту
    177 ситуацию, так скажем, новую струю, новую жизнь и комплексное решение позволит
    178 закреплять молодёжь на селе. Нам в своё время в течение года давали квартиры,
    179 создавали условия, но мы, к сожалению, сейчас не можем оказать такую же
    180 поддержку, какую когда-то мы, как молодые специалисты, получали. Я полагаю,
    181 что настало время всё это ввести в нашу практику.
    182
    183 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.
    184
    185 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.
    186
    187 Уважаемый Владимир Иванович, безусловно, законопроект заслуживает поддержки в
    188 обоих главных направлениях: и по части поддержки хозяйств, которые находятся
    189 в структуре научных образовательных организаций, и по части особенностей
    190 реализации образовательных программ. Но существует ещё одна проблема, с
    191 которой мы довольно часто сталкиваемся. Рособрнадзор и другие организации
    192 говорят, что специальность "экономика" в системе аграрных вузов - это
    193 специальность не профильная, надо её как можно быстрее сокращать, а наши
    194 коллеги из аграрных вузов отмечают, что экономикой, которую они преподают,
    195 этими знаниями будут пользоваться люди, занимающиеся управлением в сельском
    196 хозяйстве, и что этот курс экономики имеет свои особенности по сравнению с
    197 обычными, стандартными экономическими программами.
    198
    199 Как вы отнесётесь к идее ко второму чтению написать, что Минсельхоз имеет
    200 право не только формулировать дополнительные профессиональные программы, но и
    201 влиять на реализацию основных образовательных программ в аграрных вузах?
    202
    203 КАШИН В. И. Спасибо, Олег Николаевич, за вопрос. Я думаю, что как раз статья
    204 85-2, которая дополнительно вносится в закон "Об образовании в Российской
    205 Федерации", и предусматривает системное изложение особенностей подготовки
    206 кадров на селе. Когда мы услышали от Рособрнадзора, что юристы могут быть
    207 одни и те же, экономисты могут одни и те же и так далее, и так далее, мы
    208 провели несколько заседаний комитета, потом провели различные мероприятия
    209 совместно с министерством образования, с Минсельхозом и с тем же
    210 Рособрнадзором, на которых чётко высказали свои мысли, свою позицию, позицию
    211 комитета: экономика сельского хозяйства значительно отличается от экономики
    212 обычной, курс которой преподаётся в других университетах, по другим, общим
    213 направлениям. Знать технологические карты, знать особенности процесса,
    214 особенно новых технологий, инновационных, точечного земледелия, органического
    215 земледелия и так далее, только через технологические карты создавать систему
    216 стимулирования, оплаты труда, в целом выходить на уровень рентабельности,
    217 производительности труда - это наши, так скажем, чистые основы, которые
    218 обязательно должны преподаваться сегодня непосредственно при подготовке
    219 кадров. А те, кто утверждает, что всех мы должны под одну гребёнку, так
    220 сказать, готовить, - это люди, которые в науке просто космополиты, я
    221 по-другому не могу к этому относиться. Потом такого никчемного специалиста
    222 или не примут в хозяйстве, или будут издеваться над ним, или он может
    223 просто-напросто сесть на скамью подсудимых.
    224
    225 Я думаю, что наше дополнение в этом плане как раз и разрешает те сомнения, о
    226 которых вы говорите.
    227
    228 Председательствует Первый заместитель
    229 Председателя Государственной Думы
    230 И. И. Мельников
    231
    232 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.
    233
    234 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Иванович, законопроект правильный, но не
    235 считаете ли вы также правильным обязать отраслевые министерства вообще
    236 заниматься прогрессом в вузе в плане обеспечения техникой? Ну нельзя
    237 инженера-механика на допотопных тракторах, комбайнах и другой старой технике
    238 обучать, точно так же как ветеринара-зоотехника надо на племенном, более
    239 современном материале обучать, а деньги-то для этого нужны немалые! Может, ко
    240 второму чтению записать такое обязательство для отраслевых министерств, чтобы
    241 в рамках своего бюджета они в первую очередь выделяли средства вузам? Как вы
    242 считаете?
    243
    244 КАШИН В. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Я убеждён, что при
    245 обучении по каждому направлению, по каждой специальности в наших вузах должны
    246 быть совершенны и технология, и все инструменты, прикладная аппаратура или
    247 механизмы. Например, что касается ветеринарии, подготовки зооинженеров,
    248 должны использоваться самые последние технологии, самые совершенные породы,
    249 которые сегодня мы внедряем в производство, начиная от голштино-фризской и
    250 заканчивая мясными породами. Каждая из них имеет особый тип кормления, особый
    251 экстерьер и так далее, свои зооветеринарные условия есть для каждой породы,
    252 здесь тоже должны быть самые современные системы. А если речь идёт об
    253 инженерах, то здесь сам бог велел, как говорится, иметь в распоряжении самую
    254 последнюю технику, технологию завтрашнего дня. Я убеждён, что ваш вопрос
    255 правильный.
    256
    257 Мы с Вячеславом Викторовичем, кстати, эту тему обсуждали. И я думаю, что ко
    258 второму чтению мы подготовим соответствующие поправки. Вячеслав Викторович
    259 предложил рассмотреть возможность расширения поддержки наших вузов и научных
    260 организаций с помощью лизинга и других элементов. Вместе будем смотреть, как
    261 доработать законопроект ко второму чтению.
    262
    263 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович, присаживайтесь.
    264
    265 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    266
    267 Включите режим записи на выступления.
    268
    269 Покажите список.
    270
    271 Каргинов Сергей Генрихович.
    272
    273 КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР.
    274
    275 Фракция ЛДПР в принципе поддержит этот законопроект, потому что он
    276 определённо имеет позитивный характер, наверное, это первый шаг в поддержке
    277 образовательных процессов именно в сфере сельского хозяйства.
    278
    279 Россия сделала в последнее время довольно серьёзные шаги на пути завоевания
    280 сельхозрынка: рост урожайности зерновых в стране, успехи в животноводстве
    281 заметны сегодня не только нам, но и всему миру - впервые за последние десять
    282 лет мы обогнали по производству пшеницы таких гигантов, как США и Канада, и
    283 вернули себе южноазиатские рынки. Понятно, что это невозможно было бы сделать
    284 без хороших, качественно подготовленных специалистов. Конечно, были внешние
    285 условия - санкции даже в большей степени сподвигли к развитию, к
    286 субсидированию этой отрасли, то есть без пинка Россия в этом направлении не
    287 двинулась бы, соответствующая работа правительства, направление финансов в
    288 это русло, конечно, дают о себе знать.
    289
    290 Поддержка именно образовательной сферы очень важна. Я считаю, что
    291 предложенных мер мало, потому что данный законопроект направлен в основном на
    292 то, чтобы сельхозпредприятия, связанные с вузами, получили государственную
    293 поддержку, получили субсидии, вошли в программы, но основная масса средств по
    294 этим программам распределяется в регионах, и, к сожалению, этот закон не
    295 сподвигнет, не подтолкнёт региональные власти к субсидированию
    296 образовательных учреждений. Мы все прекрасно понимаем, что там уже давно всё
    297 расписано - и на 2018 год, и на 2019-й, какие комплексы, какие крупные
    298 агропромышленные предприятия будут получать эти средства и что будет получать
    299 малый и средний бизнес.
    300
    301 В качестве следующего шага нам нужно каким-то образом просто обязать,
    302 сподвигнуть региональные власти к тому, чтобы осуществлялась поддержка именно
    303 образовательных процессов, потому что, ещё раз скажу, это очень важно. В моей
    304 родной Вологодской области есть пример симбиоза промышленного предприятия и
    305 образовательной организации - государственная молочно-хозяйственная академия.
    306 Эффект от этого симбиоза больше в несколько раз! Выпускников академии
    307 разбирают по всему Северо-Западному... (Микрофон отключён.)
    308
    309 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, от фракции.
    310
    311 КАРГИНОВ С. Г. ...не побоюсь этого сравнения, как борзых щенков, то есть они
    312 настолько хорошо овладели знаниями, что, придя на предприятия, сразу начинают
    313 их применять. А почему? Потому что у них практика почти со второго курса. И
    314 вот буквально год назад предприятие, связанное с академией, решили
    315 приватизировать. За один день до проведения торгов удалось его с торгов снять
    316 благодаря давлению правительства, постановлению Дворковича. Надо запретить
    317 приватизацию всех сельхозпредприятий, которые участвуют в образовательном
    318 процессе, связаны с образовательными организациями, - таким должен быть
    319 следующий шаг.
    320
    321 Необходимы не только субсидирование и новые технологии, нам нужно подумать и
    322 о преподавательском составе, потому что зачастую сегодня в очень многих
    323 академиях уходят в чистую теорию, педагоги не хотят отправлять на практику
    324 своих студентов, отправлять для практического применения знаний.
    325
    326 Здесь ещё один минус: сельхозпредприятия тоже не заинтересованы брать
    327 первокурсников, второкурсников, допускать их к производственным мощностям,
    328 потому что техника, которая сегодня применяется, довольно дорогая. Есть такой
    329 прекрасный анекдот. Ученик говорит: "Мастер, готово!" Мастер: "Что готово?"
    330 Ученик: "Сломал". То есть они боятся, что приобретённое за огромные деньги
    331 оборудование может быть выведено из строя. Поэтому нужно дать им не только
    332 субсидирование, но и дополнительные льготы, они должны чётко понимать, что,
    333 если оборудование будет испорчено, им это будет компенсировано.
    334
    335 Первый шаг хороший, но надо двигаться дальше, и в оперативном режиме.
    336
    337 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    338
    339 Харитонов Николай Михайлович от фракции.
    340
    341 ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной
    342 политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
    343
    344 Уважаемые коллеги, я не знаю, когда мы начнём говорить правду о происходящем
    345 на селе и в сельскохозяйственном производстве. Наверное, приходит время,
    346 когда надо начинать говорить. За мою бытность депутатом, с 1990 года, каких
    347 только законов не было принято: и о ценообразовании, и о
    348 научно-исследовательских институтах, и о приватизации, и о национализации. Но
    349 все, кто избран, особенно от сельских территорий, местностей, я думаю, не
    350 дадут мне соврать... Мы много говорим, что в этом году собран небывалый
    351 урожай, но если вы на этой неделе, на региональной неделе, поедете домой,
    352 зайдёте на любое сельхозпредприятие и прямо в лоб спросите: "Что ты имеешь со
    353 своим коллективом от этого зерна?" - я уверен, вы услышите много слов на том
    354 самом языке...
    355
    356 Сегодняшний законопроект, наверное, будет поддержан, но он скорее напоминает
    357 альпинистский крюк, который мы пытаемся забросить, чтобы потом по верёвке
    358 залезть. Мы должны сегодня в первую очередь, говоря о 54 учебно-опытных
    359 хозяйствах... Раньше такие были при каждом сельхозинституте. Тут десятка
    360 полтора моих коллег, которые заканчивали сельхозинституты и помнят, как был
    361 поставлен процесс: это и обучение, и практика, и выезд в хозяйства, и со
    362 второго курса... Прав коллега из ЛДПР, который говорил об учебном процессе в
    363 вологодской академии, и я был в институте молочной промышленности в 69-м
    364 году, когда Министерство сельского хозяйства СССР проводило первенство Союза
    365 по лыжным гонкам, и помню, что, когда мы ели в студенческой столовой, не без
    366 гордости повара и все сотрудники, кто там был, говорили: а это всё с наших
    367 полей и ферм, из учебно-опытного хозяйства! Если мы хотим возродить селекцию
    368 семян, животноводство, нам необходимо определиться со статусом учебно-опытных
    369 хозяйств, а вот это решение - временное, оно просто даёт передышку, какую-то
    370 копейку перехватят, и всё.
    371
    372 Если здесь есть депутаты, хорошо знающие ситуацию, - встаньте и честно
    373 скажите: многие учебно-опытные хозяйства вместе с землёй растащили за эти
    374 годы, у них и земель в том объёме уже нет, и фермы недостроенные, брошенные
    375 стоят, и с экономикой плохо. Многие горе-руководители учебных хозяйств,
    376 думая, что станут богатыми, супербогатыми, вывели их из-под управления
    377 агроуниверситета или сельхозинститута, приватизировали, нашли каких-то
    378 инвесторов, а на самом деле учебно-опытная база разрушена по большому счёту,
    379 в виде редкого исключения в краях и областях сохранили вот эту живую связь:
    380 институт - учебно-опытные хозяйства - новейшая техника (то, о чём Николай
    381 Васильевич Коломейцев говорил), а в большинстве из них этого нет.
    382
    383 Да, это небольшой шаг, да, небольшую копейку они получат, но давайте зададим
    384 себе вопрос: почему когда-то в агроуниверситетах, институтах было пять,
    385 шесть, семь, максимум восемь профильных профессий, а сегодня 35-40 и обучение
    386 платное? Если вы зайдёте в агроуниверситет, институт, то увидите, что там и
    387 половины ребят из селян, из сельской местности нет, - нету! - потому что люди
    388 стремятся получить, так сказать, всеобуч, хоть куда-нибудь, хоть как-нибудь
    389 поступить - лишь бы высшее образование! Почему они не едут сегодня на село?
    390 Да зарплаты нет, жилья нет, не говоря уже о каких-то подъёмных! Кто
    391 заканчивал сельхозинституты, помнят, как мы получали по четыре-шесть окладов
    392 подъёмных, квартиру, хоть и плохонькую, давали, но в 60-70-х годах мы
    393 мирились и с этим: нормально было, хоть и туалет на улице, вода в колодце,
    394 печка топится углём, дровами - нормально всё было! Прошло время: газ налево,
    395 газ направо, но только на 64 процента газифицирована Россия, я уж не говорю о
    396 сельском хозяйстве - сколько это будет продолжаться?! Какое ещё поколение
    397 президентов, парламентариев люди должны пережить? Газ - достояние России!
    398 Скажите, кто греется этим газом, почему мы сами себя не обогреем, тем более
    399 что самая холодная территория - это Российская Федерация?!
    400
    401 Уж если мы начали говорить сейчас, в 2017 году, в год 100-летия Великого
    402 Октября, о сельском хозяйстве, то давайте вспомним: советская власть с первых
    403 шагов какие усилия предпринимала? В каждом приличном областном центре -
    404 мединститут, сельхозинститут и пединститут. Сейчас поезжайте посмотрите: все
    405 учебные заведения спасаются за счёт платного обучения по популярным
    406 специальностям, а про зоотехников, ветврачей, агрономов, инженеров и так
    407 далее забыли.
    408
    409 Этот законопроект - капля в море, нам по-серьёзному надо... Не знаю, что 7
    410 декабря здесь будут говорить те, кто приедет (мы тоже будем участвовать), и
    411 развернёмся ли мы наконец после этого к селу, как бы тяжело ни было. Это
    412 нужно сделать, в противном случае... трудно воевать даже с современным
    413 оружием, если солдат голодный.
    414
    415 За этот законопроект, безусловно, и фракция, и я проголосуем, но это капля в
    416 море - не с этого надо начинать!
    417
    418 Спасибо за внимание.
    419
    420 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    421
    422 Плотников Владимир Николаевич от фракции.
    423
    424 ПЛОТНИКОВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    425
    426 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемый законопроект
    427 устраняет в первую очередь историческую несправедливость: почему-то научные
    428 учреждения и опытные аграрные хозяйства не получают государственную
    429 поддержку, хотя производят такую же продукцию, как сельскохозяйственные,
    430 закон позволит всем, кто производит зерно, корма, овощи, молоко, получать
    431 государственную поддержку. Здесь приводили данные, и ещё скажу: по 47
    432 миллионам гектаров российской пашни, которую засевают сельскохозяйственные
    433 производители, оказывается погектарная поддержка, а по 1,2 миллиона гектаров,
    434 находящихся в обработке у научных организаций, образовательных хозяйств,
    435 такой поддержки нет. Да, это действительно первый шаг к тому, чтобы они
    436 получили эти скромные деньги из федерального бюджета, законопроект позволяет
    437 это сделать.
    438
    439 В этом законопроекте также даётся возможность определиться с новыми
    440 образовательными программами, которые имеют особенности в области сельского
    441 хозяйства. И конечно же, безусловно, это первый шаг к тому, чтобы обратить
    442 внимание на очень важное стратегическое направление.
    443
    444 Мы говорим, что сельское хозяйство сейчас развивается динамично, что это одна
    445 из самых стабильных и успешных отраслей нашей экономики, но эта динамика
    446 должна быть ещё более ускоренной, а для этого должны быть подготовлены
    447 профессиональные кадры, соответствующая база в сельскохозяйственных
    448 университетах с учётом всего перечня необходимых возможностей - это касается
    449 и оборудования, и техники и так далее. И конечно, мы должны развивать новые
    450 научные подходы в наших учреждениях, их много, и они должны работать на
    451 сельское хозяйство: это касается обеспечения качественными отечественными
    452 семенами, гибридами, новыми породами скота, новыми кроссами - всё это мы
    453 сейчас в большом количестве завозим из-за рубежа.
    454
    455 Наша фракция была одним из инициаторов этого законопроекта, и сегодня,
    456 безусловно, мы его поддержим, будем работать над поправками, считаем это
    457 очень важным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного
    458 законопроекта в первом чтении.
    459
    460 Спасибо за внимание.
    461
    462 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.
    463
    464 Владимир Иванович, будете выступать с заключительным словом?
    465
    466 Депутату Кашину включите микрофон.
    467
    468 КАШИН В. И. Я хотел бы поблагодарить всех выступавших.
    469
    470 Конечно, на селе проблем много и одним, и двумя, и тремя законами их не
    471 решить, но называть каплей в море то, что мы, как я уже сказал, в 3 раза
    472 увеличили поддержку каждого студента в институте, и другие меры поддержки -
    473 это значит не уважать себя и против истины выступать, надо всё-таки чёрное от
    474 белого отличать! Здесь предлагаются элементы, конечно, созидательные - да,
    475 может быть, поздно, да, надо было раньше, но мы сегодня всерьёз протягиваем
    476 руку помощи нашим вузам, нашим институтам.
    477
    478 И ещё хочу сказать. Всё, что касается территорий... поддержка территорий
    479 согласно законопроекту будет осуществляться из консолидированного бюджета.
    480 Говоря о несвязанной поддержке и называя цифру федеральную, нельзя забывать,
    481 что туда добавляются, безусловно, ещё и с территорий средства, точно так же
    482 как и на другие виды поддержки, то есть это тоже всё учитывается, - это я
    483 нашему депутату из Вологды говорю.
    484
    485 Будем работать дальше, будем готовить проект ко второму чтению, расширяя
    486 поддержку.
    487
    488 Всем спасибо!
    489
    490 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    491
    492 Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении
    493 изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный
    494 закон "Об образовании в Российской Федерации".
    495
    496 Включите режим голосования.
    497
    498 Покажите результаты.
    499
    500 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 14 сек.)
    501 Проголосовало за 406 чел.90,2 %
    502 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    503 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    504 Голосовало 406 чел.
    505 Не голосовало 44 чел.9,8 %
    506 Результат: принято
    507
    508 Законопроект в первом чтении принимается единогласно.
    509