Проект федерального закона № 142751-7 «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»»

Идентификатор 28581
Номер 142751-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Комментарий о вопросах обмена водительских удостоверений
Дата внесения 2017-04-05

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2017-08-01
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Афонский Владимир Игорьевич
  • Бариев Марат Мансурович
  • Брыкин Николай Гаврилович
  • Гаджиев Мурад Станиславович
  • Гадыльшин Мурад Асфандиарович
  • Дзюба Виктор Викторович
  • Евтушенко Ирина Дмитриевна
  • Ефимов Виталий Борисович
  • Жарков Антон Викторович
  • Иванов Валерий Викторович
  • Калашников Леонид Иванович
  • Карамышев Виктор Николаевич
  • Кармазина Раиса Васильевна
  • Катенев Владимир Иванович
  • Кидяев Виктор Борисович
  • Клыканов Александр Борисович
  • Левицкий Юрий Андреевич
  • Лысаков Вячеслав Иванович
  • Минкин Иршат Султанович
  • Москвичев Евгений Сергеевич
  • Огуль Леонид Анатольевич
  • Окунева Ольга Владимировна
  • Палкин Андрей Васильевич
  • Панков Николай Васильевич
  • Пахомов Сергей Александрович
  • Петрунин Николай Юрьевич
  • Романов Михаил Валентинович
  • Серпер Евгений Александрович
  • Синяговский Владимир Ильич
  • Тен Сергей Юрьевич
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Федяев Павел Михайлович
  • Хайров Ринат Шамильевич
  • Цыбизова Татьяна Игоревна
  • Чернышев Андрей Владимирович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 142751-7 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о продлении срока обмена водительских удостоверений).

    0 Вопрос 20 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в
    1 статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о
    2 продлении срока обмена водительских удостоверений). Доклад Евгения Сергеевича
    3 Москвичёва.
    4
    5 Пожалуйста, Евгений Сергеевич.
    6
    7 МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и
    8 строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к
    11 принятию в третьем чтении, все экспертизы проведены. Комитет рекомендует
    12 законопроект к принятию. Прошу поддержать.
    13
    14 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить от фракций по мотивам
    15 голосования? Нет.
    16
    17 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в
    18 статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", вопрос 20
    19 повестки дня.
    20
    21 Включите режим голосования.
    22
    23 Покажите результаты.
    24
    25 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 11 сек.)
    26 Проголосовало за 363 чел.80,7 %
    27 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    28 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    29 Голосовало 366 чел.
    30 Не голосовало 84 чел.18,7 %
    31 Результат: принято
    32
    33 Федеральный закон принят.
    34

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 142751-7 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о продлении срока обмена водительских удостоверений; принят в первом чтении 17 мая 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").

    0 Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25
    1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Докладывает Евгений
    2 Сергеевич Москвичёв.
    3
    4 МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и
    5 строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был
    8 рассмотрен и принят в первом чтении 17 мая 2017 года. За прошедший период
    9 поступило три поправки: две поправки комитет рекомендует к принятию, они в
    10 таблице № 1, и одну - к отклонению.
    11
    12 Суть поправок, рекомендованных к принятию: предлагается гражданам Киргизской
    13 Республики, в которой русский язык является официальным, предоставить право
    14 работать по своим национальным водительским удостоверениям. Мы считаем, что
    15 это правильно, и предлагаем поддержать.
    16
    17 В случае принятия законопроекта во втором чтении просим рассмотреть данный
    18 законопроект в третьем чтении 14 июля 2017 года.
    19
    20 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    21
    22 Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть.
    23
    24 Включите режим записи на вопросы.
    25
    26 Покажите список.
    27
    28 Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.
    29
    30 НИЛОВ Я. Е. Из таблицы № 1 поправку 2 прошу вынести на отдельное голосование.
    31
    32 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица поправок № 1, за
    33 исключением поправки 2.
    34
    35 Включите режим голосования.
    36
    37 Покажите результаты.
    38
    39 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 37 сек.)
    40 Проголосовало за 345 чел.76,7 %
    41 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    42 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    43 Голосовало 345 чел.
    44 Не голосовало 105 чел.23,3 %
    45 Результат: принято
    46
    47 Принимается.
    48
    49 Пожалуйста, по поправке 2 - депутат Нилов.
    50
    51 НИЛОВ Я. Е. Представляется не совсем корректной формулировка этой поправки.
    52 Если речь идёт о гражданах Киргизии как отдельной страны, то почему в данной
    53 поправке не указаны граждане Белоруссии? Одновременно указывается и общая
    54 норма, касающаяся граждан тех государств, где русский язык признаётся
    55 государственным. Поэтому либо необходимо частную норму, в данном случае про
    56 граждан Киргизской Республики, исключить, потому как продолжение этой фразы и
    57 так включает в себя граждан Киргизской Республики, либо указывать тогда и
    58 граждан Белоруссии.
    59
    60 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.
    61
    62 МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый коллега, я хочу сказать, что граждане Беларуси уже
    63 работают по национальным водительским удостоверениям Беларуси наравне с
    64 российскими гражданами, потому что есть Союзное государство, есть соглашение,
    65 в котором всё прописано. Киргизия не входит в Союзное государство, поэтому
    66 считаю, что всё корректно.
    67
    68 Также хочу сказать, что эту поправку подали все фракции, все фракции
    69 подписались, - это для сведения, а то в зале слышал "не голосуем".
    70
    71 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    72
    73 Ставится на голосование поправка 2 из таблицы № 1.
    74
    75 Включите режим голосования.
    76
    77 Покажите результаты.
    78
    79 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 23 сек.)
    80 Проголосовало за 351 чел.78,0 %
    81 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    82 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    83 Голосовало 353 чел.
    84 Не голосовало 97 чел.21,6 %
    85 Результат: принято
    86
    87 Принимается поправка.
    88
    89 Есть ли вопросы по второй таблице поправок? Нет.
    90
    91 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    92
    93 Включите режим голосования.
    94
    95 Покажите результаты.
    96
    97 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 52 сек.)
    98 Проголосовало за 343 чел.76,2 %
    99 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    100 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    101 Голосовало 343 чел.
    102 Не голосовало 107 чел.23,8 %
    103 Результат: принято
    104
    105 Принимается.
    106
    107 Ставится на голосование во втором чтении проект закона.
    108
    109 Покажите результаты.
    110
    111 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 17 сек.)
    112 Проголосовало за 349 чел.77,6 %
    113 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    114 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    115 Голосовало 350 чел.
    116 Не голосовало 100 чел.22,2 %
    117 Результат: принято
    118
    119 Принят во втором чтении.
    120

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 142751-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о продлении срока обмена водительских удостоверений).

    0 Коллеги, переходим к рассмотрению 12-го вопроса. О проекте федерального
    1 закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении
    2 изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс
    3 Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает
    4 Евгений Сергеевич Москвичёв.
    5
    6 МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и
    7 строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В мае 2013 года был подписан
    10 федеральный закон, отдельные положения которого предусматривают запрет на
    11 привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских
    12 удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации.
    13 Одним словом, иностранные граждане, которые работают по найму, должны
    14 получить водительское удостоверение российского образца.
    15
    16 Данная норма должна была вступить в силу через год после официального
    17 опубликования закона, то есть в 2014 году, но в тот год произошли события, в
    18 свете которых перенос срока вступления в силу данной нормы было неизбежным, -
    19 речь идёт о присоединении к России в марте 2014 года Крыма и Севастополя, где
    20 большинство жителей, в том числе работающих по найму водителями общественного
    21 транспорта, грузовиков и легковых автомобилей, имели иностранные, украинские,
    22 водительские удостоверения. Тогда была создана комиссия при Правительстве
    23 Российской Федерации (я входил в эту комиссию) и было принято решение
    24 перенести срок вступления в силу этой нормы на один год - до мая 2015 года.
    25 Данный закон тоже был принят в мае, а практически год спустя было
    26 инициировано обсуждение в правительстве вопроса о применении указанной нормы
    27 по отношению к водителям, которые являются гражданами Союзного государства
    28 (этот вопрос как раз поднимался Татьяной Николаевной, которая сегодня была у
    29 нас, она говорила о том, что важно, чтобы граждане Союзного государства и
    30 стран ЕАЭС имели право работать по своим водительским удостоверениям, не
    31 нужно было их обменивать). Этот вопрос был обсуждён на заседании
    32 правительственной комиссии, и МВД России было поручено разработать проект
    33 межправительственного соглашения. Соответствующий законопроект разрабатывался
    34 с 2015 года по 2017 год, но, к сожалению, не был принят. Решение вопроса
    35 зашло в тупик, а 1 июня 2017 года наступает срок, когда более 70 тысяч
    36 водителей, которые работают по найму и не имеют российского водительского
    37 удостоверения... Для сведения скажу: сегодня в России более 120 тысяч
    38 водителей работают по найму.
    39
    40 В сложившуюся ситуацию вмешался Государственный секретарь Союзного
    41 государства Рапота Григорий Алексеевич, он обратился к Вячеславу Викторовичу
    42 Володину, и мы, комитет по транспорту, вместе с Иваном Ивановичем Мельниковым
    43 получили поручение разобраться. Когда мы стали разбираться, то увидели, что
    44 только в Смоленской и Брянской областях более 11,5 тысячи белорусских
    45 граждан, работающих на территории Российской Федерации, могут с 1 июня
    46 перестать работать. Мы стали изучать ситуацию по всем субъектам - например, в
    47 Санкт-Петербурге почти 50 процентов водителей из стран СНГ, а Министерство
    48 экономического развития считает, что в России работает по найму почти 30
    49 тысяч водителей из Киргизии. Мы стали уточнять, встретились с представителями
    50 Министерства транспорта, обсудили вопрос с МВД России, и они подтвердили, что
    51 есть необходимость в переносе срока вступления в силу нормы данного закона
    52 ещё на один год, для того чтобы Правительство Российской Федерации всё-таки
    53 решило вопрос, что делать с межправительственным соглашением. А международная
    54 практика сегодня такова: если гражданин России приезжает работать в другие
    55 страны СНГ или в страны Евросоюза, то он обязан получить национальное
    56 водительское удостоверение, как и все граждане, которые работают по найму,
    57 поэтому ничего нового в России не придумано. Однако граждане стран, которые
    58 являются членами Евросоюза, работают по своим водительским удостоверениям. В
    59 связи с этим, понимая, что МИД и Минюст имеют замечания по
    60 межправительственному соглашению, я, как депутат, председатель комитета, внёс
    61 проект закона о том, чтобы перенести срок вступления в силу данной нормы на
    62 один год, и предлагаю рассмотреть его сегодня и принять в первом чтении и в
    63 целом. Почему? Это самая крайняя мера, а после этого пусть Правительство
    64 Российской Федерации всё-таки решает вопрос с межправительственным
    65 соглашением, будут ли водители работать по своим национальным водительским
    66 удостоверениям или не будут. Но, уважаемые коллеги, с учётом того, что
    67 сегодня водителями работают граждане СНГ, Белоруссии, Украины, Киргизии,
    68 Таджикистана и других стран и что это более 100 тысяч человек, которые
    69 работают и на пассажирском транспорте, и на легковом, и на грузовом, -
    70 поверьте, это большое количество, может остановиться работа, - мы считаем,
    71 что данный законопроект нужно принимать в первом чтении и в целом, комитет
    72 это поддерживает.
    73
    74 Одновременно необходимо рассмотреть сегодня проект постановления об обращении
    75 Думы в адрес правительства, с тем чтобы правительство всё-таки разъяснило,
    76 почему в течение двух лет мы не успели и вынуждены ещё раз переносить срок на
    77 целый год, почему всё-таки органы исполнительной власти не выполнили норму
    78 закона, в соответствии с которым вышел административный регламент, приказ
    79 МВД: приказ МВД был подписан в 2015 году, зарегистрирован в Минюсте, вступил
    80 в силу 1 сентября 2016 года.
    81
    82 Я не хочу сказать, что МВД или органы ГИБДД сегодня проводят не ту работу,
    83 что плохо принимаются или совсем не принимаются экзамены. Хочу только
    84 сказать, что сейчас в некоторых субъектах Российской Федерации, например в
    85 Смоленской области, граждане СНГ не могут сдать экзамен на получение прав
    86 категорий "СЕ" и "DE" (это сочленённые автобусы). Действительно, есть такая
    87 проблема, но это зависит не только от МВД: там не хватает площадок, на
    88 которых должны сдавать вождение, практику, те, кто впервые получает
    89 водительское удостоверение российского образца.
    90
    91 В сложившейся ситуации считаю необходимым и прошу вас, уважаемые коллеги,
    92 поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении и в целом.
    93
    94 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.
    95
    96 Уважаемые коллеги, информирую вас о том, что в соответствии с решением Совета
    97 Государственной Думы при рассмотрении этого вопроса присутствуют
    98 представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе
    99 Швецов Владимир Владимирович, временно исполняющий обязанности начальника
    100 Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, он
    101 находится в правительственной ложе.
    102
    103 Теперь вопросы. Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    104
    105 Включите режим записи на вопросы.
    106
    107 Покажите список.
    108
    109 Коллеги, запись на вопросы мы провели, дальнейшее рассмотрение этого
    110 законопроекта состоится, если останется время после "правительственного
    111 часа", до большого перерыва, если нет, то в 16 часов.
    112
    0 Продолжим рассмотрение нашей повестки. Мы с вами в первой половине заседания
    1 рассматривали 12-й вопрос, доклад сделал Евгений Сергеевич Москвичёв, на
    2 вопросы записались восемь депутатов.
    3
    4 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    5
    6 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, на одного человека уже стало меньше.
    7
    8 Прежде чем мы с вами перейдём к вопросам, хотел бы обратить внимание и
    9 профильного комитета, председатель которого выступал с докладом, и, самое
    10 главное, нашего Правового управления, поскольку комитетом было внесено
    11 предложение принять законопроект в первом чтении и в целом и данный вопрос мы
    12 обсуждали на Совете Думы, вот на что. Зачитываю часть восьмую статьи 119
    13 нашего Регламента: "В случае принятия законопроекта в первом чтении, за
    14 исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской
    15 Федерации и субъектов Российской Федерации, или одобрения законопроекта в
    16 первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение
    17 соответствующего комитета о принятии либо об одобрении закона, исключая
    18 процедуры второго и третьего чтений..." Данный законопроект имеет отношение к
    19 предметам совместного ведения, поэтому коллеги либо это просмотрели - и тогда
    20 это ошибка, - либо просто сделали это по понятной причине. В связи с этим,
    21 коллеги, мы с вами можем рассматривать законопроект только в первом чтении,
    22 всё остальное - нарушение Регламента. Конечно, мы будем разбираться, почему
    23 Правовое управление просмотрело, но хотелось бы, чтобы и комитет понимал свою
    24 ответственность, у вас тоже юристы есть.
    25
    26 Сейчас переходим к вопросам.
    27
    28 Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.
    29
    30 НИЛОВ О. А. Евгений Сергеевич, когда принимался этот закон, это
    31 первоначальное решение, понятно, была обеспокоенность и у депутатов, и у
    32 граждан тем, что, возможно, квалификация тех водителей, которые приехали
    33 из-за границы и осуществляют перевозки на общественном транспорте, на
    34 грузовиках и так далее, и так далее, не соответствует уровню предъявляемых
    35 требований. Дайте, пожалуйста, статистику, каков сегодня процент
    36 водителей-иностранцев и каков процент ДТП, аварий, не дай бог, с какими-то
    37 тяжёлыми последствиями, совершённых ими, от общего количества. То есть,
    38 во-первых, каков процент водителей-иностранцев, а во-вторых, какое количество
    39 нарушений и каких-то серьёзных аварий происходит с их участием?
    40
    41 МОСКВИЧЁВ Е. С. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, для этого и принимался
    42 закон в 2013 году, чтобы все иностранные граждане, которые желают работать по
    43 найму, возить пассажиров и грузы, разговаривали на русском языке и знали
    44 Правила дорожного движения Российской Федерации.
    45
    46 Теперь о статистике. На пассажирском транспорте перевозится не менее 12
    47 миллиардов пассажиров в год, и за последние три года из 27 тысяч людей,
    48 погибших на пассажирском транспорте, по вине водителей погибло 147 человек.
    49 Здесь представитель МВД, который может сказать, какой процент из них
    50 составляют именно водители-иностранцы, но мы анализировали статистику: они
    51 составляют не более 25 процентов. Вот такая статистика, поэтому мы и говорим,
    52 что нужно водительское удостоверение российского образца.
    53
    54 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич.
    55
    56 ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.
    57
    58 Спасибо, Вячеслав Викторович.
    59
    60 Уважаемый Евгений Сергеевич, сейчас по закону иностранный водитель должен
    61 отучиться в российской автошколе, сдать один теоретический и два практических
    62 экзамена, только потом он может получить права. Фактически это не замена, а
    63 получение новых прав.
    64
    65 Вопрос: может быть, есть смысл разрешить тем водителям, которые учились и
    66 сдавали на права ещё в СССР и имеют большой стаж вождения, сдавать только
    67 теоретический экзамен?
    68
    69 МОСКВИЧЁВ Е. С. Вы знаете, уважаемые коллеги, мы ничего не придумали нового:
    70 в Европе, за рубежом граждане, которые приезжают, полностью проходят курс,
    71 полностью сдают экзамены. И мы считаем, что это правильно, ведь мы доверяем
    72 водителю-иностранцу перевозку грузов и перевозку пассажиров, он перевозит по
    73 тридцать-сорок человек в автобусе. Поэтому считаю, что тот регламент, который
    74 подготовлен МВД и принят сегодня правительством, правильный. Можно облегчить
    75 процедуру вот с этими закрытыми площадками - надо посмотреть, где мест не
    76 хватает, ведь не во всех субъектах это есть, думаю; с учётом практики,
    77 сложившейся за эти семь месяцев, после того как последний административный
    78 регламент, приказ вышел, можно посмотреть, с какими сложностями сталкиваются
    79 в субъектах именно представители органов ГИБДД.
    80
    81 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович.
    82
    83 МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.
    84
    85 Евгений Сергеевич, вы отметили, что во многих регионах у ГИБДД отсутствует
    86 материально-техническая база для сдачи экзаменов, чтобы поменять права. Как
    87 вы сказали, МВД поддерживает этот законопроект, но где гарантии, что одного
    88 года хватит для устранения этой проблемы, и откуда МВД получит дополнительные
    89 средства на материально-техническое оснащение региональных структур ГИБДД?
    90
    91 МОСКВИЧЁВ Е. С. Что касается первого вопроса, у нас есть информация, что пока
    92 есть проблемы по закрытым площадкам для категорий "CE" и "DE" в Смоленской
    93 области и ещё в двух субъектах, сейчас не могу их назвать. Но хочу сказать,
    94 что с того времени, как вышел закон, за 2015-2016 годы, уже многое сделано.
    95 Очень сильно изменились требования к автошколам, требования к площадкам,
    96 появились камеры, то есть теперь можно видеть, как происходит сдача экзамена,
    97 не просто так вот пришёл и сдал без подготовки. Ну и работодатель теперь
    98 несёт ответственность за это дело.
    99
    100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.
    101
    102 АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    103
    104 У меня вопрос к представителю МВД, который здесь присутствует.
    105
    106 Понятно, что данный закон был нужен, важен, он своевременный, поскольку это
    107 связано с безопасностью наших граждан, и печально, что мы переносим срок
    108 вступления в силу этой нормы закона. В связи с этим у меня вопрос. В
    109 пояснительной записке сказано, что ГИБДД не готова, но когда этот закон
    110 принимался, насколько я понимаю, было положительное заключение Правительства
    111 Российской Федерации, то есть тогда никто на это не обращал внимания, а
    112 сейчас по каким-то причинам мы оказались якобы не готовы. Я не думаю, что
    113 сдача экзамена на права (или пересдача) иностранными гражданами из ближнего
    114 зарубежья очень сильно отличается от сдачи экзамена гражданами Российской
    115 Федерации. Может быть, я не владею информацией, но я не слышал, чтобы
    116 граждане Российской Федерации испытывали какие-то сложности в связи со сдачей
    117 экзаменов для получения водительского удостоверения. Можно всё-таки пояснить,
    118 в чём ГИБДД не готова?.. (Микрофон отключён.)
    119
    120 ШВЕЦОВ В. В., временно исполняющий обязанности начальника Главного управления
    121 по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
    122 Российской Федерации.
    123
    124 Андрей Геннадьевич, вы абсолютно правы: ГИБДД готова. Каждый год мы выдаём 2
    125 миллиона прав, и количество прав, выдаваемых иностранным гражданам,
    126 составляет всего 1 процент, то есть в принципе никаких трудностей,
    127 препятствующих осуществлению этих мероприятий, для нас нет. Да, совершенно
    128 верно Евгений Сергеевич сказал, у нас есть проблемы в Смоленске, касающиеся
    129 категории "DE", но есть порядок, по которому мы можем принимать экзамены для
    130 получения водительского удостоверения в любом субъекте Российской Федерации,
    131 то есть гражданин Российской Федерации или иностранец может сделать это в
    132 любом субъекте Российской Федерации. Кроме того, обучаться на курсах ему не
    133 надо, в связи с тем что он имеет иностранное водительское удостоверение,
    134 проходить обучение в наших автошколах ему совершенно не нужно, остаётся
    135 только сдать экзамены.
    136
    137 Да, мы используем базу автошкол для сдачи экзаменов, чтобы не тратить
    138 государственные средства на грузовые автомобили, автобусы, которые будут
    139 применяться только для экзаменов, используем транспортные средства автошкол.
    140 В автошколах, где всё это есть, мы это делаем, и никаких трудностей в этом
    141 отношении нет.
    142
    143 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.
    144
    145 ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    146
    147 Уважаемый Евгений Сергеевич, вот в своём докладе вы сказали, что в России
    148 11,5 тысячи водителей, которые наняты нашими российскими перевозчиками, из
    149 ближнего зарубежья, и большинство из них из Республики Беларусь. При этом,
    150 насколько я понял, есть технические трудности с приёмом экзаменов, в
    151 экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции очень сложная ситуация. И это
    152 в центральных районах России, а что тогда говорить о периферии? В связи с
    153 этим вопрос: почему региональные власти не готовят водителей для
    154 международных перевозок? Безработица там огромная, например, в Саратовской
    155 области - 27 тысяч, в Брянской области - 27 тысяч, в Московской области - 124
    156 тысячи безработных, и половина из них мужчины. Вот такого плана вопрос.
    157
    158 МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, у нас автомобильный транспорт на 85
    159 процентов, грузовой - на 100 процентов частный, поэтому перевозчик,
    160 работодатель сам отвечает за наём. Ещё в пятом созыве, не в шестом, были
    161 такие предложения, и, когда готовился этот закон, встал вопрос о том, что
    162 надо ввести ещё категории "СЕ" и "DЕ" (о чём, правда, не сказал Владимир
    163 Владимирович), поэтому по ним тоже обучаются. К сожалению, из-за того что
    164 маленькая заработная плата на автомобильном транспорте, граждане России
    165 работать туда не идут. Заработная плата там 15-20 тысяч, а в некоторых
    166 регионах и 8-9 тысяч рублей.
    167
    168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.
    169
    170 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.
    171
    172 Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Чем глубже мы погружаемся в
    173 этот вопрос, тем больше вопросов возникает. Вообще, это какой-то кошмар! Вот
    174 представитель МВД сказал, что у них вообще никаких проблем нет, они готовы
    175 хоть завтра всех, так сказать, обилетить, выдать водительские удостоверения,
    176 права.
    177
    178 Евгений Сергеевич, у меня вопрос: а зачем вообще это нужно делать? Я вчера на
    179 Совете об этом спрашивал. Это что, увеличивает объёмы грузоперевозок или
    180 скорость доставки грузов? Или это значительно сокращает количество
    181 дорожно-транспортных происшествий и смертей? Если как в третьем случае, тогда
    182 мы с вами все преступники - получается, уже три раза перенеся на год срок
    183 вступления в действие нормы этого закона, мы поощряем увеличение количества
    184 дорожно-транспортных происшествий и смертей. Ну дайте же какую-то объективную
    185 картину... (Микрофон отключён.)
    186
    187 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Решульскому. Включите микрофон.
    188
    189 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну для чего это всё нужно?! Может, это нужно только для
    190 того, чтобы через какие-то структуры провести эти - вот я по пояснительной
    191 записке говорю - 9,5 тысячи человек, как мы их называем, иностранных
    192 водителей, чтобы кто-то заработал? Кто к нам обращается? Почему эти
    193 предприниматели не стоят в очереди здесь, у Государственной Думы, с плакатами
    194 и не кричат: "Дума, прими в конце концов решение какое-то окончательное!"
    195 Зачем нам этим заниматься? Может, вот эта регламентация, наоборот, подрывает
    196 все эти нужные меры, мероприятия? Я никак не могу понять! Вот представитель
    197 МВД сказал, что у них проблем нет, так у кого проблемы? У нас, может быть?!
    198
    199 МОСКВИЧЁВ Е. С. Проблемы сегодня есть у предпринимателя, который имеет
    200 автомобили и на этих автомобилях или автобусах осуществляет грузовые или
    201 пассажирские перевозки. Сейчас на грузовом транспорте нет квотирования
    202 количества подвижного состава - у нас 6 миллионов 350 тысяч грузовых
    203 автомобилей, - и перевозчики, которые купили машины три, пять, восемь лет
    204 назад, всё время использовали в качестве водителей граждан стран СНГ. Я вам
    205 приведу пример. Вот Рапота обратился в Думу, он чётко указал: на территории
    206 Смоленской, Брянской областей и других регионов работают 11 тысяч белорусов -
    207 с 1 июня они не будут иметь право работать.
    208
    209 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лебедев Игорь Владимирович.
    210
    211 ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.
    212
    213 Уважаемый Евгений Сергеевич, Сергей Николаевич в какой-то степени уже задал
    214 вопрос, который я хотел задать, тем не менее хотелось бы услышать более
    215 конкретный и чёткий ответ. В своём выступлении и сейчас в ответе на вопрос
    216 коллеги Решульского вы подчеркнули озабоченность судьбой тысяч водителей,
    217 которые с 1 июня не смогут работать, - а почему, Евгений Сергеевич, мы не
    218 проявляем заботу о миллионах граждан, чью жизнь мы подвергаем опасности,
    219 когда сажаем за руль представителей дружественных нам республик, которые
    220 подчас и машину-то водить не умеют? Ведь замена водительского удостоверения -
    221 это не простая формальность, это сдача экзамена по теории, это сдача экзамена
    222 по вождению, и я уверен, что из тех 100 тысяч, о которых вы сказали, тысяч 30
    223 эти экзамены, скорее всего, не сдадут, поэтому давайте, может быть, всё-таки
    224 будем в большей степени проявлять заботу о наших гражданах, о наших
    225 избирателях, а не о коммерческих структурах, которые с 1 июня потеряют
    226 возможность зарабатывать деньги.
    227
    228 МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, мы не ставим задачу... я не говорю, что
    229 иностранцев надо в первую очередь, - я говорю о том, что гражданин-иностранец
    230 имеет право сдать экзамен для получения водительского удостоверения, и вот мы
    231 им должны дать такую возможность. Не сдадут 50 тысяч, значит, российские
    232 бизнесмены, предприниматели, работодатели должны будут найти 50 тысяч
    233 российских граждан, но, к сожалению, пока этого нет - значит, на это есть
    234 причина! Причина какая? Весь муниципальный пассажирский транспорт -
    235 убыточный! Давайте посмотрим, как он дотируется: он по остаточному принципу
    236 дотируется! Вы покажите, где там есть прибыль? Они планово-убыточный баланс
    237 создают, и кто туда идёт работать за 7 тысяч, за 12 тысяч? Мы же не против, я
    238 просто говорю, что мы предложили вариант, вот и секретарь Союзного
    239 государства обратился: раз не смогли за семь месяцев или там за два года до
    240 конца довести обмен, тогда надо или продлить ещё один раз, или принимать
    241 решение - нет! Но всё-таки есть объективные причины для продления срока, я
    242 вам их приводил: переход, ввод в России категорий "СЕ", "DЕ" произошёл
    243 недавно, поэтому не во всех регионах сдача экзаменов организована, это
    244 действительно так. А уважаемым коллегам по Союзному государству мы сказали:
    245 какое решение мы примем, так и будет. Для сведения хочу сказать, что в
    246 Белоруссии граждане России вообще с российскими удостоверениями работают, -
    247 вот такое они решение приняли.
    248
    249 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.
    250
    251 Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть желающие.
    252
    253 Включите режим записи.
    254
    255 Покажите список.
    256
    257 Ефимов Виталий Борисович, пожалуйста.
    258
    259 ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    260
    261 Уважаемые коллеги, я, как один из авторов этого законопроекта, хочу всё-таки
    262 ещё раз объяснить то, о чём подробно, как мне кажется, рассказал Евгений
    263 Сергеевич.
    264
    265 Первое. Речь не идёт о трудоустройстве зарубежных граждан - речь идёт о том,
    266 что уже 1 июня несколько десятков тысяч пассажирских автобусов, троллейбусов,
    267 трамваев не выйдут на линии. Мы говорим о пассажирах, о гражданах России:
    268 если это случится 1 июня, вы представьте себе, что будет в наших городах и
    269 регионах!
    270
    271 Второе. Если кто-то виноват в том, что российские власти не сумели
    272 организовать эти процессы, давайте будем разбираться, если Дума на это
    273 способна, почему они не сумели организовать. Но принять-то закон нужно,
    274 иначе, я ещё раз говорю, 1 июня десятки тысяч единиц транспорта не выйдут на
    275 линии - это граждане России не поедут, а не люди из зарубежья!
    276
    277 Третье. Всё-таки есть одна причина, которая в принципе, может быть, и
    278 сдержала получение иностранными гражданами этих прав, и Евгений Сергеевич это
    279 тоже объяснил: есть решение о подписании соглашения, чтобы на территории
    280 Евразийского экономического союза действовали те права, которые действуют в
    281 этих республиках, но его до сих пор не подписали, видимо, правительство
    282 поэтому и не внесло законопроект - в надежде, что вот-вот подпишут, - так что
    283 нам пришлось это делать.
    284
    285 Четвёртое. Я считаю, что нам нужно, может быть, ко второму чтению вписать в
    286 законопроект, что белорусские граждане могут работать по своим документам,
    287 потому что их подготовка и наша, их права и наши права, язык в принципе имеют
    288 одинаковую систему.
    289
    290 В связи с этим я очень просил бы принять законопроект в первом чтении. Если
    291 нужно - пожалуйста, Дума может создать комиссию, разобраться с
    292 административными органами, почему они не сумели решить эти проблемы, но мы
    293 не можем оставить, как вы говорите, миллионы граждан на остановках 1 июня!
    294 Поэтому прошу принять законопроект в первом чтении.
    295
    296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич от фракции ЛДПР. Пожалуйста.
    297
    298 НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР
    299 не будет поддерживать этот законопроект. Я напомню, что в ноябре 2012 года мы
    300 с Игорем Владимировичем Лебедевым внесли проект закона в Государственную
    301 Думу, в котором предложили вообще запретить управлять транспортным средством
    302 иностранцам, за исключением отдельных случаев - дипломатические машины,
    303 транзитный транспорт и временно пребывающие у нас граждане, которые посещают
    304 страну в целях туризма, - исходя из того, что слишком много происходило
    305 аварий на дорогах России с участием общественного транспорта, особенно жутко
    306 выглядели ситуации в Москве, в Подмосковье, когда, гонясь за выполнением
    307 плана, микроавтобусы ездили с нарушением правил дорожного движения, калечили
    308 пассажиров, выезжали на встречную полосу, объезжали пробки по тротуарам и так
    309 далее. Мы тогда предложили решить этот вопрос радикально. Нашу инициативу
    310 чуть позже отклонили, потому что во втором чтении были поддержаны комитетом
    311 по транспорту - и хорошо, что поддержаны, - изменения, которые должны были
    312 навести порядок. И вот опять, в который раз Государственная Дума продлевает
    313 срок вступления в силу нормы закона, который был принят в 2013 году. Каждый
    314 раз, когда это продление предлагалось, мы выражали обеспокоенность и
    315 говорили, что проблема не решается, что это, получается, мертворождённый
    316 закон. К сожалению, таких законов у нас довольно много - например, сельские
    317 пенсионеры должны получать повышенную пенсию, но не получают её, потому что
    318 каждый раз срок вступления закона в силу просто переносится. Зачем тогда надо
    319 было всё это принимать?!
    320
    321 В том, что сложилась такая ситуация, отчасти виноваты и сами автохозяйства,
    322 которые спали, а потом, когда подошёл срок, при наступлении которого водители
    323 без российских прав ездить не смогут, проснулись и начали судорожно бегать по
    324 всем инстанциям и кричать: "Давайте продлевать!" И ничего проще не находят
    325 ответственные сотрудники и ведомства, как в очередной раз продлить срок, для
    326 того чтобы в законную силу поправки не вступили, что, на наш взгляд,
    327 абсолютно неправильно.
    328
    329 Мы считаем, что эту проблему можно решить, заключив соглашение с Белоруссией
    330 о взаимном признании национальных прав. Кроме того, мы считаем, что год - это
    331 слишком большой срок...
    332
    333 Если можно, тридцать секунд ещё.
    334
    335 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту.
    336
    337 НИЛОВ Я. Е. Достаточно полгода, и с 1 января 2018 года может вступить в силу
    338 та норма, которая давно должна была вступить. Если сейчас активизировать
    339 работу по замене водительских удостоверений, то всё это можно сделать, а при
    340 большом желании - и до 1 июня. Правильно сказал исполняющий обязанности
    341 начальника ГАИ Швецов: пересдать экзамен и получить водительское
    342 удостоверение можно не только в Смоленске, это можно сделать и в Подмосковье,
    343 и в Москве, и в Брянске, и в Тверской области - здесь большой проблемы нет,
    344 надо только захотеть её решить. Конечно, проще всего принять закон, ещё раз
    345 отложив срок вступления силу нормы, но при этом, мы считаем, надо поддержать
    346 нашу поправку, чтобы всё это не выглядело, так сказать, тяп-ляп: захотели и
    347 ещё на год автоматом перенесли, как мы каждый год продлевали срок бесплатной
    348 приватизации, - достаточно полгода. А идеальный вариант - вообще не
    349 поддерживать законопроект и принять все возможные меры для того, чтобы до 1
    350 июня все нуждающиеся в этом водители получили новые водительские
    351 удостоверения.
    352
    353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Драпеко Елена Григорьевна, фракция
    354 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    355
    356 ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что
    357 сегодня прозвучали серьёзные предложения в этом зале. В рамках Союзного
    358 государства, Союза Беларуси и России, можно заключить соглашение о взаимном
    359 признании прав, и мы считаем, что Лукашенко поступил совершенно правильно, и
    360 у нас нет массового нарушения правил дорожного движения белорусскими
    361 водителями, и нет к ним претензий. Также у нас нет претензий к казахстанским
    362 водителям, поэтому действительно в рамках ЕАЭС вполне может быть заключено
    363 подобное соглашение. Все же остальные водители-иностранцы должны пересдавать
    364 экзамены по нашим правилам. Если такое решение будет принято, то сразу
    365 сократится численность тех, кому необходимо пересдавать экзамены. И ещё -
    366 именно из тех стран Средней Азии водители в основном и нарушают правила
    367 дорожного движения, что приводит к серьёзным авариям.
    368
    369 Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, но не принимать его в
    370 целом, а оставить себе время для консультаций до следующей недели.
    371
    372 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.
    373
    374 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович.
    375
    376 Я вынужден был взять слово для выступления, потому что вчера на Совете Думы
    377 при обсуждении этого вопроса я исходя из того, с чем ознакомился в материалах
    378 к данному законопроекту, сказал, что его надо принимать, потому что, коллеги,
    379 в материалах, представленных комитетом, чётко и ясно написано, что вот такое
    380 нехорошее у нас МВД, точнее, ГИБДД, которая из-за отсутствия
    381 материально-технической базы никак не может провести эту переаттестацию.
    382 Сегодня же мы с вами слышим обратное: представитель МВД заявляет, что они
    383 готовы хоть каждый день её проводить - и количество прав, выдаваемых
    384 иностранцам, составляет меньше 1 процента, и база у них есть, и всё
    385 остальное. Значит, я не зря задаю вопрос: а в чём тогда проблема-то
    386 заключается?
    387
    388 Как мы можем из года в год - уже в третий раз сейчас будем на год переносить
    389 вступление в силу нормы этого закона - выпускать на дороги потенциально
    390 опасные автомобили, то есть водителей, уже заранее зная, (ну статистику-то вы
    391 же можете посчитать), как они опасны - вот правильно тут кто-то, или Игорь
    392 Лебедев, или Ярослав Нилов, сказал - для миллионов наших граждан?! Мы же с
    393 вами косвенно становимся преступниками в этом деле! Разве можно так делать?
    394
    395 Я никак не пойму, в чём же тут проблема, всё-таки нам надо докопаться до
    396 истины, Вячеслав Викторович, в этом деле. То ли это кто-то
    397 финансово-экономические интересы предпринимателей защищает, то ли кто-то свою
    398 неисполнительность пытается в очередной раз перебросить на Государственную
    399 Думу и тем самым, как говорится, одним махом ошельмовать высший
    400 законодательный (представительный) орган, а потом скажут: вон сидят там, уже
    401 ничего не соображают и так далее.
    402
    403 Это очень хорошо, что вы обратили внимание, Вячеслав Викторович, на то, что
    404 это законопроект по предмету совместного ведения, поэтому мы не можем его в
    405 целом принимать. Если бы было в целом, то наша фракция голосовала бы против
    406 этого закона - хоть вчера я считал, что его надо поддержать, - потому что
    407 нельзя идти на это, я ещё раз подчеркну, преступление, выпуская, как говорят,
    408 без аттестации водителей на дороги. Но поскольку у нас впереди месяц, я
    409 полагаю, мы всё-таки разберёмся... (Микрофон отключён.)
    410
    411 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд.
    412
    413 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. И я полностью поддерживаю Ефимова Виталия Борисовича,
    414 который выступал как автор этого законопроекта: давайте всё-таки мы ко
    415 второму чтению обязательно выделим граждан Белоруссии, точнее, граждан
    416 единого нашего Союзного государства, потому что здесь должны быть разные
    417 подходы. А может быть, и к гражданам других республик, ныне государств, тоже
    418 надо дифференцированно подойти и для кого-то сохранить возможность
    419 пользоваться их национальными водительскими удостоверениями.
    420
    421 Наша фракция поддержит законопроект, с учётом того что впереди есть месяц до
    422 второго чтения.
    423
    424 Спасибо за внимание.
    425
    426 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, мы попросим, чтобы при обсуждении
    427 данного вопроса выступили полномочный представитель президента Гарри
    428 Владимирович Минх с соответствующей позицией по рассматриваемому вопросу и
    429 полномочный представитель правительства Александр Юрьевич Синенко, чтобы
    430 прозвучала позиция правительства. Закон трижды исправляется в части переноса
    431 срока вступления в силу, в третий раз пойдёт на подпись президенту. Как мы
    432 понимаем, есть ответственные ведомства, которые должны исполнять норму
    433 закона. И нам, конечно, надо понять, нужен вообще этот закон или не нужен и
    434 почему мы с вами третий раз вынуждены на год откладывать вступление в силу
    435 этой нормы. Поэтому сейчас состоятся выступления от фракций, а затем мы
    436 послушаем наших коллег - представителей правительства и президента.
    437
    438 Пожалуйста, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Яровая Ирина Анатольевна.
    439
    440 ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ
    441 РОССИЯ".
    442
    443 Уважаемые коллеги, мы рассматриваем действительно очень важный вопрос. В 2010
    444 году Президентом Российской Федерации было дано поручение о том, чтобы в
    445 законодательстве России появилось прямое требование к иностранным гражданам
    446 иметь российское водительское удостоверение, дающее право на осуществление
    447 профессиональной деятельности водителя. В 2013 году такой закон был принят,
    448 но на протяжении уже фактически четырёх лет переносятся сроки.
    449
    450 После детального изучения истории вопроса стало понятно: первоначально было
    451 заявлено, что причиной переноса срока вступления в силу нормы этого закона
    452 является неготовность правительства к принятию подзаконных актов, хотя исходя
    453 из смысла закона не требовалось принятия никаких дополнительных подзаконных
    454 нормативных актов, - напомню, иностранные граждане, как и граждане России,
    455 имея трудовые права, должны иметь надлежащую профессиональную подготовку.
    456 Когда речь идёт о правах иностранных граждан, из чего исходит президент?
    457 Президент, давая такое поручение и подписывая закон, исходил из необходимости
    458 защитить интересы наших граждан, обеспечить безопасность наших граждан, и мы
    459 обоснованно предъявляем законное требование к иностранным гражданам о наличии
    460 у них официального документа российского образца для осуществления
    461 профессиональной деятельности водителя.
    462
    463 Итак, первый раз странным образом срок вступления в силу переносится на год,
    464 дальше история продолжается - снова срок переносится на год, и каждый раз
    465 вопрос о переносе ставится за месяц до вступления в силу нормы, чтобы
    466 быстро-быстро принять новое решение. Заявляется, что будто бы перенос связан
    467 с воссоединением Крыма с Россией, хотя, напомню, по Крыму принимался
    468 отдельный закон и вообще не было этого обоснования, однако это не помешало
    469 снова отодвинуть срок вступления в силу нормы закона, тем самым фактически, в
    470 нашем понимании, просто действовать в логике грубого неисполнения законных
    471 требований, которые подтверждены Президентом Российской Федерации.
    472
    473 Теперь появляется новое обоснование - будто бы это ущемляет права граждан
    474 Белоруссии. Мы подняли документы 1998 года, даже 1996 года, международные
    475 соглашения, исходя из которых граждане Белоруссии имеют равные права с
    476 гражданами России и не требуется легализации никаких документов,
    477 подтверждающих их право на трудовую деятельность. Таким образом, в данном
    478 случае речь идёт о недобросовестном толковании действующих норм
    479 международного права, предусмотренных соглашениями России. То есть это
    480 обоснование, касающееся граждан Белоруссии, неактуально, потому что они могут
    481 беспрепятственно осуществлять свою трудовую деятельность на основании тех
    482 договоров, которые действуют и имеют полную законную, юридическую силу.
    483
    484 Уважаемые коллеги, чем опасна эта ситуация? Она опасна тем, что создаётся
    485 прецедент грубого, длительного неисполнения требований закона по надуманным
    486 на самом деле основаниям, потому что каждый раз меняется основание и каждый
    487 раз ищется предлог, чтобы не исполнять требования закона.
    488
    489 Я напомню, что только в 2017 году рост числа дорожно-транспортных
    490 происшествий, произошедших по вине иностранных граждан, составил 11
    491 процентов. Вы знаете, какие последствия имеет каждое дорожно-транспортное
    492 происшествие, особенно с участием крупного грузового транспорта, вы знаете,
    493 на каких трассах происходят эти происшествия. Поэтому в данном случае
    494 актуален вопрос: за что борьба? И почему сегодня правительство занимает такую
    495 двойственную позицию? Этот вопрос, наверное, тоже актуален, нас это
    496 беспокоит, потому что если сегодня нет никаких препятствий... А их нет и быть
    497 не может, коллеги, по одной простой причине: если бы сегодня актуализировался
    498 вопрос о невозможности сдать экзамены иностранному гражданину, то мы с вами
    499 должны были бы обсуждать чрезвычайную ситуацию - значит, и граждане России не
    500 могут сдать экзамены и получить профессиональное право на управление грузовым
    501 транспортом, на осуществление пассажирских перевозок, то есть ситуация была
    502 бы гораздо серьёзнее.
    503
    504 Сегодня парламент предъявляет самые жёсткие, самые высокие, принципиально
    505 новые требования к качеству своих решений, мы действительно по-новому смотрим
    506 и на требования парламентского контроля, потому что контроль правоприменения
    507 - это неотъемлемая часть исполнения законодательства России. Президент
    508 Российской Федерации уже в третий раз будет подписывать решение, предлагаемое
    509 парламентом и правительством, которые фактически меняет его собственную
    510 позицию по поводу того, предъявляем мы всё-таки требования к безопасности и
    511 квалификации или нет.
    512
    513 Наша позиция очень простая. Мы, как парламент и как фракция, считаем, что
    514 новый высокий уровень требований к качеству законопроектной деятельности
    515 должен быть подтверждён и сегодня. Конечно, о принятии законопроекта в целом
    516 не может быть и речи. Более того, есть смысл подготовить соответствующий
    517 запрос в Министерство юстиции: на основании чего появилось двойственное
    518 толкование в отношении граждан Белоруссии и почему ставится, актуализируется
    519 вопрос о нарушениях трудовых прав, хотя никаких оснований для этого нет?
    520 Почему ГИБДД надлежащим образом не действовала, не создала условия на всех
    521 площадках в регионах, прежде всего для граждан России, для того чтобы не
    522 снижался уровень оплаты? Мы же понимаем, что сейчас руководители крупных
    523 транспортных компаний заинтересованы нанимать неквалифицированных иностранных
    524 рабочих, чтобы не исполнять социальных гарантий, а нам важно защищать
    525 трудовые права наших граждан, давая им возможность получить
    526 высокооплачиваемую, требующую определённой квалификации, безопасную работу, и
    527 защищать жизнь и здоровье наших граждан, которые являются пассажирами и
    528 участниками дорожного движения.
    529
    530 Мы предлагаем сегодня, поддержав решение, которое предложено, всё-таки
    531 создать рабочую группу, серьёзно разобраться, сделать соответствующие запросы
    532 в Правительство Российской Федерации по проблематике Белоруссии, почему имеет
    533 место недобросовестное толкование, по степени готовности ГИБДД к тому, чтобы
    534 реализовать прежде всего права российских граждан на надлежащую квалификацию
    535 и профессиональную подготовку, ну и, конечно, обсудить вопрос о том, почему
    536 каждый раз за месяц до вступления нормы в силу актуализируется тема продления
    537 сроков, причём каждый раз по новым, придуманным основаниям. Мы полагаем, что
    538 это в том числе вопрос и для серьёзного обсуждения в профессиональном
    539 сообществе.
    540
    541 Парламент России, как было справедливо сказано, должен стоять на страже
    542 интересов граждан России, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" стоит именно на такой
    543 позиции, на позиции соблюдения буквы закона, требований парламентского
    544 контроля и высоких требований к самим себе с точки зрения дисциплины и
    545 качества принимаемых решений. (Аплодисменты.)
    546
    547 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.
    548
    549 Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили данный вопрос.
    550
    551 Пожалуйста, полномочный представитель президента. Гарри Владимирович, с
    552 учётом того что мы сейчас будем в третий раз вносить изменения в закон, меняя
    553 дату, выскажите свою позицию: в чём здесь на самом деле проблема?
    554
    555 МИНХ Г. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, безусловно, проект
    556 закона, который сегодня вызвал такую жаркую дискуссию в Думе, был предметом
    557 детального рассмотрения в наших структурах. Мы рассматривали этот
    558 законопроект совместно с аппаратом Совета Безопасности, с коллегами из
    559 Минтранса, МВД, Федеральной службы безопасности и ряда других структур. У нас
    560 нет принципиальных возражений против переноса срока вступления в силу нормы,
    561 которая предусматривает запрет на управление транспортным средством на
    562 основании иностранного национального водительского удостоверения, но при
    563 этом, естественно, мы опирались в том числе и на мнение Правительства
    564 Российской Федерации, отдельных его структур, так как вопрос реализации этих
    565 норм, исполнения этого закона и в действующей редакции, и в предлагаемой -
    566 это, конечно, зона ответственности правительства.
    567
    568 Что касается неоднократности переноса вступления в силу нормы, о которой
    569 сегодня идёт речь, то я хотел бы напомнить, что причины тут, как это ни
    570 парадоксально, разные. Некоторое время назад состав субъектов Российской
    571 Федерации увеличился. Как вы понимаете, на тот момент люди, которые работали
    572 в транспортной отрасли на территории Республики Крым и города Севастополя,
    573 естественно, наших национальных водительских удостоверений не имели, и это
    574 была причина первого переноса срока вступления в силу этой нормы.
    575
    576 Также причина не только в том, что это связано с нашими двусторонними или
    577 многосторонними отношениями в формате Содружества Независимых Государств или
    578 в рамках Союзного государства, но и в неготовности, пропускной неготовности
    579 коллег из МВД, хотя, я думаю, этот вопрос скорее всего возник из-за
    580 отсутствия той информации, которую мы с вами сегодня услышали. В любом случае
    581 я считаю, что раз проблема существует, действительно надо её до конца
    582 внимательно проанализировать, продумать все возможные, в том числе
    583 негативные, последствия того или иного варианта решения, на всё идти
    584 осознанно, реально понимая проблему.
    585
    586 Возвращаясь к нашей утренней дискуссии по поводу того, насколько, использую
    587 непарламентское выражение, был изуродован президентский законопроект по
    588 вопросу упрощённого получения гражданства, когда представители одной из
    589 фракций предложили, мол, давайте мы его родим обратно в том виде, в котором
    590 он был внесён, скажу, что всё-таки работа с законодательной материей - это
    591 очень ответственная работа и риски здесь... (Микрофон отключён.)
    592
    593 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    594
    595 МИНХ Г. В. ...на мой взгляд, пожалуй, не меньшие, чем при работе в ядерной
    596 промышленности. Наши решения могут как принести пользу, так и иногда нанести,
    597 не дай бог, такой вред, что авария на атомной электростанции покажется
    598 детской игрушкой. Ко всему, что мы делаем, надо подходить очень и очень
    599 сознательно и внимательно.
    600
    601 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.
    602
    603 Пожалуйста, Синенко Александр Юрьевич, полномочный представитель
    604 правительства.
    605
    606 Можно ещё раз пояснить, почему мы третий раз меняем сроки и, самое главное,
    607 почему представитель ведомства говорит, что у них проблем нет, у них всё в
    608 порядке, а мы всё равно возвращаемся к этому вопросу?
    609
    610 СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, Правительство Российской Федерации
    611 поддерживает принятие данного законопроекта.
    612
    613 Ещё раз хотел бы напомнить, что управление автомобилем - это использование
    614 источника повышенной опасности, и каждый день профессиональные водители,
    615 которые перевозят граждан и грузы по территории нашей страны, фактически
    616 подвергают риску всех нас. Именно поэтому предъявляются особые требования к
    617 профессиональным навыкам и умениям данных граждан.
    618
    619 Использование иностранной рабочей силы действительно регулируется отдельным
    620 законодательством, в том числе с учётом требований, предъявляемых в рамках
    621 Союзного государства, но вот вопрос, исключать ли это требование из нашего
    622 национального закона, мне кажется, требует отдельного обсуждения. И когда мы
    623 представляли свою позицию по данному вопросу, мы всегда исходили из того, что
    624 перевозка граждан и грузов - это вопрос обеспечения безопасности и,
    625 следовательно, к этому вопросу формально подходить нельзя. В связи с этим
    626 именно в момент замены иностранного водительского удостоверения на наше и
    627 должна проходить проверка способности иностранных граждан выполнять нормы
    628 нашего национального законодательства. Просим поддержать и принять в первом
    629 чтении законопроект.
    630
    631 По поводу того, что неоднократно переносился срок вступления в силу. Я думаю,
    632 что представитель нашего ведомства, говоря о том, что сейчас всё готово,
    633 фактически говорил о последнем времени, когда соответствующий приказ уже
    634 вступил в силу. Как он утверждает, инфраструктура, необходимая для того,
    635 чтобы обеспечить возможность беспрепятственного прохождения водителями в
    636 необходимом количестве аттестации создана. Но - и в этом зале уже сегодня
    637 говорили об этом - необходимо ещё и встречное движение, потому что это
    638 действительно ответственность и руководителей предприятий, которые в массовом
    639 порядке используют труд иностранных граждан: они должны организовать
    640 прохождение экзаменов, чтобы соответствовать требованиям всех наших законов.
    641
    642 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    643
    644 Заключительное слово докладчика. Пожалуйста.
    645
    646 Евгений Сергеевич, ну видите, вы работаете за всех, поэтому не вздыхайте...
    647 Ведомство по идее инициировало бы изменения и объяснило, почему один раз не
    648 выполнило в срок, второй раз, а вы на себя берёте, поэтому несите!
    649
    650 МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы
    651 высказать слова благодарности за вопросы, которые мне задали, за выступления.
    652 Я просто хотел бы сказать, что - уважаемые коллеги, услышьте! - из 27 тысяч
    653 погибших всего 127 человек погибли по вине водителей-иностранцев, которые
    654 работают на территории Российской Федерации.
    655
    656 Законопроект предложен к принятию в первом чтении, комитет готов дальше
    657 работать над тем, чтобы была прозрачность и ясность. Если сегодня будет
    658 принято решение о том, чтобы комитет изучил ситуацию в каждом субъекте
    659 Российской Федерации, мы готовы это сделать по всем вопросам. Но просил бы
    660 вас, уважаемые коллеги-депутаты, ещё раз рассмотреть вопрос о заработной
    661 плате работников пассажирского транспорта в субъектах, чтобы водители
    662 получали не 7-10 тысяч рублей, а больше, тогда будет очередь из желающих
    663 возить пассажиров.
    664
    665 Спасибо за внимание.
    666
    667 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.
    668
    669 Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О
    670 внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в
    671 Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской
    672 Федерации об административных правонарушениях", пункт 12 повестки дня, это
    673 первое чтение, подчёркиваю.
    674
    675 Включите режим голосования.
    676
    677 Покажите результаты.
    678
    679 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 11 сек.)
    680 Проголосовало за 358 чел.79,6 %
    681 Проголосовало против 36 чел.8,0 %
    682 Воздержалось 2 чел.0,4 %
    683 Голосовало 396 чел.
    684 Не голосовало 54 чел.12,0 %
    685 Результат: принято
    686
    687 Законопроект в первом чтении принят.
    688
    689 Уважаемые коллеги, мы вот здесь обмениваемся мнениями... Во-первых,
    690 докладчик, председатель комитета, не предложил срок принятия поправок, а
    691 во-вторых, ещё должна быть рассылка в регионы.
    692
    693 Пожалуйста, включите Москвичёву Евгению Сергеевичу микрофон, чтобы он указал
    694 срок подачи поправок, потому что нам важно принять...
    695
    696 МОСКВИЧЁВ Е. С. Действительно, прошу простить, уважаемые коллеги. Я просил
    697 бы, чтобы всё-таки срок подачи поправок был не более десяти дней.
    698
    699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - Решульский.
    700
    701 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мы проголосовали за проект постановления - он есть в массе
    702 документов, - а там уже оговорён срок - тридцать дней, указано: принять
    703 законопроект в первом чтении, поправки принимаются в течение тридцати дней.
    704 Так предложил комитет, и мы за это проголосовали, Вячеслав Викторович.
    705
    706 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгению Сергеевичу Москвичёву включите микрофон.
    707
    708 МОСКВИЧЁВ Е. С. Комитет не предлагал срок тридцать дней, комитет предлагал
    709 принять законопроект в первом чтении и в целом, а сейчас я предложил срок
    710 десять дней, поэтому в проекте постановления Думы указания на срок тридцать
    711 дней нет.
    712
    713 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич Решульский по ведению. Пожалуйста.
    714
    715 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Тогда, разрешите, я прямо из базы буду читать.
    716
    717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста-пожалуйста.
    718
    719 РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вот, пожалуйста. Постановление Государственной Думы "О
    720 проекте федерального закона № 142751-7..." - правильно я называю, да? - "О
    721 внесении изменения в статью 3 Федерального закона..." Ну, не буду всё
    722 название читать... Государственная Дума постановляет:
    723
    724 Первое. Принять в первом чтении проект федерального закона № 142751-7
    725 (название идёт), внесённый депутатами Москвичёвым, Ефимовым, Кидяевым,
    726 Панковым, Лысаковым (извините, тут мелкий текст, я могу...), и дальше тут
    727 много депутатов, все из "ЕДИНОЙ РОССИИ" кстати.
    728
    729 Второе. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в
    730 Совет Федерации и так далее, и так далее. Установить, что поправки к
    731 указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по
    732 транспорту и строительству в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего
    733 постановления.
    734
    735 Третье. Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству
    736 доработать указанный законопроект и внести его на рассмотрение во втором
    737 чтении.
    738
    739 Четвёртое. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    740
    741 Я прочитал так, как в нашей базе. Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, я
    742 исхожу из тех официальных документов, которые нам выдали. Да, здесь в
    743 дополнение к этому есть ещё один проект постановления, который о принятии в
    744 целом, это правильно по Регламенту сделано, но мы ведь приняли первый и на
    745 этом ставим точку - я правильно понимаю, Вячеслав Викторович?
    746
    747 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, давайте послушаем Москвичёва.
    748 Кстати, для чистоты отношений: среди авторов вижу - тоже вот из базы, как вы
    749 сказали, достали мы законопроект - Леонида Ивановича Калашникова.
    750
    751 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    752
    753 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если вы так считаете, тогда, пожалуйста, предложите ему
    754 пересесть.
    755
    756 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    757
    758 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже правильно.
    759
    760 Пожалуйста, Евгений Сергеевич.
    761
    762 МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, заседание комитета было в апреле, и мы
    763 ставили законопроект первый раз, по-моему, на 17 апреля. На заседании Совета
    764 Думы было принято решение перенести его на 17 мая, поэтому мы подготовили
    765 новое постановление о том, чтобы принять в первом чтении и в целом, просто
    766 старое осталось... Я обращаюсь к членам Совета Думы (на заседании Совета и
    767 Сергей Николаевич присутствовал): мы перенесли рассмотрение на месяц, и тогда
    768 мы просили месяц для того, чтобы направить его на рассылку; мы считали, что
    769 закончится срок рассылки законопроекта, 17 мая - первое чтение, и тогда мы
    770 приняли бы решение рассматривать его во втором чтении 19 мая, и всё. Ну было
    771 принято совместно решение дать месяц на рассылку в субъекты Российской
    772 Федерации, это на заседании Совета было.
    773
    774 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, но материалы-то, которые вы предлагаете нам к
    775 сегодняшнему заседанию, датированы вчерашним днём!
    776
    777 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    778
    779 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, коллеги.
    780
    781 По ведению - Жуков Александр Дмитриевич.
    782
    783 ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция
    784 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    785
    786 У меня предложение к комитету, чтобы эту дискуссию дальше не продолжать: если
    787 вы хотите поменять срок, который указан в розданных документах, раздайте
    788 сейчас в зале новый проект постановления, и мы за него проголосуем, потому
    789 что со слов это не делается, это надо было раньше сделать, если вы хотите
    790 получить поправки в десятидневный срок.
    791
    792 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И, коллеги, хочу сказать авторам, учитывая, что и
    793 Виталий Борисович выступал, и здесь есть Кидяев, Панков, Лысаков, Минкин,
    794 Хайров, Федяев, Брыкин, Тен, Палкин, Калашников, Цыбизова, Карамышев, вы
    795 просто обращайте внимание на то, что вы вносите, это же ваша законодательная
    796 инициатива!
    797
    798 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    799
    800 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пакет принесли. Вот от этих пакетов проблемы и
    801 появляются! (Шум в зале.)
    802
    803 Пожалуйста, Николай Васильевич, по ведению. Сняли? Удовлетворены? Хорошо.
    804
    805 Таким образом, коллеги, мы просим комитет подготовить новый проект
    806 постановления и раздать в зале, для того чтобы мы потом соотнесли его с
    807 голосованием по данному вопросу.
    808