Проект федерального закона № 1101332-7 «О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года»

Идентификатор 32970
Номер 1101332-7
Тип документа Федеральный закон
Название О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года
Комментарий
Дата внесения 2021-01-26

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-02-05
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Президент РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия:

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1101332-7 "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"

    0 Насколько я знаю, есть предложение у Комитета по международным делам. Вы
    1 знаете, что вчера состоялся телефонный разговор нашего президента с вновь
    2 избранным президентом Соединённых Штатов Америки, итогом этого разговора
    3 стало внесение для ратификации соглашения о продлении Договора СНВ-3. Это
    4 важнейшее решение, его нельзя переоценить. Коллеги, мир стоял на пороге
    5 развёртывания гонки вооружений. Наш президент делал всё для того, чтобы
    6 договор о сокращении наступательных вооружений был продлён. И вот вчерашний
    7 разговор закончился тем, что мы с вами сегодня этот вопрос будем
    8 рассматривать.
    9
    10 Это на самом деле важно для всего мира. Две крупнейшие ядерные державы
    11 выносят решение, в рамках которого у нас будет ограничено количество
    12 боеголовок, проведено сокращение, ограничение по развёртыванию - будет
    13 сделано всё для того, чтобы поддержать меры обеспечения глобальной
    14 безопасности.
    15
    16 Давайте, если вы не возражаете, рассмотрим вопрос о включении в повестку
    17 законопроекта и, опять-таки если вы поддержите, выступят представители
    18 фракций. Знаю, что собираются выступать Геннадий Андреевич, Владимир
    19 Вольфович, Сергей Михайлович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Вячеслав
    20 Алексеевич Никонов. Это очень важный вопрос.
    21
    22 Ещё раз хочу подчеркнуть, что, если бы не состоялось это решение, была бы не
    23 только угроза, но и гонка вооружений. Гонка вооружений - это отвлечение
    24 средств на оборону и безопасность. Хорошо, что руководство Соединённых Штатов
    25 Америки это поняло. Ну и конечно, для всех других стран это тоже крайне
    26 важно.
    27
    28 Олейников Юрий Павлович, вы выступите с предложением от комитета?
    29
    30 Заседание комитета состоялось сегодня в 10 часов.
    31
    32 Пожалуйста, Юрий Павлович.
    33
    34 ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    35
    36 Уважаемый Вячеслав Викторович, как коллеги знают, президент внёс законопроект
    37 о ратификации соглашения. Профильный комитет, Комитет по международным делам,
    38 и Комитет по обороне рассмотрели внесённый проект федерального закона, просят
    39 включить данный вопрос в порядок работы и, учитывая его стратегическую
    40 значимость, рассмотреть первым после обсуждения порядка работы. Официальным
    41 представителем президента назначен Сергей Алексеевич Рябков, заместитель
    42 министра иностранных дел, он в зале и готов выступить по этому соглашению. С
    43 содокладом от комитета поручено выступить мне.
    44
    45 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    0 Коллеги, Олейников Юрий Павлович внёс предложение включить в повестку вопрос
    1 о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора
    2 между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по
    3 дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений
    4 от 8 апреля 2010 года". Для того чтобы нам рассмотреть этот вопрос,
    5 необходимо его включить в порядок работы на сегодня. Комитет предлагает его
    6 рассмотреть на сегодняшнем пленарном заседании в приоритетном порядке,
    7 поставив первым. Есть ли возражения? Есть.
    8
    9 Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
    10
    11 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.
    12
    13 Спасибо, Вячеслав Викторович. Вы правильно сказали, это очень важный вопрос.
    14 В 2011 году, когда мы здесь ратифицировали договор, были очень жаркие дебаты
    15 на эту тему. То, что мы сейчас вот так очень спешно хотим рассмотреть вопрос,
    16 мне кажется, неправильно. Я думаю, что большинство депутатов не видели текста
    17 проекта, поэтому я предлагаю сначала раздать его в зале, а рассмотреть уже,
    18 ну, хотя бы после законопроектов третьего чтения.
    19
    20 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    21
    22 Юрий Павлович, пожалуйста, прокомментируйте выступление.
    23
    24 У нас на планшетах это всё размещено. У каждого есть в электронной базе?
    25
    26 ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Прежде всего хочу сказать, что текст договора сохраняется,
    27 это ровно тот договор, который был введён в действие в 2011 году, он, по
    28 сути, пролонгируется двумя нотами государств, и каких-то новых обстоятельств
    29 там нет.
    30
    31 Договор обсуждался неоднократно, известен. И вы знаете, что последние наши
    32 действия и инициативы были связаны с его продлением, потому что он 5 февраля
    33 выходит из употребления, условно говоря. Так что всё понятно. А документы
    34 есть у нас в электронной базе, мы их разместили: решения и одного, и другого
    35 комитетов и тексты, которые получили от президента.
    36
    37 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение
    38 включить в повестку дня сегодняшнего заседания проект федерального закона "О
    39 ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и
    40 Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению
    41 стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года". Кто за?
    42
    43 Включите режим голосования.
    44
    45 Покажите результаты.
    46
    47 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 35 сек.)
    48 Проголосовало за 400 чел.88,9 %
    49 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    50 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    51 Голосовало 401 чел.
    52 Не голосовало 49 чел.10,9 %
    53 Результат: принято
    54
    55 За - 400 депутатов, против - нет, воздержался один. Решение принято.
    56
    57 Уважаемые коллеги, в случае вынесения положительного решения сегодня
    58 состоится заседание Совета Федерации по данному вопросу и Совет Федерации
    59 также сможет рассмотреть данную ратификацию. 5 февраля этот договор прекратил
    60 бы действовать, и с 6 февраля наступило бы совершенно другое время, и
    61 неизвестно, чем это всё закончилось бы, - мы также должны отдавать себе в
    62 этом отчёт. У нас сегодня есть шанс, и очень важно, что это поняли в
    63 Соединённых Штатах Америки.
    0 Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению дополнительно включённого в
    1 повестку вопроса. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о
    2 продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки
    3 о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных
    4 вооружений от 8 апреля 2010 года". Доклад официального представителя
    5 Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел
    6 Российской Федерации Сергея Алексеевича Рябкова.
    7
    8 Пожалуйста, Сергей Алексеевич.
    9
    10 РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,
    11 заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.
    12
    13 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
    14 Вашему вниманию представлен проект федерального закона о ратификации
    15 соглашения о продлении ДСНВ. В соответствии с распоряжением Президента
    16 Российской Федерации МИД России провёл с американской стороной переговоры по
    17 выработке соглашения о продлении договора, заключённого 8 апреля 2010 года.
    18 Соглашение оформлено в виде обмена нотами, такой обмен состоялся вчера, 26
    19 января, в Москве между МИД России и посольством США. Суть договорённости -
    20 продлить срок действия договора в том виде, в каком он был подписан, без
    21 каких-либо изменений и дополнений, в соответствии с пунктом 2 его статьи XIV
    22 на период пять лет, то есть до 5 февраля 2026 года. Хотелось бы особо
    23 подчеркнуть, что это полностью соответствует нашей базовой позиции о том, что
    24 договор должен быть продлён на максимальный предусмотренный в нём срок -
    25 пятилетний - без каких-либо изменений, "довесков", условий, что и было
    26 достигнуто.
    27
    28 Соглашение о продлении договора вступит в силу с даты последней из нот,
    29 которыми обмениваются стороны, подтверждающих выполнение
    30 внутригосударственных процедур, действительно необходимых для вступления
    31 данного соглашения в силу. С учётом того что срок действия ДСНВ в отсутствие
    32 продления истекает уже 5 февраля, действовать пришлось в условиях жёсткого
    33 цейтнота. Главная проблема была в том, что администрация Трампа длительное
    34 время уклонялась от этого решения и навязывала нам неприемлемые условия. С
    35 приходом Байдена в позиции США произошли позитивные сдвиги, которые можно
    36 только приветствовать. В итоге получилось решить вопрос достаточно
    37 оперативно.
    38
    39 Хотелось бы подчеркнуть, что Договор о СНВ в полной мере отвечает интересам
    40 национальной безопасности Российской Федерации. Он выработан на строго
    41 паритетной основе в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности
    42 и не ограничивает нашего права самостоятельно определять состав и структуру
    43 своих стратегических наступательных вооружений, модернизировать их либо
    44 создавать новые виды и типы вооружений, что в последние годы нами было
    45 наглядно и внушительно продемонстрировано США и всему миру.
    46
    47 Продление действия ДСНВ обеспечит для нас на среднесрочную перспективу
    48 предсказуемость американских программ в стратегической сфере. Этот шаг
    49 позволит предотвратить окончательное разрушение политико-дипломатических
    50 механизмов поддержания стратегической стабильности, сохранить
    51 транспарентность и прогнозируемость во взаимодействии России и США в этом
    52 направлении. Опираясь на фундамент договора, мы будем добиваться запуска
    53 предметного диалога с новой администрацией США по интересующим нас проблемам
    54 в сфере международной безопасности. Намерены использовать полученное в
    55 результате пролонгации время для комплексных переговоров с США о будущем
    56 контроле над ракетно-ядерными вооружениями с учётом всех факторов, влияющих
    57 на стратегическую стабильность. Основу для продолжения такого диалога видим в
    58 ранее переданных американцам наших предложениях. Их суть: выработать новое
    59 уравнение безопасности, которое учитывало бы эволюцию как военно-технических,
    60 так и военно-политических аспектов безопасности. По сути, мы предлагаем
    61 расширить стратегическую повестку дня, включить в неё все наступательные и
    62 оборонительные вооружения, как ядерные, так и неядерные, способные решать
    63 стратегические задачи. При этом особое внимание считаем необходимым уделять
    64 средствам, применяемым в целях нанесения первого удара для нейтрализации или
    65 ослабления потенциала сдерживания другой стороны.
    66
    67 Российская концепция рамок взаимодействия с США в сфере контроля над
    68 вооружениями предполагает, в частности, и это хотелось бы подчеркнуть особо,
    69 рассмотрение вопросов ограничений на размещение средств противоракетной
    70 обороны, выработку общих подходов к обеспечению безопасности космической
    71 деятельности и решению задачи предотвращения гонки вооружений в космическом
    72 пространстве. Эти задачи крайне сложные, мы не переоцениваем весь масштаб
    73 стоящих в связи с этим проблем.
    74
    75 Понятно, что на ходе будущих переговоров, которые, как мы надеемся, удастся
    76 запустить достаточно оперативно, будет сказываться общий негативный фон в
    77 российско-американских отношениях. Будем добиваться того, чтобы в подходе
    78 Вашингтона и далее проявлялся прагматизм, который они сумели
    79 продемонстрировать в первые дни пребывания у власти администрации Байдена.
    80
    81 Новой администрации ещё только предстоит сформировать полностью свою
    82 переговорную команду и провести обзор наследия Дональда Трампа. Мы будем
    83 находиться с ними в контакте, чтобы время не уходило, но в случае принятия
    84 федерального закона, завершения ратификации и вступления в силу достигнутого
    85 соглашения пять лет - это достаточный, на наш взгляд, период для решения
    86 поставленных задач на нужных нам условиях и без ненужных уступок.
    87
    88 Просил бы поддержать проект федерального закона о ратификации.
    89
    90 Доклад закончил. Спасибо за внимание.
    91
    92 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.
    93
    94 Слово для содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета
    95 по международным делам Юрию Павловичу Олейникову.
    96
    97 Пожалуйста, Юрий Павлович.
    98
    99 ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ещё раз
    100 обращаю ваше внимание на то, что Договор между Россией и Соединёнными Штатами
    101 Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений,
    102 соглашение о продлении которого мы сегодня, уверен, ратифицируем, вступил в
    103 силу 5 февраля 2011 года и действовал десять лет. Им были предусмотрены
    104 предельные уровни наступательных вооружений, условия их размещения и
    105 взаимного инспектирования и, что крайне важно, хочу отметить, возможность его
    106 продления на пять лет. Этой возможностью мы сегодня и пользуемся. 26 января,
    107 как сказал Сергей Алексеевич Рябков, между Россией и США путём обмена нотами
    108 заключено соответствующее соглашение о продлении договора. Приоритетами
    109 российской дипломатии всегда были стратегическая стабильность, поддержание
    110 международного мира и защита безопасности. Решающее участие Президента России
    111 Владимира Владимировича Путина предопределило повестку и итог такой
    112 внешнеполитической активности.
    113
    114 Соглашение подлежит ратификации в связи с тем, что в нём содержатся правила
    115 иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, это прежде
    116 всего касается инспекторских проверок и инспектирования объёмов и сохранности
    117 стратегических вооружений. Кроме того, соглашение затрагивает
    118 обороноспособность России, вопросы международного контроля над вооружениями,
    119 обеспечения международного мира и безопасности.
    120
    121 Сегодня Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных
    122 вооружений остался единственным инструментом взаимного контроля над оборонной
    123 мощью двух крупнейших ядерных держав, единственным документом между Россией и
    124 Соединёнными Штатами, отделяющим нас, по сути, от новой полномасштабной гонки
    125 вооружений. По нашему мнению, продление данного договора, безусловно, окажет
    126 благоприятный эффект на международную обстановку, подтвердит, ещё раз
    127 подтвердит приверженность России выполнению обязательств Договора о
    128 нераспространении ядерного оружия, укрепит постоянную и последовательную
    129 позицию, призывы России к расширению процесса ядерного разоружения, приданию
    130 ему в перспективе многостороннего характера.
    131
    132 Комитеты - два комитета, как я уже говорил, по обороне и по международным
    133 делам, - единогласно поддержали возможную ратификацию этого соглашения.
    134 Должен обратить ваше внимание также на то, что реализация соглашения не
    135 потребует дополнительных бюджетных расходов.
    136
    137 Просим поддержать нашу позицию.
    138
    139 Спасибо за внимание.
    140
    141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.
    142
    143 Пожалуйста, вопросы, коллеги.
    144
    145 Включите режим записи.
    146
    147 Покажите список.
    148
    149 Шаманов Владимир Анатольевич.
    150
    151 ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция
    152 "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    153
    154 Уважаемый Сергей Алексеевич, вам вопрос. Десять лет мы уговаривали
    155 американцев (и не только республиканцев, Трампа, но и перезагрузку Обамы
    156 пережили) - на чём основывается ваша уверенность, что в ближайшие пять лет
    157 наконец-то будет построен нормальный диалоговый процесс, будут встречаться
    158 специалисты: военные, дипломаты и, естественно, парламентарии?
    159
    160 РЯБКОВ С. А. Спасибо за вопрос. Уважаемый Владимир Анатольевич, скажу прямо и
    161 честно, что такой уверенности ни у меня, ни у моих коллег в МИДе нет. Мы
    162 будем работать в этом направлении. Мы исходим из того, что та команда,
    163 которая, видимо, сформируется по итогам утверждения соответствующих лиц на
    164 соответствующих должностях американским Сенатом, в принципе более склонна к
    165 ведению серьёзных и ответственных переговоров, чем группа функционеров
    166 администрации Трампа, но гарантии никакой нет. Я хочу подчеркнуть, что любые
    167 будущие договорённости возможны только на сугубо паритетной и равноправной
    168 основе, какие бы то ни было односторонние уступки с российской стороны
    169 исключены. Если будет возможность договориться на здравой основе, с учётом
    170 баланса интересов, тогда мы будем первыми, кто будет этому способствовать и
    171 выступать в пользу такой договорённости; если такой возможности не будет,
    172 значит, мы будем жить в условиях отсутствия ограничений в этой сфере. Но пять
    173 лет - это достаточный срок, чтобы провести соответствующие
    174 политико-дипломатические исследования и попытаться договориться именно на
    175 нужной нам основе.
    176
    177 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич.
    178
    179 МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.
    180
    181 Вопрос докладчику.
    182
    183 Уважаемый Сергей Алексеевич, американцы часто обвиняли Российскую Федерацию в
    184 том, что мы не соблюдаем условий этого договора. Насколько я понимаю, у нас
    185 тоже нет уверенности, что американская сторона в полной мере соблюдает
    186 договор, то есть это такая, в общем-то, довольно хлипкая конструкция. И не
    187 получится ли так, что, продлевая договор сейчас без каких-то дополнительных
    188 условий, мы можем в определённой степени нанести ущерб обороноспособности
    189 нашей страны, в том числе за счёт того, что американцы, возможно, будут
    190 разрабатывать новые виды вооружений, которые не учитываются в данном
    191 договоре, а также привлекать на свою сторону союзников, которые не являются
    192 участниками этого договора, а соответственно, могут способствовать размещению
    193 и разработке вооружений, не относящихся к предмету ведения данного договора,
    194 и, следовательно, будут угрожать безопасности Российской Федерации? Вот это
    195 всё... (Микрофон отключён.)
    196
    197 РЯБКОВ С. А. Уважаемый Антон Юрьевич, я начну со второй части вашего вопроса.
    198 Мы подчёркивали на протяжении уже определённого времени, что после заключения
    199 ДСНВ мы вплотную подошли к рубежу, за которым дальнейшие усилия в данной
    200 сфере должны осуществляться с обязательным учётом потенциалов всех стран,
    201 обладающих ракетно-ядерными вооружениями стратегической дальности.
    202 Применительно к Западу речь идёт о том, что мы должны принимать в расчёт
    203 потенциал, которым располагают ближайшие союзники США по НАТО -
    204 Великобритания и Франция, и мы от этой позиции не отступим. Но это не
    205 означает, что отсутствие подписей представителей указанных государств под тем
    206 или иным документом - достаточная причина для непродления договора. Совсем
    207 наоборот, договор, на наш взгляд, нужно продлить, для того чтобы иметь
    208 гарантии предсказуемости в той части СНВ на стороне США, которая составляет
    209 становой хребет их сил в данной сфере, продлить, чтобы иметь запас времени
    210 для работы по всем этим азимутам. Я исключаю возможность размещения
    211 американских стратегических наступательных вооружений за пределами
    212 национальных границ США, это недопустимо по положениям данного договора.
    213
    214 Я хочу подчеркнуть, что действительно есть определённые проблемы с
    215 засчитыванием боезарядов в рамках договора. С американской стороны было
    216 проведено переоборудование части стратегических носителей таким образом, что
    217 мы не можем самостоятельно подтвердить необратимость такого переоборудования.
    218 В период президентства Трампа мы, не буду скрывать, продвинулись в
    219 определённой мере к решению этого вопроса, и соответствующую работу мы
    220 энергично продолжим после того, как, в случае принятия федерального закона о
    221 ратификации соглашения о продлении, появится пятилетний временной зазор для
    222 соответствующих усилий.
    223
    224 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    225
    226 Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.
    227
    228 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.
    229
    230 Уважаемый Сергей Алексеевич, многие эксперты высказывают предположение, что в
    231 связи с появлением гиперзвукового оружия, о котором заявил сначала наш
    232 президент, а затем и Президент Соединённых Штатов Америки Дональд Трамп,
    233 может начаться гонка вооружений в новых технологических областях. Как вы
    234 полагаете, пролонгация этого договора в каком-то смысле будет ограничивать
    235 потенциал гонки вооружений в новых областях?
    236
    237 РЯБКОВ С. А. Уважаемый Олег Николаевич, надо прежде всего смотреть, о каких
    238 носителях, о каком боевом оснащении каких носителей конкретно идёт речь.
    239 Известно, что наша прорывная по своим возможностям гиперзвуковая система
    240 "Авангард" уже ставится на боевое дежурство на носителях существующего типа,
    241 и в рамках выполнения действующего договора был осуществлён показ этой
    242 системы американцам. И соответствующее правило засчитывания в рамках договора
    243 будет, разумеется, распространяться на боезаряд такого нового типа, типа
    244 "Авангард", если произойдёт ратификация и состоится пятилетнее продление.
    245
    246 Что касается других гиперзвуковых систем, в том числе перспективных
    247 американских, то это как раз и должно стать предметом диалога, который мы
    248 предлагаем. Ясно, что и американцев беспокоят наши перспективные системы
    249 вооружений стратегической дальности, и они не раз об этом говорили при
    250 предыдущей администрации. Здесь есть поле для диалога, но нет места, ещё раз
    251 подчёркиваю, для односторонних уступок. Если получится выработать такое
    252 уравнение безопасности, которое устроит обе стороны, значит, мы сможем на
    253 каком-то этапе получить предсказуемость, транспарентность в сфере военного
    254 гиперзвука. Если нет, значит, мы будем надёжным образом обеспечивать свою
    255 безопасность, учитывая те значительные, фундаментальные, внушительные
    256 военно-технологические заделы, которые были созданы по указанию Президента
    257 Российской Федерации и трудом наших конструкторов, учёных и военных в
    258 последние годы.
    259
    260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    261
    262 Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
    263
    264 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    265
    266 Уважаемый Сергей Алексеевич, как вы помните, даже в приложениях к
    267 заключённому договору десятилетней давности были серьёзные ограничения для
    268 Российской Федерации, в частности представление данных телеметрии в отношении
    269 даже опытных образцов. Кроме того, знающие эксперты утверждают, что
    270 американцы не выполнили договор и все боезаряды, которые якобы были
    271 демонтированы, были сложены на складах, в то время когда мы, ускоренно
    272 выполняя обязательства, уничтожили значительное количество. Привлекались ли
    273 вами в течение десятилетних вялотекущих переговоров всё-таки эксперты от
    274 Вооружённых Сил, которые владели бы информацией по контролю? Американцы,
    275 насколько нам известно, не допускали по этому вопросу контролировать
    276 ситуацию.
    277
    278 РЯБКОВ С. А. Уважаемый Николай Васильевич, я не могу согласиться с
    279 постановкой вопроса о том, что Соединённые Штаты допускали нарушения с точки
    280 зрения несоблюдения потолков по развёртыванию боезарядов и носителей. Есть
    281 все основания говорить о том, что эти ключевые положения договора
    282 Соединёнными Штатами соблюдались с поправкой на проблему с засчитыванием
    283 части переоборудованных носителей, о которых я говорил.
    284
    285 Что касается неразвёрнутых боезарядов, или так называемого возвратного
    286 потенциала, то здесь у нас с американцами равные права и равные возможности.
    287 Не хочу спекулировать о возвратном потенциале, которым располагает Российская
    288 Федерация, но он у нас тоже имеется. И любые контакты с Соединёнными Штатами
    289 по этой тематике - либо в формате двусторонней консультативной комиссии (это
    290 орган, наблюдающий за выполнением договора), либо на уровне заместителей глав
    291 внешнеполитических ведомств и на других уровнях - в обязательном порядке
    292 предполагали участие представителей не только разных главков военного
    293 ведомства, но и других наших ведомств, которые имеют профильную экспертизу в
    294 данной сфере. Так что здесь у нас плотнейшее межведомственное взаимодействие.
    295
    296 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    297
    298 Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.
    299
    300 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прекрасно помню дискуссию 2011
    301 года в этом зале, и должен сказать, что здесь присутствовали представители
    302 Генерального штаба. Вот, в частности, говорилось - я даже не знаю, кто из
    303 докладчиков сможет ответить на эти вопросы, - о том, что у США имеется
    304 большое преимущество в высокоточном оружии, а также в общих вооружённых
    305 силах. Наши ядерные заряды позволяли это нивелировать. Сохранилось это или
    306 нет? Кто может на это ответить? Это первое.
    307
    308 Второй момент. Пусковые установки нескрытого базирования не учитывались в
    309 данном договоре - прошло десять лет, насколько увеличилось количество таких
    310 вооружений? Это тоже ставит под угрозу безопасность.
    311
    312 И наконец, сама система двустороннего разоружения себя, наверное, уже
    313 полностью изжила: вы знаете, насколько за десять лет выросло вооружение
    314 Китая, Англии и других ядерных держав?
    315
    316 Вот эти вещи надо обсуждать с представителями Министерства обороны.
    317
    318 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.
    319
    320 РЯБКОВ С. А. Я готов прокомментировать, если нет возражений.
    321
    322 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, пожалуйста.
    323
    324 РЯБКОВ С. А. Уважаемый Сергей Владимирович, мы исходим из того, что скрытого
    325 развёртывания пусковых установок в нарушение договора со стороны США не
    326 происходило. Всё же количество инспекций, а это 18 инспекций в год,
    327 количество показов, количество обменов информацией путём уведомлений и других
    328 мероприятий, которые, я подчёркиваю, строго паритетные и не содержат никаких
    329 односторонних обязательств Российской Федерации, на наш взгляд, позволяет
    330 достаточно уверенно дополнять картину, получаемую с помощью национальных
    331 технических средств контроля за поведением оппонентов и иными путями.
    332
    333 Что касается обмена телеметрической информацией. Напомню, что в договоре
    334 предусмотрен такой обмен по максимальному количеству пусков баллистических
    335 ракет - до пяти в год. Фактически же в последние годы обмен телеметрией
    336 осуществлялся по одному пуску каждой стороны. Таким образом, я думаю, здесь
    337 соблюдалась достаточная сбалансированность между транспарентностью и
    338 скрытностью, если мне будет позволено в отсутствие военных представителей
    339 дать такую оценку.
    340
    341 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    342
    343 Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям представителей фракций.
    344
    345 Пожалуйста, от фракции КПРФ - Зюганов Геннадий Андреевич.
    346
    347 Подготовиться Жириновскому.
    348
    349 ЗЮГАНОВ Г. А., руководитель фракции КПРФ.
    350
    351 Какой регламент установили?
    352
    353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обычный, семь минут.
    354
    355 ЗЮГАНОВ Г. А. А я смотрю, там неверно пока.
    356
    357 Уважаемые коллеги, мы поддержим этот договор, ибо это крайне важный шаг в
    358 нужном направлении в очень опасное и ответственное время.
    359
    360 Мне посчастливилось в своё время заниматься особой папкой на случай войны и
    361 военной опасности, участвовать во всех крупных учениях, испытывать все виды
    362 современного оружия. А потом, увы, наблюдать, как команда Ельцина вместе с
    363 Сердюковым демонтировала наш стратегический паритет. Мы с вами можем
    364 гордиться нашей Великой Победой, прорывом в космос, ракетно-ядерным паритетом
    365 и уникальной социальной системой, которую изобрела и реализовала советская
    366 страна, но этот наш паритет был подвергнут самой жёсткой коррозии и
    367 уничтожению.
    368
    369 Когда ко мне пришли главные ракетчики и показали, как уничтожается Алейская
    370 дивизия ракет SS-18 "Сатана", я специально поехал в Алтайский край. Это была
    371 лучшая дивизия, которая была недоступна американским стратегическим
    372 средствам; с любого направления, будь то Северный Ледовитый или Индийский
    373 океан, подлётное время составляло минимум 25 минут, и у вас было время, чтобы
    374 принять ответственное решение. Потом залезли на Урал, стали уничтожать, но
    375 после довольно бурной встречи с президентом - он собирал ракетчиков - это
    376 варварство остановили. Потом пришлось по вызову специалистов выезжать в
    377 Пермский край, где уничтожали последний завод по производству твёрдых порохов
    378 для такого рода ракет, - тогда нам удалось остановить и это безумие. В целом
    379 у нас был жёсткий погром прежде всего того, что обеспечивало наш паритет.
    380
    381 Пришёл Соломонов, и мы вместе с Маслюковым долго выслушивали его замечания.
    382 Герой Труда России, автор знаменитого "Тополь-М" сказал: мы больше не в
    383 состоянии их производить. И мы были вынуждены вылетать в Воткинск и вместе с
    384 Маслюковым собирать кооперацию в 600 предприятий: "Тополь-М" был сохранён, а
    385 потом появился "Ярс".
    386
    387 Потом стали укреплять безопасность, в том числе в связи с этим
    388 научно-технические кадры, но после того, как был погром военных училищ, когда
    389 в том числе знаменитое гагаринское училище отправили в провинцию.
    390
    391 Сегодня все видят, что Америка объявила нам войну, по сути дела, и не надо
    392 обольщаться. Война информационная, санкционная, экономическая,
    393 технологическая будет продолжаться, это будет нарастать. Но мы будем иметь
    394 примерно пять лет дополнительно, чтобы принять исчерпывающие меры и
    395 обеспечить свою безопасность.
    396
    397 Надо иметь в виду, что у нас, у нашей партии есть огромный опыт в этом
    398 отношении. Мне в своё время пришлось ехать домой к Маслюкову, который
    399 командовал десятком ведущих министерств, знал все заводы, всех конструкторов,
    400 и собирать специалистов, чтобы восстановить целые цепочки
    401 ракетно-космического комплекса. Тогда, после нашего совместного доклада и
    402 рассмотрения этого вопроса на коллегии Министерства обороны, нас активно
    403 поддержал и президент. Вовремя отправили в отставку Сердюкова, который ничего
    404 в этом не понимал, даже бригадный способ организации армии решил вводить по
    405 чисто американскому образцу, наши две легендарные дивизии, Кантемировка и
    406 Тамань, были расформированы - мы потом их снова восстановили. Тогда
    407 восстановили движение "Юнармия" и многое другое было сделано. Я считаю, что
    408 всё это, вместе взятое, как раз и относится к стратегическому паритету.
    409
    410 Паритет обеспечивает также фундаментальная наука, и мы обязаны всё сделать
    411 для того, чтобы наука развивалась должным образом. Поэтому мы предложили вам
    412 провести слушания прежде всего по формированию нового бюджета, опираясь на
    413 нашу программу и наши предложения. Пока в этом бюджете на Академию наук
    414 выделено средств меньше, чем получает средний европейский университет.
    415 Научные институты и кадры - у нас здесь есть хороший задел, президент этим
    416 гордится, но у нас нет элементной базы, и если и дальше в суперизделиях
    417 элементная база будет иностранного производства, то у вас эти изделия никуда
    418 не полетят, потому что они будут управляться с других территорий и другими
    419 средствами. Американцы уже вывели одним космическим запуском десятки, сотни
    420 малых дронов и малых спутников. Роевое оружие - это принципиально иной тип
    421 ведения войны и управления, и вам могут обесточить все системы и средства,
    422 если вы быстро не ответите. Мишустин пошёл нам навстречу, 160 миллиардов
    423 рублей заложено по этому направлению, но нам надо контролировать каждый
    424 квартал, как реализуется эта программа. Эта программа должна быть реализована
    425 немедленно, потому что за ней стоит система управления ведением войн нового
    426 типа. У нас Советская Армия была в 4-5 раз сильнее, но что с ней сделали
    427 после - вы это реально видите.
    428
    429 Для нас принципиально важно жёстко поставить вопросы, в том числе перед
    430 американцами, - я бы на месте Путина давно это сделал, - сказать, что мы не
    431 допустим ни под каким соусом размещения новых систем, в том числе для
    432 использования стратегического оружия, ни в Восточной Европе, ни на Украине,
    433 ни в Грузии. Для нас это абсолютно неприемлемо: подлётное время от Харькова
    434 до центра управления в Москве - две-три минуты, штаны не успеете надеть, как
    435 вам всё обесточат, всё выйдет из строя, и вы будете полностью обезоружены!
    436
    437 Таким образом, за принятием этого решения должен следовать целый пакет
    438 совершенно авторитетных реальных мер, которые связаны не только с
    439 дипломатией. Американцы вынуждены на это идти, у них своя проблема: Байден
    440 пообещал по 2 тысячи долларов дать каждому, 2 триллиона долларов ещё будут
    441 печатать, а пять уже напечатали. У нас нет такого печатного станка, но у нас
    442 есть резервы и ресурсы, их надо распределить разумно, и надо всё сделать,
    443 чтобы вот эта либеральная навальнятина, эти реваншисты не задавали тон на
    444 улице, ведь это приведёт к очередному майдану. Мы должны вместе реализовать
    445 программу, которая укрепит наш и духовный, и интеллектуальный, и
    446 стратегический паритет. Наша партия к этому готова и предлагает вам реальную
    447 программу.
    448
    449 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Андреевич.
    450
    451 Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.
    452
    453 Подготовиться Никонову.
    454
    455 ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.
    456
    457 Как всегда хитрый вариант: как будут голосовать, они не говорят - ждут
    458 позицию ЛДПР.
    459
    460 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    461
    462 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Как, с этого начал, да? Вы все слышали это? Отлично. Я
    463 решил, что... Молодец! Молодцы!
    464
    465 Тогда второй момент. "Штаны не успеете надеть..." У вас не хватает опыта, вы
    466 были сержантом, а я был дежурным по штабу, я спал...
    467
    468 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    469
    470 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это вы получили уже при Ельцине, а я получил при советской
    471 власти, при Брежневе.
    472
    473 Я к чему это говорю-то? Вы не знаете, что дежурные в армии везде спят в
    474 обмундировании, два часа дремлют... Полковник сидел за телефонами, я,
    475 помощник, дремал, потом мы менялись. Мы не только штаны не снимали, мы
    476 ничего... кобура здесь расстёгнутая! Поэтому тут не надо торопиться снять
    477 штаны или надеть - армия готова к бою в любой момент в любой точке нашей
    478 страны! Это тоже надо учитывать.
    479
    480 Вот что не нравится нам? Конечно, правильно поставили вопрос депутаты, может
    481 быть, надо давать больше времени на обсуждение, в более широком кругу
    482 обсуждать, но ситуация сложилась так, что смена власти произошла в Америке.
    483 Конечно, мы скрепя сердце, так сказать, без всякого воодушевления поддержим
    484 ратификацию, но по одной причине: состояние международных отношений такое
    485 хлипкое, что в любой момент что-то может случиться, и это будет хуже, чем
    486 нератификация, непродление договора, он, конечно, главный, основной. Вот
    487 здесь должен был весь МИД сидеть, министр и все заместители министра, чтобы
    488 они услышали нашу критику в адрес МИДа.
    489
    490 При царе ну мы же первые начали: разоружение, разоружение... Ну и кто поверил
    491 нам, вернее, кто пошёл навстречу? Никто. Сто лет мы просим о разоружении, а
    492 они вооружаются! И самая мощная армия ничего не сделает, если окружение
    493 руководителя, первого лица - предатели. Окружение царя сделало так, что всё
    494 рухнуло, хотя мы могли идти на Берлин и взять его ещё в мае 18-го. И даже в
    495 апреле 17-го должно было быть мощное наступление, но окружение царя всё
    496 испортило.
    497
    498 При Сталине тоже не нашлось, так сказать, честного офицера, генерала,
    499 маршала, который мог бы сказать: патроны раздайте 21 июня нашей армии! Все
    500 молчали, ждали, как решит Иосиф Виссарионович. Он решил - и миллионы погибли
    501 в первые дни войны!
    502
    503 Армия готова сопротивляться, она мощная, сильная, но мешают гражданские,
    504 мешают те, кто в окружении первого лица, - и так на протяжении всей истории
    505 нашей страны.
    506
    507 Афганистан. Ну все были против: КГБ, армия, министр иностранных дел - и
    508 Брежнев сперва был против. Кто его уговорил всё-таки войти в Афганистан?
    509 Кто?! До сих пор нам не сообщают. Брежнев же тоже был против, но один
    510 человек, один червяк затесался в Кремле - и сто тысяч погибло. Тысячи,
    511 десятки тысяч погибают - и мы уходим. Самая мощная в мире армия вдруг уходит
    512 оттуда, хотя мы были как победители. И всё время говорят чушь: тогда бы вошли
    513 американцы... Американцы никогда бы не вошли, они после Вьетнама никуда
    514 входить не могут! Вот в Ирак вошли они - что получили? Ничего хорошего. В
    515 Ливии что получили? Ничего хорошего. И в Сирии было бы так же, просто мы
    516 предотвратили перелёт этих боевиков в наши регионы (они и сегодня уже кое-где
    517 стреляют).
    518
    519 В 2010 году мы, ЛДПР, не голосовали, но тогда была лучше обстановка, поэтому
    520 мы исходили из того, что выполнять они не будут. И нам не понравилось, как
    521 они выполняли СНВ-2, контроль за разоружением: по нашим заводам ходят, всё
    522 считают, всё смотрят, мы честно распиливаем головки от ракет, а к себе не
    523 пускают на завод - вот ворота, вот там у нас завод, там мы уничтожаем оружие.
    524 Дайте зайти посмотреть - нет! А они откручивали головки - и на склад; как
    525 потребуется, снова прикрутят - и можно запускать ракету. А мы по-русски -
    526 топором, пилой всё распилили, потом так же самолёты лучшие в мире распилили,
    527 корабли новые, отличные авианосцы! Вот проблема у нас: то гора вооружений, то
    528 всё сносим, то гора дипломатических побед, то всё сдаём и уходим - крайности!
    529 Почему крайности? Мы на краю цивилизации: вот европейская цивилизация там, на
    530 Западе, а мы на краю; восточная там, далеко, до Тихого океана, а мы опять на
    531 краю. Когда ты с краю, трудно принять решение, нужно быть в центре, а в
    532 центре быть у нас пока не получается: Брюссель нас не слушается, Пекин, Токио
    533 и Дели тоже свою позицию занимают.
    534
    535 Союзников как выбираем? Вместо того чтобы с Наполеоном разбить англичан и
    536 Индию отобрать, мы с Наполеоном воюем. За что воюем с Наполеоном, для чего?
    537 Павел I принял правильное решение, а сын участвует в убийстве родного отца и
    538 армию посылает биться с Наполеоном, с самой мощной армией в Европе! У нас
    539 договор был с немцами накануне Первой мировой войны - чего вы меняете? И
    540 опять с англичанами - чего вы лезете к англичанам? Злейший враг, враг номер
    541 один за всю нашу историю! И опять мы проигрываем, в Первой мировой войне. Нам
    542 и не надо было воевать. Вильгельм говорил: не надо, он на юг идёт. Он на юг,
    543 и мы бы на юг, а на юге - Турция, Персия, арабы. Нет, на Запад, чтобы нашу
    544 армию расколошматили, - и расколошматили...
    545
    546 Вот всё время эти проблемы и крайности нам мешают, шарахаемся и не можем
    547 определить, кто союзник. Кто союзник? Немцы могли быть, но сейчас уже не
    548 будут, они оккупированы навсегда, чтобы они не стали нашим союзником. Но мы
    549 видим, что они играют главную роль в Европе: трижды оккупированные, дважды
    550 проигравшие войну, а весь мир - в Германию, в Германию, в Германию... Ну
    551 видите, как хорошо! К нам тоже едут, но не всегда, так сказать, те, кто нам
    552 был бы желателен.
    553
    554 За 200-300 лет пора признать эти ошибки, пора других преподавателей направить
    555 в Дипакадемию, в МГИМО, выпускать других дипломатов. И стратегия должна быть
    556 до конца отработана в Генеральном штабе, в армии сегодня, когда признали, что
    557 мы единственные, кто может сопротивляться США хотя бы в отношении военного
    558 могущества. Этого добились, теперь в экономике можно добиться, если не мешать
    559 гражданам работать. И надо правильно выбирать союзников! А если их нет, то не
    560 надо выбирать ложных союзников, тогда мы добьёмся успеха.
    561
    562 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.
    563
    564 Владимир Вольфович, вы же профессиональный международник, 30 лет ЛДПР! Мы не
    565 воюем...
    566
    567 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    568
    569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну о чём это говорит? И успехи ЛДПР в международном
    570 направлении, они же значимые. В Государственной Думе председатель Комитета по
    571 международным делам - член фракции ЛДПР. Вы определяете политику в этих
    572 вопросах - несите ответственность!
    573
    574 Пожалуйста, Никонов Вячеслав Алексеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    575
    576 НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и
    577 науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    578
    579 Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, очень символично, что сегодня мы начали
    580 наше заседание с того, что почтили память погибших во время блокады
    581 Ленинграда. В прошлом году мы отметили 75-летие Победы, и в прошлом году весь
    582 мир отметил 75-летие начала ядерной эры. Хиросима и Нагасаки - уничтожение
    583 сотен тысяч мирных граждан Соединёнными Штатами Америки. Не прошло и полгода
    584 после встречи на Эльбе, как появились первые планы ядерного нападения на
    585 Советский Союз. Количество городов, которые должны были быть уничтожены, с 50
    586 увеличивалось до 200, 300, 350. И нападение не состоялось не потому, что
    587 проявили гуманизм в отношении граждан Советского Союза, а по трём причинам:
    588 первое, у Соединённых Штатов было мало бомб; второе, боялись, что ответом
    589 будут советские танки на Ла-Манше через месяц; и третье, мы создали своё
    590 ядерное оружие в Сарове Нижегородской области. После этого мы смогли добиться
    591 паритета и в средствах доставки ядерного оружия, создав межконтинентальные
    592 баллистические ракеты (такой был запущен и наш первый спутник Земли).
    593
    594 После этого была создана почва для договорённостей по контролю над
    595 вооружениями, и эта почва оказалась достаточно прочной, потому что у неё был
    596 фундамент нашего оборонного потенциала. Был заключён целый спектр договоров,
    597 начиная с Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах и
    598 Договора о нераспространении ядерного оружия, затем договоры, связанные уже с
    599 разрядкой, - ОСВ, СНВ, Договор по открытому небу, Договор о ликвидации ракет
    600 средней дальности и меньшей дальности, Договор об обычных вооружённых силах в
    601 Европе, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Договор по ПРО.
    602 Огромная система договорённостей, ставших фундаментом международной
    603 стабильности, на которой держался мир на протяжении всех последних 75 лет, -
    604 и этот фундамент неожиданно стал разрушаться. Хотя почему неожиданно? Когда
    605 мы стали слабыми, Соединённые Штаты решили, что им не нужен этот паритет и
    606 его надо ломать. И посыпались один за другим все эти договоры: и Договор по
    607 ПРО, и Договор об обычных вооружённых силах в Европе, и Договор по открытому
    608 небу, и Договор по ликвидации РСМД, вся система договоров распалась, за
    609 исключением, собственно, одного договора - ДСНВ, который мы сегодня должны
    610 продлить.
    611
    612 Конечно, возникает вопрос: а чего это вдруг Соединённые Штаты решили
    613 продлевать, где здесь подвох? Собственно, этот вопрос звучит в выступлениях
    614 наших коллег: почему это вдруг?.. Ну, один из ответов совершенно очевиден:
    615 договор подписывала администрация Обамы - Байдена и для них этот договор
    616 важен хотя бы как наследие их администрации. Но я уверен, что даже если бы
    617 администрация Трампа сохранилась, то она была бы заинтересована в продлении
    618 договора, потому что Соединённые Штаты - это сейчас слабеющая сверхдержава,
    619 для которой действительно важно сохранение за собой решающего голоса,
    620 поддержание своего положения в мире, которое слабеет, а Россия сейчас
    621 получила - это уже очевидно - большое качественное превосходство в
    622 стратегических наступательных вооружениях. Соединённые Штаты идут на
    623 договорённости, когда они чувствуют, что могут получить выгоду. Да, они могут
    624 получить выгоду, потому что сами сейчас не в состоянии ни сократить наше
    625 качественное превосходство, ни поддерживать гонку вооружений.
    626 Семнадцатикратное превосходство Соединённых Штатов в оборонных расходах над
    627 Российской Федерацией не даёт им семнадцатикратного превосходства в
    628 вооружениях. Просто не надо забывать, что львиная часть американского
    629 военного бюджета - это средства просто на социальные выплаты американским
    630 ветеранам, военнослужащим и содержание американских военных баз в 129 странах
    631 мира. У Соединённых Штатов нет денег, чтобы играть решающую роль в гонке
    632 вооружений, американская экономика находится в очень тяжёлом состоянии.
    633
    634 Кроме того, Соединённые Штаты заинтересованы в том, чтобы на той или иной
    635 стадии в процесс ограничения вооружений был вовлечён Китай. Если ДСНВ умрёт,
    636 Китай никогда в будущем не станет участником соглашений по контролю над
    637 вооружениями, а Соединённые Штаты в его участии заинтересованы.
    638
    639 Так что да, у США есть заинтересованность в том, чтобы этот договор
    640 соблюдался. Но и у нас очень большая заинтересованность в этом, ничуть не
    641 меньшая, а может быть, даже большая. Прежде всего этот договор позволит и
    642 дальше сохранять наше качественное превосходство, поскольку он содержит
    643 количественные ограничения. Если договор будет продлён, то мы действительно
    644 избежим гонки вооружений. Да, нам дешевле, чем Соединённым Штатам,
    645 поддерживать паритет, гораздо дешевле. Мы научились создавать высокоточные и
    646 эффективные средства ядерного нападения, преодолевающие любую систему
    647 американской противоракетной обороны, гораздо дешевле, чем Соединённые Штаты,
    648 но это всё равно стоит денег. Это стоит очень больших денег, которые нам,
    649 вообще-то, могли бы понадобиться и для других целей. Тем самым мы
    650 оптимизируем наши бюджетные расходы, это важно для всех.
    651
    652 Важно и то, что мы сохраняем стратегическую стабильность в мире. Важно то,
    653 что мы открываем возможности для дальнейших договорённостей по ограничению
    654 вооружений, этих возможностей очень много, и мы ценим свою подпись под
    655 международными договорами. Да, это окно возможностей, но никаких иллюзий в
    656 отношении Соединённых Штатов Америки у нас нет: нас будут раскачивать, выборы
    657 будут тяжёлыми, но мы должны быть готовы к диалогу. И я, как руководитель
    658 группы по связям с Конгрессом Соединённых Штатов Америки, сейчас официально
    659 заявляю, что мы готовы к возобновлению диалога на любом уровне, как и всегда
    660 были готовы. Наша Дума к этому готова всегда. Ну а договорённости, договоры
    661 заключаются только с сильными, и мы будем сильными, будем держать порох сухим
    662 и поддерживать наше качественное превосходство.
    663
    664 Мы поддержим ратификацию.
    665
    666 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
    667
    668 Слово предоставляется Миронову Сергею Михайловичу, лидеру фракции
    669 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    670
    671 МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    672
    673 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это важный момент, и очень
    674 хорошо, что практически начало сессии, начало года знаменуется таким важным
    675 событием, как пролонгация Договора СНВ-3. Дело в том, что мы с вами видели
    676 неоднократные попытки нашей страны и многократные отказы Трампа, ушедшего
    677 президента, идти на пролонгацию. Он предлагал вернуться к возможности
    678 пролонгации с дополнительными условиями, главным из которых было подключение
    679 к этому договору Китая. Ну вот даже в нашей аудитории прозвучал справедливый
    680 вопрос по поводу ядерного потенциала Китая - конечно, мы это должны в голове
    681 держать. Но с учётом того, что дедлайн наступает буквально 5 февраля этого
    682 года, важно было всё-таки договориться.
    683
    684 И действительно, прав Вячеслав Алексеевич, Байден, памятуя, что именно
    685 администрация демократов, администрация Обамы в 2010 году пошла на подписание
    686 Договора СНВ-3, и демонстрирует продолжение этого. Ну и кстати, тут же,
    687 несмотря на то, что... мы видим и слышим новости: с импичментом уже странные
    688 вещи - импичмент ушедшему президенту. Но у них ничего не получится из-за
    689 отсутствия необходимых голосов в Сенате: 45 республиканцев поддержали
    690 инициативу своего коллеги, который предложил сделать неконституционной всю
    691 процедуру такого импичмента, а это значит, что двух третей у них не будет и
    692 эта тема будет закрыта. А здесь ответ по существу: вот Трамп не мог на
    693 протяжении четырёх лет своего президентского срока, а пришли демократы,
    694 администрация Байдена, и процесс пошёл, и это хорошо.
    695
    696 На самом деле, конечно, это взаимовыгодная вещь. Те самые 1550 боеголовок,
    697 которые должны быть и у Соединённых Штатов Америки, и у нас, - они остаются в
    698 таком же количестве; и те же самые 700 носителей, имеются в виду и
    699 межконтинентальные баллистические ракеты, и баллистические ракеты на
    700 подводных лодках, и те заряды, которые размещаются на тяжёлых
    701 бомбардировщиках, - все эти параметры сохраняются. Но мы видим, что произошло
    702 с Договором по открытому небу (в ноябре прошлого года Соединённые Штаты
    703 Америки в одностороннем порядке вышли из этого договора), прекратил своё
    704 действие договор по ракетам средней дальности, таким образом, сейчас ДСНВ -
    705 это единственный международный договор, договор двух ядерных держав, который
    706 сохранит своё действие, а значит, всё-таки сохраняется возможность ведения
    707 переговоров на других площадках, потому что гонка вооружений никому не
    708 интересна и реально никто в этом не заинтересован.
    709
    710 Не могу не сказать о нашей дипломатии и нашей позиции. Когда в 2010 году уже
    711 готовился новый договор об ограничении стратегических наступательных
    712 вооружений - СНВ-3, это, конечно, был очень мощный прорыв по сравнению с
    713 Договором СНВ-1, но я очень хорошо запомнил, запомнил на всю жизнь унижение,
    714 которое я испытал, как гражданин великой страны России, в 2006 году (на тот
    715 момент я был третьим человеком в государстве - Председателем Совета
    716 Федерации), когда приехал в Воткинск на наш завод, который производит те
    717 самые межконтинентальные баллистические ракеты: прежде чем въехать на
    718 территорию завода, наш кортеж был остановлен для досмотра американскими
    719 наблюдателями. Вот прямо перед воротами было такое трёхэтажное здание, чтобы
    720 заглядывать в кузова, и мы стояли. Когда я спросил: "Слушайте, я надеюсь, что
    721 соответственно и наши наблюдатели есть в Америке?" - мне ответили, что нет,
    722 наших там нет. "А почему нет?" - "А они вроде прекратили выпуск ракет, и там
    723 нечего контролировать". Честно говоря, было чувство просто унижения - другого
    724 слова я не вспомню. И то, что сейчас этот договор уже другой и мы его
    725 пролонгируем, - это абсолютно правильно и, конечно же, позитивно.
    726
    727 В связи с этим, конечно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает
    728 ратификацию пролонгации этого важного договора. Уверен, тем самым открывается
    729 дорога для дальнейшей работы и дальнейшего пути по сокращению гонки
    730 вооружений - она никому не выгодна, она опасна. Мы прекрасно понимаем, что
    731 тот самый сухой порох в пороховницах должен быть, обязательно должен быть, но
    732 это всё-таки вещь опасная. Поэтому, уважаемые коллеги, мы, фракция
    733 "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержим пролонгацию данного договора. Но
    734 в завершение мне почему-то хочется вспомнить слова хорошо известной нам
    735 песни: "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!" И стоять
    736 будет - мирно, но под парами.
    737
    738 Спасибо за внимание.
    739
    740 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.
    741
    742 Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.
    743
    744 Сергей Алексеевич, есть желание выступить с заключительным словом?
    745 Пожалуйста.
    746
    747 РЯБКОВ С. А. Я признателен, уважаемые депутаты, за вопросы, за подход к этому
    748 делу, а самое главное - за поддержку, как я понимаю, со стороны всех фракций.
    749 Это важнейший шаг! Спасибо большое.
    750
    751 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    752
    753 Юрий Павлович, есть желание выступить с заключительным словом? Нет.
    754
    755 Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Все фракции высказались, их
    756 позиция солидарна - поддержать ратификацию.
    757
    758 Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения
    759 о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами
    760 Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических
    761 наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года".
    762
    763 Пожалуйста, включите режим голосования.
    764
    765 Покажите результаты.
    766
    767 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 55 сек.)
    768 Проголосовало за 399 чел.88,7 %
    769 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    770 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    771 Голосовало 399 чел.
    772 Не голосовало 51 чел.11,3 %
    773 Результат: принято
    774
    775 За - 399, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят
    776 единогласно.
    777
    778 Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)
    779
    780 Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения,
    781 но прежде слово предоставляется Жириновскому.
    782
    783 Пожалуйста, Владимир Вольфович.
    784
    785 ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не совсем понял цифры: все за, против нет, воздержавшихся
    786 нет, а депутатов ведь в зале больше, чем проголосовало. Кто-то струсил, что
    787 ли, или как так получается? Сколько всего депутатов в зале? Кто-то не стал
    788 нажимать ни против, ни за. Вот, может быть, на будущее учесть, чтобы
    789 поточнее?..
    790
    791 И фраза, что у нас паровоз стоит как бы под парами, - это, я думаю, не для
    792 парламента. Это угроза. Я думаю, американский посол пошлёт немедленно
    793 шифровку Байдену, что в русском парламенте угрожают, что в любой момент
    794 паровоз может под полной загрузкой двинуться туда, куда ему укажут.
    795 Нежелательно использовать это "под парами" и прочее, и прочее.
    796
    797 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, понятно, что работа посла - писать
    798 шифровки, но мы с вами действуем исключительно в интересах наших граждан,
    799 нашей страны и глобальной безопасности, и, доверяя партнёрам, мы должны
    800 делать всё для того, чтобы наши граждане были защищены. В рамках договора,
    801 соглашение по которому мы сегодня ратифицировали, мы и будем это делать, но в
    802 том, что стояли на пороге больших проблем, гонки вооружений и многого
    803 другого, мы все себе отдаём отчёт. Поэтому голосование было единогласным -
    804 поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)
    805
    806 И для чистоты отношений: давайте всё-таки ещё раз подчеркнём, что это стало
    807 возможным благодаря тому, что наш президент на протяжении многих лет вёл эту
    808 работу и буквально сразу после избрания нового Президента Соединённых Штатов
    809 Америки вышел на эти договорённости. Да, они важны для Соединённых Штатов
    810 Америки, но они важны и для всех, эти договорённости. Вот прежняя
    811 администрация Соединённых Штатов Америки в силу разных причин не шла на
    812 подписание соглашения о продлении договора, сейчас это произошло - давайте и
    813 дальше так же эффективно решать задачи.