Проект федерального закона № 1098730-7 ««О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

Идентификатор 32949
Номер 1098730-7
Тип документа Федеральный закон
Название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Комментарий (в части определения объема информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)
Дата внесения 2021-01-21

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Событие рассмотрения Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы
Принятое решение (формулировка) предложить принять законопроект во втором чтении; утвердить таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию; предложить принять законопроект во втором чтении и принять закон
Дата последнего события 2021-04-14
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Аксаков Анатолий Геннадьевич
  • Гетта Антон Александрович
  • Дивинский Игорь Борисович
  • Журавлев Николай Андреевич
  • Изотов Алексей Николаевич
  • Моляков Игорь Юрьевич
  • Салпагаров Ахмат Анзорович
  • Ульбашев Мухарбий Магомедович
  • Шаккум Мартин Люцианович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объёма информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)".

    0 23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации (в части определения объёма
    2 информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении
    3 финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или
    4 за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)".
    5 Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.
    6
    7 АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому
    8 рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    9
    10 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последнее время мы
    11 наблюдаем очень активные перемещения средств наших физических лиц со своих
    12 вкладов на брокерские счета, на финансовый, прежде всего фондовый, рынок. За
    13 последние два года количество брокерских счетов увеличилось в 4 раза,
    14 особенно в прошлом году такой активный переток наблюдался, но это связано в
    15 том числе с тем, что проценты по вкладам в последнее время достаточно
    16 серьёзно просели, ну и в этих ситуациях наши неискушённые инвесторы зачастую
    17 приобретают сложные инструменты, видя, что по ним предлагается высокая
    18 доходность. Они их с удовольствием берут, не понимая, что эта доходность
    19 связана с высокими рисками и этот риск может привести к тому, что доходов и
    20 не окажется вовсе.
    21
    22 Но это с одной стороны, а с другой стороны, к сожалению, есть и
    23 недобросовестные участники финансового рынка, профучастники, которые, грубо
    24 говоря, впаривают неискушённому инвестору эти сложные продукты, опять же
    25 обещая золотые горы, а люди, не понимая существа инструмента, их приобретают.
    26 Вот для того, чтобы защитить розничного инвестора, этот законопроект
    27 предлагает, что финансовые институты, практически все финансовые институты
    28 должны предоставлять инвесторам полную и достоверную информацию, для того
    29 чтобы этот инвестор мог принять ответственное решение при приобретении этого
    30 продукта.
    31
    32 По замыслу законопроекта, объём и достоверность этой информации будет
    33 определять Центральный банк. Ну и в том числе он будет определять порядок
    34 предоставления этой информации. В соответствии с законопроектом Центральный
    35 банк получает право ограничивать действия профучастников, в случае если они
    36 предоставляют неполную и недостоверную информацию рядовому инвестору, вплоть
    37 до того что Центральный банк может обязать соответствующую финансовую
    38 компанию выкупить обратно тот продукт, который она продала розничному
    39 инвестору, если была предоставлена вот как раз неполная и недостоверная
    40 информация и это угрожает тому, что инвестор может практически всё потерять,
    41 в случае если будет владеть этим инструментом.
    42
    43 Плюс этот законопроект предлагает передвинуть сроки тестирования инвесторов.
    44 Это тестирование нами было введено для того, чтобы определять квалификацию
    45 инвестора. В действующем законе прописано, что такое тестирование должно быть
    46 введено с 1 апреля 2022 года, сейчас мы предлагаем передвинуть срок на 1
    47 октября текущего года, для того чтобы в ходе тестирования как раз
    48 определялась квалификация и исходя из квалификации предлагались продукты
    49 соответствующей сложности.
    50
    51 Вот суть этого законопроекта. Прошу поддержать.
    52
    53 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    54
    55 Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Да.
    56
    57 Включите режим записи.
    58
    59 Покажите список.
    60
    61 Пиляев Иван Сергеевич, пожалуйста.
    62
    63 ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР.
    64
    65 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы видим, что
    66 граждане меньше стали хранить деньги на депозитных счетах и всё больше
    67 начинают вкладывать в ценные бумаги. Ну, финансовые организации обещают
    68 начинающим инвесторам высокую доходность, но, к сожалению, умалчивают о
    69 подводных камнях в своих предложениях. За прошлый год в России, как мы знаем,
    70 упала популярность банковского вклада как способа приумножить сбережения.
    71 Граждане вывели со своих счетов более чем 1,5 триллиона рублей. Количество
    72 клиентов, зарегистрированных на Московской бирже, при этом увеличилось.
    73 Крупные финансовые компании и банки только рады предложить начинающим
    74 инвесторам самые разные схемы, по которым граждане якобы смогут легко
    75 извлекать прибыль из игры на бирже.
    76
    77 Широкое распространение сомнительных инвестиционных схем в стране объясняется
    78 очень просто: среднестатистический гражданин всё ещё имеет неглубокие
    79 познания в сфере финансовых вложений. В своё время такой неграмотностью, как
    80 мы знаем, воспользовался Сергей Мавроди со своей финансовой пирамидой, а
    81 сегодня за сбережения россиян соревнуется целый ряд организаций. Бизнес
    82 наживается, а люди теряют деньги - к сожалению, так сейчас обстоят дела на
    83 рынке инвестиций. Сейчас, как мы видим, на каждом шагу - на улице, в
    84 Интернете - встречается реклама сайтов, приложений, с помощью которых любой
    85 человек якобы сможет торговать на рынке и на этом зарабатывать. Именитые
    86 банки предлагают скачать на телефон программу, которая превратит обывателя в
    87 инвестора. Особенно привлекательно звучат условия, на которых россиян зовут
    88 торговать: это и компенсация потерь, это и фантастическая доходность. И кто
    89 станет вчитываться в текст мелким шрифтом, раскрывающий подробности? Между
    90 тем если проявить должное внимание, то можно узнать, что доходность в десятки
    91 процентов не будет моментальной, а растянется на несколько лет либо её не
    92 будет вообще. Условия получения компенсации потерь скрыты вообще за семью
    93 печатями. Федеральная антимонопольная служба, в обязанности которой входит
    94 борьба с рекламой мелким шрифтом, может применять только несерьёзные штрафные
    95 санкции.
    96
    97 Данный законопроект, как было сказано, направлен на защиту
    98 неквалифицированных инвесторов от компаний, пытающихся убедить их
    99 инвестировать в сложный, непонятный продукт. Законопроект обяжет финансовые
    100 компании проверять грамотность инвестора, и если тот не совсем понимает, что
    101 он делает, во что он вкладывает, то операцию можно будет отменить. Кроме
    102 того, к каждому продукту будет прилагаться паспорт с основной информацией о
    103 нём. Законопроект нужно, конечно же, срочно принимать, пока граждане ещё не
    104 успели массово инвестировать на сомнительных условиях и не потеряли свои
    105 сбережения, иначе потом что-то сделать будет уже поздно.
    106
    107 Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект.
    108
    109 Спасибо за внимание.
    110
    111 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Изотов Алексей Николаевич, с места.
    112
    113 ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    114
    115 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, действительно, мы
    116 наблюдаем беспрецедентное перемещение физическими лицами своих сбережений из
    117 банковского сектора на фондовый рынок, а там разные бывают финансовые
    118 организации: бывают мошенники, бывают те, кто вводит в заблуждение.
    119
    120 Я вот сам, лично, когда работаю у себя в регионе, встречаю даже не сотни, а
    121 тысячи таких примеров, вот один из них приведу: когда заканчивается,
    122 например, срок действия вклада у физического лица, сотрудники организации
    123 начинают доказывать, рассказывать, что появился новый финансовый инструмент,
    124 очень привлекательный, под 14, под 17 процентов, - я сам, лично, видел такие
    125 цифры, - что он подкреплён активами, что эти деньги будут вложены в
    126 строительство. Конечно, такие финансовые инструменты привлекают, особенно
    127 привлекают граждан старшего поколения, у которых финансовая грамотность на
    128 достаточно низком уровне, а вера в государство и вера в окружающих - на
    129 высоком уровне. При этом договор составляется так, что проценты выплачиваются
    130 в конце, а расторгнуть договор в одностороннем порядке, со стороны
    131 физического лица, невозможно. Не предупреждают о рисках, о том, что эти
    132 финансовые инструменты не подпадают сейчас под действие системы страхования
    133 вкладов. В итоге мы видим санацию этих банков, компании, которые привлекают
    134 данные денежные средства у физических лиц, банкротятся, и граждане
    135 действительно не получают ни проценты, ни свои кровные сбережения.
    136
    137 Вот этот законопроект направлен на то, чтобы финансовые организации при
    138 заключении договоров с физическими лицами раскрывали всю необходимую
    139 информацию о договоре и о рисках. Законопроект направлен на защиту прав
    140 потребителей услуг, физических лиц, неквалифицированных инвесторов, и фракция
    141 "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает его и просит поддержать его и принять в первом
    142 чтении.
    143
    144 Спасибо за внимание.
    145
    146 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    147
    148 Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет.
    149
    150 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    151 отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения
    152 объёма информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при
    153 заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых
    154 сделок с или за счёт физических лиц, не являющихся квалифицированными
    155 инвесторами)", пункт 23.
    156
    157 Включите режим голосования.
    158
    159 Покажите результаты.
    160
    161 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 41 сек.)
    162 Проголосовало за 384 чел.85,3 %
    163 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    164 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    165 Голосовало 384 чел.
    166 Не голосовало 66 чел.14,7 %
    167 Результат: принято
    168
    169 Принимается единогласно в первом чтении.