Проект федерального закона № 1098313-7 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»

Идентификатор 32948
Номер 1098313-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Комментарий в части уточнения требований, применяемых при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи
Дата внесения 2021-01-21

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Событие рассмотрения Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка) закон подписан
Дата последнего события 2021-03-24
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Аксаков Анатолий Геннадьевич
  • Гетта Антон Александрович
  • Дивинский Игорь Борисович
  • Журавлев Николай Андреевич
  • Изотов Алексей Николаевич
  • Моляков Игорь Юрьевич
  • Шаккум Мартин Люцианович
  • Шулепов Евгений Борисович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1098313-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уточнения требований, применяемых при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи; принят в первом чтении 9 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

    0 Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3
    1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной
    2 подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и
    3 индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
    4 (надзора) и муниципального контроля".
    5
    6 Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.
    7
    8 АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому
    9 рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Единственное сутевое
    12 предложение в этом законопроекте - перенос с 1 апреля текущего года на 1
    13 января 2022 года даты вступления в силу нормы, которая устанавливает закрытый
    14 перечень способов идентификации заявителей удостоверяющим центром в целях
    15 создания и выдачи сертификатов ключей проверки электронных подписей, мы эту
    16 тему уже обсуждали. К этому законопроекту поступило три юридико-технические
    17 поправки, они как раз устанавливают срок реализации соответствующей нормы и
    18 рекомендуются к принятию. Просьба поддержать таблицу поправок № 1 и
    19 законопроект во втором чтении.
    20
    21 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    22
    23 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.
    24
    25 Ставится на голосование таблица поправок.
    26
    27 Включите режим голосования.
    28
    29 Покажите результаты.
    30
    31 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 09 мин. 54 сек.)
    32 Проголосовало за 365 чел.81,1 %
    33 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    34 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    35 Голосовало 365 чел.
    36 Не голосовало 85 чел.18,9 %
    37 Результат: принято
    38
    39 Принимается таблица поправок.
    40
    41 Ставится на голосование законопроект во втором чтении.
    42
    43 Включите режим голосования.
    44
    45 Покажите результаты.
    46
    47 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 18 сек.)
    48 Проголосовало за 360 чел.80,0 %
    49 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    50 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    51 Голосовало 360 чел.
    52 Не голосовало 90 чел.20,0 %
    53 Результат: принято
    54
    55 Принят во втором чтении.
    56
    57 Включите микрофон на трибуне.
    58
    59 Пожалуйста.
    60
    61 АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в
    62 третьем чтении, прошёл все экспертизы, прошу сейчас принять решение и
    63 поддержать законопроект в третьем чтении.
    64
    65 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.
    66
    67 Есть ли желающие выступить по мотивам? Тоже нет.
    68
    69 Ставится на голосование в третьем чтении.
    70
    71 Включите режим голосования.
    72
    73 Покажите результаты.
    74
    75 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 00 сек.)
    76 Проголосовало за 329 чел.73,1 %
    77 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    78 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    79 Голосовало 330 чел.
    80 Не голосовало 120 чел.26,7 %
    81 Результат: принято
    82
    83 Принимается в третьем чтении.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1098313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уточнения требований, применяемых при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи).

    0 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный
    1 закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и
    2 статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
    3 предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
    4 муниципального контроля". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков, он же
    5 выскажет мнение комитета.
    6
    7 Пожалуйста.
    8
    9 АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому
    10 рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    11
    12 Уважаемый Иван Иванович, суть данного законопроекта очень простая, она
    13 заключается в том, чтобы перенести срок реализации статьи, касающейся выдачи
    14 квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, на
    15 следующий год. Действующим законодательством установлены жёсткие правила по
    16 использованию электронных подписей при взаимодействии с государственными
    17 организациями, муниципальными организациями, а также при взаимодействии
    18 бизнеса со своими клиентами. К сожалению, на данный момент бизнес оказался не
    19 готов к тому, чтобы внедрить эти современные системы, более жёсткие системы
    20 по взаимодействию с клиентами. Если говорить о взаимодействии удостоверяющих
    21 центров с порталом госуслуг, то системы подготовлены с точки зрения защиты и
    22 всех требований безопасности, которые устанавливают федеральные службы, а вот
    23 с точки зрения взаимодействия бизнеса с клиентами эти системы пока ещё не
    24 налажены. Именно поэтому предлагается перенести срок реализации статьи,
    25 касающейся этих положений, на следующий год, дать возможность бизнесу
    26 подготовиться к реализации соответствующих требований, ну и, возможно, в ходе
    27 того промежутка времени, который появится, провести дискуссии с целью более
    28 тщательной проработки некоторых вопросов, связанных с выдачей, с
    29 использованием простой или усиленной неквалифицированной электронной подписи.
    30
    31 В случае если мы не примем данный закон, то многие процессы, связанные с
    32 взаимоотношениями бизнеса и клиентов, могут быть фактически остановлены, тем
    33 более что многие граждане, к сожалению, в настоящий момент не имеют
    34 соответствующих электронных подписей. Прошу поддержать законопроект в первом
    35 чтении.
    36
    37 Спасибо за внимание.
    38
    39 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.
    40
    41 Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
    42
    43 Включите режим записи на вопросы.
    44
    45 Покажите список.
    46
    47 Гартунг Валерий Карлович.
    48
    49 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    50
    51 Уважаемый Анатолий Геннадьевич, у меня простой вопрос. Скажите, пожалуйста,
    52 не повлияет ли вот этот перенос на защиту прав лиц, которые используют сейчас
    53 электронные подписи? Это первое.
    54
    55 И второе. А вообще, есть ли необходимость, скажем так, менять порядок,
    56 который сейчас существует? Вот в чём необходимость менять порядок? Вы
    57 говорите, что бизнес не готов. Когда закон принимался, много копий было
    58 сломано, здесь с трибуны говорили о том, что мы ограничиваем количество
    59 участников рынка, что это ударит по рынку, - наверное, это и произошло. Так,
    60 может быть, проще отменить норму, реализовать которую мы пока не можем?
    61
    62 АКСАКОВ А. Г. Ну, если говорить о том, ущемляет ли этот перенос права
    63 владельцев электронных подписей, то надо сказать, что не ущемляет, поскольку
    64 действующий порядок сохраняется. Если говорить о будущем, то могу вас
    65 проинформировать, что на заседаниях комитета идут, продолжаются очень
    66 серьёзные дискуссии по поводу того, как использовать простую или усиленную
    67 неквалифицированную электронную подпись в работе бизнеса при взаимодействии с
    68 клиентами. Я надеюсь, что вот в этот промежуток времени, если депутаты нам
    69 его дадут, мы проработаем данный вопрос и найдём компромисс.
    70
    71 Ну а принятие жёстких норм связано с тем, что, к сожалению, электронная
    72 подпись не всегда добросовестно используется в различных ситуациях, поэтому
    73 усилили требования. Но при этом есть вопросы, которые, как я уже сказал,
    74 требуют дополнительной дискуссии и нахождения компромисса. Как раз
    75 рассчитываем, что в оставшееся до вступления в силу новых норм закона время
    76 компромисс будет найден.
    77
    78 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
    79
    80 ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.
    81
    82 Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну, вопрос, на мой взгляд, тоже достаточно
    83 очевидный. Вот упрощая процедуру идентификации, без личного присутствия, при
    84 получении электронной подписи, не создаём ли мы дополнительные риски,
    85 возможности для мошенничества? Вот как-то рассматривали эту сторону дела?
    86
    87 АКСАКОВ А. Г. Ну, мы не упрощаем, поскольку нормы, которые сейчас действуют,
    88 они как раз сохраняются. То есть мы в данном случае ничего не меняем и
    89 ситуацию не упрощаем. По действующим правилам она достаточно проста только
    90 для внутрикорпоративных отношений, и вот дискуссия идёт как раз о том, что
    91 там, где человек получил электронную подпись, в том же удостоверяющем
    92 центре... Ну, например, в Сбербанке он обслуживается, он там получил
    93 электронную подпись и дальше этой подписью может пользоваться - зачем его
    94 заставлять ещё раз?.. Удостоверяющий центр об этом и говорит: зачем человека
    95 заставлять постоянно ходить, если он у нас в центре получил электронную
    96 подпись и использует её только для взаимоотношений внутри этой организации,
    97 за пределами она не используется? То есть в этом плане подпись полностью
    98 защищена и никаких проблем не должно возникнуть. Вот здесь идёт дискуссия, и
    99 мы должны найти компромисс.
    100
    101 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    102
    103 Боева Наталья Дмитриевна.
    104
    105 БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    106
    107 Анатолий Геннадьевич, ну вот вы сказали, что электронная подпись защищена.
    108 Какие меры защиты будут использоваться и что делается для внедрения каких-то
    109 новых методов защиты? Ведь каждый раз, когда мы расширяем круг участников,
    110 появляются люди, которые приспосабливаются к этому, а страдают потом те, кто
    111 добросовестно работает.
    112
    113 АКСАКОВ А. Г. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы ничего не расширяем этим
    114 законом. С 1 апреля вступают в силу очень жёсткие требования, которые
    115 предусматривают узкий круг удостоверяющих центров, выдающих электронную
    116 подпись, в этом плане всё достаточно жёстко, и есть жёсткие требования к
    117 системам защиты, устанавливаемые Федеральной службой безопасности, - с этой
    118 точки зрения мы движемся, наоборот, только к тому, чтобы максимально защитить
    119 людей от всяких недобросовестных действий при использовании электронной
    120 подписи. Но для создания защищённых каналов требуется время, и предлагается
    121 передвинуть... Ну не успели - время требуется, поэтому предлагается
    122 передвинуть срок, увеличить время, в течение которого бизнес подготовится к
    123 тому, чтобы вот эти жёсткие требования полностью реализовать. Ничего не
    124 расширяем, ничего не облегчаем, просто даём время сохранить для определённого
    125 круга операций возможность использования усиленной неквалифицированной
    126 электронной подписи и простой подписи, для того чтобы не остановились все
    127 бизнес-процессы у нас в экономике, потому что в случае вступления в силу
    128 соответствующих норм с 1 апреля люди сразу же не смогут подписывать массу
    129 документов.
    130
    131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь.
    132
    133 Есть желающие выступить.
    134
    135 Включите режим записи на выступления.
    136
    137 Покажите список.
    138
    139 Изотов Алексей Николаевич, пожалуйста.
    140
    141 На рабочем месте включите микрофон.
    142
    143 ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    144
    145 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Здесь много вопросов касалось...
    146 ну не этого законопроекта. Мы действительно не много меняем, просто даём
    147 бизнесу возможность работать в сегодняшней ситуации. Есть разные электронные
    148 подписи, самая распространённая - корпоративная электронная подпись. Крупные
    149 предприятия сами создавали удостоверяющие центры и выдавали электронные
    150 подписи своим сотрудникам. Здесь уже было сказано, что при этом были
    151 нарушения. Поэтому было внесено изменение в федеральное законодательство,
    152 которым вводится ограничение с 1 апреля текущего года: у нас останется всего
    153 несколько удостоверяющих центров в стране - Центрального банка, Федеральной
    154 налоговой службы, которые будут работать с юридическими лицами, и
    155 коммерческие удостоверяющие центры, которые будут работать с физическими
    156 лицами.
    157
    158 Как это работает сегодня? Гражданин должен прийти в удостоверяющий центр
    159 лично, руководитель организации должен представить список подчинённых или
    160 специалистов, которые должны будут получить электронные подписи. Люди начнут
    161 ходить в эти удостоверяющие центры. Соответственно, будут возникать проблемы.
    162 До 1 апреля остаётся меньше месяца, и если мы сейчас не примем этот закон,
    163 то, как уже было сказано докладчиком, многие бизнес-процессы будут нарушены.
    164 Этот законопроект расширяет перечень способов идентификации: мы даём
    165 возможность получать ключи проверки электронных подписей, если ранее была
    166 проведена личная идентификация гражданина или же его подпись заверена
    167 нотариально.
    168
    169 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект.
    170
    171 Спасибо за внимание.
    172
    173 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.
    174
    175 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    176
    177 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всего три минуты
    178 даётся, но, я думаю, мне их будет достаточно для того, чтобы объяснить, что
    179 происходит.
    180
    181 Когда в этом зале обсуждали проект закона, действие которого мы сейчас хотим
    182 приостановить на год, я выходил на трибуну и говорил: мы принимаем закон,
    183 который сокращает количество удостоверяющих центров в десятки раз, это
    184 приведёт к монополизации рынка и фактически создаст препятствия для
    185 нормального функционирования бизнеса. Я тогда про это говорил - никто не
    186 услышал.
    187
    188 Зачем нужно было такие драконовские меры принимать, для того чтобы
    189 максимально сократить количество участников рынка? Ну хорошо, продавили,
    190 сделали. Прошёл год. Сколько удостоверяющих центров? Десяток. А были сотни,
    191 понимаете? То есть убили весь бизнес, а теперь спохватились: вы знаете,
    192 оказывается, за год-то ничего не произошло. Да и за следующий год ничего не
    193 произойдёт! Такая же ситуация будет ровно через год, потому что мы просто
    194 убили этот рынок! В этой ситуации, в тех рамках, в которых сейчас действует
    195 этот закон, часть положений которого должна была вступить в силу с 1 апреля,
    196 не будет этот рынок функционировать - мы через год снова к этому придём. Я
    197 задал вопрос Анатолию Геннадьевичу: Анатолий Геннадьевич, может быть, нам
    198 закон отменить? Ну, мы видим - вся страна видит, - что не удаётся его
    199 реализовать, он не будет работать в той редакции, в которой мы его приняли. Я
    200 вам тогда говорил: не будет работать - так и произошло. Хочу ещё раз сказать,
    201 что и через год будет та же самая история: не будет закон работать. Нужно
    202 отменять те драконовские меры, которые были приняты этим законом, вот что
    203 нужно сделать.
    204
    205 Конечно, наша фракция поддержит перенос срока вступления в силу этих норм на
    206 год, потому что мы понимаем, что не должны останавливать экономику страны, но
    207 ещё раз хочу сказать, что это ровным счётом ничего не даст. Надо вернуться к
    208 редакции закона, поменять её: нужно упростить требования к удостоверяющим
    209 центрам, чтобы их было не десяток, а хотя бы сотня. Десяток центров на всю
    210 страну, представляете? Коллеги, ну вы сами подумайте: как многомиллионная
    211 страна может работать с десятком удостоверяющих центров?
    212
    213 Спасибо за внимание.
    214
    215 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.
    216
    217 Заключительное слово докладчика.
    218
    219 Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон.
    220
    221 АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Валерий Карлович, коллеги!
    222 Этот законопроект к количеству удостоверяющих центров никакого отношения не
    223 имеет, этот законопроект относится к взаимоотношениям удостоверяющих центров
    224 со своими клиентами. Очевидно, что там есть вопросы, которые надо обсуждать,
    225 но то, о чём говорил Валерий Карлович, не в этой плоскости лежит.
    226
    227 Прошу поддержать.
    228
    229 Спасибо за внимание.
    230
    231 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    232
    233 Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 16 порядка работы.
    234
    235 Включите режим голосования.
    236
    237 Покажите результаты.
    238
    239 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 11 сек.)
    240 Проголосовало за 326 чел.72,4 %
    241 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    242 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    243 Голосовало 327 чел.
    244 Не голосовало 123 чел.27,3 %
    245 Результат: принято
    246
    247 Принимается в первом чтении. Спасибо.