Проект федерального закона № 1078991-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов»

Идентификатор 32880
Номер 1078991-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов
Комментарий
Дата внесения 2020-12-18

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Событие рассмотрения Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка) закон подписан
Дата последнего события 2021-04-05
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1078991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов".

    0 Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О
    1 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
    2 части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения
    3 учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов". Доклад Василия
    4 Ивановича Пискарёва.
    5
    6 Пожалуйста, Василий Иванович.
    7
    8 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и
    9 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему
    12 вниманию законопроект был принят нами во втором чтении 16 марта сего года. Он
    13 прошёл все необходимые экспертизы, замечаний юридико-технического, а также
    14 лингвостилистического характера не имеется. Просим поддержать решение
    15 профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении.
    16
    17 Благодарю за внимание.
    18
    19 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по
    20 мотивам? Нет.
    21
    22 Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, 8-й вопрос нашей
    23 повестки.
    24
    25 Пожалуйста, включите режим голосования.
    26
    27 Покажите результаты.
    28
    29 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 21 мин. 15 сек.)
    30 Проголосовало за 406 чел.90,2 %
    31 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    32 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    33 Голосовало 406 чел.
    34 Не голосовало 44 чел.9,8 %
    35 Результат: принято
    36
    37 Федеральный закон принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1078991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов".

    0 19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц,
    2 имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания,
    3 и следственных изоляторов". Доклад Василия Ивановича Пискарёва.
    4
    5 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и
    6 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    7
    8 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему
    9 вниманию законопроект принят нами в первом чтении 17 февраля текущего года.
    10 Напомню, что законопроектом расширяется перечень лиц, которые могут
    11 беспрепятственно посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные
    12 изоляторы. Речь идёт о министре юстиции Российской Федерации. Принятие закона
    13 будет способствовать повышению, усилению его функций по контролю за
    14 деятельностью указанных учреждений. При подготовке законопроекта ко второму
    15 чтению поправок не поступило. Прошу поддержать решение профильного комитета и
    16 принять законопроект во втором чтении.
    17
    18 Благодарю за внимание.
    19
    20 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    21
    22 Коллеги, таблиц поправок нет, ставится на голосование во втором чтении проект
    23 закона.
    24
    25 Включите режим голосования.
    26
    27 Покажите результаты.
    28
    29 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 57 сек.)
    30 Проголосовало за 406 чел.90,2 %
    31 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    32 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    33 Голосовало 407 чел.
    34 Не голосовало 43 чел.9,6 %
    35 Результат: принято
    36
    37 Принят во втором чтении.
    38
    39 Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    40
    41 ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое.
    42
    43 Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен для рассмотрения в
    44 третьем чтении, поэтому просим включить его в проект порядка работы на
    45 завтра.
    46
    47 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Включаем.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1078991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц, имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов".

    0 Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня лиц,
    2 имеющих право беспрепятственного посещения учреждений, исполняющих наказания,
    3 и следственных изоляторов". Доклад официального представителя Правительства
    4 Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Андрея
    5 Викторовича Логинова.
    6
    7 ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,
    8 статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.
    9
    10 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Положениями законопроекта
    11 предлагается внести изменения в Закон "Об учреждениях и органах, исполняющих
    12 уголовные наказания в виде лишения свободы", в Федеральный закон "О
    13 содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении"
    14 и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Эти изменения
    15 предусматривают наделение министра юстиции правом посещать без специального
    16 разрешения учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.
    17 Законопроект подготовлен в целях всестороннего и планомерного осуществления
    18 возложенных на министра юстиции полномочий, ознакомления с деятельностью
    19 учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе с соблюдением условий
    20 содержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, что будет способствовать
    21 повышению эффективности соблюдения прав, свобод и законных интересов данной
    22 категории граждан.
    23
    24 Законопроект прошёл все необходимые согласования, прошу поддержать.
    25
    26 Спасибо за внимание.
    27
    28 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    29
    30 Содоклад Николая Ивановича Рыжака.
    31
    32 Пожалуйста.
    33
    34 РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    35
    36 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы заслушали доклад
    37 заместителя министра юстиции - конечно, мы поддерживаем данный законопроект,
    38 но я хотел бы остановиться на ряде ключевых моментов, которые актуализируют
    39 нынешнее выступление заместителя министра и содержат в себе ряд вопросов,
    40 адресованных в том числе и нам, и Министерству юстиции.
    41
    42 Как же так получилось, что на протяжении длительного времени руководитель,
    43 которому подведомственна служба, не имел права посещения без согласования
    44 подведомственной ему службы? А ведь именно Министерство юстиции вырабатывает
    45 государственную политику в этой сфере - это одна его из важнейших функций, -
    46 добивается нормативного правового регулирования исполнения уголовных
    47 наказаний от этой службы, готовит доклады президенту, заслушивает по
    48 результатам деятельности, направляет, по сути, эту деятельность.
    49
    50 Я почему, Андрей Викторович, заостряю на этом внимание? Потому что в своё
    51 время, года три назад, мы заслушивали министра юстиции и предметно
    52 разговаривали в том числе на эту тему - и вот такое длительное по времени
    53 непринятие решения по важнейшей функции.
    54
    55 Возникает и вопрос, как же будет посещать подведомственные учреждения
    56 заместитель министра, курирующий эту службу. Мы что, ещё раз будем собираться
    57 или это регулируется какими-то внутриведомственными инструкциями?
    58
    59 И возникает третий вопрос - и тут уже речь идёт не о правовом пробеле, речь
    60 идёт о казусе. Как же осуществляется взаимодействие с теми, кто обязан по
    61 роду службы отслеживать, как ведут себя заключённые, контролировать
    62 соответствие их содержания международным нормам, осуществлять контроль за
    63 преступными авторитетами, за участниками организованных преступных сообществ?
    64 Ведь это же единый оперативный, я бы сказал, такой информационный фон, они не
    65 должны уходить из поля зрения служб, которые призваны отслеживать
    66 деятельность этих специфических субъектов. Как должен действовать оперативный
    67 уполномоченный, с кем согласовывать, когда минуты решают, правильное или
    68 неправильное принято им служебное решение? Вы понимаете, насколько важный
    69 вопрос мы сейчас рассматриваем и какой мощный правовой пробел мы наблюдали
    70 все эти годы?
    71
    72 Конечно, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддержал
    73 концепцию законопроекта, подготовлены положительные заключение и решение
    74 комитета, но я ещё раз обращаюсь к нашему депутатскому сообществу: вот такие
    75 моменты не должны уходить из нашего поля зрения. Они самым негативным образом
    76 отражаются на самочувствии - я знаю - самого ведомства, подчинённых и, я
    77 скажу, тех, кто отбывает наказание. В своё время Евросоюз настоял и мы
    78 приняли решение о том, что ведомство перешло из МВД в Минюст: как всегда, мы
    79 и здесь не совсем точно всё отрегулировали - и вот эти наши отступления, вот
    80 это наше слепое повиновение тому, что нам диктует Евросоюз, откликается вот
    81 такими решениями. Конечно, надо поддержать, но и сделать соответствующие
    82 выводы.
    83
    84 Благодарю за внимание.
    85
    86 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    87
    88 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    89
    90 Включите режим записи.
    91
    92 Покажите список.
    93
    94 Сухарев Иван Константинович, пожалуйста.
    95
    96 СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР.
    97
    98 Уважаемый Андрей Викторович, вопрос вам.
    99
    100 Понятно, что на сегодняшний день вот этим правом, которое сегодня, я уверен,
    101 мы вам предоставим, наделены также и Президент Российской Федерации, и
    102 депутаты, и сенаторы, однако, даже учитывая эти полномочия, мы не можем
    103 общаться с теми, кто осуждён, является обвиняемым либо подозреваемым. Не
    104 считаете ли вы нужным по аналогии с возможностями Уполномоченного по правам
    105 человека дополнить ваше право без специального разрешения беседовать с
    106 подозреваемым либо обвиняемым, содержащимся под стражей, наедине в условиях,
    107 позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под
    108 стражей видеть беседующих, но не слышать их?
    109
    110 ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос.
    111
    112 Конкретный вопрос, я полагаю, был вызван совсем недавними обстоятельствами, с
    113 которыми наши коллеги - депутаты столкнулись в следственном изоляторе, куда
    114 они отправились во исполнение своих полномочий, предусмотренных федеральным
    115 законом. Но я хочу обратить внимание, что, когда речь идёт об общении с
    116 подследственными, в частности с подозреваемыми и обвиняемыми, свидание с ними
    117 может быть предоставлено только на основании письменного разрешения лица или
    118 органа, в производстве которых находится уголовное дело, Министерство юстиции
    119 не претендует на такого рода полномочия, на расширение этих полномочий. И по
    120 сути дела, кажется, что здесь-то баланс есть: есть следственные органы, они
    121 ведут эти вопросы, и, соответственно, разговор дозволяется только с согласия
    122 этих следственных органов, что касается заключённых, уже осуждённых, в
    123 исправительных учреждениях, там такого рода ограничения не действуют, такого
    124 рода контакт вполне возможен, если, повторяю, речь идёт о содержании, о
    125 базовых условиях функционирования исполнительной системы.
    126
    127 Я, пользуясь возможностью, может быть, предвосхищая момент, когда мне
    128 придётся выступать в целом, очень поблагодарил бы Николая Ивановича за
    129 глубокий анализ. У нас ведь действительно возникла некая коллизия. Надо чётко
    130 понимать, что в отношении колоний, тюрем и так далее, то есть учреждений
    131 ФСИН, у нас вся деятельность разделяется на правоприменительную и
    132 контрольно-надзорную. И правоприменительная, и контрольно-надзорная функции
    133 сегодня у Федеральной службы исполнения наказаний. До 1998 года
    134 контрольно-надзорная функция и, соответственно, всё вытекающее было у МВД, в
    135 1998 году от МВД всё передали Минюсту, включая контрольно-надзорную функцию,
    136 но в 2004 году создали ФСИН, и у Минюста контрольно-надзорной функции не
    137 осталось, она ушла во ФСИН, у Минюста осталась только выработка
    138 государственной политики. В 2010 году мы приняли Концепцию развития
    139 уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, её
    140 утвердил президент. Сейчас мы готовим как бы в её продолжение, в развитие,
    141 все эти концептуальные положения. Но должен отметить, что, действительно,
    142 этот вопрос стоит, поставлен остро и с точки зрения сравнительного
    143 правоведения... Я вам зачитаю абзац из заключения нашего Института
    144 законодательства и сравнительного правоведения: "Сложившийся в Российской
    145 Федерации организационно-правовой механизм функционирования пенитенциарной
    146 системы является уникальным, предполагая наличие специализированного
    147 федерального органа уголовно-исполнительной системы - это ФСИН, -
    148 находящегося в ведении Минюста, при этом Минюст формально не включён в
    149 уголовно-исполнительную систему, в том числе в части возложения на него
    150 функций, связанных с непосредственным контролем в пенитенциарной сфере". Вот
    151 это ровно то положение, о котором говорил Николай Иванович, и я благодарен
    152 ему за то, что он заострил ваше внимание на этом обстоятельстве. Мы над этим
    153 работаем. Спасибо.
    154
    155 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    156
    157 Коллеги, есть ли желающие выступить? Да.
    158
    159 Включите режим записи.
    160
    161 Покажите список.
    162
    163 Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
    164
    165 МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги, уважаемый
    166 Андрей Викторович! Конечно, наша фракция будет поддерживать данный
    167 законопроект, поскольку всякое правовое... не вмешательство, а всякий
    168 правовой контроль над тем, что происходит в наших СИЗО, в наших колониях,
    169 будет нами поддерживаться. Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - организация не
    170 только социалистического толка, но и конкретного дела.
    171
    172 Я хочу сказать о волжском регионе. Волга - это цивилизационный нерв нашего
    173 государства. Понятно, строились церкви, за ними шли и тюрьмы. И проблема
    174 состоит в том, что многие тюрьмы в поволжских городах до сих пор те же самые
    175 - те, что были созданы при царях, до Великой Октябрьской социалистической
    176 революции. Вот в наших Чебоксарах до сих пор СИЗО-1 расположен в помещении,
    177 которое было построено при Екатерине II. Но ещё более меня потряс пример
    178 СИЗО-1 в Ульяновске (это моя зона ответственности). Вот, понимаете, мы даём
    179 право законом министру юстиции посещать эти заведения... Я, как депутат,
    180 нормально был принят в этом СИЗО, но меня потрясло следующее: в середине
    181 прошлого века тюрьма была построена в Ульяновске - я просил бы Андрея
    182 Викторовича обратить на это внимание, - и, когда я стал ходить по
    183 помещению... (Шум в зале.)
    184
    185 Председательствует Первый заместитель
    186 Председателя Государственной Думы
    187 И. И. Мельников
    188
    189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не отвлекайте докладчика, пожалуйста, к нему
    190 обращается выступающий.
    191
    192 МОЛЯКОВ И. Ю. ...выяснилось, что в здании огромные трещины, здание
    193 трёхэтажное - третий этаж вообще не функционирует, потому что крыша дырявая,
    194 там нельзя содержать контингент, а одна из стен может обрушиться в любой
    195 момент, потому что рядом протекает река Свияга. Президент Российской
    196 Федерации говорит о законе - но каким образом будет выглядеть наш закон, если
    197 в СИЗО-1 города Ульяновска стена может обрушиться?
    198
    199 Уважаемый Андрей Викторович, я просил бы вас обратить внимание на этот факт.
    200 Люди, которые там работают, не жаловались, они не говорили, мол, пойди
    201 выступи и подними этот вопрос, но, когда я увидел, в каких условиях они
    202 работают, у меня волосы встали дыбом.
    203
    204 Благодарю за внимание.
    205
    206 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    207
    208 Сухарев Иван Константинович.
    209
    210 Коллеги, ещё раз прошу докладчика не отвлекать.
    211
    212 Андрей Викторович, вы тоже не отвлекайтесь, пожалуйста, слушайте выступающих,
    213 потому что большинство из них к вам обращаются.
    214
    215 СУХАРЕВ И. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР
    216 поддержит данный законопроект. И вообще, удивительно, почему до сих пор
    217 такого полномочия у нашего уважаемого министра юстиции не было. Однако я
    218 считаю, что всё-таки с учётом нашего негативного опыта, который здесь уже
    219 был, так сказать, отражён, на который указал Андрей Викторович, - да, этот
    220 опыт был в СИЗО "Лефортово", и связан он с нашим коллегой... Кстати, хочу
    221 отметить, что Фургал Сергей Иванович, наш коллега, член партии ЛДПР, до сих
    222 пор... Действительно, в законе прописано, что посещать без специального
    223 разрешения могут депутаты, президент, сенаторы, более того, могут
    224 осуществлять контроль за условиями содержания наших граждан, оказавшихся в
    225 сложной жизненной ситуации, но, несмотря на прописанное право, нам
    226 возможность предоставлена не была, даже с учётом того, что присутствовал
    227 руководитель нашей партии Владимир Вольфович Жириновский. Мы неоднократно
    228 осуществляли попытки попасть туда и пообщаться с Сергеем Ивановичем. И именно
    229 в связи с этим нами, в том числе с моим участием, был разработан и внесён
    230 законопроект, который позволяет не только осуществлять контроль и без
    231 специального разрешения посещать места содержания обвиняемых, подозреваемых и
    232 осуждённых, но и общаться с ними, по аналогии с полномочиями, которые у нас,
    233 собственно говоря, также прописаны в законе, - общаться без специального
    234 разрешения, беседовать с подозреваемым, обвиняемым, содержащимися под
    235 стражей, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации
    236 соответствующего места содержания под стражей видеть беседующих, но не
    237 слышать их. Всё это направлено на защиту прав человека, на защиту тех, кто
    238 оказался в сложной жизненной ситуации. Как говорится, от сумы да от тюрьмы не
    239 зарекайся - это наша старая российская пословица.
    240
    241 Мы надеемся на положительный отзыв как Верховного Суда, так и Правительства
    242 Российской Федерации на данный законопроект. Это будет справедливо.
    243
    244 Спасибо за внимание.
    245
    246 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович.
    247
    248 Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста.
    249
    250 ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    251
    252 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вернуться к
    253 рассмотрению данного законопроекта. Законопроект направлен на устранение
    254 коллизии, о которой подробно рассказали и Андрей Викторович, и Николай
    255 Иванович, и он направлен лишь на то, чтобы дать министру юстиции Российской
    256 Федерации право без специального разрешения посещать подведомственные
    257 учреждения. Фракция данный законопроект поддерживает и предлагает принять в
    258 первом чтении.
    259
    260 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич.
    261
    262 Андрей Викторович, заключительное слово, если есть необходимость.
    263
    264 Пожалуйста.
    265
    266 ЛОГИНОВ А. В. Я уже воспользовался отведённым мне временем, даже переборщил,
    267 когда комментировал выступление комитета, Николая Ивановича.
    268
    269 В отношении конкретных замечаний по конкретному объекту мы всю информацию,
    270 безусловно, сегодня же передадим во ФСИН для принятия мер.
    271
    272 Что касается законопроекта коллеги Сухарева, он в установленном порядке
    273 сейчас проходит проработку в аппарате правительства, в ближайшее время будет
    274 готов официальный отзыв.
    275
    276 Спасибо за внимание.
    277
    278 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.
    279
    280 Николай Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет.
    281
    282 Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 17
    283 порядка работы.
    284
    285 Включите режим голосования.
    286
    287 Покажите результаты.
    288
    289 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 57 сек.)
    290 Проголосовало за 401 чел.89,1 %
    291 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    292 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    293 Голосовало 401 чел.
    294 Не голосовало 49 чел.10,9 %
    295 Результат: принято
    296
    297 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.