0 |
Коллеги, переходим к рассмотрению блока "Ратификация международных договоров |
1 |
Российской Федерации". 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О |
2 |
ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством |
3 |
Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного |
4 |
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 |
5 |
года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации |
6 |
статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея |
7 |
Валерьевича Сазанова. |
8 |
|
9 |
Пожалуйста, Алексей Валерьевич. |
10 |
|
11 |
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, |
12 |
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. |
13 |
|
14 |
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленным |
15 |
законопроектом предлагается ратифицировать протокол о внесении изменений в |
16 |
соглашение между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения. |
17 |
Протоколом предусмотрено увеличение до 15 процентов ставки налога у источника |
18 |
на доходы в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для |
19 |
институциональных инвесторов. Изменения направлены на борьбу с уклонением от |
20 |
уплаты налогов посредством использования схем, с помощью которых большая |
21 |
часть доходов российского происхождения, по сути, выплачивается российским |
22 |
бенефициарам через транзитную юрисдикцию с эффективной ставкой налога 2-3 |
23 |
процента. В результате этих изменений ставка будет повышена до 15 процентов. |
24 |
|
25 |
Просим поддержать. |
26 |
|
27 |
Спасибо за внимание. |
28 |
|
29 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по |
30 |
международным делам Юрия Павловича Олейникова. |
31 |
|
32 |
Пожалуйста, Юрий Павлович. |
33 |
|
34 |
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
35 |
|
36 |
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенное изменение в |
37 |
соглашение с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения повышает |
38 |
ставку налога, как сказал представитель правительства, на доходы в виде |
39 |
дивидендов и процентов с 5 до 15 процентов. Это коснётся всех видов таких |
40 |
выплат, за исключением случаев, когда дивиденды направляются в инвестиции |
41 |
правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми |
42 |
компаниями, а проценты выплачиваются публичным компаниям, отвечающим целому |
43 |
ряду параметров (они в соглашении тоже обозначены), - для них ставка налога |
44 |
остаётся прежней, 5 процентов. Это сохранит широкие возможности для |
45 |
инвестиций, но должно ограничить доходность дивидендов и прибыли по долговым |
46 |
обязательствам, попросту говоря, ограничить проедание прибыли нашими |
47 |
компаниями. При этом выплаты процентов по обязательствам правительств, |
48 |
центральных банков, пенсионных фондов и страховых компаний договаривающихся |
49 |
сторон совсем освобождаются от налога. Таким образом, мы как бы подталкиваем |
50 |
свободный капитал к определённым сегментам рынка. |
51 |
|
52 |
Само соглашение было заключено в 1998 году, а протокол был подписан совсем |
53 |
недавно, 8 сентября текущего года. На заседании нашего комитета мы активно |
54 |
обсуждали необходимость корректировки аналогичных договорённостей и с другими |
55 |
странами, которые сегодня дают убежище нашим капиталам. Коллеги из |
56 |
правительства заверили нас, что такая работа ведётся, и следующий вопрос |
57 |
повестки это подтверждает. |
58 |
|
59 |
Свобода движения капитала - это, конечно, обязательное условие |
60 |
функционирования рынка, вместе с тем мы понимаем, что нынешняя обстановка в |
61 |
мировой экономике требует большей концентрации капиталов в пределах |
62 |
национальных юрисдикций. Правительство России смогло убедить в этом |
63 |
Правительство Кипра. |
64 |
|
65 |
По информации МИД России, Республика Кипр выполнила все внутригосударственные |
66 |
процедуры для вступления протокола в силу. |
67 |
|
68 |
Комитет по международным делам считает, что данный протокол полностью |
69 |
отвечает интересам Российской Федерации, и рекомендует вам, уважаемые |
70 |
коллеги, ратифицировать законопроект. |
71 |
|
72 |
Прошу поддержать. |
73 |
|
74 |
Спасибо за внимание. |
75 |
|
76 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. |
77 |
|
78 |
Включите режим записи. |
79 |
|
80 |
Покажите, пожалуйста, список. |
81 |
|
82 |
Гартунг Валерий Карлович. |
83 |
|
84 |
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
85 |
|
86 |
У меня к представителю правительства вопрос. |
87 |
|
88 |
Ну, логика понятна: нужно поднимать ставку до 15 процентов. Непонятно мне, |
89 |
почему мы исключение из этой логики делаем для страховых компаний, пенсионных |
90 |
фондов и крупных акционерных обществ, у которых более 15 процентов уставного |
91 |
капитала обращается на рынке. Вот поясните, почему мы для крупного бизнеса |
92 |
делаем такое исключение и подпадают ли под это исключение госкомпании, |
93 |
которые открывают филиалы, зависимые общества в пределах офшорных юрисдикций? |
94 |
|
95 |
САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. |
96 |
|
97 |
Госкомпании не подпадают, потому что исключение касается только компаний, |
98 |
которые имеют реальное экономическое присутствие на Кипре и имеют фактическое |
99 |
право на доход. В части кредитов и выплат по облигациям исключение сделано |
100 |
для того, чтобы не было удорожания для российских компаний финансирования от |
101 |
розничных европейских инвесторов. Что касается публичных компаний, речь идёт |
102 |
исключительно о кипрских публичных компаниях, у которых много розничных |
103 |
инвесторов: чтобы для них не произошло ухудшение условий по сравнению с |
104 |
моментом, когда они инвестировали деньги в Россию, для них также сделано |
105 |
исключение. |
106 |
|
107 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич. |
108 |
|
109 |
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". |
110 |
|
111 |
Уважаемый Алексей Валерьевич, предлагаемое повышение ставки до 15 процентов |
112 |
решает проблему офшоров - теперь нашим компаниям будет невыгодно уходить в |
113 |
офшоры - или просто несколько ухудшает положение этих компаний, но им всё |
114 |
равно будет экономически выгодно уходить в офшоры? |
115 |
|
116 |
САЗАНОВ А. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос. |
117 |
|
118 |
Большое количество капитала, который заходит в Российскую Федерацию из |
119 |
Республики Кипр, имеет российское происхождение, и схемы с кипрскими |
120 |
транзитными компаниями использовались исключительно для того, чтобы |
121 |
минимизировать налоговое бремя при выплате из Российской Федерации. Как я уже |
122 |
отмечал, эффективная ставка налога составляла 2-3 процента, а сейчас мы |
123 |
повышаем ставку налога у источника до 15 процентов, поэтому, если это выплата |
124 |
российским физическим лицам, которые стоят за кипрскими компаниями, выгоднее |
125 |
будет уплатить ставку НДФЛ 13 процентов (либо 15, если будет прогрессивная |
126 |
шкала), а не создавать офшорные компании, в том числе на Кипре. |
127 |
|
128 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич - фракция |
129 |
КПРФ. |
130 |
|
131 |
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. |
132 |
|
133 |
Уважаемый Алексей Валерьевич, когда вы готовили этот законопроект, вы, |
134 |
вероятно, проанализировали, каковы потери России в связи с выводом капиталов |
135 |
в кипрские офшоры? |
136 |
|
137 |
САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. |
138 |
|
139 |
За 2017-2019 годы в Республику Кипр из Российской Федерации в виде процентов |
140 |
и дивидендов было выведено, выплачено 3 триллиона рублей по эффективной |
141 |
ставке налога, как я уже говорил, 2-3 процента. |
142 |
|
143 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? |
144 |
Есть желающие. |
145 |
|
146 |
Включите режим записи. |
147 |
|
148 |
Покажите, пожалуйста, список. |
149 |
|
150 |
Морозов Антон Юрьевич, Панина Елена Владимировна, Гартунг Валерий Карлович. |
151 |
|
152 |
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. |
153 |
|
154 |
С места. |
155 |
|
156 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. |
157 |
|
158 |
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР |
159 |
поддерживает системную работу по ограничению вывоза капитала из Российской |
160 |
Федерации, и эти два законопроекта о ратификации, которые мы сегодня |
161 |
рассматриваем, по Республике Кипр и Люксембургу, отвечают нашим подходам. |
162 |
Вместе с тем хотелось бы отметить следующее. |
163 |
|
164 |
Представляется важным, чтобы Министерство финансов сделало эту системную |
165 |
работу по ограничению вывоза капитала публичной (мы это подробно обсуждали на |
166 |
заседании комитета): сейчас помимо указанных государств существуют и другие - |
167 |
это и Швейцария, и Нидерланды, и ещё много государств, - в которые также |
168 |
можно вывозить капитал практически без уплаты налогов, поэтому необходимо |
169 |
сразу всё объявить, чтобы бизнес понимал, что вводятся определённые правила |
170 |
игры. Это первое. |
171 |
|
172 |
И второе. Безусловно, с вывозом капитала нужно бороться не только |
173 |
репрессивными методами: мы понимаем, что зачастую бизнес вынужден защищать |
174 |
свой капитал от каких-то посягательств со стороны недобросовестных участников |
175 |
рынка, поэтому здесь тоже необходимо принимать определённый комплекс мер для |
176 |
того, чтобы этот капитал не утекал. ЛДПР давно предлагала провести |
177 |
безусловную амнистию капитала и вернуть все деньги, которые были вывезены, |
178 |
из-за рубежа в российскую экономику, но вот до сих пор эта работа не доведена |
179 |
до конца, амнистия капитала была объявлена с рядом сдерживающих факторов. Мы |
180 |
выступаем за безусловную амнистию капитала, это сильно оздоровит нашу |
181 |
экономику и финансовый рынок. |
182 |
|
183 |
Спасибо за внимание. |
184 |
|
185 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Панина Елена Владимировна. |
186 |
|
187 |
Конечно, от фракции. Три минуты, у нас есть договорённость, что в любом |
188 |
случае три минуты. |
189 |
|
190 |
ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". |
191 |
|
192 |
Уважаемые коллеги, данный законопроект о ратификации протокола принимается во |
193 |
исполнение поручения президента по итогам его обращения к населению 25 марта |
194 |
2020 года. |
195 |
|
196 |
Здесь уже говорилось о долгой работе, которая проводилась с Республикой Кипр |
197 |
с целью достигнуть ратификации протокола о внесении изменений в соглашение. |
198 |
Необходимость внесения изменений в соглашение вызвана изменившимися условиями |
199 |
экономической деятельности как в России, так и в мире в целом вследствие |
200 |
коронавирусной инфекции. Ну и изменения направлены, конечно, в первую очередь |
201 |
на предотвращение уклонения от налогообложения, когда деньги российского |
202 |
происхождения уходили и выплачивались потом через кипрскую юрисдикцию |
203 |
российским бенефициарам. Здесь цифры приводились, я только хочу ещё одну |
204 |
цифру дать: чаще всего такие средства уходили в виде прямых инвестиций за |
205 |
рубежом; в 2019 году из всех зарубежных инвестиций России на Кипр пришлось |
206 |
64,5 процента. Да, они потом частично возвращались, но очень частично, в виде |
207 |
инвестиций в экономику России. Поэтому этот закон очень важен. Необходимо |
208 |
ратифицировать эти изменения в соглашение об избежании двойного |
209 |
налогообложения, это позволит оставить в России капиталы, которые раньше |
210 |
уходили через Кипр. |
211 |
|
212 |
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного протокола и |
213 |
призывает поддержать этот федеральный закон. |
214 |
|
215 |
Спасибо за внимание. |
216 |
|
217 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
218 |
|
219 |
Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. |
220 |
|
221 |
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция |
222 |
поддерживает принятие закона о ратификации протокола об изменениях в это |
223 |
соглашение, мы понимаем, что это шаг в правильном направлении. Но мы считаем, |
224 |
что нужно будет подойти к этому вопросу ещё раз. |
225 |
|
226 |
Понятно, что отменять уже достигнутое соглашение не нужно, его нужно |
227 |
подписывать и ратифицировать, но нужно добиваться уменьшения возможностей для |
228 |
исключения из этого общего правила. Я вопрос об этом задавал, речь идёт об |
229 |
акционерных обществах, которые фактически получают возможность платить по |
230 |
ставке 5 процентов. Да, государственные облигации - мы согласны с этим - надо |
231 |
из-под этого выводить, потому что это фактически двойное налогообложение |
232 |
получается, но вот в дальнейшем изъятия из этого соглашения нужно будет, ну, |
233 |
как бы прикручивать, убирать эти лазейки: мы же понимаем, что основной объём |
234 |
инвестиций, которые идут на Кипр, осуществляют крупнейшие компании - и как |
235 |
раз они попадают в эти исключения. Поэтому, конечно же, это будет, видимо, |
236 |
вторым шагом. Ещё раз говорю: да, это хорошее предложение, мы его |
237 |
поддерживаем, это шаг вперёд, но это недостаточный шаг. |
238 |
|
239 |
И второе, на чём хотел бы заострить внимание. Перекрывая возможности для |
240 |
сокращения налоговой нагрузки через использование офшорных юрисдикций, мы |
241 |
фактически открываем свои внутренние офшоры - на Дальнем Востоке и в |
242 |
Калининграде. Вот эта тенденция очень опасная. Я напомню, что мы, имея |
243 |
сегодня серьёзную социальную нагрузку, многие социальные обязательства перед |
244 |
гражданами сокращаем, недавно в этом зале приняли решение, например, о |
245 |
замораживании обязательств государства по индексированию пенсий военных |
246 |
пенсионеров на 2 процента выше инфляции в год, и в то же время у нас остаются |
247 |
лазейки офшорные. Вот мне кажется, нужно идти в этом направлении - и |
248 |
внутренние офшоры тоже перекрывать. |
249 |
|
250 |
Спасибо за внимание. |
251 |
|
252 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. |
253 |
|
254 |
Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. Полномочный представитель |
255 |
президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово, |
256 |
Алексей Валерьевич? Нет. Юрий Павлович? Нет. |
257 |
|
258 |
Ставится на голосование законопроект под пунктом 14 нашей повестки. |
259 |
|
260 |
Пожалуйста, включите режим голосования. |
261 |
|
262 |
Покажите результаты. |
263 |
|
264 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 27 сек.) |
265 |
Проголосовало за 393 чел.87,3 % |
266 |
Проголосовало против 0 чел.0,0 % |
267 |
Воздержалось 0 чел.0,0 % |
268 |
Голосовало 393 чел. |
269 |
Не голосовало 57 чел.12,7 % |
270 |
Результат: принято |
271 |
|
272 |
Федеральный закон принят единогласно. Поздравляем! |