Проект федерального закона № 1062979-7 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года»

Идентификатор 32777
Номер 1062979-7
Тип документа Федеральный закон
Название О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года
Комментарий
Дата внесения 2020-11-26

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-01-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1062979-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года".

    0 Коллеги, переходим к рассмотрению блока "Ратификация международных договоров
    1 Российской Федерации". 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О
    2 ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством
    3 Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного
    4 налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998
    5 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации
    6 статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея
    7 Валерьевича Сазанова.
    8
    9 Пожалуйста, Алексей Валерьевич.
    10
    11 САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,
    12 статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.
    13
    14 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Представленным
    15 законопроектом предлагается ратифицировать протокол о внесении изменений в
    16 соглашение между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения.
    17 Протоколом предусмотрено увеличение до 15 процентов ставки налога у источника
    18 на доходы в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для
    19 институциональных инвесторов. Изменения направлены на борьбу с уклонением от
    20 уплаты налогов посредством использования схем, с помощью которых большая
    21 часть доходов российского происхождения, по сути, выплачивается российским
    22 бенефициарам через транзитную юрисдикцию с эффективной ставкой налога 2-3
    23 процента. В результате этих изменений ставка будет повышена до 15 процентов.
    24
    25 Просим поддержать.
    26
    27 Спасибо за внимание.
    28
    29 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по
    30 международным делам Юрия Павловича Олейникова.
    31
    32 Пожалуйста, Юрий Павлович.
    33
    34 ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    35
    36 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенное изменение в
    37 соглашение с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения повышает
    38 ставку налога, как сказал представитель правительства, на доходы в виде
    39 дивидендов и процентов с 5 до 15 процентов. Это коснётся всех видов таких
    40 выплат, за исключением случаев, когда дивиденды направляются в инвестиции
    41 правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми
    42 компаниями, а проценты выплачиваются публичным компаниям, отвечающим целому
    43 ряду параметров (они в соглашении тоже обозначены), - для них ставка налога
    44 остаётся прежней, 5 процентов. Это сохранит широкие возможности для
    45 инвестиций, но должно ограничить доходность дивидендов и прибыли по долговым
    46 обязательствам, попросту говоря, ограничить проедание прибыли нашими
    47 компаниями. При этом выплаты процентов по обязательствам правительств,
    48 центральных банков, пенсионных фондов и страховых компаний договаривающихся
    49 сторон совсем освобождаются от налога. Таким образом, мы как бы подталкиваем
    50 свободный капитал к определённым сегментам рынка.
    51
    52 Само соглашение было заключено в 1998 году, а протокол был подписан совсем
    53 недавно, 8 сентября текущего года. На заседании нашего комитета мы активно
    54 обсуждали необходимость корректировки аналогичных договорённостей и с другими
    55 странами, которые сегодня дают убежище нашим капиталам. Коллеги из
    56 правительства заверили нас, что такая работа ведётся, и следующий вопрос
    57 повестки это подтверждает.
    58
    59 Свобода движения капитала - это, конечно, обязательное условие
    60 функционирования рынка, вместе с тем мы понимаем, что нынешняя обстановка в
    61 мировой экономике требует большей концентрации капиталов в пределах
    62 национальных юрисдикций. Правительство России смогло убедить в этом
    63 Правительство Кипра.
    64
    65 По информации МИД России, Республика Кипр выполнила все внутригосударственные
    66 процедуры для вступления протокола в силу.
    67
    68 Комитет по международным делам считает, что данный протокол полностью
    69 отвечает интересам Российской Федерации, и рекомендует вам, уважаемые
    70 коллеги, ратифицировать законопроект.
    71
    72 Прошу поддержать.
    73
    74 Спасибо за внимание.
    75
    76 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть.
    77
    78 Включите режим записи.
    79
    80 Покажите, пожалуйста, список.
    81
    82 Гартунг Валерий Карлович.
    83
    84 ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    85
    86 У меня к представителю правительства вопрос.
    87
    88 Ну, логика понятна: нужно поднимать ставку до 15 процентов. Непонятно мне,
    89 почему мы исключение из этой логики делаем для страховых компаний, пенсионных
    90 фондов и крупных акционерных обществ, у которых более 15 процентов уставного
    91 капитала обращается на рынке. Вот поясните, почему мы для крупного бизнеса
    92 делаем такое исключение и подпадают ли под это исключение госкомпании,
    93 которые открывают филиалы, зависимые общества в пределах офшорных юрисдикций?
    94
    95 САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос.
    96
    97 Госкомпании не подпадают, потому что исключение касается только компаний,
    98 которые имеют реальное экономическое присутствие на Кипре и имеют фактическое
    99 право на доход. В части кредитов и выплат по облигациям исключение сделано
    100 для того, чтобы не было удорожания для российских компаний финансирования от
    101 розничных европейских инвесторов. Что касается публичных компаний, речь идёт
    102 исключительно о кипрских публичных компаниях, у которых много розничных
    103 инвесторов: чтобы для них не произошло ухудшение условий по сравнению с
    104 моментом, когда они инвестировали деньги в Россию, для них также сделано
    105 исключение.
    106
    107 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.
    108
    109 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    110
    111 Уважаемый Алексей Валерьевич, предлагаемое повышение ставки до 15 процентов
    112 решает проблему офшоров - теперь нашим компаниям будет невыгодно уходить в
    113 офшоры - или просто несколько ухудшает положение этих компаний, но им всё
    114 равно будет экономически выгодно уходить в офшоры?
    115
    116 САЗАНОВ А. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос.
    117
    118 Большое количество капитала, который заходит в Российскую Федерацию из
    119 Республики Кипр, имеет российское происхождение, и схемы с кипрскими
    120 транзитными компаниями использовались исключительно для того, чтобы
    121 минимизировать налоговое бремя при выплате из Российской Федерации. Как я уже
    122 отмечал, эффективная ставка налога составляла 2-3 процента, а сейчас мы
    123 повышаем ставку налога у источника до 15 процентов, поэтому, если это выплата
    124 российским физическим лицам, которые стоят за кипрскими компаниями, выгоднее
    125 будет уплатить ставку НДФЛ 13 процентов (либо 15, если будет прогрессивная
    126 шкала), а не создавать офшорные компании, в том числе на Кипре.
    127
    128 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич - фракция
    129 КПРФ.
    130
    131 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.
    132
    133 Уважаемый Алексей Валерьевич, когда вы готовили этот законопроект, вы,
    134 вероятно, проанализировали, каковы потери России в связи с выводом капиталов
    135 в кипрские офшоры?
    136
    137 САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос.
    138
    139 За 2017-2019 годы в Республику Кипр из Российской Федерации в виде процентов
    140 и дивидендов было выведено, выплачено 3 триллиона рублей по эффективной
    141 ставке налога, как я уже говорил, 2-3 процента.
    142
    143 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу?
    144 Есть желающие.
    145
    146 Включите режим записи.
    147
    148 Покажите, пожалуйста, список.
    149
    150 Морозов Антон Юрьевич, Панина Елена Владимировна, Гартунг Валерий Карлович.
    151
    152 МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.
    153
    154 С места.
    155
    156 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.
    157
    158 МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР
    159 поддерживает системную работу по ограничению вывоза капитала из Российской
    160 Федерации, и эти два законопроекта о ратификации, которые мы сегодня
    161 рассматриваем, по Республике Кипр и Люксембургу, отвечают нашим подходам.
    162 Вместе с тем хотелось бы отметить следующее.
    163
    164 Представляется важным, чтобы Министерство финансов сделало эту системную
    165 работу по ограничению вывоза капитала публичной (мы это подробно обсуждали на
    166 заседании комитета): сейчас помимо указанных государств существуют и другие -
    167 это и Швейцария, и Нидерланды, и ещё много государств, - в которые также
    168 можно вывозить капитал практически без уплаты налогов, поэтому необходимо
    169 сразу всё объявить, чтобы бизнес понимал, что вводятся определённые правила
    170 игры. Это первое.
    171
    172 И второе. Безусловно, с вывозом капитала нужно бороться не только
    173 репрессивными методами: мы понимаем, что зачастую бизнес вынужден защищать
    174 свой капитал от каких-то посягательств со стороны недобросовестных участников
    175 рынка, поэтому здесь тоже необходимо принимать определённый комплекс мер для
    176 того, чтобы этот капитал не утекал. ЛДПР давно предлагала провести
    177 безусловную амнистию капитала и вернуть все деньги, которые были вывезены,
    178 из-за рубежа в российскую экономику, но вот до сих пор эта работа не доведена
    179 до конца, амнистия капитала была объявлена с рядом сдерживающих факторов. Мы
    180 выступаем за безусловную амнистию капитала, это сильно оздоровит нашу
    181 экономику и финансовый рынок.
    182
    183 Спасибо за внимание.
    184
    185 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Панина Елена Владимировна.
    186
    187 Конечно, от фракции. Три минуты, у нас есть договорённость, что в любом
    188 случае три минуты.
    189
    190 ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    191
    192 Уважаемые коллеги, данный законопроект о ратификации протокола принимается во
    193 исполнение поручения президента по итогам его обращения к населению 25 марта
    194 2020 года.
    195
    196 Здесь уже говорилось о долгой работе, которая проводилась с Республикой Кипр
    197 с целью достигнуть ратификации протокола о внесении изменений в соглашение.
    198 Необходимость внесения изменений в соглашение вызвана изменившимися условиями
    199 экономической деятельности как в России, так и в мире в целом вследствие
    200 коронавирусной инфекции. Ну и изменения направлены, конечно, в первую очередь
    201 на предотвращение уклонения от налогообложения, когда деньги российского
    202 происхождения уходили и выплачивались потом через кипрскую юрисдикцию
    203 российским бенефициарам. Здесь цифры приводились, я только хочу ещё одну
    204 цифру дать: чаще всего такие средства уходили в виде прямых инвестиций за
    205 рубежом; в 2019 году из всех зарубежных инвестиций России на Кипр пришлось
    206 64,5 процента. Да, они потом частично возвращались, но очень частично, в виде
    207 инвестиций в экономику России. Поэтому этот закон очень важен. Необходимо
    208 ратифицировать эти изменения в соглашение об избежании двойного
    209 налогообложения, это позволит оставить в России капиталы, которые раньше
    210 уходили через Кипр.
    211
    212 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного протокола и
    213 призывает поддержать этот федеральный закон.
    214
    215 Спасибо за внимание.
    216
    217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    218
    219 Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
    220
    221 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция
    222 поддерживает принятие закона о ратификации протокола об изменениях в это
    223 соглашение, мы понимаем, что это шаг в правильном направлении. Но мы считаем,
    224 что нужно будет подойти к этому вопросу ещё раз.
    225
    226 Понятно, что отменять уже достигнутое соглашение не нужно, его нужно
    227 подписывать и ратифицировать, но нужно добиваться уменьшения возможностей для
    228 исключения из этого общего правила. Я вопрос об этом задавал, речь идёт об
    229 акционерных обществах, которые фактически получают возможность платить по
    230 ставке 5 процентов. Да, государственные облигации - мы согласны с этим - надо
    231 из-под этого выводить, потому что это фактически двойное налогообложение
    232 получается, но вот в дальнейшем изъятия из этого соглашения нужно будет, ну,
    233 как бы прикручивать, убирать эти лазейки: мы же понимаем, что основной объём
    234 инвестиций, которые идут на Кипр, осуществляют крупнейшие компании - и как
    235 раз они попадают в эти исключения. Поэтому, конечно же, это будет, видимо,
    236 вторым шагом. Ещё раз говорю: да, это хорошее предложение, мы его
    237 поддерживаем, это шаг вперёд, но это недостаточный шаг.
    238
    239 И второе, на чём хотел бы заострить внимание. Перекрывая возможности для
    240 сокращения налоговой нагрузки через использование офшорных юрисдикций, мы
    241 фактически открываем свои внутренние офшоры - на Дальнем Востоке и в
    242 Калининграде. Вот эта тенденция очень опасная. Я напомню, что мы, имея
    243 сегодня серьёзную социальную нагрузку, многие социальные обязательства перед
    244 гражданами сокращаем, недавно в этом зале приняли решение, например, о
    245 замораживании обязательств государства по индексированию пенсий военных
    246 пенсионеров на 2 процента выше инфляции в год, и в то же время у нас остаются
    247 лазейки офшорные. Вот мне кажется, нужно идти в этом направлении - и
    248 внутренние офшоры тоже перекрывать.
    249
    250 Спасибо за внимание.
    251
    252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    253
    254 Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. Полномочный представитель
    255 президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово,
    256 Алексей Валерьевич? Нет. Юрий Павлович? Нет.
    257
    258 Ставится на голосование законопроект под пунктом 14 нашей повестки.
    259
    260 Пожалуйста, включите режим голосования.
    261
    262 Покажите результаты.
    263
    264 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 27 сек.)
    265 Проголосовало за 393 чел.87,3 %
    266 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    267 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    268 Голосовало 393 чел.
    269 Не голосовало 57 чел.12,7 %
    270 Результат: принято
    271
    272 Федеральный закон принят единогласно. Поздравляем!