Проект федерального закона № 1061128-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"»

Идентификатор 32764
Номер 1061128-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Комментарий в части выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию для отдельных потребителей
Дата внесения 2020-11-23

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-01-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1061128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию для отдельных категорий потребителей).

    0 Коллеги, переходим к рассмотрению 20-го вопроса. О проекте федерального
    1 закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
    2 Доклад Павла Николаевича Завального.
    3
    4 Пожалуйста, Павел Николаевич.
    5
    6 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,
    7 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 22 декабря - это особенный
    10 день, день зимнего солнцестояния, самый короткий день в нашей северной
    11 стране, и очень символично, что сегодня отмечается День энергетика. Пользуясь
    12 возможностью, я с этой высокой трибуны хочу поздравить всех энергетиков нашей
    13 страны с профессиональным праздником, пожелать им успехов в работе,
    14 безупречной работы и, конечно же, здоровья, ведь именно медики и энергетики
    15 не имеют права болеть: когда все отдыхают или болеют, энергетики должны
    16 работать, обеспечивая нас теплом и светом. Хочу пожелать всем вам и всем
    17 гражданам России тепла и света в домах.
    18
    19 И, коллеги, сегодня ещё одна дата: 22 декабря 1920 года Всероссийским съездом
    20 Советов был принят план ГОЭЛРО, и мы сегодня отмечаем 100-летие плана ГОЭЛРО.
    21 План предусматривал строительство 30 электростанций: 20 тепловых и 10
    22 гидроэлектростанций, включая Нижегородскую, Волховскую, Днепровскую,
    23 мощностью 1,75 гигаватта - а сегодня мы имеем мощность 240 гигаватт. Вы
    24 знаете ленинское определение коммунизма: "Коммунизм - это есть советская
    25 власть плюс электрификация всей страны". (Аплодисменты.) Поздравляю!
    26 Коммунизма у нас не случилось, но общество равных возможностей мы построили.
    27 (Оживление в зале.) Коллеги, и опять же очень символично, что мы сегодня
    28 рассматриваем законопроект, который направлен на развитие энергетики Дальнего
    29 Востока и на поддержку потребителей Дальнего Востока.
    30
    31 К данному законопроекту поступило 11 поправок: 10 поправок рекомендуются к
    32 принятию, 1 поправка - к отклонению. Прошу поддержать.
    33
    34 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть
    35 замечания? Нет.
    36
    37 Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет предлагает принять.
    38
    39 Включите, пожалуйста, режим голосования.
    40
    41 Покажите результаты.
    42
    43 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 40 сек.)
    44 Проголосовало за 378 чел.84,0 %
    45 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    46 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    47 Голосовало 378 чел.
    48 Не голосовало 72 чел.16,0 %
    49 Результат: принято
    50
    51 Принимается единогласно таблица поправок № 1.
    52
    53 По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.
    54
    55 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    56
    57 Пожалуйста, включите режим голосования.
    58
    59 Покажите результаты.
    60
    61 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 15 сек.)
    62 Проголосовало за 342 чел.76,0 %
    63 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    64 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    65 Голосовало 343 чел.
    66 Не голосовало 107 чел.23,8 %
    67 Результат: принято
    68
    69 Принимается.
    70
    71 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    72 Федеральный закон "Об электроэнергетике", второе чтение, пункт 20.
    73
    74 Пожалуйста, включите режим голосования.
    75
    76 Покажите результаты.
    77
    78 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 51 сек.)
    79 Проголосовало за 395 чел.87,8 %
    80 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    81 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    82 Голосовало 395 чел.
    83 Не голосовало 55 чел.12,2 %
    84 Результат: принято
    85
    86 Законопроект во втором чтении принят единогласно.
    87
    88 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    89
    90 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен к
    91 рассмотрению в третьем чтении. Прошу рассмотреть его в третьем чтении,
    92 поставить на голосование на данном заседании. Данный законопроект направлен
    93 на поддержку потребителей Дальнего Востока и развитие энергетики Дальнего
    94 Востока, и будет очень символично, если мы рассмотрим и примем его именно
    95 сегодня, в День энергетика.
    96
    97 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вообще, практика рассмотрения вопросов в
    98 праздничные дни ни к чему хорошему не приводит, особенно если вопросы
    99 докладывают представители отрасли, которые празднуют, отмечают этот день...
    100
    101 Уважаемые коллеги, как вы считаете, рассмотрим в рамках процедуры третьего
    102 чтения? Рассмотрим.
    103
    104 Переходим к рассмотрению законопроекта в третьем чтении. Кто хотел бы по
    105 мотивам голосования выступить? Нет желающих.
    106
    107 Павел Николаевич, тогда, если можно, вопрос. Понятно, что у вас уже
    108 настроение праздничное, но всё-таки насколько, говоря словами из текста
    109 законопроекта и аннотации, законопроект об электроэнергетике выравнивает цены
    110 (тарифы) на электрическую энергию для отдельных потребителей?
    111
    112 И вы говорили о Дальнем Востоке, а вот Забайкальский край где в этом перечне,
    113 охватывает законопроект Забайкальский край или вы его относите к регионам
    114 Сибири, Восточной, и почему?
    115
    116 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, данный законопроект продлевает действие режима,
    117 который действовал раньше для Дальнего Востока, на 2021 год без изменений. А
    118 что касается Забайкальского края, начиная с 2022 года Забайкальский край
    119 включается в режим действия этого закона, планируется, что на него с 2022
    120 года этот закон будет распространяться.
    121
    122 Должен сказать, данный законопроект касается пяти субъектов Федерации,
    123 включая Чукотку, Магаданскую область, Якутию, Сахалин и Камчатку, где тарифы
    124 значительно выше, чем в среднем по стране. Это касается только промышленных
    125 потребителей, средняя цена на следующий год установлена на уровне 5,5 рубля
    126 за киловатт-час, при этом население платит 5,6 рубля за киловатт-час - такая
    127 арифметика.
    128
    129 По Забайкальскому краю: у них по отдельным уровням напряжения цена выше, а по
    130 некоторым уровням напряжения цена ниже, чем в среднем по стране, поэтому
    131 закон будет касаться только частично в данном случае.
    132
    133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич, а Бурятия подпадает под регулирование
    134 этого закона?
    135
    136 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Что касается Тувы, Бурятии, действуют совсем другие нормы - о
    137 так называемых неценовых зонах, где для девяти субъектов Федерации, включая
    138 республики Северного Кавказа и Карелию, Правительством Российской Федерации
    139 устанавливаются специальные тарифы стоимости электроэнергии для промышленных
    140 потребителей. Действие данного закона на них не распространяется.
    141
    142 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич, понятно, решение, которое вы
    143 предлагаете принять, по сути, носит положительный характер, мы продлеваем
    144 предыдущее решение, которым предоставляются льготы, тем более таким регионам,
    145 но всё-таки правильно было бы рассмотреть этот вопрос комплексно. Ведь с
    146 Забайкальским краем у нас что получается? Бизнес уходит из региона, потому
    147 что тариф высокий - рядом находящиеся территории, в первую очередь Иркутская
    148 область, имеют другой тариф, - и по этой причине регион во многом не
    149 развивается так, как он мог бы развиваться. Я про Забайкальский край, такая
    150 же ситуация и с Бурятией.
    151
    152 Поэтому, коллеги, если вы не будете возражать, давайте в этот праздничный
    153 день дадим поручение председателю комитета, чтобы комитет заслушал профильные
    154 министерства, провёл переговоры, осуществил диалог с Правительством
    155 Российской Федерации и внёс комплексное предложение по развитию территорий
    156 Дальнего Востока. А так у нас получается, что мы решение-то принимаем, но
    157 опять в этом решении нет комплексного подхода и по ряду территорий нечего
    158 ответить - почему, например, нет Забайкалья? Об этом речь идёт. Поэтому
    159 давайте садитесь и ведите этот диалог - либо давайте пригласим руководителя
    160 профильного министерства, чтобы он нам ответил на эти вопросы. Понятно, что
    161 здесь решение предлагается осуществить за счёт перекрёстного субсидирования,
    162 это не очень нравится тем, кто попадает на повышение тарифов с целью
    163 выравнять цены на Дальнем Востоке, но всё равно надо посмотреть на территории
    164 Дальнего Востока объективно: там есть и Бурятия, там, среди этих территорий,
    165 есть и Забайкальский край - да, они восточнее... западнее, но восточнее, если
    166 брать Сибирь, но при этом они оказались и не в одной зоне, которая
    167 поддерживается, и не в другой, тоже ущербной, учитывая, что рядом находящиеся
    168 территории имеют низкий тариф (речь идёт об Иркутской области), и они
    169 страдают дважды.
    170
    171 Пожалуйста, Павел Николаевич.
    172
    173 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, конечно, эти вопросы надо рассматривать,
    174 рассматривать комплексно. В Иркутской области самые низкие в стране тарифы в
    175 силу специфики генерации, угольной, но при этом, коллеги, 38 миллиардов на
    176 следующий год - это субсидия, по сути, от потребителей первой и второй
    177 ценовых зон. И при этом надо понимать, коллеги, что основная нагрузка ложится
    178 на средний и малый бизнес, на бюджетную сферу. Сегодня в средней полосе
    179 стоимость электроэнергии - 10 рублей за киловатт-час для малого и среднего
    180 бизнеса, до 10 рублей, где-то 8 рублей, где-то 10 рублей. Мы здесь речь ведём
    181 о 5,5 рубля для всех потребителей. Что касается Забайкальского края, там по
    182 одним уровням напряжения у них цена ниже, по другим - выше, поэтому через
    183 этот закон не совсем правильно помогать Забайкальскому краю. Там должны быть
    184 другие решения, которые надо рассматривать.
    185
    186 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич, именно об этом речь, поэтому ищите
    187 другие решения.
    188
    189 Когда мы обсуждаем тему выравнивания цен, мы не можем выбрасывать
    190 Забайкальский край из числа регионов Дальнего Востока, потому что, по сути,
    191 это регион, который относится к дальневосточным регионам. Да, ещё раз
    192 подчеркну: он, может быть, пограничный, как регион Восточной Сибири, но это
    193 также дальневосточный регион, поэтому его надо рассматривать с позиции
    194 дотирования электроэнергии. И этот вопрос надо обсуждать комплексно - если не
    195 в этом законе, тогда предложите другой законопроект. Но я ещё раз хочу
    196 подчеркнуть: с учётом его нахождения вблизи Иркутской области получается, что
    197 весь энергоёмкий бизнес уходит в Иркутскую область, так как там тарифы
    198 низкие.
    199
    200 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Забайкальский край - это на самом деле особый случай, его
    201 надо отдельно рассматривать.
    202
    203 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект
    204 федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
    205 электроэнергетике", вопрос 20, третье чтение.
    206
    207 Пожалуйста, включите режим голосования.
    208
    209 Покажите, пожалуйста, результаты.
    210
    211 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 53 сек.)
    212 Проголосовало за 396 чел.88,0 %
    213 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    214 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    215 Голосовало 396 чел.
    216 Не голосовало 54 чел.12,0 %
    217 Результат: принято
    218
    219 Федеральный закон принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1061128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в целях выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию для отдельных категорий потребителей; внесён Правительством Российской Федерации).

    0 Пункт 33.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "Об электроэнергетике". Докладывает официальный представитель
    2 правительства статс-секретарь - заместитель министра энергетики Анастасия
    3 Борисовна Бондаренко.
    4
    5 БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской
    6 Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской
    7 Федерации.
    8
    9 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который сегодня
    10 предложен вашему вниманию, направлен на решение задачи повышения
    11 инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа путём
    12 корректировки действующего механизма выравнивания цен (тарифов) на
    13 электрическую энергию для потребителей, которые не относятся к категории
    14 населения, до среднероссийского уровня.
    15
    16 Законодательно к решению этой проблемы мы подошли в 2016 году, и на 2017-2020
    17 годы был установлен механизм, установлена надбавка к цене на мощность для
    18 потребителей ценовых зон европейской части, Урала и Сибири, за счёт оплаты
    19 которой для потребителей Дальневосточного федерального округа цены (тарифы)
    20 снижались. Президентом поручено продлить действие такого механизма до 2028
    21 года. По результатам анализа применения этого механизма за 2017-2020 годы мы
    22 также предлагаем скорректировать категории получателей этой льготы, сделав в
    23 первую очередь акцент на малом и среднем бизнесе, сделать эту меру поддержки
    24 более адресной, так как её сейчас получают все потребители: и крупный
    25 рентабельный бизнес, и ЖКХ, и организации ТЭК, и организации по добыче и
    26 переработке драгметаллов и драгкамней. Поэтому основные изменения, которые
    27 предусматривает законопроект, - это продление до 1 января 2028 года
    28 действующего механизма с корректировкой и оптимизацией категорий получателей.
    29 И вторая новелла законопроекта - это создание механизма финансирования
    30 модернизации и строительства объектов тепловой генерации в неценовых зонах
    31 оптового рынка через надбавку к цене на мощность для потребителей опять-таки
    32 ценовых зон оптового рынка.
    33
    34 По первой части я в основном уже проблему осветила. Законопроект, помимо
    35 прочего, предусматривает, что правительство установит критерии определения
    36 потребителей, для которых применяются базовые (льготные) уровни цен на
    37 электроэнергию, - для полноценного запуска механизма потребуется принятие
    38 ряда подзаконных актов. На 2021 год продлевается действующий механизм в
    39 целом, то есть льготу получают все потребители ДФО, а начиная с 2021 года
    40 поэтапно вводится предлагаемая новая модель.
    41
    42 По второй части надо отметить, что механизм финансирования модернизации
    43 объектов тепловой генерации в неценовых зонах будет решать задачу преодоления
    44 старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций в
    45 неценовых зонах, в том числе в ДФО, там, где также сохраняется тарифное
    46 регулирование и где отсутствуют иные альтернативные механизмы
    47 гарантированного возврата инвестиций. Предусматривается, что правительство
    48 определит перечень объектов, подлежащих модернизации, реконструкции или
    49 строительству, места их расположения, установленную мощность, сроки ввода в
    50 эксплуатацию, технические требования к ним, стоимостные параметры. Порядок
    51 проведения отбора таких объектов также будет конкретизирован в подзаконном
    52 нормативном акте. Финансирование такой модернизации или нового строительства
    53 будет производиться за счёт надбавки к цене на мощность, поставляемую в
    54 ценовых зонах оптового рынка в порядке, установленном правительством.
    55
    56 Предложенный механизм будет способствовать появлению новых генерирующих
    57 объектов, в том числе на Дальнем Востоке, и в целом создаст предпосылки для
    58 повышения уровня надёжности и безопасности работы Единой энергосистемы.
    59
    60 Законопроект получил все необходимые согласования. Прошу вас поддержать
    61 законопроект.
    62
    63 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь.
    64
    65 Пункт 33.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23.1
    66 Федерального закона "Об электроэнергетике". Автор законопроекта Федот
    67 Семёнович Тумусов просит рассматривать законопроект без своего участия,
    68 поэтому сейчас слово предоставляется Павлу Николаевичу Завальному, который
    69 сделает содоклад по этим двум законопроектам.
    70
    71 Пожалуйста, Павел Николаевич.
    72
    73 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,
    74 фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    75
    76 Уважаемые коллеги, как было сказано официальным представителем правительства,
    77 данным законопроектом предполагается продление действия механизма
    78 субсидирования поставок электроэнергии для промышленных потребителей до 2028
    79 года с сохранением действующего сегодня режима на 2021 год в Дальневосточном
    80 федеральном округе. При этом исходя из практики применения закона, который
    81 действует уже на протяжении четырёх лет, можно отметить, что 60 процентов
    82 получателей субсидии - это крупные организации в сфере ТЭК и ЖКХ, крупные
    83 промышленные предприятия, в том числе золотодобытчики и "РЖД", а также
    84 бюджетные организации. Для бюджетной сферы такая поддержка является, скажем
    85 так, спорной, так как финансирование идёт в том числе за счёт бюджетов других
    86 территорий. Вы знаете, бюджетные потребители, как, собственно, малый и
    87 средний бизнес, относятся к категории прочих потребителей, и если
    88 проанализировать цены для них, то окажется, что сейчас в ряде регионов России
    89 цена достигает 10 рублей за киловатт-час (мы субсидируем до 5 рублей), то
    90 есть для них цена в 2 раза выше, чем для потребителей на Дальнем Востоке,
    91 поэтому применение такого механизма для этих потребителей, как я сказал,
    92 является спорным. Данным законопроектом предлагается изменение подхода за
    93 счёт ограничения льготных категорий потребителей: в течение пяти лет
    94 бюджетные потребители, в течение трёх лет промышленные потребители будут
    95 выведены из-под действия механизма выравнивания. Также этим законопроектом
    96 предусмотрен механизм более адресного применения этой нормы в ряде регионов.
    97
    98 Дополнительно в рамках законопроекта предусматривается возможность
    99 субсидирования поставок электроэнергии для потребителей Забайкальского края
    100 начиная с 2022 года.
    101
    102 Очень важно, что в данном законопроекте предлагается возможность модернизации
    103 действующей генерации и строительства новых электростанций на территории ДФО,
    104 что позволит значительно повысить надёжность энергообеспечения ДФО и создать
    105 возможности для развития региона, при этом отбор мощности будет происходить
    106 на конкурентной основе.
    107
    108 Коллеги, общий объём поддержки предполагается в размере 270 миллиардов рублей
    109 до 2028 года, в том числе 126,7 миллиарда планируется потратить на снижение
    110 энерготарифа для потребителей Дальнего Востока и 142,8 миллиарда - на
    111 инвестиции в модернизацию и строительство новой генерации на Дальнем Востоке.
    112 Для сведения: общий объём поддержки за прошедшие четыре года составил 130
    113 миллиардов рублей.
    114
    115 Комитет по энергетике поддерживает данный законопроект, так как он окажет
    116 влияние на темпы экономического развития ДФО, включая Забайкальский край, а
    117 также даст возможность повысить энергетическую надёжность и безопасность
    118 региона и создать необходимые мощности для дальнейшего развития ДФО.
    119
    120 Также Комитет по энергетике рассмотрел альтернативный законопроект, внесённый
    121 коллегой - депутатом Государственной Думы Федотом Семёновичем Тумусовым. В
    122 альтернативном законопроекте предлагается только продление действующего
    123 режима субсидирования до 2030 года, при этом общий объём субсидирования за
    124 счёт потребителей первой и второй ценовых зон составит 320 миллиардов рублей
    125 без учёта инвестиций в модернизацию. Законопроект значительно дороже, но не
    126 решает задачи развития энергетики ДФО, оказывает поддержку потребителям,
    127 которые, по сути, не нуждаются в такой поддержке, что создаёт дополнительную
    128 нагрузку на потребителей европейской, уральской и сибирской частей страны.
    129 Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.
    130
    131 Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом
    132 чтении правительственный проект федерального закона и отклонить проект
    133 федерального закона депутата Государственной Думы Тумусова.
    134
    135 Прошу поддержать.
    136
    137 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.
    138
    139 Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
    140
    141 Включите режим записи на вопросы.
    142
    143 Покажите список.
    144
    145 Гладких Борис Михайлович.
    146
    147 ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    148
    149 У меня вопрос к представителю Минэнерго.
    150
    151 На территории Хабаровского края в составе компании "РусГидро" имеется ТЭЦ, не
    152 связанная с Единой энергосистемой, вместе с тем в планах - включение этого
    153 объекта в Единую энергосистему после завершения строительства ЛЭП. Возможно,
    154 всё-таки стоит на такие объекты, которые в перспективе войдут в Единую
    155 энергосистему, распространить данные правила с той целью, чтобы в зоне
    156 действия этой генерации потребители уже могли использовать данный механизм?
    157 Всё равно цели будут достигнуты и задачи будут решены в будущем.
    158
    159 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    160
    161 Анастасия Борисовна, пожалуйста.
    162
    163 БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопрос, Борис Михайлович.
    164
    165 Иван Иванович, а я могу в виде исключения переадресовать вопрос? Ответит на
    166 вопрос другой заместитель министра.
    167
    168 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. Только представьте того, кто будет
    169 отвечать.
    170
    171 БОНДАРЕНКО А. Б. Павел Николаевич Сниккарс, заместитель министра энергетики,
    172 курирующий вопросы электроэнергетики. Он конкретно по этой электростанции
    173 может пояснить.
    174
    175 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, конечно.
    176
    177 СНИККАРС П. Н., заместитель министра энергетики Российской Федерации.
    178
    179 Добрый день, уважаемые коллеги! Вопрос задан по Николаевскому району
    180 Хабаровского края. Эта тема была рассмотрена на площадках правительства и
    181 Министерства энергетики. В случае присоединения к Единой энергосистеме
    182 указанного энергорайона путём строительства линий электропередачи будет
    183 оцениваться средняя величина тарифа на территории Хабаровского края. Я
    184 напомню, что закон касается тех территорий, где цена на электроэнергию выше
    185 среднероссийской. На данный момент в Хабаровском крае цена ниже
    186 среднероссийской. Следовательно, если будет присоединение и будет последующий
    187 рост цен на электроэнергию, тогда данный механизм можно будет рассматривать в
    188 его последующем действии.
    189
    190 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.
    191
    192 Вопрос Ионин Дмитрий Александрович задаёт.
    193
    194 Пожалуйста.
    195
    196 ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    197
    198 Уважаемый Павел Николаевич, вот два альтернативных законопроекта мы
    199 рассматриваем, вы - ну, не вы, правительство - предлагаете продлить до 2028
    200 года период регулирования надбавок, а коллега Тумусов - на десять лет, то
    201 есть до 2031 года. Скажите, а это принципиальный момент, ну, вообще вот эти
    202 даты? Что, какие-то целевые показатели по генерации электроэнергии должны
    203 быть достигнуты? Или это просто примерные цифры? Тогда, может, есть смысл
    204 вообще бессрочно сделать, а потом, когда мы достигнем этих показателей по
    205 генерации на Дальнем Востоке, просто отменить действие вот этого
    206 выравнивания.
    207
    208 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, что является принципиальным моментом? По сути, мы
    209 вместо бюджетного финансирования развития целых регионов делаем нечто другое
    210 - кросс-субсидирование через потребителей. По сути, это дополнительный налог
    211 на потребителей первой ценовой зоны для развития и поддержки экономики
    212 Дальнего Востока. Ладно бы это касалось Дальнего Востока, но таким способом
    213 мы строим мусоросжигательные заводы и многое другое - вещи, несвойственные
    214 энергетике как таковой. Другое дело, допустим, Калининград, Крым, когда такое
    215 субсидирование через оптовый рынок, это большая нагрузка для потребителей, но
    216 при этом мы развиваем энергетику. Здесь же мы развиваем не энергетику, то
    217 есть это несвойственные функции.
    218
    219 А что касается самой энергетики, к чему это в итоге приводит? Есть такое
    220 понятие, как электроёмкость ВВП, так вот за счёт вот этих надбавок (как их
    221 называют энергетики - нашлёпок) электроёмкость нашего ВВП превысила уже 4,1
    222 процента, а в 2022 году будет составлять где-то 4,6 процента; темпы роста
    223 стоимости электроэнергии для всех потребителей страны, средние темпы роста, в
    224 2 раза превышают уровень инфляции и сами таким образом ещё инфляцию
    225 разгоняют, потому что рост стоимости электроэнергии 10 процентов - это 1
    226 процент ВВП (для понимания). И выбор здесь такой: будем мы развивать
    227 экономику страны или нет, потому что чем дальше мы идём, тем хуже становится.
    228
    229 Для сравнения: в Германии электроёмкость ВВП составляет 3,5 процента, а в
    230 Америке всего 2,8 процента, то есть электроёмкость ВВП напрямую влияет на
    231 темпы развития экономики страны. Электроэнергетика должна сама развиваться,
    232 надо принимать программы её модернизации в целях повышения эффективности и
    233 снижения вредных для экологии выбросов и так далее. И получается, что вся эта
    234 модель просчитывается и задача состоит в том, чтобы после 2022 года стоимость
    235 электроэнергии не росла в стране для всех категорий потребителей во всех
    236 ценовых зонах. И вот эти сроки... приняты решения, и стоимость как раз
    237 ограничена предельной стоимостью электроэнергии, предельной стоимостью роста
    238 электроёмкости ВВП нашей страны, чтобы не сдерживать её развития, и все эти
    239 сроки просчитаны, потому что считается каждый рубль, каждый миллиард, прежде
    240 чем принимается решение, поэтому такие сроки, 2030 год, туда 320 миллиардов,
    241 сюда 320 миллиардов - это такой волюнтаристский подход, он здесь не подходит,
    242 неуместен, надо все просчитывать.
    243
    244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    245
    246 Говорин Николай Васильевич, пожалуйста.
    247
    248 ГОВОРИН Н. В. У меня вопрос к Павлу Николаевичу, короткий вопрос.
    249
    250 Павел Николаевич, вы сказали, что для Забайкальского края норма этого закона
    251 вступит в силу позднее, с 2022 года, - почему?
    252
    253 ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Потому что эти нормы там, где они действуют, будут
    254 действовать весь 2021 год, так как есть нормативное обеспечение применения
    255 этих норм. Что касается Забайкальского края, по нему нормативки нет. Это
    256 первое.
    257
    258 Второе. Стоимость электроэнергии в Забайкальском крае по некоторым уровням
    259 напряжения ниже, чем среднероссийская. И к Забайкальскому краю должен быть
    260 отдельный подход, надо внимательно посмотреть, создать дополнительное
    261 регулирование, для того чтобы по тем уровням напряжения, по которым нормы,
    262 вернее, тарифы превышают среднероссийские, предоставить эту возможность. По
    263 некоторым уровням напряжения тарифы там ниже, чем в среднем по России,
    264 поэтому закон в данном случае, как и по Хабаровскому краю, не будет
    265 действовать, потому что реальный тариф ниже, чем в среднем по России - если
    266 по России 5 рублей, там 4,5 рубля, допустим, - а там, где выше, на каких-то
    267 уровнях напряжения, там этот закон будет действовать.
    268
    269 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич, присаживайтесь.
    270
    271 Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
    272
    273 Тогда переходим к голосованию.
    274
    275 Ставится на голосование законопроект под пунктом 33.1, правительственный
    276 законопроект.
    277
    278 Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)
    279
    280 Спасибо.
    281
    282 Ставится на голосование законопроект под пунктом 33.2, автор - Федот
    283 Семёнович Тумусов.
    284
    285 Включите режим голосования. (Идёт голосование.)
    286
    287 Спасибо.
    288
    289 Покажите результаты по законопроекту под пунктом 33.1.
    290
    291 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 44 сек.)
    292 Проголосовало за 387 чел.86,0 %
    293 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    294 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    295 Голосовало 387 чел.
    296 Не голосовало 63 чел.14,0 %
    297
    298 За - 387.
    299
    300 Покажите результаты по законопроекту под пунктом 33.2.
    301
    302 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 09 сек.)
    303 Проголосовало за 97 чел.21,6 %
    304 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    305 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    306 Голосовало 97 чел.
    307 Не голосовало 353 чел.78,4 %
    308
    309 За - 97.
    310
    311 Таким образом, коллеги, законопроект под пунктом 33.2 отклоняется, в первом
    312 чтении принимается правительственный законопроект под пунктом 33.1.