Проект федерального закона № 1058572-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» »

Идентификатор 32741
Номер 1058572-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»
Комментарий в части обеспечения свободы массовой информации
Дата внесения 2020-11-19

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-01-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Боярский Сергей Михайлович
  • Горелкин Антон Вадимович
  • Кудрявцев Максим Георгиевич
  • Мукабенова Марина Алексеевна
  • Пушков Алексей Константинович
  • Хинштейн Александр Евсеевич
  • Ющенко Александр Андреевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1058572-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в целях обеспечения свободы массовой информации).

    0 11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в
    1 Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
    2 основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской
    3 Федерации" (в части обеспечения свободы массовой информации), третье чтение.
    4 Доклад Александра Евсеевича Хинштейна.
    5
    6 Пожалуйста, Александр Евсеевич.
    7
    8 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект
    9 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц,
    10 причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и
    11 свобод граждан Российской Федерации" - во втором чтении мы изменили его
    12 наименование - подготовлен к принятию в третьем чтении. Содержание этого
    13 законопроекта неоднократно разъяснялось и авторами, и профильным комитетом, и
    14 экспертным сообществом с этой и с других трибун, поэтому полагаю, что сейчас
    15 нет смысла возвращаться к этому и тратить ваше драгоценное время.
    16
    17 Уважаемые коллеги, профильный комитет просит поддержать, принять этот
    18 законопроект в третьем чтении. Мы убеждены, что этот закон необходим для
    19 того, чтобы конституционные права граждан Российской Федерации на получение,
    20 обработку, распространение информации были защищены. Надеемся на поддержку.
    21
    22 Спасибо за внимание.
    23
    24 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    25
    26 По 11-му вопросу есть желающие выступить по мотивам? Есть.
    27
    28 Пожалуйста, включите режим записи.
    29
    30 Покажите, пожалуйста, список.
    31
    32 Свинцов Андрей Николаевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Куринному Алексею
    33 Владимировичу и Боярскому Сергею Михайловичу.
    34
    35 СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР.
    36
    37 Уважаемые коллеги, мы в ЛДПР всегда используем все возможности, для того
    38 чтобы всё-таки попытаться донести до вас, своих коллег, позицию, как нам
    39 кажется, правильную. Вот давайте рассмотрим сценарии.
    40
    41 Всё-таки голосами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этот закон будет принят, через
    42 какое-то время генеральный прокурор направит в Роскомнадзор перечень
    43 организаций, которые, по его мнению, необходимо внести в список, ну и все
    44 последующие события мы с вами представляем: ограничение скорости или полная
    45 блокировка. О каких компаниях идёт речь? "Google", "Фейсбук", "Инстаграм",
    46 "Твиттер". Хорошо, предположим, что Роскомнадзор согласился с этим, направил
    47 необходимые документы владельцам этих компаний - что они сделают? Вариант
    48 номер один - ничего. Что это будет означать? Мы с вами будем посмешищем: мы
    49 закон приняли, а они не реагируют. И так, собственно, уже было, мы много
    50 законов приняли, на которые не реагирует ни "Фейсбук", ни "Google". Приятно
    51 нам с вами будет? Я думаю, нет.
    52
    53 Вариант номер два. Они вдруг по какой-то причине испугались нашего закона,
    54 нашего решения, решения Роскомнадзора и заблокировали на территории
    55 Российской Федерации весь контент. Ну хорошо, мы победили. Мы в это верим?
    56 Нет, мы не верим, что так будет.
    57
    58 Вариант номер три. Роскомнадзор говорит: ребята, раз вы не подчиняетесь
    59 российскому законодательству, парламенту России, тогда мы полностью блокируем
    60 ваши сети. То есть мы в России не сможем пользоваться... не только мы с вами,
    61 депутаты, но и все граждане Российской Федерации потеряют возможность
    62 использовать "YouTube", "Фейсбук", "Инстраграм", "Твиттер" и ряд других
    63 приложений. Некоторые коллеги говорят: и слава богу! Да, слава богу, а вы
    64 спросили молодёжь? Вы понимаете, что в период выборов - а этот закон явно под
    65 выборы делается - вы настроите против власти, против себя в первую очередь,
    66 всю молодёжь? Да и не только молодёжь, "Фейсбуком" и всеми остальными
    67 соцсетями пользуются и взрослые люди, даже люди пожилого возраста.
    68
    69 Ну, мы в России живём все вместе, дружно, и всё, что мы, ЛДПР, предлагаем, мы
    70 всё-таки предлагаем для того, чтобы это объединяло нас, а этот законопроект
    71 может вызвать то, о чём говорят наши коллеги по левому флангу, - ну, просто
    72 революцию, если всем всё запретят одновременно. Вот как вы себе это видите?
    73
    74 Фракция ЛДПР не просто не поддержит, мы будем голосовать против, мы
    75 категорически против принятия этого закона - не потому, что мы не
    76 поддерживаем инициативу борьбы с цензурой, мы просто за здравый смысл.
    77
    78 Спасибо за внимание.
    79
    80 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
    81
    82 Подготовиться Боярскому.
    83
    84 КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, когда нам надо использовать положения
    85 Конституции, основополагающие принципы - в данном случае мы говорим о свободе
    86 слова, - мы их используем, но опять же в интересах действующей власти
    87 фактически.
    88
    89 Ну, представьте такую ситуацию. Вы приходите в какую-нибудь коммерческую
    90 газету, например в "Коммерсантъ", и говорите (допустим, приходим мы,
    91 представители КПРФ): опубликуйте, пожалуйста, нашу точку зрения вот по
    92 такому-то вопросу. В лучшем случае это произойдёт за приличную сумму, в
    93 худшем случае, конечно, нас пошлют подальше.
    94
    95 Другая ситуация. Вы приходите в ВГТРК либо на какой-нибудь государственный
    96 канал и говорите: пожалуйста, опубликуйте, разместите наш вариант, нашу
    97 реакцию на соответствующий законопроект - ну, хотя бы на тот, который сегодня
    98 рассматривается. Как они будут действовать? Естественно, ничего не разместят,
    99 в лучшем случае какие-нибудь обрывки пройдут, потому что, когда надо, когда
    100 требуется, свобода слова, свобода средств массовой информации может быть
    101 ограничена в интересах правящего класса, - в принципе этот закон открыт
    102 давным-давно, ещё Карлом Марксом.
    103
    104 Теперь нам предлагают сделать нечто подобное фактически для частных компаний,
    105 которые по каким-то причинам не хотят размещать российский либо пророссийский
    106 контент, или ограничивают его распространение, или убирают из трендов, - мы
    107 их за это будем наказывать. Вот вы приходите в частную компанию и говорите:
    108 либо вот это, пожалуйста, убери, либо вот это дополнительно размести, потому
    109 что мы считаем, что ты ущемляешь наши права и свободы. Как это будет
    110 выглядеть в рамках абсолютно избирательного подхода на уровне государственных
    111 СМИ, прогосударственных СМИ, провластных СМИ? Как минимум, скажем так, как
    112 определённая деформация. Между тем нам предлагают это сделать!
    113
    114 И то, о чём уже говорил коллега из ЛДПР. А технически мы сможем это
    115 выполнить, по большому счёту? Технически - в том смысле, что сможем ли мы
    116 вообще заблокировать? Большие сомнения есть на тот счёт, что это можно будет
    117 сделать, это во-первых. Во-вторых, вы представляете, какой уровень
    118 недовольства будет, если будет заблокирован тот же "YouTube" гугловский или
    119 какая-нибудь другая сеть, которой наши граждане, десятки миллионов наших
    120 граждан привыкли пользоваться сегодня? Это тоже большой вопрос.
    121
    122 Исходя из этого мы, фракция КПРФ, не будем поддерживать данный законопроект.
    123 Это тоже определённый вариант цензуры под видом, скажем так, борьбы как раз с
    124 этой самой цензурой. Если подход, который мы сегодня проповедуем,
    125 действительно основывается на конституционном принципе свободы
    126 распространения информации, то такая же свобода должна быть и у отечественных
    127 СМИ, повторяю, государственных СМИ, и все парламентские партии в том числе
    128 должны получить возможность выражать свою точку зрения. Пока это чисто
    129 номинально и, скажем так, весьма формально производится: нам какое-то время
    130 выделяют, но мы не можем определять контент, его содержание, и даже сообщение
    131 отрицательной информации про какую-то политическую партию, про какого-то
    132 политического деятеля засчитывается в то время, которое было выделено
    133 политической партии, потому что всем этим управляют, всё это регулируют
    134 определённые люди.
    135
    136 Ещё раз повторяю: фракция КПРФ не будет поддерживать данный законопроект и
    137 предлагает сделать то же самое остальным.
    138
    139 Спасибо за внимание.
    140
    141 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    142
    143 Пожалуйста, Боярский Сергей Михайлович.
    144
    145 БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    146
    147 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы без
    148 преувеличения создаём действенный инструмент сдерживания и защиты нашего
    149 цифрового и информационного суверенитета. Хочу особо отметить, что мы не
    150 делаем различий для отечественных и зарубежных площадок - закон для всех
    151 один, цензура абсолютно недопустима. Ещё раз подчеркну, что мы приветствуем
    152 развитие всех цифровых сервисов, ресурсов на территории Рунета, но вместе с
    153 тем призываем и требуем соблюдения законов Российской Федерации. Мы - сильная
    154 и независимая страна, и мы будем защищать конституционное право наших граждан
    155 на получение информации всеми доступными и законными способами, однако
    156 выражаем уверенность в том, что крайние меры, такие как блокировка популярных
    157 отечественных или зарубежных ресурсов, в реальной ситуации применяться не
    158 будут.
    159
    160 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие этого долгожданного закона.
    161
    162 Спасибо за внимание.
    163
    164 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект
    165 под пунктом 11 нашей повестки, третье чтение.
    166
    167 Пожалуйста, включите режим голосования.
    168
    169 Покажите результаты.
    170
    171 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 34 сек.)
    172 Проголосовало за 323 чел.71,8 %
    173 Проголосовало против 73 чел.16,2 %
    174 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    175 Голосовало 397 чел.
    176 Не голосовало 53 чел.11,8 %
    177 Результат: принято
    178
    179 Федеральный закон принят.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1058572-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в целях обеспечения свободы массовой информации; принят в первом чтении 9 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации").

    0 28-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в
    1 Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
    2 основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской
    3 Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект,
    8 подготовленный и внесённый депутатами - членами комитета по информационной
    9 политике и сенатором Российской Федерации, касающийся установления механизма
    10 реагирования на проявления интернет-цензуры. В первом чтении законопроект был
    11 принят 9 декабря текущего года. Комитет его подготовил ко второму чтению. К
    12 законопроекту поступило девять поправок, пять из которых рекомендуются к
    13 принятию, четыре - к отклонению. Если будет необходимость, готов обосновать
    14 позицию комитета как по рекомендуемым к принятию, так и по рекомендуемым к
    15 отклонению поправкам. Прошу поддержать позицию комитета и утвердить таблицы
    16 поправок, а также принять законопроект во втором чтении.
    17
    18 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    19
    20 Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть, у Иванова Сергея
    21 Владимировича. Ещё есть вопросы? Нет.
    22
    23 Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу.
    24
    25 ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.
    26
    27 Поправка 4.
    28
    29 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1,
    30 за исключением поправки 4.
    31
    32 Включите режим голосования.
    33
    34 Покажите результаты.
    35
    36 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 34 сек.)
    37 Проголосовало за 307 чел.68,2 %
    38 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    39 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    40 Голосовало 307 чел.
    41 Не голосовало 143 чел.31,8 %
    42 Результат: принято
    43
    44 Принимается таблица поправок.
    45
    46 Переходим к обсуждению поправки 4. Поскольку вынесена одна поправка, не
    47 будем... дольше будем голосовать.
    48
    49 Три минуты поставьте, пожалуйста.
    50
    51 Пожалуйста.
    52
    53 ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я напомню, что я не стал бы эту поправку
    54 обсуждать, но я внёс четыре поправки, после чего комитет взял и резко
    55 переработал законопроект. Он состоял из двух частей: первую часть они
    56 отменили и все нормы, которые были в первой части, внесли во вторую часть, то
    57 есть в ту часть, которая касается граждан Соединённых Штатов Америки,
    58 причастных к нарушению наших прав и свобод.
    59
    60 Вот, коллеги, я ещё раз говорю, напоминаю. Что сделал Трамп, когда "Твиттер"
    61 или "Google" начал его третировать и помечать его публикации пометкой
    62 "Недостоверно"? Он дал поручение своей администрации, чтобы та подумала, как
    63 можно на них воздействовать. Те развели руками и сказали: ничего не можем
    64 сделать, можем, единственно, ограничить их в праве на размещение рекламы,
    65 идущей за федеральные деньги, - всё. Что предлагают наши борцы за свободу
    66 информации? Вот представьте, что в каком-то магазине какого-нибудь помощника
    67 мэра, который обхамил продавщицу, продавщица отказалась обслуживать, - мэр
    68 издаёт указ и закрывает полностью продовольственный магазин: всё, голодайте
    69 все, потому что вот этого товарища не обслужили.
    70
    71 Я вам для примера просто могу привести один момент. Вот я специально вчера
    72 посмотрел в "Google": новости с Киселёвым набрали в "Google" 4,7 тысячи
    73 просмотров, за то же время публикация какого-то автолюбителя про какой-то
    74 автохлам за 30 тысяч набрала 2,9 миллиона просмотров. И вот сейчас нам
    75 предлагают: давайте полностью запретим этим людям получать информацию. Ведь,
    76 когда обсуждали в первом чтении, нам один из авторов законопроекта говорил:
    77 это не обязательно. Ничего подобного! После того как какой-то ресурс
    78 признаётся нарушающим права граждан России на получение информации, в
    79 обязательном порядке он либо приостанавливается, либо полностью блокируется.
    80 Вот эту норму я и хотел исключить своей поправкой, если бы комитет не
    81 переделал полностью законопроект. Поэтому я вам предлагаю поправку 4, которую
    82 комитет рекомендует к принятию, отклонить, потому что мы не имеем права
    83 лишать граждан России возможности получать информацию - любую: как курицу
    84 готовить, как торт печь, как автомобиль чинить и так далее - только потому,
    85 что кому-то показалось, что его публикации в "Google", в "Твиттере", в
    86 "Фейсбуке" якобы цензурируются. Тем более что вы знаете, как это всё делается
    87 у нас. У нас вон, когда на "Telegram" охотились, позакрывали огромное
    88 количество сайтов, лишив граждан возможности получать информацию, и никто за
    89 это ответственности даже не понёс.
    90
    91 Поэтому если вы не враги своим избирателям, то отклоните эту поправку.
    92
    93 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    94
    95 ХИНШТЕЙН А. Е. Очень эмоциональное и взволнованное выступление Сергея
    96 Владимировича, проблема лишь в том, что никакого отношения к вынесенной на
    97 отдельное голосование поправке 4 оно не имеет. Поправка 4 (коллеги, можете
    98 это посмотреть в материалах, подготовленных к сегодняшнему заседанию
    99 Государственной Думы) носит юридико-технический характер и уточняет
    100 формулировку, прописывает: в сети Интернет - а не так, как это было в
    101 предыдущей редакции. Никаких предложений, озвученных депутатом Ивановым, о
    102 том, чтобы лишать граждан Российской Федерации или иных государств права на
    103 информацию, эта поправка не несёт, не содержит. Ну а пример с магазином, в
    104 котором кому-то что-то не продали, Сергей Владимирович, оставляю на вашей
    105 совести, потому что он имеет такое же отношение к этому законопроекту, как
    106 проблема развития космоса, сельского хозяйства и высоких температур.
    107
    108 Комитет просит Государственную Думу эту поправку поддержать.
    109
    110 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 4. Комитет
    111 предлагает её принять.
    112
    113 Включите режим голосования.
    114
    115 Покажите результаты.
    116
    117 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 45 сек.)
    118 Проголосовало за 299 чел.66,4 %
    119 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    120 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    121 Голосовало 300 чел.
    122 Не голосовало 150 чел.33,3 %
    123 Результат: принято
    124
    125 Принимается поправка.
    126
    127 Переходим к таблице № 2. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть, у
    128 Иванова Сергея Владимировича. Ещё есть? Нет.
    129
    130 Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов.
    131
    132 ИВАНОВ С. В. Тоже поправка 4.
    133
    134 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже поправка 4.
    135
    136 Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением
    137 поправки 4.
    138
    139 Включите режим голосования.
    140
    141 Покажите результаты.
    142
    143 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 28 сек.)
    144 Проголосовало за 303 чел.67,3 %
    145 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    146 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    147 Голосовало 303 чел.
    148 Не голосовало 147 чел.32,7 %
    149 Результат: принято
    150
    151 Таблица поправок принимается.
    152
    153 По поправке 4 - Сергей Владимирович Иванов.
    154
    155 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, я для начала хочу сделать Александру
    156 Евсеевичу замечание.
    157
    158 Я всё-таки, в отличие от ваших заявлений, когда вы депутату Кузьмину заявили,
    159 что он законопроект не читает, законопроекты читаю внимательно. И из четырёх
    160 моих поправок, которые я вносил, две - это поправки, исправляющие ваши
    161 грамматические и орфографические ошибки, где вы слово забыли или неправильный
    162 падеж употребили. Всё, что я говорил по поправке 4 из предыдущей таблицы, как
    163 раз имеет отношение, ничего технического там нет. Вы это перенесли вот туда,
    164 где это ограничение и есть - в обязательном порядке блокировать эти сети.
    165 Поэтому не надо вводить людей в заблуждение.
    166
    167 Поправка 4, которую я сейчас выношу на отдельное обсуждение, касается
    168 следующего. Как вы знаете, механизм принятия решений следующий - вот
    169 представьте, приходит к Лаврову кто-то и говорит: уважаемый Сергей
    170 Викторович, сеть "Бирюлёво.Нет" (или "Одинцово-ИНФО") нарушает право граждан
    171 на получение и распространение информации, и Лавров идёт вместе с генеральным
    172 прокурором или его заместителями принимает решение о том, что этот ресурс
    173 надо блокировать. Вы можете себе такое представить? А ведь нам тут заявляли в
    174 первом чтении, что это касается абсолютно всех. При чём здесь тогда,
    175 спрашивается, Министерство иностранных дел? Нет, это чётко касается только
    176 вот этих вот сетей, "Фейсбука", "Твиттера" и "YouTube", и тут даже, ну, я не
    177 знаю, к бабке ходить не надо - иначе почему это именно Министерство
    178 иностранных дел?
    179
    180 Но вот чтобы это не было келейно, как хотят вот эти якобы защитники прав
    181 граждан, я предложил простую вещь. Пожалуйста, если есть такие вещи, давайте
    182 это будет делаться просто-напросто по согласованию с тем комитетом или
    183 комиссией Федерального Собрания, которые есть в Совете Федерации, в
    184 Государственной Думе, чтобы мы знали, какой это ресурс, в чём выражается
    185 нарушение, насколько это действительно серьёзно, стоит ли нам отвечать такими
    186 ужасными мерами или не стоит. Но комитет не хочет этого делать, понимаете?
    187 Вот поэтому я и предлагаю: мы же народные избранники, если уж вы решили
    188 лишать людей права лазить по фейсбукам и прочим сетям, то давайте хотя бы
    189 будем обоснованно людям говорить, что мы это решение приняли, потому что
    190 какие-то действительно ужасные вещи там творятся. К сожалению, этого не
    191 делается, поэтому я предлагаю эту поправку поддержать: здесь просто-напросто
    192 даётся право и Госдуме, и Совету Федерации, соответствующему комитету или
    193 комиссии, участвовать в принятии подобного решения.
    194
    195 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.
    196
    197 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, в данном случае Сергей Владимирович
    198 правильно пересказывает суть поправки, тем не менее комитет полагает это
    199 избыточным, и вот почему.
    200
    201 В данной поправке предлагается, чтобы в процедуре признания генеральным
    202 прокурором владельца информационного ресурса причастным к нарушениям
    203 основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации наряду с
    204 федеральным органом, уполномоченным в сфере внешней политики (таковым
    205 является МИД), также участвовали соответствующие комиссии Федерального
    206 Собрания, обеих палат. Сразу замечу по ходу, что никаких роялей в кустах нет
    207 и быть не может: в первом чтении, изначально эта норма об участии МИДа в
    208 процедуре согласования была, и, стоя на трибуне, я об этом упоминал. С учётом
    209 разделения ветвей власти на исполнительную и законодательную на палаты
    210 Федерального Собрания не возложено полномочий по согласованию решений
    211 генерального прокурора. Можно обсуждать целесообразность этой поправки или её
    212 нецелесообразность, но очевидно, что решать проблему тогда нужно не через
    213 данный закон, а через закон "О прокуратуре...", через закон "О статусе члена
    214 Совета Федерации и статусе депутата...". Комитет предлагает эту поправку не
    215 поддерживать.
    216
    217 И, Сергей Владимирович, к вам обращаясь, хочу сказать следующее: мы
    218 приглашали вас, как автора поправок, на заседание комитета, но, к сожалению,
    219 вы не смогли быть, а мы с удовольствием тогда ответили бы на все ваши
    220 вопросы, и не возникло бы здесь ненужной дискуссии.
    221
    222 И по поводу того, кто кого вводит в заблуждение, - возьмите и ещё раз
    223 прочитайте нашу поправку 4 из таблицы поправок, рекомендованных к принятию,
    224 за которую сейчас зал проголосовал, и найдите там то, о чём вы говорили в
    225 своём эмоциональном выступлении.
    226
    227 Комитет предлагает данную поправку отклонить.
    228
    229 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование поправка 4 из таблицы
    230 поправок № 2.
    231
    232 Включите режим голосования.
    233
    234 Покажите результаты.
    235
    236 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 12 сек.)
    237 Проголосовало за 62 чел.13,8 %
    238 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    239 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    240 Голосовало 62 чел.
    241 Не голосовало 388 чел.86,2 %
    242 Результат: не принято
    243
    244 Поправка отклоняется.
    245
    246 Коллеги, все поправки рассмотрены.
    247
    248 Законопроект ставится на голосование во втором чтении.
    249
    250 Включите режим голосования.
    251
    252 Покажите результаты.
    253
    254 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 39 сек.)
    255 Проголосовало за 319 чел.70,9 %
    256 Проголосовало против 6 чел.1,3 %
    257 Воздержалось 2 чел.0,4 %
    258 Голосовало 327 чел.
    259 Не голосовало 123 чел.27,3 %
    260 Результат: принято
    261
    262 Принимается во втором чтении.
    263
    264 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    265
    266 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет полагает,
    267 что законопроект, прошедший все необходимые процедуры, готов к принятию в
    268 третьем чтении. Я просил бы рассмотреть его на завтрашнем заседании
    269 Государственной Думы в третьем чтении.
    270
    271 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
    272
    273 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1058572-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (в целях обеспечения свободы массовой информации).

    0 Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
    1
    2 КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.
    3
    4 Спасибо, Вячеслав Викторович.
    5
    6 Наша фракция предлагает снять сегодня с рассмотрения законопроект под пунктом
    7 38, как не проработанный, не прошедший широкого общественного обсуждения и
    8 содержащий в себе большое количество рисков.
    9
    10 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 38-й вопрос.
    11
    12 Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн.
    13
    14 Нет Александра Евсеевича. Кто прокомментирует? Может, Боярский?
    15
    16 Пожалуйста, включите микрофон Боярскому Сергею Михайловичу.
    17
    18 БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    19
    20 Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект готов к рассмотрению. Согласен,
    21 он довольно резонансный, но мы его очень широко обсуждали, поэтому комитет
    22 предлагает рассмотреть его сегодня в первом чтении, не снимать с повестки.
    23
    24 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение
    25 Куринного Алексея Владимировича о снятии с повестки вопроса 38. Комитет
    26 против.
    27
    28 Пожалуйста, включите режим голосования.
    29
    30 Покажите результаты.
    31
    32 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 03 сек.)
    33 Проголосовало за 75 чел.16,7 %
    34 Проголосовало против 277 чел.61,6 %
    35 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    36 Голосовало 353 чел.
    37 Не голосовало 97 чел.21,6 %
    38 Результат: не принято
    39
    40 Отклоняется предложение о снятии с повестки вопроса 38.
    0 Пункт 38, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный
    1 закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и
    2 Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям
    3 основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской
    4 Федерации".
    5
    6 Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста.
    7
    8 ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной
    9 политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    10
    11 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию
    12 предлагается законопроект, подготовленный группой депутатов - членов
    13 профильного комитета, комитета по информационной политике, и сенатором
    14 Российской Федерации Алексеем Константиновичем Пушковым, возглавляющим
    15 аналогичную комиссию в Совете Федерации.
    16
    17 Этот законопроект подготовлен нами в связи с обращениями в наш адрес
    18 Роскомнадзора, общественных организаций, где выражается глубокая
    19 озабоченность ситуацией, которая носит все более и более массовый характер, а
    20 именно проявлением интернет-цензуры. Когда аккаунты в социальных сетях,
    21 порталы, страницы, каналы в "YouTube" российских граждан, российских средств
    22 массовой информации блокируются, когда ограничивается доступ к ним по
    23 различным признакам и это происходит немотивированно, то есть в отсутствие
    24 каких-либо аргументов, - это цензура, то есть ограничение по политическому
    25 или иному признаку. При этом важно отметить, что Конституция России
    26 устанавливает, что право граждан распространять, собирать информацию является
    27 конституционным правом.
    28
    29 В связи с этим нами разработан законопроект, который предлагает механизм
    30 реагирования на появление фактов интернет-цензуры, которые, повторю, в
    31 последнее время возникают всё чаще и чаще, за последние несколько месяцев
    32 более 20 таких фактов отмечено, я не буду их перечислять, полагаю,
    33 большинству в этом зале о них хорошо известно. Мы предлагаем механизм, при
    34 котором государством будет теперь формироваться перечень владельцев ресурсов,
    35 причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод
    36 граждан Российской Федерации, в том числе свободы массовой информации. Этот
    37 реестр будет вестись Роскомнадзором и формироваться по решениям генерального
    38 прокурора или его заместителей, которые, в свою очередь, будут проводить
    39 необходимую проверку. При этом важно - в законопроекте это отмечается, - что
    40 такие решения генеральный прокурор должен выносить по согласованию с
    41 Министерством иностранных дел России. Это сделано для того, чтобы были
    42 оценены все внешнеполитические риски, поскольку зачастую, увы, подобные факты
    43 интернет-цензуры имеют место со стороны иностранных интернет-площадок.
    44
    45 Далее Роскомнадзор включает владельца этого информационного ресурса в
    46 соответствующий реестр и направляет ему уведомление, в котором предлагается
    47 устранить возникшее нарушение прав и свобод гражданина и человека. Если
    48 владелец ресурса не исполняет законное требование Роскомнадзора или вообще
    49 его игнорирует, Роскомнадзор получает механизм соответствующего реагирования,
    50 в законопроекте перечисляются два механизма, на самом деле есть ещё и третий.
    51 Законопроект предусматривает такие меры воздействия на владельцев
    52 интернет-ресурсов, грубо попирающих конституционные права и свободы граждан,
    53 как замедление сетевого трафика на территории Российской Федерации именно для
    54 этого ресурса или полная блокировка. При этом сразу отмечу: мы рассчитываем
    55 на то, что полная блокировка как мера воздействия не будет применяться, а
    56 станет элементом сдерживания, который заставит многих участников рынка
    57 задуматься, стоит ли им прибегать к интернет-цензуре или нет. Ну и кроме
    58 того, существует Кодекс об административных правонарушениях, в котором чётко
    59 закреплена обязанность отвечать на законные требования и исполнять законные
    60 требования Роскомнадзора и содержится ответственность за их неисполнение.
    61
    62 Мы полагаем, коллеги, что этот законопроект позволит России создать механизм
    63 защиты прав и свобод наших граждан, наших с вами избирателей, защиты прав и
    64 свобод российских средств массовой информации, потому что, увы, сегодня, до
    65 принятия этого законопроекта что-либо противопоставить тем, кто грубейшим
    66 образом попирает наши конституционные права и демонстрирует интернет-цензуру,
    67 мы бессильны.
    68
    69 Добавлю, что комитет, безусловно, поддерживает данную инициативу, и не только
    70 потому, что законопроект подготовлен членами комитета, но и потому, что он
    71 полностью соответствует той политике, которую проводит сегодня Российская
    72 Федерация и которая направлена на защиту нашего национального суверенитета,
    73 на поддержание уважения к правам и свободам человека, уважения к нашей
    74 Конституции. Хочешь работать в России - пожалуйста, уважай права, законы,
    75 Конституцию; не уважаешь наши права, не уважаешь нашу Конституцию - не
    76 работай в России.
    77
    78 Рассчитываю на вашу поддержку.
    79
    80 Спасибо за внимание.
    81
    82 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    83
    84 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    85
    86 Включите режим записи на вопросы.
    87
    88 Покажите список.
    89
    90 Кузьмин Андрей Альбертович, пожалуйста.
    91
    92 КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР.
    93
    94 Добрый день, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич, скажите, пожалуйста, а
    95 аналог иностранных площадок, которые вы собираетесь блокировать на территории
    96 Российской Федерации, какой? Это первый вопрос.
    97
    98 Второй вопрос. Если мы заблокируем иностранных... (Микрофон отключён.)
    99
    100 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному вопросу, пожалуйста.
    101
    102 КУЗЬМИН А. А. Я в продолжение. Просто если мы будем блокировать или понижать
    103 трафик, будет у наших сограждан возможность получать какую-либо информацию? И
    104 потом, у частных лиц, владельцев ресурсов, которые вы собираетесь
    105 блокировать, есть возможность, скажем так, обратиться с судебным иском к
    106 нашему государству в связи с тем, что мы блокируем размещение информации.
    107 Получается, это цензура уже с нашей стороны, то есть нас цензурируют, а мы
    108 закрываем доступ к ним и возвращаем железный занавес, в том числе в части
    109 получения информации. На это направлен ваш законопроект?
    110
    111 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Нет, законопроект направлен не на это, и я
    112 делаю вывод, что вы его не читали, - рекомендую это сделать, время свободное
    113 сегодня есть. Законопроект не предусматривает механизма запуска каких-либо
    114 запасных вариантов, да это данным законопроектом сделать и невозможно. Но
    115 если вам интересно, я вам отвечу, что на сегодняшний день, безусловно, в
    116 Российской Федерации существует целый ряд площадок, которые могут выступать в
    117 качестве альтернативы.
    118
    119 Я вновь хочу подчеркнуть, обращаясь к вам и к вам, уважаемые коллеги, что
    120 блокировка тех или иных интернет-ресурсов является крайней мерой, на которую,
    121 как мы рассчитываем, государство идти не будет, потому что это, повторяю,
    122 чрезвычайная мера, и никто из нас, из авторов этого законопроекта, не хочет,
    123 чтобы был заблокирован "YouTube", социальные сети, "Google" на территории
    124 нашей страны. Более того, обсуждать, как это будет выглядеть, как это
    125 технически реализовать, - хотя замечу, что это достижимо, - обсуждать, как
    126 это сделать, всё равно что обсуждать последствия ракетно-ядерного удара по
    127 Вашингтону. Есть сегодня у Российской Федерации техническая возможность
    128 совершить такой ракетно-ядерный удар? Да, есть. Мы с вами верим в возможность
    129 такого ракетно-ядерного удара? Нет, не верим. Надо ли нам отказываться от
    130 наличия у нас сил сдерживания? Это вопрос, на который вы ответите сами для
    131 себя путём голосования по этому законопроекту.
    132
    133 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.
    134
    135 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Евсеевич, если ядерный удар мы пока ещё можем
    136 нанести, но уже ограниченный, потому что у нас стареют системы, а
    137 конструкторские бюро и заводы распущены, то в части пресечения в Интернете...
    138 У нас значительная часть сетей является зарубежными, и, как правило, серверы
    139 находятся там, у нас нет технических возможностей, в силу того что три
    140 четверти оборудования завозится извне, можно туда любые платы, любые чипы
    141 внедрить, и они вас обойдут. Поэтому скажите, есть ли техническая, кроме
    142 устрашающей, возможность реализации вашего закона?
    143
    144 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Из контекста я понял,
    145 что вы законопроект наш поддерживаете, и за это вам большое спасибо.
    146
    147 А что касается технических возможностей, то это предмет других законов,
    148 которые, кстати, были приняты Государственной Думой не так давно, в том числе
    149 закона, получившего название закона о суверенном Интернете, который как раз
    150 предусматривает обязанность установки устройств - и оборудования, и серверов
    151 - на территории Российской Федерации.
    152
    153 Хочу отметить, что в этом направлении государство последовательно проводит
    154 работу, связанную с необходимостью защиты нашего суверенитета, в том числе и
    155 с точки зрения интернет-ресурсов. И если кратко ответить на ваш вопрос, есть
    156 ли такая техническая возможность, ответ - да.
    157
    158 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.
    159
    160 МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Александр Евсеевич, мы вчера обсуждали вопрос об
    161 иностранных агентах. Я могу ошибаться, но может так случиться, что
    162 информационная поддержка, спонсорство этих иностранных агентов, этих
    163 организаций будет осуществляться теми информационными ресурсами, в том числе
    164 и в Интернете, против которых направлен данный законопроект. В отношении
    165 иностранных агентов решение принимает Минюст, а здесь, вы говорите,
    166 прокуратура. А почему не какой-то один орган будет решать этот вопрос? Это
    167 будет компактно, все сразу в одном котелке будут, всё понятно, и так далее.
    168
    169 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Не знаю, что значит "быть в одном котелке",
    170 но, совершенно точно, иноагенты и история с противодействием
    171 интернет-цензуре, выражаясь вашей терминологией, не в одном котелке, это два
    172 разных котелка, поэтому проводить какие-либо аналогии я здесь не стал бы.
    173
    174 Что касается прописанного законопроектом механизма, то, на наш взгляд, он
    175 достаточно прозрачен, он понятен, в нём участвует не один орган, а, как я уже
    176 сказал, три органа: Генеральная прокуратура... Причём закон устанавливает,
    177 что решение о признании владельца ресурса причастным к нарушениям
    178 основополагающих прав и свобод может выносить генеральный прокурор или его
    179 заместитель, то есть это ограниченный круг, по согласованию с МИД России, а
    180 реестр ведёт Роскомнадзор.
    181
    182 И ещё важная вещь, о которой я не упомянул в своём докладе. Дело в том, что с
    183 момента устранения выявленного нарушения прав и свобод все ранее
    184 предъявленные требования и наложенные санкции снимаются. Иными словами, если
    185 владелец ресурса назавтра пришёл в себя, осознал и снял блокировку, которую
    186 он поставил, то его исключают из этого реестра и все меры воздействия на
    187 него, которые ранее применялись, точно так же прекращают реализовываться.
    188
    189 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Власов Василий Максимович.
    190
    191 ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.
    192
    193 Уважаемый Александр Евсеевич, ну, понятное дело, большинством голосов, к
    194 сожалению, будет законопроект этот принят. Вот представим: хорошо, он
    195 заработал. Мы из пояснительной записки увидели, что в "Твиттере", "Фейсбуке"
    196 и на "YouTube" появятся, наконец-то, каналы "Russia Today", "РИА Новости" и
    197 "Крым 24". Но не кажется ли вам, что в этом случае социальные сети будут
    198 специально убирать видео и различные высказывания наших политиков или средств
    199 массовой информации из трендов и просто никто это смотреть не будет?
    200 Информация будет опубликована, канал будет работать, но просто на этом канале
    201 будет пять просмотров.
    202
    203 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Хотя он, наверное, относится не к существу
    204 законопроекта, а к взаимоотношениям между пользователями и
    205 интернет-ресурсами. Отмечу лишь, что речь идёт обо всех интернет-ресурсах, и
    206 о социальных сетях в том числе. И речь идёт не об иностранных
    207 интернет-ресурсах, в законопроекте слово "иностранный" не употребляется. Речь
    208 идёт о любых интернет-ресурсах при одном существенном условии: это
    209 интернет-ресурсы, которые ориентированы на аудиторию из числа граждан
    210 Российской Федерации, это ресурсы, которые должны вестись на русском языке
    211 или языках народов Российской Федерации и, повторяю, должны быть чётко
    212 ориентированы на наших граждан. Иными словами, если завтра в каком-то сервисе
    213 на каком-то ресурсе будет заблокирована страница или, например, канал
    214 русскоязычной общины в Латвии, это не будет являться предметом нашего
    215 законопроекта - при всей негативности и возмутительности данного акта.
    216
    217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    218
    219 КУРИННЫЙ А. В. Александр Евсеевич, суть законопроекта в том, чтобы ограничить
    220 распространение информации, которая по какому-то избирательному принципу
    221 отсекает тот или иной источник информации - по половому признаку, признаку
    222 религии, в связи с введением санкций и иными причинами, такое вот размытое
    223 определение. По большому счёту, частной компании мы сегодня диктуем или
    224 пытаемся диктовать условия, в то время как своим государственным компаниям мы
    225 таких условий выставить не можем (я имею в виду на политическом поле). Вот
    226 "Первый канал": почему "Первый канал" не показывает КПРФ, ну, или
    227 "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", или ЛДПР при тех же самых условиях? Ограничения,
    228 цензура по политическим мотивам? Да. Будет ли закон работать тогда и в
    229 отношении государственных, скажем так, информационных ресурсов, которые в
    230 принципе, если чётко следовать вашему закону, могут подпадать под его
    231 действие? Или это будет всё-таки строго избирательное ограничение?
    232
    233 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Алексей Владимирович. Хотя вопрос ваш не имеет
    234 отношения к нашему законопроекту, я позволю себе возразить и заметить, что не
    235 вижу, не наблюдаю какой-либо цензуры по отношению к представителям КПРФ,
    236 потому что целый ряд коллег, в том числе находящихся в этом зале, часто и
    237 активно участвует в различных программах, в том числе на "Первом канале". Я
    238 регулярно сам в студиях и на "Первом канале", и на втором оказываюсь рядом с
    239 моими коллегами, с людьми, к которым я испытываю большое и глубокое уважение,
    240 например с моим товарищем и земляком Леонидом Ивановичем Калашниковым или с
    241 моим заместителем в комитете Александром Ющенко, мы часто вместе участвуем в
    242 разных программах. Таким образом, речь, наверное, идёт о цензуре не в
    243 отношении КПРФ, а в отношении каких-то конкретных лиц, потому что для
    244 телевидения, скажу вам, как профессиональный журналист, и для СМИ в целом
    245 интересны люди не с точки зрения их политических пристрастий или их
    246 политической окраски, а с точки зрения их сущности. Вот интересен Леонид
    247 Иванович Калашников, поэтому он в эфире. И я думаю, что частоте выхода
    248 Леонида Ивановича в эфир многие единороссы в этом зале могли бы позавидовать.
    249 Если кто-то из депутатов КПРФ не интересен в силу разных причин, то это
    250 проблема не цензуры, это проблема отдельно взятого человека.
    251
    252 И ещё. Наш законопроект направлен как раз на противодействие
    253 интернет-цензуре, а не на её развитие. И то, о чём вы говорите сейчас: что
    254 кто-то будет, по сути, келейно принимать решения, что это размыто, нарушает
    255 права и свободы, - нет, это не так. У нас есть совершенно чёткое определение
    256 и чёткое понимание. Когда ограничение происходит в отсутствие каких-либо
    257 оснований, когда это не соответствует международному праву, вот тогда это
    258 интернет-цензура. Допустим, ограничение или блокировка доступа к каналу "Крым
    259 24" - это цензура.
    260
    261 Спасибо за внимание.
    262
    263 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.
    264
    265 ИВАНОВ С. В. Вопрос докладчику.
    266
    267 Вот вы, к сожалению, не привели ни одного из, как вы сказали, 20 случаев, с
    268 учётом которых вы внесли данный законопроект.
    269
    270 Я вот что хотел спросить. Относительно недавно представитель МИДа
    271 опубликовала на своей странице в "Твиттере" отвратительнейший пост о визите
    272 Президента Сербии в Соединённые Штаты, о его встрече с Президентом США, за
    273 который, как вы знаете, потом и президент, и министр иностранных дел
    274 извинялись. И вот эту мерзость не заблокировали, не написали, что это
    275 неприлично и так далее.
    276
    277 Приведите, пожалуйста, хотя бы ещё один пример того, какую такую общественно
    278 значимую информацию блокируют люди, законопроект против которых вы
    279 продвигаете, чтобы мы могли реально себе представить, что такого хотели
    280 сказать, что эти нехорошие супостаты это заблокировали?
    281
    282 ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Владимирович, за вопрос.
    283
    284 Ну, первое. Никакого отношения к нашему законопроекту конкретная запись в
    285 социальной сети представителя МИДа не имеет. Но если вы хотите моё мнение
    286 услышать, то основания для её блокировки, наверное, имели место.
    287
    288 Второе, что касается тех фактов, которые вам, в отличие от большинства
    289 присутствующих в этом зале, неизвестны. Таких фактов Роскомнадзором и
    290 общественностью на сегодняшний день зафиксировано более двадцати, как я уже
    291 сказал, за последний месяц. Помимо уже названной мною блокировки аккаунта
    292 канала "Россия 24" это удаление канала "Царьград" с "YouTube", это закрытие
    293 аккаунтов в App Store для распространения на территории Украины российских
    294 телепрограмм ВГТРК и телекомпании "НТВ", это блокировка "Russia Today", это
    295 ограничение доступа по возрастному принципу к ряду фильмов, сделанных
    296 российскими журналистами, например к фильму о событиях в Беслане Александра
    297 Рогаткина. Кстати говоря, блокировка по возрастному принципу была наложена на
    298 программу "Посткриптум", об этом на заседании комитета вспоминал один из
    299 авторов нашего законопроекта Алексей Пушков, который её делает. Надо
    300 понимать, что блокировка по возрастному принципу, конечно же, сразу осложняет
    301 доступ к тому или иному продукту, к тому или иному контенту.
    302
    303 Мне кажется, я ответил на ваш вопрос.
    304
    305 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги.
    306
    307 Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.
    308
    309 Включите режим записи.
    310
    311 Покажите список.
    312
    313 Куринный Алексей Владимирович.
    314
    315 КУРИННЫЙ А. В. Добрый день! Раиса Васильевна, у меня нет никакого желания
    316 красоваться, но в зале, по моим подсчётам, присутствует 180 депутатов -
    317 многие, кто хотел, уже убыли, я так понимаю, своими делами занимаются.
    318
    319 Что касается законопроекта. Законопроект предусматривает право ограничить или
    320 заблокировать полностью доступ к источнику информации, предоставляющему
    321 соответствующую площадку, ссылаясь на нарушение неких основополагающих прав -
    322 свободно искать, получать и распространять информацию, - на основании вот
    323 некоего избирательного подхода. Как я уже сказал, по поводу религии -
    324 понятно, по поводу возраста - понятно, по поводу, там, социальной
    325 принадлежности - тоже понятно, даже в связи с введением санкций против
    326 российских компаний или каких-то физических лиц - понятно, но вот "в иных
    327 случаях" - это абсолютно непонятная формулировка! Как это будет трактоваться,
    328 большой вопрос. Что такое "иные случаи"? Кто оценивает? Оценивает генпрокурор
    329 вместе с Министерством иностранных дел. Ну, естественно, вы понимаете, что
    330 какого-то Васю Пупкина где-нибудь, там, в далёких сетях они оценивать не
    331 будут, это будут абсолютно политические решения, избирательные - по
    332 конкретным организациям, причём достаточно громким, известным. И работать
    333 будут строго избирательно, мы это тоже прекрасно понимаем. Я не зря говорил
    334 про одинаковое отношение в данном случае к информационным площадкам,
    335 иностранным и нашим. Ну, если Александр Евсеевич считает, что у нас нет
    336 цензуры, то мы считаем, что у нас цензура есть, и вопрос не в том, как
    337 появляется или кто появляется в каких-то информационно-развлекательных
    338 передачах, а в том, как, например, доносятся программа партии, результаты
    339 нашего голосования. Вот вчера по сенаторам был конкретный пример: как это
    340 было преподнесено, как это было доведено через государственные средства
    341 массовой информации. Так что сегодня такой вариант защиты граждан вызывает
    342 много вопросов. Безусловно, избирательное будет применение.
    343
    344 Ну и самый главный вопрос: есть ли техническая возможность? Вот Николай
    345 Васильевич об этом спросил. Технической возможности, как мы видим по
    346 последним примерам, нет. "Telegram" пытались заблокировать, многие жёсткие
    347 оппозиционные каналы спокойно сегодня распространяются у нас, а Роскомнадзор,
    348 притом что вроде имеет и кадры, и оборудование, сделать ничего не может. И мы
    349 прекрасно представляем, что и эта дубинка будет вот такая виртуальная: мы её
    350 заносим, вроде бы пугаем, и вроде как она будет действовать. Кстати, ещё
    351 непонятно, как она будет действовать по тем 24 фактам блокирования каналов, -
    352 будет закон иметь обратную силу или не будет? Будет ли после этого какой-то
    353 международный конфликт и если да, то как мы из него будем выходить? Это тоже
    354 большой вопрос. К сожалению, разработчики на этот вопрос нам тоже не
    355 ответили.
    356
    357 В этих условиях - в отсутствие технической возможности, в отсутствие чётких
    358 критериев, в отсутствие, ещё раз говорю, вот этого общего подхода ко всем, -
    359 естественно, фракция КПРФ не видит возможности поддержать данный
    360 законопроект.
    361
    362 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    363
    364 Боярский Сергей Михайлович.
    365
    366 БОЯРСКИЙ С. М. Уважаемые коллеги, я сразу отвечу Алексею Владимировичу. Если
    367 закон будет принят и блокировка в тех 24 случаях, о которых мы говорили, не
    368 будет снята, то это будет длящееся нарушение в нашей логике, в отношении
    369 которого можно будет реагировать, а можно будет и не реагировать. Мы не
    370 обязываем Роскомнадзор и Генпрокуратуру реагировать на каждый факт совершения
    371 того или иного нарушения.
    372
    373 Мы сегодня делаем очень важное дело: мы создаем первый инструмент защиты
    374 нашего цифрового суверенитета. Нас очень просили сделать шаг в этом
    375 направлении все наши коллеги, которые имеют отношение к цифровому
    376 пространству. Очень важно, что мы не делаем различий для своих и чужих, -
    377 Александр Евсеевич об этом сказал - для всех одинаковые правила игры. Не
    378 нужно ничего изымать по принципу - нравится или не нравится, соответствует
    379 это сегодняшнему видению, там, чьей-то политики или не соответствует. Вот
    380 почему-то мы всё время цензуру политизируем - это же очень мелко, надо
    381 смотреть глубже. Сегодня это сиюминутное желание расправиться с политическим
    382 оппонентом, а завтра это будут нападки на нашу культуру, послезавтра - на
    383 нашу историю, вот о чём идёт речь. Не дай бог, так будет, но мы должны иметь
    384 инструменты защиты и сдерживания, дипломатические инструменты, которые будут
    385 включаться в самом крайнем случае, - я говорю о блокировках. Мы все с вами
    386 приветствуем развитие самых разных цифровых ресурсов на территории России - и
    387 наших, и иностранных. Конечно, хочется, чтобы наших было больше, чтобы они
    388 были конкурентоспособными, но есть прекрасные иностранные аналоги, каждый из
    389 нас ими пользуется, миллионы наших граждан пользуются ими, и никто не хочет
    390 взять их и в одночасье заблокировать.
    391
    392 Будет механизм штрафов, и надо сказать, что он уже работает: посмотрите,
    393 "Google" начинает платить штрафы по нашим претензиям. Это значит, что мы
    394 входим в сложный, трудный, но диалог.
    395
    396 И с этой высокой трибуны мы всех призываем уважительно относиться к нашим
    397 законам, уважительно относиться к пользователям Российской Федерации, которые
    398 являются, так сказать, ядерным звеном всех процессов в нашем Рунете. И
    399 конечно, требуем исполнения всех законов Российской Федерации.
    400
    401 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно же, будет поддерживать принятие этого
    402 законопроекта в первом чтении.
    403
    404 Спасибо за внимание.
    405
    406 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    407
    408 От фракции ЛДПР кто будет выступать?
    409
    410 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    411
    412 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но у нас по одному от фракции. Либо поделите три минуты
    413 на двоих, пожалуйста.
    414
    415 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    416
    417 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не наше решение.
    418
    419 От фракции кто будет выступать?
    420
    421 Власов, пожалуйста.
    422
    423 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    424
    425 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое решение? Это уже давно принятое решение.
    426
    427 Я потом поставлю на голосование ваше предложение дать вам слово.
    428
    429 Пожалуйста, Власов.
    430
    431 ВЛАСОВ В. М. Цензура прямо в зале.
    432
    433 Уважаемые коллеги, сразу озвучу позицию фракции: мы будем голосовать против.
    434 И очень интересно, почему представители КПРФ сказали, что будут голосовать
    435 против или не будут поддерживать, хотя один из ваших депутатов среди авторов?
    436
    437 Почему-то в самом конце рассматриваются самые резонансные законопроекты - и
    438 вчера, и сегодня. И конечно же, когда любой законопроект обсуждается,
    439 всё-таки нам надо обращаться к нашим избирателям, в данном случае, если мы
    440 говорим про социальные сети, - к молодёжи. Так вот по всем опросам, которые
    441 мы проводили, 95-97 процентов против этого законопроекта, а всё-таки,
    442 учитывая, что молодёжь и пользователи социальных сетей против, конечно же,
    443 логично, что и депутаты Государственной Думы должны проголосовать против. Ну
    444 и конечно, ставить в один ряд блокировку "Russia Today" или вот, например,
    445 как было Александром Евсеевичем сказано, "Царьграда"... Сейчас все, у кого
    446 есть, могут открыть ненавистный американский смартфон, ввести на ненавистном
    447 "YouТube" "Царьград", и вы там найдёте профиль "Царьграда" и все-все
    448 видеозаписи, которые там есть, - так что в этом направлении ничего не
    449 заблокировано. Но если отвечать на то, что какой-то из российских телеканалов
    450 или пабликов был заблокирован, надо это делать хотя бы одинаковыми ответными
    451 мерами. Ну, в ответ на то, что заблокировали "Russia Today" на "Фейсбуке" или
    452 в "Твиттере", заблокируйте "CNN" в "Одноклассниках". Но вот проблема -
    453 наверное, "CNN" в "Одноклассниках" нет, потому что там никто это не читает,
    454 но вы можете, пожалуйста, это будут реальные ответные зеркальные меры. Мы же
    455 всё время говорим о том, что надо на такие вещи отвечать зеркально, так
    456 давайте ответим зеркально. Например, нам говорят: вот есть там видео
    457 различные, которые не попадают в тренды. Хорошо, будет принят этот
    458 законопроект, видео "Царьграда" будет показываться - но где оно будет
    459 показываться, где будет работать этот канал? Да, его посмотрят 50 человек или
    460 100 человек... Вот перед тем как выступать по этому законопроекту, я
    461 специально посмотрел, что есть на "YouТube" по поводу этой инициативы, и
    462 наткнулся на интервью на канале "Россия 24". Канал "Россия 24" имеет 5,5
    463 миллиона подписчиков на "YouТube", но, что касается этого законопроекта,
    464 интервью одного из его авторов, который высказывался по этому поводу,
    465 посмотрело 250 человек. Хорошо, будет принят этот законопроект, но все посты
    466 "Russia Today", "Царьграда" будут смотреть 200 человек, потому что сами
    467 социальные сети назло этому законопроекту будут эти видео и эти посты
    468 помещать в самый низ трендов, соответственно, никто это просто не будет
    469 видеть.
    470
    471 Мы будем голосовать против этого законопроекта. Я уверен, что молодёжь вам
    472 спасибо не скажет за этот законопроект. Когда "Telegram-каналы" блокировали,
    473 они выходили на улицы, на различные акции протеста. Блокировали, блокировали,
    474 да ничего не получилось - я думаю, здесь будет то же самое.
    475
    476 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    477
    478 Коллеги, я напомню, по предложению Совета Думы, и Государственная Дума
    479 согласилась с этим, на период пандемии у нас действует порядок, когда
    480 выступают по одному представителю от фракции. Это первое.
    481
    482 Второе. Тот, кто хочет своё выступление по данному вопросу приобщить к
    483 стенограмме, может это сделать в печатном виде, никакой цензуры нет. Сергей
    484 Владимирович, пожалуйста, передайте в секретариат, мы приобщим к стенограмме
    485 Государственной Думы.
    486
    487 Представитель президента? Правительства? Докладчик? По карточке Савченко.
    488
    489 Пожалуйста, Хинштейну включите микрофон.
    490
    491 ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, жаркая дискуссия, и мы понимали, внося этот
    492 законопроект, что он, конечно же, вызовет определённое обсуждение, и это
    493 очень хорошо. Я призываю всех, кто действительно заинтересован в защите, как
    494 справедливо сказал Сергей Михайлович Боярский, нашего цифрового суверенитета,
    495 присоединиться к работе по подготовке этого законопроекта ко второму чтению,
    496 потому что мы полагаем, что многие вопросы к этому моменту могут быть сняты.
    497
    498 Но то, что у России должно быть право защищать своих граждан, мне кажется,
    499 должно быть очевидно для всех, кто патриотично относится к своей стране, а не
    500 провоцирует людей, как было сказано предыдущим выступающим, выходить на
    501 улицы.
    502
    503 Спасибо за внимание.
    504
    505 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    506
    507 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    508 изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о
    509 защите информации" и Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц,
    510 причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и
    511 свобод граждан Российской Федерации", пункт 38.
    512
    513 Включите режим голосования.
    514
    515 Покажите результаты.
    516
    517 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 36 сек.)
    518 Проголосовало за 317 чел.70,4 %
    519 Проголосовало против 38 чел.8,4 %
    520 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    521 Голосовало 356 чел.
    522 Не голосовало 94 чел.20,9 %
    523 Результат: принято
    524
    525 Принимается в первом чтении.