Проект федерального закона № 1057914-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»

Идентификатор 32736
Номер 1057914-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности
Комментарий
Дата внесения 2020-11-18

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2021-01-06
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Альшевских Андрей Геннадьевич
  • Афанасьева Елена Владимировна
  • Белых Ирина Викторовна
  • Вайнберг Александр Владеленович
  • Глебова Любовь Николаевна
  • Исаев Андрей Константинович
  • Климов Андрей Аркадьевич
  • Курбанов Ризван Даниялович
  • Мельниченко Олег Владимирович
  • Пискарев Василий Иванович
  • Поклонская Наталья Владимировна
  • Рыжак Николай Иванович
  • Савельев Дмитрий Иванович
  • Синельщиков Юрий Петрович
  • Чепа Алексей Васильевич
  • Шхагошев Адальби Люлевич
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Фракция Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
  • Фракция Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности".

    0 7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных
    2 мер противодействия угрозам национальной безопасности".
    3
    4 Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.
    5
    6 ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и
    7 противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    8
    9 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект
    10 является результатом исполнения положения Конституции о защите суверенитета
    11 страны и недопущении вмешательства во внутренние дела нашего государства, это
    12 статья 79-1 Конституции. Законопроект полностью подготовлен к принятию в
    13 третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, замечаний по нему не
    14 имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и проголосовать за
    15 данный законопроект в третьем чтении.
    16
    17 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желание по мотивам выступить?
    18 Нет. А, есть?
    19
    20 Пожалуйста, включите режим записи.
    21
    22 Покажите список.
    23
    24 Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.
    25
    26 РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    27
    28 Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Руководствуясь
    29 рекомендациями спикера, я не выходил бы на эту трибуну, но речь идёт о
    30 национальной безопасности Российской Федерации. Термин "иностранный агент"
    31 властно вторгается в наше сознание и сейчас является предметом спекуляций со
    32 стороны отдельных неконструктивных сил. Поднимается тема Власова, в
    33 информационном пространстве слышатся заявления, что нам не нужны герои типа
    34 Александра Матросова, Талалихина, Гастелло, при этом забывают о том, что из
    35 этих отдельных героических поступков создавался массовый героизм советского
    36 народа в годы Великой Отечественной войны, что и помогло нам выстоять в этой
    37 тяжелейшей войне. Мы сейчас принимаем соответствующие меры, и они
    38 действительно объективно оправданны и с правовой, и с гражданской, и с
    39 политической, и с духовно-нравственной точек зрения. Но я скажу, что какие бы
    40 новеллы мы сейчас ни пытались принять, мы не сможем это обуздать, потому что
    41 сейчас мы, по сути дела, легализуем деятельность общественных объединений,
    42 некоммерческих организаций, юридических, физических лиц, внося изменения в
    43 соответствующие законодательные акты. Я говорил и говорю ещё раз, настаиваю:
    44 если мы сейчас не перестроим всю информационную политику, если мы не поднимем
    45 гражданский голос в системе образования, если мы всю нашу
    46 духовно-нравственную сферу позволим сейчас опорочить, нам никогда не выстоять
    47 в этой информационной войне. А война эта - гибридная война, как говорят
    48 политологи и эксперты и как мы сами ощущаем, - уже ведётся, и ведётся
    49 активно, наступательно.
    50
    51 В связи с этим, Вячеслав Викторович, я убедительно прошу вас: нам надо
    52 возвращаться к теме создания общественных советов - это не политическая
    53 цензура, это как раз взгляд на духовно-нравственную сферу, на то, что
    54 творится в нашей культурной плоскости, это надо делать. Замечу, что
    55 королева-мать является президентом вот таких объединений и великодушно, мудро
    56 смотрит со своих позиций на то, что творится в Королевстве. Мы же - страна
    57 совершенно другая, мы можем влиять на эти процессы все вместе, и это надо
    58 делать. Если мы поймём вот это - что молодёжь наша нуждается... я не говорю,
    59 что в опеке, но во вразумительном, разумном диалоге, - тогда она примет всю
    60 нашу систему ценностей.
    61
    62 Благодарю за внимание.
    63
    64 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.
    65
    66 Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 7 нашей
    67 повестки, третье чтение.
    68
    69 Пожалуйста, включите режим голосования.
    70
    71 Покажите результаты.
    72
    73 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 52 сек.)
    74 Проголосовало за 389 чел.86,4 %
    75 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    76 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    77 Голосовало 390 чел.
    78 Не голосовало 60 чел.13,3 %
    79 Результат: принято
    80
    81 Федеральный закон принят.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности".

    0 Переходим к рассмотрению 22-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального
    1 закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    2 Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам
    3 национальной безопасности", второе чтение.
    4
    5 Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.
    6
    7 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный
    8 вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 8 декабря этого
    9 года. Напомню, что авторами законопроекта являются депутаты Государственной
    10 Думы и сенаторы Российской Федерации, представляющие парламентские комиссии
    11 по противодействию иностранному вмешательству во внутренние дела нашей страны
    12 и защите государственного суверенитета. С учётом значимости законопроект
    13 трижды широко обсуждался с представителями общественности на разных
    14 площадках. При подготовке законопроекта ко второму чтению он также был нами
    15 детально обсуждён на полях Общественной палаты с участием руководства, членов
    16 Общественной палаты, СПЧ, уполномоченного по правам человека, а также
    17 многочисленных представителей различных некоммерческих и общественных
    18 объединений. Итоги общественных слушаний и поступившие предложения были
    19 обобщены на заседании профильного комитета и реализованы в виде
    20 соответствующих поправок, которые мы предлагаем рассмотреть. В частности, ко
    21 второму чтению поступило девять поправок, из которых семь предлагается
    22 профильным комитетом к принятию, они размещены в таблице поправок № 1, и две
    23 поправки, как противоречащие концепции, предложены к отклонению, они
    24 размещены в таблице поправок № 2.
    25
    26 Из предложенных к принятию три поправки носят юридико-технический характер, и
    27 четыре поправки - правовой. Часть поправок направлена на исключение
    28 расширительного толкования понятия "политическая деятельность", оно более
    29 точно и понятно приведено в самом тексте законопроекта, и более точно и чётко
    30 обозначено, какая именно деятельность не относится к политической. В
    31 частности, к политической деятельности не относится деятельность в области
    32 науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья
    33 граждан, социального обслуживания, социальной поддержки, защиты граждан,
    34 защиты материнства, детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды
    35 здорового образа жизни, физической культуры, спорта, защиты растительного,
    36 животного мира, благотворительная деятельность. Таким образом, вносимые
    37 новеллы никак не затрагивают абсолютное большинство некоммерческих
    38 организаций.
    39
    40 Кроме того, поправками маркировка сообщений и материалов об иноагенте
    41 отнесена исключительно к обязанности средств массовой информации и никак не
    42 затрагивает блогеров и иных пользователей социальной сети. И наконец, с
    43 учётом многочисленных пожеланий НКО из законопроекта исключено положение о
    44 запрете деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, в составе
    45 общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Таким
    46 образом, фактически все предложения НКО и общественности были реализованы.
    47
    48 Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета,
    49 проголосовать за предложенные вашему вниманию таблицы поправок - № 1 и № 2 -
    50 и принять законопроект во втором чтении.
    51
    52 Благодарю за внимание.
    53
    54 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет.
    55
    56 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    57
    58 Включите режим голосования.
    59
    60 Покажите результаты.
    61
    62 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 59 сек.)
    63 Проголосовало за 354 чел.78,7 %
    64 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    65 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    66 Голосовало 354 чел.
    67 Не голосовало 96 чел.21,3 %
    68 Результат: принято
    69
    70 Принимается единогласно таблица поправок № 1.
    71
    72 По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.
    73
    74 Ставится на голосование таблица поправок № 2.
    75
    76 Пожалуйста, включите режим голосования.
    77
    78 Покажите результаты.
    79
    80 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 31 сек.)
    81 Проголосовало за 303 чел.67,3 %
    82 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    83 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    84 Голосовало 304 чел.
    85 Не голосовало 146 чел.32,4 %
    86 Результат: принято
    87
    88 Принимается таблица поправок № 2.
    89
    90 Ставится на голосование законопроект, пункт 22, второе чтение.
    91
    92 Пожалуйста, включите режим голосования.
    93
    94 Покажите результаты.
    95
    96 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 08 сек.)
    97 Проголосовало за 339 чел.75,3 %
    98 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    99 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    100 Голосовало 340 чел.
    101 Не голосовало 110 чел.24,4 %
    102 Результат: принято
    103
    104 Законопроект под пунктом 22 во втором чтении принят.
    105
    106 Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.
    107
    108 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прошу
    109 включить данный законопроект в проект порядка работы на завтра для
    110 рассмотрения в третьем чтении.
    111
    112 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.
    113
    114 Поддерживается ваше предложение, Василий Иванович. Спасибо.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности".

    0 Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные
    1 законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных
    2 мер противодействия угрозам национальной безопасности". Доклад Василия
    3 Ивановича Пискарёва.
    4
    5 Пожалуйста.
    6
    7 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
    8 Предложенный вашему вниманию законопроект разработан в соответствии со
    9 статьёй 79-1 Конституции России, которая гласит, что Российская Федерация
    10 принимает меры по недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
    11 Напомню, что авторами данного законопроекта являются депутаты и сенаторы,
    12 представляющие соответствующие парламентские комиссии по противодействию
    13 иностранному вмешательству во внутренние дела нашей страны и защите
    14 государственного суверенитета.
    15
    16 Концепция законопроекта направлена на обеспечение прозрачности иностранного
    17 участия в политической деятельности на территории Российской Федерации.
    18 Фактически предлагаются адекватные меры, соразмерные с теми, которые сегодня
    19 имеются в законодательстве других стран и этими странами активно применяются.
    20 Напомню, коллеги, что институт некоммерческой организации, выполняющей
    21 функции иностранного агента, действует в России с 2012 года, это были первые
    22 шаги по обеспечению прозрачности иностранного финансирования участия НКО в
    23 политической деятельности на территории России и общественного контроля за их
    24 работой. Закон предусмотрел для таких НКО периодическую отчётность о размерах
    25 иностранного финансирования, его целевом назначении, а также маркировку
    26 продукции, которую они изготавливают.
    27
    28 Покажите слайд № 1*.
    29
    30 Обращаю ваше внимание, что, согласно данным Министерства юстиции Российской
    31 Федерации, в стране насчитывается 210 633 НКО, при этом НКО, выполняющих
    32 функции иностранного агента, у нас насчитывается всего 192, или 0,09
    33 процента.
    34
    35 Прошу слайд № 2.
    36
    37 Указанными НКО-иноагентами из иностранных источников, а именно из США,
    38 Англии, Германии, Бельгии, Норвегии, в прошлом году получено порядка 828
    39 миллионов рублей, то есть почти по миллиарду в год, это официальные данные
    40 Министерства юстиции Российской Федерации.
    41
    42 Прошу слайд № 3.
    43
    44 Мы видим, на какие цели эти зарубежные деньги были израсходованы. Необходимо
    45 подчеркнуть, что, по экспертным оценкам, реальный объём зарубежного
    46 финансирования политической деятельности внутри нашей страны намного больше,
    47 то есть прибавьте к этому объёму финансов ещё как минимум такую же сумму,
    48 которая ежегодно дополнительно поступает в Россию и распределяется у нас
    49 здесь, в России, по различным серым схемам. И чтобы уклониться от маркировки
    50 и при этом продолжать заниматься на территории Российской Федерации
    51 политической деятельностью, стали создавать всякого рода общественные
    52 объединения, функционирующие без приобретения права юридического лица, -
    53 именно через них, а также через физических лиц НКО-иноагенты продолжают
    54 осуществлять свои функции. В этом случае механизмы контроля за деятельностью
    55 указанных общественных объединений и физических лиц, спонсируемых из-за
    56 рубежа и участвующих у нас во всякого рода политических акциях, отсутствуют.
    57 Мы полагаем, что данный пробел в законе необходимо устранить.
    58
    59 Необходимо сделать прозрачными не только зарубежные схемы финансирования
    60 внутриполитической повестки, но и вообще иностранное участие в политической
    61 деятельности на территории Российской Федерации. Для этого в законодательство
    62 вводится дополнительное уточнение понятия "иностранный агент": это может быть
    63 как физическое лицо, так и общественное объединение, которое функционирует
    64 без приобретения права юридического лица. Сразу скажу, что это не наше
    65 ноу-хау, рассматриваемый законопроект основан в том числе на зарубежном
    66 опыте. Понятию "иностранный агент" уже более 80 лет, родина его - США, там
    67 данный институт действует с 1938 года. Гражданка России Мария Бутина на
    68 собственном опыте, на себе испытала действие этого закона, когда получила
    69 серьёзный тюремный срок всего лишь за несколько коммуникаций с американскими
    70 чиновниками. Я не говорю о доказанности её вины, я говорю о том, что уровень
    71 обеспечения защиты государственного суверенитета нашей страны должен быть как
    72 минимум не ниже, чем в зарубежных странах. По-моему, это очевидно и понятно.
    73
    74 Наша Конституция гласит: "Российская Федерация обеспечивает защиту своего
    75 суверенитета" (часть 2-1 статьи 67) - мы все за это голосовали. Поэтому мы
    76 считаем, что наши граждане и органы власти должны иметь адекватные механизмы
    77 контроля за деятельностью на территории нашей страны всех субъектов,
    78 финансируемых из иностранных источников и преследующих при этом свои
    79 политические цели, в том числе в интересах своих финансовых доноров. Наши
    80 избиратели вправе знать, под чьим флагом им подают ту или иную информацию,
    81 концепцию поведения или влияют на волеизъявление.
    82
    83 Итак, ещё раз.
    84
    85 Первое. Физическое лицо, независимо от гражданства, может быть признано
    86 иностранным агентом, если оно получает денежные средства, иную имущественную
    87 или организационно-методическую помощь из иностранных источников, при этом
    88 участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации или
    89 осуществляет целенаправленный сбор сведений в области военной и
    90 военно-технической деятельности нашей страны. Это лицо должно уведомить
    91 Министерство юстиции Российской Федерации о своих намерениях, и оно обязано
    92 два раза в год отчитываться о своей деятельности в качестве иностранного
    93 агента, об объёмах средств, поступающих из иностранных источников, имуществе,
    94 а также о целях их применения. Мы считаем, что иностранный агент, до тех пор
    95 пока его статус иноагента не прекращён, не может занимать должности на
    96 государственной и муниципальной службе, а также быть допущенным к
    97 государственной тайне. По-моему, это понятно и справедливо.
    98
    99 Второе. Мы предлагаем приравнять по статусу к НКО-иноагентам общественные
    100 объединения, функционирующие без приобретения права юридического лица: они
    101 также должны маркировать свою продукцию и отчитываться перед Министерством
    102 юстиции о поступающих им денежных средствах, имуществе и так далее.
    103
    104 И третье. Законопроектом предусмотрено, что все иностранные агенты обязаны
    105 маркировать свои материалы и обращения как произведённые иностранным агентом,
    106 а средства массовой информации обязаны указывать статус иностранного агента
    107 при распространении своей продукции.
    108
    109 3 декабря законопроект единогласно был поддержан членами профильного
    110 комитета...
    111
    112 Я прошу чуть-чуть совсем добавить.
    113
    114 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    115
    116 ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо.
    117
    118 Он детально обсуждался с представителями экспертного и гражданского
    119 сообщества, учтена позиция заинтересованного ФОИВа, все участники обсуждения
    120 поддержали концепцию данного законопроекта.
    121
    122 Правительство принятие данного законопроекта поддерживает. У Правового
    123 управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера
    124 по нему не имеется.
    125
    126 Уважаемые коллеги, я прошу поддержать решение профильного комитета и авторов
    127 и проголосовать за данный законопроект в первом чтении.
    128
    129 Благодарю за внимание.
    130
    131 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.
    132
    133 Коллеги, у нас при рассмотрении этого вопроса ещё присутствует заместитель
    134 министра юстиции Свириденко Олег Михайлович. Он готов подключиться к ответам
    135 на вопросы, если таковые будут.
    136
    137 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    138
    139 Включите режим записи на вопросы.
    140
    141 Покажите список.
    142
    143 Иванов Сергей Владимирович.
    144
    145 ИВАНОВ С. В. Большое спасибо. Вопрос докладчику.
    146
    147 Вот на слайдах, которые вы нам показывали, ну, лично я ничего ужасного, кроме
    148 подготовки несанкционированных акций и участия в них, не увидел, все
    149 остальные мероприятия вполне себе нормальные. Ну, не в этом дело.
    150
    151 Вот там 190 организаций называются теперь иностранными агентами, обязаны
    152 маркировать всю свою продукцию вот этим, так скажем, лейбликом. Скажите,
    153 пожалуйста, вы отслеживали, насколько за то время, на протяжении которого всё
    154 это уже действует, снизилась посещаемость их ресурсов, популярность
    155 литературы, которую они издают, видеосюжетов и так далее? Есть ли вообще
    156 смысл во всём этом?
    157
    158 ПИСКАРЁВ В. И. Смысл в этом есть. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей
    159 Владимирович. Я уже начал говорить и продолжу: задача состоит в том, чтобы
    160 обеспечить прозрачность иностранного финансирования участия в политической
    161 деятельности на территории Российской Федерации. Это практика не наша, как я
    162 уже сказал, это практика мировая. Мы хотим, чтобы было понятно, какие страны
    163 и сколько средств вливают в нашу внутреннюю политику и как влияют на
    164 волеизъявление наших граждан. Это нормально. А те, кто нарушает требования, и
    165 те, кто не согласен с тем, чтобы на них была возложена обязанность по
    166 маркировке продукции, должны нести ответственность. Кстати говоря, на
    167 следующем этапе вам будет представлено предложение увеличить ответственность
    168 за совершение правонарушений, связанных с отсутствием маркировки или
    169 непринятием мер по уведомлению регистрирующего органа о намерении проводить
    170 такую политическую деятельность. Мне кажется, что любая продукция, которая
    171 выпускается сегодня... Вот вы идёте в магазин и видите, что на любом товаре
    172 указано, кто изготовитель, и здесь то же самое - должна быть возложена и на
    173 иностранных агентов обязанность следовать такой практике.
    174
    175 Я уже говорил, что мы, участвуя в подготовке законопроекта, изучили мировой
    176 опыт, и наш опыт абсолютно с ним согласуется. Поэтому, мне кажется, не надо
    177 этого бояться, но надо иметь в виду, что защита суверенитета - это наш
    178 священный долг, святая обязанность каждого депутата и каждого гражданина.
    179
    180 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.
    181
    182 МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к заместителю министра, ну, может быть, наивный
    183 вопрос. Человек вышел на одиночный пикет с оппозиционным лозунгом (не важно
    184 каким) на груди, и он играл на бирже, поставил на иностранную компанию,
    185 которая повысила стоимость своих акций, и получил доллары. В данном случае он
    186 является иностранным агентом или нет?
    187
    188 СВИРИДЕНКО О. М., заместитель министра юстиции Российской Федерации.
    189
    190 Что бы я ни ответил на ваш вопрос, этот вопрос не корреспондирует с
    191 законопроектом. Это единичный случай, который можно как-то толковать, ну, на
    192 практике. Сейчас речь идёт немножко о другом - о том, что все уважающие себя
    193 страны... даже вот Австралия, такая маленькая свободная страна, там нет
    194 закона об иностранных агентах, но есть программа о прозрачности иностранного
    195 влияния, то есть покажи, что ты делаешь, и делай, пожалуйста, а если
    196 скрываешь, тогда будешь нести ответственность - между прочим, до 20 лет.
    197
    198 Этот разовый случай я могу прокомментировать, но это ничего не даст
    199 относительно концепции. Концепция правильная, нормальная, она должна была
    200 быть предложена ещё в 2012 году.
    201
    202 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич.
    203
    204 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Василий Иванович, некоммерческая организация
    205 получает средства из-за рубежа - она может быть признана иностранным агентом,
    206 это понятно. А если потом эта иностранная организация распределяет эти
    207 средства между другими некоммерческими организациями? Вот те некоммерческие
    208 организации, которые получают деньги от иностранных агентов, могут быть
    209 признаны иностранными агентами или они уже чистенькие, они уже не иностранные
    210 агенты?
    211
    212 ПИСКАРЁВ В. И. Я, честно говоря, не очень уловил. Если можно, ещё раз.
    213
    214 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Вот некоммерческая организация получает деньги из-за рубежа,
    215 она может быть признана иностранным агентом. Потом эта организация полученные
    216 деньги распределяет между другими некоммерческими организациями, то есть это
    217 такой хаб по распределению иностранной помощи. Вот те некоммерческие
    218 организации, которые получают деньги от первоначальной некоммерческой
    219 организации, из хаба, могут быть признаны иностранными агентами или нет?
    220
    221 ПИСКАРЁВ В. И. Если организация, общественное объединение или гражданин
    222 получают, как я уже говорил сегодня, денежные средства или иное имущество из
    223 иностранного источника и при этом занимаются политической деятельностью,
    224 тогда они подпадают под признаки субъекта, который должен быть
    225 зарегистрирован как иностранный агент.
    226
    227 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.
    228
    229 ИОНИН Д. А. Василий Иванович, вы правильно сказали, что это не наше ноу-хау,
    230 это зарубежный опыт. Но с учётом того, что маркировки физических лиц у нас
    231 раньше не было, возникает много домыслов, и наша задача, как депутатов,
    232 которые сегодня этот законопроект будут принимать в первом чтении, их
    233 развеять. Один из них активно обсуждается: вот, допустим, физическое лицо
    234 признано иноагентом и какой-то другой человек - я, вы, кто угодно - написал в
    235 соцсети про этого человека какой-то пост, положительный или отрицательный, но
    236 не указал, что это лицо, про которое он рассказывает, является иноагентом,
    237 ну, потому что не знал этого. Вот сейчас реально идёт в Интернете обсуждение
    238 того, не станет ли это причиной, не будет ли человек нести ответственность,
    239 если упомянул физлицо-иноагента без привязки, ну, без маркировки. Так это или
    240 не так?
    241
    242 ПИСКАРЁВ В. И. Ну, это немножко не так. Спасибо за вопрос. Не каждое
    243 упоминание в Интернете об иноагенте требует обязательного маркирования,
    244 указания, что речь идёт об иноагенте. Если упоминание касается политической
    245 деятельности иноагента, тех действий, в связи с которыми он был признан
    246 иноагентом, тогда должна быть маркировка. К тому же список иноагентов
    247 является открытым, доступ к нему имеется у каждого. Если же это информация о
    248 частной жизни иноагента, о его увлечениях или ещё какие-то информационные
    249 сообщения, никак не связанные с его политической деятельностью, такие
    250 сообщения маркировке не подлежат.
    251
    252 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.
    253
    254 НИЛОВ О. А. Василий Иванович, финансовую поддержку из-за рубежа граждане
    255 России могут получать в том числе в виде премий. Их огромное количество, есть
    256 премии литературные, музыкальные, художественные, различные творческие, в том
    257 числе Нобелевская премия (светлая память Жоресу Ивановичу Алфёрову - он как
    258 раз был её лауреатом). И дай бог, чтобы такие люди баллотировались в
    259 Государственную Думу, достойнейшие, уважаемые во всём мире люди. Вот этот
    260 факт будет привязан, они будут считаться иностранными агентами, в случае если
    261 получили когда-нибудь, возможно, давно, подобную премию, получили какое-то
    262 спортивное вознаграждение? У нас, допустим, в фигурном катании любая награда
    263 обязательно сопровождается денежной премией.
    264
    265 ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. То, о чём вы сейчас
    266 сказали и пример привели, никакого отношения к данному законопроекту не
    267 имеет. Он регулирует вопросы иностранного финансирования политической
    268 деятельности в нашей стране, а премии и вознаграждения за спортивные
    269 достижения абсолютно с этим не связаны. Насколько я знаю, известный академик
    270 Жорес Алфёров получил премию, никак не связанную с политической
    271 деятельностью, он получил её за конкретный труд в научной области. А здесь
    272 речь идёт о конкретном вознаграждении за конкретную политическую
    273 деятельность, не более того. Никакие НКО или другие организации, занимающиеся
    274 в России вопросами социальной поддержки, спортивными, культурными,
    275 религиозными мероприятиями, никакого отношения к этому законопроекту не
    276 имеют, равно как и законопроект к этим организациям. Мы говорим лишь о
    277 политической деятельности. Политическая деятельность определена законом об
    278 НКО, я могу назвать критерии политической деятельности, они не размыты. Если
    279 время позволяет, перечислю критерии политической деятельности. Первое -
    280 участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме митингов,
    281 собраний и демонстраций. Участие в деятельности, направленной на получение
    282 определённого результата на выборах. Политическая? Да, политическая - за
    283 иностранные деньги пытаются добиться какого-то результата: либо кто-то
    284 победил, либо кто-то проиграл. А также действия, направленные на вовлечение в
    285 процессы, связанные с принятием, отменой и изменением законов, и так далее.
    286 Поэтому (я повторюсь, наверное) то, о чём вы сказали, отношения к этому
    287 законопроекту не имеет вообще.
    288
    289 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.
    290
    291 СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.
    292
    293 Уважаемый Василий Иванович, ваше разъяснение, конечно, отрадно, но оно не
    294 имеет отношения к тексту законопроекта. Вас всё время спрашивают: что будет,
    295 если человек занимается политической деятельностью, а иностранные деньги он
    296 получил совершенно за другое? Я напоминаю, что, например, Министерство науки
    297 и высшего образования нас активно толкает к тому, чтобы мы публиковались в
    298 иностранных журналах и других информационных базах, при этом ФСБ некоторых
    299 учёных за это же наказывает.
    300
    301 Мой вопрос вот какой: скажите, а как будет определяться, что общественное
    302 объединение получило деньги, если у него нет юридического лица? И что такое
    303 "организационно-методическая помощь" в отношении отдельного гражданина?
    304 Поясните, пожалуйста.
    305
    306 ПИСКАРЁВ В. И. Порядок определения и перечень оснований для признания
    307 гражданина или общественного объединения иностранным агентом согласно
    308 законопроекту будет определяться регистрирующим органом, коим является
    309 Министерство юстиции и его территориальные подразделения. Об этом более
    310 предметно или подробно может сказать Олег Михайлович.
    311
    312 Что касается организационно-методической помощи, это оказание поддержки путём
    313 проведения всякого рода учебных, тренировочных мероприятий, это
    314 информационная поддержка в сети Интернет и в средствах массовой информации,
    315 сделанная, организованная на зарубежные деньги. Вот эти вещи, если гражданин
    316 занимается политической деятельностью, я считаю, также должны быть признаком
    317 того, что он может быть включён в список иноагентов. Но итоговое решение,
    318 будет или не будет физлицо или общественное объединение признано иноагентом,
    319 будет в компетенции Министерства юстиции, которое в каждом конкретном случае
    320 будет принимать соответствующее решение.
    321
    322 Я не случайно показал слайд о том, что у нас на сегодня более 210 тысяч
    323 некоммерческих организаций, из которых только 192 выполняют функции
    324 иностранного агента. Я не думаю... допускаю, что это будет небольшое
    325 количество общественных объединений и также будет небольшое количество
    326 граждан, которые активно занимаются политической деятельностью, имея при этом
    327 соответствующее зарубежное финансирование. Если это не так, то вот пусть
    328 поправит меня коллега.
    329
    330 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.
    331
    332 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    333
    334 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, Свириденко.
    335
    336 Включите микрофон в правительственной ложе.
    337
    338 СВИРИДЕНКО О. М. Это всё так, причём 192 организации - это за восемь лет, из
    339 них сейчас, на текущий год, действующие только 67. А в этом году только две
    340 организации были признаны иностранными агентами. Вот такая статистика.
    341
    342 Что касается вопроса относительно практики, она будет формироваться, сейчас
    343 предугадать её невозможно, но делаться это будет очень осторожно. Если на
    344 сегодняшний день за восемь лет 192 организации, то уж, поверьте, Министерство
    345 юстиции научилось работать очень аккуратно с этим материалом.
    346
    347 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный, пожалуйста.
    348
    349 КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к обоим докладчикам.
    350
    351 Вот как раз эта избирательность, или конкретность, немножечко и пугает, то
    352 есть будет так, как там решит Минюст: он рассмотрит конкретно и, как-нибудь
    353 оценивая, используя какие-то свои внутренние критерии, установит, является
    354 физическое лицо иноагентом или не является. Вот что касается политических
    355 блогеров, это, наверное, самый острый вопрос: это люди, которые регулярно
    356 занимаются критикой власти, имеют каналы, многие из них получают так
    357 называемые донаты за то, что имеют большое количество подписчиков в сети
    358 "YouTube" или в какой-нибудь другой сети, - будет ли это тоже считаться
    359 признаком иностранного агента?
    360
    361 И второй момент, что касается самого определения физического лица -
    362 иностранного агента: это лицо, которое осуществляет на территории Российской
    363 Федерации в интересах международной организации политическую деятельность.
    364 Вот будут ли к ним относиться "Гринпис", как известная экологическая
    365 организация, организации, которые занимаются помощью больным детям, многие из
    366 них получают финансирование в том числе из зарубежных источников, от
    367 фармацевтических компаний? И таких организаций огромное количество, так же
    368 как и физических лиц, которые и митинги проводят... (Микрофон отключён.)
    369
    370 ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос. Понятия "блогеры" в законе нет, я не могу
    371 ответить на этот вопрос. В самом деле, нет ни одного закона, где было бы
    372 понятие "блогерство", определение, кто такой блогер, но я скажу, что вы
    373 излишне опасаетесь, блогеров законопроект не затрагивает. Это первое.
    374
    375 Второе, что касается международной организации. Ведь здесь важно не от кого
    376 конкретно получены финансы - важно, что это иностранный источник. Это могут
    377 быть и международные организации, действительно, это могут быть и
    378 государственные организации, могут быть должностные лица отдельных
    379 государств, здесь очень сложно будет определить вот эту градацию, кто
    380 конкретно деньги выделил, - важно, что это иностранный источник. Я убеждён,
    381 что в нашей стране, как и, наверное, в других странах, заботятся о том, чтобы
    382 суверенитет страны был неприкосновенен со стороны иностранных государств, вот
    383 это главный критерий, на котором основывается данный законопроект. У нас, мы
    384 знаем, достаточно проблем, но проблемы мы должны сами решать, зачем нам
    385 навязывать идеологию, которую мы не приемлем? Вот когда было голосование по
    386 Конституции, вы же помните, какие были баталии относительно поправок,
    387 касающихся незыблемости понятия семьи, брака как союза мужчины и женщины,
    388 были даже выступления отдельных больших руководителей других стран о том, что
    389 мы таким образом нарушаем права нацменьшинств, но мы по-другому не можем.
    390 Зачем нам навязывать эту идеологию?
    391
    392 Или вот сейчас в СМИ очень сильная, активная практика требовать от
    393 правительства декриминализации наркопотребления. Ну вот здесь доктора
    394 присутствуют, понимают, что эта проблема сегодня становится проблемой номер
    395 один, не случайно у нас разработана стратегия противодействия распространению
    396 наркотиков. Я могу показать слайды, если есть время...
    397
    398 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    399
    400 ПИСКАРЁВ В. И. Хорошо.
    401
    402 Давайте не будем сгущать краски, никаких проблем для тех, кто закон не
    403 нарушает, не будет, блогеры будут жить спокойно и уверенно своей жизнью,
    404 никто их не тронет. Но если "Гринпис" финансирует избирательную кампанию или
    405 хочет добиться отмены каких-то законов в России, то, наверное, надо
    406 признавать тех, кто эти деньги использует, иноагентами, потому что люди
    407 должны понимать, кто требует изменения закона. Если народ требует изменения
    408 закона - это одно дело, а если требуют граждане, которые получают на это
    409 иностранное финансирование, то, наверное, люди должны понимать, что эти
    410 требования основаны на интересах другого государства.
    411
    412 Вот, собственно, вся концепция, она не такая сложная и, в общем-то, понятная.
    413 Не случайно в Америке уже 80 лет закон работает, и никаких проблем ни у кого
    414 не возникает, ни одна страна ни разу не сказала, что в Америке в этом плане
    415 что-то не так.
    416
    417 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Михайлович, хотите добавить?
    418
    419 Свириденко включите микрофон.
    420
    421 СВИРИДЕНКО О. М. Для информации: согласно статье 611 закона США 1938 года, он
    422 называется "закон FARA", иностранным агентом признаётся, цитирую, "любое
    423 лицо, которое действует как агент под руководством иностранного принципала
    424 или... чья деятельность прямо или косвенно финансируется иностранным
    425 принципалом". Там даже нет субъектности - так, на всякий случай, - любое
    426 лицо.
    427
    428 Отвечая на ваш вопрос: я так понимаю, лицо, деятельность которого будет
    429 признана скрытой, непрозрачной, могущей иметь серьёзные последствия для
    430 страны, для национальной политики или демократических процессов, будет
    431 признаваться иностранным агентом. Вот это будет всё в совокупности: какой
    432 деятельностью, в чьих интересах ты занимаешься и за какие деньги или
    433 материальные блага. Вот и вся история.
    434
    435 И Европа, и Америка используют такие законы, и никаких вопросов ни у кого к
    436 ним не возникает.
    437
    438 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    439
    440 Да, Василий Иванович.
    441
    442 На трибуне включите микрофон.
    443
    444 ПИСКАРЁВ В. И. Хочу добавить. Сама маркировка "иноагент" ведь не мешает
    445 человеку или общественной организации заниматься политической деятельностью,
    446 это не препятствует им заниматься выборами, демонстрациями, организацией
    447 массовых шествий - это всё разрешено, но только надо маркировать, что это
    448 делается на зарубежные деньги. Пусть народ знает, кто призывает к митингам,
    449 демонстрациям и к другим всякого рода политическим акциям.
    450
    451 Спасибо, я так, чуть-чуть, добавить только.
    452
    453 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    454
    455 Коллеги, есть ли желающие выступить? Вот, я вижу, есть рука.
    456
    457 Включите режим записи.
    458
    459 Покажите список.
    460
    461 Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.
    462
    463 РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    464
    465 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Мы осознавали, что
    466 реакция нашей либеральной общественности на подобный законопроект будет
    467 яркой, эмоциональной, и точно так же понимали, что и у депутатов появится
    468 достаточно много вопросов. Но мы понимали и свою ответственность, когда
    469 получали материал, который зримо фиксировал факты вмешательства, в том числе
    470 со стороны вот этого института иностранных агентов, во внутренние дела
    471 Российской Федерации. За неимением времени Василий Иванович не мог
    472 продемонстрировать, на кого это направлено, а направлено это прежде всего на
    473 молодёжь.
    474
    475 Нет времени говорить о том, что, да, будут внесены проекты законов о
    476 государственной тайне и лица, которые будут квалифицированы как иностранные
    477 агенты, не будут допущены к государственной тайне (я думаю, что это право
    478 любого государства - защищать свои законные интересы), да, будут внесены
    479 законопроекты, регулирующие деятельность общественных организаций, но я хотел
    480 бы отдельно остановиться на Законе "О средствах массовой информации", который
    481 был принят, как известно, в 1991 году. Я уже как-то подчёркивал, под каким
    482 наветом, с какими целями принимался этот закон и кому он делегировал
    483 максимальные права и не предусмотрел совершенно никакой ответственности -
    484 практически всем нашим сотрудникам средств массовой информации. У многих из
    485 них, в то время прошедших практику в Лондоне, в Соединённых Штатах, до сих
    486 пор вот эта миссионерская роль доминирует в процессе выполнения
    487 профессиональных обязанностей. И вот это их гипертрофированное восприятие
    488 своей роли, неподкупность вроде... неподотчётность никому - вот это нам надо
    489 менять.
    490
    491 Вы помните, в своё время "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выходила с законопроектом о
    492 создании общественного контроля: как бы ни работали иностранные агенты, но
    493 если общество здоровое, если молодёжь не воспринимает все эти идеи, то эта
    494 опасность нивелируется в значительной степени. Вот на что мы должны сейчас
    495 обратить внимание - нужно принять соответствующие меры и в отношении этой
    496 категории, но ещё всё сделать для того, чтобы здоровые силы, пропаганда наших
    497 исконных ценностей постоянно находились в зоне внимания всей информационной
    498 политики и особенно работников средств массовой информации.
    499
    500 Благодарю за внимание.
    501
    502 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    503
    504 Иванов Сергей Владимирович.
    505
    506 ИВАНОВ С. В. Ну что, уважаемые коллеги, раз такая маленькая страна, как
    507 Австралия (которая, на всякий случай, является материком), имеет подобный
    508 закон, то такая большая страна, как Россия, конечно, не может себе позволить
    509 бороться за свой суверенитет и территориальную целостность, не принимая
    510 подобных вещей.
    511
    512 Вот если что-то не получается, я всегда виню себя: я, наверное, то ли
    513 объясняю плохо, то ли вопросы плохо задаю. Я спрашиваю: вот есть у вас 192
    514 организации, на которые вы в обязательном порядке вешаете ярлык (заставляете
    515 вешать) "иностранный агент", - что из этого? Теперь молодёжь перестала
    516 следить за этими организациями, она не заходит на сайты, которые они создают,
    517 на которых публикуют свои расследования, и так далее? Эффект-то какой,
    518 коллеги? Да никакого.
    519
    520 Сейчас задают вопрос: будет ли нести ответственность человек, который
    521 опубликовал что-то про человека, физическое лицо, признанное иностранным
    522 агентом? Да, будет. Пока этого ещё нет, но вы почитайте первую страницу
    523 законопроекта: запрещается упоминание в средствах массовой информации о
    524 физическом лице, об организации и так далее. Это что такое, коллеги? То есть
    525 по этому законопроекту некто должен прийти в Минюст и сказать: "Товарищи, я
    526 хочу получать (планирую получать или получаю) деньги от иностранных
    527 государств, чтобы участвовать в политической деятельности". Если он этого не
    528 делает, а кто-то жалуется, то его тут же включают в этот список - с
    529 соответствующими последствиями. Пожалуйста, включайте на здоровье, только вас
    530 точно так же возьмут и включат, потому что сосед скажет, что вам перевели
    531 денежку.
    532
    533 И потом, коллеги, вот ответьте мне на один простой вопрос: зачем вы сюда
    534 притягиваете суверенитет? Кто вам сказал, что расследования против жуликов и
    535 воров, которые регулярно набирают миллионы просмотров, - это борьба за
    536 суверенитет? Они, что ли, Россия?
    537
    538 "Народ должен знать". Народ должен знать, обязательно, но, если вы думаете,
    539 что это сработает, - нет, не сработает. Я вам простой исторический пример
    540 приведу, коллеги. В советское время, вы помните, была поговорка: кто носит
    541 фирму "Адидас", тот завтра Родину продаст. Ну и что, работало это? Да любой
    542 мальчишка за джинсы готов был удавиться, обнести весь подъезд, снять все
    543 батареи, сдать в металлолом, чтобы потом купить себе эти несчастные джинсы.
    544 Не работало!
    545
    546 И потом, доверие к органам власти уже настолько на нуле, что вы этим только
    547 рекламу делаете. Вот люди увидят, что кто-то функции иностранного агента
    548 выполняет, и его посмотрят, а "соловьиный помёт" никто уже слушать не хочет
    549 или, там, "захаровские выселки", которые она регулярно публикует и от которых
    550 тошно, за которые президент и министр иностранных дел извиняются. Вот и всё!
    551
    552 Ну и самое интересное, коллеги, что не будет это распространяться на
    553 блогосферу. Все эти серверы находятся там, и, пока вы не приняли закон о
    554 блокировке, из-за того что Соловьёва не пускают куда-то там "Google" или ещё
    555 кто-то, соцсети, всё это будет публиковаться и народ будет знать своих
    556 героев, а вам будет стыдно за то, что вы потом такими мерами пытались
    557 задавить людей, которые борются как раз за свободу и независимость от жуликов
    558 и воров.
    559
    560 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шхагошев Адальби Люлевич, пожалуйста.
    561
    562 ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    563
    564 Уважаемые коллеги, ну, собственно говоря, я подозревал, что вопросов будет
    565 достаточно много, и знал, какой характер будет носить наш разговор. И я
    566 должен вам сказать: с учётом истории, например истории законодательства по
    567 НКО Соединённых Штатов Америки, которому 80 лет, и истории нашего
    568 законодательства, которому 7-8 лет буквально, нельзя тут обойтись без
    569 вопросов. На самом деле, конечно, по ходу будет возникать множество ситуаций,
    570 которые нам придётся разбирать из года в год, и убеждён, что к этому
    571 законопроекту мы тоже будем возвращаться.
    572
    573 И что касается того, чтобы не привязывать, не притягивать сюда суверенитет. Я
    574 точно могу сказать, что такие законы приняты как в Соединённых Штатах, так и
    575 в европейских странах, в тех странах, о которых сейчас говорили, - подобное
    576 законодательство существует практически везде, где реально заинтересованы в
    577 защите суверенитета. Могу сказать, что законопроект, который мы сейчас
    578 принимаем, - это деликатно-неагрессивная защита, потому что категорически
    579 этот законопроект ничего не запрещает, просто там сказано: если занимаетесь
    580 политической деятельностью, зарегистрируйтесь, скажите об этом и критикуйте
    581 власть, если хотите, или, наоборот, поддерживайте систему власти, вы можете
    582 это делать. Но надо же быть честными по отношению к своим гражданам или,
    583 например, если речь идёт о выборных кампаниях, к избирателям. Честный правды
    584 не боится, понимаете? Без всякого сомнения, если человек хочет заниматься
    585 политической деятельностью, он может это делать без всяких сюрпризов. Ведь
    586 могут задать вопрос из зала: за счёт чего вы ведёте политическую
    587 деятельность, кто вас финансово поддерживает или не поддерживает? Я считаю,
    588 что если избиратель об этом будет знать заранее, то от этого честный политик
    589 только выиграет. Если же речь идёт о том, что что-то отрабатывается, то и
    590 здесь должна быть прозрачность. Знаете, как говорят, мы хотим слушать ту
    591 музыку - политическую, - которую заказали. А кто заказывает музыку? Тот, кто
    592 платит. И мы исходим именно из этого.
    593
    594 Почему в 2012 году физлица не подпали под тот закон, который мы приняли по
    595 НКО? Да потому, что мы были осторожны, мы не хотели никого заранее прижимать,
    596 потому что в основном юридические лица тогда этим занимались. А сейчас
    597 физические лица злоупотребляют. Скажу ещё раз: мы к этому подходим достаточно
    598 избирательно и, конечно, это защита национальных интересов, никуда от этого
    599 не денешься.
    600
    601 Спасибо за внимание.
    602
    603 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    604
    605 Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик?
    606
    607 Включите Пискарёву микрофон.
    608
    609 ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я, может
    610 быть, повторюсь, но всё равно я не могу не повторить, что законопроект
    611 соответствует положению статьи 79-1 Конституции Российской Федерации о
    612 недопустимости вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. Если мы
    613 сейчас не начнём исполнять конституционную норму - а она принята не случайно,
    614 мы за неё голосовали, - то через год, через два, через десять лет может
    615 получиться то, что сейчас мы наблюдаем у наших соседей на юго-западе и на
    616 юго-востоке. Давайте всё-таки не будем это допускать. И сегодня, пока есть
    617 такая возможность, надо эту возможность использовать, защищать свой
    618 суверенитет и не допускать вмешательства других государств в наши внутренние
    619 дела. А все предложения или пожелания, которые прозвучали сегодня, можно
    620 будет обсудить вместе при подготовке законопроекта ко второму чтению.
    621
    622 Спасибо за внимание.
    623
    624 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    625
    626 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    627 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
    628 установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной
    629 безопасности", пункт 32.
    630
    631 Включите режим голосования.
    632
    633 Покажите результаты.
    634
    635 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 36 сек.)
    636 Проголосовало за 337 чел.74,9 %
    637 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    638 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    639 Голосовало 338 чел.
    640 Не голосовало 112 чел.24,9 %
    641 Результат: принято
    642
    643 Принимается в первом чтении.