Проект федерального закона № 1036233-7 «О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Идентификатор 32605
Номер 1036233-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Комментарий о приоритете Конституции Российской Федерации
Дата внесения 2020-10-14

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-12-15
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Президент РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1036233-7 "О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

    0 Переходим к рассмотрению 5-го вопроса, о проекте федерального закона "О
    1 внесении изменения в статью 7 части первой Гражданского кодекса Российской
    2 Федерации".
    3
    4 Пожалуйста, Крашенинников Павел Владимирович.
    5
    6 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я
    7 предлагаю 5, 6, 7 и 8-й вопросы рассмотреть с одним докладом. Здесь точечные,
    8 но чрезвычайно важные поправки, которые говорят о приоритете Конституции
    9 Российской Федерации, здесь изменения более чем в 100 законов вносятся.
    10 Проведены все экспертизы. Мы предлагаем поддержать в третьем чтении эти
    11 законопроекты, вопросы 5, 6, 7, 8.
    12
    13 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.
    14
    15 Соответственно, Павел Владимирович сделает доклад по 5, 6, 7, 8-му вопросам.
    16 И если у вас будет желание высказаться, также можно будет выступить по 5, 6,
    17 7, 8-му вопросам. Все эти законопроекты - о приоритете Конституции Российской
    18 Федерации, рассматриваются в третьем чтении. Я зачитаю: 5-й вопрос, о проекте
    19 федерального закона "О внесении изменения в статью 7 части первой
    20 Гражданского кодекса Российской Федерации"; 6-й вопрос, о проекте
    21 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    22 Российской Федерации в части недопущения применения правил международных
    23 договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции
    24 Российской Федерации"; 7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении
    25 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8-й вопрос,
    26 о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1
    27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
    28
    29 Пожалуйста, Павел Владимирович.
    30
    31 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Здесь
    32 вносятся изменения в 5 основных кодифицированных актов - в Гражданский,
    33 Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный кодексы, в Кодекс
    34 административного судопроизводства, в Уголовно-процессуальный кодекс плюс в
    35 115 законодательных актов, в которые как раз добавляются и в которых
    36 закрепляются дополнительные гарантии верховенства Конституции и приоритета её
    37 действия на территории Российской Федерации. Проведены все экспертизы.
    38 Комитет просит поддержать в третьем чтении названные законопроекты.
    39
    40 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    41
    42 Коллеги, кто хотел бы выступить по законопроектам (5, 6, 7, 8-й вопросы),
    43 есть желающие? Нет.
    44
    45 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в
    46 статью 7 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос
    47 повестки дня.
    48
    49 Пожалуйста, включите режим голосования.
    50
    51 Покажите результаты.
    52
    53 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 47 сек.)
    54 Проголосовало за 400 чел.88,9 %
    55 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    56 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    57 Голосовало 400 чел.
    58 Не голосовало 50 чел.11,1 %
    59 Результат: принято
    60
    61 Федеральный закон принят единогласно.
    62
    63 6-й вопрос повестки дня. По мотивам голосования нет желающих выступить.
    64
    65 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    66 отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения
    67 применения правил международных договоров Российской Федерации в
    68 истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации", третье
    69 чтение.
    70
    71 Пожалуйста, включите режим голосования.
    72
    73 Покажите, пожалуйста, результаты.
    74
    75 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 32 сек.)
    76 Проголосовало за 398 чел.88,4 %
    77 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    78 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    79 Голосовало 398 чел.
    80 Не голосовало 52 чел.11,6 %
    81 Результат: принято
    82
    83 Федеральный закон принят единогласно.
    84
    85 7-й вопрос повестки дня. С учётом того что также нет желающих выступить по
    86 мотивам голосования, ставится на голосование проект федерального закона "О
    87 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
    88 третье чтение.
    89
    90 Пожалуйста, включите режим голосования.
    91
    92 Покажите результаты.
    93
    94 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 08 сек.)
    95 Проголосовало за 400 чел.88,9 %
    96 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    97 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    98 Голосовало 400 чел.
    99 Не голосовало 50 чел.11,1 %
    100 Результат: принято
    101
    102 Федеральный закон принят единогласно.
    103
    104 8-й вопрос, также по мотивам голосования не было изъявлено желания выступить.
    105
    106 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в
    107 статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", третье
    108 чтение.
    109
    110 Пожалуйста, включите режим голосования.
    111
    112 Покажите результаты.
    113
    114 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 45 сек.)
    115 Проголосовало за 396 чел.88,0 %
    116 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    117 Воздержалось 2 чел.0,4 %
    118 Голосовало 398 чел.
    119 Не голосовало 52 чел.11,6 %
    120 Результат: принято
    121
    122 Федеральный закон принят.
    123
    0 Кашин. По ведению? Пожалуйста.
    1
    2 КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, по 8-му вопросу - не сработали у
    3 нас тут кнопки - мы голосовали за: Кашин, Новиков, Зюганов.
    4
    5 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В секретариат обратитесь.
    6
    7 КАШИН В. И. Хорошо.
    8
    9 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    10

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1036233-7 "О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

    0 Переходим к 12-му вопросу повестки. О проекте федерального закона "О внесении
    1 изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
    2 Доклад Павла Владимировича Крашенинникова.
    3
    4 Пожалуйста, Павел Владимирович.
    5
    6 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это тот
    7 же предмет, но другой законодательный акт - Уголовно-процессуальный кодекс.
    8 Здесь у нас тоже одна поправка, связанная с опубликованием, со вступлением в
    9 силу со дня опубликования. Просим поддержать поправку и, соответственно,
    10 законопроект во втором чтении.
    11
    12 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть
    13 замечания? Нет.
    14
    15 Ставится на голосование таблица поправок № 1.
    16
    17 Включите режим голосования.
    18
    19 Покажите результаты.
    20
    21 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 33 сек.)
    22 Проголосовало за 389 чел.86,4 %
    23 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    24 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    25 Голосовало 389 чел.
    26 Не голосовало 61 чел.13,6 %
    27 Результат: принято
    28
    29 Принимается единогласно таблица поправок № 1.
    30
    31 Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О
    32 внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской
    33 Федерации", 12-й вопрос повестки дня.
    34
    35 Пожалуйста, включите режим голосования.
    36
    37 Покажите результаты.
    38
    39 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 07 сек.)
    40 Проголосовало за 389 чел.86,4 %
    41 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    42 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    43 Голосовало 389 чел.
    44 Не голосовало 61 чел.13,6 %
    45 Результат: принято
    46
    47 Законопроект во втором чтении принят единогласно.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1036233-7 "О внесении изменения в статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о приоритете Конституции Российской Федерации).

    0 Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Мы 13, 14,
    1 15, 16-й вопросы рассматриваем с одним докладом. 13-й вопрос, о проекте
    2 федерального закона "О внесении изменения в статью 7 части первой
    3 Гражданского кодекса Российской Федерации". 14-й вопрос, о проекте
    4 федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    5 Российской Федерации в части недопущения применения правил международных
    6 договоров Российской Федерации в истолковании, противоречащем Конституции
    7 Российской Федерации". 15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении
    8 изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". И 16-й
    9 вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1
    10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает
    11 официальный представитель Президента Российской Федерации Павел Владимирович
    12 Крашенинников.
    13
    14 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу
    15 сказать, что здесь также присутствует Талия Ярулловна Хабриева, официальный
    16 представитель президента: она очень много делает для подготовки данных актов,
    17 и она сегодня тоже здесь с нами.
    18
    19 Почему мы предложили, и Совет с нами согласился, рассмотреть сразу эти четыре
    20 законопроекта вместе? Потому что в принципе предмет один, предмет заключён в
    21 простых смыслах - в верховенстве нашей Конституции, в приоритете её действия,
    22 и, как мы понимаем, всё предлагаемое вытекает из нашей Конституции. Я сразу
    23 хочу обратить ваше внимание: мы с огромным уважением относимся к актам
    24 международного права, в том числе к тем договорам, в которых участвует
    25 Российская Федерация. При этом надо сказать вот о чём. Иерархия законов у нас
    26 выглядит примерно следующим образом: наверху Конституция Российской Федерации
    27 - основной закон, дальше международные договоры, как непосредственно
    28 договоры, так и различные конвенции, на следующей ступеньке федеральные
    29 конституционные законы, федеральные законы, есть у нас законы Российской
    30 Федерации, принятые до Конституции (именно такое наименование - законы
    31 Российской Федерации), дальше идут акты президента, правительства и так
    32 далее. Так вот бывают случаи, к сожалению, когда после заключения
    33 международного договора наднациональные органы, которые в соответствии с этим
    34 договором созданы, интерпретируют договор таким образом, что возникают
    35 различные дискуссии или споры. Это могут быть политические, государственные,
    36 экономические споры, и нам нужно установить, как, каким образом, в каких
    37 случаях применяется тот или иной закон.
    38
    39 Мы с вами сегодня одобрили Федеральный конституционный закон "О внесении
    40 изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде
    41 Российской Федерации", там как раз указаны процедуры, в каких случаях как
    42 Конституционный Суд рассматривает такие споры, такие дискуссии. Коллеги, я
    43 просто хочу обратить ваше внимание, что мы здесь вносим изменения в 5
    44 кодексов и в 115 законодательных актов. То есть мы с вами сегодня
    45 рассматриваем 120 законов, но они объединены одним предметом, а именно
    46 говорится о том, что не применяются акты в истолковании, противоречащем
    47 Конституции, и также есть одно предложение, в котором говорится, что в случае
    48 возникновения таких споров это определяется федеральным конституционным
    49 законом, то есть Федеральным конституционным законом "О Конституционном
    50 Суде...".
    51
    52 Собственно говоря, вот такие положения в этих законопроектах изложены. Мы
    53 считаем, что это правильно. Мы считаем, что не должен конкретный суд,
    54 районный или областной, рассматривать дискуссию о том, соответствует то или
    55 иное истолкование международного договора Конституции либо нет. Это
    56 компетенция Конституционного Суда, и мы в конкретных отраслевых
    57 законодательных актах это закрепляем, как некоторые любят говорить, для
    58 чистоты отношений. В праве это вполне себе приемлемая история, и самое
    59 главное, что эта история вытекает из Конституции Российской Федерации. На
    60 первый взгляд это юридико-технические законы, но они важны и имеют достаточно
    61 большие правовые последствия. Мы вас просим в первом чтении эти законопроекты
    62 поддержать, коллеги.
    63
    64 Спасибо за внимание.
    65
    66 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.
    67
    68 Вопросы есть? Есть.
    69
    70 Включите режим записи на вопросы.
    71
    72 Покажите список.
    73
    74 Емельянов Михаил Васильевич.
    75
    76 ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Павел Владимирович, а вы прогнозировали реакцию,
    77 как наши контрагенты, партнёры, с которыми мы заключаем такие договоры, будут
    78 реагировать на подобные решения наших судов? Не будут ли они расценивать это
    79 как нарушение договора и не приведёт ли это к их выходу из договора?
    80
    81 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо за вопрос. Мы это обсуждали, когда готовили
    82 поправки к основному закону Российской Федерации. Это в том числе один из
    83 элементов защиты своего суверенитета, поэтому в данном случае мы реализуем
    84 положения поправок к Конституции и считаем, что это из них вытекает. Считаем,
    85 что это делать нужно. Конечно, можно было бы ничего не трогать, но это, так
    86 сказать, ухудшало бы жизнь как судебным органам, так и участникам процессов.
    87 Соответственно, мы считаем, что это важно и необходимо.
    88
    89 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    90
    91 Осадчий Николай Иванович.
    92
    93 ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.
    94
    95 Уважаемый Павел Владимирович, в обоснование принятия этого большого пакета
    96 законов звучит, что мы добиваемся приоритета российской Конституции,
    97 российского законодательства, но вот позвольте зачитать из текста: "Если
    98 международным договором Российской Федерации установлены иные правила о
    99 защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом,
    100 применяются правила международного договора". То же самое по страхованию,
    101 нотариальной деятельности, таможенному тарифу, Торгово-промышленной палате,
    102 защите населения от ЧС, природным ресурсам, особо охраняемым территориям,
    103 экологической экспертизе, безопасности дорожного движения и так далее.
    104 Прокомментируйте. Здесь же говорится о том, что применяются правила
    105 международного договора.
    106
    107 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я, собственно говоря, почему стал про иерархию говорить?
    108 У нас на первом месте стоит Конституция, дальше у нас нормы международного
    109 права, международные договоры, и дальше, на третьем этаже, так сказать, у нас
    110 идут законы. Соответственно, нормы международного права, те договоры, в
    111 которых Россия является участником, то есть те договоры, которые мы с вами
    112 здесь ратифицировали законом, конечно, имеют высшую юридическую силу по
    113 отношению к законам, но по отношению к Конституции они, конечно, стоят ниже.
    114 В данном случае здесь всё правильно написано. Вы там не прочитали следующее
    115 предложение.
    116
    117 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    118
    119 КРАШЕНИННИКОВ П. В. В смысле вслух не прочитали.
    120
    121 ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)
    122
    123 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я очень рад, Николай Васильевич, что вы внимательно
    124 читаете, мы для этого и пишем - для граждан ещё, чуть-чуть, а так и для вас
    125 тоже. И я вас благодарю - вы как раз показали, что эти все нормы изложены в
    126 принципе одинаково во всех законах. Знаете, наша с вами задача - выстроить
    127 именно систему актов, чтобы не было в одном одно, а в другом другое, поэтому
    128 мы последовательно в развитие основного закона вносим как раз вот эти
    129 изменения в данные законодательные акты.
    130
    131 Я вот к Галине Петровне обращаюсь: здесь нет изменений в Жилищный кодекс, в
    132 Земельный, Трудовой кодексы. Мы с вами обсуждали, я думаю, мы придём к этому:
    133 в Жилищный, в Земельный и в Трудовой кодексы нужно будет тоже вносить
    134 изменения, это отдельные кодексы, чрезвычайно важные. А в данном случае
    135 рассматриваем вот то, что мы вам представили.
    136
    137 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    138
    139 Коломейцев Николай Васильевич.
    140
    141 КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Владимирович, вот вы, Гарри Владимирович и
    142 ещё один сопредседатель конституционной комиссии, по моему мнению, одни из
    143 самых, ну, грамотных юристов в Российской Федерации. Не считаете ли вы, что
    144 вы втроём в принципе вводите нас в заблуждение, ведь мы нарушили... 9-ю главу
    145 и 15-ю статью мы же не имеем права менять без решения Конституционного
    146 Собрания - а вы наш законопроект вернули, свой не предложили. Может быть, в
    147 этом вопрос? Мы за приоритет российского законодательства, но вот сейчас
    148 только вы отвечали на вопрос - никакого приоритета российского
    149 законодательства в соответствии с вашим предложением на самом деле нет.
    150 Правильно же, да? Может быть, всё-таки нам вернуться в конституционное русло,
    151 принять закон о Конституционном Собрании, собрать это собрание и уже начать в
    152 том числе править 1-ю и 2-ю главы?
    153
    154 КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, Николай Васильевич. Вам надо было бы после слов
    155 о лучших юристах в Российской Федерации просто точку поставить, и всем это
    156 больше понравилось бы, честно говоря. (Оживление в зале.)
    157
    158 Но я хочу вам про другое сказать. Знаете, нас все обвиняют в том, что мы
    159 нормы международного права попрали, не хотим с ними никак считаться и так
    160 далее. У вас совсем другая, в другую сторону, точка зрения. Нет, мы
    161 предлагаем как раз точку зрения, которая изложена в 15-й статье Конституции,
    162 о том, что у нас верховенство Конституции, что как раз конституционные нормы
    163 стоят выше. Если есть законодательный акт и он противоречит международному
    164 договору, к которому мы присоединились, то будет действовать норма
    165 международного договора, вот так и написано, но на первом месте всё-таки
    166 Конституция.
    167
    168 И я вам хочу сказать, что не все международные договоры, которые есть в мире,
    169 имеют приоритет, а только те, к которым мы с вами вот здесь присоединились,
    170 голосуя за ратификацию. У нас, кстати, есть возможность выйти, денонсировать
    171 эти договоры, мы с вами этим тоже занимались, как вы помните.
    172
    173 То есть в данном случае всё как раз абсолютно правильно, это как раз вытекает
    174 и из статьи 15, и из других норм Конституции, и, на мой взгляд, здесь как раз
    175 всё этим продиктовано.
    176
    177 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович, присаживайтесь.
    178
    179 Есть ли желающие выступить? Есть.
    180
    181 Включите режим записи на выступления.
    182
    183 Покажите список.
    184
    185 Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста, с места.
    186
    187 Включите микрофон.
    188
    189 ДИДЕНКО А. Н. Фракция ЛДПР поддержит предложенные законопроекты. Скажу
    190 больше, мы уже три десятка лет выступаем за то, чтобы в основах
    191 конституционного строя более чётко прослеживался примат Конституции
    192 Российской Федерации и национального права в целом над международными
    193 принципами, нормами и международными договорами, потому что у нас иногда в
    194 отраслевых законах и Конституция стоит ниже международно-правовых актов.
    195 Приведу конкретный пример: в нашем 131-м законе, который регулирует всё
    196 местное самоуправление в стране, в его статье 4 "Правовая основа местного
    197 самоуправления", общепризнанные принципы и нормы международного права,
    198 международные договоры стоят выше Конституции, чего в принципе не может быть,
    199 даже исходя из анализа действующей на протяжении нескольких десятков лет
    200 Конституции 1993 года.
    201
    202 В связи с этим положения, которые были приняты, поддержаны, ратифицированы
    203 парламентом, подписаны президентом и получили поддержку населения на
    204 общероссийском голосовании, конечно, абсолютно логичны и созвучны
    205 предложениям, которые фракция ЛДПР выдвигает уже три десятилетия. Повторю,
    206 что мы настаиваем на более радикальном решении вопроса: национальное право в
    207 целом, наша национальная система права должна стоять выше международных
    208 договоров. Но мы прекрасно понимаем, что эта норма закреплена в главе 1
    209 Конституции "Основы конституционного строя", она не может быть изменена иначе
    210 как путём пересмотра в целом Конституции. Видимо, политический консенсус на
    211 этот счёт ещё не достигнут, однако предлагаемые изменения, предлагаемые
    212 новеллы, на взгляд депутатов фракции ЛДПР, соответствуют положениям, которые
    213 содержатся в нашей программе. И на самом деле не так много у нас
    214 цивилизованных западноевропейских стран, которые вот так безусловно отдают
    215 примат международному праву над своими национальными системами. Можно
    216 вспомнить пример и опыт США: их Конституция не предусматривает ничего
    217 подобного. Более того, даже международные договоры, такие фундаментальные,
    218 как Женевские конвенции, например об обращении с интернированными
    219 военнопленными... Мы знаем, что есть Женевские конвенции, а есть США, которые
    220 содержат военную базу в Гуантанамо на Кубе, где абсолютно попраны все эти
    221 международные документы и договоры, там процветают пытки, и психологические,
    222 и физические, и прочие вещи, о которых мы прекрасно знаем. Так что, когда
    223 такая большая страна может сделать для себя исключение, совершенно очевидно,
    224 что международная система права, основанная на принципах консенсуса,
    225 компромисса, теряет свою эффективность. Уже ХХI век, не ХVI век, когда всё
    226 это зарождалось, и здесь, конечно, национальные системы, в случаях...
    227
    228 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.
    229
    230 ДИДЕНКО А. Н. ...когда они имеют конституционно значимый приоритет над
    231 международными договорами, должны иметь и приоритет в системе
    232 законодательства.
    233
    234 Фракция ЛДПР предложенные изменения поддерживает. И я думаю, председателям
    235 комитетов нужно серьёзно свои блоки законодательства проанализировать, потому
    236 что с точки зрения юридической техники любой принципиальный, фундаментальный
    237 отраслевой закон содержит так называемые общие принципы, правовые основы
    238 системы законодательства, системы нормативных правовых актов, где эта
    239 иерархия дана, и нам просто нужно очень серьёзно поработать, как Павел
    240 Владимирович сказал, проанализировать свои, так скажем, законы и привести их
    241 в соответствие с текстом Конституции, которая вступила в силу ещё в июле.
    242
    243 Спасибо за внимание.
    244
    245 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    246
    247 Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.
    248
    249 СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Вопрос об этих приоритетах, конечно, очень непростой, и,
    250 собственно, он встал перед нами несколько лет назад, но я хотел бы обратить
    251 внимание на то, что упразднение приоритета международного права, который
    252 установлен сегодня частью 4 статьи 15, может привести просто к международной
    253 изоляции и лишению наших граждан возможности искать правовой защиты в
    254 международных организациях. Нельзя лишать их этого в условиях, когда в
    255 стране, извините меня, творится судебный произвол. Единственное место, куда
    256 гражданин может обратиться и где может в целом ряде случаев найти помощь и
    257 защиту, - ЕСПЧ.
    258
    259 Ну и сама наша позиция тоже представляется мне несколько сомнительной.
    260 Представьте себе, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
    261 от 5 февраля 2007 года отмечено, что правовые положения Страсбургского суда,
    262 содержащиеся в постановлениях, принятых по делам в отношении России, и дающие
    263 толкование норм конвенции 1950 года, должны учитываться федеральным
    264 законодателем, так как они являются составной частью действующей правовой
    265 системы России; в указе президента от 20 мая 2011 года "О мониторинге
    266 правоприменения в Российской Федерации" на Минюст возлагается обязанность по
    267 проведению правоприменительного мониторинга в целях выявления постановлений
    268 ЕСПЧ, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или признание
    269 недействующими тех или иных законодательных или иных внутренних нормативных
    270 правовых актов. Ну, теперь у нас новая тенденция. Павел Владимирович нам
    271 выстроил иерархию нормативных актов: вверху Конституция, потом
    272 международно-правовые нормы, а потом законы, то есть, получается,
    273 международные правовые нормы всё-таки над законами стоят.
    274
    275 Извините, Павел Владимирович, но ведь законы-то будут строиться в развитие
    276 Конституции, и, получается, мы международными правовыми актами будем отменять
    277 Конституцию. В законах конкретизируется Конституция - и как же она будет
    278 работать, если наше действующее федеральное законодательство должно отвечать
    279 нормам международного права? Может быть, мы и поспешили, взявшись за
    280 нейтрализацию норм международного права, может, мы всё-таки несвоевременно
    281 это сделали, может, это всё-таки основано на неких эмоциях, которые связаны,
    282 по существу, только с одним - с гей-парадами (собственно говоря, больше нас
    283 ничего там особенно и не раздражало)?
    284
    285 У нас есть большие сомнения, коллеги, на этот счёт. Просил бы вот такую нашу
    286 позицию принять во внимание.
    287
    288 Спасибо за внимание.
    289
    290 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    291
    292 Толстой Пётр Олегович, пожалуйста. Пётр Олегович, не спешите.
    293
    294 ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ
    295 РОССИЯ".
    296
    297 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Передо мной выступали блестящие
    298 юристы, которые оценивали эти законопроекты с юридической точки зрения. Я
    299 позволю себе дать немножко более, может быть, политическую трактовку.
    300
    301 Буквально на прошлой неделе Президент России Владимир Путин, выступая на
    302 Валдайском форуме, говорил о том, что невозможно в страну импортировать
    303 законы, ценности, всё это выглядит как, знаете, стеклянные бусы, которыми
    304 дали туземцам поиграться. Нам, в нашу страну в 90-е годы тоже импортировали
    305 законы, ценности, нормы - и всё это были "стеклянные бусы". И когда я с этой
    306 трибуны несколько лет назад, отчитываясь о работе нашей делегации в
    307 Парламентской ассамблее Совета Европы, говорил о том, что невозможно, чтобы в
    308 XXI веке в России международные нормы диктовали внутреннюю политику
    309 государства, уважаемые мною великолепные юристы России, в том числе
    310 присутствующие здесь, крутили пальцем у виска и говорили: слушай, ну это уже
    311 есть и так будет, поэтому не надо говорить глупости! Я очень рад тому, что
    312 сегодня мы фактически принятием этих законов открываем новую страницу в
    313 развитии нашего государства. Мы отменяем фактически полуколониальный принцип
    314 верховенства некоторых международных норм над нашей, российской Конституцией.
    315 Это политически очень важно!
    316
    317 Можно, конечно, говорить о том, что 120 законов меняется и так далее. Но тут
    318 вопрос в другом - вопрос даже не в тех международных нормах, которые признаны
    319 Россией в качестве конвенций, а вопрос в будущем, в том, каким оно будет.
    320 Понятно, что мы не признаем никаких международных решений, в которых Крым
    321 упоминается не как территория России, - это самый простой пример. Есть и ряд
    322 других примеров, которые, конечно, коснутся и нашей с вами работы. Я имею в
    323 виду принципиальные вещи, касающиеся, допустим, ювенальной юстиции,
    324 касающиеся возможности усыновления детей однополыми парами в связи с
    325 действием Стамбульской конвенции, и ряд других норм, которые просто
    326 неприемлемы в России и никогда - никогда! - не станут приемлемыми для нашего
    327 общества. Поэтому, мне кажется, сегодняшнее решение имеет не только
    328 юридическое, но и политическое измерение.
    329
    330 А что касается решений ЕСПЧ, на это сегодняшнее наше решение не будет влиять,
    331 потому что Россия по-прежнему исполняет 98 процентов решений ЕСПЧ, если они
    332 не носят политизированного характера.
    333
    334 Вот очень приятно, что мы начинаем жить своими ценностями, а не
    335 заимствованными.
    336
    337 Спасибо за внимание.
    338
    339 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Олегович.
    340
    341 Рыжак Николай Иванович, пожалуйста.
    342
    343 РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
    344
    345 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Нас долгие годы упрекали,
    346 говорили нам, что Конституция - основной закон, нельзя к нему притрагиваться,
    347 не надо делать критический анализ и так далее. Политические события подвигли
    348 политическое руководство страны на то, что мы вместе с нашим народом, с
    349 общественными организациями в значительной степени прикоснулись к
    350 Конституции, внесли поправки, обсуждали, повысили активность народа - это всё
    351 было.
    352
    353 Сейчас мы обсуждаем ещё ряд новелл, в том числе приоритет основного закона
    354 над международным правом - замечу, при соблюдении уважительного отношения к
    355 основным принципам международного права. Но что такое право? Право - это
    356 выраженная в законе воля господствующего класса. Вот международное право как
    357 раз и несёт в себе... его основное содержание - это выраженная в законе воля
    358 того класса, с которым мы сейчас находимся в определённой конфронтации,
    359 понимая, что добра России эти господа не несли и нести никогда не будут.
    360
    361 Я не зря Павлу Владимировичу задавал вопрос, как далеко мы можем зайти: можем
    362 ли мы всё-таки пересмотреть, может быть, даже путём созыва Конституционного
    363 Собрания основные положения 13-й статьи Конституции? Ведь когда мы говорим о
    364 суверенитете, о территориальной целостности, мы забываем о политическом
    365 суверенитете. В праве тоже заложены основные идеологические постулаты, и это
    366 право долгие годы топталось в нашем информационном пространстве, что влияло
    367 на формирование морального и политического мировоззрения наших граждан. И вот
    368 наконец-то мы сейчас - я здесь полностью солидарен с Петром Олеговичем - так
    369 расставляем приоритеты, что именно мы задаём тон, мы задаём тональность
    370 нашему основному закону, который во главу угла поставил наши приоритеты,
    371 основные национальные приоритеты. Я думаю, что недалёк тот час, когда мы
    372 полностью осознаем, что не вправе вот на этом полушаге останавливаться и
    373 должны идти до конца. Этого требуют и международная обстановка, и сознание
    374 наших граждан, и политический процесс в мире в целом, и как раз основная
    375 задача - это обеспечение социальных гарантий и международной безопасности
    376 государства.
    377
    378 Наша фракция поддерживает данные новеллы.
    379
    380 Благодарю за внимание.
    381
    382 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.
    383
    384 Пожалуйста, полномочный представитель президента в Государственной Думе Гарри
    385 Владимирович Минх.
    386
    387 МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в
    388 Государственной Думе.
    389
    390 Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Конечно, ход обсуждения - и
    391 публичного, и в стенах Государственной Думы - меня ещё раз заставляет взять
    392 слово и напомнить... Хотел бы сказать уважаемому коллеге, что всё-таки я бы
    393 не сравнивал Россию даже в 90-е годы с государством, где за стеклянные бусы
    394 торгуют своим суверенитетом: мне кажется, это небольшой, но всё-таки перебор.
    395
    396 Даже в ранее действовавшей редакции Конституции, напоминаю вам, была статья
    397 15, и она остаётся прежней, и вот та норма, которая так взволновала Николая
    398 Васильевича, есть в действующей Конституции. Павел Владимирович попытался
    399 объяснить (но, видимо, у него не очень получилось), что нормы международного
    400 права - это не то, что нам навязал Дядя Сэм или кто-то ещё, это те нормы,
    401 которые мы сами, добровольно включили в российскую правовую систему через
    402 решения органов государственной власти, это наши с вами решения. И те люди,
    403 которые работали в Государственной Думе, а ранее в Верховном Совете, в 90-е
    404 годы и после вступления в силу Конституции, как раз этим и занимались. Это
    405 наши с вами суверенные решения, и суверенитет Российской Федерации в этом
    406 контексте был абсолютно незыблем.
    407
    408 Что случилось в дальнейшем? Мы с вами прекрасно знаем примеры, когда вдруг
    409 решениями так называемых надгосударственных или межгосударственных органов
    410 вдруг принимаются прецедентного рода решения - и получается, что решениями,
    411 например, Европейского Суда по правам человека в Страсбурге текст европейской
    412 же конвенции по правам человека берётся и дописывается. В тексте конвенции,
    413 например, нет, не было и, я думаю, не появится нормы о том, что лица, которые
    414 находятся в местах лишения свободы по приговору суда, не вправе избирать и
    415 быть избранными. У нас такая норма прямо закреплена в Конституции. И вдруг
    416 Европейский Суд принимает решение, что это несоизмеримое ограничение прав и
    417 что это нехорошо и надо бы, чтобы такие люди как минимум голосовали. Мы,
    418 конечно же, такое решение принять и реализовать не вправе, это прямое
    419 противоречие Конституции Российской Федерации, но мы под такой нормой и не
    420 подписывались.
    421
    422 Таким образом, то, что сегодня происходит, - это доведение смыслов, которые
    423 уже заложены в статье 15 Конституции, до политического истеблишмента, до
    424 депутатского корпуса в широком смысле этого слова, на всей территории
    425 Российской Федерации. Мы здесь просто принимаем решение, которое обеспечивает
    426 доходчивую для всех - для большинства, скажем так, - позицию, что мы никогда,
    427 ни при каких обстоятельствах суверенитетом своим поступиться не можем. Я
    428 прошу вас обратить на это внимание и поддержать решения, которые президент
    429 реализует в форме таких законодательных инициатив.
    430
    431 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.
    432
    433 Полномочный представитель правительства? Нет.
    434
    435 Докладчик, Павел Владимирович? Тоже нет.
    436
    437 Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию.
    438
    439 Ставится на голосование проект федерального закона "О  внесении изменения в
    440 статью 7 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", 13-й
    441 вопрос.
    442
    443 Включите режим голосования.
    444
    445 Покажите результаты.
    446
    447 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 30 сек.)
    448 Проголосовало за 394 чел.87,6 %
    449 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    450 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    451 Голосовало 394 чел.
    452 Не голосовало 56 чел.12,4 %
    453 Результат: принято
    454
    455 Принимается в первом чтении единогласно.
    456
    457 Ставится на голосование проект федерального закона "О  внесении изменений в
    458 отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения
    459 применения правил международных договоров Российской Федерации в
    460 истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации", 14-й вопрос.
    461
    462 Включите режим голосования.
    463
    464 Покажите результаты.
    465
    466 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 09 сек.)
    467 Проголосовало за 390 чел.86,7 %
    468 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    469 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    470 Голосовало 390 чел.
    471 Не голосовало 60 чел.13,3 %
    472 Результат: принято
    473
    474 Принимается в первом чтении единогласно.
    475
    476 Ставится на голосование проект федерального закона "О  внесении изменений в
    477 отдельные законодательные акты Российской Федерации", 15-й вопрос.
    478
    479 Включите режим голосования.
    480
    481 Покажите результаты.
    482
    483 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 40 сек.)
    484 Проголосовало за 393 чел.87,3 %
    485 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    486 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    487 Голосовало 393 чел.
    488 Не голосовало 57 чел.12,7 %
    489 Результат: принято
    490
    491 Принимается в первом чтении единогласно.
    492
    493 И ставится на голосование проект федерального закона "О  внесении изменения в
    494 статью 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 16-й вопрос.
    495
    496 Включите режим голосования.
    497
    498 Покажите результаты.
    499
    500 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 13 сек.)
    501 Проголосовало за 393 чел.87,3 %
    502 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    503 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    504 Голосовало 393 чел.
    505 Не голосовало 57 чел.12,7 %
    506 Результат: принято
    507
    508 Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
    509
    510 Талия Ярулловна, спасибо вам большое за участие в работе.