Проект федерального закона № 1036050-7 «О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации»

Идентификатор 32598
Номер 1036050-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации
Комментарий в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках
Дата внесения 2020-10-14

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Событие рассмотрения Рассмотрение законопроекта Государственной Думой
Принятое решение (формулировка) принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту
Дата последнего события 2021-03-24
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
  • Валуев Николай Сергеевич
  • Ищенко Александр Николаевич
  • Москвичев Евгений Сергеевич
  • Николаев Николай Петрович
  • Резник Владислав Матусович
  • Шайхутдинов Рифат Габдулхакович
  • Щаблыкин Максим Иванович
  • Орган государственной власти
    Фракции
  • Фракция Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
  • Депутаты, не входящие во фракции
  • Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1036050-7 "О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения условий осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных участках).

    0 24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 78
    1 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса
    2 Российской Федерации". Доклад Владислава Матусовича Резника.
    3
    4 РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, концепция предлагаемого вашему
    5 вниманию законопроекта состоит в обеспечении возможности осуществления видов
    6 деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных
    7 участках.
    8
    9 Разрешите напомнить вам, коллеги, что наряду с рыболовством охота - это один
    10 из видов пользования животным миром, который является достоянием народов
    11 Российской Федерации, то есть государственной собственностью. Профильным
    12 Федеральным законом "О животном мире" закреплён один из основных принципов
    13 государственного управления в области охраны и устойчивого использования
    14 объектов животного мира - это отделение права пользования животным миром от
    15 права пользования землёй, лесом и другими природными ресурсами. К сожалению,
    16 этот базовый принцип правового регулирования не всегда принимается во
    17 внимание при разработке отдельных норм смежного законодательства. Так, в 2016
    18 году при совершенствовании Земельного кодекса в целях обеспечения
    19 рационального использования сельскохозяйственных земель был введён запрет
    20 любой деятельности на землях сельхозназначения в тридцатикилометровой зоне от
    21 границ населённых пунктов - ничем заниматься нельзя. Потом вспомнили, что
    22 надо всё-таки строить линии электропередачи, и сделали исключение для
    23 линейных объектов. Лично мне очевидно, что указанные изменения имели
    24 абсолютно правильную цель - предотвратить сокращение сельхозземель и никак не
    25 имели цели ограничить охоту на таких землях, поскольку охота не затрагивает
    26 ни сельскохозяйственное производство, ни целевое использование сельхозземель.
    27
    28 Исторически в России, как и в других странах, где разрешена охота, на
    29 сельскохозяйственных землях, специально не огороженных от диких зверей, охота
    30 велась всегда. Однако в последнее время в судебной практике указанной нормой
    31 начали пользоваться для изъятия таких земель из охотничьих угодий, и начало
    32 складываться впечатление, что инициаторы таких судебных разбирательств
    33 планируют таким образом изменить места обитания охотничьих животных, -
    34 естественно, это невозможно.
    35
    36 Аналогичная ситуация складывается и с зелёными зонами. При внесении в 2019
    37 году в Лесной кодекс изменений, направленных на предотвращение вырубки
    38 защитных лесов, был введён запрет на осуществление охотхозяйственной
    39 деятельности на лесных участках зелёных зон. В отличие от лесов лесопарковых
    40 зон, то есть лесов, которые используются для рекреации, отдыха населения,
    41 леса зелёных зон выполняют функции защиты природных объектов, являясь,
    42 невзирая на все запреты, местом обитания диких животных.
    43
    44 В заключение ещё раз хочу подчеркнуть, что охотничий ресурс - это
    45 госсобственность, эффективное и рациональное использование которой возможно
    46 при условии управления популяциями на всей территории обитания диких
    47 животных. Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере
    48 охотничьего хозяйства не оказывает никакого влияния ни на площадь, ни на
    49 качество сельхозземель и не сказывается негативно на режиме лесопользования.
    50 Законопроектом предлагается устранить избыточные и необоснованные запреты на
    51 ведение охотничьего хозяйства на отдельных землях сельхозназначения и в лесах
    52 зелёных зон.
    53
    54 Просьба поддержать.
    55
    56 Спасибо, коллеги, за внимание.
    57
    58 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    59
    60 Содоклад Александра Владимировича Якубовского.
    61
    62 ЯКУБОВСКИЙ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
    63 Законопроектом предлагается обеспечить возможность осуществления видов
    64 деятельности в сфере охотничьего хозяйства на отдельных земельных и лесных
    65 участках.
    66
    67 Следует подчеркнуть, что земли сельскохозяйственного назначения, как и лесные
    68 участки, являются средой обитания диких животных. Отсутствие комплексных
    69 мероприятий в сфере охотничьего хозяйства на указанных территориях неминуемо
    70 будет вести к распространению заболеваний животных, нарушению баланса
    71 популяций, снижению биоразнообразия и неконтролируемому браконьерству.
    72
    73 Охота как основной регулируемый вид деятельности в сфере охотничьего
    74 хозяйства не оказывает негативного влияния на окружающую среду и не может
    75 быть отнесена к интенсивной хозяйственной деятельности. При осуществлении
    76 охоты использование земельных и лесных участков осуществляется способами,
    77 которые не требуют проведения рекультивационных или лесовосстановительных
    78 мероприятий. Охота не оказывает негативного воздействия на режим
    79 лесопользования и на качественные характеристики сельскохозяйственных земель.
    80
    81 Таким образом, действующие законодательные запреты на ведение
    82 охотхозяйственной деятельности на упомянутых земельных и лесных участках
    83 носят явно избыточный и необоснованный характер.
    84
    85 Комитет поддерживает предлагаемую концепцию законопроекта.
    86
    87 Законопроект поддержан профильными федеральными органами исполнительной
    88 власти, в том числе Минприроды России и Минсельхозом России. Подготовлен
    89 проект положительного официального отзыва Правительства Российской Федерации
    90 на законопроект.
    91
    92 С учётом изложенного прошу поддержать законопроект в первом чтении.
    93
    94 Спасибо за внимание.
    95
    96 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    97
    98 Я так понимаю, что комитет-соисполнитель - это Комитет по аграрным вопросам?
    99 У них другое мнение.
    100
    101 ЯКУБОВСКИЙ А. В. Да, верно.
    102
    103 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда нам надо дать слово Кашину Владимиру Ивановичу,
    104 председателю комитета-соисполнителя.
    105
    106 КАШИН В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Наш комитет
    107 не поддержал данную законодательную инициативу, несмотря на то что мы уважаем
    108 авторов и сами являемся охотниками, причём с раннего возраста: у многих из
    109 нас детство проходило в лесной местности, лично у меня - в Мещёре, мы не
    110 понаслышке знаем, что это такое. Почему мы проголосовали против? Потому что в
    111 данном законопроекте многие вещи непонятны, не урегулированы. Если сейчас мы
    112 понимаем, что есть тридцатикилометровая зона, где нельзя охотиться, то завтра
    113 граждане могут выйти за пределы своего огорода или зайти на огород - а там
    114 уже охотники вовсю решают, так сказать, проблему охоты. То есть речь идёт о
    115 снятии вообще этого ограничения, а все мы понимаем, что охота является
    116 опасным видом деятельности, из года в год количество оружия у населения
    117 прибавляется, и количество смертельных случаев удваивается, и от
    118 гладкоствольного, и от нарезного оружия, и эти цифры тоже впечатляют.
    119
    120 Понятно, что данный законопроект просто-напросто отодвигает приоритетность
    121 развития сельского хозяйства на сельскохозяйственных землях, попирает базовые
    122 основы Земельного кодекса. Мы знаем, на чём и как охотятся сегодня наши
    123 охотники, как срезают на вездеходах и так далее даже в зимний период, а зимы
    124 мы знаем, какие у нас бывают. Вот, например, поле озимых, которое принадлежит
    125 фермеру, или какому-нибудь институту, опытному хозяйству, или любому
    126 бизнесмену, находится в частной собственности, - теперь наши уважаемые авторы
    127 предлагают там вести охоту.
    128
    129 Вот говорят, что 30 километров - это много. Но, извините, рядом, через 2
    130 километра, лесные богатства, наша страна - самая большая лесная держава.
    131 Охотьтесь! У всех авторов море охотхозяйств - неужели недостаточно вам, как
    132 говорится, места для охоты? Приглашайте друг друга, если у вас есть время, но
    133 замахиваться на частную собственность нельзя.
    134
    135 Конституционный Суд высказался против, Верховный Суд высказался против.
    136 Давайте тогда, если уж вы такие деятели и вам это очень нужно, ко второму
    137 чтению решать все эти вопросы. А так вы погрязнете в судебных исках. Если я
    138 являюсь собственником того или другого участка, почему вы там у меня должны
    139 вовсю решать свои охотничьи проблемы? Это не годится, это будет сшибка
    140 всегда.
    141
    142 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    143
    144 Коллеги, есть ли вопросы? Есть.
    145
    146 Включите режим записи на вопросы.
    147
    148 Покажите список.
    149
    150 Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста.
    151
    152 БОРТКО В. В. Владислав Матусович, объясните, пожалуйста, мне, несведущему
    153 человеку, кого припёрло, почему вдруг неожиданно возникает сей законопроект?
    154 Что, собственно говоря, послужило стимулом для его внесения и дальнейшего
    155 принятия? Почему так?
    156
    157 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резнику включите микрофон.
    158
    159 РЕЗНИК В. М. Попытаюсь ответить, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, на
    160 вопрос, кому припёрло.
    161
    162 Дело в следующем. В 2016 году был принят этот запрет, сначала на него никто
    163 не обращал внимания, потому что никому в голову не приходило, что запрет
    164 заниматься какой-либо деятельностью на сельскохозяйственных землях может быть
    165 направлен на охоту, которая исторически всегда велась на сельскохозяйственных
    166 землях. Потом ретивым или внимательно читающим законы прокурорам пришла в
    167 голову мысль предъявлять соответствующие иски к охотпользователям, то есть к
    168 людям, заключившим охотпользовательское соглашение, и изымать из отведённых
    169 угодий земли сельхозназначения.
    170
    171 Как вы понимаете, тридцатикилометровые зоны вокруг поселений - это территория
    172 практически всей Центральной России, и на таких землях в Центральной России
    173 или на Кавказе, в частности, охотиться будет невозможно. Значит, нельзя будет
    174 готовить специальные поля для выращивания соответствующих культур, чтобы
    175 звери задерживались на них, кормились там и так далее.
    176
    177 Именно в связи с этим суды, до самого высокого уровня, стали рассматривать
    178 такие ситуации. При этом ссылки на Конституционный Суд или Верховный Суд,
    179 особенно на Конституционный Суд, несколько неточны, поскольку Конституционный
    180 Суд подтвердил единственное - то, что нормы закона об охоте, Земельного и
    181 Гражданского кодексов не противоречат нормам Конституции, а выявлять
    182 конкретные обстоятельства Конституционный Суд по каждому делу не стал.
    183
    184 Вместе с тем, конечно, надо понимать, что возможен ущерб, два вида ущерба.
    185 Один вид ущерба связан с тем, что техника ездит по сельскохозяйственным
    186 угодьям и это, безусловно, наносит вред. Но это уже вопрос получения
    187 компенсации за соответствующий ущерб, который нанёс тот или иной гражданин,
    188 охотник или кто бы то ни было. И второй вид ущерба - это потравы. Но что
    189 касается потрав, то дикие животные не будут читать ни охотхозяйственное
    190 соглашение, ни иные документы, а будут жить там, где им лучше... (Микрофон
    191 отключён.)
    192
    193 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    194
    195 Коткин Сергей Николаевич.
    196
    197 КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    198
    199 Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, будет ли действие этого закона
    200 распространяться на земли сельхозназначения коренных малочисленных народов
    201 Севера, Сибири и Дальнего Востока? Будет ли с ними согласовываться, когда
    202 такие земли изымаются из оборота? Почему я спрашиваю? Потому что уже есть
    203 примеры, когда строятся базы, - и как же не будет никакого воздействия
    204 оказываться на среду? - строятся целые охотничьи базы и тундра, по сути дела,
    205 вся изгажена вездеходами, техникой и прочее, и прочее.
    206
    207 РЕЗНИК В. М. Ну, я не могу сказать, что тундра изгажена вездеходами
    208 исключительно из-за охотников, я думаю, что это обвинение отнюдь не в адрес
    209 охотников должно быть.
    210
    211 Что касается баз и строительства как такового, то соответствующее
    212 согласование проходит в органах местной власти - это к ним вопрос.
    213
    214 А что касается изъятия земель, то какие же земли будут изыматься у коренных
    215 малочисленных народов Севера? Не будут, конечно!
    216
    217 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    218
    219 Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.
    220
    221 Включите режим записи на выступления.
    222
    223 Покажите список.
    224
    225 Николаев Николай Петрович, пожалуйста.
    226
    227 Фракция ЛДПР, определитесь, кто будет выступать от фракции.
    228
    229 НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным
    230 ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    231
    232 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас всегда, когда речь
    233 идёт об охотничьей деятельности, огромное количество споров. Конечно, они
    234 возникают при обсуждении и в комитете, и во фракциях, но я хочу обратить ваше
    235 внимание вот на что: когда речь идёт о законодательстве, в том числе о том
    236 законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, то речь идёт об
    237 охотхозяйственной деятельности, а охота и охотхозяйственная деятельность -
    238 это разные вещи, они отличаются друг от друга.
    239
    240 И действительно, вопросы, связанные с миграцией диких животных и возможностью
    241 регулирования их численности, необходимо решать. Я думаю, что здесь прежде
    242 всего должны говорить как раз аграрии, потому что именно дикие животные очень
    243 часто являются причиной распространения тех или иных болезней.
    244
    245 Я хочу ещё обратить ваше внимание на то, что на сегодняшний день площадь
    246 охотничьих угодий - порядка 80 процентов территории нашей страны. Речь идёт
    247 именно об охотничьих угодьях, а не об охотничьих хозяйствах, которые
    248 распределены между теми или иными индивидуальными предпринимателями либо
    249 компаниями и так далее. А охотничьи угодья являются средой обитания
    250 охотничьих ресурсов. И если разобраться в этой терминологии, то становится
    251 абсолютно понятно, что этот закон действительно должен быть принят. Понятно,
    252 что если сегодня мы услышали о рисках, то ко второму чтению должны
    253 законопроект доработать, поработать с этими рисками. Но хочу подчеркнуть, что
    254 речь не идёт об организации охоты, как легко можно представить, на тех или
    255 иных чужих землях, - нет, это неправильно, это абсолютно некорректное
    256 восприятие!
    257
    258 Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и со своей стороны
    259 готов сказать, что мы с радостью будем работать над законопроектом ко второму
    260 чтению. А то, что закон необходимо принимать, - это действительно так, и это
    261 пойдёт на пользу в том числе и аграриям, и тем, кто занимается
    262 животноводством. Просьба поддержать.
    263
    264 Спасибо большое.
    265
    266 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, пожалуйста.
    267
    268 ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.
    269
    270 Уважаемые коллеги, я, как один из авторов этого законопроекта, тоже хотел бы
    271 внести некоторую ясность. У нас порядка 6 миллионов зарегистрированных
    272 охотников. Может сложиться впечатление, что охотники - это вот те, кто имеет
    273 охотхозяйства, кстати, на них тоже возложена огромная работа по биотехнии, по
    274 приведению в порядок, по подкормке животных и так далее, по разведению, это
    275 довольно большая работа. Но сейчас рассматриваются не только частные
    276 охотхозяйства, в большей степени в 2016 году под действие вот этой запретной
    277 нормы попали именно охотхозяйства общего пользования, где охотятся обычные
    278 наши граждане. Это первое.
    279
    280 Второе. Вот здесь коллега Кашин говорил по поводу того, что они в огородах
    281 будут охотиться. Это, вообще-то, регулируется местной исполнительной властью,
    282 она определяет границы охотхозяйств - и охотхозяйств общего пользования, и
    283 охотхозяйств частного пользования, - поэтому в этом отношении не надо нас
    284 вводить в заблуждение.
    285
    286 Этим законопроектом, по сути, восстанавливается историческая справедливость.
    287 Традиционно всегда охотились там, где велось сельское хозяйство, никогда это
    288 не было запрещено. Но в 2016 году была внесена поправка о том, что если не
    289 используют землю под сельское хозяйство, то ни подо что нельзя использовать.
    290 Таким образом, мы распространили это ещё и на охоту, хотя про это точно не
    291 думали законодатели, когда поправку писали. Так что сейчас просто
    292 восстанавливается историческая справедливость.
    293
    294 Просьба поддержать данный законопроект.
    295
    296 Спасибо за внимание.
    297
    298 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    299
    300 От фракции ЛДПР - Андрейченко Андрей Валерьевич.
    301
    302 АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР.
    303
    304 Уважаемые коллеги, когда у нас рассматриваются такие законопроекты, мы сразу
    305 понимаем, кому на Руси жить хорошо: когда мы говорим про охотников, мы их
    306 всё-таки чаще всего поддерживаем. Поддержали и в вольерной охоте, то есть
    307 когда в загонах, - ну, понятно, не все фракции поддержали, позицию фракции
    308 ЛДПР, я думаю, вы помните. И про бесшумное оружие мы говорили - тоже стали
    309 вносить изменения, давать ссылки на некий исторический способ охоты. Так что
    310 в данном случае тоже, наверное, снова поддержат: да, большинство у нас здесь
    311 охотники.
    312
    313 Однако фракция ЛДПР данный законопроект в первом чтении поддерживать не
    314 будет, и именно из-за того, что это всё-таки сельхозугодья или любая другая
    315 частная собственность, уже много об этом сейчас сказали. Когда мы думаем об
    316 охотниках, ну, мы тоже за охотников, вы правильно поймите, но те изменения,
    317 которые должны произойти, они должны быть внесены ко второму чтению. Мы
    318 считаем это обязательным условием.
    319
    320 Нормативная база. Нам часто нормативную базу представляют потом, не к
    321 третьему чтению. Мы здесь также настаиваем на том, чтобы вся нормативная база
    322 была представлена, то есть просто от и до, потому что мы, по сути, спорим
    323 именно о деталях того, как это будет происходить. Пока что у каждого депутата
    324 здесь может нарисоваться такая картина: действительно, вот охотники поехали,
    325 вот поле, на поле урожай, они едут по полю, соответственно, они там охотятся,
    326 а потом какие-то суды, какие-то выплаты. Но если мы на это пойдём, то, скорее
    327 всего, никаких выплат не будет, потому что просто даже физически тяжело будет
    328 найти, кто там в принципе охотился.
    329
    330 Я небольшой специалист в области охоты, я не буду говорить, что я какой-то
    331 там охотник, но я понимаю, что, скорее всего, тот зверь, который ходит по
    332 лесу, отличается от того, который ходит по полю сельскохозяйственному: зверь,
    333 который ходит по сельскохозяйственному полю, наверное, более мясист,
    334 наверное, является в этом плане такой более значимой целью для охотника. И
    335 опять же это не в лесу. У нас охотники уже в вольерах собираются из
    336 арбалетов... То есть такое впечатление, что у нас охотники - ну, не все,
    337 некоторые - обленились. Тогда, раз такая тенденция, понятно: по полю проще
    338 будет ездить за ним на грузовике, включив фары, и где-то его там
    339 непосредственно уже...
    340
    341 А если мы говорим про охотников, которые... Ну, в рамках закона - это одно,
    342 но мы понимаем, что сейчас и геоточками пользуются - бывает, зверя убивают,
    343 на часах соответственно отмечают геоточку, а потом возвращаются, - и даже
    344 вплоть до маячков... И у браконьеров сейчас очень разные способы. Так что в
    345 данном случае нам нужно закон так прописать, чтобы все эти способы отсечь,
    346 чтобы в любом случае наше сельское хозяйство, наши фермеры не пострадали, а у
    347 фермеров и так много проблем. Например, в заксобраниях постоянно жалуются на
    348 то, что по полям коровы ходят и никто пока ничего с этим делать не
    349 собирается.
    350
    351 Спасибо за внимание.
    352
    353 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Иванов Сергей Владимирович.
    354
    355 ИВАНОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, в соответствии с Регламентом по
    356 законопроектам первого чтения имеет право выступить любой депутат. У нас уже
    357 и столовую открыли, и помощников стали пускать - я считаю, что имею полное
    358 право выступить по данному законопроекту. Прошу предоставить мне слово.
    359
    360 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не могу, потому что было принято иное решение. Вносите
    361 предложение в Совет Думы - мы, может быть, перейдём к обычному порядку
    362 рассмотрения. Пока что действует такой.
    363
    364 Так, представители президента, правительства? Нет. Докладчик, будет
    365 заключительное слово? Нет. Содокладчик? Нет.
    366
    367 Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в
    368 статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного
    369 кодекса Российской Федерации", пункт 24.
    370
    371 Включите режим голосования.
    372
    373 Покажите результаты.
    374
    375 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 27 сек.)
    376 Проголосовало за 308 чел.68,4 %
    377 Проголосовало против 81 чел.18,0 %
    378 Воздержалось 3 чел.0,7 %
    379 Голосовало 392 чел.
    380 Не голосовало 58 чел.12,9 %
    381 Результат: принято
    382
    383 Принят в первом чтении.