Проект федерального закона № 1022818-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году»

Идентификатор 32497
Номер 1022818-7
Тип документа Федеральный закон
Название О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году
Комментарий
Дата внесения 2020-09-17

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Событие рассмотрения Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка) закон подписан
Дата последнего события 2020-10-15
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта во втором чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1022818-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" (принят в первом чтении 22 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году").

    0 15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный
    1 кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
    2 Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы
    3 Российской Федерации в 2021 году". Докладывает Андрей Михайлович Макаров.
    4
    5 МАКАРОВ А. М. Тут позволю себе доклад чуть подольше, на одну минуту. Когда мы
    6 рассматривали законопроект в первом чтении, мы говорили, что принимаем только
    7 те изменения в Бюджетный кодекс, которые необходимы для рассмотрения
    8 федерального бюджета, но договорились, что ко второму чтению будут отработаны
    9 поправки, необходимые для исполнения бюджета регионами страны. Ну, вы видите
    10 состав авторов этих поправок - тут есть поддержка всех фракций в
    11 Государственной Думе, и, я думаю, все важные задачи, которые ставились, для
    12 регионов в том числе, при рассмотрении законопроекта в первом чтении, были
    13 решены, и, мне кажется, нам удалось разрешить даже несколько больше вопросов,
    14 чем ставилось в первом чтении.
    15
    16 Поступило 29 поправок, из них 21 предлагается к принятию, 4 поправки авторы
    17 сняли, 4 поправки предлагается отклонить. Предложил бы перейти к таблицам
    18 поправок.
    19
    20 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.
    21
    22 Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.
    23
    24 Ставится таблица на голосование.
    25
    26 Включите режим голосования.
    27
    28 Покажите результаты.
    29
    30 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 15 сек.)
    31 Проголосовало за 336 чел.74,7 %
    32 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    33 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    34 Голосовало 336 чел.
    35 Не голосовало 114 чел.25,3 %
    36 Результат: принято
    37
    38 Принимается.
    39
    40 Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет.
    41
    42 Ставится на голосование таблица поправок.
    43
    44 Включите режим голосования.
    45
    46 Покажите результаты.
    47
    48 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 42 сек.)
    49 Проголосовало за 327 чел.72,7 %
    50 Проголосовало против 1 чел.0,2 %
    51 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    52 Голосовало 328 чел.
    53 Не голосовало 122 чел.27,1 %
    54 Результат: принято
    55
    56 Принимается.
    57
    58 Законопроект ставится на голосование во втором чтении.
    59
    60 Включите режим голосования.
    61
    62 Покажите результаты.
    63
    64 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 06 сек.)
    65 Проголосовало за 335 чел.74,4 %
    66 Проголосовало против 16 чел.3,6 %
    67 Воздержалось 0 чел.0,0 %
    68 Голосовало 351 чел.
    69 Не голосовало 99 чел.22,0 %
    70 Результат: принято
    71
    72 Принимается во втором чтении.
    73
    74 Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.
    75
    76 МАКАРОВ А. М. Коллеги, законопроект готов к процедуре третьего чтения, все
    77 экспертизы пройдены - предлагается включить его в порядок работы пленарного
    78 заседания на завтра.
    79
    80 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    81
    82 Прошу учесть.
    83
    84 Спасибо, Андрей Михайлович.

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1022818-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году".

    0 Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс
    1 Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных
    2 положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей
    3 исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и
    4 установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году".
    5 Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации
    6 заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича
    7 Лаврова.
    8
    9 Пожалуйста.
    10
    11 ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,
    12 заместитель министра финансов Российской Федерации.
    13
    14 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на
    15 решение двух задач: во-первых, на формирование правовых основ для
    16 составления, рассмотрения, утверждения проекта федерального бюджета на
    17 очередную трёхлетку; во-вторых, на создание таких же правовых основ для
    18 исполнения федерального бюджета в 2021 году. Какие предлагаются новации?
    19
    20 Первое. Предлагается уточнить бюджетные правила по трём основным позициям.
    21 Прежде всего, в составе бюджетного правила есть так называемый расчётный
    22 объём расходов, ранее он был определён на 2021 год в абсолютной цифре 585
    23 миллиардов рублей - предлагается увеличить этот показатель до 1,46 триллиона
    24 рублей, то есть фактически это означает увеличение абсолютного размера общего
    25 объёма расходов федерального бюджета. Эти средства будут направляться в том
    26 числе на борьбу с последствиями пандемии, преодоление последствий
    27 экономического кризиса и решение всех других приоритетных задач, что и будет
    28 подробно рассмотрено и доложено при рассмотрении проекта федерального
    29 бюджета.
    30
    31 Кроме того, при планировании базовых нефтегазовых доходов предлагается
    32 исходить из прогноза объёма добычи нефти, который был разработан в предыдущем
    33 бюджетном цикле, чтобы исключить негативное влияние сделки ОПЕК, налагающей
    34 определённые обязательства по сокращению объёмов добычи, а также продлить на
    35 2021 год право правительства использовать средства ФНБ в случае падения цены
    36 на нефть, ограничив при этом размер использования средств ФНБ 1 процентом
    37 ВВП.
    38
    39 Вторая группа поправок и предложений определяет нормативы зачисления в
    40 федеральный бюджет налога на доходы физических лиц. Прежде всего это те
    41 налоги на доходы от депозитов и процентов от ценных бумаг, которые были
    42 введены в течение весенней сессии и которые согласно принятым ранее решениям,
    43 предложениям должны направляться в федеральный бюджет и должны быть увязаны с
    44 определёнными социальными расходами, - по этой части предлагается установить
    45 100 процентов зачислений в федеральный бюджет.
    46
    47 Также Правительством Российской Федерации внесён в Государственную Думу
    48 законопроект, предусматривающий увеличение ставки налога на доходы физических
    49 лиц, в случае если годовой объём дохода превышает 5 миллионов рублей.
    50 Предлагается налог в части, касающейся 2 процентов этой ставки (увеличение с
    51 13 до 15 процентов), направлять в федеральный бюджет также в увязке с
    52 определёнными социальными целями. Соответственно расчётам предложены
    53 нормативы распределения именно этой части: предлагается 13 процентов от общей
    54 суммы поступлений зачислять в федеральный бюджет, 87 - в консолидированные
    55 бюджеты субъектов Российской Федерации, с тем чтобы общий объём поступлений
    56 от этого налога для субъекта Федерации не изменялся. Я хочу подчеркнуть, что
    57 речь здесь идёт о зачислении в федеральный бюджет сумм исключительно в связи
    58 с увеличением поступлений от этого налога, то есть у бюджетов субъектов
    59 Российской Федерации, муниципалитетов никаких выпадающих доходов не будет.
    60
    61 Кроме того, предлагается возможность увеличения резервного фонда
    62 Правительства Российской Федерации с превышением общего объёма расходов в
    63 случае поступления доходов, которые на данный момент сложно спрогнозировать.
    64 Это закрытые перечни доходов, прежде всего речь идёт о возмещении вреда
    65 водным объектам, поступлении сборов за биологические ресурсы и об
    66 утилизационном сборе. Кроме того, предлагается, как это делалось в течение
    67 нескольких последних лет, все несвязанные остатки расходов федерального
    68 бюджета, которые сложатся на конец года, направлять в резервный фонд
    69 Правительства Российской Федерации, что сохранит возможность их использования
    70 в установленном порядке по решениям Правительства Российской Федерации.
    71
    72 Также предлагается продлить ещё на один год, на 2021 год, право правительства
    73 вносить изменения в сводную бюджетную роспись в связи с реализацией
    74 мероприятий по борьбе с вирусом и иными целями, определёнными правительством.
    75 Кроме того, предлагается ещё дополнительное основание, которого нет в
    76 Бюджетном кодексе, - перераспределять средства внутри государственной
    77 программы на развитие Крыма и города Севастополя. Отмечу, что в текущем году
    78 эта норма действует и есть механизм парламентского контроля, но правительство
    79 предлагает рассмотреть продление действия этой нормы отдельно на площадке
    80 Государственной Думы. Предлагаются аналогичные по сути нормы, дающие право
    81 правительству превышать объёмы привлечения заимствований, а также право
    82 выдачи гарантий с превышением установленных размеров этих заимствований, тем
    83 самым повышается гибкость при исполнении бюджета в 2021 году.
    84
    85 Соответственно, чтобы всё это реализовать, необходимо приостановить действие
    86 целого перечня норм Бюджетного кодекса, что в законопроекте также
    87 предлагается, то есть эти поправки сопровождают вот эти основные новации.
    88
    89 Есть у нас ряд предложений по закреплению в Бюджетном кодексе на постоянной
    90 основе новаций, которые подтвердили свою эффективность. Прежде всего речь
    91 идёт о продлении с 90 до 180 дней срока, на который Федеральное казначейство
    92 может предоставлять кредиты местным бюджетам для поддержки их ликвидности, -
    93 в этом году эта мера себя зарекомендовала сугубо положительно. Также
    94 предлагаем упростить предоставление Правительством Российской Федерации
    95 средств на реализацию проектов в рамках защиты капитальных вложений - это, по
    96 сути, сопровождение принятого пакета законов на эту тему. И ещё одна важная
    97 норма касается поддержки государственных учреждений, с тем чтобы в период
    98 действия ограничений можно было не сокращать субсидии в случае невыполнения
    99 государственного задания.
    100
    101 Просим поддержать законопроект в первом чтении.
    102
    103 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    104
    105 Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.
    106
    107 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом
    108 деле законопроект о том, каким будет механизм исполнения бюджета в следующем
    109 году. Вот с учётом ситуации, которая сложилась в этом году, пандемии, мы дали
    110 правительству полномочия, для того чтобы иметь возможность оперативно
    111 реагировать на те вызовы, которые возникают. Одновременно мы сняли ряд, с
    112 моей точки зрения, бессмысленных ограничений, которые, буквально как гири,
    113 висели на регионах страны, сокращая их бюджетные возможности. И вот в данном
    114 случае что мы увидели? С одной стороны, на федеральном уровне правительство
    115 предоставленными полномочиями распоряжалось очень аккуратно, а с другой
    116 стороны, в регионах, которые мы освободили от этих ограничений, ничего
    117 страшного не произошло, то есть те меры, которые действуют в этом году,
    118 доказали свою эффективность. Вот правительство выходит к нам с предложением
    119 продлить эти меры на следующий год, повторяю: не перевести на постоянную
    120 основу, а именно временно продлить, на следующий год. Почему? Потому что хотя
    121 бюджет, который мы с вами получим уже через несколько дней, и предусматривает
    122 очень большой дефицит, дефицит средств, но даже в этой ситуации доходы
    123 бюджета подвержены очень серьёзным рискам. Мы все видим, что происходит, -
    124 риски неполучения тех или иных доходов очень существенные. А если эти доходы
    125 не будут получены, необходимо будет оперативно реагировать, потому что
    126 государство обязано в полном объёме выполнять все принятые на себя социальные
    127 обязательства. В этом смысл этого законопроекта.
    128
    129 Несколько предложений о том, что надо сделать ко второму чтению, и одно
    130 пояснение по поводу того, что здесь прозвучало относительно поправок,
    131 касающихся НДФЛ, потому что далеко не все понимают, о чём идёт речь.
    132 Президент дал поручение, чтобы в отношении доходов, превышающих 5 миллионов
    133 рублей, была ставка налогообложения 15 процентов, и сказал, что эти деньги
    134 должны направляться на лечение детей, и речь идёт о том, что эта сумма будет
    135 примерно 60 миллиардов рублей. Закон, который мы с вами ещё только будем
    136 рассматривать, написан так, чтобы человеку было максимально комфортно, чтобы
    137 не надо было бегать справки собирать, но мы же с вами понимаем прекрасно: а
    138 что, если у него несколько работ и налоговый агент не знает этого? Эту работу
    139 проведёт налоговая инспекция и сама направит потом квитанцию человеку, но это
    140 значит, что всё это будет по итогам года, следовательно, значительная часть
    141 этих средств поступит не в 2021 году, а в 2022-м, но президент сказал
    142 средства на лечение направить в 2021 году. Именно поэтому, работая с
    143 правительством в нулевом чтении, мы договорились, что эти средства
    144 резервируются в бюджете независимо от поступлений по НДФЛ. Этот закон нам ещё
    145 предстоит рассматривать, но, естественно, в Бюджетном кодексе вот это
    146 разграничение, о котором сейчас говорил Алексей Михайлович, должно быть, при
    147 этом, я подчёркиваю, оно сделано так, что все доходы регионов остаются у
    148 регионов, а эти средства идут на лечение детей. Но мы же понимаем, что
    149 орфанники в каждом регионе свои и средства нужны разные, следовательно,
    150 перераспределить их мы можем только через федеральный бюджет.
    151
    152 Что нам надо сделать во втором чтении, комитет предлагает в своём заключении.
    153 Нам надо внимательно отнестись к возможности сохранить регионам те же
    154 полномочия, что были у них в этом году; как я уже сказал, регионы ими
    155 пользовались аккуратно и очень эффективно. И мы договорились с
    156 правительством, что вот это как раз посмотрим на площадке Государственной
    157 Думы: будем обсуждать с регионами и, естественно, ко второму чтению
    158 обязательно подготовим на эту тему поправки.
    159
    160 Ну и наконец, последний вопрос - это вопрос о парламентском контроле. Мы
    161 договорились, что по бюджетному процессу, который начинается, трёхсторонняя
    162 комиссия как действовала, так и будет действовать в полном объёме. Мы обсудим
    163 все трансферты регионам перед первым чтением, после первого чтения посмотрим,
    164 что будет делаться. Здесь трёхсторонняя комиссия работает в полном объёме, но
    165 для того, чтобы обеспечить...
    166
    167 Можно ещё минуту, Александр Дмитриевич?
    168
    169 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.
    170
    171 МАКАРОВ А. М. ...но для того, чтобы обеспечить парламентский контроль за
    172 исполнением тех полномочий, которые мы передаём правительству, вот за этими
    173 тратами - это никогда не входило в полномочия трёхсторонней комиссии, речь
    174 идёт о тратах, которые правительство делает из резервного фонда, - мы
    175 договорились с правительством, что они представляют эти данные, чтобы
    176 оперативно рассматривать их на заседаниях комиссии. И я просто хочу сказать,
    177 чтобы было понятно, что только за период отпусков депутатов, после окончания
    178 сессии комиссия провела более 30 заседаний, на которых были рассмотрены
    179 предложения, финансируемые из резервного фонда правительства, на сумму более
    180 600 миллиардов рублей. Я могу сказать, что это: это и выплаты врачам, это и
    181 горячее питание, средства на которое пошли, для того чтобы обеспечить его с 1
    182 сентября, - вот все эти расходы обеспечивались комиссией. Поэтому на самом
    183 деле мы договорились, что ко второму чтению мы проработаем вопрос о том,
    184 чтобы, ни в коем случае не ущемляя возможности работы в полном объёме
    185 трёхсторонней комиссии, сохранить и этот механизм оперативного реагирования -
    186 механизм парламентского контроля. При этом я сразу хочу сказать, что все
    187 протоколы комиссии в тот же день получали все фракции Государственной Думы,
    188 потому что членами комиссии являются представители всех фракций, и фракции,
    189 насколько я знаю, извещали своих депутатов о тех решениях, которые
    190 принимались в отношении каждого региона, и депутаты могли этими данными
    191 пользоваться.
    192
    193 Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и в
    194 кратчайшие сроки доработать его ко второму чтению с учётом тех предложений,
    195 которые я изложил.
    196
    197 Спасибо за внимание.
    198
    199 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    200
    201 Есть ли вопросы?
    202
    203 Включите режим записи на вопросы.
    204
    205 Покажите список.
    206
    207 Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.
    208
    209 ГАНЗЯ В. А. Алексей Михайлович, у меня вопрос к вам. Вот за 2019 год
    210 неиспользованные средства бюджета - 1 триллион 121 миллиард рублей, и мы
    211 снова даём возможность направлять в резервный фонд правительства средства,
    212 которые не используются. А я хотела бы знать причины неиспользования вот этих
    213 средств и почему Правительство Российской Федерации продолжает вот эту
    214 практику - переводить деньги в резервный фонд Правительства Российской
    215 Федерации, но не меняет законы, которые приводят, собственно говоря, к такой
    216 вот ситуации.
    217
    218 ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, уважаемые депутаты! Завтра на
    219 пленарном заседании будет рассмотрен отчёт об исполнении федерального бюджета
    220 за 2019 год, и та тема, о которой вы, Вера Анатольевна, только что сказали,
    221 безусловно, будет рассмотрена со всех точек зрения: будут выявлены факторы,
    222 причины, которые приводят к таким остаткам, во всяком случае приводили в 2019
    223 году. Но о чём идёт речь в этом законопроекте? Мы говорим о том, что остатки,
    224 если они будут образовываться, не должны оставаться на едином счёте бюджета и
    225 не использоваться в следующем году, как это вообще должно делаться по нормам
    226 Бюджетного кодекса, их разрешается направлять в резервный фонд и по решению
    227 правительства, по абсолютно прозрачной процедуре направлять на те или иные
    228 приоритетные или неотложные нужды. Представляется, что в 2021 году этот
    229 механизм, который у нас применяется уже несколько лет, будет тем более
    230 востребован.
    231
    232 А вопрос о том, почему у нас образуются остатки, считаем, нужно рассматривать
    233 отдельно, над этим вопросом, безусловно, нужно и дальше продолжать работать.
    234
    235 Просим дать правительству на следующий год такие полномочия.
    236
    237 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    238
    239 МАКАРОВ А. М. Коллеги, если можно, я сейчас переведу на простой и понятный
    240 русский язык смысл той нормы, которая предлагается.
    241
    242 Вот смотрите, у нас всегда существовал такой порядок, что, если средства не
    243 использованы, они ушли и больше... дальше уже их куда-то распределяют и они
    244 куда-то идут. В своё время, три года тому назад, мы с вами, чтобы было
    245 понятно, приняли решение, в постановлении Думы его записали, в решении
    246 комитета это было - мы сказали нет. Вот, скажем, регион по каким-то причинам
    247 не смог израсходовать средства, но эта тема-то важна, может быть, для
    248 региона, и очень важно, чтобы эти деньги для региона не пропали. Но как их
    249 просто оставить, не разбираясь в причинах (так, по идее, они просто уходили,
    250 и на этом всё заканчивалось), не разбираясь в причинах того, почему это
    251 произошло? И мы сказали, что надо иметь возможность сохранить эти деньги на
    252 эти же цели, только поднять уровень принятия решений, чтобы люди, которые в
    253 правительстве отвечают за то, что средства не были использованы на эти цели,
    254 разъяснили уже правительству этот механизм и, соответственно, дали
    255 возможность эти средства направить на те же цели, что и делалось в течение
    256 вот этих лет, но уже по решению правительства и из резервного фонда.
    257
    258 И мы предлагаем этот режим сохранить. Чтобы деньги, если они не израсходованы
    259 (Вера Анатольевна справедливо говорит, мы действительно огромные средства не
    260 израсходовали), не пропали. Давайте отделим то, что на самом деле должно
    261 было быть истрачено, от того, что просто неэффективно пролежало год на
    262 счетах, с тем чтобы, если будет нужно, направить на решение, на выполнение
    263 тех же целей, но только чтобы это сделало правительство, одновременно
    264 спросив, почему эти средства за предыдущий год не израсходованы. Вот смысл
    265 этой нормы, поэтому, естественно, мы её поддержим.
    266
    267 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.
    268
    269 ИВАНОВ С. В. У меня вопрос к Алексею Михайловичу.
    270
    271 Уважаемый Алексей Михайлович, вот вы рассказали о корректировке объёма добычи
    272 нефти, в пояснительной записке говорится о том, что эти выпадающие доходы
    273 будут компенсированы из Фонда национального благосостояния. Если я ничего не
    274 путаю, Фонд национального благосостояния наполняется при стоимости нефти
    275 свыше 40 долларов за баррель. Получается, для того чтобы в этот фонд попало
    276 больше, очень выгодно сделать так, чтобы наша валюта была слабой. Как вы
    277 знаете, уже вчера за евро давали больше 90 рублей, и кое-кто говорит, что
    278 скоро будет и 100, и 90 рублей за доллар. А ведь не только правительство
    279 распоряжается валютой, но ещё и многие предприниматели, покупая валюту по
    280 такому курсу, закупают лекарства, какие-то там аппараты, технику и так далее.
    281 Вот в связи с этим у меня вопрос: насколько, по-вашему, подобные вещи могут
    282 сказаться, вызвать рост цен на такие продукты, как я привёл?
    283
    284 ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые депутаты! Этот вопрос
    285 захватывает очень много других вопросов, касающихся макроэкономического
    286 прогнозирования, но что касается данной конкретной поправки - у нас в
    287 Бюджетном кодексе написано, что базовые нефтегазовые доходы прогнозируются
    288 при валютном курсе и соответствующей базовой цене на нефть, то есть это не
    289 фактический курс, а расчётный. И суть данной поправки - устранить негативные
    290 влияния, негативные с точки зрения того, что мы вынуждены были бы сократить
    291 расходы, если бы поставили прогноз добычи нефти, как это требуется. Но
    292 поскольку мы считаем, что это временное отклонение от "равновесного" уровня
    293 добычи нефти, то считаем совершенно оправданным тот факт, что в данных
    294 конкретных условиях нам надо скорректировать правила расчёта базовых
    295 нефтегазовых доходов и сказать: давайте будем применять на 2021 год прогноз,
    296 который у нас существовал в предыдущем бюджетном цикле. И это как раз
    297 позволит свести к минимуму последствия реализации сделки ОПЕК.
    298
    299 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.
    300
    301 МАКАРОВ А. М. Коллеги, просто хотелось бы опять же немного дополнить, чтобы
    302 все понимали: мы ничего не меняем, ничего не изобретаем, мы с вами эти цифры
    303 утверждали год тому назад. По существу, сейчас правительство предлагает нам
    304 сохранить это для того, чтобы сохранить расходы, чтобы не сокращать расходы.
    305 Это не вопрос того, что правительство пытается что-то подстроить под какой-то
    306 курс или под какую-то добычу, это вопрос того, что мы с вами приняли в
    307 прошлом году. Кстати, мы принимали это всё-таки на три года, поэтому я вообще
    308 не вижу здесь проблемы как таковой. И Алексей Михайлович справедливо говорит,
    309 что этот вопрос вообще к данному законопроекту не имеет никакого отношения.
    310
    311 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    312
    313 Коллеги, есть ли желающие выступить? Представитель президента... А, есть.
    314
    315 Включите режим записи.
    316
    317 Покажите список.
    318
    319 Ганзя Вера Анатольевна.
    320
    321 ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, мы с вами рассматриваем очередной законопроект
    322 по бюджетному законодательству, и хотелось бы отметить вот что. Мы, наша
    323 фракция, безусловно, поддерживаем этот законопроект, тем не менее отмечу
    324 некоторые моменты.
    325
    326 Мы считаем, что всё-таки все эти новеллы половинчатые и, конечно, можно
    327 сделать гораздо эффективнее, улучшить результат, который мы получим от
    328 действия этого закона. Ну, например, по НДФЛ 15 процентов. Закон этот слегка
    329 подрезанный, я вам скажу. А почему бы нам не взять полноценный, полноправный
    330 законопроект о прогрессивном НДФЛ, который три фракции вносили в
    331 Государственную Думу, и не сделать так, чтобы пополнение бюджета было гораздо
    332 более весомым? Вот почему-то это не делается! Хотя, например, в Сбербанке 6,3
    333 миллиарда распределили на правление, в "Роснефти" - 3,5 миллиарда на совет
    334 директоров, то есть надо смотреть, у кого можно забирать и сколько можно
    335 забирать, точнее, даже нужно.
    336
    337 Мы сняли ограничения - это неплохо, но это тоже половинчатые меры, ещё
    338 посмотрим, как они будут работать. Например, дотации: понятное дело, для
    339 регионов - я имею в виду именно регионы - дотаций нет. Компенсации по
    340 бюджетным кредитам - то, что мы сегодня делаем, чтобы как-то нивелировать
    341 последствия, эти огромные цифры, - тоже недостаточны. Кредиты брать нельзя:
    342 даже если регион выходит на аукцион, то на такие конкурсы коммерческие и
    343 государственные банки просто не идут, то есть такой кредит тоже взять нельзя,
    344 а бюджетных кредитов мы теперь не предоставляем. Ну и как быть регионам, как
    345 выживать, как в конце концов бороться с коронавирусной инфекцией? А мы ведь
    346 требуем сегодня от регионов, чтобы были выполнены все задачи, в том числе
    347 национальные цели, национальные проекты, государственные программы! Мы
    348 требуем от регионов, но насколько мы обеспечиваем регионы ресурсами, чтобы
    349 это всё было выполнено? Вот мы считаем, что таких ресурсов крайне
    350 недостаточно.
    351
    352 Что же мы тогда делаем? А я вам говорю, Алексей Михайлович, что вы сегодня
    353 вынуждаете регионы урезать свои расходные полномочия, и они это делают.
    354 Значит, под нож могут пойти в том числе и разного рода социальные программы,
    355 социальные статьи и так далее. Вот этого допустить ни в коем случае нельзя,
    356 поэтому мы считаем, что ситуацию нужно менять.
    357
    358 Далее, мы не всё сделали. Есть законодательные положения о долговой
    359 устойчивости регионов, которые прописаны в 103-107 статьях Бюджетного
    360 кодекса, вот мы их тоже почему-то не меняем, хотя эти положения как раз дают
    361 нам возможность налагать серьёзные санкции в отношении регионов, у которых
    362 низкая долговая устойчивость.
    363
    364 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать? Нет.
    365 Докладчик?
    366
    367 Алексей Михайлович, пожалуйста, заключительное слово.
    368
    369 ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, что касается вопроса, который вы
    370 поставили, о долговой устойчивости, на заседании комитета это подробно
    371 обсуждалось, ещё в весеннюю сессию мы все вместе договорились о том, что
    372 вернёмся к этому вопросу в рамках осенней сессии. Ко второму чтению мы
    373 планируем этот вопрос внимательно вместе со всеми депутатами проработать и
    374 представить предложения, как поэтапно ввести эти законодательные положения,
    375 которые, я подчеркну, были приняты.
    376
    377 Сейчас речь не идёт о введении каких-то новаций, обсуждается вопрос, как
    378 сделать вхождение в это новое законодательство для субъектов Федерации,
    379 муниципалитетов, конечно с учётом изменившихся обстоятельств, как можно более
    380 мягким. И никаких выпадающих доходов у субъектов Российской Федерации в
    381 результате принятия данного закона не возникнет. Там написано, что увеличение
    382 доходов федерального бюджета произойдёт за счёт увеличения ставок налога на
    383 доходы физических лиц - этих доходов сейчас нет, и только в результате
    384 принятых решений об увеличении этого налога образуются дополнительные доходы,
    385 которые, как подчеркнул Андрей Михайлович, должны быть увязаны и будут
    386 увязаны с определёнными социальными расходами и могут реализовываться и
    387 администрироваться, только если они поступают в федеральный бюджет.
    388
    389 Спасибо за внимание.
    390
    391 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    392
    393 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении
    394 изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О
    395 приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской
    396 Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы
    397 Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения
    398 федерального бюджета в 2021 году", пункт 20.
    399
    400 Включите режим голосования.
    401
    402 Покажите результаты.
    403
    404 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 52 сек.)
    405 Проголосовало за 348 чел.77,3 %
    406 Проголосовало против 0 чел.0,0 %
    407 Воздержалось 2 чел.0,4 %
    408 Голосовало 350 чел.
    409 Не голосовало 100 чел.22,2 %
    410 Результат: принято
    411
    412 Принимается в первом чтении.