Проект федерального закона № 1020025-7 «Об исполнении федерального бюджета за 2019 год»

Идентификатор 32469
Номер 1020025-7
Тип документа Федеральный закон
Название Об исполнении федерального бюджета за 2019 год
Комментарий
Дата внесения 2020-09-10

Последнее событие, связанное с законопроектом

Стадия рассмотрения Опубликование закона
Событие рассмотрения Опубликование закона в "Парламентской газете"
Принятое решение (формулировка)
Дата последнего события 2020-10-22
Документ, связанный с событием рассмотрения законопроекта

Субъект законодательной инициативы

Депутаты
Орган государственной власти
  • Правительство РФ
  • Фракции

    Комитеты

    Ответственный комитет
    Профильный комитет
    Комитет-соисполнитель

    Стенограмма рассмотрения законопроекта

    Стадия: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

    Вопрос: О проекте федерального закона № 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год".

    0 Итак, проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2019
    1 год". Доклад официального представителя правительства министра финансов
    2 Российской Федерации Антона Германовича Силуанова.
    3
    4 СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,
    5 министр финансов Российской Федерации.
    6
    7 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Основной задачей бюджета
    8 прошлого года была реализация национальных целей развития, которые поставил
    9 Президент Российской Федерации. Для достижения этой задачи была обеспечена
    10 концентрация необходимых ресурсов: приняты изменения в налоговое
    11 законодательство, увеличена ставка НДС с 18 до 20 процентов, увеличен объём
    12 дефицита бюджета на 0,5 процента ВВП. Таким образом, мы создали финансовый
    13 задел для реализации тех задач, которые были поставлены. Были сформированы и
    14 утверждены паспорта национальных проектов. Важно, что эти паспорта были
    15 скоординированы с мерами субъектов Российской Федерации и органов местного
    16 самоуправления по достижению национальных целей развития. Была выстроена
    17 система мониторинга реализации нацпроектов, которая позволяет увидеть, куда
    18 идут ресурсы и каких результатов мы достигаем. На реализацию национальных
    19 проектов в целом предусмотрено с 2019 по 2024 год 14 триллионов рублей, в том
    20 числе 1,6 триллиона - в 2019 году.
    21
    22 Несколько слов об условиях исполнения бюджета. В прошлом году цены на нефть
    23 начали снижаться: в 2018 году цена на нефть составляла 70 долларов за
    24 баррель, а в прошлом году - 63,8, в текущем году мы видим дальнейшее снижение
    25 цен на этот вид углеводородов. При этом курс рубля сохранял устойчивость, и
    26 это стало возможным именно благодаря бюджетным правилам, которые мы с вами
    27 реализовывали. То есть бюджетные правила создавали возможность и пополнять
    28 резерв - Фонд национального благосостояния, и держать стабильным курс рубля
    29 независимо от цен на нефть и энергоносители. Инфляция составила меньше, чем
    30 ожидали, - 3 процента вместо 4 процентов. Это позволило снижать стоимость
    31 кредита и тем самым стимулировать определённую экономическую активность.
    32
    33 Рост ВВП в 2019 году составил 1,3 процента, что ниже, чем наши целевые
    34 индикаторы. Но реализация национальных проектов, хотел сказать, дала свои
    35 результаты, и мы видели, что в четвёртом квартале 2019 года и в первом
    36 квартале текущего года темпы роста экономики ускорились: в четвёртом квартале
    37 темп роста экономики составил 2,1 процента, а в первом квартале - 1,6
    38 процента. Но пандемия, безусловно, вмешалась в наши планы и существенно
    39 скорректировала темпы в более низкую плоскость.
    40
    41 Федеральный бюджет в 2019 году исполнен с профицитом - 1,8 процента. Профицит
    42 в первую очередь связан с дополнительным поступлением нефтегазовых доходов,
    43 которые в марте текущего года были зачислены в Фонд национального
    44 благосостояния. Таким образом, на 1 сентября текущего года Фонд национального
    45 благосостояния составляет 13,3 триллиона рублей, или 11,7 процента ВВП, а его
    46 ликвидная часть - 8,9 триллиона рублей, или 7,8 процента ВВП.
    47
    48 Несколько слов о расходах. Особенностью прошлого года стало начало реализации
    49 национальных проектов, и в связи с этим был реализован целый ряд новаций.
    50 Впервые в рамках реализации национальных проектов обеспечена увязка бюджетных
    51 ассигнований с конкретными результатами проектов. Органы управления проектами
    52 были наделены полномочиями по перераспределению бюджетных ассигнований в ходе
    53 исполнения бюджета, при этом эти решения предварительно рассматривались на
    54 трёхсторонней комиссии парламента. Внедрена система мониторинга реализации
    55 нацпроектов, и финансовые результаты, как мы говорили, увязаны с конкретными
    56 результатами. Я приведу несколько из них. Мы в Думе часто обсуждали
    57 необходимость развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий
    58 - в прошлом году таких ФАПов построено 432. На благоустройство выделены
    59 деньги, и это позволило обустроить 7 тысяч общественных территорий, что
    60 важно, потому что люди видят результаты работы бюджетных денег.
    61 Правительством и президентом ставилась задача более широкого использования
    62 сети Интернет в общеобразовательных организациях - так вот в прошлом году 17
    63 тысяч социально значимых объектов было подключено к Интернету. Расселено из
    64 непригодного для проживания жилого фонда 37 тысяч человек. Введено в
    65 эксплуатацию 104 новых объекта и создано 77 тысяч новых мест в
    66 общеобразовательных организациях. Это всё результаты работы бюджетных денег,
    67 результаты тех национальных проектов и программ, которые мы реализуем.
    68
    69 Не могу не остановиться на неиспользованных бюджетных ассигнованиях в прошлом
    70 году, их объём достиг 1,1 триллиона рублей. С одной стороны, это большие
    71 деньги, и они действительно не попали в экономику, с другой стороны,
    72 необходимо посмотреть, что это за остатки, и хотел бы пояснить, сейчас
    73 остановиться на этом вопросе.
    74
    75 Первая значительная часть - это государственные контракты, оплата которых
    76 перенесена на текущий год, их объём - 348 миллиардов рублей. Контракт
    77 заключён, деньги не использованы - мы приняли решение о переносе их на
    78 следующий год. Второе - это ассигнования и субсидии юридическим лицам и
    79 трансферты бюджетам субъектов, которые предоставлялись под потребность, то
    80 есть по факту выполнения работ, их объём - 63,5 миллиарда рублей. Третье -
    81 это остатки по национальным проектам. Тоже мы с вами приняли решение, чтобы
    82 неисполненные средства по национальному проекту не поднимать в Резервный
    83 фонд, а переносить на следующий год, то есть на текущий год, и объём таких
    84 остатков - 148 миллиардов рублей. И в конце 2019 года принято решение о
    85 переносе остатков по дотациям, то есть по поддержке субъектов Российской
    86 Федерации, чтобы эти деньги тоже не пропадали, а шли в текущем году на
    87 поддержку регионов, - 39 миллиардов рублей. Также это средства по оборонным и
    88 закрытым статьям расходов, перешедшие с прошлого года на текущий год, - около
    89 300 миллиардов рублей. Так что если посмотреть, что это за деньги, станет
    90 очевидно, что это деньги, которые работают в текущем году, и часть этих денег
    91 создала те резервные средства 2020 года, которые мы использовали в рамках
    92 ответа на вызовы, с которыми мы столкнулись в связи с пандемией и
    93 распространением коронавирусной инфекции.
    94
    95 Уважаемые депутаты, мы всегда рассматриваем отчёт как базу для выводов на
    96 будущее. Мы ещё раз смогли убедиться в том, что формирование бюджета исходя
    97 из бюджетных правил себя оправдывает: созданные в прошлые годы резервы
    98 работают в текущем году, причём не только в текущем году, но будут работать
    99 ещё и в следующем году, в проекте бюджета на трёхлетку мы вам будем
    100 докладывать об этих параметрах. Особое значение необходимо уделять проектному
    101 управлению. Национальные проекты, госпрограммы - всё это должно быть
    102 подчинено единым целям, которые определены президентом, должно быть чётко
    103 структурировано, результат бюджетных вложений должен выражаться в конкретных
    104 показателях - нам важны не столько деньги, сколько результат от использования
    105 этих денег. В следующем году такое целеполагание усилится.
    106
    107 Важным моментом прошлого года было поручение Государственной Думы в части
    108 того, чтобы все трансферты субъектам распределялись до начала финансового
    109 года, - это было сделано, и в текущем году принято соответствующее
    110 законодательное решение.
    111
    112 Также много обсуждался вопрос закупочного законодательства: несовершенство
    113 закупочного законодательства негативно влияло и на освоение бюджетных
    114 средств, и на использование бюджетных средств - в текущем году мы существенно
    115 его подправили и улучшили тем самым сам бюджетный процесс.
    116
    117 Ну и конечно, важная тема - анализ эффекта тех льгот, которые предоставляются
    118 в значительных объёмах. Мы сейчас строго следим, в Минфине создано
    119 подразделение, которое следит за соблюдением инвесторами тех обязательств,
    120 которые они берут на себя при предоставлении им льгот, налоговых расходов так
    121 называемых. И это тоже очень важно, для того чтобы каждая наша преференция
    122 работала на новые рабочие места и на инвестиции.
    123
    124 Уважаемые депутаты, в заключение хотел бы отметить, что по результатам
    125 анализа Счётной палаты отчёт за 2019 год признан достоверным, положительная
    126 тенденция - существенное сокращение объёма выявленных нарушений, за прошлый
    127 год их стало меньше более чем в три раза. Надеюсь, что в дальнейшем мы
    128 сократим количество ошибок и сведём их к минимуму.
    129
    130 Уважаемые депутаты, просим принять представленный правительством
    131 законопроект.
    132
    133 Спасибо за внимание.
    134
    135 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович.
    136
    137 Доклад Председателя Счётной палаты Российской Федерации Алексея Леонидовича
    138 Кудрина.
    139
    140 Пожалуйста.
    141
    142 КУДРИН А. Л., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.
    143
    144 Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Антон Германович, депутаты
    145 Государственной Думы! Счётная палата представляет заключение на отчёт об
    146 исполнении бюджета за 2019 год. Напомню, что год был в целом успешный, мы не
    147 знали ещё тогда о пандемии, все параметры экономики росли в основном. Но тем
    148 не менее это уже был год замедления экономического роста - он упал с 2,5
    149 процента до 1,3 процента. Бедность снизилась на 300 тысяч человек - конечно,
    150 мы понимаем, что в этом году, в год пандемии, бедность, к сожалению, растёт:
    151 по данным Росстата, выросла на 1,5 миллиона человек и достигнет 19,5
    152 миллиона. Это означает, что мы по-прежнему должны фокусировать своё внимание
    153 на этой группе населения и принимать дополнительные меры поддержки.
    154 Правительство на это обращает внимание. У нас в Счётной палате есть свои
    155 методические наработки по решению этих проблем, мы обсуждаем это с
    156 правительством.
    157
    158 Темп прироста инвестиций в 2019 году тоже падал - с 5,4 процента до 1,7, то
    159 есть инвестиции росли, но медленнее, чем раньше. Учитывая падение, уже в 2020
    160 году, по прогнозу Минэкономразвития, снижение будет на 6,6 процента -
    161 конечно, нужно перезапустить инвестиционный процесс, для того чтобы
    162 обеспечить экономический рост.
    163
    164 Профицит бюджета составил 2 триллиона, или 1,8 процента ВВП. Соответственно,
    165 часть профицита ушла в ФНБ, и в начале 2020 года ФНБ увеличился на 3,7
    166 триллиона рублей. Государственный долг вырос почти на 1 триллион рублей и
    167 составил 12,3 процента, он по-прежнему остаётся рекордно низким и является
    168 серьёзным резервом для таких кризисных лет, как нынешний год, - мы можем за
    169 счёт заимствований закрыть значительную часть потребностей федерального
    170 бюджета и заместить выпадающие доходы. Заимствования в этом году и в
    171 следующем году (они уже запланированы в проекте бюджета на трёхлетку, который
    172 утверждён на заседании правительства и будет в ближайшее время внесён) будут
    173 увеличены и составят в конце периода 2020-2022 годов 20-21 процент, что
    174 считаю приемлемым.
    175
    176 Доходы бюджета составили 20,2 триллиона рублей, или 18,3 процента ВВП, -
    177 доходы превысили окончательный прогноз и уточнённый бюджет на 218 миллиардов
    178 рублей.
    179
    180 Расходы составили 18,2 триллиона рублей. Ну, вы помните, что одной из самых
    181 главных проблем 2019 года является неисполнение расходов, которое составило 1
    182 триллион 121 миллиард рублей, в том числе 727 миллиардов по открытой части и
    183 394 миллиарда - по закрытой. Закрытую часть я раскрывать не буду, но,
    184 конечно, мы понимаем, что каждый 20-й рубль оказался невостребованным, - это
    185 потенциально непроинвестированные деньги в экономику, невыполненные заказы,
    186 это не полученные компаниями доходы, и, соответственно, это снижает потенциал
    187 экономического роста. Сейчас Антон Германович подробно остановился на этом
    188 вопросе, обращу только внимание, что основные неисполненные расходы были по
    189 разделам "Национальная экономика" - 252 миллиарда рублей, "Национальная
    190 оборона" - 236 миллиардов рублей, "Общегосударственные расходы" -
    191 233 миллиарда рублей. На уровне 90 процентов или меньше исполнены расходы по
    192 18 главным распорядителям бюджетных средств, в том числе Минприроды и
    193 Минкомсвязи, хотя они ключевые министерства, отвечающие за национальные цели
    194 и национальные проекты. Уже было сказано, что если обсуждать открытую часть,
    195 то нужно отметить прежде всего 727 миллиардов рублей, из которых 234
    196 миллиарда - нераспределённые резервные средства (они, конечно, могли бы
    197 работать на экономику), нарушение условий контрактов - 123 миллиарда,
    198 перечисление субъектам межбюджетных трансфертов по потребности - 49
    199 миллиардов и другие, в том числе отсутствие проектно-сметной документации -
    200 37 миллиардов, неперечисление имущественного взноса в фонд защиты дольщиков -
    201 35 миллиардов.
    202
    203 Теперь всё-таки о самом важном, о том, ради чего бюджет, - это те цели и
    204 показатели, которые мы учитываем в государственных программах. Программы
    205 призваны решать самые острые и насущные проблемы развития нашей страны.
    206 Вместе с тем методика оценки качества выполнения, которая утверждена в
    207 правительстве, сегодня, на наш взгляд, применяется неправильно. На этот год,
    208 ну, при оценке 2019 года, правительство применяет так называемые особые
    209 оговорки: если показатели не найдены, то есть нет фактических данных об
    210 исполнении того или иного показателя, они не принимаются во внимание, поэтому
    211 в результате мы получаем завышенную оценку. Если же принять, что если данных
    212 нет, то показатель равен нулю, то здесь будет другая картина: вместо 17
    213 программ, которые показаны правительством как высокоэффективные, получается
    214 15, по программам с эффективностью выше среднего вместо 17 программ
    215 получается 10, по программам с эффективностью ниже среднего - не 8 программ,
    216 а 10, и 7 программ являются неэффективными. Здесь уже другая картина по
    217 сравнению с тем, что предлагает правительство.
    218
    219 Минэкономразвития пояснило (на заседании комитета по бюджету мы этот вопрос
    220 обсуждали), что некоторые данные не получены в связи с задержкой поступления
    221 из-за пандемии. Предлагаю учесть этот момент, но в конце года провести
    222 вторую, дополнительную оценку исполнения государственных программ 2019 года,
    223 с тем чтобы получить объективную картину. Это очень важно, для того чтобы
    224 дальше настраивать программы развития нашей страны, можно этот вопрос учесть
    225 и в постановлении Государственной Думы.
    226
    227 Напомню, что одним из самых проблемных вопросов является ФАИП, у нас здесь
    228 тоже новый рекорд: 77,2 процента исполнения, часть объектов не сдана, по
    229 сути, это четверть проектов, десять ГРБС исполнили ФАИП с результатом ниже 50
    230 процентов - требуется серьёзно наводить порядок.
    231
    232 И по приватизации тоже рекорд. У нас 11,5 миллиарда получено по приватизации,
    233 но из них большая часть - это по сделкам, которые проведены в предыдущие
    234 годы, а по сделкам, собственно, продажи активов 2019 года получено всего 4,2
    235 миллиарда рублей. На мой взгляд, у нас экономика ещё огосударствлена, у нас
    236 госкомпании превалируют в экономике, но есть серьёзная возможность пустить
    237 частных инвесторов и частную мотивацию в наш инвестиционный процесс. В связи
    238 с этим мне кажется, что нужно выполнять и установку президента из мартовского
    239 послания 2018 года - об уменьшении доли государства в экономике.
    240
    241 В результате отчёт об исполнении бюджета за 2019 год мы считаем достоверным,
    242 проект закона можно принимать в первом чтении.
    243
    244 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    245
    246 Содоклад Андрея Михайловича Макарова.
    247
    248 Пожалуйста.
    249
    250 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Подробный
    251 доклад министра, подробный доклад Счётной палаты, цифры, представленные в
    252 отчёте, достоверны, а отчёт о бюджете - это закон о цифрах, и Счётной палатой
    253 проведён очень серьёзный анализ. Строго говоря, на этом можно было бы
    254 выступление от комитета и закончить. Знаете почему? Просто потому, что, я
    255 думаю, никого в этом зале и уж тем более за его пределами сегодня абсолютно
    256 не интересует, что происходило с исполнением бюджета в 2019 году, ведь все мы
    257 сегодня понимаем, что 2019 год был как будто в прошлой жизни. И если вообще
    258 сегодня о чём-то имеет смысл говорить, то, наверное, стоит говорить о том,
    259 какие уроки, какой опыт из этого последнего относительно благополучного года
    260 нам целесообразно вынести, для того чтобы обсуждать бюджет уже следующей
    261 трёхлетки. Строго говоря, об этом говорили и министр финансов, и председатель
    262 Счётной палаты.
    263
    264 Что мы должны извлечь, какие уроки? Вы знаете, когда мы говорим: вот 2019
    265 год... он же не сам по себе, он не один там какой-то. Если мы с вами возьмём
    266 период с 2000 года и посмотрим результативность того, что было, то увидим,
    267 что продолжительность жизни у нас в стране с 2000 по 2019 год выросла на
    268 восемь лет. Вы знаете, можно говорить всё что угодно, но я твёрдо убеждён,
    269 что для человека самое главное - это его жизнь, лишний день жизни - это самая
    270 большая ценность. И вот если говорить, что продолжительность жизни за это
    271 время увеличилась на восемь лет, мне кажется, это и есть главный показатель.
    272 Вот это первый вопрос, который хотелось бы отметить.
    273
    274 В то же время давайте посмотрим: продолжительность жизни увеличивается, а
    275 неудовлетворённость граждан медициной остаётся, все опросы показывают, что
    276 люди недовольны. И вот тогда мы с вами смотрим... абсолютно справедливо
    277 говорил сейчас Антон Германович, ведь действительно очень важно строить ФАПы
    278 - построено определённое количество, вот посмотрите, - создавать передвижные
    279 медицинские центры, которые помогают спасать жизни людей. Это правда всё
    280 есть, просто мы должны вспомнить, что мы восстанавливаем то, что на
    281 предыдущем этапе было разрушено. И вот текущие решения президента, которые
    282 были приняты на Госсовете, о том, чтобы на первичное звено медицины дать 500
    283 миллиардов рублей в ближайшее время, чтобы качественно изменить именно
    284 первичное звено нашей медицины, наверное, это то главное, что мы должны
    285 сегодня увидеть, рассматривая итоги 2019 года.
    286
    287 Посмотрите, вот госпрограмма... Да, я абсолютно согласен с Алексеем
    288 Леонидовичем, он абсолютно правильно говорит в отношении показателей
    289 госпрограмм, мы же об этом говорим каждый год, честно говоря, уже устали
    290 говорить. Вы знаете, вот я смотрю программу "Развитие внешнеэкономической
    291 деятельности" - замечательная вроде государственная программа, - смотрю
    292 индикаторы, показатели внешнеэкономической деятельности, вдумайтесь: участие
    293 Российской Федерации в переговорных мероприятиях Всемирной торговой
    294 организации. То есть у нас индикатор - это сколько раз мы съездили за границу
    295 с ними поговорить, это индикатор качества программы, по нему мы должны
    296 оценивать эту программу! Кстати, посмотрите второй индикатор - количество
    297 вновь выявленных ограничительных мер в отношении российских товаров, услуг и
    298 инвестиций на внешних рынках с динамикой к увеличению. То есть, у нас главная
    299 функция программы - посчитать, какие дополнительные ограничения в отношении
    300 нас ввели и сколько раз мы съездили их обсудить.
    301
    302 Коллеги, на самом деле это можно сказать по поводу большинства программ. Что
    303 тут скажешь? Да, абсолютно справедливо говорит Счётная палата: большинство,
    304 очень много показателей, которые вообще нельзя никак оценить.
    305
    306 Сейчас у нас совершенно другая задача, у нас задача - национальные цели,
    307 национальные проекты, уже с учётом того, что происходит в этом году. Они
    308 встраиваются в этот механизм, механизм, который не работал десять лет и
    309 работать не будет. Следовательно, сейчас, когда нам предстоит обсуждать
    310 бюджет трёхлетки, нам надо посмотреть каждую государственную программу уже не
    311 с точки зрения того, сколько раз ездили за границу, а с точки зрения того,
    312 какие показатели мы должны там увидеть, чтобы понять, как решаются задачи,
    313 поставленные президентом. Сейчас эта работа в правительстве идёт - она вот
    314 сейчас идёт, - через две недели мы с вами начнём её оценивать. Может быть,
    315 это тот главный урок, который целесообразно всё-таки вынести из отчёта об
    316 исполнении бюджета 2019 года.
    317
    318 Если говорить об экономике, вы знаете, давайте посмотрим на 2019 год как на
    319 определённый итог пятилетнего периода, который начинался в 2014 году. Почему
    320 в 2014 году? Вспомните конец 2014 года, когда действительно ударил серьёзный
    321 кризис. И вот если мы с вами посмотрим на период с 2014 по 2019 год, то
    322 увидим, что зависимость российского бюджета от нефти снизилась за пять лет на
    323 5,5 процентного пункта ВВП. Значит, всё-таки тенденция, что наша экономика
    324 постепенно отходит от углеводородной зависимости, реальна, она
    325 реализовывалась, и это тоже урок 2019 года, урок предыдущего периода, который
    326 мы должны будем сейчас в этих сложных условиях закрепить.
    327
    328 Когда мы рассматриваем бюджет 2019 года, наверное, можно много говорить. Если
    329 кого-то действительно интересует, что и как было, - вот здесь, в этих
    330 документах, всё, всё о бюджете 2019 года, здесь позиции всех комитетов. Я
    331 благодарен, кстати, всем комитетам, они представили очень серьёзные материалы
    332 по анализу того, что было. Здесь все эти материалы есть, мы представили и
    333 критику, и позитив, здесь всё есть. Так что если кто-то захочет это изучить -
    334 пожалуйста.
    335
    336 Единственное, что могу сказать: если когда-то историки захотят заняться тем,
    337 что было в 2019 году, то они обязательно вспомнят дискуссию о том, каким
    338 должно быть бюджетное правило, какой должна быть цена на нефть, и споры о
    339 том, сколько будет стоить нефть в каком году. Кстати, я думаю, что сегодня
    340 можно смело сдать в архив все эти споры по двум причинам. Если вы посмотрите
    341 на динамику себестоимости сланцевой нефти в Соединённых Штатах (а Соединённые
    342 Штаты сегодня на первом месте по добыче нефти), вы поймёте, что никаких
    343 долговременных трендов на повышение цены, на появление высокой цены на нефть
    344 больше не будет, и мы должны научиться жить своими силами. Год тому назад в
    345 этом зале мы предупреждали, что в 2020 году нас ждёт кризис, которого мир не
    346 знал со времён Великой депрессии. То, что мы обещали в прошлом году, к
    347 сожалению, случилось. Но вот сегодня мы можем пройти этот кризис именно
    348 благодаря тому, что тогда мы не торпедировали бюджетное правило и смогли
    349 создать резервы, которые позволяют нам сегодня выполнять социальные
    350 обязательства. И очень хотелось бы, чтобы именно такой подход и сохранился,
    351 когда мы с вами будем рассматривать бюджет следующей трёхлетки.
    352
    353 Комитет предлагает принять отчёт правительства и утвердить его.
    354
    355 Спасибо за внимание.
    356
    357 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.
    358
    359 Коллеги, мы договорились на заседании Совета Государственной Думы, что будет
    360 задано по одному вопросу от фракции любому из докладчиков. На вопрос -
    361 минута, на ответ - до трёх минут.
    362
    363 От фракции КПРФ - Ганзя Вера Анатольевна.
    364
    365 Пожалуйста.
    366
    367 ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.
    368
    369 Уважаемый Антон Германович, мы ставим амбициозные национальные цели, не
    370 обеспечивая их достижение необходимыми ресурсами. Огромные средства ФНБ
    371 выведены из экономики, темпы роста ВВП снизились до 1,3 процента, доходы
    372 населения не росли, количество регионов с дефицитом бюджета выросло за год с
    373 15 до 35, и ведь не достоверность, а именно это ключевые критерии работы. При
    374 этом неосвоение средств достигло рекордной цифры в 1 триллион 121 миллиард
    375 рублей, эффективность госпрограмм тоже вызывает большие сомнения. В общем, мы
    376 считаем такие результаты провальными. Почему вы ничего не меняете из года в
    377 год, более того, считаете такую политику эффективной? И вот интересно, какую
    378 реальную оценку можно поставить за такие результаты?
    379
    380 СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо за вопрос.
    381
    382 Уважаемые депутаты, был высказан целый ряд замечаний, на которых в докладе я
    383 постарался остановиться, речь шла и об освоении средств, и я пояснил, откуда
    384 взялся этот 1 триллион. Можно было бы этот триллион отдать, как раньше это
    385 делалось. Если бы у нас не было жёстких принципов казначейского исполнения,
    386 целеполагания в отношении выделяемых денег, то эти деньги мы просто отдали бы
    387 в экономику, и они не работали бы, а лежали на счетах в банках, зато у нас
    388 был бы хороший уровень исполнения бюджета. Но эти деньги мы сохранили, и эти
    389 деньги работают на те же самые цели, только уже в текущем году, к тому же мы
    390 создали ещё резерв. Это первое соображение.
    391
    392 Второе - это, конечно, целеполагание. С каждым годом (это было и ваше
    393 поручение) мы всё большую и большую долю расходов привязываем к конкретным
    394 результатам. Это касается нацпроектов. Сейчас вот после обсуждения в комитете
    395 по бюджету ещё раз председатель правительства дал поручение отформатировать
    396 государственные программы в соответствии с механизмами нацпроектов. То есть
    397 будет видно, какой будет получен результат от каждого рубля. И вот это самое
    398 главное: мы должны не просто распределять деньги, не просто финансировать -
    399 мы должны отчитываться о результатах. Мне кажется, что это самый главный
    400 вывод прошлого года, и в этом направлении мы работаем и дальше будем работать
    401 более усиленно.
    402
    403 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.
    404
    405 ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич.
    406
    407 Уважаемый Антон Германович, Андрей Михайлович призвал извлекать уроки из
    408 опыта 2019 года - наверное, это правильно. В связи с этим вопрос: какие
    409 механизмы поддержки регионов сработали в 2019 году, какие показали свою
    410 эффективность и будут совершенствоваться в последующем с учётом предстоящего
    411 принятия бюджета на грядущую трёхлетку, какие, наоборот, не сработали, не
    412 оправдали ожиданий и нуждаются в корректировке, а, может быть, в отмене?
    413
    414 СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Алексей Николаевич, уважаемые депутаты!
    415 Действительно, мы вовремя очень - спасибо вам! - приняли решение о поддержке
    416 субъектов Российской Федерации. 300 миллиардов рублей - дотация на
    417 сбалансированность, это плюс 200 миллиардов рублей к тому, что у нас было
    418 запланировано на помощь субъектам Российской Федерации, и пошли эти деньги, и
    419 сейчас идут, вот 200 миллиардов уже распределено, ещё 100 осталось. Эти
    420 деньги будут работать на поддержку тех регионов, которые больше всего
    421 пострадали, и здесь разные регионы: и те, которые считались устойчивыми,
    422 регионами-донорами, и те, которые нуждались и нуждаются в государственной
    423 поддержке. Поэтому увеличение дотаций на сбалансированность - это наша
    424 антикризисная мера, она сработала, и она работает.
    425
    426 И второе направление - это решение о реструктуризации бюджетных кредитов. Мы
    427 с вами приняли решение об облегчении долгового бремени: сдвижка вправо
    428 обязательств по погашению бюджетных кредитов субъектами Российской Федерации
    429 и стимулирование высвобождаемые средства направлять на новые инфраструктурные
    430 инвестиционные проекты, а доходы от этих проектов будут направляться на
    431 уменьшение задолженности перед федеральным бюджетом. Очень хорошая мера - мы
    432 считаем, что субъектам Российской Федерации здорово помогли таким образом.
    433
    434 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Быков Олег Петрович, пожалуйста.
    435
    436 БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
    437
    438 Вопрос председателю комитета.
    439
    440 Уважаемый Андрей Михайлович, мы видим не совсем утешительные итоги исполнения
    441 бюджета в относительно благополучном, как вы правильно отметили, 2019 году.
    442 Уровень реализации федеральной адресной инвестиционной программы является
    443 самым низким за последние 20 лет - если округлить, то 77 процентов. Не
    444 завершено более 14 тысяч самых разных объектов, включая недостроенные
    445 больницы, школы, поликлиники и детские сады. В целом не исполнены расходы
    446 федерального бюджета более чем на 1 триллион рублей. Институт государственных
    447 программ вновь показывает в этой части свою неэффективность, сегодня мы
    448 услышали оценку в отношении госпрограмм со стороны Счётной палаты - согласно
    449 информации Счётной палаты, не могут быть оценены или имеют низкую
    450 эффективность 22 госпрограммы на общую сумму более 3,5 триллиона рублей, а
    451 это вопросы, связанные с реализацией национальных проектов, целей и задач,
    452 которые поставил президент, направленных на улучшение качества жизни людей и
    453 развитие экономики. Какие комитет видит действия, какие действия необходимо
    454 предпринять, чтобы мы с такими проблемами не сталкивались в будущем?
    455
    456 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макарову включите микрофон.
    457
    458 Пожалуйста, Андрей Михайлович.
    459
    460 МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос.
    461
    462 Коллеги, вы знаете, мне кажется, очень важно понимать, что вот то, что надо
    463 делать сейчас, - это трёхлетний бюджет, который к нам придёт сейчас.
    464 Председатель правительства, когда в правительстве на прошлой неделе
    465 рассматривался проект бюджета, дал поручение всем министрам идти в
    466 Государственную Думу и не просто отстаивать государственную программу,
    467 позиции правительства, а объяснять каждую цифру, которая стоит в
    468 госпрограмме, а главное (я цитирую по памяти то, что сказал председатель
    469 правительства) - пояснять, какой эффект дадут эти средства, в какие сроки и
    470 какой результат ждёт правительство от этих вложений.
    471
    472 Мне кажется, главное, что мы можем сделать, - это сделать так, чтобы все
    473 профильные комитеты, я уверен, рассмотрели это очень подробно, потом мы
    474 посмотрим, сопоставим вместе уже с профильными комитетами на заседании
    475 бюджетного комитета. И вот парламентский контроль за расходованием этих
    476 средств - это главное, что в этой ситуации мы можем сделать. Правительство
    477 изменило подходы, наша задача - сделать так, чтобы эти подходы были более
    478 эффективными.
    479
    480 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.
    481
    482 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Антон Германович, в этом зале вы неоднократно обещали
    483 вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам. Три года уже
    484 прошло - знаете, обещанного три года ждут, мы ждём уже пятый год. В данный
    485 момент, в этом году каждый работающий пенсионер ежемесячно недополучает 4490
    486 рублей в среднем, это пенсионер, получающий среднюю пенсию, а неработающий
    487 недополучает 1209 рублей, и всё из-за того, что в 2016 году пенсия была
    488 проиндексирована не на 12,9 процента, а только на 4 процента. Вот как вы
    489 считаете, при двухтриллионном профиците бюджета (причём два года подряд)
    490 настало время, когда у бюджета появились деньги? Вы тогда говорили, мол,
    491 появятся деньги и мы вернёмся к вопросу, - вот настало время или нет вернуть
    492 долги пенсионерам?
    493
    494 СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо, уважаемый Валерий Карлович. Уважаемые депутаты, вы
    495 знаете, здесь вопрос не только денег. Мы с вами действительно говорили о том,
    496 что работающие пенсионеры... они работают и ещё получают и заработную плату,
    497 которая индексируется. Мы видим, как растёт средняя заработная плата по
    498 экономике, она также растёт и у пенсионеров, которые работают.
    499
    500 Что такое пенсия? Пенсия - это, по сути дела, компенсация за то время труда,
    501 когда человек работал, и когда он вышел на пенсию, он не работает, а пенсия -
    502 это компенсация за тот труд, который у него был в период трудовой
    503 деятельности. Когда человек, являющийся пенсионером, работает, он имеет
    504 возможность получать доходы от своей работы, и он имеет возможность получать
    505 соответствующие доходы, которые необходимы, так сказать, для его
    506 деятельности. Конечно, мы с вами обсуждали эту тему и тоже договорились, что
    507 когда человек выходит на пенсию, уже не работает, то та пенсия, которая была
    508 начислена, пересчитывается с учётом всех индексаций, которые были произведены
    509 за период его работы. Поэтому, когда человек по-настоящему выходит на пенсию,
    510 пенсия от этого не меняется, он ничего не теряет, а в период работы
    511 пенсионер, конечно, получает ещё и вознаграждение за труд, когда трудится на
    512 предприятии, в организации и так далее. Поэтому вопрос обеспеченности
    513 пенсионера в период его работы, мне кажется, решается. А вопрос выхода
    514 пенсионера на пенсию и доиндексации, доучёта всех тех индексаций, которые
    515 должны быть произведены, тоже решается - мы с вами приняли соответствующие
    516 законодательные акты. Так что мне кажется, что в целом мы вопрос пенсионного
    517 обеспечения пенсионеров, работающих и неработающих, урегулировали.
    518
    519 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    520
    521 Переходим к выступлениям представителей фракций.
    522
    523 От фракции КПРФ - Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста.
    524
    525 ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно,
    526 правительством в лице Министерства финансов и Казначейства проделана
    527 определённая и значимая работа, для того чтобы страна жила, функционировала и
    528 вопросы решались. Но вот в какой мере вопросы решались - это и есть как раз
    529 главный вопрос сегодняшнего обсуждения. Сегодня перед нами стоит не просто
    530 бухгалтерская задача, балансы подводить, тем более материалов достаточно и
    531 материалы действительно хорошо подготовлены, но нужно дать оценку с точки
    532 зрения политических задач, потому что бюджет - это основной документ страны.
    533
    534 В конечном итоге сам министр Антон Германович выступал и говорил, как
    535 выполнены национальные цели развития. Так вот, позиции выполнения задач
    536 национального развития: реально располагаемые денежные доходы за 2019 год у
    537 нас выросли на 1 процент, - вы прекрасно понимаете, к метру один сантиметр
    538 прибавился, так? - реально назначенные пенсии выросли на 1,5 процента,
    539 бедность на уровне 12,3 процента, то есть в конечном итоге никакого движения
    540 в 2019 году не было. И более того, никак правительство не может использовать
    541 те самые средства, которые в доходной части бюджета на расходы переводятся, и
    542 эти расходы остаются неиспользованными. (Я цифры сейчас приводить не буду,
    543 потому что времени всего три минуты, это очень мало.)
    544
    545 Вот такие итоги мы не можем признать удовлетворительными. Продолжаем
    546 отставать от мирового развития, с каждым годом отстаём, отстаём, здесь все
    547 гимны поём, говорим, мол, всё хорошо, идём дальше, накапливаем резервы, а на
    548 самом деле-то расхождение огромное! И более того, страна никак не может выйти
    549 на уровень 1990 года - я неоднократно об этом говорил, - а это основная
    550 задача. Слушайте, для чего тогда надо было ломать всю страну, если за 30 лет
    551 не можем выйти на уровень 1990 года? И при этом, собственно, правительство
    552 чувствует себя хорошо, и вроде бы власть у нас устойчивой называется.
    553
    554 Я не буду называть другие цифры, единственное скажу: что это за
    555 правительство, что это за власть, которая не может использовать выделенные
    556 средства? Национальная экономика - 92 процента, ЖКХ - 84 процента, культура -
    557 87 процентов... Более того, получается, бюрократия настолько сильно развита,
    558 что первые три месяца средства распределяем, потом доводим, а в сентябре уже
    559 средства министерства не берут, потому что они могут быть не использованы, -
    560 в конечном итоге мы три месяца в году работаем, и бюджет, по сути дела, никак
    561 вот это положение изменить не может.
    562
    563 Мы, фракция КПРФ, не можем позитивно голосовать за этот бюджет. Мы
    564 проголосуем против, наше требование - изменить экономический курс, с тем
    565 чтобы действительно перейти к решению задач, которые стоят перед нашей
    566 национальной экономикой, стоят перед нашей страной, чтобы... (Микрофон
    567 отключён.)
    568
    569 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    570
    571 Катасонов Сергей Михайлович.
    572
    573 КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.
    574
    575 Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже не будет голосовать за данный отчёт.
    576
    577 Достаточно печально, но, когда я читал отчёт правительства, я всё время ловил
    578 себя на мысли, что мы как будто, ну, в конце этого года, и всё время
    579 казалось, что это цифры, результаты уже 2020 года. Но фактически-то, обращаю
    580 внимание, это 2019 год, это год, когда ещё не было пандемии, и снижение роста
    581 ВВП с 2,5 процента до 1,3 процента произошло в прошлом году - тогда, на мой
    582 взгляд, вот тех причин, на которые мы сошлёмся в этом году, когда будем и
    583 бюджет принимать, и отчёт обсуждать, конечно же, ещё не было. Плохо. Нужно
    584 сказать, что розничный оборот практически в полтора раза в прошлом году
    585 уменьшился, рост реальных зарплат... не было падения, но рост снизился в 3
    586 раза по сравнению с 2018 годом, то есть всё достаточно печально.
    587
    588 Мы вчера, когда бюджетообразующие законы принимали, говорили об инвестициях и
    589 как бы выражали опасение, что повышение налоговой нагрузки приведёт к
    590 проблемам. В 2019 году произошло снижение роста инвестиций: если в 2018-м
    591 было 5,4 процента, то в 2019-м - 1,7, представляете? Это от той доли, от тех
    592 20 процентов, что необходимо вкладывать, 1 процент! То есть мы, я так
    593 понимаю, только через 100 лет выйдем, наверное, на показатель 25 процентов, к
    594 которому стремимся.
    595
    596 Ещё вот что удивило, конечно. Написано в документе, что произошло завершение
    597 консолидации и переход к стимулирующей бюджетной политике в прошлом году.
    598 Получилось так, что мы к стимулирующей политике перешли, в результате чего у
    599 нас рост ВВП в 2 раза снизился, рост зарплаты, рост инвестиций снизился и так
    600 далее. Может быть, надо было это предложение убрать? Особенно мне не
    601 понравилось, что, как здесь написано, в качестве мер были приняты
    602 управленческие решения в части внесения изменений в сводную роспись
    603 федерального бюджета и так далее, - вот эти вещи, конечно, не надо было
    604 делать.
    605
    606 Ну, по налогам, по доходной части, у нас провал по нефтегазовым доходам.
    607 Написано: 39 процентов доля - у меня такое ощущение, что мы решили долю
    608 нефтегазовых доходов снизить не за счёт роста ненефтегазовых доходов, а
    609 просто за счёт снижения нефтегазовых доходов. И налоговый манёвр, о котором
    610 мы много раз говорили, и другие составляющие тоже... Вот, в частности, я
    611 увидел, что по табаку, о чём мы вчера говорили, снижение акцизов по сравнению
    612 с прошлым годом на 6 миллиардов, - Антон Германович, вот по тем 80
    613 миллиардам, которые мы закладываем за счёт роста акцизов на табак, в 2020
    614 году мы тоже получим снижение, это неправильная мера стимулирования.
    615 (Микрофон отключён.)
    616
    617 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев Андрей Константинович.
    618
    619 ИСАЕВ А. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы с
    620 вами рассматриваем исполнение бюджета последнего предкризисного,
    621 предковидного года. И, несмотря на все критические замечания, которые
    622 справедливо здесь были высказаны, мы должны констатировать, что бюджет
    623 исполнен полностью и хорошо, что все социальные обязательства государства
    624 выполнены, что мы существенно продвинулись по пути достижения национальных
    625 целей. За этими цифрами стоит решение проблем конкретных людей: почти 300
    626 тысяч молодых семей впервые получили ежемесячное пособие на первого ребёнка,
    627 почти 80 тысяч дополнительных мест создано в яслях, свыше 77 тысяч мест - в
    628 школах. Мы спорили в этом зале по поводу того, эффективны или неэффективны
    629 меры, предложенные по поддержке предпенсионеров, - вот 140 тысяч
    630 предпенсионеров прошли переобучение и получили дополнительные специальности.
    631 Мы говорили о том, что надо исправлять перегибы оптимизации здравоохранения,
    632 - 432 фельдшерско-акушерских пункта и амбулатории было создано только в 2019
    633 году. Для нас, для "ЕДИНОЙ РОССИИ", очень важно, что развивается наша
    634 программа благоустройства придомовых территорий, и свыше 7 тысяч дворов
    635 только в 2019 году было благоустроено.
    636
    637 Можно называть и другие цифры, но, пожалуй, самый главный результат 2019 года
    638 - это то, что укрепилась финансовая политика государства, вырос тот самый
    639 резерв, который позволил нам пережить этот тяжёлый 2020 год.
    640
    641 Уважаемые коллеги, в последние месяцы не было отбоя от советчиков, каким
    642 именно образом нам надо израсходовать Фонд национального благосостояния,
    643 причём наиболее азартно его делили те же самые люди, которые последовательно
    644 критиковали фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за создание Фонда национального
    645 благосостояния и за следование жёсткому бюджетному правилу, которое позволило
    646 это сделать. Я согласен с Андреем Михайловичем Макаровым, что главная задача,
    647 когда мы изучаем бюджет уже прошлого года, - это извлечь уроки на будущее.
    648 Главный урок на будущее состоит в том, что бюджетная политика должна быть
    649 разумной и реалистичной, только это позволит выполнять социальные
    650 обязательства, а значит, не обманывать ожидания людей, и только это позволит
    651 преодолеть любые трудности, с какими ни столкнулась бы наша страна. Будем
    652 этому следовать и при принятии бюджета следующего года! (Аплодисменты.)
    653
    654 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    655
    656 Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
    657
    658 ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Диву
    659 даёшься, чего тут только ни услышишь! Оказывается, мы существенно
    660 продвинулись в достижении национальных целей в результате исполнения бюджета
    661 2019 года. Интересно, это каких национальных целей вы достигли здесь? Если
    662 говорить о национальных целях, которые поставил президент, то мы их не
    663 достигли, мы от них отдалились, от достижения этих целей. Только о двух
    664 скажу.
    665
    666 Первое, достижение темпов экономического роста выше среднемировых. Как мы
    667 знаем, среднемировые темпы были 3 процента, а у нас - 1,3. Мы достигли? Не
    668 достигли! Были у нас все основания рассчитывать на то, что мы их можем
    669 достичь? Были! Потому что у нас профицит бюджета - 2 триллиона рублей. Почему
    670 они не работали на российскую экономику, почему они на экономику США
    671 работали? Там, в США, да наверное, с помощью наших денег достигли своих
    672 национальных целей и добились темпов роста выше среднемировых. Вы тогда
    673 уточняйте, о какой стране говорите! Это первое замечание.
    674
    675 Второе, - оказывается, мы главного добились: укрепилась финансовая политика
    676 государства. Да, действительно, если два года подряд по 2 триллиона рублей
    677 складывать в кубышку и при этом поднять НДС, отменить индексацию пенсий
    678 работающим пенсионерам, уменьшить индексацию пенсий неработающим пенсионерам
    679 и поднять пенсионный возраст. Ну так, на минуточку, сейчас я зачитаю цифры,
    680 сколько в 2019 году было отнято у каждого пенсионера: неработающий пенсионер,
    681 подчёркиваю, неработающий - 1163 рубля (если кто-то не знает, объясню, откуда
    682 эта цифра: в 2016 году проиндексировали пенсию на 4 процента, а должны были
    683 на 12,9 процента, 8,9 процента от средней пенсии - это примерно 1100 рублей,
    684 теперь проведите индексацию, которая должна была быть проведена, - получается
    685 1163 рубля каждый месяц); работающий пенсионер терял 3841 рубль каждый месяц.
    686 Это в 2019 году. В этом году цифры следующие: каждый неработающий
    687 недополучает 1209 рублей, каждый работающий - 4490 рублей. Нам говорят: они
    688 же деньги зарабатывают! Вы знаете, я не поленился, зашёл в Интернет,
    689 посмотрел среднюю зарплату уборщиц, вахтёров. Какая средняя зарплата? 12-15
    690 тысяч, и вы у них забираете 4,5 тысячи - вот как они "обогатились"! Так
    691 поэтому они и не идут работать, а у нас дефицит кадров!
    692
    693 Мы голосуем против принятия этого законопроекта, утверждения исполнения этого
    694 бюджета и считаем, что нужно сделать выводы, - прислушайтесь к председателю
    695 комитета Макарову!
    696
    697 Спасибо за внимание.
    698
    699 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    700
    701 Теперь заключительное слово.
    702
    703 Антон Германович, пожалуйста, сначала вы.
    704
    705 СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
    706 Действительно, мы каждый год, когда рассматриваем отчёт, выносим уроки, и эти
    707 уроки сформулированы, мы их прекрасно понимаем, мы понимаем, что делать, и
    708 эти уроки будут имплементированы в проект бюджета, который мы внесём в конце
    709 текущего месяца в Государственную Думу.
    710
    711 Уважаемые депутаты, хотел бы вас поблагодарить за рассмотрение бюджета, мы
    712 очень хорошую работу провели в комитете. Ещё раз просим поддержать этот
    713 законопроект.
    714
    715 Спасибо за внимание.
    716
    717 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    718
    719 Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.
    720
    721 МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вы знаете,
    722 на самом деле голосовать против этого закона - это всё равно что голосовать
    723 против таблицы умножения. Просто, понимаете, голосовать против цифр, что вот
    724 столько выделено, и Счётная палата подтверждает, что ну да, выделено...
    725 Понимаете, можно спорить, можно всё что угодно, но вот, я ещё раз говорю,
    726 идея голосовать против таблицы умножения мне в принципе нравится: это у нас
    727 уже традиционно, практически такая забава, то есть нормально каждый год
    728 голосовать против, уже практически привыкли. Это нормально.
    729
    730 О чём хотел сказать? О действительно важном. Дело в том, что от того,
    731 проголосуем мы сегодня за этот закон или проголосуем против, поверьте, ничего
    732 не изменится: 2019 год закончился, бюджет уже исполнен, и сейчас мы говорим о
    733 том, что потрачены были деньги эти или нет. А вот как сделать так, чтобы
    734 рассмотрение такого закона действительно имело большее значение, чтобы
    735 рассмотрение шло не так вот, впритык перед бюджетом на следующую трёхлетку, а
    736 раньше? Ведь именно эту задачу поставил Председатель Государственной Думы
    737 перед нами. И вот мы начали работу вместе с Министерством финансов, и мы
    738 полагаем, что вполне могли бы сжать сроки, для того чтобы рассмотрением этого
    739 закона, скажем, завершали сессию. Ну, мы же продлили реально работу
    740 парламента на июль, мы до конца июля работаем, и может быть, действительно
    741 имело бы смысл сделать так, чтобы в завершение весенней сессии парламента мы
    742 рассматривали итоги предыдущего года. Тогда, кстати, больше времени
    743 оставалось бы на доработку бюджета той трёхлетки, которая будет. Но для этого
    744 надо достаточно серьёзно посмотреть вопросы, связанные с бухгалтерским
    745 учётом, потому что это же вопрос не только цифр, которые мы называем по
    746 бюджету, это вопрос отчётности компаний, это вопрос того, когда эти цифры
    747 приходят. Вот эту работу сейчас с Министерством финансов мы ведём, и
    748 наверное, уже не по итогам 2020 года, потому что этих изменений нет, но по
    749 крайней мере отчёт об исполнении бюджета 2021 года те, кто придёт нам на
    750 смену, смогут рассматривать уже в весеннюю сессию. Вот это очень важно.
    751 Важно, чтобы этот закон рассматривался действительно как возможность серьёзно
    752 поработать над бюджетом следующего года.
    753
    754 Ну и наконец, последнее, о чём я хотел бы сказать. Я хотел бы поддержать
    755 Валентина Сергеевича Шурчанова - он абсолютно прав, когда говорит о том, что
    756 не надо было разваливать страну, если сегодня мы занимаемся тем, что пытаемся
    757 восстановить что-то. Абсолютно согласен, Валентин Сергеевич: не надо было
    758 разваливать. Я просто хочу напомнить, что те, кто подписывал в Беловежской
    759 Пуще беловежские соглашения, насколько я помню, были не последними людьми в
    760 той партии, которую вы представляете.
    761
    762 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
    763
    764 Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "Об исполнении
    765 федерального бюджета за 2019 год".
    766
    767 Включите режим голосования.
    768
    769 Покажите результаты.
    770
    771 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 14 сек.)
    772 Проголосовало за 272 чел.60,4 %
    773 Проголосовало против 53 чел.11,8 %
    774 Воздержалось 1 чел.0,2 %
    775 Голосовало 326 чел.
    776 Не голосовало 124 чел.27,6 %
    777 Результат: принято
    778
    779 Принимается.
    780